Анализ стихотворения жуковского жаворонок сочинение

Анализ стихотворения Жуковского Жаворонок сочинение

С искренним удивлением и восторгом раскрывает Жуковский момент смены времен года. Путем олицетворения: «рощи лепет», «жаворонка трепет», поэт воссоздаёт картину окружающей действительности, наполняя пейзаж звучанием — музыкой самой природы: «теплый дождь», «сверканье вод» — все звучит, шумит, оживает после зимнего сна. Жаворонок, как вестник весны, «трепещет», радуется первому солнцу, волнуется перед предстоящим пробуждением природы. Так и лирический герой с восторгом наблюдает за изменениями в окружающей его природе.

В произведении отсутствуют сложные композиционные конструкции и средства выразительности, однако та простота, с которой описывается обычное явление природы, дает возможность каждому человеку увидеть красоту вокруг себя. Для полного описания пейзажа хватает слов, которые уже произнес автор: «Вас назвавши, что прибавить?»

Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Более 700 выполненных заказов!

Заказать сочинение

В последних строках произведения Жуковский обозначил риторические вопросы: «Вас назвавши, что прибавить? Чем иным тебя прославить, Жизнь души, весны приход?» В них отображается диалог автора с самой природой.

То, что заставляет человека задуматься, то, что вызывает приятные эмоции, та красота, которую видит герой — все это становится предметом диалога. С другой стороны риторические вопросы практически всегда наполняют произведению глубоким смыслом.

У Жуковского наступление весны сравнивается с возрождением внутреннего мира лирического героя, поэтому в стихотворении тема природы неотделима от темы бессмертия человеческой души.

Поэт старался запечатлеть многочисленные душевные переживания человека и отразить великолепие природы, его окружающей.

У Жуковского природа и человек неотделимы друг от друга, ведь именно лирический герой передает свое настроение и отношение к самой действительности.

Жуковский по праву считается первым русским поэтом, создавший лирический пейзаж, благодаря своей способности тонко чувствовать малейшие изменения и улавливать множество оттенков в природе.

Источник: https://sochinyalka.ru/2017/04/analiz-stihotvorenija-zhukovskogo-prihod-vesny.html

Анализ стихотворения Василия Жуковского “Жаворонок”

Стихотворение “Жаворонок”, созданное в 1851 году, В.А. Жуковский написал для своих детей. Талантливый педагог, он стремился привить им вкус к красивой речи, научить их видеть прекрасное в обыденном и ценить дары родной природы.

Василий Андреевич с непревзойденным мастерством передает в рассматриваемом произведении красоту родного края. Он одним из первых поэтов примкнул к романтизму, воспевающему обыденные вещи и события и наделяющему их уникальными чертами.

Темой стихотворения становится утро в лесу. Вызывает восхищение, с каким мастерством и тонким чувством Василий Андреевич описывает прелесть такого привычного для русского человека явления. Тихое весеннее утро.

Лес только пробуждается от ночного сна, “в долине пар белеет тонкий”. Кругом тишина. Но вот из-за горизонта появляется солнце.

Под его лучами “лес зардел”, и жаворонок спешит провозгласить начало нового дня…

Все произведение пронизано светлым настроением. Об этом свидетельствует цветопись. Красные, белые, зеленые тона передают жизнерадостность. Это же подтверждают и эпитеты и эмоционально насыщенные наречия: “звонкий”, “радушно”, “беспредельно”, “воздушно”. Сердце лирического героя переполнено самыми добрыми чувствами. Он становится свидетелем и участником праздника жизни.

Ведь жаворонок является не только символом утра, но и прославителем начала весны, природной и душевной. Вместе с маленькой птичкой, чье оперение сверкает в лучах яркого солнца, он наблюдает над происходящими природными метаморфозами как бы со стороны, глазами жаворонка. Этим объясняется смена лирического “я” и ракурса повествования.

Лирический герой отстраняется от всего суетного и, подобно жаворонку, предается парению в звенящем весеннем воздухе. Благодаря этому полету он обретает себя, гармонию с миром и чувствует себя ближе к Богу.

(1 votes, average: 5.00

Источник: https://school-essay.ru/analiz-stixotvoreniya-vasiliya-zhukovskogo-zhavoronok.html

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2013

Василий Андреевич Жуковский (1783 — 1852) — один из основоположников русского романтизма. Его творчество обогатило русскую литературу тонкой передачей душевных переживаний.

У самых истоков русского романтизма стоял один из ярчайших литераторов начала XIX века — Василий Андреевич Жуковский.

Он является своеобразным «литературным Колумбом Руси», открывшим «Америку романтизма», как назвал его Белинский. Сама природа позаботилась создать в лице поэта «русское эхо» для западноевропейского романтизма. Но он не только писал прекрасные, проникновенные вдохновением произведения, но и жил вдохновенно, поэтически.

Поэтому все творчество Жуковского пронизано естественными и незамысловатыми интонациями жизни и природы.

Жуковский выступил как первый создатель лирического пейзажа в русской литературе, и в этом он указал дорогу другим поэтам. В образах деревенской природы поэт искал отражение своих мечтательных и задумчивых переживаний. Для выражения своих идей и фантазий Жуковский искал в пейзаже определенные краски и черты.

Это помогло ему найти в природе такие легкие переходы и тонкие оттенки, которые до Жуковского не использовались в русской поэзии. Уход в мирную жизнь деревни, идеализация простоты и тишины жизни — именно эти настроения поэта определяли в значительной мере его восприятие и понимание деревенской природы.

Он не искал в ней ничего величественного и грандиозного: поэт ценил в природе спокойствие, тишину, безмятежность. Поэтому он рисовал природу русского севера такою, какой она бывает летом или ранней осенью, тихим утром или ясным вечером — без бури и ненастья.

Сила его изобразительности — в умении уловить тончайшие переливы красок, шорохи, трепета, отблески угасающего вечера.

Почти во всех картинах природы, которые рисует Жуковский, присутствует воспринимающий ее человек. Он и природа у поэта в некотором единстве. Описываются не столько явления природы, сколько душевное состояние человека. Вот почему пейзажи Жуковского называют «пейзажами души».

Таким образом, все последующие попытки изображения лирического пейзажа в русской литературе были продолжением поэзии Жуковского. Он «открыл русской поэзии душу человеческую» (Г.А. Гуковский). То, что прежде считалось достоянием разума, у Жуковского стало частью душевной жизни, что придало особый лиризм его поэтическому творчеству.

Читайте также:  Граф монте-кристо - краткое содержание романа дюма

Не только любовь и дружба, но восприятие и описание природы, пейзажа, явились предметом внутренних переживаний поэта.

К заслуге Жуковского относится работа над народными сказками, сюжет которых он, подобно Пушкину, излагал стихами, превращая их в поэму («Сказка о царе Берендее», «Спящая царевна», «Иван-Царевич и Серый волк», «Мальчик-с-пальчик», «Война мышей и лягушек» и др.)

Жуковским была создана, как он сам говорил, «педагогическая поэма — книга, включавшая азбуку и арифметику: для неё были написаны художественные произведения, ставшие классикой в детской литературе (стихотворения «Птичка», «Котик и козлик», «Жаворонок»). Это «Стихотворения, посвящённые Павлу Васильевичу и Александре Васильевне Жуковским» — детям поэта. Каждое стихотворение в этом небольшом цикле обладает художественными и педагогическими достоинствами.

Одним из таких стихотворений является стихотворение «Жаворонок», написанное в 1851. (Приложение 1)

Проанализируем название произведения «Жаворонок» 1. Певчая птичка отряда воробьиных. 2. перен. Человек, чувствующий себя утром, в первую половину дня бодрее, чем вечером. 3. Сдобная булочка в виде птички.

Опрос показал (15 человек), что слово «жаворонок» чаще всего вызывает следующие словесные ассоциации: прыткий, ранний, пестрый, кто встает рано, весна, снег тает, радость, пение, полевой, маленький, первый, звонкий, взмывает в небо, утренний, хрупкий.

Слово жаворонок, является стилистически нейтральным, однако оно вызывает у опрошенных радость, начало весны, надежду на тепло, утреннюю трель. Таким образом, слово жаворонок вызывает положительную оценку у носителей языка.

Переходим к построчному анализу стихотворения. По первой строке «На солнце темный лес зардел» можно понять, что речь пойдет о природе. Рисуется картина, солнце встает и освящает своими лучами все вокруг, даже, темный лес играет красками. В словаре С.И. Ожегова «зардел» стал краснеть, багроветь стать румяным.

«В долине пар белеет тонкий» мы представляем, как от долины исходит пар, солнце прогрело землю. Эпитет «тонкий» рисует чуть видимый белеющий пар.

Строка «И песню раннюю запел. / В лазури жаворонок звонкий» дополняет картину раннего утра в сознании читателя. Значение слова « в лазури»может быть непонятно для учеников начальной школы, так как редко используется в речи.

В словаре С.И. Ожегова «лазурь» означает светло-синий цвет, синеву, небесный цвет. Следует обратить внимание на словосочетание «песню раннюю» которая говорит что первый вестник утра жаворонок.

Эпитет «звонкий» передает звучание песни жаворонка.

Прочитав первую строфу, мы представляем, как восходящее солнце преображает темную картину леса, его первые лучи дарят новые краски – «белеет пар» «редеет лес». Эта картина дополняется парением в лазури неба жаворонка, звонко распевающего свою песню, которая возвещает приход нового дня.

Во втором четверостишии «Он голосисто с вышины./ Поет, на солнышке сверкая» поэт показывает жаворонка во всей красе. Он поет «голосисто». Это качественное наречие, которое, обозначает, что жаворонок обладает сильным, звучным голосом.

«Поет на солнышке сверкая» Поэт показывает жаворонка, радующегося наступлению нового утра, он сопровождает рассвет своим пением и сам греется в первых лучах.

Оперенье жаворонка «сверкает на солнышке» ярко блестит, переливается светом на солнце.

«Весна пришла к нам молодая / Я здесь пою приход весны» Картина преображается «Весна пришла к нам молодая» Он «голосисто с вышины» пел о приходе весны. Жаворонку хочется поделиться своей радостью с окружающим миром.

«Я здесь пою приход весны» Жаворонок — вестник весны, он встречает весну звонким пением и весь сверкает на солнце. Он радуется молодой весне, ее первым лучам солнца. Он хочет поделиться этой радостью со всеми и поет о ее приходе. Но эта фраза принадлежит не только жаворонку, но и лирическому герою.

Это лирический герой, наблюдая картину раннего весеннего утра, радостно встречает весну и поет о ее приходе.

«Здесь так легко мне, так радушно, / Так беспредельно, так воздушно» Жаворонок делится с нами, своими переживаниями. «Здесь так легко мне», так радушно» это качественное наречие обозначает душевное состояние не только жаворонка, но и лирического героя.

Он сердечно выражает гостеприимство к приходу весны. Открывается картина беспредельного, бескрайнего, свободного небесного мира, в котором с легкостью парит птица.

Это ощущение легкости, свободы, восторга полета передается читателю, который, как и жаворонок и лирический герой, становятся частью бесконечного мира.

«Весь Божий мир здесь вижу я. / И славит Бога песнь моя!» Здесь в небе жаворонок видит всю красоту мира, «Весь Божий мир здесь вижу я» он поет об этом в своей песне.

Он вестник весны, посланник Бога «И славит Бога песнь моя!» Слово «славит» означает, воздает хвалу Богу, он прославляет Бога и весь мир.

Жаворонок радуется жизни, он символ легкости и божьего творения, он наслаждается жизнью и любит ее.

Стихотворение В.А. Жуковского пропитано восхищением к Божьему творению, устремленностью к небу, восторгом от утреннего полета жаворонка – символа весны, упоением его звонкой песнью – молитвой, устремленностью к Богу.

Читайте также:  Великобритания - сообщение доклад

Душа птицы и душа поэта, сливаясь в свободном полете, поют гимн Божьему миру, несущему торжество обновления. Так торжество природы рождает поэтическое вдохновение, и читатель вместе с героями этого стихотворения проникается чувством радости, ликования от картины утреннего полета жаворонка.

В стихотворении представлена возвышенная Христианская картина мира.

В начальной школе учитель может предложить детям «Словарь настроений», (Приложение 2), в котором можно найти разные прилагательные и их лексические значения, с помощью которых дети могли бы выразить свое настроение после прочтения стихотворения.

Слова из первого четверостишия можно объединить в группы. В первую группу входят слова, связанные с природой; ко второй отнесены слова, относящиеся к герою; к третьей группе относятся слова, описывающие жаворонка.

Таблица 1.

Природа герой жаворонок
Лес зардел Поет приход весны Запел
Пар белеет Славит Бога звонко
Весна пришла голосисто
сверкая
Славит Бога
Видит Божий мир

Это стихотворение учит читателя радоваться простым мгновениям жизни: солнечному утру, природе, пению жаворонка. Оно подсказывает, что счастье не нужно искать в неведомых далях, оно рядом с нами, оно в природе.

Список литературы

  1. Кожушкова Н.В. Филологическое сопровождение уроков литературы: анализ прозаических произведений, изучаемых в начальной школе. /Н.В.Кожушкова – Магнитогорск, МаГУ, 2011 – 152с

  2. Писатели нашего детства. 100 имен. Биографический словарь в 3-х частях. Ч.1. – М.: Либерия, 1998 – С.44-45

  3. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка/ С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова/ изд. «Оникс» — М.: 2008. — с.944

  4. Большая литературная энциклопедия /В.Е.Красовский и др. – М.: «Слово»: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2003 – 845с

  5. Универсальный словарь по русскому языку. Начальная школа / Под общ. ред. О.Л.Соболевой. ACT- ПРЕСС, 2001- 732 с.

  • Приложение 1
  • Жаворонок
  • На солнце темный лес зардел,
  • В долине пар белеет тонкий,
  • И песню раннюю запел
  • В лазури жаворонок звонкий.
  • Он голосисто с вышины
  • Поет, на солнышке сверкая:
  • Весна пришла к нам молодая,
  • Я здесь пою приход весны.
  • Здесь так легко мне, так радушно,
  • Так беспредельно, так воздушно;
  • Весь божий мир здесь вижу я.
  • И славит бога песнь моя!
  • 1851
  • Приложение 2
  • Словарь настроений
  • Легко — Без особого физического напряжения; без труда, без усилий.
  • Радушно — сердечно.
  • Беспредельно — Не имея предела, видимых границ
  • Воздушно — Легко, невесомо.
  • Радость — Чувство удовольствия, внутреннего удовлетворения, веселое настроение.
  • Восторг — Необыкновенный подъем чувств, экстаз, упоение.

Источник: https://scienceforum.ru/2013/article/2013004950

Анализ стихотворения Жуковского «Жаворонок» — Сочинения, рефераты, доклады на все темы

Существует весьма распространенное мнение о том, что поэты могут предсказывать будущее.

На этот счет даже есть целая научная теория, утверждающая, что дар ясновидения люди, наделенные литературными способностями, получают свыше именно для того, чтобы донести определенную информацию до своих соплеменников.

Можно поддерживать либо опровергать эту теорию, однако факт остается фактом: в произведениях многих русских поэтов можно найти пророческие слова, которые касаются не только их судьбы, но и будущего целых государств.

Подробнее…

Анализ стихотворения Рубцова “Старая дорога”

Стихотворение “Старая дорога” было создано Рубцовым во время поездки на Алтай, предпринятой в 1966 году. Там он пробыл несколько месяцев – с мая по сентябрь. Тот период ознаменовался написанием ряда лирических произведений.

В их числе – “Шумит Катунь”, “Ось жизни”, “В горной долине”, “Весна на берегу Бии”, “Улетели листья с тополей…”, “В деревне”.

Сочиненные на Алтае стихотворения литературоведы объединили в цикл, дав ему негласное название “Алтайское лето”.

Подробнее…

Анализ стихотворения Ахматовой «Гость»

Одним из излюбленных поэтических образов Анны Ахматовой являлся мужчина, которого она выдумала и воплотила в своих стихах. По этому поводу в литературных кругах было много споров и слухов, которые поэтесса не собиралась комментировать.

Но в каждом новом сборнике присутствовали произведения, посвященные таинственному незнакомцу, которому неизменно приписывался статус любовника.

В 1914 году один из таких стихов под названием «Гость» даже вызвал серьезную размолвку между Анной Ахматовой и ее супругом Николаем Гумилевым.

Подробнее…

Анализ стихотворения Фета “Листья”

Стихотворение “Листья” : листья – символический образ яркой, но краткой жизни.

Все стихотворение построено на олицетворении: листья предстают перед нами как живые существа, которые чувствуют и мыслят; от их имени ведется рассказ. Главные чувства, которые переданы в этой поэтической пьесе: порыв, стремление, радость от воспоминаний, желание не расставаться с этой радостью.

Подробнее…

Анализ стихотворения Лермонтова «Сон»

Произведения, созданные М. Ю.

Лермонтовым за тридцать лет его творчества, включают в себя не только прославление бородинской победы и любовь к отчизне; в них он говорит о свободе, о судьбе поколений, о назначении поэта, о бессмысленных кровопролитиях, поисках истины. А между этими стихами мелькают острые эпиграммы, стихотворные шутки, добрые стихи о любви, и рассказы о самой заветной мечте – о преодолении одиночества.

Подробнее…

Анализ стихотворения Некрасова “Я сегодня так грустно настроен”

“Я сегодня так грустно настроен…” (1854). Центральный мотив стихотворения – мотив грусти, одиночества. Лирический герой – человек с противоречивой, напряженной, сложной внутренней жизнью. В начале стихотворения лирический герой изображен в период глубокой депрессии, душевной усталости, когда спокойствие является следствием тяжелого Отчаяния:

Подробнее…

Источник: https://express5top.ru/index.php/analiz-stikhotvorenij/5581-analiz-stikhotvoreniya-zhukovskogo-zhavoronok.html

Жаворонок

ВВЕРХ

На солнце темный лес зардел, В долине пар белеет тонкий, И песню раннюю запел В лазури жаворонок звонкий.

Читайте также:  Дикие лебеди - краткое содержание с планом сказки андерсена

Он голосисто с вышины Поет, на солнышке сверкая: Весна пришла к нам молодая, Я здесь пою приход весны.

Здесь так легко мне, так радушно, Так беспредельно, так воздушно; Весь божий мир здесь вижу я. И славит бога песнь моя!

Жуковский, Василий Андреевич

Произведение входит в небольшой цикл детских стихотворений, которые посвящены сыну и дочери поэта. Если в коротких поэтических текстах «Птички», «Котика и козлика» явно прослеживаются фольклорные истоки, то природа идейно-образной структуры «Жаворонка», созданного в 1851 г., выглядит более сложной.

Тема стихотворения — зарождение весеннего дня. Интересно, что пейзажной зарисовке посвящено только первое двустишие: в нем выделяются перемены света и цвета, вызванные восходом солнца. Лес «зардел», густые сумерки сменились белесым паром, оттенок неба приобрел ясный светло-синий цвет — утреннее преображение мира выражено лаконично и просто.

Визуальная картина, подкрепленная колористической лексикой, дополняется звуковым образом — «песней ранней» жаворонка. Птичья трель далеко слышится в утренней тишине, на что указывают определения «звонкий», «голосистый».

Пению маленькой птички отводится значительная роль в природной зарисовке. Лирический герой воспринимает птичьи трели как символ весны «молодой», а пернатого певца — как вдохновенного вестника, возвещающего о добрых переменах.

Образ жаворонка исполнен гармонии: блеск оперения, освещенного солнцем, вписывается в общий радостный колорит пейзажа.

При помощи образа жаворонка, парящего далеко в небе, меняется позиция лирического «я». «Вышина» — пейзаж виден именно с этой точки. Последний катрен начинается с безличного предложения, передающего восторг перед бескрайними просторами, хорошо видными сверху. Четыре однородные наречия, аккумулированные в пределах одного предложения, призваны изобразить силу эмоций, переполняющих певца.

В завершающих строчках появляется личное местоимение «я». Речь, идущая от первого лица, принадлежит антропоморфическому образу жаворонка, но может быть отнесена и к лирическому герою. Последний также вдохновлен увиденной картиной пробуждения природы и воспевает приход весны.

Финальное двустишие содержит заветную мысль лирического героя: мудрость божественного начала — залог всеобщей гармонии. Восторгаясь весенней красотой, автор восславляет и всемогущую вечную силу, под патронатом которой происходят чудесные метаморфозы.

Сходная трактовка главного образа возникает в стихотворении «Приход весны», появившемся на 20 лет раньше «Жаворонка». Певчая птичка символизирует не только пробуждение природы, она причастна к горнему миру, которым очарован лирический герой.

на русском языке Публикация стихотворений онлайн. Poesy.site@2017-2019

Источник: https://poesy.site/poems/1266-zhavoronok.html

Анализ стихотворения Жуковского «Цветок»

/ Сочинения / Жуковский В.А. / Разное / Анализ стихотворения Жуковского «Цветок»

  Скачать сочинение

    Стихотворение была написано в 1811 году, несомненно, факты биографии оказывают влияние на содержание стихотворения. «Цветок» — не исключение.

Каждый, кто знаком с биографией Жуковского знает, что год написания стихотворения стал годом разлуки, годом последнего объяснения с Машей Протасовой и, конечно, это событие личной жизни отразилось в теме и идее этого стихотворения.
     На первый взгляд тема стихотворения проста: увядающий цветок на осеннем поле, но не такова идея стихотворения.

Основная мысль его заключена в сравнении умирающего осенью цветка и человека, потерявшего надежду на счастье.
     Чтобы раскрыть эту идею, поэт композиционно точно выстраивает это стихотворение и читатель наблюдает за развитием внутреннего сюжета.

Вид увядающего цветка «одинокого, лишенного своей прелести» рождает в сердце лирического героя размышления о собственной жизни, так же как рука осени жестокой лишает цветок красоты, так и рок, судьба «угнетает» человека, забирая веселье, отнимая мечту и наслажденье. Лишаясь «драгих сердцу заблуждений» человек теряет очарование жизни, утрачивает надежду.

И понимает, что жизнь цветка и человека одинаково быстротечна.
     Центром этого стихотворения становятся переживания и размышления лирического героя. Он печален, бе6знадежно грустен. В его сердце таится трагедия, потому что даже «звезда надежды угасает», а она, как известно (надежда) умирает последней.

Лирический герой уподобляет себя увядшему цветку, а свою жизнь периоду цветения.
     Все особенности поэтического языка этого стихотворения работают на раскрытие души лирического героя. Стихотворение задушевно и грустно, напевно. Эту плавность и напевность создают открытые гласные звуки (а, о, у).

     Жуковский использует слова «рок», «разрушает», «заблуждение», «исчезает», «угасает», эти слова – глаголы показывают читателю, как незаметно, но зримо судьба разрушает человеческую жизнь, и нет от нее спасения.

Эту обреченность автор передает с помощью восклицания «Увы!», предложений с многоточиями и последнего риторического вопроса, который не требует ответа
     Жанр своего стихотворения поэт называет в подзаголовке. Это романс. Любой знает, что романс напевное стихотворение о несчастной любви.
     Грусть и тоска лирического героя передаются читателю и понятны, особенно, если пережил несчастную любовь и разочарование.
     Стихотворение неспешно рассказывает о судьбе лирического героя незавидной и печальной. Перекрестная рифма, одинаковая во всех четырех строфах, передает настроение печали, однообразной и безысходной.

     Это стихотворение сыграло немаловажную роль в развитии литературы, как и все творчество Жуковского. Благодаря элегическим размышлениям поэта начала 19 века, читатели получили элегии Пушкина, Лермонтова. Интересно, что одно из стихотворений Пушкина посвященное засохшему цветку напоминает стихотворение Жуковского.

18123 человека просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Жуковский В.А. / Разное / Анализ стихотворения Жуковского «Цветок»

Источник: https://www.litra.ru/composition/get/coid/00025701184864174392/woid/00096101184773069600/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]