Анализ стихотворения блока в ресторане

Одно из самых сложных произведений Блока, стихотворение “В ресторане” наполнено множеством смыслов. Лучше понять его поможет краткий анализ “В ресторане” по плану. Этот разбор может быть использован на уроке литературы в 11 классе как основной материал или в качестве дополнительной информации.

Анализ стихотворения Блока В ресторане

  • Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением В ресторане.
  • История создания – стихотворение написано в 1910 году и посвящено звезде питерской богемы Ольге Судейкиной.
  • Тема – разочарование в любви и надежда на встречу с человеком, который может излечить разбитое сердце.
  • Композиция – это одночастное произведение, описывающее сюжетную сцену с началом, кульминацией и завершением.
  • Жанр – лирическое стихотворение.
  • Стихотворный размер – разностопный анапест с перекрестной рифмовкой.
  • Эпитеты – “бледное небо”, “желтая заря”, “черная роза”, “золотой аи”, “испуганная птица”.
  • Сравнения – “золотой как небо”, “словно сон мой”.
  • Метафоры – “небо сожжено пожаром зари”, “запели смычки”, “движенье испуганной птицы”, “вздохнули духи”, “задремали ресницы”, “зашептались тревожно шелка”.

Стихотворение “В ресторане” написано в 1910 году и в значительной степени перекликается с тем, которое было написано ранее, гораздо более известным – “Незнакомкой”.

Однако у этой истории есть совершенно определенная героиня – Ольга Судейкина. Блок был знаком с этой женщиной с детства, и впоследствии она станет его близким другом.

Но пока что написанное им посвящение наполнено горечью и разочарованием – в женщинах, в любви и даже в себе.

Дело в том, что именно в этот период Блок переживал очень сложный в личном плане период – та, которую он считал своей судьбой, ушла от него к другому мужчине. Супруга не просто изменяла ему, но родила ребенка от одного из своих любовников. Поэт, не переставая любить жену, все же не может не чувствовать боль. Он выплескивает ее со свойственным ему изяществом – в творчестве.

Лирический герой, стремившийся к недосягаемому идеалу, разочарован тем, что не может найти его в реальном мире. Женщина, которая казалось ему прекрасной и далекой, на деле оказывается такой же продажной, как и все в этом мире.

Основная тема этого произведения – разочарование в любви, которое очень остро испытывает лирический герой. Очевидно, что когда-то он был настроен романтически, но это прошло.

Композиционно это произведение действительно совершенно: и сюжетная составляющая, и смысловое наполнение развиваются параллельно, начинаясь и завершаясь в одной точке.

Сюжет на первый взгляд достаточно прост: респектабельный мужчина сидит в ресторане и наблюдает за очаровавшей его незнакомкой. Он посылает ей черную розу, несмотря на то, что у дамы уже есть спутник. И она отвечает ему заинтересованными взглядами.

Герой много выпил, так что он сам уже не уверен, что все происходящее – не сон. Однако атмосфера неприкрытой пошлости и свободных нравов передана настолько явно, что нельзя не заметить, что рассказ ведется от лица искренне страдающего человека.

Но это только поверхностное восприятие произведения, которое на самом деле наполнено художественными символами. И история, которая скрывается за ними, очень печальна: человек, разочарованный в любви, тот, кому нанесли глубокую рану, приходит в ресторан, чтобы забыться.

И прекрасная незнакомка для него – это островок спасения. И она, поначалу восприняв знак его внимания за поступок очередного влюбленного в нее мужчины, внезапно понимает, что между ними существует душевная связь, они на одной волне.

И она бросает ему взгляды, давая понять, что искренне заинтересована в его персоне.

Это лирическое стихотворение с философскими элементами, где герой опосредованно, через символы и образы, передает свои чувства и рассказывает о разбитом сердце. Такой жанр идеально подошел Блоку для воплощения его идеи.

Трехстопный анапест с перекрестной рифмовкой делает этот литературный шедевр совершенным с точки зрения формы. Все части стихотворения гармонично связаны между собой.

Этот стих прежде всего наполнен символами, однако Блок использует в нем и привычные выразительные средства, создавая два слоя повествования. Это:

  • Эпитеты – “бледное небо”, “желтая заря”, “черная роза”, “золотой аи”, “испуганная птица”.
  • Сравнения – “золотой как небо”, “словно сон мой”.
  • Метафоры – “небо сожжено пожаром зари”, “запели смычки”, “движенье испуганной птицы”, “вздохнули духи”, “задремали ресницы”, “зашептались тревожно шелка”.

Все художественные приемы работают на выражение идеи автора, у каждого использованного им образа есть несколько смыслов, которые исследователи его творчества пытаются разгадать не одно десятилетие. Стихотворение с полным правом считается самым загадочным и неоднозначным в лирическом наследии Блока.

Средняя оценка: 4.9. Всего получено оценок: 31.

Будь в числе первых на доске почета

Источник: https://obrazovaka.ru/analiz-stihotvoreniya/blok/v-restorane.html

"В ресторане" — анализ стихотворения А.А. Блока

Александр Александрович Блок является одним из известных русских поэтов. В данной статье будет рассмотрено стихотворение «В ресторане» Блока и проведён его анализ. Представленное произведение изучается в старших классах школы, и часто ученики пишут по нему сочинения и делают доклады.

Анализ стихотворения А. Блока «В ресторане»

Стихотворение написано полностью в прошедшем времени. Воспоминания героя о том вечере не ясны, создаётся впечатление иллюзии. Блок сам пишет в начале первого четверостишия «…он был, или не был, Этот вечер…».

В произведении есть всего два главных действующих персонажа — молодая дама и рассказчик (мужчина). Главный герой сидел в ресторане и заметил среди всех гостей прекрасную даму. Несмотря на то, что рядом с ней сидел кавалер, лирический герой решает впечатлить её, подарив розу в бокале. И женщина отвечает герою заинтересованным взглядом.

Настроение произведения можно назвать элегическим. В стихотворении представлены такие чувства, как грусть, неразделённая любовь.

История создания

Стихотворение «В ресторане» было написано Александром Александровичем Блоком в 1910 году и заметно напоминает более известное творение поэта, представленное свету намного раньше — «Незнакомка».

Переживания, описанные в произведении, связаны с тем, что у него были трудные времена в личной жизни. Дама сердца изменила ему с другим мужчиной, и родила от него ребёнка.

Поэт не перестал испытывать сильные чувства к женщине, но все же сердечная боль дала о себе знать.

Жанр и композиция

Композиция стихотворения хорошо продумана. На первый взгляд сюжет произведения ничем не примечателен, но стоит лишь вчитаться, и понимаешь всю суть проблемы. Главный герой сидит в ресторане возле окна, через которое виднеется небо, с золотым отливом от заката.

Персонаж расстроен из-за неразделенной любви, и, чтобы забыть свои переживания, заказывает из меню алкогольный напиток. Он чувствует себя поникшим и одиноким, но тут замечает прекрасную даму. Хотя герой увидел, что рядом с женщиной сидит кавалер, он все равно преподнёс ей в виде презента чёрную розу в бокале.

Дама оценила данный жест и заинтересовалась незнакомцем.

Данное произведение представлено в виде лирики с философскими рассуждениями. Образ мужчины передаёт свои чувства через различные знаки и символы.

Главная тема и идея стихотворения

Главной темой и идеей является разочарование в любви. Лирический герой пришёл в ресторан грустным из-за того, что стремился к идеалу, которого в реальном мире не существует. Женщину, которую он находил прекрасным созданием и считал, что является любовью всей его жизни, оказалась надменной и циничной.

Стихотворный размер

Блоку удалось грамотно и гармонично связать все детали стихотворения. В произведении он использовал пятистопный анапест, а в качестве формы рифмовки выбрал перекрёстную.

Средства художественной выразительности

Эпитеты:

  • ·         «испуганная птица»;
  • ·         «бледное небо»;
  • ·         «чёрная роза»;
  • ·         «жёлтая заря»;
  • ·         «золотой рай»;

Метафоры:

  1. ·         «вздохнули духи»;
  2. ·         «запели смычки»;
  3. ·         «небо зажжено пожаром зари»;
  4. ·         «движенье испуганной птицы».

Сравнение:

·         «золотой как небо»;

·         «словно сон мой».

Читая произведение в первый раз, невозможно полностью проникнуть в смысл строк. Текст стихотворения переполнен переживаниями и грустью, но в то же время эти чувства переплетаются с надеждой и верой в будущее. Чтобы ярко представить все произошедшее в ресторане в тот вечер, можно послушать выступление профессиональных артистов, выразительная речь которых поможет понять чувства автора.

Источник: https://nauka.club/literatura/v-restorane-blok.html

Анализ стихотворения А.Блока В ресторане

Анализ стихотворения А.Блока «В ресторане»

Блок А.А.

Сюжет вечен и прост: любимая женщина уходит, герой делает усилие удержать её, но всё тщетно. Несмотря на кажущуюся простоту, “В ресторане” — одно из сложнейших произведений Блока.

Все символисты считали своими литературными прародителями поэтов — романтиков, но символист Блок был романтиком по сути своей. Он тонко ощущал двоемирие, видел грань между земным и вечным, и, хотя “вечное” порой казалось ему призрачным, ирреальным, оно всегда жило в душе поэта и его лирического героя.

  • Никогда не забуду (он был или не был этот вечер)…
  • Всё стихотворение построено на антитезе: пошлый земной мир противопоставляется вечному, идеальному.
  • Я сидел у окна в переполненной зале,
  • Где-то пели смычки о любви.

Переполнен ресторанный зал, но герой не слышит его шума, он слышит чудесную музыку. “Где-то пели” — это где? Не из другого ли мира эти звуки? Интересно и то, где находится герой. Он не первый, кто в произведениях Блока занимает место у окна. Вспомним:

  1. И медленно пройдя меж пьяными,
  2. Всегда без спутников, одна,
  3. Дыша духами и туманами,
  4. Она садится у окна.

Почему же у окна? Может, именно окно символизирует выход в мир любви и гармонии, а герои ищут этот выход? И находят. И вот герой стихотворения совершает скандальный, с точки зрения обывательского этикета, поступок: посылает даме, пришедшей с кавалером, цветок:

Я послал тебе чёрную розу в бокале

Золотого, как небо, аи.

Чёрная роза в бокале золотого вина — символ, поступок героя — вызов. Чёрный цвет — цвет скорби, страдания, но роза от этого не становится менее прекрасной, так же как и Прекрасная Дама, мировая душа оказавшаяся на земле и превратившаяся в страдающую красоту.

И героиня стихотворения носит эту красоту в себе, даже не подозревая об этом. Герой помещает розу в золотое вино, не случайно странное на первый взляд сравнение “золотое, как небо”.

Небо символизирует вечность, гармонию, и герой хочет спасти Прекрасную Даму от пошлости и беспросветности. Понимает ли этот порыв героиня? Безусловно, понимает, хотя изо всех сил старается скрыть это.

Почему? Быть может потому, что не верит в свое спасение? Но намеренная резкость, презрение, несоотносимое с волнением, не мешают ей слышать ту же музыку вечного мира, которую слышит герой.

  • И сейчас же в ответ что-то
  • грянули струны,
  • Исступлённо запели смычки…
  • Но была ты со мной всем презрением юным,
  • Чуть заметным дрожаньем руки.
  • И героиня, чувствуя близость к герою, уходит.
  • Ты рванулась движеньем испуганной птицы,
  • Ты прошла, словно сон мой, легка…

Сон поэты-романтики воспринимали как выход в мир идеальный; сон отражает наше подсознательное, не контролируемое разумом, позволяет заглянуть в тайники души. Блоковский лирический герой часто видит во сне красоту. Вспомним, как появляется Незнакомка

  1. И каждый вечер в час назначенный
  2. (Иль это только снится мне)
  3. Девичий стан, шелками схваченный,
  4. В туманном движется окне.

В душе героя живёт красота, поэтому он может увидеть её везде, даже в переполненном зале ресторана. Да, героиня уходит. Но уходит она не от героя, она уходит из ресторанного зала, из мира пошлости и суеты. Она уходит в зазеркалье, в идеальный мир и зовёт за собой героя:

Но из глуби зала ты мне взоры бросала

И, бросая, кричала: “Лови!”

Герой сделал то, что должен был сделать. Своим поступком он спас Красоту, он вернул Прекрасную Даму в мир вечности, и уже неважно, существует ли этот мир объективно или этот мир — душа героя. И земной мир с визжанием вместо пения кажется таким же жалким и неестественным, как и фонари “на жёлтой заре”.

Читайте также:  Калиф аист - краткое содержание сказки гауфа

Источник: https://mirznanii.com/a/359795/analiz-stikhotvoreniya-abloka-v-restorane

Анализ стихотворения Блока «В ресторане»

Принято считать, что у Александра Блока была всего лишь одна муза – его супруга Любовь Менделеева. Именно этой женщине посвящено подавляющее большинство стихов поэта, который продолжал любить жену даже после того, как она стала любовницей Александра Белого и родила ребенка от одного из актеров своей труппы, которого Блок даже готовы был усыновить.

Тем не менее, уже с 1907 года супруги фактически жили раздельно и проводили под одной крышей не более нескольких дней в месяц. Естественно, что это отложило отпечаток не только на творчестве Блока, но и на его чувствах. Нет, он не перестал любить ту, с которой, как считал, был повенчан самой судьбой. Однако это не помешало поэту заводить романы на стороне и посвящать стихи другим женщинам.

Одной из них была актриса и художница Ольга Судейкина, в девичестве Глебова, с которой Александр Блок был знаком с самого детства. Позднее эта женщина стала одной из звезд питерской богемы, участвуя в первых показах мод, выступая в театре Веры Комиссаржевской и даже являясь примой кабаре «Бродячая собака».

Судейкина и Блок часто встречались на литературных вечерах и театральных премьерах, у них было очень много общих друзей, однако поэт никогда не воспринимал эту женщину как свою возлюбленную. Тем не менее, в 1910 году он посвятил ей стихотворение «В ресторане», созданное в своей обычной символистической манере.

В этом произведении Блок в очередной раз продемонстрировал свой дар провидца, словно бы предчувствуя, что Ольге Судейкиной предстоит сыграть свою роль в его непростой жизни.

В стихотворении поэт описывает один из вечеров в питерском ресторане, где он «в переполненном зале» увидел женщину ослепительной красоты и в порыве восхищения послал ей черную розу.

Конечно же, он узнал в таинственной незнакомке Ольгу Судейкину, которая в этот вечер ужинала в компании с одним из своих многочисленных поклонников. Ее реакцию на подарок поэт описывает следующим образом: «Обратясь к кавалеру, намеренно резко ты сказала: «И этот влюблен».

Однако на самом деле все обстояло совершенно иначе. В этой роскошной, избалованной мужским внимание женщине поэт увидел родственную душу, осознав в одно мгновение, что с Ольгой Судейкиной у него очень много общего.

В первую очередь их связывал неудачных брак, так как и поэт, и давняя подруга его детства были разочарованы в семейной жизни. Они оба стремились к недосягаемому идеалу и не находили его среди живых людей, о чем впоследствии Блок упоминал в своих дневниках.

И презрительная фраза Судейкиной, брошенная своему спутнику за столом, свидетельствовала о том, что эта женщина уже порядком устала от своих почитателей, которые кроме слепого обожания и денег не могли ей ничего предложить взамен, чтобы компенсировать душевную боль от неудачного замужества.

В своем стихотворении «В ресторане» Александр Блок отмечает, что именно в этот вечер между ним и героиней его произведения возникла некая духовная близость, которая не имела ничего общего с чувствами. «Но была ты со мной всем презрением юным, чуть заметным дрожаньем руки…», — написал поэт.

При этом он подчеркнул, что в течение всего вечера Ольга Судейкина украдкой бросала на него взгляды «и, бросая, кричала – «Лови!». И если поначалу в этих взглядах читалось лишь любопытство, смешанное с легким презрением, то впоследствии они стали более теплыми и нежными.

Но Ольга Судейкина не стала героиней очередного романа поэта, хотя они продолжали встречаться на закрытых богемных вечеринках, наблюдая друг за другом со стороны. Со временем актриса стала для Александра Блока самым близким и преданным другом, с которым он мог поделиться своими самыми сокровенными мыслями.

И именно эти взаимоотношения предсказал поэт в своем стихотворении, словно бы предвидя, что, потеряв жену, он обретет душевное спокойствие и равновесие лишь благодаря этой удивительной женщине, которая оставалась его самым близким человеком до самой смерти.

Источник: https://liricon.ru/analiz-stihotvoreniya-a-a-bloka-v-restorane.html

Анализ стихотворения Блока “В ресторане”

Стихотворение Александра Блока “В ресторане” написано в 1910 году, оно относится к циклу “Страшный мир”. Как и весь цикл, стих наполнен размышлениями о месте человека в современном жестоком мире большого города, здесь уже нет места восторженной лирике раннего периода творчества поэта.

Автор окунает нас в свои воспоминания. Один прекрасный вечер запомнился ему своим событием, однако он уже почти стерт из памяти и лирический герой сомневается, был ли он. Лирический герой сидел в ресторане, вечер был прекрасен, желтые фонари на фоне “пожара зари”, играла музыка о любви.

Автор увидел прекрасную девушку, и послал ей черную розу. И цвет этого цветка уже предзнаменуют неприятный исход. Казалось бы, что плохого в таком знаке внимания? Однако девушка холодно встретила знак симпатии, красавица” намеренно резко” оценила чувства героя. Она холодна, надменна и черства.

Однако так ли это на самом деле? От внимательного и проницательного взгляда героя не укрылось “чуть заметное дрожание рук” девушки, когда та проходила, а ее движения напоминают автору движенья “испуганной птицы”. Наверняка девушке приятно внимание лирического героя, оно всколыхнуло глубокие струнки ее души, именно поэтому она не смогла сдержать эмоции, и они ее выдали.

В жестоком и бездуховном мире люди одевают маски, и под влиянием общественном мысли девушка не может быть искренней и чувственной, как наверняка, хотела бы быть.

В подтверждение этих слов Блок пишет, что в продолжение вечера красавица бросала взгляды в сторону лирического героя, желая, чтоб он их заметил. И эти взгляды – крики о помощи, она не может разорвать свои невидимые оковы и поступить, как хочется ей самой.

Однако в герое она увидела личность сильную и волевую, которая, несмотря на общественное мнение и влияние, имеет нерушимые принципы и позиции.

Мне кажется, образ лирической героини трагичен,- она без оков, однако не свободна и таким являются сотни тысяч людей, подчиненные чужим законам, живущие по чужим правилам и от этого глубоко несчастные.

(3 votes, average: 3.67

Источник: https://school-essay.ru/blok-analiz-stixotvoreniya-v-restorane.html

Образ Прекрасной Дамы в стихотворении А. Блока «В ресторане» | Литерагуру

Александр  Блок – выдающийся поэт серебряного века, квинтэссенцией творчества которого всегда выступали таинственность намёков, мистика любви, загадочность предчувствий и необыкновенная природа идеалистического мироощущения.

Он был погружен в теорию о двоемирии, представляющую собой идеи существования двух параллельных миров: реального и сверхреального, высшего.

Блок неоднократно раскрывал перед читателями свои «неопределённые беспокойные волнения» и говорил, что им полностью овладели «мистические переживания».

Благодаря своей особой символистической манере, поэт создавал совершенно иную действительность, помещая видимые материальные  и духовные явления в новые формы и наполняя их новым содержанием. Одной из самых необыкновенных фигур этой действительности стал образ Прекрасной Дамы.

Её портрет – миф, озаряющий яркими красками весь мир, сотворённый Александром Блоком.  Лирический герой находит спасение от всех несовершенств настоящего в ослепляющей безупречности и таинственности, сопровождающих Прекрасную Даму.

Она является ему божественным спасением и одновременно губительным злоключением  и герой испытывает чувство смятения, ведь туманность образов всё время мешает ему разобраться в пламени страстей.

Прекрасная Дама вызывает и поддерживает в лирическом герое череду непрекращающихся фантазий, чувство почтения и уважения, вечный порыв и стремление к очищению, страх душевной катастрофы, верность светлым юношеским надеждам, утончённость души.

Эта тонкая нить чувственности проходит сквозь всю любовную лирику Блока, и стихотворение «В ресторане» — не исключение. Поэт описывает вечер в одном из ресторанов Санкт-Петербурга, где он «в переполненном зале» увидел женщину, заворожившую его взгляд и захватившую всё его внимание.

Нам не представлен портрет девушки, но воображение уже рисует её красоту и женственность, изящность, притягательность, и образ приобретает вполне реальные черты. С самого начала мы видим пересечение двух миров: автор увлечён каким-то высшим чувством, но тут же сомневается в реальности происходящего.

Он пишет: «Никогда не забуду (он был, или не был, этот вечер)…» — и читатель понимает всю исключительную особенность случившегося, неповторимость этого вечера, феноменальность подобных ощущений для лирического героя.

Сразу за появлением Прекрасной Дамы, Александр Блок, в свойственном ему ключе,  вводит в произведение главный символ – чёрную розу. Эта деталь крайне неоднозначна и мы не можем с точностью утверждать, что она означает, ведь чёрная роза символизирует не только плач утраты и трагическую любовь, но также чувство глубокой и чистой преданности.

Вероятнее всего, эти значения собраны в стихотворении воедино: лирический герой действительно предан своей Прекрасно Даме, но его влюблённость губительна для него самого. Подтверждением такого предположения могут служить следующие строки:

  • «Ты взглянула. Я встретил смущённо и дерзко
  • Взор надменный и отдал поклон.
  • Обратясь к кавалеру, намеренно резко
  • Ты сказала: «И этот влюблён»»

С первого взгляда может показаться, что девушка жестока и высокомерна, но автор тут же раскрывает перед нами истинное положение дел, завершая образ Прекрасной Дамы, складывающийся в голове у читателя.

Её сердце тронуто, и это пугает её: «Ты рванулась движеньем испуганной птицы…».

В стихотворении отражено истинное противостояние чувства и разума, что точно характеризует тонкую женскую натуру, даёт определение образу мысли, влечению, сознанию не только Прекрасной Дамы, созданной поэтом, но и любой другой женщины.

Женские образы всегда были для Александра Блока источником вдохновения, своеобразной колыбелью таинства, нежности, страсти, волнения, и он желал не просто разгадать женскую природу, но и передать её такой, какой она видится ему самому, донести до окружающих одурманивающую красоту женского начала, спрятанную под вуалью загадок.

Поэт видел чарующие символы и знаки во взмахе ресниц встретившейся девушки, в движениях танцующих дам, в улыбке случайной прохожей, и увлекал нас, читателей, в особый мир, полный еле уловимых женских силуэтов, нежных ароматов духов, чуть слышного тонкого смеха.

Под пером Александра Блока родился идеальный женский образ, и он останется  вечным напоминанием о том, насколько прекрасен и удивителен может быть мир, в котором есть женщины.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Источник: https://LiteraGuru.ru/obraz-prekrasnoj-damy-v-stihotvorenii-a-bloka-v-restorane/

Анализ стихотворения А. Блока «В ресторане»

Стихотворения Блока «В ресторане» было написано в 1910 году. Оно вошло в цикл стихов «Страшный мир». Это уже более позднее творчество поэта, где практически нет места восторженным чувствам.

В этом стихотворении, как почти во всем цикле, лирический герой противопоставляется буржуазному миру, окружающему его. Герой — продукт этой среды. Он такой же, как все и совершенно отличающийся от других. Этому человеку дано видеть то, что не видят другие.

Он умеет смотреть глубже, сквозь маски, которые надевают все вокруг.

Данное стихотворение

начинается с воспоминаний. Читатель видит, что все происходящее в стихотворении, — уже прошло: Никогда не забуду (он был, или не был, Этот вечер): пожаром зари Сожжено и раздвинуто бледное небо, И на желтой заре — фонари. В этом четверостишии явно чувствуется мотив сна. Лирический герой говорит, что никогда не забудет события одного вечера его жизни. И в то же время, он сомневается, было ли все это на самом деле, или это только плод фантазии, сон.

Очень красиво в этом стихотворении описание вечера. Всего лишь несколькими словами автор передает прекрасную картину заката. Ему не нужны пышные

описания, достаточно лишь метафоры «пожар зари». Природа в стихотворении прекрасна. Но здесь уже появляются черты цивилизации: «И на желтой заре — фонари». Следующее четверостишие настраивает читателя на романтический лад: Я сидел у окна в переполненном зале. Где-то пели смычки о любви. Я послал тебе черную розу в бокале Золотого, как небо, аи. Ресторан, скрипки, вино… Но все это приобретает у Блока пренебрежительный окрас. Ресторанный зал оказывается «переполненным». Смычки «поют где-то», они не затрагивают сердце, в их пении не чувствуется прекрасного. На фоне всего этого действия лирического героя выглядят очень романтичными. Он посылает своей возлюбленной розу в бокале «золотого аи». Но цвет розы — черный. Это говорит о трагедии, зле. Роза будто отравлена, как и чувства самого героя, цивилизацией нового жестокого мира. Жестока и лирическая героиня: Ты взглянула. Я встретил смущенно и дерзко Взор надменный и отдал поклон. Обратясь к кавалеру, намеренно резко Ты сказала: «И этот влюблен». Девушка надменна, высокомерна, жестока, холодна. Невольно задумываешься: неужели она такова от рождения? Нет, скорее — это продукт эпохи, дитя бездуховного, жестокого мира. Видно, что она намеренно старается сделать больно лирическому герою, издевается над ним. Но так ли прост и однозначен этот образ? Следующее четверостишие заставляет задуматься над этим: И сейчас же в ответ что-то грянули струны, Исступленно запели смычки… Но была ты со мной всем презрением юным, Чуть заметным дрожаньем руки… Метафора «презрением юным» говорит о неестественности, какой-то вынужденности реакции героини. Ее поведение продиктовано негласными правилами жестокого общества, страшного мира. «Чуть заметное дрожание руки» этой девушки говорит о том, что поступок и внимание лирического героя взволновали ее, затронули глубокие нотки ее души. Об этом говорит и страстное музыкальное сопровождение: «грянули струны, исступленно запели смычки». Возможно, героиня хотела бы повести себя совсем иначе. Ведь на фоне страшного мира автор поэтизирует этот образ: Ты рванулась движеньем испуганной птицы, Ты прошла, словно сон мой легка… И вздохнули духи, задремали ресницы, Зашептались тревожно шелка. Очень символично, что героиня «рванулась движеньем испуганной птицы». Это сравнение говорит о внутренней тяге девушки к прекрасному, настоящему, живому. На самом деле, ей тяжело в этом мире. Она уже устала играть холодную роль. На самом деле ей хочется совсем другого. И поэтому она, тайно ото всех, продолжает более искреннюю игру с лирическим героем: Но из глуби зеркал ты мне взоры бросала И, бросая, кричала: «Лови!..» А монисто бренчало, цыганка плясала И визжала заре о любви. Я думаю, что на самом деле героиня жаждет настоящей любви. И взгляды, которые она бросала герою, — не что иное, как крик о помощи. Думаю, она не знает, как можно иначе вести себя в мире, где «визжат о любви». В окружающей пошлости и бездуховности лишь эти два героя представляют собой островок «настоящего».

Читайте также:  Профессия электрик - доклад сообщение

В этом небольшом стихотворении совсем мало действий. Оно наполнено различными символами и образами. С их помощью Блоку замечательно удалось передать трагедию «живой» человеческой души в мертвом мире современной городской цивилизации.

(1 votes, average: 5,00

Источник: https://russkie-sochineniya.ru/analiz-stixotvoreniya-a-bloka-v-restorane/

«В ресторане» анализ стихотворения Блока

Когда русский поэт Александр Блок создал свой первый сборник — «Стихи о Прекрасной Даме», он написал:

Но страшно мне: изменишь облик Ты…

Действительно, та наивность, ирреальность, неопределенность Образа Прекрасной Дамы со временем исчезла, потому что изменился сам поэт, а значит, изменилось в какой-то степени и его мировоззрение.

Прекрасная Дама трансформировалась в Незнакомку из одноименного стихотворения, написанного в 1906 году.

В этом лирическом произведении еще сохранилась грань между реальностью и нереальностью, ведь герой не разобрался до конца в своих ощущениях:

Иль это только снится мне?

Двоемирие, один из главных признаков романтизма, в Стихотворении «Незнакомка» призвано было подчеркнуть контраст между пошлым миром обывателей и миром, в котором оказались Незнакомка и главный герой.

Если лирический герой цикла о Прекрасной Даме не был до конца уверен, встретится ли он с героиней, то герой «Незнакомки» оказывается в числе избранных — тех, кому «глухие тайны поручены» и «чье-то сердце вручено».

И вот спустя 4 года, в 1910 году, появляется новая любовная история, описанная уже во вполне определенных обстоятельствах, примета которых вынесена и в название — «В ресторане» .

В стихотворении, которому посвящен анализ, уже в полной мере звучат урбанистические мотивы: город с его суетой и порочностью вовлекает героя в водоворот событий, в том числе, и любовных.

Перед ним не сон, не видение, а вполне реальная женщина, явно искушенная в любовных делах, ведь каждый новый, полный восхищения взгляд, брошенный в ее сторону, вызывает у нее лишь скуку и обреченность:

  • И этот влюблен…
  • Да и сам герой уже явно не бедный монах или рыцарь, каким был в «Стихах о Прекрасной Даме». Нет, это уже вполне респектабельный мужчина, позволяющий себе не только часто бывать в ресторане, но и оказывать знаки внимания понравившимся ему женщинам:
  • Я послал тебе черную розу в бокале Золотого, как небо, аи.

Символика, конечно, сохранилась: преобладание желтого и золотого у Блока символизирует разрушение. Недаром бледное небо «сожжено пожаром зари», а фонари, горящие на желтом небе, не сливаются с ним, а выделяются ярким пятном — желтое на желтом.

Интересно отметить, что теперь герои все время меняются ролями: то он смотрит смущенно, но дерзко, то она демонстрирует растерянность «чуть заметным дрожаньем руки» и «движеньем испуганной птицы». И эта своеобразная дуэль происходит «в переполненном зале», под аккомпанемент целой какафонии звуков: «исступленно запели смычки», «монисто бренчало», «цыганка визжала заре о любви».

  1. И все-таки в этом стихотворении, как ни странно, сохранилась связь с «Незнакомкой». Вновь возникают знакомые детали — духи и шелка:
  2. И вздохнули Духи, задремали ресницы, Зашептались тревожно Шелка.
  3. Снова герой ощущает нереальность происходящего: «Он был или не был, этот вечер…»
  4. А сама героиня возникает как будто во сне: «Ты прошла, словно сон мой легка…»

Все это уже было в четыре года назад, в «Незнакомке». Однако последнее четверостишие стихотворения «В ресторане» расставляет все на свои места. Начинающееся с противительного союза «но», оно резко контрастирует со всей предыдущей картиной. Счастливое видение оборачивается жестокой явью.

Героиня, отражаясь в многочисленных зеркалах, разрушает иллюзию счастья, а призывные взгляды оттуда, «из глуби зеркал», подтверждают теорию о том, что все в этом мире продается и покупается, даже любовь.

Визжащая о продажной любви цыганка является достойным завершением эволюции женской героини в стихах Александра Блока. Если в раннем творчестве героиня была сродни богине, ее и увидеть-то можно было только на образах, то есть иконах, то в «страшном мире» предреволюционных лет она действительно «изменила облик» — стала продажной девкой, как впоследствии Катька из поэмы «Двенадцать».

В чем причины такого изменения? Возможно, сам поэт со временем разочаровался в любви, ведь общеизвестен тот факт, что его жена, Любовь Дмитриевна Менделеева, на некоторое время уходила от Блока к его другу, поэту Андрею Белому, а сам Александр испытывал влечение к многим женщинам, в основном, артисткам, как и положено настоящему поэту. В любом случае, ни современники, ни потомки не вправе осуждать его за это.

«В ресторане» анализ стихотворения Блока

  1. Анализ стихотворения А. Блока «Предчувствую Тебя…» Творчество Блока наиболее ярко воплотило тенденцию поэзии того времени к укрупнению формы, соединению отдельных лирических стилей в циклы. В 1898-1904…
  2. «Вхожу я в темные храмы…» анализ стихотворения Блока Символистическое творчество поэта Александра Блока испытало влияние русского философа Владимира Соловьева, особенно его идеи «Вечной Женственности». Поэтому первый поэтический сборник…
  3. Анализ стихотворения Блока О доблестях, о подвигах, о славе Александр Блок — гениальный русский поэт-символист рубежа XIX-ХХ веков, как и другие когда писал любовную лирику по впечатлениям от собственной…
  4. «Россия» анализ стихотворения Блока Тема родины — основная в творчестве каждого поэта. Однако в стихах русских поэтов эта тема приобретала особый характер: любовь к…
  5. Анализ стихотворения А. Блока «Осенняя воля» Сочинения по литературе: Анализ стихотворения А. Блока «Осенняя воля» Александр Блок «нашел» себя в литературе, создав целый ряд замечательных произведений…
  6. Анализ стихотворения Блока «О доблестях» Стихотворение «О доблестях…» поражает своей гармоничностью. Это такая же жемчужина русской лирики, как «Я вас любил…» Пушкина. И все-таки нельзя…
  7. Анализ стихотворного текста (на материале стихотворения А. А. Блока «Плачет ребенок. Под лунным серпом…» Стихотворение А. А. Блока «Плачет ребенок под лунным серпом…», написано 14 декабря 1903 года и входит в книгу «Стихи о…
  8. Анализ стихотворения Блока «На железной дороге» В цикле «Родина» Блок поместил и стихотворение «На железной дороге» — о трагической судьбе молодой красивой женщины, раздавленной безотрадной, безнадежной…
  9. Лучшие стихотворения Александра Блока «Незнакомка». Стих вошел в сборник «Нежданная Радость» (1907), которую сам Блок оценивал как «переходную книгу», т. е. такую, в которой…
  10. Стихотворение А. А. Блока «Незнакомка» Творчество Александра Александровича Блока уже давно стало частью нашей культуры и жизни. Определяющей темой в лирике великого русского поэта по…
  11. Анализ стихотворения Лермонтова Завещание 8 В этом стихотвлоении-завещании поэт, будто погибающий от вражеской пули после боя, ведет свой монолог. Он обращается к другу с просьбой…
  12. Анализ стихотворений А. Блока Стихотворение «В ресторане» В этом стихотворении происходит как бы завершение пути, которым движется идеал женской красоты в лирике А. Блока….
  13. «Предчувствия», анализ стихотворения В стихотворении создан характерный для поэзии Рембо образ бродяги-путешественника, который жаждет слияния с природой и миром. Природа для поэта не…
  14. Сочинение на тему стихотворения Блока «Возмездие» Зависимость «Возмездия» А. Блока от «Евгения Онегина» вне всяких сомнений. Однако мы здесь попробуем увидеть эту зависимость преломившейся в творчестве…
  15. Мотивы и образы первого тома лирики Блока Главным циклом стали «стихи о прекрасной даме» . Это самая символистская книга Блока. Он писал: «Стихи о прекрасной даме —…
  16. Анализ цикла стихотворений Блока «На поле Куликовом» При анализе поэтики Блока нужно учитывать, что 1908 год был годом мрачнейших переживаний поэта — личных и общественных. Поэтому и…
  17. Сопоставительный анализ стихотворения А. А. Фета «Учись у них — у дуба, у березы» и стихотворения Ф. И. Тютчева «Silentium» При первом прочтении оба эти стихотворения кажутся похожими по замыслу, ибо и Тютчев, и Фет в своих творениях призывают к…
  18. Анализ стихотворения Пастернака Никого не будет дома Это, на мой взгляд, одно из самых лиричных стихотворений Б. Пастернака. Композиционно стихотворение можно разделить на части. В первую часть…
  19. Анализ стихотворения Маяковского Послушайте! После прочтения стихотворения Маяковского «Послушайте», становится понятно, что это некий крик души писателя. А начинается оно с просьбы, которая обращена…
  20. Анализ сборника Блока «Нечаянная радость» События 1905 года оставили заметный след в творческой эволюции Александра Блока. Поэтому был сделан шаг в его движении к народу,…

Источник: https://ege-russian.ru/v-restorane-analiz-stixotvoreniya-bloka/

Анализ стихотворения Блока В ресторане

Это произведение посвящено прекрасной незнакомки, которую заприметил в одном из питерских питейных заведении. Прототипом герои стала Ольгу Судейкину. В тот чарующий вечер Ольга проводила совое время со одним из своих поклонников.

Это женщина была его достаточно давней знакомой, которую он помнил с раннего детства.

Надо отметить, что между ними ыло достаточно много общего, ведь за их плечами были не удачные отношение, оба они достаточно скептически относились к семейной жизни.

У их обоих была какая – то неистовая тяга к идеалу. О чем в своих дневниках напишет автор. Ольга в свою очередь весьма утомили ее поклонники, ведь кроме совей любви и некого материально обеспечения они не могли ей дать ничего, а ей необходимо была духовная близость, которая бы помогла задавить душевную боль, возникшая от предыдущих неудачных отношений.

В этом стихотворении Блок акцентировал внимание, надо отметить что именно в этот вечер был решающий между героиней так, как возникла некая неописуемая близость, но при этом она не имела ни чего общество с настоящими чувствами. Также он заострил особое внимание, что в течении всего вечера его муза бросала любопытные взгляды. После тяжелого расставание, именно в этот вечер Блок приобрел друга при помощи, которого обрел душевное равновесия.

Читайте также:  Сообщение на тему храм василия блаженного (доклад)

Анализ №2

Критики считали, что у Александра Блока в жизни и его творчестве может быть только одна и единственная муза, то есть – его жена. Но, как говориться, приоритеты меняются. И однажды, Блок написал стихотворение, большого размера, в котором доминировала муза – но она был явно не его жен.

Его жена в жизни изменяла ему, она была любовницей другого. Но блок не переставал ее любить, хотя это не означало, что он не мог заводить романы на стороне с другими женщинами. Их ситуация в семье была странной, но они не разводились, так как считали это формальностью.

Именно действия со стороны жены положили началу немного иным смыслам в стихотворениях поэта. Блок начал посвящать свои произведения другим женщинам, которые ему также нравились или же он имел с ними какие-то отношения.

Именно потому, новое произведение под названием “В ресторане” никого не удивило. Но это не значит, что он перестал любить свою ту единственную, которая до сих пор являлась его женой, пусть даже только формально. Одна из женщин Блока была актриса и художница, имя которой Ольга Судейкина.

Эта женщина была красивой и очень обаятельной. Но ее жизнь также как-то не сложилась, хоть она и имела столько талантов и была сильно окружена мужским вниманием.

Это ее избаловало, а потому она не воспринимала мужчин – как потенциальных поклонников. Но с Александром Блоком она была знакома с детства. А потому его она воспринимала как друга и хорошего человека, а также – как мужчину, и, причем настоящего.

Хоть Блок не воспринимал Ольгу как любимую, он все же посвятил ей стихи свои, которые назвал “В ресторане”.

А потому смысл произведения в том, что эта женщина как бы сидит в ресторане, и даже находясь рядом с поклонником, она была уверенна, что нравиться другим.

И, конечно же, один незнакомец, который в жизни и был Александром Блоком, послал ей розу, которая была черной, через весь зал.

Ее реакция была в какой-то мере, предсказуема – она отрывисто сказала своему кавалеру, который был с ней, посмотрев на Блока – “И этот влюблен…”.

Но вообще-то, это был порыв восхищения со стороны незнакомца, так как он узнал свою знакомую.

Анализ стихотворения В ресторане Блока

Александр Блок – человек необыкновенно поэтический. Для него нет приятней дела писать прекрасные и живые стихи. Этот человек любил свое дело, в принципе, как и другие писатели и поэты.

В его жизни, как и в жизни других людей, была любовь, крепкая и первая. Были женщины, от которых он сходил с ума. Но все же была та единственная, которую было невозможно не любить, даже тогда, когда казалось, это просто невозможно. Он женился на той женщине вскоре, которую любил всю жизнь напролет. Это покажется странным кому-то, но значит, что этот человек никогда по-настоящему не любил.

Александру Блоку было дано испытать эти прекрасные чувства. Его жену звали – Любовь Менделеева. Эта женщина, возможно, любила в определенное время своего супруга, но вскоре после замужества, она стала ему изменять.

Александр Блок, несмотря на любые проблемы и преграды на его пути, продолжал любить свою первую и последнюю любовь. И он посвящал ей все стихи, которые писал о любви. Хотя такие чувства, бурлящие в груди у такого человека, вовсе не мешали ему заводить романы с другими женскими особями.

Одно из своих стихотворений, а если быть точнее – “В ресторане”, поет любил особенно, так как в этом произведении своем описывал он когда-то, как встретил женщину, поразительной красоты, в обрезе которой нашел родственную душу.

Однажды он ужинал вечером в хорошем богатом ресторане, где случайно увидел женщину за столиком. Она ужинала с кавалером, наверняка с одним из многочисленных. Она было видно относилась к этому немного скептически и надменно, хоть это и не мешало ей смеяться и хорошо проводить время в лучах своей красоты.

Эта женщина оказалась ему знакомой, так как звали ее Ольга Судейкина. Эта таинственная незнакомка оказалась давней подругой их детства Александра Блока, который был восхищен ею, когда увидел ее в ресторане. Когда же он послал ей черную розу, так как это было сделано в порыве страстной восхищенности, она только и сказало немного скучающим голосом – “И этот влюблен!”.

В произведении Блока как бы подчеркнуто им, что именно после того момента, между ним и ею возникло что-то похожее на духовную взаимосвязь. И эта душевная близость не могла иметь ничего общего с реальными любовными чувствами, как кто-то мог подумать. Когда-то Ольга Судейкина дружила с ним в детстве, теперь же через некоторое время они снова стали общаться между собой, и даже дружить.

Они стали друг для друг очень важными людьми. И до самой смерти поэта, они оставались самыми близкими друзьями.

Анализ стихотворения В ресторане по плану

Источник: https://studentguide.ru/sochineniya-na-raznye-temy/analiz-stixotvoreniya-bloka-v-restorane.html

Анализ стихотворения А.Блока "В ресторане"

Текст

    Сюжет вечен и прост: любимая женщина уходит, герой делает усилие удержать её, но всё тщетно. Несмотря на кажущуюся простоту, “В ресторане” — одно из сложнейших произведений Блока.

    Все символисты считали своими литературными прародителями поэтов — романтиков, но символист Блок был романтиком по сути своей. Он тонко ощущал двоемирие, видел грань между земным и вечным, и, хотя “вечное” порой казалось ему призрачным, ирреальным, оно всегда жило в душе поэта и его лирического героя.

    Никогда не забуду (он был или не был этот вечер)…

    Всё стихотворение построено на антитезе: пошлый земной мир противопоставляется вечному, идеальному.

    Я сидел у окна в переполненной зале,    Где-то пели смычки о любви.

    Переполнен ресторанный зал, но герой не слышит его шума, он слышит чудесную музыку. “Где-то пели” — это где? Не из другого ли мира эти звуки? Интересно и то, где находится герой. Он не первый, кто в произведениях Блока занимает место у окна. Вспомним:

    И медленно пройдя меж пьяными,    Всегда без спутников, одна,    Дыша духами и туманами,    Она садится у окна.    Почему же у окна? Может, именно окно символизирует выход в мир любви и гармонии, а герои ищут этот выход? И находят. И вот герой стихотворения совершает скандальный, с точки зрения обывательского этикета, поступок: посылает даме, пришедшей с кавалером, цветок:    Я послал тебе чёрную розу в бокале    Золотого, как небо, аи.

    Чёрная роза в бокале золотого вина — символ, поступок героя — вызов. Чёрный цвет — цвет скорби, страдания, но роза от этого не становится менее прекрасной, так же как и Прекрасная Дама, мировая душа оказавшаяся на земле и превратившаяся в страдающую красоту.

И героиня стихотворения носит эту красоту в себе, даже не подозревая об этом. Герой помещает розу в золотое вино, не случайно странное на первый взляд сравнение “золотое, как небо”.

Небо символизирует вечность, гармонию, и герой хочет спасти Прекрасную Даму от пошлости и беспросветности. Понимает ли этот порыв героиня? Безусловно, понимает, хотя изо всех сил старается скрыть это.

Почему? Быть может потому, что не верит в свое спасение? Но намеренная резкость, презрение, несоотносимое с волнением, не мешают ей слышать ту же музыку вечного мира, которую слышит герой.

    И сейчас же в ответ что-то

    грянули струны,    Исступлённо запели смычки…    Но была ты со мной всем презрением юным,    Чуть заметным дрожаньем руки.    И героиня, чувствуя близость к герою, уходит.    Ты рванулась движеньем испуганной птицы,    Ты прошла, словно сон мой, легка…    Сон поэты-романтики воспринимали как выход в мир идеальный; сон отражает наше подсознательное, не контролируемое разумом, позволяет заглянуть в тайники души. Блоковский лирический герой часто видит во сне красоту. Вспомним, как появляется Незнакомка    И каждый вечер в час назначенный    (Иль это только снится мне)    Девичий стан, шелками схваченный,    В туманном движется окне.

    В душе героя живёт красота, поэтому он может увидеть её везде, даже в переполненном зале ресторана. Да, героиня уходит. Но уходит она не от героя, она уходит из ресторанного зала, из мира пошлости и суеты. Она уходит в зазеркалье, в идеальный мир и зовёт за собой героя:

    Но из глуби зала ты мне взоры бросала    И, бросая, кричала: “Лови!”

    Герой сделал то, что должен был сделать. Своим поступком он спас Красоту, он вернул Прекрасную Даму в мир вечности, и уже неважно, существует ли этот мир объективно или этот мир — душа героя. И земной мир с визжанием вместо пения кажется таким же жалким и неестественным, как и фонари “на жёлтой заре”.

Источник: https://4fasol.com/txt/essay/103442

Анализ стихотворения А. Блока "В ресторане"

«В ресторане»

В этом стихотворении происходит как бы завершение пути, которым движется идеал женской красоты в лирике А. Блока. Путь был непростым: из заоблачных высот — в мрак и вертеп земной жизни.

Героиня, идя по ступеням вниз, на этом пути утрачивает таинство своей неземной красоты, всё более проступают в её облике черты не только земной, но даже приземлённой женщины.

Она из предмета поклонения и обожания стала предметом купли-продажи.

Такова героиня этого стихотворения, показанная, однако, с сочувствием и участием. Тема стихотворения — любовный поединок, длящийся доли минуты, но эта любовь по силе, может быть, равна чувству, развивающемуся долгое время.

Стихотворение открывается сомнением лирического героя, как это уже было в «Незнакомке»: «… он был, или не был, этот вечер… » А дальше пейзажный штрих: петербургская заря — жёлтые фонари на жёлтом.

Северное небо, рождающее отчаяние, усиливающее усталость романтика, живущего в мире грубой реальности; он способен послать розу «в бокале золотого, как небо, аи», но роза «чёрная», говорящая о неизбывной печали, а о золоте неба уже шла речь.

«смущённо и дерзко», она — «надменно». Лирический герой — лишь один из длинной череды надоевших поклонников. Об этом свидетельствует союз в начале фразы: «И этот влюблён». Но и она выделяет из толпы поклонников его, незаурядного, посмевшего быть дерзким, чтобы скрыть смущение. Он готов принять её такою, как она есть:

друг от друга. Между ними социальная пропасть: она — девочка для развлечений, он — господин не её круга, между ними ничего не может быть серьёзного, её можно лишь купить на час.

Драма отношений усиливается. Проследим за музыкальным фоном.

Где-то пели смычки о любви…

И сейчас же в ответ что-то грянули струны,

Исступлённо запели смычки…

Снова дань романтизму — вся пятая строфа, наполненная дуновением ветра, дыханием духов, шёпотом шелков. Но это не картина любовной услады, а подготовка к окончанию романа взглядов: героиня напоминает испуганную птицу, шелка шепчутся тревожно — всё это передано талантливой звукописью.

Картина романтической игры звуков завершается союзом «но», начинающим шестую строфу: сказка окончена — взоры, отражаясь в зеркалах, пошло «кричат»: «Лови!..

» Почему не в зеркале, а в зеркалах? Зеркала, отражая и дробя облик юной незнакомки, тиражируют её красоту, уникальность гибнет, загадка исчезает.

Всё это происходит под соответствующий аккомпанемент: бренчит монисто пляшущей цыганки, которая не поёт, а «визжит» о любви.

Ясно, что визжать можно только о той любви, что продаётся, а не о таинстве в отношениях между мужчиной и женщиной. Эта вакханалия звуков адресована жёлтой заре — так круг замыкается. Жёлтая заря северного неба бросает свой больной отблеск на грешную жизнь людей. Красота поругана, уничтожена, растворена в жёлтом мире жёлтого города.

Источник: http://referat-lib.ru/view/referat-literature/5/4459.htm

Ссылка на основную публикацию