Много шуму наделала эта повесть. Критики считали, что Николай Семёнович Лесков всего лишь пересказал легенду о стальной блохе и о мастерах оружейного дела. Лесков возразил, что на самом деле не пересказал легенду, а сам сочинил историю.
Жанр этой повести – сказ.
Краткий пересказ сюжета повести Лескова «Левша»
Во время визита на Туманный Альбион Александр I был восхищён работой английских мастеров — блохой, умеющей танцевать. Император приобрёл и увёз её на Родину. После его смерти крохотный сувенир блоху показали новому императору Николаю I. Он похвалил европейское мастерство, но решил доказать, что русские умельцы талантливей.
По его поручению был найден мастер из Тулы, который сумел подковать английскую блошку подковами. Это можно было увидеть лишь с помощью микроскопа. Мастера, по прозвищу «Левша», отправили в Англию для демонстрации результата стараний. Труд Левши был высоко оценён заграницей, ему даже предложили остаться. Но русский патриот отказался.
По дороге домой он поспорил с попутчиком, кто больше выпьет и умер, отравившись алкоголем.
Повесть «Левша» Краткое содержание по главам
Глава первая
После победы над Наполеоном правитель Российской Империи Александр Павлович стал желанным гостем в разных странах Европы. Императора старались прельстить диковинками, однако легендарный предводитель донских казаков Матвей Платов намекал Александру Павловичу, что в России есть вещи и получше.
В Англии русского императора удивляли разными заводами – мыловаренными, оружейными, и решили поразить оружейной кунсткамерой. Платов решил, что утро вечера мудренее, авось удастся придумать маленькую хитрость.
Глава вторая
В оружейной кунсткамере английские специалисты сумели порадовать Александра Павловича диковинами.
Однако Матвей Платов тоже был не промах, и когда оружейники показали удивительную пистолю (так называется пистолет в повести), бравый атаман с помощью отвёртки открыл замок.
Была вынута собачка, а на сгибе был своеобразный автограф от тульского оружейника. Английские специалисты были не на шутку удивлены.
Александр Павлович был огорчён, что англичане были столь серьёзно оконфужены. Казачий атаман не понимал этой грусти – напротив, надо было про себя улыбаться: «а мы сами с усами!».
Глава третья
И всё-таки английские специалисты сумели удивить и русского императора, и казачьего атамана. Среди прочих диковинок оказалась выкованная из стали блоха, с заводным механизмом, миниатюрным ключом.
И сия нимфозория (ещё одно забавное словечко в сказе) будет танцевать, как только её заведут. А ключ и заводной механизм можно было увидеть лишь с помощью мелкоскопа (так Лесков назвал микроскоп).
Александр Павлович был безмерно восхищён. Он купил блоху, ключ и футляр для этой диковины. Взяв с собой мелкоскоп, Платов призадумался: как так, с такой диковинкой удалось обойти русских? Нужно найти достойный ответ на столь дерзкий вызов. И казачий атаман призадумался.
Глава четвёртая
Прошло несколько лет. За это время случилось несколько событий, одно из коих – таинственная смерть Александра Павловича (считается, что на самом деле Александр Первый остался жив).
Новый император, Николай Павлович, узнал, что его брат любил разные заграничные диковины, среди коих блоха.
Осмотрел её химик-аптекарь, и сообщил, что это так называемая нимфозория, сделанная из металла, и не в России.
Засуетились при дворе, и решили узнать, кто эту блоху сделал. На помощь прибыл Платов. Он объяснил, что блоху сделали английские умельцы, а чтобы завести её, пригодится мелкоскоп. Казачий атаман прямо высказал своё желание – показать диковинку оружейникам в Туле или Сестербеке (старое название современного Сестрорецка), авось они сумеют превзойти английского оружейника.
Николай Павлович одобрил идею Платова, потому что и сам верил, что русские ничем не хуже иноземцев. И казачий атаман отправился в путь.
Глава пятая
Посетил Матвей Платов Тулу. Оружейники поведали о том, что заказ довольно серьёзный. Начался обмен хитроумием, и в итоге казачий атаман взял с оружейников слово, что они выполнят заказ.
А что именно будет сделано, о том умельцы промолчали, оно и понятно – есть вещи, кои надо таить в секрете.
Глава шестая
Трое умельцев, один из коих был левшой, покинули Тулу. Задание было непростое: в три недели суметь превзойти иноземных мастеров. Куда именно отправились мастера – в Киев, или в Орёл, неясно. Ясно одно: читатели узнают много интересного о левше.
Глава седьмая
Читатель узнаёт несколько интересных фактов про жителей Тулы. И не только: оказывается, косой левша (при учении ему нещадно волосы драли) и его два товарища отправились в Мценск, небольшой город Орловской губернии. Помолились они, а затем начали под большим секретом свою работу. Всё, что удалось узнать – мастера тюкают миниатюрными молотками по наковальне. А что делается – неясно.
Глава восьмая
Платов быстро прибыл в Тулу. Как раз прошло три недели срока. Да только что-то нет вестей от мастеров. А это ужасно раздражало казачьего атамана. В самом деле – работа очень важная, государь император ждёт результатов!
Глава девятая
Двое послов добежали до домика, где левша и его двое товарищей как раз заканчивали работу. Вскоре дело было сделано, и мастера бодро поспешили к Платову.
Глава десятая
Работа сделана. Да вот беда – вспыльчивый Матвей Платов не увидел того, что сделали мастера. Попытался взять блоху пальцами – да напрасно, пальцы оказались куцапые, то есть ужасно неловкие. Рассвирепел казачий атаман, обругал мастеров, а затем поехал в Петербург вместе с левшой.
Глава одиннадцатая
Платов неспроста жутко нервничал: Николай Павлович наверняка спросит, что там с блохой. Так и случилось, и казачий атаман занервничал, и начал нести околесицу. Всё-таки удалось рассказать о том, как всё было, и государь император решил узнать, что именно тульские умельцы придумали.
Глава двенадцатая
Император удивился – вроде та самая блоха, ничего не изменилось. Когда же его дочь завела блоху, никакого блошиного танца не случилось. Платов разгневался, потому что испугался, что теперь будут у него неприятности. Атаман задал левше головомойку. Мастер посоветовал посмотреть на блоху в очень сильный мелкоскоп.
Глава тринадцатая
Узнав о словах левши, император был доволен, и решил поговорить с умельцем. Тульский мастер пришёл к государю, и затем дал полезный совет: положить блоху под увеличительное стекло мелкоскопа так, чтобы увидеть ножку блохи.
Николай Павлович так и сделал, и был очень доволен: русские мастера превзошли иноземцев, подковали блоху.
Глава четырнадцатая
Итак, задание успешно выполнено. И государя ждали новые сюрпризы: оказалось, на подковах есть имена двух мастеров, а сам левша занимался ковкой миниатюрных гвоздей для подков.
Платов попросил прощения у левши, а затем дал ему полезный совет: пить за границей кислярское вино, и умеренно. Почему за границей? Да потому что Николай Павлович решил отослать блоху англичанам обратно. Пусть они знают, что русские сами с усами. И левшу ждала дальняя поездка.
Глава пятнадцатая
И вот левша прибывает в Англию. Удивлены джентльмены без меры: такой мастер, способный подковать блоху – это же что-то с чем-то! Во время долгих разговоров левша вежливо отказывался осесть на Туманном Альбионе. Договорились, что он побывает на заводах, а затем прибудет в Петербург на корабле.
Глава шестнадцатая
Довелось левше побывать и на оружейных заводах, и заметил он кое-что необычное в старых ружьях. Интересовался тульский мастер, проверяли генералы дула ружей или нет.
Пришло время, и левша решил отправляться обратно в Россию. Англичане предупредили мастера, что плавание по морю может быть опасным – есть риск попасть в шторм и утонуть.
Во время долгого плавания познакомился тульский умелец с неким полшкипером. И додумались они до диковинного пари «кто кого перепьёт».
Глава семнадцатая
Пари закончилось вничью. Полшкипера и левшу заперли в разные каюты, а по прибытии в Петербург развезли их в разные места, и их судьбы сложились по-разному.
Глава восемнадцатая
Полшкипера привезли в посольство. Моряк получил медицинскую помощь и отсыпался, потихоньку трезвея. А вот левше не везло – он страдал от похмелья, а медицинской помощи не было, ибо без документов в больницы не принимали.
Глава девятнадцатая
Протрезвевший полшкипер нашёл левшу в простонародной больнице и был ужасно недоволен: что за безобразие творится в больницах?! Довелось моряку побегать, пока не удалось найти врача.
Врач прибыл в больницу, и умирающий левша поведал о том, что европейцы не чистят ружья кирпичом, а также попросил донести эти слова до императора.
Однако из-за невежества генералов император так и не узнал об этом важном секрете. По мнению Лескова, если бы Николай Павлович всё-таки узнал о столь важном нюансе, Крымская война сложилась бы по-другому (но это не факт: европейцы тоже думали о том, что Крымская война была бы выиграна, если бы то-то и то-то не случилось; такая вот частица «бы»).
Глава двадцатая
Это уже высказывание самого писателя. По мнению Лескова, машины оказались палкой о двух концах: практическая выгода есть, а где же полёт фантазии? С этим негусто.
Главные персонажи
- Александр Павлович – русский император, правил в 1801 – 1825 годах. Возможно, разыграл свою смерть и обманул врагов.
- Николай Павлович – брат Александра Первого, император России в 1825 – 1855 годах.
- Левша – оружейник из Тулы. Вместе с двумя товарищами подковал стальную блоху. Побывал в Англии. На обратном пути в Россию напился с полшкипером. Умер в больнице для простого народа, успев поведать важный секрет, связанный с чисткой стволов европейских ружей.
- Матвей Иванович Платов – герой Отечественной войны 1812 года, легендарный предводитель донских казаков. Умер в 1818 году, а потому большинство событий повести с его участием вымышлены.
- Также упоминаются граф Чернышёв (военный министр России), доктор медицины Сольский (в повести назван Мартын-Сольским), государственный канцлер Нессельроде (в повести назван Кисельвроде), и моряк с английского корабля (подшкипер, в повести назван полшкипером).
Источник: https://book-briefly.ru/vse-proizvedeniya/leskov/levsha
«Дурачок»
Панька был сиротой, жил при господском дворе и все служащие в этом дворе могли сваливать на него любую работу. Должность у него была такая «всем помогать». А он беспрекословно выполнял и никогда не отказывался.
Раньше всех вставал, позже всех ложился, за всех делал работу и никогда не отказывался и не жаловался. Одевался он плохо и скромно, что отдадут ненужное, то и носит. Принимали его за дурачка да и называли также, и не жалел парня никто.
Однажды новый управитель ехал по господе и увидел, как жеребята в молодых хлебах пасутся, да не сколько пасутся, сколько копытами топчут, вместе с корнями выдергивают. В то время на пастбище выгонял жеребят Пашка, сын коровницы, ленивый да избалованный матерью паренек лет двенадцати.
Выгнал он жеребят с утра, продрог, накрылся курткой да и задремал пригревшись на солнышке, а они в это время и пошли в хлеба.
Управитель Петю стегнул, да и отправил в разрядную контору получить 20 розг, а если не пойдет и не получит до возвращения управителя домой, то вечером по возвращению получит все 40.
Петруша слезами заливается, боится. Панька погладил его, пожалел и пошел, как он сказал договариваться к выборному. На самом же деле, как выяснилось позже, пошел он и сам за Петьку получил те 20 розг. И все смеялись над Панькой, ну не дурак он? За других спину свою подставлять.
Так и жил Панька всех выручая пока не наступила война в Крыму. Начали рекрутов набирать, плачут все, сыновей жалко отдавать. А Панька сам пошел и просится в рекруты, а года-то уже вышли, не берут. Ели-ели упросил, повезли его в город – отдали в рекруты.
Сдатчики по приезду рассказывали, что с Паньки и там все смеяться сразу стали, а он накупил всем пирожков на выданные ему деньги и раздал, а себе не осталось. Тут все свои ломать начали делиться с ним, а он отказывается — не берет.
С утра встал раньше всех, убрался в казарме, да старым солдатам сапоги начистил, удивляются все и тут дурачком называют.
Так со своим дурачеством и войну всю прошел, а после домой не возвратился, а нанялся у степных татар конские табуны пасти. Служил местному богачу Хан-Джангару, что вел себя на территории русских властей покорно, а дома у себя в степи, кого хотел — наказывал, кого хотел — миловал.
Появился в тех краях вор лихой Хабибула, угонял он у Хан-Джангара самых лучших лошадей. Вот раз ранили Хабибулу, так только и смогли в плен взять, а богачу как раз в Пензу ехать, не может он показаться с вором там.
И оставил он Панька стеречь Хабибулу, окованного цепями, оставив им еды и воды, наказав при этом стеречь, как свою душу.
Уехал Хан-Джангара, а Панька и отпустил Хабибулу, при этом сказав, что исправляться нужно и все свои силы на добро, а не в зло, обращать. Хабибула ускакал, а Панька остался дожидаться возвращения Хана.
По своем возвращении богач не обнаружил Хабибулу и был удивлен тем, что Панька его отпустил.
На что неудавшийся сторож ему и ответил, что я все сделал по твоему велению: «Ты мне велел беречь его как свою душу, а я свою душу так берегу, что желаю пустить ее помучиться за ближнего…»
Позвал тогда Хан всех своих и сказал им потихоньку: «А ведь Паньку, сдается, нельзя казнить, потому что в душе его, может быть, ангел был…» И согласны с ним были все.
Источник: https://allsoch.ru/leskov/durachok/
Краткое содержание рассказа «Пугало» Н. Лескова
«Пугало» — рассказ Николая Лескова, написанный 1885 году, вошедший в цикл «Святочные рассказы». На нашем сайте можно прочитать краткое содержание «Пугало» для читательского дневника. Автор создает реалистичные картины помещичьего и крепостного быта тех лет, когда он был ребёнком (начало 1840‑х гг.). Определённое место уделяется народным поверьям и легендам.
Лесков «Пугало» в сокращении
- Н. Лесков «Пугало» краткое содержание для читательского дневника:
- Главным героем произведения является мужчина по имени Селиван, которого людская молва волею случая приравняла к разбойникам и колдунам, превратив жизнь мужчины в пугало по отношению к окружающим.
- Когда-то давно Селиван занимается продажей хлебобулочных изделий, реализовывая горожанам калачи, но в один момент исчезает из города по неизвестным причинам вместе со своей семьей, не взяв ни копейки из прибыли.
- Обнаруживается Селиван спустя три года, живущим с больной женой на постоялом дворе, который предоставил ему купец в благодарность за спасенную им Селиваном жизнь из-за перевернутой телеги.
- Местные крестьяне, наблюдая за Селиваном и видя, что у него нет никакого дохода, судачат между собой о возможной продаже Селиваном своей души дьяволу.
Однажды, возвращаясь из поездки по святым местам, из-за разбушевавшейся метели на пару дней на постоялом дворе останавливается тетя писателя. Приехав в собственное имение, тетя обнаруживает в багаже пропажу шкатулки, в которой хранит деньги.
- Вызванная полиция считает подозреваемым Селивана, но явившись на постоялый двор с целью его ареста, сталкиваются в дверях с героем, который сам предъявляет пропажу со всеми деньгами, оставленную забывчивой женщиной в комнате.
- Вывод:
- Раскрывая сюжетную линию произведения, писатель утверждает простую истину о том, что недоверчивость людей всегда порождает злобу, которая впоследствии создает еще большее зло.
Рассказ Лескова «Зверь» написан в 1861 году. Кого подразумевал автор, давая название произведению, – человека или животного, вы узнаете, когда прочитаете краткое содержание «Зверь» для читательского дневника.
Короткий пересказ «Пугала» с цитатами
Краткое содержание «Пугало» Лесков с цитатами из произведения:
Действие разворачивается в Кромском уезде Орловской губернии. Главный действующий герой — мещанин Селиван, которого слухи и крестьянская фантазия окрестили колдуном и разбойником и таким образом превратили в «пугало» для окружающих, пока случай не раскрыл всем доброту и справедливость его натуры.
Троицкий, Всеволод Юрьевич в предисловии к собранию сочинений 1989 года упоминает этот рассказ как иллюстрацию к таланту Лескова показывать скрытое величие души человека: «Злой лесной дух, воплощенный молвой в леснике Селиване, бесследно исчезает после знакомства с этим бесподобно честным от природы и сострадательным „пугалом“…».
Семья мальчика, от лица которого ведётся повествование, переезжает из города Орла в деревню, где у него «сразу же завелись обширные и любопытные знакомства с крестьянами». Старый мельник, дедушка Илья, рассказывает историю о местном «ужасном человеке», Селиване. Сирота Селиван в юности работал у калачника — продавал калачи.
Однажды он таинственно исчезает из города, оставив в целости все деньги, вырученные в тот день от продажи. Одновременно с ним исчезает и другая сиротка — девочка, дочь палача, которую никто не хотел пустить в дом или накормить.
Селиван появляется снова через три года. Купец, которого он спас на дороге, вытащив из-под опрокинувшегося воза, разрешает ему поселиться на пустом постоялом дворе за арендную плату. Несмотря на очевидную недоходность двора на мало используемой дороге, Селиван соглашается и привозит туда свою больную жену, которая, как выясняется только в конце рассказа, и есть пропавшая дочка палача.
«Словоохотливости и вообще приятной общительности в Селиване не было; людей он избегал, и даже как будто боялся, и в городе не показывался, а жены его совсем никто не видал с тех пор, как он её сюда привёз в ручной навозной тележке».
Прошло много лет, а «Селиван и его убогая калека всё жили здесь и, к общему удивлению, платили за двор наследникам купца какую-то плату». Зная, что дохода с этого постоялого двора взять неоткуда, а «между тем Селиван хотя жил бедственно, но всё ещё не умирал с голода», крестьяне решили, что он продал душу нечистой силе. После этого все несчастья и пропажи ставились в вину Селивану.
Истинное лицо героя открывается после одного случая. Тётушка рассказчика из-за метели вынуждена была остановиться на постоялом дворе Селивана. Но ночью поднимается переполох, и тетушка с племянником и слугами спешно уезжает. Добравшись до имения родителей племянника, выясняет, что нет на месте шкатулки с деньгами.
Совместно решается, что её украл Селиван. Однако именно в тот момент, когда исправник направлялся арестовывать вора, он является сам с забытой шкатулкой и при этом отказывается от вознаграждения. Тогда отношение окружающих к нему совершенно меняется и жизнь Селивана идёт по-другому.
Рассказ «Тупейный художник» Лесков написал в 1883 году. В произведении автор затрагивает темы праведничества, крепостного гнета, гибели народных талантов. На нашем сайте вы можете прочитать краткое содержание «Тупейного художника» по главам, а также краткую версию для читательского дневника.
Сюжет рассказа «Пугало» Лескова
«Пугало» Лесков краткое содержание:
Детство рассказчика проходит в Орле. Каждый день он видит картины жестокой армейской жизни, которые пугают его. Престарелая няня Мария Борисовна водит ребёнка на берег реки, туда, где маленькие дети ловят рыбёшку.
Эта рыба, как и своеобразная рыбалка малышей, тянула рассказчика к свободе, которая, по доводам няни, была бы ему доступна лишь в деревне. Радости мальчика не было границ, когда его благородные родители приобрели именьице в Кромском уезде, куда вся семья и переехала.
В деревне мальчик заводит множество знакомств. Старый мельник, дедушка Илья, стал и главным другом, и наставником. Он верил в водяного, с которым имел «близкое соотношение», и в домового, и в лешего, и в кикимору.
Дедушка Илья открывал для городского мальчика другой мир, полный сказочных фантазий. Все герои становились настолько реальны, что стали пугать ребёнка.
В особенности боялся он чародея Селивана, который имел власть над всем краем.
«Пустой дворник» Селиван — кромский мещанин, который рано осиротел. С детства он продавал калачи, зарабатывая себе на жизнь. Но люди его побаивались, потому что на лице у паренька была красная метинка. Говорили: «бог плута метит», ждали от него подвоха. А в то время в Кромы пришёл «отслуживший палач» с дочерью.
И его люди принимать не хотели, отовсюду прогоняли. Старик палач помер, и девочка осталась одна. Про неё все забыли, она пропала. А вместе с ней исчез и Селиван.
Герой ничего с собой не унёс, даже оставил все деньги, вырученные за калачи. Только через три года узнали, что бродяжка Селиван спас купца, а тот ему в благодарность отдал в аренду пустой двор на развилье.
Он поселился на дворе со своей калекой женой, которая не выходила из дома.
Много времени прошло, а Селиван исправно платил аренду, хотя на его двор никто не заезжал. Жил бедно, но не голодал. Стали ходить слухи, что связался он с нечистой силой — продал душу дьяволу, а тот приводил заплутавших странников на двор. Но назад никто не возвращался. Все смотрели на Селивана, как страшное пугало.
Снова вспомнили про Селивана, когда вблизи его двора замёрз мужик Николай. Стали припоминать и старые проделки. Окрестные люди мстили ему за колдовство. Мальчик не верит всему тому, что говорят про Селивана люди. Он считает, что подружится с ним. Он ждёт не дождётся, когда столкнётся с чародеем.
Однажды все собрались пройти тот страшный лес и пленить Селивана. В лесу все испугались и убежали, а детей оставили на произвол судьбы. Надвигалась гроза, дороги домой никто не знал. Увидав в кустах страшное лицо мужика, мальчик со своим маленьким братиком в испуге побежали.
Добежав до ручья, который был велик для детей, они в оцепенении стояли под дождём. И вдруг крепкие руки подхватили ребятишек. Селиван (а это был именно он) вынес детей на своих плечах к самой усадьбе. После этого случая, дворовые ополчились на Селивана ещё больше, утверждая, что это именно он всё подстроил.
Однажды экипаж, в котором был рассказчик с тёткой, накрывает метель. Доехать до дома невозможно. Судьба привела путников прямиком на селиванов двор.
Страшно было ночевать у Селивана, да ещё тётушка везла с собой шкатулку с большой суммой денег. Но делать было нечего. Никто ночь не мог сомкнуть глаз, кроме мальчиков. Все беспокоились за шкатулку.
Утром, не скрывая ужаса, весь экипаж поспешно отправился в дорогу.
Дома спохватились — шкатулки нет. Стали наговаривать на Селивана, как вдруг он сам принёс пропажу и даже не взял положенного вознаграждения. После того случая к герою стали относиться с уважением. Тётушка предложила ему постоялый двор в своём новом имении.
Через несколько лет, уже после смерти Селивана, тётушка открыла тайну бывшего «пустого дворника». Пожалев маленькую сиротку, дочь палача, он скрывал её от посторонних глаз, зная, что злые языки не дадут ей житья из-за прошлого ее отца.
Заключение
Подводя нравственный итог рассказа, Лесков говорит: «Недоверие и подозрительность с одной стороны вызывали недоверие же и подозрения — с другой, — и всем казалось, что все они — враги между собою и все имеют основание считать друг друга людьми, склонными ко злу. Так всегда зло родит другое зло и побеждается только добром, которое, по слову Евангелия, делает око и сердце наше чистыми».
Рассказ «Старый гений» Н. С. Лесков написал в 1884 году и в том же году он был опубликован в журнале «Осколки». На нашем сайте представлено краткое содержание «Старого гения» по главам: краткий пересказ произведения.
Источник: https://litfest.ru/shortwork/pugalo-leskova.html
«Дурачок», анализ рассказа Лескова
Главным героем многих русских народных сказок традиционно является Иван-дурак. Но это понятие имеет особый смысл: «дурак» тот, кто поступает нелогично, без корыстного умысла, не ищет для себя выгоды. За это он в сказках и получает награду — невесту-царевну да полцарства в придачу.
Однако в жизни подобным «дуракам» приходится несладко. Такие люди подчас превращаются в изгоев общества, и спасением для них становится лишь вера.
Тогда их называют праведниками, но признают их величие порой слишком поздно — после их смерти, часто мученической. За это церковь канонизирует их, причисляя к лику святых.
Известны Борис и Глеб, Петр и Феврония Муромские, Сергий Радонежский и много других русских святых. Большинство же подобных людей в реальной жизни остаются неизвестными.
Следуя традиции, русский писатель Николай Семенович Лесков называет героя своего одноименного рассказа «дурачком». «Дурачок» находится в одном ряду с «Левшой» и «Очарованным странником» — произведениями о праведниках, живущих не для себя, а для людей.
Именно таков «безродный крепостной мальчик Панька» — главный герой «Дурачка». По воспоминаниям рассказчика, он «беспрестанно работал»: ложился позже всех, вставал раньше всех, безотказно выполнял любую работу, даже самую неприятную. Например, будучи рекрутом, «провел всю войну в « профосах» – за всеми позади рвы копал да пакость закапывал».
При этом он был всегда в приподнятом настроении, шутил, не обижался даже тогда, когда его откровенно обманывали. Так он обходился краюхой хлеба с водицей, хотя коровница, у которой он столовался, должна была ему давать и картошку, и огурцы, и капустку. А Панька запивал хлеб ключевой водицей, да еще подшучивал: как это хлеб «с ухой»? Он же «с водицей».
За то, что Панька ничего не просил и не жаловался, многие и называли его «дурачком». Рассказчик, в силу своего малого возраста, не понимал, почему его так называли, ведь глупостей от него он никогда не слышал. Наоборот, Панька делал ребятишкам из бересты мельницы и туесочки. Но вслед за взрослыми дети тоже называли героя дурачком, а после одного случая и спорить перестали.
Когда управляющий велел «взбрызнуть» (очевидно, до крови) розгами 12-летнего пастушка Пашку, более старший Панька, увидев испуг ребенка, успокоил его, что договорится об отмене наказания, а фактически принял его на себя.
Люди, узнав об этом, не оценили благородства юноши: наоборот, в очередной раз посмеялись. Дескать, что с него взять — дурачок. Не поняли люди и стремления попасть в рекруты. Все вокруг плачут, потому что никому на войне страдать не хочется.
А Панька сам просится.
Мотивы поступка автор вложил в уста самого героя: «Пусть душа за другого пострадает — вот мне теперь это и надобно, потому что я терпеть не могу, когда других мучают». Поняли Паньку, как ни странно, только «нехристи» — татары.
Когда ему поручили стеречь лютого вора Хабибулу, Панька стал убеждать его бросить дурное, потому что «Бог зачнет помогать делать хорошее, вот и пойдет хорошее». А потом расковал его, посадил на коня и отправил на все стороны, чтобы тот спасал себя.
Напоследок предупредил: если будет Хабибула снова зло творить, то уже самого Господа обманет.
Хан-Джангар, узнав об этом, пришел в замешательство: любого другого за ослушание тут же бы саблей и зарубил. Но Паньку нельзя казнить, потому что «в душе его, может быть, ангел был…» И согласились остальные татары, что нельзя ему вредить: он и есть истинный праведник.
Рассказ Н. Лескова своей неспешностью напоминает жития святых. Рассказчик подробно описывает все поступки героя, оценку других людей, реакцию самого Паньки. Только истинно верующий человек принимал все испытания смиренно, как и подобает носителю христианской веры. Все рассуждения героя звучат убедительно и убежденно, потому что сам он верит в то, о чем говорит.
Жития составляли для прославления какого-либо святого, в назидание всем верующим, да и неверующим тоже. Пример святого должен был стать положительным, вызвать желание прожить такую же праведную жизнь, чтобы оставить о себе славу или отклики современников.
Было бы странно утверждать, что Лесков прославлял своего героя: само название «Дурачок» мало соотносится с прославлением. Однако личность героя заслуживает уважения, потому что он свою душу так берег, что «желал пустить ее помучиться за ближнего».
Страданиями совершенствуется душа человеческая — это утверждение знакомо любому верующему.
Но Панька совершенен вдвойне: от мучений за другого его душа становится «счастливая и от всех страхов свободная», да и сам герой счастлив, потому что не испытывает страха, ведь знает, что с ним Бог.
Герои Лескова часто бывают правдоискателями. Не все произведения заканчиваются счастливо: судьба Левши трагична. «Дурачок» Панька выходит в отставку после рекрутчины полным сил, хотя многие возвращаются со службы инвалидами, избегает казни местного богача Хан-Джангара за то, что отпустил пойманного тем преступника.
Кто-то скажет: «Дуракам везет». Но Лесков всей судьбой идеального праведника Паньки доказывает, что только добро, милосердие и самопожертвование могут сделать человека счастливым. Сделать его праведником — «человеком с чистой совестью и душой» (такое определение дается в словаре В. И. Даля).
Счастье нужно находить в благополучии других. Этим жизнеутверждающим мотивом и заканчивается рассказ «Дурачок», напечатанный впервые в 1891 году (почти 130 лет назад), но не потерявший своей актуальности, особенно сейчас, когда в обществе утверждаются законы бесчеловечного поведения, основанного на корысти и выгоде.
- «Леди Макбет Мценского уезда», анализ повести Лескова
- «Человек на часах», анализ рассказа Лескова
- «Запечатленный ангел», краткое содержание по главам повести Лескова
- «Очарованный странник», краткое содержание по главам повести Лескова
- «Запечатленный ангел», анализ повести Лескова
- «Человек на часах», краткое содержание по главам рассказа Лескова
- «Тупейный художник», анализ рассказа Лескова
- «Привидение в Инженерном замке», анализ рассказа Лескова
- «Левша», анализ повести Лескова, сочинение
- «Зверь», анализ рассказа Лескова
- «Старый гений», анализ рассказа Лескова
- «Очарованный странник», анализ повести Лескова, сочинение
- «Жемчужное ожерелье», анализ рассказа Лескова
- «Однодум», анализ рассказа Лескова
- «На краю света», краткое содержание по главам повести Лескова
- По произведению: «Дурачок»
- По писателю: Лесков Николай Семёнович
Источник: https://goldlit.ru/leskov/1233-durachok-analiz
Дурачок
Николай Лесков
Дурачок
Кого надо считать дураком? Кажется, будто это всякий знает, а если начать сверять, как кто это понимает, то и выйдет, что все понимают о дураке не одинаково.
По академическому словарю, где каждое слово растолковано в его значении, изъяснено так, что «дурак – слабоумный человек, глупый, лишенный рассудка, безумный, шут»… В подкрепление такого толкования приведен словесный пример: «Он был и будет дурак-дураком». «Дурачок – смягчение слова дурак».
Ученее этого объяснения уже и искать нечего, а между тем в жизни случается встречать таких дураков или дурачков, которым эта кличка дана, но они, между тем, не безумны, не глупы и ничего шутовского из себя не представляют… Это люди любопытные, и про одного такого я здесь и расскажу.
Был у нас в деревне безродный крепостной мальчик Панька. Рос он при господском дворе, ходил в том, что ему давали, а ел на застольщине вместе с коровницею и с ее детьми. Должность у него была такая, чтобы «всем помогать»; это значило, что все должностные люди в усадьбе имели право заставлять Паньку делать за них всякую работу, и он, бывало, беспрестанно работает.
Как сейчас его помню: бывало, зимою, – у нас зимы бывают лютые, – когда мы встанем и подбежим к окнам, Панька уже везет на себе, изогнувшись, большие салазки с вязанками сена, соломы и с плетушками колоса и другого мелкого корма для скотины и птиц.
Мы встаем, а он уже наработался, и редко увидишь его, что он присядет в скотной избе и ест краюшку хлебца, а запивает водою из деревянного ковшика.
- Спросишь его, бывало:
- – Что ты, Паня, один сухой хлеб жуешь?
- А он шутя отвечает:
– Как так «с ухой»? – он, гляди-ко, с чистой водицею.
– А ты бы еще чего-нибудь попросил: капустки, огурца или картошечки!
А Паня головой мотнет и отвечает:
– Ну, вот еще чего!.. Я и так наелся, – слава-те, господи!
Подпояшется и опять на двор идет таскать то одно, то другое. Работа у него никогда не переводилася, потому что все его заставляли помогать себе.
Он и конюшни, и хлева чистил, и скоту корм задавал, и овец на водопой гонял, а вечером, бывало, еще себе и другим лапти плетет, и ложился он, бывало, позже всех, а вставал раньше всех дт-света и одет был всегда очень плохо и скаредно. И его, бывало, никто и не жалеет, а все говорят:
- – Ему ведь ничего, – он дурачок.
- – А чем же он дурачок?
- – Да всем…
- – А например?
– Да что за пример! – вон коровница-то все огурцы и картошки своим детям отдает, а он, хоть бы что ему… и не просит у них, и на них не жалуется. Дурак!
Мы, дети, не могли хорошо в этом разобраться, и хоть глупостей от Паньки никогда не слыхали, и даже видели от него ласку, потому что он делал нам игрушечные мельницы и туезочки из бересты, – однако и мы, как все в доме, одинаково говорили, что Панька дурачок, и никто против этого не спорил, а скоро вышел такой случай, что об этом уже и нельзя стало спорить.
Был у нас нанят строгий-престрогий управитель, и любил он за всякую вину человека наказывать. Едет, бывало, на беговых дрожках и по всем сторонам смотрит: нет ли где какой неисправности? И если заметит что-нибудь в беспорядке – сейчас же остановится, подзовет виноватого и приказывает:
- – Ступай сейчас в контору и скажи моим именем старосте, чтобы дали тебе двадцать пять розог; а если слукавишь – я тебе вечером при себе велю вдвое дать.
- Прощенья у него уж и не смели просить, потому что он этого терпеть не мог и еще прибавлял наказание.
- Вот раз, летом, едет этот управляющий и видит, что в молодых хлебах жеребята ходят и не столько зелени рвут, сколько ее топчут и копытами с корнями выколупывают…
- Управитель и расшумелся.
А жеребят в этот год был приставлен стеречь мальчик Петруша, – сын той самой Арины-коровницы, которая Паньке картошек жалела, а все своим детям отдавала.
Петруша этот имел в ту пору лет двенадцать и был телом много помельче Паньки и понежнее, за это его и дразнили «творожничком» – словом, он был мальчик у матери избалованный и на работу слабый, а на расправу жидкий.
Выгнал он жеребят рано утром «на-росу», и стало его знобить, а он сел да укрылся свиткою, и как согрелся, то на него нашел сон – он и заснул, а жеребятки в это время в хлеб и взошли.
- Управитель, как увидал это, так сейчас стегнул Петю и говорит:
- – Пусть Панька пока и за своим, и за твоим делом посмотрит, а ты сейчас иди в разрядную контору и скажи выборному, чтобы он тебе двадцать розог дал; а если это до моего возвращенья домой не исполнишь, то я при себе тогда тебе вдвое дам.
- Сказал это и уехал.
- А Петруша так и залился слезами. Весь трясется, потому что никогда его еще розгами не наказывали, и говорит он Паньке:
- – Брат милый, Панюшка, очень страшно мне… скажи, как мне быть?
- А Панька его по головке погладил и говорит:
- – И мне тоже страшно было… Что с этим делать-то… Христа били…
- А Петруша еще горче плачет и говорит:
- – Боюсь я идти и боюсь не идти… Лучше я в воду кинуся.
- А Панька его уговаривал-уговаривал, а потом сказал:
– Ну, постой же ты: оставайся здесь и смотри за моим и за своим делом, а я скорей сбегаю, за тебя постараюся, – авось тебя бог помилует. Видишь, ты трус какой.
Петруша спрашивает:
– А как же ты, Панюшка, постараешься?
– Да уж я штуку выдумал – постараюся! И побежал Панька через поле к усадьбе резвенько, а через час назад идет, улыбается.
- – Не робей, – говорит, – Петька, все сделано; и не ходи никуда – с тебя наказанье избавлено.
- Петька думает:
- «Все равно: надо верить ему», – и не пошел; а вечером управляющий спрашивает у выборного в разрядной избе:
- – Что, пастушонок утром приходил сечься?
- – Как же, – говорит, – приходил, ваша милость.
- – Взбрызнули его?
– Да, – говорит, – взбрызнули. – И хорошо?
– Хорошо, – постаралися.
Дело и успокоилось, а потом узнали, что высекли-то пастушонка, да не того, которого было назначено, не Петра, а Паньку, и пошло это по усадьбе и по деревне, и все над Панькой смеялись, а Петю уже не стали сечь.
– Что же, – говорили, – уже если дурак его выручил, – нехорошо двух за одну вину разом наказывать. Ну, не дурак ли, взаправду, наш Панька был?
И так он все и дальше жил.
Сделалась через несколько лет в Крыме война, и начали набирать рекрут. Плач по деревне пошел: никому на войне страдать-то не хочется. Особенно матери о сыновьях убиваются – всякой своего сына жалко.
- А Паньке в это время уже совершенные годы исполнились, и он вдруг приходит к помещику и сам просится:
- – Велите, – говорит, – меня отвести в город – в солдаты отдать.
- – Что же тебе за охота?
- – Да так, – отвечает, – очень мне вдруг охота пришла.
– Да отчего? Ты обдумайся.
- – Нет, – говорит, – некогда думать-то.
- – Отчего некогда?
- – Да нешто не слышно вам, что вокруг плачут, а я ведь любимый у господа, – обо мне плакать немому, – я и хочу идти.
- Его отговаривали.
- – Посмотри-ка, мол, какой ты неуклюжий-то: над тобой на войне-то, пожалуй, все расхохочутся.
- А он отвечает:
- – То и радостней: хохотать-то ведь веселее, чем ссориться; если всем весело станет, так тогда все и замирятся.
- Еще раз сказали ему:
- – Утешай-ка лучше сам себя да живи дома!
- Но он на своем твердо стоял.
- – Нет, мне, – говорит, – это будет утешнее. Его и утешили, – отвезли в город и отдали в рекруты, а когда сдатчики возвратились, – с любопытством их стали расспрашивать:
– Ну, как наш дурак остался там? Не видали ли вы его после сдачи-то?
- – Как же, – говорят, – видели.
- – Небось, смеются все над ним, – какой увалень?
- – Да, – говорят, – на самых первых порах-то было смеялися, да он на все на два рубля, которые мы дали ему награждения, на базаре целые ночвы пирогов с горохом и с кашей купил и всем по одному роздал, а себя позабыл… Все стали головами качать и стали ломать ему по половиночке. А он застыдился и говорит:
– Что вы, братцы, я ведь без хитрости! Кушайте.
Рекрута его стали дружно похлопывать:
– Какой, мол, ты ласковый!
А на утро он раньше всех в казарме встал, да все убрал и старым солдатам всем сапоги вычистил. Стали хвалить его и старики у нас спрашивали: – что он у вас, дурачок, что ли?
- Сдатчики отвечали:
- – Не дурак, а… малость сроду так.
- Так Панька и пошел служить со своим дурачеством и провел всю войну в «профосах» – за всеми позади рвы копал да пакость закапывал, а как вышел в отставку, так, по привычке к пастушеству, нанялся у степных татар конские табуны пасти.
Отправился он к татарам из Пензы и не бывал назад много лет, а скитался, гоняя коней, где-то вдали, около безводных Рын-Песков, где тогда кочевал большой местный богач Хан-Джангар. А Хан-Джангар, когда приезжал на Суру лошадей продавать, то на тот час держал себя будто и покорно, но у себя в степи что хотел, то и делал; кого хотел – казнил, кого хотел – того миловал.
За отдаленностью дикой пустыни следить за ним было невозможно, и он, как хотел, так и своевольничал.
Но расправлялся он так не один: находились и другие такие же самоуправцы, и в числе их появился один лихой вор, по имени Хабибула, и стал он угонять у Хана-Джангара много самых лучших лошадей, и долго никак его не могли поймать.
Но вот раз сделалась у одних и других татар свалка, и Хабибулу ранили и схватили. А время было такое, что Хан-Джангар спешил в Пензу, и ему никак нельзя было остановиться и сделать над Хабибулою суд и казнить его такою страшною казнью, чтобы навести страх и ужас на других воров.
Чтобы не опоздать в Пензу на ярмарку и не показаться с Хабибулой в таких местах, где русские власти есть, Хан-Джангар и решил оставить при малом и скудном источнике Паньку с одним конем и раненого Хабибулу, окованного в конских железах. И оставил им пшена и бурдюк воды и наказал Паньке настрого:
– Береги этого человека, как свою душу! Понял?
Панька говорит:
– Чего ж не понять-то! Вполне понял, и как ты сказал, я так точно и сделаю.
Хан-Джангар со всей своей ордой и уехал, а Панька стал говорить Хабибуле:
– Вот до чего тебя твое воровство довело! Такой ты большой молодец, а все твое молодечество не к добру, а ко злу. Ты бы лучше исправился.
А Хабибула ему отвечает:
– Если я до сих пор не исправился, так теперь уж и некогда.
– Как это «некогда»! Только в том ведь и дело все, чтобы хорошо захотеть человеку исправиться, а остальное все само придет… В тебе ведь душа такая же, как и во всех людях: брось дурное, а бог тебе сейчас зачнет помогать делать хорошее, вот и пойдет все хорошее.
- А Хабибула слушает и вздыхает.
- – Нет, – говорит, – уже про это некстати и думать теперь!
- – Да отчего же некстати-то?
- – Да оттого, что я окован и смерти жду.
- – А я тебя возьму да и выпущу. Хабибула ушам своим не поверил, а Панька ему улыбается ласково и говорит:
– Я тебе не шучу, а правду говорю.
Хан мне сказал, чтобы я тебя «как свою душу берег», а ведь знаешь ли, как надо сберечь душу-то? Надо, брат, ее не жалеть, а пусть ее за другого пострадает – вот мне теперь это и надобно, потому что я терпеть не могу, когда других мучают. Я тебя раскую и на коня посажу и ступай, спасай себя, где надеешься, а если станешь опять зло творить – ну, уж тогда не меня обманешь, а господа.
- И с этим присел и сломал на Хабибуле конские железные путы, и посадил его на коня, и сказал:
- – Ступай с миром на все стороны.
- А сам остался ожидать здесь возвращения Хана-Джангара, – и ждал его очень долго, пока ручеек высох и в бурдюке воды осталось очень немножечко.
- Тогда и прибыл Хан-Джангар со своей; свитой.
- Осмотрелся хан и спрашивает:
- – А где Хабибула?
- Панька отвечает:
- – Я отпустил его.
– Как отпустил? Что ты такое рассказываешь?
– Я тебе говорю то, что взаправду сделал по твоему велению и по своему хотению.
Ты мне велел беречь его как свою душу, а я свою душу так берегу, что желаю пустить ее помучиться за ближнего… Ты ведь хотел замучить Хабибулу, а я терпеть не могу, чтобы других мучили, – вот возьми меня и вели меня вместо его мучить, – пусть моя душа будет счастливая и от всех страхов свободная, потому что ведь я ни тебя, ни других – никого не боюся ни капельки.
- Тут Хан-Джангар стал водить глаза во все стороны, а потом на голове тюбетейку поправил и говорит своим:
- – Подойдите-ка все поближе ко мне: я вам скажу, что мне кажется.
- Татары вокруг Хана-Джангара стеснилися. А он сказал им потихонечку:
- – А ведь Паньку, сдается, нельзя казнить, потому что в душе его, может быть, ангел был…
- – Да, – отвечали татары все одним тихим голосом, – нельзя нам ему вредить: мы его не поняли за много лет, а теперь он в одно мгновенье всем нам ясен стал: он ведь, может быть, праведный.
- Впервые напечатано – журнал «Игрушечка», 1891.
Источник: https://iknigi.net/avtor-nikolay-leskov/28910-durachok-nikolay-leskov/read/page-1.html
Николай Лесков: Дурачок
Лесков Николай Семенович
Дурачок
Н.С.Лесков
Дурачок
Кого надо считать дураком? Кажется, будто это всякий знает, а если начать сверять, как кто это понимает, то и выйдет, что все понимают о дураке неодинаково. По академическому словарю, где каждое слово растолковано в его значении, изъяснено так, что «дурак — слабоумный человек, глупый, лишенный рассудка, безумный, шут…».
В подкрепление такого толкования приведен словесный пример: «Он был и будет дурак дураком». «Дурачок — смягчение слова дурак». Ученее этого объяснения уже и искать нечего, а между тем в жизни случается встречать таких дураков или дурачков, которым эта кличка дана, но они, между тем, не безумны, не глупы и ничего шутовского из себя не представляют…
Это люди любопытные, и про одного такого я здесь и расскажу.
Был у нас в деревне безродный крепостной мальчик Панька. Рос он при господском дворе, ходил в том, что ему давали, а ел на застольщине вместе с коровницею и с ее детьми. Должность у него была такая, чтобы «всем помогать»; это значило, что все должностные люди в усадьбе имели право заставлять Паньку делать за них всякую работу, и он, бывало, беспрестанно работает.
Как сейчас его помню: бывало, зимою, — у нас зимы бывают лютые, — когда мы встанем и подбежим к окнам, Панька уже везет на себе, изогнувшись, большие салазки с вязанками сена, соломы и с плетушками колоса и другого мелкого корма для скотины и птиц.
Мы встаем, а он уже наработался, и редко увидишь его, что он присядет в скотной избе и ест краюшку хлебца, а запивает водою из деревянного ковшика.
- Спросишь его, бывало:
- — Что ты, Паня, один сухой хлеб жуешь?
- А он шутя отвечает:
— Как так «с ухой»? — он, гляди-ко, с чистой водицею.
— А ты бы еще чего-нибудь попросил: капустки, огурца или картошечки!
А Паня головой мотнет и отвечает:
— Ну, вот еще чего!.. Я и так наелся, — слава те Господи!
Подпояшется и опять на двор идет таскать то одно, то другое. Работа у него никогда не переводилась, потому что все его заставляли помогать себе.
Он и конюшни, и хлева чистил, и скоту корм задавал, и овец на водопой гонял, а вечером, бывало, еще себе и другим лапти плетет, и ложился он, бывало, позже всех, а вставал раньше всех до света и одет был всегда очень плохо и скаредно. И его, бывало, никто и не жалеет, а все говорят:
— Ему ведь ничего, — он дурачок.
— А чем же он дурачок?
— Да всем…
— А например?
— Да что за пример! — вон коровница-то все огурцы и картошки своим детям отдает, а он, хоть бы что ему… и не просит у них, и на них не жалуется. Дурак!
Мы, дети, не могли хорошо в этом разобраться, и хоть глупостей от Паньки не слыхали, и даже видели от него ласку, потому что он делал нам игрушечные мельницы и туезочки из бересты, — однако и мы, как все в доме, одинаково говорили, что Панька дурачок, и никто против этого не спорил, а скоро вышел такой случай, что об этом уже и нельзя стало спорить.
Был у нас нанят строгий-престрогий управитель, и любил он за всякую вину человека наказывать. Едет, бывало, на беговых дрожках и по всем сторонам смотрит: нет ли где какой неисправности? И если заметит что-нибудь в беспорядке — сейчас же остановится, подзовет виноватого и приказывает:
— Ступай сейчас в контору и скажи моим именем старосте, чтобы дали тебе двадцать пять розог; а если слукавишь — я тебе вечером при себе велю вдвое дать.
Прощенья у него уж и не смели просить, потому что он этого терпеть не мог и еще прибавлял наказание.
Вот раз. летом, едет этот управляющий и видит, что в молодых хлебах жеребята ходят и не столько зелени рвут, сколько ее топчут и копытами с корнями выколупывают…
Управитель и расшумелся.
А жеребят в этот год был приставлен стеречь мальчик Петруша, — сын той самой Арины-коровницы, которая Паньке картошек жалела, а все своим детям отдавала.
Петруша этот имел в ту пору лет двенадцать и был телом много помельче Паньки и понежнее, за это его и дразнили «творожничком» — словом, он был мальчик у матери избалованный и на работу слабый, а на расправу жидкий.
Выгнал он жеребят рано утром «на росу», и стало его знобить, а он сел да укрылся свиткою, и как согрелся, то на него нашел сон — он и заснул, а жеребятки в это время в хлеб и взошли.
Управитель, как увидал это, так сейчас стегнул Петю и говорит:
— Пусть Панька пока и за своим, и за твоим делом посмотрит, а ты сейчас иди в разрядную контору и скажи выборному, чтобы он тебе двадцать розог дал; а если это до моего возвращенья домой не исполнишь, то я при себе тогда тебе вдвое дам. Сказал это и уехал.
Читать дальше
Источник: https://libcat.ru/knigi/proza/russkaya-klassicheskaya-proza/242518-nikolaj-leskov-durachok.html
Открытый урок Н.С.Лесков «Дурачок»
Утверждаю: Согласовано:
директор КГУ « СОШ № 27» зам. директора по УВР
Сулейменова А.Е_______ Жундибаева Р.К______
Открытый урок
Н.С.Лесков
«Дурачок»
Разработала: Абдулдинова А.С.
Семей 2014 г.
Тема урока: Н.С. Лесков «Дурачок»
Цели урока:
Осмыслить мотивы праведничества в творчестве Н.С. Лескова на примере рассказа «Дурачок» .
- Задачи урока:
- Продолжить развитие умений анализировать прозаический текст, сравнивать, систематизировать и делать обобщение;·продолжить работу над лексическими значениями незнакомых слов и понятий;способствовать формированию у обучающихся высокой гражданской позиции
- Оборудование
- ИКТ , текст произведения, ватманы, фломастеры.
- Форма проведения: урок-размышление.
- Эпиграф
«Есть такие прирожденные ангелы. Они как будто невесомы. Они скользят как бы поверх этой жижи (насилия, лжи, мифов о счастье и законности), нисколько в ней не утопая». (А.И. Солженицын)
- Ход урока
- А) «Семипалатинский снег»
- Б) «Подари улыбку.»
- В) Деление на группы.
- Вступительное слово учителя.
На уроке мы познакомимся с произведением. Н.С.Лескова, Николай Семёнович Лесков – русский писатель 19 века. Лесков родился 4 февраля 1831 года вОрловская губерния в духовной среде. Жизнь в селе наложила свой отпечаток на творчество писателя.
Он изучал народ по быту и разговорам, а также считал себя своим в народе. Начать сегодняшний урок мне бы хотелось словами знаменитого писателя-мыслителя, Александра Исаевича Солженицына.
Он, как и многие другие русские и советские писатели внес свою лепту в эту тему праведничества.
Г) Работа над эпиграфом:
«Есть такие прирожденные ангелы. Они как будто невесомы. Они скользят как бы поверх этой жижи (насилия, лжи, мифов о счастье и законности), нисколько в ней не утопая». А.И. Солженицын) – (слайд 1)
Д)Словарная работа.(Слайд 3,4)
Значение слова «праведник» в разных словарях.
Словарь А.П. Евгеньевой (праведник – верующий человек, живущий праведной жизнью);
Словарь В.И. Даля (праведник – человек с чистой совестью и душой) (слайды 3,4)
Акцент на слайде с цитатой адмирала Ф.Ф. Ушакова.«Праведность – это жизнь согласно заповедям, моральным предписаниям какой-либо религии, соблюдение правил нравственности…»
Почему я подчеркнула слова «какой-либо религии»?
(Это значит, что праведники были и есть у православных людей, католиков, мусульман и т.д.)
- 2. Стадия осмысления
- Работа над рассказом «Дурачок».
- Работа в группах.
- А) Составление ассоциативной карты « Дурачок»
- Б) « Тонкие и толстые вопросы»
- -Как вы думаете, кого надо считать дураком?
- -Ребята, есть слово «дурак» в вашем лексиконе?
- — Вы его когда-нибудь употребляли?
- — В каких ситуациях?
- В) « Чтение с остановками»
1-часть.Как вы думаете, кого надо считать дураком?Кажется, будто это всякий знает, а если начать сверять, как кто это понимает, то и выйдет, что все понимают о дураке неодинаково. По академическому словарю, где каждое слово растолковано в его значении, изъяснено так, что «дурак — слабоумный человек, глупый, лишенный рассудка, безумный, шут…».
В подкрепление такого толкования приведен словесный пример: «Он был и будет дурак дураком». «Дурачок — смягчение слова дурак». Ученее этого объяснения уже и искать нечего, а между тем в жизни случается встречать таких дураков или дурачков, которым эта кличка дана, но они, между тем, не безумны, не глупы и ничего шутовского из себя не представляют…
Это люди любопытные, и про одного такого я здесь и расскажу.
Вопросы: Как вы думаете, о каком герое будет идти речь?
2- часть: Панька – крепостной мальчик. Рос при господском дворе. Должность у него была такая «всем помогать». Работа у него никогда не переводилась.
Люди в усадьбе имели право заставлять Паньку делать за них всякую работу. И его никто не жалеет, все говорят, что ему ничего – он дурачок.
Вопросы: Согласны ли вы с этим выражением? Как вы думаете обижался ли нас герой на людей?
3- часть:Панька ни на кого не жалуется. Бывало, вечером себе и другим лапти плетет, а для детей делает игрушечные мельницы и туесочки из бересты.
Вопросы: Что вы почувствовали, прочитав эту часть?
4- часть. Был у нас нанят строгий-престрогий управитель, и любил он за всякую вину человека наказывать. И если заметит что-нибудь в беспорядке — сейчас же остановится, подзовет виноватого и приказывает:
— Ступай сейчас в контору и скажи моим именем старосте, чтобы дали тебе двадцать пять розог; а если слукавишь — я тебе вечером при себе велю вдвое дать.
Прощенья у него уж и не смели просить, потому что он этого терпеть не мог и еще прибавлял наказание.
Вот раз.летом, едет этот управляющий и видит, что в молодых хлебах жеребята ходят и не столько зелени рвут, сколько ее топчут и копытами с корнями выколупывают…
Управитель и расшумелся.
А жеребят в этот год был приставлен стеречь мальчик Петруша.
Петруша этот имел в ту пору лет двенадцать и был телом много помельче Паньки и понежнее, словом, он был мальчик у матери избалованный и на работу слабый, а на расправу жидкий.
Выгнал он жеребят рано утром «на росу», и стало его знобить, а он сел да укрылся свиткою, и как согрелся, то на него нашел сон — он и заснул, а жеребятки в это время в хлеб и взошли.
Управитель, как увидал это, так сейчас стегнул Петю и говорит:
— Пусть Панька пока и за своим, и за твоим делом посмотрит, а ты сейчас иди в разрядную контору и скажи выборному, чтобы он тебе двадцать розог дал; а если это до моего возвращенья домой не исполнишь, то я при себе тогда тебе вдвое дам. Сказал это и уехал.
А Петруша так и залился слезами.
— Брат милый, Панюшка, очень страшно мне… скажи, как мне быть?
А Панька его по головке погладил и говорит:
— И мне тоже страшно было… Что с этим делать-то… Христа били…
— Боюсь я идти и боюсь не идти… Лучше я в воду кинуся. А Панька его уговаривал-уговаривал, а потом сказал:
— Ну, постой же ты: оставайся здесь и смотри за моим и за своим делом, а я скорей сбегаю, за тебя постараюся, — авось тебя Бог помилует. Видишь, ты трус какой.
Петруша спрашивает:
— А как же ты, Панюшка, постараешься?
— Да уж я штуку выдумал — постараюся! И побежал Панька через поле к усадьбе резвенько, а через час назад идет, улыбается.
- — Не робей, — говорит, — Петька, все сделано; и не ходи никуда — с тебя наказанье избавлено.
- Петька думает:
- «Все равно: надо верить ему», — и не пошел; а вечером управляющий спрашивает у выборного в разрядной избе:
- — Что, пастушонок утром приходил сечься?
- — Как же, — говорит, — приходил, ваша милость.
- — Взбрызнули его?
- — Да, — говорит, — взбрызнули.
- — И хорошо?
- — Хорошо, постаралися.
- Дело и успокоилось, а потом узнали, что высекли-то пастушонка, да не того, которого было назначено, не Петра, а Паньку, и пошло это по усадьбе и по деревне, и все над Панькой смеялись, а Петю уже не стали сечь.
- Что же, — говорили, — уже если дурак его выручил, нехорошо двух за одну вину разом наказывать.
- Ну, не дурак ли, взаправду, наш Панька был?
- Вопрос:Какие ваши ожидания подтвердились? Что было
- неожиданным?
5- часть:Сделалась через несколько лет в Крыме война, и начали набирать рекрут. Плач по деревне пошел: никому на войне страдать-то не хочется. Особенно матери о сыновьях убиваются — всякой своего сына жалко.
- А Паньке в это время уже совершенные годы исполнились, и он вдруг приходит к помещику и сам просится:
- — Велите, — говорит, — меня отвести в город — в солдаты отдать.
- — Что же тебе за охота?
- — Да так, — отвечает, — очень мне вдруг охота пришла.
— Да отчего? Ты обдумайся.
- — Нет, — говорит, — некогда думать-то.
- — Отчего некогда?
- — Да нешто не слышно вам, что вокруг плачут, а я ведь любимый у Господа, — обо мне плакать некому, — я и хочу идти.
- Его отговаривали.
- — Посмотри-ка, мол, какой ты неуклюжий-то: над тобой на войне-то, пожалуй, все расхохочутся. А он отвечает:
- — То и радостней: хохотать-то ведь веселее, чем ссориться; если всем весело станет, так тогда все и замирятся. Еще раз сказали ему:
— Утешай-ка лучше сам себя да живи дома! Но он на своем твердо стоял.
— Нет, мне, — говорит, — это будет утешнее.
Его и утешили, — отвезли в город и отдали в рекруты, а когда сдатчики возвратились, — с любопытством их стали расспрашивать:
— Ну, как наш дурак остался там? Не видали ли вы его после сдачи-то?
— Как же, — говорят, — видели.
— Небось, смеются все над ним, — какой увалень?
— Да, — говорят, — на самых первых порах-то было смеялися, да он на все на два рубля, которые мы дали ему награждения, на базаре целые ночвы пирогов с горохом и с кашей купил и всем по одному роздал, а себя позабыл… Все стали головами качать и стали ломать ему по половиночке. А он застыдился и говорит:
— Что вы, братцы, я ведь без хитрости! Кушайте. Рекрута его стали дружно похлопывать:
— Какой, мол, ты ласковый!
А наутро он раньше всех в казарме встал, да все убрал и старым солдатам всем сапоги вычистил. Стали хвалить его, и старики у нас спрашивали: «Что он у вас дурачок, что ли?»
Сдатчики отвечали:
— Не дурак, а… малость с роду так.
- Так Панька и пошел служить со своим дурачеством и провел всю войну в «профосах» — за всеми позади рвы копал да пакость закапывал, а как вышел в отставку, так, по привычке к пастушеству, нанялся у степных татар конские табуны пасти.
- Вопрос: ▪ Как вы думаете, чем закончится рассказ? Как бы вы
- закончили его?
6- часть: Отправился он к татарам из Пензы и не бывал назад много лет, а скитался, гоняя коней, где-то вдали, где тогда кочевал большой местный богач Хан-Джангар. А Хан-Джангар, когда приезжал на Суру лошадей продавать, то на тот час держал себя будто и покорно, но у себя в степи что хотел, то и делал; кого хотел — казнил, кого хотел — того миловал.
За отдаленностью дикой пустыни следить за ним было невозможно, и он как хотел, так и своевольничал.
Но расправлялся он так не один: находились и другие такие же самоуправцы, и в числе их появился один лихой вор, по имени Хабибула, и стал он угонять у Хана-Джангара много самых лучших лошадей, и долго никак его не могли поймать.
Но вот раз сделалась у одних и других татар свалка, и Хабибулу ранили и схватили. А время было такое, что Хан-Джангар спешил в Пензу, и ему никак нельзя было остановиться и сделать над Хабибулой суд и казнить его такою страшною казнью, чтобы навести страх и ужас на других воров.
Чтобы не опоздать в Пензу на ярмарку и не показаться с Хабибулой в таких местах, где русские власти есть, Хан-Джангар и решил оставить при малом и скудном источнике Паньку с одним конем и раненого Хабибулу, окованного в конских железах. И оставил им пшена и бурдюк воды и наказал Паньке настрого:
— Береги этого человека как свою душу! Понял? Панька говорит:
— Чего ж не понять-то! Вполне понял, и как ты сказал, я так точно и сделаю.
Хан-Джангар со всей своей ордой и уехал, а Панька стал говорить Хабибуле:
— Вот до чего тебя твое воровство довело! Такой ты большой молодец, а все твое молодечество не к добру, а ко злу. Ты бы лучше исправился.
— Если я до сих пор не исправился, так теперь уж и некогда.
— Как это «некогда»! Только в том ведь и дело все, чтобы хорошо захотеть человеку исправиться, а остальное все само придет… В тебе ведь душа такая же, как и во всех людях: брось дурное, а Бог тебе сейчас зачнет помогать делать хорошее, вот и пойдет все хорошее.
- А Хабибула слушает и вздыхает.
- — Нет, — говорит, — уже про это некстати и думать теперь!
- — Да отчего же некстати-то?
- — Да оттого, что я окован и смерти жду.
- — А я тебя возьму да и выпущу.
- Хабибула ушам своим не поверил, а Панька ему улыбается ласково и говорит:
— Я тебе не шучу, а правду говорю.
Хан мне сказал, чтобы я тебя «как свою душу берег», а ведь знаешь ли, как надо сберечь душу-то? Надо, брат, ее не жалеть, а пусть ее за другого пострадает — вот мне теперь это и надобно, потому что я терпеть не могу, когда других мучают. Я тебя раскую и на коня посажу и ступай, спасай себя, где надеешься, а если станешь опять зло творить — ну, уж тогда не меня обманешь, а Господа.
- И с этим присел и сломал на Хабибуле конские железные путы, и посадил его на коня, в сказал:
- — Ступай с миром на все стороны.
- А сам остался ожидать здесь возвращения Хана-Джангара, — и ждал его очень долго, пока ручеек высох и в бурдюке воды осталось очень немножечко.
- Тогда и прибыл Хан-Джангар со своей свитой.
- Осмотрелся Хан и спрашивает:
- — А где Хабибула?
- — Я отпустил его.
— Как отпустил? Что ты такое рассказываешь?
— Я тебе говорю то, что взаправду сделал по твоему велению и по своему хотению. Ты мне велел беречь его как свою душу, а я свою душу так берегу, что желаю пустить ее помучиться за ближнего…
Ты ведь хотел замучить Хабибулу, а я терпеть не могу, чтобы других мучили, — вот возьми меня и вели меня вместо его мучить, — пусть моя душа будет счастливая и от всех страхов свободная, потому что ведь я ни тебя, ни других никого не боюся ни капельки.
- Тут Хан-Джангар стал водить глазами во все стороны, а потом на голове тюбетейку поправил и говорит своим:
- — Подойдите-ка все поближе ко мне; я вам скажу, что мне кажется.
- Татары вокруг Хана-Джангарастеснилися. А он сказал им потихонечку:
— А ведь Паньку, сдается, нельзя казнить, потому что в душе его, может быть, ангел был…
— Да, — отвечали татары все одним тихим голосом, — нельзя нам ему вредить: мы его не поняли за много лет, а теперь он в одно мгновенье всем нам ясен стал: он ведь, может быть, праведный.
«Характер и поступки Паньки, милого героя Лескова, говорят о том, что перед нами идеальный праведник, живущий среди обычных людей. Поистине он — святой».
3.Стадия рефлексии
А) Следующее задание Восстановите пропущенные слова в следующем высказывании. Они нам будут служить в качестве вывода. ( слайд 4,5)
Любовь Паньки к окружающим людям и такое самопожертвование ради них сравнимо лишь с любовью ________________________________, который жестоко пострадал за это. Страдает и Панька, и страдает с_______________________. И в этих страданиях ____________ его душа.
Проверка. (Иисуса Христа, с радостью и смирением, развивается) (слайд 6) (Слайд 7) Нужны ли « праведники» и дурачки?В)Каков он, праведник Н.С. Лескова?
— Максима Горького, который, очень любил творчество Н.С.Лескова говорил:
«Жизнь героев Лескова можно сравнить с житиями святых, только это будут как бы жития святых дурачков русских.
Конечно, герои Лескова – люди сомнительной святости, у них просто нет времени подумать о своей святости и о своем спасении – они непрестанно заботятся и думают о спасении и утешении ближних.
А еще неразумно лезут в густейшую грязь земной жизни, где погряз человек, в мир, где царят жестокость, зависть и злоба…».
— Согласны ли вы с ним?
— Как соотносятся эти слова с эпиграфом нашего урока?
«Есть такие прирожденные ангелы. Они как будто невесомы. Они скользят как бы поверх этой жижи (насилия, лжи, мифов о счастье и законности), нисколько в ней не утопая».
А.И. Солженицын.
Г) Рефлексия
Ваш выбор цитаты
1.Добрый человек не тот, кто делает добро, а тот, кто не может совершить зла. (Ю. Никулин)
2.Лучше терпеть зло, чем причинять зло. (Г. Гессе)
3.В чем смысл жизни? Служить другим и делать добро. (Аристотель)
4. Домашнее задание (слайды 9,10).
- 1.Напишите сочинение-эссе на тему «Нужны ли современному миру праведники»
- (слайд 8) И в конце хотелось бы прочитать стихотворение Себастьяна Бранта:
- Клянется часто сын заблудший:
- «Уж завтра-то я стану лучше!»
- Но это «завтра» никогда
- Не наступает, вот беда!
- Как снег растаявший, как дым,
- Заветный день неуловим.
- И, только одряхлев, глупец
- В то «завтра» вступит наконец,
- Расслаблен, немощен уже,
- С тоской раскаянья в душе…
- Спеши сегодня лучше стать
- Не будешь завтра так страдать…
5. Комментирование и выставление оценок.
Источник: https://infourok.ru/otkrytyy__urok_n.s.leskov_durachok-416381.htm