В этой статье мы рассмотрим произведение «Батальоны просят огня». Краткое содержание его, а также анализ будут представлены ниже. Бондарев Юрий Васильевич создал повесть о подвиге и доблести русского солдата, о суровых буднях войны, а также о любви каждого к Родине. Написано было произведение «Батальоны просят огня», краткое содержание и анализ которого нас интересуют, в 1957 году.
Оружие не удается спасти
Минут сорок длилась бомбежка. Все трещало, рвалось и горело на путях. Гуляев, полковник, посылает Жорку Битьковского, своего шофера, найти коменданта станции. Не мог начальник тыла объяснить Иверзеву, командиру дивизии, почему не удалось вовремя разгрузить вагоны.
А ведь в них находилось оружие. Иверзев посылает в бешенстве офицеров разгружать уцелевшее от огня. Начальника тыла Гуляев отправляет за паровозом для того, чтобы расцепить вагоны. Борис Ермаков, капитан, появляется во время этой суматохи. Он сюда попал из госпиталя.
Ермаков и Гуляев
Гуляев ему говорит о том, что батарея Ермакова ночью форсировала под руководством Кондратьева Днепр. Ермаков выбор руководителя одобряет. «Виллис» с Ермаковым и Гуляевым обогнул колонну машин.
По понтонному мосту переправлялись танки. Огнем обрушилось небо на них. Послышались из глубины леса запоздалые выстрелы по самолетам зенитных орудий. Вновь «Виллис» понесся по дороге к Днепру.
Глупой, случайной смерти боялся Ермаков.
Она ему казалась унизительной. Не отпустил его в батарею Гуляев, забрав в свое «хозяйство». Над рекой летали трассирующие пули. Играли по правой стороне шестиствольные минометы. Было холодно, сыро, ветрено осенней ночью.
Отношения Шурочки с Кондратьевым и Ермаковым
Под брезентом в 150 метрах от берега тлел костерок в воронке от бомбы. Несколько артиллеристов лежали возле него. Присоединяется к ним Бобков, которого сержант Кравчук ругает за то, что тот покинул пост. Однако заменил его Кондратьев, старший лейтенант, который сидит на снарядах с Шурочкой, по словам Бобкова. Искать старшину Кондратьев посылает Скляра для того, чтобы доставить кухню.
Сам же Кондратьев сидит в мокрой шинели. Шурочка льнет к лейтенанту, за что он ее осуждал, поскольку знал об отношениях этой девушки с капитаном Ермаковым. Сомневается Кондратьев в том, что им удастся нынче ночью переправиться. За два часа у саперов «выкосило» восемь человек. Он отправился для того, чтобы узнать, как обстоят дела с паромом. Там еще десять человек просит у него саперный капитан.
Ермаков около костра узнает от Кондратьева, что фактически нет его батареи. Сначала капитан отказывает, после чего к саперам посылает старшину Цыгичко, а также пять ездовых.
Сам же он отправляется на прогулку с Шурочкой, спрашивая ее, не разлюбила ли она его. Она же уверена, что Ермаков относится к ней, как к любой женщине. Тут Жорка забирает капитана: его вызывают в штаб дивизии.
Для ребят Скляру дают мешок галет, которые были найдены в немецкой машине.
Когда полковник Гуляев заканчивал допрос пленных, Ермаков присоединился к ним. Узнали от одного из немцев, что вглубь на несколько километров растянулась в несколько эшелонов оборона.
Артиллерия и танки закрыли путь к Днепру. Приказ немецкой армии — ни шагу назад. Немцы отступали до реки — это был тактический ход. Пленные уверены, что Днепр будет переломом войны.
Гуляев и Ермаков после допроса направляются в штаб дивизии.
Решение Иверзева, командира дивизии
Иверзев, командир дивизии, был по сравнению с генералом Остроуховым, прошлым командиром, более торопливым, жестоким. Следующую задачу, которую он ставит всем, описывает Юрий Бондарев («Батальоны просят огня»). К 5 часам утра два батальона 85-го полка сосредоточиваются в районе лесничества (батальон Максимова) и деревни Золотушкино (Бульбанюка).
На подмогу Бульбанюку направляются два орудия, командует которыми капитан Ермаков. Максимову помогает батарея лейтенанта Жарова. Цель батальонов — отвлечь внимание немцев на себя, удерживая в селах плацдармы. В этот момент дивизия нанесет удар для того, чтобы занять южнее Днепрова, на правобережье, широкий плацдарм.
Следует просигнализировать батальонам: «Дайте огня» (отсюда и название произведения — «Батальоны просят огня»).
Краткое содержание составляют следующие дальнейшие события. Переданная Гуляеву Борису Ермаковым записка привлекает внимание Иверзева. В ней говорится о том, что у Бориса на острове двух орудий нет (два из четырех находятся на плацдарме, два других — на переправе — разбиты). Алексеев говорит Ермакову о том, что под его распоряжение отдается два орудия вместе с расчетами.
Подготовка к переправе через Днепр
Борис направляет Жорку для того, чтобы тот отправил в Золотушино людей, а сам прибыл в артполк. Здесь он берет орудия, однако не хочет брать лейтенанта Прошина. Но тот отправился со своим взводом: капитан погнал его рысью.
Ермаков заходит в штаб батальона, где мучился с зубами Орлов. Майор Бульбанюк присоединился к ним. Он сказал о том, что ночью решено форсировать Днепр, а днем не следует показываться никому на берегу.
Ермаков, проверив боевую готовность людей, дал отбой.
План Иверзева
Итак, был отдан приказ батальонам Бальбанюка и Максимова создать видимость того, что советские войска наступают к югу от Днепрова.
Пока сражение шло в этом направлении, главные силы командование стягивало севернее для того, чтобы нанести по фашистским укреплениям решающий удар. Дивизионный артполк должен был поддержать батальоны. Однако его перебросили в последний момент к северу.
Офицерам и рядовым пришлось биться с захватчиками без поддержки огнем артиллерии. Они проявляли мужество и находчивость.
Место любви есть и на войне. В Шурочку влюблены Ермаков и Кондратьев. Ей льстит это внимание.
Практически неосуществимое задание — переправа через Днепр. Солдаты не могут и головы поднять под обстрелом фашистов с другого берега.
Требуется переправить не только людей, но также и боеприпасы, фураж, лошадей, а также два артиллерийских орудия. Солдаты строили плоты для наступления. Не удалось переправиться незаметно.
Большими были потери, однако батальон все-таки смог высадиться на другом берегу.
Дальнейшие события произведения «Батальоны просят огня»
Книга продолжается описанием следующих событий. Следовало теперь занять два поселка и удерживать позиции до тех пор, пока к главному удару не подготовятся основные войска. Тяжелые бои ведут поредевшие батальоны. Так и не приходит помощь из дивизии.
В живых остаются лишь несколько человек. Ермаков обвиняет Иверзева в гибели людей. А в это время успешно переправились основные войска через реку, наступая севернее Днепрова. Так заканчивается произведение «Батальоны просят огня», краткое содержание которого мы описали.
Анализ произведения
Это второе по счету произведение о войне Ю. Бондарева, однако первая повесть, в которой талант писателя проявился столь ярко. В своем произведении он соединил осмысление философских проблем с анализом человеческой души.
Также повесть «Батальоны просят огня» (Бондарев) является самым смелым и самым первым произведением тех лет, в котором отсутствовали патриотические крики. Была лишь голая правда о войне.
Впервые писатель поставил вопрос о средствах, с помощью которых была достигнута победа.
Основная проблема
Главная проблема повести «Батальоны просят огня» — противоречие между судьбой операции и судьбами конкретных людей. Допустимо ли ради общей цели жертвовать жизнями людей? Можно ли такую жертву оправдать?
На уровне конфликта между Иверзевым и Ермаковым пытается решить эти проблемы в произведении «Батальоны просят огня» Бондарев. Можно добавить сюда и Гуляева.
Понимая прекрасно положение Иверзева, поскольку они оба были полковниками, он все-таки целиком выступает на стороне Ермакова, своего друга. В батальонах, дивизиях он видит в первую очередь отдельных солдат, их трагедии и жизни.
Но в неодобрении Иверзева этот герой до открытого конфликта не доходит, как Ермаков. Он себя сдерживает, понимая, что не может судить их.
В повести «Батальоны просят огня» писатель ответов на поставленные вопросы не дает. Нерешенным остается противоречие между общей целью и средством ее выполнения, то есть жизнью людей. «Батальоны просят огня» — повесть, в которой раскрывается психология героев. Война проверяет каждого из них, выворачивает их души наизнанку. При этом предателем не оказывается никто из персонажей Бондарева.
На этом закончим краткое описание произведения «Батальоны просят огня». Анализ его можно продолжить, однако основные моменты мы выделили.
Источник: https://autogear.ru/article/180/093/batalonyi-prosyat-ognya-kratkoe-soderjanie-povesti-analiz-proizvedeniya-yuriya-bondareva-batalonyi-prosyat-ognya/
Краткое содержание Батальоны просят огня Бондарева
Повесть известного русского писателя Юрия Васильевича Бондарева «Батальоны просят огня» переносит своего читателя в 1943 год на территорию Украины. Само название этой повести дает понять, что это главная фраза.
Для отвлечения немцев были созданы два батальона, которые должны были устроить бой, создавая подобие приближение войск Советской Армии с южной стороны от города.
А в это время руководство все ведущие силы направляло севернее для основного удара по немецким закреплениям
Для поддержки батальонов должен был быть направлен артиллерийский полк, однако в самый последний момент этот полк был отправлен на север. Всем военнослужащим этих батальонов пришлось вести бой с противником одним, без поддержки артиллерии. Простые люди демонстрировали мужество и сообразительность.
Но, несмотря на военные действия, у людей не исчезло чувство любви. Примером этому есть командиры батальонов, которые испытывают чувства к одной и той же девушке. Однако кому она отдаст предпочтение, в то время когда кругом проливается кровь? Ей очень приятно внимание офицеров.
Переправа через Днепр – это почти неосуществимое задание. Военным приходится очень тяжело под не прекращающимися обстрелами немцев, которые обосновались на другом берегу.
Переправлять необходимо не только людей, лошадей, но и корм, боевые припасы, а так же два артиллерийских орудия. Воины мастерили плоты, готовясь к контрнаступлению.
Перебраться и высадиться на противоположном берегу Днестра незаметно батальонам не удалось, утраты были велики.
Их задачей было, перебравшись занять, укрепиться и удерживать позиции в двух поселках до тех пор, пока главные войска готовились к решающему бою.
Из двух батальонов и двух артрасчетов в живых осталось всего несколько человек. Но тут успешно переправившись через реку, подоспели главные войска, которые начали контрнаступление севернее города Днепров.
В этой повести писатель ознакомил читателя только с одним сюжетом Великой Отечественной Войны, а таких сюжетов было множество. Автор рассказывает о людях, которые не старались быть героями, они просто сражались за Родину.
Эта повесть учит любить и защищать свою Родину, как бы тяжело при этом не было.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Бондарев. Все произведения
Батальоны просят огня. Картинка к рассказу
Сейчас читают
- Краткое содержание Маяковский Во весь голос
Книга «Во весь голос» является последним творением писателя Владимира Маяковского. Книга вышла в свет к концу 1929 года. В те годы автор задумывал выпустить целую поэму. - Шварц
В начале писательского пути Шварц попал в секретари к Корнею Чуковскому. Сближаясь с творческим обществом, он начал сочинять приправленные сатирой стихи и газетные фельетоны, а затем обзавелся журналом, который вели он и его коллега М. Слонимский - Краткое содержание Купер Пионеры
Декабрь 1793 года. В вечернее время в гору медленно поднимается санная повозка, запряженная лошадьми. В повозке едут судья со своей дочерью. Девушку зовут Элизабет, ее отца – Мармадьюк. Фамилия – Темпл. - Краткое содержание Шекспир Двенадцатая ночь
Этого писателя цитируют чаще, чем Библию. Уильям Шекспир английский поэт и драматург. Одно из наиболее ярких произведений автора – это «Двенадцатая ночь». События пьесы происходят в выдуманной автором стране Иллирии - Краткое содержание былины Святогор и Микула Селянинович
Народное сказание повествует о встрече русского богатыря Святогора с путником Микулой Селяниновичем.
Источник: https://2minutki.ru/kratkie-soderzhaniya/bondarev/batalony-prosyat-ognya-pereskaz
Анализ повести Батальоны просят огня Бондарева
Данная повесть поднимает тему войны. Война – ужасное время, от которого нельзя укрыться, его можно только пережить, что суждено ни всем. Да, кто-то имеет возможность уехать, но это малый процент населения. Мало того, родину надо защищать, а это будет стоить кому-то жизни.
В произведении поднимается тема патриотизма и любви к родине. Родина – это земля, поля, леса и всё, что нас окружает. В мирное время люди не задумываются о ценности всего вышеперечисленного.
Однако, когда приходит война и человек осознает, что может лишиться всего, мировоззрение меняется. Неприятель пришел на нашу землю и хочет завладеть ей, желает поработить народ и убить сильных его.
Русский дух помогает побороть все трудности и ужасы войны.
Человек не создан для войны, поэтому очень тяжело даются солдатские будни. Особенно первое время, но, несмотря на этот факт сражаться готовы все категории мужчин. Поэты говорят, что готовы отдать свою жизнь, они способны не только писать красивые слова, но и бороться за свободу своего народа.
В произведении читатель видит изменение характера солдата, который пришел на службу молодым. Одни после школы, другие после училищ. Им страшно, однако время и опыт помогают побороть его.
Ребята помнят, что за их спинами родные люди, которых, кроме них никто не защитит. Именно на войне вскрываются положительные и отрицательные стороны личности.
Одни ребята способны на подвиг, а у других наружу выходит всё дурное.
Эта повесть помогает увидеть живущим в мирное время, что такое ходит по грани между жизнью и смертью. Здесь можно познакомиться с психологией солдат и офицеров, понять, как они смотрят на жизнь.
В произведении поднимаются проблемы во взаимоотношениях. Здесь сталкиваются разные люди, каждый со своим пониманием. Капитан Ермаков и полковник Иверзев никак не могут найти общий язык, у каждого своя истина.
В начале карьеры Ермакова все устраивает, однако, после гибели батальонов его отношение меняется. Он способен сочувствовать, переживает это событие очень тяжело. Чего не скажешь о полковнике, которого волнует только карьера. Он не способен сопереживать, обходит чужое горе стороной.
Война вскрывает истинные мотивы и правду каждого человека.
← Любовь в романе Доктор Живаго Пастернака
← Анализ произведения Васильева В списках не значился↑ ДругиеАнализ рассказа Чук и Гек Гайдара →
Анализ произведения Великолепная шестерка Васильева →
- Поэзия серебряного века — сочинение
Конец XIX и начало XX века русская литература, мощно и стремительно взлетела на творческий пьедестал. Были подхвачены традиции пушкинского «золотого века», последующий период был назван «серебряным веком» - Сочинение Математика в моей жизни и жизни человека
Математика – это один из предметов начальной школы, без которого не возможно существование человека в современном мире. Образ жизни современного человека обязывает его уметь читать, писать и считать - Чему могут научиться друг у друга отцы и дети? Итоговое сочинение
Так сложилось исторически – у каждого поколения свои ценности, свои взгляды на жизнь и свой уклад жизни. То, что считается неприемлемым для родителей, то, что они считают из ряда вон выходящим - Сочинение Каким я представляю будущее своей семьи
Близкие люди, семья – самое дорогое, что есть в жизни каждого человека. Родители, бабушки и дедушки, братья и сестры – мы бесконечно любим их и очень хотим видеть всегда здоровыми и счастливыми. - Сочинение на тему Краснодар — мой любимый город
Краснодар считается одним из самых благоустроенных городов России, хорошая инфраструктура, удобная развязка транспорта и отличный туристический сервис.
Источник: https://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/drugie/analiz-povesti-batalony-prosyat-ognya-bondareva
Бондарев "Батальоны просят огня": краткое содержание, пересказ, кто герои?
В повести Бондарева автор старается донести до нас весь ужас войны, который присутствует на поле боя, в госпиталях, какой везде голод. А также рассказывает какой выбор приходилось делать и на какие жертвы идти ради собственной жизни и жизни других.
Само название произведения говорит за себя. Понятно, что речь идёт о батальонах, которые принимали весь огонь на себя.
Два батальона были назначены отвлекать немецкие войска, они должны открыть огонь и начать бой, позже к ним на помощь должна поспеть дивизия.
Всё идёт как намечалось, все ведут отважно бой. Вдруг взрыв и все падают, кто-то поднимается, а кто-то уже не встанет никогда. Бойцы подают сигнал «Просим огня», но ответа не последовало.
У командования вдруг поменялись планы и помощи не будет. Бойцы отбивавшиеся из последних сил, были обречены на погибель.
Это была вынужденная мера, вынужденная жертва одними людьми, для того чтобы спасти больше людей.
Капитану Ермакову удаётся вывести оставшихся в живых бойцов из окружения. Он совершает героический поступок, но винит себя в гибели остальных.
Напротив в произведении есть ещё один герой командир дивизии Иверзев. У комдива только планы на победу, любой ценой, даже ценой человеческой жизни и он не считается с одной жизнью ради других. Но и его мучает совесть.
Таким образом автор затрагивает в повести важную социальную и нравственную проблему. Он как бы сравнивает права морали и нормы этого права. Бондарев рассказывает о людях, которые прошли проверку войной, через испытание огнём. Через это испытание прошли все герои этого произведения.
Ермаков позже понимает, что комдив был прав, он понимает что за ним стояла своя правда, ответственность за гибель батальона, за Ивзевым же стояла ещё одна правда — ответственность за жизни всей дивизии. Бондарев показал нам мужество воевавших солдат, которые были героями. Мужество солдат которые сражались за Родину!.
Читательский дневник:
- Два батальона назначены для отвлечения врага.
- Солдаты воюют до последнего и принимают огонь на себя.
- Помощи не будет.
- Оставшиеся в живых выбираются из окружения.
- Солдаты прошли испытание войной, огнём и собственной жизнью.
- У каждого своя правда.
Источник: https://otveti1.ru/questions/2652050-bondarev-batalony-prosjat-ognja-kratkoe-soderzhanie-pereskaz-kto-geroi.html
Краткое изложение сюжета повести «Батальоны просят огня»
Юрия Бондарева часто называют писателем военного поколения, писателем-фронтовиком: в августе далекого 1942 года он, восемнадцатилетний мальчишка, ушел добровольцем на фронт.
От Волги и до границы Чехии, через Украину и Польшу пролегла его длинная военная дорога офицера-артиллериста, дорога тяжелых боев и радостных побед, дорога обретений и потерь, дорога длиною в жизнь.
И поэтому тема войны стала главной в его творчестве.
Юрий Бондарев известен как автор замечательных повестей и романов о Великой Отечественной войне; достаточно вспомнить такие его произведения, как «Батальоны просят огня», «Последние залпы», «Горячий снег». Эта тема стала одной из главных и в более поздних его произведениях — романах «Берег», «Выбор». Можно сказать, что война прошла через сердце писателя и навсегда осталась в нем.
Многие современные авторы писали, пишут и еще будут писать о Великой Отечественной войне. Эта тема неисчерпаема, ведь каждый пишет о своей, только им увиденной войне.
Память о войне живет в сердцах людей, в том числе в сердцах писателей: прозаиков, поэтов, драматургов…
Вспомним произведения Константина Симонова, Александра Твардовского, Бориса Васильева, Василя Быкова, Виталия Закруткина, Анатолия Ананьева, Александра Бека и многих, многих других. У каждого из них свое представление о войне, своя правда войны.
Но произведения Юрия Бондарева не спутаешь ни с одним другим произведением. Бондарев сумел сказать о войне и о подвиге народа свое слово, не похожее на уже сказанное до него.
Его повести и романы — это произведения не только и не столько о подвиге народа, сколько произведения о подвиге Человека, Солдата, грудью защитившего страну. Война показана им через восприятие простого участника сражений: рядового, сержанта, лейтенанта…
Это взгляд с передовой, из окопа, и это делает описанные события особенно достоверными.
Среди многих ярких, прекрасных произведений Юрия Бондарева большое впечатление производит повесть «Батальоны просят огня».
Это одно из самых первых произведений писателя, посвященных теме войны, в нем война показана предельно правдиво, в нем запечатлена вся горькая правда войны: мы видим войну такой, какой видит ее обостренное зрение писателя, и видим не с отдаленного от поля боя наблюдательного пункта, а непосредственно с передовой, с огневой позиции, из траншеи.
Читатель вместе с героями участвует в бою, вытирает с закоп ценного пороховой гарью лица пот, осматривает свою пробитую пулями шинель, вспоминает вечером сумасшедшую атаку, горящие немецкие танки, погибших товарищей…
Название повести очень простое — это обычная фраза одного из героев произведения. Но в выборе ее названия заключен глубокий смысл: за этим будничным высказыванием скрывается авторская позиция — показывать не парадную сторону войны, а ее внутреннюю сущность: каждодневный, обыденный подвиг русских солдат.
Сюжет повести внешне предельно прост: двум батальонам дивизии, которой командует полковник Иверзев.
предстоит прорвать оборону южнее города Днепрова, занять деревни Ново-Михайловка и Белохатка и, удерживая их, создать у немцев впечатление, что главный удар дивизии будет нанесен в этом направлении, тогда как в действительности основные ее силы были нацелены севернее Днепрова.
Поддерживать батальоны майора Бульбанюка и капитана Максимова огнем должен артполк дивизии, но в ходе боев обстановка сложилась так, что всю артиллерию полка пришлось перебросить на северный плацдарм, где постоянные контратаки немцев грозили сорвать всю задуманную операцию, и батальоны на южном плацдарме остались без огневой поддержки. Они дрались до последнего патрона, дрались геройски, но были окружены и почти полностью погибли в неравном бою.
Казалось бы, в этом сюжете нет ничего особенно занимательного: это один из обычных эпизодов великой войны, каких было тысячи и тысячи за долгих четыре года…
Но именно в этом выборе заключается главная особенность творчества писателя: он в обычном умеет увидеть великое, в повседневном — героическое. Бондарев никогда не приукрашивает, не героизирует войну, он показывает ее именно такой, какой она и была на самом деле.
Он реалист в изображении войны, и реализм писателя чем-то напоминает реализм Льва Толстого в его изображении Бородинской битвы.
Так же, как и герои Толстого, главные герои повести Юрия Бондарева — это «маленькие великие люди». Майор Бульбанюк, капитан Ермаков, старший лейтенант Орлов, лейтенант Кондратьев, сержант Кравчук, рядовой Скляр никогда не произносят громких слов, никогда не принимают героических поз и не стремятся попасть на скрижали Истории. Они просто делают свое дело — защищают Родину.
Они просто каждодневно выполняют свою работу — трудную, грязную, кровавую работу солдата. И при этом не замечают, что это и есть настоящий подвиг, потому что герой не только тот, кто бесстрашно бросается в атаку и кра сиво погибает, но и тот, кто ежедневно, ежечасно приближает победу.
Эту истину, гениально простую и вечную, убедительно доказал Лев Толстой на страницах романа «Война и мир».
Героев повести Бондарева, как мне кажется, очень многое роднит с героями Толстого. Прежде всего это «скрытая теплота патриотизма».
И капитан Борис Ермаков, главный герой повести, и все остальные герои романа никогда не задумываются над вопросом, что такое патриотизм.
Для них Родина — это понятие как бы само собой разумеющееся, они впитали чувство любви к Родине вместе с молоком матери. И когда это стало необходимо, они пошли ее защищать, не задумываясь.
Верность долгу, присяге также объединяет этих таких разных внешне, но так похожих внутренне людей. Когда батальон Бульбанюка попал в окружение и был буквально раздавлен гу-.
сеницами немецких танков, никто из бойцов не помышлял о личном спасении или сдаче в плен. Все понимали: от них, от их мужества и стойкости теперь зависит судьба всей операции.
И бойцы батальона до конца выполнили свой долг, заплатив самым дорогим, что есть у человека,— жизнью.
Но при этой внутренней схожести в любви к Родине герои Бондарева совершенно разные люди. У каждого из них есть свое прошлое, каждый обладает только ему присущими чертами характера, индивидуальными особенностями, даже речь героев во многом отлична.
Мы видим неторопливого, рассудительного, по-крестьянски основательного Бульбанюка. лихого и бесшабашного Жорку Витьковского, романтичного и наивного лейтенанта Ерошина, волевого и решительного капитана Ермакова, обаятельную Шурочку, трусливого Цигичко.
Эти герои становятся нам близкими и понятными.
Герои Бондарева проходят через целый ряд испытаний, в том числе и через главное испытание — испытание боем. И именно в бою, на грани жизни и смерти, раскрывается истинная сущность каждого человека.
Все герои проходят через это испытание с честью. Но отношение к гибели батальонов разное у капитана Ермакова и полковника Иверзева. Именно между ними возникает главный конфликт повести.
Можно сказать, что в произведении показаны две правды — правда Ермакова и правда Иверзева.
Борис Ермаков обвиняет комдива в гибели батальонов, и его обвинения звучат справедливо: действительно, батальоны, оставленные без поддержки полковой артиллерии, были обречены на гибель. Ермаков считает Иверзева тупым солдафоном, готовым бессмысленно посылать людей на верную смерть ради выполнения приказа, готовым жертвовать сотнями жизней ради своей карьеры.
Да, полковник Иверзев производит вначале на нас не самое благоприятное впечатление. Он кажется излишне жестким по отношению к подчиненным, даже жестоким, черствым душевно.
Но мы знаем, что заставило его принять такое решение — перебросить всю артиллерию на северный плацдарм, и поэтому у нас складывается более сложное отношение к этому герою. Мы понимаем, что при всей субъективной честности Ермаков объективно оказывается прав не во всем. Мы видим, как мучается внутренне Иверзев.
понимая суровую необходимость своих приказов, но в то же время осознавая, что этими приказами он обрекает батальоны Бульбанюка и Максимова на гибель. Иверзев знает, что он не может не выполнить приказ командующего армией — взять Днепров во что бы то ни стало.
И поэтому, когда атакующий батальон залег под кинжальным огнем немецкого пулемета, он сам поднимает его в атаку, думая в эту минуту не о смертельной опасности, а о необходимости взять этот рубеж обороны.
Важное место в повести занимает тема любви. Любовь и война — два понятия, казалось бы, несовместимые. Но жизнь оказывается сложнее простых понятий. Пока человек живет, он может и должен любить.
Любовь в повести является символом жизни, и поэтому она сильнее смерти. Любовь Шурочки и Бориса Ермакова освещает романтическим светом суровую военную действительность.
Сложные взаимоотношения лейтенанта Кондратьева, Шурочки и Ермакова позволяют нам лучше понять этих героев.
Закончить рассказ о повести хотелось бы тем, что люди всегда будут с благодарностью вспоминать солдат, в далекие уже годы войны защитивших нашу Родину; им они обязаны своей жизнью и своим будущим. И об этих солдатах написал Юрий Бондарев в повести «Батальоны просят огня», которая является любимой книгой многих читателей.
Источник: https://www.uznaem-kak.ru/kratkoe-izlozhenie-syuzheta-povesti-batalony-prosyat-ognya/
Юрий Бондарев — Батальоны просят огня
Юрий Васильевич Бондарев
Батальоны просят огня
Бомбежка длилась минут сорок. В черном до зенита небе, неуклюже выстраиваясь, с тугим гулом уходили немецкие самолеты. Они шли низко над лесами на запад, в сторону мутно-красного шара солнца, которое пульсировало в клубящейся мгле.
Все горело, рвалось, трещало на путях, и там, где еще недавно стояла за пакгаузом старая закопченная водокачка, теперь среди рельсов дымилась гора обугленных кирпичей; клочья горячего пепла опадали в нагретом воздухе.
Полковник Гуляев, морщась от звона в ушах, осторожно потер обожженную шею, потом вылез на край канавы и сипло крикнул:
– Жорка! А ну где ты там? Быстро ко мне!
Жорка Витьковский, шофер и адъютант Гуляева, гибкой независимой походкой вышел из пристанционного садика, грызя яблоко. Его мальчишеское наглое лицо было спокойно, немецкий автомат небрежно перекинут через плечо, из широких голенищ в разные стороны торчали запасные пенальные магазины.
- Он опустился возле Гуляева на корточки, с аппетитным треском разгрызая яблоко, весело улыбнулся пухлыми губами.
- – Вот бродяги! – сказал он, взглянув в мутное небо, и добавил невинно: – Съешьте антоновку, товарищ полковник, не обедали ведь…
- Это легкомысленное спокойствие мальчишки, вид пылающих вагонов, боль в обожженной шее и это яблоко в руке Жорки внезапно вызвали в Гуляеве злое раздражение.
– Воспользовался уже? Трофеев набрал? – Полковник оттолкнул руку адъютанта и хмуро встал, отряхивая пепел с погон. – А ну разыщи коменданта станции! Где он, черт бы его!..
Жорка вздохнул и, придерживая автомат, не спеша двинулся вдоль станционного забора.
– Бегом! – крикнул полковник.
То, что горело сейчас на этой приднепровской станции, лопалось, взрывалось и малиновыми молниями вылетало из вагонов, и то, что было покрыто на платформах тлеющими чехлами, – все это значилось словно бы собственностью Гуляева, все это прибыло в армию и должно было поступить в дивизию, в его полк, и поддерживать в готовящемся прорыве. Все гибло, пропадало в огне, обугливалось, стреляло без цели после более чем получасовой бомбежки.
«Бестолочь, глупцы! – гневно думал Гуляев о коменданте станции и начальнике тыла дивизии, грузно шагая по битому стеклу к вокзалу.
– Под суд сукиных сынов мало! Обоих!» На станции уже стали появляться люди: навстречу бежали солдаты с потными лицами, танкисты в запорошенных пылью шлемах, в грязных комбинезонах.
Все подавленно озирали дымный горизонт, и щуплый низенький танкист-лейтенант, ненужно хватаясь за кобуру, метался меж ними по платформе, орал срывающимся голосом:
– Тащи бревна! К танкам! К танкам!..
И, наткнувшись растерянным взглядом на Гуляева, только покривился тонким ртом.
Впереди, метрах в пятидесяти от перрона, под прикрытием каменных стен чудом уцелевшего вокзала, стояла группа офицеров, доносились приглушенные голоса.
В середине этой толпы на голову выделялся высоким ростом командир дивизии Иверзев, молодой, румяный полковник, в распахнутом стального цвета плаще, с новыми полевыми погонами.
Одна щека его была краснее другой, синие глаза источали холодное презрение и злость.
– Вы погубили все! Па-адлец! Вы понимаете, что вы наделали? В-вы!.. Пон-нимаете?..
Он коротко, неловко поднял руку, и стоявший возле человек, как бы в ожидании удара, невольно вскинул кверху голову – полковник Гуляев увидел белое, дрожавшее дряблыми складками лицо пожилого майора, начальника тыла дивизии, его опухшие от бессонной ночи веки, седые взлохмаченные волосы.
Бросились в глаза неопрятный, мешковатый китель, висевший на округлых плечах, нечистый подворотничок, грязь, прилипшая к помятому майорскому погону; запасник, по-видимому работавший до войны хозяйственником, «папаша и дачник»… Втянув голову в плечи, начальник тыла дивизии тупо смотрел Иверзеву в грудь.
– Почему не разгрузили эшелон? Вы понимаете, что вы наделали? Чем дивизия будет стрелять по немцам? Почему не разгрузили?..
– Товарищ полковник… Я не успел…
– Ма-алчите! Немцы успели!
Иверзев шагнул к майору, и тот снова вскинул мягкий подбородок, уголки губ его мелко задергались, в бессилии он плакал; офицеры, стоявшие рядом, отводили глаза.
В ближних вагонах рвались снаряды; один, видимо бронебойный, жестко фырча, врезался в каменную боковую стену вокзала. Посыпалась штукатурка, кусками полетела к ногам офицеров. Но никто не двинулся с места, лишь глядели на Иверзева: плотный румянец залил его другую щеку.
– Под суд! – низким голосом выговорил Иверзев. – Я отдам вас под суд! Полковник Гуляев, подойдите ко мне!
Гуляев, оправляя китель, подошел с готовностью; но этот несдержанный гнев командира дивизии, это усталое, измученное лицо начальника тыла сейчас уже неприятно было видеть ему. Он недовольно нахмурился, косясь на пылающие вагоны, проговорил глухим голосом:
– Пока мы не потеряли все, товарищ полковник, необходимо расцепить и рассредоточить вагоны. Где же вы были, любезный? – невольно поддаваясь презрительному тону Иверзева, обратился Гуляев к начальнику тыла дивизии, оглядывая его с тем болезненно-сострадательным выражением, с каким глядят на мучимое животное.
Майор, безучастно опустив голову, молчал; седые слипшиеся волосы его топорщились на висках неопрятными косичками.
– Действуйте! Дей-ствуй-те! В-вы, растяпа тыла! – крикнул Иверзев с бешенством. – Марш! Товарищи офицеры, всем за работу! Полковник Гуляев, разгрузка боеприпасов под вашу ответственность!
– Слушаюсь, – ответил Гуляев.
Иверзев понимал, что это глуховатое «слушаюсь» еще ничего не решает, и, едва сдерживая себя, перевел внимание на коменданта станции – сухощавого, узкоплечего подполковника, замкнуто курившего у ограды вокзала, – и добавил тише:
– А вы, товарищ подполковник, ответите перед командующим армией за все сразу!..
Подполковник не ответил, и, не ожидая ответа, Иверзев повернулся – офицеры расступились перед ним – и крупными шагами пошел к «виллису» в сопровождении молоденького, тоже как бы рассерженного адъютанта, щеголевато затянутого в новые ремни.
«Уедет в дивизию», – подумал Гуляев без осуждения, но с некоторой неприязнью, потому что по опыту своей долгой службы в армии хорошо знал, что в любых обстоятельствах высшее начальство вольно возлагать ответственность на подчиненных офицеров. Он знал это и по самому себе и поэтому не осуждал Иверзева. Неприязнь же объяснялась главным образом тем, что Иверзев назначил ответственным именно его, безотказного работягу фронта, как он иногда называл себя, а не кого другого.
– Товарищи офицеры, прошу ко мне!
Источник: https://libking.ru/books/prose_military/622312-yurij-bondarev-batalony-prosyat-ognya.html
Фильм «Батальоны просят огня» глазами историка
Для меня любой фильм, где играет, пусть не главную роль, Николай Караченцов заслуживает просмотра, а если он ещё и поёт, то тем более. На этом про художественные качества фильма я разговор закончу.
Наверное, многие удивятся, если я им сообщу, что картина «Батальоны просят огня» не основана на каких-то реальных событиях и герои произведения Бондарева, а соответственно и экранизации, не имели никаких прототипов.
Некоторые сразу кивают на форсирование Днепра, и это потому, что этот же сюжет Бондарева вставили в киноэпопею «Освобождение» (фильм второй «Прорыв»), где действительно он как раз и вписан в форсирование Днепра.
У самого же Бондарева речь идет про некую вымышленную реку и некий вымышленный город, а сама описанная операция чисто тактического уровня, чтобы её хоть как-то можно было сравнить с событиями на Украине в начале осени 1943 года.
Однако, в рамках моей постоянной серии этот фильм даёт повод поговорить о некоторых вопросах.
Как форсировали Днепр и брали Киев
Понятно, что для описания того, что указано в заголовке, можно написать очень толстую книгу, а то и не одну. Но я хотел бы кратко, скажем так, по аналогии с сюжетом фильма.
В 1943 году после Курской битвы началось наступление Красной Армии на широком фронте силами пяти фронтов. Первым вышла к Днепру 21 сентября 13-я армия Центрального фронта.
На следующий день, к Днепру вышли 3-я танковая и 40-я армии Воронежского фронта в районе Великого Букрина. Разведка сходу переправилась через Днепр и захватила небольшой плацдарм.
Эти события почему-то и считают взятыми за основу повести «Батальоны просят огня», по которой поставлен фильм.
По мере подхода войск, на плацдарм переправлялись все новые силы, и, несмотря на сопротивление немцев, потянувших на это направление 9-ю танковую и 10-ю моторизованную дивизии, к 30-му сентября на правом берегу Днепра была захвачена территория 11 км по фронту и
до 6 км в глубину. На плацдарме сражались войска 27-й и 40-й армии, и некоторые части 3-й танковой.
В ходе подготовки к форсированию Днепра в районе Букринской излучины, была подготовлена высадка крупного воздушного десанта, известная, как Днепровская воздушно-десантная операция.
Планировалось высадить три бригады, которые должны были обеспечить форсирование реки 3-й танковой армией. Однако, танкисты Рыбалко сходу переправились через Днепр раньше десанта, и парашютистам изменили задачу.
Теперь они должны были помешать переброске немецких резервов в район Букрина.
Плохо спланированная и еще хуже подготовленная операция привела лишь к огромным потерям десантников.
В целом бои в районе Букрина оказались одними из самых кровопролитных.
На Днепре постепенно захватывались и другие плацдармы. Сразу после Букринского плацдарма, совсем рядом с ним был силами 47-й армии захвачен Каневский плацдарм. Развить успех там не удалось, против переправившихся войск действовала дивизия СС «Викинг», но существенную помощь это оказала и тем, кто сражался в районе Букрина.
Но важнее оказался плацдарм, захваченный 26-го сентября в районе села Лютеж войсками 38-й армией того же Воронежского фронта. Плацдарм удалось расширить, и он оказался удобным для удара на Киев с севера.
38-ю армию, имевшую 8 стрелковых дивизий и 1 танковый корпус, усилили еще тремя дивизиями, войска спешно пополнили, а также на плацдарм перебросили 3-ю гвардейскую танковую армию.
Обычно пишут про ее переброску с Букринского плацдарма на Лютежский, но на самом деле армия находилась на левом берегу Днепра, а на правый переправлялись лишь некоторые части. После чего, армия Рыбалко, ударив с Лютежского плацдарма, взяла Киев с севера.
- 27-ю и 40-ю армии, имевшие на 1-е октября 12 стрелковых дивизий и 2 танковых корпуса, пополнили и усилили, и они продолжили наступление, правда, не особо успешно.
- Что в описанных событиях общего с повестью Бондарева, я не могу увидеть.
- Разведка боем — это всегда смертники или?
Тема, поднятая Бондаревым, почему-то многими воспринимается как слишком трагичная, дескать бросили своих. Как будто это было что-то из ряда вон выходящее.
Обсуждать события самой повести нет смысла, так как они все-таки вымышленные. Но хочется напомнить такой термин как «разведка боем». Если кратко, то это когда противника провоцируют на открытие огня и другие действия, чтобы понять его планы и расположение войск.
Во время Великой Отечественной войны это широко практиковалось, причем довольно жестоким способом, если верить документам. Перед какой-то частью, обычно ротой или батальоном (хотя были случае и целых полков), ставилась задача на наступление. Причем, о том, что это не настоящее наступление не сообщалось, для получения полной достоверности.
Противник, считая, что это начало настоящего наступления, показывал всё, на что он способен, что от него и требовалось. Что же касается тех, кто проводил разведку боем в таком варианте, ну… кому- как повезет. Считается, что для этой задачи привлекались в первую очередь штрафные части, но это не подтверждается.
Впрочем, не надо думать, что во всех случаях участники такой операции заведомо посылались на верную смерть. Существовало много разных форм, и потери при таких операциях зависели от уровня подготовки командования и степени обученности тех, кто привлекался.
Кстати, по поводу разных форм. Иностранные самолеты, которые проходят вдоль границ других государств, по сути, проводят такую же разведку боем. И хоть она и в мирное время проводится, но риск всё равно есть — вдруг у кого-то нервы не выдержат.
Я это к тому, что ситуация в фильме не более трагичная, чем все, что происходит на войне. То, что кто-то оказался отрезан от своих, окружен, и ему уже не помочь — это, конечно, трагедия, но такая она суровая правда войны.
Артиллерия дивизионная и артиллерия полковая
Ну и ещё, навеянное фильмом. Если отвлечься от того, какие могли быть реальные события, а просто рассматривать это как небольшую операцию в масштабах одной дивизии. Наши киношники, несмотря на присутствие приглашенных военных консультантов, и даже то, что сам автор вроде как артиллерист по военной специальности, категорически путаются в типах артиллерии.
Батальоны, которые сражались, были усилены полковой артиллерийской батареей. Это вполне понятный и логичный ход. На вооружении этой батареи полковые пушки, задача которых поддерживать пехоту на поле боя, в первую очередь уничтожая живую силу и огневые точки. На вооружении этих батарей были 76-мм полковые пушки обр. 1927 года.
76-мм полковая пушка обр. 1927 года
Для упомянутых задача они годились вполне, а вот для борьбы с немецкими танками в сентябре 43-го года были практически бесполезны. Так что, батальоны бы еще обязательно усилили и противотанковой полковой батареей, на вооружении которой было шесть 45-мм пушек. Вот они, вместе с такими же пушками стрелковых батальонов (по два орудия в каждом) и должны были бы бороться танками.
А вот поддерживать батальоны должны была дивизионная артиллерия, на вооружении которой совсем иные орудия.
76-мм дивизионная пушка обр. 1942 года, которые показаны в фильме
Но киношникам все это нипочём, и, как легко убедиться, нам все показано совсем неправдоподобно. Хотя пригнать несколько полковых пушек, не так уж сложно (в других же картинах их показывают), учитывая сколько техники собрали на съемках этого фильма.
На самом деле у меня по поводу этого фильма навеялось ещё несколько интересных тем, но думаю я их напишу в другой раз. Еще же можно и про фильм «Прорыв» написать, где те же самые примерно события изложены.
Так что подписывайтесь на мой канал, впереди еще есть, что написать (мне) и почитать (вам).
А пока рекомендую почитать статьи «Фильм «Судьба» глазами историка» и «Фильм «28 панфиловцев» глазами историка», даже если вам сами фильм и не нравятся почему-то, но, как легко заметить, статьи же я пишу про досидится и недостатки кино, а про военную историю.
Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5c45a9e34d404000adabbe5f/5c9521be7d4e3f0740ce1e08
Повесть Бондарева «Батальоны просят огня»
/ Сочинения / Бондарев Ю.В. / Разное / Повесть Бондарева «Батальоны просят огня»
Скачать сочинение |
Юрия Бондарева часто называют писателем военного поколения, писателем-фронтовиком: в августе далекого 1942 года он, восемнадцатилетний мальчишка, ушел добровольцем на фронт. От Волги и до границы Чехии, через Украину и Польшу пролегла его длинная военная дорога офицера-артиллериста, дорога тяжелых боев и радостных побед, дорога обретений и потерь, дорога длиною в жизнь.
И поэтому тема войны стала главной в его творчестве.
Юрий Бондарев известен как автор замечательных повестей и романов о Великой Отечественной войне; достаточно вспомнить такие его произведения, как “Батальоны просят огня”, “Последние залпы”, “Горячий снег”. Эта тема стала одной из главных и в более поздних его произведениях — романах “Берег”, “Выбор”.
Можно сказать, что война прошла через сердце писателя и навсегда осталась в нем.
Многие современные авторы писали, пишут и еще будут писать о Великой Отечественной войне. Эта тема неисчерпаема, ведь каждый пишет о своей, только им увиденной войне. Память о войне живет в сердцах людей, в том числе в сердцах писателей: прозаиков, поэтов, драматургов…
Вспомним произведения Константина Симонова, Александра Твардовского, Бориса Васильева, Василя Быкова, Виталия Закруткина, Анатолия Ананьева, Александра Бека и многих, многих других. У каждого из них свое представление о войне, своя правда войны.
Но произведения Юрия Бондарева не спутаешь ни с одним другим произведением.
Бондарев сумел сказать о войне и о подвиге народа свое слово, не похожее на уже сказанное до него. Его повести и романы — это произведения не только и не столько о подвиге народа, сколько произведения о подвиге Человека, Солдата, грудью защитившего страну. Война показана им через восприятие простого участника сражений: рядового, сержанта, лейтенанта…
Это взгляд с передовой, из окопа, и это делает описанные события особенно достоверными.
Среди многих ярких, прекрасных произведений Юрия Бондарева большое впечатление производит повесть “Батальоны просят огня”.
Это одно из самых первых произведений писателя, посвященных теме войны, в нем война показана предельно правдиво, в нем запечатлена вся горькая правда войны: мы видим войну такой, какой видит ее обостренное зрение писателя, и видим не с отдаленного от поля боя наблюдательного пункта, а непосредственно с передовой, с огневой позиции, из траншеи.
Читатель вместе с героями участвует в бою, вытирает с закопченого пороховой гарью лица пот, осматривает свою пробитую пулями шинель, вспоминает вечером сумасшедшую атаку, горящие немецкие танки, погибших товарищей…
Название повести очень простое — это обычная фраза одного из героев произведения.
Но в выборе ее названия заключен глубокий смысл: за этим будничным высказыванием скрывается авторская позиция — показывать не парадную сторону войны, а ее внутреннюю сущность: каждодневный, обыденный подвиг русских солдат.
Сюжет повести внешне предельно прост: двум батальонам дивизии, которой командует полковник Иверзев.
предстоит прорвать оборону южнее города Днепрова, занять деревни Ново-Михайловка и Белохатка и, удерживая их, создать у немцев впечатление, что главный удар дивизии будет нанесен в этом направлении, тогда как в действительности основные ее силы были нацелены севернее Днепрова.
Поддерживать батальоны майора Бульбанюка и капитана Максимова огнем должен артполк дивизии, но в ходе боев обстановка сложилась так, что всю артиллерию полка пришлось перебросить на северный плацдарм, где постоянные контратаки немцев грозили сорвать всю задуманную операцию, и батальоны на южном плацдарме остались без огневой поддержки.
Они дрались до последнего патрона, дрались геройски, но были окружены и почти полностью погибли в неравном бою.
Казалось бы, в этом сюжете нет ничего особенно занимательного: это один из обычных эпизодов великой войны, каких было тысячи и тысячи за долгих четыре года…
Но именно в этом выборе заключается главная особенность творчества писателя: он в обычном умеет увидеть великое, в повседневном — героическое. Бондарев никогда не приукрашивает, не героизирует войну, он показывает ее именно такой, какой она и была на самом деле. Он реалист в изображении войны, и реализм писателя чем-то напоминает реализм Льва Толстого в его изображении Бородинской битвы.
Так же, как и герои Толстого, главные герои повести Юрия Бондарева — это “маленькие великие люди”. Майор Бульбанюк, капитан Ермаков, старший лейтенант Орлов, лейтенант Кондратьев, сержант Кравчук, рядовой Скляр никогда не произносят громких слов, никогда не принимают героических поз и не стремятся попасть на скрижали Истории. Они просто делают свое дело — защищают Родину.
Они просто каждодневно выполняют свою работу — трудную, грязную, кровавую работу солдата. И при этом не замечают, что это и есть настоящий подвиг, потому что герой не только тот, кто бесстрашно бросается в атаку и красиво погибает, но и тот, кто ежедневно, ежечасно приближает победу. Эту истину, гениально простую и вечную, убедительно доказал Лев Толстой на страницах романа “Война и мир”.
Героев повести Бондарева, как мне кажется, очень многое роднит с героями Толстого. Прежде всего это “скрытая теплота патриотизма”. И капитан Борис Ермаков, главный герой повести, и все остальные герои романа никогда не задумываются над вопросом, что такое патриотизм. Для них Родина — это понятие как бы само собой разумеющееся, они впитали чувство любви к Родине вместе с молоком матери.
И когда это стало необходимо, они пошли ее защищать, не задумываясь.
Верность долгу, присяге также объединяет этих таких разных внешне, но так похожих внутренне людей. Когда батальон Бульбанюка попал в окружение и был буквально раздавлен гусеницами немецких танков, никто из бойцов не помышлял о личном спасении или сдаче в плен.
Все понимали: от них, от их мужества и стойкости теперь зависит судьба всей операции. И бойцы батальона до конца выполнили свой долг, заплатив самым дорогим, что есть у человека,— жизнью.
Но при этой внутренней схожести в любви к Родине герои Бондарева совершенно разные люди.
У каждого из них есть свое прошлое, каждый обладает только ему присущими чертами характера, индивидуальными особенностями, даже речь героев во многом отлична. Мы видим неторопливого, рассудительного, по-крестьянски основательного Бульбанюка.
лихого и бесшабашного Жорку Витьковского, романтичного и наивного лейтенанта Ерошина, волевого и решительного капитана Ермакова, обаятельную Шурочку, трусливого Цигичко. Эти герои становятся нам близкими и понятными.
Герои Бондарева проходят через целый ряд испытаний, в том числе и через главное испытание — испытание боем.
И именно в бою, на грани жизни и смерти, раскрывается истинная сущность каждого человека. Все герои проходят через это испытание с честью. Но отношение к гибели батальонов разное у капитана Ермакова и полковника Иверзева. Именно между ними возникает главный конфликт повести. Можно сказать, что в произведении показаны две правды — правда Ермакова и правда Иверзева.
Борис Ермаков обвиняет комдива в гибели батальонов, и его обвинения звучат справедливо: действительно, батальоны, оставленные без поддержки полковой артиллерии, были обречены на гибель. Ермаков считает Иверзева тупым солдафоном, готовым бессмысленно посылать людей на верную смерть ради выполнения приказа, готовым жертвовать сотнями жизней ради своей карьеры.
Да, полковник Иверзев производит вначале на нас не самое благоприятное впечатление. Он кажется излишне жестким по отношению к подчиненным, даже жестоким, черствым душевно. Но мы знаем, что заставило его принять такое решение — перебросить всю артиллерию на северный плацдарм, и поэтому у нас складывается более сложное отношение к этому герою. Мы понимаем, что при всей субъективной честности Ермаков объективно оказывается прав не во всем. Мы видим, как мучается внутренне Иверзев. понимая суровую необходимость своих приказов, но в то же время осознавая, что этими приказами он обрекает батальоны Бульбанюка и Максимова на гибель. Иверзев знает, что он не может не выполнить приказ командующего армией — взять Днепров во что бы то ни стало. И поэтому, когда атакующий батальон залег под кинжальным огнем немецкого пулемета, он сам поднимает его в атаку, думая в эту минуту не о смертельной опасности, а о необходимости взять этот рубеж обороны.
Важное место в повести занимает тема любви. Любовь и война — два понятия, казалось бы, несовместимые. Но жизнь оказывается сложнее простых понятий. Пока человек живет, он может и должен любить. Любовь в повести является символом жизни, и поэтому она сильнее смерти. Любовь Шурочки и Бориса Ермакова освещает романтическим светом суровую военную действительность. Сложные взаимоотношения лейтенанта Кондратьева, Шурочки и Ермакова позволяют нам лучше понять этих героев.
Закончить рассказ о повести хотелось бы тем, что люди всегда будут с благодарностью вспоминать солдат, в далекие уже годы войны защитивших нашу Родину; им они обязаны своей жизнью и своим будущим. И об этих солдатах написал Юрий Бондарев в повести “Батальоны просят огня”, которая является любимой книгой многих читателей.
10375 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение. |
/ Сочинения / Бондарев Ю.В. / Разное / Повесть Бондарева «Батальоны просят огня»
Источник: https://www.litra.ru/composition/get/coid/00066801184864104758/