Образ николая петровича кирсанова в романе отцы и дети тургенева характеристика

Персонаж романа Ивана Тургенева «Отцы и дети». Отец Аркадия Кирсанова — друга главного героя романа Евгения Базарова. Помещик с либеральными взглядами, вдовец, любитель поэзии и музыки.

Проявляет интерес к передовым идеям в разных областях жизни и технологии, в частности в сельском хозяйстве. Влюблен в Фенечку — женщину неблагородного происхождения, дочь экономки.

Поначалу стыдится собственных чувств, но в итоге женится на ней.

Отцы и дети

Николай Кирсанов живет в фамильном поместье вместе со старшим братом Павлом Петровичем. Павел — гордый и самоуверенный человек, офицер в отставке. В прошлом у Павла Петровича была трагическая любовь, теперь тот живет один в поместье брата.

Образ Николая Петровича Кирсанова в романе Отцы и дети Тургенева характеристикаПисатель Иван Тургенев

Сам Николай Петрович тоже не женат. Мария, первая жена героя, умерла, оставив Николая Петровича вдовцом. Теперь у Николая Петровича завязался роман с Фенечкой, дочерью экономки. Фенечка стала любовницей Николая после смерти матери, а затем родила от героя сына. В финале Николай Петрович женится на Фенечке.

У героя есть сын от первой жены — Аркадий Кирсанов, в недавнем прошлом студент университета в Санкт-Петербурге, кандидат наук. Этот сын становится приятелем Евгения Базарова и через того проникается на время нигилистическими идеями, однако потом отказывается от этого мировоззрения.

Образ Николая Петровича Кирсанова в романе Отцы и дети Тургенева характеристикаВнешность Николая Кирсанова

Аркадий приезжает в имение отца вместе с Базаровым, и молодые люди гостят там некоторое время. С обоими братьями Кирсановыми у Базарова складываются напряженные отношения. Павел Петрович, старший брат Николая, много спорит с молодым человеком на всевозможные мировоззренческие темы — о науке и искусстве, о дворянстве, о любви и так далее. Павел Петрович откровенно терпеть не может Базарова.

В конце концов молодые люди покидают имение, не найдя общего языка с Николаем Петровичем и его братом. Погостив у Анны Одинцовой и родителей Базарова, молодые люди снова возвращаются в имение Кирсановых. Там Базаров позволяет себе неприятную выходку в отношении Фенечки, любовницы Николая Петровича.

Образ Николая Петровича Кирсанова в романе Отцы и дети Тургенева характеристикаАнна Одинцова

Застав женщину в одиночестве, Базаров целует ее, и этому становится невольным свидетелем Павел Петрович. За такой выходкой следует дуэль между братом Николая и Базаровым, в результате которой молодой человек ранит Павла Петровича в ногу.

Николаю Кирсанову 44 года. В эти годы герой выглядит свежим и румяным. У Николая мягкие седые волосы, черные глаза и приятные мелкие черты лица. Герой слегка прихрамывает и небрежно одевается, носит запыленное пальто и панталоны в клетку.

Николай Кирсанов — дворянин по происхождению и обладатель изрядного состояния. В распоряжении Николая «две тысячи десятин земли», и как хозяин имения герой придерживается передовых взглядов. Николай завел «ферму» и размежевался с крестьянами. Герой не использует труд крепостных и берет вольнонаемных работников, при этом к народу относится высокомерно.

Образ Николая Петровича Кирсанова в романе Отцы и дети Тургенева характеристикаЕвгений Базаров

Воспитание и образование герой получил в Петербурге. Николай закончил университет как кандидат наук, знает французский и немецкий языки, умеет играть на фортепиано.

Отец героя был генералом и желал, чтобы сын сделал карьеру военного, однако история жизни героя сложилась иначе. Еще юношей Николай сломал ногу и с тех пор хромал, так что путь военного оказался для героя закрыт.

По протекции отца он некоторое время прослужил в министерстве, откуда позже ушел.

Женился Николай по любви, хоть и без одобрения родителей. Избранница героя происходила из семьи чиновников. Брак оказался счастливым, супруги практически не расставались. Николай, став вдовцом, сильно тосковал по покойной жене.

Образ Николая Петровича Кирсанова в романе Отцы и дети Тургенева характеристикаИллюстрация к роману «Отцы и дети»

Это человек, в биографии которого случилось немало бед, однако это не испортило Николаю Петровичу характер. Николай остается идеалистом и либералом по политическим взглядам, человеком с романтическими вкусами, который стремится претворить собственные идеалы в жизнь.

Николай пытается выстроить по-новому отношения с крестьянами, которые работают на него, сам много трудится и стремится перестроить в имении хозяйство, вооружившись передовыми идеями. При всем этом Николай – человек непрактичный, и вести хозяйство у него получается не слишком хорошо.

Николай неравнодушен к искусству и стремится обрести счастье в любви. Тургенев изображает героя человеком со слабым характером, но при этом добрым и деликатным, лояльно воспринимающим попытки молодежи отказаться от взглядов отцов, жить и мыслить по-новому.

Образ Николая Петровича Кирсанова в романе Отцы и дети Тургенева характеристикаЕвгений Базаров в гостях у Кирсановых

Однако Николай не получает такого же дружелюбного отношения в ответ. Базаров отзывается о Николае Кирсанове как о человеке, чья «песенка спета», а сын Аркадий в бестактной манере пытается «перевоспитывать» отца, внушая тому нигилистические идеи.

Сам Николай сына любит и хочет сблизиться с молодым человеком, однако отношение Аркадия причиняет герою боль. Николай проявляет к сыну терпение, и со временем взгляды Аркадия меняются. В финале книги отношения между Николаем и его сыном становятся более близкими, у них появляется общее дело, оба налаживают собственную семейную жизнь, и судьба обоих поворачивает к лучшему.

Экранизации

В фильме «Отцы и дети», снятом по мотивам одноименного романа Ивана Тургенева в 1958 году, роль Николая Кирсанова досталась актеру Алексею Консовскому. Ленту выпустила киностудия «Ленфильм», а работали над нею одновременно два режиссера — Адольф Бергункер и Наталья Рашевская.

Образ Николая Петровича Кирсанова в романе Отцы и дети Тургенева характеристикаАктер Алексей Консовский

Следующая экранизация романа вышла с большим перерывом, в 1984 году. Четырехсерийную ленту снял режиссер Вячеслав Никифоров на студии «Беларусьфильм». В роли Николая Кирсанова выступил актер Алексей Кузнецов, известный по роли герцога Бэкингема в трехсерийной советской экранизации романа «Три мушкетера» Александра Дюма, вышедшей в 1978 году, за пять лет до «Отцов и детей».

В 2008 году вышла экранизация «Отцов и детей» режиссера Авдотьи Смирновой, также состоящая из четырех серий. Роль Николая Кирсанова здесь играет актер Анатолий Васильев. Съемки поместья Кирсановых шли в городе Орел, на территории музейного комплекса, в который превращено имение Ивана Тургенева.

Образ Николая Петровича Кирсанова в романе Отцы и дети Тургенева характеристикаАнатолий Васильев (слева) в роли Николая Кирсанова

К съемкам привлекли артистов местных театров, которые исполнили роли прислуги и дворни в имении Кирсановых. На экран попал десятимесячный сын сотрудников музейного комплекса, который исполнил роль маленького сына Николая Кирсанова от Фенечки, дочери экономки.

Цитаты

«Твой отец добрый малый, но он человек отставной, его песенка спета» (Базаров о Николае Кирсанове)«Личность, милостивый государь, — вот главное; человеческая личность должна быть крепка, как скала, ибо на ней все строится».«Десять лет прошли как сон».

Источник: https://24smi.org/person/4942-nikolai-kirsanov.html

Биография братьев кирсановых отцы и дети. Братья Кирсановы (по роману И.С. Тургенева "Отцы и дети"). Внешность Николая Петровича

«Отцы и дети» — роман И. С. Тургенева, знаковый для того времени. Он был написан в 1860 году. Его герои стали знающей России примером для подражания. А такие люди, как Павел Петрович Кирсанов, характеристика которого дана в этой статье, просто доживали свой век.

Какое место занимает Кирсанов в романе?

Роман Тургенева показывает остросоциальный период времени, когда старые устои рушатся с неимоверной скоростью, а на смену им идут новые, прогрессивные.

Павел Петрович Кирсанов, характеристика которого показывает его положение «старожила», занимает центральное место в произведении. Он, наравне с еще несколькими персонажами, представляет «отцов», устоявшееся социальное сословие.

В лице Павла Кирсанова представлено целое поколение, которое получает от окружающих лишь упреки и осуждение. И все, что им остается — это доживать свой век, глядя на растущий прогресс общества.

Из названия ясно, что роман — это некое противостояние: молодого и пожилого, нового и старого. Павлу Кирсанову Тургенев в пару ставит нигилиста и революционера мысли Базарова. В конце произведения читатель должен узнать, кто же из них одержит победу.

История жизни

События романа относятся к 1859 году. У помещика Николая Кирсанова есть старший брат Павел Петрович Кирсанов. Характеристика сразу выдает в нем сильного и умного человека. Он военный, окончил пажеский корпус. Из-за своего статуса всегда имел успех в обществе, в особенности у женщин.

Образ Николая Петровича Кирсанова в романе Отцы и дети Тургенева характеристика

В двадцать восемь лет получил чин капитана и готовился к блестящей карьере. Но неожиданно вся его жизнь резко изменилась. Разумеется, он встретил женщину, ставшую для него роковой.

Некая княгиня Р. в петербургском обществе слыла легкомысленной барышней и кокеткой. Но Кирсанов влюбился в нее без памяти. Княгиня, вначале ответившая ему взаимностью, быстро охладела к офицеру.

Павел Петрович был глубоко поражен таким исходом, но не сдавался. Страсть к этой женщине поглотила его, испепелила изнутри. Удивительно то, что он не чувствовал удовлетворения от их встреч, радости не было у него на сердце, лишь горькая досада в душе.

В конце концов, порвав с княгиней, Кирсанов попытался вернуться к старой жизни. Но она его не отпускала. В каждой женщине ему виделись ее черты. Даже в Фенечке, возлюбленной его брата Николая.

Вместе с братом он жил в поместье Марьино, а потом уехал в далекий Дрезден, где и угасла его жизнь.

Внешность

Внешность Кирсанова Павла Петровича менялась с развитием событий романа. Изначально перед читателем предстает настоящий аристократ, холеный мужчина, одетый с иголочки. Только взглянув на него, можно было понять, что Кирсанов — знатный щеголь и светский человек. Манера держаться и разговаривать выдавала это в нем.

Образ Николая Петровича Кирсанова в романе Отцы и дети Тургенева характеристика

Тургенев указывает, что его седая шевелюра была в идеальном порядке, лицо не имело морщин и было необычайно красиво.

Однако в спорах с Базаровым Павел Петрович преображался. Он больше не излучал полного спокойствия. По мере того как росло его раздражение от непонимания взглядов молодого человека, увеличивалось количество морщин, а сам герой превращался в дряхлого старика.

Образ

Аристократ Павел Петрович Кирсанов, характеристика которого весьма положительна, показан умным, безупречно честным, принципиальным. Однако он — представитель старого поколения с чопорными привычками и взглядами.

Читайте также:  Будденброки - краткое содержание романа томаса манна

Кирсанов далек от простого люда, не понимает и не принимает его. А народ его боится, по меткому выражению Базарова. Герой — приверженец всего английского. Это выражается в его поведении, привычках, разговорах.

Цитаты Павла Петровича Кирсанова полностью раскрывают его характер и взгляды. Либеральные принципы, которыми он кичится, остаются только на устах.

Но, несмотря на это, он достойный соперник Базарова, хоть всегда ему и проигрывает.

Павел Кирсанов характеризует «старую гвардию». Его отъезд в Дрезден очень символичен, поскольку олицетворяет собой уход целого поколения в прошлое.

Когда И.С. Тургенев писал произведение «Отцы и дети», он говорил, что его смущал следующий факт: «Ни в одном произведении нашей литературы я даже намёка не встретил на то, что мне чудилось повсюду». Заслуга писателя состоит в том, что он первый в России поднял эту тему в литературе и впервые попытался создать образ » нового человека», представителя разночинцев.

По мнению Павла Петровича Кирсанова, аристократы-движущая сила общественного развития. Их идеал-конституционная монархия, а путь к идеалу- либеральные реформы, гласность, прогресс.

Павел Петрович считает нигилистов бессильными «циниками», нахалами», он думает, что они не уважают народ и традиции, но он утешает себя тем, что их мало. Он умиляется патриархальности русского народа, не понимая его по сути.

Считая себя либералом, он, тем не менее, разговаривая с мужиком, нюхает английский табак. Это очень важная, черта характеризующая его как личность.

Николай Петрович был очень трусливым человеком, за что в детстве получил прозвище трусишки. Расхождение во взглядах главных героев заключается в их биографии. Павел Петрович — сын генерала, блестящий офицер, который растратил все свои душевные силы в погоне за любимой женщиной.

Когда она умерла, он покинул свет, оставил карьеру и поселился у брата, чтобы доживать свой век.

Он пытается внести изменение в своё имение и хозяйство, считает себя либералом только потому, что в их имении не бьют крепостных кнутом, но он не не в состоянии понять требований новой эпохи, взгляды молодого поколения ему глубоко чужды.

Павел Петрович очень благородно относится к брату, к Фенечке, он очень честный, постоянный в любви, понимает искусство. Николай Петрович, его брат, очень чуткий человек, он доброжелателен, мягкосердечен, увлекается музыкой, но жизнь его однообразна и скучна.

Столкновение » века нынешнего» с веком минувшим» отобразил в своей замечательной комедии » Горе от ума» А.С.Грибоедов, эта тема раскрыта во всей остроте в драмме Островского» Гроза», её отголоски мы встречаем у Пушкина и многих других русских классиков. Будучи людьми, смотрящими в будущее, писатели, как правило, стоят на стороне нового поколения.

Ответ оставил Гость

Роман «Отцы и дети» И.С.Тургенева был написан в 1961 году. Это время конфликта между либеральной дворянской интеллигенции и разночинцами-нигилистами. Приближается шестьдесят первый год – отмена крепостного права, и в стране уже чувствуются перемены, идёт накал страстей, все ждут, когда что-нибудь случится.

Иван Сергеевич Тургенева в своем романе сумел осветить не только социальный антагонизм аристократов и разночинцев, но и показать обычный конфликт «отцов» и «детей», выявить возрастные проблемы поколений. Сумел он это сделать через чувство, которое пробуждается в сердце любого человека, независимо от его убеждений и социального положения.

Это чувство — любовь, и оно в разное время посетило и «отцов» (братьев Кирсановых) и «детей» (Аркадия Кирсанова и Евгения Базарова), оставив в каждом из них свой особенный, неповторимый след. В романе мы видим четыре пары, четыре истории любви: это любовь Николая Кирсанова и Фенички, Павла Кирсанова и княгини Г., Аркадия и Кати, Базарова и Одинцовой.

В жизни Николая Петровича Кирсанова любовь всегда была опорой и движущей силой. Вначале — бесконечное, трогательное, нежное и глубокое чувство к жене Маше, с которой они почти не расставались: «десять лет прошло как сон». Но счастье закончилось, жена Николая Петровича скончалась. «Он едва вынес этот удар, поседел в несколько недель», и начал учиться жить заново.

Вдвоем, с сыном Аркадием, в деревне Марьино, названной так в честь жены. Десять лет прошло, прежде чем сердце Николая Петровича, тянущееся к семейной жизни, смогло вместить в себя еще одну любовь, не равную ни по возрасту, ни по общественному положению. Феничка — мать второго сына Кирсанова, дочь его бывшей экономки — сумела осветить жизнь и наполнить дом радостью.

Совсем другой была судьба второго брата Кирсанова — Павла Петровича. Молодой и энергичный, он нравился женщинам в юности, но его сердце было отдано в один момент княгине Р. — замужней женщине, пустой и легкомысленной кокетке.

Умный и деятельный Павел Петрович не сумел справиться со своим чувством и впоследствии погубил из-за несчастной любви не только свою блестящую карьеру офицера, но и всю последующую жизнь. Эта любовь никогда не могла быть удовлетворена, она лишила Кирсанова дела, отнялаБОГАТЫЕвозможности, принесла мучения и отчаяние.

Аркадий Кирсанов вырос, имея перед глазами живой пример нежной и глубокой любви родителей. Именно поэтому он так возмущался, когда его друг — нигилист Базаров — высмеивал человеческие чувства, таинственность отношений мужчины и женщины, «загадочность» женского взгляда.

Стоило ему отдалиться от Евгения, как потребность в близком и любящем его человеке стала ведущей, и Катя вошла в его жизнь долгожданным светом. В отношениях Аркадия и Кати Одинцовой И.С.Тургенев разоблачает нигилистские взгляды Аркадия. Катя заявляет, что переделает его и претворяет свои слова в жизнь. Кирсанов отказывается от своей прошлой идеологии.

По сути, любовь Аркадия к Кате результат подчинения слабой натуры более сильной. Наиболее яркая история любви случилась в романе у Евгения Базарова. Умный, рассудительный, живущий головой, а не сердцем, он не оставлял в своей жизни места для чувств, поскольку считал их чепухой, выдумкой, неспособностью следовать своим убеждениям.

Именно по этому любовь застала его врасплох, смяла, привела в отчаяние. Как мог он, Базаров, попасться на эту удочку, если всегда смеялся над этим чувством, которому просто не давал права на существование! Но оно пришло и сделало образ Базарова трагическим, поскольку, возвысив его, не только заставило усомниться в своих установках и убеждениях, но и сделало его более человечным.

В обществе Одинцовой он резок, насмешлив, а наедине с собой открывает в себе романтика. Его раздражают собственные чувства. И когда они, наконец, выливаются, то приносят только страдания. Избранница отвергла Базарова, испугавшись его животной страсти и безкультурия чувств. Она не может пожертвовать своим порядком, ей нужна спокойная любовь. Тургенев подаёт жестокий урок своему герою. Но Базарова любовь не погубила, за счет своего характера он не сдался, жизнь на этом не закончилась. Любовь — вечное чувство, оно приходит, не спрашивая, и уходит, не предупреждая. Страницы романа буквально пронизаны духом любви. И именно во время испытания любовью наиболее полно раскрывается характер людей, как это и показано в прекрасном романе И. С. Тургенев «Отцы и дети».

До куда надо выберишь(

Источник: https://maratakm.ru/toys/biografiya-bratev-kirsanovyh-otcy-i-deti-bratya-kirsanovy-po.html

Николай Петрович Кирсанов — Отцы и дети. Характеристика, образ, портрет и анализ персонажа романа

КИРСАНОВ НИКОЛАЙ ПЕТРОВИЧ — персонаж романа И.С. Тургенева «Отцы и дети».

Его отец — боевой генерал 1812 года, «полуграмотный, полугрубый, но не злой русский человек»; мать из разряда «матушек-командирш».

До четырнадцати лет Николай Петрович воспитывался дома, а затем, как сын офицера (хотя храбростью он вовсе не отличался), должен был пойти в военную службу, но этому помешал перелом ноги, после которого Николай Петрович всю жизнь слегка прихрамывал.

Николай Петрович поступил в университет, полный курс которого он благополучно и закончил в 1835 году. Некоторое время он служил в Министерстве уделов. После смерти родителей он тотчас оставил службу и женился по любви на дочери мелкого чиновника.

Из Петербурга молодожены вскоре переехали в родовую деревню, где у них родился сын. «Супруги жили очень хорошо и тихо. …Десять лет прошло как сон». Смерть жены была для Николая Петровича большим несчастьем. «Он едва вынес этот удар, поседел в несколько недель…»

Сын ему был очень дорог. В 1855 году он отдал Аркадия в университет и прожил с ним в столице три зимы, стараясь сблизиться с его однокурсниками.

Поведав предысторию Николая Петровича, Тургенев представляет его читателю в мае 1859 года, когда он, «уже совсем седой, пухленький и немного сгорбленный», на постоялом дворе ждет сына, окончившего университет и возвращающегося под отчий кров.

И действительно, Николай Петрович и сам чувствует себя пожилым человеком, хотя ему еще только 43 года. Подобно старику, он более дорожит прошлым, чем настоящим; воспоминания о счастливых днях супружества часто посещают его. «…

Он чувствовал, что ему хотелось удержать то блаженное время чем-нибудь более сильным, нежели память; ему хотелось вновь осязать близость своей Марии, ощутить ее теплоту и дыхание…»

Радостно и умиленно встретив сына, Николай Петрович словно робеет в его присутствии и становится излишне хлопотлив, пространно повествует о своих заботах по хозяйству, хотя и чувствует, что сына этот предмет мало интересует.

Наконец Николай Петрович, явно смущаясь, приступает к наиболее важному и деликатному обстоятельству, переходя на французский язык, дабы скрыть разговор от слуги и кучера. «…Ты, конечно, будешь вправе осудить меня. В мои лета… Словом, эта…

эта девушка, про которую ты, вероятно, уже слышал…» При этом Николай Петрович краснеет и испытывает угрызения совести. Почувствовав в сыне «чувство снисходительной нежности…

Читайте также:  Клесты - сообщение доклад

смешанное с ощущением какого-то тайного превосходства», он испытывает душевную боль, «что-то кольнуло его в сердце… Но он тут же обвинил себя».

Для Николая Петровича Фенечка — «не легкомысленная прихоть», и он испытывает облегчение оттого, что объяснился с Аркадием. И все же что-то смущает его. «Сердце его забилось…

Представилась ли ему в это мгновение неизбежная странность будущих отношений между им и сыном, сознавал ли он, что едва ли не большее бы уважение оказал ему Аркадий, если б он вовсе не касался этого дела, упрекал ли он самого себя в слабости — сказать трудно; все эти чувства были в нем, но в виде ощущений — и то неясных; а с лица не сходила краска, и сердце билось».

Николай Петрович вообще отличается мягкостью и деликатностью в отношениях с людьми и по мере возможности старается избегать каких-либо конфликтов. Когда Павел Петрович начинает горячиться в споре с Базаровым и уже готов отпустить резкое слово, Николай Петрович счел нужным перевести разговор в другое русло, попросив у молодого человека агрономических советов.

После дуэли Павла Петровича с Базаровым Николай Петрович не показывает ни малейшей тени неудовольствия в адрес последнего; напротив, он говорит ему: «Я вас понимаю и одобряю вас вполне. Мой бедный брат, конечно, виноват: за то он и наказан.

Я верю, что вам нельзя было избегнуть этого поединка…» Даже брак с Фенечкой Николай Петрович откладывает не потому, что хочет избегнуть мезальянса, а лишь «из уважения» к брату, который прежде был решительным противником этого.

Как бы ни страдало самолюбие, он способен прислушаться к чужому мнению. В разговоре с братом он признает: «…В отставные люди попали, песенка наша спета.

Что ж? Может быть, Базаров и прав; но мне, признаюсь, одно больно: я надеялся именно теперь тесно и дружески сойтись с Аркадием, а выходит, что я остался назади, он ушел вперед, и понять мы друг друга не можем».

Николай Петрович, разумеется, неприятно чувствовать себя представителем «отжившего поколения», но тем не менее он оправдывает не себя, а молодежь, вспоминая, как в свое время тоже заявил матери: она не в состоянии его понять в силу возраста.

«Она ужасно обиделась, а я подумал: что делать? Пилюля горька, а проглотить ее нужно. Вот теперь настала наша очередь, и наши наследники могут сказать нам: вы, мол, не нашего поколения, глотайте пилюлю». Однако не в молодости только видит он преимущество Базарова и сына.

«Не в том ли состоит это преимущество, что в них меньше следов барства, чем в нас?»

Николай Петрович не лишен несколько сентиментального поэтического чувства (играет Шуберта на виолончели, цитирует Пушкина, тонко чувствует красоту пейзажа), что у Базарова вызывает приступ иронического веселья.

Но Николай Петрович вовсе не обделен здравым смыслом. Он добросовестно пытается осилить популярную в нигилистических кругах работу Бюхнера (Тургенев называет ее «пресловутая брошюра»), но вскоре бросает, по своему обыкновению обвиняя прежде всего себя в недостатке ума («Либо я глуп, либо это все — вздор. Должно быть, я глуп»).

Добросовестно и трудолюбиво занимается Николай Петрович хозяйством, стараясь вникнуть во все сферы мужицкого быта. Он «занимался лечением и даже выписал гомеопатическую аптечку». Однако же «недавно заведенное на новый лад хозяйство скрипело, как немазаное колесо, трещало, как домоделанная мебель из сырого дерева.

Николай Петрович не унывал, но частенько вздыхал и задумывался: он чувствовал, что без денег дело не пойдет, а деньги у него почти все перевелись». Упрекнуть себя, при всей его склонности к самобичеванию, Николаю Петровичу не в чем.

 «Кажется, я все делаю, чтобы не отстать от века: крестьян устроил, ферму завел, так что даже меня во всей губернии красным величают; читаю, учусь, вообще стараюсь стать в уровень с современными требованиями…

» Хозяйственные неудачи Николая Петровича во многом объясняются его неумением строго взыскивать с работников в случаях упущения или воровства, чем мужики при всякой возможности и пользуются. «Сил моих нет! – не раз с отчаянием восклицал Николай Петрович. – Самому драться невозможно, посылать за становым — не позволяют принципы, а без страха наказания ничего не поделаешь!»

Со стороны его успехи и вовсе кажутся мизерными. «Скот плохой, и лошади разбитые. Строения тоже подгуляли, и работники смотрят отъявленными ленивцами; а управляющий либо дурак, либо плут…» – констатирует Базаров. Самому же Николаю Петровичу приказчик кажется «дельным малым».

Заканчивается знакомство с Николаем Петровичем на идиллической ноте, впрочем, как обычно у Тургенева, не лишенной доли иронии. На свадьбе Николая Петровича с Фенечкой и Аркадия с Катей «всем было немножко неловко, немножко грустно и в сущности очень хорошо. Каждый прислуживал другому с забавною предупредительностью, точно все согласились разыграть какую-то простодушную комедию».

В эпилоге романа о нем сказано, что «Николай Петрович попал в мировые посредники и трудится изо всех сил; он беспрестанно разъезжает по своему участку; произносит длинные речи (он придерживается того мнения, что мужичков надо «вразумлять», то есть частым повторением одних и тех же слов доводить их до истомы) и все-таки, говоря правду, не удовлетворяет вполне ни дворян образованных… ни необразованных дворян… И для тех и для других он слишком мягок».

Автор анализа: В.П. Мещеряков

Другие материалы по теме:

Источник: https://rustutors.ru/litgeroi/1941-nikolaj-petrovich-kirsanov-otcy-i-deti-harakteristika-obraz-portret-personazha-romana.html

Сочинение на тему “Николай Петрович – это я…” – (по роману И.С. Тургенева “Отцы и дети)”

На мой взгляд, есть. В «Отцах и детях» присутствует персонаж, по своим жизненным убеждениям чрезвычайно близкий самому Тургеневу. Именно через этот образ писатель передает свой взгляд на мир и человеческую жизнь. Этот герой- Николай Петрович Кирсанов.

Казалось бы, это один из самых незаметных персонажей в произведении. Он мягок, добродушен, чуток и тактичен. Возможно, поэтому его слова, на первый взгляд, не слышны в романе.

Однако это только на первый взгляд.

По ходу произведения мы все больше убеждаемся, что Николай Петрович – один из самых гармоничных и уравновешенных героев романа, познавший истинный смысл жизни и достигший состояния счастья.

Мы видим, что Николай Петрович абсолютно не приспособлен к «практической» жизни.

Это автор подчеркивает уже в самом начале романа, показывая нам заброшенные угодья, принадлежащие этому герою, нищету его крестьян, разруху на полях: «…мужички встречались все обтерханные, на плохих клячонках; как нищие в лохмотьях, стояли придорожные ракиты с ободранною корой и обломанными ветвями; исхудалые, шершавые, словно обглоданные, коровы жадно щипали траву по канавам».

Однако, несмотря на это, Николай Петрович живет богатой внутренней, душевной жизнью, находится в гармонии с собой, своим возрастом, окружающей жизнью.

Биография этого героя выведена довольно подробно, и в ней мы находим немало параллелей с жизнью самого И.А. Тургенева.

Так, Николай Петрович воспитывался, как и писатель, до определенного возраста в семье «матушки – командирши», а затем был отдан по «штатской части» – в Петербургский университет.

Старший же брат героя, как и брат Тургенева, учился в военном заведении, и все прочили ему блестящую карьеру.

Тургенев показывает, что Николай Петрович способен на глубокие и искренние чувства. Он не стесняется их, а, наоборот, считает высшей ценностью в жизни.

Так, герой был всей душой предан своей первой жене: «Супруги жили очень хорошо и тихо: они почти никогда не расставались…» Когда же Маша умерла, Николай Петрович «едва вынес этот удар, поседел в несколько недель…» Мы понимаем, что всю свою любовь этот герой перенес на сына Аркадия, в котором души не чаял: «Аркаша! Аркаша! – закричал Кирсанов, и побежал, и замахал руками…»

Мы застаем этого героя в возрасте сорока с небольшим лет, живущего, по мнению Тургенева, настоящей, полной и насыщенной жизнью. Так относится к своему существованию и сам Кирсанов, несмотря на все нападки Базарова (который, впрочем, высоко ценит его) и снисходительное отношение своего старшего сына.

Николай Петрович любит поэзию, музыку, природу: «Помилуй! в сорок четыре года человек, pater familias*, в …м уезде -играет на виолончели!» Он наслаждается простыми вещами, способен любить, дарить тепло и поддержку.

Подтверждение тому – его молодая жена Фенечка и маленький сын Митя. Важно, что Николай Петрович считает Феню своей женой, а сына – законным наследником, несмотря на то, что молодая женщина, родившая ему Митю, незнатного происхождения.

Это говорит о том, что Кирсанову чужды сословные предрассудки, для него главное – голос сердца, души.
Николай Петрович по-настоящему добр и отзывчив, он всегда готов прийти на помощь тем, кто нуждается в нем, особенно когда речь идет о членах семьи.

Так, он поддержал своего брата Павла Петровича, когда тот, после сильнейшей личной драмы, находился на распутье, не знал, как ему жить дальше.

Николай Петрович по-настоящему мудр и терпим, не любит конфликтов, снисходительно, но с уважением относится к увлечению своего сына и его друга нигилизмом, хотя сам не разделяет взглядов молодежи. Однако не «рубит с плеча», как это делает Павел Петрович. Кирсанов понимает, что, возможно, отстал от жизни, и поэтому старается услышать иные точки зрения, но не теряет и своего мнения.

В финале романа Николай Петрович – один из самых счастливых, удовлетворенных жизнью, гармоничных людей. Он по-настоящему счастлив – его окружает любящая семья: жена, маленький сын Митя, Аркадий – продолжатель и помощник.

Читайте также:  Петушок и бобовое зернышко - краткое содержание сказки

Николай Петрович Кирсанов превыше всего в жизни ценит простые вещи – любовь, дружбу, семью, благополучие близких.

И это, говорит нам Тургенев, единственные жизненные ценности, о которых стоит заботиться.

Таким образом, Николай Петрович выражает взгляд самого автора на человеческую жизнь – ее смысл, высшие ценности, правила и законы. Именно поэтому сам Тургенев писал: «Николай Петрович – это я…»

Источник: https://NauchnieStati.ru/bank/primery/sochinenie-na-temu-nikolaj-petrovich-eto-ya-po-romanu-i-s-turgeneva-otczy-i-deti/

Образ и характеристика Николая Петровича Кирсанова в романе Отцы и дети Тургенева

17 03 2020      Павел Грибенщиков       Пока нет комментариев

Внешний конфликт романа Тургенева “Отцы и дети” – это столкновение двух эпох, двух мировоззрений, философии “отцов” и “детей”. Представителем нового поколения в романе выступает демократ-разночинец Евгений Базаров.

Непосредственным антагонистом Базарова, явным противником его является Павел Петрович Кирсанов, утонченный, рафинированный аристократ. “Скрытым” же противником Базарова является Николай Петрович Кирсанов, тонкий и деликатный человек, эстет, любящий все прекрасное: природу, музыку, поэзию.

Характер Николая

Петровича, образ мыслей, его чувства, привычки, пристрастия – все это противопоставлено в романе характеру Базарова, его внутреннему миру, его идеологии, грубым, материалистическим воззрениям.

Николай Петрович Кирсанов – это персонаж, на стороне которого явные авторские симпатии. Мы знакомимся с ним уже на первых страницах романа. Внешность его не имеет в себе ничего примечательного, запоминающегося.

Это “седой”, “пухленький”, “немного сгорбленный” барин, “лет сорока с небольшим”.

Жизненные обстоятельства его тоже достаточно типичны. Николай Петрович происходил из семьи военного.

Отец его, боевой генерал 1812 года, командовал сначала бригадой, потом дивизией. Семья постоянно жила в провинции. Как И старший брат Павел, Николай Петрович был определен на военную службу, однако неожиданная травма помешала его военной карьере. Тогда отец поместил Николая в петербургский университет. Там же в гвардейском полку служил и Павел Кирсанов.

Родители молодых людей вскоре умерли, и Николай Петрович, выдержав срок траура, женился на молодой, прелестной девушке. Вместе с женой он поселился в деревне, где в скором времени у него родился сын, Аркадий. Однако десять лет спустя жена Кирсанова скончалась. Николай Петрович занялся воспитанием сына, хозяйственными преобразованиями.

В 1855 году он повез сына в университет и жил с ним три зимы в Петербурге. Потом Кирсанов вновь возвратился в свое имение, где вот уже несколько лет вместе с ним жил и вышедший в отставку брат, Павел, и куда приехал Аркадий, закончив обучение. Хозяйство Кирсановых полностью расстроено.

Управляющий ловко обманывает Николая Петровича, не обладающего необходимой для помещика практической хваткой. Кирсанов непрактичен, мягок, слабоволен. “Твой отец добрый малый, но он человек отставной, его песенка спета”, – говорит Базаров Аркадию. Однако Аркадий, да и сам автор, думается, придерживаются иного мнения о Кирсанове.

В Николае Петровиче много положительных качеств, явных достоинств. Он хорошо воспитан, образован, добр и деликатен, гостеприимен, искренне привязан к своей семье, брату Павлу и Аркадию, заботится о Фенечке и Мите. Этот герой олицетворяет собой старое, доброе дворянство, уходящее в прошлое.

Рядом своих качеств Николай Петрович напоминает нам графа Илью Андреевича Ростова из романа Толстого “Война и мир”. Кирсанов – настоящий эстет, он ценит все прекрасное, любит музыку, поэзию. Базаров смеется над его музыкальными занятиями, считая их бесполезными, а Тургенев как бы мимоходом замечает: “…медом разливалась по воздуху сладостная мелодия”.

Базаров считает поэзию ерундой, замечает, что порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта – Николай Петрович же читает поэмы Пушкина. Кирсанов мечтателен и сентиментален. Если для Базарова мечты – блажь, чепуха, романтизм, то для Николая Петровича – это органичное состояние души, необходимая составляющая бытия. И Тургенев раскрывает эту особенность натуры героя в сцене летнего вечера в саду.

Николай Петрович Кирсанов – один из любимых героев Тургенева. “Николай Петрович – это я, Огарев и тысячи других”, – замечает писатель в письме к Случевскому. Писарев считал этого героя необыкновенно гармоничной личностью, человеком, живущим в согласии с собственной натурой, в отличие от Базарова и Аркадия.

“Как человек мягкий, чувствительный и даже сентиментальный, Николай Петрович не порывается к рационализму и успокаивается па том миросозерцании, которое дает пищу его воображению…”, – замечает критик. На стороне Кирсанова в романе вечные жизненные ценности: любовь, семья, доброта и благородство, природа и искусство.

И этим тургеневский герой вызывает неизменные симпатии читателей.

Другие работы по этой теме:

Источник: https://waketolife.ru/obraz-i-xarakteristika-nikolaya-petrovicha-kirsanova-v-romane-otcy-i-deti-turgeneva/

«Отцы и дети» – описание Николая Петровича — Русская историческая библиотека

(Тургенев «Отцы и дети», глава I. См. краткое содержание, полный текст и анализ романа.)

…Зовут его Николаем Петровичем Кирсановым. У него в пятнадцати верстах от постоялого дворика хорошее имение в двести душ, или, как он выражается с тех пор, как размежевался с крестьянами и завел «ферму», – в две тысячи десятин земли.

Отец его, боевой генерал 1812 года, полуграмотный, грубый, но не злой русский человек, всю жизнь свою тянул лямку, командовал сперва бригадой, потом дивизией и постоянно жил в провинции, где в силу своего чина играл довольно значительную роль.

Николай Петрович родился на юге России, подобно старшему своему брату Павлу, о котором речь впереди, и воспитывался до четырнадцатилетнего возраста дома, окруженный дешевыми гувернерами, развязными, но подобострастными адъютантами и прочими полковыми и штабными личностями.

Родительница его, из фамилии Колязиных, в девицах Agathe, а в генеральшах Агафоклея Кузьминишна Кирсанова, принадлежала к числу «матушек-командирш», носила пышные чепцы и шумные шелковые платья, в церкви подходила первая ко кресту, говорила громко и много, допускала детей утром к ручке, на ночь их благословляла, – словом, жила в свое удовольствие.

В качестве генеральского сына Николай Петрович – хотя не только не отличался храбростью, но даже заслужил прозвище трусишки – должен был, подобно брату Павлу, поступить в военную службу; но он переломил себе ногу в самый тот день, когда уже прибыло известие об его определении, и, пролежав два месяца в постели, на всю жизнь остался «хроменьким».

Отец махнул на него рукой и пустил его по штатской. Он повез его в Петербург, как только ему минул восемнадцатый год, и поместил его в университет. Кстати, брат его о ту пору вышел офицером в гвардейский полк. Молодые люди стали жить вдвоем, на одной квартире, под отдаленным надзором двоюродного дяди с материнской стороны, Ильи Колязина, важного чиновника.

Отец их вернулся к своей дивизии и к своей супруге и лишь изредка присылал сыновьям большие четвертушки серой бумаги, испещренные размашистым писарским почерком. На конце этих четвертушек красовались старательно окруженные «выкрутасами» слова: «Пиотр Кирсаноф, генерал-майор».

В 1835 году Николай Петрович вышел из университета кандидатом,[1] и в том же году генерал Кирсанов, уволенный в отставку за неудачный смотр, приехал в Петербург с женою на житье. Он нанял было дом у Таврического сада и записался в Английский клуб,[2] но внезапно умер от удара.

Агафоклея Кузьминишна скоро за ним последовала: она не могла привыкнуть к глухой столичной жизни; тоска отставного существованья ее загрызла.

Между тем Николай Петрович успел, еще при жизни родителей и к немалому их огорчению, влюбиться в дочку чиновника Преполовенского, бывшего хозяина его квартиры, миловидную и, как говорится, развитую девицу: она в журналах читала серьезные статьи в отделе «Наук».

Он женился на ней, как только минул срок траура, и, покинув министерство уделов, куда по протекции отец его записал, блаженствовал со своею Машей сперва на даче около Лесного института, потом в городе, в маленькой и хорошенькой квартире, с чистою лестницей и холодноватою гостиной, наконец – в деревне, где он поселился окончательно и где у него в скором времени родился сын Аркадий. Супруги жили очень хорошо и тихо: они почти никогда не расставались, читали вместе, играли в четыре руки на фортепьяно, пели дуэты; она сажала цветы и наблюдала за птичным двором, он изредка ездил на охоту и занимался хозяйством, а Аркадий рос да рос – тоже хорошо и тихо. Десять лет прошло как сон. В 47-м году жена Кирсанова скончалась. Он едва вынес этот удар, поседел в несколько недель; собрался было за границу, чтобы хотя немного рассеяться… но тут настал 48-й год.[3] Он поневоле вернулся в деревню и после довольно продолжительного бездействия занялся хозяйственными преобразованиями. В 55-м году он повез сына в университет; прожил с ним три зимы в Петербурге, почти никуда не выходя и стараясь заводить знакомства с молодыми товарищами Аркадия. На последнюю зиму он приехать не мог, – и вот мы видим его в мае месяце 1859 года, уже совсем седого, пухленького и немного сгорбленного: он ждет сына, получившего, как некогда он сам, звание кандидата…

[1] Кандидат – лицо, сдавшее специальный «кандидатский экзамен» и защитившее специальную письменную работу по окончании университета, первая ученая степень, установленная в 1804 г.

[2] Английский клуб – место собрания состоятельных и родовитых дворян для вечернего времяпрепровождения. Здесь развлекались, читали газеты, журналы, обменивались политическими новостями и мнениями и т.п. Обычай устраивать такого рода клубы заимствован в Англии. Первый английский клуб в России возник в 1700 году.

[3] «…но тут настал 48-й год ». – 1848 год – год февральской и июньской революций во Франции. Страх перед революцией вызвал со стороны Николая I крутые меры, в том числе запрет выезда за границу.

Источник: http://rushist.com/index.php/rus-literature/6109-ottsy-i-deti-opisanie-nikolaya-petrovicha

Ссылка на основную публикацию