Русский советский писатель
Юрий Васильевич Бондарев – советский писатель, действительный член Русской, Международной славянской, Крымской, Петровской академий, Академии российской словесности, почетный член Пушкинской академии, Академии русской словесности и изящных искусств им. Г.Р. Державина, председатель комиссии по присуждению Международной премии М.А. Шолохова.
Жизнь писателя
Юрий Бондарев родился 15 марта 1924 года в городе Орске (ныне Оренбургской области) в семье народного следователя. В семилетнем возрасте переехал с родителями в Москву, где закончил среднюю школу.
В начале войны был направлен в артиллерийское училище, далее – на фронт. Командир артиллерийского орудия.
Был дважды ранен, первый раз под Сталинградом в 1942 году, после второго ранения в 1945 году был демобилизован.
В 1946 году поступил в Литературный институт им. А.М. Горького. Одним из первых в своем поколении был принят в Союз писателей по журнальным публикациям в 1951 году.
С 1959 по 1963 год он являлся членом редколлегии, редактором отдела литературы и критики «Литературной газеты».
В 1963 году Юрий Бондарев был принят в Союз кинематографистов. В 1961-1966 годах он являлся главным редактором Объединения писателей и киноработников на студии «Мосфильм».
В ноябре 1971 года был избран первым заместителем председателя правления Союза писателей РСФСР, а с 1990 по 1994 год являлся председателем Союза писателей России.
В 1974-1979 годах возглавлял Добровольное общество любителей книги. Бондарев много раз ездил за рубеж по приглашению издательств как общественный деятель. На протяжении 8 лет, с 1991 по 1999 год, работал сопредседателем Международного сообщества писательских союзов.
Сегодня Юрий Васильевич Бондарев – один из представителей легендарного фронтового поколения, поколения победителей, живой классик русской, советской литературы.
Творческий путь
1946 год. Война закончилась, жизнь продолжается. И молодой человек, жаждущий учиться и познавать мир, начинает искать свое место под солнцем. Долгое время он внутренне метался, прикидывая на себя десятки профессий и занятий, но не испытывал чувства определенности.
По счастливой случайности один его старый товарищ Бондарева, увидев его наброски и рассказы о войне, сразу посоветовал ему пойти в Литературный.
Его приняли в Литературный институт при Союзе писателей имени Алексея Максимовича Горького на творческий семинар Константина Паустовского.
Студент Бондарев был жаден до литературных знаний, и преподаватели института наполняли его ими.
На экзаменах этот пытливый и серьезный студент получал почти неизменную пятерку и стал вскоре обладателем повышенных стипендий, что было для него весьма существенно в материальном отношении.
В 1951 г. Бондарев получил диплом с отличием. Ему пророчили судьбу мастера короткого рассказа. Он и сам в то верил и в том был убежден. Бондарев упорно и самозабвенно работал над новыми рассказами и беспощадно правил «старые», уже опубликованные.
В 1953 г. вышел сборник «На большой реке», в 1958 г. — «Трудная ночь», 1962 г. — «Поздним вечером». Рассказы «Простите нас!», «Игра», «Клара», «Скворцов» отличались от вышедших в сборнике «На большой реке».
Рассказы — это было для него тогда самое главное. На всю жизнь. Первая же повесть началась случайно, попутно с рассказами, и была опубликована в 1956 г. Называлась «Юность командиров».
Пока «Юность командиров» (1956)проходила свой путь в издательстве, автор пережил состояние творческого взрыва.
Что ему эти рецензии на первую повесть, что сама эта повесть?! Он писал книгу, которая придет через год к читателю под заглавием «Батальоны просят огня».
Повесть «Батальоны просят огня» (1957) родилась от живых людей, от тех, с которыми автор встречался на войне, с которыми вместе шагал по дорогам Сталинградских степей, Украины и Польши, толкал плечом орудия, вытаскивал их из осенней грязи, стрелял, ел пропахшие гарью и немецким толом помидоры и делился последним табаком. Человеческое в человеке, человеческое в труднейших, нередко именно в античеловеческих условиях войны, живое, горячее, трепетное, очень похожее и бесконечно разнообразное — вот что берет за душу сегодня более всего в повести «Батальоны просят огня». О солдатах, сержантах, лейтенантах, капитанах, полковниках думается, когда читаешь книгу. Ведь воевали (сегодня-то мы это отчетливо сознаем) не некие абстрактные массы – воевали люди, каждый из которых имел свое лицо, имел свою судьбу. Что бы там ни случилось, как бы там ни было, все равно жизнь остается жизнью, а человек человеком. И великая заслуга той литературы, что «вышла» из бондаревских «Батальонов …», как раз в том и состоит, что мы благодаря ей вглядываемся в жизнь человека и человеческое на войне, постигаем общечеловеческое, «вечное», непреходящее. В окопах, землянках, на огневой и в бою человек познается скорее, здесь живет своя тайна.
В течение многих лет у Юрия Бондарева была мечта написать «не повесть, не роман, не хронику, а книгу-мозаику человеческой жизни».
В 1977 году выходит первая редакция его книги «Мгновения», где собраны небольшие рассказы и очерки – миниатюры, – цель которых рассказать о том сложнейшем, смутном времени все или почти все. «Жизнь есть мгновение. Мгновение есть жизнь».
Особенность этого произведения в том, что Юрий Васильевич пишет эти литературно-философские литературы уже не одно десятилетие. Многие из них постоянно печатались в литературных журналах, и нашим издательством был выпущен первый полный сборник «Мгновения».
В произведениях Бондарева последних лет «Искушение», «Бермудский треугольник» талант прозаика открылся новыми гранями. В 2004 году писатель-юбиляр издал новый роман под названием «Без милосердия».
Произведения Бондарева переведены более чем на 70 языков мира. Всего за период с 1958 по 1980 год за рубежом опубликовано 130 произведений Бондарева.
В Советском Союзе и России вышли в свет 4 собрания сочинений писателя: 1973-1974 (в 4 томах), 1984-1986 (в 6 томах), 1993-1996 (в 9 томах).
По произведениям Юрия Бондарева сняты художественные фильмы «Последние залпы», «Тишина», «Горячий снег» (Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых, 1975), «Батальоны просят огня», «Берег», «Выбор». Картины по произведениям писателя смотрел, без преувеличения, весь мир.
Писатель стал одним из соавторов (совместно с Ю.Озеровым и О.Кургановым) сценария киноэпопеи «Освобождение» (1970-1972), посвященной глобальным событиям Великой Отечественной войны. Фильм только за два года посмотрело более 350 миллионов зрителей в СССР и десятки миллионов за рубежом.
Как одному из авторов сценария фильмов «Освобождение» («Огненная дуга», «Прорыв», «Направление главного удара», «Битва за Берлин», «Последний штурм») в 1972 году Бондареву была присуждена Ленинская премия.
Мировая известность
Лауреат Ленинской премии (1972), Международной премии имени Михаила Шолохова (1994), Международной литературной премии имени В.И.
Даля, Государственной премии СССР (1977, 1983), Государственной премии РСФСР имени Братьев Васильевых (1975), премии имени Льва Толстого (1993), Всероссийской премии «Сталинград», премии имени Александра Невского, премии журнала «Наш современник» (дважды: 1975, 1999).
Награжден двумя орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, орденом Трудового Красного Знамени, орденом Отечественной войны II степени, орденом «Знак Почета», медалями, в том числе двумя медалями «За отвагу», а также орденами и медалями иностранных государств.
Постановлением Волгоградского городского Совета народных депутатов Бондареву Юрию Васильевичу присвоено звание «Почетный гражданин города-героя Волгограда».
Источник: https://itrk.org/authors/bondarev-yuriy-vasilevich
Юрий Бондарев — биография, информация, личная жизнь, фото, видео
Юрий Васильевич Бондарев. Родился 15 марта 1924 года в Орске — умер 29 марта 2020 года в Москве. Русский советский писатель и сценарист. Герой Социалистического Труда (1984), лауреат Ленинской (1972) и двух Государственных премий СССР (1977, 1983).
- Юрий Бондарев родился 15 марта 1924 года в городе Орске Оренбургской губернии (ныне Оренбургская область).
- Отец — Бондарев Василий Васильевич (1896-1988), работал следователем.
- Мать — Бондарева Клавдия Иосифовна (1900-1978).
- В 1931 году они переехали в Москву.
- Участник Великой Отечественной войны (с августа 1942 года), младший лейтенант.
- В 1941 году комсомолец Бондарев вместе с тысячами молодых москвичей участвовал в сооружении оборонительных укреплений под Смоленском.
- Летом 1942 года, после окончания 10 класса средней школы, направлен на учёбу во 2-е Бердичевское пехотное училище, которое было эвакуировано в город Актюбинск.
В октябре 1942 года курсанты были направлены под Сталинград. Бондарев зачислен командиром миномётного расчета 308-го полка 98-й стрелковой дивизии. В боях под Котельниковским (ныне Котельниково) был контужен, получил обморожение и лёгкое ранение в спину. После лечения в госпитале служил командиром орудия в составе 89-го стрелкового полка 23-й стрелковой дивизии Воронежского фронта.
Участвовал в форсировании Днепра и освобождении Киева. В боях за Житомир был ранен и снова попал в полевой госпиталь.
За уничтожение в районе села Боромля Сумской области из боевых порядков пехоты трёх огневых точек, автомашины, противотанковой пушки и 20 солдат и офицеров противника был награждён медалью «За отвагу».
За подбитый танк и отражение атаки немецкой пехоты в районе города Каменец-Подольский награждён второй медалью «За отвагу».
С января 1944 года Ю. Бондарев воевал в рядах 121-й Краснознаменной Рыльско-Киевской стрелковой дивизии в Польше и на границе с Чехословакией.
- Член ВКП(б) с 1944 года.
- В октябре направлен в Чкаловское артиллерийское училище и после окончания учёбы в декабре 1945 года признан ограниченно годным к службе и демобилизован по ранениям.
- Юрий Бондарев
Окончил Литературный институт им. А. М. Горького (1945 — 1951).
Дебютировал в печати в 1949 году. Первый сборник рассказов «На большой реке» вышел в 1953 году.
Автор рассказов (сборник «Поздним вечером», 1962), повестей «Юность командиров» (1956), «Батальоны просят огня» (1957; 4-серийный фильм «Батальоны просят огня» по мотивам повести, 1985), «Последние залпы» (1959; одноимённый фильм, 1961), «Родственники» (1969), романов «Горячий снег» (1969; одноимённый фильм, 1972), «Тишина» (1962; одноименный фильм, 1964), «Двое» (продолжение романа «Тишина»; 1964), «Берег» (1975; одноименный фильм, 1984).
Автор сценария фильма, снятого по роману «Горячий снег» (1972). Один из авторов сценария киноэпопеи «Освобождение» (1970) и фильма «Батальоны просят огня».
В основу этих романов положена история красноармейца Свинина Василия Афанасьевича, служившего в полку артиллерии НКВД. Из всего личного состава только он один остался в живых, получил тяжёлое ранение.
О подвиге Свинина писала в 1944 году газета «Красная Звезда».
В своих романах 70-х годов ХХ века и позже писатель напряженно размышляет о судьбах Советского союза и России, во многом предвидит причины развала СССР и последующей деградации советского общества, размышляет о смысле жизни, о смерти, о вреде конформизма, исследует тончайшие чувства и переживания человека в переломные и судьбоносные моменты личной и общественной истории.
Подписал Письмо группы советских писателей в редакцию газеты «Правда» 31 августа 1973 года о Солженицыне и Сахарове.
Депутат Совета Национальностей ВС СССР 11-го созыва (1984—1989) от Карачаево-Черкесской автономной области.
Делегат XIX Всесоюзной конференции КПСС (1988).
На XIX Всесоюзной партийной конференции 29 июня 1988 года Юрий Бондарев с трибуны сравнил горбачёвскую перестройку с самолётом, который подняли в воздух, не зная, есть ли в пункте назначения посадочная площадка. Там же он резко осудил очернение советского прошлого и советской действительности, которое тогда разворачивалось в печати и телевидении.
- Член ЦК Компартии РСФСР (1990—1991).
- В 1991 году подписал обращение «Слово к народу».
- В январе 1992 года во главе группы советских писателей сжёг чучело Евгения Евтушенко в знак протеста против преобразования Союза писателей СССР в Содружество Союзов писателей.
В 1994 году публично отказался принять орден «Дружбы народов» по случаю своего 70-летия от Б. Н. Ельцина. Свою позицию он выразил в телеграмме на имя первого президента России, в которой указал: «Сегодня это уже не поможет доброму согласию и дружбе народов нашей великой страны».
Председатель правления Союза писателей России в 1991—2013 годах.
Был членом редакционной коллегии журнала «Роман-газета».
С 2001 года член редакционной коллегии журнала «Мир образования — образование в мире».
Почётный член Санкт-Петербургской общественной организации Академии русской словесности и изящных искусств имени Г. Р. Державина.
Писатель умер 29 марта 2020 года в Москве.
Юрий Бондарев
Личная жизнь Юрия Бондарева:
Жена — Бондарева Валентина Никитична (1927 г. рожд.). Дочери: Елена (1952 г.р.) и Екатерина (1960 г.р.).
- Хобби: живопись — как исследователь и собиратель.
- Романы Юрия Бондарева:
- Батальоны просят огня М., Советский писатель, 1957 Тишина (1962) Двое (1964) Горячий снег (1970) Берег (1975) Выбор (1981) Игра (1985) Искушение (1992) Непротивление (1996) Бермудский треугольник (1999)
- Без милосердия (2004)
- Повести Юрия Бондарева:
- Юность командиров (1956) Последние залпы (1959)
- Родственники (1969)
последнее обновление информации: 29.03.2020
Источник: https://stuki-druki.com/authors/Bondarev-Yuriy.php
Биография писателя Юрия Бондарева
ТАСС-ДОСЬЕ. 29 марта 2020 года на 97-м году жизни скончался известный советский и российский писатель, сценарист Юрий Бондарев.
Юрий Васильевич Бондарев родился 15 марта 1924 года в Орске (Оренбургская губерния, ныне — Оренбургская область) в семье Василия Васильевича (1896-1988) и Клавдии Иосифовны (1900-1978) Бондаревых. Отец работал народным следователем. С 1931 года Бондаревы проживали в Москве.
В школьные годы Юрий Бондарев вместе с одноклассниками издавал рукописный литературный журнал, в котором размещались сочиненные ими рассказы и стихи. В старших классах состоял в спортивном обществе «Водник», на Клязьминском водохранилище (Московская обл.) обучался управлению гоночным швертботом. Также занимался тяжелой атлетикой и гимнастикой.
Летом 1941 года, когда началась Великая Отечественная война, в качестве добровольца занимался обустройством окопов под Смоленском. Затем направился в Актюбинскую обл.
Казахской ССР (ныне — Республика Казахстан), где в эвакуации находились его мать, брат и сестра.
Работал в колхозе, был забойщиком и откатчиком на угольной шахте, преподавал военную подготовку в средней школе села Вознесеновка (Мартукский район Актюбинской обл.).
В марте 1942 года Юрий Бондарев был призван на военную службу, проходил учебу во 2-м Бердичевском пехотном училище, передислоцированном в Актюбинск. Завершив ускоренный курс, получил звание сержанта и в октябре 1942 года был направлен в военно-формировочный лагерь под Тамбов, оттуда — в составе 2-й гвардейской армии — на Сталинградский фронт. Командовал минометным расчетом.
Был дважды ранен (в конце 1942 года — под Сталинградом, в конце 1943 года — под Житомиром). Принимал участие в форсировании Днепра и освобождении Киева. В составе наступающих советских войск дошел до Чехословакии.
В 1944 году вступил в ВКП(б). В октябре того же года был направлен в Чкаловское училище зенитной артиллерии (впоследствии — Оренбургское высшее зенитное ракетное училище, ликвидировано в 2008 г.). После окончания учебы в декабре 1945 года признан ограниченно годным к службе и демобилизован по ранениям, получив звание младшего лейтенанта.
Вернувшись в столицу, Юрий Бондарев некоторое время учился на шоферских курсах и на подготовительном отделении Московского авиационно-технологического института.
В 1946 году поступил в Литературный институт им. А. М. Горького, учился на семинаре Константина Паустовского. В 1949 году, будучи студентом третьего курса, напечатал в журнале «Смена» свой первый рассказ — «В пути». В 1951 году окончил вуз. В том же году был принят в Союз писателей СССР.
- В 1953 году выпустил в московском издательстве «Советский писатель» первый сборник рассказов — «На большой реке».
- Дебютом Юрия Бондарева в области крупных прозаических форм стала военная повесть «Юность командиров» (1956).
- Широкую известность ему принесли произведения, также посвященные темам войны и послевоенной жизни: повесть «Батальоны просят огня» (1957), романы «Тишина» (1962) и «Двое» (1964).
- В 1970 году Юрий Бондарев выпустил роман «Горячий снег» о событиях Сталинградской битвы.
- Среди основных работ 1970-1980-х годах: романы «Берег» (1975), «Выбор» (1981) и «Игра» (1985), отражающие нравственно-философские стороны жизни советской интеллигенции, а также цикл рассказов-размышлений «Мгновения» (1977).
В 1990-е годы вышли романы «Искушение» (1992), «Непротивление» (1996) и «Бермудский треугольник» (1999). Последний к настоящему времени роман — «Без милосердия» — был издан в 2004 году.
Публицистические работы Юрия Бондарева входят в сборники: «Взгляд в биографию» (1971), «Поиск истины» (1976), «Хранители ценностей» (1987), «Диалоги о формулах и красоте» (1990).
Проза Юрия Бондарева переведена на 70 языков, в т. ч. на английский, французский, немецкий, японский, китайский, арабский, хинди.
- По сценариям и литературным произведения Юрия Бондарева были сняты художественные фильмы: «Последние залпы» (1960, режиссер Леон Сааков), «49 дней» (1962, Генрих Габай), «Тишина» (1963, Владимир Басов; 1992, Ольгерд Воронцов), «Освобождение» (1968-1971, Юрий Озеров), «Горячий снег» (1972, Гавриил Егиазаров), «Берег» (1983, Александр Алов и Владимир Наумов), «Батальоны просят огня» (1985, Владимир Чеботарев и Александр Боголюбов), «Выбор» (1987, Владимир Наумов), «Трагедия века» (1993, Юрий Озеров).
- Юрий Бондарев был депутатом, заместителем председателя Совета национальностей Верховного Совета СССР XI созыва (1984-1989).
- В конце 1980-х — начале 1990-х годов входил в несколько организаций и движений национальной и патриотической направленности («Единение», «Славянский собор России», «Русский национальный собор», «Духовное наследие»).
- В 1990-1991 годах был членом ЦК КП РСФСР.
- С 1967 года избирался членом правления, в 1971-1991 годах — секретарем правления, в 1986-1991 годах — членом бюро секретариата правления Союза писателей СССР.
- В 1991-1994 годах являлся председателем правления Союза писателей России.
- В разное время входил в состав редколлегий «Литературной газеты», журналов «Роман-газета», «Мир образования — образование в мире», «Наше наследие», «Кубань».
- Юрий Бондарев был членом общественного совета журнала «Наш современник», членом Союза кинематографистов РФ.
- Герой Социалистического Труда (1984).
Награжден орденами «Знак Почета» (1967), Ленина (1971, 1984), Трудового Красного Знамени (1974), Октябрьской Революции (1981), Отечественной войны I степени (1985), «Большая звезда дружбы народов» (ГДР), медалями «За отвагу» (1943, 1944), «За оборону Сталинграда», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».
Лауреат Ленинской премии (1972, за сценарий киноэпопеи «Освобождение»), Государственной премии РСФСР им. братьев Васильевых (1975, за сценарий к фильму «Горячий снег»), Государственной премии СССР (1977, за роман «Берег»; 1983, за роман «Выбор»), Государственной премии РФ им. Маршала Советского Союза Г. К. Жукова (2014).
В 1994 г. Юрию Бондареву был присвоен орден Дружбы народов, однако писатель отказался принять награду. В телеграмме, направленной президенту РФ Борису Ельцину, он отметил, что «это уже не поможет доброму согласию и дружбе народов нашей великой страны».
Был удостоен Международной премии им. М. А. Шолохова в области литературы и искусства (1995), Большой литературной премии России (2012), литературной премии «Ясная поляна» (2013) и др.
Почетный гражданин Волгограда (2004).
Супруга — Валентина Никитична Бондарева. Старшая дочь — Елена (род. 1952), в середине 2010-х гг. была советником аппарата комитета по государственному строительству и конституционному законодательству Госдумы РФ. Младшая дочь — Екатерина (род. 1960), художник.
Жизни и творчеству писателя посвящен документальный фильм Андрея Гречихи «Мгновения Юрия Бондарева» (2009).
Источник: https://tass.ru/info/8109727
Юрий Бондарев: биография и творчество писателя
Образно выражаясь, биография Юрия Васильевича Бондарева прямолинейна, как полет стрелы. Будущий писатель появился на свет в городе Орске, что расположен в оренбургских степях, 15 марта 1924 года. Отец работал в правоохранительных органах.
Его перевели на новое место службы, и семья переехала через семь лет после рождения ребенка в Москву. Юрий быстро адаптировался к новым условиям. Познакомился со сверстниками, узнал, как живет двор и ребятишки на соседней улице.
В школе учился неплохо.
Как многие молодые люди того поколения, занимался спортом, сдавал нормы ГТО, готовился к службе в армии. Вступил в комсомол и принимал активное участие во всех мероприятиях. Любил ходить с друзьями в походы, рассказывать интересные истории у костра.
Умел наловить рыбы на уху. Бондарев много читал и следил за новинками на полках книжных магазинов. В те годы, подражая маститым писателям, юноша вел дневник. Можно сказать, что вести дневник было модно.
Когда началась война, Юрий еще не завершил обучения в школе.
Завершить образование ему пришлось в эвакуации. И сразу же его зачислили в пехотное училище, которое базировалось в Актюбинске. По окончании курсов, осенью 1942 года, лейтенанта Бондарева направили под Сталинград и назначили командиром минометного расчета.
Здесь он получил первое ранение. По отзывам многих фронтовиков, война – это тяжелая, изнурительная работа. После выздоровления вновь оказался на переднем крае.
Расчет орудия под командованием старшего лейтенанта Бондарева находился в числе первых подразделений, форсировавших Днепр.
О писательской карьере Бондарев не задумывался. Из рядов Советской Армии его уволили по ранению в декабре 1945 года. Нужно было адаптироваться к мирному времени и находить свое место в жизни.
Важно подчеркнуть, что во фронтовых условиях Юрий Васильевич умудрялся регулярно делать записи в дневнике. По совету близкого друга он стал обрабатывать эти записи и поступил в Литературный институт. Любовь к работе со словом победила.
Первые рассказы печатались в журналах «Смена», «Огонек» и других периодических изданиях.
В середине 50-х годов увидела свет повесть «Юность командиров». И буквально через год еще одно значимое событие для страны – журнальный вариант повести «Батальоны просят огня».
Важно подчеркнуть, что эти произведения читали и оценивали участники войны. И фронтовики, и труженики тыла, и те, кто в те времена были детьми. Обсуждения велись и в прессе, и на кухне, и на завалинке.
Ни кто не упрекнул автора в неправде или конъюнктурных интересах. По произведениям Юрия Бондарева снято много фильмов.
Картина «Горячий снег» до сих пор служит образцом для подражания современным режиссерам. Бондарев, как один из сценаристов, участвовал в создании киноэпопеи «Освобождение».
Надо сказать и том, что Юрий Васильевич получил партийный билет в 1944 году. И оставался членом КПСС до развала Советского Союза. О личной жизни писателя известно немного. Муж и жена не афишируют свое «нижнее белье».
Две дочери живут своими семьями. О родителях не забывают.
Источник: https://kakprosto.ru/kak-961147-yuriy-bondarev-biografiya-i-tvorchestvo-pisatelya—
Бондарев Юрий Васильевич
(род. в 1924 г. ) русский писатель
Юрий Бондарев принадлежит к числу наиболее известных писателей, творчество которых в основном приходится па советский период российской истории. Романы Бондарева вызывали неизменный интерес и горячие дискуссии. Когда его однажды спросили, как он стал писателем, ответ последовал не сразу. Очень трудно назвать тот первоначальный импульс, который определяет выбор жизненного пути.
Юрий Бондарев родился в Москве, здесь прошло его детство и вся жизнь. Их семья жила в старом доме в тихом Замоскворечье.
Писатель до сих пор помнит темные коридоры густонаселенной коммунальной квартиры, где случались, конечно, ссоры и размолвки между соседями, но в основном все жили дружно и в согласии.
Во всяком случае, была постоянная готовность прийти на помощь, выручить или хотя бы просто посочувствовать. А во дворе шла своя кипучая напряженная, порой шумная, веселая и озорная, а порой — тайная, скрытая от посторонних глаз жизнь.
Бондарев рано пристрастился к книгам. Приучила его к чтению мать, читавшая ему вслух. Постепенно Юрий, азартный голубятник, все свободное от школы время привык делить между книгами и голубями. С таким же увлечением и охотой он участвовал в выпуске школьного юмористического журнала, где выступал и в качестве автора, и в качестве редактора.
Юрий Бондарев принадлежал к тому поколению довоенных мальчиков, которое достигло совершеннолетия ранней весной 1942 года, пожалуй самой трудной из всех военных лет. Их уделом стала война, и только три процента мужчин, родившихся в 1924 году, вернулись с фронта живыми. А скольких еще ожидала участь, о которой с пророческой афористичностью сказал фронтовой поэт Семен Гудзенко:
Мы не от старости умрем — От старых ран умрем. . .
На долю поколения Юрия Бондарева выпало тяжелое испытание. Ребята попали в маршевые роты и на ускоренные курсы военных училищ сразу со школьной скамьи, не успев приобрести никакого жизненного опыта.
Будущий писатель стал командиром противотанкового орудия и прошел сотни километров по фронтовым дорогам. В 1945 году он был направлен на учебу в военное училище, но война подходила к концу, а кадровым военным Юрий Бондарев становиться не собирался.
По окончании войны он демобилизовался из армии и вернулся в Москву. Его одолевали сомнения, что делать дальше: учиться или работать? Юрий Бондарев поступил на шоферские курсы, но уже всерьез задумывался о высшем образовании и наконец решил идти в институт.
Сначала поступил на подготовительное отделение авиационно-технологического института, но вскоре понял, что его влечет совсем другое.
Позднее Бондарен вспоминал, что, поступая в Литературный институт, вовсе не ставил себе целью непременно стать профессиональным писателем: «Просто вновь вернулась страсть к литературе, отношение к ней как к единственной любви».
В Литературном институте ему повезло: он попал в творческий семинар, которым руководил К. Паустовский, один из самых крупных русских писателей.
Даже неискушенный читатель, сравнивая книги Паустовского с книгами Юрия Бондарева, обратит внимание на явное несходство творческой манеры писателей.
Но Паустовский, по словам Бондарева, сделал для него чрезвычайно много: «он привил любовь к великому таинству искусства и слова, внушил, что главное в литературе — сказать свое». Вряд ли можно требовать от учителя большего.
Первые рассказы Юрия Васильевича Бондарева, вошедшие в сборник «На большой реке», появились в 1953 году. Как отмечала критика, «лучшие рассказы Юрия Бондарева и в самом начале его писательской деятельности подкупали не изощренностью сюжета, а точностью и правдивостью, знанием конкретных условий и подробностей, какие нельзя придумать, сидя дома».
Столкновению долга, совести, элементарной честности с корыстью, карьеризмом и властолюбием посвящена первая его повесть «Юность командиров» (1956). В произведении присутствует война, пронизывает всю его ткань, во многом определяет характеры и поступки действующих лиц. Оно оказалось определенным этапом подготовки к работе над повестью «Батальоны просят огня» и романом «Тишина».
Художественному исследованию нравственности человека, находящегося на грани жизни и смерти, посвятил Юрий Васильевич Бондарев свое произведение «Батальоны просят огня».
Оно стало открытием, хотя не сразу и далеко не безоговорочно получило признание.
Но можно смело утверждать, что эта повесть выдвинула Бондарева в число самых читаемых писателей, каждую новую вещь которых ждут с особым интересом и нетерпением.
Через два года после выхода этого произведения была издана повесть «Последние залпы». Это был новый и значительный шаг молодого писателя по избранному, принципиальному для него пути изображения военной действительности.
Главное, что сближало и вместе с тем отличало эти произведения одно от другого, заключалось в исследовании нравственной прочности человека на войне. Критика сразу же высоко оценила и повесть в целом, и образ главного героя.
Роман «Тишина» стал для автора в какой-то мере освоением новой темы, новой сферы действительности, новых пластов нравственного мира героев. Бондарев описывает судьбы людей своего поколения, которым посчастливилось вернуться с войны.
Четыре года почти ежедневного смертельного риска, отчаянный азарт яростных сражений, каждое из которых могло стать последним и становилось таким для многих, остались позади. Смолк, казалось, нескончаемый грохот войны. И наступила тишина. Они вернулись, и вот теперь перед ними лежал мир покоя и радости.
Но это был уже совсем не тот мир их беззаботной и счастливой юной поры. Для них, по существу из детства шагнувших в огонь войны, «взрослая» мирная жизнь со всеми ее сложностями только начиналась.
Мирная тишина несла в себе не одну лишь радость победы, но и суровую прозу повседневных забот, в том числе и бытовых, нелегкую проблему поиска своего места в таком долгожданном, но пока еще незнакомом и потому порой казавшемся чужим послевоенном мире.
Молодым людям, которые именно на войне видели высокие нравственные образцы человеческого поведения и научились действовать по законам мужества и чести, дружбы и взаимной выручки, подчас приходилось сталкиваться в мирной жизни с конфликтами такой сложности, что привычное оружие — честность и прямота, верность долгу и непримиримость к подлости, трусости и лицемерию — не всегда выручало, не всегда приносило скорую и окончательную победу над злом.
Уже на первых страницах романа Юрия Бондарева, происходит острое столкновение, как бы задающее тон всему дальнейшему повествованию. Встретив в ресторане бывшего однополчанина Уварова, ныне такого же демобилизованного офицера, как он сам, Сергей Вохминцев не может сдержать яростного гнева.
Ведь это по вине Уварова, из-за его амбиций и преступного равнодушия к человеческой жизни, погибло двадцать семь артиллеристов.
Мало того, трусливо отсидевшийся в укрытии Уваров легко избежал ответственности за свое преступление, «подставив» вместо себя командира взвода Василенко, который был по приговору военного трибунала направлен в штрафной батальон и там погиб.
Пути Сергея в мирной жизни пересеклись с тремя негодяями: жуликом и доносчиком Быковым, трусом, карьеристом и циником Уваровым и демагогом Свиридовым.
И так уж случилось, что перевес, пусть временно, оказывается на их стороне.
«Жизнь, связанная со злом, — сказал однажды Бондарев, — непрочна, ненадежна, так как построена на принципе бумеранга: в любой момент зло может вернуться назад, нанести удар насмерть, и наступит возмездие».
Герои Юрия Васильевича Бондарева ничего не передоверяют истории. В меру своих сил они помогают ее движению, своей нравственной чистотой, своей моральной бескомпромиссностью утверждая священные идеалы человеческой жизни.
После двух произведений, действие которых происходило в мирные дни, Бондарев снова написал роман о войне, который выразительно назвал «Горячий снег», обратившись к событию поистине всемирно известному — Сталинградской битве.
Этот роман существенно обогатил наши представления о войне, о людях, которые сражались и победили. Мы знали главным образом, что произошло тогда. Автор романа Бондарев показал, как это произошло.
Он вновь выступил перед читателями в качестве великолепного мастера батальных сцен, обладающего «абсолютным слухом» на сложную звуковую картину боя, чувствующего полную колоссального внутреннего напряжения, до предела насыщенную атмосферу переднего края.
Мастерство Бондарева достигает того уровня, на котором его перестаешь замечать — настолько тесно связывается оно с содержанием того, что автор изображает.
Главным героем следующего романа писателя «Берег», во всяком случае тем героем, к образу которого сходятся все сюжетные линии, стал сам Бондарев.
Что же хотел он сказать, подчеркивая, что у каждого человека «свой берег»? Поставленная проблема может иметь несколько решений. К тому же писатель дает возможность читателям самим ответить на поставленные им вопросы.
Он может сам решить множество проблем, в том числе главнейшую из них — проблему достижения человеческого счастья.
В центре следующего романа Юрия Бондарева «Выбор» находится художник.
В этом произведении автор раскрывает интеллектуальную и эмоциональную организацию творческой личности и показывает, какой сложный, противоречивый и напряженный комплекс чувств, ощущений и мыслей стоит за понятием «талант», как остро и с какой болью преломляются в душе подлинного художника тревоги века.
«Выбор» в еще большей мере, чем «Берег», является романом философским. Поступок, действие в этом романе играют заметно меньшую роль, чем в предыдущих произведениях Бондарева. Своим романом писатель утверждает, что время, в которое мы живем, предъявляет к каждому из нас, к нашим духовным и нравственным качествам и чувству ответственности самые суровые требования.
Появившийся в свет после «Выбора» роман Юрия Бондарева — «Игра» стал логическим, а точнее сказать, нравственно-философским продолжением двух предыдущих. Только здесь главный герой — кинорежиссер Крымов.
Сюжет романа, как и во многих других произведениях писателя, в основном сводится к одной главной коллизии, при разрешении которой в полной мере выявляются мировоззренческие, нравственные и этические позиции героев, чаще всего определяются их судьбы.
«Художественная литература не может материально изменить мир, но она может изменить отношение людей к собственной жизни и жизни общества», — писал Бондарев. Новым, чрезвычайно интересным примером его творческих поисков стала книга «Мгновения», жанр которой определить нелегко.
Она состоит из новелл, и в каждой из них главным является напряженный пульс ищущей мысли, которая стремится постигнуть истину.
Бондарев продолжает писать эту книгу, и время от времени в печати появляются новые миниатюры, которые сам автор охарактеризовал как «слитное двоевластие мысли и чувства».
Широкое признание завоевал Юрий Васильевич Бондарев и как сценарист. Он участвовал в создании сценария киноэпопеи «Освобождение», был соавтором сценариев по своим романам «Тишина», «Горячий снег», «Берег», «Выбор». Много времени он уделяет и публицистике, долгое время ведет разностороннюю творческую работу, в том числе и в Союзе писателей.
Юрий Бондарев и сейчас находится в расцвете творческих сил. Он уже много сделал, но не подлежит сомнению, что ему многое еще предстоит сделать. Сам писатель в одной из своих миниатюр из книги «Мгновения» написал: «И я все чаще думаю, что жизнь человека — это бег на короткую дистанцию.
Задыхаясь в навязанном ему ритме, он бежит, глотая слезы печали и радости, достигает финиша, падает в бессилии на последнем метре пути — и возвращает уставшее бренное тело земле, так и не познав, не осмыслив свое краткое существование в прекраснейшем из миров.
Этот путь человека исследует и познает не наука, не философия, не социология, даже не история, а литература, которая по задаче и предназначению добрее, мудрее и нравственнее всех наук».
Источник: https://biografiivsem.ru/bondarev-yurii-vasilevich
Бондарев Юрий Васильевич
Ю́рий Васи́льевич Бо́ндарев (род. 1924) — русский советский писатель. Герой Социалистического Труда (1984). Лауреат Ленинской(1972) и двух Государственных премий СССР (1977, 1983). Член ВКП(б) с 1944 года.
Юрий Васильевич Бондарев родился 15 марта 1924 года в городе Орске (ныне Оренбургской области) в семье Бондарева Василия Васильевича (1896—1988), народного следователя, и Бондаревой Клавдии Иосифовны (1900—1978).
В 1931 году они переехали вМоскву.
Участник Великой Отечественной войны (с августа 1942 года), младший лейтенант.
В 1941 году комсомолец Бондарев вместе с тысячами молодых москвичей участвовал в сооружении оборонительных укреплений под Смоленском. Летом 1942 года, после окончания 10 класса средней школы, направлен на учебу во 2-е Бердичевское пехотное училище, которое было эвакуировано в город Актюбинск.
В октябре того же года курсанты были направлены под Сталинград. Бондарев зачислен командиром минометного расчета 308-го полка 98-й стрелковой дивизии.
В боях под Котельниковским был контужен, получил обморожение и легкое ранение в спину. После лечения в госпитале служил командиром орудия в составе 23-й Киевско-Житомирской дивизии. Участвовал в форсировании Днепра и освобождении Киева. В боях за Житомир был ранен и снова попал в полевой госпиталь.
С января 1944 года Ю. Бондарев воевал в рядах 121-й Краснознаменной Рыльско-Киевской стрелковой дивизии в Польше и на границе с Чехословакией.
В октябре направлен в Чкаловское артиллерийское училище и после окончания учебы в декабре 1945 года признан ограниченно годным к службе и демобилизован по ранениям.
Окончил Литературный институт им. А. М. Горького (1951).
Дебютировал в печати в 1949 году. Первый сборник рассказов «На большой реке» вышел в 1953 году.
Автор рассказов (сборник «Поздним вечером», 1962), повестей «Юность командиров» (1956), «Батальоны просят огня» (1957; 4-серийный фильм «Батальоны просят огня» по мотивам повести, 1985), «Последние залпы» (1959; одноимённый фильм, 1961), «Родственники» (1969), романов «Горячий снег» (1969; одноимённый фильм,1972), «Тишина» (1962; одноименный фильм, 1964), «Двое» (продолжение романа «Тишина»; 1964), «Берег» (1975; одноименный фильм, 1984).
Автор сценария фильма, снятого по роману «Горячий снег» (1972). Один из авторов сценария киноэпопеи «Освобождение» (1970) и фильма «Батальоны просят огня».
Депутат Совета Национальностей ВС СССР 11-го созыва (1984-1989) от Карачаево-Черкесской автономной области. Делегат XIX Всесоюзной конференции КПСС (1988). Член ЦК Компартии РСФСР (1990—1991). В 1991 году подписал обращение «Слово к народу».
Был членом редакционной коллегии журнала «Роман-газета». С 2001 года член редакционной коллегии журнала «Мир образования — образование в мире».
Награды, премии и звания [править]
В 1994 году отказался от награждения из рук Ельцина орденом Дружбы народов.[1]
Произведения [править]
Романы [править]
Повести [править]
- Юность командиров (1956)
- Последние залпы (1959)
- Родственники (1969)
Сборник рассказов [править]
Цикл миниатюр [править]
Книги литературных статей [править]
- Поиск истины (1976)
- Взгляд в биографию (1977)
- Хранители ценностей (1978)
- Диалоги о формулах и красоте (1990)
Книги и литература о Бондареве [править]
- Михайлов В. «Юрий Бондарев» (1976)
- Горбунова Е. «Юрий Бондарев» (1989)
- Коробов В. «Юрий Бондарев» (1984)
- Идашкин Ю. «Юрий Бондарев» (1987)
- Федь Н. «Художественные открытия Бондарева» (1988)
- Валентин Сорокин Красота мудрости. В кн. Обида и боль.: Очерки, М., 2002.
- Выгнанный из журнала «Подъем» Иван Евсеенко в статье «Нераскаявшийся и непрощенный» (Журнал «Подъем», Воронеж, № 4)назвал Юрия Бондарева, Станислава Куняева и др. людьми, склонным к аморальным поступкам, а именно, благодетелями отрицательных лиц.
Источник: https://litmir.me/a/?id=1021
Писатель Юрий Бондарев умер: биография и карьера фронтовика
Вчера на 97 году жизни скончался выдающийся русский писатель Юрий Васильевич Бондарев. На протяжении всей своей жизни Юрий Бондарев оставался патриотом России.
Он автор произведений, которые запечатлели подвиг народа – победителя гитлеровского фашизма в Великой Отечественной войне. Его произведения о войне прочитали миллионами людей, переживших все тяготы страшных лихолетий.
По книгам Юрия Бондарева созданы кинофильмы, ставшие классикой киноискусства 20 века. Имя писателя навсегда вписано в историю русской литературы.
Биография писателя
Юрий Васильевич Бондарев родился 15.03.1924 года в г.Орске. Отец его — адвокат. С 1931 года семья проживала в столице, где мальчик учился в 516 московской школе.
Летом 1941 с другими школьниками строил оборонительные сооружения под Смоленском. В 1942 направлен в военное училище.
С 10.1942 Юрий Васильевич воевал под Сталинградом. Там его контузило, он пострадал от обморожения и легкого ранения. Был направлен в госпиталь, а затем – на Воронежский фронт.
С войсками Советской армии освобождал Киев от фашистов, форсировал Днепр. Второе ранение получил под Житомиром.
После победы по окончании военного училища медкомиссией был комиссован и демобилизован в звании младшего лейтенанта.
Окончил Литинститут им. Горького, где учился в семинаре Константина Георгиевича Паустовского. Первые рассказы Бондарева были напечатаны еще в период студенчества. С тех пор постоянно выходили в виде журнальных публикаций и отдельными книгами произведения Юрия Бондарева, принесшие ему славу и уважение читателей огромной страны. В 1951 году Юрий Васильевич стал членом Союза писателей СССР.
Жена писателя – Валентина Никитична, дочери – Елена и Екатерина.
Литературная деятельность
Особое признание принесли Юрию Васильевичу Бондареву произведения о ВОВ, из которых наибольшую известность снискали «Батальоны просят огня», «Горячий снег», «Последние залпы», «Тишина», «Двое», « Берег».По произведениям писателя сняты фильмы. Автор сценария к фильму «Горячий снег» — сам писатель.
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Юрий Бондарёв — Герой Социалистического Труда (1984), лауреат Ленинской (1972), двух Государственных премий СССР (1977, 1983) и Государственной премии Российской Федерации имени Маршала Советского Союза Г. К. Жукова в области литературы и искусства (2014).
С 1963 года Юрий Бондарев — член Союза кинематографистов. Работал на Мосфильме главным редактором одного из подразделений.
Ю. В. Бондарев – один из авторов сценария киноэпопеи о войне «Освобождение», которая снималась совместно с рядом стран с 1967 по 1971годы.
Общественная позиция Юрия Васильевича Бондарева
Юрий Бондарев последний представитель большой плеяды выдающихся писателей-фронтовиков. Не только как о писателе, но и как об общественном деятеле, о нём можно говорить как о «солдате слова».
Писатель всю жизнь был верен родине, за которую проливал кровь на войне. И гордился этим. Сегодня позиция Юрия Бондарева, его непримиримость по отношению к попыткам реформировать страну, воспринимаются не так, как в 70 — 80-е годы прошлого века.
В истории и памяти народа Юрий Бондарев останется преданным стране мастером слова, чьи произведения вписали в память народа честные страницы трагической и победной эпопеи борьбы с фашизмом.
Источник: https://therussiantimes.com/obshestvo/389821.html
Ушел из жизни большой русский писатель Юрий Бондарев
Нам еще предстоит осмыcлить эту потерю. И не только для литературы. Из жизни ушел последний крупный писатель-фронтовик, чья проза, безусловно, во многом определяла развитие русской литературы второй половины ХХ века.
Путин выразил соболезнования в связи со смертью писателя Бондарева
Он родился в 1924 году в Орске Оренбургской области в семье народного следователя. Народный следователь имел широчайшие полномочия. Он мог приступить к производству расследования по заявлениям простых граждан, сообщению милиции, должностных лиц и учреждений, по постановлению судьи и по своему усмотрению.
Бондарев принадлежал к тому кругу писателей, которые, вернувшись с великой войны, имели право свободного голоса. Именно они, боевые лейтенанты, составили элиту послевоенного Литературного института. Юрий Бондарев, Григорий Бакланов, Виктор Курочкин и другие.
Они пришли с фронта, где были другие отношения между людьми и совсем другая идеология. Они ничего не боялись. Партийные, не партийные, они могли говорить то, что думают, что знают.
На мой взгляд, лучшее произведение Бондарева — роман «Горячий снег» — написан о Сталинградской битве. Он лично в ней участвовал, он знал, что там было на самом деле.
В 1957-м в журнале «Молодая гвардия» появилась повесть Бондарева «Батальоны просят огня». Это была главная после прорывной книги Виктора Некрасова «В окопах Сталинграда» повесть о войне. Ее все обсуждали.
Бондарев стал одним из отцов-основателей великой, не боюсь этого слова, «лейтенантской прозы», которая является одной из самых главных страниц русской прозы ХХ века.
«Все мы вышли из бондаревских «Батальонов», — скажет потом другой писатель-«лейтенант» Василь Быков.
Матвиенко: Юрий Бондарев много сделал для сохранения памяти о войне
За шестьдесят лет работы в литературе Бондарев написал романы: «Тишина», «Двое», «Горячий снег», «Берег», «Выбор», «Игра», «Искушение», «Непротивление», «Бермудский треугольник» повести: «Батальоны просят огня» , «Последние залпы» , «Родственники»; сборник рассказов «Поздним вечером»; циклы миниатюр «Мгновения»; книги статей «Поиск истины», «Взгляд в биографию», «Хранители ценностей».
Я помню, как книги Бондарева зачитывались до дыр в библиотеках, за ними стояли очереди, купить их было не так-то просто.
По произведениям Бондарева сняты фильмы «Последние залпы», «Тишина», «Горячий снег», «Батальоны просят огня», «Берег», «Выбор». По мотивам «Батальонов…» и его сценарию снята одна из серий киноэпопеи «Освобождение».
Но главной темой Юрия Бондарева, осмелюсь утверждать, была не война, а человеческая порядочность. Не говорить пошлости, лучше промолчать. Молодому офицеру не «тыкать» пожилому солдату. Уважать чужое мнение.
Все это имело для него огромную цену. А для нас сегодня? Вопросы нравственности всегда были для него важнее «правды о войне». «Любовь сильнее ненависти», а порядочный человек и под пулями останется порядочным человеком.
Может быть, это и есть главное завещание Юрия Бондарева?
Как никто из советских писателей Бондарев вносил в военную прозу «интеллигентскую» ноту
Как никто из писателей Бондарев вносил в военную прозу вот эту «интеллигентскую» ноту. Порядочность важна везде. Не только в мирной жизни, но и на фронте. И, возможно, на фронте она еще важнее, чем в мирной жизни.
Быть порядочным, по нему, «это значит уметь быть сдержанным, уметь слушать собеседника, не переступать границы гнева, а именно — уметь владеть собой, не опоздать прийти на зов о помощи в чужой беде, уметь быть благодарным». Такие простые слова, как они важны для нас сегодня…
Прощайте, Юрий Васильевич! Вечная Вам память!
Прямая речь
Михаил Сеславинский, руководитель Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям:
— Обидно, до слез обидно, что Юрий Васильевич не дожил до юбилея Великой Победы. Мы благодарны ему за то, что события Великой Отечественной войны предстали перед нами его глазами, глазами простого командира артиллерийского расчета.
«Горячий снег» и «Батальоны просят огня» — это не просто название повестей, это кодовые слова, символы художественного воплощения наших потерь и побед в годы войны. Он не просто достиг вершин советской литературы, но и навсегда вошел в историю отечественной словесности. Юрий Васильевич Бондарев учился в Литературном институте в семинаре К.Г.
Паустовского и стал в прошлом году первым лауреатом премии «Золотая Роза» имени своего наставника. Теперь она склонилась вместе с нами перед его светлой памятью.
Источник: https://rg.ru/2020/03/29/ushel-iz-zhizni-bolshoj-russkij-pisatel-iurij-bondarev.html