Анализ стихотворения заболоцкого о красоте человеческих лиц

Анализ стихотворения Заболоцкого О красоте человеческих лицАнализ стихотворения Заболоцкого О красоте человеческих лиц

Время на чтение: 4 минуты Анализ стихотворения Заболоцкого О красоте человеческих лиц

Краткий анализ

«О красоте человеческих лиц» написано во время оттепели. Тогда многие поэты были на творческом подъёме. Произведение вышло в свет в 1955 году, когда Николай Алексеевич активно поддерживал организацию «Объединение реального искусства». Автор проповедовал идею написания таких произведений, чтобы даже дети могли понять, что значит стихотворение.

Целостный разбор позволяет проанализировать «О красоте человеческих лиц»:

Анализ стихотворения Заболоцкого О красоте человеческих лиц

  1. Тема — лицо является зеркалом души.
  2. Жанр — философская лирика.
  3. Композиция — одночастная. Мысль постепенно развивается он начала до конца произведения.
  4. Сравнения — «есть лица, подобные пышным порталам», «другие — как башни», «словно темница».
  5. Эпитеты — «ликующие песни», «жалкие лачуги».
  6. Анафора — «есть лица».
  7. Метафоры — «малую хижину знал я когда-то», «струится дыханье весеннего дня».

Это не просто стихотворение о человеческих лицах. Произведение посвящено тому, что на них отражается жизненный путь личности, её характер и наклонности.

При умении анализировать такую информацию, можно самостоятельно узнать намного больше о человеке, чем он сам рассказал.

Также Николай Алексеевич Заболоцкий обращает внимание читателя, что при оценке человека приоритетом не должна быть красота лица.

Необходимо оценивать душу, которую можно увидеть и во внешности.

Композиция, жанр и средства выразительности

С самого начала произведения автор начинает описывать различные лица-здания. Сперва он проводит аналогии, а потом делает вывод. Благодаря такой конструкции интерпретация и понимание идеи доходит до читателя проще. Для каждого сравнения поэт чаще всего использует 2 строки.

В произведении читается мысль, что внутреннее состояние отражается и на внешнем. Оно может придать человеку либо жалости, либо достоинства.

Заболоцкий создал целую галерею из различных обликов, проводя параллели с жалкими лачугами и прекрасными архитектурными сооружениями. Создаётся впечатление, что люди лишаются своих истинных обличий. Вместо них они надевают маски.

Анализ стихотворения Заболоцкого О красоте человеческих лиц

Всё стихотворение строится на контрасте. Великому противопоставляется жалкое. Между этими образами Заболоцкий старается делать плавный переход. Также в строчках читатель может увидеть критику неказистых «хижин», так как автор считает, что это является отражением жизненного пути.

В качестве основного художественного средства в произведении выступают метафоры. Почти во всех строчках поэт пишет о доме, который символизирует человеческий облик.

Стихотворение не делится на строфы, хотя в нём отчётливо видны отдельные катрены. Благодаря этому создаётся символизм совокупности различных обликов, которые можно видеть каждый день. Спокойная интонация один раз обрывается восклицанием, выражающим восторг Заболоцкого. Интонация и ритм отлично сочетаются с композицией и содержанием стихотворения.

Сам же автор отдаёт предпочтение лицам, которые сравнивает с маленькими хижинами, так как из них струится жизнь. По мнению Заболоцкого, они доброжелательны, открыты для всех и наполнены радостью. В окна этих хижин хочется смотреть снова и снова. В конце поэт подчёркивает, что в обликах видна внутренняя красота человека.

Источник: https://nauka.club/literatura/stikhi/stikhotvorenie-o-krasote-chelovecheskikh-lits-zabolotskogo-n-a.html

О красоте человеческих лиц: анализ стихотворения николая заболоцкого

В творчестве Заболоцкого неоднократно поднимались философские темы. Не стало исключением стихотворение «О красоте человеческих лиц». Анализ произведения позволяет лучше узнать идею работы и увидеть использованные художественные приемы. Автор размышляет о том, что первостепеннее — душа или внешность человека.

История создания

Стихотворение написано в 1955 году и относится к позднему периоду творчества поэта. В России была хрущевская оттепель и многие люди искусства испытывали творческий подъем. Николай Заболоцкий в это время поддерживал организацию «Объединение реального искусства». Поэт выступал за то, чтобы стихотворения писались понятным языком. Текст должны быть легкодоступным даже для детей.

В произведении о красоте человека Заболоцкий скрыл глубокий смысл. Автор показал, что жизненный путь человека, его моральные ценности отражаются буквально на лице. Душа отражается во внешности, поэтому один будет красивым, а другой — нет. Если уметь буквально считывать информацию с лица, то можно сразу определять суть человека.

Стих Заболоцкого отражает его житейскую мудрость. В тексте наблюдается тонкое понимание жизни. Поэтому поэт смог реализовать свою идею о создании понятной поэзии.

Краткое содержание

Анализ стихотворения Заболоцкого О красоте человеческих лиц

Стихотворение начинается со строчки: «Есть лица подобные пышным порталам». В ней поэт сравнивает внешность людей с небольшими домами, которые скрывают многое в себе. Некоторые напоминают только разваливающиеся лачуги, которые пропитаны запахами дешевой еды. Но есть и совсем необычные внешности. Такие люди выглядят мертвыми и отрешенными, словно отгороженными решетками.

Были и те, кто напоминал своим видом башни. Но в окна таких зданий давно уже не заглядывало солнце и создается ощущение, что там никто не живет. Дальше лирический герой признается, что он помнил одну интересную хижину. Она была неказистой, бедной, некрасивой, но в то же время от нее исходил свет жизни.

В последних строчках лирический герой делает важное открытие.

Перед ним предстает чудесный и великий мир, который наполнен прекрасными людьми. Они словно чудесные ноты, которые позволяют соткать небесную песню. Именно это важно ценить в людях и всегда искать эту душевную красоту.

Художественные приемы

Если проанализировать стихотворение, то можно выделить нарастающую эмоциональность. В конце герой выражает мысль о том, что мир прекрасен и в нем много красивых лиц, только нужно постараться их найти. В «О красоте человеческих лиц» композиция не делится на части. В первых строчках поэт описывает разные лица, потом делает вывод.

Подобное построение текста облегчает его восприятие. Автор сравнивает внешность людей с разными типами зданий и на каждый вид отводит по две строчки. В конце он отмечает, что некоторые лица напоминают песни и из них соткана небесная музыка.

Жанр стихотворения — философская лирика. Лирический герой размышляет на тему того, что собой представляет настоящая красота. Он глубоко и чувственно рассказывает о своем виденье. В работе использованы следующие средства выразительности:

  • эпитеты — у поэта лачуги предстают жалкими, лица — мертвыми, а песни — ликующими;
  • метафоры — Заболоцкий показывает хижину живой, весенний день он наделяет дыханием, а лица закрывает решетками;
  • сравнение — поэт сравнивает лица с башнями, темницами, нотами.

Анализ стихотворения Заболоцкого О красоте человеческих лиц

В тексте можно найти анафору, которая придает ему особую выразительность. С помощью нее поэт отделяет метафоры друг от друга, подчеркивает тему стихотворения. Через сравнения Заболоцкий показывает различия в лицах и подчеркивает, что нужно смотреть в окна — через них можно увидеть душу.

Поэт четко выражает свою позицию в тексте. Ему по душе больше нравятся люди, которые похожи на маленькие хижины. Из таких домиков словно струится сама жизнь.

Заболоцкий считал, что именно они доброжелательны и переполнены радостью. Именно в облике всегда отражается внутренняя красота человека.

Заболоцкий также высказывает важную мысль: по внешнему виду нельзя судить о содержимом. Порой разваливающийся и ветхий домик оказывается вместилищем чудесных вещей. Так и человек с неказистым видом может оказаться настоящим красавцем внутри. Поэтому важно развивать в себе способность анализировать внешность людей — это поможет в жизни.

Источник: https://na5.club/literatura/analiz-stihotvorenij/zaboloczkogo-o-krasote-chelovecheskih-licz.html

Стихотворение Н. А. Заболоцкого «О красоте человеческих лиц» (восприятие, истолкование, оценка)

Стихотворение «О красоте человеческих лиц» было написано в 1955 году. В этот период лирика Заболоц­кого наполняется философским осмыслением бытия, в своих стихах он размышляет о вечных человеческих ценностях — добре и зле, любви и красоте. Стихи по­эта со всей определенностью можно назвать поэзией мысли — напряженной, даже несколько рационали­стической.

В стихотворении «О красоте человеческих лиц» противопоставлены друг другу две части. В первой поэт рассуждает о типах человеческих лиц, черты ко­торых могут раскрыть характер их обладателя. Так, «лица, подобные пышным порталам» рассказывают о людях, озабоченных собственным величием, за внеш­ней яркостью скрывающих собственную незначи­тельность.

Другие, напротив, «подобия жалких ла­чуг». Люди с такими лицами вызывают жалость, по­давленные бедностью, жизненными лишениями и унижением, они не смогли сохранить чувство собст­венного достоинства.

Неприятие у лирического героя вызывают «холодные, мертвые лица», чьи обладате­ли скрывают свою душу от мира за «решетками», и кто знает, какие мысли и чувства могут родиться в «темницах» такого человека.

Другие — как башни, в которых давно Никто не живет и не смотрит в окно. Не дом, не жилище, а именно башни — пустые гул­кие башни. Ассоциации, вызванные этими строками, навевают жуть, создавая образ мрачного, бездушного человека, несущего скрытую угрозу.

Все лица, описанные в первой части стихотворе­ния, сравниваются поэтом с архитектурными соору­жениями: пышные порталы, маскирующие бедность духовного мира их обладателей, решетки темниц, скрывающие озлобленность, опустевшие башни, не оставляющие никакой надежды на человечность. Но и «подобия жалких лачуг» лишены человеческой красоты, люди, потерявшие самоуважение, гордость, не могут быть красивы в своих жалких стремлениях, лишенных даже намека на духовность.

Истинная красота человека, по мнению поэта, лишь в «движении души», постоянном стремлении к саморазвитию, богатстве чувств и мыслей, искренно­сти во всех человеческих проявлениях. Что и раскры­вается во второй части стихотворения, во всем проти­вопоставленной первой.

«Малая хижинка», которая «неказиста» и «небогата», вроде бы близка по внеш­нему описанию «жалким лачугам», но если в лачугах «варится печень и мокнет сычуг», то из окна хижины «струилось дыханье весеннего дня».

Здесь подразуме­вается вечная духовная молодость человека, лицо ко­торого подобно «хижинке», чистота его помыслов, те­пло души.

Отсутствие внешней помпезности, пустой напы­щенности подчеркивается уменьшительно-ласка­тельными словами: «хижинка», «окошко».

Читайте также:  Песнь о нибелунгах - краткое содержание

Кульминация стихотворения в последней строфе, начинающейся восклицанием о том, как «мир и ве­лик и чудесен!».

И в этом утверждении не только вос­хищение необозримой красотой окружающего мира, но и сравнение ее с красотой мира духовного, прису­щей одухотворенным людям, чьи «лица — подобья ликующих песен» — самые красивые для лирическо­го героя стихотворения лица. Именно из таких людей «составлена песня небесных высот», то есть, жизнен­ная гармония.

Если первая часть стихотворения, в которой звучат такие слова, как портал, лачуги, башни, темницы соз­дает несколько гнетущую атмосферу, то вторая, на­полненная солнцем, сияющими нотами, небесными высотами вызывает радостные чувства и создает ощу­щение простора, истинной красоты.

Продолжая традиции русской литературы, Забо­лоцкий рассматривал в своих произведениях пробле­му красоты внешней, часто скрывающей духовную бедность, и внутренней — красоты души человече­ской, которая может прятаться за непримечательной внешностью, но проявляться в каждой черте, каждом движении лица человеческого. В стихотворении вполне ясно видна авторская позиция человека, более всего почитающего красоту и богатство внутреннего мира людей.

Источник: http://5litra.ru/soch/345-stihotvorenie-n-a-zabolockogo-o-krasote-chelovecheskih-lic-vospriyatie-istolkovanie-ocenka.html

Cочинение «Анализ стихотворения Н. Заболоцкого «О красоте человеческих лиц. Н. А. Заболоцкий "О красоте человеческих лиц": анализ стихотворения

Тематика стихотворений Н.А. Заболоцкого разнообразна. Его можно назвать философским поэтом и певцом природы. Он многолик, как жизнь. Но главное – стихи Н.А. Заболоцкого заставляют думать о добре и зле, ненависти и любви, красоте…

  • …что есть красота
  • И почему ее обожествляют люди?
  • Сосуд она, в котором пустота,
  • Или огонь, мерцающий в сосуде?
  • Вечный вопрос, звучащий в «Некрасивой девочке», несколько по-иному освещается в стихотворении «О красоте человеческих лиц», которое было написано в том же тысяча девятьсот пятьдесят пятом году.

«Поистине мир и велик и чудесен!» – этими словами поэт завершает изображение галереи человеческих портретов. Н.А. Заболоцкий не говорит о людях, он рисует лица, за которыми – характер, поведение. Описания, данные автором, удивительно точны.

Каждый может увидеть в них свое отражение или характеристику друзей, близких. Перед нами лица, «подобные пышным порталам», «подобия жалких лачуг», «мертвые лица», лица, «как башни», «подобья ликующих песен». Данная картина еще раз утверждает тему многообразия мира.

Но сразу возникают вопросы: «Все ли они красивы? И что есть истинная красота?»

Н.А. Заболоцкий дает ответы. Для него почти нет различий между лицами, подобными жалкой лачуге или пышному порталу. Эти

  1. …холодные, мертвые лица
  2. Закрыты решетками, словно темница.
  3. Чужды ему и
  4. …башни, в которых давно
  5. Никто не живет и не смотрит в окно.
  6. В этих лицах нет жизни, недаром важной характеристикой здесь являются эпитеты с негативной окраской («жалких», «холодные, мертвые»).
  7. Тональность стихотворения меняется, когда автор рисует противоположную картину:
  8. Но малую хижинку знал я когда-то,
  9. Была неказиста она, небогата,
  10. Зато из окошка ее на меня
  11. Струилось дыханье весеннего дня.
  12. Движение, теплота, и радость приходят в произведение с этими строками.

Таким образом, стихотворение построено на противопоставлении (пышные порталы – жалкие лачуги, башни – малая хижинка, темница – солнце). Антитеза разделяет величие и низость, свет и мрак, талант и бездарность.

Автор утверждает: внутренняя красота, «как солнце», способна сделать привлекательной даже самую «малую хижинку». Благодаря ей составляется «песня небесных высот», способная сделать мир чудесным и великим.

Через все стихотворение рефреном проходит слово «подобие» и его однокоренные «подобные», «подобья». С помощью них тема истинной и ложной красоты раскрывается наиболее полно.

Подобное не может быть настоящим, это лишь имитация, подделка, не способная заменить оригинал.

Важную функцию в первых четырех строках выполняет анафора («Есть..», «Где…»), которая помогает раскрыть образы по единой схеме: сложноподчиненными предложениями с придаточными места:

  • Есть лица, подобные пышным порталам,
  • Где всюду великое чудится в малом.
  • Есть лица – подобия жалких лачуг,
  • Где варится печень и мокнет сычуг.
  • В следующих четырех строках особая роль отводится сравнениям («словно темница», «как башни»), создающим мрачную картину внешнего величия, не способного заменить внутренней гармонии.

Эмоциональный настрой совершенно меняется в последующих восьми строках.

Во многом это происходит благодаря разнообразию выразительных средств: олицетворению («дыханье весеннего дня»), эпитетам («ликующих», «сияющих»), сравнению («как солнце»), метафоре («песня небесных высот).

Здесь появляется лирический герой, который сразу из калейдоскопа лиц выделяет главное, поистине красивое, способное принести чистоту и свежесть «весеннего дня» в жизнь окружающих, осветить, «как солнце», и составить песню «небесных высот».

Так, что есть красота? Я смотрю на портрет серьезного, уже немолодого человека. Усталый взгляд, высокий лоб, сжатые губы, морщинки в углах рта.

«Некрасив…» – я наверняка сказала бы так, если бы не знала, что передо мной Н.А. Заболоцкий. Но я знаю и уверена: человек, написавший такие удивительные стихи, не может быть некрасивым.

Дело не во внешности, это всего лишь «сосуд». Важен «огонь, мерцающий в сосуде».

Россия издавна славилась своими поэтами, настоящими мастерами слова. Имена Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Фета, Есенина и других не менее талантливых людей известны всему миру. Одним из мастеров слова, живших в двадцатом веке, был поэт Н. А. Заболоцкий.

Его творчество многогранно, как жизнь. Необычные образы, волшебная мелодика стиха вот что привлекает нас в его поэзии. Заболоцкий ушел из жизни совсем молодым, в расцвете творческих сил, но оставил потомкам великолепное наследие.

Тематика его творчества очень разнообразна.

Читатель встретит и пейзажные зарисовки, и любовную лирику, и философские размышления поэта, и многое другое. Обратимся к анализу одного из стихотворений-размышлений. Поэта всегда волновал вопрос, что же главнее в человеке: его внешность, обложка, или его душа, внутренний мир. Заболоцкий выбирает второе.

Вспомним стихотворение Некрасивая девчонка. Поэта волнует не то, как она выглядит (лягушонок, дурнушка), а то, каков внутренний мир этого ребенка, ее открытость, чистота, непосредственность, умение сопереживать. Этой же теме посвящено стихотворение О красоте человеческих лиц, написанное в 1955 году. Уже в названии звучит слово красота.

Какую же красоту ценит поэт в людях.

Обратимся к стихотворению. Мы можем выделить в нем две части. Первая часть размышление лирического героя о красоте человеческих лиц:

Есть лица, подобные пышным порталам, Где всюду великое чудится в малом.

В этих строках поэт использует необычные метафоры и сравнения. Портал это главный вход большого здания, его фасад. Обратим внимание на эпитет пышный – нарядный, красивый.

Я понимаю смысл этого сравнения так: не всегда по внешнему виду можно судить о человеке. Ведь за красивым лицом, модной одеждой может скрываться духовное убожество. Не случайно поэт использует антонимы: великое чудится в малом.

Далее звучит сравнение, противопоставленное первому:

Есть лица подобия жалких лачуг, Где варится печень и мокнет сычуг.

Сычуг это один из отделов желудка жвачных животных. Эпитет создает неприятную картину, подчеркивает бедность, убожество: лачуга жалкая. Но здесь мы видим нищету не только внешнюю, но и внутреннюю, духовную пустоту.

Одинаковое построение предложений в этом четверостишии (синтаксический параллелизм) и анафора используются для того, чтобы усилить, выделить антитезу. В следующем четверостишии продолжаются философские размышления автора. Местоимения иной – другой символичны, подчеркивают однообразие.

Обратим внимание на эпитеты холодные, мертвые лица и метафору-сравнение закрыты решетками, словно темницы. Такие люди, по мнению автора, замкнуты в себе, никогда не делятся с окружающими своими проблемами.

Другие как башни, в которых давно Никто не живет и не смотрит в окно.

Брошенный замок опустел. Такое сравнение подчеркивает утрату человеком мечты, надежды. Он не пытается что-то изменить в своей жизни, не стремится к лучшему. Вторая часть противопоставлена первой в эмоциональном плане. Союз но подчеркивает антитезу.

у. Яркие эпитеты весенний день, ликующие песни, сияющие ноты меняют настроение стихотворения, оно становится солнечным, радостным. Несмотря на то, что малая хижина неказиста, небогата, она излучает свет. Восклицательное предложение подчеркивает такое настроение:

Поистине мир и велик и чудесен! Для поэта главное духовная красота человека, его внутренний мир, то, чем он живет: Есть лица подобья ликующих песен Из этих, как солнце, сияющих нот Составлена песня небесных высот.

В этих строках выражена идея стихотворения. Именно такие люди, простые, открытые, жизнерадостные привлекают поэта, с ними легко и приятно общаться. Вот так я понимаю смысл стихотворения Заболоцкого. Трехсложный размер, амфибрахий, придает особую мелодику, напевность стихам.

Необычно то, что здесь нет деления на строфы: стихотворение представляет собой одну строфу из четырех четверостиший. Заболоцкий не делит стихотворение на строфы и части, так как его объединяет общая мысль, идея. Мне нравится это стихотворение, потому что оно мелодично, напевно, наполнено красивыми образами.

Чтобы понять его, необходимо внимательно прочитать эти строки. И я думаю, что творчество такого замечательного поэта не будет забыто потомками.

«О красоте человеческих лиц»

В стихотворении «О красоте человеческих лиц» II.Л. Заболоцкий выступает мастером психологического портрета. Разные человеческие лица, описанные им в этом произведении, соответствуют различным типам характеров. Сквозь внешний настрой и эмоциональное выражение лица Н.А.

Заболоцкий стремится заглянуть в душу человека, увидеть его внутреннюю сущность. Поэт сравнивает лица с домами: одни — пышные порталы, другие — жалкие лачуги. Прием контраста помогает автору рельефней очертить различия между людьми.

Читайте также:  Всем смертям назло - краткое содержание рассказа титова

Одни — возвышенные и целеустремленные, наполненные жизненными планами, другие — убогие и жалкие, а иные вообще выглядят отстраненно: все в себе, закрыты для окружающих.

Среди множества разных лиц-домов Н.А. Заболоцкий находит одну неказистую, небогатую хижину.

Но из ее окошка струится «дыханье весеннего дня».

Стихотворение заканчивается оптимистическим финалом: «Есть лица — подобья ликующих песен. Из этих, как солнце сияющих нот Составлена песня небесных высот».

Метафора «песня небесных высот» символизирует высокий духовный уровень развития. Н.А.

Заболоцкий использует в стихотворении перечислительную интонацию, прием контраста («великое чудится в малом»), обилие колоритных эпитетов («пышные порталы», «жалкие лачуги», «холодные, мертвые лица» и т.д.

), сравнения («ноты, сияющие, как солнце», «лица, как башни, в которых никто не живет», «лица, закрытые решетками, словно темница»).

Легко запоминается и создает светлое, радостное настроение поэтичный образ «дыханья весеннего дня». Это дыхание струится, напоминая неиссякаемый поток положительной энергии, которую автор дарит людям.

В стихотворении «О красоте человеческих лиц» Н.А. Забо­лоцкий выступает мастером психологического портрета. Раз­ные человеческие лица, описанные им в этом произведении, со­ответствуют различным типам характеров. Сквозь внешний настрой и эмоциональное выражение лица Н.А.

Заболоцкий стремится заглянуть в душу человека, увидеть его внутреннюю сущность. Поэт сравнивает лица с домами: одни — пышные порталы, другие — жалкие лачуги. Прием контраста помогает автору рельефней очертить различия между людьми.

Одни — возвышенные и целеустремленные, наполненные жизненными планами, другие — убогие и жалкие, а иные вообще выглядят отстраненно: все в себе, закрыты для окружающих.

Среди множества разных лиц-домов Н.А. Заболоцкий на­ходит одну неказистую, небогатую хижину. Но из ее окошка струится «дыханье весеннего дня».

Стихотворение заканчивается оптимистическим финалом: «Есть лица — подобья ликующих песен. Из этих, как солнце сияющих нот Составлена песня небесных высот».

Метафора «песня небесных высот» символизирует высо­кий духовный уровень развития. Н.А.

Заболоцкий использует в стихотворении перечислительную интонацию, прием кон­траста («великое чудится в малом»), обилие колоритных эпи­тетов («пышные порталы», «жалкие лачуги», «холодные, мертвые лица» и т.д.

), сравнения («ноты, сияющие, как солн­це», «лица, как башни, в которых никто не живет», «лица, за­крытые решетками, словно темница»).

Легко запоминается и создает светлое, радостное настрое­ние поэтичный образ «дыханья весеннего дня». Это дыхание струится, напоминая неиссякаемый поток положительной энергии, которую автор дарит людям.

Анализ стихотворения Заболоцкого Н.А. «О красоте человеческих лиц»

5 (100%) 2 votes

На этой странице искали:

  • Анализ стихотворения заболоцкого о красоте человеческих лиц
  • анализ стихотворения о красоте человеческих лиц
  • О красоте человеческих лиц анализ
  • анализ стиха о красоте человеческих лиц
  • заболоцкий о красоте человеческих лиц анализ

Имя Николая Заболоцкого связывают с реалистической традицией в литературе, которую развивали поэты, входящие в группу «Объединения Реального Искусства». Годы работы были посвящены «Детгизу», издательству, выпускающему произведения для детей, а Заболоцкий ко всему прочему имел педагогическое образование. Именно поэтому многие его стихи могут быть адресованы и отлично поняты детьми и подростками, при этом они не содержат скучной дидактичности и отвечают на первые философские вопросы, волнующие юных читателей.

Стихотворение «О красоте человеческих лиц» появилось в завершении писательской деятельности Николая Заболоцкого — в 1955 году. Был период «оттепели», Заболоцкий испытывал творческий подъем. Многие строки, которые у всех на устах, родились именно в это время — «Некрасивая девочка», «Не позволяй душе лениться», многие объединены общей проблематикой.

Главная тема стихотворения

Главная тема стихотворения — мысль о том, что жизненный путь, черты характера, привычки и наклонности — все это буквально пишется на лице человека.

Лицо не обманывает, и рассказывает всё человеку, способному логически мыслить и анализировать, составляя не только внешний, но и внутренний портрет. Умение составлять такие портреты, читая судьбу собеседника, словно книгу, называется физиогномикой.

Так, для наблюдательного физиогномиста один человек предстанет вычурно-прекрасным, но пустым внутри, другой может оказаться скромным, но содержать в себе целый мир.

Еще люди похожи на здания, ведь каждый человек «строит» свою жизнь, и у каждого получается по-разному — либо роскошный замок, либо ветхая лачуга. Окна в построенных нами зданиях — это наши глаза, по которым можно прочесть внутреннюю жизнь — наши мысли, намерения, мечты, наш интеллект.

Заболоцкий и рисует эти несколько образов-зданий, прибегая к развернутым метафорам:

Совершенно ясно, что самому автору по душе такие открытия — когда в «маленькой хижине» обнаруживается настоящий клад положительных человеческих качеств, талантов. Такую «хижину» можно открывать снова и снова, и она будет радовать своей разносторонностью. Такая «хижина» внешне неприметна, но опытному человеку, умеющему читать лица, может посчастливиться встретить такого человека.

Автор прибегает к приемам развернутой метафоры и антитезы («порталы» противопоставлены «жалким лачугам», высокомерные «башни» небольшим, но уютным «хижинам»). Противопоставляются величие и приземленность, талант и пустота, теплый свет и холодная темнота.

Структурный анализ стихотворения

Среди стилистических средств художественной изобразительности, выбранных автором, также можно отметить анафору (единоначатие строк «Есть..» и «Где…»). С помощью анафоры раскрытие образов организуется по единой схеме.

Композиционно стихотворение содержит нарастающую эмоциональность, переходящую в торжество («Поистине мир и велик и чудесен!»). Авторская позиция в финале выражена восторженным осознанием того, что людей великих и чудесных в мире немало. Нужно лишь их отыскать.

Стихотворение написано в размере четырехстопного амфибрахия, содержит 4 катрена. Рифма параллельная, женская, по преимуществу точная.

Источник: https://wotsite.ru/door/cochinenie-analiz-stihotvoreniya-n-zabolockogo-o-krasote/

Анализ стихотворения Заболоцкого «О красоте человеческих лиц»

Тематика стихотворений Н.А. Заболоцкого разнообразна. Его можно назвать философским поэтом и певцом природы. Он многолик, как жизнь. Но главное – стихи Н.А. Заболоцкого заставляют думать о добре и зле, ненависти и любви, красоте…

  • …что есть красота
  • И почему ее обожествляют люди?
  • Сосуд она, в котором пустота,
  • Или огонь, мерцающий в сосуде?
  • Вечный вопрос, звучащий в «Некрасивой девочке», несколько по-иному освещается в стихотворении «О красоте человеческих лиц», которое было написано в том же тысяча девятьсот пятьдесят пятом году.

«Поистине мир и велик и чудесен!» – этими словами поэт завершает изображение галереи человеческих портретов. Н.А. Заболоцкий не говорит о людях, он рисует лица, за которыми – характер, поведение. Описания, данные автором, удивительно точны.

Каждый может увидеть в них свое отражение или характеристику друзей, близких. Перед нами лица, «подобные пышным порталам», «подобия жалких лачуг», «мертвые лица», лица, «как башни», «подобья ликующих песен». Данная картина еще раз утверждает тему многообразия мира.

Но сразу возникают вопросы: «Все ли они красивы? И что есть истинная красота?»

Н.А. Заболоцкий дает ответы. Для него почти нет различий между лицами, подобными жалкой лачуге или пышному порталу. Эти

  1. …холодные, мертвые лица
  2. Закрыты решетками, словно темница.
  3. Чужды ему и
  4. …башни, в которых давно
  5. Никто не живет и не смотрит в окно.
  6. В этих лицах нет жизни, недаром важной характеристикой здесь являются эпитеты с негативной окраской («жалких», «холодные, мертвые»).
  7. Тональность стихотворения меняется, когда автор рисует противоположную картину:
  8. Но малую хижинку знал я когда-то,
  9. Была неказиста она, небогата,
  10. Зато из окошка ее на меня
  11. Струилось дыханье весеннего дня.
  12. Движение, теплота, и радость приходят в произведение с этими строками.

Таким образом, стихотворение построено на противопоставлении (пышные порталы – жалкие лачуги, башни – малая хижинка, темница – солнце). Антитеза разделяет величие и низость, свет и мрак, талант и бездарность.

Автор утверждает: внутренняя красота, «как солнце», способна сделать привлекательной даже самую «малую хижинку». Благодаря ей составляется «песня небесных высот», способная сделать мир чудесным и великим.

Через все стихотворение рефреном проходит слово «подобие» и его однокоренные «подобные», «подобья». С помощью них тема истинной и ложной красоты раскрывается наиболее полно.

Подобное не может быть настоящим, это лишь имитация, подделка, не способная заменить оригинал.

Важную функцию в первых четырех строках выполняет анафора («Есть..», «Где…»), которая помогает раскрыть образы по единой схеме: сложноподчиненными предложениями с придаточными места:

  • Есть лица, подобные пышным порталам,
  • Где всюду великое чудится в малом.
  • Есть лица – подобия жалких лачуг,
  • Где варится печень и мокнет сычуг.
  • В следующих четырех строках особая роль отводится сравнениям («словно темница», «как башни»), создающим мрачную картину внешнего величия, не способного заменить внутренней гармонии.

Эмоциональный настрой совершенно меняется в последующих восьми строках.

Во многом это происходит благодаря разнообразию выразительных средств: олицетворению («дыханье весеннего дня»), эпитетам («ликующих», «сияющих»), сравнению («как солнце»), метафоре («песня небесных высот).

Здесь появляется лирический герой, который сразу из калейдоскопа лиц выделяет главное, поистине красивое, способное принести чистоту и свежесть «весеннего дня» в жизнь окружающих, осветить, «как солнце», и составить песню «небесных высот».

Так, что есть красота? Я смотрю на портрет серьезного, уже немолодого человека. Усталый взгляд, высокий лоб, сжатые губы, морщинки в углах рта.

«Некрасив…» – я наверняка сказала бы так, если бы не знала, что передо мной Н.А. Заболоцкий. Но я знаю и уверена: человек, написавший такие удивительные стихи, не может быть некрасивым.

Дело не во внешности, это всего лишь «сосуд». Важен «огонь, мерцающий в сосуде».

(2 votes, average: 3.00

Источник: https://school-essay.ru/stixotvorenie-zabolockogo-o-krasote-chelovecheskix-lic.html

«О красоте человеческих лиц» анализ стихотворения Заболоцкого по плану кратко – жанр, образы, идея — Помощник для школьников Спринт-Олимпиады

Стихотворение “О красоте человеческих лиц” является одним из самых известных произведений Заболоцкого. Педагог по образованию, он как никто другой умел донести до читателя вложенную в поэтические строки идею. Краткий анализ “О красоте человеческих лиц” по плану поможет ученикам 11 класса лучше понять эту идею. Материал можно использовать для объяснения темы на уроке литературы.

Читайте также:  Сочинение стражи и форпосты россии

Краткий анализ

  • История создания – стихотворение написано в 1955 году и относится к позднему периоду творчества Заболоцкого, когда он следовал реалистической литературной традиции.
  • Тема – многообразие человеческих лиц, в каждом из которых можно найти что-то интересное.
  • Композиция – одночастная, идея последовательно развивается от первой до последней строфы.
  • Жанр – философская лирика.
  • Стихотворный размер – четырехстопный амфибрахий с парной рифмой.
  • Эпитеты – “пышные порталы”, “жалкие лачуги”, “мертвые лица”, “ликующие песни”.
  • Метафоры – “струится дыханье весеннего дня”, “мертвые лица закрыты решетками”, “малую хижину знал я когда-то”.
  • Сравнения – “словно темница”, “как солнце сияющих нот”, “другие – как башни”.
  • Анафора – “есть лица”.

История создания

Произведение написано в период оттепели, когда многие писатели и поэты, в том числе Заболоцкий, испытывали творческий подъем.

Датируется произведение 1955 годом, когда поэт поддерживал деятельность “Объединения реального искусства”.

Заболоцкий исповедовал принципы реалистичной традиции в литературе и писал такие произведения, которые были бы понятны даже детям. Этому помогало его педагогическое образование.

Тема

Стих посвящен не просто описанию человеческих лиц: поэт говорит о том, что на них буквально “написаны” характер, жизненный путь, наклонности.

И если уметь анализировать “написанное”, можно узнать о человеке гораздо больше, чем он о себе рассказывает.

Заболоцкий использует метафору со знаниями не просто для красоты слога, ведь жизнь – это тот же дом и каждый человек строит ее по-своему.

При этом он также отмечает, что красота лица не должна становиться приоритетом при оценке человека, ведь главное – это душа, которую можно в этом лице разглядеть.

Композиция

Произведение имеет одночастную композицию. С первой строфы поэт описывает разные лица-здания, сначала проводя аналогию, а после – делая вывод. Такой принцип построения упрощает для читателя понимание вложенной идеи.

В основном каждому лицу-зданию автор уделяет по две строки – и тем важнее в композиционном смысле последние две строфы, посвященные неказистой снаружи и прекрасной внутри “хижине” и лицам, которые напоминают автору “ликующие песни”.

При этом поэт использует принцип нарастающей эмоциональности, когда в конце он выражает мысль о том, что мир прекрасен. И прекрасных людей в нем тоже много, если не полениться и отыскать их.

Жанр

Заболоцкий часто обращался к такому жанру, как философская лирика. Именно он позволял ему рассматривать волнующие проблемы всесторонне и глубоко. К этому жанру относится и стихотворение “О красоте человеческих лиц”.

Оно написано четырехстопным амфибрахием, который передает раздумчивость произведения, придает ему характер размеренного рассуждения.

Средства выразительности

Стихотворение “О красоте человеческих лиц” богато разнообразными выразительными средствами, каждое из которых играет свою роль. Заболоцкий использует:

  • Эпитеты – “пышные порталы”, “жалкие лачуги”, “мертвые лица”, “ликующие песни”.
  • Метафоры – “струится дыханье весеннего дня”, “мертвые лица закрыты решетками”, “малую хижину знал я когда-то”.
  • Сравнения – “словно темница”, “как солнце сияющих нот”, “другие – как башни”.
  • Анафора – “есть лица”.

По сути, все произведение – это композиция из развернутых метафор, помогающих понять мысль автора. Он использует образы для того, чтобы донести до читателя свою идею, а рефрен “есть лица” не только отделяет одну метафору от другой, но и подчеркивает тему стихотворения. Анафора также позволяет сделать схему раскрытия образов единой.

Сравнения позволяют Заболоцкому показать, как различаются человеческие лица, какими разными они могут быть. И как важно при этом смотреть не на внешнее, а в душу – через глаза-окна.

ПредыдущаяСледующая

Источник: https://Sprint-Olympic.ru/uroki/literatura/analiz-stihotvorenij/38826-o-krasote-chelovecheskih-lic-analiz-stihotvoreniia-zabolockogo-po-plany-kratko-janr-obrazy-ideia.html

Анализ стихотворения Заболоцкого «О красоте человеческих лиц»

Поэт Николай Заболоцкий очень тонко чувствовал людей и умел охарактеризовать их по нескольким чертам или же случайно оброненным фразам.

Однако автор считал, что больше всего о человеке может рассказать его лицо, управлять которым очень сложно.

Действительно, уголки губ, морщины на лбу или же ямочки на щеках указывают на то, какие эмоции испытывают люди еще до того, как прямо скажут об этом.

С годами эти эмоции откладывают на лицах свой неизгладимый отпечаток, «читать» который не менее забавно и интересно, чем увлекательную книгу.

Именно о таком «чтении» рассказывает в своем стихотворении «О красоте человеческих лиц» автор. Это произведение было написано в 1955 году — на заре жизни поэта. Опыт и природная интуиция позволили ему к этому моменту безошибочно определять внутреннее «содержание» любого собеседника всего лишь по движению бровей.

В этом стихотворении поэт дает классификацию различным людям, и она оказывается удивительно меткой.

Действительно, даже сегодня без труда можно встретить лица, «подобные пышным порталам», которые принадлежат людям, не представляющим из себя ничего особенного, но при этом пытающимся выглядеть весомее и значимее.

Другая разновидность подобных индивидуумов, по мнению автора, вместо лиц имеет «подобия жалких лачуг», В отличие от напыщенных особ такие люди осознают свою никчемность и не пытаются ее маскировать под умными взглядами и скептически скривленными губами.

Лица-башни и лица-темницы принадлежат тем, кто практически полностью закрыт для общения по различным причинам. Отчужденность, высокомерие, личная трагедия, самодостаточность — все эти качества также отражаются в мимике и движении глаз, не оставаясь незамеченными со стороны поэта.

Самому же автору импонируют лица, которые напоминают маленькие хижины, где из окон «струилось дыханье весеннего дня». Такие лица, как утверждает Заболоцкий, подобны «ликующей песне», потому что наполнены радостью, открыты для каждого и настолько доброжелательны, что в них хочется вглядываться снова и снова.

«Из этих, как солнце, сияющих нот составлена песня небесных высот», — отмечает автор, подчеркивая, что внутренняя, душевная красота каждого человека всегда непременно отражается на лице и является определенным барометром благополучия всего общества.

Правда, далеко не все умеют «читать» мимику и получать удовольствие от познания людей через их лица.

Анализ стихотворения Заболоцкого «О красоте человеческих лиц»

Источник: https://essay.englishtopic.ru/analiz-stixotvoreniya-zabolockogo-o-krasote-chelovecheskix-lic/

Анализ стихотворения Заболоцкого О красоте человеческих лиц

Автор в своем стихотворении перечисляет типы лиц человека с помощью сравнений, олицетворений и метафор. Стихотворение состоит из 16 строк, в нем 7 предложений. Оно говорит о способности автора размышлять философски, его наблюдательности, способности видеть то, чего не замечают окружающие.

Всего автором представлено 6 типов лиц человека, 6 характеров людей.

Первый тип лиц рассматривается автором как те, что обещают в себе некое величие. Повествователь сравнивает их с “пышными порталами”, видит их загадочными и непонятными, даже великими. Но когда узнаешь таких людей ближе, то видишь, что в нем нет ничего необычного и великого, поэтому автор употребляет слово “чудится”.

Это говорит об обмане, который заключен в подобных типах лиц.

Второй тип лица сравнивается с “жалкими лачугами”. Такие лица выглядят печальными. Люди, обладающие такими лицами, страдают от неисполненных желаний, они недовольны своей жизнью, а потому автор говорит, что в таких “лачугах” варят печень и сычуг. Под глазами таких людей темные круги, кожа их лиц желтая и вялая.

Эти люди больны. Вылечить их от болезни тоски и печали очень сложно и все это отражается на лице.

Третий тип лиц принадлежит людям с жестким и суровым характером. Эти люди скрытны, они переживают все в себе, не подпуская никого близко к своему сердцу. Автор называет лица таких людей холодными и мертвыми, а их глаза – окнами, которые закрыты решетками.

Души таких людей автор сравнивает с темницами.

Четвертый тип лиц автор называет недоступными, как башни. Люди с такими лицами очень высокомерны, они не видят в окружающих достойных себе, считая себя превосходящими во всем. Такие люди очень тщеславны, но когда кому-то все-таки удается узнать сущность этих людей, становится ясно, – они пусты, в них нет ничего примечательного и дорогого.

Пятый тип лица автор любит и вспоминает с теплом. Ему он посвящает больше строк, чем первым. Он сравнивает это лицо с небогатой, непримечательной хижиной.

У таких людей лица могут быть не очень красивыми, на них могут быть морщинки, но их удивительные глаза блестят весенним днем. Их добрый, теплый взгляд заставляет людей чувствовать себя хорошо. Обычно у таких людей богатый внутренний мир и хорошие качества характера.

За счет этих достоинств они становятся очень привлекательными.

Шестым типом лиц автор восхищается, но уже не говорит, что встречал таких людей или общался с ними. Подобные люди, – большая редкость. Их лица автор сравнивает с ликующими песнями, солнцем и музыкой, стремящейся к небесам.

Эти люди обычно очень чисты и безгрешны, они живут возвышенной жизнью и вдохновляют других задумываться о чем-то возвышенном и прекрасном. Именно таких людей каждому хочется иметь в друзьях, кому-то хочется на них ровняться.

Они прекрасны во всех отношениях.

Анализ стихотворения О красоте человеческих лиц по плану

Источник: https://studentguide.ru/sochineniya-na-raznye-temy/analiz-stixotvoreniya-zabolockogo-o-krasote-chelovecheskix-lic.html

Ссылка на основную публикацию