Жизнь леса — сообщение доклад (2, 4 класс окружающий мир)

Привет, ребята!

Жизнь леса - сообщение доклад (2, 4 класс окружающий мир)

Сегодня мы расскажем вам о том, что такое лес, какие организмы составляют природное сообщество леса; поговорим об экологических связях, существующих в этом сообществе.

Давайте вспомним… Природное сообщество — это группа связанных между собой организмов, которые обитают на одной территории, влияют друг на друга и на окружающую среду. Между организмами природного сообщества существуют разнообразные связи.

Пищевые связи самые главные. Растения создают органические питательные вещества. Растениями питаются растительноядные животные. А сами они служат пищей для плотоядных животных (хищников).

Так в природных сообществах возникают пищевые связи, цепи питания.

Жизнь леса - сообщение доклад (2, 4 класс окружающий мир)

Например, желудями питаются мыши, а мышами совы. Получается цепь питания: дуб – мышь – сова.

Жизнь леса - сообщение доклад (2, 4 класс окружающий мир)

Иногда цепь усложняется. Первыми хищниками могут питаться другие, а ими в свою очередь, третьи. Например, растения служат пищей гусеницам. Гусениц поедают хищные насекомые. Последние, в свою очередь, служат пищей насекомоядным птицам, которыми питаются хищные птицы.

А сейчас давайте поговорим о таком природном сообществе, как лес.

Что такое лес, пожалуй, представляет себе каждый человек. Но сразу дать ответ на вопрос: «А что такое лес?», не все смогут. Лес — это сложное единство живой и неживой природы. Главные растения в лесу — деревья. Но лес — это не только деревья. В лесу растут кустарники и травы. А ещё в лесу есть грибы.

Растения предоставляют животным место для обитания или убежище от врагов и непогоды. Многие животные (например, птицы) используют растения и их части для постройки жилищ. В природном сообществе есть животные, которые распространяют плоды и семена растений. Насекомые опыляют растения. Грибы помогают деревьям расти, в то же время служат пищей для многих животных.

Мы видим, что все живые организмы в природном сообществе связаны между собой, живут совместно, сообща.

Жизнь леса - сообщение доклад (2, 4 класс окружающий мир)

Жизнь лесного сообщества зависит от неживой природы. Разным деревьям для жизни нужны разные условия. Кроме того, они по-разному влияют на растения, которые растут под их кронами.

Сосны, например, предпочитают песчаные, бедные перегноем почвы. Кроны сосен пропускают много света. В сосновых лесах светло и сухо.

Поэтому здесь встречаются лишь засухоустойчивые растения: очиток, кошачья лапка, вереск и самые неприхотливые организмы — лишайники.

Жизнь леса - сообщение доклад (2, 4 класс окружающий мир)

Ели растут на глинистых почвах. В еловом лесу мало света, влажно и прохладно. Поэтому здесь растут теневыносливые травянистые растения: вороний глаз, седмичник, майник, кислица. Обратите внимание на то, что у этих растений белые цветочки. Это совсем неслучайно.

Благодаря такой светлой окраске эти растения хорошо заметны в тени насекомым-опылителям. У кислицы листочки никогда не бывают в одном положении. На ночь они опускаются, прижимаясь нижней стороной к черешку.

Такое же положение листочки принимают и во время дождя, и в холодные дни, и когда вдруг луч солнца пробьётся сквозь ветки деревьев и осветит зелёную травку. На стебельке вороньего глаза расположено четыре листочка, а между ними — крупная чёрная ягода, которая напоминает глаз птицы. Красивая ягода! Но есть её нельзя.

Для человека и многих животных плод этого растения опасен, так как в нём содержатся ядовитые вещества. Майник цветёт в мае. Его мелкие цветочки собраны в соцветие-кисть, которая поднимается между двух листочков сердцевидной формы.

Цветки седмичника обычно имеют семь лепестков. Иногда их бывает пять, а иногда — девять. Но это наблюдается очень редко.

Жизнь леса - сообщение доклад (2, 4 класс окружающий мир)

В лиственном лесу почва плодородная, богата минеральными веществами. Здесь гораздо светлее, чем в еловом лесу. А воздух влажный и прохладный, потому что листья испаряют достаточно большое количество влаги. В лиственном лесу растёт много самых разнообразных растений. Среди них светолюбивые деревья: дуб, берёза, липа, осина, рябина, клён. Под их кронами много кустарников.

Жизнь леса - сообщение доклад (2, 4 класс окружающий мир)

Это лещина, крушина, жимолость, калина и другие. В лиственных лесах растёт много травянистых растений. Чаще всего встречается сныть. Ранней весной зацветают гусиный лук, хохлатка, ветреница, медуница.

У медуницы на одном растении часто можно увидеть цветки различной окраски. Всё дело в том, что у этого растения происходит изменение окраски венчика в процессе цветения.

В начале цветения венчик розовый, позже его окраска становится синей или лиловой (иногда голубой или белой).

Жизнь леса - сообщение доклад (2, 4 класс окружающий мир)

Кроме лиственных и хвойных, существуют ещё и смешанные леса. В них растут растения и хвойного, и лиственного леса. А как же удаётся разным растениям леса (деревьям, кустарникам, травам) уживаться между собой? Одно из приспособлений растений леса к совместной жизни заключается в расположении их ярусами.

Верхний ярус образуют деревья. Ниже расположен ярус кустарников, ещё ниже растут травянистые растения, а в самом нижнем ярусе — мхи. Количество света в лесу уменьшается от яруса к ярусу. Поэтому самые светолюбивые растения располагаются в верхнем ярусе, а теневыносливые — в нижнем.

Жизнь леса - сообщение доклад (2, 4 класс окружающий мир)

Жизнь леса невозможна и без почвы. В почве находятся корни растений. Они располагаются там подземными ярусами. Благодаря этому одни растения могут добывать воду и минеральные вещества из более глубоких слоёв почвы, а другие — из поверхностных.

В лесу обитает много животных, которые строят здесь жилище, находят корм, выводят потомство. В лесу много насекомых, среди которых бабочки, мухи, жуки, пчёлы. Они опыляют травянистые растения. Санитарами леса называют муравьёв.

Встречаются в лесу и вредители. Например, жук-короед. Это насекомое увидеть сложно, а вот следы его работы встречаются довольно часто. Взрослый жук и его личинка оставляют в стволах отверстия-ходы, образующие сложный рисунок. Эти жуки, питаясь древесиной, наносят большой ущерб лесу.

В лесу, во влажных местах, живут бурые лягушки. Они охотятся на насекомых и их личинок. Обитают в лесу ящерицы, которые питаются в основном насекомыми, а также змеи. Медянка и уж — неядовитые змеи. Медянка питается ящерицами, уж охотится за лягушками. Гадюка — змея ядовитая. Она охотится на мышей.

Нельзя представить лес без птиц, наполняющих его своим пением. В лесу селятся зяблики, кукушки, дрозды, иволги, соловьи, синицы. Пищей этим птицам служат преимущественно насекомые.

Соловья знают все благодаря его великолепной песне. И многим кажется, что внешность у птички должна быть под стать голосу. На самом деле, соловей — птичка маленькая, невзрачная, скрытная.

Жизнь леса - сообщение доклад (2, 4 класс окружающий мир)

Населяют соловьи сырые тенистые места с густыми зарослями кустарника. Гнездо птичка строит на земле или на невысоких кустах.

Одна из самых красивых птиц наших лесов — иволга. Несмотря на красивое оперение, заметить иволгу в природе нелегко. Она боязлива и осторожна. Держится всё время в густой листве деревьев, где и строит себе гнездо. Бывает, услышишь в лесу чудесный птичий голос: как будто кто-то на флейте играет. Это поёт иволга.

И вдруг с того же места, откуда доносилось мелодичное пение, понесутся такие звуки, что хоть уши затыкай, — как будто кошке на хвост наступили. Это тоже иволга. Такая уж у неё песенка, включающая несколько непохожих друг на друга вариаций. Недаром иволгу зовут и лесной флейтой, и лесной кошкой.

Иволга приносит большую пользу, поедая множество вредных насекомых.

Сложно представить себе лес без кукушки. Эта птица не строит своего гнезда, а подкладывает яйца в гнёзда других птиц. Питается кукушка мохнатыми гусеницами, которых не едят другие птицы.

Часто можно услышать в лесу короткий отрывистый стук дятла. Он добывает из повреждённых стволов деревьев жуков-короедов и их личинок, принося тем самым огромную пользу лесу.

Постоянные обитатели смешанного леса — глухари и тетерева. Это достаточно крупные птицы. Летают они медленно, но зато довольно быстро бегают. Питаются ягодами, семенами и почками деревьев и кустарников.

Очень часто в лесу можно встретить синичек. У этих птичек крепкие пальцы на лапках с сильно загнутыми когтями. Благодаря этому синички хорошо лазают по ветвям деревьев.

Питаются синицы насекомыми, которых собирают с поверхности коры или достают из щелей. Употребляют и растительные корма.

Очень хорошо лазают по отвесной поверхности деревьев и поползни. Благодаря длинному и острому клюву они достают насекомых из глубоких трещин в коре дерева.

В лесу живёт много зверей: зайцев, белок, кабанов. Обитают здесь лоси, косули, олени. Эти животные питаются в основном растительным кормом. Есть и хищники: волки, лисы. Основу питания волков составляют лоси, олени, косули, кабаны. Лисица охотится на мышей, зайцев и других животных.

На мышей охотится и маленький лесной зверёк — ласка. Мыши — основная пища лесного хорька.

  • Вот и подошёл к концу наш маленький рассказ о лесе.
  • А сейчас давайте повторим и запомним…

Лес — это сложное единство живой и неживой природы. Живые организмы леса (растения, животные, грибы, бактерии) составляют природное сообщество.

Источник: https://videouroki.net/video/19-zhizn-lesa.html

Презентация — Окружающий мир 4 класс «Жизнь леса»

Слайды и текст этой презентации

Жизнь леса - сообщение доклад (2, 4 класс окружающий мир)Окружающий мир 4 классПодготовила: учитель начальных классов Скотникова Елена ВикторовнаЖизнь леса - сообщение доклад (2, 4 класс окружающий мир)Заполни схему « Состав почвы»СОЛИПЕРЕГНОЙГЛИНАПЕСОКВОДАВОЗДУХ
ПОЧВАЖизнь леса - сообщение доклад (2, 4 класс окружающий мир)Найди 6 ошибок в тексте: Почвой называют верхний твёрдый слой земли. Существует мало типов почв. Самыми плодородными являются тундровые почвы. За плодородие почвы отвечают соли. На территории нашего края преобладают чернозёмные почвы. Почвы не нуждаются в охране.Жизнь леса - сообщение доклад (2, 4 класс окружающий мир)Какое из высказываний верно?-Если использовать большое количество ядохимикатов, то почва потеряет плодородие;-Внесение в почву большого количества удобрений приводит к накапливанию большого количества солей, что повышает урожайность;-Почва, на которой нет растительности, не вымывается водой и не развеивается ветром. Жизнь леса - сообщение доклад (2, 4 класс окружающий мир)

Тема урока

Жизнь леса - сообщение доклад (2, 4 класс окружающий мир)

Жизнь леса Лес — природное сообщество

Жизнь леса - сообщение доклад (2, 4 класс окружающий мир)Цели урока:Выяснить значение выражения природное сообщество.
2.Доказать, что лес – природное сообществоЖизнь леса - сообщение доклад (2, 4 класс окружающий мир) Природное сообщество – группа растительных или животных организмов, живущих вместе Как вы понимаете лексическое значение словосочетания природное сообщество? Жизнь леса - сообщение доклад (2, 4 класс окружающий мир)КустарникиТравы ДеревьяЯрусыМхи, лишайники123Жизнь леса - сообщение доклад (2, 4 класс окружающий мир)Распредели растения на группы с.БерезаСиреньЕльЛандышШиповникПапоротникМалинаОсинаРомашкаКлевер Сосна Калина Деревья Кустарники Травянистые растения

Всё связано со всем (Б.Коммонер)

Задание::Расскажите, какие животные в нём обитают?
В чём видна приспособленность этих животных к условиям жизни?
Назовите 2-3 цепи питания, которые складываются в лесу.
Чем же является лес для животных? Весь лес — от верхушек деревьев до земли — заселён животными!

Читайте также:  Жизнь и творчество николая лескова

Цепи питания Всё связано со всем

Вывод:«Лес – это дом для животных, здесь они живут и питаются.

»Проблемный вопрос: «Как в лесу складывается природное равновесие?»Кого в лесу больше растений или животных?Гипотеза: «Мышиное потомство размножается так быстро, что может уничтожить все будущие растения»

В лесу живут лисицы, ласки, совы, которые питаются мышами. Поэтому мышей в лесу столько, сколько необходимо для жизни всех обитателей.

Какую роль играют животные для растений?Короеды ускоряют круговорот веществ. Всё в лесу взаимосвязано и неразрывно. Если нарушить связи нару-шится экологическое равновесие.
Рассмотрим такой пример:
Взаимоотношения жука-короеда и дерева. Здоровому дереву жуки не страшны.

Любое повреждение на коре заливается смолой. А вот когда дерево стареет, оно уже не может справиться со множеством короедов и погибает, освобождая место молодым деревьям. Вред или пользу приносят короеды?

Белка, запасая себе корм, уносит шишки далеко от дерева, на котором они выросли.

Так распространя-ются семена.

Вывод: «Благодаря разнообразию животного мира и особенностям питания, складывается природное равновесие в лесу»

Физкульт
минутка

Загадка: И на горке, и под горкой,
Под берёзой и под ёлкой,
Хороводами и в ряд
В шляпках молодцы стоят.ГРИБЫ

Проблемный вопрос: «Нужны ли лесу грибы?»

Гипотеза: «Лесу грибы не нужны»

В одном из степных районов сажали лесные полосы. Но деревья росли очень плохо. Чего – то им не хватало. И учёные заметили: нет ни одного гриба в молодом лесу! Привезли из старого леса почву с грибницей. На новом месте тоже появились грибы. И произошло чудо: деревья пошли в рост, стали быстро набирать силу, лес словно ожил.

Грибами питаются многие животные, живущие в лесу. Грибы способствуют разложению растительных остатков; пней, упавших стволов, отмершей листвы. Тем самым они поддерживают круговорот веществ в лесу.Грибы очень нужны лесу.
Нити грибницы срастаются с корнями деревьев и кустарников, трав и помогают им всасывать из почвы воду с растворёнными в ней минеральными солями .Вывод:

Хорошо в лесу в любое время года, а особенно летом. Представьте, что вы в лесу. Что хрустит у вас под ногами?
Учёные называют это лесной подстилкой. Год за годом опадают листья, засыхают травы. Почему же мы не видим целых гор этих многолетних листьев?
Нужна ли лесная подстилка?

Гипотеза:«Лесная подстилка мешает лесу, загрязняет его» Выводы::Опавшие листья и другие отмершие части растений образуют на поверхности почвы лесную подстилку. Под действием живущих в ней микробов она постепенно перегнивает. Благодаря этому почва пополняется перегноем.

Работу микробов облегчают насекомые и их личинки, которые тоже живут в лесной подстилке и измельчают её. Измельчённые ими остатки перегнивают быстрее.
Лесная подстилка- дом для животныхЕжам, божьим коровкам и другим животным, зимующим под снегом, лесная подстилка помогает выжить зимой: служит дополнительной защитой от холода.

Лес – прочное природное сообщество. Леса существуют на земле сотни, тысячи лет. НИКТО и НИЧТО не может уничтожить лес.

К сожалению, человек пока ещё плохо понимает лесной «язык». Поэтому он делает много ошибок, и главная из них – уничтожение леса!

Итог:Что называют природным сообществом?
Можно ли назвать лес – природным сообществом?
Почему же лес называют природным сообществом? Вывод: Обитатели леса – растения, животные, грибы, микробы – живут совместно, тесно связаны между собой, поэтому лес называют природным сообществом.Мне было интересно и понятно.Мне было трудно, но мне помогли друзья.Я ничего не понял.

Не губи последнего болота!
Загнанного волка пощади!
Чтобы на Земле осталось что-то
От чего щемит в моей груди…

Спасибо за
работу!

Источник: https://lusana.ru/presentation/23494

Лесное природное сообщество: особенности, значение для человека, флора и фауна

Жизнь леса - сообщение доклад (2, 4 класс окружающий мир)

Лесом называют огромные территории, на которых сосуществуют разнообразные растения и животные. Главной составляющей лесов являются деревья. Важную роль в этом природном сообществе играют кустарники, травы, мхи, лишайники, грибы, микроорганизмы и животные. Лесные массивы занимают около 28% суши Земли.

Характеристика и виды лесов

Жизнь леса - сообщение доклад (2, 4 класс окружающий мир)Смешанный лес

Леса обычно разделяют на тропические, широколиственные, смешанные и хвойные. Большие лесные массивы встречаются как в Северном полушарии, так и Южном. Растительность тесно связана с окружающей средой, поэтому для каждого типа леса характерны свои представители флоры и фауны.

На формирование естественного леса требуются столетия. Периодически в него проникают новые виды растительности, приспосабливаясь к жизни в новых условиях. Видовой состав лесов также зависит от внешних факторов, таких как состав почв и климатические условия.

Какие организмы составляют сообщество леса?

Главной чертой лесного природного сообщества является ярусность. Деревья, кустарники и травы располагаются определенными слоями. Растения, таким образом, создают некую архитектуру, под которую подстраиваются лесные животные. В зависимости от количества ярусов сообщества бывают простыми и сложными.

Флора леса

Жизнь леса - сообщение доклад (2, 4 класс окружающий мир)Рассвет в весеннем лесу

Самой устойчивой системой считаются смешанные леса, лиственные и хвойные породы образуют симбиоз. Здесь растет дуб, граб, бук, сосна, ель. В ярусе кустарников встречается лещина, клен, рябина, черемуха. Нижний ярус занимают теневыносливые растения, мхи и грибы.

Доминантами хвойников являются пихты, сосны, лиственницы и кедры. Эти деревья нуждаются в холодном климате. На среднем уровне можно встретить кизил, можжевельник, клен колосистый и жимолость. Мир травянистых растений представлен крапивой, папоротником, чистотелом, земляникой. Кору деревьев покрывают мхи и лишайники.

Верхний ярус широколиственных лесов — это дубы, клены, ильмы, вязы. Подлесок состоит из жимолости, бересклета и различных плодовых кустарников. В травяном покрове господствует сныть, осока, медуница, подснежник.

Самое большое биологическое разнообразие наблюдается в тропических лесах. Деревья верхнего яруса вырастают до 80 м. Их ветви обвивают лианы и эпифиты. Растительная масса обладает высокой мощью.

Фауна леса

Жизнь леса - сообщение доклад (2, 4 класс окружающий мир)Пара оленей

Тропические леса обладают наибольшим видовым разнообразием фауны среди всех лесов мира. Растительноядные животные обитают в кронах деревьев, а хищники прекрасно лазают по деревьям. Самыми многочисленными млекопитающими являются приматы, из хищников можно выделить ягуара и пуму. В тропиках много сумчатых, птиц и земноводных.

Лесные сообщества умеренного пояса более скудны по разнообразию флоры и фауны, особенно тайга. Типичными представителями биогеоценозов являются белки, куницы, росомахи, зайцы, бобры, кабаны, олени и лоси. Мир хищников представлен тиграми, волками, лисами и медведями. Пернатые занимают средний ярус деревьев.

Экологические связи сообщества леса

Жизнь леса - сообщение доклад (2, 4 класс окружающий мир)Экосистема леса

Лес представляет собой сложную экосистему, все составляющие которой зависят друг от друга. Сосуществование некоторых растений нельзя назвать мирным. Они конкурируют за природные ресурсы, такие как солнечный свет, вода и почва. Деревья, кустарники и травы перерабатывают солнечную энергию в процессе фотосинтеза, вырабатывая органические вещества. Растениями питаются грибы, бактерии и животные. За разложение органики на простые вещества отвечают сапрофиты.

Значение сообщества леса для человека

Жизнь леса - сообщение доклад (2, 4 класс окружающий мир)Поход в лес

Лес производит чистый воздух, обеспечивает водой, благотворно сказывается на здоровье человека и регулирует климат планеты. Зеленые массивы снижают содержание пыли и вредных веществ в воздухе, сохраняют и поддерживают численность животных, защищают территории от негативных геологических факторов. Помимо этого, лесное сообщество дает человеку древесину, без которой сложно представить нашу жизнь.

Влияние человека на лес

Жизнь леса - сообщение доклад (2, 4 класс окружающий мир)Лесной пожар

Процветанию лесного сообщества препятствует интенсивная распашка земель, строительство городов и дорог. Бесконтрольное использование биологических ресурсов ведет к истощению леса. Пагубное влияние оказывают систематические пожары и незаконная вырубка. Многие виды животных оказались на грани исчезновения в результате браконьерской деятельности человека.

Охрана сообщества леса

Жизнь леса - сообщение доклад (2, 4 класс окружающий мир)Защита лесов

Наиболее эффективной мерой по сохранению зеленых лесных массивов является создание национальных парков и заповедников. На этих территориях запрещена любая деятельность человека, и лесное сообщество может существовать по своим законам. Однако тотальная вырубка ведет к тому, что в охране нуждаются все леса, иначе они исчезнут с лица Земли в скором будущем. Каждый человек должен проявлять заботу к этой хрупкой экосистеме. Нельзя провоцировать пожары, наносить вред животным, заниматься бесконтрольным собирательством.

Источник: https://NatWorld.info/o-prirode-dlja-shkoly/okruzhajushhij-mir/prirodnoe-soobshhestvo-les-harakteristika-rastenija-zhivotnye-znachenie-i-ohrana

Сообщение/доклад по окружающему миру про лес для 1-4 классов, как написать?

Леса украшают нашу планету. Без лесов экосистема нашей планеты в целом будет нарушена, что повлечет за собой серьезные последствия. Поэтому очень важно беречь леса и заботиться об их сохранности и распространении.

  • Лес — это особая экосистема или природное сообщество, объединяющее растения, животных, в нем обитающих, насекомых, птиц и других обитателей этого сообщества.
  • Леса бывают:
  • хвойные,
  • смешанные,
  • широколиственные,
  • тропические.

Жизнь леса - сообщение доклад (2, 4 класс окружающий мир)

Каждому типу лесов характерны определенные виды деревьев. На территории России чаще всего встречаются смешанные леса, в которых произрастают как хвойные деревья (сосны, ели, кедры), так и лиственные (осины, березы, дубы, липы).

Растительность любого леса можно разделить на ярусы:

Древостой — это кроны деревьев. Деревья в лесах также могут быть разных ярусов — высокорослые деревья и низкорослые.

Подлесок — это невысокие кустарники и совсем низкие деревья.

Травяной — различные травы и совсем низкие кустарники.

Моховой — мхи и лишайники. В лесах также произрастают различные грибы.

Лесная подстилка — особый слой, которым покрыта почва. Он состоит из листьев, веток, остатков травы и т.д. В этом слое живут многочисленные насекомые и мелкие животные.

Также можно выделить подземный слой, где находятся корневища растений и обитают насекомые и животные. Все ярусы очень важны и составляют единую и взаимодействующую систему. Также частью леса являются различные водоемы, благодаря которым также поддерживается жизнь в этом сложном сообществе.

Именно потому, что эта экологическая система так сложна, важно стараться не нарушать ее. Исчезновение каких-либо видов растений, животных, насекомых, птиц, мхов, грибов может привести к нарушению жизни лесного сообщества и исчезновению других видов.

Чаще всего источником вреда является человек, его действия нередко приводят к исчезновению лесов.

Вырубка деревьев, загрязнение территории леса, пожары, спровоцированные действиями людей, браконьерство и уничтожение редких видов растений и животных — все эти проблемы создает человек.

Жизнь леса - сообщение доклад (2, 4 класс окружающий мир)

Поэтому каждый человек должен осознавать свою личную ответственность. Должны разрабатываться программы по защите лесов, вырубка деревьев должна быть ограничена, а вырубленные леса должны восстанавливаться.

Читайте также:  Храбрый персей - краткое содержание сказки чуковского

От действий каждого отдельного человека также зависит благополучие леса. Не стоит оставлять костры в лесу, во многих местах они и вовсе запрещены. Нельзя оставлять мусор в лесу. Не стоит срывать редкие растения.

Жизнь леса - сообщение доклад (2, 4 класс окружающий мир)

Важно помнить, что леса очень важны и для нас самих. Благодаря растениям очищается воздух, леса поддерживают экосистему всей планеты. Леса являются источниками древесины, растений, грибов, ягод, чистой воды. Благодаря лесам сохраняются различные виды животных, для которых лес является домом. Леса необходимо беречь.

Жизнь леса - сообщение доклад (2, 4 класс окружающий мир)

Источник: https://www.bolshoyvopros.ru/questions/2774983-soobschenie-doklad-po-okruzhajuschemu-miru-pro-les-dlja-1-4-klassov-kak-napisat.html

Сообщение по окружающему миру на тему: «Природные зоны России. Леса России.»

1. Географическое положение зоны лесов
2. Тайга
3. Смешанный лес
4. Широколиственный лес
5. Животный мир лесной зоны
6. Традиционные занятия населения
7. Экологические проблемы

Широко раскинулся на карте нашей страны зелёный океан лесов. Нашу страну часто называют великой лесной державой. И действительно, зона лесов занимает больше половины территории России. Эта природная зона – самая большая. В этой природной зоне три части: самая большая часть – тайга. Она закрашена темно – зелёным цветом.

Ещё есть смешанные леса – тоже зелёный цвет, но светлее. И ещё одна часть – широколиственные леса, зелёный цвет ещё светлее. Но между зоной «Тундры» и зоной «Лесов» есть ПРОМЕЖУТОЧНАЯ ЗОНА – это ЛЕСОТУНДРА. Это плавный переход от одной зоны к другой. Чем ближе к югу, тем природные условия становятся мягче.

Располагаются леса южнее тундры.   Начинают они расти  постепенно, по мере того, как увеличивается прогревание земли. Поэтому после тундры еще идет, как бы прослойка, лесотундра. Чем южнее, тем выше солнце поднимается над горизонтом и тем сильнее прогревает землю.

Зима здесь еще суровая, но уже менее продолжительная. Лето теплее, чем в тундре. В более южных местах уже нет вечной мерзлоты. После зимы снег тает, и земля хорошо прогревается. Слой почвы гораздо толще, чем в тундре, и плодороднее.

По мере движения к югу гуще становятся хвойные леса и постепенно они занимают все пространство. Леса из хвойных пород занимают большую часть Сибири, и северные территории Европейской части России. Эти леса называют тайгой. Если мы поднимемся еще южнее, то погодные условия изменятся.

Зима станет короче и мягче, лето длиннее и теплее. Поэтому к югу от тайги располагаются смешанные леса. Смешанные леса растут в южных районах Сибири и в центральном районе Европейской части России. Болот здесь гораздо меньше. Еще южнее начинают встречаться леса, состоящие из лиственных пород деревьев.

Такие леса называются широколиственными. Они растут на юге и на западе России, а также на Дальнем Востоке.

2. Тайга

Жизнь леса - сообщение доклад (2, 4 класс окружающий мир)

Тайга – это хвойный лес, он занимает большую часть лесной зоны. Зима в тайге холодная, а лето теплее, чем в тундре, поэтому здесь растут деревья, которые не очень требовательны к теплу, — это хвойные деревья. У хвойных деревьев листья – это хвоинки, и они всегда зелёные. Это высокие деревья с мощными корнями. В тайге растут: ель, сосна, пихта, лиственница, кедровая сосна.

  • Ель — всем знакомая новогодняя елка. У ели хвоинки короткие, грубоватые, расположены по одиночке и густо покрывают ветки. Шишки имеют продолговатую форму. Ели — долгожительницы. В еловом лесу темно и влажно.
  • Сосна — хвойное дерево с ровным стволом желтого цвета. Хвоинки сосны длинные, сидят парами. Шишки сосны имеют округлую форму. Сосновые леса светлые и сухие.
  • Пихта — отличается от ели тем, что ее хвоинки плоские, а шишки торчат вверх и даже зрелые не падают на землю, а просто с них опадают чешуйки.
  • Лиственница- единственное из хвойных деревьев, которое на зиму сбрасывает иголки.
  • Кедровую сосну в народе называют сибирским кедром. Ее хвоинки собраны в пучки по пять штук, а семена — кедровые орешки.

Тайге свойственно отсутствие или слабое развитие подлеска (так как в лесу мало света), а также однообразие травяно-кустарникового яруса и мохового покрова (зелёные мхи). Виды кустарников (можжевельник, жимолость, смородина, ива и др.), кустарничков (черника, брусника и др.) и трав (кислица, грушанка) немногочисленны

.

3. Смешанный лес

Жизнь леса - сообщение доклад (2, 4 класс окружающий мир)

К югу на смену тайге приходит смешанный лес. В нём наряду с хвойными деревьями растут ольха, берёзы, осины. Зима в таком лесу мягче. У лиственных деревьев некрупные листья, которые они сбрасывают на зиму.

  • Берёзу можно узнать по коре, она белая, такой коры нет больше ни у одного дерева, размножающегося семенами.
  • Осина имеет округлые листья, и они дрожат при каждом дуновении ветра, кора у осины зеленоватая, весной можно увидеть длинные пушистые серёжки.
  • Ольха имеет небольшие тёмные шишечки на ветках, ствол чёрного или серого цвета.

4. Широколиственный лес

Жизнь леса - сообщение доклад (2, 4 класс окружающий мир)

Ближе к югу зоны становится ещё теплее, и смешанные леса сменяются широколиственными, в которых растут крупные деревья, на зиму сбрасывают листву, размножаются семенами.

  • Дуб можно узнать по могучему стволу и резным листьям, плодами дуба являются жёлуди.
  • Липа имеет листья в форме сердечка. Летом при цветении липа распространяет чудесный аромат. Плоды липы – тёмные орешки, сидящие по нескольку штук под одним крылышком.
  • Вяз можно узнать по листьям и плодам: листья в основании «кособокие”, одна половинка больше другой, плоды – крылатые орешки округлой формы.
  • Клён бывает остролистный, татарский и американский. Плоды у всех видов клёна крылатые.


5. Животный мир лесной зоны

Разнообразен животный мир лесной зоны: здесь можно встретить крупных и мелких животных, насекомых. В тайге живут: кедровка, бурундук, летяга, соболь.

Также в зоне лесов живут: благородный олень, лось, медведь, волки, лисы, рыси, зайцы, белки, глухари, бурундуки, полёвки. Для животных нет границ – они живут по всей зоне.

Одни животные на зиму ложатся в спячку (ежи, медведи), другие делают на зиму запасы.

Кедровка – таёжная птица, на зиму делает запасы из кедровых орехов.

Белка-летяга – родственница белки, но меньше её. Она умеет не только прыгать, но и летать: у неё есть перепонки между передними и задними лапками.

Бурый медведь – всеядный зверь, очень подвижный, может быстро бегать, прыгать, взлезать на деревья, плавать.

Лось – лесной исполин. В различные сезоны года лоси потребляют разное количество пищи. В зимний период они объединяются в группы.

Рысь – хищник, имеет пятнистый окрас. По бокам головы развиты баки, а на ушах – кисточки. Рысь, затаившись, поджидает жертву и тихо подкрадывается к ней.
Заяц-беляк на зиму меняет окрас, становится белым, только кончики ушей – чёрные, шерсть становится густой. Это осторожные животные.

Животный мир тайги богаче и разнообразнее, чем животный мир тундры: здесь можно встретить крупных и мелких животных, насекомых Многочисленны и широко распространены: рысь, норка, росомаха, бурундук, куница, соболь, белка, летяга и др. Из копытных встречаются северный и благородный олени, лось, косуля; многочисленны грызуны: бурозубки, мыши. Из птиц обычны: глухарь, рябчик, кедровка, клесты и др.

В таёжном лесу по сравнению с лесотундрой благоприятнее условия для жизни животных. Здесь больше оседлых животных. Нигде в мире, кроме тайги, не водится столько пушных зверей.

Для животных нет границ – они живут по всей зоне. Одни животные на зиму ложатся в спячку (ежи, медведи), другие делают на зиму запасы.


6. Традиционные занятия населения

Традиционные занятия населения — охота на пушного зверя, сбор лекарственного сырья, дикорастущих плодов, орехов, ягод и грибов, ловля рыбы, лесопромысловое хозяйство, (строительство домов), скотоводство.

7. Экологические проблемы

Чтобы сохранить лес,  необходимо:

  • лесовосстановительные работы;
  • создание заповедников, заказников и других охраняемых территорий,
  • рациональное использование древесины

У нас в стране создано множество охраняемых лесных территорий.

В тайге сосредоточены запасы промышленной древесины, открыты и разрабатываются крупные месторождения полезных ископаемых (уголь, нефть, газ и др.). также много ценной древесины

Объемы лесовосстановительных работ в результате экономического кризиса сократились.

Не решена проблема с рациональным использованием древесины. В России используется всего 50-70% биомассы деревьев.

Источник: https://informic-doam.ru/soobshhenie_po_okruzhajushhemu_miru_na_temu_quot_prirodnye_zony_rossii_quot-1-1-0-13/

Доклад на тему “Лес как природный объект”

В данном понятии имеет место быть довольно существенный дефект, ведь в нем не учитывается то, что различные отрасли российского законодательства, затрагивающие интересы природной среды постоянно изменяются и совершенствуются.

Существует множество различных определений леса, как юридических, так и биологических. Многие авторы на протяжении длительного периода времени дополняли уже существующие понятия, создавая, таким образом, свои.

В общем, с юридической точки зрения, лес – это природный ресурс или экосистема, составляющая лесной фонд и находящаяся в федеральной собственности.

С биологической же точки зрения, лес – это ничто иное, как пространство в значительной степени поросшее деревьями, а так же средней и мелкой растительностью.

  • Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются исходя из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе.
  • В силу двойственности понятия “лес” при регулировании отношений по возмещению вреда в тех случаях, когда лес рассматривается как экосистема, превалирует экологический фактор и проявляются особенности особой экологической ответственности, предполагающей расходы на восстановление всех компонентов экосистемы на поврежденном участке; если же речь идет о лесе как природном ресурсе, то лес рассматривается в качестве экономической категории, а потому в причиненный ущерб включается стоимость утраченных компонентов, что характерно для компенсаторной функции, выполняемой гражданским законодательством.
  • Охрана леса предусматривает систему мер, направленных на борьбу с нарушениями правил пожарной безопасности в лесах, самовольными вырубками, уничтожением деревьев в ходе строительства, разведки полезных ископаемых, прокладки трубо- и нефтепроводов, а также с загрязнением леса неочищенными сточными водами и экологически вредными веществами воздушного бассейна.
  • Защита леса – это комплекс мер, обеспечивающих реализацию способов борьбы с болезнями лесных деревьев и вредителями лесных культур.
  • Воспроизводство лесов – процесс, направленный на количественное, а также качественное обновление состава леса с целью замены малопродуктивных пород деревьев высокопродуктивными, позволяющими решать не только экономические, но и экологические оздоровительные задачи.
  • Приоритетным требованием лесоохранной политики в нынешних условиях является рациональное использование лесов: строгое соблюдение категорийности лесов и нормативов расчетной лесосеки.
  • Значение леса
Читайте также:  Алька - краткое содержание рассказа абрамова

Роль леса в природе и жизни человека чрезвычайно велика и разнообразна. Помимо той поистине колоссальной пользы, которую человек получает от применения древесины для своих нужд, лес дает много невесомых полезностей, т.е. таких, о которых мы знаем, которые мы чувствуем, но не можем определить количественно.

Леса оказывают заметное влияние на погоду, климат и процессы, происходящие на земной поверхности и на некоторой глубине под нею.

Лес взаимодействует со следующими компонентами окружающей среды:

–   Лес участвует в круговороте кислорода в природе наиболее активным образом. Благодаря огромной массе леса значение процессов фотосинтеза и дыхания лесов имеет огромное влияние на газовый состав атмосферы Земли.

Солнечная энергия служит одним из главных источников существования леса.

Благодаря солнечной энергии лес может осуществлять процесс фотосинтеза, способствующего выделению кислорода, необходимого для жизнедеятельности субъектов животного и растительного мира.

– Гидросфера. Лес непосредственно участвует в круговороте воды в природе и таким образом взаимодействует с гидросферой. Лес задерживает почвенные воды от их ухода с реками в крупные водоёмы. Хищническое сведение леса по берегам рек приводит к их катастрофическому обмелению, что ведёт к ухудшению водоснабжения населённых пунктов и снижению плодородия сельскохозяйственных угодий.

–   В зимнее время долго не тающие под покровом леса массы снега задерживают воду и тем самым ослабляют интенсивность нередко разрушительных весенних паводков.

– Атмосфера. Велико влияние леса и на атмосферные процессы. Известна практика создания ветрозащитных лесных полос, также способствующих снегозадержанию, а также ослабляющих силу ветра, ведущего к уносу плодородного слоя почвы, лишённой вследствие её обработки под посевы, растительного покрова.

– Животный мир. Лес служит средой обитания для многих животных. Животные в свою очередь часто играют в лесу санитарную роль.

– Человек. Лес имеет огромное значение для здоровья и жизнедеятельности человека. Жизнедеятельность человека в свою очередь влияет на лес.

  1. – Литосфера. Состав верхних слоёв литосферы связан с произрастанием леса в соответствующих областях
  2. Значение леса для жизнедеятельности человека можно выделить следующие основные направления использования леса в хозяйственных целях:
  3. – Источник пищи (ягоды, грибы, животные)
  4. – Источник энергии (дрова)
  5. – Строительный материал
  6. – Сырьё для производства (производство бумаги)
  7. – Регулятор природных процессов (лесопосадки для защиты почвы от выветривания).
  8. Лес помогает нам в борьбе с природой:
  9. – предохраняет реки и озера от обмеления, задерживает летучие пески;
  10. – скрепляя своими корнями почву, не дает весенним водам и паводкам размывать ее;
  11. – улучшает почву, разрыхляя ее и внося туда большое количество органических удобрительных веществ; ослабляет испарение из верхних слоев почвы.
  12. Лес для здоровья человека имеет огромное санитарно-гигиеническое и целебное значение.

Лес имеет огромное санитарно-гигиеническое и целебное значение. В воздухе природных лесов присутствует более 300 наименований различных химических соединений.

Леса активно преобразовывают атмосферные загрязнения, особенно газообразные. Наибольшей окисляющей способностью обладают хвойные (сосна, ель, можжевельник), а также некоторые сорта лип, берёз.

Лес активно поглощает промышленные загрязнения, в частности пыль, углеводороды.

Лес, особенно хвойный, выделяет фитонциды — летучие вещества, обладающие бактерицидными свойствами. Фитонциды убивают болезнетворные микробы.

В определённых дозах они благотворно влияют на нервную систему, усиливают двигательную и секреторную функции желудочно-кишечного тракта, способствуют улучшению обмена веществ и стимулируют сердечную деятельность. Многие из них являются врагами возбудителей инфекционных заболеваний.

Но только если их немного. Фитонциды почек тополя, антоновских яблок, эвкалипта губительно действуют на вирус гриппа. Листья дуба уничтожают бактерии брюшного тифа и дизентерии.

Функции леса

Леса являются многофункциональными объектами природного мира. Леса имеют определяющее значение в обеспечении качества окружающей среды и выполняют комплексные функции.

  • Различают несколько основных функций:
  • 1) Защитная – заключается в защите различных объектов и территорий от негативных природных или антропогенных  воздействий.
  • 2) Санитарно-гигиеническое и оздоровительная – заключается в создании благоприятных климатических условий для здоровья и состояния людей в городских поселениях, природных зонах, зонах округов санитарной охраны курортов и других оздоровительных учреждениях.
  • 3) Водоохранная – заключается в предохранении вод от загрязнений, защита берегов водоемов от эрозии, накопление запасов подземных вод, регулирование водного режима различных водных объектов, создание максимально благоприятных условий для нереста ценных видов промысловых рыб и др.
  • 4) Специальная – заключаются в сохранении уникального природного окружения культурных и исторических памятников, сохранение уникальных видов флоры и фауны, а так же искусственно созданных ценных лесных насаждений, являющихся выдающимися достижениями отечественного лесоводства.
  • 5) Эксплуатационная – заключается в промышленной заготовке различных видов лесного сырья, таких как древесина, мхи, целебные травы и ругой продукции.
  • Также роль леса оказывает значительное влияние на жизнедеятельность человека, выполняя 3 вида роли:
  • – экологическая;
  • – экономическая;
  • – социальная.
  • Экологическая роль леса

Лес выполняет всем известную роль, является “зелеными легкими планеты”. При помощи растений, произрастающих в лесных насаждениях, вырабатывается кислород – вещество, без которого ничто живое не сможет существовать.

Лес выделяет много влаги, в результате чего, сохраняет высокую влажность и защищает от засухи себя и все окружающие его территории. Сохранять чистую пресную воду – вот еще одна немало важная роль леса.

Леса и раздельно стоящие деревья защищают землю от мощного ветра, от наступления запоздалых морозов, от осушения, разрушения и остальных вредных условий, тем самым сохраняют рядом находящиеся сельхозземли, приносящие урожай.

Лес способен создать благоприятные условия для выращивания урожая, даже на тех территориях, где до этого выращивать ту или иную культуры было рискованно. Занимаемая лесом территория может обеспечить отличными условиями для произрастания сельскохозяйственных культур площадь, превышающую ее в 10 – 20 раз.

Благодаря лесу на Земле существует большое количество различных живых существ и экосистем.

Экономическая роль леса

Лес – это источник большого количества различных материальных благ, без них человек не сможет существовать. На основе леса существует целая отрасль – лесная промышленность.

  1. Лишь в лесу добывают древесину и изготавливают из нее:
  2. строительные материалы, мебель, бумагу, различные виды древесного топлива и так далее.
  3. Главной материальным благом леса, которой пользуются люди, является лесоматериал, но и без ягод и грибов, а также животных, проживающих в лесу, многие деревни и поселки просто не смогли бы выжить.
  4. Социальная роль леса

Лес всегда относился к ключевым элементам тех природных условий, под воздействием которых происходило формирование культуры народностей, проживающих на территориях, покрытых лесами.

Нет ни одной сказки или легенды у народов, проживающих в лесной местности, где основное внимание отдается если не всему лесу, то как минимум его обитателям.

К лесу сложилось двойное отношение: первое – как к источнику ресурсов и защита, втрое – как к сопернику за благодатные земли и воплощению первобытности и запущенности.

И все же для многих людей лес является излюбленным местом отдыхающих, в особенности, если поблизости располагаются лесные водоемы. Особенную ценность такой отдых приобретает у жителей больших городов, ведь только так им удается покинуть хотя бы на время шумные и загрязнённые мегаполисы и насладится природой.

В медицине было публично признано полезность нахождения человека на природе в целях сохранения и восстановления здоровья, примечательно, что основной акцент при этом делается на лес, с его полезным микроклиматом, сформированным под сенью деревьев и величественным спокойствием.

Развитие лесной промышленности и разумная эксплуатация лесозапасов в большей мере стимулирует появление новых рабочих мест, позволяя увеличить доходы человека и состояние жизни в целом, где очень остро стоит проблема безработицы и востребована любая оплачиваемая работа. Преимущественно в этой отрасли промышленности востребована в больше степени ручная, слабо механизированная работа, потому что есть виды работ, которые практически невозможно механизировать.

Лес нередко выступает как защитник свободы и независимости населения. В истории человечества известно много случаев, когда лес выступал в роли последнего убежища для борцов за свободу и тех, кто скрывался в его недрах во избежание гонений – как со стороны правящих режимов, или авторитарных хозяев, так и иностранных захватчиков.

  • Классификация лесов
  • Классификация лесов зависит от различных факторов, таких как места их распространения, происхождения, состояния, от состава лесообразующих пород и, конечно же, от возраста деревьев произрастающих в нем.
  • Лес может быть:
  • 1) Сомкнутым или редкослойным;
  • 2) Девственным (коренным) или вторичным.
  • 3)Вечнозеленые (тропические, хвойные) и листопадные(лиственные), а так же смешанные и полу листопадные.
  • Девственные леса являются неизмененными ни человеком, ни природными катастрофами.

Так же люди создают искусственные леса путем посадки. Такие леса являются исключительно хозяйственными. В некоторых регионах они составляют большую часть лесов.

В различных международных организациях пользуются классификацией, в соответствии с которой все территории занятые древесной растительностью разделены на 28 категорий, объединенных в две группы.

1) Умеренные и северные леса. В эту группу входят хвойные вечнозеленые леса, широколиственные вечнозеленые леса, леса с опадающей хвоей и еще 10 категорий.

2) Тропические и субтропические леса. В них входят хвойные леса, мангры, верхние горные леса (на высоте свыше 1800 м) и еще 12 категорий.

Лес, является значимым объектом в природе и в жизни общества. Если бы леса вдруг исчезли, то мир бы очень сильно изменился. Животным не было бы места для существования, ведь многие из них не могут жить в открытых местностях.

Люди бы потеряли сырье, и места для отдыха. И еще много изменений произошло бы в мире, и со временем люди бы просто не узнали его. Поэтому люди обязаны защищать леса, ведь не зря нам дано такое многообразие и различие лесов.

Каждый из них имеет свое значение в существовании мира в целом.

Многообразие лесов тоже, несомненно, важно, ведь каждый отдельный вид лесов играет свою собственную роль во всей окружающей природной среде.

Источник: https://NauchnieStati.ru/bank/primery/doklad-na-temu-les-kak-prirodnyj-obekt/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]