Описание природы в рассказе бежин луг тургенева 6 класс

«Бежин луг» — одно из самых удивительных и выразительных произведений в творчестве Тургенева. Многие называют рассказ «поэтичным», поскольку описание природы вызывает почти настоящие образы, усиливая чувство реальности, позволяет ближе почувствовать и проникнуться теми красками, событиями, которые рисует Иван Сергеевич. На фоне природы он показывает каждую часть своего произведения, восприятие происходит через описание природы, которое видится в речи автора, его взгляде на происходящее, в рассказах и эмоциях мальчиков, к которым вышел повествователь.

Предлагаю сделать эпиграфом следующие строки (интернет):

Описание природы в рассказе Бежин луг Тургенева 6 класс

Сколько красок, оттенков, интонаций у природы! Это не простой фон для развития действия, но отдельный персонаж, незримо присутствующий.

Для усиления автор искусно использует множество средств художественной выразительности: метафоры, сравнения, эпитеты, олицетворения.

Тургенев творил с душой и большой любовью, показывая реалистичные пейзажи посредством прозы, все события оживают, подвластные воображению.

С первых строк передает автор красоту. Сразу переносимся в жаркий июль, солнце которого приятно яркое, теплое, облака столь украшены ореолом сияния, что кромка их напоминает «кованое серебро».

Утро, чудесный день, все это приходит с настроением, перекликаясь с переживаниями главного героя, который удачно шел на охоту, несет домой много дичи, любуется пейзажем, наслаждается прогулкой.

Но путь оказался внезапным другим, чем ожидал персонаж Ивана Сергеевича, тот понимает, что зашел в другую сторону, незнакомую.

Природа преображается, когда ощущения становятся волнующими: «тьма сгущается», ночь страшит и видится «грозовой тучей»:

Описание природы в рассказе Бежин луг Тургенева 6 класс

Поблекшие краски возвращают насыщенность, мировосприятие снова соответствующее, когда охотник узнает местность: это равнина с речкой, которая носит название «Бежиного луга».

Вместе с главным героем видим встречу с мальчиками, читаем их характеристику, воспринимаем образы. Автор подробно показывает внешность каждого из маленьких героев, привыкших жить в тесной связи с природой. Это находит отражение в детских суевериях, передаваемым у костра быличкам.

Только Павлуша, который всех увереннее себя ведет, прекрасно зная природу, ничуть не боится незримых образов. Он убегает вслед за собаками, чтобы отогнать волков, уходит за водой к речке: видно, что ребенка ничуть не пугают ни ночь, ни пребывание со стихией один на один.

Словами Вани автор показывает красоту ночного темного неба, а во фразах рассказчика чувствуется, как ночь то «тепла», то «прохладна», когда опускается туман. «Божьи звездочки», — таким эпитетом наделяет младший из ребятишек невероятное небо… Поэтому повествование Тургенева увлекает, зовет следом за собою в тот мир, живописно раскрытый автором.

Мастерское описание ночи, предрассветного часа живо представляется натурально, естественно. Колдовское, трогательное, трепетное произведение И. С. Тургенева!

«Бежин луг» — это рассказ не только о природе, но о непростом крестьянском быте, о жизни деревенских детей, коротающих ночи, выходя пасти лошадей, радуясь моменту. Еще больше рассказ заставляет погрузиться в сюжет, проникнуться, прочувствовать все происходящее, словно сам есть участник событий.

Описание природы в рассказе Бежин луг Тургенева 6 класс Описание природы в рассказе Бежин луг Тургенева 6 класс Описание природы в рассказе Бежин луг Тургенева 6 класс

Источник: http://www.bolshoyvopros.ru/questions/2293578-priroda-v-rasskaze-bezhin-lug-sochinenie-chto-pisat.html

Роль и описание природы в рассказе

Искусство и развлечения 14 февраля 2016

В статье мы расскажем о цикле рассказов И.С. Тургенева – «Записки охотника». Объектом нашего внимания послужило произведение «Бежин луг», а особенно пейзажи в нем. Краткое описание природы в рассказе «Бежин луг» ждет вас ниже.

Описание природы в рассказе Бежин луг Тургенева 6 класс

О писателе

Иван Сергеевич Тургенев – один из величайших русских писателей.

Родился этот писатель, драматург и переводчик в Орловской губернии в 1818 году. Писал в жанре романтизма, переходящего в реализм. Последние романы были уже сугубо реалистическими, при этом дымка «мировой скорби»' присутствовала и в них. Также ввел в литературу понятие «нигилист» и на примере своих героев раскрыл его.

Автор «Муму» известен читателю своими романами, среди которых «Отцы и дети», «Накануне».

Описание природы в рассказе Бежин луг Тургенева 6 класс

О рассказе «бежин луг»

Рассказ «Бежин луг» входит в цикл «Записки охотника». Интересна история создания этого цикла самостоятельных рассказов. Вместе они создают удивительную кайму пейзажей, азарта, тревог и суровой природы (а описание природы в рассказе «Бежин луг» — это удивительное отражение чувств человека в зеркале окружающего мира).

Когда писатель вернулся в Россию после поездки за границу, в 1847 году начал свой долгий путь журнал «Современник». Ивану Сергеевичу предложили опубликовать на страницах номера небольшое произведение.

Но писатель считал, что достойного ничего и нет, и в конце концов принес редакторам небольшой рассказ «Хорь и Калиныч» (в журнале его назвали очерком). Этот «очерк» произвел эффект взрыва, читатели стали просить Тургенева в множественных письмах к нему продолжать и издать что-то похожее.

Так писатель открыл новый цикл и начал, будто драгоценный бусы, плести его из рассказов и очерков. Всего под этим названием было издано 25 рассказов.

Одна из глав – «Бежин луг» – известна удивительными картинами природы, атмосферой ночи. Описание природы в рассказе «Бежин луг» — настоящий шедевр. Луг и лес, ночное небо, грозовые тучи и костер будто живут своей жизнью.

Они не просто фон. Они — полноценные персонажи этой истории.

Начавшийся описанием раннего утра и рассвета рассказ проведет читателя по жаркому летнему дню, а потом по мистической ночи в лесу и на лугу с загадочным названием «Бежин».

Описание природы в рассказе Бежин луг Тургенева 6 класс

Описание природы в рассказе «Бежин луг». Краткое содержание.

Очень хорошим июльским днем герой рассказа пошел на охоту за тетеревами. Охота была довольно удачной, с полным заплечным мешком дичи он решил, что уже пора домой. Поднявшись на холм, герой понял, что перед ним совершенно чужие ему места.

Решил, что «слишком свернул вправо», он сошел с холма в надежде, что сейчас поднимется с нужной стороны и увидит знакомые места. Надвигалась ночь, а путь все так же был не найден. Блуждая по лесу и задавая себе вопрос «Так где же я?», герой внезапно остановился перед пропастью, в которую едва не упал.

Наконец-то, он понял, где находится. Перед ним простилалось место, названное Бежин луг.

Охотник увидел неподалеку огоньки и людей возле них. Двинувшись к ним, он увидел, что это мальчишки с близлежащих деревень. Они пасли табун лошадей здесь.

Отдельно стоит сказать про описание природы в рассказе «Бежин луг». Она удивляет, очаровывает, а иногда и пугает.

Описание природы в рассказе Бежин луг Тургенева 6 класс

Краткое содержание рассказа. Продолжение

Рассказчик попросился остаться с ними на ночлег и, чтобы не смущать мальчиков, прикинулся спящим. Ребята начали рассказывать страшные истории. Первая о том, как они ночевали на заводе и там их напугал «домовой».

Вторая история — о плотнике Гавриле, что пошел в лес и услышал зов русалки. Испугался и перекрестился, за что прокляла его русалка, сказав, что «будет он всю жизнь убиваться».

Описание природы в рассказе «Бежин луг» служит не только декорацией к этим историям, оно дополняет их мистицизмом, очарованием, загадочностью.

Так до рассвета вспоминали ребята страшные истории. Автору до души очень припал мальчик Павлуша. Внешность у него была совершенно не примечательная, но глядел он очень умно и «в голосе его звучала сила». Его рассказы ребят совершенно не пугали, на все был готов рациональный, мудрый ответ.

А когда в разгар разговора залаяли и бросились в лес собаки, Павлуша кинулся за ними. Возвратившись, он спокойно сказал, что ожидал увидеть волка. Смелость мальчика поразила рассказчика. Наутро он вернулся домой и часто вспоминал ту ночь и мальчика Павла.

В завершение рассказа герой с грустью говорит о том, что Павлуша, через некоторое время после их знакомства погиб – упал с лошади.

Природа в рассказе

Особое место в рассказе занимают картины природы. Описание природы в рассказе «Бежин луг» Тургенева начинает рассказ.

Автор называет пылание утренней зари «кротким румянцем», солнце – приветливым и светлым. Эти картины погружают нас в мир природы, очаровывают с первых строк.

Пейзаж несколько меняется, когда герой понимает, что заблудился. Природа все так же прекрасна и величава, но навеивает какой-то неуловимый, мистический страх.

И, наконец, когда автор спускается к ребятам и успокаивается у тихого костра, картины природы вокруг загадочного Бежина луга приобретают настроение покоя и отдыха.

Когда мальчики неторопливо ведут свои детские речи, луг вокруг будто внимает им, иногда поддерживая жутковатыми звуками или полетом непонятно откуда взявшегося голубя.

Описание природы в рассказе Бежин луг Тургенева 6 класс

Роль описания природы в рассказе «Бежин луг»

Этот рассказ славится своими пейзажами.

Но рассказывает он не о природе, а об истории с главным героем, о том, как он, заблудившись, зашел на Бежин луг и остался на ночь с деревенскими мальчиками, слушая их страшные рассказы и наблюдая за детьми.

Зачем же так много описаний природы в рассказе? Пейзажи не просто дополнение, они настраивают на нужный лад, увлекают, звучат, будто музыка на втором плане повествования. Обязательно прочитайте рассказ полностью, он удивит и очарует вас.

Источник: fb.ru

Источник: https://monateka.com/article/124163/

Ответы Mail.ru: Помогите найти описание природы в рассказе "Бежин луг"

ГАЛИНА Высший разум (1822831) 3 года назад Главное в рассказе — изображение Бежина луга. Этот образ складывается из великолепных картин природы (пейзаж в разное время суток) и образов мальчиков. Описание природы начинается с самых первых строчекрассказа.

«Был прекрасный июльский день, один из тех дней, которые случаются только тогда, когда погода установилась надолго. С самого раннего утра небо ясно; утренняя заря не пылает пожаром: она разливается кротким румянцем.

Солнце — не огнистое, не раскаленное, как во время знойной засухи, не тускло-багровое, как перед бурей, но светлое и приветно лучезарное — мирно всплывает под узкой и длинной тучкой, свежо просияет и погрузится в лиловый ее туман. Верхний, тонкий край растянутого облачка засверкает змейками; блеск их подобен блеску кованого серебра…

Но вот опять хлынули играющие лучи, — и весело и величаво, словно взлетая, поднимается могучее светило. Около полудня обыкновенно появляется множество круглых высоких облаков, золотисто-серых, с нежными белыми краями.

Подобно островам, разбросанным по бесконечно разлившейся реке, обтекающей их глубоко прозрачными рукавами ровной синевы, они почти не трогаются с места; далее, к небосклону, они сдвигаются, теснятся, синевы между ними уже не видать; но сами они так же лазурны, как небо: они все насквозь проникнуты светом и теплотой.

Цвет небосклона, легкий, бледно-лиловый, не изменяется во весь день и кругом одинаков; нигде не темнеет, не густеет гроза; разве кое-где протянутся сверху вниз голубоватые полосы: то сеется едва заметный дождь.

К вечеру эти облака исчезают; последние из них, черноватые и неопределенные, как дым, ложатся розовыми клубами напротив заходящего солнца; на месте, где оно закатилось так же спокойно, как спокойно взошло на небо, алое сияньестоит недолгое время над потемневшей землей, и, тихо мигая, как бережно несомая свечка, затеплится на нем вечерняя звезда. В такие дни краски все смягчены; светлы, но не ярки; на всем лежит печать

какой-то трогательной кротости.

Источник: http://ilibrary.ru/text/1204/p.8/index.html Возвожу Мосты Мастер (2253) 2 года назад Был прекрасный июльский день, один из тех дней, которые случаются только тогда, когда погода установилась надолго. С самого раннего утра небо ясно; утренняя заря не пылает пожаром: она разливается кротким румянцем. Солнце — не огнистое, не раскаленное, как во время знойной засухи, не тускло-багровое, как перед бурей, но светлое и приветно лучезарное — мирно всплывает под узкой и длинной тучкой, свежо просияет и погрузится в лиловый ее туман. Верхний, тонкий край растянутого облачка засверкает змейками; блеск их подобен блеску кованого серебра…

Но вот опять хлынули играющие лучи, — и весело и величаво, словно взлетая, поднимается могучее светило. Около полудня обыкновенно появляется множество круглых высоких облаков, золотисто-серых, с нежными белыми краями.

Подобно островам, разбросанным по бесконечно разлившейся реке, обтекающей их глубоко прозрачными рукавами ровной синевы, они почти не трогаются с места; далее, к небосклону, они сдвигаются, теснятся, синевы между ними уже не видать; но сами они так же лазурны, как небо: они все насквозь проникнуты светом и теплотой.

Читайте также:  Битва под москвой 1941 1942 кратко

Цвет небосклона, легкий, бледно-лиловый, не изменяется во весь день и кругом одинаков; нигде не темнеет, не густеет гроза; разве кое-где протянутся сверху вниз голубоватые полосы: то сеется едва заметный дождь.

К вечеру эти облака исчезают; последние из них, черноватые и неопределенные, как дым, ложатся розовыми клубами напротив заходящего солнца; на месте, где оно закатилось так же спокойно, как спокойно взошло на небо, алое сиянье стоит недолгое время над потемневшей землей, и, тихо мигая, как бережно несомая свечка, затеплится на нем вечерняя звезда. В такие дни краски все смягчены; светлы, но не ярки; на всем лежит печать какой-то трогательной кротости. В такие дни жар бывает иногда весьма силен, иногда даже «парит» по скатам полей; но ветер разгоняет, раздвигает накопившийся зной, и вихри-круговороты — несомненный признак постоянной погоды — высокими белыми столбами гуляют по дорогам через пашню. В сухом и чистом воздухе пахнет полынью, сжатой рожью, гречихой; даже за час до ночи вы не чувствуете сырости. Подобной погоды желает земледелец для уборки хлеба…

Всё кругом быстро чернело и утихало, — одни перепела изредка кричали. Небольшая ночная птица, неслышно и низко мчавшаяся на своих мягких крыльях, почти наткнулась на меня и пугливо нырнула в сторону. Я вышел на опушку кустов и побрел по полю межой.

Уже я с трудом различал отдаленные предметы; поле неясно белело вокруг; за ним, с каждым мгновением надвигаясь, громадными клубами вздымался угрюмый мрак. Глухо отдавались мои шаги в застывающем воздухе. Побледневшее небо стало опять синеть — но то уже была синева ночи.

Звездочки замелькали, зашевелились на нем.

applePI сизый Знаток (289) 2 года назад Главное в рассказе — изображение Бежина луга. Этот образ складывается из великолепных картин природы (пейзаж в разное время суток) и образов мальчиков. Описание природы начинается с самых первых строчекрассказа.»Был прекрасный июльский день, один из тех дней, которые случаются только тогда, когда погода установилась надолго. С самого раннего утра небо ясно; утренняя заря не пылает пожаром: она разливается кротким румянцем.

Солнце — не огнистое, не раскаленное, как во время знойной засухи, не тускло-багровое, как перед бурей, но светлое и приветно лучезарное — мирно всплывает под узкой и длинной тучкой, свежо просияет и погрузится в лиловый ее туман. Верхний, тонкий край растянутого облачка засверкает змейками; блеск их подобен блеску кованого серебра…

Но вот опять хлынули играющие лучи, — и весело и величаво, словно взлетая, поднимается могучее светило. Около полудня обыкновенно появляется множество круглых высоких облаков, золотисто-серых, с нежными белыми краями.

Подобно островам, разбросанным по бесконечно разлившейся реке, обтекающей их глубоко прозрачными рукавами ровной синевы, они почти не трогаются с места; далее, к небосклону, они сдвигаются, теснятся, синевы между ними уже не видать; но сами они так же лазурны, как небо: они все насквозь проникнуты светом и теплотой.

Цвет небосклона, легкий, бледно-лиловый, не изменяется во весь день и кругом одинаков; нигде не темнеет, не густеет гроза; разве кое-где протянутся сверху вниз голубоватые полосы: то сеется едва заметный дождь.

К вечеру эти облака исчезают; последние из них, черноватые и неопределенные, как дым, ложатся розовыми клубами напротив заходящего солнца; на месте, где оно закатилось так же спокойно, как спокойно взошло на небо, алое сияньестоит недолгое время над потемневшей землей, и, тихо мигая, как бережно несомая свечка, затеплится на нем вечерняя звезда. В такие дни краски все смягчены; светлы, но не ярки; на всем лежит печать

какой-то трогательной кротости.

Анна Веселье Ученик (244) 2 года назад «Был прекрасный июльский день, один из тех дней, которые случаются только тогда, когда погода установилась надолго. С самого раннего утра небо ясно; утренняя заря не пылает пожаром: она разливается кротким румянцем.

Солнце — не огнистое, не раскаленное, как во время знойной засухи, не тускло-багровое, как перед бурей, но светлое и приветно лучезарное — мирно всплывает под узкой и длинной тучкой, свежо просияет и погрузится в лиловый ее туман. Верхний, тонкий край растянутого облачка засверкает змейками; блеск их подобен блеску кованого серебра…

Но вот опять хлынули играющие лучи, — и весело и величаво, словно взлетая, поднимается могучее светило. Около полудня обыкновенно появляется множество круглых высоких облаков, золотисто-серых, с нежными белыми краями.

Подобно островам, разбросанным по бесконечно разлившейся реке, обтекающей их глубоко прозрачными рукавами ровной синевы, они почти не трогаются с места; далее, к небосклону, они сдвигаются, теснятся, синевы между ними уже не видать; но сами они так же лазурны, как небо: они все насквозь проникнуты светом и теплотой.

Цвет небосклона, легкий, бледно-лиловый, не изменяется во весь день и кругом одинаков; нигде не темнеет, не густеет гроза; разве кое-где протянутся сверху вниз голубоватые полосы: то сеется едва заметный дождь.

К вечеру эти облака исчезают; последние из них, черноватые и неопределенные, как дым, ложатся розовыми клубами напротив заходящего солнца; на месте, где оно закатилось так же спокойно, как спокойно взошло на небо, алое сияньестоит недолгое время над потемневшей землей, и, тихо мигая, как бережно несомая свечка, затеплится на нем вечерняя звезда. В такие дни краски все смягчены; светлы, но не ярки; на всем лежит печать

какой-то трогательной кротости.

lol kjk Ученик (114) 2 года назад Главное в рассказе — изображение Бежина луга. Этот образ складывается из великолепных картин природы (пейзаж в разное время суток) и образов мальчиков. Описание природы начинается с самых первых строчекрассказа.»Был прекрасный июльский день, один из тех дней, которые случаются только тогда, когда погода установилась надолго. С самого раннего утра небо ясно; утренняя заря не пылает пожаром: она разливается кротким румянцем.

Солнце — не огнистое, не раскаленное, как во время знойной засухи, не тускло-багровое, как перед бурей, но светлое и приветно лучезарное — мирно всплывает под узкой и длинной тучкой, свежо просияет и погрузится в лиловый ее туман. Верхний, тонкий край растянутого облачка засверкает змейками; блеск их подобен блеску кованого серебра…

Но вот опять хлынули играющие лучи, — и весело и величаво, словно взлетая, поднимается могучее светило. Около полудня обыкновенно появляется множество круглых высоких облаков, золотисто-серых, с нежными белыми краями.

Подобно островам, разбросанным по бесконечно разлившейся реке, обтекающей их глубоко прозрачными рукавами ровной синевы, они почти не трогаются с места; далее, к небосклону, они сдвигаются, теснятся, синевы между ними уже не видать; но сами они так же лазурны, как небо: они все насквозь проникнуты светом и теплотой.

Цвет небосклона, легкий, бледно-лиловый, не изменяется во весь день и кругом одинаков; нигде не темнеет, не густеет гроза; разве кое-где протянутся сверху вниз голубоватые полосы: то сеется едва заметный дождь.

К вечеру эти облака исчезают; последние из них, черноватые и неопределенные, как дым, ложатся розовыми клубами напротив заходящего солнца; на месте, где оно закатилось так же спокойно, как спокойно взошло на небо, алое сияньестоит недолгое время над потемневшей землей, и, тихо мигая, как бережно несомая свечка, затеплится на нем вечерняя звезда. В такие дни краски все смягчены; светлы, но не ярки; на всем лежит печать

какой-то трогательной кротости.

саша чемулов Знаток (361) 2 года назад Был прекрасный июльский день, один из тех дней, которые случаются только тогда, когда погода установилась надолго. С самого раннего утра небо ясно; утренняя заря не пылает пожаром: она разливается кротким румянцем. Солнце — не огнистое, не раскаленное, как во время знойной засухи, не тускло-багровое, как перед бурей, но светлое и приветно лучезарное — мирно всплывает под узкой и длинной тучкой, свежо просияет и погрузится в лиловый ее туман. Верхний, тонкий край растянутого облачка засверкает змейками; блеск их подобен блеску кованого серебра…

Но вот опять хлынули играющие лучи, — и весело и величаво, словно взлетая, поднимается могучее светило. Около полудня обыкновенно появляется множество круглых высоких облаков, золотисто-серых, с нежными белыми краями.

Подобно островам, разбросанным по бесконечно разлившейся реке, обтекающей их глубоко прозрачными рукавами ровной синевы, они почти не трогаются с места; далее, к небосклону, они сдвигаются, теснятся, синевы между ними уже не видать; но сами они так же лазурны, как небо: они все насквозь проникнуты светом и теплотой.

Цвет небосклона, легкий, бледно-лиловый, не изменяется во весь день и кругом одинаков; нигде не темнеет, не густеет гроза; разве кое-где протянутся сверху вниз голубоватые полосы: то сеется едва заметный дождь.

К вечеру эти облака исчезают; последние из них, черноватые и неопределенные, как дым, ложатся розовыми клубами напротив заходящего солнца; на месте, где оно закатилось так же спокойно, как спокойно взошло на небо, алое сияньестоит недолгое время над потемневшей землей, и, тихо мигая, как бережно несомая свечка, затеплится на нем вечерняя звезда. В такие дни краски все смягчены; светлы, но не ярки; на всем лежит печать

какой-то трогательной кротости.

Лариса Хохрякова Знаток (251) 2 года назад Главное в рассказе — изображение Бежина луга. Этот образ складывается из великолепных картин природы (пейзаж в разное время суток) и образов мальчиков. Описание природы начинается с самых первых строчекрассказа.»Был прекрасный июльский день, один из тех дней, которые случаются только тогда, когда погода установилась надолго. С самого раннего утра небо ясно; утренняя заря не пылает пожаром: она разливается кротким румянцем.

Солнце — не огнистое, не раскаленное, как во время знойной засухи, не тускло-багровое, как перед бурей, но светлое и приветно лучезарное — мирно всплывает под узкой и длинной тучкой, свежо просияет и погрузится в лиловый ее туман. Верхний, тонкий край растянутого облачка засверкает змейками; блеск их подобен блеску кованого серебра…

Но вот опять хлынули играющие лучи, — и весело и величаво, словно взлетая, поднимается могучее светило. Около полудня обыкновенно появляется множество круглых высоких облаков, золотисто-серых, с нежными белыми краями.

Подобно островам, разбросанным по бесконечно разлившейся реке, обтекающей их глубоко прозрачными рукавами ровной синевы, они почти не трогаются с места; далее, к небосклону, они сдвигаются, теснятся, синевы между ними уже не видать; но сами они так же лазурны, как небо: они все насквозь проникнуты светом и теплотой.

Читайте также:  Анализ стихотворения край любимый! сердцу снятся есенина

Цвет небосклона, легкий, бледно-лиловый, не изменяется во весь день и кругом одинаков; нигде не темнеет, не густеет гроза; разве кое-где протянутся сверху вниз голубоватые полосы: то сеется едва заметный дождь.

К вечеру эти облака исчезают; последние из них, черноватые и неопределенные, как дым, ложатся розовыми клубами напротив заходящего солнца; на месте, где оно закатилось так же спокойно, как спокойно взошло на небо, алое сияньестоит недолгое время над потемневшей землей, и, тихо мигая, как бережно несомая свечка, затеплится на нем вечерняя звезда. В такие дни краски все смягчены; светлы, но не ярки; на всем лежит печать

какой-то трогательной кротости.

Настя Архипова Ученик (212) 1 год назад Амир Алимурадов Ученик (117) 1 год назад «Был прекрасный июльский день, один из тех дней, которые случаются только тогда, когда погода установилась надолго. С самого раннего утра небо ясно; утренняя заря не пылает пожаром: она разливается кротким румянцем.

Солнце — не огнистое, не раскаленное, как во время знойной засухи, не тускло-багровое, как перед бурей, но светлое и приветно лучезарное — мирно всплывает под узкой и длинной тучкой, свежо просияет и погрузится в лиловый ее туман. Верхний, тонкий край растянутого облачка засверкает змейками; блеск их подобен блеску кованого серебра…

Но вот опять хлынули играющие лучи, — и весело и величаво, словно взлетая, поднимается могучее светило. Около полудня обыкновенно появляется множество круглых высоких облаков, золотисто-серых, с нежными белыми краями.

Подобно островам, разбросанным по бесконечно разлившейся реке, обтекающей их глубоко прозрачными рукавами ровной синевы, они почти не трогаются с места; далее, к небосклону, они сдвигаются, теснятся, синевы между ними уже не видать; но сами они так же лазурны, как небо: они все насквозь проникнуты светом и теплотой.

Цвет небосклона, легкий, бледно-лиловый, не изменяется во весь день и кругом одинаков; нигде не темнеет, не густеет гроза; разве кое-где протянутся сверху вниз голубоватые полосы: то сеется едва заметный дождь.

К вечеру эти облака исчезают; последние из них, черноватые и неопределенные, как дым, ложатся розовыми клубами напротив заходящего солнца; на месте, где оно закатилось так же спокойно, как спокойно взошло на небо, алое сияньестоит недолгое время над потемневшей землей, и, тихо мигая, как бережно несомая свечка, затеплится на нем вечерняя звезда. В такие дни краски все смягчены; светлы, но не ярки; на всем лежит печать

какой-то трогательной кротости.

Источник: https://otvet.mail.ru/question/196011489

урок литературы в 6 классе "Роль картин природы в рассказе И.С.Тургенева "Бежин луг" методическая разработка по литературе (6 класс) по теме

I.Организационный момент

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно- значимом уровне. «Хочу, потому что могу».

• 1-2 минуты;

 II. Актуализация знаний.

Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»

 4-5 минут;

III. Постановка учебной задачи.

  • Цель:  проговаривание цели урока в виде темы урока.
  • • 4-5 мин;
  • Метод постановки учебной задачи:  подводящий к теме диалог
  • «IV. «Открытие нового знания»
  • Цель: решение УЗ (устных задач)
  • • 7-8 мин;
  • V. Самостоятельная работа

VI. Реализация построенного проекта.  Первичное закрепление.

  1. Цель: проговаривание нового знания, запись в тетрадях
  2. • 4-5 минут;        
  3. • Способы: фронтальная работа, работа в группах;
  4. VII. Обобщение нового знания

VIII.Рефлексия деятельности (итог урока).

Цель: осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

• 2-3 минуты;

— Присмотритесь внимательно,  узнаете ли вы эту местность? Что запечатлено на фото?

  • (1,2 слайды)
  • — Какие чувства вызывают у вас картины родной природы?
  • — Вы любите свое село?
  • — Я приглашаю вас прочитать строфы из своих стихов, посвященных Шебалино
  • (слайды 3,4,5,6)

— Мы не случайно начали наш урок так, предполагая продолжить работу над произведением, с которым познакомились на предыдущем уроке. Как оно называется и кто его автор?

  1. — Кому посвящен рассказ?
  2. — Чем интересны изображенные автором мальчики?
  3. — Какая же связь между нашим началом урока и тем, о чем вы сейчас рассказали?
  4. — Давайте мысленно перенесемся в то далекое, тургеневское время, чтобы живее представить себе то, о чем писал автор
  5. (слайды 7,8,9,10).
  6. Любовь к природе рождалась и крепла в сердце будущего писателя именно здесь, в Спасском.
  7. — О чем нам пора уже начать разговор? Определите тему урока
  8. — Какие цели поставим?

— И.С.Тургенев был необычайно чуток к жизни природы, оставил нам изумительные пейзажные зарисовки. Приступим к их анализу.

1. Анализ пейзажей (слайд 12)

– С чего начинается рассказ?

– Давайте прочитаем описание «прекрасного июльского дня» (стр. 178-179).

  • – Какое настроение создаётся при чтении?
  • – В какой части рассказа ещё создается  жизнеутверждающее настроение?
  • – В каких частях рассказа располагаются данные пейзажные зарисовки?
  • – Как описание летнего дня и описание наступления утра перекликается с настроением охотника?
  • 2. Работа над художественно-изобразительными средствами

–  У мастеров различных видов искусств есть свои изобразительно-выразительные  средства.  У художника – краски, ракурс, свет, у композитора – ритм, мелодия, голос. А у писателя – скажите, что?

— Исследовать изобразительные средства картин природы в рассказе мы будем в группах. Фрагмент рассказа каждой группе предлагается свой. Вы должны отметить в нем образные средства, использованные писателем. Задания перед вами. Приступайте.

— Обращаемся к разбору картин природы в рассказе. Пока одна группа выступает, другие внимательно слушают, чтобы в заключение сделать совместный вывод по теме урока.

— Обращаемся к разбору картины ясного летнего дня. Какие образные средства преобладают? Почему?

 – Но на смену дню приходит ночь (слайды 13,14). Изменился ли тон рассказа?– Почему?-  Ночь мы видим глазами обеспокоенного, встревоженного человека.

— Тургенев в данном случае стремится не столько изобразить природу, сколько выразить свои беспокойные чувства, которые она у него вызывает.

Тревожный ночной пейзаж заменяется высокоторжественными и спокойно-величавыми картинами природы. Он восхищается величественной красотой русской летней ночи.

— И вот появляются первые признаки пробуждающегося утра (слайд 15). Определить, какой изобразительный прием преобладает у Тургенева в описании пробуждения летнего утра?

  1. – Почему для изображения пробуждающегося утра Тургенев выбрал олицетворения и метафоры?
  2. – А для чего в описание утра введены также изобразительные, зрительные эпитеты?

– Итак, рассказ строится на изображении природы в различных ее проявлениях — светлых, открытых и таинственных, непонятных. Блуждание охотника по лесу их связывает и объединяет.– А теперь сопоставьте эти описания природы, обратив внимание на то, какие ощущения преобладают утром, а какие – ночью?

– Таким образом, картины природы вызывают те или иные настроения автора. Утром преобладают краски,  звуки гармоничные, зрительные образы чёткие. Ночью преобладает мрак, нарушаемый контрастными вспышками; звуки либо приглушённые, либо резкие, внезапные, настораживающие, ночью преобладают зрительные образы.

– Чем вы это объясните?

— Справедливо сказал Л.Н.Толстой (слайд 17):

 “Одно, в чём он мастер такой, что руки отнимаются после него касаться этого предмета, – это природа. Две-три черты, и пахнет”Природа у И.С.Тургенева дана в богатстве её красок, в движении, в звуках, в запахах.

— Подведем итог.

 – Какую же роль играет пейзаж в рассказе? В чем его значение?

– Какие настроения вызывала природа у мальчиков, сидевших у костра?

  • — Имеет ли какое-либо значение изображенный писателем пейзаж для построения рассказа?

– А почему так много картин природы в произведении?

— В рассказе Тургенева природа показана, прежде всего, как условие жизни крестьянских мальчиков, рано приобщающихся к сельскохозяйственному труду. Но она дана не только как фон или условие жизни крестьянских детей (слайд 18).

– В чём мастерство И.С.Тургенева?

— (слайды 19 – 21) 

 Вопросы:

• Итак, какую задачу мы с вами ставили? Удалось ли ее решить?

• Как вы оцениваете результаты деятельности своих групп? Заполните Листы оценки.

  1. -В заключение составьте синквейн:
  2. 1. Природа…
  3. 2. Два прилагательных или причастия
  4. 3. Три глагола
  5. 4. Фраза из 4-х слов
  6. 5. 1 слово или словосочетание
  7. — Это окрестности нашего села Шебалино
  8. Предполагаются утвердительные ответы

Сотникова И., Глебова Д., Синкина К., Размологов С.

  • — Рассказ «Бежин луг» Ивана Сергеевича Тургенева
  • — Крестьянским мальчикам старой крепостнической деревни середины 19 века.
  • — Автор и его герои любят родные места так же, как мы любим свои просторы
  • — Речь идет о роли природы в нашей жизни и в жизни героев рассказа Тургенева
  • — Роль картин природы

 в рассказе И.С.Тургенева    «Бежин луг» (слайд 11)

— Мы познакомимся со своеобразием тургеневского пейзажа, определим его роль в рассказе, проанализируем, как писатель  использует выразительные средства языка для создания картин природы

— С описания июльского дня

Чтение под музыку (П.И.Чайковский. Времена года. Июнь: Баркарола)

  1. -Создаётся настроение бодрости и ликования, возникает  радость встречи с природой
  2. -В описании наступления утра, завершающем  рассказ 
  3. -образуют зачин и концовку произведения 
  4. -Настроение бодрости и радости охотника созвучно состоянию природы в эти периоды

— Писатель создаёт описание с помощью слов, красочных эпитетов, метафор, сравнений и т.д.- образных средств.

В течение 5минут работают самостоятельно.

Выступление групп:

1 группа. Описание летнего дня (стр. 178-179)

 — В  этой картине у Тургенева преобладает изобразительный эпитет в сочетании с метафорой,  так как он преследовал цель отметить наиболее яркие признаки природы в один из летних дней, которые он наблюдал

2 группа. Описание ночи (стр. 181-182, 184, 204)

— Ночь, охотник заблудился

— Картина наступления ночи передана такими изобразительными средствами языка: (приложение 2)

 3 группа. Пробуждение летнего утра (стр. 205)

  • (приложение 3)
  • — Писатель привлекает в изобилии олицетворения и глагольные метафоры, куда включает также изобразительные, зрительные эпитеты.
  • — Чтобы показать самый процесс пробуждения и оживления природы. Иные средства для данной цели были бы менее выразительны
  • — Они помогли автору сделать картину утра более наглядной

– Картины наступающей ночи вызвали у художника чувство беспокойства и тревоги, а картины летнего утра и дня — чувство радости жизни.

— Ночь – это неизвестность, загадка, тайна. Человек насторожен, поэтому он вслушивается, вглядывается. (Слайд 16)Утром мы, как правило, расслаблены. Мы ждём от наступающего дня чего-то хорошего, радостного. Кроме того, тьма рассеивается, всё видно, нас ничто не пугает.

— Природа показана Тургеневым как сила, активно воздействующая и на автора, и на его героев-мальчиков.Но она выступает в рассказе и в значении величественного и прекрасного зрелища, успокаивающего запуганное воображение детей и доставляющего им истинно эстетическое удовольствие.Эстетический восторг, вызванный у мальчиков зрелищем высокого, усеянного золотыми звездами неба, разделяет и автор.

— Пейзаж служит зачином и концовкой произведения.

-Мальчики живут в деревне. Их всегда окружает природа. Она является фоном их жизни.

  1. — Его картины всегда верны, мы узнаём в них родную русскую природу, и вместе с тем видим любовь писателя к своей родине 
  2. Один из составленных синквейнов:
  3. Природа
  4. Восхитительная, родная
  5. Чарует, удивляет, тревожит
  6. Писателя, его героев и читателей.
  7. Волшебство!
Читайте также:  Гранит - сообщение доклад (2, 6 класс окружающий мир)

Источник: https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2012/12/07/urok-literatury-v-6-klasse-rol-kartin-prirody-v-rasskaze

Сочинение на тему: Описание природы в рассказе Бежин луг, Тургенев

Главная>Сочинения по произведению Бежин луг

Описание природы

В своем рассказе «Бежин луг» И. С. Тургенев отводит много места описанию природы. Природа в нем словно одно из действующих лиц, едва ли не самое главное. Так, автор хотел подчеркнуть уникальность и красоту просторов российской глубинки.

Описанием природы начинается рассказ, им же он заканчивается. Этот рассказ из цикла «Записки охотника» буквально весь пронизан художественными пейзажными зарисовками.

Когда мы его читаем перед глазами оживают гречишные поля, ароматы полыни, и самое главное — сухой и свежий воздух июльской ночи.

По сюжету рассказчик Иван Петрович заблудился в Тульской губернии, охотясь на тетерева. Но какие картины перед ним открываются? Едва ли другой автор смог бы так описать окружающую природу.

Котлообразная лощина с пологими боками, смутно-ясное небо, белеющая ровной скатертью трава, широкая река, огибающая полукругом равнину, стальные отблески воды, частый осинник, лиловый туман — все эти и другие эпитеты применимы к русской природе в произведении «Бежин луг».

День выдался для охотника чудесный. Он даже успел набить свой ягдташ тетеревами. Одно только беспокоило — то, что он заблудился. Но вскоре он вышел к огромной равнине, над которой был обрыв.

А под тем обрывом он заметил походный костер, несколько человек и пасущихся лошадей. Охотник спустился попросить у ребят ночлега. Как оказалось, им было не более двенадцати- четырнадцати лет, а самому младшему Ваньке и вовсе было семь лет отроду.

Мальчишки пасли лошадей на лугу и коротали ночь у костра.

Попутно они рассказывали друг другу страшные истории. Охотник тоже их слушал краем уха и наблюдал из интереса за ребятами, их повадками, характерным поведением.

Самым сильным по духу был Павлуша — внешне неказистый, но полный твердой решимости паренек. Он не был из них самым старшим, но все остальные ребята именно к нему обращались с вопросами. Даже животные ему подчинялись.

Сам он обладал природной смелостью. Мог пойти на волка без оружия, один сходить посреди ночи к реке за водой.

По мнению рассказчика чудесный был вечер в окружении деревенских мальчишек. Атмосфера была какая-то удивительная и располагающая. Воздух с «запахом русской летней ночи» казался свежим и томительным.

Ребята то и дело рассказывали страшные истории, а в ключевые моменты природа, словно вняв их словам, посылала им небольшие сюрпризы. Например, протяжный звук из тишины, беспокойный лай собак, откуда ни возьмись подлетевший к огню белый голубок, резкий крик цапли и т.д.

Все эти картины передают тревогу и напряжение ребят, подчеркивая их настроение.

Не последнюю роль играет звездное небо в рассказе, а маленький Ваня и вовсе называет красоту ночного неба «божьими звездочками».

Описание природы сопровождает весь рассказ и даже в конце автор помогает читателю прочувствовать необыкновенно яркий и красивый пейзаж.

Глазами рассказчика мы видим новый, свежий день с прохладной росой и «потоками молодого горячего света». Он снова встречает знакомых мальчишек. Отдохнувшие, они проносятся мимо него веселым табуном.

  • см. также:Другие сочинения по произведению Бежин луг, Тургенев
  • Характеристики главных героев произведения Бежин луг, Тургенев
  • Краткое содержание Бежин луг, Тургенев
  • Краткая биография Ивана Тургенева

Источник: https://www.sdamna5.ru/opisanie_prirody_bezhin_lug

Урок литературы в 6 классе Тема: Пейзаж в рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг». — презентация

1 Урок литературы в 6 классе Тема: Пейзаж в рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг».

  • 2 Цели и задачи урока: — показать взаимосвязь человека и природы; — выявить роль пейзажа в произведении; — развитие навыков выразительного чтения, анализа текста; — развитие литературоведческих понятий «пейзаж», «экспозиция»; — воспитание трепетного отношения к природе.
  • 3 Был прекрасный июльский день, один из тех дней, которые случаются только тогда, когда погода установилась надолго. …»
  • 4 «Ночь приближалась и росла, как грозовая туча; казалось, вместе с вечерними парами отовсюду поднималась и даже с вершины лилась темнота.…»
  • 5 « Сладко стеснялась грудь, вдыхая тот особенный, томительный и свежий запах – запах русской летней ночи.»
  • 6 «Торжественно и царственно стояла ночь; сырую свежесть позднего вечера сменила полуночная сухая теплынь, и еще долго было ей лежать мягким пологом на заснувших полях…»

7 «Недолги летние ночи!..»

8 «Утро зачиналось…»

9 «Все зашевелилось, проснулось, запело, зашумело, заговорило. …»

10 Литературоведческий словарь Пейзаж – картина природы в художественном произведении. Описание природы помогает лучше понять героев и их поступки, представить место действия.

11 Вопрос – задание: Какими художественными приемами пользуется Тургенев при описании картин природы в отрывке «Был прекрасный июльский день…»? При описании неба, солнца, ветра, облаков найти эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения.

12 « Прекрасный июльский день…»

13 Художественные изобразительные средства: Эпитеты: Сравнения: Метафоры: Олицетворения «Солнце – не огнистое, не раскаленное….

светлое и лучезарное», «играющие лучи», «бесконечно разлившееся река», «могучее светило»… «блеск подобен блеску кованого серебра», «сами они… лазурны, как небо», «последние из них, черноватые и неопределенные, как дым», «как бережно несомая свечка»… «она разливается кротким румянцем», «солнце – мирно всплывает», «хлынули играющие лучи»…. «ветер разгоняет, раздвигает накопившийся зной», «вихри… гуляют по дорогам…», «облака исчезают…, ложатся розовыми клубами»….

  1. 14 Проблемный вопрос: Как на протяжении рассказа писатель показывает связь между человеком и окружающей его природой?
  2. 15 « Прекрасный июльский день…»
  3. 16 Экспозиция – это изображение положения действующих лиц, обстоятельств и обстановки, в которых они находятся до начала действия. Литературоведческий словарь
  4. 17 «У костра: запах русской летней ночи…»
  5. 18 «…промчался отдохнувший табун».

19 И. С. Тургенев «Бежин луг» «Я поглядел кругом: …Бесчисленные золотые звезды, казалось, тихо текли все, наперерыв мерцая, по направлению Млечного Пути, и, право, глядя на них, вы как будто смутно чувствовали сами стремительный, безостановочный бег земли…»

20 Автор использует поэтический, сказочный прием: охотник заблудился. Заблудился… и неожиданно для себя открыл особый мир природы, детский мир, мир полный фантастических тайн, поверий, сказок, мир искренний и добрый.

Выводы урока: Тургенев в описании природы создает атмосферу таинственности, показывает, что такой фантастической ночью неизбежно должно произойти нечто таинственное. Он всматривается, наблюдает, не только замечает, но и открывает тайны привычно знакомого мира. Картины природы в рассказе отражают настроения человека, человек – часть природы.

Пейзаж у Тургенева живет одной жизнью с героями, словно природа понимает людей. Можно смело утверждать, что Тургенев – мастер пейзажа.

21 Домашнее задание: выучить наизусть отрывок — описание природы (по выбору)

Источник: http://www.myshared.ru/slide/580113/

Роль пейзажа в рассказе Тургенева Бежин луг

(1 вариант)

Природа помогает писателю глубже проникнуть в изображаемое событие, охарактеризовать героя, точнее определить время и место действия.

В своих произведениях И.С. Тургенев не раз пользуется описаниями природы, которые делают художественный текст выразительнее, красочно богаче.

Например, в основе названия одного из рассказов цикла «Записки охотника» – точно указанное место, Бежин луг, на котором разворачиваются основные события произведения.

Заблудившись, рассказчик вышел к Бежину лугу, где и познакомился с крестьянскими ребятишками, которые говорили о народных поверьях, приметах, веры людей в добрых и злых духов.

Рассказ «Бежин луг» начинается с описания прекрасного летнего июльского дня. Здесь И.С.

Тургенев использует эпитеты: «заря… разливается кротким румянцем», «солнце – не огнистое, не раскаленное», «лиловый… туман», «цвет небосклона, легкий, бледно-лиловый», метафоры: «солнце… мирно всплывает», «облака… почти не трогаются с места», «краски все смягчены», сравнения: «облака исчезают… как дым», «как бережно несомая свечка… вечерняя звезда», которые передают красоту, разлитую в природе. Пейзажные зарисовки отражают отличное настроение, прекрасные впечатления рассказчика. Состояние безмятежного покоя, тишины, исходящее от природы, передается и читателю, который становится как бы соучастником событий и чувствует, так же как и рассказчик, все грани июльского дня и наступающего вечера: и «алое сияние… над потемневшей землей», и «печать какой-то трогательной кротости», и «накопившийся зной», и запах полыни, ржи, гречихи.

Смена пейзажа передает изменяющееся настроение рассказчика, его тревогу, волнение. Вместо ярких красок летнего дня появляются темные и черные цвета: «темным и круглым буром», «угрюмый мрак», «чернея», «синеватая воздушная пустота».

Природа отражает состояние охотника, поэтому используемые писателем эпитеты и метафоры создают атмосферу страха: в лощине «было немо и глухо», «места, почти совсем потонувшие во мгле», «нигде не мерцал огонек, не слышалось никакого звука», «очутился над страшной бездной».

Вместе с рассказчиком читатель тоже ощущает страх и волнение.

Таким образом, пейзаж в рассказе «Бежин луг» помогает читателю глубже передать изменяющееся настроение рассказчика. И.С. Тургенев – мастер пейзажных зарисовок, поэтому природа у писателя – тот художественный образ, который раскрывает психологическое состоние героев.

(2 вариант)

В рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг» природа является источником вдохновения, тайны для взрослых и детей, но это не единственная ее роль.

Рассказ начинается с описания июльского дня, с утренней зари и до вечерней звезды проходит этот день перед нами. Тургенев часто говорил, что природа говорит на своем языке, только голоса у нее нет.

Автор рассказа дает ей возможность поговорить с нами: разговор ведут пищащие летучие мыши, шорох крыльев ястребков, крики перепелов, звуки шагов, плеск рыбы, шум тростника, какой-то «зверок слабо и жалобно пискнул между корней».

На смену реальным звукам дня и ночи приходят звуки таинственные, создающие атмосферу сказочности: «Казалось, кто-то долго, долго прокричал под самым небосклоном, кто-то другой как будто отозвался ему в лесу тонким, острым хохотом, и слабый, шипящий свист промчался по реке».

Каждый фрагмент пейзажа – художественное полотно: облака подобны островам, разбросанным по реке, которая обтекает их прозрачными рукавами ровной синевы.

Наверное, у горизонта река земная и река небесная сходятся.

Природа в произведении не только фон, но и герой, сопереживающий, отражающий чувства других героев рассказа. Охотник заблудился, занервничал – и его охватила неприятная сырость, дороги не стало, кусты «какие-то некошеные», мрак «угрюмый», камни как будто сползлись в лощину «для тайного совещания».

Но вот он нашел ночлег и успокоился около костра, теперь «картина была чудесная». Природа оживает в рассказах ребят, они населяют ее живыми существами: на фабрике живет домовой, в лесу – леший и русалка, в реке – водяной.

Непонятное они объясняют понятным через сравнения (русалка беленькая, «как пескарь», голос у нее жалобный, «как у жабы») и через простые толкования сложных вещей (Гаврила заснул, Ермил был пьяный), хотя простое не вызывает у них интереса. Природа как бы сама участвует в диалоге с ребятами.

Поговорили про русалок – кто-то захохотал, заговорили про барашков и покойников – собаки залаяли. Камни, реки, деревья, животные – все вокруг живое для ребят, все вызывает страх и восхищение. Не все суеверны, но даже реалист Павел слышит голос утонувшего Васи и верит в водяного.

Вместе с охотником и ребятами из рассказа «Бежин луг» мы видим, слышим, разговариваем с природой, понимаем, как и почему когда-то предки «населили» природу духами.

Источник: https://globuss24.ru/doc/rol-peizaza-v-rasskaze-turgeneva-bezin-lug

Ссылка на основную публикацию