Анализ стихотворения тургенева в дороге 6, 10 класс

Некрасов глубоко сочувствовал крестьянам всю свою жизнь. Их пресыщенное тяжелым физическим трудом существование, вызывало в нем чувство горечи и обиды. В одном из своих творений «В дороге» поэт, в привычной для него манере диалога, грустит об одной из крестьянских судеб.

С детства молодую девушку воспитывали вместе с барыней в господском доме, прививали хорошие манеры, учили грамоте. Но, дочь хозяина вышла замуж и уехала, а сам барин умер.

Крестьянку, как ненужную игрушку, выбросили из дому. Её отдали замуж за сельского ямщика, но не приученная с детства к тяжелому физическому труду девушка постепенно чахнет.

Непривычный быт крестьян ей, как образованному человеку, дается очень тяжело.

Даже своего ребенка она учит грамоте и барским манерам. Нелегко приходится и ее мужу, ведь он старается сделать ее счастливой, как умеет, но люди с разным воспитанием не могут понять друг друга. Мужа гнетет ее непонятная для него тоска о книгах и несостоявшемся в молодости браке с учителем.

Становится очевидным, что господская прихоть иметь живую игрушку, не задумываясь о ее дальнейшей судьбе и чувствах, делает несчастными сразу двоих, ни в чем не повинных, людей. Живость народной речи и трехстопный анапест, применяемые в произведении, только усиливают трагизм повествования.

Анализ стихотворения Н.А. Некрасова «В дороге»

Анализ стихотворения Тургенева В дороге 6, 10 класс

Николай Алексеевич Некрасов (1821-1877) обогатил лирическое чувство новыми для русской литературы компонентами. Он привнес в поэзию чувство социальности и социально-аналитичес­кое начало. Чувство социальности включает в себя боль за бытие униженных и оскорбленных, их судьбу, стремление помочь им, ощущение личной ответственности за положение дел, страстное желание перемен и трезвое понимание того, что эти желанные перемены наступят нескоро.

Чувство социальности выражается еще и в том, что характеры, судьбы и психология его героев оцениваются, осмысляются с точки зрения не случайного, а социально закономерного. Так, прото­типом Груши, героини стихотворения «В дороге» (1845), принесшим Н. А.

Некрасову признание в литературе, вероятно, была крепостная девушка Наталья Андреева из имения Некрасовых Грешнево. Но стихотворение рассказывает не только о судьбе одной женщины. «В дороге» — первое из стихотворений Н. А.

Некрасова, посвященных женской крестьянской доле, и вместе с тем его первое резкое выступление против крепостного права.

Композиционно стихотворение «В дороге» представляет собой разговор путника с ямщиком («Скучно! скучно. Ямщик удалой, / Разгони чем-нибудь мою скуку! / Песню, что ли, приятель, запой / Про рекрутский набор и разлуку; / Небылицей какой посмеши / Пли, что ты видал, расскаяси — / Буду, братец, за все благодарен») и рассказ ямщика о своей жизни.

Такая композицион­ная схема восходит к русским народным ямщицким песням, но в некрасовском стихотворении она наполнена иным содержанием: здесь речь идет не «про рекрутский набор и разлуку», а о тяжелой доле русской крестьянки.

Крестьянская девочка Груша по воле барина была воспитана как барыш­ня: «В барском доме была учена / Вместе с барышней разным наукам, / Понимаешь-ста, шить и вя­зать, / На варгане играть и читать — / Всем дворянским манерам и штукам. / Одевалась не то, что у нас / На селе сарафанницы наши, / А, примерно представить, в атлас; / Ела вдоволь и меду и каши.

/ Вид вальяжный имела такой, / Хоть бы барыне, слышь ты, природной, / И не то что наш брат крепостной, / Тоись, сватался к ней благородный». Когда же барин умер, то новый господин выдал Грушу замуж за крестьянина: «Знай-де место свое, ты, мужичка!» После жизни в барском доме Груша оказалась не приспособленной для крестьянской жизни: «Ни косить, ни ходить за коро­вой.

/ Грех сказать, чтоб ленива была, / Да, вишь, дело в руках не спорилось!» Муж, жалея Грушу и предчувствуя ее скорую смерть, говорит так: «Погубили ее господа, / А была бы бабенка лихая!»

Анализ стихотворения Некрасова «В дороге» 6 класс

Николай Некрасов в свое время был настоящим певцом народной доли. И необходимо отметить, что, пожалуй, невозможно не найти драматической ситуации в жизни народа, на которую не откликнулся бы этот великий поэт.

Так, к примеру, уже в своей ранней лирике, в частности в своем произведении под названием «В дороге» очерчиваются основанные черты его поэзии. Особе внимание Некрасов обращает на нужды простолюдинов. Да и лиризм, и порой горький юмор также свойственны раннему творчеству поэта.

Начинается вышеупомянутое произведение интересным монологом ямщика и барина, в котором несколько раз можно услышать слово скука. Барину скучно, ведь от него так далеки жизненные невзгоды простого народа. Например, с равнодушным видом он прости ямщика спеть песню о рекрутском наборе и долгой разлуке. Его равнодушие и является основным показателем отношения барина к жизни простолюдинов.

Данное стихотворение не имеет каких-либо более или менее развернутых характеристик. Подобная ситуация в творчестве Некрасова довольно распространенная явление. Таким образом, автор не описывает, а только лишь намечает основу конфликта. И как показывают последние строки произведения, помещику нет никакого дела к чувствам простых крестьян, к их переживаниям и тревогам.

Необходимо заметить, что в словах ездока заключена глубокая по своему смыслу ирония, которую можно рассматривать в качестве авторской позиции, поданной иносказательно.

Вне всякого сомнения, Николай Некрасов находится полностью на стороне своих обездоленных героев из простонародья.

И пусть сейчас автор является всего лишь слушателем, который стремится узнать о бедах, а также чаяниях родного многострадального народа. Это пока.

Вскоре он сможет увидеть единственный путь к счастью. И пусть он будет очень долгим, тернистым, а иногда даже опасным, однако данный путь является единственно верным.

А пока в последней строке произведения Некрасова модно услышать только лишь горькую бессильную усмешку, которая еле скрывает поэтические слезы сострадания.

«В дороге» Н.Некрасов

Анализ стихотворения Тургенева В дороге 6, 10 класс

Стих «В дороге» Николай Некрасов

— Скучно? скучно. Ямщик удалой, Разгони чем-нибудь мою скуку! Песню, что ли, приятель, запой Про рекрутский набор и разлуку; Небылицей какой посмеши Или, что ты видал, расскажи,-

Буду, братец, за все благодарен.

«Самому мне невесело, барин: Сокрушила злодейка жена. Слышь ты, смолоду, сударь, она В барском доме была учена Вместе с барышней разным наукам, Понимаешь-ста, шить и вязать, На варгане играть1 и читать — Всем дворянским манерам и штукам. Одевалась не то, что у нас На селе сарафанницы наши, А, примерно представить, в атлас; Ела вдоволь и меду и каши.

Вид вальяжный2 имела такой, Хоть бы барыне, слышь ты, природной, И не то что наш брат крепостной, Тоись, сватался к ней благородный (Слышь, учитель-ста врезамшись был, Баит кучер, Иваныч Торопка),- Да, знать, счастья ей бог не судил: Не нужна-ста в дворянстве холопка! Вышла замуж господская дочь, Да и в Питер… А справивши свадьбу, Сам-ат, слышь ты, вернулся в усадьбу, Захворал и на Троицу в ночь Отдал богу господскую душу, Сиротинкой оставивши Грушу… Через месяц приехал зятек — Перебрал по ревизии души3 И с запашки ссадил на оброк, А потом добрался и до Груши. Знать, она согрубила ему В чем-нибудь али напросто тесно Вместе жить показалось в дому, Понимаешь-ста, нам неизвестно,- Воротил он ее на село — Знай-де место свое ты, мужичка! Взвыла девка — крутенько пришло:

Белоручка, вишь ты, белоличка!

Как на грех, девятнадцатый год Мне в ту пору случись… посадили На тягло4 — да на ней и женили… Тоись, сколько я нажил хлопот! Вид такой, понимаешь, суровый… Ни косить, ни ходить за коровой.

Грех сказать, чтоб ленива была, Да, вишь, дело в руках не спорилось! Как дрова или воду несла, Как на барщину шла — становилось Инда5 жалко подчас… да куды!- Не утешишь ее и обновкой: То натерли ей ногу коты6, То, слышь, ей в сарафане неловко.

При чужих и туда и сюда, А украдкой ревет, как шальная… Погубили ее господа,

А была бы бабенка лихая!

На какой-то патрет все глядит Да читает какую-то книжку… Инда страх меня, слышь ты, щемит, Что погубит она и сынишку: Учит грамоте, моет, стрижет, Словно барченка, каждый день чешет, Бить не бьет — бить и мне не дает… Да недолго пострела потешит! Слышь, как щепка худа и бледна, Ходит, тоись, совсем через силу, В день двух ложек не съест толокна — Чай, свалим через месяц в могилу… А с чего. Видит бог, не томил Я ее безустанной работой… Одевал и кормил, без пути не бранил, Уважал, тоись, вот как, с охотой… А, слышь, бить — так почти не бивал,

Разве только под пьяную руку…»

— Ну, довольно, ямщик! Разогнал Ты мою неотвязную скуку.

Анализ стихотворения Некрасова «В дороге»

Николай Некрасов по праву считается знатоком крестьянской души, поэтому многие его произведения посвящены представителям низших сословий, которые во времена крепостного права приравнивались к домашнему скоту.

В те далекие времена крепостных считали по душам, и чем больше их было в имении, тем богаче слыл его владелец. Однако даже на Руси бывали исключения, когда крестьянская девушка становилась любимицей в барском доме и даже выходила замуж за дворянина.

Читайте также:  Сочинение базаров и родители в романе тургенева отцы и дети

Впрочем, Николай Некрасов никогда не питал иллюзий по поводу подобных мезальянсов, считая, что они обречены.

И в этом отношении его гораздо больше волновала судьба крестьян, которые по прихоти господ сначала становились им равными, а впоследствии возвращались к нелегкой крепостной жизни. Именно такому случаю посвящено стихотворение «В дороге», написанное поэтом в 1845 году.

Николай Некрасов нередко прибегал в своих поэтических произведениях к форме диалога, считая, что стихи от этого только выигрывают. становясь живее и понятнее читателю. «В дороге» не является исключением.

Это произведение начинается с того, что барин, с которым отождествляет себя поэт, просит ямщика развеселить его во время очередного дальнего путешествия песней либо интересным рассказом. На что ямщик отвечает: «Самому мне невесело, барин».

Причина его печали кроется в красавице-жене, которой выпала нелегкая доля. С детства она росла в панском доме вместе с дочкой хозяина, обучаясь различным наукам и хорошим манерам, «ела вдоволь и меду и каши», а также знала толк в рукоделии и изысканных нарядах.

Однако барская дочь вскоре выросла и вышла замуж, уехав в Петербург, а ее отец неожиданно скончался.

Когда в права имением вступил зять хозяина, то он первым делом «перебрал по ревизии души», то есть, пересчитал всех крепостных, определив им новый оброк.

Кроме этого, молодой владелец усадьбы не поладил с Грушей, которая вела себя как светская барышня, но при этом по-прежнему оставалась крепостной крестьянкой. Ей приказано было возвращаться в деревню, о которой девушка имела весьма смутное представление.

Ведь до этого она никогда не работала в поле и не ходила за домашними животными, не умела готовить и считала, что убирать в доме должна специально нанятая прислуга.

На этом беды Груши не закончились, так как новый барин вскоре решил выдать ее замуж за крепостного мужика, которым и оказался ямщик.

По его словам, жить с женой, которая с самого детства была приучена к роскоши, оказалось очень сложно, так как хозяйка из нее получилась, по крестьянским меркам, никудышная.

Хотя герой стихотворения и отмечает, что «грех сказать, чтоб ленива была», но при этом у молодой хозяйки совсем «дело в руках не спорится».

Однако гораздо сильнее ямщика беспокоит не это, а весьма странное поведение супруги, которая «украдкой ревет как шальная», читает книжки и учит грамоте маленького сына, а также воспитывает его «словно барченка», заставляя мыться, ходить в чистой одежде и расчесываться. При этом ямщик понимает, что его жена тоскует по прошлой, сытой и счастливой жизни, поэтому стала «как щепка худа и бледна», и вот-вот ляжет в могилу.

Финальная часть стихотворения состоит из одной короткой фразы, в которую автор вложил всю свою агрессию вперемешку с сарказмом. отметив, что ямщик «разогнал неотвязную скуку».

Однако ей на смену пришло осознание той безысходности, в которой вынуждены жить крепостные крестьяне, и чувство горечи за неизвестную ему Грушу, которой испытание роскошью оказалось не под силу.

Она стала очередной игрушкой в чьих-то руках, которую выбросили за ненадобностью, даже не подумав о том, что происходит в этот момент в ее душе.

«В дороге», анализ стихотворения Некрасова 10 класс

История создания

Стихотворение «В дороге» написано Некрасовым в 1845 году, поэту только 24 года. Это жанровая сценка, созданная в виде диалога между барином и ямщиком (перевозчиком на длинные дистанции). Ямщики часто пели песни и рассказывали истории заскучавшим седокам, так что Некрасов описывает типичную жизненную ситуацию. Песня-жалоба ямщика как жанр существовала в фольклоре.

Литературное направление, жанр

Стихотворения Некрасова реалистичны. Они описывают типичного героя в типичных обстоятельствах. Во времена крепостного права крестьяне нередко становились игрушкой в руках господ. Иногда это происходило как будто случайно, как описано в стихотворении «В дороге»: крепостную девочку взяли в господский дом в подруги и компаньонки дочери хозяина.

Когда барышня выросла и вышла замуж, а старый хозяин умер, его зять отправил девушку, привыкшую жить как барышня, в деревню и выдал замуж. Помещики не думали о судьбе своих крепостных. Изменение жизни сделало барышню-крестьянку несчастной и грозит ей гибелью.

Справедливости ради надо сказать, что случались и неравные браки между помещиками и крепостными, но они редко были счастливыми.

Стихотворение относится к гражданской лирике и обличает общественное устройство крепостнической России.

Тема, основная мысль и композиция

Сюжет стихотворения – жалобы ямщика на свою жену, выросшую в господском доме. Груша была научена наукам, шить, вязать, читать, играть на фортепиано. Она по-господски одевалась, ела господскую пищу (кашу с мёдом). К ней даже сватался учитель, «да, знать, счастья ей Бог не судил».

После того как в дом приехал новый хозяин, Груша почему-то была отправлена в деревню и выдана замуж, и жизнь её, а также её мужа, стала невыносимой. Муж не считает её ленивой, но делать она ничего не умеет, «ни косить, ни ходить за коровой». Женщине тяжело выполнять любую физическую работу.

Муж-ямщик жалеет её и утешает, как это принято у крестьян, но даже обновки её не радуют, непривычная одежда и обувь неудобны. Груша плачет, мало ест и, очевидно, недолго проживёт на свете.

Она читает какую-то книжку (может быть, единственную, которая у неё есть), смотрит на какой-то портрет (не на портрет ли учителя?) Ямщик совершенно не понимает своей жены, не видит собственной вины, ведь он обращался с ней по-крестьянски хорошо, даже почти не бил. Его беспокоит ещё и судьба сынишки, которого мать воспитывает как барчонка.

Основная мысль рассказчика заключена в двух строчках: «Погубили её господа, А была бы бабёнка лихая». Ямщик подразумевает, что крестьянку сгубило барское воспитание. Барин, который просил развлечь его рассказом, останавливает крестьянина на словах о том, что жену он бил только под пьяную руку. Барин-то понимает, насколько девушку должна угнетать такая жизнь.

Не потому, что она должна выполнять грязную крестьянскую работу, а потому, что она унижена. Тема стихотворения — несчастная судьба человека с чувством собственного достоинства. Барин осознаёт всю безнадёжность и безотрадность судьбы несчастных супругов и вообще всех людей в классовом обществе, которым была крепостная Россия. Идея стихотворения антикрепостническая.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано трёхстопным анапестом, напоминающим тонические русские песни-жалобы. Этот ритм ложится на стук копыт. Живость речи передаёт чередование женской и мужской рифмы, а также разнообразная рифмовка, которая чередуется неупорядоченно: перекрёстная, парная и кольцевая.

Тропы и образы, речь

Реалистичной речь ямщика делают просторечные выражения: слышь ты, понимаешь-ста, тоись, врезамшись, баит, сам-ат, патрет. Некрасов точно сумел передать состояние крестьянина, не знающего, чем помочь своей жене и в чём его собственная вина.

Барин в начале диалога спокоен и равнодушен: ему безразлично, какую историю послушать. Но он не бессердечен. Речь барина иронична.

В последней фразе «Разогнал Ты мою неотвязную скуку» чувствуется сарказм: было грустно, а стало ещё грустнее и безнадёжней.

В речи ямщика нет тропов, да и откуда бы им взяться у крестьянина. Есть два простонародных сравнения ревёт, как шальная, как щепка худа и бледна и один эпитет — высшая крестьянская похвала бабёнка лихая. Эпитет барина неотвязная скука подчёркивает его горечь от услышанного.

Слушать стихотворение Некрасова В дороге

Темы соседних сочинений

← В деревне↑ НекрасовВ зимние сумерки →

Анализ стихотворения Тургенева В дороге 6, 10 класс

Источник: https://ostihe.ru/analiz-stihotvoreniya/nekrasova/v-doroge

«В дороге», анализ стихотворения Ивана Сергеевича Тургенева

Иван Сергеевич Тургенев воспринимается большинством читателей как автор произведений крупной формы — повестей «Ася», «Первая любовь», романов «Рудин», «Дворянское гнездо» и множества других, не менее известных ценителям русской классики.

Однако начинал свою творческую деятельность писатель именно с поэтических форм, да и в последние годы жизни прославился особым жанром, получившим впоследствии название «Стихотворений в прозе». Тургенев пробовал себя в роли автора поэм и элегий, баллад и мадригалов.

Еще в середине XIX века он прославился своими эпиграммами и пародиями, экспромтами и шутливыми посланиями. Также перу Тургенева принадлежат переводы произведений величайших поэтов Европы: Байрона, Гейне, Мюссе, Вольтера.

Сам Иван Сергеевич очень сдержанно оценивал свои стихотворные опыты, считал, что вовсе не обладает поэтическим талантом. Но одно из его стихотворений не просто стало любимым романсом многих почитателей этого жанра, но даже было положено на музыку разными композиторами: Г. Катуаром, Я. Пригожим, А. Гедике.

Речь идет о стихотворении «В дороге», больше известном по первой строчке — «Утро туманное, утро седое…». Лирический сюжет довольно прост: герой в дороге вспоминает о былых днях. Унылый осенний пейзаж располагает не просто к задумчивости, а, скорее, к созерцательности, философствованию.

В памяти героя невольно возникают моменты прожитой долгой жизни, возможно, поэтому и утро у него «седое» — такое же убеленное сединами, как и сам герой. Но при этом данное определение — «утро седое» — можно отнести к постоянным эпитетам, ведь туман очень часто сопоставляют с сединой (ср.: у С.

Читайте также:  Инферно - краткое содержание романа брауна

Есенина — «седины пасмурного дня»).

Усиливается восприятие стиха с помощью повторения слова «вспомнишь»: оно использовано пять раз.

Глагол в форме второго лица настраивает на диалог, как будто обращенный к читателю, создавая ощущение сопричастности к чему-то личному, интимному, но сами предложения носят обобщенно-личный характер, приглашая к разговору любого.

При этом происходит постепенное «прояснение» картины: если сначала, как и положено ранним утром, все размыто, не имеет четких очертаний, то по мере того, как начинает светать, проясняется восприятие и героя, и читателя.

Параллельно с рассветом в природе происходит нарастание чувств лирического героя. Если сначала он «нехотя вспоминает и время былое, и лица, давно позабытые», то уже в следующую минуту память услужливо предлагает вспомнить «обильные страстные речи» и взгляды, «жадно … ловимые».

И хотя читателю становится ясно, что речь идет о прошедшей любви («последние встречи», разлука), к тому же герой вспоминает об этом «с улыбкою странною», но это не вызывает ощущение отчаянья и безнадежности. Это сопоставимо со словами героини рассказа И.

Бунина «Темные аллеи» Надежды: «Все проходит, да не все забывается».

Удивительно, как мудро и точно удалось передать 25-летнему писателю такое состояние светлой грусти, свойственное стихотворениям о несчастной или уже прошедшей любви (как у Пушкина в его стихотворении «На холмах Грузии…»).

Гораздо более поразительным можно считать тот факт, что, написанное в 1843 году, это стихотворение было прощанием с одной любимой женщиной — Татьяной Бакуниной, а стало предвестником долгого и мучительного романа с другой — Полиной Виардо, молодой певицей, замужней женщиной, которую Тургенев нежно и трепетно любил на протяжении почти 40 лет.

И читатель вслед за героем стихотворения «В дороге» тоже должен понять, что все выпавшие на долю человека испытания делают его более мудрым, стойким, наполняют дорогими сердцу воспоминаниями, дают возможность просветленности сознания героя, очищения его души (катарсиса) после заново пережитых мгновений прошлого.

  • «Отцы и дети», краткое содержание по главам романа Тургенева
  • «Отцы и дети», анализ романа Ивана Сергеевича Тургенева
  • «Первая любовь», краткое содержание по главам повести Тургенева
  • «Бежин луг», анализ рассказа Ивана Сергеевича Тургенева
  • Тургенев Иван Сергеевич, краткая биография
  • «Первая любовь», анализ повести Тургенева
  • «Рудин», краткое содержание по главам романа Тургенева
  • «Бежин луг», краткое содержание рассказа Тургенева
  • «Муму», анализ рассказа Ивана Сергеевича Тургенева
  • «Дворянское гнездо», анализ романа Ивана Сергеевича Тургенева
  • «Рудин», анализ романа Ивана Сергеевича Тургенева
  • «Воробей», анализ произведения Ивана Тургенева
  • «Певцы», анализ рассказа Ивана Сергеевича Тургенева
  • «Дворянское гнездо», краткое содержание по главам романа Тургенева
  • «Накануне», анализ романа Ивана Сергеевича Тургенева

По писателю: Тургенев Иван Сергеевич

Источник: https://goldlit.ru/turgenev/710-v-doroge-analiz

Анализ стихотворения Тургенева В дороге 6

Стихотворение Тургенева “В дороге” воспроизводит перед читателями великолепную картину осени. Картина туманного утра, красоты осеннего леса описывает в своем стихотворении поэт.

Но эта тематика не является основополагающей. Автор повествует о своих душевных переживаниях, о мыслях сопровождающих его в пути.

Он вспоминает грустные и счастливые моменты из своей жизни, которые с трепетом хранит у себя в душе.

Он понимает, что прошлое не вернуть и теперь можно довольствоваться лишь воспоминаниями. Нельзя сказать, что он с большим сожалением говорит о том, что происходило, это больше похоже на некую тихую грусть и сожаление о том, как быстротечно время.

Также поэт вспоминает о минувшем чувстве влюбленности. Он вспоминает об этом, как о чем-то светлом. Также прекрасно он понимает, что все это уже в далеком прошлом и не так трогает душу, но он с большой теплотой вспоминает свои чувства.

Своеобразна композиция данного стихотворения. С каждой строчкой чувства будто бы усиливаются, становятся более отчетливыми и яркими. Стихотворение невероятно музыкально, неудивительно, что оно положено на музыку.

Для более яркой образности автор использует художественные приемы. В первую очередь стоит отметить многообразие эпитетов. Все стихотворение буквально пронизывает этот художественный прием. Благодаря его использованию мы отчетливо прорисовываем каждую деталь, воображая себя лирическим героем.

Также автор использует олицетворение. Природа словно живое существо невидимой нитью связана с чувствами и мыслями человека. Создается впечатление, что по мере того как природа видоизменяется, у лирического героя также в голове образуется некоторый порядок и чувства приобретают завершенность и целостность.

Данное стихотворение не может оставить равнодушным ни одного читателя. Каждое слово врезается в память, а изображение природы невольно встает перед глазами. Что же хотел донести автор в своем стихотворении? Какая мысль буквально пронизывает все стихотворение?

Не стоит жить воспоминаниями и цепляться за прошлое, все самое интересное всегда ожидает впереди. Лирический герой не сожалеет ни о чем, он понимает, что впереди его ждет нечто совершенно новое. Он не смотрит с безнадежностью и разочарованием на свою жизнь, он принимает жизнь с ее цикличностью, взлетами и падениями, разочарованиями и минутами истинного счастья.

6 класс, 10 класс

Анализ стихотворения В дороге Тургенева 6 класс

За частую смысл стихотворения заключается в самом простом и банальном смысле, а иногда бывает, что смысл стихотворения настолько глубок и сложен, что далеко не каждый способен понять его даже после нескольких прочтений.

Сегодня хочется поговорить о таком произведении как стихотворение “В дороге”.

Первое, что хочется сказать, так это то, что созданию этого замечательного стихотворения мы обязаны одному из самых великих русских писателей, а именно Тургеневу Ивану Сергеевичу.

Данный писатель очень трепетно относился к своим произведениям, и поэтому его несколько оскорблял тот факт, что данное стихотворение более известно по первой строчке, нежели по его названию. И так, давайте вернемся к смыслу данного стихотворения, он довольно таки прост и прозрачен. Воспоминания о былом, прошедшем является главным смыслом данного произведения.

Воспоминаниям, которые появляются в мыслях благоприятно соответствует ситуация, герой стихотворения находится в дороге, а как показывает время именно в дороге многие очень часто изучают свою ситуацию, анализируют свою жизнь, поступки и вспоминают.

Более того, конкретно в данном стихотворении воспоминаниям еще и соответствует погода, а именно осень. Что касается построения, то это стихотворение имеет очень интересную композиционную картину, которой автор сделал это произведение очень интересным и наполненным.

  • Если говорить более подробно, то это своеобразная рамочное обрамление произведения.
  • Причем границы проходят между строфами, что придает стихотворению плавность и непрерывность.
  • В заключении хочется сказать, что данное произведение очень близко для многих, потому что отражает внутренний мир каждого из нас.
  • Анализ стихотворения В дороге по плану

Источник: https://studentguide.ru/sochineniya-na-raznye-temy/analiz-stixotvoreniya-turgeneva-v-doroge-6.html

Иван Сергеевич Тургенев Стихотворение «В дороге». — презентация

1 Иван Сергеевич Тургенев Стихотворение «В дороге»

2 Романс «Утро туманное» Слова И. Тургенева. Музыка В. Абазы Стихотворение- элегию «Утро туманное» И.С. Тургенев написал в ноябре 1843 г. под впечатлением разрыва с Татьяной Бакуниной, сестрой известного революционера-анархиста Михаила Бакунина.

В произведении слышится щемящее чувство тоски по ушедшему счастью, родине, которую автор добровольно покинул и жил на краю чужого гнезда в семье Полины Виардо. Музыку к этим прекрасным словам написал офицер лейб-гвардии гусарского полка Эраст Абаза, одаренный музыкант, тонко чувствовавший прекрасное.

Талантливый молодой человек погиб во время Крымской войны в осажденном Севастополе в июне 1855 г.

3 «Утро туманное»

4 Первое впечатление Прослушивание романса «Утро туманное, утро седое…» (автор музыки Э.М.Абаза) Игра «Ассоциация» О чем стихотворение И.С.Тургенева? Сформулируйте основную тему. Художник К. Горбунов. 1838–1839

5 Построение диалога Работа в парах. Создание вопросов, выявляющих первичное восприятие.

Фрагменты текста, на которых остановилось внимание при чтении стихотворения Какие вопросы возникли у меня? Нивы печальныеПочему для героя все вокруг выглядит печально? Нехотя вспомнишьПочему он вспоминает о прежних чувствах «нехотя»? Вспомнишь и лица давно позабытые К кому обращается герой в воспоминаниях? Вспомнишь разлуку с улыбкою странной Почему его улыбка «странная»? Составление круга вопросов, на которые необходимо ответить в ходе анализа

6 Татьяна Бакунина Цикл из трех стихотворений под общим названием «Вариации» год Т.Бакунина полюбила его высокой идеальной любовью. «Вы святой, вы чудный, вы избранный Богом, — пишет она ему.

– На челе у вас я вижу отпечаток его величия, его славы, и вы будете, как он, великим, могущественным, свободным, блаженным, как он… О, оставьте меня в святом, в блаженном созерцании той дивной будущности, которую я смею предрекать вам».

7 Иван Тургенев Герои не любили, они только хотели любить, играли в любовь. И.

Тургенев в письме: « …Послушайте – клянусь Богом: я говорю истину – я говорю, что думаю, что знаю: я никогда ни одной женщины не любил более Вас – хотя не люблю и Вас полной и прочной любовью… Для Вас одних я хотел бы быть поэтом, для Вас, с которой моя душа каким-то невыразимо чудным образом связана… ваш образ, ваше существо всегда живы во мне, изменяются и растут и принимают новые образы… Вы моя Муза» (20 марта 1842)

Читайте также:  Степь - сообщение доклад (3, 4, 5 класс. окружающий мир. биология)

8 Анализ стихотворения Составьте ассоциативный ряд со словом ДОРОГА Перемены, разлука, одиночество, скитальчество, неизвестность, неустроенность. Как название связано с основной мыслью стихотворения? Герой одинок и разочарован. Он прощается с прежней жизнью, но будущее для него неопределенно. В каком произведении, изученном вами ранее, звучит мотив дороги? М.Ю.Лермонтов «Тучи»

9 Первая строфа Почему поэт говорит о событиях, пережитых им совсем недавно, как о далеком прошлом? И.Тургенев отказался от прежних взглядов, пережил стремительную худ. эволюцию Вчерашний день – прошедший этап. Прощание с Т.Бакуриной совпало с разочарованием в том, что его окружало в Премухине.

Найдите контрастные образы или эмоционально противоположные мотивы. Настоящее противопоставлено былому. Одиночество – «лицам», обществу, в котором вращался герой. Какие чувства вызывают воспоминания? Какие слова указывают на отношение героя к прошлому? Воспоминания вызывают сожаление: «нехотя вспомнишь».

10 Вторая строфа Найдите контрастные образы или эмоционально противоположные мотивы. Обильные страстные речи – взгляды…робко ловимые. Первые встречи – последние встречи.

Почему поэт посвящает описанию бурных споров лишь одну строку во второй строфе, а описанию мимолетных взглядов, встреч – три? В его кругу много и увлеченно говорили, но сам Тургенев рассказывал лаконично. Пережитое прошлое контрастно новым настроениям поэта.

Он внутренне сопротивляется этому преувеличенно – эмоциональному стилю романтических излияний, стремится к лаконичной манере выражения и изображения чувств.

11 Третья строфа Какое значение приобретает эпитет СТРАННОЙ? Странная улыбка – слабое отражение чувств, волнующих героя. Непролитая слеза дрожит, она видна за странной натянутой улыбкой.

Каково лексическое значение слова РОДНОЕ? В каком значении употреблено слово? Как относится герой к прошлому? Возможно ли для него возвращение к прежним чувствам? «Родным, далеким» кажется поэту время мимолетной влюбленности.

Он менее всего склонен обвинять возлюбленную и считать ее причиной их взаимного охлаждения и разлуки. Поэт сознает невозможность для себя возврата к старым чувствам, но относится к пережитому с уважением и теплотой.

12 Итоги Лирический мотив воспоминаний составлял подлинный нерв и юношеской поэзии, и зрелой прозы Тургенева.

Стихотворение «В дороге», третье в стихотворном цикле «Вариации», было одним из ранних проявлений присущей Тургеневу склонности включать частные жизненные события и факты в широкую историческую перспективу.

В цикле «Вариации» остро ощутимы и привязанность к прошлому, и решительность разрыва с ним. Чему учит творчество И.С.Тургенева? Какие строчки содержат ответ на этот вопрос?

Источник: http://www.myshared.ru/slide/823219/

Конспект урока по литературе на теме: "И.С.Тургенев. Стихотворение "В дороге"

  • Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя
  • общеобразовательная школа№1 сельского поселения «Село Троицкое»
  • Нанайского муниципального района Хабаровского края
  • Учитель: Коростелёва Наталья Николаевна

Конспект урока литературы .6 класс.

Программа по литературе для 5-11 классов (автор-составители Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев)

Тема урока : И.С.Тургенев. Стихотворение «В дороге».

  1. Цель: ученики научатся анализировать лирический текст на разных уровнях.
  2. Задачи:
  3. -сформулировать тему, основную мысль стихотворения;
  4. -выявить особенности миросозерцания поэта;
  5. -сравнить лирическое стихотворение и музыкальное произведение (романс на стихи);
  6. -проанализировать выбор средств выразительности;
  7. -соверщенствовать умение выразительно читать произведение;
  8. -написать синквейн.
  9. Оборудование: аудиозапись.
  10. Актуализация знаний
  11. Учитель Каждое произведение художественной литературы –это мир

Что можно вложить в понятие мир? ( природа, мир человека, мир писателя ,поэта и т.д.)

Продолжите мысль :Стихотворение -это мир (чувств, переживаний, эмоций поэта. лирического героя

Как можно проникнуть в мир поэта? Как мы это делали, изучая лирические произведения?

(анализировали)

Как можно проанализировать стихотворение ? Назовите направления, критерии.

Какие задачи нам предстоит решить на уроке? Сформулируйте вопросы.

Предполагаемые ответы учащихся О чём стихотворение ?Какие средства выразительности использует автор? Смысл названия.

  • Учитель корректирует задачи
  • Чтение стихотворения учителем или подготовленным учеником, или аудиозапись
  • Выявление первоначальных читательских впечатлений
  • -О чём стихотворение?

Работа в парах. Построение диалога.

  1. Фрагменты текста, на которых остановилось внимание при чтении стихотворения
  2. Какие вопросы возникли у меня?
  3. (вариант возможных вопросов учащихся)
  4. Нивы печальные
  5. Почему для героя всё вокруг выглядит печально?
  6. Нехотя вспомнишь
  7. Почему он вспоминает о прежних чувствах «нехотя»?
  8. Вспомнишь и лица давно позабытые
  9. К кому обращается герой в воспоминаниях?
  10. Вспомнишь разлуку с улыбкою странною
  11. Почему его улыбка «странная»?
  12. — Озвучивание вопросов в группе и классе.
  13. — Составление круга вопросов, на которые необходимо ответить в xoде анализа.
  14. Мотивация

Сделайте в тетради краткое прозаическое изложение стихотворного текста. Что изменилось? Какое произведение вам нравится больше? Почему?

  • Яркое пятно урока
  • Я вам расскажу историю одного романса
  • ( вариант учитель или подготовленное сообщение ученика)

Автор слов – И.С.Тургенев, автор музыки – Эраст Аггевич Абаза, морской офицер, который погиб в Крымской войне 1855 года и похоронен на Братском кладбище в Севастополе, на его надгробии выгравирована нотная строка «Утра туманного».

 О личности Эраста Аггеевича Абаза и его жизни, к сожалению, известно очень мало.

И. С. Тургенев был частым гостем в доме Абаза. Здесь устраивались концерты, в которых принимали участие видные музыканты Рубинштейн, Венявский, Давыдов.

Однажды в Царском Селе на площади перед дворцом проходил парад, которым царь остался недоволен. Последовало приказание: ни одного  офицера из полка в Петербург не отпускать. Это было похоже на арест. Изнывая от скуки, гусары решили пригласить к себе цыганский хор. Всю ночь звучали песни, звенели гитары. Забрезжил рассвет. За окнами стало белым-бело.

Все вокруг покрыл пушистый снег… «Как красиво, как хорошо», — сказал Эраст Абаза. Утро туманное, утро седое — замечательно написал Тургенев». И он стал тихо напевать знакомые строки. Аккорды, сменяя друг друга, рождали мелодию. Сначала вполголоса, затем все громче вторил певцу хор цыган.

Так на рассвете морозного утра родилась мелодия романса «Утро туманное».

Прослушивание романса «Утро туманное, утро седое…» на стихи И.С. Тургенева

(автор музыки Э.М. Абаза).

  1. -Почему стихотворение положено на музыку?
  2. -Какие звуки преобладают гласные или согласные ? (много гласных ,их можно пропеть)
  3. -Какие согласные похожи на гласные (н,м,л-сонорные , их тоже можно пропеть ) попробуйте пропеть!
  4. -Если стихотворные строки хочется пропеть, какие чувства появляются? (сопереживание, принимаешь как что-то личное)

-Какое настроение после прослушанного романса? Почему?

Анализ стихотворения

У романса название «Утро туманное» по первой строчке, стихотворение И.С.Тургенева называется «В дороге»

-Может ли у этих названий быть что-то общее? Различия?

  • Составьте ассоциативный ряд со словом «дорога», « утро»
  • Дорога — перемены, разлука, одиночество, скитальчество, неизвестность, неустроенность.
  • Утро– перемены , неизвестность, разлука , утро вечера мудренее, одиночество
  • Вывод : оба названия отражают тему стихотворения

-О чём стихотворение И.С.Тургенева? (о разлуке)

  1. Можно предложить задание:
  2. Продолжите ряд «Разлука с привычным образом жизни, с любимой, с идеями, с детством, юностью, взглядами на творчество…
  3. — Как название связано с основной мыслью стихотворения?

Герой одинок и разочарован. Он прощается с прежней жизнью, но будущее для него неопределенно.

  • — Почему поэт говорит о событиях, пережитых им совсем недавно, как о далеком прошлом?
  • Вчерашний день кажется ему давно прошедшим этапом.
  • — Прочитайте выразительно первую строфу, найдите контрастные образы или эмоционально противоположные мотивы.
  • Настоящее — «былое».
  • Одиночество -«лица», (круг людей, общество, в котором вращался герой).

— Какие чувства вызывают воспоминания? Какие слова указывают на отношение героя к прошлому?

Воспоминания вызывают сожаление: «нехотя вспомнишь».

— Прочитайте выразительно вторую строфу. Найдите контрастные образы или эмоционально противоположные мотивы.

Обильные страстные речи — взгляды… робко ловимые.

Первые встречи — последние встречи.

-Подберите синоним к словосочетанию «страстные речи»- бурные споры

-Сколько строк во второй строфе поэт посвящает «страстным речам» (одну), а описанию мимолетных взглядов, встреч?(три) Почему?

В кругу, который он покинул, много и увлеченно говорили, но сам автор рассказывает об этом предельно лаконично. Его память удержала не столько содержание разговоров, сколько взгляды, мимолетные впечатления и переживания отношений («первые встречи, последние встречи»).

— Прочитайте выразительно третью строфу. Найдите эпитет ( «улыбкою странною» Какое значение приобретает эпитет «странной»?

Странная улыбка — слабое отражение чувств, волнующих героя. Непролитая слеза дрожит, она видна за странной натянутой улыбкой

Лексическая работа.

— Каково лексическое значение слова «родное»? В каком значении употреблено слово?

— Как относится герой к прошлому? Возможно ли для него возвращение к прежним чувствам?

«Родным, далеким» кажется поэту время мимолетной влюбленности. Поэт понимает невозможность для себя возврата к старым чувствам, но относится к пережитому с уважением и теплотой.

-Найдите повторы в стихотворении.(вспомнишь -5 раз) Попробуйте объяснить, чем они вызваны.

-Какая строчка стихотворения связана с названием?

Вторичное прослушивание романса «Утро туманное, утро седое…» или выразительное чтение стихотворения учащимся.

Рефлексия

-О чём стихотворение И.С.Тургенева? Основная мысль стихотворения?

-Как вы смогли понять тему, сновную мысль лирического стихотворения И.С.Тургенева «В дороге»?

  1. -Напишите синквейн. Тема «Разлука»
  2. Домашнее задание:
  3. Выразительное чтение стихотворение наизусть (обязательное для всех учащихся)
  4. Нарисуйте рисунок к стихотворению или подберите иллюстрации, фотографии, репродукции картин художников, созвучных стихотворению (сделать презентацию 2-3 слайда)
  5. ( по желанию)

Источник: https://infourok.ru/konspekt-uroka-po-literature-na-teme-isturgenev-stihotvorenie-v-doroge-905709.html

Ссылка на основную публикацию