По натуре он был поэт, по профессии — инженер, по духу — бунтарь, пожертвовавший на нужды революции круглую сумму денег, однако на похороны писателя у родных денег не нашлось. Тогда товарищи по подписке собрали нужное количество денег у рабочих и интеллигенции.
Речь идет о писателе-инженере Гарине-Михайловском. Заядлые читатели знакомы с его произведениями «Детство Темы», «Гимназисты», «Студенты», «Инженеры». Но писатель был слишком требовательным к себе и, когда восхищались его ранней повестью про мальчика Тему, он пожимал плечами, считая, что про детей писать легко и это подвластно всем.
Гарин-Михайловский Николай Георгиевич родился 8 (20) февраля 1852 года в Петербурге в семье военного потомственного дворянина. Интересным фактом в биографии этого необычного человека являлось то, что его крестил сам Николай Первый и мать революционерки Веры Засулич. Детство маленького Коли прошло в Одессе, где у отца мальчика был дом, а недалеко от города — загородное поместье.
Гарин-Михайловский: краткое содержание произведения писателя «Детство Темы»
Известно, что произведение «Детство Темы» — это автобиография, скорее, настольная книга для родителей, читая которую они смогут разобраться в психологии детей. А в 1990 году режиссер Елена Стрижевская ставит одноименный фильм. В роли матери снялась замечательная актриса Анна Каменкова, отца сыграл Леонид Кулагин, а самого Тему — Сергей Голев.
Гарин-Михайловский «Детство Темы» написал так живо и непосредственно, что заставляет читателей переживать эпизод за эпизодом своей жизни. Молодым (и не только) родителям рекомендуют эту книгу еще и потому, что при воспитании детей очень важно помнить себя в этом возрасте и быть снисходительнее к своим детям.
И еще один важный момент, который затронул писатель Гарин-Михайловский в казалось бы детской теме. В какой-то трудный момент главный герой решает покончить собой, но представив глаза матери, полные скорби, своих плачущих братьев и сестер и горе отца, мальчик ужасается своей мысли. Книга учит любви и доброте, которых не так много осталось на планете
Образование писателя
Первоначальное образование Гарин-Михайловский получил дома под руководством матери, затем поступил в гимназию, окончив которую поступил на юридический факультет Петербургского университета. Однако юридическая наука ему показалась скучной, и он не выдержал первый экзамен по энциклопедии права.
Следующий год для писателя оказался более удачным, юноша с блеском сдал вступительные экзамены в Петербургский институт путей сообщения.
Учеба пришлась юноше по душе, во время каникул он даже работал кочегаром и ездил на паровозе. Гарин-Михайловский старался досконально изучить выбранную профессию.
В этот значительный период жизни он понял, что всякий труд требует не только интеллектуальных способностей и физической силы, но и мужества.
После окончания курса Михайловского отправляют в Болгарию на строительство порта и шоссе. В дальнейшем он смог зарекомендовать себя как толковый инженер и в итоге получил денежную работу.
Гарин-Михайловский: биография и первая любовь
Живя в Одессе, писатель пережил судьюоносную встречу. Николай Гарин-Михайловский встречает свою будущую жену. Это была Наденька, урожденная Чарыкина, дочь минского губернатора.
Проучившись в Германии, Надежда продолжила учебу в художественной школе города Одессы и жила у своей сестры. Познакомились они на Рождество, и между ними сразу пробежало чувство. Недолго раздумывая, молодые поженились, предварительно получив благословение у родителей.
Как впечатлительному человеку, свадьба надолго запомнилась Гарину-Михайловскому.
Будучи инженером, писатель много ездил и работал на открытом воздухе. И везде его сопровождала верная жена — Надежда Валерьевна. Вскоре у них друг за другом родились шестеро детей, и, когда Николаю Михайловскому пришлось на время выйти в отставку, он с семьей переехал жить в собственное имение и стал заниматься сельскохозяйственными работами.
Роковая встреча
Но больше всего его в это время увлекла писательская работа. Из-под пера инженера выходят его первые очерки, да и жена писателя не сидела без дела — она организовала бесплатную школу для сельских детишек. Постепенно писательство увлекло Гарина-Михайловского, и он познакомился с богемной средой девятнадцатого века.
Это знакомство стало роковым для писателя. В мае 1896 года писатель-романтик Станюкович знакомит инженера-писателя с Верой Садовской, женщиной «которая погибает и нуждается в помощи». Николай Георгиевич теряет голову, и его жизнь делится на две половины: одна половина полностью принадлежит семье и детям, а другая — Вере Александровне.
Михайловский не хочет разводиться с женой, а Садовской развода не дает муж. Все вокруг знают про любовный треугольник, и многие друзья делятся на две группы: одна хочет видеть писателя с женой и зовет к себе на ужин только в таком составе, а другая половина предпочитает общаться с Верой Садовской.
Лишь небольшое число знакомых готовы принимать у себя и ту и другую женщину.
Последние годы и смерть писателя
Беззаботное время для Гарина-Михайловского проходит, но он никак не может разобраться со своими женщинами.
Садовская рождает ему дочку, которую они называют Вероникой, по имени матери — Вера, и отца (Николая) – Ника. Они были красивой парой.
На Гарина и в юности, и в зрелые годы засматривались женщины, а Верочка, выросшая во дворцах, так и вовсе покоряла всех своей красотой.
Верная своему возлюбленному, она без сожаления тратила все свои средства на фантазии любимого человека. Но в 1901 году писателя отправляют в ссылку на два года за поддержку бунтующих студентов.
Там он покупает имение на имя своей любимой женщины и селится там вместе с ней. Вскоре у них рождаются еще дети: Вера и Ника. Однако сельская идиллия меняет образ мыслей Гарина-Михайловского и это остро чувствует Садовская. Через некоторое время они расстались.
Наступало тревожное время 1905 года. Писатель возвращается в Петербург, снова сходится с женой, принимается за работу, организует революционный журнал, но сердце не выдерживает тяжелой нагрузки.
И вот однажды на очередном собрании, почувствовав себя плохо, Гарин-Михайловский тихо выходит в соседнюю комнату, ложится на диван отдохнуть и больше никогда не встает.
В час смерти рядом с ним была его первая любовь — Надежда Валерьевна.
Источник: https://www.syl.ru/article/297143/garin-mihaylovskiy-pisatel-i-injener-jenschinyi-v-ego-sudbe
«Детство Темы» краткое содержание: читать пересказ по главам
«Детство Темы» – это известная книга Гарина-Михайловского о детстве 8-летнего мальчика по имени Тема. Он рос в семье строгого отца и гуманной матери, считавшей рукоприкладство неприемлемым в воспитании.
По мере взросления мальчик учится отвечать за свои действия и поступать по совести. В этой статье можно прочитать краткое содержание книги по главам.
Всего в произведении их двенадцать, и каждая из глав описывает определенный этап из жизни ребенка.
Кратко о персонажах
В кратком содержании крылатого рассказа «Детство Темы» представлено несколько действующих лиц:
- Тема – восьмилетний мальчик с добрым сердцем и пылким нравом, чье детство описывает автор. Он не может сидеть на месте и часто совершает шалости;
- Николай Карташев – генерал в отставке, отец главного героя. Мужчина старается воспитывать сына в строгости и порядке;
- Аглаида Карташева – мать Темы, добрая женщина. Она считает, что между родителями и детьми должно быть понимание;
- Зина – сестра главного героя, которая часто конфликтует с братом. Несмотря на это, она прилежная ученица;
- Таня – горничная, с ней у Темы доверительные отношения;
- Махнов – одноклассник Темы и главный задира в классе. Его проступки приводят к самым неожиданным последствиям;
- Иванов – начитанный и хорошо воспитанный мальчик;
- Касицкий и Данилов – друзья главного героя, с которыми он проводил много времени.
Пересказ тезисно
Тема рос в семье отставного генерала Николая Карташева и матери Аглаиды Карташевой. Отец воспитывал сына в строгости, а мать, наоборот, считала, что с ребенком всегда нужно идти на контакт. Однажды мальчик испортил цветок, который выращивал отец, и побоялся рассказать об этом Николаю Семеновичу. В этот день генерал выпорол сына.
Как-то раз мальчик полез в колодец ради спасения собаки. От пережитого страха состояние Темы ухудшилось. Чтобы ребенок быстрей поправился, Карташевы пустили его играть с детьми из наемного двора.
Осенью мальчика устроили в гимназию, из которой его затем чуть не выгнали. Как-то раз его одноклассник Махнов воткнул иголку в учительский стул и поведал о затее Теме и Иванову. Главный герой не сдержался под директорским напором и выдал своего одноклассника. После чего вместе с задирой из учебного заведения исключили и Иванова, потому что тот молчал.
Позже главный герой завел дружбу с 2-мя одноклассниками. Из-за проблем с экзаменами мальчик почти вылетел из гимназии, но позже сдал все на “отлично”.
Здоровье Николая Семеновича совсем ухудшилось. В последний день жизни отец благословил детей, а утром уснул вечным сном.
Краткое содержание по главам
Глава 1. Неудачный день День для Темы начался самым обычным образом. Как всегда, он умылся и побежал играть.
На террасе стоял распустившийся цветок, который долго и упорно выращивал отец мальчика. Тема случайно задел цветок, поломав его, и убежал.
В этот момент он отдал бы все, лишь бы остановить время и вернуть все назад. Интуитивно он понимал, что Николай Семенович его сильно накажет.
С утра родители собирались отъехать, и ребенок понимал, что его наказание будет немного отсрочено. Мальчик снова принялся проказничать: сначала он оседлал коня и упал с него, а затем рассорился со своей сестрой.
Глава 2. Наказание По возвращении Николай Семенович обнаружил оборванный цветок. В гневе он хорошенько выпорол сына. Слезы лились из глаз мальчика, а мать, наблюдая за происходящим, хотела остановить отца. Она была против насилия в семье, считая, что с детьми нужно находить понимание.
Глава 3. Прощение Мальчик долгое время держал обиду на отца и даже не прикасался к еде. Мать приготовила ему ванну и положила в комнату кусок хлеба, чтобы сын хоть немного поел. Позже она объяснила мальчику, что за свои поступки нужно отвечать, и, если бы он признался отцу в своем проступке, никакой порки бы не произошло.
Глава 4. Старый колодезь От горничной мальчик услышал, что кто-то бросил его собаку в колодец. Несмотря на страх, он бросился на выручку. Тема полез за Жучкой и спас ее, но из-за перенесенного стресса у мальчика началась сильная горячка. Несколько недель болезнь не отпускала его, и близкие думали, что он находится на волоске от смерти.
Тема и Жучка сидят возле старого колодца, из которого мальчик вызволил свою собаку
Глава 5. Наемный двор Чтобы сын смог скорее поправиться, Карташевы отпустили его поиграть с ребятами из наемного двора. Этот двор генерал сдавал еврею. Тема часто проводил время с соседскими мальчишками и за год сильно окреп физически и духом.
Однажды Тема забрел в чужой двор и чуть не попал под копыта свирепого быка. Подоспевший вовремя мясник спас его, напоследок надрав мальчику уши. Главный герой затаил большую обиду на мясника и вскоре отомстил: он бросил камень в обидчика и разбил ему лицо.
Мать сильно расстроилась и была зла на сына, отец же, напротив, принял сторону мальчика.
Глава 6. Поступление в гимназию Год пронесся незаметно, и теперь Теме пора было поступать в гимназию. Родители купили ему красивый костюм, но форму украли, когда Тема вместе с соседскими мальчишками плавал в море. Поэтому для него шили новую одежду.
Дела у Темы с одноклассниками сразу не задались. Его стал задирать Махнов – верзила 14-ти лет.
Глава 7. Будни Сестра Темы поступила в ту же школу, что и брат, поэтому ребята вдвоем посещали уроки. Тема продолжал получать плохие отметки за поведение, но выдавать Махнова он не хотел. Кроме того, одноклассник постоянно задевал неизлечимо больного учителя немецкого.
Тема и Зина вместе выполняли домашние задания. Только мальчик учился с неохотой, тогда как Зина, напротив, была способной и прилежной ученицей.
Глава 8. Иванов Когда преподаватель немецкого скончался, в качестве замены ему прислали нового учителя. Неожиданно для себя Тема сблизился с одноклассником Ивановым, который был хорошо воспитанным и умным мальчиком. Тема идеализировал своего нового приятеля, стараясь подражать ему. Иванов даже позвал Тему в деревню на каникулы.
Глава 9. Ябеда Чтобы поквитаться с учителем, Махнов подложил ему в стул иголку. Он поделился этим с Темой и Ивановым, но ребята его осудили.
Когда детей вызвали к директору, Тема, не выдержав напора, выдал нарушителя. После этого Махнова, а вместе с ним и Иванова, пришлось выгнать из учебного заведения. Второго отчислили только за то, что он скрыл правду.
Глава 10. В Америку Неожиданно для себя Тема начал дружить с Касицким и Даниловым. Эти ребята не отвернулись от него после отчисления одноклассников. Все трое грезили о покорении Америки и даже начали собирать средства на поездку. Однако уехать они не могли, потому что впереди их ждали сложные экзамены.
Глава 11. Экзамены Тема соврал родителям, сказав, что с экзаменами у него проблем нет. Правдой же было то, что мальчик завалил сразу три предмета, и родителям пришлось ехать в гимназию и договариваться о пересдаче.
Тема даже пытался покончить с собой, наглотавшись таблеток, но ничего опасного не произошло. Целую неделю он готовился к пересдаче и сдал экзамены на “отлично”.
Глава 12. Отец Здоровье старшего Карташева ухудшалось. Видимо, чувствуя скорый конец, он стал более мягким к родным и старался проводить с ними больше времени. Он даже поддержал идею Темы поступать на флот и рассказал мальчику о своей службе.
Краткое описание книги заканчивается тем, как Николай Карташев, окончательно утратив здоровье, слег в постель. Перед смертью он благословил своих детей, а на утро скончался. Так подошло к концу и детство мальчика.
Основная идея рассказа
В произведении автор учит тому, что все события из детства, и положительные, и неудачные, создают человеческую личность. Поэтому нужно учиться бороться с жизненными трудностями и отвечать за совершенные поступки, ведь, если бы мальчик вовремя сознался отцу, что испортил цветок, его бы не стали так сильно наказывать.
В кратком пересказе книги «Детство Темы» Гарина-Михайловского были освещены только основные события. Поэтому рекомендуется прочесть произведение целиком, чтобы лучше понять идею автора и насладиться произведением.
Источник: https://ChitaemKratko.ru/kratkoe-soderzhanie/garin-mihaylovskiy/detstvo-tyomy.html
Краткое содержание рассказов Гарина-Михайловского
- Гимназисты
- Детство Тёмы
- Инженеры
- Студенты
- Тёма и жучка
Писательская деятельность Николая Георгиевича тесно связана с его специальностью.
Ещё в молодости он выучился на специалиста по строительству дорог. При помощи его умных идей создавался очень тяжелый объект железнодорожных путей от Уфы, пересекая Урал, до Сибири.
Автор много путешествовал по Европе и Азии, подмечал за всем, что происходило в тех местах, где он был, записывал в дорожные дневники.
Яркие способности к сочинительству он начал претворять уже в гимназии, а особенно отчетливо проявились при создании многих произведений, когда он был на Урале. Здесь выходит первый труд под названием «Вариант».
На определенное время писатель, и одновременно инженер покидает место службы и отбывает в поместье Гундоровка, находящаяся под Самарой, где дописывает очерк «Несколько лет в деревне» и трудится над очередным своим творением «Детство Темы». Знакомство с Максимом Горьким сильно повлияло на его творческую работу.
Михайловский публикует и публицистические статьи, где он пропагандирует экономное строительство железных дорог и возведение в громадном количестве. Он издается в различных изданиях и подписывается под псевдонимами.
Так, например, в 1892 году в информационной статье «Несколько слов о Сибирской железной дороге», публицист показывает тяжесть стройки и опасный труд рабочих.
Пребывание на Урале позволяет ему создать повесть «Бродяжка», где раскрывается вся нищета рабочего класса Сибири.
В 1892 году выходит «Детство Темы», далее вслед за ним — «Гимназисты».
В 1895 году появляется повесть – «Студенты». А позже читательская общественность познакомится с очередным творением «Инженеры».
Во время своей службы писатель видел, как жестоко обращаются господа с народами различных национальностей. Об этом он напишет в «Путевых набросках».
После того, как Михайловский сближается с членами марксистской партии, то он поддерживал финансово «Самарский вестник», а чуть позже сам создавал и выпускал журнал «Новое слово».
Последним трудом стала недописанная рукопись «Путевые впечатления от Москвы до Харбина», где изображены впечатления автора дорогой, проходящей через Урал, Байкал и Забайкалье. Он рисует прекрасные живописные места, пересекающиеся раздумьями о политической обстановке на Дальнем Востоке. Так писал человек, который от чистого сердца болел и переживал за настоящее и будущее Отчизны.
Источник: https://2minutki.ru/kratkie-soderzhaniya/garin-mihajlovskij
Краткое содержание Детство Тёмы повести Гарина-Михайловского для читательского дневника
Год: 1891 Жанр: повесть
Главные герои: мальчик Тёма, лучший друг Иванов, приятели Касицкий и Данилов, одноклассник Вахнов
Главный герой повести Тема подружится с одноклассником Ивановым, который станет для него эталоном во всем. Иванов и Тема станут друзьями «не разлей вода». Но этой дружбе не суждено было продолжаться. После одного случая в классе, Иванова исключат со школы. Тема найдет себе новых приятелей, с которыми будет мечтать о путешествии в Америку. Но эта мечта так и не осуществится.
Повесть учит своего читателя, что следует признавать свои ошибки, раскаиваться в совершенном и контролировать свои эмоции. Во всех своих неудачах не следует винить окружающих, а сначала следует разобраться в себе.
Читать краткое содержание Детство Темы по главам (Гарин-Михайловский)
Иванов
Сюжет повести разворачивается вокруг семьи Карташевых. Главный герой произведения Тёма – старший ребенок в семье. Его мама Аглаида Семеновна использовала гуманные средства воспитания, а вот его отец Николай Семенович был против сентиментальных методов воспитания, так как был в прошлом генералом. Он считал, что мальчикам не нужно давать спуску и следует их держать строго.
Однажды мальчик поломал цветок отца, рассказать о случившемся он безумно боялся, так как знал, чем это может закончиться. Но рано или поздно правда выходит наружу. Отец узнал об этом случае и жестоко наказал юнца. Спустя многие годы, Тёма помнил об этом, он испытывал чувство вражды к отцу.
Только матери он доверяет самые сокровенные тайны и находит успокоение своей души. Последствиями тяжелых физических наказаний становится болезнь Темы. Он показывает настоящее мужество и совершает храбрый поступок.
По рассказам няни, мальчик узнает, что его любимую собачонку бросили в колодец. Тема вначале во сне, а затем уже наяву спасает Жучку. Это событие раз и навсегда изменило мировоззрение мальчика. Тема заболел и несколько недель лежал с горячкой. Хороший иммунитет, молодой организм справился с болезнью, и Тема выздоравливает.
Мальчик посещает пустырь, там он проводит время, играется с ребятами, ведет беззаботную жизнь. Так проходит два года. Тема успешно сдает экзамены в 1 класс.
В школе герой в первый раз узнал, что такое настоящая дружба. Он подружился с соседом по парте Ивановым, который в последующем стал дл него идеалом. Тема во всем пытался подражать приятелю. Он начал много читать, так как его друг любил книги. Приятель Темы поделился своей историей жизни.
Иванов – сирота, приехал к родственникам, богатым помещикам, но они относятся к нему с презрением. Летом он собирается поехать в деревню к другим родичам. Там хорошо, много вишни на деревьях. Тема внимательно слушал рассказы товарища. Ему было жалко друга, он был готов отдать ему все, что имел.
Школа мальчику быстро надоела, он ленился рано вставать, но тут же вспоминал, что увидит Иванова и его одолевало прекрасное чувство.
Ябеда
Пришло время, когда дружба двух друзей прекратилась.
Учитель французского языка Бошар плохо относился к ученикам. На одном из его уроков произошел инцидент полностью изменивший жизнь Темы. В глазок двери заглянул чей-то глаз, а Вахнов показал глазу дулю. В дальнейшем выясняется, что это глаз Иван Ивановича.
Последний решает рассказать все директору, но Вахнов пытается оправдать себя и просит помощи у Бошара. Тот естественно ему отказывает. Тогда Вахнов встал на колени перед Иван Ивановичем и стал просить помилования.
Он пожалел мальчика и ничего не рассказал директору.
Но об этом случае стало известно директору и педсоветом Вахнова приговорили к аресту на две недели по два часа в день. Вахнов думал, что донес информацию Бошар, но это было не его рук дело.
Как то раз на уроке Вахнов рассказал ребятам, что подложил иголку на стул Бошара. Урок начался, учитель сел на стул и тут же вскочил и вышел с класса. Пришел директор и забрал Тему, Иванова и Вахнова. Первым под раздачу попал Тема. Директор кричал и требовал рассказать правду и Тема не выдержал такого давления и все доложил.
Добившись желанного, директор запер мальчика в комнате, а сам вышел.
В скором времени Тема услышал крики Иванова и понял, что его также допытывает директор. Но Иванов угроз директора об отчислении даже не боялся, он не выдал товарища.
Теме сказали идти в класс, осознавать себя ябедой было жутко неприятно, на душе было очень тяжело.
На заседании педсовета было решено исключить из школы Вахнова, а родственникам Иванова разрешили добровольно забрать документы. Тема был наказан на неделю.
Герой вернулся домой, расплакался и излил матери душу. Мама успокаивала сына и советовала впредь контролировать свои эмоции, не поддаваться слабости.
Еще долгое время Тема рыдал, у него была истерика, он не мог представить, что никогда не увидит своего товарища Иванова. Одного неверного шага бывает достаточно, чтобы испортить отношения с человеком.
Тема предал, но он этого не желал, он просто не справился со своими эмоциями.
В Америку
Спустя несколько дней Тема остыл. У него появились новые приятели Касицкий и Данилов. Данилов рассказывал друзьям о море. Он хорошо управлял лодкой и часто катал на ней друзей. Приятели забросили учебу и начали получать плохие отметки. Об этом Тема дома умалчивал. А у его мамы было мало свободного времени контролировать успеваемость сына, так как у нее родился еще один ребенок.
Ребята мечтали отправиться в Америку. Все деньги, которые им давали на обед, они отдавали Данилову, который собирал их в общую кассу. На Пасху, приятели решили осуществить свою мечту. Подплыли к кораблю, который отправлялся в Америку, и начали махать белыми флагами. Но пассажиры подумали, что с ними прощаются и поэтому корабль не остановился. Так сорвался гениальных план мальчишек.
Экзамены
Приближались экзамены, а Тема так и не рассказал о своей успеваемости. После того как он провалил три экзамена, он признался родителям об обмане. Мать и отец были в ярости, они не ожидали такого крутого поворота. Тема был готов сквозь землю провалиться.
Увидев спички, он решает покончить жизнь самоубийством, но после его одолевает страх. Поломав головки спичек, он кладет их в стакан с водой и выпивает. Все это видят родители. Мать в истерике начала отпаивать сына молоко, отец плюнул и вышел с комнаты. Тема умолял пощады, он осознал свою вину.
После этого случая, он пересдал три экзамена на отлично.
Читательский дневник для 4 класса
Источник: https://chitatelskij-dnevnik.ru/kratkoe-soderzhanie/5-6-predlzhenij/garin-mihajlovskij-detstvo-tyomy
«Инженеры»
Перед читателем предстаёт уже двадцатипятилетний молодой человек, выпускник института путей сообщения, для которого свершилось то, «к чему четырнадцать лет стремился с многотысячным риском сорваться». После окончания института Карташев хочет найти работу, «где не берут взяток».
Полный столь благородных и утопичных мечтаний, провожаемый Шацким, с которым они более не встретятся, он уезжает из Петербурга, шесть лет жизни в котором «промелькнули как шесть страниц прочитанной книги». Возвращение домой не освежило Карташева: в отношениях с матерью чувствуется натянутость; слишком многое переменилось в доме за время его отсутствия.
По политическому делу на скамье подсудимых оказалась Маня Карташева, размолвки с мужем старшей сестры Зины постоянно сказываются на жизни семьи, в которой даже самые младшие — Аня и Сережа — заканчивают гимназию.
Из-за трудного материального положения Карташевы живут не в прежнем просторном доме, а снимают небольшую квартиру в одном особняке с семьёй председателя военного суда Истомина, принявшего участие в судьбе Мани.
Тема пытается входить в налаженную жизнь семейства, не противопоставляя себя религиозным устоям (по настоянию Аглаиды Васильевны и сестёр он посещает церковь), участвует в решении семейных проблем, опять принимается писать.
В это же время происходит знакомство Карташева с родственницей Истоминых Аделаидой Борисовной Вороновой, которая станет его невестой. Пребывание Карташева в кругу семьи было не слишком продолжительным. По настоянию дяди, он готовится к поездке «на театр военных действий» в качестве уполномоченного по доставке подвод на фронт.
Однако, оказавшись в Бендерах, Карташев, по протекции, устраивается практикантом на строительстве местной железной дороги.
Для главного героя наступают дни «непрерывной, напряжённой работы». При этом Карташев проявляет такое рвение, что его коллегам приходится «охлаждать пыл» новоиспечённого строителя дорог.
Самолюбие, а также удовлетворённое сознание того, что он может работать, утраивает силы главного героя.
Во время строительства дороги он знакомится с семьёй своего бывшего однокашника Сикор-ского, тоже инженера-путейца, получившего образование в Генте и гораздо более опытного, чем Карташев.
В инженерной среде Тему принимают за своего — «красного», хотя он «никакого отношения к революционным кружкам не имел и тем паче не имеет». Курсируя между Бендерами и Одессой по служебным делам, Карташев решает теснее общаться с Маней, изучая программу партии, с которой она по-прежнему сотрудничает. Он узнает, что сестра — член «Земли и воли».
Но пока Карташев продолжает работать так напряжённо, что «не хватает суток». А мысленно он устремлён к прекрасным воспоминаниям об Аделаиде Борисовне. Особенно успешно продвигается служебная карьера Карташева: ему увеличивают жалованье, он находит столь необходимый для строительства дороги песчаный карьер.
Эта находка упрочивает его репутацию «дельного и толкового работника».
После окончания строительства участка дороги, находящегося в районе Бендер и завершившегося в невероятно короткие сроки — в течение сорока трёх дней, — Карташеву выпадает престижная командировка в Бухарест, которая, однако, не оправдала честолюбивых надежд героя.
Из Бухареста он следует в Рени, где продолжает участвовать в строительстве. Поначалу у него складываются сложные отношения с начальником строительства. Разлив Дуная, последовавшие за этим обвалы железнодорожного полотна, попытки спасти дорогу от окончательного разрушения составили следующие страницы в профессиональной биографии Карташева.
Он ещё с большей энергией принимается за работу: разрабатывает балластный карьер, руководит обновлением подгнивших в результате наводнения шпал, чем заслуживает окончательное доверие начальника строительства, который делится с ним своим громадным опытом. После долгих, мучительных раздумий под давлением материи сестёр Карташев делает «письменное предложение» Аделаиде Борисовне, написанное в «витиеватых выражениях».
Получив «от Дели» ответную телеграмму, Карташев экстренным поездом отправляется в Одессу, «исполненный счастья и жуткого страха», думая о той, «которая казалась ему недосягаемой», а теперь снизошла, чтобы «унести навсегда в светлый, чистый мир любви, правды, добра».
Но пока героев ждёт трёхмесячная разлука: Дели уезжает отдыхать, а Карташев «возится с подрядчиками», ездит по линии, занят перепиской с начальством и мелкой отчётностью, но над всем этим — его будущая жизнь с Дели и необходимость ехать в Петербург, где он надеется «проникнуть в таинственные управления построек дорог». По настоянию матери, в петербургской поездке для «оберегания от вредных влияний» Карташева сопровождает Маня, которая имеет свои собственные планы, связанные с её политической деятельностью. Она не собирается возвращаться домой и иметь в будущем какие бы то ни было контакты с семьёй. Расставшись в Туле, они спустя десять дней в последний раз встречаются в Петербурге. Маня рассказывает Карташеву об образовании партии народовольцев, деятельность которой направлена на «борьбу с режимом». Интерес брата к радикальным идеям, однако, не означает для него выбора в пользу насильственных методов общественно-политического переустройства.
Таким образом, судьба героя, оказавшегося в финале повести как бы на перепутье, вероятнее всего, в духе господствующих в общественном сознании разрушительных идей, должна сложиться в соответствии с предсказаниями Аглаиды Васильевны Карташевой: «Если во французской революции такую видную роль сыграли юристы (стоит вспомнить, что Тема сначала учится на юридическом факультете), то в нашей, я уверена, сыграют инженеры».
В начале произведения, автор описывает молодого выпускника железнодорожного института, который только что закончил обучение. Этот человек полон благородных чувств и надежд, которые он желает воплотить в своей работе.
Вернувшись домой, он видит не очень хорошую картину, происходящую в его семье. Мать с семейством должны были перебраться в маленькую квартирку, так как у них настали трудные времена.
Сестра Маня, обвиняется по политической статье, а старшая сестра Зина, постоянно ругается с мужем.
Артем старается принимать всяческое участие по улучшению семейной жизни. Он ходит в церковь, и встречается с родственницей военного судьи Аделаидой Вороновой, которая впоследствии станет ему невестой. По совету дяди, он едет на фронт, как снабженец. Однако в Бендерах, его привлекают к другой деятельности. Он устраивается на строительство железной дороги.
Теперь, главный герой занимается своим делом. Он проявил такое рвение к работе, что его коллеги были приятно удивлены. В это же время он познакомился с семьёй Сикорского, который также получил железнодорожное образование.
Он ездит в командировки и решает важный вопрос по добыче песка. После этого у Артёма дела пошли вверх. Его повышают по службе и назначают большее жалование. После Бендер его направляют в Бухарест, где он не видит особых перспектив. Далее, Артём едет в Рени.
Здесь у него сложились довольно трудные отношения с начальником. Однако, увидев рвение Карташёва к работе, и неординарный ум, начальник меняет свое мнение и делится с Артёмом своим большим опытом.
Здесь же он пишет официальное предложение Аделаиде Вороновой, в котором просит руки и сердца. В ответ он получает телеграмму от Аделаиды с согласием на брак.
Карташёв едет в Одессу. Они не могут сейчас пожениться, так как Аделаида уехала на отдых, а он занимается своей любимой работой. Вскоре ему предстоит ехать в Петербург. Туда он направляется со своей сестрой Маней, которая имеет свои планы на поездку. В пути, Маня рассказывает ему о своих политических взглядах и старается приобщить к членству в кружке.
В конце произведения, Артём встаёт на перепутье. Он хочет быть полезным своей стране, и поддерживает радикальные взгляды сестры. Таким образом, его судьба должна сложиться так, как предсказывала мать. Она говорила, что во Французской революции, большую роль сыграли юристы, а нашей должны сыграть инженеры.
Источник: https://www.allsoch.ru/garinmihajlovskij/inzheneri/
Краткое содержание повести по главам: Детство Темы (Гарин-Михайловский)
Гарин Михайловский написал Детство Темы, с которым мы и предлагаем познакомиться в кратком содержании, чтобы быть в курсе сюжета и уметь пересказать краткое содержание книги Детство Темы.
Детство Темы краткое содержание
Детство Темы и его краткое содержание поведает читателю о жизни мальчика, и самое интересное, что данное произведение является автобиографическим.
Глава 1
Итак, Детство Темы и его краткое содержание по главам переносит нас на террасу, что находится в доме семьи Карташовых. Там Тема стоит над сломанным цветком и не верит в произошедшее. А ведь какую-то долю секунды назад он представлял, как позовет отца и обрадует его тем, что расцвел удивительный цветок.
Теме захотелось поближе посмотреть на цветы. Мальчик присел на корточки и просто упал на цветок, сломав его. Тема в растерянности, ему страшно, ведь нужно признаться отцу в случившемся, а значит, наказание не минует. Он представляет, как огорчится его отец, как позовет его в свой кабинет, где они останутся вдвоем.
А ведь его отец такой страшный в гневе. Мальчик представил, как отец снимет ремень и начнет его пороть. Представляя все это, мальчик по прежнему стоял возле цветка. Он думал о том, как все исправить и, услышав шорох, быстро принимает решение. Воткнув цветок в землю, Тема скрывается на кухне, где кипит работа.
Там Тема узнает, что родители уезжают и мальчик вздыхает с облегчением, ведь теперь наказание оттягивается.
Так как наказание откладывается, то Тема вышел в сад, где играли его сестры. Там он случайно ломает лозы, за которые отец также может наказать. А тем временем Еремей подготовил карету. Тема подбежал к родителям, где стал проявлять нежность к матери, та и поняла, что что-то произошло.
Родители едут, а Теме приходит в голову прокатиться на Гнедко — их лошади. Своей идеей он делится с сестрой. Затем сев на лошадь, он скачет галопом и резко притормозив, падает с лошади. Дальше Тема ругается с бонной, которая присматривала за детьми, дерется с сестрой, после чего все уходят.
Тема остается со своим другом, которому он пообещал принести сахара.
За завтраком Тема плохо ест, а когда все уходят, он крадет несколько кусочков сахара. За этим действием его застает сестра и бонна-немка. Вот теперь Тема понимает, уж точно ему никто не простит, ведь воровство — это плохо. А тут еще и гроза началась.
Теме пришлось идти в детскую и, наблюдая за грозой, он вспомнил, что не видел свою Жучку. Он стал ее везде искать, ему вспомнились слова прислуги Акима, который грозился ее убить, но тот божился, что этого не делал. Тема побежал искать собаку на улицу и столкнулся с отцом.
Увидев отца, мальчик бросился в дом.
Глава 2
Отец, убедив своими доводами мать, которая якобы неправильно воспитывает мальчика, закрылся с сыном в кабинете. Мальчик был напуган, он просил отца не наказывать его, но отец не слышал сына. Он приступил к порке. Как ни просил мальчик остановиться, отец не прекращал его бить.
Ребенок даже укусил отца, чтобы тот остановился, но ничего не помогало. Мать же, сидя в коридоре, очень сильно переживала, каждый крик ребенка отдавался в ее сердце.
Не выдержав, она вбежала в кабинет и обвинила мужа в том, что тот не умеет воспитывать, также сказала, что следующий раз он ударит ребенка только через ее труп.
Глава 3
Мать ищет Тему, но в комнате не находит его. Тема лежит в маленькой комнате на диване. Не стала она его беспокоить и пошла в свои покои. Там она винила себя, что допустила подобное, ведь нельзя детей так воспитывать.
Дети делают глупости, потому что не до конца осознают, до чего могут привести их шалости. Им нужно объяснять и рассказывать, а не подобно ее мужу, воспитывать ремнем. У прислуги мать узнает, что Тема целый день ничего не ест. Это ее огорчает.
Она приказывает для детей приготовить ванну.
Сначала искупались девочки и младший сын, а после позвали Тему. При этом мать приказала приглушить свет, а все потому, что знала, во время порки ее сын немного обделался и чтобы его не травмировать приказала всем сделать вид, что никто ничего не заметил. Также сказала оставить хлеб, ведь ее сын ничего не ел.
Позвала Тему купаться его любимая горничная Таня. Мальчик пришел в комнату и решил купаться самостоятельно. Когда остался один, снял с себя белье и смыл все улики, спрятав мокрое белье. После искупался, а, увидев хлеб, съел его.
Когда вышел, Таня повела его в покои матери, ведь нужно было родителям желать спокойной ночи, и хоть мальчику не хотелось видеться с родителями, он вошел в комнату. Там и поговорил с мамой, выплакав свои слезы и рассказав о несправедливости к нему.
Мама же объяснила сыну, что все произошло из-за его трусости, ведь, если бы он сразу рассказал правду о цветке, то, возможно, никакого наказания и не было бы, а так есть что есть. Затем мальчик обнял мать и крепко к ней прижался.
Глава 4
Тема спал, но спал беспокойно, а когда проснулся посреди ночи, увидел няню. Он спросил ее о Жучке и няня сказала, что кто-то бросил ее в старый колодец. Собака целый день лаяла, звала на помощь.
После этих слов Тема уснул и ему снилось, как он спасал свою собаку, а рано утром, когда мальчик проснулся, он пошел на самом деле спасать свою Жучку. Взял он веревку, направился к старому колодцу, куда пришлось спускаться, ведь по-другому вытащить собаку нельзя было.
Силы изначально были на исходе, так как Тема заболел, но об этом еще не подозревал. С неимоверными усилиями ему все-таки удалось достать собаку, а когда он вылез из колодца, то упал без памяти. Его нашел Еремей.
Очнулся мальчик в своей комнате, всех увидел рядом с собой, но вскоре вновь провалился в беспамятство. Он постоянно бредил и был на волоске смерти.
Глава 5
Долго организм ребенка боролся с болезнью, целое лето проболел мальчик и только под осень силы стали возвращаться. Вот он уже ходил весь худой по двору, где услышал разговор матери и отца. Они говорили о нем. Мать подняла вопрос о том, чтобы разрешить Теме играть с другими детьми в наемном дворе.
Теперь каждый день Тема ходит в наемный дом, что принадлежал его отцу и сдавался в аренду. Там среди мусора играли дети, но для них это не был мусор, это были настоящие клады, где всегда можно отыскать что-то интересное.
Однажды дети нашли в одной хижине, повешенную женщину и стали придумывать различные страшилки. А вскоре дети увлеклись различными играми и здесь Тема у Абрумка просил орехов, обещая заплатить за них. Орехи он получил, а вот деньги не отдавал. И вот умерла больная жена Абрумки.
Поговаривали, что он лично своими руками ее задушил, и на похорон понадобились деньги. Тема просит деньги у матери и относит Абрумке. Там видит, как его жену готовят к погребению.
Тема рассуждает о жизни и смерти, о том, что все мы умрем рано или поздно и от таких мыслей ему захотелось больше двигаться. чтобы успеть пожить, наслаждаясь детством, ведь во взрослой жизни будет ему скучно.
Так и год пролетел. Тема продолжал бегать во двор, особенно любил с друзьями спускаться к морю и помогать рыбакам. А однажды ребята зашли к мяснику и там на них накинулся разъяренный бык. Мясник еле спас ребят, в том числе и Тему.
За то, что дети зашли к нему без спроса, мясник надрал уши Теме. Это мальчика обидело и он захотел отомстить , поэтому, когда мясник проходил мимо двора, где жил Тема, мальчик бросил камень в лицо мужчине.
Такой поступок не оценила мать, наругав Тему, а вот отец поддержал сына, но от этого Теме не было легче.
Тема долго еще извинялся за проступок, а мать не могла простить такое, но потом простила и сказала, чтобы он уже брался за голову, как ни как, ему уже десять, например, один мальчик уже царем был в его годы. Тему тоже захотелось стать царем, но мать объяснила, что такое невозможно, а вот стать помощником царя можно.
В этот вечер Тема засыпал в возвышенном настроении, представляя как он помогает грозному царю и при этом он все-таки был горд за то, что отомстил мяснику.
Глава 6
Тема поступает в гимназию. Вот уже и форму ему выдали и он решил пройтись по наемному двору, чтобы все видели его в форме. Здесь же он встретил своих друзей, с которыми пошел к морю, чтобы поплавать.
У моря к нему подошел старик и сказал, что негоже гимназисту плавать вместе с дворовыми ребятами, вот и отошел он со стариком в сторону. Снял свои одежды Тема и пошел купаться в море, а когда вышел, ни старика, ни одежды не было. Пришлось голым идти домой.
Новую одежду пришлось ждать неделю, из-за этого Тема пришел на уроки с опозданием. Так как все места были уже заняты, он сел на последнюю парту. Там сидел Вахнов, из-за которого Тема столкнулся с первыми трудностями.
Из-за Вахнова Тему чуть не исключили из гимназии, но, когда приехали родители Темы к директору, то тот сказал, что исключать не будет парня, но ему придется ответить за то, что не рассказал о шалостях и не выдал Вахнова, считая, что поступает по товарищески.
Тема остается в гимназии, а в качестве наказания ему придется оставаться в гимназии после уроков.
Глава 7
Вот и начались будни Темы. Каждый день он вместе с сестрой отправлялся в гимназию. Вот и сегодня в дождливый день они отправились вместе. Она в женскую, а он в мужскую гимназии. И в этот раз Тема вновь опаздывает. Он просит учителя не ставить отсутствие, но тот советует ему раньше вставать и уходит.
На перемене Вахнов вновь издевается над Темой, который постоянно просит его этого не делать и вот входит учитель латыни. Он просит отвечать урок, но многие не готовы и делают ошибки, в том числе и Тема, далее был урок немецкого, где Вахнов издевался над больным учителем, который так и не окончил урок по причине своей болезни.
Последним уроком была история естествознания, где преподавал любимый учитель Темы.
После уроков, Тема встретил сестру и они пошли домой. Дома за обедом Тема рассказывает о больном учителе и они с матерью идут его проведать.
По приходу домой, Тема с Зиной садятся за уроки и как всегда начинают спорить. Когда уроки все сделаны, Тема бродит по дому, зашел к Еремею, поговорил с Таней, а после, пошел спать, ведь завтра новый будний день и таких скучных дней еще будет очень много и Тема засыпает.
Глава 8
Учитель немецкого все-таки умирает в место него приходит новый учитель, который был не таким, как прежний. Тема находит нового друга Иванова, который любил Теме рассказывать на уроках страшные истории, о которых он читал в книгах.
Тема тоже заинтересовался подобными книгами и уже во втором классе стал читать Гоголя, Вагнера, Майн-Рида. Иванов был лучшим другом Темы, и Тема его очень любил. Этот Иванов даже Теминой маме нравился.
Однажды Тема попросился к Иванову поехать в деревню и мама разрешила летом съездить с тем условием, что Тема перейдет в третий класс.
Глава 9
Не долгой была дружба с Ивановым. Из-за одной неприятной истории, Вахнова и Иванова исключают из гимназии. Иванов прекращает общение с Темой, самого же Тему называют ябедой, ведь именно он выдал всю историю директору.
Глава 10
Тема заводит разговор с Касицким, который просится сесть с Темой вместе, к ним присоединяется и Данилов. Все в классе заговорили о том, что Тема и им услужит. Тема, Данилов и Касицкий сдружились. Они часто плавали вместе на лодке, в зимнее время просто бродили у моря и слушали истории Касицкого. Как-то ребята надумали ехать в Америку.
Они уже и деньги стали собирать, и план приготовили. Построили лодку, на которой решили отплыть от берега, а потом пересесть на корабль. И вот тот день настал. Отплыли парни от берега и стали ждать пароход, который постепенно к ним приближался, но не забрал он парней. Друзьям пришлось возвращаться на берег.
С одной стороны было радостно, что не удалась затея, а с другой стороны были на носу экзамены, которые нужно было сдавать.
Глава 11
Вот и начались экзамены. После каждого из них Тема говорил маме, что все нормально, только оценки не показывал. Как оказалось, три экзамена он завалил и нужно пересдавать. Но, чтобы разрешили пересдавать, родителям нужно было идти к директору. Так родители Темы узнали о том, что их сын завалил экзамены. Они стали ругать Тему и тут Теме пришла мысль о смерти.
Он решил отравить себя, что и сделал, только вовремя Таня обнаружила Тему и его спасли. Мать же пошла к директору и договорилась о пересдаче, а Тема потратил две недели на подготовку к пересдаче в итоге все знал хорошо и смог ответить на все вопросы. Тему перевели в следующий класс, о чем он всем сообщил. Ведь может же, если хочет, может даже лучшим учеником стать.
Глава 12
В этой главе автор рассказывает о сближении отца и сына. Отец стал часто рассказывать истории о прошлых походах, о сражениях, о товарищах.
Тема слушает эти рассказы с удовольствием, Вот только здоровье отца его сильно пошатнулось и вскоре отец его, некогда сильный генерал и вовсе сдал. Вскоре генерала Карташева не стало.
Завершается краткое содержание Детство Темы похоронной процессией, где лились слезы Темы по умершему своему отцу.
Источник: https://sochinyshka.ru/kratkoe-soderzhanie-povesti-po-glavam-detstvo-temy-garin-mixajlovskij.html
Н. Г. Гарин-михайловский
Перед читателем предстает уже двадцатипятилетний молодой человек, выпускник института путейсообщения, для которого свершилось то, «к чему четырнадцать лет стремился с многотысячным рискомсорваться».
После окончания института Карташев хочет найти работу, «где не берут взяток». Полныйстоль благородных и утопичных мечтаний, провожаемый Шацким, с которым они более не встретятся, онуезжает из Петербурга, шесть лет жизни в котором «промелькнули как шесть страниц прочитаннойкниги».
Возвращение домой не освежило Карташева. В отношениях с матерью чувствуется натянутость;слишком многое переменилось в доме за время его отсутствия.
По политическому делу на скамьеподсудимых оказалась Маня Карташева, размолвки с мужем старшей сестры Зины постоянно сказываютсяна жизни семьи, в которой даже самые младшие — Аня и Сережа — заканчивают гимназию.
Из-за трудногоматериального положения Карташевы живут не в прежнем просторном доме, а снимают небольшуюквартиру в одном особняке с семьей председателя военного суда Истомина, принявшего участие всудьбе Мани.
Тема пытается входить в налаженную жизнь семейства, не противопоставляя себя религиознымустоям (по настоянию Аглаиды Васильевны и сестер он посещает церковь), участвует в решениисемейных проблем, опять принимается писать. В это же время происходит знакомство Карташева сродственницей Истоминых Аделаидой Борисовной Вороновой, которая станет его невестой.
ПребываниеКарташева в кругу семьи было не слишком продолжительным. По настоянию дяди, он готовится к поездке«на театр военных действий» в качестве уполномоченного по доставке подвод на фронт.
Однако,оказавшись в Бендерах, Карташев, по протекции, устраивается практикантом на строительствеместной железной дороги.Для главного героя наступают дни «непрерывной, напряженной работы». При этом Карташев проявляеттакое рвение, что его коллегам приходится «охлаждать пыл» новоиспеченного строителя дорог.
Самолюбие, а также удовлетворенное сознание того, что он может работать, утраивает силы главногогероя. Во время строительства дороги он знакомится с семьей своего бывшего однокашникаСикор-ского, тоже инженера-путейца, получившего образование в Генте и гораздо более опытного, чемКарташев.
В инженерной среде Тему принимают за своего — «красного», хотя он «никакого отношения креволюционным кружкам не имел и тем паче не имеет».
Курсируя между Бендерами и Одессой послужебным делам, Карташев решает теснее общаться с Маней, изучая программу партии, с которой онапо-прежнему сотрудничает. Он узнает, что сестра — член «Земли и воли».Но пока Карташев продолжает работать так напряженно, что «не хватает суток».
А мысленно онустремлен к прекрасным воспоминаниям об Аделаиде Борисовне. Особенно успешно продвигаетсяслужебная карьера Карташева. Ему увеличивают жалованье, он находит столь необходимый длястроительства дороги песчаный карьер.
Эта находка упрочивает его репутацию «дельного и толковогоработника».
После окончания строительства участка дороги, находящегося в районе Бендер изавершившегося в невероятно короткие сроки — в течение сорока трех дней, — Карташеву выпадаетпрестижная командировка в Бухарест, которая, однако, не оправдала честолюбивых надежд героя.
ИзБухареста он следует в Рени, где продолжает участвовать в строительстве. Поначалу у негоскладываются сложные отношения с начальником строительства. Разлив Дуная, последовавшие за этимобвалы железнодорожного полотна, попытки спасти дорогу от окончательного разрушения составилиследующие страницы в профессиональной биографии Карташева.
Он еще с большей энергией принимается за работу. Разрабатывает балластный карьер, руководитобновлением подгнивших в результате наводнения шпал, чем заслуживает окончательное довериеначальника строительства, который делится с ним своим громадным опытом.
После долгих, мучительныхраздумий под давлением материи сестер Карташев делает «письменное предложение» АделаидеБорисовне, написанное в «витиеватых выражениях».
Получив «от Дели» ответную телеграмму, Карташев экстренным поездом отправляется в Одессу,«исполненный счастья и жуткого страха», думая о той, «которая казалась ему недосягаемой», а теперьснизошла, чтобы «унести навсегда в светлый, чистый мир любви, правды, добра».
Но пока героев ждеттрехмесячная разлука.
Дели уезжает отдыхать, а Карташев «возится с подрядчиками», ездит по линии,занят перепиской с начальством и мелкой отчетностью, но над всем этим — его будущая жизнь с Дели инеобходимость ехать в Петербург, где он надеется «проникнуть в таинственные управленияпостроек дорог». По настоянию матери, в петербургской поездке для «оберегания от вредных влияний»Карташева сопровождает Маня, которая имеет свои собственные планы, связанные с её политическойдеятельностью. Она не собирается возвращаться домой и иметь в будущем какие бы то ни было контактыс семьей. Расставшись в Туле, они спустя десять дней в последний раз встречаются в Петербурге. Манярассказывает Карташеву об образовании партии народовольцев, деятельность которой направлена на«борьбу с режимом».
Интерес брата к радикальным идеям, однако, не означает для него выбора в пользунасильственных методов общественно-политического переустройства.
Таким образом, судьба героя, оказавшегося в финале повести как бы на перепутье, вероятнее всего,в духе господствующих в общественном сознании разрушительных идей, должна сложиться всоответствии с предсказаниями Аглаиды Васильевны Карташевой.
«Если во французской революциитакую видную роль сыграли юристы (стоит вспомнить, что Тема сначала учится на юридическомфакультете), то в нашей, я уверена, сыграют инженеры»..
На нашем сайте Вы найдете значение «Н. Г. Гарин-михайловский — Инженеры» в словаре Краткие содержания произведений, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Н. Г. Гарин-михайловский — Инженеры, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква «Н». Общая длина 35 символа
Источник: https://my-dict.ru/dic/kratkie-soderzhaniya-proizvedeniy/1397814-n-g-garin-mihaylovskiy—inzhenery/