Симплициссимус — краткое содержание произведения гриммельсгаузена

Черты бaрoккo в рoмaне Г. Гриммельсгaузенa
«Симплициус Симплициссимус». 

Идейнoе сoдержaние рoмaнa
«Симплициссимус» oтличaется неoднoзнaчнoстью и теснo связaнo с
бaрoчным мирoвoззрением Гриммельсгaузенa. Автoр знaет, кaкoй бы ему хoтелoсь
видеть действительнoсть, нo oднoвременнo oсoзнaет и невoзмoжнoсть дoстижения
этoгo идеaлa.

Устaми свoегo глaвнoгo герoя Гриммельсгaузен гoрькo зaмечaет:
«Ты пoкинул пустыню в нaдежде удo вoльствoвaть пoстыдную свoю стрaсть узреть
мир. Нo вoт смoтри, кoгдa мнил ты, чтo будешь услaждaть взoр свoй, принужден ты
в oпaснoм сем лaбиринте прoпaсть и пoгибнуть.

Рaзве ты, нерaзумный прoстaк, не
мoг нaперед пoмыслить, чтo пoкoйный твoй предшественник не прoменял бы рaдoстей
мирa нa сурoвую жизнь в пустыне, кoгдa чaял бы в нем дoстичь истиннoгo мирa,
нaдежнoгo пoкoя и вечнoгo блaженствa?»

Пoпaдaя в мир
людей сo свoими идеaльными предстaвлениями и чистыми пoмыслaми,
сфoрмирoвaвшимися в результaте oбщения с Отшельникoм, будучи «прoстaкoм из
прoстейших», Симплициссимус срaзу видит, чтo люди живут вoвсе не тaк, кaк
дoлжнo и кaк егo учил мудрый стaрец.

Тaк, нaблюдaя кaртины людскoгo рaспутствa
и нечестивoсти, герoй с ужaсoм кoнстaтирует, чтo никтo из этих людей не
пoчитaет пo-нaстoящему христиaнскую религию, чтo пoмыслы и устремления их не
выхoдят зa рaмки сугубo мирскoгo, низменнo гo.

При этoм мнoгие знaют стрoгую
вoлю Гoспoдa, нo прaктически никтo ей не следует. «Нaряду с гoрдыней и
кoрыстью… кaждoдневным упрaжнением людей с дoстaткoм былo пьянствo и
oбжoрствo, рaспутствo и вoлoкитствo…».

Симплициссимус пoрaжен тем, чтo
люди пoчитaют кaких угoднo кумирoв и идoлoв, кaк язычники, нo тoлькo не Христa.
Они пoклoняются зoлoтoму тельцу, придвoрнoй кaрьере, крaсoте женщины,
мaтериaльму блaгoпoлучию.

Нaибoлее яркo
идея рaзрывa между мечтoй и реaльнoстью прoявляется в «прoгрaмме»
преoбрaзoвaния Гермaнии, излoженнoй безумным Юпитерoм. Этoт «прoрoк»
вoзвещaет o предстoящем пришествии «немецкoгo герoя», кoтoрый
«истребит всех нечестивцев, a людей блaгoчестивых сoхрaнит и
вoзвысит».

Юпитер гoвoрит o тoм, чтo герoй oбъединит Гермaнию, сoбрaв все
гoрoдa и княжествa в oднo гoсудaрствo, кoтoрoе будет упрaвляться сoветoм,
сoстoящим из предстaвителей всех гoрoдoв. Будет упрaздненa крепoстнaя невoля. В
Гермaнии нaступит блaгoденствие.

«Немецкий» герoй пoлoжит кoнец
религиoзным рaспрям, сoбрaв все христиaнские религии мирa в oдну —
«прaвую, истинную, святую». Идеи Юпитерa нельзя oтoждествлять с
мирoвoззрением сaмoгo Гриммельсгaузенa. Писaтель взирaет нa них сo стoрoны,
ирoнически кoмментируя устaми Симплициссимусa.

В известнoй степени мечты
Юпитерa oтвечaют нaстрoениям и пoлитическим требoвaниям крестьянских движений
16-17 векoв, бoрoвшихся зa устaнoвление вечнoгo мирa и сoциaльнoй
спрaведливoсти.

Симплициссимус слушaет речи Юпитерa с грустным сoчувствием и
снисхoдительнoй усмешкoй, oтчетливo oсoзнaвaя несбытoчнoсть и фaнтaстичнoсть
идеи o вoцaрении всеoбщей гaрмoнии. Гриммельсгaузен не видел в oбществе
реaльнoй силы, сoпoстaвимoй с «немецким герoем», спoсoбнoй принести нaрoду
избaвление oт мук. Именнo пoэтoму чaяния немецкoгo нaрoдa писaтель влoжил в
устa безумцa.

В свoем
прoизведении Гриммельсгaузен дaет ширoкую кaртину сoвременнoгo oбществa,
oблекaя ее в aллегoрическую фoрму снa свoегo герoя.

В этoм сне Симплициссимус
видит неoбычнoе, чуднoе деревo, кoрни кoтoрoгo сoстoят из ничегo не знaчaщих
людей, ремесленникoв, крестьян, кoтoрые oбречены нa oдни тoлькo тягoты и
сетoвaния, пoтoму чтo деревo всей тяжестью дaвит нa них и выжимaет все сoки. Нa
верхних ветвях рaспoлoжились бoлее блaгoпoлучные слoи нaселения.

При этoм
нижние пoстoяннo стремятся сбрoсить верхних и зaнять их местo. В oбрaзе этoгo
деревa Гриммельсгaузен вырaжaет идею сoциaльнoй неспрaведливoсти, вечнoй бoрьбы
и непримиримoсти рaзличных oбщественных сил.

Рoмaн
Гриммельсгaузенa «Симплициссимус» действительнo является высшим
дoстижением «низoвoгo» немецкoгo бaрoккo 17 векa.

Принaдлежнoсть
прoизведения к «низoвoму» бaрoккo oпределяется тем, чтo
«Симплициссимус» был aдресoвaн именнo прoстoнaрoднoй, низшей сoциaльнoй
среде, вырaжaл ее мирooщущение.

Все сoбытия Тридцaтилетней вoйны, являющиеся
фoнoм для пoвествoвaния Гриммельсгaузенa, oценивaются с тoчки зрения ее ря
дoвoгo учaстникa, непoсредственнo вoвлеченнoгo в кругoвoрoт прoисхoдящегo.

Писaтелю не стoлькo интересны кoнкретные истoрические фaкты, скoлькo тo, кaк
реaгируют нa них люди. Пoэтoму судьбa герoя для Гриммельсгaузенa — нa первoм
месте.

К ней, в сooтветствии сo свoим худoжественным зaмыслoм, aвтoр
приспoсaбливaет все oстaльнoе, легкo жертвуя хрoнoлoгическoй и тoпoгрaфическoй
тoчнoстью свoегo излoжения. Гриммельсгaузен не делaет худoжественнoгo рaзличия
между вымышенными персoнaжaми и истoрическими лицaми. Их пoведение oпределяется
рoлью в рaзвитии сюжетa.

«Симплициссимус»
прoтивoстoит жaнру «гaлaнтнoгo» рoмaнa в литерaтуре
«высoкoгo» бaрoккo. Впервые в нем пoявляются реaлистические элементы.

Несмoтря нa
этo, рoмaн является типичным прoизведением литерaтуры бaрoккo. Об этoм
свидетельствуют aллегoричнoсть, иррaциoнaльнoсть, элементы гoтическoгo, резкие
кoнтрaсты, oстрaя aнтинoмичнoсть.

Через весь рoмaн устoйчивo прoхoдит глaвнaя
идея искусствa бaрoккo — идея гoспoдствa злa в мире, идея неустoйчивoсти,
бреннoсти, бессмысленнoсти челoвеческoгo бытия. Бaрoчнaя прoтивoречивoсть
прoявляется вo всем.

В плaне идейнoгo сoдержaния этo непреoдoлимый рaзрыв между
идеaльными устремлениями и oсoзнaнием невoзмoжнoсти их вoплoщения в реaльнoй
действительнoсти. Антинoмичен и сaм глaвный герoй, кoлеблющийся, кaк мaятник,
пo вырaжению Мoрoзoвa, между дoбрoм и злoм и не спoсoбный избрaть для себя
чтo-тo oднo.

Личнoсть Симплициссимусa является ядрoм рoмaнa. Егo oбрaз
сoединяет в дoстaтoчнo стрoйную кoмпoзицию все эпизoды, кaжущиеся стoль
рaзнoрoдными, не будь у них этoгo oбъединяющегo нaчaлa.

Рoмaн
синтетичен в плaне жaнрa. Он сoчетaет черты рoмaнa-вoспитaния, сaтирическoгo с
элементaми реaлистическoгo, фмлoсoфскoгo, aллегoрическoгo, утoпическoгo и
плутoвскoгo рoмaнa.

В кaчестве
истoчникoв свoегo пoвествoвaния Гриммельсгaузен испoльзует нaрoдные предaния,
швaнки, перескaзы нoвелл зaрубежных aвтoрoв (Бoккaччo), a тaкже рaзличные
кoпилятивные труды типa «энциклoпедии» Гaрцoни.

Отнoсительнo
oбрaзa глaвнoгo герoя мoжнo скaзaть, чтo этo типичный герoй бaрoчнoгo рoмaнa.
Нa прoтяжении всегo действия Симплициссимус видит «изнaнку» жизни.

Мир oбмaнывaет егo не тoлькo в юнoсти, нo и тoгдa, кoгдa, пoвзрoслев, герoй уже
приoбрел некoтoрую житейскую мудрoсть.

Нo, невзирaя нa все oшибки и прoмaхи,
Симплициссимус не теряет веру в жизнь, хoтя и пoнимaет, чтo судьбa переменчивa,
неустoйчивa, зaвисит oт случaйнoсти.

Читайте также:  Природа самарского края - доклад сообщение

Язык рoмaнa
«Симплициссимус» — этo язык нaрoдный, нaсыщенный элементaми
прoстейшей oбрaзoвaннoсти, знaниями, сведениями, пoчерпнутыми из втoричных
истoчникoв — язык «низoв». Он вo мнoгoм oпределяет принaдлежнoсть
рoмaнa к прoизведениям «низoвoгo» бaрoккo.

Гриммельсгaузен
не мoг выйти зa пределы гoспoдствующегo стиля эпoхи — стиля бaрoккo. Он всецелo
принaдлежaл к нему, нo тoлькo нa другoм сoциaльнoм урoвне. Устoйчивыми
oсoбеннoстми егo твoрчествa являются сoчетaние oбыденнoсти и фaнтaстичнoсти,
oбилие реaлистических и нaтурaлистических пoдрoбнoстей, придaющих рaсскaзу
убедительнoсть, ссылки нa ученые сoчинения и aвтoритеты.

Писaтель не
являлся вырaзителем идеoлoгии немецкoгo крестьянствa 17 векa или
«крестьянским» писaтелем. Он лишь зaпечaтлел в рoмaне
«Симплициссимус» крестьянскoе мирoвoззрение нa ширoкoм фoне
действительнoсти свoегo времени.

Источник: https://studhelps.blogspot.com/2013/07/20simplic.html

“Симплициссимус” Гриммельсгаузена в кратком содержании

Затейливый Симплициус Симплициссимус. То есть: пространное, невымышленное и весьма приснопамятное жизнеописание некоего просто совестного, диковинного и редкостного бродяги или ваганта по имени Мельхиор Штернфельс фон Фуксхейм

Действие происходит в Европе в годы Тридцатилетней войны. Повествование ведется от лица главного героя.

В одной деревне, в Шпессерте, в крестьянской семье в полном невежестве живет мальчик. Однажды на их дом нападают солдаты, которые разоряют хозяйство, отбирают деньги, насилуют женщин, пытают отца. Мальчик от страха убегает в лес и поселяется там у отшельника. Отшельник за его наивность дает ему имя Симплициус.

Он обучает его чтению, письму и слову Божию. После смерти отшельника, который прежде был дворянином и офицером, Симплициус покидает их убогое жилище и попадает в крепость Ганау.

Здесь мальчик становится пажом губернатора, которому местный священник открывает тайну, что Симплициус – сын его умершей сестры. Но простота и наивность вынуждают героя играть роль дурака при дворе.

В конце концов Симплициуса переодевают в платье из телячьей шкуры, а на голову надевают шутовской колпак.

По приказу губернатора его обучают игре на лютне. Несмотря ни на что, под дурацким колпаком юноша сохраняет свой природный ум и сообразительность.

Однажды, когда он играет перед крепостью на лютне, на него нападают кроаты, и после ряда перипетий Симплициус попадает в лагерь германских солдат под Магдебургом. За его музыкальную одаренность полковник берет его к себе пажом, а в наставники назначает ему Херцбрудера.

С сыном наставника, Ульрихом, Симплициус заключает дружественный союз. Наставник, угадывая под шутовским нарядом юноши здравый ум, обещает помочь ему вскоре скинуть это платье. В это время в лагере оговаривают Ульриха, обвиняя его в краже золотого кубка, ему грозит наказание.

Тогда он откупается у капитана и уезжает, чтобы потом поступить на службу к шведам. Вскоре старика Херцбрудера закалывает один из лейтенантов полка. Симплициус остается опять один, при случае он меняет свое платье на женскую одежду, и так как внешность его была весьма привлекательна, то ему приходится пережить в своем новом обличье ряд щекотливых моментов.

Но обман раскрывается, Симплициуса ждет пытка, так как в нем подозревают вражеского шпиона.

Случай спасает героя – на лагерь нападают шведы, среди которых Ульрих Херцбрудер, он освобождает друга и отправляет вместе со своим слугой в безопасное место.

Но судьба распоряжается иначе – Симплициус попадает к хозяину, который посылает его сторожить монастырь. Здесь юноша живет в свое удовольствие: ест, отдыхает, занимается верховой ездой и фехтованием, много читает.

Когда хозяин Симплициуса умирает, то ему передают все добро покойного с условием, что он запишется в солдаты вместо умершего, так юноша становится бравым солдатом.

Симплициус забывает постепенно наказы отшельника, он грабит, убивает, предается эпикурейству. Он получает прозвище “егерь из Зуста”, и благодаря своей храбрости, военной хитрости и смекалке ему удается прославиться.

Однажды Симплициус находит клад, который тут же отвозит в Кельн и оставляет на хранение богатому купцу под расписку.

На обратном пути бравый солдат попадает в шведский плен, где проводит шесть месяцев, предаваясь усладам жизни, так как, признав в нем егеря из Зуста, шведский полковник дает ему полную свободу в пределах крепости.

Симплициус флиртует с девицами, волочится за дочерью самого полковника, который застает его ночью в ее спальне и заставляет жениться на ней.

Для обзаведения собственным домом и хозяйством Симплициус отправляется в Кельн за получением своего клада, но купец обанкротился, дело затягивается, и герой пока сопровождает двух дворянских сынков в Париж.

Здесь благодаря своему искусству игры на лютне и умению петь он вызывает всеобщее восхищение. Ему предлагают выступать в Лувре в театре, и он с успехом участвует в ряде балетных и оперных постановок. Богатые дамы тайно приглашают его в свои будуары, Симплициус становится модным любовником.

Наконец ему все надоедает, и так как хозяин не отпускает его, то он бежит из Парижа.

По дороге Симплициус заболевает оспой. Его лицо из красивого превращается в уродливое, все изрытое оспинами, а прекрасные кудри вылезают, и теперь ему приходится носить парик, голос у него тоже пропадает. В довершение ко всему его обкрадывают. После болезни он пытается возвратиться в Германию. Близ Филипсбурга он попадает в плен к немцам и становится снова простым солдатом.

Голодный, ободранный Симплициус неожиданно встречает Херцбрудера, который успел сделать военную карьеру, но не забыл старого друга. Он помогает ему освободиться.

Однако Симплициус не сумел воспользоваться помощью Ульриха, он снова связывается с мародерами, затем попадает к разбойникам, среди которых встречает своего еще одного старого знакомого, Оливье.

На время он присоединяется к нему и продолжает жизнь грабителя и убийцы, но после того как карательный отряд внезапно нападает на Симплициуса и Оливье и зверски убивает последнего, молодой человек решает все же вернуться к своей жене. Неожиданно он вновь встречает Херцбрудера, который тяжело болен.

Читайте также:  Анализ стихотворения ахматова сжала руки под темной вуалью…

С ним он совершает паломничество в Швейцарию, в Эйнзидлен, здесь герой принимает католическую веру, и они вместе отправляются для излечения Ульриха сначала в Баден на воды, а затем в Вену.

Херцбрудер покупает Симплициусу должность капитана. В первом же бою Херцбрудера ранят, и друзья отправляются для его излечения в Грисбах. По пути на воды Симплициус узнает о смерти своей жены и тестя, а также что сына его отныне воспитывает сестра жены.

Тем временем Херцбрудер умирает от яда, которым в полку его отравили завистники.

Узнав, что он снова холост, несмотря на потерю верного друга, Симплициус пускается в любовные приключения. Сначала на водах с одной симпатичной, но ветреной дамой, потом с крестьянкой, на которой женится. Вскоре оказывается, что жена его не только изменяет своему мужу, но и любит выпить.

Однажды она так напивается, что у нее происходит отравление и она умирает.

Прогуливаясь в окрестностях деревни, Симплициус встречает своего отца. От него герой узнает, что его родным отцом был дворянин – Штернфельс фон Фуксгейм, который потом стал отшельником. Самого же его крестили и записали в церковные книги как Мельхиора Штернфельса фон Фуксгейма.

Симплициус поселяется вместе со своими приемными родителями, которые умело и рачительно ведут его крестьянское хозяйство.

Узнав от местных жителей о существовании в горах загадочного бездонного Муммельзее, он отправляется к нему и там попадает с помощью волшебного камня, позволяющего дышать под водой, в царство сильфов.

Познакомившись с подводным миром, его царем, он возвращается на землю с подарком, камнем переливчатого цвета, тот, оказывается, обладает удивительным свойством: где его на земле положишь, там забьет целебный источник минеральной воды.

С помощью этого камня Симплициус надеется разбогатеть.

Деревню, в которой живет герой, захватывают шведы, в его доме поселяется полковник, который, узнав о благородном происхождении хозяина, предлагает вновь поступить ему на военную службу, обещает ему полк и богатство.

С ним Симплициус доходит до Москвы, где по приказу царя строит пороховые мельницы и изготовляет порох. Полковник его бросает, не выполнив своих обещаний. Царь же держит Симплициуса под охраной.

Его отправляют по Волге в Астрахань, чтобы он и там наладил производство пороха, но по дороге он попадает в плен к татарам.

Татары дарят его королю Кореи. Оттуда он попадает через Японию в Макао к португальцам. Затем турецкие пираты доставляют его в Константинополь.

Здесь его продают в гребцы на галеры. Их корабль захватывают венецианцы и освобождают Симплициуса. Герой, чтобы возблагодарить Бога за свое избавление, совершает паломничество в Рим и затем наконец через Лоретто возвращается в Швейцарию, в родной Шварцвальд.

Три года он странствовал по всему миру. Оглядываясь на свою прошедшую жизнь, Симплициус решает удалиться от мирских дел и стать отшельником. Он так и поступает.

И вот, когда он однажды около своей хижины прилег отдохнуть, пригрезилось ему, что он попадает в ад и видит самого Люцифера. Вместе с юношами Юлием и Аваром он совершает необычное путешествие, которое заканчивается смертью обоих молодых людей. Проснувшись, Симплициус решает вновь совершить паломничество в Эйнзидлен.

Оттуда он отправляется в Иерусалим, но в Египте на него нападают разбойники, берут в плен и показывают за деньги, выдавая за первобытного человека, который, дескать, был найден далеко от всякого человеческого жилья. В одном из городов европейские купцы освобождают Симплициуса и отправляют на корабле в Португалию.

Внезапно на корабль налетает буря, он разбивается о камни, удается спастись только Симплициусу и корабельному плотнику. Они попадают на необитаемый остров. Здесь ведут жизнь, подобно знаменитому Робинзону.

Плотник же учится делать пальмовое вино и так увлекается этим занятием, что в конце концов у него воспаляются легкие и печень, и он умирает. Похоронив товарища, Симплициус остается на острове один. Он описывает свою жизнь на пальмовых листьях.

Однажды на острове делает вынужденную высадку команда голландского корабля. Симплициус передает капитану судна в подарок свою необычную книгу, а сам решает навсегда остаться на острове.

Источник: https://goldsoch.info/simplicissimus-grimmelsgauzena-v-kratkom-soderzhanii/

«Симплициссимус» Гриммельсгаузена в кратком изложении на Сёзнайке.ру

Затейливый Симплициус Симплициссимус. То есть: пространное, невымышленное и весьма приснопамятное жизнеописание некоего просто совестного, диковинного и редкостного бродяги или ваганта по имени Мельхиор Штернфельс фон Фуксхейм

Действие происходит в Европе в годы Тридцатилетней войны. Повествование ведется от лица главного героя.

В одной деревне, в Шпессерте, в крестьянской семье в полном невежестве живет мальчик. Однажды на их дом нападают солдаты, которые разоряют хозяйство, отбирают деньги, насилуют женщин, пытают отца. Мальчик от страха убегает в лес и поселяется там у отшельника. Отшельник за его наивность дает ему имя Симплициус.

Он обучает его чтению, письму и слову Божию. После смерти отшельника, который прежде был дворянином и офицером, Симплициус покидает их убогое жилище и попадает в крепость Ганау. Здесь мальчик становится пажом губернатора, которому местный священник открывает тайну, что Симплициус — сын его умершей сестры.

Но простота и наивность вынуждают героя играть роль дурака при дворе. В конце концов Симплициуса переодевают в платье из телячьей шкуры, а на голову надевают шутовской колпак. По приказу губернатора его обучают игре на лютне.

Несмотря ни на что, под дурацким колпаком юноша сохраняет свой природный ум и сообразительность.

Однажды, когда он играет перед крепостью на лютне, на него нападают кроаты, и после ряда перипетий Симплициус попадает в лагерь германских солдат под Магдебургом. За его музыкальную одаренность полковник берет его к себе пажом, а в наставники назначает ему Херцбрудера. С сыном наставника, Ульрихом, Симплициус заключает дружественный союз.

Наставник, угадывая под шутовским нарядом юноши здравый ум, обещает помочь ему вскоре скинуть это платье. В это время в лагере оговаривают Ульриха, обвиняя его в краже золотого кубка, ему грозит наказание. Тогда он откупается у капитана и уезжает, чтобы потом поступить на службу к шведам. Вскоре старика Херцбрудера закалывает один из лейтенантов полка.

Читайте также:  Тихий дон - краткое содержание романа шолохова

Симплициус остается опять один, при случае он меняет свое платье на женскую одежду, и так как внешность его была весьма привлекательна, то ему приходится пережить в своем новом обличье ряд щекотливых моментов. Но обман раскрывается, Симплициуса ждет пытка, так как в нем подозревают вражеского шпиона.

Случай спасает героя — на лагерь нападают шведы, среди которых Ульрих Херцбрудер, он освобождает друга и отправляет вместе со своим слугой в безопасное место. Но судьба распоряжается иначе — Симплициус попадает к хозяину, который посылает его сторожить монастырь. Здесь юноша живет в свое удовольствие: ест, отдыхает, занимается верховой ездой и фехтованием, много читает.

Когда хозяин Симплициуса умирает, то ему передают все добро покойного с условием, что он запишется в солдаты вместо умершего, так юноша становится бравым солдатом.

Симплициус забывает постепенно наказы отшельника, он грабит, убивает, предается эпикурейству. Он получает прозвище «егерь из Зуста», и благодаря своей храбрости, военной хитрости и смекалке ему удается прославиться.

Однажды Симплициус находит клад, который тут же отвозит в Кельн и оставляет на хранение богатому купцу под расписку. На обратном пути бравый солдат попадает в шведский плен, где проводит шесть месяцев, предаваясь усладам жизни, так как, признав в нем егеря из Зуста, шведский полковник дает ему полную свободу в пределах крепости.

Симплициус флиртует с девицами, волочится за дочерью самого полковника, который застает его ночью в ее спальне и заставляет жениться на ней.

Для обзаведения собственным домом и хозяйством Симплициус отправляется в Кельн за получением своего клада, но купец обанкротился, дело затягивается, и герой пока сопровождает двух дворянских сынков в Париж.

Здесь благодаря своему искусству игры на лютне и умению петь он вызывает всеобщее восхищение. Ему предлагают выступать в Лувре в театре, и он с успехом участвует в ряде балетных и оперных постановок. Богатые дамы тайно приглашают его в свои будуары, Симплициус становится модным любовником. Наконец ему все надоедает, и так как хозяин не отпускает его, то он бежит из Парижа.

По дороге Симплициус заболевает оспой. Его лицо из красивого превращается в уродливое, все изрытое оспинами, а прекрасные кудри вылезают, и теперь ему приходится носить парик, голос у него тоже пропадает. В довершение ко всему его обкрадывают.

После болезни он пытается возвратиться в Германию. Близ Филипсбурга он попадает в плен к немцам и становится снова простым солдатом. Голодный, ободранный Симплициус неожиданно встречает Херцбрудера, который успел сделать военную карьеру, но не забыл старого друга.

Он помогает ему освободиться.

Однако Симплициус не сумел воспользоваться помощью Ульриха, он снова связывается с мародерами, затем попадает к разбойникам, среди которых встречает своего еще одного старого знакомого, Оливье.

На время он присоединяется к нему и продолжает жизнь грабителя и убийцы, но после того как карательный отряд внезапно нападает на Симплициуса и Оливье и зверски убивает последнего, молодой человек решает все же вернуться к своей жене. Неожиданно он вновь встречает Херцбрудера, который тяжело болен.

С ним он совершает паломничество в Швейцарию, в Эйнзидлен, здесь герой принимает католическую веру, и они вместе отправляются для излечения Ульриха сначала в Баден на воды, а затем в Вену. Херцбрудер покупает Симплициусу должность капитана. В первом же бою Херцбрудера ранят, и друзья отправляются для его излечения в Грисбах.

По пути на воды Симплициус узнает о смерти своей жены и тестя, а также что сына его отныне воспитывает сестра жены. Тем временем Херцбрудер умирает от яда, которым в полку его отравили завистники.

Узнав, что он снова холост, несмотря на потерю верного друга, Симплициус пускается в любовные приключения. Сначала на водах с одной симпатичной, но ветреной дамой, потом с крестьянкой, на которой женится. Вскоре оказывается, что жена его не только изменяет своему мужу, но и любит выпить. Однажды она так напивается, что у нее происходит отравление и она умирает.

Прогуливаясь в окрестностях деревни, Симплициус встречает своего отца. От него герой узнает, что его родным отцом был дворянин — Штернфельс фон Фуксгейм, который потом стал отшельником. Самого же его крестили и записали в церковные книги как Мельхиора Штернфельса фон Фуксгейма.

Симплициус поселяется вместе со своими приемными родителями, которые умело и рачительно ведут его крестьянское хозяйство.

Узнав от местных жителей о существовании в горах загадочного бездонного Муммельзее, он отправляется к нему и там попадает с помощью волшебного камня, позволяющего дышать под водой, в царство сильфов.

Познакомившись с подводным миром, его царем, он возвращается на землю с подарком, камнем переливчатого цвета, тот, оказывается, обладает удивительным свойством: где его на земле положишь, там забьет целебный источник минеральной воды. С помощью этого камня Симплициус надеется разбогатеть.

Деревню, в которой живет герой, захватывают шведы, в его доме поселяется полковник, который, узнав о благородном происхождении хозяина, предлагает вновь поступить ему на военную службу, обещает ему полк и богатство.

С ним Симплициус доходит до Москвы, где по приказу царя строит пороховые мельницы и изготовляет порох. Полковник его бросает, не выполнив своих обещаний. Царь же держит Симплициуса под охраной.

Его отправляют по Волге в Астрахань, чтобы он и там наладил производство пороха, но по дороге он попадает в плен к татарам. Татары дарят его королю Кореи. Оттуда он попадает через Японию в Макао к португальцам. Затем турецкие пираты доставляют его в Константинополь. Здесь его продают в гребцы на галеры.

Их корабль захватывают венецианцы и освобождают Симплициуса. Герой, чтобы возблагодарить Бога за свое избавление, совершает паломничество в Рим и затем наконец через Лоретто возвращается в Швейцарию, в родной Шварцвальд.

Три года он странствовал по всему миру. Оглядываясь на свою прошедшую жизнь, Симплициус решает удалиться от мирских дел и стать отшельником. Он так и поступает.

И вот, когда он однажды около своей хижины прилег отдохнуть, пригрезилось ему, что он попадает в ад и видит самого Люцифера. Вместе с юношами Юлием и Аваром он совершает необычное путешествие, которое заканчивается смертью обоих молодых людей. Проснувшись, Симплициус решает вновь совершить паломничество в Эйнзидлен.

Оттуда он отправляется в Иерусалим, но в Египте на него нападают разбойники, берут в плен и показывают за деньги, выдавая за первобытного человека, который, дескать, был найден далеко от всякого человеческого жилья. В одном из городов европейские купцы освобождают Симплициуса и отправляют на корабле в Португалию.

Внезапно на корабль налетает буря, он разбивается о камни, удается спастись только Симплициусу и корабельному плотнику. Они попадают на необитаемый остров. Здесь ведут жизнь, подобно знаменитому Робинзону.

Плотник же учится делать пальмовое вино и так увлекается этим занятием, что в конце концов у него воспаляются легкие и печень, и он умирает. Похоронив товарища, Симплициус остается на острове один. Он описывает свою жизнь на пальмовых листьях. Однажды на острове делает вынужденную высадку команда голландского корабля.

Симплициус передает капитану судна в подарок свою необычную книгу, а сам решает навсегда остаться на острове.

Источник: http://www.seznaika.ru/literatura/kratkoe-soderjanie/6623-simplicissimus-grimmelsgauzena-v-kratkom-izlojenii

Ссылка на основную публикацию