Писатель Роман Сенчин — о 95-летии со дня рождения автора повестей «Тугой узел», «Не ко двору» и «Ухабы»
Роман Сенчин
Фото с сайта www.soyuz.ru
Своими книгами он хотел перевернуть мир и не скрывал этого. Не считал писательство частным делом. Пытался отыскать правду. Заканчивал одну книгу и сразу принимался за следующую. Писать для него было ежедневной работой, тяжелой и благодатной. Он не стал пенсионером ни по возрасту, ни духовно — ушел ровно в шестьдесят, после утренней пробежки. На письменном столе остались рукописи, в ящиках — неопубликованные повести, которые через два—три года станут событиями перестроечной литературы… Сегодня писателю Владимиру Тендрякову исполнилось бы 95 лет.
О нем в последнее время редко вспоминают, книги почти не переиздают. Советская литература 50—70-х практически вся засыпана песком времени, многие авторы и их произведения надежно забыты. С одной стороны, это закономерно — из прошлого невозможно нести слишком много, иначе забуксуешь, застрянешь, с другой, сколько ценного, талантливого, полезного исчезает в беспощадной Лете.
В нашей библиотеке было много книг Тендрякова. Да и в других квартирах, куда я попадал подростком, видел их на полках и стеллажах. Тендряков шел по разряду разрешенных, но честных советских писателей. Подобных было не так много.
А прочитал его прозу я всего лишь несколько лет назад — мне подарили в Москве пятитомное собрание сочинений, изданное в конце 80-х, потом я разыскал книжку тех повестей и рассказов, которые в это собрание сочинений не вошли. И с тех пор Тендряков стал для меня одним из самых важных писателей. Может быть, идеалом писателя.
Сначала коротко биография. Она нужна — она тоже о многом говорит. Не только книги.
Владимир Тендряков принадлежал к поколению, выбитому войной: родился в деревне Макаровская Вологодской области 5 декабря 1923 года. В восемнадцать лет призван в армию, окончил школу младших командиров. В звании младшего сержанта отправлен на фронт.
Одно ранение, затем второе, и в январе 1944-го Тендрякова комиссовали. Работа школьным учителем, комсомольская деятельность (она позже отразится не в одном произведении Тендрякова). В 1945-м поступил во ВГИК, но затем перевелся в Литературный институт.
Окончил его без всяких академических отпусков, отчислений и восстановлений в 1951-м. К этому времени уже много печатался, работал журналистом; с 1955 года — как это называлось тогда, профессиональный писатель.
Правда, иногда ездил от журналов и газет в длительные командировки, в том числе на Байкал в то время, когда там кипели страсти вокруг целлюлозно-бумажного комбината.
Но основными датами жизни Тендрякова с середины 50-х стали даты написания и выхода в свет произведений.
«Тугой узел», «Ухабы», «Чудотворная», «За бегущим днем», «Тройка, семерка, туз», «Суд», «Свидание с Нефертити», «Кончина», «Апостольская командировка», «Три мешка сорной пшеницы», «Ночь после выпуска», «Расплата», «Покушение на миражи», «Охота», «Хлеб для собаки»… Это названия лишь небольшой части им созданного. И все это отличная, высочайшего уровня, необходимая проза. Необходимая, как один из витаминов. Если он не поступает в организм, то человек становится ущербным.
По крайней мере себя я таковым ощутил, впервые читая Тендрякова. Ощущение для сорокалетнего тяжелое, но и живительное. Может быть, оно повторится, когда открою другого большого писателя…
Афиша фильма «Находка» по мотивам одноименной повести Тендрякова.
Особенно потрясли меня повести Тендрякова середины 50-х — начала 60-х годов. «Не ко двору», «Ухабы», «Чудотворная», «Тройка, семерка, туз», «Суд», «Находка».
Это не первые его произведения. Не ранняя проза. Это проза уже мастера, но в то же время не абсолютного профессионала, наработавшего приемы, метод, стиль, еще не чувствующего потребность осваивать новые жанры (а реалист Тендряков немного позже окажется удивительным фантастом), разнообразить палитру.
Повести написаны без почти всегда и у всех неизбежной у кого ложки, а кого ведра дегтя в бочке меда. Деготь — литературщина, мед — преобразованная в произведение художественной литературы жизнь
В этих повестях Тендряков не играет стилем, смыслами, сюжетом. Он будто действительно переносит на бумагу саму реальность. Его рукой водит вера, что написанное им поможет улучшить жизнь, сделать людей честнее и чище.
Большинство в то время решали эту задачу, выдавая публицистические статьи, переписывая в виде рассказов и повестей пункты морального кодекса строителя коммунизма, а Тендряков выбрал художественную прозу.
Настоящую художественную прозу.
Здесь много советского, а точнее, примет того мира, в котором живут герои.
Взгляд и мозг часто спотыкается от обилия секретарей райкомов, комсомольских секретарей с их пылкими то правильными, то обманчиво правильными речами, которые, кстати сказать, позже вдоволь напародируют отечественные постмодернисты и концептуалисты первой волны.
К сожалению, новым читателям сложно разобраться в структуре того советского общества, понять детали бытия, мораль людей той затонувшей атлантиды.
Но так же спотыкаешься, читая произведения Салтыкова-Щедрина, Писемского, Лескова, многие страницы «Анны Карениной», в которых действует Константин Лёвин… Писатель, слишком точно пытающийся отобразить в прозе современную ему реальность, всегда рискует. Те, кто пишет вневременное или о прошлом, будущем, конечно, в более выигрышной ситуации — они отсеивают мусор повседневности. Но на самом-то деле этот мусор бесценен.
В каждой из этих повестей есть в основании отчетливо видимая проблема, которую можно пересказать несколькими словами. Например, герой «Не ко двору», молодой, жизнерадостный, с «легким характером» тракторист Федор Соловейков влюбляется в Стешу, она пылко отвечает ему взаимностью.
Вскоре Федор переезжает в дом ее родителей, и тут видит, что эти люди живут своим хозяйством, внутри своего двора. И Федор, не привыкший к такому, после нескольких скандалов с тестем и тещей, а потом и Стешей, уходит… Вроде бы все очевидно, и для того времени поступок Федора должен восприниматься как единственно верный.
Но автор превращает эту историю в настоящую трагедию — герои не находят выхода. Федор не чувствует, что он абсолютно прав; Стеша не бросает своих родителей-куркулей и не летит к мужу в новую жизнь… Для прозы 1954 года это было смело.
Сейчас же сюжет повести видится чуть ли не вечным — подобных конфликтов предостаточно, несмотря на разные политические и социальные системы.
Повесть «Чудотворная» (1958) можно бы воспринять как атеистическую, антирелигиозную. Но Тендряков с такой болью и состраданием описывает несчастных людей, поверивших в чудодейственную силу найденной подростком иконы, что сам, кажется, готов поверить, что она поможет, спасет, убережет.
В повести «Тройка, семерка, туз» (1960) герой попросту убивает прибившегося к бригаде мужичонку, который разлагает его подчиненных, отвлекает от работы. Бригадира толкает на убийство отчаяние и оставшаяся с войны решительность. Но опять же, автор не дает нам точных и однозначных оценок его поступка, не скатывается в публицистичность.
Самое сильное впечатление на меня произвела повесть «Ухабы» (1956). Уверен, что подобного рода литература должна появляться постоянно — это литература прямого действия, она способна преобразить действительность. Тем более что сюжетов для нее жизнь предоставляет с избытком.
Нынче практически каждый писатель еще и журналист, колумнист и тому подобное. В статьях и колонках мы рассуждаем об общественных, политических проблемах, о реалиях сегодняшней жизни, а в прозе словно бы отдыхаем: фантазируем, погружаемся или в отдаленное прошлое, или в неизведанное будущее. «Ухабы» меня лично словно бьют по щекам: оглянись вокруг, не прячься…
Сюжет повести такой.
Дорога, соединяющая маленький городок с железнодорожной станцией, стала непроезжей из-за затяжных дождей. Но нужно доставить со станции срочный груз. За ним отправляют Василия Дергачева, который славится умением пробираться на своем грузовичке через любую топь.
По пути Василий набирает целый кузов попутчиков и на одном скользком повороте, стараясь объехать глубокую лужу, опрокидывается. Все, кроме молодого парня, успевают выскочить из кузова. Парень зацепился сапогом за проволоку, которой был примотан борт, и его придавливает машиной. Парня вытаскивают, но очевидно, что у него серьезно повреждены внутренности.
Соорудив носилки, пострадавшего несут в ближайшее село, где есть больница… Один из пассажиров, молодой лейтенант, протестует: «Надо немедленно вызвать сюда врача и участкового милиционера… Для суда важно, чтоб все осталось на месте, как есть». Жена лейтенанта поражена поведением мужа, хватается за ручку носилок: «Не буду жить с тобой!»
Шофер Василий, конечно, подавлен, чувствует свою вину, понимает, что его будут судить — людей везти он не имел права… Лучше всех, почти героически ведет себя директор МТС (машинно-тракторной станции) соседнего села Княжев. Его советы точны и верны, он несет раненого без ропота, подбадривает остальных.
Парня доставляют в больницу, и Княжев, отказываясь от благодарностей Василия, — «за такие вещи спасибо не говорят» — уходит на станцию, где его ждут.
МТС как раз в этом же селе…
Фельдшерица осматривает парня и говорит, что нужна операция. Хирург только в том городке, откуда ехали Василий и попутчики. Это в тридцати километрах.
Машина не пройдет, на телеге нельзя — растрясет, и так от каждого движения парень стонет и бледнеет. Единственное — на тракторных санях.
Василий и преобразившийся лейтенант идут к Княжеву за трактором. А тот — не дает. «Никак не могу распоряжаться государственным добром не по назначению». И, после того как Василий и лейтенант начинают его стыдить, дает прочесть документ, в котором председатель райисполкома категорически запрещает использовать тракторы как транспортные машины.
В общем, Княжев непреклонен. «Попросите для больного кровь — отдам, попросите для него рубаху — сниму. Но тут не мое, тут не я распоряжаюсь»
Василий с лейтенантом ищут по селу то одного начальника, то другого, звонят в городок, но не находят тех, кто может — вправе — приказать Княжеву дать трактор. На дворе ночь, телефонная связь слабая… Узнают, что из городка отправился к ним хирург, но он вряд ли быстро доберется по такой дороге.
В конце концов прибегают к участковому. «Требовать трактор прав мне не дано, — заявляет милиционер.
— Ежели бы капитан Пичугин, начальник густоборовского отделения милиции, нарисовал распоряжение: так и так, товарищу Копылову, мне то есть, вменяется в обязанность конфисковать на энное количество времени трактор, я бы…»
Поняв, что и здесь им не помогут, Василий и лейтенант поворачиваются уйти, но милиционер пытается остановить Василия: «Я обязан задержать шофера, сесть и спокойненько, пункт за пунктом, нарисовать протокол». — «Нарисовать бы на твоей сытой физиономии…» — перебивает его лейтенант. Участковый не проявляет настойчивости.
Решают все-таки везти на телеге. Но очень быстро парень начинает просить остановиться: «Умру, так в покое!»
Лейтенант не выдерживает и бросается обратно в село: «Я этого подлеца вытащу! Я вырву у него трактор. Если не даст, в каждый дом стучать буду. Весь народ на ноги подниму. Бунт устрою! Вырву трактор!»
И через несколько часов он действительно возвращается на тракторе. Вырвал. Но поздно — парень умирает.
Можно винить лишь Княжева, а можно поставить под сомнение слишком строгую дисциплину, беспрекословное исполнение распоряжений…
«Ухабы» были опубликованы в не очень-то популярном тогда «Нашем современнике», еще альманахе, а не журнале.
Государство вполне могло сделать вид, что не замечает эту повесть, позволяя включать ее тихо-мирно в дальнейшие сборники Тендрякова. Но она была издана миллионным тиражом, по всей стране проходили обсуждения.
И наверняка в случаях, подобных описанному в «Ухабах», многие потрясали этой книжкой, как документом, как последним, неоспоримым, доводом.
Ею стоит потрясать и сегодня. Да и не только ею. В те десятилетия появилось немало настоящих произведений. Но повесть эта, как и почти вся советская литература того периода, сдана в архив или унесена Летой.
Иногда кое-что удается вернуть.
Кстати, в издательстве «Время» готовится издание нескольких повестей Владимира Тендрякова 1950—1960-х. Книга этого честного писателя в новых квартирах новых людей России образца XXI века не помешает.
А при необходимости — поможет.
05.12.2018
Просмотры: 0
Главная › Материалы проектов › Владимир Тендряков. Честный
Другие материалы проекта ‹В этот день родились›:
Выберите месяц Январь 2015 Февраль 2015 Март 2015 Апрель 2015 Май 2015 Июнь 2015 Июль 2015 Август 2015 Сентябрь 2015 Октябрь 2015 Ноябрь 2015 Декабрь 2015 Январь 2016 Февраль 2016 Март 2016 Апрель 2016 Май 2016 Июнь 2016 Июль 2016 Август 2016 Сентябрь 2016 Октябрь 2016 Ноябрь 2016 Декабрь 2016 Январь 2017 Февраль 2017 Март 2017 Апрель 2017 Май 2017 Июнь 2017 Июль 2017 Август 2017 Сентябрь 2017 Октябрь 2017 Ноябрь 2017 Декабрь 2017 Январь 2018 Февраль 2018 Март 2018 Апрель 2018 Май 2018 Июнь 2018 Июль 2018 Август 2018 Сентябрь 2018 Октябрь 2018 Ноябрь 2018 Декабрь 2018 Январь 2019 Февраль 2019 Март 2019 Апрель 2019 Май 2019 Июнь 2019 Июль 2019 Август 2019 Сентябрь 2019 Октябрь 2019 Ноябрь 2019 Декабрь 2019 Январь 2020 Февраль 2020 Март 2020 Апрель 2020
Гарри Гаррисон — 95Человек, который писал pulp и издавал Бёрджесса | |
Источник: https://godliteratury.ru/projects/vladimir-tendryakov-chestnyy
Владимир Тендряков. Подробная биография
Владимир Фёдорович Тендряков родился 5 декабря 1923 года в деревне Макаровская Вологодской области в семье мелкого сельского служащего.
После окончания средней школы ушел на фронт. Служил радистом стрелкового полка. Был тяжело ранен под Харьковом. Затем, после демобилизации, учительствовал, принимал активное участие в общественной жизни и был выдвинут на пост секретаря райкома комсомола.
Трудная колхозная жизнь послевоенного времени была ему известна досконально, так же, как и работа низовых и средних партийных организаций, колхозных председателей и рядовых тружеников, что впоследствии сыграло решающую роль при создании художественных произведений.
Осенью 1946 Тендряков поступил на художественный факультет ВГИКа (Институт кинематографии), но вскоре перешел в Литературный институт им. М. Горького (занимался в семинаре К.Г. Паустовского), окончил его в 1951.
Писать и печататься начал еще до института; в 1948 был опубликован рассказ в альманахе «Молодая гвардия», а в журнале «Огонек», корреспондентом которого он стал, печатал сельские очерки. Работал Тендряков и для журнала «Смена».
Правда, эти первые очерки совершенно не выделялись из общей массы очерковой, корреспондентской продукции тех лет.
Тендряков старательно фиксировал факты, которые удобно «ложились» в предложенную редакцией тему, по-видимому, искренне не замечая тех явлений, которые в заданную тему не «ложились».
Первые произведения Тендряков вполне соответствовали «теории бесконфликтности» тех лет: «Однажды вечером» (Огонек. 1952. № 1), «Школьный инспектор» (Огонек. 1952. № 5), «На рыбацком сейнере» (Огонек. 1952. № 34), «В одной семье» (Смена. 1952. № 21) и многие другие.
Характерно, что даже очерки о колхозной жизни, изображение которой станет вскоре основной темой его творчества, так же поверхностны и неинтересны, как и очерки о каспийских рыбаках, в них штампованный, приглаженный язык. Редко, но появлялись в эти годы у Тендряков и достаточно сильные вещи, например рассказ «Дела моего взвода» (Молодая гвардия.
1947. № 1).
Перемены в общественной и литературной жизни после 1953 плодотворно сказались в творчестве многих писателей-«деревенщиков», выразились они и у Тендрякова. От фиксации фактов и явлений он переходит к их вдумчивому и бескомпромиссному анализу.
В полной мере у него вскоре обнаружился талант писателя-исследователя, причем главным критерием для него при анализе изображаемых событий были этические нормы, и среди них прежде всего — человеческая совесть; видеть все при «свете совести» и только при этом свете.
В первой же повести, обратившей на себя внимание широкого читателя и критики, — «Падение Ивана Чупрова» (1953) происходит детальный, неторопливый, но внутренне остродраматичный анализ нравственного перерождения человека, корыстно пользующегося своим положением.
Как писатель-исследователь, Тендряков выбрал манеру бесстрастного повествования, полагая, что анализ поступков приведет читателя к верным выводам. Этой манере, лишь внешне бесстрастной, но тем более сильно действующей на восприятие читателя, он остался верен и в др. своих произведениях.
Тема совести и внутреннего суда человека над самим собой разработана и в близко примыкающих к «Падению Ивана Чупрова» очерке «Бородавка» (Литературная газета. 1954. 6 февр.), повести «Не ко двору» (Новый мир. 1954. № 6; фильм «Чужая родня», 1956).
Роман «Тугой узел» (1956), выросший из повести «Саша отправляется в путь», словно в фокусе сконцентрировал подлинное богатство жизненных наблюдений писателя, его опыт и его исследовательский взгляд на действительность.
В нем нарисован тип карьериста, бюрократа новой складки; с добросовестностью естествоиспытателя писатель анатомирует всю нравственную подоплеку жизни секретаря райкома Мансурова, перестающего различать добро и зло. Естественно, что обостренный интерес Тендрякова к проблемам нравственности вызвал у него желание обратиться к исследованию религиозного сознания.
Этой проблеме посвящены повести «Чудотворная» (1958, одноименный фильм — 1960) и «Апостольская командировка» (1969), но они оказались схематичными и поверхностными.
Одновременно с ними Тендряков создает роман «За бегущим днем» (1959). В нем несравненно больше жизненности, но критика справедливо отмечала, что стремление писателя к сиюминутной злободневности приводит к «очеркизации» романной прозы и к непроясненности слишком бегло очерченных характеров.
Тендряков — писатель острых коллизий; его герои, как правило, находятся в экстремальных ситуациях, испытывающих на прочность их нравственный потенциал.
Можно сказать, что личность в художественной атмосфере произведений Тендрякова помещена в условия достаточно жесткого эксперимента. Писатель порою воссоздавал крайние точки человеческого бытия, в частности смерть.
Так построены повести «Ухабы» (1956), «Суд» (1960), «Тройка, семерка, туз» (1961), «Находка» (1965), отчасти роман «Свидание с Нефертити» (1964) и повесть с характерным названием «Кончина» (1968). Почти во всех произведениях разыгрывается — так или иначе, но неизменно с трагическим исходом — драма совести, главная пружина которой — предательство.
От произведения к произведению Тендряков ищет ответ на вопрос: в чем же выход для человека; чтобы не разрушилась его личность, чтобы восторжествовали совесть и правда? В повести «Находка» писатель выбирает сострадание, которое только и помогает героям обрести смысл жизни, сострадание к ближнему, особенно к беззащитному существу.
Угрюмый, суровый инспектор рыбнадзора Трофим Русаков по прозвищу Карга находит в тайге новорожденного ребенка, и этот теплый комочек жизни переворачивает его душу. «В человеке, — утверждает писатель в повести «Ночь после выпуска» (1974), — живут, скрытые порою за весьма благополучной внешностью, самые различные возможности — и добрые и злые.
Важно вовремя обнаружить в себе высокую нравственную потенцию и не поддаться злу». Эта мысль является главной и в повести «Весенние перевертыши» (1973). Учительство, проповедничество — характерная черта дарования Тендрякова.
В своих экспериментальных поисках выхода из крайне трудных психологических ситуаций он неизменно подталкивал человека к добру. Путь к истине, неотрывный от любви к человеку, может лежать и через постижение красоты. Именно на эту тему написаны его роман «Свидание с Нефертити» и трактат «Плоть искусства» (1973).
В повести «Три мешка сорной пшеницы» появляется образ великого утописта Т. Кампанеллы. Герой произведения Женька Тулупов не расстается с его книгой «Город Солнца». Но в финале он вынужден под влиянием действительности и собственных прозрений расстаться с утопическими мечтаниями, а заодно и со слепой верой в авторитеты.
Впоследствии эта мысль снова появилась у Тендряков в романе «Покушение на миражи» (1989) и в особенности в поздних его рассказах, в мемуарном эссе «На блаженном острове коммунизма» (1987).
Творчество Тендрякова внесло в литературу советского и постсоветского периода строгое, аналитическое начало, пафос поиска истины и духовности.
Владимир Тендряков скончался 3 августа 1984 года от инсульта. Похоронен в Москве на Кунцевском кладбище.
Биография
Произведения
- Пара гнедых
- Проселочные беседы
- Хлеб для собаки
Критика
- Дар человечности
- Неисчерпаемо, невосполнимо
- Путь к справедливости
Ключевые слова: Владимир Тендряков,биография Владимира Тендрякова,скачать подробную биографию,скачать бесплатно,русская литература 20 в.,русские писатели 20 в.,жизнь и творчество Владимира Тендрякова
Источник: https://md-eksperiment.org/post/20170418-biografiya-vladimira-tendryakova
Тендряков Владимир Федорович. Творчество поэта
Владимир Федорович Тендряков писал о послевоенной деревне, о школе и подростках, о религии как элементе духовности, об искусстве. Произведения, напечатанные при жизни писателя, поднимали проблемы нравственного становления личности в обществе.
Повести “Ночь после выпуска” и “Весенние перевертыши” объединяет общая мысль: “В человеке живут, скрытые порою за весьма благополучной внешностью, самые различные возможности – и добрые и злые.
Важно вовремя обнаружить в себе высокую нравственную потенцию и не поддаться злу”.
Рассказы
писателя отличаются публицистической страстностью. После смерти писателя был напечатан целый ряд его произведений, в которых раскрывалась горькая правда о прошлом страны. Тендряков не стремился в своих книгах к назидательности, он писал: “Искусство жить не укладывается ни в какие трафареты. Невозможно дать готовых рецептов.
Я сам их ищу…”. О поисках смысла жизни свидетельствует его последнее произведение “Покушение на миражи”, опубликованное в 1987 году. Над романом Тендряков работал в течение последних двух десятилетий.
Книга является итоговой в творчестве писателя, в ней нашли отражение нравственные искания самого писателя. “Покушение на миражи” – социально-философский роман, соединивший в себе прошлое и настоящее, древние сказания и актуальные вопросы современности.
Повествование в романе ведется от первого лица – главного героя, Георгия Петровича Гребина, физика-теоретика, решившегося на необычный эксперимент: переложить на язык ЭВМ различные исторические эпохи.
Тендряков в своем произведении осмысливает драматический опыт человеческих исканий, человеческих “маяков” от Христа до Томмазо Кампанеллы.
В 1988 году вышли в свет рассказы “Пара гнедых”, “Параня”, “Хлеб для собаки”, “Донна Анна”. Рассказ “Хлеб для собаки” раскрывает страшные картины голода 1933 года. Тема голода долгие годы была под запретом в советской литературе, ведь в эти годы по разным данным за восемь месяцев умерло от 8 до 10 миллионов человек. События в рассказе показаны глазами мальчика Володи.
Ребенок видит бесчеловечное отношение к ссыльным, страшный голод, лишающий людей человеческого достоинства. Мальчик не может есть спокойно, вспоминая голодных людей на привокзальной площади. Он начинает тайком выносить им еду. Обезумевшие от голода люди по утрам стали собираться у дома Володи Тенкова и просить еду.
Мальчик не в состоянии накормить их всех. Он находит выход: каждый день кормит чужую собаку, понимая, что не облезшего от голода пса кормил он куском хлеба, “а свою совесть”.
Рассказ “Хлеб для собаки” повествует о тяжелом периоде в истории страны.
Когда особенно важно, чтобы каждый человек отвечал за свои поступки, был внимательным ко всему, что его окружает, прислушивался к голосу своей совести
Писатель до конца жизни оставался верным теме нравственных исканий человека, поиска истины и подлинной духовности.
(No Ratings Yet) Loading… Тендряков Владимир Федорович. Творчество поэтаОбмен характеристика образа Лены »
Источник: https://lit.ukrtvory.ru/tendryakov-vladimir-fedorovich-tvorchestvo-poeta/
Биография и книги автора Тендряков Владимир
Об авторе
(5. 12. 1923, д. Макаровская Вологодской губ. — 3. 08. 1984, Москва)
Прозаик, сценарист, драматург.
Тендряков Владимир Фёдорович родился в семье советских служащих. После окончания средней школы добровольцем ушёл на фронт, был комиссован после тяжёлого ранения. Учительствовал в школе, был комсомольским работником.
В 1945 г. поступил на художественный факультет во ВГИК (Всероссийский государственный институт кинематографии), в 1946 г. перешёл в Литературный институт им. М. Горького, в семинар К. Г. Паустовского. После окончания учебы (1951) работал в Вологде и Грязовце корреспондентом журнала «Огонек».
Стал печататься в 1940-х гг., но известность ему принесли повести о колхозной деревне 1950-х гг.: «Падение Ивана Чупрова» (1953) и «Не ко двору» (1954).
В дальнейшем писатель жил и работал в Москве, был членом правления Союза писателей СССР и Союза писателей РСФСР, членом редколлегии атеистического журнала «Наука и религия».
С Вологодской писательской организацией связь не поддерживал, в родной деревне был лишь однажды. Имя Тендрякова присвоено Вологодской юношеской библиотеке.
В. Ф. Тендряков был одним из предшественников «деревенской» прозы, но не стал писателем-«деревенщиком», стремился исследовать различные стороны современной ему действительности.
В критической литературе чаще всего выделяют следующие циклы в его прозе: «деревенский», «школьный» и «атеистический». «Деревенский» цикл не был оценен в полной мере — как при жизни автора, так и после его смерти (исключение -произведения, посвящённые теме коллективизации).
Цикл «атеистический» оказался «неподъемным» и для читателей, и для самого Тендрякова из-за нерешённых, внутренне противоречивых мировоззренческих проблем (по его собственным словам, он «как писатель старался показать, что религию никогда не интересовало и не интересует, в какие условия поставлена человеческая личность, что её конкретно радует, волнует, тревожит»). «Школьный» же цикл принёс В. Тендрякову заслуженную славу.
Тендряков — автор остросюжетных и остросоциальных рассказов, повестей и романов, в которых предпринята попытка решить мировоззренческие и этические проблемы (сам Тендряков констатировал: «Моё поколение их не решило»).
Так, в повести «Ухабы» (1956) показано, к каким трагическим последствиям приводит формальное, бессердечное руководство людьми.
В повестях «Чудотворная» (1958), «Чрезвычайное» (1961), «Апостольская командировка» (1969), «Затмение» (1977) дан анализ народно-религиозного сознания в самый неблагоприятный в этом отношении период нашей истории.
В рассказе «Донна Анна» (1971, опубликован в 1988) и в повести «Три мешка сорной пшеницы» (1972) главным является столкновение романтического идеала с реальной действительностью.
В «Весенних перевертышах» (1973) рассказано о сложностях «переходного» (от детства к юности) этапа человеческой жизни, поиска себя как личности, автор размышляет о времени, о вечности, о загадке бытия.
Главный герой повести Дюшка Тягунов впервые сталкивается с «проклятыми» философскими вопросами: «Что такое жизнь? Есть ли бессмертие? В чем смысл человеческого пути?».
Он испытывает неведомые ему ранее эмоции (страницы повести овеяны свежестью и полнотой первой любви), впервые узнает, что в одном и том же человеке необъяснимым образом совмещаются добрые и злые начала.
Авторское знание психологии подростка было подлинным и глубоким, сами дети спрашивали учителей: «Откуда Тендряков всё это знает? Как сумел проникнуть в наше тайное тайных?» (Из письма учительницы Горюхиной из Новосибирска.)
В центре повестей «Ночь после выпуска» (1974) и «Расплата» (1979) представлен конфликт с совестью на фоне изображенного автором главного изъяна советской школы — отсутствия полноценной духовной основы в воспитании и образовании.
Так, учитель литературы Аркадий Памятнов («Расплата») признаёт, что его воспитательные принципы («Не смей мириться с плохим, воюй с подлостью любыми средствами») терпят крах.
Один из его учеников, Коля Корякин, убивает собственного отца.
Особое место в творчестве Тендрякова занимают опубликованные лишь в 1980-е гг. произведения, посвящённые теме коллективизации («Хлеб для собаки» — 1970, «Пара гнедых» — 1971, «Параня» — 1971), репрессий («Охота» — 1970), волюнтаризма («На блаженном острове коммунизма» — 1974) и др.
Они оказались в ряду «возвращённой» литературы, однако их проблематика в целом не выходила за общие рамки тендряковской прозы. Исключением стал роман «Покушение на миражи» (1982, опубликован в 1987), в котором Тендряков подвёл итог своих многолетних нравственно-философских исканий.
Первоначальное название романа — «Евангелие от компьютера» — отсылает читателя к его сюжету. Герои, программисты-экспериментаторы, решили ввести в машину всю историю человечества, исключив из неё Христа, однако Богочеловек «воскресает» в программе совершенно необъяснимым образом, «смертию смерть поправ».
Эта кульминация достаточно неожиданна для тендряковского текста, в целом весьма далёкого от подлинного христианства.
Приметы неповторимого стиля прозы Тендрякова — сложные психологические коллизии, обстоятельства, в которых оказываются герои, постоянные споры, драматические, а то и трагические развязки, страстное авторское слово.
Эти качества художественных произведений, созданных Тендряковым, оказались востребованными не только в литературе, но и в киноискусстве. Многие из них экранизированы.
«Если люди будущего захотят узнать, как и чем мы жили в середине XX века, то без книг Тендрякова они этого не поймут», — писал К. Икрамов.
- Сочинения
Падение Ивана Чупрова (1953) — повесть
Ненастье (1954) — повесть
Не ко двору (1954) — повесть
Тугой узел (1956) — роман
Ухабы (1956) — повесть
Чудотворная (1958) — повесть
За бегущим днем (1959) — роман
Суд (1960) — повесть
Тройка, семерка, туз (1961) — повесть
Чрезвычайное (1961) — повесть
Путешествие длиной в век (1964) — фантастическая повесть
Свидание с Нефертити (1964) — роман
Находка (1965) — повесть
Поденка — век короткий (1965)
Кончина (1968)
Апостольская командировка (1969) — повесть
Донна Анна (1969, опубликован в 1988) — рассказ
Охота (1971, опубликован в 1988) — рассказ
Белый флаг (1962, совместно с К. Икрамовым) — пьеса
Шестьдесят свечей (1972) — повесть
Весенние перевёртыши (1973)
Совет да любовь (1973) — пьеса
Три мешка сорной пшеницы (1973)
Ночь после выпуска (1974)
На блаженном острове коммунизма (1974, опубликовано в 1988)
Затмение (1977) — повесть
Расплата (1979) — повесть - Покушение на миражи (1979-82, опубликован в 1987) — роман
Экранизации и сценарии
«Чужая родня» (Ленфильм, 1955) по повести «Не ко двору», сценарий В. Тендрякова.
«Саша вступает в жизнь» (Мосфильм, 1957) по роману «Тугой узел», сценарий В. Тендрякова.
«Чудотворная» (Мосфильм, 1960) по одноименной повести , сценарий В. Тендрякова.
«49 дней» (Мосфильм, 1962) сценарий Ю. Бондарева и В. Тендрякова.
«Суд» (Мосфильм, 1962) по одноименной повести , сценарий В.
Тендрякова.
- «Весенние перевертыши» (Ленфильм, 1974), сценарий В. Тендрякова, удостоен премии за лучший сценарий на VIII Всесоюзном кинофестивале в Кишинёве (1975)[1]
- Инсценировки
«Без креста» (1963) — инсценировка Московского театра «Современник» по повести «Чудотворная». - «Три мешка сорной пшеницы» (1975) — постановка Ленинградского Большого драматического театра.
Библиография
Тендряков В.Ф. Избранные произведения. Т. 1-2, М., 1963.
Тендряков В.Ф. Собрание сочинений в четырех томах. М., 1978-80.
Тендряков В.Ф. Собрание сочинений в пяти томах. М., 1987-89.
Кончина: Повести, Рассказы. — М., 1990;
Охота. — М., 1991;
Неизданное: Проза. Публицистика. Драматургия. — М., 1995.
Литература о писателе:
Владимир Федорович Тендряков. Библиографический указатель. — Вологда, 1993;
Клюсов Б. На передней линии: Очерк творчества Владимира Тендрякова. Минск, 1963
Горшенин А. В. Человек среди людей. — Новосибирск, 1982.
Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. М., 2000.
Источник: https://www.rulit.me/authors/tendryakov-vladimir
Владимир Фёдорович Тендряков. Жизнь и творчество. Выполнила учитель русского языка и литературы 1 квалификационной категории МОУ СОШ п. Красная Кудрявка. — презентация
1 Владимир Фёдорович Тендряков. Жизнь и творчество. Выполнила учитель русского языка и литературы 1 квалификационной категории МОУ СОШ п. Красная Кудрявка Черноситова Надежда Викторовна
2 В. Ф. Тендряков родился 5 декабря 1923 года в деревне Макаровская Верховажского района Вологодской области. Среднюю школу Владимир закончил в селе Подосиновец ныне Кировской области. Память об этом времени воплотилась позднее в романе « Свидание с Нефертити » ( в автобиографическом герое Федоре Материне ; 1964) и в рассказах « Пара гнедых », « Хлеб для собаки », « Параня ».
3 В 1941 году ушёл на фронт, После окончания школы, в ноябре 1941 года ушёл на фронт добровольцем.
Был связистом, ему довелось быть участником переломной Сталинградской битвы Некоторые факты его военной биографии отражены в романе « За бегущим днем » (1959), в « Рассказах радиста », новеллах « Костры на снегу », « День, вытеснивший жизнь », « День седьмой », « Донна Анна », в эссе « Люди или нелюди » ( ).
4 После ранения. В 1943 году Тендряков был тяжело ранен под Харьковом и вернулся после демобилизации в Подосиновец и работал учителем физкультуры в школе, затем – секретарем райкома комсомола по сельскому хозяйству, знал не понаслышке тяжелую жизнь послевоенной деревни.
5 Начало профессиональной деятельности В 1945 году переехал в Москву. В 1946 году поступил во Всероссийский государственный институт кинематографии ( ВГИК ) на художественный факультет, но уже через год перешел в Литературный институт им. А. М. Горького, по окончании которого (1951) стал профессиональным писателем.
6 Печатался в журналах « Новый мир », « Наш современник », « Наука и религия ».
7 Талант писателя особенно проявился повестях, рассказах, эссе. Перу Тендрякова принадлежат романы « Тугой узел » (1955), « За бегущим днем », « Свидание с Нефертити », « Покушение на миражи » (1982, опубликован в 1987 году ), пьесы, статьи. Но наиболее ярко его талант художника проявлялся в « малых жанрах »: повестях, рассказах, эссе.
8 Произведения писателя вызывали бурные дискуссии в прессе. Почти каждое произведение писателя вызывало бурные дискуссии. « Неистовые ревнители » классовой литературы « прорабатывали » писателя за многочисленные « грехи »: « очернение советской действительности », рефлексирующих героев и даже за следование традициям Ф. Достоевского.
9 Стремление критиков уложить творчество В. Ф. Тендрякова в рамки социалистического реализма.
Доброжелательная к писателю критика указывала на активное вмешательство писателя в жизнь, на актуальность его произведений, но часто, в силу идеологических причин, стремилась « уложить » Тендрякова в рамки социалистического реализма, явно ему тесные.
Критики традиционно выделяли несколько тематических циклов в творчестве писателя : « деревенский », « школьный », « нравственно — этический » и « атеистический » ( правильнее было бы говорить о произведениях, отражающих религиозные искания писателя ).
10 Решение писателем определённых проблем Наиболее верным представляется подход, предложенный вдовой писателя Н. Асмоловой — Тендряковой в х к его « Собранию сочинений »: « на каждом этапе своего творческого пути художник на самых разных тематических плацдармах решал определённые проблемы ».
11 Проблема взаимозависимости нравственных установок и социальных условий в произведениях В. Ф. тендрякова В повестях « Падение Ивана Чупрова » (1953), « Не ко двору » (1954), « Ухабы » (1956), « Суд » (1960), « Тройка, семёрка, туз » (1961), « Короткое замыкание » (1962) и др.
писателя волновала проблема взаимозависимости нравственных установок и социальных условий.
Начальник МТС ( машинно — тракторной станции ) Княжев (« Ухабы »), обладающий твёрдым характером и незаурядными организаторскими способностями, вдруг теряется перед силой казённой бумажки — постановления ; Лёшка Малинин (« Тройка, семёрка, туз »), героически спасший тонущего человека, проявляет малодушие, когда надо пойти против коллективного безумия, охватившего товарищей ; не раз вступавший в бой один на один с медведем охотник Семён Тетерин (« Суд ») ощущает себя беспомощным перед юридическими тонкостями.
12 Трагичность судеб героев писателя Столь же трагичны невыдуманная судьба Александра Фадеева ( эссе « Охота », 1971, обращённое к периоду борьбы с « космополитами »; опубликовано в 1988 году ) и вымышленная Ивана Чупрова.
С одной стороны, Тендряков осуждает своих героев за отсутствие в них нравственной доминанты, категорического императива, с другой говорит о ненормальности той социальной среды, которая лишает человека инициативы, выбора, превращает его в пешку, винтик.
13 Трагические последствия пренебрежения законами нравственности « во имя » революции и « всеобщего будущего счастья » в произведениях В. Ф. Тендрякова. Последующие повести писателя раскрывали трагические последствия пренебрежения законами нравственности « во имя » революции и « всеобщего будущего счастья ».
Среди героев этих произведений и диктатор местного масштаба Евлампий Лыков (« Кончина », 1968), давший колхозникам сытую жизнь и отобравший у них свободу и право быть личностями ; Настя Сыроегина, не сумевшая противостоять руководителям — очковтирателям и страдающая от этого, в отличие от почившего на лаврах Евлампия (« Подёнка век короткий », 1965); это и аскет — догматик Божедомов (« Три мешка сорной пшеницы », 1973), утративший интерес к людям.
14 Рассказы « Пара гнедых », « Хлеб для собаки » Своей вершины эта тема достигнет в опубликованных посмертно рассказах « Пара гнедых » ( ) и « Хлеб для собаки » ( ).
15 Осознание героями произведений В. Ф. Тендрякова настоящих норм морали Герои Тендрякова всё чаще начинают осознавать, что нормы морали должны основываться на любви к человеку, а не на коммунистических догмах.
16 Справедливая, на первый взгляд, истина о пользе правды для гордого человека унижает пожилую и несчастную учительницу (« Ночь после выпуска », 1974).
17 Идея « социалистического гуманизма » приводит к убийству человека, пусть даже дурного, и раскаянию старого учителя, внушавшего ученикам идею « добра с кулаками », но забывшего передать им осознание самоценности жизни (« Расплата », 1979). На материале « школьной » повести решаются, таким образом, глубочайшие философские проблемы, волновавшие русских писателей 19 и 20 веков.
18 Философские споры в творчестве В. Ф.
Тендрякова По мнению критиков, в повестях Тендрякова философские споры иногда несколько « провисают », не подкреплённые художественно полноценными образами (« Шестьдесят свечей », 1980), но чаще они органично вплетаются в сюжет.
Чтобы придать своим книгам большую философскую обобщённость, Тендряков охотно пользуется литературными и историческими реминисценциями : библейскими, античными ( Александр Македонский, Диоген ), средневековыми ( Кампанелла ).
19 Тема любви в творчестве В. Ф. Тендрякова Писатель часто обращается к теме любви. Одной из вершин его творчества стала повесть « Весенние перевёртыши » (1973). Её герой, Дюшка Тягунов, полюбив девочку, вдруг увидел, как огромен и прекрасен мир. « Громада — любовь » заставила его заступиться за лягушку, прийти на помощь слабому однокласснику, вступив в бой с циником Санькой.
20 Обращение писателя к идее торжества любви, к христианским ценностям Показывая борьбу в человеке светлых и тёмных начал ( особенной реалистической жёстокости художник достиг в эссе « Люди или нелюди » и рассказе « Параня »), Тендряков всё чаще обращается к идее необходимости торжества любви, задумывается над христианскими ценностями. Если в повести « Чудотворная » (1958) и « Чрезвычайное » (1961) писатель стоял на позициях воинствующего атеизма, изображая носителей веры резко негативно, то в « Апостольской командировке » (1969) говорит о том, что религия протест против болезни бездуховности, поразившей общество. « Важно не отвергать с презрением библейскую мораль и нравственность, а пользоваться ими …», писал он в личном письме в ЦК КПСС в 1969 году. Тогда его, естественно, не услышали.
21 Возвращение к христианской теме В 1982 году Тендряков вернулся к христианской теме в романе « Покушение на миражи », назвав его первоначально « Евангелие от компьютера ». Герои романа, современные программисты, моделируют на компьютере историю, « изъяв из неё Иисуса Христа », и с удивлением обнаруживают, что он вновь возникает, так как Он нужен людям.
22 Проявление сатирического таланта В. Ф.
Тендрякова Сатирический талант Тендрякова проявился достаточно поздно : написанная в гоголевско — щедринской традиции повесть « Чистые воды Китежа » (1977) притча — пародия на тоталитаризм и его порождения, основанный на личных впечатлениях очерк о роскошном приеме Н. С. Хрущёвым и высшей партийной номенклатурой советских писателей, подлежащих идеологической обработке ; На блаженном острове коммунизма » ( опубликован в 1987 году ).
23 Отражение проблематики творчества Тендрякова в повести — эссе « Революция ! Революция ! Революция !» Повесть — эссе « Революция ! Революция ! Революция !» ( ), не предназначавшаяся для печати, представляет собой цикл « бесед » писателя с В. И.
Лениным, которые отражают проблематику творчества самого Тендрякова : соотношение человека и социальных условий, счастье и его цена, идеалы и реальность, насилие во имя высоких целей, любовь и ненависть, проблемы духовности и нравственности, добра и зла.
24 Владимир Федорович Тендряков вел большую общественную работу, избирался членом правления Союза писателей СССР, РСФСР, Московской писательской организации.
За заслуги в области литературы прозаик награжден орденами Трудового Красного Знамени, « Знак почета ». Книги В. Ф.
Тендрякова изданы и издаются миллионными тиражами, известны зарубежным читателям, по его произведениям сняты фильмы и поставлены спектакли.
25 Умер Владимир Фёдорович Тендряков 3 августа 1984 года в Москве. Умер Владимир Фёдорович Тендряков 3 августа 1984 года в Москве. Похоронен на Кунцевском кладбище.
26 «… настоящий русский писатель …» Юрий Нагибин, когда узнал о смерти В. Ф. Тендрякова, записал в своём дневнике : «… он был настоящий русский писатель, а не деляга, не карьерист, не пролаза, не конъюнктурщик. Это серьёзная утрата для нашей скудной литературы ».
27 К. ИКРАМОВ «… если люди будущего захотят узнать, как и чем мы жили в середине двадцатого века, то без книг Тендрякова они этого не поймут.
28 Использованные ресурсы Тендряков,_ Владимир _ Фёдорович
Источник: https://www.myshared.ru/slide/140473/
Владимир Фёдорович Тендряков
Советская литература
Тендряков Владимир Федорович (1923 — 1984), прозаик. Родился 5 декабря в деревне Макаровская Вологодской области в семье народного судьи, затем ставшего прокурором. После окончания школы ушел на фронт, был ранен и демобилизован. Жил в кировской области, преподавал в школе военное дело, затем был секретарем райкома комсомола.
В 1945 Тендряков приезжает в Москву, поступает учиться во ВГИК на художественный факультет, но через год переходит в Литературный институт им. М. Горького, который оканчивает в 1951. В студенческие годы начинает писать рассказы. В 1948 — 53 публикует несколько рассказов в журнале «Огонек» (первый рассказ — «Дела моего взвода»).
С 1955 становится профессиональным писателем, отдавая все время литературному труду. Пишет рассказы, повести, романы. В 1950-е написаны — «Среди лесов», «Не ко двору» (позже кинофильм «Чужая родня»), «Ненастье», «Ухабы», «Тугой узел», «Чудотворная» (позже — одноименный фильм) и др.
В 1960-е выходят — «Тройка, семерка, туз», «Суд», «Короткое замыкание», «Поденка — век короткий», «Кончина», «Апостольская командировка». Первый большой роман был написан в 1959 — «За бегущим днем», затем — «Свидание с Нефертити» (1964), «Покушение на миражи» (1979 — 82), опубликованный только в 1987.
В 1970-е увидели свет повести «Ночь после выпуска», «Затмение», «Расплата и др. Повесть «Шестьдесят свечей» не разрешалось публиковать в течение 10 лет (была издана в 1980).
Посмертные публикации произведений Тендрякова были осуществлены в 1988 — «День, вытеснивший жизнь», «День седьмой», «Донна Анна» (1969 — 71); «Охота (1971), «На блаженном острове коммунизма» (1974). Умер В. Тендряков 3 августа 1984 в Москве.
Владимир Фёдорович Тендряков, родился 5 декабря 1923 года, в деревне Макаровская Вологодской области. Отец Тендрякова был народным судьёй, который впоследствии стал прокурором.
После окончания школы будущий писатель уходит на фронт, где получил серьёзное ранение и был уволен в запас. После демобилизации, он работал в Кировской области военруком в школе.
Немного позже его пригласили на должность секретаря райкома комсомола.
В 1945 году Тендряков поступает в московский ВГИК на художественный факультет. Однако спустя год он решил перейти в Литературный университет имени Горького, который окончил в 1951 году. Будучи студентом, Тендряков начинает создавать свои рассказы.
Начиная с 1948 по 1953 годы, автор публикует несколько своих произведений в знаменитом издании «Огонёк». А с 1955 года он вплотную занялся своей творческой деятельностью. Пиком его творчества можно назвать 50 — 60 годы двадцатого века. В этот период писатель создал большинство своих произведений. По некоторым из них даже поставлены фильмы.
Свой первый большой роман, который назывался «За бегущим днём», Тендряков написал в 1959 году. После этого, он создал ещё несколько произведений, которые публиковались большим тиражом, и имели неслыханный успех. Среди них можно отметить «Свидание с Нефертити» и «Покушение на миражи».
В Москве, 3 августа 1984 года, Владимир Тендряков умер.
Источник: https://www.allsoch.ru/tendryakov/