Слайд 1Слайд 2Описание слайда:
Культура древней Греции Античная цивилизация ( I тыс. до н.э. —Y в. н.э.) вписала золотые страницы в историю мировой культуры. Достижения античной культуры поразительны, на них основана вся европейская цивилизация.
Слайд 3Описание слайда:
Карта Древней Греции
Слайд 4Описание слайда:
Особое место Особое место в истории древнегреческого зодчества занимает комплекс сооружений Афинского Акрополя
Слайд 5Описание слайда:
Исторические памятники Древней Греции Ансамбль Акрополя считается вершиной древнегреческой архитектуры, символом наивысшего расцвета Афин. Акрополь воплощал представление о могуществе и величии Афинской державы
Слайд 6Описание слайда:
Исторические памятники Древней Греции Акрополь включал ряд сооружений одним из которых являются парадные ворота – Пропилеи
Слайд 7Описание слайда:
Главное сооружение Акрополя – Парфенон
Слайд 8Описание слайда:
Неподалеку от Парфенона был воздвигнут храм Эрехтейон
Слайд 9Описание слайда:
Эфес – греческий театр
Слайд 10Описание слайда:
Греческие скульпторы Греческие скульпторы дали миру произведения, которые вызвали восхищение многих поколений. Статуя Зевса Олимпийского
Слайд 11Описание слайда:
Олимпийские игры в Древней Греции Здесь более двух с половиной тысяч лет тому назад были проведены первые Олимпийские игры – праздник мира, мужества и красоты.
Слайд 12Описание слайда:
Греческое зодчество Без сомнения, самое большое влияние на последующие поколения оказало искусство Древней Греции. Его спокойная и величественная красота, гармония и ясность служили образцом и источником для позднейших эпох истории культуры.
Слайд 13Описание слайда:
Керамика Богатую картину повседневного быта обитателей Эллады рисует искусство вазовой росписи, ярко свидетельствующее о любви греков к цвету и краскам. Формы сосудов столь же различны, как и их функции.
Слайд 14Описание слайда:
Мужская одежда Одежда греков была драпированной, в основном шерстяной. Кроме шерсти греки вырабатывали льняные ткани, а хлопчатобумажные и шелка привозили из стран Востока.
Одежда была яркой и разноцветной, особенно у молодых людей – пурпурной, красной, зелёной и синей. Жёлтого цвета мужчины не признавали, он считался приличным только для женщин. Но белый цвет считался самым красивым и нарядным.
Белые одежды отделывали яркой цветной каймой.
Слайд 15Описание слайда:
Женская одежда Женский костюм того времени надо было не столько кроить, сколько драпировать на себе. Как и мужская , женская одежда разделялась на две основные части – легкое нижнее платье и более плотное верхнее одеяние – ПЕПЛОС.
Нижний ХИТОН делался гораздо длиннее мужского. Это длинное свободное одеяние, подхваченное поясом, который замужние женщины носили под грудью, а девушки – на талии или на бёдрах.
Обычно хитон скреплялся на правом плече пряжкой или перекрещивался на груди и отделывался каймой
Слайд 16Описание слайда:
Обувь На ноги надевали сандалии, прикреплявшиеся ремнями, но существовали и другие виды обуви вроде сапог, полусапог, башмаков разного цвета – белые, чёрные или красные, часто очень нарядные, если шли в гости. Именно обувь была той частью одежды, в которой изощряли свою фантазию франты. Делали обувь обычно из кожи, но иногда и из войлока. Некоторые украшали обувь золотом или серебром.
Слайд 17Описание слайда:
Женские прически У женщин были длинные густые волосы. Волосы завивались, скреплялись шпильками повязками, укладывались различными фигурами и локонами.
Слайд 18Описание слайда:
Мужские прически Волосы греков были густыми и пышными. Стригли их так, чтобы они падали на шею, не доходя до плеч. Мужчины, как и женщины, красили волосы – или чтобы сделать их белокурыми, или чтобы скрыть седину.
Слайд 19Описание слайда:
Характерные особенности культуры Древней Греции Культура Древней Греции отличалась глубоко светским характером и была ориентирована на свободную гражданскую личность. Величайшим достижением греческой культуры было создание письменности, так называемого слогового письма.
Эпос — особый вид искусства Древней Греции. Эпические поэмы Гомера — шедевры античной культуры. Бурный расцвет поэзии, драматургии, архитектуры, скульптуры, оказавший серьезное влияние на дальнейшее развитие литературы и искусства, характеризует культуру Древней Эллады.
Источник: https://mypresentation.ru/presentation/kultura-drevnej-grecii-5-klass
Презентация по истории "Культура Древней Греции"
Урок истории
5 класс
Оглавление
- Письменность
- Религия
- Философия и наука
- Образование
- Литература
- Архитектура, скульптура и живопись
- Театр
- Олимпийские игры
Древнегреческий алфавит, письменность
- На основе финикийского алфавита в VIII в. до н.э. греки создали свой алфавит, в нем насчитывалось 24 буквы.
- Давайте сравним эти два алфавита. В чем между ними разница?
- по-финикийски: ТН, КС, по-гречески: ТОН, КОСА
Древнегреческий алфавит, письменность
МИФОЛОГИЯ.
Изначально существовал лишь вечный, безграничный, темный Хаос . В нем заключался источник жизни. Все возникло из безграничного Хаоса — весь мир и бессмертные боги.
Религия древних греков
4. Назовите имя бога, соответствующего описанию.
- Юноша в крылатых сандалиях и с золотым волшебным жезлом в руках:
- Гермес
- Дионис
- Гефест
- Аполлон
- 6. Герой, сын Зевса совершивший 12 подвигов
- 1. Греки верили, что боги живут:
- На горе Арарат
- Ясон
- На горе Олимп
- Вакх
- Тезей
- В крепкостенных Микенах
- Геракл
- На острове Итака
- 3. Сопоставьте
- 5. Богиня родившаяся из головы Зевса
- 2. Отец Зевса, титан проглатывавший своих детей:
- Артемида
- Уран
- Кронос
- Гера
- Прометей
- Афина
- Атлант
- Даметра
- а. владычествует в царстве мертвых
- Зевс
- Посейдон
- Аид
- б. владычествует на небе
- Зевс
- Посейдон
- Аид
- в. владычествует на море
- Аид
- Посейдон
- Зевс
- 3
- 1
- 2
- 4
- 5
- 6
- а
- в
- б
Философия и наука
- Фалес
- Анаксимандр
- Анаксимен
- Гераклит
- Фалес
- Из воды все появилось
- Земля имеет форму плоского диска
- «Познай самого себя»
- Анаксимандр
- Первый элемент мира – «апейрон» (неопределенная, беспредельная и вечная материя)
- Земля – центр Вселенной.
- Анаксимен
- Все появилось из воздуха.
- Гераклит
- Все появилось из огня
- Всем управляет Логос – Мировой закон
- «В одну реку нельзя войти дважды»
Философия
- Сократ
- Демокрит
- Анаксагор
- Эмпедокл
- Анаксагор
- Мир возник из мельчайших частиц,
- Солнце – огромный огненный камень,
- Звезды – раскаленные тела
- Сократ
- «В споре рождается истина»
- Демокрит
- Все возникло из атомов (неделимых частиц вещества)
- Эмпедокл
Все состоит из архэ (соединение стихий огня, воздуха, воды и земли). Источник движения – борьба Любви и Ненависти. Все меняется по циклу.
Философия
- Платон
- Путь к пониманию
- мира и его законов Платон видел в
- познании мира.
- Развитие добродетелей: мужества, мудрости, умеренности, справедливости — позволяет душе подниматься к миру идей, схватывая суть вещей.
- впервые высказался об Атлантиде, которую и по сей день не могут отыскать;
- является основателем первой в мире академии;
- понятие «две половинки». Именно Платону принадлежит гипотеза о том, что каждый человек ищет свою «половинку», с которой будет жить счастливо на протяжении всей оставшейся жизн и;
Платон
- пытался реализовать идею создания идеального государства
всеобщего равенства .
- Аристотель
- «Мир вокруг нас
- можно понять,
- осмыслить их
- причины».
- Разделил
- все накопленные
- знания на
- самостоятельные
- науки: логику, физику,
- ботанику, политику.
Афоризмы:
- Великодушного человека отличает то, что он не ищет выгоды для себя, но с готовностью делает добро другим.
- В чем смысл жизни? Служить другим и делать добро.
- В большом теле заключена красота, а маленькие могут быть изящными и пропорционально сложенными, но не прекрасными.
- Для кого даже честь — пустяк, для того и все прочее ничтожно.
Математика
- Пифагор
- Эвдокс
- Архимед
- Евклид
Пифагор
- доказал теорему, которая носит сейчас его имя;
- ввел доказательство в геометрию;
- заложил основы теории пропорций (арифметических, геометрических и гармонических);
- развил теорию музыки и акустики;
- высказал догадку о шарообразности Земли;
- посредством чисел пытался осмыслить: справедливость, смерть, постоянство, мужчина, женщина и прочее.
- Архимед
- Эвдокс
- Евклид
Астрономия
- Метон
- Аристотель
- Аристарх
- Гиппарх
Медицина
- Гиппократ
- Алкмеон
- Эразистрат
- Филин
- Диокл
- Герофил
- Геродик
История
- Геродот
- Фукидид
- Ксенофонт
- Имя мудреца
- Идеи, мысли, достижения
- Пифагор
- Сократ
- Платон
- Аристотель
- Гиппократ
- Геродот
- Гераклит
- Клятва врача
- Основа всякой мудрости есть терпение.
- Разделение множества знаний на самостоятельные науки (физику, ботанику, политику)
- «Познай самого себя»
- «История»
- «Все течет, все изменяется»
Мир подчинен законам математики. В основе всех вещей- число. Нечетные числа – счастливые, четные — несчастливые
Учебные заведения Древней Греции.
- Школа – образование в Греции было платным. В школах обучались сыновья свободных греков с 7 лет. Девочек учили дома матери, главным занятием для них было домоводство.
- Палестра (“пале” — борьба) – с 12 лет мальчики посещали еще одну школу – школу борьбы (гимнастическую).
- Гимнасий– взрослые афиняне, желавшие продолжить образование, посещали гимнасии – центры интеллектуальной жизни, где были места для отдыха, занятия спортом и библиотеки. Некоторые оставались там до глубокой старости.
- Стиль и тетрадь
- Несмотря на то, что в Грецию из Египта привозили папирус, он не стал материалом для письма.
- С другого конца стило имело вид лопаточки.
- Им можно было легко стереть написанное.
- В греческих школах ученики писали на дощечках покрытых воском специальным пером -стилом.
- С одной стороны стило было острым.
- Это позволяло царапать на воске буквы и рисунки.
Наиболее важные тексты писались на пергаменте — специально обработанной телячьей коже, реже — на папирусе.
Благодаря этому ученики могли приобщиться к мудрости знаменитых ученых и мудрецов .
Задание
II. Логическая цепочка.
- Что здесь лишнее и почему?
- а) стиль, автоматическая ручка, деревянная книжка;
- б) Гиппократ, Геродот, Перикл.
Литература
- Гомер
- Гесиод
- Архилох
- Алкей, Сафо
Литература
- Строительство Акрополя Перикл поручил выдающемуся скульптору и архитектору Фидию.
- Таким был
- Акрополь
- в 5 веке до
н.э.
Пропилеи – торжественный вход на Акрополь
Пропилеи
- Архитектура
- Афинский Акрополь
- Театр Диониса
- эрехтейон
- Статуя Афины Промахос
- пропилеи
- Парфенон
- пинакотека
- Храм Нике Аптерос
- Вид на афинский Акрополь с востока
- Графическая реконструкция
- Справа от Пропилей на уступе скалы стоял небольшой храм богини победы Ники. Обычно ее
- изображали крылатой. Но, победив персов, афиняне
- дерзко пожелали навсегда оставить богиню у себя
- и не дать ей
- улететь. Поэтому
- они воздвигли
- храм в честь
- Ники Бескрылой.
- Храм Ники Аптерос
Главный храм Акрополя — Парфенон . Он посвящен покровительнице города Афине.
- Парфенон,
- сооруженный
- целиком из
- мрамора,
- окруженный
- колоннами,
- вызывал
- всеобщее
- восхищение.
- Внутри Парфенона
- стояла 12-и метровая
- статуя Афины работы
- Фидия. Основа статуи
- была деревянная;
- одежда, щит и шлем-
- из сверкающего золота;
- лицо, шея и руки
- покрыты тонкими
- пластинками из слоновой
- кости цвета
- человеческого тела.
- Афина Парфенос
Храм Эрехтейон был воздвигнут на том месте, где согласно мифу спорили Афина и Посейдон.
Миф о споре Посейдона и Афины
Один из портиков храма был украшен кариатидами – колоннами в виде женских фигур.
Агора
Ордерная система
Ордер – принцип архитектурной композиции с определенными элементами и пропорциями.
- Стереобат
- База
- Архитрав
- Фриз
- Фронтон
Храм Геры в Пестуме
Храм Аполлона в Эфесе
Дельфы. Храм Афины. (? ордер)
Высокая мраморная колонна увенчанная сфинксом. (? ордер)
- Скульптура Парфенона
- Лондон. Британский музей
- Всадники
Тесей с Деметрой и Персефоной. Статуи восточного фронтона из гр. «Рождение Афины» (Фидий)
Фидий. Водоносы. Фрагмент зофора северной стены Парфенона на Афинском Акрополе, посвященный составу праздничного шествия Панафиней
Скульптура
Статуя куроса и коры VI в до н.э.
Дискобол. Мирон. V в. до н.э.
Дорифор. Поликлет.
Статуя Зевса работы Фидия в Олимпии
«В Греции статуй больше чем людей»
Лаокоон и его сыновья.
Агесандр.
I в до н.э.
Скульптура
Ника Самофракийская II в до н.э.
Венера Милосская II в до н.э.
- Живопись (вазопись)
- .
- Чернофигурная ваза. Сцена из «Одиссеи»
Живопись (вазопись)
? ваза (стиль)
? ваза (стиль)
- ТЕАТР
- Греки очень любили театры.
- Они устраивали спектакли 2-3 раза в год.
- Спектакли начинались утром и длились до самого вечера несколько дней подряд.
- Каждый день показывали несколько пьес.
- В греческих театрах была чудесная акустика.
- Все, что говорилось на сцене, было хорошо слышно даже в последних рядах.
- Возникновение театра связано
- с именем бога Диониса ,
- покровителя виноградарства.
- Дионис
- Роспись на греческой вазе .
Слово театр означает «место для зрелища» или само «зрелище». Перед вами греческий театр, в котором давали представление для публики.
Театр в Дельфах , IV в. до н. э.
Современный вид
Устройство театра.
Скене
Театр в Дельфах, IV в. до н. э .
Устройство театра.
Театрон
Театр в Дельфах, IV в. до н. э .
57
Устройство театра.
Орхестра
Театр в Дельфах, IV в. до н. э .
- Театральные представления.
- Комедия – весёлое
- представление
- Сцена из древнегреческой комедии Современный рисунок
- Сцена из древнегреческой комедии
- Рисунок на вазе
- Театральные представления.
- Трагедия — драматическое
- представление,
- заканчивающееся
- гибелью главного героя.
- Сцена из трагедии
- Современный рисунок
- 60
- Авторы греческих произведений
- Автором трагедии
- «Антигона»
- Автор греческих
- комедий
- «Отец трагедии»
- ЭСХИЛ
- Слепок древнегреческой скульптуры
- СОФОКЛ
- Древнегреческий бюст
- АРИСТОФАН
- Древнегреческая скульптура
- 61
Олимпийские игры
Важнейший фактор культурного развития Греции.
Спортивные состязания, посвящённые Зевсу, происходили в Олимпии с 776 г. до н. э. раз в 4 года.
- Игры зародились в связи с духом состязательности.
- В Греции жили по принципу полиса.
- Полис – это город-государство ( Коринф, Аргос, Спарта, Афины и др. )
- Человека ценили не по его происхождению, а по его способностям.
- НА первых олимпийских играх были следующие виды спорта: бег, состязания на колесницах, борьба.
Спасибо за внимание!
Источник: https://videouroki.net/razrabotki/prezentatsiya-po-istorii-kultura-drevney-gretsii.html
Культура Древней Греции (5 класс)
Cлайд 1
Пречистенская СОШ Выполнил: Брюханов Владислав ученик 5 «б» класса 2010 г.
Cлайд 2
Культура древней Греции Античная цивилизация ( I тыс. до н.э. —Y в. н.э.) вписала золотые страницы в историю мировой культуры. Достижения античной культуры поразительны, на них основана вся европейская цивилизация.
Cлайд 3
Карта Древней Греции
Cлайд 4
Особое место в истории древнегреческого зодчества занимает комплекс сооружений Афинского Акрополя Исторические памятники Древней Греции
Cлайд 5
Исторические памятники Древней Греции Ансамбль Акрополя считается вершиной древнегреческой архитектуры, символом наивысшего расцвета Афин. Акрополь воплощал представление о могуществе и величии Афинской державы
Cлайд 6
Исторические памятники Древней Греции Акрополь включал ряд сооружений одним из которых являются парадные ворота – Пропилеи
Cлайд 7
Главное сооружение Акрополя – Парфенон Древние греки верили, что здание храма представляет как бы дом божества. Парфенон – Храм Девы Афины (Парфенос)
Cлайд 8
Неподалеку от Парфенона был воздвигнут храм Эрехтейон Храм был посвящен одновременно Афине, Посейдону и легендарному царю Эрехтею. Он был построен на том месте, где по преданию, происходил спор Афины с Посейдоном
Cлайд 9
Эфес – греческий театр Греческие театры располагались под открытым небом на склонах холмов и вмещали тысячи зрителей
Cлайд 10
Греческие скульпторы Греческие скульпторы дали миру произведения, которые вызвали восхищение многих поколений. Статуя Зевса Олимпийского
Cлайд 11
Олимпийские игры в Древней Греции Здесь более двух с половиной тысяч лет тому назад были проведены первые Олимпийские игры – праздник мира, мужества и красоты.
Cлайд 12
Греческое зодчество Без сомнения, самое большое влияние на последующие поколения оказало искусство Древней Греции. Его спокойная и величественная красота, гармония и ясность служили образцом и источником для позднейших эпох истории культуры.
Cлайд 13
Керамика Богатую картину повседневного быта обитателей Эллады рисует искусство вазовой росписи, ярко свидетельствующее о любви греков к цвету и краскам. Формы сосудов столь же различны, как и их функции.
Cлайд 14
Мужская одежда Одежда греков была драпированной, в основном шерстяной. Кроме шерсти греки вырабатывали льняные ткани, а хлопчатобумажные и шелка привозили из стран Востока. Одежда была яркой и разноцветной, особенно у молодых людей – пурпурной, красной, зелёной и синей. Жёлтого цвета мужчины не признавали, он считался приличным только для женщин. Но белый цвет считался самым красивым и нарядным. Белые одежды отделывали яркой цветной каймой. ХИТОН. ГИМАТИЙ ХЛАМИДА
Cлайд 15
Женская одежда Женский костюм того времени надо было не столько кроить, сколько драпировать на себе. Как и мужская , женская одежда разделялась на две основные части – легкое нижнее платье и более плотное верхнее одеяние – ПЕПЛОС. Нижний ХИТОН делался гораздо длиннее мужского. Это длинное свободное одеяние, подхваченное поясом, который замужние женщины носили под грудью, а девушки – на талии или на бёдрах. Обычно хитон скреплялся на правом плече пряжкой или перекрещивался на груди и отделывался каймой
Cлайд 16
Обувь На ноги надевали сандалии, прикреплявшиеся ремнями, но существовали и другие виды обуви вроде сапог, полусапог, башмаков разного цвета – белые, чёрные или красные, часто очень нарядные, если шли в гости. Именно обувь была той частью одежды, в которой изощряли свою фантазию франты. Делали обувь обычно из кожи, но иногда и из войлока. Некоторые украшали обувь золотом или серебром. Крепиды Эндромиды
Cлайд 17
Женские прически У женщин были длинные густые волосы. Волосы завивались, скреплялись шпильками повязками, укладывались различными фигурами и локонами.
Cлайд 18
Мужские прически Волосы греков были густыми и пышными. Стригли их так, чтобы они падали на шею, не доходя до плеч. Мужчины, как и женщины, красили волосы – или чтобы сделать их белокурыми, или чтобы скрыть седину.
Cлайд 19
Источник: https://bigslide.ru/mhk/13957-kultura-drevney-grecii-klass.html
The300Spartans » Культура древней Греции кратко
Культура древней Греции еще имеет второе название — античная культура. Период античной культуры включает в себя начало 18 века до н.э. и до середины 2 века до н.э. Культура древней Греции считается феноменом в мировой культуре, которая была очень своеобразной и по-своему неповторимой.
Акрополь в Афинах Греция (acropolis of Athens Greece)
Мы знаем огромное количество греческих мыслителей, которые внесли огромной вклад в развитие такой науки, как философия. Например, древнегреческий мыслитель Демокрит отрицал существование богов и интересно то, что он первым создал древнегреческий календарь.
Демокри́т Абдерский — великий древнегреческий философ
Также всем известен величайший древнегреческий философ и мыслитель – Сократ. Он считал, что истина рождается во время споров, когда каждый человек, высказывая аргументировано свою точку зрения.
Сократ — древнегреческий филосов
Что касается развитию архитектуры, то древние греки уделяли особое внимание строительству храмов. Изначально храмы строились из дерева, а позже их стали строить из камня.
Они не были сильно вычурными, а, наоборот, на первый взгляд были похожи на жилые дома, только более привлекательные.
В период античности активно развивалась монументальная скульптура.
Огромное количество скульптур известны нам и на сегодняшний день — это Аполлон Бельведерский, Венера Милосская, Гермес с младенцем Дионисом и многие другие.
Театр Диониса в Греции
В литературе древние греки также достигли определенных вершин. Особенно популярны в литературе античности были гомеровские поэмы, которые складывались на основе документальных источников. Стихи писались в ярко выраженном эпическом жанре. Также свое место имело развитие музыкального искусства. Так называемые аэды исполняли различные лирические песни на различных торжествах правителей.
И надо отметить, что они пользовали огромной популярностью, поскольку их исполнение было настолько нежным и приятным, что это вызывало колоссальное удовольствие у всех, кто посещал эти мероприятия.
Олимпийские игры, известны на весь мир, имели огромное значение для всей Греции. Соревнования носили не только спортивный, но и религиозный характер.
Прежде чем принимать участие в состязаниях участники должны были доказать всем, что они упорно, с огромной ответственностью подошли к подготовке к соревнованиям. Стадион, на котором проходили соревнования, была очень массивным и выразительным. Считалось огромной честью и великим достижением принять участие в этих соревнованиях.
Позже, нам известно, что Олимпийские игры были запрещены, и в связи с природными катаклизмами сооружения были разрушены.
Акрополь в Афинах вид с юга
По-своему необычной была одежда древних греков. Чаще всего она была сшита из овечий шерсти, а такие ткани, как шелк и хлопок, считались роскошью и не все могли себе такое позволить. Интересен факт, что женщины в древней Греции должны были уметь ткать и прясть.
Знатные люди одевались в светлые тона, а сельские жители носили одежду природных цветов, в частности зеленую или коричневую. Когда работали с землей или убирались в свинарниках, одевали кожаные перчатки, дабы защитить свои руки. Из обуви особенно популярной были сандалии.
Мужская и женская обувь не имела особых отличий. В целом можно сказать, что одежда древних греков была достаточно своеобразной, но при этом очень симпатичной.
Стоит отметить, что культура древней Греции составляет огромное количество прекрасных и неповторимых вещей, которые известны всем и на сегодняшний день, а также античность внесла значительный вклад в развитие мировой культуры.
Именно такой была культура древней Греции в вкратце.
Источник: https://the300spartans.ru/kultura-drevnej-grecii-kratko/
Культура Древней Греции
Культура Древней Греции прошла длительный период формирования, пока она смогла достигнуть полного расцвета, благодаря чему её наследие ощущается даже сегодня. Развитие началось от эгейской цивилизации, прошло бурный этап классического периода, после чего начало ощущаться явственное влияние Рима и сопредельных стран. Значительные изменения происходили во время османского господства, современный свой вид культура приобрела во время Греческой войны за независимость в начале XIX века.
Греческая культура устанавливает верховенство человека над природой, что выражается в архитектуре, литературе, поэзии и других сферах жизни. Невозможно рассматривать греческую философию отдельно без перечисленных составляющих – они оказывали, и продолжают оказывать влияние на жизнь современного человека.
Основоположные принципы древнегреческой культуры
В целом, греческая и эллинистическая культура основана на соблюдении четырех основных принципов. Первый из них – активное участие и интерес большинства граждан полиса к политическому устройству и принципам управления страной. Зарождение и активное развитие демократии заложило основы равенства между людьми и верховенства морали.
Второй принцип – вся культура и искусство предназначены исключительно для прославления достижений человека и сравнения его с богами.
Третий принцип – постоянное подчеркивание важности человеческих устремлений посредством выражения их сквозь призму литературы, театральной драмы и комедии. Повседневные действия людей ставятся на один уровень с работой богов, а боги, в свою очередь, изображаются с теми же особенностями и недостатками, что и рядовые граждане страны.
Четвертый принцип – сопоставление всех явлений с картиной окружающего мира. В силу некоторой наивности взглядов, древние греки предписывали всё непонятное и непознанное в природе действиям богов, их спорам, междоусобицам и любовным отношениям.
Комбинация перечисленных факторов привела к появлению уникальной культуры, в центре философии которой находился человек со всеми своими недостатками и слабостями.
Гармоничное развитие человеческого тела, души и разума – вот основные слагающие настоящего счастья с точки зрения античных философов.
Такая мысль оказывала постоянное и сильное влияние на все сферы жизни – литературу, архитектуру, театр, спорт, науку. Даже сегодня можно явственно ощутить руку античности на пульсе событий.
Влияние на европейскую культуру
Греция, как страна, ставшая лидером по научному, интеллектуальному и философскому развитию континента, оказывала значительное влияние не только на собственные метрополии, но и на довольно отдаленные государства.
Архитектурная стилистика, которая была свойственна Элладе, нашла свое продолжение в Римской и Византийской империях. Под впечатлением об античных мастерах создавались монументы и памятки архитектуры эпохи Возрождения.
Ренессанс и барокко выросли из колыбели Древней Греции, архитектурные элементы которой олицетворяли величество человека, и делали его равным перед богами. На протяжении всего темного средневековья, католическая церковь ожесточенно боролась с малейшими проявлениями подобной вольности и инакомыслия.
Смелостью людей, позволивших себе в то время поставить на одну ступень человека и бога нельзя не восхищаться.
Трудно переоценить или не заметить отпечаток античности в литературных произведениях европейских мастеров – поэтов, писателей, драматургов.
Современную Европу невозможно представить без ещё одного греческого изобретения – демократии. Хотя в нынешнем своем проявлении она и значительно отличается от политического устройства античности, но основные принципы остаются одними и теми же – равенство людей перед властью, возможность коллективного управления государством и полная прозрачность политических решений.
Политика – это то, чему полностью посвящали себя уважаемые жители древнегреческих полисов. Они не просто жили ею, но и привносили собственные изменения, что способствовало быстрому распространению реформ.
Древнегреческая экономика: отображение в современности
Древние эллины отличались не только высокими моральными ценностями, но и финансовой расторопностью. Их система управления государством, распределение доходов и расходов трудно укладывается в голове, особенно если учитывать, что уровень развития математики и экономики тогда находился на начальном этапе.
Правильная налоговая политика позволяла не только удерживать отдельно взятый полис в процветающем состоянии, но и вкладывать огромные средства в строительство, развитие культуры, открытие библиотек, театров и других заведений для просвещения собственных граждан.
Не последнюю роль играла и армия, ведь полисы пребывали в состоянии перманентной войны с соседями, которая часто выматывала ресурсы государства.
В отношениях между греческими полисами наблюдалась четкая модель распределения труда – это способствовало более эффективному использованию человеческих ресурсов, и выводило торговые отношения на качественно новый уровень. Что-то подобное, только в увеличенном масштабе, наблюдается сейчас и в европейских странах.
Античность стала тем периодом, во время которого происходило формирование племенных союзов, ставших вскоре основой для создания отдельных европейских наций. В то время, как латинский язык в видоизмененном виде распространился по западной Европе, превратившись в английскую, французскую, итальянскую и другие известные письменности, греческий язык лег в основу алфавитов славянской группы.
Греческая культура, философия, политика, экономика с течением времени не растворились в небытие, как это часто случалось с наследием более ранних культур. Влияние Эллады ощущается даже спустя более двух тысячелетий, в очередной раз доказывая, что древние греки значительно опередили свое время.
Источник: https://gidvgreece.com/vsyo-o-greczii/greciya-vsyo-o-grecii-2/kultura-drevnej-grecii.html
Тема урока: «Культура Древней Греции». Класс: 5 Предмет: история Урок 15 Саттарова Татьяна Анатольевна МОУ СОШ с. Кокшайск 2007г. — презентация
1 Тема урока: «Культура Древней Греции». Класс: 5 Предмет: история Урок 15 Саттарова Татьяна Анатольевна МОУ СОШ с. Кокшайск 2007г.
2 Цели урока Изучить особенности развития образования, театра, искусства и повседневного быта. Формировать умение анализировать и обобщать знания, формировать навыки работы в группе, участвовать в дискуссии, обсуждении. Способствовать развитию у школьников интереса к истории, воспитать интеллектуальную и духовно богатую личность.
3 Ход урока: Организационный момент Проверка пройденного материала Изучение новой темы Закрепление изученного на уроке Подведение итогов урока Домашнее задание
4 Организационный момент Вводное слово учителя Мы с вами уже познакомились с культурой древних египтян, жителей Двуречья, Китая, Индии. А сегодня побываем в сказочной стране Эллинов. Но прежде чем отправиться в путешествие, проведем игру «Разгадай кроссворд».
5 Проверка пройденного материала Игра «Разгадай кроссворд» 1.Государство – полис, расположенное в Южной Греции. 2.Человек, наделенный даром красноречия. 3.Военачальник в Древних Афинах. 4.«Отец истории», написал историю греко-персидских войн. 5.Поэма Гомера 6.Так называли народ в Афинах
6 Изучение новой темы Эпиграф к уроку: «Каждый пусть будет, по-своему, греком! Но только пусть будет!»
7 Древняя Греция занимала юг Балканского полуострова, соседние острова, а так же западное побережье полуострова Малая Азия.
8 Культура Древней Греции Это уникальное явление, создавшее мировые ценности во всех областях духовной и материальной деятельности человека. Усвоив культурный опыт Египта и Вавилона, Древняя Греция определила свой собственный путь развития.
9 Прогулка по Афинам Если бы мы могли вдруг оказаться в прошлом и совершить путешествие по Древней Греции, то обнаружили бы, что в каждом греческом городе есть театр, стадион, гимнасия. Мы узнали, что в любом городе самое значимое место – это Акрополь, а самое популярное – агора, т. е. городской рынок.
10
11 Театр Греки были страстными поклонниками театра. Важнейшие театральные действия происходили в театре Диониса, который находился на южном склоне Акрополя. В марте в театре происходили Большие Дионисии – это театральные фестивали. Пьесы шли шесть дней. Победители фестиваля награждались миртовыми венками. Драматурга, заслужившего венок, почитал и восхвалял весь город.
12
13 Эллины с нетерпением ждали каждой новой театральной постановки, посещая театр, переживали превратности судьбы богов и древних героев. Трагедии укрепляли патриотический дух, а комедии высмеивали человеческие пороки.
14 В греческой школе Каждого мальчика родители поручали педагогу. Так называли раба, который должен был следить за успехами в учебе, учить его хорошим манерам, сопровождать в школу. Афинских детей обучали трем предметам: грамматике, музыке и гимнастике.
15
16
17 Архитектура и скульптура Греческие скульпторы изображали красоту человеческого тела. Архитектура достигла высокого уровня развития.
18
19 Повседневная жизнь Как предполагают ученые, утром греки обычно ели ячменный хлеб, в вечернюю трапезу- лепешки и рыбу. Мясо и изделия из пшеничной муки были дорогими продуктами. Из растительных масел употребляли- оливковое масло.
20
21 Закрепление изученного материала Проблемное задание: почему эпиграфом к уроку послужили слова И.Гете ?
22 Подведение итогов урока Заключительное слово учителя. Наш урок, посвященный культуре Древней Греции, подошел к концу, подведем итоги. Выставление оценок.
23 Домашнее задание Заполните таблицу: Направления культуры ДостиженияЗначение для мировой культуры 1. Афинская школа 2. Театр 3. Скульптура, архитектура 4. Быт
Источник: https://www.myshared.ru/slide/137859/
Культура Древней Греции
Понятие «античность» появилось в эпоху Возрождения, когда итальянские гуманисты ввели термин «античный» (лат. antiguus — древний) для определения греко-римской культуры, древнейшей из известных в то время. Не умаляя значения других древних цивилизаций, следует признать, что особое влияние на историю народов Европы оказали Древняя Греция, эллинистические государства и Древний Рим.
В эволюции культуры Древней Греции обычно выделяют пять периодов:
- Эгейский период (2800-1100 до н.э.) — крито-микенская культура.
- Гомеровский период (XI-IX вв. до н.э.) — распад родоплеменного общества.
- Период архаичной культуры (VIII-VI вв. до н.э.) — становление рабовладельческих государств — полисов.
- Классический период (V-IV вв. до н.э.) — расцвет полисов.
- Эпоха эллинизма (323-146 до н.э.) — упадок полисов, империя Македонского, эллинистические государства.
Крито-микенская культура
Центрами крито-микенской культуры считались остров Крит и город Микены. Вся жизнь на Крите сосредоточивалась вокруг дворцов, воспринимавшихся как единый архитектурный ансамбль. Особого внимания заслуживает замечательная настенная живопись внутри помещений, коридоров и портиков.
Среди памятников ремесел и искусств критской цивилизации, дошедших до нас, — прекрасные фрески, замечательные бронзовые статуэтки, оружие и великолепная полихромная (многоцветная) керамика.
Важную роль в жизни Крита играла религия; там сложилась особая форма царской власти — теократия, при которой светская и духовная власть принадлежала одному лицу.
Расцвет микенской (или ахейской) цивилизации приходится на XV—XIII вв. до н.э. Как и на Крите, основное воплощение культуры — дворцы. Наиболее значительные из них найдены в Микенах, Тиринфе, Пилосе, Афинах, Иолке.
Эгейский период наиболее ярко представлен двумя памятниками – Микенским и Кносским дворцами. Последний более известен сегодня как Лабиринт из мифа о Тезее и Минотавре. После археологических раскопок ученые подтвердили правдивость этой легенды.
Сохранился только первый этаж, но в нем насчитывается более трехсот комнат! Кроме дворцов крито-микенский период известен масками ахейских вождей и критскими скульптурами малой формы.
Статуэтки, найденные в тайниках дворца, поражают своей филигранностью.
Таким образом, культура Древней Греции зародилась из симбиоза древней островной цивилизации Крита и пришедших ахейских и дорийских племен, которые осели на Балканском полуострове.
В конце XIII в. до н.э. огромная масса северо-балканских варварских, не затронутых крито-микенской цивилизацией племен устремилась на юг. Ведущую роль в этом переселении народов играло греческое племя дорийцев.
Они обладали большим преимуществом перед ахейцами -более эффективным, чем бронзовое, железным оружием. Именно с приходом дорийцев в XII-XI вв. до н.э.
начинается в Греции железный век, и именно в это время прекращает свое существование крито-микенская цивилизация.
Культура гомеровского периода
Следующий период греческой истории обычно называют гомеровским — по имени великого Гомера. Его прекрасные поэмы «Илиада» и «Одиссея», созданные в VIII в. до н.э. -важнейший источник информации об этом времени. В этот период происходит как бы накопление сил перед новым стремительным подъемом.
Огромное значение имело коренное обновление технической базы — широкое распространение железа и его внедрение в производство.
Это подготовило путь исторического развития, вступив на который, греки смогли в течение 3 — 4 веков достигнуть невиданных в истории человечества высот культурного и социального прогресса, оставив далеко позади своих соседей как на Востоке, так и на Западе.
Культура архаического периода
Архаический период греческой истории охватывает VIII-VI вв. до н.э. В это время проходила Великая колонизация — освоение греками побережий Средиземного, Черного и Мраморного морей. В результате греческий мир вышел из состояния изоляции, в котором оказался после крушения крито-микенской культуры.
Греки научились многому у других народов: у лидийцев — чеканке монет, у финикийцев — алфавитному письму, которое они усовершенствовали. На развитие науки и искусства оказали влияние также достижения Древнего Вавилона и Египта. Эти и другие элементы чужих культур органично вошли в греческую культуру.
В VIII-VI вв. до н. э. в Греции социально-экономическое и политическое развитие достигло такого уровня, который придал античному обществу особую специфику по сравнению с другими цивилизациями древности.
К этим явлениям относятся: классическое рабство, система денежного обращения и рынка, полис основная форма политической организации, идеи суверенитета народа и демократическая форма правления. Наиболее крупные полисы -Афины, Спарта, Коринф, Аргос, Фивы.
Важными центрами экономических, политических, культурных связей между полисами становятся общегреческие святилища, возникновению которых способствовало создание единого пантеона богов в результате слияния местных культов.
Важной составляющей духовной жизни была мифология, чрезвычайно богатая и увлекательная. Более двух тысячелетий она остается источником вдохновения многих поэтов и художников.
Замечательно творчество Гесиода (VIII-VII вв. до н.э.), написавшего поэмы «Теогония» (о происхождении богов) и «Труды и дни».
В «Теогонии» предпринята попытка систематизировать не только родословную богов, но и историю происхождения мира.
В эпоху архаики возникла первая философская система античности — натурфилософия.
Ее представители (Фалес, Анаксимен, Анаксимандр) пытались осмыслить природу и ее закономерности, выявить первооснову всего сущего, при этом они воспринимали мир как единое материальное целое. Пифагор (VI в. до н.э.
) и его последователи шли по той же линии исследования первопричины мира, основой всего сущего они считали числа и числовые отношения, внесли значительный вклад в развитие математики, астрономии и теории музыки.
В VIII-VI вв. до н.э. зарождается греческая историография. К этому же времени относится и возникновение греческого театра.
Несмотря на то, что архаический период Греция не представляла собой единой страны, регулярные торговые связи между отдельными полисами вели к формированию этнического самосознания — греки постепенно стали осознавать себя единым народом, отличным от других. Одним из проявлений такого самосознания были знаменитые Олимпийские игры (первые — в 776 г. до н.э.), на которые допускались только эллины.
Культура классического периода
Классический период истории Древней Греции продлился от рубежа VI-V вв. до н. э. до 339 г. до н.э. Это расцвет полисной организации общества. Свобода во всех сферах общественной жизни — особая гордость граждан греческого полиса.
Центром греческой культуры стали Афины. Афинское государство только за одно столетие (V в. до н. э.) подарило человечеству такие имена как Сократ и Платон, Эсхил, Софокл, Еврипид и Аристофан, Фидий и Фукидид, Фемистокл, Перикл, Ксенофонт.
Внешнее проявление внутренней свободы греков — их демократия. Становление греческой демократии начинается с «военной демократии» гомеровских времен, затем реформы Солона и Клисфена (VI в. до н.э.), и, наконец, ее развитие в «золотой век» Перикла (время правления 490-429 г.г. до н.э.).
Граждане полиса, подражая природе и богам, обслуживаемые рабами, вполне наслаждались благами жизни в благоустроенных, по их представлению, небольших государствах, ощущая себя подлинно независимыми и полновластными.
Вырабатывалась полисная система ценностей: твердая уверенность в том, что полис — высшее благо, что существование человека вне его рамок невозможно, а благополучие отдельного лица зависит от благополучия полиса.
К его ценностям относились признание превосходства земледельческого труда над всеми другими видами деятельности (исключение составляла лишь Спарта) и осуждение стремления к прибыли.
Особую отличительную черту от других цивилизаций составляет античный антропоцентризм. Именно в Афинах философ Протагор из Абдеры (ок. 490 — ок. 420 г.г. до н.э.) провозглашает знаменитое изречение «человек есть мера всех вещей».
Для греков человек — олицетворение всего сущего, прообраз всего созданного и создаваемого; он стал не только преобладающей, но почти единственной темой классического искусства.
Такое самочувствие греков отразилось в искусстве архаического и классического периодов, которое не знает образцов не только духовного, но и телесного страдания. Мирон, Поликлет, Фидий — величайшие скульпторы этой поры — изображали богов и героев.
Их «олимпийское» спокойствие, величественность, состояние духа, лишенное сомнений и волнений, выражают то совершенство, которого человек если и не достиг, то достичь может и должен.
Только в IV в. до н.э. — поздняя классика, — когда греки обнаружили в жизни новые, неподвластные им грани, место величия постепенно начинают занимать человеческие переживания, страсти, порывы. Эти процессы проявляются как в скульптуре, так и в литературе.
Трагедии Эсхила (поздняя архаика) выражают идеи (идеальное долженствование) человеческого подвига, патриотического долга вообще. Софокл (классика) славит уже человека, причем сам он говорит, что изображает людей, какими они должны быть.
Еврипид (поздняя классика) стремится показать людей такими, каковы они в действительности, со всеми их слабостями и пороками.
В V в. до н.э. активно развивается греческая историография. «Отцом истории» еще древние называли Геродота (454-430 гг. до н.э.). Он написал законченное, прекрасно изложенное произведение — «Историю», на основе сюжетов греко-персидских войн.
Главная задача искусства V в. до н.э. его основа — правдивое изображение человека, сильного, энергичного, полного достоинства и равновесия душевных сил — победителя в персидских войнах, свободного гражданина полиса.
В это время расцвета достигает реалистическая скульптура в мраморе и бронзе.
Великолепны работы Фидия («Афина-Воительница», «Афина-Парфенос» для Парфенона в Афинах, «Зевс» -для храма в Олимпии), Мирона («Дискобол»), Поликлета (статуя Геры, выполненная из золота и слоновой кости, «Дорифор», «Раненая амазонка»).
Гармония, соразмерность, классические пропорции — вот то, что завораживает нас в античном искусстве и на века определило европейские каноны красоты и совершенства.
Чувства порядка и меры — важнейшие для античности: зло понималось как безмерность, а благо — как умеренность. «Меру во всем соблюдай!» учил древнегреческий поэт Гесиод.
«Ничего слишком!» — гласила надпись над входом в святилище Аполлона в Дельфах.
Культура эпохи эллинизма
В последние десятилетия IV в. до н.э. наступил конец классической культуры античной Эллады. Начало этому положил Восточный поход Александра Македонского (356-323 г.г. до н.э.) и массовый колонизационный поток эллинов во вновь завоеванные земли.
Это привело к разрушению полисной демократии. В результате постепенно сложилась новая ступень развития материальной и духовной культуры, форм политической организации и социальных отношений народов Средиземноморья, Передней Азии и прилегающих районов.
Распространение и влияние цивилизации эллинизма было чрезвычайно широким: Западная и Восточная Европа, Передняя и Центральная Азия, Северная Африка. Наступила эпоха эллинизма — синтез эллинской и восточной культур.
Благодаря этому синтезу возникает общий культурный язык, заложивший основу всей последующей истории европейской культуры.
Культура эллинистической цивилизации сочетала в себе местные устойчивые традиции с традициями культуры, привнесенной завоевателями и переселенцами, греками и негреками.
Эти изменения обусловили потребность эллинов разобраться в своем внутреннем мире.
Навстречу этой потребности шли новые философские течения: киники, эпикуреизм, стоицизм (философия в Греции всегда считалась не столько предметом изучения, сколько руководительницею жизни).
Главным был вопрос: откуда берутся зло и несправедливость в мире и как жить, чтобы сохранить хотя бы моральную, внутреннюю независимость и свободу?
Даже беглое перечисление достижений культуры эллинизма показывает ее непреходящее значение в истории человечества. Эллинизм обогатил мировую цивилизацию новыми открытиями в области научных знаний и изобретательства. Достаточно назвать в этой связи имена Евклида (III в. до н.э.) и Архимеда (ок. 287- 212 до н.э.)
В рамках философии зародились и получили развитие социальные утопии, описывающие идеальное общественное устройство.
Сокровищница мирового искусства пополнилась такими шедеврами как алтарь Зевса в Пергаме, статуи Венеры Милосской и Ники Самофракийской, скульптурная группа Лаокоон.
Появились общественные здания нового типа: библиотека, мусейон, служивший центром работ и применения научных знаний.
Эти и другие достижения культуры, унаследованные позднее Византийской империей, арабами, вошли в золотой фонд общечеловеческой культуры.
Достоинство греческой культуры в том, что она открыла человека-гражданина, провозгласив верховенство его разума и свободы, идеалы демократии и гуманизма. Истории неведомы более выдающиеся открытия, ибо для человека нет ничего более ценного, чем сам человек.
Принято считать, что греческий период античной истории заканчивается падением под натиском римлян г. Коринфа в 146 г. до н. э.
Вернуться к содержанию рубрики Древняя Греция
Источник: https://www.mysterylife.ru/drevnyaya-greciya/kultura-drevnej-grecii.html