Похороните меня за плинтусом — краткое содержание повести санаева

Искусство и развлечения 13 февраля 2016

Книга «Похороните меня за плинтусом» (краткое содержание нескольких рассказов повести смотрите ниже) произвела эффект разорвавшейся бомбы в мире читателей.

Она настолько неоднозначна и необычна, что трудно передать эмоции, возникшие при прочтении. Однако авторский язык настолько цепляет, что прочитавший пару строк уже не оставит книгу до последней страницы.

Да и потом будет долго держать ее в руках, пытаясь понять, что же это было, откуда такой вулкан эмоций и переживаний.

Похороните меня за плинтусом - краткое содержание повести Санаева

Об авторе

Павел Санаев («Похороните меня за плинтусом» — самая известная его повесть) — русский писатель, публицист и переводчик, актер. Родился в 1969 году. Он — приемный сын известного режиссера Ролана Быкова.

Занимался переводами, в том числе и синхронными пиратских фильмов. Был соавтором сценариев многих популярных сейчас лент, среди которых «На игре», «Последний уик-энд», «Нулевой километр».

Похороните меня за плинтусом - краткое содержание повести Санаева

Повесть

  • Повесть «Похороните меня за плинтусом» Павел Санаев, по его признанию, посвятил своей бабушке, у которой жил с четырех до одиннадцати лет.
  • Он называл любовь и опеку бабушки «тиранической», «неистовой» «разгромной».
  • Именно в память о бабушке и ее тирании, тяжелом характере и безумной атмосфере, царившей в доме, где прошло детство мальчика, написана повесть «Похороните меня за плинтусом» (краткое содержание книги ждет вас ниже).

По сюжету прогрессивный режиссер Сергей Снежкин снял одноименный фильм. Кинокартина вызвала много откликов разного характера.

Сам же Павел Санаев объяснял в беседах с журналистами многие аспекты книги, которые в кино показаны были совсем по-другому.

Писатель был разочарован кинолентой, от соавторства сценария отказался, аргументировав это тем, что однажды уже четко все сказал, второй раз сделать это с вдохновением и искрой ему просто не под силу.

Похороните меня за плинтусом - краткое содержание повести Санаева

«Похороните меня за плинтусом». Краткое содержание повести. Завязка

Повесть начинается коротким вступлением, где повествователь представляется мальчиком-второклассником Сашей Савельевым, который живет у бабушки, потому что мать «променяла его на карлика-кровопийцу».

Себя же он называет «тяжкой крестягой» на бабушкиной шее, чем сразу настраивает читателя на специфический лад. Это явно не слова мальчика, сразу становится ясным отношение бабушки к нему. Но не все так однозначно.

Мы представляем краткий пересказ нескольких глав повести.

Купание

В нем мы узнаем, как проходит купание мальчика. Бабушка баррикадирует дверь ванной валиками из одеял, вносит обогреватель (рефлектор), греет воду до 37.7 градуса. Она убеждена, что мальчик может заболеть от малейшего сквозняка.

«Похороните меня за плинтусом» (краткое содержание — перед вами, но оно не передаст всех чувств, описанных в книге, советуем прочитать полную версию) — произведение, наполненное переживаниями бабушки, ее чрезмерной, болезненной заботой о мальчике.

При этом она постоянно проклинает внука, обзывая его «гниющим», желает «сгнить в тюрьме». Общение ее постоянно прерывается проклятиями. Касаются они не только мальчика, попадает и деду, и знакомым, и случайным встречным.

Утро

Книга «Похороните меня за плинтусом» (краткое содержание повести представлено в статье) состоит из коротких рассказов.

Саша просыпается от своего же крика. Поднимается и идет на кухню. Он видит, что бабушка не в духе.

Из бабушкиных рук выпадает и разбивается фарфоровый чайник, она обессилено падает на кровать, говоря, что сейчас умрет. Дедушка (именуемый бабушкой «вонючим стариком») и мальчик пытаются утешить ее, за что получают новую порцию проклятий и криков.

Дедушка выступает безмолвным свидетелем бабушкиных вспышек. Он старается не злить ее и не упрекать, чтобы не вызвать волну взрывного гнева.

Повесть «Похороните меня за плинтусом» (краткое содержание стоит читать лишь при отсутствии времени, обязательно советуем ознакомиться с полной версией произведения) наполнена ремарками и пояснениями автора. Одна из них ниже.

После этого раздела следует небольшая поправка, в которой автор говорит о том, что ругательства бабушки не являются его вымыслом и преувеличением. Он в некоторой степени еще и уменьшает их, избегая непечатных «комбинаций».

Похороните меня за плинтусом - краткое содержание повести Санаева

Цемент

Рядом с домом мальчика стояла стройка МАДИ. Он очень любил ходить туда с другом. Там он чувствовал себя свободно и отдыхал от бабушки. Но она запрещала ему ходить туда. Попасть на территорию МАДИ мальчик мог только тайком, когда его выпускали погулять во дворе.

Убежденная, что мальчик страшно больной, бабушка шесть раз в день выносила ему гомеопатический препарат. Однажды она не нашла его во дворе. Мальчишки, услышав разъяренный крик, примчались к ней. Тем не менее, это не спасло Сашу.

Она увидела, что мальчик вспотел, а это было страшной «провиной», после которой следовал выговор с причитаниями и переодевание.

Как-то Саша с другом убегал от старших ребят и провалился в яму с цементом. Бешеному возмущению бабушки не было предела, она проклинала и желала внуку «утонуть в следующий раз в цементе полностью».

Из-за безумной сердобольности бабушки и ее обзываний вахтерши во дворе Сашу называли «савельевским идиотом».

Павел Санаев («Похороните меня за плинтусом», краткое содержание которого мы рассматриваем — его самое известное произведение) показывает много смешных и грустных ситуаций, произошедших с мальчиком. Судьба будто сама пытается показать бабушке, что она действует неправильно.

Белый потолок

Саша вспоминает, что в школу ходил он очень редко, 7-10 дней в месяц. Бабушка брала задания на дом и классные упражнения у отличницы Светочки, постоянно нахваливая и ставя девочку в пример Саше. С внуком она занималась до утраты его и своих сил, выцарапывая ошибки в тетради бритвой.

Как-то мальчик ошибся и написал дважды один слог в слове. Это довело бабушку до истерики, в которой она то кричала, что не знает мальчика, у нее нет внука, то повторяла бессмысленное «белый потолок».

Лосося

Рассказ начинается описанием квартиры. Она была двухкомнатной. Одна комната принадлежала дедушке, где он спал на раскладном, но никогда не раскладывающемся диване. Там же стоял огромный сервант, прозванный саркофагом.

На кухне стояло два холодильника, в одном были продукты питания, а в другом — консервы и икра для врачей, по которым бабушка постоянно возила мальчика.

В этой главе из разговора дедушки с другом Лешей читатель узнает о психиатрическом заболевании бабушки.

Похороните меня за плинтусом - краткое содержание повести Санаева

Парк культуры

Саша давно мечтал покататься на аттракционах в парке. Однажды, после визита к гомеопату, ему удалось затащить туда бабушку. Но она не разрешила прокатиться мальчику ни на одном из аттракционов, а только купила мороженое, которое пообещала дать дома. По дороге домой лакомство растаяло. От него осталась одна лишь лужа, в которой благополучно утонули документы, деньги и анализы.

Железноводск

Дедушка Сеня достал путевки в Железноводск. Бабушка и Саша отправились туда на поезде.

Мальчику безумно понравился туалет в поезде, особенно блестящая педаль смыва. Когда бабушка вышла из купе, Саша бросился в туалет, открывая дверь локтями, потому что там «инфекция». А вот обратно выбраться без приключений ему не удалось, и он на глазах бабушки рухнул прямо на пол в засилье «микробов, дизентерии и стафилококка».

Похороните меня за плинтусом - краткое содержание повести Санаева

Завершение повести

В этом рассказе от имени мальчика читатель узнает истоки столь необычного, сюрреалистического названия повести.

Автор его — Саша Савельев. Запуганный бабушкиными причитаниями и пожеланиями смерти, мальчик был уверен, что вскоре умрет. Смерть виделась ему чем-то ужасающе неотвратимым, жутким. Он страшно боялся ее. И однажды решил, что самим лучшим местом для его захоронения будет не кладбище, а «за плинтусом» в маминой квартире. Чтобы он лежал там и смотрел, как ходит мама, видел ее каждый день.

Конфликт между мамой и бабушкой маленького Саши в повести нарастает к концу. Однажды мама приходит и забирает Сашу. Вместе с мужем они дают понять бабушке, что не отдадут ей своего сына. Саша остается с мамой, а бабушка умирает…

Похороните меня за плинтусом - краткое содержание повести Санаева

Так завершил «Похороните меня за плинтусом» Санаев П. (краткое содержание нескольких рассказов см. выше). Повесть очень неоднозначна и вызывает гамму чувств. Стиль и язык повествования будто погружают нас в мир детства.

Но детства не счастливого, а ужасающего, сюрреалистического, сплошь перекопанного лопатами бабушкиного цинизма и безумной, испепеляющей любви, которую таковой назвать трудно.

Повесть, несомненно, стоит почитать целиком, но это не книга, которой принято наслаждаться за чашкой чая.

Источник: fb.ru

Источник: https://monateka.com/article/124199/

Похороните меня за плинтусом

Дочитал на днях книгу Павла Санаева «Похороните меня за плинтусом». Читать было интересно, с эмоциями и впечатлением еще не определился, вряд ли смогу однозначно сказать, понравилось мне или нет.

«Похороните меня за плинтусом» — современное произведение, написанное Павлом на 27 году жизни. Произведение весьма неоднозначное, написанное от имени маленького мальчика, проживающего почти всю свою небольшую жизнь с бабушкой. Говорят, что повесть эта автобиографичная.

Саша Савельев, так зовут мальчика, повествует нам о нескольких годах своей жизни, сложных взаимоотношениях с бабушкой, сверстниками, дедушкой и всеми теми редкими людьми, с которыми он мог общаться.

Читая эту книгу мне почему-то вспомнились рассказы Николая Носова и книга Виктора Драгунского «Денискины рассказы». Вот только у них дети обычно счастливы. А у Санаева наоборот. Саша страдает, потому что бабушка слишком сильно и настойчиво о нем заботится.

Он нервничает, постоянно болеет, не общается со сверстниками, потому что они придумывают дурацкие игры и могут его заразить. Он даже, можно сказать, не ходит в школу. У него нет игрушек, нет никакой свободы.

Единственные его игрушки – пакетики и пузырьки с различными лекарствами.

Иногда к Саше приходит мать, которая давно и капитально разругалась с Сашиной бабушкой. Бабушка прокляла свою дочь и отобрала у нее ребенка. Но Сашина мама все равно постоянно приходит повидаться с сыном.

Так, в ходе повествования, раскрываются истории жизни не только Саши, но и его бабушки, мамы и дедушки. Все это истории несчастных людей, которые сами продолжают усугублять ситуацию своими словами и поступками.

Книга, полезная. Заставляет задуматься, что-то примерить на себя, проанализировать какие-то свои поступки. Книга еще и о том, как не стоит воспитывать детей. Сашина бабушка –старый и больной человек, у нее не в порядке нервы. Она многое в жизни пережила, потеряла ребенка, не выдержала и сломалась.

Поэтому теперь Саша изолирован от всех, чтобы не вспотел ,не простыл, чтобы не вдохнул микроба, не съел что-то вредное для желудка. Создается впечатление, что бабушка искренне любит мальчика, хочет ему добра, вот только идет не тем путем. Впрочем, она действительно больна.

Это видно по ее ругани, по ее разговорам, по тому, как часто меняется ее настроение, как подозрительно она относится к людям и называет всех предателями. Она никому не доверяет и никого не любит, кроме Саши. Саша маленький, он этого не понимает.

Маленький мальчик не знает, как вести себя с такой странной бабушкой, постоянно мечется и думает, любит ли он бабушку с дедушкой или нет. К тому же он находится между двух воинствующих лагерей. Скажет, что любит бабушку – не поймет мама. Скажет, что любит маму – предаст бабушку.

Диалоги и реплики персонажей очень реалистичные и живые. Характеры персонажей раскрыты на все сто. Читая книгу дальше и дальше ты начинаешь понимать чувства и мотивы каждого. И каждому начинаешь сочувствовать. Книга тяжелая.

Тяжелая потому что становится невыносимо жаль всех персонажей. Тяжелая из-за постоянной ругани бабушки. Страшной ругани. Вроде и никаких зверств не происходит, но ее речи давят на нервы.

И все равно при этом не удается воспринимать ее, как злодейку и явно отрицательного персонажа.

А концовка книги, хотя и предсказуема и даже, пожалуй, ожидаема, но все равно мощная и впечатляющая. И после прочтения последних строчек чувствуешь даже некое облегчение, что все это наконец-то закончилось. И привкус обиды какой-то остается и горечи. Хотя происходило-то это все совсем не с тобой.

Не зря, наверное «Похороните меня за плинтусом» переведена на немецкий и французский языки.

Рецензент: zeleboba

Похороните меня за плинтусом - краткое содержание повести СанаеваСтечение обстоятельствПохороните меня за плинтусом - краткое содержание повести СанаеваСтарик и мореПохороните меня за плинтусом - краткое содержание повести СанаеваНевыносимая легкость бытияПохороните меня за плинтусом - краткое содержание повести СанаеваБиблия

Источник: https://knigoobzor.ru/pohoronite_menya_za_plintusom.php

Краткое содержание Санаев Похороните меня за плинтусом для читательского дневника, читать краткий пересказ онлайн

Похороните меня за плинтусом - краткое содержание повести СанаеваИногда к Саше приходит мать, которая давно и капитально разругалась с Сашиной бабушкой. Бабушка прокляла свою дочь и отобрала у нее ребенка. Но Сашина мама все равно постоянно приходит повидаться с сыном. Так, в ходе повествования, раскрываются истории жизни не только Саши, но и его бабушки, мамы и дедушки. Через некоторое время Саша узнал, что вскоре после этого случая его бабушка умерла.

Автор Похороните меня за плинтусом рисует глубину привязанности бабушки ко внуку. Нина Антоновна обрушивает на него весь свой темперамент.

То есть – останется говном. Как-то так случилось, что прочел я эту повесть в момент, когда на моих глазах происходила трагедия: запутавшиеся взрослые дети, бабушка-истеричка и обухом ушибленный дед. И между ними Володенька.

Павел Санаев (“Похороните меня за плинтусом”, краткое содержание которого мы рассматриваем – его самое известное произведение) показывает много смешных и грустных ситуаций, произошедших с мальчиком.

Читайте также:  Хронологическая таблица блока (жизнь и творчество)

Судьба будто сама пытается показать бабушке, что она действует неправильно. Меня зовут Савельев Саша. Я учусь во втором классе и живу у бабушки с дедушкой.

Мама променяла меня на карлика-кровопийцу и повесила на бабушкину шею тяжкой крестягой.

Похороните меня за плинтусом - краткое содержание повести Санаева

Повесть начинается коротким вступлением, где повествователь представляется мальчиком-второклассником Сашей Савельевым, который живет у бабушки, потому что мать “променяла его на карлика-кровопийцу”. Мы представляем краткий пересказ нескольких глав повести.

Можно сказать, что, мол, если повесть автобиографична, то и Савельев вырастет в хорошего адекватного взрослого человека.

Ведь человек, пусть даже переживший психологическую травму в детстве, но любящий своих родных (а Сашенька любит их!) не станет ради пиара и популярности так поступать со своими близкими людьми.

Складывается впечатление, что она взяла себе на воспитание безответную живую куклу, которую можно наказывать, опекать, лечить как вздумается. Скажет, что любит бабушку – не поймет мама. Скажет, что любит маму – предаст бабушку.

Как получилось, что к девятнадцати годам у него нет ни девушек, ни друзей?» – цитата из второй книги Санаева «Хроники Раздолбая».

Заявленная как продолжение «Похороните меня за плинтусом», она, тем не менее, повествует о совершенно другом молодом человеке, который напоминает Сашу Савельева только ассоциативно.

Автор хорошо показал, как мать ведет себя по отношению к подрастающей дочери: как настоящая кожно-зрительная самка она испытывает чувство соперничества и ревности.

Похороните меня за плинтусом - краткое содержание повести Санаева

Начинаешь читать – и сразу попадаешь под ледяной водопад из ругательств бабушки главного героя – мальчика Саши Савельева.

Бабушки должна быть “райским садом” для внуков, а тут такое… Становится крайне неприятно, до боли в сердце жалко этого несчастного ребёнка.

Потом чувствуешь, каким лиризмом проникнуто повествование, сколько здесь тонкого ироничного юмора, сколько жалости и любви – и читаешь уже спокойнее.

“Похороните меня за плинтусом”. Краткое содержание повести. Завязка

Между внуком и бабушкой сложились очень грубые отношения. Мальчик очень боялся бабушкиных проклятий и мечтал вырваться из этого места. Отсюда и такое название повести – “Похороните меня за плинтусом”. Краткое содержание книги не может передать всей глубины мира запуганного ребёнка, который запутался в своих чувствах.

Похороните меня за плинтусом - краткое содержание повести Санаева

Не имея возможности применить себя вне дома, она мечется. В Похороните меня за плинтусом очень наглядно показано, как ее нереализованная эмоциональная амплитуда прорывается истериками и бесконечными страхами.

Анальное ощущение «недодали», сдобренное зашкаливающей эмоциональной амплитудой, лишь подливает масла в огонь. Она винит дочь, что та лишила ее жизни, не оправдала ее надежд.

Маленький мальчик не знает, как вести себя с такой странной бабушкой, постоянно мечется и думает, любит ли он бабушку с дедушкой или нет. К тому же он находится между двух воинствующих лагерей.

Источник: https://callbollonez.ru/Kratkoe-soderzhanie-Sanaev-Pokhoronit/

Фильм Похороните меня за плинтусом (2008) описание, содержание, трейлеры и многое другое о фильме

Создатели:

Сергей Снежкин, Александр Дробитько, Светлана Крючкова, Алексей Петренко, Мария Шукшина, Константин Воробьёв, Валерий Кухарешин, Денис Кириллов, Роман Грибков, Анатолий Дзиваев, Лиана Жвания, Лариса Добровольская, Надежда Рязанцева, Маргарита Бычкова, Самвел Мужикян, А.

Мужикян , Дмитрий Головин, Владимир Железников, Михаил Литвак, Леонид Литвак, Владислав Гурчин, Мария Гринь, Ольга Фарафонтова, Павел Санаев, Святослав Курашов, Марина ВасильеваПохороните меня за плинтусом - краткое содержание повести Санаева

В день рождения своего внука бабушка отрывает лишний календарный лист в надежде обмануть его. Но мальчик так долго ждал этот праздник, ведь сегодня есть шанс наконец-то увидеться с мамой, поэтому заметил ложь. Нина Антоновна решила, что день рождения отменяется. Жизнь ребенка завертелась в обычном режиме: тертое яблоко, клизма, несколько лекарств и поездка к врачу-гомеопату. По мнению бабушки, мальчик болен всеми болезнями сразу и именно по этой причине с его воспитанием не справится его непутевая мать. Все события сопровождаются криками и руганью, причем такими же неожиданными приступами может нахлынуть нежность и ласка.

Ольга в попытках добиться встречи с сыном несколько раз звонит своей матери, но ей отказывают в свидании. Нина Антоновна заменяет ребенку общение с родительницей дорогим подарком – заграничным дедушкиным магнитофоном. Но Семен Михайлович затевает ссору, в результате которой ударяет свою жену. После этого бабушка вспоминает о собственной дочери и разрешает прийти на заветную встречу с сыном.

В назначенный час появляется Ольга, но мирной семейной беседе не суждено было продлиться долго, она переросла в ужасный скандал. Две женщины едва не разорвали пополам попавшего в эпицентр разборок мальчика, отнимая его друг у друга. Такой атаки бабушкино сердце не выдержало и делить матери мальчика Сашу стало не с кем.

  • Фильм является экранизацией одноименной автобиографической повести Павла Санаева, которая была написана в 1994 год.
  • Лидия Федосеева-Шукшина, Елена Санаева и Эра Зиганшина рассматривались на роль бабушки.
  • Фильм снимался в Санкт-Петербурге на Васильевском острове в настоящей, но расселенной коммунальной квартире.
  • Павел Санаев планировал сам выступить в роли режиссера фильм, но отказался от этой идеи, так как посчитал сценарий слишком «чернушным».
  • Источник: https://www.ivi.tv/watch/110310

    Павел Санаев. Похороните меня за плинтусом

    ?

    Category: Книжка — жесть. Всё очень жизненно — я не удивлюсь, если книга документальная. Читается легко и весело — в некоторых местах я смеялся, пуская слюни на клавиатуру.Содержание, вкратце, такое:

    Есть ребёнок. Ребёнок живёт с бабушкой, которая его мучает — лечит разной херью от несуществующих болезней и заставляет учиться как безумного. Развлечений у ребёнка ноль — бабушка ничего не разрешает делать.

    То есть, ребёнок ничем таким не болен — обыкновенный дрищ. Но бабушка вбила себе в голову, что ребёнок крайне болен и пытается его лечить. Как, в общем, многие бабушки поступают. За малейшую провинность ребёнка наказывают словами.Вот характерный отрывок:

    — Нина Антоновна, не волнуйтесь. Все отмоем. Я дала ему Борины колготки, они сидят играют.

    — Дайте его сюда.— Нина, ты его ко мне не подпускай, я его убью! — послышался голос дедушки.— Иди отсюда, гицель, иди!Бабушка нашла меня, намотала колготки на руку и потащила домой.— Ну, детка, пойдем со мной. Сейчас мы с тобой пойдем в МАДИ. Ты же любишь ходить в МАДИ? Вот мы туда пойдем. К сторожу.

    Хочешь к сторожу? Сейчас… Знаешь, какой там сторож? Дедушка уже был у него. А сейчас я тебя к нему отведу. Он тебя утопит, гада, в этом цементе.

    Ой, скотина, все пальто изгваздал, душу бы тебе так изгваздали! Все ботинки! А брюки! Я тебе говорила, чтоб ноги твоей там не было? Говорила? Опять с этим коблом пошел? Все изгваздал… Чтоб у тебя этот цемент лился из ушей и из носа! Чтоб тебе им глаза навеки залепило! Знай, жизнь свою кончишь в тюрьме. У тебя же уголовные наклонности.

    Костер разжечь, на стройку залезть… И к этому ты тварь слабохарактерная. Учиться не хочешь, хочешь только вкусно жрать, гулять и смотреть телевизор. Так я тебе погуляю! Месяц из дому не выйдешь! Все хочешь доказать: «Я такой, как все, я такой, как все».

    А ты не такой! Если выполз на улицу, должен пройтись спокойно, сесть, почитать… Ну, ты у меня вступишь в пионеры! Я пойду в школу к директору и скажу, как ты надо мной издеваешься.— Нина, ты его только ко мне не подпускай, я его убью! — снова подал голос дедушка.— И убей! Такой твари незачем жить, только другим жизнь отравлять будет. Жаль, он совсем в этом цементе не утонул, отмучились бы все.— Только ко мне не подпускай!

    «Да, — подумал я, — в ближайшее время в МАДИ лучше не ходить».

    У бабушки есть дочь — мать внука. Свою дочь бабушка воспитывала примерно так же, а сейчас её ненавидит. Внук же, само собой, маму любит, и очень ждёт её редких визитов.

    Заканчивается книга тем, что мама таки забирает своего сына от психически ненормальной бабушки. Бабушка пытается отобрать ребёнка обратно, но это её не удаётся. Тогда бабушка умирает.

    Источник: https://ru-pereskaz.livejournal.com/4672.html

    Смысл фильма Похороните меня за плинтусом

    «Похороните меня за плинтусом» — отечественный фильм, снятый в 2009 году по одноименной автобиографичной книге Павла Санаева, написанной гораздо раньше, в 1994 году.

    О чем фильм?

    Сюжет повествует о семейной драме, развернувшейся вокруг восьмилетнего мальчика Саши.

    Он учится на дому; бабушка запрещает ему гулять с друзьями, праздновать собственный день рождения, а самое главное – видеться с мамой.

    Ребенок постоянно болеет, его возят по врачам и заставляют принимать множество таблеток каждый день. Помимо Саши в доме живут его дедушка, известный советский актер Семён Михайлович Савельев, и бабушка, Нина Антоновна.

    Бабуля держит весь дом в страхе. Свою дочь она не уважает и считает неспособной вырастить ребенка. У Нины случаются постоянные истерики и припадки, во время которых она оскорбляет внука и всячески унижает его.

    На протяжении всего фильма зрителю раскрывают подробности прошлого бабушки, их жизни с внуком в настоящем и борьбы матери за своего сына.

    Смысл фильма

    Рассмотрим для начала личность бабушки, чуть ли не самого центрального персонажа. В молодости она вышла замуж за актера Семена Михайловича, чтобы переехать с ним в Москву и стать актрисой. Ее надежды не оправдались, так как тот женился на спор, а не по любви, соответственно, возник несчастный брак.

    После началась война, во время которой женщина потеряла первого ребенка. Это сильно отразилось на ее психике, и муж запер ее в психбольнице на некоторое время, что женщина и по сей день припоминает, как гнусное предательство.

    После Нина беременеет вторым ребенком, отдает всю себя воспитанию дочери, но в итоге отвергает ее и забирает у той сына от первого брака, Сашу.

    Бабушка любит Сашу, однако эта любовь разрушает и ее, и объект этой любви. Непрощенные обиды на жизнь, на мужа, на судьбу делают из женщины настоящего тирана, не довольного каждым шагом мужа и внука. Бабушка заботиться о Саше.

    Это видно по тому, сколько денег она тратит на врачей и лекарства, однако чрезмерная опека делает мальчику только хуже, лишая его возможности учиться и расти в коллективе. Вместо этого каждый день ему приходиться терпеть унижения и ругань за малейшую мелочь.

    Бабушка не только вымещает свою злость на ребенке, но еще и видит в нем способ самореализации, абсолютно не понимая, что таким отношением лишь рушит психику ребенка и делает его несчастным.

    У Саши есть и мама, которая изо всех сил хочет вернуть ребенка себе, однако преградой этому служит бабушка. Ольга смогла вырваться из-под опеки матери и пойти учиться на актрису, как, в свое время, сделала и Нина Антоновна. Карьера ее не увенчалась успехом, однако второй брак оказался крепким и надежным.

    Ольга вышла замуж за художника Анатолия, периодически выпивавшего; однако он является добрым и верным человеком, который, несмотря на безумные трудности с деньгами и родителями своей жены, остается с той до конца. Дедушка и бабушка считают Ольгу и Анатолия алкоголиками и людьми весьма низких моральных ценностей, поэтому даже короткие встречи с ребенком им запрещены.

    На протяжении всего фильма мать пытается добиться от Нины встречи с сыном.

    Саша, выслушивая постоянную брань в сторону родителей, возгласы о том, что он вскоре обязательно умрет, невольно начинает думать о своей смерти, и только мысли о маме не дают ему ослабеть духом.

    Фигура дедушки в этой истории также требует анализа. Из его прошлого можно вынести, что он человек слабохарактерный. Он не любит перемен и остается в браке с Ниной Антоновной спустя годы деспотизма, потому что «притерпелся к ней сердцем». Жену свою он боится и не хочет лишний раз ей перечить, поэтому внука защитить от бабушки некому.

    Смысл финала фильма

    В итоге бабушка разрешает матери увидеться с сыном, но во время встречи срывается: она выкидывает принесенный матерью подарок в окно, отталкивает Сашу, кричит и покрывает бранью собственную дочь.

    В итоге мать и бабушка буквально разрывают мальчика на куски, крича друг на друга. Сердце бабушки не выдерживает, и та падает замертво.

    Конечная сцена – сцена похорон, на которых искренне плачут и муж, и дочь погибшей.

    Саша теперь будет жить с любящей мамой и отчимом; он знает, где бабушка хранила деньги, поэтому материальные проблемы семьи также решены. Лучшего конца для мальчика нельзя было придумать, ведь он наконец-то избавился от психологического насилия и издевательств, которые ему приходилось терпеть долгие восемь лет.

    Этот фильм наглядно показывает, как чрезмерная любовь и опека могут вылиться в фанатизм и тиранию.

    Бабушка Саши служит примером деструктивного родителя, который своими действиями причиняет ребенку лишь вред, пытаясь удержать его возле себя любой ценой.

    Причинами этого могут быть затаенные обиды, неудовлетворенность жизнью, отсутствие других целей, чреды неудач или серьезные психические заболевания. Последствия такого воспитания – психологические травмы и фобии.

    «Похороните меня за плинтусом» — талантливо снятый, глубокий фильм с великолепными актерами, посмотрев который каждый родитель задумается, а не ведет ли он себя также со своим ребенком, и, возможно, изменится в лучшую сторону.

    Источник: https://kakoy-smysl.ru/meaning-film/smysl-filma-poxoronite-menya-za-plintusom/

    14. Книга, испохабленная экранизацией. Павел Санаев. «Похороните меня за плинтусом»

    ?

    Белый день (bely_den) wrote, 2017-03-23 18:18:00 Белый день bely_den 2017-03-23 18:18:00 Categories:

    • Литература
    • Кино
    • Общество
    • Cancel

    Обожаемая романистками любовь-ненависть в реальности далеко не так поэтична, как в книгах. И приключается она чаще всего не между миллионершей и сексапильным прохиндеем, а в куда более прозаичном кругу. Между детьми и родителями, например.

    Читайте также:  Анализ стихотворения пушкина вновь я посетил

    Санаев написал повесть о том, как любовь может искалечить и того, на кого она обрушилась, и того, кто любит. «Похороните меня за плинтусом» не дает никаких готовых рецептов по спасению от этой напасти. Есть очень неплохая, тоже автобиографическая, книга Огюстена Берроуза «Бег с ножницами», так вот она вся – о том, как не сойти с ума, живя буквально в дурдоме. Но «Бег с ножницами», обстановка в котором куда страшнее и безумие ядренее, чем в книге Санаева, сам по себе кажется куда легче. Во-первых, потому что большинство из нас хоть раз в жизни, так или иначе, прикасались к тому, что описывает Санаев. Бесконечное переписывание домашней работы, упреки образца «эта сволочь постоянно гниет», сравнение с другими, нормальными, детьми – мало кто не прошел через этот филиал ада, потому что это – изнанка огромного числа приличных семей. Причины этого и вскрывает Санаев, – удушающая и неумелая любовь, постепенно перегорающая в постоянное раздражение. Просто здесь краски гуще и ярче, а ситуация доведена почти до абсурда, потому что у Бабушки – главного семейного тирана – нездоровая психика. Больна и мать Огюстена в «Беге с ножницами», но разница в том, что Берроуз своих родителей так и не простил, а это, если ненадолго забыть елейные советы сетевых психологов, очень упрощает жизнь. Вся повесть Санаева – это клубок эмоций и обид, который автор распутывает, чтобы простить бабушку.

    Книга Санаева не скатывается в депрессивное нытье, потому что страшные вещи он рассказывает сквозь смех.

    Эта авторская усмешка, его живой и бойкий юмор не дают непрошеным слезам излиться на читателя и в то же время делают происходящее в книге еще объемнее, еще страшнее.

    «Бабушка подняла крышку, нашла в чайнике вместо целебного отвара заплесневелую массу и стала кричать, что в такую же массу дедушка превратил ее некогда блестящий мозг.»

    «Вот и наш двор. Цемент, который облепил меня, весил килограммов десять, поэтому походка у меня была, как у космонавта на какой-нибудь большой планете, например на Юпитере. На Борьке цемента было поменьше, он был космонавтом на Сатурне. »

    «— Сенечка! Мышь! Мышь! Мышь, твою мать!— Что такое? — прибежал, шаркая тапочками, дедушка.— Там! Под холодильником! Мышь! Мышь!— Ну и что?

    Такое безразличие поразило бабушку в самое сердце. Она, наверное, думала, что дедушка станет прыгать по кухне, кричать: «Мышь! Мышь, твою мать!», бросится поднимать холодильник, а он даже не удивился.»

    Так вот, в фильме Снежкина усмешка есть, причем неизменно желчная. А узнавания нет. И слез – нет, и боли нет. Перед нами просто фантазии благополучного человека на тему жизни в дурдоме. Краски сгущены дальше некуда, к ужасам книги полной ложкой добавляют еще и еще. Блестящие актеры блестяще изображают гротескных уродов. А узнаваемость истории исчезла. И ребенок из фильма, здоровый, упитанный ребенок, попросту не мог вырасти в такой семье, иначе о чем вообще история? Неправдоподобие сочится из всех щелей, а весь фильм можно отнести к ненавистной для меня категории «Каких дураков не бывает!». Понимаете, и «Идиота» можно поставить про идиота. Даже про трех. Но тогда, может быть, лучше не ставить? «Бег с ножницами» Берроуза, с его экзотично извращенной атмосферой, мог бы удаться режиссеру. А «Похороните меня за плинтусом» в его постановке лишился того нерва, который заставлял оглянуться на собственную семью. В ситуацию из фильма, по правде-то говоря, даже вникать неинтересно – после него можно лишь удовлетворенно отмахнуться: «Слава богу, это не про меня». И добавить: «Ну и уроды!».А тогда зачем все?

    За этим и в кунсткамеру можно сходить.

    Источник: https://bely-den.livejournal.com/104193.html

    Павел Санаев — «Похороните меня за плинтусом» (рецензия)

    Прекрасная книга для всех родителей и тех, кто планирует ими стать.

    Павел Санаев. «Похороните меня за плинтусом»

     На правах человека, когда-то бывшего ребёнком (и между, прочим, совсем недавно), хочу обратиться ко всем родителям: будьте осторожны с вашими детьми. Не обижайте без особой надобности, не заставляйте их чувствовать себя ничтожными, следите за языком, не допускайте рукоприкладства. Иначе, когда ребёнок вырастет – он всё вам вернёт. А может и книгу про вас написать. И даже хорошую.

    Когда читаешь повесть Павла Санаева «Похороните меня за плинтусом», в памяти невольно всплывают рассказы Юрия Сотника и Фазиля Искандера, и это несомненный комплимент человеку, написавшему свою первую книгу. Сходства много: и прекрасный язык, и юмор.

    Страсть главного героя, семилетнего мальчика Саши, к изобретению и конструированию невообразимых технических средств (вроде космического корабля из двух выброшенных на свалку ванн) напоминает о столь же юном персонаже Сотника, пытавшемся смастерить подводную лодку.

    Парадоксальные, но вместе с тем не лишённые логики размышления Саши о жизни перекликаются с философствованиями искандеровского Чика. Разница лишь в одном: «Похороните меня за плинтусом» – книга не для детей.

    Если только для очень взрослых детей, которые сами уже готовы стать родителями.

    Повесть позволяет взрослому человеку увидеть себя глазами ребёнка. Мальчик Саша живет у бабушки с дедушкой, потому что бабушка не доверяет воспитание ребенка своей дочери.

    Не доверяет, потому что очень любит внука – но одновременно становится для него не только второй матерью, но и тираном.

    Саша много болеет, бабушка искренне заботится о его здоровье, при этом сильно, что называется, перегибает палку, заставляя живого, любознательного мальчика вести жизнь тепличного растения.

    Главное – за каждый самый мелкий проступок гнобит его почём зря, не стесняясь в выражениях. Не бьёт, а именно давит психологически: кричит, унижает, дразнит, но при этом продолжает искренне любить. Бабушка выжила из ума, её чувства и поступки – это чувства и поступки нормального родителя, лишь перемноженные на сто.

    Каждый нормальный родитель любит своё дитя и хоть раз, но был для него тираном, поэтому в образе бабушки, как в своеобразном увеличивающем зеркале, сможет увидеть себя глазами ребёнка.

    Каждый родитель уверен, что ребёнок должен с благодарностью принимать хорошее, что идёт от папы и мамы, и прощать всё плохое, но правда состоит в том, что ребёнок гораздо острее воспринимает именно плохое.

    И вот результат: бабушка не спит ради внука ночей, бегает по советской Москве в поисках дорогих лекарств и талантливых врачей, собственноручно проводит сложные медицинские процедуры, но мальчик всё равно гораздо больше любит маму, которую видит очень редко. Любит хотя бы за то, что она не называет его сволочью и ненавистной мразью.

    Это первая причина, почему «Похороните меня за плинтусом» – недетская книга. Вторая: книга злая, ближе к концу – мрачная и трагичная. Эти злость и мрачность странным образом уживаются со множеством юмористических сцен, от которых зайдётся хохотом любой читатель.

    Хотя за поверхностным слоем юмора прячется грустная история: мальчик действительно серьёзно болен и может не дожить до шестнадцати, бабушка многое пережила в молодости, результатом чего стало её сумасшествие.

    Тихий и почти бессловесный дед, ещё одна жертва бабушкиной тирании, во многом был причиной страданий бабушки – можно сказать, что теперь он отбывает заслуженное наказание. Мать Саши – несостоявшаяся в жизни неудачница, плюс ко всему связавшаяся с таким же неудачником, сильно пьющим художником.

    У каждого героя этой истории – своя правда. И, независимо от того, вернёт ли мама себе ребёнка или он останется у бабушки, финал будет печальным.

    Повесть наделала много шума (вполне заслуженно) и была экранизирована в 2009 году. Перед режиссёром стояла непростая задача: сделать из набора законченных глав-новелл, разбросанных во времени и пространстве, нечто цельное, подогнать под какой-то единый сюжет.

    Для этого пришлось отказаться от побочных линий – в том числе, от всех чудесных историек о том, как Саша мастерил противогазы и затем испытывал их в боевых условиях, как ходил с бабушкой в парк и пытался уговорить её покататься хоть на каком-нибудь аттракционе, как однажды напугал весь двор самодельной «петардой»… Словом, от юмора повести в фильме следа почти не осталось, только мелодраматическая составляющая. В итоге, в центре фильма оказывается не сам мальчик (как в книге), а противостояние бабушки и дедушки с одной стороны, с другой – мамы и её любовника. Последние двое в повести были эпизодическими героями, а в фильме стали чуть ли не основными.

    Хотя главная, конечно же, бабушка в исполнении Светланы Крючковой. Выбор актрисы сперва удивляет: читая повесть, невольно представляешь бабу-ягу, а Крючкова – симпатичная и даже моложавая бабушка.

    Но всё быстро встаёт на места: эта актриса не умеет плохо играть и в образ пожилой мегеры она вжилась на отлично. Большой актёр Алексей Петренко сыграл дедушку, тоже большого актёра – солидного, высокомерного.

    В книге он совершенно не такой, но режиссёр нарочно многое упростил. В книге, например, непонятно, действительно ли Толя, новый приятель мамы – алкоголик, а в фильме он карикатурный выпивоха.

    Зато великолепно удалось передать трагедию Сашиной бабушки: она и любит внука до слёз, и не может не третировать его – просто потому, что поломана жизнью, привыкла с волками жить и по-волчьи выть.

    Фильм, как и книга, совсем не детский. Немного даже отдаёт тем полузабытым уже киноязыком, что презрительно называют «чернухой».

    Есть и грубые выражения, и натуралистические сцены – к счастью, их немного, но это говорит лишь о том, что режиссёр, как мог, смягчил текст повести.

    То, что сюжет переработан, тоже говорит скорее в пользу фильма: едва ли было бы интересно смотреть дословную реконструкцию.

    За некоторые находки создателей фильма можно отдельно похвалить. К примеру, в книге смерть и похороны бабушки заняли всего один маленький абзац, без подробностей.

    В фильме Саша во время похорон простодушно спрашивает у мамы, правда ли она планировала уморить бабушку и прибрать к рукам её имущество, и доверчиво сообщает, где именно бабушка прячет свои сбережения.

    На лице у мамы появляется странное выражение: то ли она в шоке от таких заявлений сына, то ли уже прикидывает, куда потратить небольшое, но всё же богатство. Вернее всего, и то, и другое. Жизнь – штука циничная.

    31 октября 2011 в 21:42

    Источник: https://litcult.ru/blog/8722

    Заметки о повести Павла Санаева "Похороните меня за плинтусом»

       Повесть Павла Санаева (1994 г.) не оставляет равнодушным ни одного читателя, прикоснувшегося к ней. Это произведение о судьбе ребенка, которого делят между собой его родственники.

    Повествование ведется от лица второклассника Саши Савельева, он откровенно рассказывает о сложных взаимоотношениях своей бабушки Нины и матери Оли.

    В произведении все события даны в восприятии ребенка, но в его высказываниях постоянно звучат выражения взрослых, стремящихся сформировать свою концепцию событий: «Меня зовут Савельев Саша. Я учусь во втором классе и живу у бабушки с дедушкой.

    Мама променяла меня на карлика-кровопийцу и повесила на бабушкину шею тяжкой крестягой. Так я с четырех лет и вишу». В этой цитате первые два предложения — реплики самого Саши, вторые два — высказывания бабушки, постоянно повторяемые в ее квартире в присутствии ребенка.

      
       Маленький герой не по-детски все понимает, комментирует события, выражает к участникам драмы свое отношение: «Вам, наверное, покажется странным, почему сам не мылся. Дело в том, что такая сволочь, как я, ничего самостоятельно делать не может. Мать эту сволочь бросила, а сволочь еще и гниет постоянно, вот так и получилось. Вы, конечно, уже догадались, что объяснение это составлено со слов бабушки».

       Произведение состоит из нескольких глав: «Купание», «Утро», «Цемент», «Белый потолок», «Лосося», «Парк культуры», «День рождения», «Железноводск», «Похороните меня за плинтусом», «Ссора», «Чумочка».

    В сильной позиции текста, в конце — глава, в название которой вынесено прозвище мамы, данное самим Сашей: «Чумочкой мы с бабушкой называли мою маму. Вернее, бабушка называла ее бубонной чумой, но я переделал это прозвище по-своему, и получилась Чумочка. (…) Я любил Чумочку, любил ее одну и никого, кроме нее.

    Если бы ее не стало, я безвозвратно расстался бы с этим чувством, а если бы ее не было, то я вовсе не знал бы, что это такое…»

       Это реалистическая проза, где в художественной форме воспроизведена трагедия не одной семьи: так убедительно и детально изображается ситуация конфликта «отцов и детей», в которой ребенок становится разменной монетой.

       Меня поразило название произведения, глубинный смысл которого можно постичь, лишь прочитав последние строки. Это признание мальчика в любви к маме, которая, несмотря ни на что, является для маленького героя самым близким и дорогим существом.

    Читайте также:  Сочинение что такое отчаяние

    «— Мама!— испуганно прижался я. — Пообещай мне одну вещь. Пообещай, что, если я вдруг умру, ты похоронишь меня дома за плинтусом.

    — Что?— Похорони меня за плинтусом в своей комнате. Я хочу всегда тебя видеть. Я боюсь кладбища! Ты обещаешь?»

       По страницам всей повести рассыпаны признания в любви мальчика Саши к матери: «Я вспомнил, как бежал ночью на его крики, и вдруг представил, что было бы, если бы так же расшиблась мама. От этой мысли у меня сжалось горло. Я всегда готов был заплакать, если представлял, что с мамой случилась беда.

    И тут в памяти моей зазвучали дедушкины слова о том, что я люблю не его, а его подарки. Неужели это действительно так?! Я подумал и решил, что, конечно, люблю не подарки, а дедушку, но просто намного меньше, чем маму. А любил бы я маму, если бы она мне ничего не дарила?
       Почти все, что у меня было, подарила мне мама.

    Но я любил ее не за эти вещи, а эти вещи любил, потому что они были от нее. Каждая подаренная мамой вещь была словно частицей моей Чумочки, и я очень боялся потерять или сломать что-нибудь из ее подарков.

    Сломав случайно одну из деталей подаренного ею строительного набора, я чувствовал себя так, словно сделал маме больно, и убивался весь день, хотя деталь была не важная и даже часто оставалась лишней». По сути, название повести — это своеобразный крик: «Дайте мне быть рядом со своей мамой!» 

       Автору удалось показать, как сложно приходится маленькому человеку разобраться в хитросплетении интриг, как трудно сохранить свою душу в ситуации, когда нужно приспосабливаться к странностям характера бабушки и просто выживать.

       Произведение представляет собой мозаику эпизодов жизни маленького героя, который лишен радости и свободы: деспотичная бабушка, страдающая от того, что не смогла реализоваться в жизни как профессионал, как актриса, разыгрывает перед внуком историю жертвенной любви. Естественно, по-своему она любит Сашу, но ее чувство искажено эгоизмом и жаждой власти, это яркий образ семейного деспота, который стремится главенствовать хотя бы дома.

       Конфликт в произведении — столкновение бабушки Нины Антоновны и матери героя Оли, противостояние беззащитности и деспотизма. Это одновременно и противостояние ребенка бабушке-узурпатору, что выражается в нарушении запретов (глава «Цемент»).

     Этот внешний конфликт порождает в душе ребенка внутренний протест, который он просто боится выражать: он целиком и полностью зависит от причуд своеобразной бабушки.

    В произведении образ этой героини неоднозначен: казалось бы, он должен вызывать только отрицательную оценку, но ведь именно Нина Антоновна взяла на себя заботы о ребенке в трудный период жизни дочери, как смогла, заботилась о внуке.

    Но, конечно же, нельзя оправдать ее грубость и жестокость по отношению к Саше, на которого она выплескивает свою ненависть по отношению к дочери. В произведении не совсем понятны причины такого отношения героини к Оле. Разве за то, что ребенок не оправдал возложенных на него когда-то надежд, стоит так мстить?

       Из воспоминаний героев мы узнаем, что Нина Антоновна всегда была жестока по отношению к дочери: «Я тебе не ломала ноги! Я тебя стукнула, потому что ты изводить начала! Идем с ней по улице Горького, — стала рассказывать мне бабушка, смешно показывая, какая капризная была мама, — проходим мимо витрин, манекены какие-то стоят. Так эта как затянет на всю улицу: «Ку-упи! Ку-упи!» Я ей говорю: «Оленька, у нас сейчас мало денежек. Приедет папочка, мы тебе купим и куклу, и платье, и все что хочешь…» «Ку-упи!» Тогда я и стукнула ее по ноге. И не стукнула, а пихнула только, чтоб она замолчала» (Гл. «Чумочка»).

    Источник: https://elena-isaeva.blogspot.com/2011/02/blog-post.html

    Интервью Павла Санаева журналу «Караван историй»

    По Фрейду я должен был вырасти клиническим идиотом с глубинным комплексом неполноценности. Маме, связавшей жизнь с Роланом Быковым, меня не отдавали. Дедушка считал, что у него украли дочь и, применяя кинематографический термин, говорил, что они вместе «не монтируются».

    Бабушка утверждала, что мама живет с «карликом-кровопийцей», который хочет забрать дедушкину машину, гараж и квартиру, а меня погубить как потенциального наследника. Самому потенциальному наследнику бабушка прочила кладбище не позднее шестнадцати лет. В книге «Похороните меня за плинтусом» есть персонаж карлик-кровопийца Дядя Толя из Сочи.

    Это и есть Ролан Антонович? Моя повесть не абсолютная автобиография. Это литературное произведение на основе реальных событий моего детства. Представьте себе несколько старых вязанных шапочек, которые распустили, чтобы связать из них новый свитер.

    Повесть написана от лица Саши Савельева, а не Паши Санаева, и было бы неверно проводить прямые параллели между жизнью нашей семьи и книгой «Похороните меня за плинтусом».

    Персонаж книги дядя Толя, художник из Сочи, конечно, имеет некоторое отношение к Ролану Антоновичу, и даже город, откуда он якобы перебрался в Москву, чтобы заполучить прописку, выбран не случайно. Мама действительно возила меня четырехлетнего в Сочи на съемки фильма «Автомобиль, скрипка, собака Клякса».

    Я мало, что помню из раннего детства, но эта поездка, совпавшая с моим днем рождения, врезалась в память. Ролан Антонович водил меня гулять в порт, и его знакомый капитан катал нас на буксире по всей акватории.

    Потом были парк с аттракционами, лимонад и торт с четырьмя свечками, которыя я задувал под музыку из будущего фильма: «А можно ли с экрана войти в зрительный зал?» Эти яркие воспоминания полностью отражены в повести, но реальные отношения между Роланом и бабушкой с дедушкой были может быть еще драматичнее, чем описано в книге. История этих отношений – наглядный пример того, насколько нелепыми являются любые внутрисемейные конфликты. Бабушка, осыпавшая Ролана проклятиями, обязана ему последними месяцами жизни, а дедушка, клявшийся никогда не переступать порог его дома, умирал в этом самом доме фактически у него на руках.

    Почему вообще возник этот конфликт? Моя бабушка была очень сильным и одаренным человеком, но в силу разных обстоятельств, не сумела направить свою энергию в нужное русло и превратилась в домашнего деспота. Это не исключительный случай. Таких людей тысячи, если не миллионы, причем по всему миру.

    Бабушка подавляла всех – и дедушку, актера Всеволода Санаева, и маму, актрису Елену Санаеву, и меня, своего единственного внука. Она тоже мечтала когда-то стать актрисой, но судьба распорядилась иначе – война, эвакуация, смерть первого ребенка, мания преследования в последние годы Сталинской эпохи.

    Можно было бы покорно принять роль домашней хозяйки, но бабушка, не без оснований, считала себя эмоционально и интеллектуально выше дедушки. «Учу с Севой роль, он не может и двух слов связать, а я уже все наизусть выучила!» – часто говорила она знакомым. Дедушка терпел ее деспотизм, но терпел не от слабости характера, а от доброты к ней.

    Еще до моего рождения друзья предлагали ему: «Брось ее! Что ты все это терпишь? Дальше хуже будет!» Дедушка сокрушенно качал головой: «Она мне двоих детей родила. Один умер в эвакуации, дочь болеет все время. Как я ее брошу, она ведь сама себя не прокормит,» – и нес этот крест с библейским терпением.

    Крики, проклятия и манипуляция чувством вины были главным оружием бабушки. Она любила нас, но любила с такой тиранической неистовостью, что ее любовь превращалась в оружие массового поражения. Противостоять бабушке не мог никто, и встреча с Роланом стала для мамы шансом изменить соотношение сил в свою пользу.

    Он единственный был сильнее бабушки, и она сразу это почувствовала. Мама вышла из под ее контроля, и она не могла этого Ролану простить. К слову, не только мама стала сильнее в этом союзе, но и сам Ролан Антонович.

    У меня нет ни малейших сомнений: не появись в судьбе Ролана Антоновича мамы, не было бы «Чучела», не было бы того нового витка личностного развития, когда в последние пятнадцать лет из актера и режиссера он превратился в мыслителя, философа и академика педагогических наук. О последнем мало кто знает, но за работы в области исследования психологии детства Ролан Антонович был действительно произведен в академики.

    Ролан Антонович был в семье бабушки персоной «нон-грата»? Быков был причислен к врагам семьи очень долго. О нем ходило много слухов, которые в нашем доме раздувались. «Связался черт с младенцем!» – патетически повторял дедушка, убежденный, что Ролан «испортит маму и выбросит ее вон».

    Бабушка в то же время твердила, что спасает меня больного, отдавая последние силы, а мама вместо того, чтобы помогать ей, «таскается» с Роланом на съемки. В детстве я действительно много болел, но не думаю, что присутствие мамы принесло бы какую-то реальную помощь.

    Если бы она не «таскалась» с Роланом, то моментально оказалась бы втянутой в орбиту бабушкниной тирании из которой бы уже никогда не вырвалась. Что любопытно, проклинала бабушка Ролана только за глаза.

    Когда он звонил, она очень мило общалась с ним по телефону, чувствуя, что он сильнее и с ним, во-первых, не забалуешь, а во-вторых реально интересно общаться. В остальное время он всегда был «проклятым кровопийцей», и доступ в наш дом был для него закрыт.

    Мама могла навещать меня всего пару раз в месяц, и каждая наша встреча, которую я с нетерпением ждал, заканчивалась страшной ссорой. Забрать же меня к себе мама не могла.

    Даже Ролан Антонович не мог повлиять на бабушку настолько, чтобы она отдала меня, хотя, прекрасно зная подробности моей несладкой жизни, постоянно твердил: «Пашу надо забрать!» Казалось бы, зачем ему такая обуза? Чужой ребенок постоянно болеет – живет у бабушки и прекрасно! Но он внушал маме: сын должен жить с матерью, а если он болеет, мы его вылечим.

    Но забрать меня было так же немыслимо, как отнять что-либо у Сталина, и моя несладкая жизнь продолжалась до одиннадцати лет. Я постоянно ходил в «идиотах», мне все было запрещено, а школьные уроки были для меня настоящей экзекуцией. Бабушка считала, что тетрадь должна быть без помарок, и стояла надо мной с лезвием бритвы.

    Бритвой она выцарапывала ошибки, которые мне случалось делать, после чего я аккуратно исправлял их под грохот ее проклятий и писал дальше. В повести есть показательный пример, как я написал «хороша дорога прИмая». «Третий год на бритвах учишься, чтоб тебе все эти бритвы в горло всадили!» – кричала бабушка, выскребая ошибочную букву «и». Я переправил ее на «е», но оказалось, что «прЕмая» дорога тоже не годится. Желая, чтобы прямая дорога мне была только в могилу, бабушка стала скрести бумагу снова, проскребла лист насквозь и заставила меня переписывать всю тетрадь заново. Хорошо еще, я недавно ее начал.

    И вы безропотно все это терпели, не пытались бороться? Что может сделать ребенок против такой мощной личности? Я жил у бабушки с четырех лет, и даже не задумывался, что может быть как-то иначе. Лишь однажды, когда мне было лет восемь, мы с мамой сбежали. Это случилось внезапно.

    Мама, улучив момент, когда бабушка вышла в магазин, а дед был где-то на съемках, увезла меня к себе. Тогда они жили с Роланом Антоновичем на Пятницкой.

    Те дни остались в памяти как дни какого-то невероятного, свалившегося на голову, счастья! Ролан Антонович в этот период работал над фильмом «Нос» и воодушевлено рассказывал маме о своих идеях.

    Я помню, даже стихи написал: «Грек с Садовой улицы в кинофильме «Нос» будет бить поленом по спине до слез» – видимо какой-то грек должен был, по его замыслу, кого-то ударить. Мне подарили конструктор, который я с упоением собирал, но самое главное – мне было позволенно печатать на любимой пишущей машинке Ролана.

    Не знаю почему, наверное сработало предчувствие своего будущего, но пишущая машинка заворожила меня с первого взгляда. Я перестукивал на ней что-то из книжек, и это занятие казалось мне самым интересным из всех возможных. К сожалению, машинка нужна была Ролану Антоновичу для работы, и он у меня ее периодически забирал.

    Тогда приходилось возвращаться к конструктору. Словом, это была совсем другая жизнь, так не похожая на жизнь у бабушки, где меня пичкали лекарствами, ругали за ошибки в тетради и постоянно называли идиотом. Увы, прошло меньше месяца, и бабушка точно так же забрала меня обратно, когда дома не было мамы. Сопротивляться ей было невозможно. Влияние ее на меня было настолько сильным, что сохранялось до двадцати с лишним лет.

    Источник: https://www.plintusbook.ru/caravan

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector
    Для любых предложений по сайту: [email protected]