Ф. И. Тютчев – один из величайших наших философских лириков. Его поэзия, как дивная музыка, волнует и наполняет душу любовью к миру. Нашей темой станет произведение, которое вначале называлось «Сумерки». Теперь его название звучит так: «Тени сизые смесились…» Оно до слез взволновало Л. Толстого, и писатель назвал его «истинным произведением искусства».
Образ ночи в творчестве поэта
Лирические миниатюры Федора Ивановича проникают в потаенные уголки сердца и души. Его поэтические произведения направляют ум на глубокое восприятие всего, что происходит, и позволяют осмыслить свое внутреннее состояние. По Тютчеву, мир – это древний девственный хаос, не поддающаяся контролю стихия.
Все, что мы видим вокруг, – лишь ее зыбкое порождение. Потому поэт часто обращает свой взор на тьму ночи. Только ночью «мыслящий тростник» остается наедине с собой и предстает пред вечным миром. В ночном мраке он ощущает себя особенно малым и беспомощным и остро переживает свое существование как трагедию.
Тютчева также привлекают состояния, которые находятся на грани перехода от дня к ночной мгле. Один из примеров – стихотворение «Тени сизые смесились…». В нем воспет сумрак.
Пришел вечер, освободивший от дневных мелочных забот, и в покое полумрака наступает момент, когда человек сливается душой с природой и приобщается к вечности.
Вот он, этот момент: «тени сизые смесились…» и «все во мне, и я во всем».
История создания стихотворения
Произведение написано в 1835 году. В это время Ф. И. Тютчев переживал любовную драму. Он уже девять лет был счастливо женат на бесконечно очаровательной Элеоноре Петерсон, имел от нее трех дочерей. Жена обожала Федора Ивановича.
На его скромное жалованье она в Мюнхене умудрялась прилично вести дом, в котором было уютно и гостеприимно.
Но в 1833 году на балу Федор Иванович встретил красавицу, которая покорила его блеском ума. Сначала он испытал тягу к ней как духовно близкому человеку. Но их отношения углубились. Милая и простодушная жена, узнав о связи мужа, пыталась, как могла, сохранить семью.
Былеще один страшный момент в 1835 году. Сам поэт находился в Петербурге, а семья отправилась морем к его новому месту службы. Пароход потерпел крушение. Элеонора вела себя чрезвычайно мужественно, и все были спасены.
Но эта драма сказалась на хрупком здоровье Элеоноры. Она слегла и не вставала с постели.
В обстановке мучительной раздвоенности, жалости и сочувствия к жене и неумолимой тяге к другой женщине у поэта родились строки «тени сизые смесились…».
Можно предположить, что, когда детей уводили спать, а в доме стихали их веселые голоса и жена оставляла его в одиночестве, то, не зажигая свечей, Федор Иванович сидел в сгущающемся сумраке и тягостно размышлял. Его терзала невыразимая тоска, и он просил, чтобы полумрак влился вглубь его души и дал, наконец, ей покоя.
Тема, идея
Вечерняя жизнь, которая объединяет Человека и Мироздание, стала основной темой произведения «Тени сизые смесились…». Лирический герой погружен в невыносимые раздумья, выливающиеся в мучительную тоску.
Депрессию лирического героя немного снимает наблюдение за спокойствием, которое его окружает: звуки уснули, дневные цвета не режут глаз, слышен полет мотылька. Он ищет выход из одиночества, пытаясь объединиться с окружающим миром, и завершает свои наблюдения утверждением, что все растворилось в нем: будто достигнута долгожданная гармония.
Сумрак, «сонный» и «тихий», загадочным образом наделяется целительной силой. Он может утишить страдания и переполнить чувства мглой, забвением себя.
Образы
В произведении «Тени сизые смесились…», анализ которого мы уже начали, противопоставляются образы материального и духовного миров.
Материальное выявлено в цвете, который поблекнул или потонул в сумраке, в звуке – уснул, то есть почти затих, жизнь и движенье отошли на задний план, и слышен только далекий гул, а незримый полет мотылька отзывается в душе тихим эхом.
Духовное проявляет себя иначе. Бессмертная душа открывается через чувства, которые лирический герой просит наполнить самозабвеньем в дремлющем мире, дарующем упоительный покой.
Два этих противоположных начала объединяет образ сумрака. Инверсиями эпитетов поэт показывает значимость для него сумрака. Он, тихий, сонный, а также благовонный, как сладостный ладан, дарящий удовольствие, несет неподвижность.
Лирический герой
Сложен его внутренний мир, который не стоит полностью соотносить с личностью поэта.
Он отражает не только личные черты автора, но его современников, людей его класса, которые способны понять своеобразное мироощущение поэта. Переходные состояния природы волнуют поэта: как зима становится весной, лето – осенью, вечер – ночью. Эта динамика, за которой наблюдает находящийся в тягостных переживаниях лирический герой, отражена в произведении «Тени сизые смесились…». Тютчев показывает это время как час невыразимой тоски и желание его героя понять природу, раствориться в ней. Но ему присуще трагическое одиночество. Он, тонко понимая мир природы и любви, хочет глубоко постичь свою судьбу в этом мире. Но от себя уйти ему не дано. В этом состоит глубокое противоречие между личным, индивидуальным, и реальностями жизни.
Ритм и размер
Произведение «Тени сизые смесились…» Тютчев написал хореем с перекрестной рифмой. Оно состоит из шестнадцати строф, разделенных по смыслу на две части.
Композиция
Если в стихотворении «Тени сизые смесились» анализу подвергнуть композицию по строфам, то можно сделать вывод, что она делится пополам — первые восемь строф посвящены картине ночной жизни.
Эпитет «сизый» важен для поэта. Он, как художник на палитре, смешивает краски: черную, белую, голубую, серую — и получает зыбкую сизую грань перехода от дня к ночи. В это время звук уснул и движение жизни отдается где-то далеким гулом. Мучительное спокойствие вдруг заканчивается эмоциональным всплеском, который подчеркнут восклицательным знаком. Весь мир неожиданно вместился в душу, и лирический герой в нем растворился.
Во втором восьмистишии он обращается со страстной мольбой к сумраку: дать ему «самозабвенье» и уничтожение, что передает сильнейшее стремление лирического героя обрести гармонию, слиться с природой, уйти от себя. На эту пламенную жажду указывает знак восклицания и тщательно подобранные глаголы.
Поэтические средства
В заключении анализа стихотворения «Тени сизые смесились…» мы рассмотрим эпитеты. В первой части они создают образ реальных сумерек на исходе дня: сизые тени, зыбкий сумрак, дальний гул, незримый полет мотылька, невыразимая тоска.
Их инверсия усиливает впечатление, что приближается ночь. Кроме того, олицетворение «звук уснул» и словосочетание «поблекнул цвет» показывают наступление ночной тишины.
Аллитерации со свистящим, многократно повторяющимся «с» создают чувство, что с читателем шепотом делятся тайной.
Вторая часть, обращение к сумраку, наполнена глаголами в повелительном наклонении, которые демонстрируют то, к чему стремится душа, – к покою и самозабвению.
В заключение следует сказать, что стихотворение Тютчева «Тени сизые смесились…» – один из образцов философско-романтической лирики поэта. В нем душевное настроение лирического героя угадывается по сопоставлению с явлениями природы. Это придает стихотворению символический смысл.
Источник: https://www.syl.ru/article/369807/stihotvorenie-teni-sizyie-smesilis-f-i-tyutcheva-analiz-i-soderjanie
Анализ стихотворения «Тени сизые смесились…. Анализ стихотворения «Тени сизые смесились» Тютчева
- Школьникам
- Детям
- Окружающий мир
- Времена года
- Воспитателю
- Учителю
Анализ стихотворения
1. История создания произведения.
2. Характеристика произведения лирического жанра (тип лирики, художественный метод, жанр).
3. Анализ содержания произведения (анализ сюжета, характеристика лирического героя, мотивы и тональность).
4. Особенности композиции произведения.
5. Анализ средств художественной выразительности и стихосложения (наличие тропов и стилистических фигур, ритмика, размер, рифма, строфика).
6. Значение стихотворения для всего творчества поэта.
Стихотворение «Тени сизые смесились…» было написано Ф.И. Тютчевым в 30-е годы. В начале мая 1836 г. поэт послал его Гагарину. Впервые оно было напечатано в журнале «Русский архив» за 1879 год и в сборнике «Новонайденные стихотворения Ф.И. Тютчева» под названием «Сумерки». Известно, что это произведение очень любил Л.Н. Толстой. Вот как вспоминает об этом А.Б.
Гольденвейзер: «На столике у него лежал том Тютчева…Заговорили о Тютчеве. На днях Льву Николаевичу попалось в «Новом времени» его стихотворение «Сумерки». Он достал по этому поводу их все и читал больной. Лев Николаевич сказал мне: «Я всегда говорю, что произведение искусства или так хорошо, что меры для определения его достоинств нет – это истинное искусство.
Или же оно совсем скверно. Вот я счастлив, что нашел истинное произведение искусства. Я не могу читать без слез. Я его запомнил. Постойте, я вам сейчас его скажу»…Лев Николаевич прочел тютчевское «Сумерки» тихим, прерывающимся голосом, почти шепотом, задыхаясь и обливаясь слезами.
Он менее всего «декламировал», но и не произносил стихи как прозу; чтение было мерным, и ритм стиха, несмотря на прерывистость, ясно ощущался».
Мы можем отнести это произведение к философской и пейзажной лирике, жанр его – лирический фрагмент. Стиль – романтический. Основная тема – вечерняя и ночная жизнь природы и человеческой души.
Первая строфа рисует картину погружения мира в сумерки. Жизнь с ее суетой и активностью, яркостью дневных красок, громогласием звуков, определенностью здесь как будто замирает, разрешаясь в неподвижность, в «сумрак зыбкий», в тишину.
Все становится неопределенным, незримым, мир лишается четкости своих очертаний. Мир покрывает тишина, и лишь полет мотылька нарушает этот покой.
Время здесь как будто вливается в душу лирического героя, который видит свое отражение во всем окружающем – в жизни и природе:
Тени сизые смесились, Цвет поблекнул, звук уснул — Жизнь, движенье разрешились В сумрак зыбкий, в дальний гул… Мотылька полет незримый Слышен в воздухе ночном… Час тоски невыразимой!..
Всё во мне, и я во всем!..
Исследователи отмечали здесь оксюморонность созданной поэтом картины. «Незримый» полет мотылька у Тютчева «слышен». Это противоречие символически передает разъединенность героя с окружающим миром.
По Тютчеву, именно развитый индивидуализм не дает человеку ощутить себя частью природы. Чувства лирического героя противоречивы. Ночное время для него – «час тоски невыразимой». Но вместе с тем он жаждет полностью слиться с природой и временем.
Только так он может открыть для себя истину, проникнуть в самую суть явлений.
- Вторая строфа начинается спокойной, умиротворяющей интонацией. Лирический герой обращается к «сумраку», видя в нем спасение для своей измученной души:
- Сумрак тихий, сумрак сонный, Лейся в глубь моей души, Тихий, томный, благовонный,
- Все залей и утиши.
- Затем тон стихотворения резко меняются. Интонации лирического героя становятся энергичными и напористыми:
Чувства – мглой самозабвенья Переполни через край!.. Дай вкусить уничтоженья,
С миром дремлющим смешай!
Ночное время суток для героя – «уничтоженье» ясности, четкости, гармонии дум и чувств. Но вместе с тем он жаждет приобщиться к этому Хаосу, полностью слиться с ночным миром и обрести желанную гармонию, преодолев собственное одиночество и индивидуализм. Таким образом, мироощущение лирического героя – романтическое.
Композиционно произведение делится на две части (построфно). Первая часть – это тихая и гармоничная картина ночной жизни. Однако заканчивается она мучительным восклицанием: «Час тоски невыразимой! Всё во мне, и я во всем!..».
Во второй части лирический герой передает свою жажду обретения желанной гармонии со временем через «самозабвенье» и уничтоженье. Ночной мрак способен исцелить и утешить измученную душу, но способен и испугать, обнажить все дремлющие доселе чувства.
Заканчивается вторая строфа также энергичным, решительным восклицанием: «Дай вкусить уничтоженья, С миром дремлющим смешай!». Таким образом, в основе композиции лежит противопоставление двух сторон ночной стихии: умиротворяющей и пугающей.
Начинается и заканчивается стихотворение темой замирания мира: «Тени сизые смесились…» – «С миром дремлющим смешай!». В этом плане мы можем говорить о кольцевой композиции.
Стихотворение написано четырехстопным хореем, восьмистишиями, рифмовка – перекрестная. Поэт использует разнообразные средства художественной выразительности: эпитеты («полет незримый», «час тоски невыразимой», «сумрак сонный»), метафоры («звук уснул», «Сумрак тихий, сумрак сонный», «Лейся в глубь моей души», «дай вкусить уничтоженья»), аллитерацию («Тени сизые смесились»).
Произведение мы можем рассматривать в контексте всего творчества поэта. Оно развивает традиционные для Тютчева темы и мотивы: дня и ночи, Хаоса и Космоса, человека и природы. «Тени сизые смесились…» перекликается с такими стихотворениями поэта, как «День и ночь», «День вечереет, ночь близка…», «Святая ночь на небосклон взошла…».
Ночь – это любимая пора многих поэтов-романтиков. Сумерки в их творчестве предстают чем-то мистическим, таинственным и будоражащим воображение.
Следует отметить, что именно Федора Ивановича Тютчева называли «самой ночной душой русской поэзии».
Стихотворение «Тени сизые смесились…» дает читателю возможность заглянуть во внутренний мир автора, проникнуться его переживаниями и будто самим оказаться среди сумеречного мрака.
Особенности лирики Тютчева
Ф. И. Тютчев, родившийся в 1803 году и заставший расцвет романтизма, сам стал одним из ярчайших его представителей. Примечательно то, что поэт никогда не видел себя в качестве профессионального деятеля искусства, куда больше его занимала карьера дипломата. Именно по этой причине творчество лирика не было подвержено модным веяниям, он не следовал каким-либо канонам. Его стихотворения способны передать истинное внутреннее состояние, размышления в них глубоки, а чувства искренни.
Пейзажную лирику Тютчева можно считать самой выдающейся частью его творческого наследия. В своих стихотворениях поэт размышляет над смыслом человеческого существования как части природы. Произведениям свойственна краткость и поразительная емкость. Поэту удается точно описать самые противоречивые и самые тонкие чувства, заставить читателя полностью окунуться в них, безошибочно понять тот посыл, который оставил автор.
Федору Ивановичу за свою жизнь довелось узнать многих людей, жить в разных странах, что, несомненно, еще больше расширило кругозор поэта. Вернувшись на родину, он продолжил творить, но его лирика все чаще носила политический характер. В этом не было ничего удивительного, ведь Тютчева волновала судьба страны, ее имидж на международной арене, а также внутренние проблемы.
Одновременно поэт занимался активной публицистической деятельностью.
Возможно, именно дипломатическая работа помогла Тютчеву развить удивительную лаконичность.
Он не только мог одним четверостишием выразить ясную, глубокую и законченную мысль, но и использовал настолько емкие эпитеты и метафоры, что любое созданное автором стихотворение приобретало собственную эмоциональную окраску.
История написания стихотворения
На создание стихотворения в некоторой мере повлияла трагедия, случившаяся с поэтом в 1835 году. Семья Тютчевых попала в кораблекрушение. Несмотря на то, что всем членам семьи чудом удалось выжить, это событие подорвало здоровье Элеоноры, жены поэта. Она месяцами не вставала с постели, не желала ни с кем общаться. Отчаявшийся Федор Иванович, который всеми силами пытался вернуть свою возлюбленную к полноценной жизни, днем еще мог отвлечься от мрачных мыслей благодаря работе, но когда на землю спускался сумрак, ему становилось все тяжелее продолжать надеяться и переносить то, в каком состоянии находится супруга.
Ночной мрак стирал все дневные заботы, размывал краски, ночью он мог острее чувствовать все то, что действительно волновало его разум, терзало душу. Именно поэтому поэт так часто в своих стихотворениях размышляет о ночи, приписывает ей человеческие качества.
Источник: https://slovarslov.ru/analiz-stihotvoreniya-teni-sizye-smesilis-analiz.html
Тени сизые смесились · Тютчев · анализ стихотворения
Тени сизые смесились,Цвет поблекнул, звук уснул —Жизнь, движенье разрешились
№4 В сумрак зыбкий, в дальний гул…
Мотылька полет незримыйСлышен в воздухе ночном…Час тоски невыразимой!..
№8 Все во мне, и я во всем!..
- Сумрак тихий, сумрак сонный,Лейся в глубь моей души,Тихий, томный, благовонный,
- №12 Все залей и утиши.
- №16 С миром дремлющим смешай!
Чувства — мглой самозабвеньяПереполни через край!..Дай вкусить уничтоженья,
Teni sizye smesilis,Tsvet pobleknul, zvuk usnul —Zhizn, dvizhenye razreshilisV sumrak zybky, v dalny gul…Motylka polet nezrimySlyshen v vozdukhe nochnom…Chas toski nevyrazimoy!..
Vse vo mne, i ya vo vsem!..
Sumrak tikhy, sumrak sonny,Leysya v glub moyey dushi,Tikhy, tomny, blagovonny,Vse zaley i utishi.Chuvstva — mgloy samozabvenyaPerepolni cherez kray!..Day vkusit unichtozhenya,
S mirom dremlyushchim smeshay!
- Ntyb cbpst cvtcbkbcm,Wdtn gj,ktryek, pder ecyek —;bpym, ldb;tymt hfphtibkbcmD cevhfr ps,rbq, d lfkmybq uek///Vjnskmrf gjktn ytphbvsqCksity d djple[t yjxyjv///Xfc njcrb ytdshfpbvjq!//
- Dct dj vyt, b z dj dctv!//
- Cevhfr nb[bq, cevhfr cjyysq,Ktqcz d uke,m vjtq leib,Nb[bq, njvysq, ,kfujdjyysq,Dct pfktq b enbib/Xedcndf — vukjq cfvjpf,dtymzGthtgjkyb xthtp rhfq!//Lfq drecbnm eybxnj;tymz,
- C vbhjv lhtvk/obv cvtifq!
Тег audio не поддерживается вашим браузером.
422 |
357 |
62 |
51 |
34 |
14 |
16 |
2 |
45,2 % |
1,73 |
9,8 % |
Размер: четырёхстопный хорей
Стопа: двухсложная с ударением на 1-м слоге
8 строк, восьмистишие | смесились-уснул-разрешились-гул | ABAB CDCE |
8 строк, восьмистишие | сонный-души-благовонный-утиши | ABAC DADC |
Семантическое ядро
все | 3 | 4,84 % |
сумрак | 3 | 4,84 % |
тихий | 2 | 3,23 % |
Источник: https://yebanko.ru/analiz/tyutchev/smesilis
3. Анализ стихотворения «Тени сизые смесились…»
- Тени сизые смесились,
- Цвет поблекнул, звук уснул —
- Жизнь, движенье разрешились
- В сумрак зыбкий, в дальний гул…
- Мотылька полет незримый
- Слышен в воздухе ночном…
Час тоски невыразимой!..
Всё во мне, и я во всем!..
- Сумрак тихий, сумрак сонный,
- Лейся в глубь моей души,
- Тихий, томный, благовонный,
- Все залей и утиши.
- Чувства — мглой самозабвенья
Переполни через край!..
- Дай вкусить уничтоженья,
- С миром дремлющим смешай!
Одним из шедевров характеризуемой лирики является стихотворение «Тени сизые смесились…». Первоначально оно называлось «Сумерки». Этот ранний заголовок подчеркивает, что в начале произведение мыслилось как пейзажная зарисовка особой, переходной поры суток, где поэт пытается уловить почти неразличимое.
Композиция стихотворения — две строфы — традиционная для Тютчева. Первая строфа — картина наступающей ночи, вторая — страстный монолог-обращение лирического героя к «сумраку».
- Изображаемое время суток — сумерки (уже не вечер, но еще и не ночь) не случайно выбрано поэтом: его неизменно волнуют именно промежуточные состояния в жизни природы и человека.
- В первой строфе картина сумерек, наступающей ночи дана через восприятие лирического героя. Уловлена сама эта зыбкая грань перехода, когда окружающий мир растворяется в темноте, исчезает из зрительного восприятия человека:
- Тени сизые смесились,
- Цвет поблекнул…
Сизый — самый смешанный цвет: «черный с просинью и белесоватым, голубоватым отливом, серо-синий с голубой игрою» (В.Даль)Благой Д.Д. Мир как красота. О «Вечерних огнях» — 50-61с.
Смысловая острота эпитета усиленна внутри-строчным созвучием: «сизые смесились».
В одном только этом эпитете — сизый — как в зерне, содержится всё стихотворение с его темой космического смешения, слияние всего со всем.
- …звук уснул —
- Жизнь, движенье разрешились
- В сумрак зыбкий, в дальний гул…
Звук, неизменный спутник движения, жизни, уснул. В мире так тихо, что «мотылька полет незримый слышен в воздухе ночном».
Слова «жизнь» и «сумрак» находятся в сильной позиции начала строки, они как бы противопоставлены. Но только «как бы», потому что сумрак зыбкий — жизнь не замерла, а лишь затаилась, задремала, ушла куда-то в глубину («дальний угол»).
Сумрак, тени, тишина — это условие, в которых пробуждаются скрытые душевные силы человека. Его мысли сливаются с «дальним гулом», на смену исчезнувшему, растворившемуся миру приходит иная реальность.
Человек остается один на один со всем миром, вбирает его в себя и сам сливается с ним: «Все во мне, и я во всем».
Однако странным образом эта причастность к «жизни божеско-всемирной» не вызывает ликования, а определяется как «час тоски не выразимой». В чем же причина этой тоски?
Вся вторая строфа — страстная мольба, нарастающий призыв, обращенный к «сумраку» (в данном случае синониму природы, жизни): лейся, залей, переполни через край и, наконец, смешай.
«Единственная, более энергичное чувство, которое я испытываю, — это невозможность уйти от самого себя» Бухштаб Б.Я. А.А. Фет: очерк жизни и творчества — 16с.
(из письма Тютчева жене) Во второй строфе лирический герой отказывается от собственного «я», что присутствовало в конце первой строфы («Все во мне, и я во всем»).
Его страстное стремление — раствориться в окружающем мире, слиться с ним, стереть грань меж «я» и «не-я»:
Дай вкусить уничтоженья,
С миром дремлющим смешай!
Композиционное кольцо стихотворения замыкается: совместились первые и последние строки, глаголы смесились и смешай.
Слиться с миром природы, раствориться в нем — для человека это редкая возможность «уйти от самого себя».
Однако противоречие сознательно-индивидуального («я») и бессознательно-стихийного («жизнь») остается для Тютчева не разрешимым. (Точнее, проблема эта решалась многократно и по-разному.)
Источник: https://litra.bobrodobro.ru/4675
Анализ стихотворения Тютчева «Тени сизые смесились»
Дипломатическая карьера Федора Тютчева складывалась весьма успешно, однако первые успехи на международном поприще были омрачены тяжелой болезнью супруги Элеоноры, урожденной графини Ботмер.
Все дело в том, что в 1835 году вся семья Тютчевых попала в кораблекрушение, в котором лишь чудом и взрослые, и дети остались живы.
Однако это происшествие весьма негативно отразилось на здоровье Элеоноры Тютчевой, которая месяцами не вставала с постели и не хотела ни с кем разговаривать.
Днем, когда жизнь была наполнена суетой и всевозможными заботами, поэт не так сильно ощущал душевную боль, хотя и понимал, что вернуть к полноценной жизни красавицу — жену ему не под силу. Однако с наступлением вечера, когда дети укладывались спать, и в
доме воцарялась мертвая тишина, Тютчев особенно остро ощущал свое одиночество. В один из таких вечеров и было написано стихотворение «Тени сизые смесились», наполненное страхом перед грядущей ночью, тоской и безысходностью.
Многие поэты воспринимали ночь, как дар небес, так как именно это время суток давало им возможность осмыслить дневные переживания и воплотить их в стихах.
Однако Тютчеву ночь готовила лишь новые жизненные испытания, поэтому он характеризует это время суток как «час тоски невыносимой», когда его душа буквально растворяется в безмолвной тишине, сливаясь с серыми тенями, наполняющими дом.
Понимая, что противиться подобному явлению бессмысленно, поэт пытается найти в ночном сумраке утешение и призывает его заполнить всю душу без остатка. «Тихий, темный, благовонный, все залей и утиши», — просит автор. Он хочет забыться и избавиться от тяжелых мыслей.
Ведь именно ему принадлежала идея морского путешествия в Турин, которое стало роковым для всей семьи. В такие вечера Тютчев понимает, что его жизнь могла сложиться совсем иначе, если бы он проявил благоразумие. Поэтому, обращаясь к ночному сумраку, поэт восклицает: «Дай вкусить уничтоженья, с миром дремлющим смешай!».
Он готов поменяться местами со своей супругой и отдать собственную жизнь взамен на то, чтобы помочь возлюбленной. Однако судьба готовит ему новое испытание — в 1838 году Элеонора Тютчева умирает, оставив поэту трех дочерей и завещание, согласно которому он непременно должен жениться снова.
Ее просьба была выполнена, и уже через год в доме Тютчевых появилась новая хозяйка, которая смогла вернуть поэту любовь к жизни и фактически спасла его от самоубийства.
Вы сейчас читаете сочинение Анализ стихотворения Тютчева «Тени сизые смесились»« Сочинение по картине Васнецова «Три царевны подземного царства»Сочинение по картине Виноградова «Весна» »
Источник: https://schoolessay.ru/analiz-stixotvoreniya-tyutcheva-teni-sizye-smesilis/
Анализ стихотворения Тютчева Тени сизые смесились
Начать анализ знаменитого стихотворения “Тени сизые смесились…”, автором которого является Тютчев Федор Иванович нужно начинать с того, как именно у поэта зародилась мысль создать данное стихотворение.
И так, дело было в то время, когда Федор Иванович находился в самом рассвете своей карьеры, но тем не менее жизнь его была омрачена болезнью его любимой жены. Дело в том, что его жена попала в кораблекрушение, и эта ситуация очень негативно отразилась на ней, она месяцами не поднималась со своей постели, не с кем не разговаривала, и практически ни чего не ела.
Конечно Федор Иванович очень переживал за свою жену и испытывал душевные страдания. И если днем, в ежедневной суете он не так остро чувствовал это, то в ночное время, которое издавна считалось любимым временем поэтов, так как именно ночью многих посещала муза, то для Федора Ивановича это время стало временем острого ощущения печали, грусти и душевной боли.
Именно ночь стала для него не переносимым испытанием, которое он сравнивает с темнотой ночи, но верит, что как день сменяет ночь, так и его переживания будут когда-то закончены и они смогут вернуться к полноценной жизни.
Многим было не понятно, почему же автор так сильно винил именно себя, а дело все в том, что именно он был инициатором этой поездки, поэтому он и винил исключительно себя, не зная, что же сделать, чтобы помочь своей жене.
Он готов был на многое, чтобы поменяться с ней местами, но понимал, что это просто не возможно.
Именно все вышеперечисленные эмоции и страдания, автор вложил в данное стихотворение, наполнив его всеми своими эмоциями, переживаниями и мыслями. И надо сказать, ему удалось создать произведение, которое пришлось по душе многим, ведь у каждого в жизни бывают такие моменты, когда просто не знаешь как же быть дальше, и как правило ночью все чувства ощущаются острее и сильнее.
Однако нельзя не сказать, что на этом черная полоса в жизни поэта не закончилась, его жена умирает и оставляет завещание, согласно которому поэт обязан вновь жениться.
Однако думать об этом автор пока не может.
Но, время идет и уже через год в его доме появляется новая женщина, которая смогла помочь Федору Ивановичу пережить все и вернуть его к жизни, а так же в прямом смысле спасти его от самоубийства и безумия.
(1 votes, average: 5.00
Источник: https://rusochineniya.ru/analiz-stixotvoreniya-tyutcheva-teni-sizye-smesilis/
Философская лирика Ф. И. Тютчева. Обучение анализу философской лирики на примере стихотворения Тени сизые смесились
МАОУ «СПШ № 33»
Философская лирика Ф.И. Тютчева. Обучение анализу философской лирики на примере стихотворения «Тени сизые смесились…»
- (10-11 класс)
- Подготовила и провела учитель
- русского языка и литературы
Криводерева Л.В.
Старый Оскол
2012
Тема. Философская лирика Ф.И. Тютчева. Обучение анализу философской лирики на примере стихотворения «Тени сизые смесились…»
Цель урока. Знакомство с особенностями философской лирики Тютчева. Освоение навыков анализа философской лирики. Познание мира человека
- Оборудование. Портрет, сборники стихотворений Тютчева, памятки разбора лирического стихотворения
- Тип урока. Урок освоения новых знаний с элементами развития речи
- Метод. Коллективная работа учителя с классом
- Ход урока
-
Организационный момент
-
Сообщение темы и цели урока
Ребята, сегодня на уроке мы продолжим знакомство с творчеством Ф.И.Тютчева, особенностями философской лирики поэта и на примере стихотворения «Тени сизые смесились…» познакомимся с некоторыми элементами анализа лирического произведения.
Запишите тему урока
III. Работа на урокеL. Слово учителя
Поэзия Ф.И.Тютчева относится к непреходящим ценностям литературы прошлого, которые и в наши дни обогащают духовную культуру каждого человека. Творчество Тютчева привлекало внимание многих выдающихся писателей, мыслителей, учёных, но до сих пор оно осталось недостаточно изученным и понятым.
На память приходят слова И.С.Аксакова, одного из его горячих поклонников, он писал: «Трудно принять историческую точку зрения на Тютчева, трудно отнести его творчество к одной определённой эпохе в развитии русской литературы. Для него настала история. Возрастающий для нас смысл его поэзии внушает нам как бы особую, внеисторическую точку зрения на него».
Каждый должен будет выработать свою точку зрения на творчество Тютчева в контексте эпохи. Но нельзя его поэзию представить без лирики природы.
- 2. Вопрос на восприятие ранее изученного
- Учитель. Ребята, в чем, по вашему мнению, особенность изображения природы у Тютчева
- — Тютчев воспринимает природу как живое, одухотворённое существо и, пытаясь проникнуть в её тайны, обращается к человеку, ибо в его жизни есть аналогии окружающего мира
3. Начальное знакомство с особенностями философской лирики Тютчева Учитель. Человек инструмент для постижения природы. Но!! И природа служит Тютчеву инструментом постижения человека. Использование метафор типа «душевная буря» было присуще поэзии, но Тютчев возвёл метафору в метод, наполнив художественный приём философским содержанием
С произведениями такого метода мы и познакомимся на наших уроках и увидим, как Тютчеву удаётся через природу передать чувства и переживания человека, т.е. его душевного мира.
Вот как описывал И.С.Тургенев творческий метод Ф.И.
Тютчева: «Каждое его стихотворение начиналось мыслию, но мыслию, которая, как огненная точка, вспыхивала под влиянием Глубокова чувства или сильного впечатления: вследствие этого…мысль г.
Тютчева никогда не является читателю нагою и отвлечённую, но всегда сливается с образом, взятым из мира души или природы, проникается им, и сама его проникает нераздельно и неразрывно».
Давайте запишем эти слова в тетрадь, они являются ключевыми в этом методе и будут эпиграфом к нашему уроку.
4. Знакомство с основными моментами философских понятий поэта
Учитель. (Краткая запись в тетради).
-
Постижение мира человека путём сопоставления его с миром природынашло своё специфическое выражение в поэзии Тютчевских стихов философского характера
-
Причем особенность поэтики Ф.Тютчева заключается в вариантностиоценки: то, что в одном тексте выступает как отрицательное, каком-либо другом может получить противоположную оценку.
-
Исходя из этого, стихотворения Тютчева можно читать как единое целое.Примером являются стихотворения «Проблеск» (1825), «Видение» (1829), «Тени сизые смесились…», условно они отнесены к «ночным
стихотворениям» поэта.
-
Человек, по мысли поэта, есть место встречи двух бездн, он граница между двумя мирами, он — соединение и объединение этих двух миров — бездн
(внутреннего и внешнего).
-
Истина у него постигается в противопоставлении, в противоборстве.
Поэтому очень многие стихотворения философского характера имеют двухчастную композицию с чётким разделением содержания по строкам.
Рассмотрим стихотворение «Тени сизые смесились…» (неписано в 1836 году), где более отчётливо можно увидеть эту особенность лирики Тютчева
5. Анализ стихотворения «Тени сизые смесились…»
- 1) Чтение стихотворения (учителем или учеником)
- Тени сизые смесились,
- Цвет поблекнул, звук уснул —
- Жизнь, движенья разрешились
В сумрак зыбкий, в дальний гул…
Мотылька полёт незримый
Слышен в воздухе ночном…
Час тоски невыразимой!..
Всё во мне, и я во всём!..
- Сумрак тихий, сумрак сонный, Сейся в глубь моей души,
- Тихий, темный, благовонный,
- Всё залей и утиши.
Чувства — мглой самозабвенья Переполни через край!..
Дай вкусить уничтоженья,
С миром дремлющим смешай! (1835 год)
Ф.И.Тютчев
2) Какое настроение вызывает стихотворение?
— Желание покоя, отречения от дневного мира, грусти, одиночества… (По ходу анализа делайте запись рабочего материала).
- Учитель Стихотворение состоит из двух строф.
- 3) Анализ I части
- а) Какой образ возникает перед нами в первой строфе?
- — образ реальных сумерек на реальном исходе дня.
- б) Выпишите ключевые образы, создающие мир сумерек.
- тени сизые
- сумрак зыбкий
- гул дальний
- полёт незримый
- тоска невыразимая
- Какой художественный приём использовал автор для создания образа сумерек?
- — Эпитеты
- в) Работа с эпитетами
• Оцените значение эпитетов. Можно ли их заменить другими? Почему?
— Нет, их нельзя заменить. Они лучше передают сумерки: точные, единственно возможные
• Рассмотрим каждый из них:
- Тени, действительно, «сизые» (что это значит?) — они переливаются множеством оттенков, поэтому сумрак «зыбкий»
- О чём говорит «гул дальний»? (об уходе дневной жизни, внешней жизни). Точнее не выразить
• Проанализируем значение глагола «смесились» («смесились» — устаревшая форма глагола «смешиваться»)
- не столько механически, сколько слияние Учитель Сумерки — это слияние чего? в какое время?
- Слияние дня и ночи на исходе реального дня.
г) Анализ других художественных средств.
Учитель Помимо эпитетов, какое художественное средство помогает услышать приближение ночи, тишины, т.е растворение реалий дневного мира?
- олицетворение «звук уснул»
- многосмысловые слова «цвет поблекнул» — т.е. наступление вечера, закат. «Мотылька полёт незримый» — темно очень тихо, слышен полёт
- д) Анализ звукового оформления
- Учитель. Какое значение имеет звуковое оформление
- — Аллитерация на свистящее «с»
- сизые, сместились, звук уснул, сумрак, час, слышен, тоски, всё во всём
- — создание какого-то неясного, сказанного шёпотом, но вполне ощутимого откровения
- Шепотом делятся чем-то откровенным.
е) Учитель. На фоне сумерек как показано бытие (присутствие, жизнь) человека? В каких строчках?
— «Жизнь, движенье разрешились
в сумрак зыбкий, в дальний гул…»
Учитель. Каким становится бытие человека?
- — «зыбким, тоскливым»
- ж) Учитель. Для лучшего понимания связи человека с сумерками проанализируем значение глагола «разрешились»
- Разрешиться можно от бремени. Мы знаем, что у Тютчева сквозь одно значение часто «мерцает» другое
- Как вы понимаете в этом стихе значение слова разрешиться -превратиться в сумрак, в дальний гул
- Учитель.
- Так возникает ощущение начала драмы
з) Учитель. А чем символичен образ «полёта незримого мотылька?» Обратите внимание особое на слово «незримый».
Незримый, но существует, где такое можно найти? — Внутри чего-то.
- В данном случае — в сумерках, в её внутреннеё реальности.
- Он является кульминационным в создании образа сумерек, его внутренней сущности: с одной стороны слух в сумерках утончается так, что трепет крыльев мотылька; с другой — такая тишь говорит о глубоком одиночестве человеческой души.
- Найдите строки, подтверждающие эту мысль
— «Час тоски невыразимой!..»
и) Прокомментируем последний стих первой строфы.
- «Всё во мне, и я во всём!..» Учитель. Что значит «я во всём!»?
- во всём мире, т.е. Вселенной
- к) Сделаем вывод анализа первой строфы
- Учитель. Что автор хотел донести до читателя, какое человеческое
- ощущение, состояние?
— Хотел показать одиночество, забвение, желание слиться с темнотой. Т.е. показать душу в сумерках.
- 4) Анализ II части
- Для полного понимания смысла данного стихотворения, проанализируем II
- часть
- • К кому обращается автор во второй строфе?
- — Вторая строфа носит характер прямого обращения к сумраку
• Учитель. Какие слова помогают понять это?
— Вся глагольная лексика в повелительном наклонении: «лейся», «залей», «утиши», «переполни», «дай».
• Учитель. Как во второй строфе развивается поэтический образ сумрака? О чём его просят?
— «лейся», «залей», «утеши» — сумрак обретает текучую природу
• Учитель. Почему же человек просит об этом, к чему стремится его душа?
— Человеческая душа стремится к покою, тишине.
• Учитель. Призыв звучит не просто «сумраку литься», но «всё» залить. На что указывает местоимение «всё», что под ним подразумевается?
— Всё — это мир, Вселенная, а значит мир Вселенной равнозначен миру души.
• Учитель. Сделайте вывод: чего ждёт лирический герой?
— Покоя, тишины — самозабвения
• Учитель. Как заклинанье звучит трагически торжественное
«Дай вкусить уничтоженье…» Что может вызвать уничтоженье?
— Ужас, страх
В чём необычность этого стиха? Что, обычно, желают вкусить?
— Вкушают, обычно, блаженство
- Опять возникает тютчевская «вибрация» смыслов: оказывается есть не только ужас уничтожения, но и сладость.
- Так в чём же особенность композиции стихотворения?
- Какую роль играет последняя строчка, подводя итог всему размышлению?
- — «С миром дремлющим смешай!»
- Последняя строчка лишь одним словом «смешай» замыкает магическое кольцо стихотворению: сначала тени сизые смесились, а теперь и «я», уничтожаясь, смешивается с ними.
- Происходит смешание души сумерек с душой лирического героя.
IV. Подведение итогов.
Вывод. Итак, мы видим соединение внешнего и внутреннего мира -всеобъемлющий мир «сумеречного» состояния Вселенной. Связь мира человека и мира природы
Учитель. Наследие великого русского поэта неисчерпаемо, охватить его полностью на нескольких уроках школьного анализа невозможно. Все наши попытки — есть лишь подступы к его постижению, лишь прикосновение к тайне
V. Выставление отметок
VI. Домашнее задание. Дать письменный анализ стихотворения Тютчева «Тени сизые смесились…» (Можно взять другое произведение Ф.И.Тютчева)
Источник: https://for-teacher.ru/edu/russkii_yazyk_literatura/doc-919ytu2.html