Благие намерения — краткое содержание рассказа лиханов

Нельзя ребёнку оставаться без семьи. Кто научит его способности любить этот мир? Кто подарит ласковое слово? Кто защитит от зла и жестокости? Кто отвратит от дурного влияния?

А если некому? Что тогда? О путях исправления этой жестокой несправедливости пишет А. Лиханов в своей повести «Благие намерения».

«Благими намерениями…» (О повести А. Лиханова)

Проблеме современного сиротства посвящена книга Лиханова «Благие намерения». Краткое содержание повести может уместиться в нескольких словах: молодая учительница прониклась сочувствием к своим воспитанникам-сиротам и попыталась найти им родителей, но не всем из своих учеников она сумела помочь, и тогда сама заменила им мать. Это произведение – одно из главных в творчестве писателя.

Благие намерения - краткое содержание рассказа Лиханов

Альберт Анатольевич Лиханов – защитник детства

Когда Альберт Лиханов создавал это короткое, но такое глубокое произведение, он ещё надеялся, что брошенные родителями дети не останутся один на один со своей страшной бедой. Поэтому таким светлым оптимизмом проникнуто это произведение.

Невозможно вернуть сиротам родителей, но можно защитить маленького гражданина большой страны от этой страшной беды. Отечество усыновит, всем миром выведет в люди – вот во что верилось писателю в 1981 году.

Писатель с энтузиазмом воспринял перестройку. Он надеялся на перелом в нравственной стороне жизни и ждал изменения положения сирот к лучшему. Но потом, разочаровавшись, заявлял, что весь народ должен стыдиться перед детьми за несделанное.

В своих книгах автор остаётся убеждённым борцом с уродствами жизни современного общества. Критерием здоровья нации он считает счастье ребёнка, именно этим он проверяет, насколько гуманен мир.

Благие намерения - краткое содержание рассказа Лиханов

А дети в стране по-прежнему оказываются беззащитными перед жестоким равнодушием взрослых людей и безразличны даже своим близким. Альберт Анатольевич Лиханов считает своим долгом напомнить современникам о том, что у нации, которая не заботится о детях, не может быть будущего.

Образ главной героини

Сам Лиханов считал, что его произведение не столько о молодой учительнице и её воспитанниках, сколько об истинной доброте, о том, что дорога в ад вымощена не благими намерениями, а неспособностью исполнить до конца свои благие намерения.

Образ главной героини – воплощение такого человека, который способен до конца исполнить свой долг. И как привлекателен этот образ! Он восхищает силой характера, самоотверженностью, честностью и любовью к детям.

Благие намерения - краткое содержание рассказа Лиханов

Ретроспективный рассказ – такова композиция повести Лиханова «Благие намерения». Краткое содержание истории главной героини таково: зрелая женщина вспоминает о своей юности, о первых самостоятельных шагах в жизни, которые были трудны.

Трудности возникают потому, что во всём руководствовалась Надежда Победоносная (как называет её директор интерната) исключительно своими чувствами. Жалость к несчастным детям поразила её в самое сердце и пробудила в ней стремление устроить их судьбы.

Чувство вины перед детьми, пострадавшими из-за людей, не способных думать о ком-то, кроме себя, заставило её взять на себя ответственность за их судьбы.

Руководствуясь своими чувствами, главная героиня безошибочно находит своё призвание — служение добру и долгу.

Люди раскрываются в отношении к ребёнку

Необходимо полностью погрузиться в мир отношений взрослых и детей в произведении Лиханова «Благие намерения». Краткое содержание не даст полного представления о глубине этого произведения.

В отношении к ребёнку проявляется человек таким, каков он есть.

Бездетная чета Запорожцев – люди на вид интеллигентные — явно отрицательно влияют на ребёнка, которого они выбирают среди других детей, ориентируясь на внешний вид, как вещь.

Самая красивая девочка введена в их семью. Уже после первого опыта общения с ними она изменилась. Шубки, красивые платья, дорогие игрушки, автомобиль, на котором её увозили и привозили Запорожцы, испортили её характер. Почти сразу она почувствовала себя вознесённой над всем, привилегированной, особенной.

И тем больнее ей было вернуться после предательства этих двух самодовольных мещан в своё обычное сиротское положение. Выражая свой протест, Алла сжигает подарки от бывших приёмных родителей.

Надежда Георгиевна не может наказать ребёнка за устроенный пожар. Она хорошо понимает девочку, но при этом в ней пробуждается уверенность, что предательство Запорожцев – благо для Аллочки.

Кем бы она выросла в этой семье? Копией ограниченных самовлюблённых эгоистов?

Инженер Степан Иванович, в отличие от Запорожцев, отказался от Севы Агапова по причине, не зависящей от него. Кроме того, он никогда не говорил, что собирается усыновить Севу.

Он искренне переживает, отправляясь в длительную заграничную командировку, и обещает сразу восстановить дружеские отношения с мальчиком по возвращении. Вынужденная разлука драматична не только для Севы, но и для Степана Ивановича.

Однако всё же есть основания сказать, что и в этом случае взрослый не идёт до конца в своих благих намерениях в своём отношении к ребёнку.

Нужно вдумчиво отнестись к прочтению повести «Благие намерения». Анализ произведения откроет понимание самых непостижимых вещей. Пример одной такой загадки – это отношения Ани Невзоровой с её матерью.

К девочке успела привязаться одинокая Евдокия Петровна, но Аню преследует родная мать, лишённая родительских прав. И в новогоднюю ночь она выкрала девочку. Дальнейшие события свидетельствуют, насколько опасны для ребёнка контакты с матерью, напоившей ребёнка шампанским.

Анечка, всё понимая про свою маму, очень переживает за неё и отказывается быть удочерённой Евдокией Петровной. Тут явно тот случай, когда ребёнок оказывается внутренне духовно сильнее взрослого человека.

Делясь с Надеждой Георгиевной своими мечтами, Аня излагает свой план по «удочерению» матери.

И Надежда понимает, насколько крепки ростки ответственности в этом маленькой девочке, намного крепче они, чем во взрослой женщине, лишённой родительских прав.

Что даёт такую силу маленькому ребёнку? Любовь, всепрощающая, всепроникающая, святая и простая любовь.

Благие намерения - краткое содержание рассказа Лиханов

Счастливые семьи в повести Лиханова

Есть и примеры счастливых семей в повести «Благие намерения». Краткий пересказ отношений самой Надежды с её матерью может послужить этому доказательством: мама любит Надю как умеет, дочь обожает свою маму.

Но однажды дочь выходит из-под материнского контроля. Мама сначала обиделась, а потом простила Надежду. Дочь была очень рада примирению, но к маме не вернулась. Вот и всё.

Но это обычная ситуация в каждой нормальной счастливой семье.

Такой является семья Аполлона Аполлинарьевича и Елены Евгеньевны, директора и завуча интерната. Их сын тоже устраивает родителям сцены неповиновения, но взаимная любовь родителей и детей побеждает всё.

Идеальная семья – дочь и мать Мартыновы. Наталья Ивановна Мартынова – директор детского дома, в котором жили дети до прибытия в интернат.

Этот персонаж очень важен для понимания идеи всего произведения, хотя образ Мартыновой является второстепенным в повести Лиханова «Благие намерения».

Краткое содержание той части повести, в которой даётся её жизнеописание, укладывается в несколько предложений. Пятьдесят лет отдала эта женщина детям-сиротам. Детский дом, в котором она работает, — образцовое место.

В нём поистине всё для детей. Но она была бы рада, если бы однажды он закрылся.

И в этой судьбе как в зеркале отражена основная мысль всей повести: если есть несчастные дети, нужно всю свою жизнь отдать им, чтобы исправить это страшное зло.

Эта женщина живёт одной страстью – любовью к обездоленным малышам. Она отказалась от всего, что мешает её служению. Дочь похожа на свою мать не только внешне, она разделяет нелёгкое бремя ответственности, которую взвалила на себя Наталья Ивановна, и в отношении дочери к ней читается благоговение.

Благие намерения - краткое содержание рассказа Лиханов

Есть что-то от святых в образах этих двух женщин, не зря же Лиханов, описывая их портретное сходство, упоминает об иконописных ликах. И отношения матери и дочери идеальны именно по этой причине: святые не ссорятся между собой, у них есть дела поважнее — служение добру и долгу.

Что позволяет назвать их святыми? Опять же любовь. Только тут идёт речь не о любви к своим детям, а о любви ко всем детям, ко всем людям. Уместно вспомнить: «Возлюби ближнего своего, как самого себя». Вот она – главная идея произведения Лиханова, и не только этого, а всякого хорошего произведения.

В судьбах этих святых образов просматривается и будущее Надежды Победоносной. Это судьбы людей, которые идут по дороге благих намерений до конца. И в конце этого пути их ждёт не ад, а что-то другое.

Источник: https://info-4all.ru/obrazovanie/literatura/publikacii-i-napisanie-statej/povest-a-lihanova-blagie-namereniya-kratkoe-soderzhanie-avtorskaya-poziciya-i/

Сериал "Благие намерения" содержание всех серий

В этот понедельник (18.09.2017) на телеканале Россия-1 состоялась премьера сериала «Благие намерения». В этой статье можно ознакомиться с содержанием всех серий сериала «Благие намерения» (не путать с новым фильмом «Благими намерениями», описание заключительных частей сериала появятся чуть позже. Следите за обновлениями.

Сериал интересный, можно смотреть.

Благие намерения - краткое содержание рассказа ЛихановСериал «Благие намерения» содержание серий

Сериал «Благие намерения» описание серий

Первая часть

Инга работает танцовщицей в ночном клубе в областном центре. Сема Фирсов влюбляется в нее без памяти. Он платит хозяину клуба отступные, чтобы Ингу отпустили из клуба. Сема уговаривает Ингу выйти за него замуж — других перспектив у нее нет. Его не смущает, что Инга его не любит. Он уверен, что со временем ему удастся вызвать в ней это чувство.

Спустя несколько лет Инга живет с Семой в Заозерске. Она ведет в местной школе кружок танцев. И это единственная ее отдушина, поскольку по всему видно, что Сему она так и не полюбила. Одна из ее подопечных танцовщиц — Юля, сестра Семы.

Владимир Фирсов, отец Семы, которого за глаза все зовут Фирс-старший, будучи главой Заозерска, приглашает молодого талантливого архитектора Богдана Ключевского для реконструкции центральной площади.

Сема решает строить собственный дом. И также приглашает архитектором Богдана Ключевского.

Богдан наблюдает за Ингой в танцклассе. Но Юля уверенна, что он пришел к ней, бросается к Богдану. Девчонки с любопытством следят за ними. Богдан говорит Юле, что решил взяться за проект нового дома Семы.

Наташа просит денег у отца, хоть ей и неудобно. Сема ревнует отца к племянникам, детям Наташи — Маше и Саше.

Богдан признается Инге, что согласился на Семино предложение только из-за нее.

Вторая часть

Из областной администрации в Заозерск прибывает с ревизией фининспектор. Смотр достижений проходит под общим градусом рыбалки и попойки. Накала ситуация достигает, когда фининспектор на ужине в доме Фирса-старшего пристает к Инге.

Сема в случившейся неприятности обвиняет Ингу. Обзывает ее потаскухой. Инга убегает из дома, приходит к Богдану. Долго сдерживаемая страсть прорывается.

Наутро счастливые Богдан и Инга завтракают в кафе отеля. Им невдомек, что Сема следит за происходящим.

Сема идет к местному полицейскому чину, дяде Жене, с подложным обвинением Богдана. Дяде Жене достаточно слова наследника Фирса-старшего, чтобы устроить облаву на Богдана. Вернувшись домой, Сема видит, что Инга собирает вещи.

Тем временем Юля устраивает разборки с Богданом…

Третья часть

Покинув кладбище, Инга приходит в дом, который построил Богдан. Она вспоминает любимого. И вдруг замечает, что она не одна. В доме находится Фирс-старший. Инга напугана. Но Фирс-старший успокаивает ее, ведь он ей не враг. Несмотря на ее ненависть и страх перед Семой.

В поисках жены Сема приходит в дом, где с удивлением видит отца. Тот говорит, что подумывает купить этот дом. Но сейчас Сему интересует Инга. Фирс-старший ее не выдает. Он пытается понять, что у них с Ингой произошло. Но Сема, как всегда, скрытничает и врет….

Инга, попав в больницу после обморока, узнает, что беременна.

Сема нанимает частного сыщика, поручая тому найти Ингу.

Приехав в Заозерск на могилу Богдана, Инга встречает Фирса-старшего. Она в ужасе от новости, что Наташа повесилась. Ее волнует судьба детей. Фирсов рассказывает, что за ними теперь присматривает Юля, которая очень изменилась после смерти Богдана.

Инга рассказывает Фирсову, что нашла место в областном интернате. И приглашает того приехать на выступление ее подопечных.

Сема игнорирует Аню. Та рыдает на груди у мамы и признается, что беременна. Мама Ани берет все в свои руки — такого влиятельного и богатого зятя она упускать не намерена…

Четвертая часть Прошло 20 лет.

Фирс-старший узнает, что у него серьезное заболевание сердца. Он едет в Заозерск попрощаться с родным городом. И неожиданно встречает Владика, который стал бомжом. Владик рассказывает Фирсу-старшему, как Сема подговаривал его, Владика, убить Богдана.

Вернувшись домой, Фирс-старший умирает. Его хоронят в Заозерске. Никто из многочисленной родни на похороны не приходит. Но неожиданно Инга и Денис сталкиваются с Семой и Любой, которые пришли проведать могилу Наташи. Молодые люди влюбляются с первого взгляда, не подозревая, какие тяжелые последствия за их трогательной юной любовью последуют.

С Аней у Любы отношения довольно холодные. В отличие от отца: Сема в дочке души не чает и потакает всем ее прихотям.

Люба уговаривает Сему взять ее в областной центр, якобы в библиотеку. На самом деле Люба спешит на встречу с Денисом. Молодые люди, заметив, что их родители общались без малейшей симпатии, решают держать свои отношения в тайне…

Пятая часть

Максим счастлив — он как будто не замечает, что Люба его не любит. Люба мужа ценит, но продолжает думать о Денисе.

Читайте также:  Бурундук - сообщение доклад

Сема теперь мэр. Но он собирается баллотироваться на пост губернатора края.

Саша недалеко ушел от судьбы своего горемыки-отца. Он такой же игрок, разве что не пьяница. Однажды он проигрывает дом, доставшийся в наследство от деда.

Денис уничтожает уже готовый роман. Но у Инги на флэшке есть копия.

Денис с бабушкой, мамой Богдана, приезжает в Заозерск на могилу Богдана Ключевского. Он узнает от нее, что Богдан был женихом Юли…

Денис уходит из редакции. Он не может видеть Любу.

Люба приходит к нему сама. Она узнает, что Ключевский отнюдь не псевдоним, а фамилия родного отца Дениса. Она сдерживает свои чувства. Люба просит Дениса дать согласие на издание романа, поскольку тот действительно хорош. А прошлое нужно оставить в прошлом…

Шестая часть

Юля выводит Аню на люди, демонстрируя собственное к ней доброе расположение. И местные злопыхатели отстают от бывшей жены Семы Фирсова.

Денис возвращает в издательство гонорар за свой роман.

Рафика обвиняют в воровстве. Охранник пробует за него заступиться — у него болеет жена, долги. Но Максим выставляет охранника и избивает Рафика, а потом увольняет с работы, высчитав недостачу.

Мила приезжает к Денису в лагерь. Она рассказывает, что Пригожины ждут ребенка. Денис не выдает своих чувств.

https://www.youtube.com/watch?v=B98MrLJqCiw

Миша продолжает проведывать Аню, но оказывается там всегда, когда у нее Юля.

Вика приходит в издательство, пытаясь устроиться на работу…

Любе звонят из больницы — у Вики нашли записку Любы с ее номером телефона. Они с Максимом едут в больницу. Там они и узнают о пожаре в квартире Вики и смерти Рафика.

Люба решает приютить Вику. Максиму эта идея очень не нравится…

Седьмая часть

Вика мечтает занять место Любы. Но Максим ее одергивает — этому не бывать. Когда Максим уезжает из дачного домика, Вика незаметно забирает его телефон.

Вернувшись домой, Максим застает разгром в квартире, Любу в слезах, а Сему в ярости. Максим зол не меньше. Он едет обратно на дачу.

Вика признается Максиму, что подстроила смерть Рафика. Максим понимает, что так просто ему от Вики не избавиться — она способна на все.

Денис и Мила в лагере. Они снова добрые друзья, как прежде. У Милы снова пробуждается надежда…

Прошло три года. Люба, Денис и Володя живут в Заозерске в доме Семы, который когда-то построил Богдан Ключевский. Денис недоволен, что своим писательским ремеслом не может обеспечить семью.

И Сема регулярно ему об этом намекает, не забывая при этом напомнить какой заработок дает работа в бизнесе. Денису все это очень не нравится.

И он не знает, что Сема потихоньку дает Любе деньги, чтобы она могла жить на широкую ногу, как привыкла с детства.

Инга и Сема снова вместе…

Восьмая часть

Максим признается, что он — бывший зять Семы. А следил за ним, поскольку хочет отомстить. Фининспектор крайне заинтересован. Он предлагает Максиму остыть и продумать месть как следует. Теперь они будут действовать сообща.

Сема пытается образумить Любу. Но та крайне зла на Дениса и ничего не хочет слушать.

Максим приезжает к Семе и заявляет, что Вику столкнула Люба. Сема прогоняет Максима, но он потрясен услышанным. После бессонной ночи Сема приходит к Максиму, требуя ответить за свои слова.

Инга пытается выяснить у Семы как он поговорил с дочерью. Но Сема настолько расстроен и озабочен услышанным от Максима, что избегает разговора.

Сема и Максим встречаются в издательстве. Сема обвиняет Максима, но тот выкручивается, говорит, что его хочет оклеветать бывший фининспектор…

Источник: https://newsband.ru/serial-blagie-namereniya-rossiya-1-soderzhanie-serij.html

А. Лиханов «Благие намерения»

«У сердца нет ученых степеней» (с) А. Лиханов

Хорошая книга: добрая, чистая и бесконечно наивная, как и ее главная героиня, от лица которой ведется повествование – молодая учительница Надежда Георгиевна.

Повесть невелика – всего 176 страниц в моем планшете. Но если б эту повесть я прочитала в 16-17 лет, то возможно и не пошла бы в педагогический.

А может наоборот, пошла бы и посвятила всю свою жизнь служению детям: искреннему и преданному.

«Благими намерениями выстлана дорога в ад» — красной нитью проходит эта поговорка через всю книгу. Повесть представляет собой воспоминания учительницы. Она окончила институт, став учителем-словесником, из-за болезни матери опоздала к началу учебного года, а когда приехала в город распределения, место было уже занято.

Вчерашнюю студентку берут работать воспитателем в школу-интернат, где дают ей особую группу первоклашек – среди трех десятков учеников 22 детдомовские. Повествование ведется от лица 32-летней учительницы. Она в подробностях вспоминает первую встречу, первую неделю с ее малышами, первые и дальнейшие победы и поражения.

И все время анализирует-анализирует-анализирует.

«У сердца нет ученых степеней» (с) А. Лиханов

Надежда Георгиевна к середине книги становится для детей просто Наде-Вной или Надюшей, а в конце – мамой Надей. Я под большим впечатлением не столько от лаконичного сюжета и кратко прописанных судеб детей, сколько от мыслей и замечаний главной героини – ее вечного поиска себя в профессии и профессии в себе. Быть педагогом непросто, но быть Педагогом – намного труднее.

С самых первых строк она пишет об «искуплении своей вины». Лишь спустя неделю после начала работы, Надежда Георгиевна узнает, что в ее группе большая часть детей из детского дома. Остальные же немногие днем в субботу уходят домой, а возвращаются в интернат лишь в воскресенье вечером.

И тогда она придумала найти своим малышам взрослых друзей – людей за пределами интерната, которые могли бы дарить внимание мальчишкам и девчонкам: не по обязанности, а от души. Решение педсовета, заметка в газете, комиссия-собеседование – и вот у каждого ребенка появляется взрослый друг.

«Я смотрела на школьную лестницу, и что-то потихоньку стало раскачиваться во мне. Вдоль лестницы, на каждой ступеньке, стояли маленькие люди в серых костюмчиках и коричневых платьицах, нет, назвать их малышами не поворачивается язык: это были печальные и усталые маленькие люди»

Еще одну цитату просто не могу не привести в данный момент:

«Толстой сказал, что все счастливые семьи счастливы одинаково, а каждая несчастливая несчастна по-своему. И я, взрослый человек, только теперь начинала понимать эту фразу.

У каждого моего птенца было свое несчастье. А я, счастливый человек, не знала, не думала о них. Человек безмятежной судьбы знает, конечно, о бедах, о том, что есть несчастные, а среди них и дети. Но жизнь устроена так, что несчастье счастливому кажется чаще всего далеким, порой даже нереальным.

Если у тебя все хорошо, беда представляется рассыпанной по миру маленькими песчинками, несчастье кажется нетипичным, а типичным – счастье. Да, когда человек счастлив, ум как бы теряет осторожность, дремлет. Знание уступает место чувству, и, наверное, это справедливо.

Счастье не будет счастьем, если оно каждый миг станет думать о беде и горе. Но правда трезвее благополучия. Пока есть жизнь, будет и беда. Будут аварии и землетрясения, будет смерть, она неизбежна, и будет, наверно, человеческая подлость – что-то не исчезает она никак.

Да, несчастья – это неизбежность, но если все несчастья собрать вместе, как здесь, в интернате? Что же получится? Груды беды? Темный день? Мрак?

Что ж, выходит, так. И нет другого выхода, как развеять этот мрак, когда речь идет о маленьких людях.»

Честно признаюсь, я, читатель, ждала того момента, когда героиня совершит ошибку, о которой в первых же строках пишет. что за нее «искупает вину». Страница за страницей, а ошибки-то я и не видела. Да, нашла она своим подопечным взрослых – кому одиноких женщин и мужчин, кому супружеских пар, кому крепкие и сложившиеся семьи.

Да, далеко не все союзы сложились. И это жизнь.

Почему молодой воспитатель берет на себя вину за то, что кто-то взрослых переоценил свои силы или разочаровался в себе или в ребенке? Каждый человек имеет право на ошибку, но почему ответственность за это несет педагог? Очень хорошей иллюстрацией к этому будет следующая цитата:

«Первый класс мы закончили вот с каким результатом: Зину Пермякову, Сашу Суворова, Колю Урванцева и еще троих детей усыновили и удочерили хорошие люди. Шестеро – обстоятельства сложились так – в гости ходить перестали. Десять же мальчиков и девочек, как мы и предполагали, нашли хороших друзей… Счет шесть – шестнадцать.

Но все дело в том, что педагогика не точная дисциплина. Можно выиграть со счетом один – девятнадцать. И проиграть девятнадцать – один. Единица перетянет девятнадцать, и сто, и тысячу. Вот почему судьба шестерых, вернувшихся в интернат навсегда, мучила меня долгие-долгие годы…»

«Жертвовать своим покоем, своими удобствами, всем-всем-всем своим» решила эта молодая учительница, волею судьбы ставшая воспитательницей семилеток-сирот.

Так их учили будущих советских учителей в педагогических институтах: думать перед тем, что что-то сделать, а начав делать – идти до конца. А еще анализировать свои поступки и исправлять ошибки, если случится их совершить.

Не получится исправить – искупать, пусть даже и ценой собственных след и сердечных ран. Нас, будущих российских учителей (в 3-5% случаев пед.

вузов идут работать в школы) в педагогических университетах учили другому: делать трассировку текста, правильно подчеркивать предложения да пользоваться десятками томов словарей, экземпляры которых найдутся далеко не в каждой библиотеке. Даже полвека не прошло, а акцент на душевных качествах профессии учителя сменился чисто утилитарным подходом.

Люблю, когда в книгах название и основная тема раскрыты до конца. Здесь – раскрыта:

«Благие намерения предстояло поддерживать благими делами. Я думаю, и дорога-то в ад вымощена не намерениями, а намерениями неисполненными»

Об авторе

Альберт Анатольевич Лиханов родился 13 сентября 1935 года в городе Киров в самой обычной семье. Отец – слесарь, мать – сотрудник медицинской лаборатории. После окончания школы Альберт учится в Уральском государственном университете на отделении журналистики, а затем возвращается из Свердловская в родной Киров, где устраивается работать литературным сотрудником в «Кировскую правду». В 1960 году он становится непосредственным участником истории, на основе которой написана повесть «Благие намерения». В течение 3 лет он работает главным редактором газеты «Комсомольское племя», а затем едет в Новосибирск собкором «Комсомольской правды».

Первый рассказ Лиханова был опубликован под названием «Шагреневая кожа» в 1962 году в журнале «Юность». Молодой автор переезжает в Москву, где много лет работает ответственным секретарем, а потом и главным редактором молодежного журнала «Смена».

В 1976 году увидел свет первый двухтомник избранных произведений Лиханова. В 1986-1987 годах выходит первое собрание сочинений в четырех томах.

Всю свою жизнь Альберт Лиханов уделяет немало времени общественной деятельности. В 1985 и 1987 годах в СССР принимаются Постановления Правительства о помощи детям-сиротам, что является результатом писем Лиханова.

В 1987 году уже известный в Союзе писатель и журналист создает Советский детский фонд имени В.И. Ленина, который в 1992 году преобразуется в Международную ассоциацию детских фондов. В 1991 году появляется Российский детский фонд, председателем которого избирается Лиханов.

Альберту Анатольевичу принадлежит идея и реализация Научно-исследовательсокго института детства, чьим директором он является.

В 2010 году опубликован 15-томник произведений Альберта Лиханова, на страницах которого использован крупный шрифт и размещены цветные иллюстрации.

PS: Мне бесконечно стыдно, что я, филолог, только сейчас, в 30 лет, открыла для себя этого замечательного писателя, человека и гражданина.

 О книге

Повесть «Благие намерения» была впервые опубликована в журнале «Знамя» в 1980 году, затем ее публиковали в 1981 году в «Роман-газете» и «Литературной России». Сам Лиханов так говорит о произведении:

«Это повесть о молодой учительнице, о маленьких сиротах, которых ей довелось растить. Впрочем, это скорее повесть о важных категориях, из которых складывается наша нравственность, – о добре и зле, ответственности и безответственности, о мире детей и взрослых»

Спустя 3 года после первой публикации повесть автора повести Альберта Лиханова за повесть «Благие намерения» удостаивают Международной премии социалистических стран им. Максима Горького.

В 1985 году по книге Лиханов пишет сценарий, который становится основой фильма «Благие намерения» (режиссер А.Бенкендорф, киностудия им. А.Довженко)

Фильм «Благие намерения»

Источник: http://ozmablog.ru/a-lixanov-blagie-namereniya

Рецензии на книгу «Благие намерения» Альберт Лиханов

«Люби…люби, если можешь. Растворись в них. А если не можешь — уйди.»

Школа, два средне-специальных образования и одно высшее. Примерно 150 — 180 человек, которые пытались научить меня тем, или иным предметам.

Я думаю, что не сделаю открытия и не стану исключением, если скажу, что из всех учителей, с которыми меня столкнула жизнь в школе, колледже и университете, я запомнила четко, ясно и до сих пор могу назвать имя-отчество-фамилию, не более десяти человек.

А полюбила, и до сих пор вспоминаю только с самыми положительными эмоциями и радостью, только троих. Из этих троих двое изменили меня и мою жизнь. Сделали меня другим человеком. И отчасти именно благодаря им я стала тем, кем я стала.

Этим людям удалось за непродолжительное время изменить меня и мои взгляды на учебу, профессию, литературу и жизнь в целом, за что я буду вечно им благодарна. Не зря ведь говорят «учитель от Бога».

Но как мне жаль, и как неправильно то, что такими учителями являются лишь единицы, и как чертовски повезло тем, кому посчастливилось их встретить и у них учиться. Именно эти люди идут учить детей, школьников и студентов, потому что это их призвание. Потому что иначе они не представляют себя. В этой книге рассказана история именно такого учителя. Такой…Которая одна из тысячи.

Читайте также:  Анализ стихотворения пушкина пора мой друг пора

https://www.youtube.com/watch?v=IjOrUFwio2A

Многих учителей люди помнят всю жизнь! А скольких не помнят? Кого больше, вот бы выяснить!

История ведется от имени выпускницы педагогического института. У нее грандиозные планы, амбиции и виды на свою профессию и дальнейшую карьеру. Она — будущий учитель словесности. Но далеко не всё и не всегда в жизни получается так, как мы того хотим, и совсем не так, как мы себе придумываем.

Она получает направление от института в небольшой северный город, где планирует стать учителем литературы. Но так складываются обстоятельства, что она оказывается воспитателем в школе-интернате. Да, не к этому она готовилась и не об этом мечтала.

Но вы замечали, что иногда судьба сама находит нас?

…в каждой случайности есть своя закономерность…

Надежда Георгиевна, сначала с опаской, а потом с полным энтузиазмом берется за дело. Не без помощи директора интерната, быстро находит общий язык с коллективом и детьми. Но ведь дети эти не совсем обычные. И подход к ним нужен совсем не такой, как к обычным школьникам. У каждого из них нелегкая судьба. Каждый из них лишен родительской любви и материнской ласки.

И наша начинающая воспитательница старается понять и полюбить их всех. Она отчаянно пытается найти им друзей, или быть может даже семью. И пусть не всегда и не со всеми, но у нее получается. И даже сталкиваясь с предательством и жестокостью, Надежда не сдается и не опускает руки. Понять её поступки порой нелегко. Но попытаться стоит.

Просто есть такие люди, которые могут жертвовать своей личной жизнью и отношениями с семьей ради высших целей, в данном случае ради детей, у которых нет своих семей. Именно поэтому таких людей мало, именно это доказывает, что учителями (воспитателями, преподавателями) не становятся. Ими рождаются.

Далеко не все склонны ради благополучия детей, которые уже почти стали родными, отказаться от личной жизни, от амбиций и даже надежды на будущую семью.

Я восхищаюсь этой девушкой. Недавней выпускницей. Которая несмотря на молодость и неопытность стала своим воспитанникам матерью. Не учителем и не воспитателем, а матерью, которая переживает за них, дает им советы и учит. Не так, как учили ее в институте. А так, как может и чувствует.

И я преклоняюсь перед людьми, которые усыновляют и удочеряют. Не ради славы или еще каких-то мерзких целей. А просто ради того, чтобы дать этим детям родительскую любовь, которой они не знали. Да, наверное это во многом рискованно.

Но разве риск не оправдан? Разве не стоит иногда забыть о нем, чтобы увидеть счастье в глазах детей, которые так мечтают, чтобы у них была настоящая семья. И мне стыдно за людей, которые отказываются от своих детей. Как эти люди могут жить после этого? Не мне судить, но я не понимаю, как можно добровольно отдать своего ребенка в интернат.

Или дойти до такого состояния, когда у тебя его отбирают. Ведь дети — это счастье. И я откровенно презираю тех, кто их не ценит.

Понятно сиротство страшной войны, когда я еще даже не родилась, — это мне все понятно. Непонятно, почему сироты есть теперь.

Да, это непонятно…

Источник: https://topliba.com/books/540388/reviews

План-конспект урока (9 класс) по теме: Обсуждение книги А.Лиханова "Благие намерения" | Социальная сеть работников образования

Обсуждение книги А. Лиханова «Благие намерения» (учитель русского языка и литературы Лузина Т.А. и заведующая библиотекой Янина С. Д.)

        Вступительное слово: Сочувствие. Соучастие. Сопережевание. Сострадание. Ведь за этими словами – изначальные нравственные устои, нормы поведения, обязательные для каждого – независимо от образования, образа жизнми, воспитания. Со – значит вместе.  Ведь в основе  основ человеческого общежития  – любовь родительская к детям, забота старших о младших… И вот всё-таки, дети без родителей.

Да, они остаются без родителей – в силу стихийных бедствий, катастроф, всегда нежданных, беспощадных.

Но есть беда другого толка: дети остаются без родителей в силу родительской подлости, слабости.

Настаёт миг, когда дети остаются никому не нужными, кроме нашего государства, социальная суть, полнокровное родительство которого проявляется в заботе, ответственности за этих детей, может быть, с не сравнимой ни с кем и ни с чем гуманистической силой. (Лиханов, А. От автора // Лиханов, А.  Дети без родителей: кн. для учителя / А. Лиханов. – М.: Просвещение, 1987. – С. 3)

Дети без родителей… Мирное сиротство… – это тема, проходящая через всё произведение «Благие намерения». Сегодня мы обсудим главные, на наш взгляд темы, отражённые в повести.

Действие, как вам известно, происходит в школе-интернате, где в первом классе вместе с детьми, у которых есть семьи, учатся 22 ребёнка из детского дома.

И я приглашаю всех присутствующих в нашей аудитории к разговору на тему:

Начинает разговор лидер первой группы Павлишин Виталий (выступление включает объяснение ключевых терминов: детский дом, интернат, семья). Слайд 8,9.

Вопросы для обсуждения:

  • для детей-сирот нет разницы между школой интернатом и детским домом, почему?
  • Одна из героинь в книге, Лепестинья, рассуждает: «Ну ладно, тогда голодуха, тяжёлое время, сироты понятно откуда брались, а теперь-то, теперь?» Приведите примеры из повести, кто эти сироты и откуда они взялись?
  • Знаете ли вы, сколько детских домов в Сургуте? Кто посещал детский дом? Кто общался с детьми из детского дома? Ваши впечатления.
  • Как вы считаете, можно ли в нашем обществе решить эту проблему? Как?
  • Выход ли из этой проблемы семейный детский дом?

Вывод: Ребёнок должен жить в семье, тогда он получит полноценное воспитание, заботу, тепло. Детский дом не может заменить семью.

 Но всё-таки, если ребёнок живёт в детском доме, то его воспитанием занимаются люди, которым государством доверена судьба ребёнка. Прежде всего – это воспитатели. А. Лиханов в предисловии к книге «Дети без родителей» (Лиханов, А. От автора // Лиханов, А.  Дети без родителей: кн.

для учителя / А. Лиханов. – М.: Просвещение, 1987. – С. 3) отмечает, что книга адресуется молодым педагогам, посвящающим себя в первую очередь малому человечеству, оставшимся  без родительской опоры, как впрочем, и педагогу опытному, бывалому. Итак, отношение к профессии учителя.

  1. Профессия учителя-воспитателя. Слайд 10,11.

Лидер группы Мартынов Женя наряду с выступлением объясняет термины: учитель, воспитатель.      

Вопросы для обсуждения:

  • Как вы думаете, трудно воспитывать детей- сирот?

Во время обсуждения зачитать ответы учителей нашей школы.

на вопрос анкеты: «С какими трудностями в воспитании детей-сирот вы сталкиваетесь?»

  • На протяжении всего повествования Надежда Георгиевна рассуждает о правильности выбора профессии, о долге учителя… «Я твёрдо знаю, что учительдолжен уметь погрузиться в человека…» (Лиханов, А. Благие намерения // Лиханов, А.  Дети без родителей: кн. для учителя / А. Лиханов. – М.: Просвещение, 1987. – С. 177-178). Согласны вы с таким утверждением? Примеры из текста.
  • Учителям был задан вопрос в анкете: «Как Вы считаете, почему эмблемой конкурса учитель года является пеликан?». Ваш и варианты ответов.

Дети отвечают, приводя примеры из произведения. Наряду с их отвеиами зачитываются ответы учителей.

  • Лучше, чем директор школы-интернат, куда пришла работать Надежда Георгиевна, просто не скажешь: «..подвиг во имя детей…» (Лиханов, А. Благие намерения // Лиханов, А.  Дети без родителей: кн. для учителя / А. Лиханов. – М.: Просвещение, 1987. – С. 85)

 Вывод:  Отношение к профессии учителя-воспитателя: подвиг во имя детей.

Очень часто Надежда Георгиевна рассуждает об ответственности, прежде всего отнесся её к себе: «За несостоявшиеся намерения других людей единственная в ответе ты сама». (Лиханов, А. Благие намерения // Лиханов, А.  Дети без родителей: кн. для учителя / А. Лиханов. – М.: Просвещение, 1987. – С. 180).

  1. Ответственность. Слайд 12.

  Лидер группы Рязанов Стас даёт определение терминов: ответственность, опекун и рассматривает с его точки зрения: ответственность родителей перед детьми, воспитателей перед детьми, опекуны пред детьми, государство перед сиротами.

Вопросы для обсуждения:

  • Всё-таки, кто, во-вашему мнению прежде всего несёт ответственность пред детьми?
  • Ответственность – безответственность. Приведите примеры из  повести, в чём проявилась безответственность взрослых?
  • Дети-сироты при живых родителях.. Как можно, по-вашему это назвать: безответственность, преступление?..
  • Должна ли быть наказуема безответственность? Каким образом?

Вывод:  Безответственность должна быть наказуема.

Повесть, которую мы сегодня обсуждаем, называется «Благие намерения». Почему такое название?  И заключительный блок вопросов на тему:

  1. Благие намерения – это благо?

Лидер группы Кряжева Аня наряду с выступлением объясняет термины: благо, намерения.

Вопросы для обсуждения:

  • Согласны ли вы с утверждением, что благими намерениями вымощенва дорога в ад?
  • Всегда ли благие намерения – благо? (Зачитать ответы учителей из анкет.)
  • Кто из героев действительно совершил благо?

Почему Надежда Георгиевна приводит соотношение 6 и 16? (Лиханов, А. Благие намерения // Лиханов, А.  Дети без родителей: кн. для учителя / А. Лиханов. – М.: Просвещение, 1987. – С. 183-184).

  • Почему  ударили благие намерения шестерых малышей? Как Надежда Георгиевна относит это к себе?
  • Всё-таки, почему такое название повести?

Вывод: Жить надо благими намерениями и делами. ((Лиханов, А. Благие намерения // Лиханов, А.  Дети без родителей: кн. для учителя / А. Лиханов. – М.: Просвещение, 1987. – С. 184).

Слайд 15 (из фильма).

 Вопрос к аудитории: Вы знаете, как заканчивается книга, как заканчивается фильм. Автор не даёт точного  ответа, что дальше? Давайте выступим в роли автора и закончим повесть так, как вы этого хотите. И в конце нашей конференции мы вернёмся к обсуждению этого вопроса: что дальше?

Источник: https://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/2011/11/04/obsuzhdenie-knigi-alikhanova-blagie-namereniya

Благие намерения

Альберт Анатольевич Лиханов

Благие намерения

1

Снова навалилась бессонница.

Дверь на балкон распахнута, и в комнату вливается душный аромат черемухи. Может, из-за него я не могу уснуть? Надо бы встать, прикрыть дверь, но я не в силах шевельнуть рукой. Точно опьяняющий наркоз сковал меня. Голова ясная, утренняя, а тело налито неимоверной тяжестью, не то что рукой, пальцем шевельнуть немыслимо.

Я живу на втором этаже и когда-то – совсем недавно! – мечтала, чтобы черенки черемухи, высаженные у дома, скорей поднялись и сравнялись с моим балконом. Тогда весной цветы будут перед окном, точно сад приподнялся на цыпочки прямо в мою келью. И вот это сбылось, а я не рада. Запах черемухи дурманит и не дает спать.

  • Впрочем, все это глупости, и черемуха тут ни при чем.
  • Ветер колышет прозрачную штору и вносит в комнату волну пряного аромата.
  • Я точно купаюсь в нем.

Я говорю себе: наслаждайся, ты хотела этого, и твое желание сбылось. Наслаждайся и спи, все условия для волшебных снов: ведь, вдыхая черемуху, можно увидеть во сне только сказки.

Но сказки не приходят.

Я облокачиваюсь и таращусь в неверные июньские сумерки, в белую северную ночь, стараюсь разглядеть черемуховые ветви там, за окном. Смутные тени колышутся у балкона. Я знаю: ветви унизаны белыми гроздьями.

Я вдыхаю полной грудью и чувствую, как приливает к вискам кровь. Завтра у меня необыкновенный день, точнее, вечер.

Выпускной вечер моего класса.

Первый мой выпуск. Об этом знают все.

Искупление моей вины. Об этом знают немногие.

День исполнения моей клятвы. Про это известно одной мне.

Остался один день. И эта ночь.

2

Я пришла в школу-интернат десять лет назад, оказалась тут почти случайно. Впрочем, в каждой случайности есть своя закономерность…

В начале августа у мамы случился инфаркт, я дала в гороно телеграмму, заверенную врачом, и осталась возле нее.

У меня было странное ощущение – как будто я не нужна ни маме, ни Ольге и Сергею, старшей сестре и старшему брату. Всю весну и лето, с тех пор как я получила назначение, они во главе с мамой без устали дулись на меня.

О матерях не принято говорить дурно, не скажу и я, хотя теперь, спустя десять лет, мне многое стало ясным. Кажется, я протрезвела за эти годы. Точно во мне бродил молодой хмель, но вот шибануло меня об острый угол раз-другой, и все стало очевиднее, реальней, что ли. И мама стала реальней. Ее взгляды.

А тогда я не могла ничего понять – я ухаживала за мамой, сидела в больнице возле нее дни и ночи, и рядом непременно сидела Ольга, или Сергей, или Сережина жена Татьяна, и они ухаживали за мамой с таким видом, будто меня здесь нет.

Читайте также:  Культура древней греции 5 класс

Я старалась не обращать на это внимания, но не так-то это легко, когда ты только окончила институт, а взрослые и любимые люди, точно сговорившись, в один голос осуждают тебя, да еще осуждают высокомерно, с презрением, мол, молодые должны внимать благодарственно, а не высказывать собственных суждений, пользоваться чужим опытом, пока, скажите спасибо, его предлагают, и жизнь начинать по общепринятым правилам, а не так, как ты…

Это был молчаливый спор, который начала мама.

Мама вообще очень властный человек. Тогда мне казалось, что она совершенно не любит меня. Собственная прихоть была для нее всегда важней моих намерений. Она подавляла.

И не отдельные дни и часы, а всегда. Теперь я думаю совсем иначе. Мама любит меня. Может быть, даже сильнее, чем Ольгу и Сергея, ведь я младшая, для нее последняя.

Просто любовь у нее властная, вот в чем дело. Властная, как и сама мама.

У нее всегда были странные отношения со всеми нами. Даже явно ошибаясь, мама говорила уверенно и требовательно, никогда не сознаваясь в ошибке.

– Оля, тебя, кажется, опять провожал этот парень из соседнего подъезда. Так запомни, он тебе не подходит, тебе больше подходит Эдик.

– Но почему? – спрашивала Оля. – Николай очень милый, ты же знаешь, мы из одной группы, – Оля тогда заканчивала иняз, – а Эдик мне надоел! И вообще он сухарь!

  1. Эдик был одноклассником Оли, учился в политехе и был некрасив до предела – длинный, плоский, как бы вырезанный из бумаги, а главное – скучно-сухой, протокольно-стандартный, точно параграф из учебника математики. Словом, розовощекому баскетболисту-крепышу Николаю Эдик, бесспорно, уступал, и Оля спрашивала маму, округляя глазки:
  2. – Но почему?
  3. – Он тебе не подходит! – резала мама, выделяя последние слова, выставляя над ними знаки ударения величиной, пожалуй, со столб, и добилась-таки того, что потом, позже, Оля вышла все же за своего плоского Эдика и живет, по-моему, без намека на счастье…
  4. Однако это другая история, я потом еще вспомню про нее, но тогда, в ту пору, возле мамы, которая уставилась в потолок больничной палаты тяжелым немигающим взглядом, я еще не все понимала.
  5. Да, не все понимала, но все чувствовала.

Иначе почему же я поступила по-своему? Единственная из троих детей ослушалась мать?

Перед распределением мы дали слово – вся наша группа – не финтить, не подключать родителей, словом, не пользоваться отработанной тактикой и ехать на работу туда, куда пошлют.

Слово, конечно же, не было сдержано, конфузливо улыбаясь, две девчонки, редкие посредственности, вышли из деканата с направлениями в школы того города, где все мы учились, а я родилась и жила.

Мы было бросились их поздравлять, не чуя подвоха, но девицы, не откладывая, признались, что только вчера – надо же, накануне! – вышли замуж за здешних жителей.

Да еще одному парню пришел персональный вызов из специальной – с английским уклоном – школы, хотя в английском он был ни в зуб ногой, а всю жизнь учил немецкий.

Все остальные повели себя честно, так что даже никакой злости не осталось против тех троих, лишь легкое недоумение: зачем они так?

Меня больше занимало другое: как скрыть от мамы, от сестры и брата с его женой три исключения из честного договора? Я скрыла. Удалось. Только ничуточки не помогло.

Мама замолчала, как всегда умолкала она, если кто-нибудь в чем-нибудь – хотя бы в пустяке! – не признавал ее властной силы. Я приходила с улицы не домой, а в какую-то сурдокамеру, так, кажется, это называется. Мама говорила с Олей, говорила с Сережей, говорила с Татьяной, Татьяна говорила с Олей, Оля с Сережей, и никто из них не говорил со мной.

  • Когда я пробовала заговорить с мамой, она произносила жестким голосом:
  • – Ты останешься здесь!
  • Я спрашивала, к примеру, включая телевизор:
  • – Посмотрим этот фильм?
  • А мама неизменно произносила одно и то же:
  • – Ты останешься здесь!
  • – Но у меня в руках распределение!
  • – Ты останешься здесь!

– Это же бесчестно! Мы договорились всей группой! Меня, наконец, ждут!

– Ты останешься здесь!

И это еще в лучшем случае. Мама разговорилась. А то просто молчит. Молчание гораздо тяжелее. Оно давит на сердце, на душу, на голову. Где-то в области затылка. И кажется, лучше сделать, как она требует, только бы не эта тишина.

Я так всегда и делала. «В магазин?» – «Не гулять с мальчиком таким-то?» – «Хорошо, мамочка дорогая, как скажешь!» – «Соседи по лестничной площадке нагловатые люди?» – «Можно с ними не здороваться!» И хоть лично мне ничего плохого эти соседи не сказали, не сделали, я вела себя, как хотела того мама, в зависимости от ее настроения.

Не замечая сама, я глядела на мир мамиными глазами, оценивала людей с ее точки зрения, даже телевизионным фильмам выставляла отметки по ее шкале ценностей – правда, шкала была высокая, но все-таки не моя.

Так что до институтского распределения я никогда ни о чем не спорила с мамой и никогда, таким образом, не была наказуема в отличие от Оли и Сергея, которые время от времени карались тишиной, давившей на затылок. Впрочем, легко мне жилось только до встречи с Кириллом.

Источник: https://lib-king.ru/17422-blagie-namereniya.html

Благие намерения

Вот, собственно, и все. Верней, все о начале.

Меньше всего мне хочется выглядеть победительницей, хотя Аполлоша нет-нет да и назовет меня так по старой памяти. Сева, правда, больше не сбегал, видно, с первого класса понял, что у школы надежная крыша.

Сушеный крокодильчик приехал к нему из Африки, и каждое воскресенье Сева гостит у Степана Ивановича и его жены, которая теперь к мальчику очень привыкла.

Осенью, в сентябре, Сева ходит со Степаном Ивановичем на утиную охоту, приносит в интернат селезней, и уже не Яковлевна, а другая повариха, такая же добрая и участливая, готовит жареную дичь нашему «Б».

Первый класс мы закончили вот с каким результатом: Зину Пермякову, Сашу Суворова, Колю Урванцева и еще троих детей усыновили и удочерили хорошие люди.

Шестеро – обстоятельства сложились так – в гости ходить перестали. Десять же мальчиков и девочек, как мы и предполагали, нашли хороших друзей.

Миша и Зоя Тузиковы, например, обожают Петровичей Поварешкиных, дружат с их сыновьями и каждую субботу торопятся из интерната.

Можно считать, благополучный исход. Счет шесть – шестнадцать.

Но все дело в том, что педагогика не точная дисциплина. Можно выиграть со счетом один – девятнадцать. И проиграть девятнадцать – один. Единица перетянет девятнадцать, и сто, и тысячу. Вот почему судьба шестерых, вернувшихся в интернат навсегда, мучила меня долгие-долгие годы.

Тогда в директорском кабинете, глядя на жующего голодного Севу, я вновь дала себе слово не бросать моих малышей. Аполлоша произнес под Новый год тост за десятый «Б», и я поклялась быть учителем этого класса. Благие намерения предстояло поддерживать благими делами. Я думаю, и дорога-то в ад вымощена не намерениями, а намерениями неисполненными. Вот в чем дело.

Да, у меня получилось так. Шестеро моих детей так или иначе, прикоснувшись к семейному очагу, лишились его тепла. Но к этому огню они прикоснулись с моей помощью. И я не вправе была покидать их, когда они снова остались одни.

Иначе это стало бы обыкновенным предательством. Я должна была пожертвовать своим покоем, своими удобствами, всем, всем, всем своим, чтобы исправить ошибку. Максимализм? Что ж, уверена – воспитать человека можно, только отдав ему часть себя.

Ну а если речь о сироте?..

К тому же в шестерых – должна признать честно – вся эта история оставила нелегкий след, и мне часто казалось, что со временем боль не утихала, а получала новое выражение. Ничем не объяснимым неповиновением, каскадом двоек, грубостью.

Когда проходили «Горе от ума» – к тому времени я преподавала своим язык и литературу, – Алла Ощепкова, тогда уже совсем красивая, рослая девушка, просто вцепилась в две грибоедовские строчки и с полгода на любой вопрос, мгновенно окаменев, отвечала:

В мои лета не должно сметьСвои суждения иметь.

  • Классе в восьмом Сева Агапов на моем уроке неожиданно сказал:
  • – Я человек государственный!
  • Ребята прыснули.

– А что? Государственный, казенный, а значит, ничей. Государство – это все и никто!

Повисла угрюмая тишина. Ребята тяжело смотрели на меня.

– А я?

– Вы – другое дело! – помолчав, пробормотал Сева.

– Но я же часть государства, тебе не приходило это в голову?

– Так вы с нами по служебной необходимости? По долгу? За зарплату?

– А на эти вопросы, – теперь пробормотала с трепетом я, – ты ответь сам.

Нет, нет, туда лучше не вдаваться, в другие классы и другие эпохи. Каждая из них непростой узелок. И целых девять следующих лет я пыталась выровнять нити, распутать узлы и связать гладкую ребячью судьбу. Получилось ли, судить не мне. Пожалуй, кое-где есть неровности, но я старалась. Я делала что могла.

Спрашивается: к чему же этот рассказ? Объяснить, что бывают несчастливые обстоятельства? Что избыток доброты вреден и добро может ранить? Что сводить маленьких сирот с чужими взрослыми, пытаясь отыскать теплоту, наивно?

И да и нет.

В конце концов, и неудачный опыт имеет свое значение: он предупреждает других.

Но Аполлон Аполлинарьевич не зря говорил: педагогика не точная дисциплина. И с точки зрения результативности счет шестнадцать – шесть не так уж плохо. Но я не про шестнадцать. Я про шесть.

Я про шестерых малышей, которых ударили мои благие намерения.

Вот к чему вся эта история, теперь уже давняя.

32

Ну а я?

Я переехала от Лепестиньи и Зины в другой закуток, а через пять лет получила однокомнатную квартиру.

Зачем я уехала от Липы? Что-то мучило меня. Есть такое выражение про женатого сына: «Отрезанный ломоть». Пожалуй, и у меня было подобное чувство.

Я встречаюсь и с Зиной и с Лепестиньей, получаю открытки от Коли Урванцева и Никанора Никаноровича, Саши Суворова, усыновленных и удочеренных моих детей, но признаюсь – наверное, надо стыдиться? – их судьба не очень интересует меня. Они живут другой жизнью, у них есть близкие, они отрезанные ломти, а мой интерес стал ограниченно избирательным.

Меня интересуют только мои. Дети без родителей.

Умом я понимаю, что это, пожалуй, недостойно педагога. Но ничего поделать не могу. С годами выработался вот такой недостаток – узкий, направленный, а значит, ограниченный интерес.

С Виктором мы расстались. Он уехал в Москву тем же летом. Звал меня с собой, хотел показать родителям. Я поехать не могла: отправлялась со всем классом на все лето в лагерь.

Перед отъездом Виктор снова говорил мне, что эпоха старых дев в педагогике давно миновала и что глупо связывать себя дурацкими клятвами.

– Что же! – воскликнул он. – Всю жизнь быть мужем-сиротой при живой жене? Питаться остатками любви, которую ты даришь детям?

Мы опять целовались, я плакала, давая себе еще одну клятву заняться собой – о боже! – после десятого.

Виктор прислал из Москвы три письма, я ответила нарочито суховато; ждать девять лет в наше время? Смешно требовать такого от молодого мужчины. Да еще москвича!

Имя Виктора я часто встречаю в одной центральной газете. Почему-то он избрал коньком моральную тему. Впрочем, такие темы всегда трогают сердце и пользуются успехом у читателей.

В моей семье без перемен. Ольга вышла за Эдика, как хотела мама, и живет, по-моему, несчастливо.

С мамой мы как-то отдалились друг от друга. Она по-прежнему хочет моего возвращения, повторяя едва ли не в каждом письме: «Если тебе не жалко меня, не губи собственную жизнь». Я считаю маму неглупым человеком, с хорошим вкусом, и эти высказывания просто убивают меня.

33

Солнце плещется в соцветиях черемухи, слепит глаза розовой пастелью ранней зари.

Вот миновала ночь. Последняя ночь клятвы. Вечером – торжество, вручение аттестатов, танцы и следующая моя ночь станет ночью свободы.

Я буду думать, думать, думать, как жить дальше не учительнице Надежде Победоносной, последнее, конечно, в кавычках, а просто Надежде Георгиевне. Женщине тридцати двух лет не так просто устроить свою жизнь – тишина этой комнаты рухнет, появится новый человек, еще неизвестно какой, станет курить, ходить в подтяжках, говорить что-то свое, на чем-то настаивать.

Готова ли я к этому?

Готова, готова! В конце концов, я девять лет думала о том, что рано или поздно непременно займусь личной жизнью, влюблюсь, выйду замуж, нарожаю детей.

  1. Я бодро вскакиваю с постели, делаю зарядку, обтираюсь водой, начинаю готовить кофе.
  2. Какая благодать!
  3. Окно распахнуто, черемуха заглядывает в комнату – она расцветает здесь, на Севере, гораздо позже, – я пью душистый кофе, вдыхаю смесь этих чудных запахов, жмурюсь солнцу, румянящему цветы.

Раным-рано. На улице тишь, только шаркает метлой дворник. День лишь занимается.

  • Я вскакиваю, едва не уронив чашечку.

Источник: https://iknigi.net/avtor-albert-lihanov/14364-blagie-namereniya-albert-lihanov/read/page-11.html

Ссылка на основную публикацию