Краткое содержание рассказов айтматова

Подборка книг близкого нам классика

Краткое содержание рассказов Айтматова

Романы Чингиза Айтматова пронизаны мотивами обреченности, тоски и любви к людям, родной земле. Айтматова можно назвать смелым писателем, даже по меркам нашего века. Его проза местами плавная, чувственная — может стать острой и едкой в любой момент сюжета. Собрали важные книги писателя в одну подборку. 

Дебютный роман Айтматова производит особенное впечатление на людей, ценящих красочное описание происходящего. Тема космоса, приближенная к земному быту, до сих пор редко раскрывается в литературе, что придает роману самобытность. Действия на космодроме и в космосе выступают здесь красивым фоном, но особое внимание прозы Айтматова сосредоточено на людях, событиях и природе.

СЛУЧАЙНАЯ ЦИТАТА:

Кара ради повиновения — таково неизменное орудие власти одного над многими.

Краткое содержание рассказов Айтматова

Главные герои романа — волки Ташчайнар и Акбара. Животные здесь сильно выделяются. Жизнь волков сливается в единую историю о разных людях. Чингиз Айтматов в «Плахе» не подает мысли аккуратно и не подготавливает читателей к поворотам в ходе романа, здесь он резок, жесток и правдив.

СЛУЧАЙНАЯ ЦИТАТА:

Сколько земли, сколько простора и света, а человеку все равно чего-то недостает, и прежде всего — свободы.

Краткое содержание рассказов Айтматова

Главный герой повести, старик Танабай, делится воспоминаниями о жизни. Танабай выглядит далеким от идеала человеком, который совершает ошибки, но может в них раскаяться. Его сила в самоотречении ради высших целей, что заставляет привязаться к этой истории.

СЛУЧАЙНАЯ ЦИТАТА:

Половина жизни проходит в мечтах, потому, может быть, и сладка она так, жизнь. Быть может потому и дорога она, что не все, не все сбывается, о чем мечтаешь.

Краткое содержание рассказов Айтматова

Жизненный рассказ о том как человек сам может разрушить свое счастье. Главная героиня Асель ― красивая, трудолюбивая сельская девушка. Она достаточно горда, чтобы не простить измену.

Вместе с годовалым сыном она уходит от мужа, понимая, что в родном ауле ее не примут. Спустя несколько лет она смогла создать новую семью, но все еще любит бывшего мужа.

Проза здесь легко воспринимается и подкупает нейтральным отношением автора к героям.

СЛУЧАЙНАЯ ЦИТАТА:

Говорят, что друзья познаются в несчастье, а по-моему, и в счастье они тоже познаются.

Краткое содержание рассказов Айтматова

Трогательная нежной наивностью главного героя и страшная своей реалистичностью история. Повесть о маленьком мальчике, который мог стать художником, поэтом, но не успел.

СЛУЧАЙНАЯ ЦИТАТА:

Многие умирают не столько от болезней, сколько от неуемной, съедающей их вечной страсти — выдать себя за большее, чем они есть.

Краткое содержание рассказов Айтматова

Роман, наполненный пессимизмом и угасшей верой в человечество. Книга призывает задуматься о проблемах современной гуманности и необходимости социального совершенствования.

СЛУЧАЙНАЯ ЦИТАТА:

Люди должны знать, что конец света — в беспрерывном накоплении зла в нас самих, в наших деяниях и мыслях

Краткое содержание рассказов Айтматова

Повесть наполнена лирикой и драматизмом, это история о любви, вдохновении и счастье. В «Джамиле» поднимаются темы семейных уз, войны, любви к родине, сердечной тоски и судьбы. Чингиз Айтматов здесь заставляет читателей обратить внимание на настоящие вещи и ценить их.

СЛУЧАЙНАЯ ЦИТАТА:

Может быть, любовь — это такое же вдохновение, как вдохновение художника, поэта?

Краткое содержание рассказов Айтматова

Источник: https://www.the-village.kz/village/weekend/books/4861-7-knig-chingiza-aytmatova-obyazatelnyh-k-prochteniyu

Чингиз Айтматов биография кратко и интересные факты

Краткое содержание рассказов Айтматова

Чингиз Айтматов биография кратко и интересные факты из жизни народного писателя Казахстана и Киргизии кратко изложенные в этой статье.

Чингиз Торекулович Айтматов появился на свет в селе Шекер Киргизской АССР12 декабря 1928 года в семье коммунистов.

В целом, карьера отца стремительно росла: в 1933 году он стал вторым секретарем Киргизского областного комитета ВКП(б), спустя 2 года семья переехала в Москву.

Однако в сентябре 1937 года его арестовали по подозрению в националистической антисоветской деятельности, этапировав в столицу советской Киргизии. Здесь 5 ноября 1938 года он был расстрелян. 

Чингиз рос грамотным и образованным человеком. В 14 лет он уже занимал пост секретаря аульного совета. После Второй Мировой войны Айтматов с отличием окончил Джамбульский зоотехникум, а в 1948 году поступает во Фрунзе в Киргизский сельскохозяйственный институт.

Творческая карьера писателя началась 6 апреля 1952 года, когда в газете «Комсомолец Киргизии» опубликовали его рассказ на русском языке «Газетчик Дзюйдо». После окончания института в 1953 году, он работает страшим зоотехником Киргизского НИИ животноводства, продолжая писать рассказы и публиковать их в местных изданиях.

В 1956 году с целью повысить квалификацию писателя Чингиз отправляется в Москву и поступает на Высшие литературные курсы. Он усердно работал и много писал. В июне следующего года в журнале «Ала-Тоо» напечатали первую повесть писателя — «Лицом к лицу» и увидела свет «Джамиля».

Эта повесть сделала Айматова популярным как писателя. Литературные курсы закончились в 1958 году. В 1980 году творчество Чингиза Айтматова вышло на новый уровень.

Сначала он написал роман «И дольше века длится день», в котором тесно переплетаются фантастика и реалистические события из жизни человека. Вскоре появилась повесть «Тавро Кассандры», рассказывающая о создании искусственных людей и «Белый пароход».

В 1986 году писатель Чингиз Айтматов написал еще один роман под названием «Плаха», поднимающий острые вопросы коррупции, наркомании, веры и служителей церкви. 

В период 1988–1990 годов Айтматов работал на должности главного редактора журнала «Иностранная литература». С 1990 по 1994 годы был послом Киргизии в странах Бенилюкса.  В 2006 году брал участие в выпуске книги «Автограф века». До марта 2008 года исполнял роль посла Киргизии в Бельгии, Франции, Нидерландах и Люксембурге.

Чингиз Айматов является основателем движения «Иссык-Кульский форум» и вице-президентом Академии творчества, президентом Ассамблеи народов Центральной Азии, попечителем фонда «Вечная память солдатам», академиком Академии российской словесности, действительным членом Европейской академии наук, искусств и литературы, членом Римского клуба и Всемирной академии наук и искусств.

В последние годы своей жизни он болел сахарным диабетом. В 2008 году он присутствовал на съемках документального фильма под названием «И дольше века длится день». Здесь он подхватил пневмонию, стали отказывать почки. Он умер 10 июня 2008 года в клинике Нюрнберга.

Чингиз Айматов интересные факты

• С Керез Шамшибаевой, своей первой женой, Чингиз Айматов  познакомился еще в сельскохозяйственном институте. В браке родилось двое сыновей. В конце 50-тых годов писатель влюбляется в балерину Бюбюсару Бейшеналиеву.

Их роман длился 14 лет и Айматов долго метался между женой и любовницей. После борьбы с раком груди Бейшеналиева умирает 10 мая 1973 года. Второй раз литератор женился на Марие Урматовне.

В браке родилась дочь Ширин и сын Эльдар. 

• Писатель награжден 46 государственными наградами разных стран. Первую медаль он получил в 17-летнем возрасте. 

  • • Его произведения перевелись на 150 языков и издавались больше 650 раз.
  • • Слово из романа «И дольше века длится день» — «манкурт», стало нарицательным.
  • • Роман Чингиза Айматова под названием «Плаха» был первым и единственным произведением в СССР, в котором в качестве наркотического средства упоминалась конопля.

Источник: https://kratkoe.com/chingiz-aytmatov-biografiya-kratko-i-interesnyie-faktyi/

Произведения Чингиза Айтматова. Библиографическая справка

«Первый учитель» (1962) — повесть о переменах в жизни глухих сел в начале века. Вернувшись в начале 1924 года в глухой аил, молодой коммунист красноармеец Дюйшен создает первую сельскую школу. Своим подвижническим трудом он преодолевает одно из самых убийственных явлений ‑ косность социальных предубеждений.

«Верблюжий глаз» (1962) — действие повести происходит в степи, в маленьком  коллективе  целинников, оторванных от большой жизни. В центре событий ‑ честный, правдивый и чистый юноша Кемаль.

«Материнское поле» (1963) — повесть о материнской любви. Старая Толгонай, неутомимая труженица, мудрая и человечная, ведет разговор с землей, с родным полем. Испытания, выпавшие на долю женщины, не сломили ее, и свою любовь Толгонай переносит на  ребенка, чужого ей по крови.

«Прощай, Гюльсары! » (1966) — первая повесть, написанная писателем по‑русски (первоначальное название «Смерть иноходца»).

Судьба главного героя, киргизского крестьянина Тананбая, так же типична, как судьбы лучших героев «деревенской прозы». Тананбай принимал участие в коллективизации, не жалея при этом родного брата, затем сам стал жертвой партийных карьеристов.

Важную роль в повести играет образ иноходца Гюльсары, который сопровождал Тананбая на протяжении долгих лет.

«Белый пароход» (1970) — своеобразный «авторский эпос», стилизованный под эпос народный. Сказка о Рогатой Матери‑Оленихе, которую рассказывал мальчику, главному герою «Белого парохода», его дед.

На фоне величественного и прекрасного в своей доброте сказания особенно пронзительно ощущается трагизм судьбы ребенка, который сам оборвал свою жизнь, будучи не в силах смириться с ложью и жестокостью «взрослого» мира.

«Восхождение на Фудзияму» (1973) — пьеса, написанная в соавторстве с К. Мухамеджановым.  В центре пьесы — проблема человеческой вины, связанной с молчанием, неспособностью возвысить голос против несправедливости. Зло, совершенное много лет назад, приводит к новым человеческим жертвам.

По пьесе был поставлен известный спектакль театра «Современник».

«Пегий пес, бегущий краем моря» (1977) — основой повести стали мифологические, эпические мотивы. Ее действие происходит на берегах Охотского моря во времена Великой Рыбы‑женщины, прародительницы человеческого рода. Герои повести — нивхи, представители маленькой северной народности.

«И дольше века длится день­» (1980) — роман; впоследствии переименован в «Буранный полустанок«. Главный герой романа — казах Едигей, работавший на затерянном в степи полустанке.

В судьбе Едигея и окружающих его людей, как в капле воды, отразилась судьба страны — с предвоенными репрессиями, Отечественной войной, тяжелым послевоенным трудом, строительством ядерного полигона близ родного дома.

Земные события пересекаются с космическими; внеземные цивилизации, космические силы не остались безучастными к злым и добрым поступкам людей.

«Плаха» (1986) — роман основан на идее противоречивости человеческой природы.

С одной стороны ‑ человек подчиняет себе и использует природу, а с другой стороны ‑ разрушает своими преобразованиями.

В романе переплетаются две основные сюжетные линии ‑ жизнь волчьего семейства и судьба Авдия Каллистратова. Основное действие происходят на бескрайних просторах  Маюнкумской саванны, Прииссыкулья.

«Белое облако Чингисхана» (1990) —  рассказ или повесть, входящий  в цикл «Буранный полустанок». Белая тучка в религиях многих народов является символом чистого, божественного начала.

Пока Чингисхан творит дела земные, небеса к нему благоволят.

Но как только он начинает решать, кому жить, а кому умереть, небесная защита — тучка, летевшая над головой великого хагана, закрывающая его от палящих лучей солнца,- исчезает.

Параллельно с этой сказкой‑притчей  читатель узнает и развязку истории Абуталипа Куттыбаева, ставшего жертвой людской зависти и злобы.

«Тавро Кассандры» (1996) — роман. Известный ученый‑генетик работает в секретном центре над созданием искусственного человека. Научный эксперимент оборачивается личной трагедией ученого, осознавшего чудовищную сущность насилия над природой человека, которое может привести к мировой катастрофе.

«Когда падают горы (Вечная невеста) » (2006) — роман. Основное действие романа происходит высоко в тянь‑шаньских горах, где пересекаются трагические пути двух страдающих существ ‑ человека и барса. Драматическое повествование пронизывает легенда о Вечной невесте, которая чудесным видением появляется на заснеженном горном перевале.

Все справки>>

Источник: https://ria.ru/20080611/110086329.html

Чингиз Айтматов. ПЛАХА

Кто сказал, что Добро всегда побеждает Зло?

Чингиз Айтматов один из классиков литературы XX века. Лауреат множества премий, средь которых как российские, так и зарубежные. Вряд ли мне удастся передать все тонкости романа и все мысли автора, которые он хотел донести, но вкратце история выглядит так…

Читайте также:  Анализ стихотворения пушкина вновь я посетил

Роман начинается с облавы на сайгаков, а вместе с ним и попавших в ловушку волков – главных героев произведения. Волчица редкой в Моюнкумской саванне породы Акбара и ее волк Ташчайнар к лету смогли продолжить свой род тремя волчатами, которых им суждено было потерять в этот день.

Оставшись в живых, уставшие, они возвращаются в свое логово, где застают вазик, в который безработные люди собирают сайгачьи трупы для продажи. Среди них главный Обер, бывший старшина дисциплинарного батальона, Мишка-Шабашник, бывший артист Гамлет-Галкин и «Абориген» Узюкбай.

Параллельно они устроили самосуд над Авдием Каллистратовым, сыном покойного дьякона, изгнанным за ересь из духовной семинарии.

Ересь же его заключалась в том, что он утверждал: «Бог живет в каждом из нас – это совесть». Непонятый своими наставниками, выгнанный из жилища после смерти отца, он, услышав от одного своего знакомого историю про наркоторговцев, решает осветить это дело в газете и заодно помочь набожным встать на путь истинный, хотя и понимает, что будет нелегко.

Прослушав в Москве хор из Болгарии он, вместе с гонцами за анашой двадцатилетним Петрухой и шестнадцатилетним Лёнькой, отправляется в Учкудук, где они подрабатывают строительством, дабы не привлекать к себе внимания. Здесь Авдий встречает девушку на мотоцикле, в которую влюбляется с первого взгляда.

На следующее утро они приходят к зарослям конопли. От Петрухи Авдий узнает, что каждый новичок должен преподнести Самому – главному, который управлял всем этим, «пластилин» – однородную масса из пыльцы соцветий, которую соскребали с тела человека, после того как он долгое время бегал средь конопли голым. Дело было тяжелым, единственное что заставляет Авдия заняться этим – встреча с Самим.

Здесь у героя начинаются галлюцинации о девушке с мотоциклом. Уставший, здесь он впервые видит волчицу и волка с детьми и едва остается в живых.

Вскоре они отправляются обратно с добытой анашой. Авдия знакомят с Гришаном, и Авдий сразу понимает, что он и есть Сам.

Гришан догадывается, что Авдий хочет убедить гонцов бросить это дело, и, назвав его проигрышным, обещает дать возможность герою поговорить с парнями о Боге.

Вечером им удается пересесть на товарняк, где вся компания за исключением Авдия пустила по кругу самокрутку и расслабилась. Тут Авдий не вытерпел, схватил бычок и выбросил в открытую дверь, то же самое он сделал и со своим рюкзаком с анашой, призвав остальных последовать его примеру.

Разозленные гонцы сильно избивают его. Если же Лёнька пытается остановить их, то Гришан, довольный, наблюдает за всем этим со стороны. Ребята сбрасывают Авдия с движущего поезда.

В кювете, лежа под дождем, молодой человек видит сон. К прокуратору Понтию Пилату приводят Иисуса, обвиненного за свою веру. Как бы прокуратор не пытался убедить праведника отказаться от своих убеждений, тот стоит на своем, зная о скорой казни.

Авдий очутился в Иерусалиме и идет на площадь, где должны были казнить Учителя – Иисуса. Если одни сочувствовали участи казненного, то другие радовались и ждали зрелища. И как бы Авдий не хотел противостоять этому, его никто не слышал, ибо родился он в далеком двадцатом веке…

Авдий просыпается весь мокрый, к счастью, скитальца подбирает попутка и привозит на станцию Жалпак-Саз. Тут его задерживает милиция: избитый, промокший, в порванной одежде, с длинной доской вместо костылей, он вызывает подозрение.

Из-за промокшего и превратившегося в непонятный кусок бумаги паспорта его увозят. В милицейском участке он видит всех гонцов, кроме Гришана, которые делают вид, что не знают его.

Как бы Авдий не пытался доказать, что он один из них, милицейский, приняв его за сумасшедшего, выводит в зал ожидания, где молодому человеку становится плохо.

В больнице, узнав, что Авдий пишет статью о наркоторговцах, к нему приходит та самая женщина «с мотоциклом» Инга Федоровна, которая изучала историю моюнкумской конопли и занималась поисками ее искоренения без вреда окружающей среде. Она предложила свою помощь Авдию в его нелегком деле.

Вернувшись в Приорск, откуда его отправили в Казахстан за добычей материала, он идет в редакцию. Но редакция внезапно охладела к этой теме и отказывается печатать материал, да и отношение работников к нему изменилось.

Но Авдий смог это пережить, ибо был вдохновлен отношениями с Ингой, которые текли неспешно, но в нужном направлении.

Они пишут друг другу письма, где женщина рассказывает о своем разводе с летчиком и о планах с Авдием поехать к родителям и сыну.

Приехав к ней осенью, Авдий застает лишь письмо на почте, в котором рассказывается о желании мужа Инги через суд забрать сына, из-за чего ей пришлось срочно уехать. Также она оставила ключи у подруги и просила его подождать у нее дома. Но Авдий возвращается на вокзал, где застает его Обер. Он предлагает молодому человеку возможность заработать.

На следующий день они отправляются в Моюнкумский заповедник, где и устраивают облаву, в ходе которой Авдия, пытающегося остановить этот беспредел, избивают до смерти.

И, распяв его на саксауле, оставляют, дабы одумался и отрекся от Бога ради выживания. Именно в этот момент и приходят к нему волки Акбара и Ташчайнар.

Волчица обнюхивает его, а он, радостный, увидев большие синие глаза, произносит свои последние слова: «Ты пришла…»

Волки уходят из Моюнкума навсегда. Год прожив в Приалдашских камышах, они рожают пятерых волчат. Но вскоре, чтобы построить дороги, камыши сжигают. И снова волчата гибнут. Последнюю попытку продолжить свой род они предпринимают, придя в Прииссыккульскую котловину, где с ними и происходит страшная трагедия…

Пастух Базарбай Нагутой нанимается проводником к геологам. Проводив их и получив 25 рублей с водкой, он по пути домой находит волчье логово, где были четверо волчат – дети Акбары и Ташчайнара. Волки ушли на охоту, и, воспользовавшись случаем, мужчина крадет волчат, с целью продать.

Но не успевает он доехать до дома, как волки выходят к нему по следам. Они хотят догнать его и перегородить ему дорогу, но к его счастью, он успевает прискакать к дому Бостона Уркунчиева. Его Базарбай ненавидел, но на тот момент этот колхозный передовик был его спасением.

Хозяина дома он не застает, но его жена Гулюмкан впускает его и принимает как гостя. Он рассказывает всем про свой «подвиг», его принимают как героя. Мужчина забирает волчат и уезжает, а волки остаются около дома Бостона, желая вернуть своих волчат.

С той ночи семья Бостона не может спокойно спать, ибо слышится жалобный и громкий плач волчицы. Гулюмкан понимает ее, ибо сама мать полугодовалого мальчика. На следующий день Бостон приходит к Базарбаю с предложением вернуть волчат матери, но тот встречает его неприветливо и отказывается даже продать их Бостону.

В этот день волки начинают бродить по округе, пугая, а порой и нападая на людей. Но никто не догадывается, в чем истинная причина такого поведения. Бостона обвиняют в желании сохранить род волков – хищников, нападающих на скот и людей. А Базарбай тем временем продает волчат и начинает пропивать деньги.

Волки снова возвращаются в подворье Бостона и не дают ему уснуть. Глава семейства вспоминает про свою нелегкую жизнь. Отец его погиб на войне, когда мальчик учился во втором классе, потом умерла мать.

Всего он добился своим честным и тяжелым трудом. И поэтому он не обращал внимания на молву завистников, таких как Базарбай.

В его жизни не было ничего, в чем он чувствовал бы свою вину, кроме одного случая…

Бостон был вторым мужем Гулюмкан. С первым ее мужем Эрназаром он добивался, чтобы земли, где паслись отары, закрепили за его бригадой в постоянное пользование. Но ему отказали.

Особенно был против парторг совхоза Кочкорбаев. И тогда он вместе с Эрназаром решил перегнать овец за перевал, таким образом наметив путь для отар.

При подъёме на гору Эрназар упал в расщелину, и Бостон отправился за помощью. Увы, та подоспела слишком поздно…

Полгода спустя умерла первая жена Бостона и перед смертью просила мужа жениться на ее подруге и дальней родственнице – Гулюмкан. Вскоре у Гулюмкан и Бостона родился сын – Кенджеш, который стал отрадой для них обоих.

После очередной ночи под вой волков Бостон не выдерживает и решает убить их. Он подкарауливает волков с помощью отар. Ему удается убить Ташчайнара, который спасает Акбару, прикрыв своим телом. Волчица убегает, но поздно вечером приходит к месту, где Бостон закапывает тело волка, и молча лежит. Теперь она осталась совсем одна…

Казалось бы, все былое осталось в прошлом.

Однажды, Бостон, перегнав отар через выпас, приезжает за семьей. Вместе они садятся за стол, а Кенджеш в это время играет во дворе.

Акбара, которая часто ходит около их дома в надежде увидеть своих волчат, сразу же замечает дитя и принимает его как своего. Мальчик тоже не пугается зверя и играет с ней. Волчица, захотев его воспитать как своего волчонка, уносит с собой.

Бостон хватает ружье и гонится за ней. Стреляет, но попадает не только в нее, но и в сына. Мальчик умирает, а Акбара сбегает.

От горя Бостон приходит к Базарбаю и убивает его. А потом сдается властям…

Композиция

Роман состоит из трех частей. Первая и вторая посвящена Авдию, третья о Бостоне.

Главными героями романа являются Авдий и Бостон, раскрываются их проблемы через тяжелые испытания, выпавшие на их долю. Связывающей нитью является история волчицы Акбары.

О писателе

Чингиз Торекулович Айтматов – киргизский и русский писатель, классик двадцатого века, автор таких произведений, как «Джамиля», «Верблюжий глаз», «Первый учитель», «Материнское поле», «Прощай, Гульсары!» и др.

Я, как начинающий писатель, знаю, что все события описываются через призму собственного мировоззрения. Весь жизненный опыт, знания, боль, терзания, так или иначе, отражаются в произведении и передаются персонажам.

Произведение – это скрытое отражение автора, поэтому я осмелюсь судить о Чингизе Айтматове по одному прочитанному произведению. Он предстает передо мной сентиментальной и ранимой натурой. Мне очень симпатичен Авдий.

И я не верю, что Айтматов смог бы создать столь замечательный образ, не имея в себе те же задатки. Я просто уверена, что в нем самом жила частичка Авдия, который, несмотря на все испытания, не отказался от своих убеждений.

И тут как нельзя кстати подходят слова Лермонтова: «Уважения заслуживают те люди, которые независимо от ситуации, времени и места остаются такими же, какие они есть на самом деле».

Впечатления

Хоть критики и приняли роман неоднозначно, мне он пришелся по душе.

Основным же недостатком его назвали то, что автор «вбухал» все проблемы в одну книгу, и среди писателей бытует такое мнение, мол, в одном произведении нужно раскрывать лишь одну проблему (один из секретов «бестселлера»), я же напротив считаю, если автор может раскрыть несколько проблем, связанных меж собой, то это просто замечательно.

Не случайно все истории в произведениях автора связаны с природой. Природа – это вдохновитель любого творческого человека, возьмите творчество любого классика: стихи Пушкина, Тютчева, Фета, «Бедная Лиза» Карамзина, образ дуба в «Войне и мир» Толстого и т. д.

Читайте также:  Белый медведь - сообщение доклад про полярного медведя

Часто природа отражает внутренний мир главного героя. А в случае «Плахи» – моральное разложение общества. Человек, находящийся в гармонии с природой, находится и в гармонии с собой.

Основанная проблема романа – уничтожение природных ресурсов.

Жестокость общества показана не только глазами человека, но и глазами животного – семейства волков, которые не могут найти приют для продолжения рода из-за жестокости людей.

Наряду с браконьерством развивается и наркомания. Вся суть проблемы в том, что коноплю выращивают и свободно собирают. Никому до этого нет дела.

Антиподом всех наркоторговцев автор ставит верующего Авдия. К сожалению, как и я, автор понимает, что убеждения и вера молодого человека – наивны, и они просто не выдержали испытания реальностью.

Авдий призывает гонцов зарабатывать на жизнь законным путем, отказаться от промысла, который приносит легкую прибыль, да и удовольствие. К сожалению, такие люди, как Гришан, более реально смотрят на мир вокруг и трезво оценивают ситуацию.

Его убеждения, естественно, плохи, но, как мне показалось, они больше отвечают суровой действительности. Он утверждает, что Лёнька, Петруха, выросшие в бедности, не познавшие ни воспитания, ни любви материнской, ни достойного образования, привыкли выживать любой ценой.

Как добыть еду, где найти ночлег – вот что для них главное. Когда твоя жизнь сплошная борьба, ты просто борешься. Это твоя правда. Проблема есть – бедность, а выход из нее где?..

Да, малолетние гонцы несут вред другим, но занимаясь наркоторговлей, они стремятся к лучшей жизни, к той, которой они не могут жить, ибо являются детьми бедняков и сиротами. У них нет богатых родителей, хорошего образования, возможности реализовать свои способности, как у «Бай Ричи». У них ничего этого нет… а хочется… но как достичь? Именно Гришан, а не Авдий, дает ответ на этот вопрос.

Что касается Авдия. Лично я человек неверующий. Но мне очень понравилось его утверждение, что БОГ ЕСТЬ В КАЖДОМ ИЗ НАС – ЭТО СОВЕСТЬ. Его альтруистические намерения не увенчались успехом.

Ибо проблема есть, а решения нет.

Авдий указывает, что это плохо, а как жить дальше? Ибо молодой человек сам живет случайными подработками, его статьи не принимают в редакции, именно поэтому он идет вместе с Обером.

Да, возможно, я строю из себя чересчур умную, но корень проблемы в конопле – его нужно вырывать, сжигать, искоренять, не дать вырасти. Другая проблема – бедность, если бы у таких, как Петруха, Лёнька, – было бы образование, да и стабильная работа, стали бы они этим заниматься? Скорее всего, нет.

Что касается Бостона – это сильный человек, который, пройдя через все перипетии судьбы, смог остаться человеком, то есть смог прожить с совестью. Его антагонистом выступает Базарбай, который ничего в жизни не добился, а потому несет вред другим из-за зависти.

Для меня очевидно, что после похищения волчат, их мать хочет отомстить и нападает на людей, не дает им покоя. Лично мое убеждение: обидели – отомсти.

Как и в случае с волчицей и Бостоном хочется сказать: если правда на твоей стороне – борись, даже если весь мир против тебя.

Роман был написан в 1986 году, но проблемы, описанные в нём, актуальны и по сей день, ибо автор затронул вечные темы Добра и Зла, человека и природы, альтруизма и его границ. Я советую прочитать эту книгу всем тем, кому нужна пища для размышлений, ибо роман заставляет задуматься, он задает множество вопросов и отнюдь не дает на всё ответа.

Читателям, ищущих острых ощущений и приключений, произведение Айтматова вряд ли придется по душе, ибо здесь достаточное количество религиозных отсылок, философских рассуждений.

Если вы любите думать над книгой, порой ощущаете послевкусие от прочитанного, так, что некоторые ситуации и слова бродят в голове неделями, – обязательно прочитайте «Плаху» Айтматова.

А закончить думы о тяжелых судьбах людей хочется словами самого автора: «Люди ищут судьбу, а судьба – людей… И катится жизнь по тому кругу… И если верно, что судьба всегда норовит попасть в свою цель, то так оно случилось и на этот раз. Все произошло на редкость просто и оттого неотвратимо, как рок…».

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5a75fbb077d0e64885ec870a/5aa54570256d5ca73927d93f

Детство и дети в произведениях Чингиза Айтматова

Уникальный художественный мир Чингиза Айтматова возник из страстного творческого переживания парадоксальности взаимоотношений человека и мира, личности и общества, ребенка и взрослых — величин несоизмеримых, трагически нераздельных и неслиянных.

Уже в ранних рассказах — “Красное яблоко” и “Солдатенок” — с поразительной силой сопереживающего чувства передано кризисное состояние чистой детской души, открывшей свое одиночество, признавшей сиротство и замеревшей от ужаса незащищенности.

Изведанная не понаслышке, горькая безотцовщина стала постоянным мотивом айтматовских книг, неустанно говорящих о вине и ответственности общества, среды, дальних и ближних перед одним, зависящим от них, как взрослым, так и ребенком (“Тополек мой в красной косынке”, “Джамиля”, “Первый учитель”, “Прощай, Гульсары!”, “Ранние журавли”, все романы).

Особенно внимателен писатель к проявлениям человечности и жестокости в отношении к детям чужим, “чужой крови”.

В “Материнском поле” (1963) повествование развернуто как исповедь Толгонай, с любовью вырастившей чужого внука и страдающей в поисках ответа на вопрос: сказать ли Жанболоту правду о его рождении? Она боится ранить юную душу открытием тайны и не может взять на себя тяжесть его неведенья. Мы не узнаем, как поступит бабушка с приемным внуком, ее вопрос остается с нами как знак неотвратимой нравственной боли при соединении жизни, долга и правды.

Эта тема — по принципу контрапункта — развивается в наиболее известной повести “После сказки” (1970), имеющей и другое название, данное А. Твардовским при публикации в “Новом мире” и сохраненное в кинофильме, — “Белый пароход”.

“Чужая кровь” Мальчика, которому восемь лет, известна всем на лесном кордоне. Он не хочет, но должен оставаться чужим, брошенным родителями среди шестерых равнодушных, враждебных и жестоких (Орозкул) взрослых, не посторонних ему.

Один любящий, но бесправный и раздавленный злой волей зятя дед Момун подарил внуку мечту о спасительнице — Рогатой матери-оленихе, однако вынужден был “ради злосчастной своей дочери” убить ее.

Последнего страдания Мальчик вынести не мог и решил стать рыбой, доплыть до Белого парохода и сказать, наконец, отцу и всему миру: “Здравствуй, это я!” А вслед уплывающему Мальчику неслась пьяная песня о сплошь горбатом мире, отвергнутом детской душой.

В контрасте с трагическим непокорством героя “После сказки” пребывает спасение одиннадцатилетнего Кириска из повести “Пегий пес, бегущий краем моря” (1978).

Три взрослых рыбака-нивха, дед, отец и дядя, пожертвовали собой, один за другим ушли из лодки в море, чтобы мальчику хватило питьевой воды, чтобы он доплыл до родного берега, когда рассеется сплошной туман. В этом произведении наиболее полно и художественно убедительно выражены идеи, которым привержен Айтматов.

В “мифологической поэме о самопожертвовании” факты, события, слова, поступки, чувства и мысли измеряются космическими масштабами, высокая степень условности придает им философский, религиозный смысл. Не случайно самому старшему в лодке дано имя Орган.

Неказистый и неграмотный, старый, он обладает таким духовным богатством, излучающим нездешний загадочный свет (его сны о Великой Рыбе-женщине), что ошеломляет нас и заставляет поверить простым словам: “Я был великим человеком! Это я знаю”.

Взрослые мужчины достойно выдержали последнее испытание, спасли будущее своего рода, и Кириск, преодолевая отчаяние недетским терпением и волей, подтвердил физическую и духовную прочность деда Органа, отца Эмрайина и дяди Мылгуна, ставших в его “именной песне” ветром, путеводной звездой и волнами, чтобы войти в мифологическую память.

Чрезвычайно важно понять, что проблема сиротства и преодоления его, выхода из него обладает у Айтматова онтологической глубиной, означенной мифопоэтическими сюжетами песен, легенд, сказаний, загадочных снов, ирреальных воспоминаний и привычных народных обрядов.

Ярким доказательством является присутствие во всех текстах мотива старинной киргизской песни о белой верблюдице, потерявшей черноглазого верблюжонка. Вечно и неустанно ищет она его, окликает: “Где ты? Отзовись!” — и “бежит молоко из вымени, из переполненного вымени. Белое молоко”.

“Плач верблюдицы” возникает в первой повести “Лицом к лицу” (1958), настойчиво повторяется, цитируется в “Прощай, Гульсары!” (1966).

В романе “И дольше века длится день” (1980) он преобразуется в реалистическое повествование о судьбе белой верблюдицы и ее черноглазого верблюжонка, ставшего могучим Каранаром, и в мифологическое — о манкурте и его матери. Наконец, в “Плахе” (1986) древний плач сопровождает судьбу людей и волков, становясь символом бытия — космического, природного, человеческого.

Трагедия не-встречи родителей и детей смертельна, но у Айтматова смерть не окончательна и не бесповоротна, напротив, умерший, ушедший в смерть возвращается в другом облике и уже из другого измерения окликает: “Где ты? Чей ты? Отзовись!” Дети и родители не прекращают искать друг друга, как Найман-ана, ставшая птицей Доненбай, Казангап, обратившийся лисой, маленький сын чабана Бостона, превратившийся в волчонка.

Чингиз Айтматов не боится испытывать юных героев на прочность, предлагая им действовать в крайне опасных, максимально трудных, жестоких обстоятельствах (“Ранние журавли”), он уважает их за стойкое непокорство, ценит их предельную нравственную чистоту, любуется ими.

Дети в его книгах олицетворяют хрупкость и прочность связи времен. Детство, убежден он, принадлежит будущему: “Все, что человек познает в детстве, все, что он выстрадал, узнал, все горе, вся боль и все открытия — все это сохраняется в нем навсегда…” (“В соавторстве с землею и водою…” С.

370).

Источник: Русские детские писатели XX века: Биобиблиографический словарь. — М.: Флинта: Наука, 1998

Источник: https://classlit.ru/publ/literatura_20_veka/ajtmatov_ch_t/detstvo_i_deti_v_proizvedenijakh_chingiza_ajtmatova/105-1-0-1600

Краткое содержание повести Айтматова «Материнское поле»

День поминовения. Постаревшая Толгонай приходит к полю, чтобы излить душу. Этой сильной женщине некому жаловаться на свою жизнь.

В детстве, во время жатвы, Толгонай приводили на поле за руку и сажали в тень под копной. Девочке оставляли ломоть хлеба, чтобы она не плакала. Позже, когда Толгонай подросла, она прибегала оберегать посевы от скота, которого весной гнали мимо полей в горы.

В то время она была быстроногой косматой девчонкой. Это было взбалмошное и беззаботное время.

Толгонай никогда не носила шелковых платьев, но все равно выросла приметной девушкой. Лет в семнадцать она встретила на жатве молодого Суванкула, и между ними вспыхнула любовь. Совместным трудом они построили свою жизнь. Суванкул выучился на тракториста, затем стал бригадиром колхоза.

Их семью все уважали.

Толгонай жалеет, что родила трех сыновей подряд. Старший, Касым, пошел по стопам отца и стал трактористом. Позже он выучился на комбайнера, единственного в колхозе. Он был видным молодым человеком и однажды привел в дом невесту, красивую горянку Алиман.

Толгонай полюбила невестку, молодые начали постройку нового дома. Средний сын, любимец Толгонай, Масельбек, уехал в город учиться на учителя. Младший сын, Джайнак, был комсомольским секретарем, ездил по делам на велосипеде и редко появлялся дома.

Читайте также:  Жизнь и творчество бориса шергина

Все было хорошо, пока в колхоз не пришла новость о войне. Мужчин стали призывать в армию. Так ушли Суванкул и Касым. Когда Суванкул погиб в наступлении под Москвой, Толгонай вместе с невесткой Алиман стали вдовами одновременно. Не смогла она сетовать и судьбу проклинать, ей нужно было поддержать убитую горем невестку.

Вдвоем они трудились в поле. До окончания войны Толгонай была бригадиром. Алиман жила вместе с ней и заботилась о свекрови.

Масельбек уехал в армию из города, и Толгонай видела его лишь раз, когда поезд с военными проезжал мимо. Он тоже погиб. Джайнак был добровольцем.

Он пропал без вести.

В колхозе дела шли плохо, еды не хватало. Толгонай старалась изо всех сил. Она добилась разрешения засеять пустошь.

Со всех домов наскребли остатки зерна на семена, но его украл Дженшенкул, который укрылся от армии и занимался разбоем. Толгонай отправилась в погоню за сыном, но не смогла вернуть зерно — он выстрелил и убил ее лошадь. Когда Дженшенкула поймали, Толгонай была свидетельницей.

Жена сына-преступника хотела опозорить Толгонай, отомстить, и при всех сказала о беременности Алиман.

Толгонай грустила из-за своей невестки. Она была молода и смирилась со своей участью. Свекровь привязалась к ней, как к дочери, и думала, что после войны обязательно найдет ей мужа. В это время появился в их краях красивый, молодой чабан. Однажды Алиман пришла домой выпившая.

Она плакала и просила прощения у Толгонай, которую называла матерью. Позже оказалось, что Алиман беременна. Соседи в тайне поехали в деревню этого парня, надеясь, что он женится, и семья Толгонай избежит позора, но он оказался семейным человеком, и его жена их прогнала.

Алиман умерла во время родов, оставив сына. Его назвали Жанболот. Сноха старика Джоробека выкормила младенца.

Соседи помогали. Бекташ, сын соседки Айши, обучил мальчика и позже взял к себе работать соломщиком на комбайне.

Толгонай обещает полю, что пока она жива, никогда не забудет свою семью, а когда Жанболот подрастет, она ему все расскажет. Толгонай надеется, что он поймет.

Краткое содержание повести Айтматова «Материнское поле»

Источник: https://essay.englishtopic.ru/kratkoe-soderzhanie-povesti-ajtmatova-materinskoe-pole/

Краткое содержание Первый учитель Айтматов

Композиция произведения построена по принципу рассказ в рассказе. Начальные и финальные главы представляют собой размышления и воспоминания художника, середина – рассказ главной героини о своей жизни. Все повествование ведется от первого лица: первая и последняя части – от лица рассказчика, середина – от лица академика.

Художник задумывает написать картину, однако пока не может выбрать тему для нее. Он вспоминает свое детство в аиле Куркуреу, что в казахской степи. Перед глазами возникает главный символ родных мест – два больших тополя на бугре. Этот голый бугор в аиле называют “школой Дюйшена”. Когда-то некому комсомольцу вздумалось организовать там школу. Теперь одно название осталось.

Художник получает телеграмму – приглашение на открытие новой школы в аиле. Там он встречает гордость Куркуреу – академика Алтынай Сулаймановну Сулайманову.

После торжественной части директор приглашает активистов колхоза и академика к себе. От бывших учеников приносят телеграммы с поздравлениями: их привез Дюйшен. Теперь он развозит почту.

Сам Дюйшен не заходит на праздник: надо сначала закончить работу.

Теперь многие с усмешкой вспоминают его затею со школой: он, мол, сам не весь алфавит знал. Пожилая академик краснеет при этих словах. Она поспешно, в тот же день, уезжает в Москву. Позже она пишет художнику письмо и просит донести ее историю людям.

В 1924 году в аиле появляется молодой Дюйшен и хочет открыть школу. Он своими силами приводит в порядок сарай на бугре.

Сирота Алтынай живет в семье тетки, которая тяготится девочкой. Ребенок видит лишь оскорбления и побои. Она начинает ходить в школу. Ласковое отношение и добрая улыбка Дюйшена согревает ей душу.

На уроке учитель показывает детям портрет Ленина. Для Дюйшена Ленин – символ светлого будущего простых людей.

Алтынай вспоминает то время: “Думаю я сейчас об этом и диву даюсь: как этот малограмотный парень, сам с трудом читавший по слогам, … как он мог отважиться на такое поистине великое дело! Дюйшен не имел ни малейшего представления о программе и методике преподавания… Сам того не ведая, он совершил подвиг… нам, киргизским детям, нигде не бывавшим за пределами аила, … вдруг открылся… невиданный прежде мир…”

В холода Дюйшен на руках и на спине переносил детей вброд через ледяную речку. Богатые люди, проезжавшие в такие моменты мимо в лисьих малахаях и овчинных шубах, презрительно посмеивались над ним.

Зимой, в ночь возвращения учителя из волости, куда он ходил на три дня каждый месяц, тетка выгоняет Алтынай к дальним родственникам – старикам Сайкал и Картанбаю. У них в то время и жил Дюйшен.

Среди ночи раздается “гнусавый, утробный вой”. Волк! И не один. Старик Картанбай понял, что волки кого-то окружают – человека или лошадь. В этот момент в дверях появляется Дюйшен. Алтынай плачет за печкой от счастья, что учитель вернулся живой.

Весной учитель вместе с Алтынай сажают на бугре две “молоденькие сизоствольные топольки”. Дюйшен верит, что будущее девочки в учении, и хочет отправить ее в город. Алтынай с восхищением смотрит на него: “горячей волной поднялось в моей груди новое, незнакомое чувство из неведомого еще мне мира”.

Вскоре в школу является тетка с краснорожим человеком, который недавно появлялся в их доме. Краснорожий и еще двое всадников избивают Дюйшена, защищавшего девочку, и силой увозят Алтынай. Тетка отдала ее во вторые жены. Ночью краснорожий насилует Алтынай. Утром перед юртой появляется перебинтованный Дюйшен с милиционерами, и насильника арестовывают.

Через два дня Дюйшен везет Алтынай на станцию – она будет учиться в ташкентском интернате. Уже отходящему поезду учитель, с полными глазами слез, кричит “Алтынай!”, будто забыл сказать что-то важное.

В городе Алтынай учится на рабфаке, потом – в Москве в институте. В письме она признается Дюйшену, что любит его и ждет. На этом обрывается их переписка: “я думаю, что отказал он мне и себе потому, что не хотел мешать мне учиться”.

Начинается война. Алтынай узнает, что Дюйшен ушел в армию. Больше о нем нет вестей.

Уже после войны она едет в поезде по Сибири. В окне Алтынай видит в стрелочнике Дюйшена и срывает стоп-кран. Но женщина обозналась. Люди из поезда думают, что ей привиделся погибший на войне муж или брат и сочувствуют Алтынай.

Проходят годы. Алтынай выходит замуж за хорошего человека: “У нас дети, семья, живем мы дружно. Я теперь доктор философских наук”.

Она пишет художнику о произошедшем в аиле: “…не мне надо было оказывать всяческие почести, не мне надо было сидеть на почетном месте при открытии новой школы. Такое право имел прежде всего наш первый учитель… – старый Дюйшен… я хочу поехать в Куркуреу и предложить там людям назвать новую школу-интернат “школой Дюйшена””.

Под впечатлением от истории Алтынай художник думает над еще не написанной картиной: “…мои современники, как сделать, чтобы мой замысел не просто дошел до вас, а стал бы нашим общим творением?” Он выбирает, какой из рассказанных академиком эпизодов изобразить на своем полотне.

Вариант 2

Произведение скомпоновано таким образом, что мы знакомимся с историей со слов нескольких рассказчиков, которые являются главными героями. Повествование от первого лица ведется сначала художником, а потом академиком, чью историю также завершает первый персонаж.

История начинается с того, как художник, в поисках вдохновения для своей картины, окунается в воспоминания о прошлом. Свое детство он провеет в казахской степи, потому эти места стали родными.

Перед глазами сразу же возникает символ тех мест, которым являются два тополя на невысоком бугре.

Его же принято называть “школой Дюйшена”, поскольку давно кто-то хотел основать там школу, но осталось лишь наименование.

Получив телеграмму, художник узнает, что его приглашают на открытие новой школы в аиле. На мероприятии он встречает академика Алтынай Сулайманову. По завершению торжественной части открытия, всех приглашают к директору.

Дюйшен привозит поздравительные открытки и телеграммы от бывших учеников, но сам не задерживается и отправляется дальше работать, поскольку устроился почтальоном. Его затею, касательно основания школы, многие вспоминают с улыбкой, ведь сам, мол, не весь алфавит знал.

Когда присутствующие начали шутить, пожилая женщина-академик краснеет, в тот же день она уезжает обратно в столицу. Спустя несколько дней художнику приходит от нее письмо с историей жизни.

Еще в 1924 году юный Дюйшен появился в аиле с целью открыть школу. Он своими силами старается облагородить сарай, что стоял на бугре. Алтынай сирота, она живет у родственников, которые к ней относятся очень жестоко, оскорбляют, а иногда даже бьют девочку.

Но вот она начинает ходить в школу, и как лучик света в ее жизни становится Дюйшен, который во всем старается помочь. Теперь она лишь вспоминает о том, как этот малограмотный мальчишка показывал детям портрет Ленина и говорил о нем, как о символе светлого будущего для всех простых людей. Когда приходила зима.

Дюйшен помогал детям перебираться через брод и ледяную речку.

Однажды тетка выгнала Алтынай дальним родственникам, которые воспитывали Дюйшена. В эту ночь случается происшествие. За окном раздался волчий вой и не один. Все решили, что стая окружила кого-то, но в этот момент в двери входит Дюйшен, живой и невредимый, чему семья очень рада.

В тот самый год на лысом бугре Алтынай вместе со своим учителем посадили две топольки. Дюйшен говорит девочке, что ее будущее стоит за учением и хочет приложить все силы, чтобы отправить Алтынай в город.

Очередное несчастье случается, когда в школу за девочкой приходит ее тетка с каким-то мужчиной. Оказывается, что родственница продала Алтынай во вторые жены. Учитель пытается защитить ребенка, но его избирают и девочку забирает рослый мужчина. В ночь о ее насилует, но на утро Дюйшен приходит с милиционером, который арестовывает преступника.

Учитель решает взять все в свои руки и везет Алтынай в ташкентский интернат. Отучившись на рабфаке, девушка поступает в институт в Москве. Она пишет письмо бывшему учителю, в котором признается в любви и зовет приехать к ней, но он отказывается. Алтынай решает, что учитель хотел, чтобы она хорошо окончила учебу и ей ничего не помешало.

После начала войны девушка узнает, что Дюйшен ушел на фронт, и от него нет никаких больше вестей.

Но спустя годы, после войны, когда Алтынай едет в поезде, пересекая Сибирь, она замечает в окне Дюйшена и срывает стоп-кран. Но все напрасно, женщина обозналась.

Спустя годы она выходит замуж и обретает семью. Закончив чтение письма, художник поражен историей и выбирает какой именно эпизод изобразить на полотне.

Источник: https://rus-lit.com/kratkoe-soderzhanie-pervyj-uchitel-ajtmatov/

Ссылка на основную публикацию