Будущий ученый и писатель-фантаст появился на свет 22 апреля 1908 года в деревне Вырица (ныне это Ленинградская область). Его отца звали Антипом Харитоновичем. Он был простым крестьянином, но потом выбился в торговцы.
И даже получил сан титулярного советника. Когда случилась революция, родители Ефремова развелись.
Чтобы не навлечь на себя обвинение в принадлежности к эксплуататорскому классу, Иван взял себе другое отчество и стал Иваном Антоновичем.
Мать Ивана, Варвара Александровна, занималась воспитанием детей. Но больше внимания уделяла младшему сыну – Василию. Он постоянно болел. В 1914 году семья перебралась на Украину, в Бердянск. Там Ваня пошел в гимназию.
Началась Гражданская война. Ефремов оказался на фронте, где получил легкую контузию. На память о ней у Ефремова всю жизнь сохранилось легкое заикание. Вернувшись с фронта, Ефремов обосновался в Петрограде. Работать пришлось грузчиком, шофером. В свободное время Иван много читал. Его увлекала не только художественная литература, но также книги по биологии.
Ефремову удалось выучиться на штурмана. Больше года он ходил по водам Охотского моря. Окончив морскую жизнь, Иван поступил на биологическое отделение университета. Однако вскоре он увлекся геологией, бросил учебу в университете и перешел в Горный институт.
Принимал участие в исследовательских экспедициях, побывал в Сибири, Средней Азии и Монголии. Итогом его научных изысканий стал ряд работ по палеонтологии, за которые Ефремову была присвоена степень кандидата биологических наук.
Перед началом войны с фашистами Ефремов стал доктором наук.
Литературные опыты Ефремов начал во время вынужденной эвакуации в Казахстан. Там он серьезно заболел тифом и на длительное время оказался прикованным к постели. Чтобы как-то скоротать время, Иван Антонович начал сочинять рассказы и повести. Его первым произведениями стали:
- «Последний Марсель»;
- «Звездные корабли»;
- «Обсерватория Нур-и-Дешт»;
- «Путями старых горняков»;
- «Бухта Радужных струй»;
- «Озеро горных духов».
В своих произведениях Ефремов объединил художественный вымысел с реальными научными фактами. Многие его зарисовки впоследствии стали пророческими. К примеру, в Якутии были найдены описанные Ефремовым кимберлитовые трубки, обнаружены месторождения ртути и пещера древних людей с рисунками. Появились глубоководные аппараты, которые могли исследовать дно моря и бурить в нем скважины.
Сюжет «Теней минувшего» построен на фантазиях о том, что в горных породах при определенных условиях могут сохраняться изображения минувших событий. Через несколько лет учеными был теоретически обоснован принцип построения голографических изображений.
Особое отношение у Ефремова сложилось в отношении повести «Сердце Змеи». Это произведение писатель называл кладезем ошибок. Первый вариант повести не выдержал критики. Подкованные в химии и биологии читатели указывали на неточности в описаниях. К последующим литературным опытам Ефремов стал относиться более серьезно.
Будущее человеческой цивилизации Ефремов не мыслил вне контакта с иными мирами. Прогресс человечества он связывал с освоением межзвездного пространства.
Идея романа «Туманность Андромеды» пришла писателю в голову, когда он участвовал в экспедиции по пустыне Гоби. Автор в ярких красках описал то, с чем впоследствии пришлось столкнуться человечеству.
Речь идет о последствиях непродуманного обращения с ядерной энергией.
В книге упоминаются:
- неопознанные летающие объекты;
- искусственно синтезированные продукты питания;
- вещества с особой структурой, имеющие высочайшую твердость.
Роман «Час Быка» Ефремов посвятил жене Таисии. По сути книга стала философской притчей о том, к каким последствиям может привести жизнь в тоталитарном обществе. Герои «Туманности Андромеды» упоминаются в романе как деятели из отдаленного прошлого.
«Час Быка» можно рассматривать как часть спора Ефремова с коллегами, которые утверждали, что жизнь есть всего лишь дорога к гибели. Основная идея произведения: человек Земли никогда не станет пасовать перед натиском звериных инстинктов.
Книга воспевает триумф всего самого светлого и справедливого.
Последней творческой работой Ефремова стала книга «Таис Афинская». Автор углубился в прошлое цивилизации и поведал историю из жизни гетеры, ставшей спутницей египетского царя Птолемея и Александра Македонского.
В этом произведении фантастика уступила место строгому историческому исследованию. Критики считают этот роман гимном красоте, любви, уму, верности. «Таис Афинская» увидела свет уже после ухода Ефремова из жизни.
Первой супругой писателя стала Ксения, дочь именитого ученого Николая Свитальского. Он исследовал рудные месторождения, на которых впоследствии возвели Магнитогорский комбинат. Злые языки поговаривали, что брак с Ксенией нужен был Ивану Антоновичу, чтобы сделать рывок в карьере. Детей в этом браке у Ефремова не было.
В ходе своей научной деятельности Ефремову пришлось перебираться из Ленинграда в Москву: туда переехал Палеозоологический музей. В столицу СССР Иван Антонович приехал уже со своей второй женой – Еленой Конжуковой. В семье родился сын, которого назвали Алланом. Впоследствии он увлекся геологией и пошел по стопам отца.
В 1961 году Елена ушла из жизни. После этого Ефремов женился в третий раз. Его супругой стала Таисия Юхневская. Познакомились они еще в 1950 году. Таисия работала в институте машинисткой, а впоследствии была у Ивана Антоновича секретарем. Семья жила скромно. Самым большим «излишеством» была машина: ее Ефремов смог приобрести после получения Сталинской премии за свои научные достижения.
Иван Антонович ушел из жизни 5 октября 1972 года. За несколько часов до этого он провел консультацию с коллегой. Причиной смерти врачи назвали сердечный приступ.
На второй день тело писателя было кремировано. Этот факт по каким-то причинам вызывал подозрения у КГБ.
Через несколько недель после кремации группа сотрудников КГБ посетила квартиру Ефремова, где был учинен обыск. По одной из неофициальных версий, незадолго до смерти Ефремов получил по почте письмо; в конверте якобы содержались частицы мелкодисперсного порошка.
Однако в официальном заключении экспертизы этот факт не подтвержден. В чем конкретно подозревали писателя-фантаста – неизвестно. Однако впоследствии сочинения Ефремова долгое время не печатались.
Его роман «Час Быка» изымали из библиотек: считалось, что в нем автор скрытно проводил антисоветскую пропаганду.
Источник: https://kakprosto.ru/kak-965435-ivan-efremov-biografiya-tvorchestvo-karera-lichnaya-zhizn
Иван Ефремов: биография и творчество — Литературная газета
Главный труд писателя вызвал бурю эмоций
Иван Антонович Ефремов двулик. Или, вернее, в отечественной культуре существуют как будто два Ефремова – столь сильную метаморфозу претерпела его писательская манера за несколько десятилетий творчества… Иной раз, читая Ефремова 1940-х, а затем открывая его же книгу 1970-х, с трудом веришь, что всё это создано одним автором.
Известность пришла к Ивану Антоновичу весьма быстро. Первый рассказ напечатан в 1943 году, первый сборник – в 1944-м, первый роман – в 1956-м. По меркам советского времени для литератора это поистине стремительная карьера.
Строгая логика, склонность видеть чётко выстроенную систему в художественном произведении – вот главные приметы ефремовского стиля. Профессиональный геолог и палеонтолог, доктор биологических наук, он принёс в изящную словесность поэзию дальних экспедиций, забытых окраин, где человека порой ожидает чудо открытия или неожиданная страшная гибель.
Учёные только-только добираются до этих «незнаемых» земель и вод. Там можно встретиться с чудовищем, которое не вошло ни в одну из научных классификаций («Олгой-Хорхой»), и с тайной древнего искусства («Голец Подлунный»). Рассказы «Бухта Радужных Струй», «Путями Старых Горняков» и «Ак-Мюн-гуз (Белый Рог)» – это настоящие стихотворения в прозе.
Но в дальнейшем всё же возобладал философ, историк (автор исторических романов «На краю Ойкумены», «Таис Афинская»), а поэту пришлось отступить.
В 1958 году вышел его роман-утопия «Туманность Андромеды», написанный в 1956 году. Это фантастическое сочинение похоже на учёный труд.
Каждая глава романа как бы раздел в монографии: здесь – об искусстве будущего, здесь – о космических полётах, здесь – о том, какие сохранятся к тому времени преступления и как их научатся пресекать, а здесь – из чего будет состоять образование и воспитание детей… Во всей русской и советской литературе нет примера более масштабной и более фундаментальной утопии.
Незадолго до смерти, в романе «Час Быка», Ефремов предложил новую утопию – значительно более тонкую, чем «Туманность Андромеды». В последнем произведении писателя сталкиваются два общества: служители света и приверженцы тьмы.
Но конфликт между ними ничуть не похож на битву социализма и капитализма. Это вечное противостояние двух начал, прошедшее через всю историю человечества и унаследованное далёким будущим. «Час Быка» во многом опирается на восточные религиозные и философские традиции.
Автор подробно выстроил этику, философию и весь образ жизни идеального человека – человека света.
Главный труд Ефремова – роман «Лезвие бритвы», над ним Иван Антонович работал около пяти лет, и в год завершения работы появилась первая его публикация.
Всё, что Ефремов создавал как писатель, привлекало внимание огромных читательских масс, оказывалось в фокусе общественного интереса. Но именно «Лезвие бритвы» вызвало настоящую бурю.
Многие читатели, ознакомившись с текстом, увидели в авторе духовного наставника, своего рода гуру. Сам Ефремов был этим недоволен, ему больше нравилось аналитическое отношение к любимому произведению.
«Лезвие бритвы» было одновременно и фантастикой… и не фантастикой. Имело научную основу… но не особенно близкую к традиционной науке.
Более того, «Лезвие бритвы» оказалось ещё и литературой, которая… не вполне литература.
Это один из самых загадочных текстов советского времени, произведение, идущее поперёк всех стандартов и форматов, даже конфликтующее с понятием «роман» – как его видели тогда, полстолетия назад.
Автор этих строк очень хорошо помнит, сколь трудно было достать «Лезвие бритвы» – хоть за самые безумные деньги. А украсть эту книгу из библиотеки не представлялось возможным, поскольку из большинства библиотек этот роман оказывался украденным задолго до того, как у тебя впервые появлялась такая мысль…
В 1971 году Ефремов писал: «Лезвие бритвы» и по сие время считается высоколобыми критиками моей творческой неудачей. А я ценю этот роман выше всех своих… Публика уже его оценила – 30–40 руб. на чёрном рынке, как Библия…»
Это роман-трактат, средоточие философии, публицистики, научных гипотез, идей, высказанных в виде наброска и самого краткого обоснования.
Иллюстрация к роману «Туманность Андромеды» |
Тут все «обслуживают» нескольких героев, в свою очередь, служащих, устами Ивана Антоновича. Из них главное лицо – врач Гирин. Эти персонажи, и Гирин прежде всех прочих, дают книге основную «плоть», наполняют её главным смыслом. Иван Антонович позволяет основным действующим лицам читать большие лекции, изредка прерываемые репликами оппонентов.
Например, тот же Гирин в самом прямом смысле этих слов читает лекцию, по ходу которой представляет основным критерием красоты (в данном случае красоты человеческого тела) биологическую целесообразность.
Он же в других местах романа произносит монологи – например, о пользе психофизиологии, о язвах современной цивилизации и необходимости их лечения за счёт ускоренного развития знаний о психике человека, или, скажем, о возможности проникнуть в «генетическую память» – «память поколений». Все эти монологи, по сути, те же лекции.
Ефремов-учёный, как видно, не находил адекватной аудитории для публичных выступлений на подобные темы, и он сумел превратить роман в сборник непрочитанных лекций, скреплённых сюжетом, приключенческой составляющей и т.п.
Ефремов-учёный, или, вернее, мыслитель в более широком понимании, на страницах романа победил Ефремова-писателя. От той спокойной и задушевной манеры автора-рассказчика, которая звучит в небольших произведениях Ивана Антоновича, опубликованных в 40-х годах, не осталось и следа.
В 90-х полыхнул «ефремовский ренессанс», а затем имя Ивана Антоновича и тексты его в подавляющем большинстве своём откочевали в область «культурной археологии».
Иными словами, сделались частью мемориала советской культуре, утратив притягательность для массового читателя. Ефремов – классик нашей научной фантастики, но его сейчас читают очень мало.
Поздний Ефремов слишком тяжёл в восприятии, слишком тягуч его язык…
Ефремов был «коммунаром». Он видел будущее России и всего мира в коммунизме. С его точки зрения, современная цивилизация, цивилизация больших городов, страдает чудовищными язвами и сильно искажает сущность человека, изначально здоровую.
Но если из «капиталистической модели» Ефремов не видел выхода в будущее, к исправлению, то модель социалистическая давала ему самые добрые надежды. Словами одного из персонажей «Лезвия бритвы» Иван Антонович говорит о необходимости веры в социализм, поскольку «…Другого пути у человечества нет – общество должно быть устроено как следует.
Разумеется, социализм без обмана, настоящий, а не национализм и не фашизм». Ефремов подходил к коммунистическому маршруту в жизни человечества с романтическим пафосом. За бетонными коробками советской действительности он видел прекрасную картину отдалённого будущего.
С его точки зрения, мощную струю новых смыслов и жизненной энергии «реальному социализму» обеспечила бы прививка восточных духовных учений. В частности, тантризма, йоги. Ефремова устроил бы индуистско-марксистский путь развития – странный сплав коммунизма и восточной эзотерики.
Но несомненно одно: Ефремов оказал огромное влияние на всю последующую русскую фантастику. Его имя многие в сообществе фантастов до сих пор произносят с трепетом.
Помимо текстов Ефремова до наших дней дошло ещё одно его наследие – «ефремовская школа». Много было споров вокруг того, кто был истинным последователем Ивана Антоновича, а кто «примазался» к его громкому имени.
Из советского времени чаще всего называют рано умершего Вячеслава Назарова, а из нынешних авторов – здравствующего и активно публикующегося Дмитрия Федотова.
Фирменный стиль школы – соединение твёрдой науки с размышлением о судьбах всемирного социума и с элементами всё той же восточной эзотерики: слова «стихия», «энергия» и какое-нибудь «состояние самадхи» для истинного ефремовца – органика.
С 2004 года вручается литературная премия имени И.А. Ефремова, учреждённая Международным советом по фантастической и приключенческой литературе и Союзом писателей России.
Дмитрий Володихин
Источник: https://lgz.ru/article/-48-6578-7-12-2016/ivan-efremov-dvulikiy-geniy-zhanra/
Ефремов Иван Антонович
(1907-1972) русский писатель и ученый
Фантастические романы Ивана Антоновича Ефремова сразу же обрели популярность среди миллионов читателей. Он создавал свои произведения в послевоенное время, когда страна только начинала залечивать нанесенные войной раны.
Трагедия коснулась практически каждой семьи, и казалось, что живая память о пережитом требовала разговора именно об этом. Писатель же сознательно уводил своих читателей в глубину веков или в необъятные просторы отдаленных галактик.
Но он удивительным образом предвосхитил читательский интерес к новым открытиям, которые будут совершены вместе с полетами человека в космос.
Жизнь Ивана Ефремова, можно сказать, распадается на две составляющие. Он был ученым и писателем, причем даже трудно сказать, какая его ипостась оказалась наиболее существенной для общества.
Еще в детстве, в деревне Вырица под Петербургом, Иван Ефремов увлекся чтением, поскольку в доме его родителей была большая библиотека.
Правда, отец не имел никакого отношения к творческой интеллигенции: он был известным в городе лесоторговцем, однако считал, что книги являются свидетельством благосостояния семьи.
Маленький Ваня перечитал практически все из домашней библиотеки и множество других книг, которые брал у друзей. Так получилось, что первыми авторами, которых он прочитал, стали Жюль Верн, Дж. Конрад, Р. Хаггард.
Неизвестно, как сложилась бы жизнь Ивана, если бы не болезнь младшего брата. Врачи посоветовали мальчику перемену климата, и вся семья перебралась на юг, в город Бердянск. Там Иван пошел в школу, но закончить ее не успел, поскольку началась революция. К тому же родители развелись, и мальчики оказались в доме своей тети, жившей в Херсоне.
Стихия революции и гражданской войны захлестнула не только взрослых, но и подростков. Как и многие другие ребята, Иван Ефремов отправился на фронт и оказался в автороте при штабе Шестой армии.
Вместе с красноармейцами он участвовал в штурме Перекопа, а после разгрома Врангеля вернулся домой.
К тому времени его отец разыскал и забрал к себе младших детей, а Иван оказался практически предоставленным самому себе.
В то время в Херсоне трудно было заработать на жизнь, и Иван Ефремов уезжает в Петроград. Там он работает то помощником шофера, то пильщиком дров, то просто чернорабочим. Одновременно учится в школе, стремясь как можно скорее наверстать упущенное и догнать сверстников. Именно в это время он заинтересовался палеонтологией — наукой об ископаемых животных.
Прочитав в журнале «Природа» статью известного ученого-палеонтолога П. Сушкина о северодвинской пермской фауне, Ефремов решил с ним познакомиться и написал письмо в редакцию. Письмо Сушкину передали, и он пригласил юношу к себе в Геологический музей. Так постепенно возникла их дружба, а позже и научное сотрудничество.
Однако Иван Антонович Ефремов еще не определился в выборе будущей профессии, он был полон романтики, мечтал увидеть дальние страны и потому отправился во Владивосток. К тому времени он уже имел диплом штурмана, но ему пришлось работать матросом на кораблях дальнего плавания. Ефремов посетил множество южных морей и навсегда заболел страстью к путешествиям.
Через год он поддался на уговоры Сушкина и поступил учиться в Ленинградский университет на геологоразведочный факультет. Одновременно он устроился препаратором в Геологический музей.
Однако страсть к путешествиям не оставляла его, и каждое лето Иван Ефремов неизменно отправлялся в различные экспедиции. Он искал ископаемых животных и открывал для себя неизведанные места. Уже во время первой поездки на север России в 1928 году он открыл обширные захоронения древнейших земноводных, необычайно хорошо сохранившихся.
Ефремов обладал необыкновенной везучестью, которую сам объяснял достаточно просто: если отправляешься в экспедицию, обязательно должен что-то найти. И он пытался найти нефть, уголь, золото, рудные месторождения. Попутно уточнялись географические карты и велись топографические съемки.
При этом работать часто приходилось в экстремальных условиях, без транспорта и радио.
С 1924 по 1935 год Иван Антонович Ефремов участвовал в экспедициях в Закавказье, Среднюю Азию и Восточную Сибирь, И отовсюду он привозил скелеты древних животных. На основе их изучения Ефремов постепенно отрабатывал научную методику исследования процессов формирования земного рельефа.
Причем выводы ученого нередко опережали науку своего времени. Так, в частности, Иван Ефремов впервые заговорил о необходимости изучать рельеф океанического дна. Но его статья получила отрицательную оценку рецензента, который счел доводы молодого ученого фантастикой.
Правота его стала очевидной лишь после открытия эхолокации.
Наиболее же примечательными оказались его поездки, совершенные в 1946—1949 годах в пустыню Гоби. Тогда Иван Антонович Ефремов не только открыл неизвестные скопления скелетов динозавров, но и опроверг теорию работавших там в 30-е годы американцев, которые утверждали, что на этом месте всегда была пустыня.
Ефремов доказал, что в далеком прошлом здесь было обширное море, населенное множеством животных. Правда, сделанный им в 1957 году, а затем и в 1959 году в Пекине доклад «О биологических основах палеозоологии» вызвал неоднозначную реакцию ученых.
Но позднейшие находки морских ископаемых снова подтвердили его правоту.
В то же время, Иван Ефремов постоянно ощущал недостаток знаний и поэтому поступил на геологический факультет Горного института, который закончил экстерном, всего за три года. Сочетание геологического и биологического подходов и привело Ефремова к созданию новой науки — тафономии.
Он разработал методику, которая позволяла восстанавливать ландшафт, животный и растительный мир безмерно далеких геологических эпох. Открытие Ивана Ефремова позволяло заглянуть в прошлое и понять динамику процессов, происходивших на Земле в течение миллионов лет.
Обобщением его наблюдений стала книга «Тафономия и геологическая летопись» (1950).
Казалось, Иван Ефремов добился всего, чего хотел: в 1940 году он являлся автором 65 научных работ, получил степень доктора биологических наук. Но как же случилось, что известный ученый-палеонтолог, чье имя уже приобрело международную известность, стал не менее известным писателем?
Несколько раз Иван Антонович Ефремов пытался писать рассказы о своих путешествиях, но всякий раз обстоятельства мешали ему, да и качество написанного не удовлетворяло. Так продолжалось до 1942 года, когда он заболел тифоидной лихорадкой и оказался надолго прикованным к постели. Тогда-то ученый и начал писать.
Всего за несколько месяцев, Иван Ефремов написал первый рассказ и отправил его в журнал «Техника — молодежи».
Рассказ напечатали, и, вдохновленный своим первым успехом, Ефремов написал еще несколько рассказов, которые составили цикл «Семь румбов». Начиная с 1944 года он уже серьезно занимается литературой.
Его рассказы печатаются в разных журналах, а в издательстве «Молодая гвардия» выходит первый однотомник.
Очень большое значение для творчества Ивана Ефремова имела его встреча с известным писателем Алексеем Николаевичем Толстым, который сказал, что самое ценное в рассказах Ефремова — «правдоподобность необычайного», исходящая из глубокого знания всего, что он описывает. Позже ученый признавался, что после беседы с Толстым он окончательно поверил в свое призвание стать писателем. После разговора с маститым литератором, Иван Антонович Ефремов передал свои рассказы в журнал «Новый мир».
В его творчестве очень удачно соединился талант ученого и писателя. Занявшись литературой, он получил возможность описывать свои научные идеи в художественной форме. Не случайно сюжет одного из рассказов Ефремова — «Тень минувшего» — подтолкнул физика Ю. Денисюка к изобретению голографии.
Первые произведения Ивана Ефремова часто возникали из научных гипотез, некоторые из которых в будущем подтвердились. Таковой стала, например, гипотеза о существовании наскальных рисунков, которую он изложил в рассказе «Юрта ворона».
В другом же рассказе, «Алмазная труба» (1945), писатель предсказал открытие месторождения алмазов в Якутии. Свои замыслы Ефремов брал не только из различных наук, но и из фольклора, с которым знакомился во время экспедиций. Так, в частности, появилась его повесть «Дорога ветров».
Однако вымысел в произведениях Ивана Ефремова всегда связывается с реально допустимыми, хотя и маловероятными, на первый взгляд, причинами.
К концу войны, Иван Ефремов написал еще несколько рассказов, а уж потом перешел к более крупному жанру — повести. В 1949 году он публикует историческую дилогию «Великая дуга», которая имела еще одно название — «На краю Ойкумены» — и была переработана писателем в 1956 году. Вслед за этой повестью вышел роман «Путешествие Баурджеда».
В этих произведениях писатель показывает мир глазами древних египтян и ярко воссоздает не только картины быта, но и природу минувших эпох. Тогда же в творчестве Ефремова появляется космическая тема.
Он пишет повесть «Звездные корабли», в которой впервые обращается к теме пришельцев с далеких планет. Она явилась как бы пробой пера на пути создания более крупных произведений.
Вместе с тем Иван Ефремов одним из первых задумался о существовании других цивилизаций.
После большой экспедиции в пустыню Гоби писатель выпускает книгу очерков «Дорога ветров», в которых соединяет реальность и фантастику. Сам автор предстает в них сразу в двух временных планах — он видит настоящее и далекое прошлое.
Так постепенно, от произведения к произведению, Иван Ефремов оттачивал литературную технику и раздвигал границы своих произведений.
Одновременно он окончательно определил содержательную структуру своих книг, в которых будут соединяться зрительные картины прошлого и настоящего, анализ научных гипотез, философские размышления автора и некоторые его футурологические прогнозы.
От научно-технической утопии писатель переходит к фантастике. Роман «Туманность Андромеды» (1957) не только ознаменовал новую страницу в творчестве Ефремова, но и стал этапным в развитии всей фантастической литературы. Правда, другие писатели-фантасты не стали продолжать предложенную Ефремовым форму утопии.
Конечно, для современного читателя, многие новации Ивана Ефремова кажутся наивными, но в главном — жизнеутверждающем пафосе книги, ярких образах героев — его творчество нисколько не устарело и сейчас. Напротив, ставшие реальностью длительные космические экспедиции подтвердили, что во многих случаях Ефремов оказался прав.
В романе «Туманность Андромеды» он рассказывает историю звездолета «Лебедь», который отправился в путешествие к далеким мирам. Ефремов показывает мир будущего изнутри, он как бы становится современником описываемых событий и уже оттуда смотрит в прошлое, т.е. в наше время. Впоследствии, этот художественный прием Ивана Антоновича Ефремова прочно войдет в фантастическую прозу всех стран.
Интересен и язык романа. Писатель делает его подчеркнуто литературным, старательно избегая вульгарных оборотов, бытовизмов. Вслед за первым романом он публикует повесть «Сердце Змеи», в которой завершает рассказ о своих героях. Повествование о встрече представителей двух разных миров, находящих взаимопонимание, несмотря на полную физическую несовместимость, прозвучало весьма актуально.
Действие следующего романа Ивана Ефремова — «Лезвие бритвы» (1963) — происходит в наши дни. В нем писатель соединяет фантастику и детектив. По мысли Ефремова, яркий, захватывающий сюжет произведения должен был привлечь самого разного читателя, независимо от уровня его образования. Но роман получился слишком рыхлым и перегруженным подробностями.
Возможно, поэтому писатель снова обратился к жанру чистой фантастики. Роман «Час быка» (1969) стал последним крупным произведением Ивана Антоновича Ефремова. Он вновь переносит действие в далекое будущее, используя уже привычную для себя форму утопии. Но пафос романа стал совершенно иным.
Вместо привычного для писателя оптимизма в нем звучат ноты трагического предостережения. Это произведение, конечно, отражает изменения во взглядах и самого писателя — ведь в стране начиналась эпоха застоя.
Поэтому практически сразу же после первого издания роман был запрещен, изъят из библиотек и вернулся к читателям лишь много лет спустя.
Иван Ефремов написал также несколько исторических произведений. Это романы «Таис Афинская» и «Рок Персеполиса». Однако историческими их можно назвать скорее условно, поскольку фантастика в них преобладает над исторической точностью, свойственной этому жанру.
В истории отечественной культуры Иван Ефремов остался не только как известный ученый-палеонтолог и основоположник новейшей советской фантастики, но и как интересный мыслитель, внесший немало любопытного в теорию цивилизаций, общения между мирами и прогнозирования будущего человечества.
Источник: https://biografiivsem.ru/efremov-ivan-antonovich
Иван Ефремов: биография и творчество писателя
Ефремов Иван Антонович (1907-1972) родился в д. Вырица (Ленинградская обл.). В 1935 г. экстерном закончил геологоразведочный факультет Ленинградского горного института. На тридцать третьем году жизни, всего через пять лет, ему была присуждена ученая степень доктора биологических наук. С 1925 г. участник экспедиций в Якутию, Среднюю Азию, Закавказье и другие регионы.
Три экспедиции Ивана Ефремова в малоизученные районы полупустыни Гоби (1946-1949) дали науке немало уникальных экспонатов — например, скелеты и кости динозавров.
Об этих экспедициях, о труде палеонтологов, о перипетиях раскопок Ефремовым написана адресованная юному читателю книга “Дорога ветров” (1955), к которой автором приложен заботливо составленный словарь терминов.
Первые рассказы (“Встреча над Тускаророй”, “Озеро горных духов”, “Олгой-Хорхой”, “Катти Сарк” и др.) написаны в 1942 -1943 гг., а в 1944 г. опубликованы. В 1945 г.
Иван Ефремов издает восемь новых рассказов (“Белый рог”, “Последний Марсель”, “Обсерватория Нур-и-Дешт”, ”Бухта радужных струй” и др.). Ефремов — сторонник строгой научной обоснованности в художественной фантастике. Уже в цикле произведений, изданных в 1945 г., он сумел подобно Ж.
Верну предугадать несколько научных открытий и изобретений — например, голографию (“Тень минувшего”), залежи алмазов на Сибирской платформе (“Алмазная труба”), глубоководное бурение (“Атолл Факаофо”).
Книги Ефремова этого времени: “Встреча над Тускаророй” (1944), “Пять румбов” (1944), “Белый рог” (1945), “Алмазная труба” (1946).
Космическую тему у писателя начинает повесть “Звездные корабли” (1944, опубл. в 1948). Это было одно из первых произведений мировой фантастики о посещении Земли в далеком прошлом пришельцами из космоса. Но всемирную славу принес Ефремову роман “Туманность Андромеды” (1955— 1956).
Писавшийся еще до полета первого в мире советского искусственного спутника, то есть в эпоху весьма отвлеченных представлений об освоении космоса, роман, однако, и по сей день воспринимается как произведение, избежавшее той научно-технической наивности, которая характерна для мировой фантастики тех лет даже в ее лучших образцах. Действие романа в первой его редакции происходит через три тысячелетия после XX в. Впоследствии, после первых космических полетов, Иван Ефремов, по его признанию, не ожидавший столь скорого начала новой эры познания, сначала уменьшил дистанцию на тысячу лет, а затем просто изменил все конкретные даты “на такие, в которые сам читатель вложит свое понимание и предчувствие времени”, поскольку не удается предугадать “темпов ускорения технического прогресса” (“От автора”).
Действие романа развертывается то в обстановке межзвездной экспедиции, то на счастливой, достигшей духовной гармонии Земле. Земля входит в Великое Кольцо населенных разумными существами планет Вселенной, к которому постепенно присоединяются все новые вошедшие с ним в контакт миры.
Иван Ефремов, ранний рассказ которого “Эллинский секрет” из-за его “мистичности” не публиковался до 60-х годов, неоднократно настойчиво напоминал о своем материалистическом мировоззрении. Тем интереснее его убежденность, что разумным может быть только существо, имеющее облик человека (то есть творение Божие, созданное по Его образу и подобию).
Могут варьироваться пропорции его тела, рост, но всякие “думающие спруты” или “разумная плазма” (часто увлекавшие воображение других авторов-фантастов) абсурдны.
Как говорит один из героев другого произведения Ефремова о межзвездной экспедиции (“Сердце Змеи”, 1958), мыслящее существо из любого мира должно иметь совершенный облик, выглядеть “прекрасным”, и не может быть “никаких мыслящих чудовищ, человеко-грибов, людей-осьминогов”.
Планетная цивилизация, по Ефремову, должна, как правило, пройти через критическую фазу, на которой она либо самоуничтожается в социальных катаклизмах, либо составляющее ее человечество эволюционно преодолевает гнусно-эгоистические хищнические инстинкты и приходит к устройству жизни на началах всеобщего братства. Писатель верит, что на Земле произойдет второе.
Светлый оптимизм подобных идей Ивана Ефремова обеспечивал ему читательскую любовь и признание в самых разных странах. Высокий уровень научно-технической эрудиции писателя делал роман неоценимым в познавательном отношении (к нему по-ефремовски приложен и словарь научных терминов).
Его многоплановый сложный сюжет выписан мастерски, литературный слог Ефремова высокопрофессионально выразителен и четок, лексически богат и своеобразен. Некоторая назидательность “утяжеляет” произведение, но последнее в известной мере обусловлено особенностями жанра, в котором оно выполнено.
Жанр этот легко назвать: “Туманность Андромеды” стоит у истоков традиции современной философской фантастики, еще одним классиком которой станет чуть позже поляк С. Лем.
Новый поворот в творчестве Ефремова ознаменовал роман “Лезвие бритвы” (1959-1963), где автор преломил в сложном приключенческом сюжете целый ряд своих гипотез о природе известных таинственных явлений человеческой психики, о способах развития непознанных возможностей человека, о силе физической красоты и т.д.
Желание высказаться “сразу обо всем” привело, однако, к некоторой перегруженности произведения и оригинальными мыслями, и сюжетными поворотами.
Роман “разбух” в текстовом плане, но компенсировать увеличение (сравнительно с “Туманностью Андромеды”) его объема средствами архитектоники или иными писательскими приемами Ефремову, пожалуй, удалось не вполне.
Около трех лет, по свидетельству автора, писался третий роман об отдаленном будущем — “Час Быка” (1970).
В нем он хотел возразить как авторам “антиутопий”, рисующих лишь “грядущие катастрофы”, так и авторам произведений, в которых “неуравновешенные, невежливые, болтливые и плоскоироничные герои”, которые “страдают едва ли не худшими недостатками, чем мы, их несовершенные предки”, представлены как “люди эпохи всепланетного коммунизма” (“От автора”). Со счастливой Земли действие переносится здесь на гибнущую планету Торманс, народ которой деградирует, а природные ресурсы разграблены ее правителями.
Повесть “На краю Ойкумены” (1945-1946) и роман “Таис Афинская” (1970-1971) демонстрируют еще одну грань таланта Ивана Ефремова, связанную с его интересом к древней истории.
Если первая давно вошла в “приключенческий” круг чтения юношества, то второй продолжает развивать ставшие излюбленными у позднего Ефремова соображения о природе и силе красоты, уже поднятые в “Лезвии бритвы”.
Оба эти произведения с культурно-исторической проблематикой (эпоха египетских фараонов в “На краю Ойкумены” и время Александра Македонского в “Таис Афинской”) предельно информационно насыщены и способны дать читателю систематизированные сведения по самым неожиданным захватывающе интересным темам.
Забытые языческие культы женских божеств, заинтересовавшие Ефремова, так же исторически реальны, как и сама Таис Афинская — знаменитая афинская гетера, которой историками приписывается сожжение Персеполиса.
В этом брызжущем красками, вызывающе ярком романе Ефремова в ровном тоне, как ученый-аналитик, порой ведет разговор о вопросах, само обсуждение которых могло бы показаться ханже “недопустимым”, и суждения его не только смелы, но и до целомудрия чисты. И то и другое — в традициях великой русской литературы.
После смерти Ивана Ефремова произведения его долго были как бы “забыты” и не переиздавались. Кроме человеческого равнодушия, за этим фактом стоит странный (до сих пор не вполне выясненный) эпизод.
В литературных кругах на исходе жизни Ефремова был пущен нелепый провокационный слух, что знаменитый ученый и писатель еще во время своих экспедиций в “стратегически важные” районы Гоби не только раскапывал динозавров, но и якобы работал на какую-то разведку.
Вероятно, дошло до доноса: через несколько дней после смерти Ивана Ефремова у него на квартире провели тщательный обыск, который оказался безрезультатным, но напугал литературных чиновников.
Сегодня ясно, что творчество этого крупного писателя и незаурядного мыслителя по-прежнему полностью сохраняет свое культурно-общественное значение.
Источник: Русские детские писатели XX века: Биобиблиографический словарь. — М.: Флинта: Наука, 1998
Источник: https://classlit.ru/publ/literatura_20_veka/efremov_i_a/ivan_efremov_biografija_i_tvorchestvo_pisatelja/31-1-0-1620
Иван Ефремов
Иван Антонович Ефремов — легендарная фигура русской фантастики второй половины ХХ века. Иван Антонович родился в поселке Вырица под Петербургом. Отец его — солдат лейб-гвардеец из заволжских крестьян, ставший крупным лесоторговцем, имел прекрасную библиотеку. Рано научившийся читать, Ваня с 6 лет увлекся романами Жюля Верна, книгами о путешествиях.
В годы революции Ефремов становится воспитанником красноармейской автороты, проходит с ней по дорогам гражданской войны до Перекопа. После этого возвращается в Петроград, где работает чернорабочим, подручным шофера и учится в трудовой школе.
Уже в это время Иван Ефремов знакомится с рядом ученых, получает возможность пользоваться крупными научными библиотеками. Особую роль в его судьбе сыграл знаменитый зоолог и палеонтолог академик П. П.
Сушкин, распорядившийся поставить стол для юного энтузиаста науки в своем рабочем кабинете.
Сдав экзамены за Мореходные классы, Ефремов уезжает служить на Тихий океан, затем переводится на Каспий. Через некоторое время П. П.
Сушкину удается выхлопотать ставку в геологическом музее для своего любимого ученика.
Ефремов работает препаратором, посещает лекции в университете и ездит в многочисленные палеонтологические экспедиции — на Север, Урал, в Закавказье, Среднюю Азию, Казахстан, Киргизию.
В 20 лет Ефремов публикует свою первую научную работу, через несколько лет их насчитываются уже десятки. С 1929 года Иван Антонович начинает принимать самое активное участие и в геологических исследованиях, также совершая ряд открытий. Расширяется «география» его экспедиций — Сибирь, Якутия, Монголия, пустыня Гоби…
В 1935 г. Ефремов заканчивает экстерном геолого-разведывательный факультет Горного института, а в марте 1941 г. получает степень доктора биологических наук.
Его имя приобретает все большую известность, особенно после того, как он становится основоположником тафономии — науки о закономерностях исследования древней жизни на Земле.
В 1952 году его книга «Тафономия и геологическая летопись» (1950) отмечается Государственной премией.
С литературой, которой Ефремов увлекался с детства, его прочно связала болезнь. В 1942 году он оказывается надолго прикованным к постели.
Человек неукротимой энергии, он находит ей выход в создании цикла своих первых приключенческих и научно-фантастических новелл, которые объединяет названием «Рассказы о необыкновенном».
Это были «Эллинский Секрет», «Олгой-Хорхой», «Озеро Горных Духов» и другие.
С 1944 г. эти и другие рассказы начинают публиковаться в «Новом мире», «Технике молодежи», в военных журналах «Краснофлотец» и «Красноармеец».
Вскоре выходят отдельные сборники, названные по одноименным рассказам: «Встреча над Тускаророй» (1944), «Белый Рог» (1945), «Алмазная Труба» (1946), в сборник «Семь румбов» должен был войти рассказ «Сумашедший танк», но сам автор его забраковал, а «Эллинский секрет» не пропустил редактор, поэтому озаглавлен по числу вошедших в них произведений: «Пять румбов» (1944). Одним из первых высоко оценил литературный дебют Ефремова тяжело больной А. Н. Толстой — за правдоподобие необычайного и изящный стиль.
Вскоре к 13 рассказам, опубликованным в 1944-1945 годах, прибавляется историческая дилогия «Великая Дуга» (повести «На краю Ойкумены», 1949, и «Путешествие Баурджеда», 1953), первые «космические повести» («Звездные Корабли», 1947, и «Сердце Змеи», 1959), а также увлекательный путевой дневник «Дорога Ветров» (1956).
Ефремов рано понял, что все в мире подчинено определенным законам эволюции, знание которых необходимо человеку для правильного понимания своего места в мире. Он был убежден, что наука ведет в пустоту, если за ней не стоит философия.
Славу самого конструктивного мыслителя в мире и родоначальника советской научно-социальной фантастики он приобрел после выхода в свет «Туманности Андромеды» (1957) и «Часа Быка» (1968).
Оба романа, подчеркнуто обращенные к молодежной читательской аудитории, представляют собой образное воплощение антропоморфической гипотезы автора, считавшего что любые формы жизни на определенном этапе развития должны стать человекообразными. Достигнувшие космического уровня цивилизации объединяются в Великое Кольцо Миров.
Законы эволюции универсальны для всей Вселенной — и главный среди них — борьба с ИНФЕРНО. Судьба цивилизации зависит от того, как решается ею частная судьба человека — ведь «человек — та же вселенная, глубокая, неисчерпаемая». Свой оптимизм автор черпает в утверждении колоссальных возможностей человека, а не в надеждах на неких «высших существ» из Космоса.
Одна из лучших русских утопий нового времени — «Туманность Андромеды» создавалась под влиянием писательского кредо — «либо будет всепланетное коммунистическое общество, либо не будет никакого, а будет песок и пыль на мертвой планете».
Сочетание строгой научности взгляда с художественным воображением породило жизнеутверждающий пафос и «изящный, холодный стиль» (по определению А. Н. Толстого).
«Отстраненность» взгляда героев романа на окружающую действительность, так же как «холодноватость» авторского видения объяснялись установкой писателя на воссоздание взгляда человека будущего на его настоящее, а не человека сегодняшнего дня на его будущее — «их горе — не наше горе, их радости — не наши радости.
Следовательно, они могут в чем-то показаться непонятными, странными, даже неестественными…». В 1959 году роман получил первую премию на конкурсе лучшей книги о науке и технике для школьников, проведенном Министерством просвещения РСФСР.
По мнению автора главным двигателем прогресса оказывается не совершенство техники, а эволюция человека (причем, это общий для космоса закон), именно человек оказывается в будущем мерой всех вещей, а наука и ее открытия подчинены нуждам его развития.
Потрясением для читателей 70-х гг. стала публикация (даже в искаженном цензурой варианте) романа И. А. Ефремова «Час Быка». Этот роман появился через 10 лет после «Туманности Андромеды» и представлял собой своеобразную антиутопию-предупреждение о реальной опасности «другого пути» цивилизации из дня сегодняшнего в день завтрашний.
На сей раз «посткоммунистическая» Земля — лишь альтернативный фон для рассказа о жуткой судьбе планеты Торманс. Торманс — планета эволюционного тупика, в который зашла цивилизация, нарушившая основной закон эволюции — параллельность и взаимозависимость научно-технического и нравственного прогресса.
Пойдя путем технического прогресса, правители планеты вскоре утратили контроль над социальной, этической, экологической ситуацией. Обесчеловеченный разум стал рождать чудовищ — так возник мир ИНФЕРНО (непрерывного и бесконечного, безысходного страдания).
Итоговая мысль романа в том, что падение цивилизации определяется в первую очередь ее моральным износом, эмоциональным и духовным оскудением, оказалась слишком «опасной» для своего времени: через 5 дней после смерти Ефремова в его квартире состоялся тринадцатичасовый обыск на предмет «вредной идеологической литературы», забрали все черновики, даже предсмертные письма жене, на 18 лет имя Ефремова было забыто, а «опальный» роман был запрещен к изданию.
Несколько особняком в творчестве Ефремова стоят романы «Лезвие бритвы» (1963) — посвященный загадкам человеческой психики и законам, двигающим развитием человеческой личности — и «Таис Афинская» (1972) — написанный во имя бессмертного искусства и его вдохновительницы-женщины. Оба произведения являются своеобразным сводом философских, социальных, эстетических взглядов автора, представленных в увлекательной приключенческой форме; в центре внимания автора в обоих случаях — ноосфера человеческого сознания и образ цельного гармоничного человека.
Уникальными были и дарование и сама личность И. А. Ефремова. Проникновение в глубинные закономерности развития природы и общества дает носителям такого разума феномен предчувствия и предвидения. К этому следует добавить и дар футуролога.
Общеизвестно, что месторождение алмазов в Якутии нашли именно там, где происходило действие рассказа «Алмазная Труба». На Алтае было открыто ртутное месторождение, предсказанное в «Озере Горных Духов». Ефремовская фантастика стала реальностью, когда в Башкирии нашли Капову пещеру с древними рисунками африканских животных.
Изобретатель голографии Ю. И. Денисюк подчеркивал, что идею своего открытия он почерпнул в рассказе «Тень Минувшего».
Последний период жизни и творчества Ефремова оказался для него очень нелегким — огромной работы потребовали романы, катастрофически ухудшалось здоровье. Многие замыслы остались незавершенными. Были задуманы и «выношены»: повесть о Руси ХIII в. «Дети Росы», роман «Чаша отравы», повесть о бое броненосца «Ретвизан» с японской эскадрой, автобиографическая повесть «Последние зубцы».
Источник: https://fantlab.ru/autor181
Автор Иван Антонович Ефремов
Ива́н Анто́нович Ефре́мов (1908—1972) — русский советский писатель-фантаст, учёный-палеонтолог, создатель тафономии; философ-космист и социальный мыслитель. Лауреат Сталинской премии второй степени (1952).
В своих книгах показал как прошлое, так и возможное коммунистическое будущее человечества.
И. А. Ефремов родился 9 (22 апреля) 1908 года в Вырице (ныне Гатчинский район, Ленинградская область).
Согласно записи в метрической книге, родился в семье вырицкого лесопромышленника в 1908 году, однако ещё в юности Ефремов добавил себе год, чтобы раньше начать работать, поэтому обычно в своих автобиографиях он ставил годом рождения 1907-й.
Отец, житель Вырицы Антип Харитонович Ефремов, был арендатором Вырицкого лесопильного завода, на котором, по данным на 1914 г., работали 17 человек. Земля, на которой стоял завод, была в собственности семьи князей Витгенштейн.
Впоследствии Антип Ефремов создал собственное производство, занял видное положение среди местных земских деятелей и благотворителей. Ивану, сыну богатого предпринимателя, пришлось после 1917 г. сменить отчество с Антиповича на Антоновича. Интересно, что в романе Ефремова «Лезвие бритвы» в числе действующих лиц значится некий князь Витгенштейн, имя которого было хорошо известно писателю с детских лет.
Детство и юность
Способности Ефремова проявились достаточно рано: в четыре года он научился читать, в шесть — познакомился с творчеством Ж. Верна и полюбил книги о землепроходцах, мореплавателях и учёных.
В 1914 году его семья переехала в Бердянск, где он поступил в гимназию. Во время революции родители развелись, и в 1919 году мать с детьми перебралась в Херсон, вышла замуж за красного командира и уехала с ним, оставив детей тётке, которая вскоре умерла от тифа.
Иван прибился к красноармейской автороте, вместе с которой «сыном полка» дошел до Перекопа. При бомбардировке Очакова был контужен, и с этого времени начал немного заикаться. В 1921 году, демобилизовавшись, уехал в Петроград с твёрдым намерением учиться и, благодаря бескорыстной помощи учителей, окончил школу за два с половиной года.
«Революция была также и моим освобождением от мещанства», — говорил он позже.
Учёба и экспедиции
Учёбу пришлось совмещать с заработком на жизнь: Ефремов работал грузчиком, пильщиком дров, помощником шофёра, затем шофёром в ночную смену. В 1923 году он сдал экзамены на штурмана каботажного плавания при Петроградских мореходных классах и, после окончания школы, весной 1924 года уехал на Дальний Восток.
К палеонтологии Ефремов пришёл, познакомившись с академиком П. П. Сушкиным, который открыл для него эту науку и помог сделать в ней первые шаги.
Отплавав в 1924 году матросом навигацию на Тихом океане, будущий палеонтолог вернулся в Ленинград и поступил в университет на биологическое отделение.
С середины 1920-х годов его жизнь проходит в экспедициях, приносящих многочисленные ценные находки и открытия.
Маршруты палеонтологических экспедиций Ивана Ефремова пролегали по Поволжью, Уралу и Средней Азии; в первой половине 1930-х он участвовал в геологических экспедициях по Уралу, Сибири и Дальнему Востоку. Некоторые эпизоды его экспедиционной жизни позже вошли в рассказы «Алмазная труба», «Тень минувшего», «Голец Подлунный» и др.
Научная деятельность и творчество
В 1935 году Ефремов экстерном окончил Ленинградский горный институт. В том же году он стал кандидатом, а в марте 1941 года — доктором биологических наук (диссертация «Фауна наземных позвоночных средних зон перми СССР»).
В это время Иван Антонович уже жил в Москве, поскольку в 1935 году сюда переехал Палеонтологический институт. В соавторстве с А. П.
Быстровым опубликовал монографию по остеологии и анатомии эотриасового лабиринтодонта, за которую авторы впоследствии будут удостоены почётных дипломов Линнеевского общества (Англия).
В начале войны был эвакуирован в Алма-Ату, оттуда — во Фрунзе. Там перенёс тяжёлую форму лихорадки, получив тяжёлую болезнь сердца.
В 1940-е годы Ефремовым разрабатывается новая отрасль знания, тафономия — учение о закономерностях сохранения остатков ископаемых организмов в слоях осадочных пород. Рукопись «Тафономия» была завершена в 1943 году, но опубликовать её удалось только в 1950 году («Тафономия и геологическая летопись»).
Общее признание новая отрасль получила лишь в 1970-е годы, однако выводы своей науки Ефремову удалось успешно применить ещё во время экспедиции в монгольскую пустыню Гоби, принёсшей богатейший материал. Экспедиция, руководимая заведующим отделом древних позвоночных Палеонтологического института И. А.
Ефремовым, работала в Монголии в 1946, 1948 и 1949 годах, и о ней написана документальная повесть «Дорога ветров».
Во время войны И. А. Ефремов начал писать свои первые «рассказы о необыкновенном», в которых сочетается научная фантастика и приключения. В этих рассказах он предсказал открытие алмазных месторождений в Якутии и голографию. Небольшой повестью «Катти Сарк» он непосредственно повлиял на судьбу знаменитого британского парусника, ныне отреставрированного энтузиастами и стоящего на берегу Темзы.
В пустыне Гоби, в экспедиции за «костями дракона», у Ефремова родился замысел создать произведение о космическом будущем, о Великом Кольце миров Вселенной, о красивых, «ненасытных в подвиге» людях, подлинных человеческих отношениях и планете, превращённой её жителями в цветущий сад. Таким произведением стал роман «Туманность Андромеды», вышедший в 1957 году. Будущее, описанное в книге, коммунистическое — без частной собственности, рынка и профессиональных органов власти.
Второй роман писателя, «Лезвие бритвы», стал ответом на проблемы, возникшие перед страной к началу 1960-х годов, когда «осадный социализм» прежних лет ушёл в прошлое, требовались новые подходы к управлению обществом и воспитанию, развитие наук о человеке, объединение всех людей планеты в борьбе за ядерное разоружение и подлинный социализм. Всё это Ефремов и стремился показать в форме приключенческого романа «в несколько хаггардовском вкусе».
Однако реальные тенденции мирового развития становились иными, всё более тревожными, и к концу 1960-х появился роман-предупреждение «Час Быка». Писатель предупреждал о грозящей социальной, экологической и нравственной катастрофе.
В книге светлому миру Земли, продолжающему линию «Туманности Андромеды», противостоит мрачная антиутопия планеты Торманс, управляемой олигархией.
Распространённое мнение о том, что роман представляет собой карикатуру на СССР, некорректно: хотя писатель отразил тупиковые тенденции развития «реального социализма» (роман был воспринят как «клевета на советскую действительность», изымался из библиотек и не переиздавался до конца 1980-х), герои романа Ефремова так и не пришли к однозначному выводу, из какого общественного строя возникла олигархия Торманса — из «муравьиного лжесоциализма» (маоизма) или из «гангстеризующегося капитализма». В 1969 году в письме американскому коллеге писатель говорит о «взрыве безнравственности», за которым последует «величайшая катастрофа в истории в виде широко распространяемой технической монокультуры».
Личная жизнь
Ефремов был женат трижды.
Сначала — на Ксении Свитальской, дочери академика Свитальского (брак был недолог),
с 1936 года на Елене Дометьевне Конжуковой, которая сама была известным учёным-палеонтологом. От их брака у Ефремова появился сын Аллан Иванович Ефремов.
После смерти Елены Дометьевны в 1961 году Иван Антонович женился в 1962 году на Таисии Иосифовне Юхневской, с которой прожил последние 10 лет жизни.
Ефремов умер 5 октября 1972 года, не дожив до окончания публикации своего четвёртого романа — «Таис Афинская», посвящённого другу и жене, Таисии Иосифовне Ефремовой. Похоронен на кладбище в Комарово под Санкт-Петербургом.
Через месяц после смерти писателя сотрудники КГБ СССР провели в его квартире обыск. Существуют сведения, что писатель и его жена подозревались в шпионаже в пользу Великобритании. По факту смерти КГБ СССР было заведено уголовное дело, которое было прекращено 4 марта 1974 года.
Позже в материалах писателя обнаружены и опубликованы в журнале «Студенческий меридиан», а после и в полном собрании сочинений две художественные работы: рассказ «Каллиройя» и повесть «Тамралипта и Тиллоттама», некоторые фрагменты которой вошли в «Лезвие бритвы».
Источник: https://librebook.me/list/person/ivan_antonovich_efremov