Анализ стихотворения тютчева листья 5, 6 класс

Поэтическое произведение «Листья» было создано Тютчевым в 1830 году. Оно является одним из философско-пейзажных стихотворений. Основная идея ЕГО заключается в том, что все ведущее к разрушению – ужасно, и не может быть допущено.

Анализ стихотворения Тютчева Листья 5, 6 класс

Образы первой строфы

Анализ стихотворения Тютчева «Листья» можно начать с описания его композиции. Произведение состоит из четырех строф-восьмистиший. В основе стихотворения поэт использовал прием олицетворения. Листья рассматриваются автором как живые, мыслящие создания. Все стихотворение построено в форме обширного монолога.

В подробном анализе стихотворения Тютчева «Листья» учащийся может указать, что построено оно на приеме контраста – радости и грусти воспоминаний о былом; статики, замирания и движения, энергии; умирания и возрождения.

В первой строфе произведения описывается зимний лес.

Здесь читатель слышит мотивы смирения, тоски, которые еще больше усиливаются частицей «пусть», а также стилистически сниженными лексическими единицами («торчат», «тощая зелень»).

В повествовании на этом этапе отсутствует динамика. С помощью образа сосновых и еловых игл поэт обрисовывает образ людей, которые не умеют жить яркой, полноценной и счастливой жизнью.

Им незнакомы страстные порывы и душевные искания, переживания их скудны и бледны. И повторение слова «ввек» еще больше подчеркивает неизменность их мира. Никакие новшества не могут войти в их скучное, однообразное бытие.

Также эти переживания поэт усиливает с помощью приема аллитерации – используются шипящие «с», «ш», «щ».

Вторая строфа

Продолжим анализ стихотворения Тютчева «Листья» разбором второй строфы. В ней читатель окунается в мир, противопоставляемый скучному однообразию существования «тощей зелени». Антитеза усиливается с помощью слова «кратко», противопоставляемого слову «ввек».

Листья – это символ людей, которые проживают свою жизнь ярко, со всеми переживаниями. Здесь уже автор стихотворения вводит эпитеты («красное лето», «легкое племя»). Быстротечность жизни страстных листьев передается в этой части произведения быстрой сменой глаголов.

В начале строфы они употребляются в настоящем времени, а в конце – в прошедшем.

Особенности третьей строфы

Анализ стиха Тютчева «Листья» знакомит читателя с третьей строфой. Здесь поэт изображает те перемены, которые приходят в жизнь листьев с наступлением холодов.

Тоска и грусть передаются отсутствием эпитетов, а также использованием тематических олицетворений, обозначающих угасание жизни. Во второй части строфы читатель находит риторический вопрос, который еще больше усиливается с помощью слова «даром».

И здесь же поэт предлагает решение проблемы – листья могут улететь вместе с южными ветрами в дали.

Анализ стихотворения Тютчева Листья 5, 6 класс

Заключительная часть

Анализ стихотворения Ф. И. Тютчева «Листья» показывает, что в четвертой, заключительной строфе темп произведения ускоряется. Это достигается поэтом за счет большого количества повторов, а также восклицательных фраз. Здесь Тютчев выражает олицетворения с помощью глаголов, стоящих в повелительном наклонении.

Автор снова использует яркие, образные эпитеты («буйные ветры», «докучливых ветвей»). В этой части стихотворения читатель видит, что листья больше не хотят мириться со своим положением. Они стремятся улететь в неизведанные края вместе с теплыми ветрами. И в последней строке уже слышатся победные интонации, свидетельствующие о сбывшейся мечте («мы с вами летим»).

Впечатление усиливается при помощи аллитерации звука «с», который создает ощущение свиста в этих строках.

Как закончился жизненный путь самого Тютчева

В анализе стихотворения Тютчева «Листья» учащийся может упомянуть и о том, какой же была кончина самого поэта – ждала ли его быстрая смерть, желание которой неявно присутствует в произведении? Возможно, он мечтал о скорой смерти, которая уносит человека подобно ветру, уносящему пожелтевшие листья. Но жизнь Тютчева сложилась иначе.

Уже находясь в преклонном возрасте, поэт пережил два инсульта. Первый случился в декабре 1872 года. Но поэт не захотел прислушиваться к рекомендациям врачей. И уже в январе отправился к друзьям.

Это решение оказалось для Тютчева роковым. Во время прогулки с ним произошел еще один инсульт. После второго он уже не оправился.

Все время до самой кончины он зависел от помощи близких людей, его организм не выполнял никаких команд.

Анализ стихотворения Тютчева Листья 5, 6 класс

Философия молодого поэта

Старости невозможно избежать, как невозможно и преодолеть немощность. В произведении поэт подчеркивает, что в этом периоде жизни нет ничего привлекательного, в нем отсутствует смысл.

Юный Тютчев еще не понимал того, что с каждым годом человек набирается мудрости, которая и питает старика богатой пищей для размышлений.

В завершении жизни поэт видит лишь только мрак, и поэтому, с присущим ему юношеским максимализмом, призывает ветер как можно скорее сорвать пожелтевшие листья с ветвей.

Анализ стихотворения Тютчева Листья 5, 6 класс

Внутренний мир автора

В анализе «Листьев» Тютчева можно рассказать о том, что это произведение открывает перед нами внутренний мир поэта, который не желает мириться с ограничениями старости. Лирический герой надеется, что его жизнь оборвется, подобно сорванным с ветвей пожелтевшим листьям, и что он не станет досаждать окружающим своими бесконечными нотациями и капризами.

Анализ стихотворения Тютчева Листья 5, 6 класс

Размышления, на которые наталкивает стихотворение

В анализе стихотворения Тютчева «Листья» школьник может рассказать о тех размышлениях философского характера, на которые наталкивает это произведение. Можно предположить, что автор произведения боялся состояния, свойственного засохшим ветвям. Он не хотел быть дряблым, беспомощным, костенеть в привычном круге жизни.

Тютчев в ярких красках описывает листья. И можно предположить, что поэт считает более приемлемой для себя жизнь, полную свободы. Лучше желтому листу быть сорванным и унесенным в неведомые дали, чем томиться на замерзшей ветке.

Поэт сравнивает желтый лист с пожилым человеком, которому, возможно, проще уйти из жизни внезапно, чем влачить существование, полное ограничений.

Анализ стихотворения Тютчева Листья 5, 6 класс

Художественные приемы

Теперь необходимо рассмотреть другие особенности произведения, чтобы добавить целостности анализу стихотворения Тютчева «Листья». В 3 классе школьникам еще не задают подобную работу.

Ведь в этом возрасте школьники еще не имеют представления о стихотворных размерах. Произведение написано двухстопным амфибрахием. В произведении используется женская рифмовка.

Ударение приходится на предпоследний слог.

Строфы разделяются на две полустрофы. Также произведение отличается чрезвычайно богатым поэтическим синтаксисом.

Здесь есть и риторический вопрос, и восклицательные предложения, и синтаксический параллелизм, который читатель найдет в третьей строфе («Птички отпели…», «Цветы отцвели…»). Также в произведении встречается и сравнение («Как иглы ежа»).

Произведение напоминает, что не стоит человеку мириться с унылой серостью будней. Необходимо всеми силами стремится скрасить свою жизнь, наполнять ее добром, красотой, страстью и эмоциями.

Источник: https://www.syl.ru/article/360992/f-i-tyutchev-listya-analiz-stihotvoreniya

«Листья», анализ стихотворения Тютчева

Анализ стихотворения Тютчева Листья 5, 6 класс

  • Федор Иванович Тютчев
  • Листья
  • Пусть сосны и ели

Всю зиму торчат,В снега и метелиЗакутавшись, спят, –Их тощая зелень,Как иглы ежа,Хоть ввек не желтеет,Но ввек не свежа.

Мы ж, легкое племя,

Цветем и блестимИ краткое времяНа сучьях гостим.Всё красное летоМы были в красе –Играли с лучами,Купались в росе!..

Но птички отпели,

Цветы отцвели,Лучи побледнели,Зефиры ушли.Так что же нам даромВисеть и желтеть?Не лучше ль за нимиИ нам улететь!

О буйные ветры,

Скорее, скорей!Скорей нас сорвитеС докучных ветвей!Сорвите, умчите,Мы ждать не хотим,Летите, летите!Мы с вами летим!..

«Листья», анализ стихотворения Тютчева

Стихотворение «Листья», созданное в 1830 году, относится к раннему периоду творчества Ф. Тютчева. Оно входит в число пейзажно-философских произведений поэта. Наряду с изображением леса в нем нашли отражение философские размышления поэта о смысле жизни, о том, что можно считать подлинной жизнью.В основе поэтической пьесы лежит олицетворение.

Листья рассматриваются как живые существа, чувствующие и думающие. Все повествование построено в форме «монолога» листьев («мы ж легкое племя», «мы были в красе», «мы с вами летим»).Композиция стихотворения включает четыре строфы-восьмистишия, при этом каждую из них составляют обозначенные четверостишиями-предложениями две полустрофы.

Произведение построено на контрастах: грусти и радости воспоминаний, статики и динамики, смерти и жизни. Первая строфа описывает зимний лес. В ней звучат настроения смирения и тоски, усиленные частицей «пусть» и стилистически сниженной лексикой (торчат, тощая зелень, не свежа). В повествовании отсутствует динамика.

Иглы сосен и елей символизируют людей, не умеющих ярко, полноценно жить. Они лишены порывов и исканий, а их эмоции и чувства бедны и тусклы («тощая зелень»). Повтор лексемы «ввек» подчеркивает неизменность их скучной и однообразной жизни. Такие люди не чувствуют опустошения (зелень «ввек не желтеет»), но и не ощущают всей полноты жизни («ввек не свежа»).

Эти ощущения усиливает аллитерация свистящих и шипящих звуков «с», «ш», «щ».Вторая строфа погружает в мир, воспринимаемый листьями как подлинная жизнь. Противопоставление с первой строфой усиливают антитеза «ввек — кратко» и частица «ж». Листья символизируют людей, проживающих свою жизнь страстно, всеми чувствами.

Эту часть произведения отличает приподнятое настроение, созданное с помощью богатого образного строя: автор вводит эпитеты «красное лето», «легкое племя», олицетворения «цветем», «блестим». Аллитерация сонорных согласных «м» и «л» подчеркивает одухотворенность такой жизни.

Быстротечность и мимолетность жизни листьев передается сменой времени глаголов: в первой части строфы глаголы имеют настоящее время, а во второй – употреблены в прошедшем времени (купались, играли).Третья строфа изображает перемены, которые приносит в жизнь листьев приход осени.

Грустное настроение создается отсутствием ярких эпитетов, использованием олицетворений, обозначающих угасание (отпели, отцвели, побледнели, ушли). Первое четверостишие имеет вид бессоюзного нераспространенного предложения, при этом глаголы в нем употреблены в прошедшем времени.

Во второй части строфы с помощью риторического вопроса, усиленного эмоционально окрашенным словом «даром», выражено сомнение: «Так что же нам даром висеть и желтеть?». Здесь же предлагается решение проблемы – улететь с южными теплыми ветрами.

В четвертой строфе темп ускоряется, что достигается за счет патетических интонаций, обилия повторов и восклицательных предложений. Олицетворения выражены глаголами в повелительном наклонении (сорвите, умчите, летите) или в настоящем времени (мы… летим). Поэт использует яркие эпитеты («буйные ветры», «докучливых ветвей»).

Листья стремятся улететь с ветром, не желая мириться со скучным и бессмысленным существованием. В последней строке («Мы с вами летим!») звучат победные интонации сбывшейся мечты. Ощущение свиста ветра и ощущение полета создается Тютчевым при помощи аллитерации звука «с» и ассонанса гласных «о», «у», «е».

«Листья» отличает богатство поэтического синтаксиса: риторический вопрос, насыщенность восклицательными предложениями, синтаксический параллелизм в третьей строфе («Птички отпели//, Цветы отцвели//, Лучи побледнели//, Зефиры ушли»). Стихотворение насыщено олицетворениями, эпитетами, встречается также сравнение (как иглы ежа). Произведение написано двухстопным амфибрахием, трехсложной стопой с ударением на втором слоге.

Стихотворение «Листья» напоминает, что в быстротечном течении жизни не нужно мириться с серостью будней, нужно стремиться наполнить каждый прожитый день радостью, принося в мир красоту, гармонию и добро.


Поэма Н.В. Гоголя «Мертвые души» — величайшее произведение мировой литературы. В омертвении душ персонажей — помещиков, чиновников, Чичикова — писатель усматривает трагическое омертвение человечества, унылое движение истории по замкнутому кругу. Сюжет «Мертвых душ» (последовательность встреч Чичикова с помещиками) отражает представления Гоголя о возможных степенях деградации человека. «Один за другим следуют у меня герои один пошлее другого», — отмечал писатель. В самом деле, если Манилов еще сохраняет в себе некоторую привлекательность, то Плюшкин, закрывающий галерею помещиков-крепостников,
Если обратиться к структуре поэмы, то можно заметить, что в ней выведены представители господствующих сословий: дворяне, чиновники, «миллионщики» и т. д. Народ непосредственно не показан в поэме, не считая слуги Петрушки, кучера Селифана и еще нескольких эпизодических лиц. Это не значит, что жизнь народа осталась за пределами поэмы. Но на переднем плане представлены привилегированные сословия. К ним и относится название поэмы «Мертвые души», потрясшее, по словам Герцена, всю Россию. Гоголь с необычайной силой вскрыл паразитизм и разложение господствующих сословий, живших за счет крепостного пр
Русский язык богат разнообразными правилами правописания, без которых он был бы намного легче и проще, но не стоит забывать, что правильное написание вносит в текст определенный смысл. Как не вспомнить слова замечательного русского языковеда XIX в. И. И. Срезневского: «Дерзким самодуром назвал бы в наше время всякий того, кто позволил бы себе написать или напечатать что-нибудь, не для примера безграмотности, так, чтобы слова не отделялись одно от другого, чтобы хотя в некоторых из слов, хоть после точек, заканчивающих периоды, не поставлены были прописные буквы, чтобы хоть изредка не были пост
О событиях революции 1917 года остались противоречивые отклики её участников, которые обвиняли друг друга, учили ненавидеть и карать. Когда «года минули, страсти улеглись», начали появляться произведения, которые стремились показать послереволюционные события объективно.     Одним из таких произведений является роман М. Шолохова «Поднятая целина». Глубокой бороздой прошла революция по станицам и хуторам Дона. Она разделила вчерашних друзей и даже членов одной семьи на два непримиримых лагеря. Стремительно менялась жизнь людей в эту пору, зачастую даже против здравого смысла и принципов гуманно
«Повести Белкина» (1830) включают пять произведений: «Выстрел», «Метель», «Гробовщик», «Станционный смотритель», «Барышня-крестьянка». К ним примыкает «История села Горюхина». Повести широко охватывают современную Пушкину действительность. В них даны картины общественных отношений и быта и поместного дворянства («Метель», «Барышня-крестьянка»), и армейских офицеров («Выстрел»), и городских ремесленников («Гробовщик»), и мелких чиновников («Станционный смотритель»), и крепостного крестьянства («История села Горюхина»). Пушкин выпустил повести анонимно, приписав авторство вымышленному лицу — И
Сейчас смотрят:{module Анализ стихотворения:}

Читайте также:  Мой любимый герой войны и мира (роман толстого)

Источник: https://retsept-goda.ru/analiz-stikhotvoreniya/5835-listya-analiz-stikhotvoreniya-tyutcheva.html

Анализ стихотворения Тютчева «Листья»

Анализ стихотворения Тютчева Листья 5, 6 класс

Все это создает обездвиженный, жалкий и тоскливый образ хвойных деревьев. Листья не желают такой спокойной жизни, «в снега и метели закутавшись», спать. Несмотря на то что хвоя сосен и елей не меняет своей окраски, свежей она тоже никогда не станет. Неизменность подобного состояния усиливает повтор слова «ввек».

Зелени лиственных деревьев, наоборот, свойственно обновление, поэтому она всегда свежа. Жизнь «легкого племени», описанная во второй строфе, полна энергии: они цветут, блестят, играют с лучами и купаются в росе «все красное лето», хоть и находясь непродолжительное время в качестве гостей.

Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Более 700 выполненных заказов!

Заказать сочинение

В 1-4 стихах третьей строфы представлен прием синтаксического параллелизма. Использование нераспространенных частей в этом предложении может подтверждать поэтическую мысль о том, что жизнь быстротечна.

Но даже при наступлении осени листья не желают без толку висеть.

Использование в 5-8 стихах риторического вопроса и восклицания передает их стремление к полету, к переменам, поэтому в следующей строфе листья обращаются к «буйным ветрам», призывая сорвать их и унести с собой.

Многочисленные повторы в последней строфе («скорее, скорей», «сорвите, сорвите», «летите, летите») усиливают их неудержимое желание отправиться в путешествие.

Аллитерация звуков [с], [р], ассонанс звука [о] позволяют услышать порывы ветров, их свист и гул, ощутить свободу полета листьев. В многоточии, стоящем в конце строфы, угадывается неопределенность будущего.

Зелени лиственных деревьев неведомо, что ей предстоит погибнуть, истлев в земле, ведь однажды ветры стихнут.

Композиционно стихотворение, написанное двухстопным амфибрахием, состоит из четырех строф, представляющих собой восьмистишия. В восьмистишиях каждые четыре стиха рифмуются перекрестным способом с чередованием женской и мужской рифм.

Однако отличительная особенность стихотворной организации заключается в том, что пятая и седьмая строки I-III строф являются холостыми, придавая произведению особое звучание и ритм. В IV строфе холостая рифма представлена в 1 и 3 стихе.

Такой перенос холостых строк в начало стихотворения словно акцентирует внимание читателя на сильном желании листьев улететь с ветрами.

Ведущим художественным приемом в стихотворении является олицетворение, причем это относится не только к листьям, наделенным способностью размышлять, чувствовать, но и к хвойным деревьям («пусть сосны и ели спят»), к ветрам («зефиры ушли»). Используемые поэтом эпитеты помогают читательскому воображению рисовать красочные образы: «легкое племя», «красное лето», «буйные ветры», «с докучных ветвей». Ярким изобразительно-выразительным средством является также антитеза.

В произведении образ жизни легких, энергичных и эмоциональных листьев противопоставлен однообразному, унылому существованию сосен и елей.

Так и в жизни одни люди тяготеют к переменам, приключениям, наслаждаются каждым прожитым днем, другие отличаются пассивностью, возможно, ограниченностью в проявлении эмоций и чувств.

Стихотворение Тютчева, несмотря на преобладание природной тематики, наводит на философские размышления о скоротечности жизни, о необходимости жить как в последний раз, не бояться изменить свои будни, поддаваясь иногда душевным порывам.

Источник: https://sochinyalka.ru/2017/04/analiz-stihotvorenija-tjutcheva-listja28.html

Ответы Mail.ru: Анализ стихотворения Тютчев листья

С первой строфы стихотворение Тютчева «Листья» можно причислить к пейзажной лирике, так как Тютчев описывает зимний лес, «закутавшийся в снег» . Однако, стоит заметить, что дальнейшее описание природы немного странное: не чувствуется ни восхищения, ни умиления природными красотами.

Более того, Тютчев указывает на то, что на фоне снежных сугробов зеленые иглы елей и сосен смотрятся мертвыми и жалкими: «Их тощая зелень, Как иглы ежа, Хоть ввек не желтеет, Но ввек не свежа» По мнению Ф. Тютчева, гораздо честнее поступают осины и березы – их листья падают на землю. , когда приходит время.

И только некоторые из них даже в зимнее время виднеются из-за снежных шапок, что выглядит весьма печально и удручающе. Вторая часть стихотворения «Листья» — это как бы сравнительный анализ сущности человека и природы.

Несмотря на свою очевидную молодость, автор произведения чувствует себя в душе намного старше, поэтому и пишет, что и он, и его сверстники – «легкое племя» , подчеркивает кратковременность жизни, сравнивая это всё с природой: «Мы ж, легкое племя, Цветем и блестим И краткое время На сучьях гостим… » Люди, подобно листьям, радуются ветру, солнцу, росе.

«Но птички отпели, цветы отцвели» , -пишет автор. Этим он намекает на то, что юность проходит мимолетно, зрелость же приносит много разочарований, а старость – зачастую осознание собственной никчемности. «Так что же нам даром висеть и желтеть? » , — вопрошает Тютчев. Естественно, процесс стремительного течения жизненных лет невозможно приостановить.

По мнению поэта, жизнь в пожилом возрасте еще и теряет свой смысл. Не осознавая того, что с каждым прожитым годом человек становится хотя бы на толику мудрее, юный Федор Тютчев в конце жизни видит лишь разочарование и противится тому, чтобы испытать его на личном опыте.

Поэтому, источая юношеский максимализм, автор призывает ветер срывать пожелтевшие листья с веток, думая, что людям в старости благоразумнее завершить свой земной путь, отправиться в вечное странствие, нежели мешать окружающим.

«Сорвите, умчите, мы ждать не хотим, летите, летите! Мы с вами летим! » , -через эту строку автор передает свое отношение к старости.

Автор был убежден, что будет умирать молодым, ему не доведется испытать то разочарование и потерю смысла жизни, что, по его мнению, присуще престарелому возрасту. Он рассчитывает на то, что жизнь его оборвется внезапно, не оставляя времени для того, чтобы сожалеть о её скоротечности.

Но не стоит предаваться унынию, мало ли что написал неразумный юноша (тем более, что сам он прожил 70 лет) . Проводя анализ слога, можно сказать, что стихотворение Федора Тютчева «Листья» состоит из 4-х строф по 8 строк в каждой. Количество знаменательных слов примерно равно в каждой из строф. Стопа – трёхсложная, ударение на 2-м слоге.

Данное произведение не только о природе, но и об отношении к жизни, о том, что можно назвать настоящей жизнью, по мнению автора. Значит, стихотворение не только пейзажное, но еще и относится к философской лирике. Чему же оно нас учит? Скорее всего, не задумываться о том, что жизнь коротка и напрасна, важнее – стремиться заполнить её светом, не примиряться с серостью каждого прожитого дня, приносить в мир красоту и добро. Источник: Анализ стихотворения Федора Тютчева «Листья»

Анализ стихотворения Тютчева «Листья» Формально стихотворение следует отнести к пейзажной лирике, поскольку автор описывает в нем укрытый обильными снегами зимний лес. Но мы сразу же замечаем необычность описания – в нем нет ни умиления, ни восхищения красотами природы.

Более того, автор обращает наше внимание на жалкий, мертвый вид зелени елей и сосен на фоне роскошной белизны снега. Гораздо рациональнее и честнее, по его мнению, поступают деревья, скидывающие на зиму свою листву. Во второй части стихотворения Тютчев проводит как бы сравнительный анализ сущности человека и природы.

Несмотря на юный возраст, автор ощущает себя глубоким старцем, себя и своих ровесников именует «легким племенем» , дни которого кратковременны.

Человек радуется росе, ветру и солнечным лучам словно листок, однако цветы отцветают, птицы умолкают, что в ситуации с человеком означает, что молодость быстротечна, зрелые годы полны разочарований, а старость – осознания никчемности и болезней. Такое состояние автор сравнивает с бесполезно желтеющим поздним листком.

Невозможно избежать старости и преодолеть немощность, поэтому старческая жизнь лишена не только привлекательности, но и всякого смысла, — утверждает автор. Юный поэт еще не осознал, что с каждым прожитым годом к человеку приходит мудрость и питает его богатой пищей для размышлений.

В конце любой жизни Тютчев видит лишь мрак разочарования, пытается противиться неизбежному и с присущим молодости максимализмом обращается к ветру с призывом как можно скорее сорвать бесполезные листья с веток.

Пусть они скорее заканчивают свою земную жизнь, отправляются в бесконечное путешествие и не досаждают близким своими нравоучениями, болезнями и капризами. Анализ стихотворения «Листья» недвусмысленно открывает перед нами душу молодого поэта, который ничего не желает знать о бесполезной, по его мнению, старости, уверен, что умрет молодым, более того – видит в этом единственно разумный и рациональный исход. Лирический герой стихотворения призывает ветер поскорее сорвать бесполезные листья. Молодой Тютчев боится старости, рассчитывает, что его собственная жизнь оборвется внезапно, словно жизнь неожиданно сорванного с ветки листка.

Федор Тютчев как поэт, проповедующий идеи романтизма, сформировался примерно к середине 19 века. Однако первые стихи им были написаны еще до путешествия за границу, которое полностью изменило взгляды Тютчева на современную русскую литературу.

К раннему периоду творчества относится и стихотворение «Листья», которое было написано в 1830 году, когда его автору едва исполнилось 17 лет. С первых строк это произведение можно отнести к пейзажной лирике, так как поэт описывает зимний лес, укрытый шапками снега. Однако это описание кажется весьма странным.

В нем нет восхищения или же умиления красотой природы. Наоборот, Тютчев отмечает, что иголки сосен и елей хоть и не утратили своей зелени, однако на фоне снежных сугробов выглядят жалкими и мертвыми. Гораздо честнее, на его взгляд, поступают березы и осины, листья которых, отмирая, падают на землю.

И лишь некоторые из них даже зимой проглядывают из-за снежных шапок, являя собой весьма печальное и удручающее зрелище. Вторая часть стихотворения «Листья» посвящена сравнительному анализу сущности природы и человека.

Автор, несмотря на очевидную молодость, ощущает себя в душе глубоким старцем, поэтому пишет о том, что он и его ровесники – «легкое племя», жизнь которого кратковременна. Люди, словно листья, радуются солнечным лучам, ветру и росе.

«Но птички отпели, цветы отцвели», — отмечает автор, намекая на то, что молодость проходит очень быстро, зрелость приносит разочарование, а старость – болезни и осознание собственной никчемности. «Так что же нам даром висеть и желтеть?», — вопрошает автор.

По его мнению, старость и немощность невозможно побороть, однако жизнь в пожилом возрасте теряет не только свою привлекательность, но и смысл.

Еще не осознав того, что каждый прожитый год делает человека мудрее и дает ему богатую пищу для размышлений, Тютчев видит в финале любой жизни лишь разочарование и всячески противится тому, чтобы на личном опыте его испытать.

Именно поэтому с юношеским максимализмом он призывает ветер сорвать с веток пожелтевшие листья, подразумевая, что старикам гораздо разумнее закончить свой земной путь и отправиться в вечное путешествие, чем досаждать окружающим своими капризами, болезнями и нравоучениями.

«Сорвите, умчите, мы ждать не хотим, летите, летите! Мы с вами летим!», — именно так юный Тютчев формулирует свое отношение к старости. Создавая это стихотворение, поэт убежден, что умрет достаточно молодым, и ему не доведется испытать те чувства, которые свойственны людям пожилого возраста на пороге естественной смерти.

Автор рассчитывает на то, что его жизнь оборвется внезапно, и у него не будет времени на сожаления о том, что она оказалась столь скоротечной. Правда, сбыться юношеским надеждам Тютчева было не суждено, так как последние полгода перед смертью он провел в постели, полностью парализованный и зависимый от близких ему людей. Тем не менее, в какой-то степени стихотворение «Листья» оказалось пророческим, так как Тютчев до самых последних дней своей жизни не смог смириться с тем, что его тело отказывается выполнять команды мозга, дряхлеет и утрачивает жизненную силу. Именно поэтому, пережив свой первый инсульт в декабре 1872 года, поэт не захотел прислушиваться к увещеваниям врачей, и уже 1 января отправился с дружеским визитом к знакомым. Это решение стало для поэта роковым, так как во время прогулки с ним случился повторный инсульт, после которого Тютчев уже не смог оправиться. Равно как и не сумел опровергнуть истину о том, что у каждого человека – своя судьба, и попытки ее изменить, подстроив под собственные желания, лишь в исключительных случаях могут увенчаться успехом.

Читайте также:  Краткое содержание произведений хемингуэя

Спасибо, помогли, но ему чтоли по правде было 17 лет?

С первой строфы стихотворение Тютчева «Листья» можно причислить к пейзажной лирике, так как Тютчев описывает зимний лес, «закутавшийся в снег» . Однако, стоит заметить, что дальнейшее описание природы немного странное: не чувствуется ни восхищения, ни умиления природными красотами.

Более того, Тютчев указывает на то, что на фоне снежных сугробов зеленые иглы елей и сосен смотрятся мертвыми и жалкими: «Их тощая зелень, Как иглы ежа, Хоть ввек не желтеет, Но ввек не свежа» По мнению Ф. Тютчева, гораздо честнее поступают осины и березы – их листья падают на землю. , когда приходит время.

И только некоторые из них даже в зимнее время виднеются из-за снежных шапок, что выглядит весьма печально и удручающе. Вторая часть стихотворения «Листья» — это как бы сравнительный анализ сущности человека и природы.

Несмотря на свою очевидную молодость, автор произведения чувствует себя в душе намного старше, поэтому и пишет, что и он, и его сверстники – «легкое племя» , подчеркивает кратковременность жизни, сравнивая это всё с природой: «Мы ж, легкое племя, Цветем и блестим И краткое время На сучьях гостим… » Люди, подобно листьям, радуются ветру, солнцу, росе.

«Но птички отпели, цветы отцвели» , -пишет автор. Этим он намекает на то, что юность проходит мимолетно, зрелость же приносит много разочарований, а старость – зачастую осознание собственной никчемности. «Так что же нам даром висеть и желтеть? » , — вопрошает Тютчев. Естественно, процесс стремительного течения жизненных лет невозможно приостановить.

По мнению поэта, жизнь в пожилом возрасте еще и теряет свой смысл. Не осознавая того, что с каждым прожитым годом человек становится хотя бы на толику мудрее, юный Федор Тютчев в конце жизни видит лишь разочарование и противится тому, чтобы испытать его на личном опыте.

Поэтому, источая юношеский максимализм, автор призывает ветер срывать пожелтевшие листья с веток, думая, что людям в старости благоразумнее завершить свой земной путь, отправиться в вечное странствие, нежели мешать окружающим.

«Сорвите, умчите, мы ждать не хотим, летите, летите! Мы с вами летим! » , -через эту строку автор передает свое отношение к старости.

Автор был убежден, что будет умирать молодым, ему не доведется испытать то разочарование и потерю смысла жизни, что, по его мнению, присуще престарелому возрасту. Он рассчитывает на то, что жизнь его оборвется внезапно, не оставляя времени для того, чтобы сожалеть о её скоротечности.

Но не стоит предаваться унынию, мало ли что написал неразумный юноша (тем более, что сам он прожил 70 лет) . Проводя анализ слога, можно сказать, что стихотворение Федора Тютчева «Листья» состоит из 4-х строф по 8 строк в каждой. Количество знаменательных слов примерно равно в каждой из строф. Стопа – трёхсложная, ударение на 2-м слоге.

Данное произведение не только о природе, но и об отношении к жизни, о том, что можно назвать настоящей жизнью, по мнению автора. Значит, стихотворение не только пейзажное, но еще и относится к философской лирике. Чему же оно нас учит? Скорее всего, не задумываться о том, что жизнь коротка и напрасна, важнее – стремиться заполнить её светом, не примиряться с серостью каждого прожитого дня, приносить в мир красоту и добро.

История создания
Разбор стихотворения следует начать с истории его написания. В 1821 г. Федор Иванович отправился на службу в Германию. Будучи дипломатом, мужчина не забывал о своем таланте к поэтическому искусству. В его «мюнхенских» произведениях важную роль играют философские мотивы.

Видимо, это связано с тем, что в Германии поэт познакомился с философом Шеллингом, который отстаивал идею единства противоположностей в природе. Спустя 9 лет жизни за границей Тютчев создал «Листья» (1830 г.), в которых отразилась идея немецкого философа. В 1879 г. стихотворение было напечатано на страницах журнала «Русская беседа».

До сегодняшнего дня оно считается одним из лучших образцов пейзажно-философской лирики в русской литературе. Тема
Природа неоднократно вдохновляла Тютчева на философские искания. В анализируемом стихотворении автор развил сразу две темы: размышления листьев о своей «жизни»; противопоставление холодного спокойствия мятежной натуре.

Чтобы раскрыть душу природы, поэт использовал олицетворение, очеловечив листья. Лирический герой произведения практически не проявляет себя, он сливается с образом листьев, ведь полностью разделяет их взгляды. В первых двух строфах стихотворения листья признаются, что считают себя красивее хвои. «Тощая зелень» елей, по их мнению, никогда не выглядит живой.

Листья не могут понять, как можно проспать всю зиму, закутавшись в метели. «Легкое племя» открыто восхищается собой: «мы… цветем и блестим». Листья вспоминают, как летом игрались с солнцем и купались в росе. Веселое настроение зеленой компании гаснет, когда она осознает, что на пороге осень.

Листья рассматриваются вокруг и видят, что все вокруг отцвело, побледнело, а птицы смолкли. «Легкое племя» не хочет желтеть, поэтому решает улететь с ветром. Теперь ветви кажутся листьям «докучными», поэтому они пытаются улететь как можно скорее. В образе листьев можно разглядеть человеческую натуру.

Они символизируют людей, которые не могут сидеть на одном месте в ожидании старости. Такие люди стремятся к новым свершениям и свободе. Иглы елей символизируют противоположный человеческий характер. Главная мысль образно выражается в строках: «так что же нам даром висеть и желтеть?». Композиция
Стихотворение написано в форме монолога листьев.

В нем по смыслу можно выделить две части: размышления листьев о хвое, сравнение «тощей зелени» со своей красотой и решение улететь за ветром. Формально произведение состоит из четырех октав (восьмистиший). Жанр
Жанр стихотворения – элегия, так как в нем посредством пейзажа развивается философская тема.

В стихах второй части чувствуется грустное настроение, хоть листья и вдохновлены предстоящим путешествием. Стихотворный размер – двустопный амфибрахий. Ф. И. Тютчев использовал перекрестную рифмовку АВАВ, мужские и женские рифмы. Средства выразительности
Для оригинальной интерпретации философской темы Федор Иванович использовал средства выразительности.

При помощи них создаются образы природы, воспроизводятся чувства и эмоции главных героев. Преобладают в стихотворении метафоры: «сосны и ели… в снега и метели закутавшись, спят», «мы ж, легкое племя», «краткое время на сучьях гостим», «зефиры ушли».

Завершающие штрихи «наносятся» при помощи эпитетов: «тощая зелень», «красное лето», «докучные ветви», «буйные ветры». Сравнение всего одно: «зелень, как иглы ежа». В некоторых строках важную роль играет аллитерация, например, грусть листьев подчеркивается при помощи согласных «с», «ж» («так что же нам даром висеть и желтеть?»), а их решительность передается нанизыванием слов с согласным «р» («Скорее, скорей!, Скорее сорвите нас…»).

Пользуйтесь — https://www.sochinyashka.ru/russkaya_literatura/analiz-stihotvoreniya-tutcheva-listya.html

Источник: https://touch.otvet.mail.ru/question/97572435

Листья

Пусть сосны и ели
Всю зиму торчат,
В снега и метели
Закутавшись, спят,—
Их тощая зелень,
Как иглы ежа,
Хоть ввек не желтеет,

Но ввек не свежа.

Мы ж, легкое племя,
Цветем и блестим
И краткое время
На сучьях гостим.
Все красное лето
Мы были в красе—
Играли с лучами,

Купались в poce!..

Но птички отпели,
Цветы отцвели,
Лучи побледнели,
Зефиры ушли.
Так что же нам даром
Висеть и желтеть?
Не лучше ль за ними

И нам улететь!

О буйные ветры,
Скорее, скорей!
Скорей нас сорвите
С докучных ветвей!
Сорвите, умчите,
Мы ждать не хотим,
Летите, летите!

Мы с вами летим!..

Анализ стихотворения Тютчева «Листья»

Федор Тютчев как поэт, проповедующий идеи романтизма, сформировался примерно к середине 19 века. Однако первые стихи им были написаны еще до путешествия за границу, которое полностью изменило взгляды Тютчева на современную русскую литературу. К раннему периоду творчества относится и стихотворение «Листья», которое было написано в 1830 году, когда его автору едва исполнилось 17 лет.

С первых строк это произведение можно отнести к пейзажной лирике, так как поэт описывает зимний лес, укрытый шапками снега. Однако это описание кажется весьма странным. В нем нет восхищения или же умиления красотой природы.

Наоборот, Тютчев отмечает, что иголки сосен и елей хоть и не утратили своей зелени, однако на фоне снежных сугробов выглядят жалкими и мертвыми. Гораздо честнее, на его взгляд, поступают березы и осины, листья которых, отмирая, падают на землю.

И лишь некоторые из них даже зимой проглядывают из-за снежных шапок, являя собой весьма печальное и удручающее зрелище.

Вторая часть стихотворения «Листья» посвящена сравнительному анализу сущности природы и человека. Автор, несмотря на очевидную молодость, ощущает себя в душе глубоким старцем, поэтому пишет о том, что он и его ровесники – «легкое племя», жизнь которого кратковременна.

Люди, словно листья, радуются солнечным лучам, ветру и росе. «Но птички отпели, цветы отцвели», — отмечает автор, намекая на то, что молодость проходит очень быстро, зрелость приносит разочарование, а старость – болезни и осознание собственной никчемности.

«Так что же нам даром висеть и желтеть?», — вопрошает автор.

По его мнению, старость и немощность невозможно побороть, однако жизнь в пожилом возрасте теряет не только свою привлекательность, но и смысл.

Еще не осознав того, что каждый прожитый год делает человека мудрее и дает ему богатую пищу для размышлений, Тютчев видит в финале любой жизни лишь разочарование и всячески противится тому, чтобы на личном опыте его испытать.

Именно поэтому с юношеским максимализмом он призывает ветер сорвать с веток пожелтевшие листья, подразумевая, что старикам гораздо разумнее закончить свой земной путь и отправиться в вечное путешествие, чем досаждать окружающим своими капризами, болезнями и нравоучениями.

«Сорвите, умчите, мы ждать не хотим, летите, летите! Мы с вами летим!», — именно так юный Тютчев формулирует свое отношение к старости.

Создавая это стихотворение, поэт убежден, что умрет достаточно молодым, и ему не доведется испытать те чувства, которые свойственны людям пожилого возраста на пороге естественной смерти.

Автор рассчитывает на то, что его жизнь оборвется внезапно, и у него не будет времени на сожаления о том, что она оказалась столь скоротечной.

Правда, сбыться юношеским надеждам Тютчева было не суждено, так как последние полгода перед смертью он провел в постели, полностью парализованный и зависимый от близких ему людей.

Тем не менее, в какой-то степени стихотворение «Листья» оказалось пророческим, так как Тютчев до самых последних дней своей жизни не смог смириться с тем, что его тело отказывается выполнять команды мозга, дряхлеет и утрачивает жизненную силу.

Именно поэтому, пережив свой первый инсульт в декабре 1872 года, поэт не захотел прислушиваться к увещеваниям врачей, и уже 1 января отправился с дружеским визитом к знакомым.

Это решение стало для поэта роковым, так как во время прогулки с ним случился повторный инсульт, после которого Тютчев уже не смог оправиться. Равно как и не сумел опровергнуть истину о том, что у каждого человека – своя судьба, и попытки ее изменить, подстроив под собственные желания, лишь в исключительных случаях могут увенчаться успехом.

Источник: https://shkolnaiapora.ru/literaturnoe-chtenie/tyutchev-fyodor-ivanovich/listya.html

Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева «Листья»

Стихотворение Ф.И. Тютчева «Листья» является образцом его изначальных взглядов на русскую литературу, которое было написано поэтом в весьма юном, семнадцатилетнем возрасте. Именно тогда, в 1830 году молодой поэт не по годам серьезно размышляет о человеческой природе и быстротечности жизни.

Произведение «Листья» можно было бы разделить на части, которые имеют разные оси. Начало произведения можно обозначить пейзажной лирикой. С первых слов перед читателями вырастает хвойный лес, дремлющий под снежным покровом и при этом остающийся всегда зеленым.

При этом автор не прибегает к ожидаемому восхищению родными пейзажами. Напротив, Тютчеву кажется, что эта вечная молодость фальшива и, не смотря на то, что ели и сосны никогда не желтеют, они никогда не смогут быть истинно молодыми и постоянно возрождаться весной, подобно остальным деревьям.

«Их тощая зелень»,- говорит автор и подчеркивает тем самым, что даже когда вечно зеленая хвоя укутана снегом, она все равно остается жалкой. Однако в этом созерцании автор закладывает значительно больший смысл и на примере сосен указывает на тех людей, которые живут без исканий, пресекают любые порывы.

Их жизнь скучна и однообразна, при этом они не ощущают опустошения («ввек не желтеет»), а потому их жизнь нельзя назвать полноценной.

Читайте также:  Волки и овцы - краткое содержание пьесы островского

Вслед за этим, во второй строфе автор противопоставляет описанным ранее людям тех, кто живет, не подавляя своих чувств, и имеет страсть к жизни. Именно такие люди сравниваются с настоящими листьями. При этом с помощью смены времен глаголов в первой и второй строфах автору удается сделать акцент на том, что жизнь листьев быстротечна и мимолетна.

С третьей строфой связаны перемены, которые наступают в жизни листьев, когда приходит осень. Здесь нет ярких эпитетов, а олицетворения направлены на обозначение угасания: «отпели», «отцвели», «побледнели».

Однако уже далее автор ставит риторический вопрос: «Так что же нам даром висеть и желтеть?», что ставит под сомнение неизменность данного положения и сразу же находится решение – отправиться вслед за тем, что уже ушло.

В завершении стихотворения, повелительными наклонениями «сорвите», «умчите», «летите» автор говорит о том, что, по его мнению, стареть, оставаться на одном месте и влачить существование, меняя один безликий день на другой не возможно. Так Тютчев определяет свое отношение к жизни и желание умереть молодым. Последняя строка «Мы с вами летим!» является победой, в которой сбывается мечта.

Пейзажно-философское произведение «Листья» говорит о необходимости каждый день наполнять свою жизнь радостью, приносить добро и гармонию и не мириться с серым потоком будней.

Источник: https://lib.repetitors.eu/literatura/130-2010-01-15-07-46-27/3641——lr

Анализ стихотворения Тютчева Листья 5

Произведение “Листья” относиться к раннему творчеству поэта. Оно было создано в 1830г., когда Федору Тютчеву исполнилось семнадцать лет.

Это пейзажная лирика, где автор описывает зимний лес, покрытый снегом. Но эта характеристика кажется достаточно подозрительной. Поскольку здесь нет восторга или же удивления над красотами окружающей природы.

Напротив, поэт выделяет, что сосновые и еловые иголочки хоть и не потеряли своей яркости, но на фоне снега, смотрятся невзрачными и увядшими. Гораздо справедливее отмечает то, как ведут себя в этой ситуации лиственные деревья, у которых листочки отмирают, и слетают. И лишь немногие из них, даже в зимнюю пору, выглядывают из под заснеженных шапок.

Что помогает создать пейзаж весьма унылым и печальным.

Вторая половина произведения посвящается сравнению окружающего мира и человека. Поэт, не обращая внимания на свою юность, чувствует себя в душе древним стариком. Пишет о том, что люди его возраста, это “легкое племя”, жизнь которых быстра и скоротечна. Люди, как листья, счастливы солнечному дню, ветерку, траве.

Но юность проходит достаточно быстро, зрелый возраст – грусть, старчество – страдания и понимание своей беспомощности.

Как думает Федор Тютчев, старчество и беспомощность нереально избежать, но пребывание в пожилом возрасте не имеет никакого смысла, оно теряет все возможные краски и радость. Еще не понимая, что прожитые года делают человека умнее и дает хорошую почву для раздумий, поэт видит в окончании своей жизни только боль и обиды, и всячески пытается этого избежать.

Анализ стихотворения Листья Тютчева

В этом хрестоматийном для современников стихотворении Тютчева главные герои – листья, чей век ярок, но недолог, сравниваются с хвойными иголками – зелеными вечно. И все же симпатии автора на стороне скоротечной и сочной жизни листьев.

Начинается стихотворение как раз с допущения: “Пусть!..” Относится оно к елям и соснам. Хвойные деревья всю зиму зеленые, но они все же спят в снегах, а не живут полной жизнью. Их зелень сравнивается с иглами ежа: иголки их колючие, холодные. Да, они вечнозеленые, но они, действительно, не бывают никогда свежими.

Нет смерти, но нет и возрождения – обновления.

Здесь возникает вечный вопрос : лучше жить ярко и быстро сгореть рано или вести спокойное и размеренное, безопасное, но скучное существование. Чаще именно люди искусства, например, поэты живут быстро и ярко, рано погибают.

Одушевленные листья в стихотворении называют себя “легкое племя”, рассказывают о своей веселой жизни. Листья цветут, блестят, являясь гостями на ветках. Зато, как их ждут люди, животные, птицы! Лучшее время для листьев – лето.

Они, как живые, играют лучами, купаются в росе. Здесь намек на то, что листья похожи на молодежь, полную сил и оптимизма.

Теперь листья вспоминают свою летнюю “юность”, ведь пришла осень. В стихотворении подчеркивается, что цветы уже отцвели, а лучи побледнели, вот и листьям пожелтевшим пора слететь с веток. Птиц, которые теперь отпели, листья нежно называют “птички”.

Конечно, как и люди, листья здесь испытывают самые теплые чувства к своим радостным воспоминаниям.

Стихотворение написано в середине девятнадцатого века, поэтому логично, что многие слова кажутся нашим современникам устаревшими. Например, в этой второй строфе продолжается описание воспоминаний: Зефиры ушли. И это даже не устаревшее слово, а поэтическое.

Зефиром называли в древнегреческой мифологии божество именно теплого, легкого, весеннего ветра. Раз Зефир ушел, то кончился теплый ветер, пришли холода. Сейчас, конечно, для обывателей зефир – это, в бытовом понимании, десерт.

Получается, что поэт разными описательными конструкциями передает окончание лета.

В третьей строфе поэт рисует печальную картину окончания прекрасной поры, но листья как раз и не хотят просто так желтеть на ветках. В принципе, они могли бы! Но они, по своему радостному характеру, хотят улететь с последними птицами и теплыми ветрами, подарить, на прощание, прекрасный листопад.

Сомнение, которое у листьев еще было в третьей строфе сменяется уверенностью, призывом к ветру. Листья обращаются с горячей просьбой сорвать их с ветвей как можно быстрее. Ветви им кажутся уже скучными, надоевшими, перспектива зимних снегов – печальна. Череда глаголов создает страстный призыв к действию: “Сорвите – умчите – летите”. Глаголы повторяются, повторяется слово “быстрей”.

Во всем этом звучит уверенность и страсть.

Важно, что стихотворение было написано поэтом, когда ему было только семнадцать лет. Понятно, что его юношеский задор, романтизм, протест против рутины сполна нашел отражение в этих строках.

Важно, что юноша смог поставить себя на место старика, прочувствовать весь ужас старости и немощности, рутины. Он как будто предрекает себе раннюю кончину, но в итоге вышло не так.

Поэт дожил до старости, в конце жизни даже некоторое время после инсульта был прикован к постели, но не хотел мириться со своей немощностью.

  • Тютчев, не обращая внимания на предостережение врачей, отправился в гости, где его и застиг второй инсульт.
  • Это страстное, романтичное и немного философское стихотворение.
  • 3, 5, 6 класс
  • Анализ стихотворения Листья по плану

Источник: https://studentguide.ru/sochineniya-na-raznye-temy/analiz-stixotvoreniya-tyutcheva-listya-5.html

Анализ лирического стихотворения. Ф.И. Тютчев. "Листья"

Цели:

1. Обучить анализу пейзажного стихотворения в
единстве формы и содержания.

2. Отработать приёмы анализа стихотворной
формы: определение размера, рифмы, строфики.

3. Продолжить работу над средствами
выразительности поэтической речи.

4. Ввести понятие философской лирики.
Определить Ф. И. Тютчева как поэта-философа.

5. Обогатить внутренний мир шестиклассников
путём приобщения к ценностям русской классики.

1. Беседа по домашнему заданию.

Стихотворение какого поэта анализировали мы на
предыдущем уроке?

А.А. Фет «Ель рукавом мне тропинку
завесила…”.

  • Чтение стихотворения наизусть.
  • Кто лирический герой стихотворения?
  • Как поэт передаёт в пейзажном стихотворении
    состояние лирического героя?
  • Как менялось настроение на протяжении
    стихотворения?
  • Связано ли настроение героя с состоянием
    природы?

2. Сегодня мы познакомимся с ещё одним
стихотворением об осени, написанным уже другим
поэтом XIX века – Федором Ивановичем Тютчевым. Это
стихотворение » Листья”.

Чтение учителем.

— Кто является героем стихотворения, чей голос
мы слышим?
Похоже ли на стихотворение А.А. Фета?
Встречались ли нам раньше стихотворения, где бы
героем выступал неодушевлённый предмет, но поэт
наделял бы его способностью переживания? (М.Ю.
Лермонтов «Парус”)

— На какие смысловые отрезки, по-вашему, можно
разделить это стихотворение?

Как правило, поэты делят стихотворения на
строфы, придавая каждому отрезку завершенность.
Почему это стихотворение не разделено на строфы?

Индивидуальные задания:

1. Подумайте, почему поэт употребил глагол
«торчат” по отношению к соснам и елям? Почему он
не употребил, например, глагол «стоят”? Поясните
своё понимание авторского словоупотребления.

2. Подберите синоним к слову «тощая”,
употреблённому Тютчевым. Считаете ли вы выбор
поэта удачным? Что, по-вашему, хотел подчеркнуть
автор выбранным эпитетом?

3. Определите размер стихотворения, его рифму.
Способствует ли выбранный размер созданию
образа листьев как «лёгкого племени”?

Фронтальная беседа – коллективный анализ
стихотворения с составлением таблицы.

Композиция Динамичность (глаголы) Образность Звукопись
1 строфа. Противопоставление сосен и елей листьям. Торчат, спят, не желтеет Тощая зелень, как иглы ежа, не свежа С-с-с-с-з-ч-с-з-ш-с-с-щ-з-ж-ж-с-ж
2 строфа. Листья летом. Цветём, блестим, гостим, играли, купались Лёгкое племя, краткое время + олицетворения. Л-л-м-м-л-м-р-р-л-л-м-р
3 строфа. Перемены с приходом осени. Отпели, отцвели, побледнели, ушли, висеть, желтеть, не лучше ль…улететь Олицетворения, даром висеть. Пт-тп-цв-цв-бл-шл-чт-лт
4 строфа. Мечта о полёте. Сорвите, сорвите, умчите, ждать не хотим, летите, летим Буйные ветры, с докучных ветвей + олицетворения. О-у-е-ес-о-е-е-с-о-е-с-о-и-е-с-о-у-е-е-с… далее ассонанс

— Итак, в чём же своеобразие каждой части?

Противопоставляя себе сосны и ели, листья
говорят о них как о лишенных жизненных сил.
Повтор (ввек) подчёркивает неизменность,
однообразие такого существования.

Какую нагрузку несут средства образной
выразительности?

— Какими приёмами звукописи пользуется поэт?
(Аллитерация шипящих и свистящих). Стоит ли
завидовать вечной их зелени? Видимо, поэтому
образ сосен и елей больше не возникнет в
художественном пространстве стихотворения.

Ответ учащихся по заданиям 1 и 2.

Вторая часть стихотворения погружает нас в
тот мир, который воспринимается листьями как
подлинная жизнь.

Что противопоставляется вечной зелени сосен
и елей?
Антитеза ввек – краткое время
усиливает намеченное противопоставление.

Меняется ли звуковой строй этой части? В
этом отрезке текста обилие сонорных согласных, и
данная аллитерация позволяет подчеркнуть
одухотворённость, гармоничность краткой, но
яркой жизни.

Самое «шумное” слово – «сучьях” —
как раз и обозначает тот мир, который не живёт,
если не украшен мимолетной красотой листьев. Не
случайно именно здесь так много олицетворений
(гостим, играли, купались).

— Какие глагольные формы использованы в этом
фрагменте?
Употребление глаголов сначала в
настоящем, а затем в прошедшем времени
подчёркивает мимолётность, быстротечность жизни
листьев. Лишь определив себя как «лёгкое племя”,
они осознают, что их «краткое время” уже прошло
(глаголы в пр. вр.)

Третья часть наименее богата по своему
образному строю
. Исчезает мелодичность
предыдущей части, все глаголы либо в пр. вр., либо
в инфинитиве. Нет ярких эпитетов, даже
олицетворения несут значение угасания,
безжизненности.

Сам синтаксис предложения,
повествующего о наступившей осени, беден: это
бессоюзное предложение, состоящее из четырёх
нераспространённых частей. Но именно в этой
части встречается нам единственное
вопросительное предложение. В нём и звучит самое
эмоционально нагруженное слово.

Какое? (Даром)
Если сейчас «висеть даром”, то что же было
недаром? Были в красе – не только красовались, но
и делали мир красивее, несли радость.
Обратим
внимание на фразу «луга побледнели”.

Конкретизирует
ли она время? Важно ли это?
Пора золотой осени
прошла, уже нет осенней пышности, впереди лишь
умирание.

А следующая фраза – уже не вопрос, хотя
вопросительная интонация допустима. Почему?
Выбор уже сделан
.

— Чем существенно отличается последняя часть
стихотворения?

В этой части исключительно восклицательные
предложения, обилие повторов, она явно
отличается от остальных уже тем, что начинается с
патетического «О”, задающего иное звучание.
Удивительно соединяется аллитерация «с” с
преобладающим звучанием гласных. Что этим
достигается?
Полёт, свобода, свист ветра.

— Почему же листья так стремятся улететь с
ветром?
Для них неприемлемо скучное,
бессмысленное существование. Только в этой части
вновь после описания лета возникает глагол в
форме первого лица на стоящего времени.

— Что этим достигается? Это вновь действие
самих листьев, а значит – жизнь.

Ответ ученика по вопросу 3.

— Можно ли утверждать, что это стихотворение
исключительно о природе?

Нет, оно об отношении к жизни, о том, что можно
назвать подлинной жизнью. Такие вопросы называют
философскими. Значит, стихотворение не только
пейзажное, но и философское. Ф.И. Тютчев вошёл в
литературу именно как поэт-философ.

— Как же поэт отвечает на вопрос о подлинных
ценностях жизни?
Ничто не бывает напрасно.
Краткая жизнь, если она яркая, несущая в мир
радость, ценнее бесцветного вечного
существования.

По сути, человеческая жизнь тоже
быстротечна, так чему же учит нас стихотворение
«Листья”?
Не думать о том, как коротка жизнь, а
стремиться наполнить её светом, не мириться с
серостью каждого дня, а стремиться принести в мир
красоту, а значит – добро.

Домашнее задание: выучить наизусть,
попытаться проанализировать самостоятельно по
образцу любимое стихотворение о природе.

Источник: https://xn--d1ababeji4aplhbqk6k.xn--p1ai/load/analiz_liricheskogo_stikhotvorenija_f_i_tjutchev_quot_listja_quot/41-1-0-12490

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]