Анализ стихотворения пушкина разлука

Слово «разлука» знакомо каждому. Судьба-злодейка рано или поздно разводит по разным городам и странам родных и друзей. Так было раньше, так будет всегда. Жизнь непредсказуема.

Даже великому русскому поэту пришлось испытать горесть разлуки, о которой он написал в одноименном стихотворении. И теперь множество школьников задаются вопросом, как сделать анализ стихотворения Пушкина «Разлука».

Что ж, давайте рассмотрим основные моменты этого задания.

Анализ стихотворения Пушкина Разлука

На что обратить внимание?

При разборе каждого произведения стоит руководствоваться общепринятым планом, что поможет высветить все важные моменты, о которых хотел сказать автор, в нашем случае — А.С. Пушкин. Стихотворение «Разлука», анализ которого будем проводить, написано в 1817 году. Оценить и понять его поможет следующий план:

  1. Описание содержания. В описание содержания стоит включить информацию о создании произведения (указать первопричину, которая подвигла на написание). Также необходимо написать об основной теме, идее и жанре стихотворения.
  2. Техника написания. Рифма, ритм и стилистика – вот о чем нужно не забыть упомянуть.
  3. Образы и собственное отношение к прочитанному материалу. Если в стихотворении есть некие элементы, имеющие особое значение, необходимо их указать. Немаловажно написать о своем отношении к произведению.

Теперь анализ стихотворения Пушкина «Разлука» по плану можно легко и быстро написать. Так что приступим.

Анализ стихотворения Пушкина Разлука

Содержание и техника

Как было упомянуто выше, написал Пушкин стихотворение «Разлука» (анализ которого мы уже начали) в 1817 году, когда к завершению подходила его учеба в Царскосельском лицее. За это время поэту удалось найти много верных друзей. Он был предан своим товарищам и ценил дружбу, вознося ее на пьедестал.

Когда учеба подходила к концу, поэта сильно удручал факт предстоящей разлуки. Особенно расставание с Кюхельбекером, который за время учебы успел стать для Пушкина не просто другом, а почти братом. Первый вариант названия произведение так и звучал: «К Кюхельбекеру».

Только спустя несколько лет, редактируя свои работы, Пушкин изменил название.

Пришло время расставания, и в последний раз все слушают его произведение. Так начинает свою работу Пушкин (стихотворение «Разлука»). Анализ этого утверждения можно подчеркнуть такими строками: «Последний раз в сени уединенья моим стихам внимает наш пенат».

Далее поэт обращается непосредственно к своему товарищу по перу и желает ему счастья, призывая познать, что есть настоящая любовь и свобода. Пушкин в роли лирического героя дает обещание хранить верность дружескому братству. Он говорит, что независимо от событий останется верным товарищам.

Чтобы выразить эмоции, поэт использует в произведении множественные метонимии, метафоры и персонификации. Само произведение создано при помощи четырехстопного ямба с чередованием охватной и перекрестной рифм.

Анализ стихотворения Пушкина Разлука

Заключительное слово

Уж очень чутким был Пушкин. Стихотворение «Разлука», анализ которого представлен в статье, — прямое тому доказательство.

Он очень переживает по поводу окончания учебы, использует в произведении несколько раз слово «последний», чтобы подчеркнуть трагичность момента.

В строках сквозит тихая светлая грусть, немного отчаяния и безграничная надежда на то, что все останутся верными товариществу.

Сегодня сложно найти человека, который бы ценил дружбу так же, как и Пушкин. Воспринимал бы чужие победы, как свои собственные, и в передрягах житейской стужи оставался верным своим словам и обещаниям. Поэтому стоит брать с поэта пример и никогда не отказываться от товарищей и своих обещаний.

Источник: https://FB.ru/article/303965/a-s-pushkin-stihotvorenie-razluka-analiz-proizvedeniya

Анализ стихотворения Пушкина "Разлука": расставание с друзьями :

Произвести полный анализ стихотворения Пушкина «Разлука» — дело совсем непростое. Однако каждый сможет найти интересующую его информацию ниже. Произведение, относящееся к числу творений русской классики, требует внимания, хотя само по себе не является сложным.

Составление плана

Анализ стихотворения Пушкина «Разлука» по плану гораздо проще написать. Разберем, на что же необходимо обратить свое внимание в стихотворении.

Первым делом для анализа стихотворения Пушкина «Разлука» нужно описать содержание произведения. Иными словами, нужно сказать, о чем это стихотворение. Здесь же нужно указать идейный замысел автора и жанр, к которому относится творение.

Анализ стихотворения Пушкина Разлука

Второе, что нужно раскрыть в анализе стихотворения Пушкина «Разлука», – это техника написания произведения. Здесь нужно сказать несколько слов о ритмике, рифме и стилистическом направлении.

Третьей частью анализа стихотворения Пушкина «Разлука» стало использование конкретных образов и отношение самого автора к той проблеме, которую он поднимает в произведении. Здесь также необходимо указать и свое мнение о прочитанном, выделить какие-либо части, которые смогли задеть собственные чувства. Необходимо так же сделать небольшой обобщающий вывод о прочитанных строках.

Первая часть: предыстория

Произведение Александра Сергеевича было написано в 1817 году. Стихотворение было создано именно в тот период, когда Пушкин уже оканчивал лицей в Царском Селе, в котором провел достаточно долгое время. Во время своего обучения Александр завел дружбу со многими талантливыми людьми. Поэт сильно ценил дружбу, а факт скорого расставания сильно огорчал его.

Анализ стихотворения Пушкина Разлука

Произведение посвящено близкому другу Пушкина – Кюхельбекеру. Изначально стихотворение «Разлука» имело другое наименование – «К Кюхельбекеру». Лишь спустя многие годы Александр Сергеевич изменил название своего стихотворения.

Вторая часть: особенности

Если говорить о композиции стихотворения, то важно сказать, что произведение составлено в четырехстопном ямбе. Отличительной особенностью этого творения является то, как автор мастерски чередовал перекрестную и охватную рифму.

Кроме того, необходимо сказать и то, что для более яркого и красочного изображения своих эмоций Пушкин использовал различные выразительные средства. Например, в его стихотворении можно встретить метафоры, метонимии и персонификации.

Третья часть: отношение писателя

Александр Сергеевич был человеком с тонкой и чувствительной душой. Такой вывод можно сделать, исходя из всех строк произведения, которые ясно указывают на грусть и тоску поэта. Расставание с любимыми друзьями влечет для автора одиночество и отсутствие близких.

Анализ стихотворения Пушкина Разлука

Сегодня найти человека, который ценил бы дружбу столь высоко, наверное, не так уж и просто. Александр Сергеевич всеми словами своего произведения показал, что ему известна цена таких взаимоотношений.

Пушкин воспринимал чужие беды и горести так, словно все это происходило с ним самим. Поэт радовался чужим победам настолько сильно, что можно было решить, будто победил он сам.

Он всегда оставался верным своим друзьям и товарищам, что уже характеризует Пушкина как прекрасного друга и товарища.

Источник: https://www.syl.ru/article/352075/analiz-stihotvoreniya-pushkina-razluka-rasstavanie-s-druzyami

Анализ стихотворения Пушкина Разлука

Как важны для нас бывают товарищи, которым мы доверим самые сокровенные тайны, делимся с ними радостями и тревогами. Именно так им верным другом, братом, товарищем, единомышленником был для Пушкина  Кюхельбекер. Столько было пережито ими за время обучения в Царскосельском лицее и вот он, настает час разлуки.

Именно этому посвящено данное произведение, написанное в период 1817-1818 гг.  Изначально, кстати, стихотворение носило название «К Кюхельбекеру».  Для юношеской лирики Пушкина весьма популярным является жанр дружеского послания, избранный в данном случае.

  Стихотворение написано четырехстопным ямбом,  с чередованием перекрёстной и опоясывающей рифмовкой.

Расставание с лицейским чертогом и друзьями вызывает в душе Пушкина целую бурю эмоций.  Он называет лицей,  используя метафору – сень уединения. Важность момента подчеркивается  употреблением слова «последний» дважды.

   Для лирического героя место обучения – это мир уединенный,  обеспечивающий душевный комфорт его жителей.

  Даже считаные минуты общения он рад разделить с самым близким человеком, которого обрел именно в этом доме, называя его, употребляя  эпитет- милый брат. 

Лирический герой подавлен данным расставанием, он осознает, что пришло время всем избрать собственный жизненный путь, для этого он использует   эпитет – верный круг, и это отнюдь не спроста, ведь именно верностью отличалась дружба лицеистов.

 Но  лирический герой, однако же, сдерживая горечь разлуки,  начинает желать другу самых важных благ и свершений в его дальнейшей жизни.   Он  надеется на то, что Кюхельбекер обретет то, чего нет у самого Пушкина.

  Лирический герой клянется в верности братству, в преданности людям, входящим в него,  он обязуется пронести её несмотря ни на какие житейские трудности.

   В последних строках, лирический герой обращается к самому себе, но на самом деле это все же обращение к Творцу, желает столь банального, но в тоже время необходимого во все времена здоровья всем, кто окружает его  дорогого товарища.

Читайте также:  Живой как жизнь - краткое содержание книги чуковского

Существуют и другие стихотворения схожей тематики, в которых лирический герой не только переживает разлуку с верными друзьями, но и проводит через себя все их успехи и свершения, тем самым  не прерывая связь с братством.  Удивительная особенность столь трепетно описывать подобные жизненные события, с долей иронии и горечи, отличает творчество Пушкина, среди других творцов, обращающихся к подобного рода тематики в стихотворениях.

7, 9 класс 1817 г. кратко по плану

Анализ стихотворения Пушкина Разлука

  • Анализ стихотворения Гиппиус Посвящение
    Ярко вспыхнула на заре двадцатого века фамилия Зинаиды Гиппиус. Эта незаурядная поэтесса посмела бросить вызов сложившимся в обществе устоям. Её творчество росло и совершенствовалось вместе с самой Россией. Яркая и талантливая
  • Анализ стихотворения Тютчев Весенние воды 5 класс по плану
    Тютчев был гениальным поэтом и писателем. Одно из его произведений было написано в 1830 году. В это время он был в Германии. Его стихотворение написано о пробуждении весны. Первый снег давным-давно сошел с полей,
  • Анализ стихотворения Асадова Медвежонок
    В стихотворении «Медвежонок» Эдуард Асадов описывает отвратительный метод ловли животных для продажи в зоопарки всего мира. Написанное в 1948 году, стихотворение, к сожалению, актуально и сегодня.
  • Анализ стихотворения Есенина Сторона ль моя сторонка
    Есенин всю свою жизнь писал на различные темы. Каждый раз в своих строчках он описывал то что с ним произошло. В его стихотворениях можно увидеть описание природы, разных людей и творения на протяжении многих лет
  • Анализ стихотворения Гумилева Память
    Змеи сбрасывают кожи, часть своего тела, чтобы обновляться. Люди же меняют не тела, а души – свои внутренние состояния год за годом. Ребёнок, подросток, юноша, взрослый, старик – один человек и в то же время разные люди.

Источник: https://analiz-stihov.ru/pushkin/razluka

«Как нас ни угнетай разлука…» Анализ стихотворения Тютчева

Анализ стихотворения Пушкина Разлука

Что мы знаем о создании стихотворения

Стихотворение написано в октябре 1869 года и не имеет точного адресата. Мы можем лишь догадываться, что, скорее всего, оно посвящено воспоминаниям поэта о его прошлом, об определенных событиях в его личной жизни.

Иными словами, здесь лирический герой не является выразителем непосредственных сиюминутных эмоций, а скорее является неким обобщенным образом, выразителем многолетнего опыта.

Ведь многократно в жизни поэта происходили такие ситуации, когда он вновь встречался с любимой после разлуки, но радость встречи не была абсолютно чистой и светлой.

На дне души чувствовалась горечь, возможно потому, что в душе близкого человека читался упрек, невысказанная боль, запрятанное отчуждение. Личная жизнь Тютчева никогда не отличалась безмятежностью и безупречностью.

Он был захвачен бурным водоворотом своих страстных увлечений, и в этом потоке новых эмоций и впечатлений он неизбежно терял что-то прежнее.

Жанр и тематика

Это произведение относится к жанру любовной лирики на стыке с философской поэзией, так как написано на тему психологических перипетий и проблем между двумя любящими людьми.

Произведение выглядит как обобщение, как высказывание от лица многих людей: «Как нас ни угнетай разлука…». Лирическое «я» заменено лирическим «мы», что создает впечатление сплава данной любовной лирики с философской.

Стихотворение тяготеет определенными чертами к философской поэзии, так как передает не только эмоцию, но и рассуждение об этой эмоции, попытку постичь разумом определенную проблему.

Основная идея

Основная мысль стихотворения – что, кроме разлуки, «есть другая мука, Невыносимей и больней». Эта мука состоит в том, что герой не может до конца понять близкого человека, не может разрушить тонкую, но ощутимую стену между двоими:

И знаем мы: под этой дымкой Все то, по чем душа болит, Какой-то странной невидимкой
От нас таится — и молчит.

Стихотворение говорит нам о том, что не столько разлука разлучает людей, сколько возникающий со временем внутренний барьер, то «полупрозрачное покрывало» разделенности с таким близким прежде человеком.

Композиция

Произведение состоит из 5  четверостиший и построено как последовательное раскрытие темы. Лирический герой рассуждает о разлуке, о том, что именно нас угнетает после такой, казалось бы, долгожданной встречи. Поэт именно рассуждает, он пытается понять и разрешить мучительную для него проблему. Он спрашивает:

Где цель подобных искушений? Душа невольно смущена, И в колее недоумений
Вертится нехотя она.

Душа показана как главная героиня центральной части стихотворения: Душа «болит» и «таится», «смущена», вертится «в колесе недоумений».

Вопрос, заявленный в предпоследней строфе, — Где цель подобных искушений?-  и можно и нельзя назвать риторическим.

С одной стороны, он является настолько сложным, что можно сказать: он не требует ответа, а лишь привлекает внимание к эмоции героя. То есть это риторический вопрос в том смысле, что он не имеет ответа.

С другой стороны, автор действительно хочет найти ответ на этот вопрос (об этом вся эта строфа), и он лишь не знает, не находит этого ответа.

Именно поэтому конец стихотворения (последняя строфа) является кульминацией, передавая при помощи восклицания и эпитета «ненавистный» нарастающее недовольство героя сложившейся ситуацией. Проблема, эмоция настолько тяжела, что герой желает ее уничтожить:

Задеть и сдернуть покрывало,
Столь ненавистное для нас!

Художественные средства

Лексические приемы

  • Сравнения  
  • Некая «другая мука» «невыносимей и больней», чем разлука. 
  • «Странной невидимкой» душа таится
  • Эпитет.  «полупрозрачное» покрывало
  • Метафоры
  • Разделенность – это дымка между людьми:

Под этой дымкой Все то, по чем душа болит.

Развернутая и сложная метафора: душа вертится (одна метафора) в колесе недоумений (другая метафора) :

Душа невольно смущена, И в колесе недоумений
Вертится нехотя она.

Развернутая метафора в трех последних строчках второй строфы — это образ покрывала.  Мука душевной разделенности – это «покрывало», которое мешает разглядеть близкого человека, мешает радоваться встрече по-настоящему:

Пора разлуки миновала, И от нее в руках у нас Одно осталось покрывало,
Полупрозрачное для глаз.

Данный прием является еще и аллегорией, так как это не только скрытое сравнение, но и изображение отвлеченного понятия (отчужденность в отношениях) через конкретный образ (полупрозрачное покрывало).

Синтаксические приемы

Восклицание: Задеть и сдернуть покрывало, Столь ненавистное для нас!

Риторический вопрос: Где цель подобных искушений?

Стихосложение

  1. Произведение создано в четырехстопном ямбе:
  2. Как нас //  ни уг // нетай // разлу// ка
  3. не по// коря // емся // мы ей //

… с перекрестной рифмой (а-в — а -в). Мужская рифма чередуется с женской.

Настроение

Произведение стремится передать самые тонкие психологические ощущения и самые неприятные душевные вопросы. Герой предельно искренен и пытается дойти до самой сути вещей. На протяжении стихотворения его настроение развивается от смутного впечатления грусти до решительного негодования. Произведение передает невыносимую боль от запутанности в «дымке» сложных отношений…

Источник: https://literatura-prosto.site/10-klass/kak-nas-ni-ugnetaj-razluka-analiz-stihotvoreniya-tyutcheva

«Разлука» анализ стихотворения Пушкина по плану кратко – история создания, рифма, тема — Помощник для школьников Спринт-Олимпиады

Горесть расставания знакома каждому человеку. Особенно она сильна, если приходится надолго прощаться с самыми близкими и дорогими сердцу людьми. Одним из ярких поэтических работ на эту тему является стихотворение Александра Сергеевича Пушкина «Разлука». Предлагаем краткий анализ «Разлука» по плану, который поможет при подготовке к уроку по литературе в 8 классе.

Краткий анализ

  • Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Разлука.
  • История создания – Стих написан в 1817 году и посвящен близкому другу поэта – Кюхельбекеру.
  • Тема стихотворения – Дружба.

Композиция – Произведение состоит из трех условных частей.

В первой части поэт грустит по поводу предстоящей разлуки с лучшим другом, во второй части – от чистого сердца желает ему всех благ, а в третьей части заверяет друга в своей верности и преданности.

  1. Жанр – Дружеское послание.
  2. Стихотворный размер – Четырехстопный ямб с чередованием перекрестных и охватных рифм.
  3. Метафоры – «в сени уединенья», «в огне ли смертной битвы».
  4. Эпитеты – «последние», «верный», «милый», «счастливый», «родимого».
  5. Олицетворения – «внимает наш пенат», «прошли лета соединенья», «и дни твои полетом сновиденья да пролетят в счастливой тишине».
Читайте также:  Доклад про ромашки (сообщение 2, 3 класс окружающий мир)

История создания

Стихотворение было написано в 1817 году, в период, когда обучение юного Пушкина в лицее в Царском Селе подходило к концу. Во время пребывания в стенах учебного заведения Александр завел службу со многими интересными талантливыми личностями.

Он очень высоко ставил дружбу и искренние отношения между людьми, но наибольшую душевную привязанность испытывал к Вильгельму Кюхельбекеру. Именно к Кюхле, как ласково называли молодого человека друзья-лицеисты, и было обращено стихотворение Пушкина «Разлука».

Изначально произведение носило другое название – «К Кюхельбекеру», но спустя время поэт переименовал его.

Тема

Центральная тема произведения – дружба, которая всегда имела очень высокое значение в жизни поэта. Царскосельский лицей сыграл огромную роль в формировании личности Пушкина, поскольку в нем царил культ поэзии, вольномыслия и одновременно дружбы. Дружеские связи, которые зародились в стенах лицея, его выпускники смогли сохранить в течение всей жизни.

Для поэта дружба – это не просто приятное времяпровождение с единомышленниками, но «святое братство», нерушимый союз. Истинные друзья – это духовно связанные между собой люди, объединенные общими стремлениями, взглядами, идеалами.

Именно поэтому автор с такой горечью пишет о предстоящем расставании, понимая, что судьба вряд ли подарит встречу со столь близкими по духу людьми.

Композиция

Произведение можно условно разделить на три части. В первой части лирический герой, которым, несомненно, является сам Пушкин, выражает свое сожаление по поводу предстоящей разлуки с милым сердцу другом. Он с ностальгией вспоминает время, проведенное вместе с ним – и это были лучшие дни в его жизни, память о которых он надолго сохранит в душе.

Во второй части лирический герой от чистого сердца желает своему товарищу познать любовь, счастье, свободу, возможность беспрепятственно творить.

В финальной части герой заверяет друга в нерушимости своих клятв и верности «святому братству». Он не желает этого расставания, но вынужден покориться судьбе.

Жанр

Произведение написано в жанре дружеского послания, столь любимым Пушкиным в начале его творческого пути.

Четырехстопный ямб с чередованием перекрестных и охватных рифм.

Средства выразительности

Для выражения глубины своих чувств и переживаний поэт использует разнообразные средства художественной выразительности.

Среди них метафоры («в сени уединенья», «в огне ли смертной битвы»), эпитеты («последние», «верный», «милый», «счастливый», «родимого»), олицетворения («внимает наш пенат», «прошли лета соединенья», «и дни твои полетом сновиденья да пролетят в счастливой тишине»).

ПредыдущаяСледующая

Источник: https://Sprint-Olympic.ru/uroki/literatura/analiz-stihotvorenij/38558-razlyka-analiz-stihotvoreniia-pyshkina-po-plany-kratko-istoriia-sozdaniia-rifma-tema.html

Анализ стихотворения Пушкина Разлука

Стихотворение “Разлука” написано на излюбленную Пушкином тему. Название могло бы натолкнуть на мысль о любовной трагедии, о расставании с Родиной… Но здесь речь о лицейском братстве Александра Сергеевича.

Настолько сильной, крепкой стала дружба, связавшая первых выпускников Лицея.

Начинается грустное произведение со слов “в последний раз”. Все, кажется, происходит в последний раз. Остались мгновенья до расставания. Конечно, поэт читает свои стихи друзьям, а они слушают очень внимательно – “внимают”.

В следующих

строках стихотворения поэт обращением к, практически, сокурснику, называя его братом в “милой” (сердцу) жизни, которая хоть и длилась несколько лет, но совсем не надоела. Поэту больно, что разорван их дружеский круг. Для творческого человека (с тонкой душевной организацией) бывает непросто найти друзей.

Кроме того, в те времена не так просто поддерживать дружбу на расстоянии.

Поэт восклицает: “Прости”. Просит друга не расставаться хотя бы со Свободой и Творчеством. Аллегорически Пушкин использует для последнего имя древнегреческого бога – Феб. И еще просит поэт узнать любовь, которой он сам не знает, то есть счастливую, восторженную.

С таким радостным чувством дни для друга не будут мучительно тянуться. Самому Пушкину, как видно из этих строк, не совсем везет в любви (по крайней мере, он так считает).

И снова Пушкин просит простить его. Он обещает, что ни в битве, ни в покое… никогда ему не забыть друзей. В финале он просит у Судьбы счастья… Не для себя! Для всех-всех друзей.

С волнением задает Александр Сергеевич риторический вопрос о том, услышит ли его молитву Судьба.

Известно, что поэт верно угадал сложную судьбу друзей, но самое важное, что они не предали свое студенческое братство. Оно поддерживало их даже на расстоянии.

9 класс

(No Ratings Yet) Loading… Анализ стихотворения Пушкина РазлукаУроки французского краткое содержание »

Источник: https://lit.ukrtvory.ru/analiz-stixotvoreniya-pushkina-razluka/

«Разлука (В последний раз, в сени уединенья…)» А. Пушкин

В последний раз, в сени уединенья,
Моим стихам внимает наш пенат.
Лицейской жизни милый брат,
Делю с тобой последние мгновенья.
Прошли лета соединенья;
Разорван он, наш верный круг.

Прости! Хранимый небом,
Не разлучайся, милый друг,
С свободою и Фебом!
Узнай любовь, неведомую мне,
Любовь надежд, восторгов, упоенья:
И дни твои полетом сновиденья
Да пролетят в счастливой тишине!
Прости! Где б ни был я: в огне ли смертной битвы,
При мирных ли брегах родимого ручья,
Святому братству верен я.
И пусть (услышит ли судьба мои молитвы?),
Пусть будут счастливы все, все твои друзья!

Анализ стихотворения Пушкина «Разлука»

Поэтический текст 1817—1819 гг. относится к группе произведений, посвященных Лицею и друзьям-соученикам. Спустя 7—9 лет автор отредактировал стихотворение, поменяв его первоначальное заглавие — «Кюхельбекеру». «Милому брату» по лицейской юности посвящены и другие пушкинские творения, самое известное из которых — «К другу стихотворцу».

Для ранней лирики Пушкина характерна форма товарищеского послания. Традиционна для его поэтики и главная тема «Разлуки» — высокое понятие дружбы, духовного единства свободных личностей.

Лирический субъект стихотворения констатирует: беспечная и увлекательная «лицейская жизнь» завершается. В первых строках определение «последний»/«последние» встречается дважды, подчеркивая важность момента прощания. Настала пора разорвать тесные духовные связи, метафорически уподобленные «верному кругу». Тема поддерживается на стилистическом уровне с помощью лексической анафоры «прости».

Центральный эпизод «Разлуки» содержит призывы и пожелания адресату. Свобода, творческая одаренность, «неведомая» лирическому «я» истинная любовь и «счастливая тишина» — перечисление жизненных благ звучит подобно заздравному тосту.

Герой сообщает о своих обязательствах, давая обет верности товариществу, «святому братству».

Торжественное обещание будет исполнено независимо от внешних причин, которые определяются двумя антитетическими деталями: «огнем смертной битвы» и «мирными брегами» родного ручья.

Финальное двустишие озвучивает заветный помысел героя, желающего счастья для всех друзей адресата. Комментарий в скобках апеллирует к судьбе, оставляя открытым вопрос о ее благосклонности к «молитвам» лирического «я».

Герой Пушкина, наделенный редкой способностью к сопереживанию, трактует радость и успехи товарищей как свои собственные достижения. Трепетное отношение к близким людям отображено в стихотворении «Друзьям», датированном 1816 г. Здесь также звучат добрые пожелания «златых дней, златых ночей».

О разлуке, которая «ждет нас у порога», говорится в стихотворении «Товарищам». Взгляды юношей «с волненьем» устремлены в большой мир, их манит «дальний света шум». Однако этот поэтический текст демонстрирует иное настроение лирического героя: последний иронически изображает военную и статскую карьеру приятелей, а также собственное ленивое существование, свободное от честолюбивых намерений.

Источник: https://pishi-stihi.ru/razluka-v-poslednij-raz-v-seni-uedinenya-pushkin.html

Краткий анализ стихотворения «Желание славы» по плану

Стихотворение «Желание славы» Пушкин написал в 1825 году. Тогда поэт был влюблен в графиню Воронцову, познакомившуюся с ним в Южной ссылке.

Поговаривали, что между молодыми людьми возникли некие отношения, которые они вынуждены были скрывать, потому что женщина состояла в браке.

Произведение наполнено печалью и болью.

Исследователи считают, что толчком для его написания послужил поступок одного из близких друзей молодого поэта – Раевского. Он, узнав про вспыхнувшие между графиней и приятелем, чувства, рассказал обо всем графу Воронцову.

Конечно, это вызвало негодование со стороны обманутого супруга и, как считал Александр Сергеевич, стало непосредственной причиной отправки его с юга в Михайловское.

Стихотворение опубликовали в год написания в журнале «Соревнователь просвещения и благотворения».

2. Литературное направление

Произведение написано в традициях романтизма с признаками реализма.

3. Род

По роду литературы это лирика.

4. Жанр

Жанр определяется как любовная (интимная) лирика.

5. Проблематика

Автор поднимает довольно значимые для него проблемы.

Читайте также:  Крошка цахес - краткое содержание повести гофмана

Во-первых, это соотношение любви и славы. По мнению лирического героя, пока человек чувствует первое, второе ему просто не нужно.

Во-вторых, тут явно проскальзывает проблема вероломства, предательства, измены, о чем в стихотворении говорится более чем открыто.

6. Тематика

Автор затрагивает, в первую очередь, тему любви. Он изливает свои чувства, описывает, как забывал обо всем, упиваясь прикосновениями любимой женщины.

Затем приходят несчастья, предательство и измена, которые встают на первый план повествования. Наконец, мучительный разрыв, завершение отношений.

Теперь важнее всего для лирического героя становится слава. Он жаждет получить признание, чтобы потрясти бывшую возлюбленную.

7. Идея

Автор переживал тяжелое душевное потрясение. Наверное, он находился в таком смятении, что просто не мог не излить свои переживания на бумагу.

Поэт написал стихотворение, чтобы рассказать о произошедшем, поделиться внутренним состоянием, осмыслить сложившуюся ситуацию.

8. Пафос

Произведение наполнено разнообразными, зачастую противоречивыми эмоциями.

Сначала читатель чувствует вдохновленность, счастье любить и быть любимым. Поэт живо описывает, как он наслаждался встречами, забывая обо всем на свете.

Затем эмоциональная окраска резко меняется. Мы ощущаем разочарование, боль автора, его смятение.

И, наконец, на смену романтическим чувствам приходят более приземленные: тщеславие, желание признания, самолюбие.

9. Система образов

В стихотворении очень четкая система образов.

Сначала читатель видит влюбленного человека и женщину, к которой лирический герой испытывает сильнейшее чувство. Оба увлечены друг другом настолько, что даже не думают о возможной разлуке. Они разговаривают на важные друг для друга темы, хотят все время быть вместе.

Затем происходят «слезы, муки, измены, клевета», и разлука полностью меняет образ лирического героя. Теперь это вовсе не влюбленный юноша, а совсем другой человек – ожесточившийся, желающий снискать славу и поразить когда-то любимую женщину.

На таком противопоставлении и построена система художественных образов стихотворения.

10. Центральные персонажи

Центральных персонажей всего два. Это лирический герой, с которым происходит сильнейшая перемена, и его возлюбленная.

Сначала он относится к ней очень трепетно и нежно, целиком посвящая себя своему чувству. Но потом все изменяется. Ощущая горечь предательства, тяжело переживая разрыв отношений, автор ожесточается.

Если раньше он совсем не думал о славе, то теперь, наоборот, жаждет ее, чтобы бывшая возлюбленная постоянно слышала о нем и вспоминала их нежные встречи. И, возможно, страдала так же, как и он сам когда-то.

11. Лирический герой

Пушкин описывал чувства, которые переживал лично. Вот почему мы можем уверенно говорить, что здесь лирическим героем выступает художественная проекция личности самого поэта.

12. Сюжет

Стихотворение имеет довольно простой сюжет.

Сначала повествуется о двух влюбленных, которые настолько увлечены друг другом, что весь мир для них перестает существовать.

Затем что-то случается, вынуждая их расстаться. Лирический герой, помимо горечи и боли, ощущает еще и невероятное желание прославиться. Он хочет, чтобы возлюбленная постоянно слышала и знала о нем.

Вообще, авторский посыл стихотворения можно трактовать двояко.

С одной стороны, возможно, поэт имеет в виду некую месть. Его желание прославиться происходит от желания доставить боль, разбередить душу некогда любимой женщины.

С другой стороны, логично и иное толкование. Если учесть, что влюбленные в реальной жизни расстались из-за предательства друга Пушкина, то все меняется. Возможно, лирический герой хочет славы, чтобы бывшая возлюбленная не забывала о нем, всегда слыша о его успехах и радуясь этому.

13. Композиция

Композиция линейная.

  • Экспозиция и одновременно завязка – рассуждения о славе, когда лирический герой влюблен. Он стоит на коленях перед прекрасной женщиной и понимает, насколько все иное далеко от него. И, конечно, известность в это время не имеет ни малейшего значения.
  • Развитие действия происходит в стихах, повествующих о встречах и разговорах двух влюбленных. Их волнуют только чувства друг друга, а весь остальной мир перестает существовать.
  • Затем происходит кульминация. Автор не говорит конкретно, что именно случилось, ограничиваясь лишь беглым перечислением «слезы, муки, измены, клевета», которые обрушились буквально в один миг.
  • Пережив разрыв, герой меняется. Тут наступает развязка действия: он описывает свое новое отношение к славе, а читатель видит, насколько поменялся внутренний мир мужчины.

14. Художественные особенности произведения

Стихотворение написано преимущественно простым, бытовым языком.

Правда, рассказывая о своих возвышенных чувствах, автор использует старославянские слова и формы «любовию», «грядущее», «внимал», «глава». Однако потом, описывая свое новое состояние, поэт уже не использует таких лексем.

Рассказывая о нежных отношениях, автор использует много вопросительных фраз:

Шептала ты: скажи, ты любишь, ты счастлив?
Другую, как меня, скажи, любить не будешь?

Ты никогда, мой друг, меня не позабудешь?

Источник: http://hronika.su/kratkij-analiz-stihotvoreniya-zhelanie-slavy-po-planu/

Разлука

Когда пробил последний счастью час, Когда в слезах над бездной я проснулся И, трепетный, уже в последний раз К руке твоей устами прикоснулся — Да! помню всё; я сердцем ужаснулся, Но заглушал несносную печаль; Я говорил: «Не вечная разлука Все радости уносит ныне в даль. Забудемся, в мечтах потонет мука; Уныние, губительная скука Пустынника приют не посетят; Мою печаль усладой муза встретит; Утешусь я — и дружбы тихий взгляд

Души моей холодный мрак осветит».

Как мало я любовь и сердце знал! Часы идут, за ними дни проходят, Но горестям отрады не приводят И не несут забвения фиал. О милая, повсюду ты со мною, Но я уныл и втайне я грущу.

Блеснет ли день за синею горою, Взойдет ли ночь с осеннею луною — Я всё тебя, прелестный друг, ищу; Засну ли я, лишь о тебе мечтаю. Одну тебя в неверном вижу сне; Задумаюсь — невольно призываю, Заслушаюсь — твой голос слышен мне.

Рассеянный сижу между друзьями, Невнятен мне их шумный разговор, Гляжу на них недвижными глазами,

Не узнает уж их мой хладный взор!

И ты со мной, о лира, приуныла, Наперсница души моей больной! Твоей струны печален звон глухой, И лишь любви ты голос не забыла!.. О верная, грусти, грусти со мной, Пускай твои небрежные напевы Изобразят уныние мое, И, слушая бряцание твое,

Пускай вздохнут задумчивые девы.

1816

Наш сборник работает на голом энтузиазме его создателей. Мы благодарны любой помощи.

Помочь проекту

Хотите опубликоваться в нашем сборнике? Добро пожаловать! Мы всегда рады новым авторам и интересным материалам.

Добавить стихотворение В русской поэзии самое длинное название своему стихотворению придумал Гавриил Романович Державин. Оно звучит как «Желание зимы его милости разжалованному отставному сержанту, дворянской думы копиисту, архивариусу без архива, управителю без имения и стихотворцу без вкуса».Из архивов русской поэзии Песня «Мохнатый шмель», которую исполняет Никита Михалков в кинофильме «Жестокий романс» – это положенное на музыку стихотворение Григория Кружкова «За цыганской звездой». Однако мало кто знает, что стихотворение Кружкова – это вольный перевод стихотворения Редьярда Киплинга “The Gypsy Trail”. После начала Второй Мировой войны Марину Цветаеву отправили в эвакуацию в город Елабуга, что в Татарстане. Упаковывать вещи ей помогал Борис Пастернак. Он принёс верёвку, чтобы перевязать чемодан, и, заверяя в её крепости, пошутил: «Верёвка всё выдержит, хоть вешайся». Впоследствии ему передали, что именно на ней Цветаева в Елабуге и повесилась.Из биографии М. Цветаевой 7 августа 1921 г. ушел из жизни один из самых заметных поэтов-символистов Серебряного века Александр Блок. Ему было 40 лет. Весной 1921 г. он почувствовал себя неважно, после у него поднялась температура и за 78 дней он скончался, оставив в недоумении родных и врачей, которые так и не смогли поставить ему диагноз. Однажды на коктебельском пляже Марина Цветаева сказала своему другу, поэту Максимилиану Волошину: «Макс, я выйду замуж за того, кто угадает, какой мой любимый камень». Так и случилось. Молодой москвич Сергей Эфрон — высокий, худой, с огромными «цвета моря» глазами — подарил Марине в первый же день знакомства генуэзскую сердоликовую бусину, которую Цветаева носила потом с собой всю жизнь.Из биографии М. Цветаевой

Источник: https://liricon.ru/razluka-18.html

Ссылка на основную публикацию