Урок основан на анализе таких стихов И.А. Бунина, как «Крещенская ночь», «Одиночество», «Последний шмель» и т.д.
Философская и психологическая насыщенность лирики И.А. Бунина .
Урок литературы в 11 классе
Подготовила Андрюнина Е.Г.
Стихотворение «Крещенская ночь»(1886-1901г.)
- Относится к раннему периоду творчества поэта. Название связано с православным праздником Крещения Господня. Но Бунин начинает описание крещенской ночи, не связывая ее с религиозным праздником. Кажется, это просто ночь в зимнем лесу, полная поэзии и очарования…
Аналитическая беседа
- 1. Найдите в первых 2-х строфах сравнения.Что общего между ними? Какой образ зимнего леса они создают?
- 2. Какую роль играют олицетворения в первых 4-х строфах? Найдите в последней строфе метафору?
- 3.Какие строфы начинаются одинаково? Зачем это нужно автору?
- 4. Какие цвета присутствуют в бунинском пейзаже?
- 5. Кем чувствует себя лирический герой? Взрослым или ребенком? Какие чувства испытывает? Каким вы его представляете?
- 6.В чем необычность образа звезды в конце стихотворения? Какой образ появляется вместе со звездой?
Обобщение
- В этом стихотворении сочетаются христианское видение мира и крестьянское, народное восприятие природы. Бунин показывает нам красоту и величие природы, одухотворенной человеком и замыслом Бога.
«Одиночество»
- 1. Какие чувства вызвало у вас стихотворение? Какую картину вы представили?
- 2. Какова тема этого стихотворения?
- 3. Какова основная мысль?
- 4. Какие изобразительно-выразительные средства есть в этом стихотворении?
«Последний шмель» (1916)
- Блестящий образец натурфилософской лирики. Особенностью этой поэзии становится попытка познать смысл человеческой жизни через постижение философии природы, частью которой человек является. В начале стихотворения эпитет задает философскую тему смерти, которая является одной из определяющих в творчестве писателя. Она находит художественное воплощение в рассказе «Господин из Сан-Франциско», в цикле «Темные аллеи». В стихотворении «Последний шмель» эта тема раскрывается через обращение к природе.
Аналитическая беседа
- 1. Какое настроение вызывает стихотворение?
- 2.Найдите эпитеты, относящиеся к шмелю.
- 3.Почему шмель стал золотым в конце стихотворения?
- 4.Почему в памяти лирического героя он остается золотым?
Обобщение
- В первой строфе видна параллель между человеком и природой («И как будто тоскуешь со мной?»). Затем человек отъединяет себя от природы. Ей не дано понимание конечности жизни, потому что она бессмертна. Таким же спасительным незнанием обладает всякое живое существо. И лишь человек, самый разумный сын природы, приобрел ощущение конца, окрасившее его жизнь в трагические оттенки.
Задание Сгруппируйте стихотворения И.А. Бунина по тематическому принципу .
«Слово», «Вечер», «Настанет день, исчезну я..», «И цветы, и шмели, и трава, и колосья…», «Детство», «Родине», «Сумерки», «Седое небо надо мной..», «Помню — долгий зимний вечер…», «В дачном кресле, ночью, на балконе…».
Подведение итогов урока
Поэзия И.А. Бунина получила разноречивую
- оценку в современной ему критике.
- В его раннем творчестве ведущим началом
- была поэзия. Бунин стремится сблизить
- поэзию с прозой, последняя же приобретает
- у него своеобразный лирический характер,
- отмечена чувством ритма. О характере бунинской
- поэзии хорошо сказал Максим Горький: «Когда я
- буду писать о вашей книге стихов, я, между прочим,
- буду сравнивать Вас с Левитаном…»
Источник: https://kopilkaurokov.ru/literatura/presentacii/priezientatsiia_dlia_uroka_litieratury_v_11_klassie_filosofskaia_i_psikhologhichieskaia_nasyshchiennost_liriki_i_a_bunina
«Вечер», анализ стихотворения Бунина
- Иван Бунин
- Вечер
- О счастье мы всегда лишь вспоминаем,
А счастье всюду. Может быть, оноВот этот сад осенний за сараемИ чистый воздух, льющийся в окно.
В бездонном небе легким белым краем
Встает, сияет облако. ДавноСлежу за ним… Мы мало видим, знаем,А счастье только знающим дано.
Окно открыто. Пискнула и села
На подоконник птичка. И от книгУсталый взгляд я отвожу на миг.
День вечереет, небо опустело,
Гул молотилки слышен на гумне…Я вижу, слышу, счастлив. Всё во мне.
Анализ стихотворения «Вечер»
Стихотворение «Вечер», написанное Буниным в 1909 году, относится к жанру пейзажно-философской лирики. В нём поэт рассуждает о счастье в окружении классической деревенской природы.Развитие темы происходит линейно. Форма стихотворения представляет собой сонет из двух катренов и двух терцетов.
В первой строфе автор устанавливает проблему и намечает предполагаемые пути её решения, во второй – тема получает своё развитие, а проблема – объяснение, в третьей – делается окончательный вывод о том, что же делает человека счастливым.
В начале произведения лирический герой представляет счастье в рамках его общечеловеческого восприятия – как воспоминание, как мечту о счастье, а не реальное ощущение. И тут же взгляд автора уходит в открытое окно, где он видит горизонталь осеннего сада и вертикаль бездонного неба с сияющим белым облаком.
Осознание красоты окружающей природы приводит лирического героя к мысли о том, что люди слишком мало видят и знают, «а счастье только знающим дано». Влетевшая в открытое окно птица отвлекает внимание поэта от книг. Он замечает, что день клонится к вечеру, а от белого облака уже давно не осталось и следа.
Пустое небо и доносящиеся издалека звуки молотилки через зрительные и звуковые ощущения входят в душу лирического героя, наполняя её счастьем. Вывод оказывается простым: счастье – это понимание красоты окружающего мира, счастье – это восприятие и принятие естественной составляющей жизни внутри себя.
Ведущим приёмом организации текста является упорядоченное перечисление однородных членов («сад», «воздух», «облако»), усиливающееся к концу произведения («Я вижу, слышу, счастлив»).
Печорин — образованный светский человек с критическим умом, неудовлетворенный жизнью и не видящий для себя возможности быть счастливым. В романе он называется «странным человеком», так о нем говорят почти все персонажи. Печорин жесток и эгоистичен. Мы видим это уже в первой главе — он похищает Бэлу лишь из-за того, что эта девушка приглянулась ему. Чуть позже Лермонтов описывает, как Печорин отнесся при встрече к своему старому другу, Максиму Максимычу — он холоден со штабс-капитаном, как будто они не были никогда близкими друзьями. Так же он поступает и с Мери — он начинает ухаживат
Наверное, нет в мире человека, который бы не слышал и не читал бессмертных произведений Александра Сергеевича Пушкина. Вольнолюбивая лирика занимает особое место в творчестве этого замечательного поэта, который в любых обстоятельствах стремился сохранить внутреннюю свободу и оставался верен себе. В стихотворении «Узник» раскрывается образ человека, находящегося в неволе, «за решеткой», однако оставшегося независимым и не потерявшего надежды на освобождение. Неукротимой жаждой свободы пропитано все стихотворение, и нам хочется умчаться вслед за молодым орлом Туда, где за тучей белеет гора, Т
А.А. Фет заслуженно и широко известен как тонкий лирик, чуткий художник, создавший яркие, незабываемые картины природы, отразив сложнейшие переживания человеческой души. Фета-лирика не интересовали общественные и политические проблемы современности, за что его как представителя «чистого искусства» осуждали и высмеивали революционно-демократические литературные деятели. Главными для поэта стали «вечные» темы: природа, любовь, красота. Его стихи музыкальны, его образы волнуют звуками, запахами, они почти ощутимы, зримы, как прекрасные яркие мгновения жизни. Природа у Фета одухотворена и гармонич
Книги А. Платонова обладают каким-то непостижимым обаянием, это честный взгляд художника, которому удалось запечатлеть жизнь своей эпохи такой, какая она есть, и дать нам, читателям, возможность задуматься над тем, такой ли она должна быть. Повесть «Котлован» стала художественным документом эпохи социалистического строительства и коллективизации, и поэтому — одним из самых читаемых произведений возвращенной литературы, хотя чтение этой книги вызывает боль почти физическую — это страшная книга. Страх сопровождает вас с первых строк повести, потому что необычен и неестествен сам язык повести Пл
Потенциал любого произведения рассчитан на его неоднозначное толкование многими читателями. Возможно, поэтому и существует большое количество не только разных, ио и достаточно полярных точек зрения на один и тот же текст. Почему это происходит? Каждый обычно после прочтения оценивает ту или иную книгу со своей точки зрения. В ней отражаются жизненный опыт и субъективный взгляд на тот или иной возникающий вопрос. И поэтому, например, даже члены одной семьи далеко не всегда согласны друг с другом в восприятии какого-либо произведения. Интересно, какие же произведения становятся объектом столь по
Сейчас смотрят:{module Анализ стихотворения:}
Источник: https://retsept-goda.ru/analiz-stikhotvoreniya/5799-vecher-analiz-stikhotvoreniya-bunina.html
Урок литературы в 11 классе. Учитель: Малахова Е.В. «Чудная власть прошлого». Иван Алексеевич Бунин (1870-1953) — презентация
1 Урок литературы в 11 классе. Учитель: Малахова Е.В. «Чудная власть прошлого». Иван Алексеевич Бунин ( )
2 Иван Алексеевич Бунин – одно из самых ярких имен русской литературы «…Я мало вращался в литературной среде. Я много жил в деревне, много путешествовал по России и за границей». И.А.Бунин
3 Литературные заслуги писателя Две Пушкинские премии Российской Академии наук (1903 и 1909). Почетный академик Российской Академии наук. (1909). Удостоен Золотых Пушкинских медалей ( ). Первым из русских писателей получил Нобелевскую премию (1933).
4 Этапы жизни и творчества Родился 10 октября 1870 г. в Воронеже в обедневшей дворянской семье. Детство провел в родовом имении Бутырки Елецкого уезда Орловской губернии. Стихи начал писать еще в гимназии. В 18 лет становится журналистом. С 1890 г.
пишет рассказы. В г. выходят прозаические сборники «Чаша жизни» и «Господин из Сан- Франциско». С 1920 жил в эмиграции. Там написаны сборники рассказов «Митина любовь», «Солнечный удар», «Темные аллеи», роман «Жизнь Арсеньева» и др.
Скончался в Париже 7 ноября 1953 года.
5 Поэтический мир Бунина Поэзия И.А. Бунина поистине высокий трепет приобщенья к духовной жизни, к красоте. Создания истинного таланта не стареют. Лирика Бунина заставляет трепетать лучшие струны сердца. Какой образ возникает перед глазами, когда задумываешься о его поэзии?
6 Поэтический мир Бунина Бескрайний степной пейзаж… Расписной терем русского леса… Сад, зашумевший от внезапного ливня… Забытый фонтан в кружении золотых листьев… И цветы, и шмели, и трава, и колосья…
7 Поэтический мир Бунина А.Блок писал о Бунине: Цельность и простота стихов и мировоззрения Бунина настолько ценны и единственны в своём роде, что мы должны с его первой книги признать его право на одно из главных мест среди современной русской поэзии… Так знать и любить природу, как умеет Бунин, мало кто умеет.
8 Природа неотъемлемая часть всех стихотворений Бунина; так же, как и в жизни, она окружает нас, радует красотой, врачует от боли, спасает от одиночества, учит мудрости. Шедевры пейзажных зарисовок в стихотворениях поэта «Догорел апрельский светлый вечер…», «Октябрьский рассвет», «Светлеет с каждым днём…», «В степи», в поэме «Листопад».
9 В чудном храме природы лирический герой чаще всего одинок. Листья падают в саду, Пара кружится за парой… Одиноко я бреду По листве в аллее старой… («Листья падают в саду») Я один, а вокруг темнота и поля, И ни звука в просторе их нет… («Косогор») Иду один тропинкою лесною, И в синеве вечерней надо мною Слезою светлой искрится звезда… («Гроза прошла…»)
10 И ветер, и дождик, и мгла Над холодной пустыней воды. Здесь жизнь до весны умерла, До весны опустели сады. Я на даче один. Мне темно За мольбертом, и дует в окно. Вчера ты была у меня, Но тебе уж тоскливо со мной.
Под вечер ненастного дня Ты мне стала казаться женой… Что ж, прощай! Как-нибудь до весны Проживу и один – без жены… Сегодня идут без конца Те же тучи – гряда за грядой Твой след под дождем у крыльца Расплылся, налился водой. И мне больно глядеть одному В предвечернюю серую тьму.
Мне крикнуть хотелось во след: «Воротись, я сроднился с тобой!» Но для женщины прошлого нет: Разлюбила – и стал ей чужой. Что ж ! Камин затоплю, буду пить… Хорошо бы собаку купить. И.Бунин «Одиночество» 1903 г.
11 История создания стихотворения И сразу же встаёт вопрос: почему столь осеннее стихотворение рождается летом? Обращаемся к мемуарам В.Муромцевой-Буниной (конец 1902 – начало 1903 года): Душевного покоя у И.А. не было; Он стал чувствовать своё литературное одиночество.
А весной 1903 года, как известно, Бунин, так любивший странствовать (удел всех мятежных и чувствующих себя одинокими людей), плывёт в Константинополь. Вот строки из письма И.Бунина старшему брату: Сидел долго один, и было на душе не то что скучно, но тихо, одиноко. Волнения никакого не ощущал, но что- то всё-таки было новое.
Не забудем и о разрыве с женой – А.Цакни, – который очень болезненно переживал Бунин.
12 Степь и небо… Один из главных образов поэзии Бунина небо. Лёгкое, бледное, смутное, струящееся, ясное, высокое, дивное; о нём весело думать, на него не налюбоваться. В бездонном небе лёгким белым краем Встаёт, сияет облако. Давно слежу за ним… («Вечер») Впереди большак, подвода, Старый пёс у колеса, Впереди опять свобода, Степь, простор и небеса. («Цыганка»)
13 Степь, небо, тишина… С образами неба, степи тесно связан образ тишины. Как вы думаете, почему Бунина так привлекают тишина, безмолвие, глушь? Шум, суета мешают думать, размышлять… Они отвлекают от главного от духовной жизни… Вспоминать тоже лучше в тишине…
14 Тишина и ветер Противопоставлены ли они в поэзии Бунина? Скорее всего, нет.
В тишине, в безмолвии, даже когда ни звука, Бунин всегда прислушивается к ветру, слушает, как он поёт, гудит, шепчет, и даже зовёт его, будит: Эй, проснись, ветер! Подыми пургу, Задымись метелью, белою в снегу, Загуди позёмкой, закружись в степи, Крикни вместо песни: Постыдись, не спи! * * * А в поле ветер.
День холодный Угрюм и свеж, и целый день Скитаюсь я в степи свободной, Вдали от сёл и деревень. И, убаюкан шагом конным, С отрадной грустью внемлю я, Как ветер звоном однотонным Гудит-поёт в стволы ружья. («Не видно птиц…»)
15 Поразмышляем… Представьте, что вам нужно написать словарные статьи «Ветер», «Небо», «Блеск», «Тишина» для «Словаря языка Бунина». Каково значение этих слов в поэтическом словаре Бунина? Каково содержание каждого понятия в разных контекстах?
16 Черный бархатный шмель, золотое оплечье, Заунывно гудящий певучей струной, Ты зачем залетаешь в жилье человечье И как будто тоскуешь со мной? За окном свет и зной, подоконники ярки, Безмятежны и ярки последние дни, Полетай, погуди – и в засохшей татарке, На подушечке красной, усни. Не дано тебе знать человеческой думы, Что давно опустели поля, Что уж скоро в бурьян сдует ветер угрюмый Золотого сухого шмеля! 1916 г. Последний шмель
17 Анализ поэтического текста На основе анализа стихотворения Бунина выделите наиболее существенные, устойчивые приметы бунинского пейзажа.
Обратите внимание на: предметные реалии пейзажной картины, рисуемой поэтом; приёмы озвучивания пейзажа; используемые поэтом цвета, игру света и тени; особенности лексики (словоотбор, тропы); любимые образы его поэзии (образы неба, ветра, степи); молитвы одиночества лирического героя в бунинском пейзаже.
18 Поразмышляем… Сгруппируйте стихотворения Бунина по тематическому принципу. Какие стихотворения вы бы отнесли одновременно к двум или нескольким группам? Почему? «Слово», «Вечер», «Настанет день, исчезну я…», «У птицы есть гнездо, у зверя есть нора…
», «И цветы, и шмели, и трава, и колосья…», «Детство», «В дачном кресле, ночью, на балконе», «Родине», «Сказка», «Помню долгий зимний вечер…», «На окне, серебряном от инея…», «Забытый фонтан», «Собака», «Ещё холоден и сыр…», «Густой зелёный ельник у дороги…
», «Листопад».
19 Выполните задания В приведённых цитатах вставьте на место пропущенного определения или сравнения нужное, выбрав его из приведённых в скобках.
По каким приметам вы находите бунинский вариант? а) В дачном кресле, ночью, на балконе… Океана _______________ шум… (колыбельный, зловещий, отдалённый).б)Веет юной радостью с полей.
Льётся, как ______ пенье, Звон костёла, славя воскресенье… (тоскующее, серебряное, заунывное)
20 Выполните задания Определите художественные средства выразительности, используемые поэтом для создания образа: а) Вот будет ли такая Молодая старость у других!б)Вся-то ты гудишь блаженным звоном Пчёл и ос, от солнца золотых.в) «Старая яблоня». Вся в снегу, кудрявом, благовонном. г) Незримо по лесам поёт и бродит осень. звукопись оксюморон эпитеты олицетворение метафора
21 Подведем итоги урока Как мы совместим прочитанные стихотворения с темой урока? В чем заключается поэтическое мастерство И.А.Бунина? Каким настроением проникнуты эти лирические тексты? Почему?
22 Библиотека школьника
Источник: https://www.myshared.ru/slide/420676/
Анализ стихотворения Бунина «Вечер»
Пейзажная лирика Ивана Бунина – особый, удивительный мир, который автор создал с любовью и чувством некоего благоговения перед совершенством природы. Однако его стихи – это не только описание времен года или же каких-то мгновений жизни, они наполнены философскими раздумьями и созвучным тем ощущениям, который испытывал поэт в момент создания своих произведений.
Примером этому может служить утонченное и возвышенное стихотворение «Вечер», написанное Иваном Буниным в 1909 году. Короткими и емкими фразами автор создает удивительную картину сельского быта, где в загородном особняке некий человек, которого в большой долей вероятности можно отождествить автором, занят рутинной бумажной работой.
Летний вечер, в кабинете нараспашку отрыто окно, и внутрь проникают не только характерные для сельской местности звуки, но и волнующие запахи цветущего сада. Воздух настолько легок и прозрачен, что приносит с собой ощущение покоя и умиротворения.
Поэтому неудивительно, что постепенно мыслями главного героя овладевает не работа, а поэзия, которая ощущается в каждом мгновении уходящего вечера.
Птичка на подоконнике, шелест листьев, отдаленные голоса, которые доносятся с гумна – все это обыденно и привычно для автора и его персонажа.
Однако лишь в этот момент он понимает, что по-настоящему счастлив, и это маленькое открытие заставляет его задуматься на собственной жизнью и задаться извечным философским вопросом о том, почему люди не ценят то, что имеют? Казалось бы, чего проще – отложить все дела и в полной мере насладиться великолепным летним вечером? Но, увы, человек сам загоняет себя в определенные рамки, создает трудности и препятствия, чтобы впоследствии героически их преодолевать. И лишь в редкие моменты жизни к нему приходит осознание, что для истинного счастья нужно совсем немного. Для начала достаточно лишь обратить внимание на мир, который тебя окружает, прочувствовать его ритм, гармонию, совершенство и красоту. Ведь жизнь за окном гораздо более увлекательна, чем в кабинете, который лишает человека самого главного – свободы и права выбора. Между тем, все можно изменить за несколько минут, если осознать, что настоящее счастье кроется не вы пыльных бумагах, а в сочной траве под окном, пении птиц и последних лучах заходящего солнца, которые окрашивают комнату мягким янтарным светом.
Иван Бунин, будучи натурой весьма романтичной и чувственной, сумел придти к этому пониманию простых житейских истин, но до конца жизни оставался рабом долга перед обществом. Предвидя свою судьбу, в последних строчках стихотворения «Вечер» он написал о том, что все видит, слышит и испытывает счастье.
Но своими ощущениями он может поделиться лишь с лежащим перед ним листом бумаги, которому готов доверить свои чувства и эмоции.
«Все во мне» — фраза не только глубоко философская, но и преисполненная трагизма, она обрекает автора на духовное одиночество и заставляет осознать, что в полной мере насладиться своим счастьем ему не суждено.
И причина этого кроется в том, что у большинства людей есть обязательства перед миром и самими собой, которые нередко превращаются в тяжелую обузу.
Однако переложить их на плечи других попросту невозможно, поэтому остается наблюдать за буйством вечерних красок из окна, ловя себя на мысли, что в данной ситуации уже сама возможность увидеть красоту окружающего мира является счастьем, даже если оно длится всего несколько мгновений. До тех пор, пока последние лучи солнца не скроются за горизонтом, поставив точку в очередном дне, наполненном сомнениями, работой, размышлениями и легкой грустью.
Источник: https://xn—-8sbhepth3ca.xn--p1ai/blog/analiz_stikhotvorenija_bunina_vecher/2015-08-07-760