Сочинение уроки доброты по рассказу конь с розовой гривой астафьева 6 класс

Виктор Астафьев – известный русский писатель. Детство автора было нелегким. Некоторые его рассказы являются автобиографичными, например, рассказ “Конь с розовой гривой” описывает то время, когда Виктор жил с бабушкой, потому что мать погибла, а отца осудили и отправили в Карелию.

Главным героем рассказа является мальчик, который живет в деревне у бабушки. Однажды по её просьбе он идет в лес за земляникой с соседскими ребятами. Бабушка пообещала внуку, что продаст ягоду на рынке и на вырученные деньги купить пряник в виде коня с розовой гривой.

Мальчик встает перед трудным выбором: принести землянику бабушке или все-таки съесть ее и тем самым доказать Левонтьевским ребятам, что ему не слабо. Герой поначалу мнется, ему ведь не хочется обманывать старушку, но и при этом прослыть трусом он не хочет. В итоге после долгих метаний, он идет на поводу у ребят и совершает подлый поступок.

Мальчик по совету Саньки, одного из детей Левонтьева, набивает туесок травой и только сверху кладет немного земляники. А тот проныра еще и шантажирует тем, что расскажет бабушке, если Витя не украдет у нее калач. И получается, что пойдя на поводу у другого, мальчик совершает несколько безнравственных поступков: обманывает и крадет.

Конечно же потом герой испытывает муки совести, потому что он не привык так поступать, его так не воспитывали. Он жалеет, что поддался на уговоры Левонтьевых, которым такое обычно сходит с рук. Мальчик понимает, что все это неправильно, он хочет все исправить. Герой никак не может уснуть, он мечется и даже сравнивает себя с преступником.

Витя решает проснуться с утра пораньше и рассказать все бабушке, но у него это не выходит, потому что бабушка уезжает рано.

На протяжение всего рассказа мы видим, как мучается мальчик, его внутренний конфликт, он даже вечером старается где-то задержаться, чтобы не приходить домой. Каждый самостоятельно выбирает свой путь, но можно помочь человеку сделать правильный выбор.

Так бабушка и пытается направить Витю в нужное русло. Она стыдит его перед всеми, кто приходит, рассказывает, что он натворил. И мальчик понимает, что поступил плохо, он терпит то, как ругает его бабушка, ведь он неправ.

Однако бабушка зла на него не держит и покупает ему пряник в виде коня.

Герой запомнил тот урок, который ему дала бабушка, на всю жизнь. Она отплатила ему добром, поэтому тот конь с розовой гривой, как символ прощения, остался у него в памяти на долгие годы.

Автор учит нас, что нужно поступать по совести, всегда стараться поступать правильно, чтобы не подводить других людей.

Оцените, на сколько материал был вам полезен[Всего: 27   Средний:  3.9/5]

Источник: https://1001sochinenie.ru/russkie-pisateli-i-poety/sochinenie-na-temu-nravstvennyj-vybor-moego-rovesnika-v-rasskaze-v-p-astafeva-kon-s-rozovoj-grivoj-6-klass/

Нравственная проблема

Рассказ Виктора Астафьева поднимает многие нравственные проблемы («Конь с розовой гривой»). Все они связаны с выбором человека: поступить подло или поступить по совести.

Герой рассказа, собирая землянику, оказывается перед выбором: принести собранную ягоду бабушке или доказать Левонтьевским ребятам, что он может съесть всю землянику. Дети Левонтия берут мальчика «на слабо». Автор показывает, как под влиянием подлых ребят рассказчик совершает такой же подлый поступок.

Писатель поднимает проблему влияния одного человека на другого. По совету Саньки главный герой набивает весь туесок травой, присыпав ее ягодой. А чтобы Санька ничего не рассказал бабушке, рассказчик крадет у нее калачи.

Один безнравственный поступок влечет за собой такую же подлость, от которой герой уже не может отказаться.

За свои поступки рассказчик испытывает муки совести. Он не привык жить обманным путем, как это делают дети Левонтия. В отличие от них, мальчик понимает, что поступил неправильно, он старается исправить сложившуюся ситуацию. Герой не может заснуть, все думает о том, что он сделал: «Бабушку надул, калачи украл! Что только будет?». Он сравнивает себя с преступником, который вконец запутался.

Мальчик решается все рассказать своей бабушке, но только утром. Однако решение свое герой не исполняет. На протяжении всего рассказа читатель наблюдает внутренний конфликт: главный герой постоянно находится перед нравственным выбором. Человек самостоятельно выбирает свой жизненный путь, однако ему нужно помочь в этом и направить на истинный путь. Именно это и делает бабушка рассказчика.

Бабушка, узнав, что герой ее обманул, долго еще всем рассказывала, что же сделал внук. Но она не держала зла на рассказчика, наоборот, она купила мальчику пряник в виде коня с розовой гривой.

Для героини была важна дальнейшая судьба внука, она боялась, что рассказчик вырастит безнравственным человеком. Бабушка простила героя, поддержала его и научила всегда оставаться человеком.

Этот урок доброты рассказчик запомнил навсегда, именно поэтому он часто вспоминает пряник, который он получил от своей заботливой бабушки. Этот пряник стал олицетворением доброты и поддержки.

Данная статья, которая поможет написать сочинение «Нравственный выбор в «Коне с розовой гривой», докажет, что главный герой рассказа всегда находится перед выбором, который так или иначе учит рассказчика настоящей жизни.

Полезные ссылки

Посмотрите, что у нас есть еще:

Будь в числе первых на доске почета

Источник: https://obrazovaka.ru/sochinenie/kon-s-rozovoy-grivoy/nravstvennaya.html

Уроки доброты в произведении В.П.Астафьева "Конь с розовой гривой"

Рассказ Виктора Астафьева «Конь с розовой гривой» погружает читателя в легкий и волнующий мир детства.

Сюжет рассказа реалистичен от начала и до конца, однако читателя не покидает ощущение сказки, волшебства происходящего. От первого до последнего слова повествование исполнено любви и доброты.

Автор доносит до читателя идею о том, что самые важные в жизни уроки – именно такие уроки доброты.

Повествование ведется от первого лица. Главный герой, маленький мальчик, мечтает о розовом пряничном коне. Этот конь – просто чудо! Им можно любоваться, его так приятно прятать за пазухой, благодаря ему можно почувствовать свою власть и превосходство над леонтьевскими ребятишками. И какой же он вкусный!

Чтобы заслужить такое чудо, нужно немало постараться – набрать в лесу целый туесок земляники. Но как его наберешь, когда рядом шумная компания озорных малышей, которые так и норовят то подраться, то подурачиться.

И так оно самой собой получилось, что главный герой возвращается вечером к бабушке с пустым туеском и в подавленном состоянии духа.

С легкой руки коварного Саньки, решение находится быстро – мальчик набивает туесок травой, которую сверху присыпает ягодами, и отдает его бабушке.

Обман вскрывается быстро, буквально на следующий день: бабушка чуть не продала «землянику», которую собирал «бедный сиротиночка», на рынке. Конечно, пожилая женщина натерпелась позора, и маленького проказника, казалось, ждало неминуемое и суровое наказание.

Предчувствуя беду, мальчик плохо спит накануне, весь день проводит в тревоге. Выбора нет, ему приходится идти домой. А там… конечно, бабушка вне себя от переживаний и негодования.

На маленького шалуна накатывает волна раскаяния, он чувствует себя таким виноватым, таким пропащим…

На помощь приходит дедушка, пытаясь ободрить внука. И эта неожиданная доброта в ответ на его шалость вызывает у мальчишки обильные слезы, которые идут из самой глубины сердца, как чистое раскаяние. Сейчас он хочет только одного – чтобы его простили, чтоб у него на душе было легко, чисто и радостно, как раньше.

Кульминация рассказа – примирение с бабушкой и неожиданный подарок в виде заветного пряничного коня. Этот конь – даже больше, чем сбывшаяся мечта, он становится символом примирения, прощения и бескорыстной любви.

Мальчишка прекрасно понимает, что своим поведением заслужил только наказание, поэтому для него конь становится гораздо большим, чем просто лакомство.

Это урок любви, который он запомнил на всю жизнь и вспоминает с теплотой, уже став взрослым.

Источник: https://kopilkaurokov.ru/vneurochka/meropriyatia/uroki_dobroty_v_proizviedienii_v_p_astaf_ieva_kon_s_rozovoi_ghrivoi

Сочинение Уроки доброты по рассказу Конь с розовой гривой Астафьева

Рассказ ведется от первого лица, автор вспоминает события своего детства. Мальчишка отправился в лес с другими ребятами, чтоб насобирать ягод на продажу. Бабушка обещала ему после продажи ягоды на вырученные средства купить пряник «конем».

Такой пряник очень ценный, потому что его можно брать с собой на улицу, хвастаться перед другими, и он очень вкусный, все мальчишки в деревне о нем мечтают.

Но мальчик не сберег собранные ягоды, и, поддавшись уговорам других ребят, наложил в туес травы и сверху положил ягод. И с этого момента начались его мучения.

Сначала он боялся, что его сразу же раскроют, потом он попался на шантаж соседских ребят, которые обещали рассказать все его бабушке. Пришлось даже воровать калачи, чтоб этого не произошло.

Вечером он не мог заснуть, пока не решился, наконец, утром во всем признаться.

Но утром бабушка уплыла в город и нашего героя вновь посетили муки совести. «Вон как хорошо было жить! Ходи, бегай и ни о чем не думай. А теперь?» К вечеру бабушка вернулась, она конечно купила внуку пряник, хоть тот и обманул ее. Но взбучку крепкую получил главный герой.

Бабушка долго ругала мальчишку, а он в ответ плакал.

Вот после всех страданий и мучений мальчик с опущенной головой сидит за столом и не говорит ни слова, даже молока не попросит, чтоб запить краюху. Когда же он поднял голову, то не поверил своим глазам — перед ним лежал тот самый конь с розовой гривой.

В сердце ребенка этот момент был запечатлен навсегда — доброта, несмотря на проступок.

Читайте также:  Нужно ли претворять свои мечты в жизнь? итоговое сочинение 11 класс

6 класс

Сочинение Уроки доброты по рассказу Конь с розовой гривой Астафьева

  1. Сочинение рассуждение по рассказу Астафьева — Конь с розовой гривой Это история мальчика, оставшегося сиротой и живущего у своей бабушки. Его мама утонула, переправляясь через реку на лодке с другими…
  2. Помогите написать сочинение на тему какие жизненные уроки извлек герой рассказы в. Астафьева конь с розовой гривой Писатель показывает, как один, казалось бы, незначительный случай может повлиять на всю жизнь человека, сделать его старше, изменить его. Писатель…
  3. Нравственный выбор моего ровесника в произведениях В. Астафьева «Конь с розовой гривой» и В. Распутина «Уроки французского» Во многих произведениях Астафьева и Распутина главными героями являются дети. Примечательно, что рассказы этих писателей во многом автобиографичны, но их…
  4. Краткое изложение рассказа В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой» Бабушка посылает мальчика за земляникой. И если он хорошо постарается и наберет много ягоды, то она отнесет ее на базар…
  5. Конь с розовой гривой — Виктор Астафьев Рассказ Астафьева «Конь с розовой гривой» повествует об одном эпизоде из детства мальчика. Рассказ заставляет улыбнуться над проделкой главного героя…
  6. Конь с розовой гривой краткое содержание Астафьев В. П. Рассказ Астафьева «Конь с розовой гривой» повествует об одном эпизоде из детства мальчика. Рассказ заставляет улыбнуться над…
  7. Самое краткое содержание: кладовая солнца, алые паруса, левша, конь с розовой гривой, уроки французкого, бежин луг. Надо очень кратко! Бежин луг-охотник встречает пять мальчишек в ночном, которые сидят и рассказывают страшные истории про русалок, домовых…Самые интересные истории были у…
  8. Краткое содержание «Коня с розовой гривой» Астафьева Бабушка послала меня на увал за земляникой вместе с соседскими ребятишками. Пообещала: если наберу полный туесок, она продаст мои ягоды…
  9. Разработка дизайна обложки книги на примере произведения В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой» — скачать бесплатно Муниципальное общеобразовательное учреждение «Знаменская средняя общеобразовательная школа» Разработка дизайна обложки книги на примере произведения В. П. Астафьева «Конь с розовой…
  10. Нужно сочинение на тему уроки доброты. Рассказ распутина — уроки французского Распутин: «Уроки французского» Каждый из нас проводит за школьной партой 11 лет. Много знаний мы получаем за это время, некоторые…
  11. Сочинение Уроки доброты в рассказе Уроки французского Распутина Валентин Распутин известный писатель. Он написал множеств поучительных произведений. Одним из них является наполненное добротой произведения «Уроки французского». Распутин написал…
  12. Сочинение рассуждение уроки фпанцузского — уроки доброты. Из рассказа распутина уроки французского Уроки французского»Рассказ В. Г. Распутина, написанный в недалеком, но уже столь непонятном для нас, нынешней молодежи, прошлом, порой трогает до…
  13. Уроки доброты В деревне, где жил мальчик, была только начальная школа и поэтому, чтобы продолжить учиться, ему пришлось уехать в райцентр. В…
  14. Сочинение по рассказу В. Г. Распутина «Уроки французского» Валентин Распутин — русский писатель, наш современник. Он — коренной сибиряк, сын крестьянина, поэтому хорошо знает жизнь сибирской глубинки, поэтому…
  15. Сочинение по рассказу «Уроки французского» В. Распутина Знаменитый русский писатель Валентин Распутин родился в Сибири, в простой и очень бедной крестьянской семье. Очень часто в своем творчестве…
  16. Сочинение по рассказу В. Астафьева «Руки жены» Русская литература второй половины XX века — непонятная, странная литература. Странна она и широтой затрагиваемых тем, и разнообразием формы —…
  17. Сочинение Васюткино озеро 5 класс по рассказу Астафьева рассуждение Виктор Петрович Астафьев — великий российский писатель — прозаик, написавший множество известных повестей таких как: «Перевал», «Стародуб», «Звездопад», «Кража» и…
  18. Конспект по произведению уроки доброты Цель: нравственное воспитание детей, учить быть сдержанными и доброжелательными, уметь работать в коллективе, развитие связной речи, работать над выразительностью речи,…
  19. Морально-этические уроки доброты в повестях Григора Тютюнника Доброта, любовь, чуткость, порядочность, самопожертвование, — в наше время эти слова стали почти анахронизмами. Существует такая мысль, что общество деградирует…
  20. Помогите написать сочинение на тему какие жизненные уроки извлек герой из произведения уроки французского Рассказы В. Г. Распутина отличаются удивительно внимательным и бережным отношением к человеку, к его нелегкой судьбе. Произведения писателя увлекают нас…

Источник: https://ege-russian.ru/sochinenie-uroki-dobroty-po-rasskazu-kon-s-rozovoj-grivoj-astafeva/

Сочинение на тему: Уроки доброты в рассказе Конь с розовой гривой, Астафьев

Уроки доброты

Важное место в рассказе В. П. Астафьева “Конь с розовой гривой” занимает тема доброты. Этот рассказ является автобиографическим и внесен в сборник “Последний поклон”.

В нем автор повествует об одном происшествии из детства, которое осталось в его памяти на всю жизнь. Главный герой произведения, мальчик Витя, рано оставшийся без матери и воспитанный Бабушкой и дедушкой.

Бабушка мальчика, Катерина Петровна, хоть и строгая женщина, но внука очень любила. Однажды она отправила его с соседскими мальчишками за ягодами.

На вырученные деньги обещала купить ему пряничного коня с розовой гривой. В те годы такие сладости были редкостью, и мальчишки со всей деревни могли только мечтать о таком прянике.

Левонтьевские дети были хулиганистыми и невоспитанными, отчего бабушка мальчика их недолюбливала. И на этот раз они по дороге устроили драку, съели все собранные ягоды и мальчика Витю вынудили поступить также.

Тогда он поделился своими ягодами, чтобы не прослыть жадиной. Возвращаться домой с пустой посудиной вовсе не хотелось, тем более, зная бабушкин характер. С ней не проходили никакие слезы или отговорки.

Тогда, ребята посоветовали

ему набить туесок травой, а сверху прикрыть единичными ягодами. Так и поступили. Когда вернулись, Санька, самый вредный из левонтьевских ребят, стал угрожать, что выдаст его бабушке, если тот не принесет калачи. Тогда Витя встал перед очередным нравственным выбором: красть у бабушки калачи или нет. Все-таки украл и носил до тех пор, пока Санька не насытился.

Происшествия этого дня так тревожили мальчика, что он никак не мог заснуть. Поутру решил рассказать все бабушке и просить прощения, а ее уже не было. Она отправилась в город продавать ягоды. Когда Катерина Петровна вернулась, то была очень зла на внука, а он забился в кладовку и не выходил весь день. Бабушка всем соседям рассказала, как с ней обошелся ее внук.

Мальчику было ужасно стыдно. На следующий день приехал дед со своей заимки и посоветовал Вите поговорить с бабушкой и просить прощения. Он так и поступил. Бабушка сначала долго отчитывала его, а потом все-таки дала “коня с розовой гривой”. Столько лет прошло с тех пор, дедушки с бабушкой давно не было, а автор и сам постарел.

Однако он никогда не забывал того “урока” бабушки и пряничного коня.

(1

Источник: https://ege-essay.ru/sochinenie-na-temu-uroki-dobroty-v-rasskaze-kon-s-rozovoj-grivoj-astafev/

Урок для 6 класса по теме: "Нравственные проблемы рассказа В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой»

Урок литературы в 6 классе.

Нравственные проблемы рассказа В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой» — честность, доброта, понятие долга, истинной и ложной любви.

  • Цель урока:  проследить, как решает писатель важные для каждого человека проблемы – каким быть человеком, что такое ложная и истинная любовь; воспитывать чувство ответственности за свои поступки; развивать монологическую речь, навыки работы с текстом, умение рассуждать на предложенную тему.
  •          Оборудование: портрет писателя, учебник, доска, мел.
  •          Ход урока:

Основная тема многих рассказов В.П.Астафьева – тема взросления, становления личности человека. Писатель показывает, как один, казалось бы, незначительный случай может повлиять на всю жизнь человека, что делает его старше, меняет.

Случай, описанный в рассказе «Конь с розовой гривой» как раз из таких.

Мы должны разобраться, как главный герой приходит к пониманию истинной любви, на основе каких нравственных законах должен жить человек, чтобы оставаться настоящим человеком, приносит людям добро.

— Как вы понимаете, что такое добро? (Всё хорошее)

— Что такое зло? (Всё плохое)

2. Главный герой рассказа, семилетний мальчик Витя, встречает в своей жизни много плохого и хорошего, на своих ошибках он пытается понять, как ему надо жить, чтобы не мучили угрызения совести. В том, как он пришёл к такому пониманию жизни, нам поможет разобраться опорная схема, которую мы составим в процессе анализа произведения.

3. Запишите тему урока. На развороте двух страниц мы будем составлять опорную схему.

4.Анализ текста.

— Каким вы представляете главного героя? (устное рисование)

Мальчик лет семи – восьми, у которого погибла мама, нет отца, живёт у бабушки и деда. Он бедно одет, но одежда у него всегда чистая. На завтрак всегда хлеб с молоком, чего нет у ребятишек Левонтьевых.

— Что является завязкой рассказа?

— Найдите описание пряника (с. 95, чтение).

— Почему этот пряник казался мальчику сказочным? (Редкость для такого времени, лакомство не для всех. А самое главное – почёт, внимание. Особенно льстит Вите отношение со стороны левонтьевских ребят.)

— Расскажите о Левонтии, его семье. (устное рисование)

Итак, можно сказать, что семья Левонтьевых живёт без нравственных правил. Отметим это в низу схемы.(Запись «Семья Левонтьевых – жизнь без нравственных правил»). 

Читайте также:  Устарела ли проблема отцов и детей сегодня - сочинение

— Объясните, почему Витю неудержимо тянет к Левонтьевым? Что привлекло его в этой семье?(с.97-98, чтение)

— Можно ли назвать такое отношение соседей к Вите любовью? (Нет, это жалость и то редкая, пьяная.)

Отметим это на схеме. (Запись «Пьяная жалость Левонтия»)

— Истинное отношение Левонтьевых к герою проявляется в дальнейших событиях. Ребята отправляются за земляникой.

— О чём свидетельствует такая деталь: «Ребятишки несли бокалы с отбитыми краям, наполовину изодранные на растопку берестяные туески, у одного парнишки был ковшик без ручки. Левонтьевские орлы бросали друг в друга посудой…»? (Битая посуда  — признак не бедности, а отношения к вещам и труду вообще. Такие люди и сами не любят работать, и не ценят чужой труд.)

— А какой туесок был у Вити? (аккуратный)

— О каком качестве мальчика можно сказать, судя по этой детали? ( Он умеет ценить труд. Сам приучен работать.)

— Зачитаем эпизод, как Витя собирает ягоды. (с.99) Кто приучил мальчика к труду? (бабушка)

— Зачем? (Она знает, что без труда человек не может хорошо жить. Трудолюбивый всегда добьётся своей цели в жизни.  

Вспомним, Витя идёт, чтобы своим трудом заработать на пряник. Мальчик понимает, что даром ничего не даётся. Так воспитала его бабушка, она вложила в него одно из основных качеств хорошего человека – трудолюбие. Отметим на схеме сверху «Семья мальчика – нравственная основа жизни», чуть ниже «Трудолюбие».

— Как проявляют себя левонтьевские ребята в работе? (безответственно) (с. 99)

— Как случилось, что Витя поступил также? Прочитаем по ролям этот эпизод на с. 100.

— Что чувствует герой в этот момент? Опишите его состояние. ( Он отчаялся, покаялся, хорохорится, махнул рукой на всё, его понесло – хвастается. Он становится таким же, как и левонтьевские ребята.) Отметим это на схеме внизу под стрелкой «Напускная отчаянность», безалаберность».

— Переживает ли Витя, что не исполнил данное бабушке обещание? (Да.) Докажите текстом. (с.102 выборочное чтение)

— Какое нравственное качество мальчика проявляется в этом эпизоде? (Чувство долга.)  Запишем в схеме сверху «Чувство долга».

— И тут опять якобы дружеский совет Саньки. Что он советует Вите? (Нарвать в туесок травы, сверху насыпать ягод.) Запишем в схеме снизу «Обман бабушки».

— Понимает ли Витя, что совершает плохой поступок? Докажите текстом. (с.102 выборочное чтение)

— Какое чувство возникает у героя в это момент? (Чувство стыда)

Отметим на схеме сверху «Чувство стыда».

— Что ещё плохого совершает мальчик под влиянием Саньки? (Крадёт у бабушки калач.) Верно, ведь плохой поступок часто влечёт за собой другой плохой из-за того, что человеку бывает трудно сказать в ответ «нет». Именно в такой ситуации находится Витя. Сможет ли он противостоять таким «дружеским советам» Саньки? Ответим на этот вопрос чуть позже. На схеме отмечаем « Кража калачей».

— Когда мальчик окончательно понял свою вину перед бабушкой? Зачитайте.(с.103) Что чувствует герой? (Угрызения совести, называет себя окончательно запутавшимся преступником.)Записываем на схеме сверху «Угрызения совести».

— Витя решает рассказать всё бабушке, но не успевает – она уезжает рано утром в город. С каким чувством мальчик ждёт её возвращения? (Хочет избежать наказания, страх.)

— Мы видим, что творится в душе героя. А что происходит в это время в природе? (выраз. чт. наиз. описаия природы с.105)

 — Для чего автор вводит пейзаж в повествование? (На фоне красоты, спокойствия, гармонии природы ярче прослеживаются переживания героя. Жить хорошо, а ему-то плохо!)

— И опять Санька со своими советами тут как тут. Что он предлагает? (Не ходить домой, будто утонул, т. е. уйти от ответственности за содеянное.) Отмечаем на схеме снизу «Совет Саньки, как не отвечать за свои поступки».

— Как на это отвечает Витя? Найдите в тексте. (с.106)

-Вспомните начало рассказа, каким был герой и каким сейчас видим его. Что изменилось в нём? (Стал решительнее, нашёл силы сказать Саньке «нет» в ответ на его дурной совет.)

— Почему Витя отказывается от этого? (У него есть чувство ответственности.) Запись на схеме сверху «Чувство ответственности».

— Сколько ни оттягивал Витя встречу с бабушкой, всё равно это произошло. Перескажите этот эпизод.

— Итак, Витя раскаивается в своём поступке, ведь он не только обманул бабушку, но и сделал её обманщицей. Запись на схеме  сверху «Раскаяние, признание вины». 

— Этот эпизод изображён на иллюстрации к рассказу. Что, по-вашему, передано художником особенно удачно? (Движения бабушки. Ей жаль внука, и в то же время она понимает, что его надо наказать. В таких ситуациях и проявляется истинная любовь. Бабушка часто ругает Витю, он досадует на это, но бабушка всё делает из любви к внуку, из желания, чтобы из него вырос хороший человек.)

— Почему же бабушка даёт Вите пряник конём? (Внук раскаялся. Она простила его.)

4. Вывод.

-Какой жизненный урок получил герой из этой истории? (Он понял, что бабушка его любит, он не одинок, надо жить по законам совести, вовремя сказать «нет» плохому советчику, а самое главное – надо уметь прощать, быть добрым. И такой урок доброты, воплощением которого стал пряник, он получает от бабушки. И Витя  понимает, что бабушка любит его истинной любовью.Отмечаем на схеме сверху «Усвоение урока доброты, милосердия».

Итак, видим: сначала наш герой на перепутье добра и зла, нравственности и безнравственности. Ему сложно понять, где ложная любовь, где истинная. Но он, проходя через нравственное испытание, понял, что истинная любовь там, где есть добро, и для Вити это его семья.

5. Подведение итогов.

6. Домашнее задание. Написать небольшое сочинение «Чему научил меня рассказ «Конь с розовой гривой». (10 предл.)

Источник: https://doc4web.ru/literatura/urok-dlya-klassa-po-teme-nravstvennie-problemi-rasskaza-vpastafe.html

Урок для 6 класса по теме: «Нравственные проблемы рассказа В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой» — честность, доброта, понятие долга, истинной и ложной любви»

Урок литературы в 6 классе.

Нравственные проблемы рассказа В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой» — честность, доброта, понятие долга, истинной и ложной любви.

  • Цель урока:  проследить, как решает писатель важные для каждого человека проблемы – каким быть человеком, что такое ложная и истинная любовь; воспитывать чувство ответственности за свои поступки; развивать монологическую речь, навыки работы с текстом, умение рассуждать на предложенную тему.
  •          Оборудование: портрет писателя, учебник, доска, мел.
  •          Ход урока:

Основная тема многих рассказов В.П.Астафьева – тема взросления, становления личности человека. Писатель показывает, как один, казалось бы, незначительный случай может повлиять на всю жизнь человека, что делает его старше, меняет.

Случай, описанный в рассказе «Конь с розовой гривой» как раз из таких.

Мы должны разобраться, как главный герой приходит к пониманию истинной любви, на основе каких нравственных законах должен жить человек, чтобы оставаться настоящим человеком, приносит людям добро.

— Как вы понимаете, что такое добро? (Всё хорошее)

— Что такое зло? (Всё плохое)

2. Главный герой рассказа, семилетний мальчик Витя, встречает в своей жизни много плохого и хорошего, на своих ошибках он пытается понять, как ему надо жить, чтобы не мучили угрызения совести. В том, как он пришёл к такому пониманию жизни, нам поможет разобраться опорная схема, которую мы составим в процессе анализа произведения.

3. Запишите тему урока. На развороте двух страниц мы будем составлять опорную схему.

4.Анализ текста.

— Каким вы представляете главного героя? (устное рисование)

Мальчик лет семи – восьми, у которого погибла мама, нет отца, живёт у бабушки и деда. Он бедно одет, но одежда у него всегда чистая. На завтрак всегда хлеб с молоком, чего нет у ребятишек Левонтьевых.

— Что является завязкой рассказа?

— Найдите описание пряника (с. 95, чтение).

— Почему этот пряник казался мальчику сказочным? (Редкость для такого времени, лакомство не для всех. А самое главное – почёт, внимание. Особенно льстит Вите отношение со стороны левонтьевских ребят.)

— Расскажите о Левонтии, его семье. (устное рисование)

Итак, можно сказать, что семья Левонтьевых живёт без нравственных правил. Отметим это в низу схемы.(Запись «Семья Левонтьевых – жизнь без нравственных правил»). 

— Объясните, почему Витю неудержимо тянет к Левонтьевым? Что привлекло его в этой семье?(с.97-98, чтение)

— Можно ли назвать такое отношение соседей к Вите любовью? (Нет, это жалость и то редкая, пьяная.)

Отметим это на схеме. (Запись «Пьяная жалость Левонтия»)

— Истинное отношение Левонтьевых к герою проявляется в дальнейших событиях. Ребята отправляются за земляникой.

— О чём свидетельствует такая деталь: «Ребятишки несли бокалы с отбитыми краям, наполовину изодранные на растопку берестяные туески, у одного парнишки был ковшик без ручки. Левонтьевские орлы бросали друг в друга посудой…»? (Битая посуда  — признак не бедности, а отношения к вещам и труду вообще. Такие люди и сами не любят работать, и не ценят чужой труд.)

— А какой туесок был у Вити? (аккуратный)

— О каком качестве мальчика можно сказать, судя по этой детали? ( Он умеет ценить труд. Сам приучен работать.)

Читайте также:  Хронологическая таблица бетховена (жизнь и творчество)

— Зачитаем эпизод, как Витя собирает ягоды. (с.99) Кто приучил мальчика к труду? (бабушка)

— Зачем? (Она знает, что без труда человек не может хорошо жить. Трудолюбивый всегда добьётся своей цели в жизни.  

Вспомним, Витя идёт, чтобы своим трудом заработать на пряник. Мальчик понимает, что даром ничего не даётся. Так воспитала его бабушка, она вложила в него одно из основных качеств хорошего человека – трудолюбие. Отметим на схеме сверху «Семья мальчика – нравственная основа жизни», чуть ниже «Трудолюбие».

— Как проявляют себя левонтьевские ребята в работе? (безответственно) (с. 99)

— Как случилось, что Витя поступил также? Прочитаем по ролям этот эпизод на с. 100.

— Что чувствует герой в этот момент? Опишите его состояние. ( Он отчаялся, покаялся, хорохорится, махнул рукой на всё, его понесло – хвастается. Он становится таким же, как и левонтьевские ребята.) Отметим это на схеме внизу под стрелкой «Напускная отчаянность», безалаберность».

— Переживает ли Витя, что не исполнил данное бабушке обещание? (Да.) Докажите текстом. (с.102 выборочное чтение)

— Какое нравственное качество мальчика проявляется в этом эпизоде? (Чувство долга.)  Запишем в схеме сверху «Чувство долга».

— И тут опять якобы дружеский совет Саньки. Что он советует Вите? (Нарвать в туесок травы, сверху насыпать ягод.) Запишем в схеме снизу «Обман бабушки».

— Понимает ли Витя, что совершает плохой поступок? Докажите текстом. (с.102 выборочное чтение)

— Какое чувство возникает у героя в это момент? (Чувство стыда)

Отметим на схеме сверху «Чувство стыда».

— Что ещё плохого совершает мальчик под влиянием Саньки? (Крадёт у бабушки калач.) Верно, ведь плохой поступок часто влечёт за собой другой плохой из-за того, что человеку бывает трудно сказать в ответ «нет». Именно в такой ситуации находится Витя. Сможет ли он противостоять таким «дружеским советам» Саньки? Ответим на этот вопрос чуть позже. На схеме отмечаем « Кража калачей».

— Когда мальчик окончательно понял свою вину перед бабушкой? Зачитайте.(с.103) Что чувствует герой? (Угрызения совести, называет себя окончательно запутавшимся преступником.)Записываем на схеме сверху «Угрызения совести».

— Витя решает рассказать всё бабушке, но не успевает – она уезжает рано утром в город. С каким чувством мальчик ждёт её возвращения? (Хочет избежать наказания, страх.)

— Мы видим, что творится в душе героя. А что происходит в это время в природе? (выраз. чт. наиз. описаия природы с.105)

 — Для чего автор вводит пейзаж в повествование? (На фоне красоты, спокойствия, гармонии природы ярче прослеживаются переживания героя. Жить хорошо, а ему-то плохо!)

— И опять Санька со своими советами тут как тут. Что он предлагает? (Не ходить домой, будто утонул, т. е. уйти от ответственности за содеянное.) Отмечаем на схеме снизу «Совет Саньки, как не отвечать за свои поступки».

— Как на это отвечает Витя? Найдите в тексте. (с.106)

-Вспомните начало рассказа, каким был герой и каким сейчас видим его. Что изменилось в нём? (Стал решительнее, нашёл силы сказать Саньке «нет» в ответ на его дурной совет.)

— Почему Витя отказывается от этого? (У него есть чувство ответственности.) Запись на схеме сверху «Чувство ответственности».

— Сколько ни оттягивал Витя встречу с бабушкой, всё равно это произошло. Перескажите этот эпизод.

— Итак, Витя раскаивается в своём поступке, ведь он не только обманул бабушку, но и сделал её обманщицей. Запись на схеме  сверху «Раскаяние, признание вины». 

— Этот эпизод изображён на иллюстрации к рассказу. Что, по-вашему, передано художником особенно удачно? (Движения бабушки. Ей жаль внука, и в то же время она понимает, что его надо наказать. В таких ситуациях и проявляется истинная любовь. Бабушка часто ругает Витю, он досадует на это, но бабушка всё делает из любви к внуку, из желания, чтобы из него вырос хороший человек.)

— Почему же бабушка даёт Вите пряник конём? (Внук раскаялся. Она простила его.)

4. Вывод.

-Какой жизненный урок получил герой из этой истории? (Он понял, что бабушка его любит, он не одинок, надо жить по законам совести, вовремя сказать «нет» плохому советчику, а самое главное – надо уметь прощать, быть добрым. И такой урок доброты, воплощением которого стал пряник, он получает от бабушки. И Витя  понимает, что бабушка любит его истинной любовью.Отмечаем на схеме сверху «Усвоение урока доброты, милосердия».

Итак, видим: сначала наш герой на перепутье добра и зла, нравственности и безнравственности. Ему сложно понять, где ложная любовь, где истинная. Но он, проходя через нравственное испытание, понял, что истинная любовь там, где есть добро, и для Вити это его семья.

5. Подведение итогов.

6. Домашнее задание. Написать небольшое сочинение «Чему научил меня рассказ «Конь с розовой гривой». (10 предл.)

Источник: https://globuss24.ru/doc/urok-dlya-6-klassa-po-teme-nravstvennie-problemi-rasskaza-v-p-astafyeva-kony-s-rozovoy-grivoy-chestnosty-dobrota-ponyatie-dolga-istinnoy-i-lozhnoy-lyubvi

План конспект по литературе 6 класс Урок 45 Тема: Р/Р «Уроки доброты». Подготовка к сочинению «Главный герой рассказа В. Г. Распутина „Уроки

09.10.2016, 00:04
Тема: Р/Р «Уроки доброты». Подготовка к сочинению «Главный герой рассказа В. Г. Распутина „Уроки французского“» Цель: подготовиться к сочинению, объяснить, в чем состоят «уроки доброты» Астафьева. Ход урока.       I. Проверка домашнего задания
      Обсуждая цитатные планы к рассказу о герое, составленные разными учениками, поможем учащимся расширить свои планы и тем самым лучше подготовиться к сочинению о главном герое рассказа.

  •       Цитатный план (вариант)
  •       II. «Уроки доброты»
  •        Домашнее задание

      1) «Я пошел в пятый класс в сорок восьмом году».
      2) «Но едва я оставался один, сразу наваливалась тоска — тоска по дому, по деревне».
      3) «И наконец наступил день, когда я остался в выигрыше».
      4) «…Ни с кем из ребят я тогда еще не сошелся».
      5) «…Мне нужен был только рубль, каждый день по рублю. Получив его, я убегал, покупал на базаре баночку молока…»
      6) «Они били меня по очереди, один и второй, один и второй».
      7) «Я бы еще потерпел здесь, я бы привык, но так домой ехать нельзя».
      8) «Справедливости ради, надо сказать, что в те дни мне пришлось совсем плохо».
      9) «На четвертый день, когда, выиграв рубль, я собрался уйти, меня снова избили».
      10) «Я шел туда, как на пытку».
      11) «Я вскакивал и, бормоча, что сыт, что не хочу, пятился вдоль стенки».
      12) «Заглянув под крышку, я обомлел: сверху, прикрытые аккуратно большим белым листом бумаги, лежали макароны».
      13) «Я уже был не тот безответный и беспомощный мальчишка, который боялся ступить здесь шагу, помаленьку я привыкал к Лидии Михайловне и к ее квартире».
      14) «Как-то невольно и незаметно, сам того не ожидая, я почувствовал вкус к языку и в свободные минуты без всякого понукания лез в словарик…»
      15) «Научился там, научусь и здесь. Это не французский язык, а я и французский скоро к зубам приберу».
      16) «Конечно, принимая деньги от Лидии Михайловны, я чувствовал себя неловко, но всякий раз успокаивался тем, что это честный выигрыш».
      17) «Раньше я видел яблоки только на картинках, но догадался, что это они».       Обсуждая план, выделим главные качества героя рассказа: жажду знаний, нравственную стойкость, чувство собственного достоинства.

      Прочитаем статью В. Г. Распутина «Уроки доброты» и ответим на вопросы учебника к ней (с. 109, ч. 2).
      Духовная память, духовный опыт человека — «это то главное и как бы высшее, дающее нам нравственное направление наперед, что мы выносим из событий своей жизни и что представляет интерес не только для нас одних». В жизни мы получаем определенный опыт, делаем выводы. Часть выводов касается того, как нам поступать в обыденной жизни. Главные выводы касаются того, как вообще жить дальше, в чем смысл жизни человека, что такое добро и зло и как стремиться к добру. И мы строим свою жизнь в соответствии с этими выводами. Это и есть духовный опыт и память человека.
      В. Г. Распутин написал рассказ «Уроки французского», потому что чувствовал потребность поделиться с людьми теми важными выводами, тем духовным опытом, который он получил в своей жизни. Он считает, что этот духовный опыт, эти уроки могут быть важны не только для него, но и для многих читателей.
      — Кому посвящен рассказ?
      Прочитаем статью учебника «Из истории создания рассказа „Уроки французского“» (с. 110, ч. 2).
      Перечитаем первые строки рассказа (до звездочек).
      — Как вы думаете, как человек должен жить, чтобы не испытывать чувства вины перед родителями, учителями, перед своими ушедшими друзьями?
      — Что общего между рассказом В. Г. Распутина и рассказом В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой»?
      Рассказ Распутина «Уроки французского» и рассказ Астафьева «Конь с розовой гривой» объединяет то, что оба эти рассказа автобиографические, действие происходит в Сибири, главные герои — деревенские мальчики, и находится взрослый человек, который проявляет понимание и доброту по отношению к детям.
      Как вы думаете, в чем смысл этого рассказа В. Г. Распутина «Уроки французского»?
      Смысл этого произведения в том, что учительница давала мальчику не только уроки французского языка, но еще уроки терпения, настойчивости и доброты.

      Написать сочинение «Главный герой рассказа В. Г. Распутина „Уроки французского“» по плану, данному в учебнике (2-е задание рубрики «Сделаем выводы», с. 149, ч. 2).

Источник: https://xn—-8sbhepth3ca.xn--p1ai/board/6_klass/literatura/plan_konspekt_po_literature_6_klass_urok_45_tema_r_r_uroki_dobroty_podgotovka_k_sochineniju_glavnyj_geroj_rasskaza_v_g_rasputina_uroki/103-1-0-2505

Ссылка на основную публикацию