Анализ стихотворений батюшкова

Батюшковым написано 119 стихотворений, из которых 26 переводов и 6 подражаний. Самые популярные его оригинальные стихотворения: «Выздоровление», «Веселый час», «Мои пенаты», «К Д. В.

Дашкову», «Переход через Рейн», «Тень друга», «На развалинах замка Швеции», «Таврида», «Разлука», «Пробуждение», «Воспоминания», «Мой гений», «Надежда», «Умирающий Тасс», «Вакханка», «Из греческой антологии».

Прозаических произведений у Батюшкова 27 (с 1809 – 1816 г.), отличающихся стилистическими достоинствами.

Главные из них: «Отрывок из писем русского офицера из Финляндии», «Похвальное слово сну», «Прогулка по Москве», «О поэте и поэзии», «Прогулка по академии художеств», «Речь о влиянии легкой поэзии на язык» (которому он придавал большое значение), «О сочинениях Муравьева», «Вечер у Кантемира», «Нечто о морали, основанной на философии и религии». Нельзя не упомянуть о «записной книге Батюшкова под названием: «Чужое – мое сокровище». В этой книге много переводного, но также и разных воспоминаний, набросков, самостоятельных мыслей, не лишенных интереса.

Анализ стихотворений Батюшкова

Константин Николаевич Батюшков. Портрет работы неизвестного художника, 1810-е

Такое же почти значение имеет переписка Батюшкова с друзьями, особенно с Гнедичем, которому было написано 85 писем. Из шуточных произведений Батюшкова наиболее известны «Видение на берегах Леты» и «Певец во стане славяноруссов». Оба посвящены осмеянию партии «Беседы» с Шишковым во главе.

Главная заслуга Батюшкова состоит в выработке стиха; он вполне овладел гармонией его и понял, что учиться ей надо у итальянских поэтов, страстным поклонником которых он был всегда.

Постоянными образцами для переводов являлись: Касти, Петрарка, Тибулл, Парни, Тассо, идеалом же Батюшкова был Ариосто. «Возьмите душу Вергилия, пишет он, воображение Тасса, ум Гомера, остроумие Вольтера, добродушие Лафонтена, гибкость Овидия – вот Ариост».

Белинский писал о Батюшкове: «Такие стихи и в наше время превосходны, при первом же своем появлении они должны были породить общее внимание, как предвестие скорого переворота в русской поэзии. Это еще не пушкинские стихи, но после них уже надо было ожидать не других каких-нибудь, а пушкинских».

Он «уготовил пути» для Пушкина, первые произведения которого – подражания Батюшкову. Юноша Пушкин находил неблагозвучие в стихах Жуковского и, добиваясь совершенства, подражал Батюшкову.

КОНСТАНТИН БАТЮШКОВ. «Надежда». Библейский сюжет. Видеофильм

Не надо забывать, что если Карамзин имел таких предшественников, как Фонвизин и Державин, то Батюшков не имел никого и совершенно самостоятельно вырабатывал гармонию стиха Поэзия его отличается необыкновенною искренностью. «Живи, как пишешь, (говорит он) и пиши, как живешь: иначе все отголоски лиры твоей будут фальшивы». Этому идеалу Батюшков остался верен в течение всей своей жизни.

Поэзия его носит отчасти нерусский характер, оторванный от родной почвы. Влияние итальянских поэтов сказалось в эпикурейском направлении лиры Батюшкова.

Удалению от мотивов, более свойственных русской природе, способствовала борьба еще с шишковистами, которые глубоко возмущали поэта. «Любить отечество должно; кто не любит его, тот изверг.

Но можно ли любить невежество? Можно ли любить нравы и обычаи, от которых мы отдалены веками и, что еще больше, – целым веком просвещения?»

Поэзия Батюшкова, отличавшаяся искренностью, находилась в тесной связи с его личной жизнью. Как жизнь его вплоть до вступления в милицию, так и поэзия была бессодержательна.

После же того, как пережил войну, путешествовал за границею, поэзия его получает более серьезное направление («Тень друга», «На развалинах Швеции», «Переход через Рейн»), появляются даже чисто народные темы, разработанные потом Пушкиным. У Батюшкова были планы написать поэмы: «Рюрик», «Русалка», сказку «Бельядера».

Возвращение на родину, разочарование, несчастная любовь и, главным образом, ужасный душевный недуг, уже подтачивавший силы молодого поэта, не дали развития таланту Батюшкова, только вступившему в зрелый период, обратившемуся к более серьезным темам и отделавшемуся от подражаний.

Если вам нужны подробные сведения по этой теме, прочтите на нашем сайте статью А. А. Новиковой-Строгановой «Два креста Константина Батюшкова»

Источник: https://rushist.com/index.php/literary-articles/3754-tvorchestvo-batyushkova-kratko

Анализ стихотворения «Мой гений» Батюшкова

«Мой гений» – трогательное признание в любви. Школьники изучают его в 9 классе. Предлагаем узнать о произведении больше, ознакомившись с кратким анализом «Мой гений» по плану.

Анализ стихотворений Батюшкова

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Мой гений.

История создания – произведение было написано в 1813 г. после того, как поэт расстался с Анной Фурман. Оно вошло в поэтический цикл, посвященный этой женщине.

Тема стихотворения – искренняя любовь к женщине, светлый образ милого сердцу человека.

Композиция – Анализируемое стихотворение условно делится на смысловые части: обращение героя к своему сердцу и портрет его возлюбленной. Большинство строк произведения раскрывает портрет возлюбленной лирического героя. На строфы оно не делится.

  • Жанр – любовная лирика.
  • Стихотворный размер – четырехстопный ямб, рифмовка перекрестная АВАВ.
  • Метафоры – «память сердца», «часто сладостью твоей меня в стране пленяешь дальной», «я помню голос милых слов», «приникнет к изголовью и усладит печальный сон».
  • Эпитеты – «память печальная», «страна дальняя», «очи голубые», «локоны златые», «вьющиеся власы», «образ милый, незабвенный», «печальный сон».

К. Батюшков написал произведение «Мой гений» в 1813 г. На создание трогательных строк его впечатлила любовь к А. Фурман. С девушкой поэт познакомился в 1812 г., его сердце воспылало искренними нежными чувствами. Мужчина готов был жениться на возлюбленной. Ее родители тоже были не прочь такого союза, зная, что Батюшков – обеспеченный дворянин.

Вот только та, кому посвящено стихотворение, относилась к любви поэта пренебрежительно. Как-то Константин Николаевич услышал разговор А. Фурман с подругами.

Девушка признавалась, что брак для нее – лишь способ избавиться от наставлений и контроля родителей. Сердце Батюшкова было разбито. Он признался родителям Фурман, что не имеет достаточно средств для обеспечения семьи.

Теперь отец возлюбленной Константина Николаевича был не очень рад такой партии.

Семью с Фурман молодой поэт не создал, но любовь к девушке сохранилась в его сердце на долгие годы. Она вдохновила К. Батюшкова на создание цикла любовной поэзии, который занял достойное место в русской литературе.

В стихотворении раскрывается тема искренней любви к женщине. Для ее раскрытия автор создает пейзажные и психологические зарисовки. В центре произведения два образа – лирический герой и его возлюбленная. Написаны строки от первого лица. Такая форма позволяет передать все нюансы внутреннего состояния влюбленного мужчины.

В первых стихах лирический герой обращается к «памяти сердца», признаваясь, что она сильнее рассудка. Воспоминания, которые хранятся в сердце, пленят влюбленного даже в дальних краях. Эти признания показывают, что разум не имеет власти над героем в вопросах, касающихся любви.

Постепенно память мужчины воссоздает образ любимой. Он состоит из отдельных деталей, которые сохранились в душе героя: голос, голубые глаза и вьющиеся волосы золотистого цвета. Женщину он нежно называет пастушкой, любуясь ее простой одеждой. Именно такой светлый образ всегда рядом с влюбленным. Мужчина верит, что это ангел, который оберегает его и утешает, приникнув к изголовью.

В стихотворении К. Батюшков реализовал идею о том, что над настоящей любовью не властны ни время, ни расстояния. Поэт показал, что милый сердцу образ является ангелом-хранителем, который всегда готов утешить печальную душу.

Анализируемое стихотворение условно делится на смысловые части: обращение героя к своему сердцу и портрет возлюбленной героя. Части разные по объему. Большинство строк – описание любимой женщины. На строфы произведение не делится.

Жанр произведения – любовная лирика. В то же время в стихах чувствуется нескрываемая грусть, вызванная разлукой. Стихотворный размер – четырехстопный ямб. В тексте использована перекрестная рифмовка АВАВ, мужские и женские рифмы.

Художественные средства, использованные в произведении, служат для создания образа любимой женщины и передачи чувств лирического героя.

Главную роль в произведении играют эпитеты: «память печальная», «страна дальняя», «очи голубые», «локоны златые», «вьющиеся власы», «образ милый, незабвенный», «печальный сон». Они придают описываемым картинам выразительности.

Метафоры – основной инструмент для воспроизведения внутреннего состояния влюбленного мужчины: «память печальная», «страна дальняя», «очи голубые», «локоны златые», «вьющиеся власы», «образ милый, незабвенный», «печальный сон».

Важную роль в тексте играет интонация. При помощи риторических вопросов и восклицаний К. Батюшков делает эмоциональный фон стихотворения более выразительным. В некоторых строках поэт использовал аллитерацию. Например, слова с согласными «с», «ч» выражают грусть: «ты сильней рассудка памяти печальной».

Средняя оценка: 4.7. Всего получено оценок: 28.

Источник: https://obrazovaka.ru/analiz-stihotvoreniya/batyushkov/moy-geniy.html

Анализ стихотворения Батюшкова “Мой гений”

В жизни каждого поэта были роковые встречи, и Константин Батюшков в этом вопросе не является исключением. В 1813 году, гостя у знакомых в Петербурге, поэт знакомится с Анной Фурман и без памяти влюбляется в девушку. Родители юной особы совсем не прочь выдать свою дочь за весьма состоятельного дворянина, который, к тому же, состоит на престижной государственной службе.

Однако Анна Фурман не питает к жениху ответных чувств. Понимая это, Батюшков разрывает помолвку, однако до конца своей жизни хранит в сердце образ девушки, пленившей его воображение.

Анне

Фурман поэт посвящает целый цикл стихов, одно из которых под названием “Мой гений” датируется 1815 годом. Написано это произведение через несколько месяцев после расторжения помолвки, о чем поэт очень сожалеет. Именно по этой причине первые строчки стихотворения наполнены печалью и тоской. “О, память сердца!

Ты сильней рассудка памяти печальной”, – этой фразой поэт хочет подчеркнуть, что он не в состоянии подчинить свою любовь логике и здравому смыслу.

Даже зная о том, что избранница не отвечает взаимностью, Баратынский продолжает ее любить и считает единственной, которая достойна стать его супругой.

Впрочем, по воспоминаниям очевидцев, Константин Батюшков мог бы стать вполне счастливым семьянином и прожить со своей молодой супругой счастливую жизнь. Именно об этом мечтал поэт, но понимал, что его возлюбленная дала согласие на брак не из-за высоких чувств, а под давлением родителей.

Это предположение вскоре находит свое подтверждение, когда поэт становится невольным очевидцем разговора между Анной Фурман и ее подругой.

Речь идет о предстоящей свадьбе, к которой невеста относится с пренебрежением, считая, что брак даст ей лишь единственное утешение – свободу и избавление от родительских наставлений.

Именно тогда Батюшков принимает решение поговорить с отцом невесты и как бы вскользь упоминает, что у него недостаточно средств на содержание семьи. Этот аргумент оказывается решающим в вопросе предстоящего замужества Анны Фурман, и свадьба расстраивается.

Впрочем, сразу же покинуть Петербург поэту не удается, так как на почве глубокого нервного потрясения он заболевает и нуждается в особом уходе.

Именно тогда он объявляет свои друзьям, что его финансовые дела пошатнулись, чтобы скрыть истинную причину переживаний.

Читайте также:  Краткое содержание три толстяка олеши

Но в порыве очередного приступа помрачения рассудка все же выдает свою тайну, заявляя, что не может жить под одной крышей с той, которая готова терпеть его ради денег.

Понимая, что обратного пути нет, и взаимоотношения с Анной Фурман разорваны навсегда, поэт продолжает хранить ее образ в собственном сердце.

“Я помню голос милых слов, я помню очи голубые”, – отмечает автор, воссоздавая по крупицам портрет самого близкого и родного для него человека. Однако не только внешность Анны Фурман привлекает поэта.

Он искренне убежден, что эта необыкновенная девушка является его гением и ангелом-хранителем.

Именно она вдохновляет Батюшкова на творчество и заставляет облачать в стихи свои чувства.

Даже расставшись с Анной Фурман, поэт не только продолжает ее любить, но и искренне верит, что знакомство с ней – подарок судьбы.

То, что чувства оказались лишены взаимности, совершенно не печалит Батюшкова, который счастлив уже потому, что любит сам.

И ему кажется, что именно эта любовь спасает его от одиночества и жизненных невзгод, она помогает материализовать образ избранницы, которая в самый сложный момент “приникнет к изголовью и усладит печальный сон”.

Примечательно, что свои чувства к Анне Фурман Батюшков пронес через всю жизнь, и с каждым годом они становились лишь сильнее, доведя, в конце концов, впечатлительного поэта до умопомешательства.

Источник: https://lit.ukrtvory.ru/analiz-stixotvoreniya-batyushkova-moj-genij/

Анализ стихотворения «Мой гений» Батюшкова | Инфошкола

Написанное почти двести лет назад стихотворение К.Н.Батюшкова «Мой Гений» наполнено изысканностью, красотой, свежестью и глубиной чувства. Какая-то лёгкость, даже невесомость стихотворных строк трогает сердце и близко современным юным читателям, отвечает их внутреннему состоянию. Лёгкость стиха не отменяет глубины смысла. Понимаешь, насколько лёгок Батюшков, лёгок, но не легковесен.

МОЙ ГЕНИЙ
О, память сердца! Ты сильней
Рассудка памяти печальной
И часто сладостью своей
Меня в стране пленяешь дальной.
Я помню голос милых слов,
Я помню очи голубые,
Я помню локоны златые
Небрежно вьющихся власов.

Моей пастушки несравненной
Я помню весь наряд простой,
И образ милой, незабвенной
Повсюду странствует со мной.
Хранитель Гений мой — любовью
В утеху дан разлуке он:
Засну ль? приникнет к изголовью
И усладит печальный сон.

  • 1815
  • Прочитав стихотворение Батюшкова, поговорим о нём.

— Какое впечатление произвела на вас это стихотворение?
— Как вы думаете, почему автор назвал его «Мой Гений»?

Автор называет Гением свою возлюбленную, потому что она лучшая, замечательная, неповторимая, чудная, завладевшая его сердцем, занявшая все его мысли. Отмечают, что гений — это человек, обладающий особой одарённостью.

Возникает и такая ассоциация: Гений (возлюбленная) — олицетворение доброты и нежности (ангел). Возлюбленная (ангел) — возлюбленная (Гений). Название — посвящение нежно любимой девушке.

С любимой не суждено быть вместе, но она навеки в сердце.

Стихотворение грустное, но удивительно светлое. Обратим внимание ребят на то, что в учебнике слово «гений» написано с маленькой буквы, а в поэтических сборниках — с большой.

— Что это меняет в нашем восприятии?

Образ стал глубже и многограннее, ведь первоначальное значение слова «гений», пришедшего из мифологии, — добрый дух, с рождения сопутствующий человеку и охраняющий его, покровитель человека. Образ возлюбленной не просто живёт в сердце, а становится добрым духом, ангелом-хранителем лирического героя: «Хранитель Гений мой — любовью / В утеху дан разлуке он … »

Слово «гений» часто можно встретить в поэзии начала XIX века как в его мифологическом понимании, так и связанным с женскими образами. (Вспомним пушкинское: «гений чистой красоты».

При чтении стихотворения «Я помню чудное мгновенье … -, написанного, кстати, через десять лет после стихотворения Батюшкова, девятиклассники отмечают общность их звучания и настроения.

) Для Батюшкова Гений — образ вполне осязаемый, живой, это возлюбленная, несравненная пастушка (что совершенно в духе того времени), чувство к которой так
искренно и неподдельно, что мы забываем о пасторальной условности и вспоминаем о том, что в это время — летом 1815 года — Батюшков мучительно переживал разрыв и разлуку с Анной Фурман. Способность высветлить в стихах то, что тяжко давило, мучило в реальности, ещё не оставила его.

— Какова тема стихотворения? Как бы вы озвучили главную мысль этого произведения?
В каких словах она заключена?

Каждое слово дышит любовью. Любовь в печали, в сладости воспоминаний, в милом незабвенном образе несравненной пастушки.

Любовь,
которая живёт в сердце лирического героя, которая волнует и по прошествии времени, которая оставила след в его жизни, о которой он тоскует, вспоминает, которая его охраняет в его странствиях. Можно упомянуть о биографическом подтексте.

Но так ли это важно? Ведь стихотворение не о конкретном человеке. Оно вневременно, понятно каждому и двести лет спустя. Главная мысль — признание превосходства эмоционального опыта над «головным» началом в человеке — заключена в первых строках:

О, память сердца! Ты сильней
Рассудка памяти печальной
И часто сладостью своей
Меня в стране пленяешь дальной.
Далее память рисует образ несравненной
пастушки.
— Кого напоминает образ возлюбленной,
изображённой в стихотворении? Каков он?
Я помню голос милых слов,
Я помню очи голубые,
Я помню локоны златые
Небрежно вьющихся власов.
Моей пастушки несравненной

Я помню весь наряд простой …

Образ возлюбленной — в цвете (очи голубые, локоны златые), движении, усиленный четырёхкратным повтором: «Я помню» (как называется
такой приём?), в струящемся звуке и лёгкой интонации. Образ классический, но в нём есть и индивидуальные черты. А напомнил он нам Лизу- героиню повести Карамзина.

— Что подчёркивает классический образ «пастушки несравненной»? А что можно посчитать чертами конкретного человека?
Конечно, Батюшков создал пасторальный образ, что отвечало времени и традиции литературы начала XIX века. Очи голубые, локоны златые и наряд простой пастушки — это классика жанра, а вот небрежно вьющиеся власы, голос милых слов — детали, возможно, индивидуальные.

— Какие ключевые образы мы можем выделить в стихотворении?

— Память сердца, память рассудка, незабвенный образ милой пастушки, хранитель Гений, любовь, печаль, разлука.
Обратим внимание, что похожие слова и образы повторяются в начале и в конце стихотворения. Получается своеобразное кольцо (печальной памяти — печальный сон; сладостью — усладит; стране дальной — повсюду странствует со мной; память сердца — любовью в утеху дан разлуке он).

И в середине, в центре кольца, — образ возлюбленной, четырёхкратный повтор «Я помню … », то есть буду помнить всегда, не забуду никогда, помню и берегу в сердце каждую любимую чёрточку.

Стихотворение Батюшкова удивительно ёмко.

И особая прелесть в звучании «нездешних» слов (неполногласии, окончаниях прилагательных, особой поэтической лексике: «дельной»,
«незабвенной», «златые», «власов», «пленяешь»), Лёгкость восприятия и в особом сочетании рифм, и в стремительно струящемся размере, и в мелодичном звучании, которое придают гласные и сонорные звуки. Чтобы убедиться в этом, можно предложить посчитать количество сонорных и увидеть, что они преобладают в стихотворении ([н] — 31, [м] — 12, [л] — 18).
.

  1. — А чем ещё пленяет нас это стихотворение?
  2. Элегический стих Батюшкова одновременно печален и светел, проникнут особой интонацией доверительности, душевной открытости, подтверждающей известный девиз поэта: «Живи, как пишешь, и пиши, как живешь».

Константин Николаевич Батюшков (1787- 1855) — тонкий лирик и ценитель красоты живого русского языка — по праву считается основателем «школы гармонической точности» В отечественной поэзии.

«В лёгком роде поэзии читатель требует возможного совершенства, чистоты выражения, стройности в слоге, гибкости, плавности; он требует истины в чувствах и сохранения строжайшего приличия во всех отношениях», — так сформулировал он важнейшие принципы поэтического искусства в своей «Речи о влияниях лёгкой поэзии на язык».

Источник: https://info-shkola.ru/analiz-stixotvoreniya-moj-genij-batyushkova/

Анализ стихотворения О.Э. Мандельштама «Батюшков»

Константин Батюшков – один из величайших русских поэтов, оказавший непомерное влияние на русскую классику. Об этом свидетельствует стихотворение Осипа Мандельштама «Батюшков», написанное спустя почти век после смерти Батюшкова.

Мы проведем анализ стихотворения «Батюшков», чтобы уловить это влияние. Потому как в своем стихотворении, Мандельштам не просто рисует картины общего плана, относящиеся к поэзии Батюшкова, но и подчеркивает особые тонкости его творчества.

Первое, что мы видим – упоминание девы с именем Дафна в первой же строфе стихотворения: лирический герой гуляет, наслаждается ароматом цветов и «Дафну поет». Имя Дафна встречалось в поэзии самого Батюшкова. В то же время, деве с созвучным именем Зафна поэт посвятил целое стихотворение.

Если в стихотворении Мандельштама поэт «нюхает розу и Дафну поет», то в своем собственном стихотворении «Источник» Батюшков «пил розы» на губах Зафны.

Говорит ли это созвучие имен и некоторых деталей о том, что Мандельштам намеренно обращает внимание читателя на определенные произведения Батюшкова? Я считаю, несомненно, говорит.

Но завершающая стихотворение строфа несет самый сильный эмоциональный позыв. В ней Мандельштам упоминает «вечные сны», которые льются из стакана в стакан, словно образцы переливаемой крови. В этой строфе поэт затрагивает сразу три детали, которые символизируют и затрагивают многие моменты Батюшкова: вечные сны, кровь и сосуды, в которых они переливаются.

Во-первых, сам феномен чаш и стаканов очень близок поэзии Батюшкова, который часто в своем творчестве упоминал сосуды и их роль, например, в застолье. Чаши, наполненные сладким вином, помогают пирующим забыть о мирской суете и жизненных тяготах, забыть о неминуемой смерти в стихотворении «К Петину».

А в переведенной Батюшковым поэме «Иснель и Аслега», также присутствует картина слияния крови и вечных снов. «Вечные сны» — это сны людей после кровопролитного сражения, и, пусть они не засыпают навеки, но их сны тревожны – они насыщенны трагизмом и страшными кровавыми картинами еще не забытой битвы.

Их сны наполнены смертью и кровью, которые переливаются друг в друга, словно «из стакана в стакан».

Анализ стихотворения «Батюшков» Мандельштама помогает понять также и то, насколько высоко оценивает он творчество своего кумира. Ведь в одной из строф есть слова:

…Ни у кого — этих звуков изгибы. . .

Читайте также:  Жизнь арсеньева - краткое содержание книги бунина

И никогда — этот говор валов. . .

Творчество Батюшкова для Мандельштама неизмеримо, оно вечно и безгранично.

.

Источник: https://cwetochki.ru/post-Analiz-stihotvoreniya-OEM-Mandelshtama-Batyushkov-23865.html

Стихотворение к. н. батюшкова "выздоровление". анализ, лирический сюжет и жанровая форма

«Выздоровление» стало образцом для подражания. Появились произведения, которые являются вольными парафразами батюшковского шедевра: «Выздоровление» (1818) А.С.Пушкина, «Выздоровление» (1836) Д.В. Давыдова, «К N.N.» (1824 или 1825) К.Ф. Рылеева, «Тоской бессмертия томимый…» (1858) Н.А. Добролюбова, «Письмо» (1829) М.Ю. Лермонтова.

В литературоведческих исследованиях неоднократно рассматривалась лексическая и мотивная близость пушкинского и батюшковского «Выздоровлений». В нашей работе мы сопоставляем с элегией Батюшкова лирические композиции Давыдова, Рылеева, Добролюбова, Лермонтова.

На наш взгляд, абстрактно-номинативное название «Выздоровление» тяготеет к тому, чтобы стать обозначением «неологического» жанра. Неканонические жанры, как отмечают исследователи, были характерным явлением в русской лирике первой половины XIX в. [3] [См.: Козлов С.А.

К поэтике заглавий в русской лирике первой половины XIX века (Пушкин и его современники) Вопросы жанра и стиля в русской и зарубежной литературе. М., 1979. С. 25.]

«Выздоровление» Батюшкова впервые было напечатано в «Опытах в стихах и прозе» (1817). Текст условно датируется временем выздоровления поэта после раны, полученной в сражении при Гейльсберге (1807-1809 гг.):

  • Как ландыш под серпом убийственным жнеца
  • Склоняет голову и вянет,
  • Так я в болезни ждал безвременно конца
  • И думал: парки час настанет.
  • Уж очи покрывал Эреба мрак густой,
  • Уж сердце медленнее билось,
  • Я вянул, исчезал, и жизни молодой,
  • Казалось, солнце закатилось.
  • Но ты приближилась, о жизнь души моей,
  • И алых уст твоих дыханье,
  • И слезы пламенем сверкающих очей,
  • И поцалуев сочетанье,
  • И вздохи страстные, и сила милых слов
  • Меня из области печали,
  • От Орковых полей, от Леты берегов
  • Для сладострастия призвали.
  • Ты снова жизнь даешь; она – твой дар благой,
  • Тобой дышать до гроба стану.
  • Мне сладок будет час и муки роковой;

Я от любви теперь увяну [4] [Батюшков К.Н. Опыты в стихах и прозе. М., 1977. С. 214.].

Название произведения отсылает нас к одноименному стихотворению Н.М. Карамзина.

Композиционным центром «Выздоровления» (1789) Карамзина является образ «матери Природы», которая в ответ на мольбы героя рассеяла «мрачность души» [5] [Карамзин Н.М. Полное собрание стихотворений. М.

-Л., 1966. С. 80.]. Батюшков перерабатывает карамзинский сюжет «выздоровления»: его герою жизнь дарует возлюбленная.

«Выздоровление» начинается общеэлегическим мотивом, который воспринимался к тому времени как штамп: болезнь, страдания сраженного недугом, приближающаяся смерть героя [6] [См.: Вацуро В.Э. Лирика пушкинской поры. СПб., 1994.

С. 205.]. Однако лирический сюжет завершается неожиданно: не смертью героя, а его выздоровлением. Кроме того, автобиографическая проективность не позволяет воспринимать изображенные в тексте события как литературный штамп.

Хотя понятие элегии не получило ясного определения в литературных дебатах 1810-1820 гг., но современники поэта соглашались с тем, что этот жанр предназначен для выражения «смешанного чувства» [7] [См. об этом: Греч Н. Учебная книга российской словесности. СПб., 1820. Ч. III. С. 184; Георгиевский П. Руководство к изучению русской словесности. СПб., 1836. С. 79-80.].

Проявление «смешанного чувства» в «Выздоровлении» очевидно. Элегическая ситуация первой части сменяется чувственными строчками второй анакреонтической части, в третьей же части произведения вновь возвращается элегическая тональность. Е. Тоддес обозначает эти части следующим образом: «болезнь – исцеление любовью – новая жизнь» [8] [Тоддес Е. Перечитывая Батюшкова Батюшков К.Н.

Опыты в стихах. М, 1987. С. 25.]. Лирическое произведение начинается и заканчивается мотивом увядания (темой смерти), с которым вступает в борьбу тема жизни (любви): увядание от болезни (смерть) – любовь как синоним жизни – увядание от любви (сладость «смерти»).

В финале в обратном порядке повторяются рифмующиеся глаголы первых строк стихотворения: вянет настанет – стану увяну (здесь и далее курсив мой. – С. К.), что связано с возвращением к думам о «смерти» на новом витке и придает композиции кольцевой характер. Процесс «выздоровления» целительной силой любви разворачивается на наших глазах и передается во временной динамике. См.

изменение временных форм глаголов от прошедшего времени (ждал, думал и т.д.) – через настоящее («Ты снова жизнь даешь») – в будущее (стану дышать, увяну).

В первой части элегии «парки час» приближается неотвратимо и неизбежно. См. конструкции с усилительной частицей уж: «Уж очи покрывал Эреба мрак густой, Уж сердце медленнее билось…». Волнение умирающего героя передает также инверсированный порядок слов: «Эреба мрак густой», «…и жизни молодой, Казалось, солнце закатилось» и т.д.

Приближение смерти изображается как процесс, в котором постепенно угасают все чувства: зрение, слух. «Солнце жизни молодой» вот-вот закатится и наступит «мрак густой», т.е. непроницаемая тьма (отсутствие света и цвета). В шестом стихе четырехсложное слово «медленнее» изображает замедляющийся ритм ударов сердца, которое может остановиться в любой момент.

Интересна музыкальная образность стихов. Если глагол «вянул» (в 7 стихе) организован сонорными согласными [н], [л] и звонким [в], то глагол «исчезал» звучит тише и глуше (появляется глухой согласный [ш']). Смерть Батюшков описывает как исчезновение, растворение человека в надвигающемся небытии (см. также «Ты знаешь, что изрек…» (1821)).

Выразительна виртуозная звукопись восьмой строки: «Казалось, солнце закатилось». В центре стиха находится слово «солнце», окруженное глаголами. Два первых согласных звука в словах «казалось» и «закатилось» даются в зеркальном отражении: каз- и зак-. Необходимо отметить еще один звуковой повтор в этом стихе: казалось[лъс] – сол[со]нце –закатилось[лъс].

Перед зрительным взором возникает панорама восхода и заката солнца «жизни молодой».

Композиционным центром произведения является появление возлюбленной, возвращающее лирического героя к жизни. Вместе с ней возвращаются и краски жизни. Эпитет уст – «алые» (ярко-красные) не столько характеризует внешний образ лирической героини (который так и остается нераскрытым), сколько служит выражением растущей страсти героя.

Сила чувств возлюбленной возвращает к жизни «увядающего и исчезающего героя», душа которого достигла «Леты берегов». В 14 и 15 стихах, на первый взгляд, избыточно называется одно и то же.

По функции словосочетание «из области печали» является обобщающим словом при однородных обстоятельствах и имеет наиболее обобщенное значение, а словосочетания «от Орковых полей» и «от Леты берегов» являются уточняющими. Поэт таким образом показывает, как далеко успела перенестись душа и как труден и долог обратный путь.

В 14 и 15 стихах четырехкратно повторяется звук «л»: (ла – ли, ле – ле), что создает звуковой образ «области печали», из которой едва доносятся тихие отголоски. С появлением возлюбленной сердце героя начинает биться ровно. См.

в 17 и 18 стихах четкое чередование ударных и безударных слогов (отсутствуют пиррихии): «Ты снова жизнь даешь; она – твой дар благой, Тобой дышать до гроба стану». Стихотворение написано разностопными ямбическими стихами (я6Я4я6Я4), имитирующими взволнованную речь.

Во второй части стихотворения возникает картина иной эмоциональной окраски, контрастирующая с первой элегической частью. Для этой части характерно внедрение эротической фразеологии. Герой пробужден любовью для любви.

Батюшков использует и сложное слово «сладострастие», и слова его составляющие: «вдохи страстные», «для сладострастия призвали», оксюморонное сочетание «мне сладок будет час и муки роковой». Таким образом, передается экспрессия растущего любовного чувства. Поэт использует слова, выражающие силу пылкой любви, охватившей героиню: «И слезы пламенем сверкающих очей».

Экспрессия проявляется не только на лексическом уровне, но и свойственна звуковому и синтаксическому рисунку стихотворения.

Так, в 13 стихе «И вздохи страстные, и сила милых слов» интенсивность, накал чувств передаются четырехкратным повторением согласного [с], стечением согласных взд, стр, ст, а в 10 стихе «И алых уст твоих дыханье» столкновением согласных (когда подряд идет несколько слов, начинающихся прикрытым слогом и заканчивающихся закрытым слогом).

Нарастание лирического волнения, захватившее героя, передается также нагнетанием однородных членов предложения, расположенных в градационном порядке и связанных соединительным союзом и (в том числе анафорическими и). Выражение «Тобой дышать до гроба стану» (означающее «буду любить до конца жизни») воспринимается почти буквально, поскольку любимая именно «вдохнула» в лирического героя жизнь. Дыхание возлюбленной физически ощутимо: «И алых уст твоих дыханье» (трехкратное повторение согласного звука [х]).

Рифмующиеся слова в стихотворении образуют своеобразные антонимические пары. Например: вянетнастанет, билосьзакатилось, благойроковой. Последняя пара объединяет слова, выражающие предельно противоположные состояния. См.

лексическое значение слов «благой (устар.)», т.е. приносящий чувство радости. Ср. «роковой», т.е. приносящий горе, предопределенное судьбой, роком. Таким образом, жизнь и любовь – дары возлюбленной несут и радости, и муки.

Анализ художественной структуры показывает, что лексический, синтаксический, ритмический и звуковой уровни произведения взаимосвязаны и «работают» на содержание.

В лирике Батюшкова есть стихотворения, чрезвычайно близкие к «Выздоровлению»: «Воспоминания 1807 года», «Увы, глаза потухшие в слезах». В.А. Грехнев, анализируя элегию «Выздоровление», отмечает, что в стихотворении «Воспоминания 1807 года» воплощается тот же «сюжет», но только опрокинутый в биографию и быт».

«Психологическая коллизия, – пишет исследователь, – обретает энергию и отточенный лаконизм выражения, предметная детализация, сопутствовавшая ей в биографическом контексте «Воспоминаний…

«, так же как «предыстория» и «эпилог», обрамлявшие прежде сюжет «выздоровления», – все это отсечено во имя той гармонической ясности пропорций, к которой обязывало легкое смещение ситуации в антологический план» [9] [Грехнев В. А. Лирика Пушкина: О поэтике жанров. Горький, 1985. С. 215.].

Отметим, что в «Воспоминаниях 1807 года» герой обязан выздоровлением не только прекрасной Эмилии, но также «усердному эскулапу», который «божественной наукой Исторг из-под косы и дивно исцелил Меня, борющегося уже с смертельной мукой!» [10] [Батюшков К.Н. Опыты в стихах и прозе. С. 535.]

Своего рода «продолжением» «Выздоровления» является антологическая элегия «Увы, глаза потухшие в слезах» (из цикла «Из греческой антологии» (написанного между маем 1817 и началом 1818 г.

)), герой которой увядает от «любовного недуга» и молит о сострадании у возлюбленной: «Но ты, прелестная, которой мне любовь Всего – и юности и счастия дороже, Склонись, жестокая, и я …

воскресну вновь, Как был, или еще бодрее и моложе» [11] [Батюшков К.Н. Опыты в стихах и прозе. С. 347.].

Источник: https://allpoetry.ru/analiz/625/batyushkov-k-n

Константин Батюшков — Выздоровление: читать стих, текст стихотворения поэта классика на РуСтих

Как ландыш под серпом убийственным жнеца Склоняет голову и вянет, Так я в болезни ждал безвременно конца И думал: парки час настанет. Уж очи покрывал Эреба мрак густой, Уж сердце медленнее билось: Я вянул, исчезал, и жизни молодой, Казалось, солнце закатилось.

Читайте также:  Моя жизнь - краткое содержание рассказа чехова

Но ты приближилась, о жизнь души моей, И алых уст твоих дыханье, И слезы пламенем сверкающих очей, И поцелуев сочетанье, И вздохи страстные, и сила милых слов Меня из области печали — От Орковых полей, от Леты берегов — Для сладострастия призвали.

Ты снова жизнь даешь; она твой дар благой, Тобой дышать до гроба стану. Мне сладок будет час и муки роковой:

Я от любви теперь увяну.

Анализ стихотворения «Выздоровление» Батюшкова

«Выздоровление» Константина Николаевича Батюшкова в свое время было высоко оценено Александром Сергеевичем Пушкиным.

Датировка стихотворения неизвестна. Одна версия относит его к 1807-1809 годам, другая к периоду после 1815 года. В первом случае темой стихотворения определенно стала влюбленность в Э. Мюгель, купеческую дочь, которая взялась за ним ухаживать после ранения (он участвовал в одной из битв против армии Наполеона). Во втором – он скорее вспоминает эту уже давнюю историю.

Жанр элегический, размер – ямбический, рифмовка перекрестная, рифмы есть и открытые, и закрытые. Лирический герой – сам влюбленный автор. Интонация довольно сентиментальная, пылкая, почти со слезами. Уже в первой строке герой патетически сравнивает себя с поникшим ландышем. «Под серпом жнеца»: высказав общее одобрение стихотворению, в этом месте А.

Пушкин обратил внимание на неточность. Дело в том, что этот цветок растет отнюдь не на полях, а на лугах и в рощах, значит, следовало бы написать «косою», а не «серпом». Однако «убийственный жнец» здесь может быть и метафорой близкой смерти, ведь дальше лирический герой замечает, что болел и ждал «безвременно конца». Олицетворение «склоняет голову».

Из античной мифологии взят образ Парки, богини судьбы. Этот символ перешел и в поэзию Серебряного века, встречается, к примеру, в стихах В. Брюсова и В. Ходасевича. «Эреба мрак»: по сути, плеоназм, поскольку само понятие в греческой мифологии и означает темный, мрачный подземный мир. «Сердце медленнее билось»: герой действительно сильно ослаб.

Множество глаголов, передающих тяжелое состояние героя, собранных в перечислительные градации. Парентеза (в данном случае – вводное слово): казалось. «Солнце закатилось»: и день померк для раненого. «О, жизнь души моей»: метонимия и вместе с тем – апострофа, обращение. Появляется прекрасная героиня.

Здесь выясняется, что герой все еще принадлежит земле и страстям, болезнь его, видимо, не к смерти, и что любовь его – взаимна. Девушка склоняется над его ложем, плачет, покрывает его лицо «поцалуями», уговаривает его держаться, подает лекарства, поправляет подушки. Есть и ее портрет: алые губы и сверкающие очи. Забота и нежность вливают силы в его ослабевшие члены.

Орк, Лета – опять-таки образы подземного мира мертвых. Герой возвращается к жизни любовью. «До гроба стану»: гипербола. Это чувство не имело продолжения. «От любви увяну»: он уже предчувствует разлуку.

Стихотворение «Выздоровление» К. Батюшков разместил в «Опытах в стихах и прозе», вышедших в 1817 году.

Читать стих поэта Константин Батюшков — Выздоровление на сайте РуСтих: лучшие, красивые стихотворения русских и зарубежных поэтов классиков о любви, природе, жизни, Родине для детей и взрослых.

Источник: https://rustih.ru/konstantin-batyushkov-vyzdorovlenie/

Помогите пожалуйста, сделать Анализ стихотворения Батюшкова К.Н "пробуждение

5-9 класс

Стихотворение 1815 года.Средства выразительности:-эпитеты (утренний Феб, гордый ум, кроткий блеск, бархатные луга, холодные слова, тихими крылами);-метафоры (окованных мечтами);-лексический повтор (частицы «ни»);Смысл:

Человек находится в сладкой полудреме, как его будит то, что усыпляло. И ему все прекрасное уже не в радость, именно тут автор употребляет повтор дабы заострить внимание читателя: герою все безразлично. Мечты в полудреме растревожили душу и сердце. Даже трезвый разум (мысли) не может совладать с таким сильным чувством любви.

Примечание:

Можно заметить, что автор использует имена греческих богов: Феб (красивый и лучезарный) и Зефир (ветер), благодаря этому стихотворение становиться более насыщенным. И, наверное, употребление таких имен — это особенность автора, который в какой-то период времени увлекался мифологией. 

Ответить

Zazaza1 / 23 февр. 2014 г., 9:23:45

ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА СДЕЛАЙТЕ АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ АНЧАР ПО ЭТИМ РАЗДЕЛАМ : 1) Чем вызвано это стихотворение

2) Взгляды, убеждения 3) Состояние автора , который писал этот стих или героя этого стиха СДЕЛАЙТЕ ПОЖАЛУЙСТА СРОЧНО НАДО !!! СРОЧНО ПОЖАЛУЙСТА ПОМОГИТЕ АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ » АНЧАР » ПО ПЛАНУ , ПЛАН ВО ВЛОЖЕНИЯХ !!! ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА СРОЧНО НАДО , А Я ЧИСТО ФИЗИЧЕСКИ НЕ УСПЕВАЮ !!! ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА И , ЧТОБЫ БЫЛИ ПРИВЕДЕНЫ К КАЖДОМУ РАЗДЕЛУ СТРОЧКИ ИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ !!! ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА !!! В пустыне чахлой и скупой, На почве, зноем раскаленной, Анчар, как грозный часовой, Стоит — один во всей вселенной. Природа жаждущих степей Его в день гнева породила, И зелень мертвую ветвей И корни ядом напоила. Яд каплет сквозь его кору, К полудню растопясь от зною, И застывает ввечеру Густой прозрачною смолою. К нему и птица не летит, И тигр нейдет: лишь вихорь черный На древо смерти набежит — И мчится прочь, уже тлетворный. И если туча оросит, Блуждая, лист его дремучий, С его ветвей, уж ядовит, Стекает дождь в песок горючий. Но человека человек Послал к анчару властным взглядом, И тот послушно в путь потек И к утру возвратился с ядом. Принес он смертную смолу Да ветвь с увядшими листами, И пот по бледному челу Струился хладными ручьями; Принес — и ослабел и лег Под сводом шалаша на лыки, И умер бедный раб у ног Непобедимого владыки. А царь тем ядом напитал Свои послушливые стрелы И с ними гибель разослал К соседям в чуждые пределы.

дрон0009 / 18 авг. 2013 г., 14:31:16

Помогите пожалуйста сделать анализ стихотворения Рубцова «Родная деревня»

Хотя проклинает проезжий Дороги моих побережий, Люблю я деревню Николу, Где кончил начальную школу! Бывает, что пыльный мальчишка За гостем приезжим по следу В дорогу торопится слишком: — Я тоже отсюда уеду! Среди удивленных девчонок Храбрится, едва из пеленок: — Ну что по провинции шляться? В столицу пора отправляться! Когда ж повзрослеет в столице, Посмотрит на жизнь за границей, Тогда он оценит Николу, Где кончил начальную школу… По следующему плану: 1) Какова тема стихотворения? 2) Основная мысль стихотворения 3) Основные части стихотворения 4) Особенности организации текста: а) количество строф б) какая рифма в) средства выразительности: эпитеты, олицетворения, метафоры, сравнения

Помогите пожалуйста очень прошу! Завтра литература!

Alinkapinsk / 16 янв. 2015 г., 16:03:13

Помогите пожалуйста сделать анализ стихотворения по этому плану:

1)Тема 2)Идея 3)название 4)Композиция(сколько строф,как развивается от строфы к строфе,лиричесикй сюжет,золотое сечение) 5)Изобразительно-выразительные средства,которые служат выражению авторской идеи (эпиет,метафора,антитеза,олицетворение и т.

д) 6)Размер,рифма: 1)перекрестная 2)параллельная 3)опоясывающая Вот стихотворение: На небе,коль верить гаданьям, Любому звезда суждена, Меня же заветным сияньем Не дарит, увы ,ни одна. Поэтому каждой звездою Я был очарован в ночи, Но душу отрадой живою Согреть не могли их лучи.

У каждого парня на свете Любимая есть иль была, Меня же никто не приветил, И мира мне жизнь не дала. С надеждой и нежностью равной Смотрю я на девушек всех, Но только молю их бесславно,

Другим они дарят свой смех.

Olgakogan / 24 янв. 2014 г., 14:42:17

Помогите пожалуйста сделать анализ стихотворения.

«Великое чувство!у каждых дверей, В какой стороне ни заедем, Мы слышим,как дети зовут матерей Далеких,но рвущихся к детям. Великое чувство!Его до конца Мы живо в душе сохраняем, Мы любим сестру,и жену,и отца,

Но в маках мы мать вспоминаем!»

Вы находитесь на странице вопроса «Помогите пожалуйста, сделать Анализ стихотворения Батюшкова К.Н «пробуждение«, категории «литература«. Данный вопрос относится к разделу «5-9» классов.

Здесь вы сможете получить ответ, а также обсудить вопрос с посетителями сайта. Автоматический умный поиск поможет найти похожие вопросы в категории «литература«.

Если ваш вопрос отличается или ответы не подходят, вы можете задать новый вопрос, воспользовавшись кнопкой в верхней части сайта.

Источник: https://literatura.neznaka.ru/answer/650429_pomogite-pozalujsta-sdelat-analiz-stihotvorenia-batuskova-kn-probuzdenie/

Анализ стихотворения Константина Батюшкова «Мой гений»

Поводом для написания этого стихотворения послужила встреча поэта с молодой прекрасной девушкой Анной Фурман. К сожалению, она не ответила на чувства Батюшкова и не вышла за него замуж, но поэт хранил ее образ в сердце всю свою жизнь. Она стала его музой – вдохновительницей, чистым идеалом и гением души.

Причем гений упоминается в мифологическом смысле, как олицетворение внутренних сил и возможностей. Неразделенная любовь не только не испортила впечатления о девушке, а наоборот вознесла ее ранг некого божества, которому поклонялся поэт.

Элегия «Мой гений» написана в ярком, экспрессивно-лирическом ключе, способном передать чувства и настроения автора. Ведущим чувством, конечно, является любовь – высокая и чистая. Она проскальзывает в каждой строчке.

С любовью поэт говорит о своей прекрасной даме, с любовью описывает ее живой портрет. Но наряду с любовью, в стихотворении присутствует грусть.

Грусть о том, что было, грусть о неразделенной любви, грусть об утраченных иллюзиях.

Написанная четырехстопным ямбом элегия имеет плавную структуру. Дополняют восприятие точные рифмы, в сочетании мужской и женской формы, перекрестные рифменные созвучия. Выделяется только второе четверостишие, написанное с помощью кольцевой рифмы.

Текст не имеет визуального деления на строфы, но имеет логическое и смысловое деление на части. В первой говорится о сердечной памяти, вторая знакомит читателя с портретом героини, а третья повествует о хранителе гения.

Стройная композиция делает текст цельным и понятным.

Первая часть стихотворения (первое четверостишие) построена на принципе параллелизма: память сердца, память рассудка.

Центральная часть произведения – это образный портрет героини. Четырехкратное повторение «Я помню» усиливает эмоциональность и передает чувства поэта. Идеализированный образ любимой живет в его памяти.

Передача образа осуществляется с помощью ярких эпитетов. Конец стихотворения возвращает к началу. Вновь сталкивается память сердца, с памятью рассудка.

Но теперь, в результате этого столкновения, происходит некоторое успокоение.

Это произведение является ярким примером любовной лирики. Ведущие темы любви и преданности раскрыты в полной мере. Неразделенная любовь показана не с негативной, а с положительной стороны. Стихотворение «Мой гений» по праву можно считать многозначным и многоплановым лирическим произведением.

(2 votes, average: 5.00

Источник: https://school-essay.ru/analiz-stixotvoreniya-konstantina-batyushkova-moj-genij.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]