Анализ стихотворения не бродить не мять в кустах багряных есенина

Это стихотворение пронизано какой-то призрачной мечтой, печалью и тоской по любимой, с которой автору уже не встретиться даже во сне. И в то же время от этих строк идёт ощущение чего-то чудесного , нереального, волшебного и возвышенного.

Анализ стихотворения Не бродить не мять в кустах багряных Есенина

Когда я читаю эти строки, то, хотя и понимаю, что на самом деле речь идёт о заре, которая нежным светом освещает крышу, мне так и видится маленький миленький котёнок, и в душе возникает неописуемая нежность. Так и хочется прижать его к себе, ощутить мягкость, тепло и пушистость его маленького тельца.

Возможно, такие же чувства Есенин испытывал к той, к которой обращено это стихотворение. Недаром именно в то время, когда умывается заря-котёнок, в песне «поющих с ветром сот» слышится поэту кроткий голос о ней, безвозвратно утраченной. В строчках

Анализ стихотворения Не бродить не мять в кустах багряных Есенина

я вижу перед собой просто неземной, волшебный и прозрачный, если не сказать призрачный, образ, удивительно чистый, светлый и лучистый, как сама заря. В этом образе ощущается дыхание самой природы. О слиянии любимой с природой свидетельствуют также овсяные волосы, сок ягоды на коже, зёрна глаз, руки с запахом мёда, растаявшее имя.

Анализ стихотворения Не бродить не мять в кустах багряных Есенина

– желанный когда-то образ исчезает, растворяется, и в мыслях и чувствах поэта он остаётся не реальной земной женщиной из плоти и крови, а «песней и мечтой», о которых шептал поэту «синий вечер», сочувствующий ему и облегчающий боль утраты.

Анализ стихотворения Не бродить не мять в кустах багряных Есенина

– возникает эфемерный, неосязаемый, неуловимый образ (такой же, как образ самой героини) того, кто

Анализ стихотворения Не бродить не мять в кустах багряных Есенина

Грусть поэта настолько светла и прозрачна, что даже осознание того, что больше никогда его встреча с возлюбленной не состоится, что всё в прошлом, не ранит сердце и не причиняет душевных страданий.

Да, всё прошло, но не предано забвению, а оставляет после себя тёплые и светлые воспоминания. Поэт отпускает любимую, не упрекая её ни в чём.

Но её образ, словно растворённый в природе, навечно остаётся в его душе и сердце, в окружающих картинах природы.

Источник: http://www.bolshoyvopros.ru/questions/2154767-analiz-stihotvorenija-esenina-ne-brodit-ne-mjat-v-kustah-bagrjanyh.html

«Не бродить, не мять в кустах багряных…» Анализ стихотворения С.Есенина

Анализ стихотворения Не бродить не мять в кустах багряных ЕсенинаОдин из сборников воспоминаний о Сергее Есенине, увидевший свет в начале 90-х гг. прошлого века, назывался «Как жил Есенин». И это символично. Как жил поэт – знали и помнили многие. А вот как он писал – это тайна за семью печатями.

Недоброжелатели распускали мерзкие сплетни о том, что Есенин якобы сочинял в нетрезвом состоянии, чего не было никогда. Даже последние стихи, совершенные по форме и лаконичные по содержанию, он писал в редкие минуты просветления. Есенин, при всей его открытости и радушии, никогда не считал нужным посвящать кого-либо в свою творческую «лабораторию». Исключения немногочисленны.

Стихотворение «Не бродить, не мять в кустах багряных…» исследователями относится к 1916-му году. Это переходный период в творчестве Есенина. Начинающий поэт уже сделал себе имя в столице, его признали и стали печатать. Но поэтика и стилистика еще во многом остается прежней, знакомой по сборнику «Радуница».

Стихотворение было опубликовано на страницах петербургской газеты «Земля и воля» от 21 сентября 1917-го года. Такова внешняя канва.

Из содержания нетрудно догадаться, что стихотворение обращено к женщине и представляет собой своеобразное прощание с ней. Кто же был адресатом? Последняя супруга Есенина – С.А.

Толстая-Есенина – высказала предположение, что стихотворение навеяно смертью девушки, в которую поэт был влюблен в молодые годы, еще живя в родном Константинове. Исследователи, получив зацепку, без труда установили имя этой девушки – Анна Сардановская.

Она была адресатом некоторых есенинских писем и стихов раннего периода. Поэтому исключать связь стихотворения с ее персоной нельзя. Установлен и факт их встречи летом 1916-го года.

Но разрыв и прощание не означали смерти бывшей возлюбленной – Сардановская ушла из жизни пятью годами позже. Поэтому строка «отоснилась ты мне навсегда» — в контексте ее реальной судьбы – не более чем поэтическая фигура речи.

Относительно жанровой природы анализируемого стихотворения можно констатировать, что мы как читатели имеем дело с лирическим стихотворением, которое несет в себе черты сразу нескольких традиционных жанров – мадригала, послания, элегии, эпитафии.

Однако к началу ХХ века (а на самом деле – гораздо раньше) та стройная система жанров, что сложилась еще в поэтике классицизма XVIII века, была во много разрушена. Мало кто из поэтов ставил перед собой цель написать оду или элегию. Он писал стихотворение, которое могло нести в себе генетическую память и внешние черты того или иного жанра.

Наступило время поэтической эклектики. Все вышесказанное полностью относится и к Есенину как одной из ключевых фигур русского «серебряного века».

Вместе с тем глагол «отоснилась» и сравнение любимой с песней и мечтой недвусмысленно указывают нам на то, что жанр стихотворения может быть определен как сон. А сон был излюбленным жанром поэтов-романтиков первой трети XIX века. Ранний Есенин – безусловно, наследник романтической традиции в отечественной литературе.

В поэтическом наследии Есенина не столь уж много стихотворений, которые никак не озаглавлено. Перед нами – одно из них. Почему так произошло – знает лишь сам автор.

Исследователи могут лишь предполагать, что содержание стихотворения не могло быть передано в одном или нескольких словах названия.

Стихи написаны о многом сразу – о девушке, былом чувстве к ней, о неразрывной слитности природного и человеческого начал.

С формальной точки зрения стихотворение написано сочетанием мужских и женских рифм. Схема рифмовки – перекрестная. Рифмуются как одни и те же части речи (багряных – овсяных), так и разные (завяли – шали).

Встречаются случаи неточной рифмовки (коже – похожа, крыше – слышу, вечер – плечи), однако в них совпадает опорная корневая гласная, что не вносит диссонанса в восприятие всего текста. Стихотворение астрофично. Используется прием кольцевой композиции, первая и последняя строфа повторяются.

Общий объем стихотворения – 24 строки (18 строк без повтора последней строфы). Это вполне укладывается в представление Сергея Есенина о том, каким по размеру должно быть лирическое стихотворение. Он считал, что оптимальный объем – 16 строк. Если больше – есть вероятность самоповторов.

В синтаксическом отношении стихотворение состоит из семи предложений. Второй, четвертый и пятый катрены состоят из одного сложного предложения.

Наибольшую трудность при анализе данного стихотворения представляет определение размера. Ни к одному из наиболее распространенных двухсложных и трехсложных размеров размер, используемый Есениным, не подходит. Его поэтике идеально соответствует дольник — си­стема стихотворной речи, которая вошла в обиход русской поэзии на рубеже XIX и XX вв.

В трехсложных разме­рах — дактиле, амфибрахии, анапесте — поэты нарочно стали пропус­кать один из двух безударных слогов, стоящих между ударными. Из-за этого ритм приобрел неровный характер, повышенно экспрессивный,  разнообразный. Подобные перебивы ритма характерны и для поэтического стиля Есенина на всем протяжении его творческого пути.

Чрезвычайно богата цветовая палитра стихотворения. Кусты – багряные, сок ягоды на коже – алый, закат – розовый, снег – лучистый, вечер – синий, тайна – светлая.

Отличавшая раннего Есенина сдержанная религиозность находит свое выражение и в этом стихотворении. Бог подразумевается под именем того, «кто к светлой тайне приложил уста».

Но в еще большей степени бывшая возлюбленная природоподобна. Об этом говорят многочисленные сравнения и метафоры: овсяный сноп волос, алый сок ягоды на коже, зерна глаз. О ней говорят водяные соты, и шепчет вечер. Есенин настолько усложняет метафорический рисунок, что уже затруднительно определить, идет ли речь о реальной девушке или о мифологическом существе женского рода.

Самое трогательное развернутое сравнение в стихотворении – о заре, которая, как котенок, моет лапой рот, — по мнению исследователей, вдохновило духовного наставника Есенина – поэта Н.А.Клюева – почти дословно повторить его в  стихотворении  «Бумажный ад поглотит вас…»: «Заря-котенок моет рот, / На сердце теплится лампадка».

Вслед за отрицательным зачином, заданным тройным использованием «не» (не бродить, не мять, не искать), следует воспоминание – центральная часть стихотворения. Здесь нет места трагедии – только «светлая грусть».

Глаголы в прошедшем времени («осыпались», «завяли», «растаяло») органично переходят в глаголы настоящего времени («остался», «моет», «слышу», «шепчет»).

Поэтому механизмы памяти причудливы – образ «отоснился», но еще продолжает волновать на «природном» уровне.

Павел Николаевич Малофеев

Источник: http://bacenko.ru/ne-brodit-ne-myat-analiz/

Анализ стихотворения «Не бродить, не мять» (С.А. Есенин) | Литрекон

Самый Зелёный · 31.08.2019

Сергей Александрович Есенин – один из наиболее выдающихся певцов русского слова и русской души, на чью долю выпало жить в непростое, но насыщенное событиями время.

В поэтическом наследии автора можно найти стихотворения на самые разные темы, но, пожалуй, самыми знаменитыми стали его стихотворные работы, посвященные любви и природе.

Не зря Есенина называли «последним поэтом деревни»; он удивительно тонко чувствовал красоту природы, ее настроение и по-настоящему точно и трогательно передавал ее хрупкую прелесть. Такой редкий талант восприятия всего живого и настоящего, природного, отразился и на любовной лирике поэта.

Стихотворение «Не бродить, не мять…» покоряет читателя своей удивительной образностью, связывающей воедино любовное томление, грусть лирического героя по возлюбленной и образы окружающего мира, повторяющие внутреннее состояние героя, песню его любви. Многомудрый Литрекон предлагает Вам разбор этого текста.

История создания

Существует несколько версий о том, кому же все-таки посвящено стихотворение «Не бродить, не мять…», созданное поэтом в 1916 году.

  1. Некоторые считают, что оно написано Сергеем Есениным как впечатление от своей короткой влюбленности в Анну Сардановскую, девушку, жившую с поэтом в одном селе – Константинове. Признаться в своих чувствах красавице юный Есенин так и не осмелился, о чем долго жалел, помня о своем чувстве как о по-настоящему чистом и светлом. В связи с этим, многие считают это стихотворение пророческим. Тоска по потерянной, «относившейся навсегда» возлюбленной стала и знамением скорой смерти девушки, скончавшейся в 1921 году во время сложных родов.
  2. Другие же называют иную кандидатуру – девушку Наталью, тоже односельчанку поэта, с которой ему пришлось расстаться в связи с отъездом из деревни. Перед долгой разлукой возлюбленные даже решились идти в церковь, но венчать их отказались из-за малолетства. А вскоре, не выдержав одиночества, юная Наталья и вовсе вышла замуж, что нанесло глубокую обиду Есенину.

Жанр, направление, размер

Стихотворение можно отнести к жанру любовной лирики; оно также представляет собой послание. Некоторые критики называют это стихотворение «сном», благодаря удивительной хрустальной прозрачности и плавности строк, а также особому ритму стихотворения.

В поэтике стихотворения чувствуется влияние имажинистских симпатий Есенина, а также символизма – популярного направления в русской поэзии двадцатого века. Таким образом, для полного смыслового и эмоционального раскрытия стихотворения важно оценить и образное, и символическое содержание текста. 

Значительную трудность представляет определение размера стихотворения. Его нельзя отнести к популярным дактилю и амфибрахию; стихотворению соответствует такой размер, как дольник (часто использовался поэтами на рубеже девятнадцатого и двадцатого веков). Особенностью дольника является неровный ритм, вследствие которого стихотворение приобретает отчётливую эмоциональность и экспрессию.  

В стихотворении используется перекрестная рифмовка и кольцевая композиция.

Образы и символы

  • Наиболее ярко прорисован автором образ возлюбленной лирического героя. Нежный  и трепетно хранимый в сердце образ в значительной степени природоподобен. Читатель представляет девушку, чья красота и очарование так же просты и в то же время поразительно пленительны, как и прелесть нетронутой сельской природы. Вокруг образа девушки создается атмосфера чистоты и непорочности, мечты. Сама любовь, юность и красота сливаются в едином образе, олицетворяющем разливающийся багрянцем и алой ягодой закат первого любовного чувства, уже блекнущего, но не стертого с душевного небосвода лирического героя.
  • Образ родной земли также получает особое звучание в данном стихотворении. Его практически невозможно отделить от образа возлюбленной, от светлого чувства героя. Есенин трогательно и нежно описывает природу. Прощаясь с любовью, он, одновременно, прощается и с родной природой, с неповторимыми пейзажами, необъятными полями – всем тем, чем жил мальчик долгие годы.
  • Что касается символов, особенно ярко у Есенина читается символика цвета. Багряный цвет – символ заката, прощания, обладающий, тем не менее, высокой степенью экспрессии, концентрации и напряжения чувства. Синий – цвет загадки, недосказанности, глубины; это особый цвет для поэта, который часто используется им в колористике речи. «Овсяные» волосы в стихотворении одновременно отсылают нас и к значимому для поэта желто-золотому цвету, олицетворяющему горечь и тоску, и к природности, естественности образа возлюбленной, его близости к земле и всему родному.
Читайте также:  Основные причины великой отечественной войны 1941-1945

Темы, проблемы и настроение

Безусловно, основной в стихотворении «Не бродить, не мять…» становится именно тема любви. Любви целомудренной и чистой, полной восхищения и загадки.

Чувство, испытанное героем, свято для него; в нем он открывает великую тайну, приближается к божественной загадке бытия.

Благодаря любви герою открывается невероятный дар – видеть и чувствовать истинную красоту: будь то красота любимой женщины или живописная прелесть природы.

Проблема разлуки, расставания также отчетливо звучит в произведении. Герой сердцем прощается с возлюбленной, и слова разлуки звучат трагично.  В них много боли, тоски, неутолимой печали.

Лирический герой говорит, что возлюбленная уже «отоснилась» ему, однако любовь все еще не покинула его души. Он прощается с реальностью дивной мечты, с воспоминаниями о прогулках среди багряных кустов лебеды, которые теперь обратились не в пыль, но сон. Любовь героя чиста и невинна.

Именно поэтому даже в прощальных строках больше любви, нежности и восхищения, чем боли и горечи об ушедшем.

Настроение стихотворение очень тонкое, меланхоличное, чуть таинственное. Мы будто погружаемся в сон, в закатное сияние солнца и сами, может быть, вспоминает о тех, кого когда-то любили.

Смысл 

Конечно, данное стихотворение несет основную идею — печальную мысль о разлуке и прощании. Однако невозможно не признать, что слова лирического героя, его послание к любимой, написано очень светлым языком. 

Несмотря на горечь расставания, автор, в частности, через использование кольцевой композиции стихотворения, утверждает главную мысль, полную любви к жизни и надежды: в нашем мире все неповторимо, как сон, но в то же время это неповторимое случается с человеком на протяжении всей его жизни, полной не только грусти, но любви и счастья, удач и новых открытий.

Средства выразительности

Стихотворение написано очень образным и богатым языком. Есенин активно использует сравнения: заря «как котенок моет лапой рот» (развернутое сравнение), возлюбленную лирический герой сравнивает со снегом, а ее имя тает «как звук». 

  • Обилие эпитетов также придает удивительную мягкость и красочность тексту: «овсяные» волосы, «тонкое» имя, «невинные» руки, «синий» вечер и др.
  • Очень точны и эмоциональны используемые автором метафоры: «со снопом волос твоих овсяных отоснилась ты мне навсегда», «с алым соком ягоды на коже», «зерна глаз твоих осыпались, завяли», «имя тонкое растаяло».
  • Встречаются, часто как часть метафоры, и олицетворения: соты поют с ветром, а вечер «шепчет».

Повторение первого и последнего четверостишия также можно рассматривать как средство изобразительности. Повторы часто используются поэтом; они придают мягкость, певучесть языку, а также еще раз подчеркивают эмоциональность стихотворения и внутреннее состояние лирического героя.

Екатерина Озаровская

Источник: https://litrekon.ru/analiz-proizvedenij/ne-brodit-ne-myat-esenin/

Лингвистический анализ стихотворения С.Есенина «Не бродить, не мять в кустах багряных…»

Стихотворение относится к раннему периоду творчества Есенина (написано в 1916 году) и является чуть ли не первым стихотворением — сожалением о прошедшей любви.

Считается, что адресатом его была некая девушка Наталья (фамилия в разных источниках звучит по-разному), которая жила в том же селе Константиново, где родился и провёл отроческие годы поэт, и была возлюбленной Есенина. Известно, что когда Сергей Александрович уезжал из деревни, то он и эта девушка пришли в местную церковь и попросили знакомую монахиню обвенчать их.

Но та, сославшись на их юный возраст, велела немного подождать и дать пока всего лишь обещания хранить друг другу верность в разлуке. Но Наталья не долго смогла находиться в одиночестве и через год вышла замуж. Узнав об этом, Есенин написал той самой монахине письмо с просьбой «отпороть розгами неверную Наташку».

Позже Сергей Александрович сам остепенился (его женой стала Зинаида Райх, дружбу и тёплое отношение к которой он пронёс через всю жизнь), но не забыл свою первую влюблённость и даже посвятил ей целое стихотворение, правда, будучи уже в зрелом возрасте.

Стихотворение «Не бродить, не мять в кустах багряных…» о мечте и красоте, о разлуке с неназванной любимой. Основной эмоциональной нотой становится грусть по ещё не совсем исчезнувшей из сердца любви. Но уже по первому катрену мы понимаем безысходность увядания, трагизм потери нежного, питающего жизненные силы чувства:

Не бродить, не мять в кустах багряных

Лебеды и не искать следа.

Со снопом волос твоих овсяных

Отоснилась ты мне навсегда.

Для лирического героя его любимая, его мечта не ушла совсем, она просто растворилась в природе, стала ее частью. Все самое нежное, ласковое, милое, беззащитное и безгрешно-очаровательное напоминает поэту о девушке:

С алым соком ягоды на коже,

Нежная, красивая была,

На закат ты розовый похожа

И, как снег, лучиста и светла.

Пусть его любимая была «песней», «мечтой», пусть чувство было недолговечным, сам факт того, что любовь согревала душу, уже счастье. Тот, кто может любить, способен «к светлой тайне приложить уста». Тайне красоты и гармонии, тайне слияния с природой, с мирозданием. Печаль лирического героя по-пушкински светла, он отпускает любимую с легким сердцем, ни в чем не упрекает ее.

Последняя строфа стихотворения, дословно повторяя первую (по принципу кольцевой композиции), все же несет другой смысл.

Если в первой строфе подчеркивается то, что разлука окончательна и судьба не подарит новых встреч с возлюбленной даже во сне, то в последней строфе те же слова хочется прочитать совсем по-другому: пусть любимая и «отоснилась» поэту, но все же навсегда осталась с ним в мыслях, в тех картинах жизни природы, которые напоминают ему о ней.

Использование автором средств фонетики.

Рассмотрев фонетическую организацию текста, мы пришли к выводу, что среди согласных звуков доминирующую позицию занимают [Т], [С], [К]. Отсюда можно сделать вывод о характере звучания стихотворения.

Звуки [к], [с], [т] приглушенные, не ложащиеся на язык, напоминающие шепот, тишину. Аллитерация доказывает: то, о чем Есенин пишет в стихотворении, является для него очень личным, сокровенным, тайным.

Поэтому он «не кричит» об этом, а едва слышно «нашёптывает». Эти же звуки позволяют представить картины природы.

Недаром любимая ассоциируется у поэта с тихим теплым закатом, когда все живое начинает засыпать, когда шелест листьев, легкое дуновение ветра только усиливают ощущение тишины и покоя.

Необычно использование автором противоположных по характеристикам гласных звуков. Мы наблюдаем ассонанс гласных [А], [И]

[А] — открытый, это звук песни, звук крика радости, восторга и счастья, [И] – узкий, тонкий, звук жалобы и боли. Они используются почти в равном количестве. Это соответствует идейному содержанию стихотворения, в котором эмоции печали и радости гармонично сливаются.

Таким образом, проанализировав текст на уровне фонетики, можно сделать вывод о том, что ассонанс на [А], [И] передает противоречивые чувства лирического героя: боль утраты, горечь расставания, но и счастье, пусть недолгого чувства, гармонию в слиянии с природой. Аллитерация на [Т], [С], [К] выполняет двойную роль, соответствуя эмоциональному настрою и передавая звуки природы.

Анализ использования средств морфемики

При анализе морфемного уровня особое внимание обращают на себя слова с приставками, несущими значение законченности действия: ото снилась, о сыпались, за вяли, рас таяло. Они усиливают впечатление безысходности, завершенности чувства, невозможности его продлить или повторить.

В нескольких существительных поэт использует уменьшительно-ласкательные суффиксы: кот енок , лап к ой. Есенин таким образом передает нежные чувства к любимой девушке, которые растворились и были перенесены на природу.

Таким образом, можно сказать, что использование некоторых средств морфемики также помогает автору создать художественный образ.

Анализ использования средств лексики.

Большая часть лексики, используемой автором, нейтральна. Однако некоторые слова привлекают к себе внимание. Словарь С.И.

Ожегова дает следующее толкование слова «бродить»: «То же, что брести (но означает движение, совершающееся в разное время, в разных направлениях), т. е. идти неизвестно куда» .

Мы считаем, что автор не случайно употребил именно это слово, а не «ходить» или «гулять». Ведь когда влюбленные вместе, они не замечают ничего, кроме друг друга, им все равно куда идти. Вот и получается, что они бродят.

В тексте встречаются устаревшие слова «стан» и «уста». Они придают стихотворению торжественность, возвышенность. Образ возлюбленной становится еще более поэтичным, особенно если учитывать необычную сочетаемость слов «выдумал» и «гибкий стан и плечи».

Таким образом подчеркивается значение еще одного определения возлюбленной — «песня и мечта». Некоторая бесплотность возлюбленной подчеркивается и эпитетами «лучиста», «светла». Девушка становится своего рода музой, помогающей создавать «песни».

С этой точки зрения интересно использование в тексте множества слов, связанных по значению со звуками природы или речью: «имя», «звук», «тихий», «говор», «поющих», «шепчет», «песня».

Обращает на себя внимание использование прилагательных, обозначающих цвет. Багряный, алый, розовый — это оттенки красного, цвета любви, страсти. Причем и выбор оттенков не случаен.

Когда речь идет о румянце на щеках девушки, то он сопоставляется с «алым соком ягоды», закат «розовый», нежный, как воспоминания о прошедшей любви, листва на кустах «багряная».

Это признак осени, когда завершается годовой цикл жизни растений, и вполне закономерно, что именно осенью поэт прощается со своей мечтой.

Есть в стихотворении и традиционный для Есенина синий цвет: «Пусть порой мне шепчет синий вечер…». Известно, что именно синий, голубой поэт соотносил с образом лирического героя. Эпитет в данном контексте обозначает не только цвет неба вечером. Вечер становится кем-то близким поэту, он может «шептать» о возлюбленной, сочувствовать и облегчать боль утраты.

Стихотворение наполнено и другими эпитетами, (волос овсяных, ты нежная, красивая, ты лучиста и светла, имя тонкое, смятой шали, невинных рук, запах мёда, тихий час, говор кроткий, водяных, поющих с ветром сот, гибкий стан, светлая тайна). Среди них достаточно много традиционных (ты нежная, красивая, гибкий стан).

Это позволяет нам говорить о том, что образ возлюбленной обобщен, хотя и не лишен собственных черт («с алым соком ягоды на коже», «на закат ты розовый похожа», «со снопом волос твоих овсяных»). Не случайно, исследователи указывают на родство этого образа с Прекрасной Незнакомкой А. Блока, символом женственности.

Читайте также:  Что такое абзац в тексте?

Много в произведении эпитетов, связанных с явлениями природы (волосы овсяные, сок ягоды, запах меда, водяных, поющих с ветром сот и т.д.). Это подтверждает наше предположение о том, что любовь автора не просто ушла, она растворилась в природе, но все же осталась с ним.

Многообразны и метафоры (сноп волос; с алым соком ягоды на коже; зерна глаз, осыпались, завяли; имя тонкое растаяло; шепчет вечер; ты песня и мечта; к тайне приложил уста). Недаром Есенина называют «поэтом метафор».

Слова «мечта», «тайна» обозначают абстрактные понятия, придающие одухотворенность чувству, в сочетании с эпитетом «светлая» слово «тайна» приобретает, на наш взгляд, даже несколько религиозный или философский оттенок.

Может быть, это тайна приобщения к Богу, может быть, к гармонии мироздания.

Интересна метафора «водяных, поющих с ветром сот». Что имеет в виду поэт? Может быть, это журчание ручья, бегущего по камням, которое особенно слышно вечером, в тишине. Звукопись на [о], [р] в этих строчках позволяет это предположить.

Итак, мы видим, что и на уровне лексики использованы именно те средства, которые помогают раскрыть идейный смысл.

Анализ использования средств морфологии.

Проанализировав текст на уровне морфологии, мы обнаружили следующее: складывается очевидная картина преобладания в тексте произведения существительных, что соответствует литературной норме.

Большинство из них конкретные: куст, лебеда, след, сноп, волосы, сок, ягода, кожа, снег, зерна, глаза, складки, шаль, руки, котенок, лапка, рот, соты, стан, плечи. Их по смыслу можно разделить на две группы: называющие черты внешности и явления природы. Это закономерно и соответствует замыслу автора.

Среди существительных есть несколько отглагольных: закат, запах, говор, песня, мечта, тайна. Они абстрактные и соединяют в себе смысл глагола и существительного и позволяют передать неосязаемость, воздушность образа возлюбленной, ее таинственную суть.

Вторую позицию по частотности занимают прилагательные, что характерно для ранней лирики поэта. Они помогают отразить красоту природы и эмоций, испытываемых влюбленным человеком. С этим связано и смысловое разграничение используемых автором прилагательных:

1) обозначающие цвет: кустах багряных, волос овсяных, алым соком, закат розовый, ты лучиста, светла, синий вечер;

2) эмоционально окрашенные: ты нежная, красивая, имя тонкое, невинных рук, говор кроткий, светлой тайне.

Два прилагательных в краткой форме.

Оставшиеся прилагательные «гибкий стан», «водяных сот» также служат описанию пейзажа и возлюбленной.

Частотность использования глаголов также высока. Они необходимы поэту, чтобы передать его переживания.

Нужно заметить, что в стихотворении довольно много глаголов прошедшего времени с суффиксом -л- (отоснилась, была, осыпались, завяли, растаяло, остался, была, выдумал, приложил, отоснилась), подчеркивающих законченность, неизбежность.

Кроме того, в тексте встречаются инфинитивы (не бродить, не мять, не искать) в значении будущего времени. Повтор этой формы и отрицательных частиц показывают, что все переживания в прошлом.

Обращают на себя внимание личные и притяжательные местоимения («твоих», «ты», «мне»), создающие эффект разговора автора со своей любимой, обращения к природе, в которой все напоминает ему о возлюбленной, дышит ею.

Наречие «навсегда» в соответствии с принципом кольцевой композиции повторяется в начале и в конце стихотворения. Несмотря на это, воспринимается это слово по-разному. Если в первой строфе оно подчеркивает окончательность расставания, то в последней несет другой смысл. Складывается ощущение, что, растворившись в природе и в поэзии, дорогой поэту образ остался с ним навсегда.

Итак, мы видим, что использование частей речи также соответствует идейному смыслу стихотворения.

Анализ использования средств синтаксиса.

Проанализировав синтаксическую организацию текста, мы видим, что автор предпочитает использовать простые предложения. Это говорит, о некоем душевном спокойствии, безмятежности, но в то же время о какой – то тревожащей тоске, внутренней сдержанности.

Дважды повторяется безличное предложение со сказуемыми, выраженными инфинитивами. Такие предложения называют действие, которое происходит без участия какого-либо лица. Таким образом, мы понимаем, что никто не виноват в том, что чувство прошло. Ничего нельзя вернуть и исправить.

В тексте произведения налицо ярко выраженная инверсия (в кустах багряных, волос твоих овсяных, отоснилась ты мне и т.д.). С помощью этого приема подчеркивается значение некоторых слов (багряных, овсяных, ты…), большинство из них прилагательные цвета и местоимения. Кроме того, инверсия позволяет создать особую поэтическую, напевную интонацию.

В первой и последней строфе используется перенос:

Не бродить, не мять в кустах багряных

Лебеды и не искать следа.

Таким образом подчеркивается значение слова «лебеды». Это растение с сильным запахом, который особенно проявляется, если ее «мять», и очень горьким вкусом. Этот прием позволяет автору наиболее ярко нарисовать картину летнего вечера, наполненного впечатлениями, который теперь в прошлом.

Четыре предложения осложнены рядами однородных членов, которые помогают поэту нарисовать образ возлюбленной.

Сложноподчиненное предложение с придаточным времени позволяет еще раз подчеркнуть связь любимой и природы в воображении поэта. Второе сложное предложение, с придаточным изъяснительным, представляет собой некий спор поэта и «вечера», в котором подчеркивается значение ушедшего чувства, которое не пропало бесследно, а позволило прикоснуться к тайне мироздания и поэзии.

Кроме того, в стихотворении имеются сравнительные обороты («как снег, лучиста и светла», «имя тонкое растаяло, как звук», «заря на крыше, как котенок, моет лапкой рот»). Первые два подчеркивают нежность и красоту образа любимой, ее таинственность, третье помогает поэту показать красоту зари, с впечатлением от которой сливается воспоминание о любви.

Источник: http://uchitel-slovesnosti.ru/publ/analiz_stikhotvorenija/esenin/lingvisticheskij_analiz_stikhotvorenija_s_esenina_ne_brodit_ne_mjat_v_kustakh_bagrjanykh/35-1-0-2413

"Не бродить, не мять в кустах багряных…": анализ стихотворения Есенина

«Не бродить, не мять в кустах багряных…» (1916) — ранний шедевр любовной лирики Есенина, навеянный воспоминаниями, когда поэт, находясь на воинской службе, во время отпуска посетил родное Константиново.

По своей внутренней динамике стихотворение представляет собой попытку восстановить в памяти облик любимой девушки. Для воссоздания ее портрета используется целый набор изобразительных средств: эпитеты-прилагательные, простые сравнения, метафоры, развернутое сравнение.

При этом прилагательные подобраны с самым общим, неиндивидуализированным значением: «нежная, красивая», «невинные руки», «гибкий стан» — и лишь словосочетание «имя тонкое» несет в себе субъективное авторское восприятие.

Но уже метафоры содержат нетривиальное соотнесение облика любимой с природными объектами: «со снопом волос… овсяных», «зерна глаз». Простые сравнения также построены на уподоблении природе: похожа на розовый закат, лучиста и светла, как снег.

Зато развернутое сравнение, вторая строфа, создает очень чувственный образ похожей на закат на снегу девушки с нежной кожей:

  • С алым соком ягоды на коже,
  • Нежная, красивая, была
  • На закат ты розовый похожа
  • И, как снег, лучиста и светла.
  • В целом же образ любимой оказывается растворенным в природе, слитым с ней.

Не случайно и наиболее яркая, узорчатая метафора «досталась» природе, а не просто портрету любимой: «В тихий час, когда заря на крыше, / Как котенок, моет лапкой рот». Поэт обладает особым даром увидеть знакомое природное явление, вечерний закат, с неожиданной стороны. Это неповторимая особенность ранней лирики Есенина.

Вторая половина стихотворения несет в себе удивительно тонкое и психологически верное наблюдение: образ когда-то любимой девушки оказывается совершенно лишен конкретных, индивидуальных черт.

И не потому что юношеское увлечение забылось за давностью лет — нет, просто Она была воплощением «песни и мечты», «светлой тайны», которые и составляют незабываемую и неповторимую первую любовь.

Внешние приметы исчезли: имя растаяло, глаза завяли, и вся Она, какая в реальности была, отоснилась, ушла из памяти навсегда.

А ощущение «песни и мечты», «светлой тайны» осталось навсегда и неразрывно слилось с природой, с заветными местами: об этом «шепчет синий вечер», об этом — «говор кроткий… / Водяных поющих с ветром сот». Это стихотворение — светлый и нежный «реквием» чувству первой любви, никогда не умирающей в глубинах души и памяти.

Лирическое настроение, навеянное есенинским шедевром, сродни пушкинскому:

Мне грустно и легко; печаль моя светла;

Печаль моя полна тобою…

Источник: Русская литература XX века: Пособие для старшеклассников, абитуриентов и студентов / Под ред. Т.Н. Нагайцевой. — СПб.: «Нева», 1998

Источник: https://classlit.ru/publ/literatura_20_veka/esenin_s_a/ne_brodit_ne_mjat_v_kustakh_bagrjanykh_analiz_stikhotvorenija_esenina/92-1-0-2441

Тема урока:  Анализ стихотворения С.Есенина «Не бродить, не мять в кустах багряных…» в 9 классе.

  • Вид урока: урок формирования умений и навыков.
  • Тип урока: урок-творчество.
  • Цели урока:

1. Обучающая: ввести учащихся в ясный и свежий по сво­ей образности, но внутренне сложный мир поэзии Есенина; обучить анализу стихотворения; показать глубокое чувство родной природы и Родины в стихотворении С. Есенина.

2.Развивающая: развитие речи – усиление коммуникативных свойств речи (экспрессивности, эмоциональности), овладение учащимися художественными образами, выразительными свойствами языка.

3. Воспитывающая: формирование глубокого уважения к родной природе и Родине.

Оборудование: портрет С.Есенина, классная доска, текст стихотворения (распечатка на столах учащихся), м/м экран, слайды.

Предварительное задание:

1. Прочитать сти­хотворение С. Есенина «Не бродить, не мять в кустах багряных…»

2. Найти в тексте стихотворения изобразительно-выразитель­ные средства. Привести примеры.

Эпиграф:

Есенинская любовь к родной земле естественна, как дыхание. Она — свет, который изнутри освещает почти каждое его стихо­творение в отдельности и всю его поэзию в целом. Это не про­сто чувство — это философия жизни, краеугольный камень его миропонимания. Это его опора, источник, где он черпал силу.

(1 слайд – эпиграф)

Ход урока

I.                   Словарная работа.

  1. На доске слова: бурьян,  мимоза, лебеда, роза, овёс.
  2. 1. Распределите слова на две группы:
  3.  1) слова, соответствую­щие представлению о красивом и нежном и
  4. 2) слова, связанные с представлением о прозаическом, обыденном, привычном.
  5. — Прочитаем выразительно стихотворение.
  6. II.                Чтение стихотворения
  7. Не бродить, не мять в кустах багряных
  8. Лебеды и не искать следа.
  9. Со снопом волос твоих овсяных
  10. Отоснилась ты мне навсегда.
  11. С алым соком ягоды на коже,
  12. Нежная, красивая была.
  13. На закат ты розовый похожа
  14. И, как снег, лучиста и светла.
  15. Зёрна глаз твоих осыпались, завяли,
  16. Имя тонкое растаяло, как звук.
  17. Но остался в складках смятой шали
  18. Запах мёда от невинных рук.
  19. В тихий час, когда заря на крыше,
  20. Как котёнок, моет лапкой рот,
  21. Говор кроткий о тебе я слышу
  22. Водяных поющих с ветром сот.
  23. Пусть порой мне шепчет синий вечер,
  24. Что была ты песня и мечта,
  25. Всё ж, кто выдумал твой гибкий стан и плечи —
  26. К светлой тайне приложил уста.
  27. Не бродить, не мять в кустах багряных
  28. Лебеды и не искать следа.
  29. Со снопом волос твоих овсяных
  30. Отоснилась ты мне навсегда.
  31. III. Беседа по вопросам:

1.                              Сохраняется ли в произведении привычное восприятие слов «лебеда» и «овёс»? Почему?

(Нет, не сохраняется. В привычных и простых словах (лебеда, овес) звучат романтические нотки, и нам видится не сорняк – лебеда, а багряные кусты. А овес силой поэтической мысли превращается в сноп овсяных волос.  Есенин поэтизирует эти слова, придаёт им эмоциональную окрашенность.)

2.                               Как добивается поэт такого превращения «прозаических», привычных, обыденных слов в яркие, романтические образы?

  •  ЛебедаБагряные кусты лебеды,
  •  Овес — сноп овсяных волос.
  • (В стихотворении обычные слова и понятия  овеяны лиризмом ближайшего словес­ного окружения и контекста в целом.)

3.                               Какой эпитет в стихотворении соответствует слову «имя»?

(«Имя тонкое», то есть имя неотделимо от юной красавицы, стройной и тонкой. Этот эпитет связан со сравнением «как звук».)

4.    О чём это произведение?

(О природе. О родине. О любви. Через любовь к женщине и природе раскрывается любовь поэта к родной земле. Это и есть «есенинское ощущение родной земли», которое «сродни народному мировосприятию с его жизнелюбием, глубинным постижением кра­соты, одухотворением предметов…»)

Читайте также:  Золотая карета - краткое содержание пьесы леонова

4.                              Почему стихотворение оставляет впечатление совершенст­ва, эстетического чуда?

(В стихотворении мы наблюдаем изобилие изобразительно-выразительных средств, тропов.)

5.                              Какие изобразительно-выразительные средства встречаются в стихотворении?  

(Эпитеты, метафоры, сравнения, повторы и т. д.

(2 слайд – повтор)

Повтор – одна из стилистических фигур, повторение однородных синтаксических конструкций, одних и тех же слов, звуковых сочетаний. В качестве приема поэтической речи усиливает ее образно-эмоциональную выразительность.

Повторы — отличительная черта есенинского мастерства.        — Най­дите повторы в тексте.

(Первое и последнее четверостишия звучат как припев в песне.)

Обрамление припевом сближает стихотворение с песней.

6.                              Найдите слова, обозначающие цвет.

  1. (Багряный, алый, розовый — одна цветовая гамма.)
  2.          — Как меняются оттенки?
  3. (Красноватые оттенки постепенно меняются от тёмного к светлому: сначала — багряные (тёмно-красные) кусты, в которых затерялся её след, потом алый (ярко-красный) сок ягоды на её ко­же, наконец, розовый закат и «она» соединяются в поэтическом сравнении:

На закат ты розовый похожа…

А потом, когда «она» уже «отоснилась», заря неизбежно вы­зывает мысли о ней, и, на первый взгляд, цветового эпитета нет, но есть намёк: «тихий час». А в «тихий час» заря — розовая.)

7.                               Так образ природы слился с образом любимой девушки.

  •           — Найдите эпитеты, обращенные к «ней».
  •                                                                        ( 3 слайд – эпитет)
  • Эпитет — образное определение, характеристика свойства или качества человека, понятия, предмета, явления.
  • (Нежная, лучистая, светлая; её имя — тонкое, волосы — ов­сяные, руки — невинные.
  •    На всём, что связано с ней — нежной, красивой, лучистой, светлой, — лежит тёплый отсвет. И в то же время это свет его души, души поэта)

(Это он так чутко воспринимает красоту. Для него красота природы и человека сливаются. И вот уже о ней он начинает говорить, как о природе:

Зёрна глаз твоих осыпались, завяли…

Цвет волос её — «овсяный». «Вечер синий шепчет о ней». Причём «синий» у Есенина светлый и приятный.            

     Эпитеты у Есенина – цветовые. Они исполняют роль зрительных ощущений. С их помощью сливаются воедино до­рогие сердцу образы — природа, Родина и любимая девушка. )

8.  Большое значение в стихотворении имеют и звуковые образы. Они придают есенинскому стиху особую вырази­тельность, музыкальность, что сближает его с песней.

— Найдите зву­ковые повторы в 1-ой строфе.

[с — с'], [н — н']. — аллитерация (повторение согласных).

                                                        (4 слайд – аллитерация)

Аллитерация – повтор в поэтической речи одного и того же согласного звука или близкого ему по звучанию. Аллитерация – один из приемов звукописи. Она придает художественному образу выразительность.

 Такая тональность не случайна.

Рассмотрим звуковой состав слова овсяный.     ( на доске)

 Такие звуки и определили зрительно-звуковой образ строфы. С овсом, его колосьями в нашем сознании связан шелест с лёгким посвистом [с]. Хотя первая строфа богата и другими созву­чиями.

  1. Музыкальность первой строфы, создаваемая обилием созву­чий, словно превращает эту часть произведения в музыкальное произведение — увертюру, а в ней                                                                                                                                                                уже намечается музыкальная тема утончённого в своём ли­ризме женского образа.
  2. [с] постепенно ослабевает и переходит в 3-ей строфе в [з]: зёрна завяли. Начинает казаться, что звукопись подготавливает воз­никновение [з] слова звук:
  3. Имя тонкое растаяло, как звук.
  4. — Как же упомянутыйзвук начинает «действовать»?
  5.  И в 4-ой строфе видим: (на доске)
  6. Слышу, говор, поющих.
  7. То есть слово «звук» как бы перерастает в звуковую цепочку: звук – слышать – говорить – петь – песня – ты песня.
  8.                                                  (5 слайд – звуковая цепочка)
  9.  Образ юной красавицы как песня
  10.   — Каким настроением овеяно стихотворение?

 (Стихотворение овеяно лёгкой грустью. Это грусть проща­ния то ли с родной стороной, то ли с неповторимой юностью, ко­торая прошла среди природы.)

 — В каких строках выражается лирический мотив прощания?

 — Заканчивается ли стихотворение прощанием?

(Стихотворение не заканчивается прощанием, потому что память сердца воскрешает всё. И снова звучат стихи о природе и о ней. Заканчивается стихотворение дословным повторением первого четверостишия.

Поэт не перечёркивает прошлого, а всем произведением уве­ряет: пусть возврата нет, пусть юность с её первым чувством не вернуть, но она осталась с нами и в нас, обернувшись восприимчи­востью к красоте, ко всему лучшему, что есть в жизни.)

IV. Подведение итогов.

Это стихотворение — яркий пример, как в творчестве С. Есе­нина сливаются воедино три самые важные в его творчестве темы: природа, родной край и любовь. Это стихотворение — демонстрация чуткого восприятия самим поэтом красоты. Ведь только чуткому сердцу подвластно увидеть красивое, ценить красоту.

                                          ( 6 слайд – вывод)

V. Домашнее задание.

Письменный анализ стихотворения «Не бродить, не мять в кустах багряных…». (Можно проанализировать другое стихотворе­ние — по выбору учащегося.)

Литература

Есенин С. Поли. собр. соч.: В 7 т. Т. 2, 6. — М.: Наука-Голос, 1999.

Источник: http://novogilkinschool.uoura.ru/index.php/2011-11-23-01-35-14/66-2013-11-25-04-26-12/331-l-r-9

Читать

Олег Лекманов, Михаил Свердлов

Сергей Есенин: биография

Предисловие ко второму изданию

Когда речь заходит о Сергее Есенине, трудно быть объективным. Теми, кто пишет о поэте, чаще всего движет читательская любовь, а не филологическая любознательность – вот почему в работах о поэте анализ сплошь и рядом вытесняется апологетическим пафосом.

За редкими исключениями, есениноведы не могут или не хотят дистанцироваться от Есенина: они стремятся, вольно или невольно, не столько к исследованию биографии и творчества, сколько к защите и восхвалению “рязанского соловья”. О любимом поэте пишут как о герое-протагонисте, не скупясь на эпитеты один сильнее другого.

В качестве выразительного примера приведем здесь большую сборную цитату из предисловия к замечательному коллективному труду – новейшей многотомной “Летописи жизни и творчества С. А. Есенина”. Предисловие это написано главным редактором не только “Летописи…”, но и Полного академического собрания сочинений поэта: “Гениальный поэт – всегда Личность.

Его душа всегда возвышенно-крылата, чутка к страданию людскому, всегда человечна. По своей творческой сути, по своим убеждениям и идеям они, великие мыслители и революционеры духа, постоянно и настойчиво вслушиваются в биение народного сердца, в могучее дыхание родины, чутко улавливая раскаты новых революционных бурь и потрясений.

Это незыблемый закон искусства Когда читаешь и перечитываешь Есенина, включая его ранние стихи, где все – правда, озаренная и печальная, все – жизнь, радостная и трагическая; поэмы и стихи, в которых предельно, исповедально обнажена душа художника, – все очевиднее становится их резкая несовместимость с различного рода “романами без вранья” Словно Антей, каждый раз, когда Есенину было особенно трудно, припадал он душой и сердцем к родной рязанской земле, вновь обретая животворную нравственную силу и энергию для своих бессмертных стихов и поэм о России Наполненная любовью к людям, к Человеку, к красоте родной земли, проникнутая душевностью, добротой, чувством постоянного беспокойства за судьбу не только своих соотечественников, но и народов других стран и наций, гуманистическая поэзия Есенина активно живет и действует в наши дни, помогая сохранению и упрочению мира во всем мире”[1].

В нарушение сложившейся традиции, авторы предлежащего жизнеописания Сергея Есенина не ставили своей целью во что бы то ни стало обелить (или очернить) поэта в глазах читателя. Нам хотелось по возможности беспристрастно рассказать о Есенине, передоверив восторги и инвективы мемуаристам и современным поэту критикам, чьи голоса звучат почти на каждой странице этой книги.

В своих восторгах современники Есенина порой доходили до экстаза: “А вот прочитал я первый том стихов Есенина и чуть не взвыл от горя, от злости. Какой чистый и какой русский поэт. Мне кажется, что его стихи очень многих отрезвят и приведут “в себя”” (М. Горький)[2].

В своих инвективах – до брани: “Я обещаю вам Инонию! – Но ничего ты, братец, обещать не можешь, ибо у тебя за душой гроша ломаного нет, и поди-ка ты лучше проспись и не дыши на меня мессианской самогонкой!” (И. Бунин)[3].

Для нас и то и другое – ценный и заслуживающий самого пристального анализа материал.

Разумеется, в своей работе мы опирались на изыскания и наблюдения предшественников-есениноведов. Хотелось бы с благодарностью назвать здесь имена К. М. Азадовского, В. Г. Белоусова, В. А. Вдовина, Э. Б. Мекша, Гордона Маквея, С. И. Субботина, В. И. Хазана, С. В. Шумихина, не забывая о многих других.

Особо следует отметить уже упоминавшуюся нами “Летопись жизни и творчества С. А. Есенина”, а из более общих сводов фактических сведений – коллективный труд “Литературная жизнь России 1920-х годов. События. Отзывы современников. Библиография” и монографию А. В. Крусанова “Русский авангард, 1907–1932”.

Считаем своим приятным долгом поблагодарить Н. А. Богомолова, А. Л. Дмитренко, А. А. Кобринского, Г. А. Левинтона и Р. Г. Лейбова за ценные советы, замечания и дополнения. Важными для нас были и (на удивление доброжелательные) рецензии на первое издание этой книги[4].

Отдельная благодарность – сотрудникам библиотеки ИНИОН Т. В. Еремеевой и Е. А. Велидовой.

Сергей Есенин. Биография

Сергей Есенин 1921-1922

Глава первая

“Жил мальчик в простой крестьянской семье…” (1895–1912)

1

Так Сергей Есенин писал о своем детстве в “Черном человеке”.

А вот как поэт рассказывал о себе Александру Блоку в январе 1918 года: “…Из богатой старообрядческой крестьянской семьи”[5].

В зависимости от обстоятельств Есенин в устных рассказах и в стихах легко мог заменить “богатую старообрядческую семью” на “простую”: это, очевидно, не казалось ему столь уж важным, тем более что старообрядцем в семье никто не был[6], а жила она серединка на половинку – ни бедно, ни так чтобы очень богато. Но неизменным при “семье” всегда оставался эпитет “крестьянская”.

О своем происхождении Есенин никогда не забывал и, вслед за Николаем Клюевым, положил его в основу собственного биографического мифа, мифа “последнего поэта деревни”.

  • О край разливов грозных
  • И тихих вешних сил,
  • Здесь по заре и звездам
  • Я школу проходил.
  1. И мыслил и читал я
  2. По библии ветров,
  3. И пас со мной Исайя
  4. Моих златых коров.

(“О пашни, пашни, пашни…”)

Сергей Есенин (во втором ряду справа) среди односельчан рядом с площадкой для игры в крокет. На заднем плане – Казанская церковь

Единственная фотография, на которой Есенин снят в Константинове. 1909

  • И это я!
  • Я, гражданин села,
  • Которое лишь тем и будет знаменито,
  • Что здесь когда-то баба родила
  • Российского скандального пиита.

(“Русь Советская”)

Другой вопрос: какую деревню изображал поэт в своих стихах? Ту ли полусказочную, от чьего имени надписал Л. Андрееву свою первую книгу стихов: “Великому писателю Земли Русской Леониду Николаевичу Андрееву. От полей рязанских, от хлебных упевов старух и молодок.

На память сердечную о сохе и понёве”?[7] Или ту капиталистическую деревню начала XX века, о повседневной жизни которой юный Есенин в июне 1911 года сообщал в письме к другу Грише Панфилову: “У нас делают шлюза, наехало множество инженеров, наши мужики и ребята работают, мужикам платят в день 1 р. 20 к., ребятам 70 к., притом работают еще ночью.

Платят одинаково. Уже почти сделали половину, потом хотят мимо нас проводить железную дорогу”?[8]

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=229593&p=5

Ссылка на основную публикацию