Слайд 1Описание слайда:
Образы симфонической музыки. Г.В.Свиридов (1915-1998) Музыкальные иллюстрации к повести А.С.Пушкина «Метель».
Слайд 2Описание слайда:
Введение. Эта музыка пронизана интонациями русской песни. Она воссоздаёт колорит пушкинской эпохи, раскрывает мир человеческих чувств.
Слайд 3Описание слайда:
Повесть и музыка.
Слайд 4Описание слайда:
Симфоническая сюита. Музыка состоит из 7 пьес для симфонического оркестра: «Тройка» «Весна и осень» «Пастораль» «Вальс» «Романс» «Военный марш» «Венчание»
Слайд 5Описание слайда:
«Тройка» Открывает цикл музыкальных иллюстраций. Образ тройки лошадей, скачущей по заснеженной пустыне. Слышен звон бубенцов. Метель не утихала, небо не прояснялось… В основе мелодии – русская песня.
Слайд 6Описание слайда:
Вопросы: Какими чертами наделил композитор главные темы? Какой образ хотел передать композитор своей музыкой? Какими приёмами развития Г.Свиридов достигает драматизма звучания пьесы? В какой форме написана эта пьеса?
Слайд 7Описание слайда:
«Вальс» Образ русской женщины. Восторженное ликование и встреча победителей – офицеров на балу. Любимый жанр Г.Свиридова – вальс.
Слайд 8Описание слайда:
Вопросы: Какие картинки нарисовала музыка? Сколько мелодий получают своё развитие в музыке «Вальса»? В какой форме написан «Вальс»? С помощью каких выразительных средств музыки передаются образы?
Слайд 9Описание слайда:
«Весна и осень»
Слайд 10Описание слайда:
Вопросы: Сравните две мелодии: что в них общего, в чём отличие? Характеры пьес. Какие тембры инструментов подчёркивают весенний и осенний колорит музыки? Сравните музыкальный язык пьес с живописным языком картин.
Слайд 11Описание слайда:
«Романс» В романсе воспроизведены интонации, ритмы, сопровождение любимого жанра городского музицирования той поры – романса XIX века. Передаёт глубокие чувства главных героев. Это воспоминание Владимира о ушедшей мечте о счастье…
Слайд 12Описание слайда:
Вопросы: Музыкальные портреты каких героев рисует эта пьеса? В какой форме написан «Романс»? Почему в кульминации пьесы главная тема звучит в исполнении трубы? Вспомните известные романсы русских композиторов.
Слайд 13Описание слайда:
«Пастораль»
Слайд 14Описание слайда:
Вопросы: Какое эмоциональное состояние передаёт эта музыка? Какому герою повести созвучна эта пьеса? Тембры каких инструментов передают лирический образ? Назовите лирические произведения, рисующие картины природы.
Слайд 15Описание слайда:
«Военный марш» Показаны картины военного сражения и победа Кутузова над Наполеоном. Ярко передана атмосфера торжеств, подъёма патриотических чувств народа России. Музыка связана с характеристиками главных героев повести: и Владимир, и Бурмин были участниками Отечественной войны 1812 года.
Слайд 16Описание слайда:
Вопросы: Какими интонациями насыщена эта музыка? Какое выразительное значение имеет вступление к маршу? В какой форме написан «Военный марш»?
Слайд 17Описание слайда:
«Венчание» Описание темы венчания завершает повесть и цикл музыкальных пьес. Звучание церковных песнопений, тихое горение церковных свечей передают печальный и спокойный характер музыки.
Слайд 18Описание слайда:
Вопросы: Какой образ создаёт эта музыка? Почему композитор использует в «Венчании» приём полифонии? Почему пьеса заканчивается звучанием струнных инструментов, напоминающих церковное песнопение, а минорная окраса в конце сменяется светлым мажорным аккордом? Какие из пьес можно назвать лирическими, а какие драматическими?
Слайд 19Описание слайда:
Заключение. Музыкальные иллюстрации – симфонические пьесы Г.Свиридова – не только запечатлели образы пушкинской «Метели», но и наполнили их новыми мыслями и чувствами.
Композитор придал жанру иллюстраций более глубокий смысл. Каждая пьеса – это самостоятельный этап в жизни героев.
Яркость и убедительность образов музыки Свиридова показаны в кино, в музыкальном театре и даже на эту музыку был поставлен балет.
Источник: https://presentacii.ru/presentation/obrazy-simfonicheskoj-muzyki
Презентация "Камерная и симфоническая музыка" (7 класс) – скачать проект
Слайд 1Слайд 2Слайд 3Слайд 4Слайд 5Слайд 6
Презентацию на тему «Камерная и симфоническая музыка» (7 класс) можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет проекта: Музыка. Красочные слайды и иллюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать доклад — нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 6 слайд(ов).
Слайд 1
Камерная и симфоническая музыка
На примере шедевров Бетховена
Слайд 2
Людвиг Ван Бетховен
Годы жизни Интересные фрагменты жизненного пути Детство Юность Проблемы со здоровьем, неудачи в любви Жизнеутверждающие проблемы композитора Музыкальные шедевры
Слайд 3
Детство Бетховена
Первыми учениками были отец и дед. С шести лет очень много уделял внимания музыкальным упражнения
Родители хотели сделать из юного Бетховена второго Моцарта. Отец жестоко обращался с сыном- заставлял заниматься даже ночью.
Слайд 4
Юность
Определяющим моментом в жизни Бетховена стала встреча с гениальным австрийским композитором Моцартом
Слайд 5
- Жизнеутверждающие моменты из жизни композитора
- К 30 годам полностью потерял слух Недуг изменил жизнь композитора Бетховен продолжал сочинять музыку и героически противостоять ударам судьбы
- Неразделенная любовь Счастья в любви композитору не удалось испытать из- за своего простого происхождения
Слайд 6
Музыкальные шедевры композитора
Симфоническая музыка – 5 симфония- посвящена меценатам- князю Лобковицу и графу Разумовскому Камерная музыка « К Элизе»- знаменитая миниатюра, пьеса мечтательного и напевного характера Композитор посвятил произведение своей возлюбленной- Терезе Мальфатти
Камерная музыка
Слово «камерная» в переводе с латинского значит «комната». Камерная — это вокальная или инструментальная музыка для солиста или небольшого состава …
Классическая музыка в современности
«Классическое – современное». Что же всё-таки представляет собой «современная музыка». Можем ли мы считать, что это понятие исчерпывается только теми …
Классическая музыка в современном мире
Можем ли мы считать классическую музыку современной? Чему нас может научить музыка великих классиков? Может ли она дать ответы на вопросы, волнующие …
Классическая музыка в детском саду
Педагог – универсал!.. Не солидно? Кто сказал? Двадцать стульчиков у стенки — это ваш колонный зал мир меняется вокруг музыкальных ваших рук. двадцать …
Джаз – музыка XX века
Актуальность обращения к теме. Джаз оказывал и продолжает оказывать влияние на всю современную музыку Джаз- фундамент для современной поп-музыки. …
Повсюду музыка нужна
Композитор — Пишет музыку. Композитор написал музыку. Мы её слышим? Что нужно для того, чтобы мы музыку услышали? МОУ Мосальская СОШ№1 Милевская Н.Г. …
Итальянская классическая музыка
И Т А Л Я. Италия – музыкальная страна, она подарила миру:. певцов исполнителей оперу композиторов. откуда музыка ведёт. начало? Представь, что этот …
Из чего состоит музыка?
. Кто такой композитор? Композитор — музыкант, создатель музыкальных произведений. Композиторы бывают:. Русские композиторы:. Глинка Балакирев Бородин …
Зарубежная музыка 20 века
10 симфоний, циклы песен «Песни странствующего подмастерья», «Волшебный рог мальчика», симфония-кантата «Песня о земле». Густав Малер ( 1860-1911) …
Духовная музыка
В настоящее время в обществе наблюдается кризис духовно-нравственных начал, массовая деградация общества. Культурный уровень людей, их способность …
Духовная музыка
Виктор Васнецов «Богоматерь с младенцем». Я верю, что женщина – чудо такое, Какого на Млечном пути не сыскать, И если «любимая» — слово святое, То …
Для чего нужна музыка
Музыка стимулирует «День Победы». Музыка бодрит. В. Высоцкий «Утренняя гимнастика». Музыка расслабляет, успокаивает – колыбельные («Спи, моя , радость, …
Джаз музыка
-Джаз. О нем наш разговор. Что такое джаз? Луи Амстронг, один из самых популярных музыкантов прошло- го столетия, говорил,: «Если вы, слушая эту музыку, …
Литература, живопись и музыка
Образ природы в живописи, в литературе и в музыке! ЗИМНЕЕ УТРО Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит; Прозрачный …
Итальянская музыка
ГОРОДА. МИЛАН НЕАПОЛЬ ВЕНЕЦИЯ ФЛОРЕНЦИЯ РИМ. Венеция. ВАТИКАН. Ла скала. Италия – родина оперы. Оркестровая яма. ДРЕВНИЙ РИМ. Истоки итальянской музыки. …
Народная музыка
Зарождение. Свойства: Музыкальные образы связаны с жизнью людей Многовековая шлифовка временем. . Дождик, дождик пуще… Солнышко, солнышко, выгляни …
Классическая музыка
Термин «классическая музыка» имеет несколько значений, которые характеризуют классическую музыку с разных сторон. На самом деле понятие классической …
Советы как сделать хороший доклад презентации или проекта
- Постарайтесь вовлечь аудиторию в рассказ, настройте взаимодействие с аудиторией с помощью наводящих вопросов, игровой части, не бойтесь пошутить и искренне улыбнуться (где это уместно).
- Старайтесь объяснять слайд своими словами, добавлять дополнительные интересные факты, не нужно просто читать информацию со слайдов, ее аудитория может прочитать и сама.
- Не нужно перегружать слайды Вашего проекта текстовыми блоками, больше иллюстраций и минимум текста позволят лучше донести информацию и привлечь внимание. На слайде должна быть только ключевая информация, остальное лучше рассказать слушателям устно.
- Текст должен быть хорошо читаемым, иначе аудитория не сможет увидеть подаваемую информацию, будет сильно отвлекаться от рассказа, пытаясь хоть что-то разобрать, или вовсе утратит весь интерес. Для этого нужно правильно подобрать шрифт, учитывая, где и как будет происходить трансляция презентации, а также правильно подобрать сочетание фона и текста.
- Важно провести репетицию Вашего доклада, продумать, как Вы поздороваетесь с аудиторией, что скажете первым, как закончите презентацию. Все приходит с опытом.
- Правильно подберите наряд, т.к. одежда докладчика также играет большую роль в восприятии его выступления.
- Старайтесь говорить уверенно, плавно и связно.
- Старайтесь получить удовольствие от выступления, тогда Вы сможете быть более непринужденным и будете меньше волноваться.
Источник: https://prezentacii.org/prezentacii/prezentacii-po-musice/78824-kamernaja-i-simfonicheskaja-muzyka.html
Урок «Симфоническая музыка»
Лонгрид «Симфоническая музыка» на сервисе Tilda
https://project134743.tilda.ws/page 621898.html
Симфоническая музыка
Группы инструментов симфонического оркестра:
- Духовые медные: Труба, Туба, Тромбон, Волторна.
- Духовые деревянные: Гобой, Кларнет, Флейта, Фагот.
- Струнные: Скрипка, Альт, Виолончель, Контробасс
- Ударные: Большой барабан, малый барабан,Тамтам, Литавра, Челеста, Бубен, Тарелки, Кастаньеты, Маракасы, Гонг, Треугольник, Колокольчики, Ксилофон
- Другие инструменты симфонического оркестра: Орган, Челеста, Клавесин, Арфа, Гитара, Фортепьяно(Рояль, Пианано).
- Тембровые характеристики инструментов
- Скрипка: Нежный, светлый, яркий, певучий, ясный, тёплый
- Альт: Матовый, мягкий
- Виолончель: Насыщенный, густой
- Контробас: Глуховатый, суровый, мрачный, густой
- Флейта: Свистящий, холодный
- Гобой: Носовой, гнусавый
- Кларнет: Матовый, носовой
- Фагот: Сдавленный, густой
- Труба: Блестящий, яркий, светлый, металлический
- Валторна: Округлый, мягкий
- Тромбон: Металлический, резкий, мощный.
- Туба: Суровый, густой, тяжёлый
- Главные жанры симфонической музыки:
- Симфония, сюита, увертюра, симфоническая поэма
- Симфония
– (от греч. symphonia – «созвучие», «согласие») ведущий жанр оркестровой музыки, сложное богато развитое многочастное произведение.
Особенности симфонии
Это крупный музыкальный жанр. —Время звучания: от 30 минут до часа.
- Основное действующее лицо и исполнитель – симфонический оркестр
- Строение симфонии (классическая форма)
- Состоит из 4 частей, которые воплощают разные стороны жизни человека
- 1 часть
Быстрая и наиболее драматичная, иногда предваряется медленным вступлением. Написана в сонатная форме, в быстром темпе(аллегро).
2 часть
Мирная, задумчивая, посвящена мирным картинам природы, лирическим переживаниям; скорбная или трагическая по настроению. Звучит в медленном движении, пишется в форме рондо, реже в форме сонаты или вариационной форме.
3 часть
Здесь игра, веселье, картинки народной жизни. Это скерцо или менуэт в трехчастной форме.
4 часть
Быстрый финал. Как итог всех частей отличается победным, торжественным, праздничным характером. Пишется в сонатной форме или в форме рондо, рондо-сонаты.
Но бывают симфонии и с меньшим (или большим) количеством частей. Существуют и одночастные симфонии.
Симфония в творчестве зарубежных композиторов
-
- Франц Йозеф Гайдн (1732 – 1809)
108 симфоний
Симфония №103 «С тремоло литавр»
Свое название «с тремоло литавр» симфония получила благодаря первому такту, в котором литавра играет тремоло (итал. tremolo –дрожжащий), напоминающее отдалённые раскаты грома, на тоническом звуке ми-бемоль. Так начинается медленное унисонное вступление (Adagio) к первой части, носящее углубленно-сосредоточенный характер.
-
- Вольфганг Амадей Моцарт (1756-1791)
56 симфоний
Симфония №40
Одна из наиболее известных последних симфоний Моцарта. Большую популярность симфония приобрела благодаря необычайно искренней музыке, понятной самому широкому кругу слушателей. Первая часть симфонии не имеет вступления, а начинается сразу изложением темы главной партии allegro . Эта тема носит взволнованный характер; вместе с тем она отличается певучестью и задушевностью.
-
- Людвиг ван Бетховен (1770—1827)
- 9 симфоний
- Симфония №5
- Симфония поражает лаконизмом изложения, сжатостью форм, устремленностью развития, кажется рожденной в едином творческом порыве. «Так стучится к нам в дверь судьба» — сказал Бетховен
о начальных тактах этого произведения. Яркая выразительная музыка основного мотива симфонии дают возможность трактовать ее как картину борьбы человека с ударами судьбы. Четыре части симфонии представляются как этапы этой борьбы.
- 9 симфоний
- Симфония №8 «Неоконченная»
Одна из поэтичнейших страниц в сокровищнице мирового симфонизма, новое смелое слово в этом сложнейшем из музыкальных жанров, открывшее дорогу романтизму. Это первая лирико-психологическая драма в симфоническом жанре. Имеет не 4 части, как симфонии композиторов классиков, а всего две. Однако две части этой симфонии оставляют впечатление удивительной цельности, исчерпанности.
Симфония в творчестве русских композиторов
-
- Сергей Сергеевич Прокофьев (1891— 1953)
7 симфоний
Симфония №1 «Классическая»
Названа «классическая», т.к. в ней сохранена строгость и логика классической формы 18 века, и в то же время ее отличает современный музыкальный язык. Музыка полна острых и «колючих» тем, стремительных пассажей Использование особенностей танцевальных жанров (полонез, менуэт, гавот, галоп). Не случайно на музыку симфонии создавались хореографические композиции.
-
- Дмитрий Дмитриевич Шостакович (1906—1975)
15 симфоний
Симфония №7 «Ленинградская»
В 1941 г. симфонией №7 композитор откликнулся на страшные события Второй мировой Войны, посвященной блокаде Ленинграда (Ленинградская симфония) «Седьмая симфония – это поэма о нашей борьбе, о нашей грядущей победе» — писал Шостакович. Симфония получила всемирное признание как символ борьбы с фашизмом.
Сухая отрывистая мелодия главной темы, несмолкающая барабанная дробь создают ощущение настороженности, тревожного ожидания.
-
- Василий Сергеевич Калинников (1866-1900)
2 симфонии
Симфония №1
Первую симфонию Калинников начал писать в марте 1894 года и закончил ровно через год, в марте 1895-го В симфонии наиболее ярко воплотились особенности дарования композитора— душевная открытость, непосредственность, насыщенность лирических чувств. В своей симфонии композитор воспевает красоту и величие природы, русского быта, олицетворяющих образ России, русской души, через русскую музыку.
-
- Петр Ильич Чайковский (1840—1893)
7 симфоний
Симфония №5
Вступление симфонии — траурный марш. «Полнейшее преклонение перед судьбой… перед неисповедимым предначертанием»,- пишет Чайковский в своих черновиках. Так сложным путем преодоления и внутренней борьбы композитор приходит к победе над самим собой, над своими сомнениями, душевным разладом и смятенностью чувств.
Носительницей основной идеи является сжатая, ритмически упругая тема с неизменным тяготением к исходному звуку, которая проходит через все части цикла.
«Цель музыки — трогать сердца» (Иоганн Себастьян Бах). «Музыка должна высекать огонь из людских сердец» (Людвиг ван Бетховен). «Музыка даже в самых ужасных драматических положениях должна всегда пленять слух, всегда оставаться музыкой» (Вольфганг Амадей Моцарт). «Музыкальный материал, то есть мелодия, гармония и ритм, безусловно, неисчерпаем.
Музыка есть сокровищница, в которую всякая национальность вносит свое, на общую пользу» (Петр Ильич Чайковский). Любите и изучайте великое искусство музыки. Оно откроет вам целый мир высоких чувств, страстей, мыслей. Оно сделает вас духовно богаче. Благодаря музыке вы найдете в себе новые неведомые вам прежде силы.
Вы увидите жизнь в новых тонах и красках»
(Дмитрий Дмитриевич Шостакович).
Источник: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/simfonicheskaya_muzika_160422.html
Сергей Сергеевич Прокофьев (Доклад)
- Сергей Сергеевич
- Прокофьев
- Доклад
- по музыке
- ученика 7 «И» класса
- средней школы №30
- Гайланс Максима
Прокофьев Сергей Сергеевич – выдающийся советский композитор, пианист, дирижёр. Народный артист РСФСР (1947).
Родился в селе Сонцовка Екатеринославской губернии в семье агронома. Уже в раннем детстве обнаружил выдающееся музыкальное дарование. С 5 лет обучался игре на фортепиано под руководством матери, с 6 лет начал сочинять музыку. В 1902-1903 году брал уроки у Р. М. Глиэра.
В 1904 году поступил в Петербургскую консерваторию, которую окончил в 1909 году по классу композиции А. К. Лядова (занимался также у Н. А. Римского-Корсакова и Я. Я. Витола), В 1914 – по классам фортепиано у А. Н. Есиповой и дирижирования у Н. Н. Черепнина.
С 1908 года начал выступать как пианист с исполнением своих произведений в Петербурге, Москве, а позднее и за рубежом.
Лучшие ранние произведения Прокофьева отличаются острой характерностью музыкальных образов, то дерзко-насмешливых, то темпераментно-волевых. В русской и мировой музыке тех лет искусство Прокофьева выделялось молодой энергией, задором, жизнерадостностью, свежестью и обаянием.
Композитор создал свой мужественно-импульсивный, чеканный фортепианный стиль.
Прокофьев увлекался экстравагантными сюжетами, далёкими от современности, остро-саркастическими гротескными образами, лишёнными реалистического содержания; музыка его была порой отмечена нарочитой гармонической жестокостью, изломанностью мелодии.
В 1918-1932 Прокофьев жил за рубежом, сначала в США, а с 1921 года во Франции. В начале этого периода Прокофьев создал несколько произведений, задуманных ещё в России (3-й фортепианный концерт, 1921, опера-сказка «Любовь к трём апельсинам» по К. Гоцци, 1919,пост.1921, и др.).
В дальнейшем Прокофьев пережил серьёзный творческий кризис, вызванный отрывом от родной страны. В его произведениях 1923-1933 года надуманность и изощрённость музыкального стиля (опера «Огненный ангел» по одноименному роману В. Я.
Брюсова (1927, на сцене не исполнялась, как и ранняя опера «Маддалена», 1911); поставленные в Париже балеты «Стальной скок» (1925, пост. 1927), «Блудный сын» (1928, пост. 1929) и др.). В 20-30-е г. Прокофьев разъёзжал по многим странам мира с авторскими концертами.
Выступая как пианист, Прокофьев покорял слушателей виртуозным блеском и темпераментностью своего самобытного исполнительского искусства. Большим успехом сопровождались его выступления в бывшем СССР (с 1927 года).
Ёёё В 1932 году Прокофьев окончательно возвратился на родину. Тесная связь с новой, советской действительностью, постоянное сотрудничество с мастерами, советской литературы, театра и кино обогатили творческую деятельность композитора значительными идеями, благородными этическими замыслами.
Прокофьев занял одно из почётных мест в ряду активных строителей советской музыкальной культуры. Композитор с увлечением работал в излюбленной им области оперной и балетной музыки. Он создал оперы: «Семён Котко» по повести «Я сын трудового народа» В. П. Катаева (1939, пост.
1940), «Обучение в монастыре» по комедии «Дуэнья» Р. Щедрина (1940, пост. 1946), «Война и мир» по одноименному роману Л. Н. Толстого (1942, концертное исполнение 1944, пост. 1-й части 1946, 2-я ред. оперы 1953, пост. 1955), и множество балетов.
В эти же годы им был создан ряд кантатно-ораториальных и других произведений.
Поворот к подлинно реалистическому искусству, проникнутому глубокой человечностью, лирической одухотворённостью и драматизмом, с наибольшей силой сказался в таких произведениях Прокофьева, как балет «Ромео и Джульетта», отмеченный шекспировской мощью образов и ярким реализмом музыки, явился крупным достижением советского и мирового балетного искусства.
Кантата «Александр Невский» по-новому раскрыла в музыке тему патриотизма русского народа.
Русское национальное начало с большой силой и своеобразием воплощено также и в других произведениях Прокофьева, посвящённых героическому прошлому России (музыка к кинофильму «Иван Грозный», опера «Война и мир»), темам советской современности (кантата «Здравица», 1939), образам народной сказки (балеты «Золушка», «Сказ о каменном цветке»).
Человечность, гуманистическая направленность искусства Прокофьева, живописная выразительность образов с большим обаянием выражены в его музыке о детях и для детей (симфоническая сказка «Петя и волк» для чтеца и оркестра, 1936, сюита «Зимний костёр» на текст С. Я. Маршака, 1949, фортепианный сборник «Детская музыка», 1935, ряд песен).
Творчество Прокофьева оказало заметное влияние на многих советских, а также зарубежных композиторов. Его произведения постоянно исполняются выдающимися пианистами, скрипачами, симфоническими оркестрами во всех странах мира. Балеты «Ромео и Джульетта» и «Золушка» с успехом идут на многих сценах России и других стран.
Творческое наследие Прокофьева включает св.130опусов, в том числе 8 опер, 7 балетов, 7 кантат, 7 симфоний и ряд других симфонических сочинений (сюиты, увертюры и др.), 8 концертов, 14 сонат, камерные ансамбли, марши для духового оркестра, фортепианные пьесы, романсы, песни, хоры, театральную музыку и музыку к кинофильмам.
25.10.1999
Источник: https://mirznanii.com/a/316434/sergey-sergeevich-prokofev-doklad