- Урок литературного чтения в 4 классе
- Наименование раздела программы:
- Летописи, былины, сказания, жития
Тема урока: Произведения В.М.Гаршина.
- Сказание о гордом Аггее
- Вид урока: урок внеклассного чтения
- Тип урока: комбинированный
- Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления идейно-смыслового и художественного содержания легенды; проверить уровень усвоения знаний и умений
- Задачи:
- 1. Образовательные:
- Формировать полноценное восприятие художественного произведения – на уровне главной мысли;
- Учить сравнивать разножанровые произведения: легенда, сказка, баллада;
- Учить пользоваться основными видами чтения: просмотровым, поисковым, изучающим;
- продолжить работу над совершенствованием навыка чтения;
- формировать читательские умения, активизировать «вдумчивое чтение»;
2. Развивающие:
-
- формировать читательскую самостоятельность
- развивать устную речь, артикуляционный аппарат, словарный запас
- развивать образное и логическое мышление
- развивать умение анализировать, обобщать, сопоставлять
3. Воспитательные:
-
-
- побуждать учащихся к осмыслению общечеловеческих ценностей, к осознанию собственной внутренней позиции
-
- План урока
- Создание психологического комфорта на уроке.
- Видеоклип «Песенка про доброту» 1 куплет
Настал новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Мысленно пожелайте себе и всем, кто рядом, любви, радости и удачи. Подумайте: как хорошо, что мы все здесь сегодня вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните обиду, беспокойство, вдохните чистый воздух, тепло ваших сердец. Я желаю вам хорошего настроения.
Эпиграф урока: (доска)
2. Постановка задач.
— Любите ли вы, когда вам читают вслух?
-Подумайте: всякое ли чтение хочется слушать? Конечно, не всякое, а только выразительное.
-Чем же оно отличается от простого чтения вслух? Прежде всего, тем, что выразительное чтение хочется слушать.
А почему? Потому, что чтец так умеет передать голосом смысл читаемого, что мы не только слышим, что он произносит, но и видим, представляем в своём воображении всё, о чём рассказывается в тексте.
Мы смеёмся и грустим, радуемся и огорчаемся, сочувствуем героям и переживаем всё с ними происходящее, словом, как бы становимся участниками событий.
Значит, если ты хочешь, чтобы тебя слушали, надо уметь читать выразительно. Но умение не приходит само собой, умение – это результат учения. Работая на уроке, мы будем учиться…?
- Дети: говорить и читать выразительно. (слайд 2)
- А для этого учиться понимать художественное произведение.
- — А что это значит?
- Дети отвечают, учитель обобщает
- представить героев, картины, увидеть их;
- понять чувства героев и автора произведения;
- осознать свои чувства, своё отношение к героям и событиям
т.е. будем не просто вдумчивым читателем, но и читателем критиком
ВЧ-ЧК (доска)
— Какие инструменты чтеца помогут, чтобы мы могли радовать слушателей своим чтением (слайд 3)
3. Речевая разминка.
а) Упражнения на дыхание:
- глубокий вдох через нос, задержка дыхания и спокойный выдох через рот;
- представь торт с зажженными свечами. Погаси все свечи сразу, а теперь потуши каждую свечу.
- Держи дыхание до конца фразы:
- Жужжим: ж ж ж ж ж ж ж ж ж ж; ж, ж, ж, ж, ж
- б) Проверь свою дикцию: проследи, ясно и чётко ли ты произносишь текст.
- слайд 4.
- Скороговорка Осип охрип, / а Архип осип. (словарная работа)
- Слайд 5.
- — А какой голос хочется вам слушать? (выбери) (лишние слова убираем)
- Слабый, крикливый, визгливый, сиплый, хриплый, гнусавый, монотонный, квакающий, грубый, дрожащий, звучный, приятный, спокойный, выразительный, мягкий, ласковый, сильный, тихий, нормальный.
- — Прочитайте и вслушайтесь в свой голос: Слайд 6
- Все дети слушаться должны
- Родителей своих во всём.
- Надо добрым быть,
- И послушным быть
- Наша Библия говорит.
4.Актуализация знаний. Сообщение темы. Создание проблемной ситуации
а) Фронтальная беседа. Знакомство с Библией.(книгой)
— Что представляет собой Библия? (Книга)
Зачитайте ( стр. 14 учебника) – А другое название Библии? Слайд 7
— В каком произведении мы почувствовали отношение людей к Святому Писанию?
— Надо добрым быть – совет из Библии (обращение к эпиграфу).
Доброта. Какое старое слово! Не века, а уже тысячелетие люди спорят о том, нужна она или нет, полезна она или вредна, достойна почтения или смешна. Споры идут, а люди страдают оттого, что доброты в их жизни не хватает. Оглянитесь вокруг, присмотритесь, какими недружелюбными и равнодушными бывают порой люди по отношению друг к другу.
- Прикоснитесь ко мне добротой, Слайд 8
- И болезни смоет волной,
- И печаль обойдёт стороной,
- Озарится душа красотой.
Я предлагаю продолжить знакомство с произведением В.М. Гаршина
«Сказание о гордом Аггее» и выяснить: что такое доброта ? Слайд 9
— Попробуем разобраться, что такое легенда, сказка, баллада? В чём особенность этих жанров? Слайд 10
б). Работа в парах.
- По карточкам: подбери нужное определение, приведи примеры
- 1. это художественное произведение, в котором повествуется об исторических, религиозных или бытовых событиях (похожа на сказку)
- Пример: (Ст. 93 о граде Китяже, Блудный сын)
- 2. произведение, для которого характерны волшебные предметы, зачин, концовка, троекратные повторы, использование числа 3
3. это стихотворный рассказ, в котором повествуется о каком – либо историческом, фантастическом или таинственном событии.
Пример: (с. 49 В.А. Жуковский «Светлана»)
Слайд 11
— На сегодняшнем уроке мы попытаемся увидеть особенности жанра, присущие Произведению В.М.Гаршина. Сказание о гордом Аггее
- и решить вопрос: Действительно ли данное произведение легенда?
- Слайд 12 Физкультминутка « Если весело живется»
- Если весело живется, делай так: (хлоп, хлоп!)
- Если весело живется, то делай так: (топ, топ!)
- Если весело живется, мы друг другу улыбнемся,
- Если весело живется, делай так: (топ, топ,)
- (дальше тот же текст, но движения выбирайте сами, а в конце песни — проделать все движения, какие были)
- 5. Работа с текстом Слайд 13
- « …. во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними»
-Кому из героев произведения, вы бы дали этот совет? Почему?
— Какие слова Святого Писания вызвали у Аггея гнев? (3-7 абзац с. 84-85)
- — Как был наказан Аггей?
- — Почему Аггею было дано такое наказание?
- Давайте вспомним Поучения Владимира Мономаха и выберем одно, которое подходит к данной легенде («Гордости не имейте в сердце и уме»)
- Составление плана: Слайд 14
-Какие испытания были посланы Аггею? (расположи по порядку)
-
-
-
- Охота на оленя
- Встреча с пастухом
- Беседа с извозчиками
- Возвращение в родной город
- Покаяние Аггея
- Сомнение жены
- Поводырь Алексей
-
-
-
Аналитическое чтение
— Подумайте, каким был и каким стал Аггей? Найдите ответ в тексте.
- (схема заполняется) Слайд 15
- Правитель
- Аггей
- Поводырь
- Алексей
- Гордый кроткий
- Богатый бедный
- Строгий добрый
- Грозный мудрый
- Жестокий
- Одинокий
- эгоистичный
— В чём раскаялся грозный и жестокий правитель и почему Господь послал ему силу? (Аггей понял, что он не поставлен…
— Почему Аггей отказался от прежней жизни и власти? (последний абзац ст. 92)
6.Этап контроля и самоконтроля (карточки) Слайд 16 – 17 (карточки)
-
-
-
-
Тест. Соедини понятие с определением
-
-
-
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
- ПОНЯТИЕ
- Предстал в образе оленя
- поводырь Аггей
- Прочитал слова из Святого Писания,
- вызвавшие гнев у Аггея
- олень
- Шерсть гнедая, блестит, как лощёная
- правитель Аггей
- Был славен и силён…
- протопоп
- Не смела даже заговаривать без разрешения
- Ангел
- Покаялся в грехе перед Богом;
- «пошёл на светлый божий мир, к людям»
- Жена Аггея
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
- ПОНЯТИЕ
- Предстал в образе оленя
- Ангел
- Прочитал слова из Святого Писания,
- вызвавшие гнев у Аггея
- Протопоп
- Шерсть гнедая, блестит, как лощёная
- Олень
- Был славен и силён…
- Правитель Аггей
- Не смела даже заговаривать без разрешения
- Жена Аггея
- Покаялся в грехе перед Богом;
- «пошёл на светлый божий мир, к людям»
- Поводырь Аггей
- 7. Работа над раскрытием социальной проблемы произведения
- Итог урока
- 1)- Как вы считаете, можно ли назвать данное произведение легендой? Докажите
- 2)Мозговой штурм Слайд 18
- Что же такое доброта? (это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим)
- В жизни бывают разные люди: капризные (злые) и приветливые (добрые). Встречались ли вам такие?
- Поразмышляйте, какой смысл вы вкладываете в слова зло и добро?
(Зло- нечто дурное, добро – что-то хорошее)
- Как вы думаете, какому человеку легче в общении с другими: доброму или злому? Почему? ( приветливые, общительные, искренние)
- Да, я согласна с вами. Ведь не зря в народе придумали поговорку:
- Худо тому, кто добра не делает ни кому.
- Работа с пословицами: (собери пословицу) Слайд 19
Вывод: (обращаемся к эпиграфу) Для того, чтобы понять другого человека, надо очень немного: желание по – доброму его выслушать. Что мешает нам быть такими? Кто поможет нам измениться?
- Слайд 20. Как бы жизнь не летела-
- Дней своих не жалей.
- Делай доброе дело
- Ради счастья людей.
- Чтобы сердце горело,
- А не тлело во мгле,
- Делай доброе дело,
- Тем живём на Земле!
Доброту в себе надо тренировать, совершать добрые поступки, замечать в людях хорошее. Любой грех наказуем. Библия помогает нам понять, что в жизни очень важно. Каждому из нас надо учиться быть добрыми.
Добрые советы (карточки)
1. Совершай добрые дела просто так, из хороших побуждений.
2. Будь внимателен к окружающим: может быть, кто-то нуждается в твоей поддержке, помощи, сочувствии.
3. Помогай слабым, маленьким, больным, пожилым, попавшим в беду.
4. Призывай окружающих к хорошим взаимоотношениям.
5. Прощай ошибки другим.
6. Не груби.
7. Не завидуй.
8. Знаниевая рефлексия: Слайд 21.
- Чему мы учились?
- Что вас удивило?
- Зачем нам нужен этот урок?
- Что вы считаете нужным запомнить?
- Творите добро, приучайте себя к хорошим поступкам Слайд 23.
- Песня « Дорога добра »
- . Спроси у жизни строгой:
- Какой идти дорогой?
- Куда по свету белому
- Отправиться с утра?
- Иди за солнцем следом,
- Хоть этот путь неведом,
- Иди, мой друг, всегда иди
- Дорогою добра!
- Иди за солнцем следом,
- Хоть этот путь неведом,
- Иди, мой друг, всегда иди
- Дорогою добра!
Источник: https://infourok.ru/urok-literaturnogo-chteniya-v-klasse-proizvedeniya-vmgarshina-legenda-o-aggee-2696538.html
Сказка Сказание о гордом Аггее. Всеволод Гаршин
Сказка Сказание о гордом Аггее – еще одна поучительная история писателя-философа о смысле жизни. Она адресована взрослым читателям. Также полезно прочитать произведение старшеклассникам, чтобы задуматься об истинных и мнимых жизненных ценностях.
Сказка Сказание о гордом Аггее читать
Краткое содержание сказки
Возомнил Аггей, что он всех на свете мудрее и сильнее. Правитель жил в богатстве и роскоши. Он был злым и жестоким, не имел друзей, держал в строгости жену, унижал слуг. Однажды не понравилась Аггею проповедь священника. В отрывке из Священного писания говорилось, что богатые станут бедными, а бедные – богатыми.
Это так возмутило деспота-правителя, что приказал он вырвать лист из книги, а проповедника велел бросить в темницу. Решил Господь наказать гордеца. Во время охоты Аггей преследовал красавца-оленя, очутился в пустынном месте, остался без одежды и слуг. Ангел в обличье и одежде Аггея вернулся во дворец.
А правитель, всеми гонимый, скитался по свету и жил в нищете. Тем временем ангел справедливо правил страной. Подданные прониклись к нему любовью за мудрость, щедрость и доброту. Аггей осознал свои ошибки и попросил у Господа прощения. Покаявшись, он стал поводырем слепых и убогих. Спустя три года встретился он со своим ангелом.
Тот, убедившись в благочестивом поведении Аггея, повел его во дворец и сказал, что Аггей прошел испытания и может вернуться на место правителя. Но Алексей, так теперь назывался правитель, пожелал вернуться к слепым, чтобы служить им до своей кончины. Через три дня ангел предстал перед Господом, а правителя с почестями похоронили.
Читать сказку онлайн полностью можно на нашем сайте.
Анализ сказки Сказание о гордом Аггее
В основу сказки-притчи положена древняя легенда. В своей истории Гаршин углубляет и развивает две ее темы: ответственность человека за свои деяния и служение людям. Чему учит сказка Сказание о гордом Аггее? Мудрая история показывает, в чем смысл жизни и учит человеколюбию, бескорыстию и доброте.
Мораль сказки Сказание о гордом Аггее
Никогда не поздно осознать свои ошибки. Гаршин эту идею углубляет, наполняя ее гуманистическим смыслом.
Не богатство и власть, а служение людям – вот благородная цель, к которой должен стремиться каждый. Такова главная мысль сказки Сказания о гордом Аггее.
Каждый рано или поздно задается вопросом: в чем смысл жизни? Ответ на него поможет найти удивительное произведение Всеволода Гаршина.
Пословицы, поговорки и выражения сказки
- Не всякая ложь в ложь ставится.
- Жизнь дана на добрые дела.
- Жизнь – это лук, тетиву которого вы натягиваете сами.
Читать сказки онлайн – увлекательное и полезное занятие!
Сказки Гаршина читать
Источник: https://ihappymama.ru/iq/skazki/skazanie-o-gordom-aggee-vsevolod-garshin/
Сказание о гордом Аггее читать или слушать
Жил в некоторой стране правитель; звали его Аггей. Был он славен и силен: дал ему господь полную власть над страною; враги его боялись, друзей у него не было, а народ во всей области жил смирно, зная силу своего правителя.
И возгордился правитель, и стал он думать, что никого нет на свете сильнее и мудрее его. Жил он пышно; множество у него было богатства и слуг, с которыми он никогда не говорил: считал их недостойными.
С женою своею жил в ладу, но держал и ее строго, так, что не смела она сама заговаривать, а ждала, пока не спросит ее или не скажет ей что-нибудь муж.
Жил так Аггей один, точно на высокой башне стоял. Снизу толпы народа на него смотрят, а он не хочет никого знать и стоит на своем низеньком помосте; думает, что одно это место его достойно: хоть одиноко, да высоко.
Пошел в праздник Аггей в церковь. Пришел он туда с женою своею в пышных одеждах: мантии на них были златотканные, пояса с дорогими каменьями, а над ними несли парчовый балдахин.
И впереди их и сзади шли воины с мечами и секирами и довели их до царского места, откуда им слушать службу. Вокруг них стали начальники да чиновники.
И слушал Аггей службу и думал по-своему, как ему казалось, верно или неверно говорится в святом писании.
Начал протопоп книгу читать и дошел он до того места, где написано: «богатые обнищают, а нищие обогатеют». Услышал Аггей такие слова и разгневался.
— Что ты, — говорит, — поп, вздумал читать такую ложь? Не знаешь разве, как славен я и богат? Как мне обнищать и нищему обогатеть против меня?
- Протопоп же не слушал его и дальше стал читать книгу, и службу отслужил до конца, не отвечая Аггею.
- И разъярился правитель: протопопа велел заковать в кандалы и посадить в темницу, а лист, на котором те слова были написаны, велел из книги выдрать.
- Отвели протопопа в темницу и лист выдрали, а правитель Аггей пошел в свои палаты пировать и на пиру пил, ел и веселился.
Шел за городом один юноша и увидел оленя, такого рослого и красивого, что до тех пор и не видывал. И захотел он угодить правителю: побежал в город, пришел в его палаты и сказал об олене слугам. Донесли о том Аггею, и приказал он собираться на охоту.
Выехала охота в поле; увидели оленя и поскакали к нему. Стоит олень, голову поднял, на охоту оглядывается, будто ждет чего-то. Не видал такого зверя и сам Аггей: рослый и гладкий, морда тонкая, умная; рога как дерево ветвистое, от конца до конца целая сажень. Шерсть гнедая, блестит, как лощеная; ляжки белые, как снег.
Скачет к нему Аггей и дивится, что не уходит олень, а на него все смотрит большими глазами, точно сказать что-то хочет. Подскакал Аггей, думал уж копье метнуть; повернулся зверь, взмахнул ветвистыми рогами, прянул первым скоком на три сажени и пошел по полю; конь был у Аггея такой, что и цены ему не было, а стал отставать.
Обернулся правитель на своих охотников, а их уже едва и видно; посмотрел вперед на оленя и видит, что зверь пошел тише.
«Ну, — думает, — догоню!» Скачет во всю конскую мочь и видит — все ближе и ближе к нему белые ляжки оленьи мелькают.
Только хотел было копье бросить — олень обернул голову, наддал — опять Аггей далеко от него. Охоты уже давно не видно, и скачут в чистом поле только олень да Аггей на коне.
Гонялся он за ним полдня; видит наконец, что олень к реке бежит. «Ну, — думает, — если направо пойдет — пропал, а налево — мой!» Налево река луку сделала, и некуда зверю было оттуда уйти: сзади охотник, спереди река широкая, ни человеку, ни зверю не переплыть.
Повернул олень налево; задрожало у Аггея сердце от радости. Скачет, а сам думает: «Скоро река, некуда тебе уйти». Подскакал олень к берегу, а недалеко от берега островок небольшой, а на острове кусты густые и лес мелкий. Прыгнул олень со всего размаха в воду, окунулся, вынырнул и поплыл на остров.
Подскакал Аггей и видит, что зверь в кусты ушел. Погнал и он коня в воду.
Ступил конь в воду, шагнул три раза и ушел в воду по шею, а дальше нога и дна не достает.
Повернул Аггей назад на берег, думает: «Олень от меня и так не уйдет, а на такой быстрине, пожалуй, и коня утопишь». Слез с коня, привязал его к кусту, снял с себя дорогое платье и пошел в воду.
Плыл, плыл, едва не унесло. Наконец попробовал ногой — дно. «Ну, — думает, — сейчас я его достану», — и пошел в кусты.
Разгневался господь на Аггея. Призвал он к себе ангела и повелел ему, приняв на себя вид Аггеев, одеться в его платье, сесть на коня и ехать в город. И исполнил ангел волю господню по слову его.
Искал, искал зверя Аггей по кустам — нет зверя. Весь остров кругом обошел; поперек сквозь кусты излазил — нет ничего.
И не придумает Аггей, куда девался олень: впереди — река широкая, никакому зверю не переплыть; да и увидел бы он оленя, если бы тот поплыть вздумал. Досадно стало Аггею; однако делать нечего, надо назад ворочаться.
Он вышел к воде, бросил копье, чтоб не мешало, и приплыл к берегу. Смотрит — ни коня, ни платья нет.
Рассердился правитель, подумал, что украли, и решил строго наказать вора. Вышел он из воды, поднялся на крутой берег — чистое поле, нет никого. Нечего делать, нужно голому идти.
Идет, а трава ему ноги режет; непривычны они босиком ходить; солнце печет голое тело и голову. Шел, шел Аггей, поднялся на пригорок; видит, в лощине пастух коров и телят пасет.
Остановился Аггей и начал ему рукой махать.
— Эй, ты, — говорит, — поди сюда!
Пастух на него смотрит, удивляется. «Откуда, — думает, — среди чистого поля голый человек взялся?» Пошел к нему потихоньку; в одной руке кнут длинный, в другой — труба берестовая; сам в лаптях и в зипунишке худом; через плечо мешок для хлеба повешен. Аггей на него закричал:
— Ты чего не идешь, когда зовут?
— А ты кто такой? — спрашивает пастух. — Чего тебе надобно?
— Не видел ли, кто мое платье взял и коня увел?
— Да ты кто такой сам-то? — опять спрашивает пастух.
— Как, ты меня не знаешь? Я правитель ваш, Аггей.
Посмотрел на него пастух и засмеялся.
— Что ты, дурак, городишь! Правитель наш сейчас мимо меня в город с охоты проехал. Долго его тут охотники искали и нашли: вместе поехали.
— Как ты смеешь, раб, негодяй! — закричал Аггей.
— Пошел, пошел, — говорит пастух, — а то кнута отведаешь.
Не вспомнил себя правитель от гнева. Забыл он, что наг и безоружен, и бросился на пастуха. Схватил за плечо, хотел ударить, но пастух был сильнее: повалил он Аггея на землю и начал бить берестовою трубою. Бил-бил, пока береста вся не расплелась, и отошло тогда у него сердце.
— Вот, — говорит, — тебе за такие слова. Ступай!
Поднялся Аггей, весь избитый, побрел потихоньку. А пастух подумал, и жаль ему стало. «Напрасно, — думает, — я человека изобидел: может, он шальной какой или сумасшедший».
- Отошел Аггей немного от пастуха, слышит, тот зовет его.
- — Эй ты, воротись!
- Аггей обернулся, смотрит, а пастух в одной руке что-то держит, а другою рукою к себе его манит.
— Воротись! — кричит: — Куда ты голый пойдешь?.. На тебе хоть мешок.
Стоит Аггей, не шевелится. Горько и стыдно стало душе его. Пастух достал нож из-за пояса, прорезал в мешке три дыры: одну для головы, а две для рук, и подошел к Аггею.
— Мешок-то у меня пустой, хлеб весь съел. Нехорошо человеку голому ходить; надень вместо рубахи.
Надел он на него мешок. Пошел Аггей, ни слова не сказавши, в город. Идет, а сам думу думает о своей напасти и не знает, откуда она на него пришла. Обманщик, видно, какой-нибудь, на него похожий, его платье взял и коня увел.
И чем дальше идет Аггей, тем больше сердце у него разгорается. «Уж покажу я ему, что я Аггей — настоящий, грозный правитель. Прикажу на площадь отвести и голову отрубить.
А пастуха тоже так не оставлю», — подумал Аггей, да вдруг вспомнил про мешок и застыдился.
Шел он до вечера, а до города еще далеко. Пришлось ему в поле ночевать; зарылся в копну и проспал всю ночь. Поднялся с зарею и опять пошел; недалеко от города вышел на большую дорогу. По дороге много народу в город на базар идет и едет. Догоняет его обоз; стали его извозчики спрашивать, что он за человек и отчего это он в мешок одет.
Вспомнил Аггей про пастуховы побои и побоялся сказать правду.
— Я, — говорит, — не здешний житель; ехал я через ваш город по делам, да дорогой напали на меня разбойники, всего избили и ограбили, и коня, и платье, и деньги отняли. Надели на меня мешок, да и пустили.
Пожалели его добрые люди: собрали кто рубаху, кто штаны; один дал ему опорки старые, другой — кафтан, а третий — шапку. Поблагодарил их Аггей, спросил, как зовут и где их найти, и пошел в город уже повеселее.
«Скоро, — думает, — моему мучению конец. Злодея накажу, а тех, кто мне помог, награжу».
Пошел он прямо на соборную площадь: там его палаты стояли. Думал он в свои ворота войти, не узнала его стража и не пустила. Побоялся он, как бы опять бить не стали, отошел и стал думать, что ему делать.
Идти прямо в дом к себе нельзя: пока дойдешь до обманщика, и изобьют, и в тюрьму посадят, и убьют, пожалуй. «Надо потерпеть», — думает. Пошел на базар, где поденщики нанимались, и стал в толпу. Наняли его за малые деньги кирпичи на постройку носить.
Трудна была ему работа: все плечи в кровь с непривычки истер, а сам весь будто разбитый.
Получил он под вечер деньги и разделил их на три части: на одну хлеба купил, поел, другую про запас на ночлег оставил, а на третью купил бумаги, чтобы написать жене своей письмо.
Была у них одна великая тайна: знал про нее лишь он да жена его, и чтоб поверила она письму, написал он про эту тайну и, подойдя к своему дому, увидел одну женщину из прислужниц жены и отдал ей письмо для передачи.
Не узнала его в дурном платье и женина служанка. Стал Аггей недалеко от ворот, ответа поджидает.
А жена его, видя, что муж ее при ней, не могла поверить тому письму. Подумала, не проговорился ли муж кому про ту тайну и не злодей ли какой хочет смутить ее. Боялась она своего грозного мужа и знала, что если узнает он, что ей такие письма приносят, то накажет ее, не разобрав дела.
И чтобы отогнать того человека, что письмо написал, и напугать его, чтобы никогда больше не смел смущать ее, приказала слугам схватить его, привести во двор и высечь жестоко. Исполнили это слуги, отпустили Аггея чуть живого. Приплелся он на постоялый двор и всю ночь промучился: к утру лишь заснул.
И телу его было больно, а на душе и того хуже: гнев бессильный и ярость связанная терзали его, а хуже мучения нет.
На другой день пришел праздник, и стали хозяева с постоялого двора в церковь собираться. Нарядилась хозяйка и вышла за ворота, а муж во дворе чем-то замешкался. Стала жена мужа звать.
- — Иди, — кричит, — а то правитель в церковь пройдет, и не увидим его.
- Услышал это Аггей и спрашивает:
- — А кто у вас правитель?
— А ты не здешний, видно, что не знаешь? Правитель у нас Аггей. Правит он городом и всею областью уже двенадцать лет. Грозный у нас правитель: вчера увидела я его на улице, со страху чуть не упала.
Пошли хозяева в церковь, а Аггей не знает, что ему и думать. Махнул он рукой. «Будь что будет, — думает,- хуже того, что теперь, себе не сделаю; хоть и казнят меня, а пойду и обличу злодея». И пошел за хозяевами к собору и стал с народом на паперти, где проходить правителю.
И видит Аггей: идут его воины-телохранители с секирами и мечами, и начальники, и чиновники в праздничных одеждах. И идут под балдахином парчовым правитель с правительницей: одежды на них золототканные, пояса дорогими каменьями украшенные. И взглянул Аггей в лицо правителю и ужаснулся: открыл ему господь глаза, и узнал он ангела божия. И бежал Аггей в ужасе из города.
Бежал он долго, сам не зная, где и куда. И очутился он в дремучем лесу, и упал от усталости под деревом, и долго лежал без сил и без памяти, как будто бы оставила его на время душа его.
Проснулся он ночью, и дико ему стало. Забыл, что случилось в последние три дня, и не знает, отчего звезды из-за веток смотрят на него, отчего над ним деревья от ветра шумят, отчего ему холодно и лежит он не на своей пуховой постели, а на сырой траве. Стал вспоминать и все припомнил.
И горько плакал Аггей. Вспомнил он всю жизнь свою и понял, что не за выдранный лист наказал его господь, а за всю жизнь. «Прогневал я господа, — думает, — и будет ли мне теперь пощада и спасение?»
Долго лежал он и плакал, каясь в грехе своем и прося у бога помощи и силы. И послал ему господь силу.
Рассвело; Аггей встал, и вышел из леса, и пошел на светлый божий мир, к людям.
Год прошел, другой проходит, а жена Аггеева все думает, что муж ее вместе с нею в палатах живет.
Только удивляется она, отчего муж ее стал смирен и добр: не казнит никого и не наказывает; на охоту не ездит, а только в церковь ходит да разбирает ссоры и тяжбы и мирит поссорившихся.
Видится она с ним редко; посмотрит он на нее кротко, не по-прежнему, скажет ласковое слово и уйдет в свою горницу, и там затворится и сидит один.
Приступила она к нему наконец:
— Господин мой, скажи мне, чем я прогневала тебя, что ты удалил от себя жену свою? Не знаю за собой никакой вины; за что же ты другой год меня чуждаешься? Посмотрел на нее ангел, улыбнулся тихо и сказал:
— Ничем ты меня не прогневала, любезная жена, но я дал богу обет три года не знать тебя. Вот третий год уже наступает, и скоро будешь ты жить по-прежнему с мужем своим.
Сказал и ушел в свой покой и затворился. Заплакала жена и тоже пошла к себе.
Так прожили они три года. За неделю прежде, чем пойти четвертому, отдал правитель приказ собрать со всей области нищих и убогих. Будет на правителевом дворе всем им прием и угощение, и наделит их правитель дарами. Поскакали гонцы во все города, послали из городов приказ по селам и деревням, и со всех концов потянулись нищие.
И не знал никто до той поры, что так много нищих в области; все дороги покрыли они: хромые, безногие, безрукие, и слепые, и слабые, и юродивые, и убогие разумом, старые и малые. Идут нищие зрячие больше по одиночке, a слепые — артелями.
Собрались в город, и пришло их столько, что не только во дворе у правителя не поместились, а и всю соборную площадь заняли.
Пошел правитель в церковь, набились и нищие в церковь, те, которые попали, а другие толпою стали перед церковью на площади. Слуги же в то время на площади столы расставили, и покрыли их, и поставили на них пироги, и похлебки, и мясо, мед и вино. И сколько ни было нищих, всем места хватило.
Вышел правитель из церкви, остановился на паперти, дал знак рукой, и вся толпа стихла.
— Рад видеть вас всех, добрые люди: милости прошу хлеба-соли откушать. Садитесь по местам и кушайте, а пообедаете — еще к вам выйду.
Сказал и пошел в свои палаты. Стали за столы усаживаться; одна артель слепых целый стол заняла. Пришли эти слепые издалека; шли они тихо и долго; было их двенадцать человек, а поводырь у них был один.
Шел он впереди, двое за него держались, а за тех остальные по паре. Рассадил он их по местам, а сам стал служить: розлил им по мискам похлебку, пироги роздал, мясо нарезал, ложки в руки дал.
Едят слепые, а он от одного к другому ходит и служит им.
Вот в конце обеда вышел правитель из своих палат и начал обходить столы. Кого спросит о чем, кому ласковое слово скажет, а за ним идут слуги с деньгами и платьем и всех оделяют. Обошел всех и подходит к последнему столу, где слепая артель сидела. Увидел правителя поводырь — и задрожал и побледнел весь.
Подходит к нему правитель и спрашивает:
— Ты тоже нищий?
— Нет, великий правитель, не нищий я. Слуга я нищим.
— Добро сказал ты, человек. Как зовут тебя?
- Потупил поводырь глаза в землю:
- — Люди Алексеем зовут.
- Посмотрел ему в глаза ангел, улыбнулся и говорит:
— Не всякая ложь в ложь поставится. Иди за мной.
Оставил поводырь своих слепых и пошел за правителем в палаты. Идут они через толпу, и дивятся на них все люди: идут точно братья родные. Оба высокие и статные, оба черноволосые, и оба на одно лицо: только у поводыря в густых кудрях седины много серебрится да лицо почернело от ветра и солнца, а у правителя лицо белое и светлое.
Расступился народ, пропустил их; ушли они в палаты. Провел поводыря ангел в дальний покой и затворится с ним.
— Узнал я тебя, Аггей, — говорит правитель, — знаешь ли ты меня?
— Знаю, господин, что послан ты был наказать меня. Каюсь я в грехе моем и во всей жизни моей…
И заплакал Аггей, и плакал навзрыд. Стоит ангел перед ним: лицом просветлел и улыбается; поднял Аггей голову и перестал плакать: не видел он никогда улыбки такой.
— Кончилось наказание твое, — сказал ангел. — Возьми мантию правителеву, возьми меч и жезл и шапку правителеву. Помни, за что ты наказан был, и правь народом кротко и мудро, и будь отныне братом народу своему.
— Нет, господин мой, ослушаюсь я твоего веления, не возьму ни меча, ни жезла, ни шапки, ни мантии. Не оставлю я слепых своих братий: я им и свет и пища, и друг и брат.
Три года я жил с ними и работал для них, и прилепился душою к нищим и убогим.
Прости ты меня и отпусти в мир к людям: долго стоял я один среди народа, как на каменном столпе, высоко мне было, но одиноко, ожесточилось сердце мое и исчезла любовь к людям. Отпусти меня.
— Добро сказал ты, Аггей, — отвечал ангел. — Иди с миром!
И пошел поводырь Алексей со своими двенадцатью слепыми, и работал всю жизнь на них и на других бедных, слабых и угнетенных, и прожил так многие годы до смерти своей.
А ангел через три дня оставил тело правителя. Похоронили тело, и жалел народ своего правителя, который сначала гордым был, а после кротким стал.
Ангел же явился перед лицо господа.
Источник: https://detskie-skazki.net/garshin/34-skazanie-o-gordom-aggee.html
Всеволод Гаршин — Сказание о гордом Аггее
Гаршин Всеволод Михайлович
Сказание о гордом Аггее
Всеволод Михайлович Гаршин
Сказание о гордом Аггее
Жил в некоторой стране правитель; звали его Аггей. Был он славен и силен: дал ему господь полную власть над страною; враги его боялись, друзей у него не было, а народ во всей области жил смирно, зная силу своего правителя.
И возгордился правитель, и стал он думать, что никого нет на свете сильнее и мудрее его. Жил он пышно; множество у него было богатства и слуг, с которыми он никогда не говорил: считал их недостойными.
С женою своею жил в ладу, но держал и ее строго, так, что не смела она сама заговаривать, а ждала, пока не спросит ее или не скажет ей что-нибудь муж.
Жил так Аггей один, точно на высокой башне стоял. Снизу толпы народа на него смотрят, а он не хочет никого знать и стоит на своем низеньком помосте; думает что одно это место его достойно: хоть одиноко, да высоко.
Пошел в праздник Аггей в церковь. Пришел он туда с женою своею в пышных одеждах: мантии на них были златотканные, пояса с дорогими каменьями, а над ними несли парчовый балдахин.
И впереди их и сзади шли воины с мечами и секирами и довели их до царского места, откуда им слушать службу. Вокруг них стали начальники да чиновники.
И слушал Аггей службу и думал по-своему, как ему казалось, верно или неверно говорится в святом писании.
Начал протопоп книгу читать и дошел он до того места, где написано: «богатые обнищают, а нищие обогатеют». Услышал Аггей такие слова и разгневался.
— Что ты, — говорит, — поп, вздумал читать такую ложь? Не знаешь разве, как славен я и богат? Как мне обнищать и нищему обогатеть против меня?
- Протопоп же не слушал его и дальше стал читать книгу, и службу отслужил до конца, не отвечая Аггею.
- И разъярился правитель: протопопа велел заковать в кандалы и посадить в темницу, а лист, на котором те слова были написаны, велел из книги выдрать.
- Отвели протопопа в темницу и лист выдрали, а правитель Аггей пошел в свои палаты пировать и на пиру пил, ел и веселился.
Шел за городом один юноша и увидел оленя, такого рослого и красивого, что до тех пор и не видывал. И захотел он угодить правителю: побежал в город, пришел в его палаты и сказал об олене слугам. Донесли о том Аггею, и приказал он собираться на охоту.
Выехала охота в поле; увидели оленя и поскакали к нему. Стоит олень, голову поднял, на охоту оглядывается, будто ждет чего-то. Не видал такого зверя и сам Аггей: рослый и гладкий, морда тонкая, умная; рога как дерево ветвистое, от конца до конца целая сажень. Шерсть гнедая, блестит, как лощеная; ляжки белые, как снег.
Скачет к нему Аггей и дивится, что не уходит олень, а на него все смотрит большими глазами, точно сказать что-то хочет. Подскакал Аггей, думал уж копье метнуть; повернулся зверь, взмахнул ветвистыми рогами, прянул первым скоком на три сажени и пошел по полю; конь был у Аггея такой, что и цены ему не было, а стал отставать.
Обернулся правитель на своих охотников, а их уже едва и видно; посмотрел вперед на оленя и видит, что зверь пошел тише. «Ну, — думает, — догоню!» Скачет во всю конскую мочь и видит — все ближе и ближе к нему белые ляжки оленьи мелькают. Только хотел было копье бросить — олень обернул голову, наддал — опять Аггей далеко от него.
Охоты уже давно не видно, и скачут в чистом поле только олень да Аггей на коне.
Гонялся он за ним полдня; видит наконец, что олень к реке бежит. «Ну, думает, — если направо пойдет — пропал, а налево — мой!» Налево река луку сделала, и некуда зверю было оттуда уйти: сзади охотник, спереди река широкая, ни человеку, ни зверю не переплыть.
Повернул олень налево; задрожало у Аггея сердце от радости. Скачет, а сам думает: «Скоро река, некуда тебе уйти». Подскакал олень к берегу, а недалеко от берега островок небольшой, а на острове кусты густые и лес мелкий. Прыгнул олень со всего размаха в воду, окунулся, вынырнул и поплыл на остров.
Подскакал Аггей и видит, что зверь в кусты ушел. Погнал и он коня в воду.
Ступил конь в воду, шагнул три раза и ушел в воду по шею, а дальше нога и дна не достает.
Повернул Аггей назад на берег, думает: «Олень от меня и так не уйдет, а на такой быстрине, пожалуй, и коня утопишь». Слез с коня, привязал его к кусту, снял с себя дорогое платье и пошел в воду.
Плыл, плыл, едва не унесло. Наконец попробовал ногой — дно. «Ну, — думает, — сейчас я его достану», — и пошел в кусты.
Разгневался господь на Аггея. Призвал он к себе ангела и повелел ему, приняв на себя вид Аггеев, одеться в его платье, сесть на коня и ехать в город. И исполнил ангел волю господню по слову его.
Искал, искал зверя Аггей по кустам — нет зверя. Весь остров кругом обошел; поперек сквозь кусты излазил — нет ничего. И не придумает Аггей, куда девался олень: впереди — река широкая, никакому зверю не переплыть; да и увидел бы он оленя, если бы тот поплыть вздумал.
Досадно стало Аггею; однако делать нечего, надо назад ворочаться. Он вышел к воде, бросил копье, чтоб не мешало, и приплыл к берегу. Смотрит — ни коня, ни платья нет. Рассердился правитель, подумал, что украли, и решил строго наказать вора.
Вышел он из воды, поднялся на крутой берег — чистое поле, нет никого. Нечего делать, нужно голому идти. Идет, а трава ему ноги режет; непривычны они босиком ходить; солнце печет голое тело и голову.
Шел, шел Аггей, поднялся на пригорок; видит, в лощине пастух коров и телят пасет. Остановился Аггей и начал ему рукой махать.
— Эй, ты, — говорит, — поди сюда!
Пастух на него смотрит, удивляется. «Откуда, — думает, — среди чистого поля голый человек взялся?» Пошел к нему потихоньку; в одной руке кнут длинный, в другой — труба берестовая; сам в лаптях и в зипунишке худом; через плечо мешок для хлеба повешен. Аггей на него закричал:
— Ты чего не идешь, когда зовут?
— А ты кто такой? — спрашивает пастух. — Чего тебе надобно?
— Не видел ли, кто мое платье взял и коня увел?
— Да ты кто такой сам-то? — опять спрашивает пастух.
— Как, ты меня не знаешь? Я правитель ваш, Аггей.
Посмотрел на него пастух и засмеялся.
— Что ты, дурак, городишь! Правитель наш сейчас мимо меня в город с охоты проехал. Долго его тут охотники искали и нашли: вместе поехали.
— Как ты смеешь, раб, негодяй! — закричал Аггей.
— Пошел, пошел, — говорит пастух, — а то кнута отведаешь.
Не вспомнил себя правитель от гнева. Забыл он, что наг и безоружен, и бросился на пастуха. Схватил за плечо, хотел ударить, но пастух был сильнее: повалил он Аггея на землю и начал бить берестовою трубою. Бил-бил, пока береста вся не расплелась, и отошло тогда у него сердце.
— Вот, — говорит, — тебе за такие слова. Ступай!
Поднялся Аггей, весь избитый, побрел потихоньку. А пастух подумал, и жаль ему стало. «Напрасно, — думает, — я человека изобидел: может, он шальной какой или сумасшедший».
Источник: https://libking.ru/books/child-/children/18391-vsevolod-garshin-skazanie-o-gordom-aggee.html
Сказание о гордом Аггее — сказка Всеволода Гаршина
Жил в некоторой стране правитель; звали его Аггей. Был он славен и силен: дал ему господь полную власть над страною; враги его боялись, друзей у него не было, а народ во всей области жил смирно, зная силу своего правителя.
И возгордился правитель, и стал он думать, что никого нет на свете сильнее и мудрее его. Жил он пышно; множество у него было богатства и слуг, с которыми он никогда не говорил: считал их недостойными.
С женою своею жил в ладу, но держал и ее строго, так, что не смела она сама заговаривать, а ждала, пока не спросит ее или не скажет ей что-нибудь муж. Жил так Аггей один, точно на высокой башне стоял.
Снизу толпы народа на него смотрят, а он не хочет никого знать и стоит на своем низеньком помосте; думает что одно это место его достойно: хоть одиноко, да высоко. Пошел в праздник Аггей в церковь.
Пришел он туда с женою своею в пышных одеждах: мантии на них были златотканные, пояса с дорогими каменьями, а над ними несли парчовый балдахин. И впереди их и сзади шли воины с мечами и секирами и довели их до царского места, откуда им слушать службу. Вокруг них стали начальники да чиновники. И слушал Аггей службу и думал по-своему, как ему казалось, верно или неверно говорится в святом писании.
Начал протопоп книгу читать и дошел он до того места, где написано: «богатые обнищают, а нищие обогатеют». Услышал Аггей такие слова и разгневался.
— Что ты, — говорит, — поп, вздумал читать такую ложь? Не знаешь разве, как славен я и богат? Как мне обнищать и нищему обогатеть против меня?
- Протопоп же не слушал его и дальше стал читать книгу, и службу отслужил до конца, не отвечая Аггею.
- И разъярился правитель: протопопа велел заковать в кандалы и посадить в темницу, а лист, на котором те слова были написаны, велел из книги выдрать.
- Отвели протопопа в темницу и лист выдрали, а правитель Аггей пошел в свои палаты пировать и на пиру пил, ел и веселился.
Шел за городом один юноша и увидел оленя, такого рослого и красивого, что до тех пор и не видывал. И захотел он угодить правителю: побежал в город, пришел в его палаты и сказал об олене слугам. Донесли о том Аггею, и приказал он собираться на охоту. Выехала охота в поле; увидели оленя и поскакали к нему.
Стоит олень, голову поднял, на охоту оглядывается, будто ждет чего-то. Не видал такого зверя и сам Аггей: рослый и гладкий, морда тонкая, умная; рога как дерево ветвистое, от конца до конца целая сажень. Шерсть гнедая, блестит, как лощеная; ляжки белые, как снег.
Скачет к нему Аггей и дивится, что не уходит олень, а на него все смотрит большими глазами, точно сказать что-то хочет. Подскакал Аггей, думал уж копье метнуть; повернулся зверь, взмахнул ветвистыми рогами, прянул первым скоком на три сажени и пошел по полю; конь был у Аггея такой, что и цены ему не было, а стал отставать.
Обернулся правитель на своих охотников, а их уже едва и видно; посмотрел вперед на оленя и видит, что зверь пошел тише. «Ну, — думает, — догоню!» Скачет во всю конскую мочь и видит — все ближе и ближе к нему белые ляжки оленьи мелькают. Только хотел было копье бросить — олень обернул голову, наддал — опять Аггей далеко от него.
Охоты уже давно не видно, и скачут в чистом поле только олень да Аггей на коне. Гонялся он за ним полдня; видит наконец, что олень к реке бежит. «Ну, — думает, — если направо пойдет — пропал, а налево — мой!» Налево река луку сделала, и некуда зверю было оттуда уйти: сзади охотник, спереди река широкая, ни человеку, ни зверю не переплыть.
Повернул олень налево; задрожало у Аггея сердце от радости. Скачет, а сам думает: «Скоро река, некуда тебе уйти». Подскакал олень к берегу, а недалеко от берега островок небольшой, а на острове кусты густые и лес мелкий. Прыгнул олень со всего размаха в воду, окунулся, вынырнул и поплыл на остров. Подскакал Аггей и видит, что зверь в кусты ушел. Погнал и он коня в воду.
Ступил конь в воду, шагнул три раза и ушел в воду по шею, а дальше нога и дна не достает. Повернул Аггей назад на берег, думает: «Олень от меня и так не уйдет, а на такой быстрине, пожалуй, и коня утопишь». Слез с коня, привязал его к кусту, снял с себя дорогое платье и пошел в воду. Плыл, плыл, едва не унесло. Наконец попробовал ногой — дно.
«Ну, — думает, — сейчас я его достану», — и пошел в кусты. Разгневался господь на Аггея. Призвал он к себе ангела и повелел ему, приняв на себя вид Аггеев, одеться в его платье, сесть на коня и ехать в город. И исполнил ангел волю господню по слову его. Искал, искал зверя Аггей по кустам — нет зверя. Весь остров кругом обошел; поперек сквозь кусты излазил — нет ничего.
И не придумает Аггей, куда девался олень: впереди — река широкая, никакому зверю не переплыть; да и увидел бы он оленя, если бы тот поплыть вздумал. Досадно стало Аггею; однако делать нечего, надо назад ворочаться. Он вышел к воде, бросил копье, чтоб не мешало, и приплыл к берегу. Смотрит — ни коня, ни платья нет.
Рассердился правитель, подумал, что украли, и решил строго наказать вора. Вышел он из воды, поднялся на крутой берег — чистое поле, нет никого. Нечего делать, нужно голому идти. Идет, а трава ему ноги режет; непривычны они босиком ходить; солнце печет голое тело и голову. Шел, шел Аггей, поднялся на пригорок; видит, в лощине пастух коров и телят пасет. Остановился Аггей и начал ему рукой махать.
— Эй, ты, — говорит, — поди сюда!
Пастух на него смотрит, удивляется. «Откуда, — думает, — среди чистого поля голый человек взялся?» Пошел к нему потихоньку; в одной руке кнут длинный, в другой — труба берестовая; сам в лаптях и в зипунишке худом; через плечо мешок для хлеба повешен. Аггей на него закричал:
— Ты чего не идешь, когда зовут?
— А ты кто такой? — спрашивает пастух. — Чего тебе надобно?
— Не видел ли, кто мое платье взял и коня увел?
— Да ты кто такой сам-то? — опять спрашивает пастух.
— Как, ты меня не знаешь? Я правитель ваш, Аггей.
Посмотрел на него пастух и засмеялся.
— Что ты, дурак, городишь! Правитель наш сейчас мимо меня в город с охоты проехал. Долго его тут охотники искали и нашли: вместе поехали.
— Как ты смеешь, раб, негодяй! — закричал Аггей.
— Пошел, пошел, — говорит пастух, — а то кнута отведаешь.
Не вспомнил себя правитель от гнева. Забыл он, что наг и безоружен, и бросился на пастуха. Схватил за плечо, хотел ударить, но пастух был сильнее: повалил он Аггея на землю и начал бить берестовою трубою. Бил-бил, пока береста вся не расплелась, и отошло тогда у него сердце.
— Вот, — говорит, — тебе за такие слова. Ступай!
Поднялся Аггей, весь избитый, побрел потихоньку. А пастух подумал, и жаль ему стало. «Напрасно, — думает, — я человека изобидел: может, он шальной какой или сумасшедший».
- Отошел Аггей немного от пастуха, слышит, тот зовет его.
- — Эй ты, воротись!
- Аггей обернулся, смотрит, а пастух в одной руке что-то держит, а другою рукою к себе его манит.
— Воротись! — кричит: — Куда ты голый пойдешь?.. На тебе хоть мешок.
Стоит Аггей, не шевелится. Горько и стыдно стало душе его. Пастух достал нож из-за пояса, прорезал в мешке три дыры: одну для головы, а две для рук, и подошел к Аггею.
— Мешок-то у меня пустой, хлеб весь съел. Нехорошо человеку голому ходить; надень вместо рубахи. Надел он на него мешок. Пошел Аггей, ни слова не сказавши, в город. Идет, а сам думу думает о своей напасти и не знает, откуда она на него пришла.
Обманщик, видно, какой-нибудь, на него похожий, его платье взял и коня увел. И чем дальше идет Аггей, тем больше сердце у него разгорается. «Уж покажу я ему, что я Аггей — настоящий, грозный правитель. Прикажу на площадь отвести и голову отрубить.
А пастуха тоже так не оставлю», — подумал Аггей, да вдруг вспомнил про мешок и застыдился. Шел он до вечера, а до города еще далеко. Пришлось ему в поле ночевать; зарылся в копну и проспал всю ночь. Поднялся с зарею и опять пошел; недалеко от города вышел на большую дорогу.
По дороге много народу в город на базар идет и едет. Догоняет его обоз; стали его извозчики спрашивать, что он за человек и отчего это он в мешок одет.
Вспомнил Аггей про пастуховы побои и побоялся сказать правду.
— Я, — говорит, — не здешний житель; ехал я через ваш город по делам, да дорогой напали на меня разбойники, всего избили и ограбили, и коня, и платье, и деньги отняли. Надели на меня мешок, да и пустили.
Пожалели его добрые люди: собрали кто рубаху, кто штаны; один дал ему опорки старые, другой — кафтан, а третий — шапку. Поблагодарил их Аггей, спросил, как зовут и где их найти, и пошел в город уже повеселее.
«Скоро, — думает, — моему мучению конец. Злодея накажу, а тех, кто мне помог, награжу». Пошел он прямо на соборную площадь: там его палаты стояли. Думал он в свои ворота войти, не узнала его стража и не пустила. Побоялся он, как бы опять бить не стали, отошел и стал думать, что ему делать.
Идти прямо в дом к себе нельзя: пока дойдешь до обманщика, и изобьют, и в тюрьму посадят, и убьют, пожалуй. «Надо потерпеть», — думает. Пошел на базар, где поденщики нанимались, и стал в толпу. Наняли его за малые деньги кирпичи на постройку носить. Трудна была ему работа: все плечи в кровь с непривычки истер, а сам весь будто разбитый.
Получил он под вечер деньги и разделил их на три части: на одну хлеба купил, поел, другую про запас на ночлег оставил, а на третью купил бумаги, чтобы написать жене своей письмо.
Была у них одна великая тайна: знал про нее лишь он да жена его, и чтоб поверила она письму, написал он про эту тайну и, подойдя к своему дому, увидел одну женщину из прислужниц жены и отдал ей письмо для передачи. Не узнала его в дурном платье и женина служанка. Стал Аггей недалеко от ворот, ответа поджидает.
А жена его, видя, что муж ее при ней, не могла поверить тому письму. Подумала, не проговорился ли муж кому про ту тайну и не злодей ли какой хочет смутить ее. Боялась она своего грозного мужа и знала, что если узнает он, что ей такие письма приносят, то накажет ее, не разобрав дела.
И чтобы отогнать того человека, что письмо написал, и напугать его, чтобы никогда больше не смел смущать ее, приказала слугам схватить его, привести во двор и высечь жестоко. Исполнили это слуги, отпустили Аггея чуть живого. Приплелся он на постоялый двор и всю ночь промучился: к утру лишь заснул. И телу его было больно, а на душе и того хуже: гнев бессильный и ярость связанная терзали его, а хуже мучения нет.
На другой день пришел праздник, и стали хозяева с постоялого двора в церковь собираться. Нарядилась хозяйка и вышла за ворота, а муж во дворе чем-то замешкался. Стала жена мужа звать.
- — Иди, — кричит, — а то правитель в церковь пройдет, и не увидим его.
- Услышал это Аггей и спрашивает:
- — А кто у вас правитель?
— А ты не здешний, видно, что не знаешь? Правитель у нас Аггей. Правит он городом и всею областью уже двенадцать лет. Грозный у нас правитель: вчера увидела я его на улице, со страху чуть не упала. Пошли хозяева в церковь, а Аггей не знает, что ему и думать. Махнул он рукой.
«Будь что будет, — думает, — хуже того, что теперь, себе не сделаю; хоть и казнят меня, а пойду и обличу злодея». И пошел за хозяевами к собору и стал с народом на паперти, где проходить правителю. И видит Аггей: идут его воины-телохранители с секирами и мечами, и начальники, и чиновники в праздничных одеждах.
И идут под балдахином парчовым правитель с правительницей: одежды на них золототканные, пояса дорогими каменьями украшенные. И взглянул Аггей в лицо правителю и ужаснулся: открыл ему господь глаза, и узнал он ангела божия. И бежал Аггей в ужасе из города. Бежал он долго, сам не зная, где и куда.
И очутился он в дремучем лесу, и упал от усталости под деревом, и долго лежал без сил и без памяти, как будто бы оставила его на время душа его.
Проснулся он ночью, и дико ему стало. Забыл, что случилось в последние три дня, и не знает, отчего звезды из-за веток смотрят на него, отчего над ним деревья от ветра шумят, отчего ему холодно и лежит он не на своей пуховой постели, а на сырой траве. Стал вспоминать и все припомнил.
И горько плакал Аггей. Вспомнил он всю жизнь свою и понял, что не за выдранный лист наказал его господь, а за всю жизнь. «Прогневал я господа, — думает, — и будет ли мне теперь пощада и спасение?»
Долго лежал он и плакал, каясь в грехе своем и прося у бога помощи и силы. И послал ему господь силу.
Рассвело; Аггей встал, и вышел из леса, и пошел на светлый божий мир, к людям. Год прошел, другой проходит, а жена Аггеева все думает, что муж ее вместе с нею в палатах живет.
Только удивляется она, отчего муж ее стал смирен и добр: не казнит никого и не наказывает; на охоту не ездит, а только в церковь ходит да разбирает ссоры и тяжбы и мирит поссорившихся.
Видится она с ним редко; посмотрит он на нее кротко, не по-прежнему, скажет ласковое слово и уйдет в свою горницу, и там затворится и сидит один.
Приступила она к нему наконец:
— Господин мой, скажи мне, чем я прогневала тебя, что ты удалил от себя жену свою? Не знаю за собой никакой вины; за что же ты другой год меня чуждаешься?
Посмотрел на нее ангел, улыбнулся тихо и сказал:
— Ничем ты меня не прогневала, любезная жена, но я дал богу обет три года не знать тебя. Вот третий год уже наступает, и скоро будешь ты жить по-прежнему с мужем своим.
Сказал и ушел в свой покой и затворился. Заплакала жена и тоже пошла к себе. Так прожили они три года. За неделю прежде, чем пойти четвертому, отдал правитель приказ собрать со всей области нищих и убогих. Будет на правителевом дворе всем им прием и угощение, и наделит их правитель дарами.
Поскакали гонцы во все города, послали из городов приказ по селам и деревням, и со всех концов потянулись нищие. И не знал никто до той поры, что так много нищих в области; все дороги покрыли они: хромые, безногие, безрукие, и слепые, и слабые, и юродивые, и убогие разумом, старые и малые.
Идут нищие зрячие больше по одиночке, a слепые — артелями. Собрались в город, и пришло их столько, что не только во дворе у правителя не поместились, а и всю соборную площадь заняли. Пошел правитель в церковь, набились и нищие в церковь, те, которые попали, а другие толпою стали перед церковью на площади.
Слуги же в то время на площади столы расставили, и покрыли их, и поставили на них пироги, и похлебки, и мясо, мед и вино. И сколько ни было нищих, всем места хватило. Вышел правитель из церкви, остановился на паперти, дал знак рукой, и вся толпа стихла. — Рад видеть вас всех, добрые люди: милости прошу хлеба-соли откушать.
Садитесь по местам и кушайте, а пообедаете — еще к вам выйду. Сказал и пошел в свои палаты. Стали за столы усаживаться; одна артель слепых целый стол заняла. Пришли эти слепые издалека; шли они тихо и долго; было их двенадцать человек, а поводырь у них был один. Шел он впереди, двое за него держались, а за тех остальные по паре.
Рассадил он их по местам, а сам стал служить: розлил им по мискам похлебку, пироги роздал, мясо нарезал, ложки в руки дал. Едят слепые, а он от одного к другому ходит и служит им.
Вот в конце обеда вышел правитель из своих палат и начал обходить столы. Кого спросит о чем, кому ласковое слово скажет, а за ним идут слуги с деньгами и платьем и всех оделяют. Обошел всех и подходит к последнему столу, где слепая артель сидела. Увидел правителя поводырь — и задрожал и побледнел весь.
Подходит к нему правитель и спрашивает:
— Ты тоже нищий?
— Нет, великий правитель, не нищий я. Слуга я нищим.
— Добро сказал ты, человек. Как зовут тебя?
- Потупил поводырь глаза в землю:
- — Люди Алексеем зовут.
- Посмотрел ему в глаза ангел, улыбнулся и говорит:
— Не всякая ложь в ложь поставится. Иди за мной.
Оставил поводырь своих слепых и пошел за правителем в палаты. Идут они через толпу, и дивятся на них все люди: идут точно братья родные. Оба высокие и статные, оба черноволосые, и оба на одно лицо: только у поводыря в густых кудрях седины много серебрится да лицо почернело от ветра и солнца, а у правителя лицо белое и светлое.
Расступился народ, пропустил их; ушли они в палаты. Провел поводыря ангел в дальний покой и затворится с ним.
— Узнал я тебя, Аггей, — говорит правитель, — знаешь ли ты меня?
— Знаю, господин, что послан ты был наказать меня. Каюсь я в грехе моем и во всей жизни моей… И заплакал Аггей, и плакал навзрыд. Стоит ангел перед ним: лицом просветлел и улыбается; поднял Аггей голову и перестал плакать: не видел он никогда улыбки такой.
— Кончилось наказание твое, — сказал ангел. — Возьми мантию правителеву, возьми меч и жезл и шапку правителеву. Помни, за что ты наказан был, и правь народом кротко и мудро, и будь отныне братом народу своему.
— Нет, господин мой, ослушаюсь я твоего веления, не возьму ни меча, ни жезла, ни шапки, ни мантии. Не оставлю я слепых своих братий: я им и свет и пища, и друг и брат. Три года я жил с ними и работал для них, и прилепился душою к нищим и убогим.
Прости ты меня и отпусти в мир к людям: долго стоял я один среди народа, как на каменном столпе, высоко мне было, но одиноко, ожесточилось сердце мое и исчезла любовь к людям. Отпусти меня
— Добро сказал ты, Аггей, — отвечал ангел. — Иди с миром!
И пошел поводырь Алексей со своими двенадцатью слепыми, и работал всю жизнь на них и на других бедных, слабых и угнетенных, и прожил так многие годы до смерти своей.
А ангел через три дня оставил тело правителя. Похоронили тело, и жалел народ своего правителя, который сначала гордым был, а после кротким стал.
Ангел же явился перед лицо господа.
Читать другие сказки Гаршина.Список произведений.
Источник: https://skazkibasni.com/archives/11077