Искусство древнего египта — сообщение доклад (5, 10 класс)

Искусство Древнего Египта - сообщение доклад (5, 10 класс)

Пирамида Хеопса.

Неизгладимый след в истории мировой культуры оставило прекрасное искусство Древнего Египта. Пожалуй, это одна из самых необычных, самых загадочных, самых ярких культур на земле. Большая часть древнеегипетского искусства возникла в связи с религиозными верованиями древних египтян.

Они свято верили, что душа человека после его смерти продолжает существовать и время от времени посещает его тело. Поэтому египтяне так старательно сохраняли тела умерших: их бальзамировали и хранили в надежных погребальных сооружениях — пирамидах.

Египетские пирамиды — это шедевры древнеегипетского строительного искусства. Их строили для властителей страны — фараонов и начинали строить еще при жизни. Древнеегипетские пирамиды потрясают воображение своими размерами и геометрической точностью.

Удивляет, каким образом огромные каменные глыбы вырубали из скалы , перетаскивали и водружали на место — без современной техники. Конечно, для этого требовались тысячи и тысячи рабов.

Уже более сорока веков стоит высочайшая пирамида в Египте, — фараона Хеопса, -безупречно правильная, четырехгранная, она до сих пор не имеет себе равных по величине среди каменных построек всего мира. Ее высота -146 метров, а длина основания каждой грани — 230 метров.

Фараон Тутанхамон

Искусство Древнего Египта - сообщение доклад (5, 10 класс) Египетские мастера создали множество прекрасных простых и величественных скульптур. Они делались из окрашенного дерева или шлифованного камня.

Стоящая супружеская пара

Искусство Древнего Египта - сообщение доклад (5, 10 класс) Египетские скульптуры очень легко отличить, т.к. они делались по единому стандарту. У с т о я щ е й статуи -фигура выпрямлена, голова высоко поднята, левая нога выставлена вперед, руки прижаты к туловищу. У с и д я щ е й фигуры руки симметрично положены на колени или одна рука согнута в локте, торс выпрямлен, взор устремлен вдаль. Обычно в статуе верно передавалось сходство с человеком, хотя и приукрашалось.

Большой Сфинкс

Искусство Древнего Египта - сообщение доклад (5, 10 класс) Неподалеку от пирамид обычно возвышались храмы в честь богов. К воротам храма вели дороги, вдоль которых стояли сфинксы — огромные, величественные статуи с телом льва и человеческой или бараньей головой. Границу пустыни и сейчас сторожит колоссальный Большой Сфинкс, лев с лицом фараона Хефрена — самый древний из всех бесчисленных египетских сфинксов.

Нефертити в юности

Искусство Древнего Египта - сообщение доклад (5, 10 класс) Особый расцвет египетского искусства наступил в эпоху Нового царства в 14 веке до н.э., время правления фараона Эхнатона. Великолепными памятниками древнеегипетского искусства стали прекрасные скульптурные изображения Эхнатона, его жены Нефертити , их дочерей, созданные в мастерской скульптора Тумеса.

Особенно следует отметить две скульптуры Нефертити. Первый, оставшийся незаконченным, бюст из песчаника, изображает царицу совсем молодой.Только юному возрасту соответствует такая нежная лепка девического лица. Девушка чуть — чуть улыбается -как бы сквозь томную весеннюю дремоту.

Нефертити в юности

Искусство Древнего Египта - сообщение доклад (5, 10 класс)

Нефертити — владычица радости.

Искусство Древнего Египта - сообщение доклад (5, 10 класс) Второй портрет — самый известный — Нефертити в полном расцвете расцвете своей красоты, «владычица радости», как ее называли, властительная царица с горделивой посадкой головы, увенчанной высоким синим головным убором. Ее лицо — воплощение женской красоты и обаяния, с нежным овалом, с полуприкрытыми тяжелыми веками глазами, прямым носом — светится одухотворенностью. Изящная голова на длинной стройной шее будто цветок на гибком стебле. Бюст раскрашен, в один глаз вставлен горный хрусталь. Видимо, это было сделано умышленно, т.к. в то время Нефертити была еще жива, а «глядящий » бюст мог, по преданию, отнять часть души у живого человека.

Нефертити

Искусство Древнего Египта - сообщение доклад (5, 10 класс)

Мужчина и женщина роспись

Искусство Древнего Египта - сообщение доклад (5, 10 класс) Стены и колонны египетских зданий часто украшали росписи, которые тоже легко отличить от других росписей. Человек здесь изображался так, чтобы каждую часть фигуры было видно: голова, руки и ноги — сбоку, торс — развернут, глаза и плечи — прямо. Изображения , как правило, сопровождались иероглифами, которые часто раскрашивались красиво подобранными красками. В росписях показывали сцены из жизни фараонов и вельмож. Изображения древнеегипетских художников отличаются тонкостью и изяществом. Особенно пленительны стройные женщины в легких льняных туниках, украшенные многочисленными кольцами, серьгами, цепочками.Древнеегипетское искусство просуществовало две с половиной тысячи лет, а затем угасло. Однако, роль его в мировой культуре настолько велика, что до сих пор еще не изучена до конца.

Источник: http://cvetamira.ru/iskusstvo-drevnego-egipta

Искусство Древнего Египта кратко

В этой статье мы рассмотрим искусство Древнего Египта кратко, так, чтобы у вас сложилась общая картина о том, какой оно было в те времена.

Искусство Древнего Египта - сообщение доклад (5, 10 класс)

Как известно, вдохновителем человечества всегда была природа. В долине Нила она тоже давала возможности для творчества – медленная река, плоские вершины гор, пальмы, лотос и папирус.

На развитие древнеегипетского искусства в значительной степени повлияли верования людей. Египтяне верили в загробную жизнь, поэтому все их шедевры были предназначены для царства мертвых и редко становились достоянием живых.

Древнее Царство

В период Древнего (Раннего) Царства один их фараонов основал город Мемфис, который позже стал культурным центром. В целом именно в этот период были заложены письменность, религиозные законы, светские принципы.

Особенную ценность имела скульптура – она подчинялась строгим законам изобразительного искусства тех времен. Мастера старались сохранять характерное сходство с личностями, с которых создавались скульптуры, опять же, учитывая значимость загробной жизни.

Искусство Древнего Египта - сообщение доклад (5, 10 класс)Статуи царевича Рахотепа и Нофрет из гробницы в Медуме. Пер. пол. III тыс. до н. э.

Большое распространение получили и рельефы – скульптурные изображения на плоскости. Причем, сначала рельеф был плоским (он практически не выступал над поверхностью), а позже стали выполнять глубокий рельеф.

Для любого произведения изобразительного искусства в древнеегипетском царстве было характерно выполнение фигур господина, фараона или вельможи несколько большими по размеру, если их сравнивать с рабами или простым людом. Очевидно, что таким образом показывалась разница в положении и чине.

Среднее царство

Период Среднего царства – это XXI—XVIII вв. до н. э. Время, когда больше не существовало централизованного государства. Политическим центром стал город Фивы, а отдельные области (номы) стали более самостоятельными, что позволило развиваться местным школам. Номархи, правители номов, возвеличили себя до местячковых фараонов, позволяя себе создавать свои собственные мини-шедевры.

Это объясняет тот факт, что даже пирамиды стали меньше, неприметнее.

Одними из самых известных и узнаваемых предметами искусства этого периода являются изображения со сценами охоты, рыболовли.

Искусство Древнего Египта - сообщение доклад (5, 10 класс)Тотемы номов Древнего Египта

В гробницах Среднего царства часто встречаются деревянные статуэтки людей, прислуживавших своему господину – воинов, пастухов, прачек, пахарей.

Пектораль – украшение, которое носилось на груди, и имело вид прямоугольной пластины. Ее обязательно клали на грудь умершего.Для второй половины этого периода характерно появление в храмах статуй фараонов. Они были выставлены на всеобщее обозрение, поэтому важность портретного сходства была особенной.

Также расцветает ювелирное искусство. Узнаваемым украшением для Древнего Египта является пекторали. Они появились как раз в Среднем царстве. Наиболее частым изображением для них был жук-скарабей, символ воскрешения. Украшали пекторали лазуритом, бирюзой, сердоликом.

Новое царство

Начало последнего условного периода существования Древнего Египта был связан с нашествием врагов и бедствиями. Рельефы и настенные росписи заполнились битвами и сражениями с гиксосами (азиатскими племенами).

Середина XVI в. до и. э. была началом Нового царства. Врагов изгнали, XVIII династия фараонов взошла на престол. В Фивы хлынули богатства, сделав город процветающим и украшенным.

Наибольшим достижением в искусстве этого времени стали храмы. Один из них был посвящен богине Хатор, дочери Ра. Его возвели по приказу царицы Хатшепсут в Дейр эль-Бахри (в Фивах). Известны также храмы в Луксоре и Карнаке Ипет Рес и Ипет Сут.

Искусство Древнего Египта - сообщение доклад (5, 10 класс)Храм Хатшепсут в Дейр эль-Бахри

С 332 г. до н.э., с приходом Александра Македонского, Египет стал меняться. Здесь появилась александрийская школа искусств, которая основывалась на традициях не только египетской культуры, но и античной.

Итак, мы рассмотрели искусство Древнего Египта кратко. Его характерными чертами на протяжении всего времени оставались величественные строго геометрические сооружения (храмы, пирамиды), а также барельефы и росписи, так много рассказывающие нам о жизни древних египтян.

Источник: https://istoria-mira.ru/epoxi/iskusstvo-drevnego-egipta-kratko/

Культура Древнего Египта кратко

Сегодня мы рассмотрим культуру Древнего Египта — кратко. Сначала, что такое цивилизация? Цивилизация — это совокупность взаимодействующих между собой различных частей жизни общества в целом (религия, культура, искусство и пр.).

Если говорить о культуре древнего Египта кратко, то можно сказать, что эту древнюю культуру мы ощущаем до сих пор. Это и различные памятки архитектуры которые сохранились в хорошем состоянии и через тысячи лет, и большие труды астронавтов, и очень очень многое другое.

Неоценим вклад Египта в развитие математики, медицины, астрономии.

Искусство Древнего Египта - сообщение доклад (5, 10 класс)

Язык и письменность древнего Египта

Одним из величайших достижений культуры Египта является письменность. До нас дошли очень много документов записанных на старинных папирусах и вытесанных в камне.

Нам не повезло застать в наше время носителя языка того времени, поэтому в 1822 году французский ученый Ж. Ф. Шампольон очень профессионально справился с задачей расшифровки языка.

Искусство Древнего Египта - сообщение доклад (5, 10 класс)

Язык древнего Египта является самым древним языком в мире. Он получил письменность — самые древние тексты датируются 4-3 тысячелетия до нашей эры. Египтяне были очень культурно развитыми людьми.

Они хорошо ориентировались в арифметике, использовали в своих расчетах числа 5,6 и даже 7 порядка. Благодаря их письменности родилась и литература.

 Литература древнего Египта включала в себя и стихи, поэмы, религиозные гимны, биографии фараонов. Множество известных философов подарил нам Египет.

Искусство древнего Египта

Изобразительное искусство появилось в самом начале развития египетской цивилизации. Тогда уже были разработаны принципы изображения, а также технологии по которым наносились изображения.

Принципом изображения была — простота рисунка в двумерном виде. Именно благодаря простоте создается ощущение порядка и баланса рисунка.

Картины, фрески были нанесены на стены храмов, гробниц, дворцов некоторые изображения сохранились и до наших времен и, практически, без потери цветов.

Искусство Древнего Египта - сообщение доклад (5, 10 класс)

Религия древнего Египта

В культуре Египта не наблюдалось какой-то одной единой религии. Существовало большое количество культов, что посвящались каким-то одним богам. Но в это же время, во времена правления фараона Эхнатона, была проведена реформа религии, по которой была определена идея единобожия. Божества, как правило, являлись покровителями природных сил и божественных явлений.

Говоря о наследии древнего Египта самым важным нужно отнести десятичную систему исчисления, которой мы пользуемся и по сей день.

Источник: https://pristor.ru/kultura-drevnego-egipta-kratko/

Древний Египет

В Африке, на берегах реки Нил несколько тысяч лет назад зародилась одна из первых цивилизаций — Древний Египет. У него была богатая история, а до сегодняшнего дня дошли знаменитые памятники культуры. Это загадочные пирамиды, египетские сфинксы и множество более мелких предметов-артефактов, выставленных в музеях мира.

История

Государство пережило три основных периода — Древнее, Среднее и Новое царство. За это время в сменилось 30 династий фараонов.

    Искусство Древнего Египта - сообщение доклад (5, 10 класс)

  • Древнее царство — это первый этап истории. В это время укрепляется государство, захватываются ближайшие земли. Фараонам начинают поклоняться и называть их «Сынами солнца». Для них строят величественные пирамиды, в которых хранятся мумии умершего, оружие и несметные богатства.
  • Среднее царство — следующий период. Среди египтян начинаются восстания рабов и простолюдинов. Это ослабило государство, чем и воспользовались азиатские племена. Они начали нападать, но воины Египта смогли изгнать их со своей территории и извлечь из атак пользу. Благодаря этим боям египтяне познакомились с новым оружием и колесницами и тоже стали ими пользоваться.
  • Новое царство — последний этап существования цивилизации. В это время она переживает свой расцвет. Появляется много памятников культуры, происходит несколько успешных военных наступлений, и границы Египта расширяются. Но войны были удачными не бесконечно. В кон-концов из-за проигранных боёв страна ослабляется и становится лёгкой добычей. Многочисленные армии захватывают территорию древнего Египта. Так заканчивается история великой цивилизации.
Читайте также:  Сочинение на тему настоящая ответственность бывает только личной

Религия

Древние египетские жители поклонялись многим богам. Наиболее почитаемыми были те, которые связаны с солнцем, рекой и миром мёртвых. Большинство богов изображались как полуживотное — получеловек. Фараон считался сыном бога солнца Ра и мог рассчитывать на помощь всевышних и на загробную жизнь.

Усыпальницами для фараонов Древнего Египте служили пирамиды. Древние люди верили, что после смерти человеку могут понадобиться вещи, которыми он пользовался ранее.

Поэтому рядом с мёртвым лежали оружие, полезные и ценные предметы. Само тело мумифицировалось, чтобы сохраниться как можно дольше.

Провести над собой такой обряд после смерти могли не только фараоны, но и зажиточные египтяне, например, землевладельцы или вельможи.

Искусство Древнего Египта - сообщение доклад (5, 10 класс)

Религия имела важное значение для египтян, поэтому большую роль в древности играли храмы. Это были величественные сооружения, которые обслуживали жрецы, пророки, певцы, музыканты и другие служители.

Искусство и культура

Древний Египет оставил после себя большое количество памятников. Искусство этого государства было тесно связано с религией. Поэтому основное культурное наследие имеет отношение к загробной жизни египтян.

Прежде всего это пирамиды, о которых уже говорилось в этом докладе. Это были огромные строения с богатым убранством внутри. Строительство их было тяжёлым и долгим трудом. Фараоны хотели выделяться среди других людей, поэтому и строили столь величественные гробницы.

Стены их украшались высеченными картинами — барельефами. Они прославляли жизнь правителя.

У подножия пирамид лежали гигантские сфинксы — львы с человеческим лицом. Несмотря на огромные размеры в них можно увидеть портретные сходства с фараонами. Эти скульптуры подчёркивали величие правителей и нечеловеческую силу.

Искусство Древнего Египта - сообщение доклад (5, 10 класс)

Живопись Древнего Египта оригинальна и легко узнаваема. Основные цвета их изображений — это чёрный, белый и оттенки коричневого, жёлтого и красного. Основные цвета долго оставались яркими, потому что изображения покрывались слоем смолы. Рисовали в основном людей и богов. Это были довольно схематичные изображения существ с телом человека и головой птицы или животного.

Египтяне стали первыми использовать письменность и алфавит. Их загадочные записи долгое время оставались нерасшифрованными. Но в итоге учёные с ними справились. Алфавит египтян состоял из одних согласных. Чтобы пояснить что означает слово, за значками следовало изображение предмета, о котором говорится. Поэтому письменные сообщения египтян похожи на таинственные рисунки.

Древний Египет был великой и загадочной цивилизацией. Он оставил после себя немало тайн и знаменитых памятников. Эти места и сейчас привлекают внимание учёных и туристов, которые специально едут сюда, чтобы увидеть пирамиды и сфинксов, чтобы притронуться к истории.

Если это сообщение тебе пригодилось, буда рада видеть тебя в группе ВКонтакте. А ещё — спасибо, если ты нажмёшь на одну из кнопочек «лайков»:

Источник: http://www.doklad-na-temu.ru/istoriya/drevnii-egipet.htm

Искусство Древнего Египта

Еще в начале III тысячелетия до н. э. начал зарождаться стиль египетского искусства, который все последующие века тщательно оберегали и хранили.

Такое постоянство было связано с развитием древнего общества, а также тем, что искусство Египта было окутано культом загробной жизни и очень тесно связано с религией.

Религия, мифология и обожествление сил земли все это отражалось в искусстве Древнего Египта во все времена.

Все произведения искусства были созданы согласно древним канонам, следование которым было обязательно. Древние египтяне строили величественные дворцы и храмы для богов, делали их скульптуры, изображали в образе людей, в виде животных или людей с головами животных, так до наших дней дошли изображения Амон-Ра, Осириса, Исиды, Анубиса и др.

Если сравнивать искусство других древних государств с египетским искусством, то видно, что египтяне в образ бога воплощали не ужасные и зловещие черты, а силу, справедливость и величие.

Египтяне свято верили, что после смерти существует загробная жизнь, они верили, что если сохранить тело, то человек после смерти будет жить, поэтому тела умерших стали превращать в мумии, до наших дней дошли рисунки с изображением процесса мумификации.

Искусство Древнего Египта - сообщение доклад (5, 10 класс)

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Рисунок 1. Процесс мумификации. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Всё искусство Древнего Египта можно разделить на несколько периодов.

Искусство Древнего Царства (XXXII — XXIV в. до н. э.)

Именно в это время создаются такие великие архитектурные памятники как Пирамиды и Большой Сфинкс. Вместе с архитектурными сооружениями и предметами декоративно-прикладного искусства центральное место в искусстве Древнего Египта того времени занимает литература. Главными жанрами литературы были заупокойные тексты, любовные песни и мифы и легенды.

Самыми первыми заупокойными текстами историки считают «Тексты пирамид». В древнем Египте верили, что тексты и рисунки на стенах пирамид способствуют счастливому и беззаботному существованию в загробной жизни.

Первые тексты были сделаны по приказу фараона V династии Униса в XXII веке до н. э. на стене его пирамиды, это и стало началом традиции. Иероглифы окрашивали в разные цвета, чаще в зелёный.

«Тексты пирамид» также включали легенды об Осирисе и Исиде, и противостоянии Ра со змеем Апопом.

Искусство Среднего Царства (XXI — XVIII в. до н. э.)

Искусство Среднего царства так же, как и древнее соблюдало строгие каноны, однако после распада Египта на отдельные части и абсолютной централизации под властью фиванских правителей в искусстве начинают проявляться свои особенности.

Местные управляющие (правители номов) стали еще богаче и самостоятельнее и начали присваивать себе разные привилегии.

Гробницы египетской знати начали располагать не у подножия пирамид фараонов, а отдельно, пирамиды в этот период становятся меньше по размерам.

В период Среднего Царства получает развитие ювелирное дело, также начинает развиваться разнообразие жанров, появляется такой вид живописи, как портрет, постепенно в нём все больше просматриваются индивидуальные черты людей.

Рисунок 2. Египетская статуэтка. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

В Среднем Царстве также присутствовал культ заупокойной жизни, тексты в виде иероглифов начинают писать не только на стенах, но и на саркофагах, появляется новый сборник текстов, который получил название «Тексты саркофагов».

Определение 1

Саркофаг – особый вид гроба, в саркофагах хоронили знать и часто оставляли на поверхности земли в специальных помещениях.

Искусство Нового Царства (XVII — XI в. до н. э.)

Для искусства Нового Царства характерно проявление чувств. Жрецы обретают самостоятельность и власть и пытаются конкурировать с царями, продолжают воздвигать храмы, развивается архитектура, строятся гробницы, в этот период были построены знаменитые храмы Амона-Ра в Карнаке и Луксоре, около Фив.

Новое царство также становится еще одной эпохой развития заупокойной литературы. Тексты уже составлялись в скрипториях и фиксировались на папирусной бумаге, которую специально для этого и изготавливали, тексты Нового Царства назывались «Книгой Мертвых», большая часть которой состояла из иллюстраций.

Замечание 1

Скрипториями называли мастерские, где переписывали рукописи, в основном они находились при монастырях и храмах.

Древние египтяне были очень озабочены тем, каким должен быть человек, чтобы достойно прожить жизнь. Только этим можно объяснить появление дидактической литературы, которая у египтян пользовалась большим успехом и получила дальнейшее распространение. Знаменитым образцом этой литературы считается «Поучение Аменемопе».

Замечание 2

«Поучение Аменемопе» — трактат эпохи Нового Царства, в котором говорится, что бог определяет всю судьбу человека, человек бессилен перед его всемогуществом: «Дела человека в руках бога».

  • Большую популярность в этот период получили любовные песни, появляются первые сказки, такие как «Обречённый принц», «Правда и Кривда».
  • Живопись становится более яркой, поверхность перед покраской предварительно обрабатывают мягким гипсом или известняком, сверху картины лакировали, вся эта красота создавалось для того, чтобы облегчить человеку загробное существование.
  • При создания скульптур необходимо было строго соблюдать нормы, и следовать четким правилам, особенно, при передачи образов богов и фараонов, для создания скульптур использовали целые каменные глыбы, изображения же простых египтян были представлены исключительно в виде деревянных статуэток.

Иные виды искусства Древнего Египта

  1. Считается, что в Древнем Египте не было театров и появились они лишь в Древней Греции, однако в Египте впервые появились театральные фестивали, которые длились несколько дней, во время этих фестивалей разыгрывали сцены с участием фигурок богов, проводили игры, устраивали танцы.
  2. В это время активно развивается ювелирное дело, мастера научились придавать различные формы золоту, умели изменять его цвет, в украшения вставляли цветные стекла и камни, в это время был создан стекловидный материал (фаянс), из него делали керамические изделия и бижутерию.
  3. Таким образом, можно сделать вывод, что искусство Древнего Египта весьма неоднозначно, но некоторые свои главные черты и направления оно несёт на протяжении всех исторических периодов.
  4. Древняя египетская культура оказала огромное влияние на искусство всех последующих эпох, породив множество стилей и направлений.

Источник: https://spravochnick.ru/istoriya/iskusstvo_drevnego_egipta/

Искусство Древнего Египта

Слайд 1Искусство Древнего Египта. Презентацию выполнилУченик 5 классаМБОУ «Атратская СОШ» Рябов Даниил

Слайд 2ЭПИГРАФ Теперь я хочу рассказать о Египте, потому, что в этой стране более диковинного и примечательного сравнительно со всеми другими странами…Подобно тому как небо в Египте иное, чем где либо в другом месте, и как река у них отличается иными природными свойствами, чем остальные реки, так и нравы и обычаи египтян почти во всех отношениях противоположны нравам и обычаям остальных народов.Геродот

Слайд 3Основные особенности искусства Древнего Египта. Искусство древних египтян многогранно: оно представлено архитектурными, скульптурными, живописными творениями, литературными памятниками, достижениями в области музыки.

Слайд 4Архитектура Египта. Пирамида фараона Джосера в Саккаре. Зодчий Имхотеп. 28 век. до н.э. Ступенчатая пирамида, древнейшее из сохранившихся в мире крупных каменных зданий. Построено зодчим Имхотепом вСаккаре для погребения египетского фараона Джосера ок. 2650 г. до н. э. Размер пирамиды 125 метров Ч 115 метров, а высота — 62 метра.

Слайд 5Архитектура Египта. Пирамида фараона Хеопса (Хуфу) в Гизе. 28 век. до н.э. Крупнейшая из египетских пирамид, единственное из «Семи чудес света», сохранившееся до наших дней. Первоначально высота пирамиды составляла146, 6 метра (сейчас 137,2 метра).

Слайд 6Пирамиды фараона Хеопса, Хафра, Менкаура.  В пригороде Каира – Гизе –находятся три крупнейших пирамиды.Пирамиды представляют собой огромные каменные сооружения пирамидальной формы, использовавшиеся в качестве гробниц для фараонов Древнего Египта. Слово «пирамида» — греческое, означает многогранник. Всего в Египте было обнаружено 118 пирамид.

Слайд 7Храмы. Храм царицы Хатшепсут. Храм царицы Хатшепсут (15 век до н.э.) расположен у самого подножия скал Дейр эль-Бахри. Комплекс храм царицы Хатшепсут значительно отличается от храмов других египетских владык.

Его архитектура и расположение были так же необычны, как и само появление на исторической арене женщины-фараона.Дочь Тутмоса I и царицы Яхмес, Хатшепсут была сводной сестрой и великой царской супругой Тутмоса II.

Слайд 8Скальный храм Рамзеса II в Абу-Симбеле. Рамзес II приказал соорудить храм в Абу-Симбел (скала на западном берегу Нила, в которой высечены два знаменитых древнеегипетских храма Рамзесу II и его жене Нефертари) в ознаменование своей победы над хеттами. Храм впечатляет своими размерами: 38 метров по фасаду и 65 метров в глубину.

Слайд 9Храмовый комплекс в Карнаке. Ипет-Исут, Карнакский храм — крупнейший храмовый комплекс Древнего Египта, главное государственное святилище Нового царства.

Ансамбль включает храмы, посвящённые фиванской триаде — верховному богу Амону-Ра, его супруге Мут и сыну Хонсу.

Расположен на территории древних Фив в современном Карнаке — небольшом селении, лежащем на восточном берегу Нила в 2,5 км от Луксора.

Слайд 10Аллея сфинксов в Карнаке. В правлении фараона Нектанебо I трехкилометровая дорога, соединявшая храмы Луксора и Карнака, была украшена каменными изваяниями сфинксов. Часть аллеи, начинавшаяся в Карнаке, состояла из сфинксов с телом льва и головой барана; от Луксорского храма шла аллея, в которой сфинксы имели человеческие головы.

Читайте также:  Сочинение искусство и ремесло (итоговое декабрьское)

Слайд 11Храм Амона в Луксоре.

Слайд 12Луксор. Папирусовидные колонны.

Слайд 13Скульптура Египта. Большой сфинкс на западном берегу Нила в Гизе — древнейшая сохранившаяся на Земле монументальная скульптура.

Высечена из монолитной известковой скалы в форме колоссального сфинкса — лежащего на песке льва, лицу которого, как издавна принято считать, придано портретное сходство с фараоном Хефреном (ок. 2575—2465 гг. до н. э.

),погребальная пирамида которого находится поблизости. Длина статуи — 72 метра, высота — 20 метров; между передними лапами некогда располагалось небольшое святилище.

Слайд 14Древнеегипетский скульптурный портрет. Бюст Аменемхета III. Статуя Ка царя Ауибра Хора. Нефертити.

Слайд 15Рельеф в Древнем Египте. Рельеф – один из видов скульптуры.Подразделяется на типы:- выпуклый рельеф;- углубленный рельеф;- рельеф с врезным контуром.

Слайд 16Живопись. Знатная египтянка за туалетом. «Охота фараона». Жена фараона

  • Слайд 17Гробница Тутанхамона.
  • Слайд 18Внешний и внутренний саркофаг.
  • Слайд 19Погребальная маска Тутанхамона.
  • Слайд 20Ювелирные изделия
  • Слайд 21

Источник: https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2016/11/14/iskusstvo-drevnego-egipta

Искусство Древнего Египта

Будучи одной из самых ранних цивилизаций в истории человечества, Древний Египет, безусловно, был и одной из тех цивилизаций, в которых зародилось искусство в его современном понимании. Оно существенно шагнуло вперед по сравнению с первобытными временами, но при этом по-прежнему не было самостоятельным.

Искусство Древнего Египта с самого зарождения и до заката этой цивилизации было посвящено обрядам и общению с богами, выполняя прикладные функции.

Также оно отличалось стойким следованием однажды сложившимся канонам, благодаря чему практически не менялось в течение тысячелетий и до сих пор узнается даже непрофессионалами вне зависимости от того, к какой эпохе относится.

Архитектура Древнего Египта

Строительные навыки египтян были весьма прогрессивными по сравнению с соседними цивилизациями. Древнеегипетские постройки трудно точно датировать, поэтому традиционная наука классифицирует их согласно устоявшейся хронологии царств и династий.

Одним из факторов, обеспечившим сохранность многих архитектурных сооружений Древнего Египта, стало отсутствие в нем дерева, пригодного для строительства. Это обусловило применение для строительства сначала кирпича-сырца, а затем известняка, песчаника и гранита.

При этом до наших дней сохранились наиболее монументальные строения из камня, а кирпичные во множестве разрушались под воздействием разливов Нила, войн и смут, а также благодаря разборке существующих зданий для строительства новых.

Также стоит отметить, что если кирпич использовался для жилищ и хозяйственных построек, то камень в основном шел на строительство культовых зданий, благодаря большей сохранности которых современные исследователи и могут судить о древнеегипетской архитектуре.

Архитектура древнего Египта прошла долгий путь от простых зданий из сырца с тростниковой крышей до монументальных храмовых комплексов, увековечивавших фараонов и, согласно египетским верованиям, обеспечивавших им вечную жизнь. Наиболее известные подобные сооружения – пирамиды (рис. 1) – относятся к периоду Древнего царства, в который Египет достиг своего максимального могущества и развития.

Рис. 1 – Пирамиды Древнего Египта

Скульптура Древнего Египта

Одним из наиболее характерных и самобытных представителей искусства Египта была скульптура. Этот вид искусства был чрезвычайно проработан, и установившиеся каноны скульптуры практически без изменений прошли через все периоды древнеегипетской истории.

Скульптура в Древнем Египте выполняла связующую с загробной жизнью роль. Скульптуры умерших фараонов, сановников, жрецов и богов были призваны придать им физическую форму в этом мире.

Поэтому в течение долгого времени их основной чертой была портретность, стремление максимально полно отобразить внешность умершего. Строгие каноны скульптуры (например, строго регламентировались позы сидящих и стоящих фигур, положение их рук и ног, цвет кожи и т. д.

) также были призваны для достижения этой цели. Древнеегипетские статуи, как правило, выполнялись из глыбы камня или из дерева.

Также большое распространение (особенно в период Среднего царства) имели малые скульптурные формы. Это различные статуэтки богов, людей и животных, которые помещались в гробницу умершего, чтобы сопровождать его в загробном мире. В основном такие статуэтки вырезались из дерева и зачастую складывались в композиции с определенным сюжетом.

В период Позднего царства в древнеегипетской скульптуре наметились определенные, зачастую весьма существенные, отступления от канона. Тем не менее, его влияние было настолько велико, что проявлялось даже в эллинистический период, органично сочетаясь с характерными греческими чертами.

Живопись Древнего Египта

Живопись, как и другие виды искусства, в Древнем Египте также выполняла прикладную – загробную – функцию. Живописные сюжеты на стенах границ, на статуях и саркофагах были призваны улучшить жизнь умершего в загробном мире. На фресках гробниц изображались сюжеты из жизни покойного, а также его посмертное путешествие, включающее в себя суд и последующую жизнь.

Живопись Древнего Египта характеризуется большой степенью реалистичности. Все изображаемые предметы, людей и животных египтяне стремились раскрашивать в соответствии с их реальными цветами. Для этого использовался довольно большой набор красок и пигментов.

Также живопись использовалась и для украшения фасадов и внутренних помещений храмов и дворцов. В таких случаях это могли быть бытовые, исторические или мифологические сюжеты. Каждая живописная композиция, как правило, сопровождалась поясняющим текстом.

Египтяне использовали особую технику живописи, обрабатывая каменные поверхности слоями грязи, гипса и известняка перед нанесением изображения. После завершения композиции для придания ей большей долговечности ее покрывали лаком или смолой. Благодаря сухому климату Египта по сей день сохранилось множество изображений, выполненных в подобной технике.

Помимо этого распространены были рельефы, изображавшие различные сцены. Зачастую их также раскрашивали. В целом живопись Древнего Египта неотделима от архитектуры, так как украшала стены сооружений, подчеркивала их назначение.

Литература Древнего Египта

Литература в Египте зародилась вместе с рождением пиктографического, а затем иероглифического письма. Последнее окончательно сформировалось в период Раннего царства, развившись также и в скорописное, курсивное начертание – иератику (рис. 2). Египтяне обожествляли иероглифы, придавали им сакральный смысл и способность общаться с богами.

Рис. 2 – Иератическая письменность

Изначально литература в Древнем Египте сводилась к хозяйственным, религиозным, мифологическим и погребальным текстам, а также письмам, гимнам, стихам.

Повествовательные тексты в египетской литературе появились только в период Среднего царства вместе с возвышением класса писцов. Это были поучения, сказания и рассказы. Также в Среднем царстве получили популярность пророческие тексты, сказки, беседы и диалоги.

Уже в Новом царстве писать их практически перестали, вернувшись к этим жанром только в Эллинистический период.

Носителями древнеегипетской литературы были в основном папирусные свитки и остраконы из известняка или керамики. Часто писали также на деревянных досках и стенах зданий и гробниц. Зачастую литературные тексты обнаруживаются на саркофагах.

Папирусные тексты сохранились в основном в гробницах, располагавшихся в сухих условиях пустыни. Все остальные подобные источники бесследно пропадали при разливах Нила.

Терялись и более долговечные письменные материалы: каменные плиты с текстами зачастую использовались как строительный материал, а остраконы выбрасывались как мусор, благодаря чему зачастую археологи обнаруживают их в больших количествах.

Для нанесения текстов на каменные поверхности писцы использовали долото. Для письма по папирусу и остраконам использовались специальные ручки, сделанные из тростника, которые обмакивались в черный и красный пигменты – уголь и охру. Они использовались вплоть до периода римского владычества в Египте, когда их вытеснили традиционные грекоримские письменные инструменты и краски.

Музыка и театр Древнего Египта

Музыка была очень распространена в Египте наряду с танцами. Египтяне имели собственную музыкальную гармонию, основанную на золотом сечении и подражании звукам природы.

Как и другие виды искусства, музыка была в Египте сакральной, использовалась в религиозных обрядах и празднествах, а звукам египтяне приписывали различные магические свойства.

Профессия музыканта была очень почетной в Древнем Египте, зачастую они составляли целые династии.

Родилось в Древнем Египте и подобие театра. Египетский театр был основан на мистериях в честь различных богов — Осириса, Исиды и других. В мистериях принимали участие жрецы и фараоны, они разыгрывались на сюжеты из мифов о богах, которым они были посвящены.

Таким образом, искусство Египта было разноплановым, включало в себя множество направлений и жанров. При этом большую часть истории оно было направлено в основном на культовую сторону жизни и обеспечение загробной жизни умерших.

Источник: http://vse-lekcii.ru/lekcii-po-istorii/istoriya-drevnego-egipta/iskusstvo-drevnego-egipta

Живопись Древнего Египта, развитие и каноны

Главная > Африка > Египет > Развитие живописи в Древнем Египте

С самого начала египетской культуры живопись играла роль главного декоративного искусства. Живопись Древнего Египта неспешно развивалась в течение тысячелетий. Чего достигли египтяне за это время?

Каноны живописи в Древнем Египте

Основой для живописи чаще всего служили стены с барельефами. Краски наносились на оштукатуренные стены. Размещение росписей подчинялось строгим нормам, которые диктовали жрецы. Неукоснительно соблюдались такие принципы, как правильность геометрических форм и созерцание природы. Живопись Древнего Египта всегда сопровождалась иероглифами, поясняющими смысл изображаемого.

Пространство и композиция. В египетской живописи все элементы композиции выглядят плоскими. Когда требуется представить фигуры вглубь, художники накладывают их друг на друга. Рисунки распределяются горизонтальными полосами, которые разделены линиями. Самые важные сцены всегда располагаются в центре.

Изображение человеческой фигуры. Египетские рисунки людей в одинаковой степени включают черты в фас и в профиль. Для соблюдения пропорции художники чертили на стене сетку.

Более древние образцы состоят из 18 квадратов (4 локтя), в то время как более новые насчитывают 21 квадрат. Женщины изображались с бледно-желтой или розовой кожей.

Для создания мужского образа применялся коричневый или темно-красный цвет. Людей было принято изображать в расцвете лет.

для соблюдения пропорций художники использовали сетку

Египетской живописи свойственен так называемый «иерархический» взгляд. К примеру, чем выше социальный статус изображаемого человека, тем больше размер фигуры. Поэтому в сценах битвы фараон нередко выглядит гигантом. Изображения людей можно разделить по архетипам: фараон, писец, ремесленник и т.д. Фигуры низших социальных слоев всегда более реалистичны и динамичны.

Применение цвета. Художники следовали заранее установленной программе, а значит каждый цвет имел определенную символику. Считается, что истоки значения цветов египетской живописи были в созерцании цветовых переливов Нила. Выделим значение главных цветов, использовавшихся художниками:

  • голубой – обещание новой жизни;
  • зеленый – выражение жизненных надежд, возрождения и молодости;
  • красный –  символ зла и бесплодной земли;
  • белый – признак победы и радости;
  • черный – символ смерти и возвращения к жизни в потустороннем мире;
  • желтый – выражение вечности и нетленной божественной плоти.

Тон фона зависит от эпохи. Для Древнего Царства характерен серый фон, а для Нового Царства – бледно-желтый.

Живопись Древнего царства

Древнее Царство охватывает период с 27 по 22 века до н.э. Именно тогда происходило строительство Великих пирамид. В это время барельеф и живопись ещё не различались между собою. Оба средства выражения использовались для украшения гробниц фараонов, членов царской семьи и должностных особ. Во времена Древнего царства формируется единообразный для всей страны стиль живописи.

Особенности

Первые настенные росписи отличаются достаточно узкой цветовой гаммой, в основном это черные, коричневые, белые, красные и зеленые оттенки. Изображение людей подчинено жесткому канону, строгость которого тем выше, чем выше статус изображаемого. Динамизм и экспрессия свойственны фигурам, изображающих второстепенных персонажей.

В основном изображались сцены из жизни богов и фараонов. Красочные фрески и рельефы воссоздают обстановку, которая должна окружать покойника, в каком бы мире он не находился. Живопись достигает высокой филигранности, как в изображениях персонажей, так и в силуэтах иероглифов.

Пример

Одним из самых значительных памятников Древнего царства считаются скульптуры царевича Рахотепа и его супруги Нофрет (27 в. до н. э.). Мужская фигура окрашена в кирпично-красный цвет, а женская — в желтый. Волосы фигур черные, а одежды белые. Полутона отсутствуют.

Живопись Среднего царства

Речь пойдет о периоде, который продолжался с 22 по 18 век до н.э. На протяжении этой эпохи в настенной живописи проявляется структура и упорядоченность, отсутствовавшие в эпоху Древнего Царства. Особое место занимает расписанный многоцветный рельеф.

Читайте также:  Письма русского путешественника - краткое содержание книги карамзина

Особенности

В пещерных гробницах можно увидеть сложные сцены, отличающиеся большим динамизмом, чем в предыдущие эпохи. Дополнительное внимание уделяется созерцанию природы.

Росписи все чаще украшаются растительными орнаментами. Внимание уделяется не только правящему классу, но и обычным египтянам, например можно увидеть земледельцев за работой.

При этом неотъемлемыми чертами живописи являются совершенный порядок и четкость изображаемого.

Пример

Больше всего на фоне других памятников выделяются росписи гробницы номарха Хнумхотепа II. Особого внимания заслуживают сцены охоты, где фигуры животных переданы с применением полутонов. Не менее впечатляют росписи гробниц в Фивах.

Живопись Нового царства

Новым царством ученые называют период с 16 по 11 века до н.э. Данная эпоха выделяется лучшими образцами египетского искусства. В это время живопись достигла своего наивысшего расцвета. Распространение гробниц способствует развитию живописи на стенах, покрытых штукатуркой. Ярче всего свобода выражения проявляется в гробницах частных лиц.

Особенности

Для эпохи Нового царства характерна неизвестная до той поры цветовая градация и светопроницаемость. Контакты с народами Азии привносят увлечение деталями и орнаментированные формы. Усиливается впечатление движения. Красители перестают наноситься ровным матовым слоем, художники стараются показать мягкие тональные переливы.

Через живопись фараоны демонстрировали свою силу пограничным народам. Поэтому распространенным было изображение сцен, воспроизводивших военные эпизоды.

Отдельно стоит упомянуть тему фараона в запряженной боевой колеснице, последняя была привнесена гиксосами. Появляются изображения исторического характера. Искусство все чаще перекликается с национальной гордостью.

Правители превращают стены храмов в «полотна», которые сосредотачивают внимание на роли фараона как защитника.

Пример

Гробница Нефертари. Это совершенный ансамбль живописи и архитектуры. В настоящий момент это самая красивая гробница Долины цариц. Росписи занимают площадь в 520 м². На стенах можно увидеть некоторые главы из Книги Мертвых, а также путь царицы в загробное царство.

Интересные факты

  • Первая сохранившаяся древнеегипетская монументальная живопись была обнаружена в погребальном склепе 4 тыс. до н.э., расположенном в Гиераконполе. Она изображает людей и животных.
  • Древние египтяне рисовали минеральными красками. Черная краска добывалась из сажи, белая – из известняка, зеленая – из малахита, красная – из охры, синяя – из кобальта.
  • В древнеегипетской культуре изображение играло роль двойника действительности. Роспись гробниц гарантировала усопшим, что в загробной жизни их ждут те же блага, что и в мире людей.
  • В Древнем Египте считалось, что изображения обладают магическими свойствами. При этом их сила напрямую зависела от качества росписи, что объясняет особую тщательность, с которой египтяне относились к живописи.

Несмотря на многочисленные исследования, посвященные живописи Древнего Египта, разгаданы ещё далеко не все тайны этого искусства. Чтобы понять истинный смысл каждого рисунка и каждой скульптуры ученым придется трудиться ещё не один век.

6 октября 2017

Источник: https://ArcheoNews.ru/razvitie-zhivopisi-v-drevnem-egipte/

Искусство Древнего Египта

Большинство представленных в зале предметов экспонируются с момента открытия Музея изящных искусств в 1912 г. и составляют ядро одной из лучших в мире частных коллекций древнеегипетского искусства. Речь идет о русском востоковеде Владимире Семеновиче Голенищеве (1856 – 1947 гг.).

Его коллекция, насчитывавшая ок. 8 тыс. предметов, стала первым музейным приобретением подлинников в 1909 г. В 1913 г. музей купил у крупного московского собирателя Л.И.Гинзбурга коллекцию памятников, в том числе рельефный блок с изображением плакальщиков. Несколько поистине драгоценных даров принес музею Ю.С.

Нечаев-Мальцов: это превосходные фаюмские портреты, золотая диадема и статуя Харпократа. После октябрьской революции египетское собрание пополнилось экспонатами, переданными из разных музеев и частных коллекций.

Подарили Отделу Древнего Востока принадлежащие им египетские памятники и ученые, чья деятельность была неразрывно связана с музеем – Б.В.Фармаковский, Т.Н.Бороздина-Козьмина, А.В.Живаго. Собрание музея значительно обогатилось после приобретения в 1940 г. у Н.А.Прахова коллекции его отца, филолога и искусствоведа А.В.

Прахова, насчитывающей 217 экспонатов. В последующие годы коллекция пополнялась за счет дарений, археологических раскопок, периодических закупок.

Первая экспозиция зала Древнего Египта, приуроченная к открытию Музея изящных искусств, была сделана выдающимся русским египтологом Борисом Александровичем Тураевым (1868 – 1920), вторая, послевоенная, — профессором Всеволодом Владимировичем Павловым (1899 – 1972). Настоящая экспозиция открылась в 1969 г. Ее вдохновителем и организатором была заведующая Отделом Древнего Востока, доктор искусствоведения Светлана Измайловна Ходжаш (1923 – 2008).

Памятники в зале расположены в хронологической последовательности, начиная с наиболее древних – каменных орудий VI — V тыс. до н.э. (?), шиферных палеток и глиняных расписных сосудов культуры Нагада I – III (IV тыс. до н.э.).

Разнообразные формы керамических изделий и наличие росписей дают представление о высоком уровне развития художественного ремесла этой эпохи. Редкий экспонат – глиняное блюдо с изображением охотника в маске, держащего на привязи четырех собак.

Все предметы были найдены в погребениях и являются свидетельствами обрядовой практики Додинастического периода.

Уже в это время проявляются основные особенности древнеегипетского искусства: обусловленность религиозными представлениями, условность, символизм, монументальность, которые в полной мере были развиты после объединения Верхнего и Нижнего Египта в единое государство (кон. IV тыс. до н.э.) – в период Древнего царства (XXVIII–XXIII вв. до н.э.).

Древнее царство — это время первого расцвета египетской архитектуры, окончательного оформления изобразительного канона, которого египетские мастера будут придерживаться в течение нескольких тысячелетий. В этот же период появляется одно из величайших достижений искусства – скульптурный портрет.

Принципы оформления гробниц настенными рельефными изображениями, а также особенности передачи человеческой фигуры и предметов на плоскости иллюстрируются серией блоков из гробниц «начальника царской cокровищницы» Иси, египтянки Мерит, египтянина Тепеманха (все – ок. 25 в. до н.э.

), «садовника пирамиды царя Пепи II» Хииу (ок. XXIII в. до н.э.)

Изобразительное творчество древних египтян было неразрывно связано с религиозными верованиями и требованиями заупокойного культа.

В частности, портретное сходство изображения с портретируемым было обусловлено верой в наличие у каждого человека «двойника», или «Ка» — некой жизненной сущности, которая, будучи бессмертной, должна иметь постоянное обиталище в каком-либо изображении умершего.

Представление о том, что все памятники предназначались для вечности и не должны были содержать в себе ничего случайного, мимолетного, определило особенности условного художественного языка египетской пластики: замкнутость и нерасчлененность объема, статичность, отсутствие излишней детализации.

Рельефы и статуи V–VI династии (витрина № 6) и отдельно стоящая скульптурная группа чиновника Уджа-джера с супругой – наглядные образцы воплощения канонических правил изображения человека в скульптурных образах.

В витрине 6 находятся отдельные предметы, которые помещались в гробницу, и уникальный экспонат – маска Пепи II (XXII в. до н.э., VI династия), привезенная В.С. Голенищевым из раскопок на месте пирамиды этого царя.

Среднее царство (XXII–XVIII вв. до н.э.) представлено такими шедеврами, как портрет царя Аменемхета III (XIX в. до н.э.) и стелой «великого домоправителя» Хенену (XXI–XX в. до н.э.) из розоватого известняка.

Верхняя часть статуи Аменемхета III блестяще иллюстрирует лучшие черты скульптурного портрета Среднего царства периода его расцвета – интерес к индивидуальной и возрастной характеристике человека. Зритель может увидеть также небольшие образцы скульптурных произведений (витрина № 9), в том числе портрет царя Сенусерта II.

В двух витринах экспонируются предметы из гробниц Среднего царства, необходимые умершему в загробной жизни,– деревянные модели погребальных барок и статуэтки слуг (витрина № 10), а также «магические жезлы», магические женские статуэтки, палетки в форме животных, небольшие сосуды из камня (витрина № 9).

Искусство Нового царства (XVI–XI вв. до н.э.) несет на себе отпечаток триумфа египетского государства после изгнания из страны гиксосов.

Для искусства этого протяженного периода характерно, с одной стороны, усиление реалистических тенденций, интерес к изображению природы, стремление к передаче движения, с другой — нарастание декоративности, рафинированность и одновременно формализация художественного языка.

Эти качества хорошо видны в памятниках периодов правления фараонов Аменхотепа III и Аменхотепа IV (XIV в. до н.э.): в фаянсовых сосудах и инкрустациях стен и мебели из Амарны, косметических ложечках, игральных фишках, небольших статуэтках, а также в портрете юноши из известняка.

Изысканной красотой отличается один из шедевров коллекции – косметическая ложечка в форме цветка розового лотоса, с ручкой в виде плывущей девушки.

Превосходного качества деревянная ложечка в виде девушки среди зарослей папируса, деревянная овальная коробочка с инкрустированной фаянсовыми вставками выдвигающейся крышкой – замечательные образцы искусства древнеегипетских мастеров резьбы по дереву.

Бесспорным шедевром египетской коллекции ГМИИ является парная скульптурная группа жреца Аменхотепа и его супруги жрицы Раннаи, датируемая временем правления Хатшепсут.

Статуэтки выполнены из редкого эбенового дерева, ввозимого в Египет из южных областей Африки, глаза супругов инкрустированы стекловидной пастой.

Стройные фигуры, тонкие конечности, наличие изысканных деталей — позолоченных украшений и роскошного женского парика – доносят до нас всю неповторимую и узнаваемую красоту лучших произведений древнеегипетского искусства.

В витрине № 14 экспонируется рельеф из частной гробницы конца XVIII дин. в Саккаре с изображением оплакивания умершего. Динамичная композиция, изображение человеческих фигур в сложных ракурсах придают этому фрагменту погребальной процессии драматичность и выразительность.

Заупокойный обряд, игравший огромную роль в религии египтян, вызвал появление разнообразных предметов, непосредственно связанных с погребальным культом и представлениями о судьбе умершего после смерти.

Это саркофаги, канопы (сосуды для хранения бальзамированных внутренностей покойного), погребальные маски, фигурки ушебти и ящики для их хранения, статуэтки богов. В одной из витрин находится запеленутая мумия жреца Хор-ха, покрытая сеткой из фаянсовых бусин, и голова мумии женщины, а также мумии священных животных – кошки и сокола.

Рядом, на подиуме, представлен комплект каноп с крышками в виде голов сыновей бога Хора. Саркофаги, которые экспонируются в зале, относятся к различным эпохам, начиная с III тыс. до н.э. (простой глиняный ящик, на крышке которого помещено рельефное изображение мальчика в позе эмбриона).

Наиболее яркие, полностью покрытые росписями, саркофаги относятся ко времени Нового царства и экспонируются в центральной части зала. Два каменных саркофага относятся ко второй половине I тыс. до н.э.

В нескольких витринах представлены многочисленные боги египетского пантеона. Они выполнены из бронзы, камня (статуи Осириса в витринах № 24 и № 26), мелкие фигурки богов из сердолика и горного хрусталя (витрина № 12).

Статуэтка бога растительности Нефертума отлита из серебра (витрина № 18), а священный ибис бога Тота (витрина № 12) сделан из белого камня, с бронзовыми головой и лапками.

Все статуэтки отличаются высоким качеством отливки и тонкой проработкой деталей.

Значительную часть памятников составляют алебастровые сосуды, фаянсовые чаши, расписные глиняные кувшины, бронзовые ситулы (ритуальные сосуды) и зеркала, бронзовое оружие, ювелирные изделия из полудрагоценных камней и египетского фаянса.

К Позднему периоду (I тыс. до н.э.) относятся статуи и скульптурные портреты (витрина № 26). Среди них выделяется гранитная статуя царицы, лицо которой обладает ярко выраженными портретными чертами (первая половина VII в. до н.э.).

Выполненные из твердого камня, портреты периода Саисской династии (вторая половина VII–VI вв. до н.э.) подражают древним образцам и выдают стремление мастеров к совершенству формы и идеальной обработке каменной поверхности.

Саисский период был временем нового расцвета художественного ремесла.

Так называемый «уголок скульптора» позволяет составить представление о процессе создания рельефов и скульптурных произведений египетскими мастерами: здесь можно увидеть незаконченные рельефы или копии, выполненные учениками, а также рисунки на кусках известняка (острака).

Показать полный текст

Источник: https://www.pushkinmuseum.art/museum/buildings/main/floor1/1_egypt/

Ссылка на основную публикацию