В рассказе «Голубое и зелёное» Казаков создаёт лирический акварельный этюд души молодого человека, показывая переливы надежд и сомнений, трепетной любви и разрывающего сердце отчаяния.
Десятиклассник Алёша знакомится с красавицей Лилей и неожиданно для себя вступает на незнакомую территорию, имя которой — любовь, где за каждым поворотом поджидают враги: собственная неуверенность, застенчивость, робость, неуклюжесть.
Своё состояние он выражает в экспрессивном выводе: «Какое счастливое время, какие дни, какое головокружение!» Мотив счастья, радостного потрясения от причастности к прекрасному станет ведущим в последующих рассказах Казакова.
Однако восторг первой любви оборачивается для Алёши потерей обретённого рая. Лиля выходит замуж за другого и уезжает с мужем на Север. Теперь состояние героя умещается в одной фразе: «Как тяжело жить!» Текучесть, переменчивость бытия ощущают все герои Казакова, и юные, и старые.
Казалось бы, рассказ об Алеше можно закончить. Он уже состоялся. Всё в нем было устремлено к одной цели: прояснить внутренний стержень его характера.
Ведь герой — художественно одарённый мальчик, с музыкальным чутьём, поэтически мечтательной душой, интроверт по натуре, однолюб.
Лирическое повествование, импрессионистическое название обнажают конфликт — столкновение небесной вертикали (голубое) и полнокровной земной жизни (зелёное). И трагедия разлуки неизбежна, и психическая травма тоже. Однако замысел у писателя другой, и рассказ продолжается.
Монолог героя не закончен, последние наблюдения над самим собой очень важны и выдают его с головой. Прошло пять лет. Алёша заканчивает институт. Боль утраты ушла вглубь. Герой уверяет себя, что забыл Лилю, но он лукавит. Такая выстраданная забывчивость есть всего лишь форма психологической защиты: вытеснение в подсознание болезненных переживаний.
Писатель специально вводит в текст размышления героя о том, что у него всё хорошо. Только вот четыре раза в год ему снятся сны (когда происходят «сбои» в психологической защите), в которых Лиля вновь появляется в его жизни, а с ней возвращается радость. Да и сам Алеша решил после окончания института отправиться на Север, куда ранее уехала Лиля.
У истории оказывается открытый конец.
В этом трогательном рассказе о любви можно увидеть важные особенности поэтики Казакова, которые затем будут набирать силу в каждом из последующих произведений.
В центре внимания узнаваемая реальность в поэтическом освещении; время людей, пока ещё не порабощённых приобретением вещей (самих вещей, увы, нет); природа как составляющая часть жизни; высокая лиричность повествования; психологизм в обрисовке характеров; непритязательность сюжета; внутренний драматизм, живопись словами; цветовая гамма в манере прозрачных слоёв акварели.
Источник: Русская литература XX — начала XXI века. Т. 2. 1950-2000-е гг. / под ред. Л.П. Кременцова. — М.: «Академия», 2009
Источник: https://classlit.ru/publ/literatura_20_veka/kazakov_ju_p/kazakov_goluboe_i_zelenoe_kratkoe_soderzhanie_i_analiz/67-1-0-171
Сочинение по рассказу Казакова Ю.П. «Голубое и зеленое»
Рассказ Казакова «Голубое и зеленое» — это рассказ о первой любви, о первых переживаниях, мечтах, разочаровании. Рассказ, который необычен в своем стиле, ведь автор в работе прибегает к мельчайшим деталям и их описанию, где подробно описывается внешность, городские пейзажи. Поближе познакомиться с работой автора Казакова «Голубое и зеленое» поможет краткое содержание.
Казаков Голубое и зеленое краткое содержание
Рассказ Юрия Казакова «Голубое и зеленое» начинается со знакомства главного героя Алексея с девушкой Лилей. С Лилей Алексея познакомил его друг, который в этот вечер также решил погулять со своей девушкой. Так вчетвером они отправились в кино.
Алексей очень робок, стеснительный, не знает, о чем поговорить, что спросить и даже в кино, начало которого нужно было ждать около пятнадцати минут, Алексей предпочел уйти покурить, ведь не мог подобрать нужных слов, чтобы поговорить с девушкой. После кино они возвращались молча. Алеша провожал Лилю домой.
Было уже поздно, почти везде были темные окна, горел свет только в голубом и зеленом окнах. Наконец Алеша решился и предложил девушке встретиться вновь, на что Лиля дала положительный ответ.
На второй день Алексей пришел к Лиле, у которой была подруга. Девчонки вышли, и они пошли все вместе. Но вскоре, подруга Лили попрощалась, чему Леша был несказанно рад. Далее они гуляли с Лилей сами.
Сегодня они говорили много ни о чем, большую часть разговора даже не помнят, часто перескакивали с темы на тему. Гуляли до ночи, им встречались влюбленные пары и Леша представлял, как и они вскоре будут сидеть в обнимку на тех же скамейках.
Попрощались они в три часа ночи, но и тогда парень не смог уснуть. Он решил почитать книгу. Но его мысли были о Лиле.
Затем Алексей уезжает на Север, где ходит в леса, охотится, рыбачит, а по возвращении в Москву (произошло это через месяц), он сразу же побежал к Лиле. Они вновь гуляют по Москве. Во время прогулки их застает дождь и они прячутся в подъезде, где Алексей спел Лиле романсы и арии.
В четвертой главе мы узнаем, что Леша – ученик десятого класса, а Лиля учится в девятом. Леша мечтает об экспедиции, но он еще мал. Ему нужно окончить школу, поступить в институт.
Все свое свободное время Лиля и Леша вместе. Однажды Леше нужно было отвезти тетке платок, и они отправились с Лилей вместе. Было морозно и холодно.
По возвращении домой, на станции Леша и Лиля впервые поцеловались, а после всю дорогу ехали молча.
В пятой главе герой рассуждает о своих чувствах. Он говорит о любви к Лиле. Рассказывает, как хорошо прошла зима, а вот весна с сюрпризами. Оказывается, у них разные характеры, они стали ссориться. Здесь же Лиля предает чувства, придя на встречу к Леше с другим парнем. Лиля с новым ухажером идут на оперу, а Леша остается стоять в одиночестве.
Следующая глава нас переносит на год вперед. Леша учится в институте, у Лили своя жизнь. Однажды они встретились и Лиля рассказала, что она замужем и они с мужем едут на Север. Леша пришел проводить Лилю в путь. Они вспомнили прошлое, а после, распрощались навсегда.
В последней главе мы узнаем, что Леша оканчивает институт, его жизнь, несмотря ни на что, продолжается.
Печали развеиваются со временем и он уже не тот юный мальчик, а взрослый человек, который вскоре также поедет на Север. Леша давно забыл Лилю, к тому же за учебой, конференциями не оставалось времени на воспоминания.
Хотя, изредка, Лиля все же являлась во сне герою, и в эти дни он всегда был разбит. Как же он не любил подобные сны!
Казаков Голубое и зеленое анализ
Работая над произведением Казакова «Голубое и зеленое» и делая анализ, хочется отметить, что рассказ нас знакомит с первыми чувствами, такими сложными и непонятными, но такими близкими нам всем. Этот рассказ нам повествует об одной истории взросления, которую, кстати, каждый из нас может примерить на себя.
Каждому их нас знакома подобная история, ведь все мы сталкивались с понятием первой любви, испытывали робость от первых встреч, все мы помним первый поцелуй. Да и горечь разлуки, горечь разочарования, измены, предательства, нам не чужды.
Рассказ «Голубое и зеленое» рассказывает о сложностях отношений двух влюбленных, о жизни, которую невозможно предугадать.
Почему рассказ Казакова называется «Голубое и зеленое»? Наверное потому, что это некие ассоциации. Так, Леша, со своими мечтами и мыслями, с первыми чувствами любви витает в облаках, в то время как Лиля — более земная. Она хочет расти, стремится вперед.
К тому же в произведении автор неоднократно обращает наше внимание на голубое и зеленое. Сначала это окна, затем это остановка, где впервые поцеловались герои.
Остановка была сначала голубой от снега, а в конце произведения, когда героиня покидала Москву, уезжая на Север, остановка была в зелени.
Казаков Голубое и зеленое главные герои
Анализируя рассказ Казакова «Голубое и зеленое» и работая над сочинением, невозможно не упомянуть героев. В произведении Казакова «Голубое и зеленое» главными героями являются Алексей и Лиля. Именно вокруг них построен весь рассказ.
Леша – воспитанный мальчик, который долгое время называет Лилю на «вы». Он мечтатель. По натуре робкий и неуверенный. Из-за своего малого опыта, он не смог полностью проявить себя, он даже ни разу не подарил цветы. Возможно, неопытность, застенчивость и стали причиной разлуки с Лилей, которой нужен был рядом уверенный человек.
Лиля – первая любовь Леши, девушка, с которой у него был первый поцелуй. Девушка, которая навсегда осталась в памяти героя, несмотря на то, что она предала и выбрала другого. Но, это жизнь и нашим чувствам, нашему сердцу сложно приказать, поэтому никто здесь никого не осуждает, а просто переживаем за героев, прослеживая их жизнь в произведении Казакова.
Источник: https://sochinyshka.ru/sochinenie-po-rasskazu-kazakova-yu-p-goluboe-i-zelenoe.html
Читать
Юрий Казаков
ГОЛУБОЕ И ЗЕЛЕНОЕ
1
— Лиля, — говорит она глубоким грудным голосом и подает мне горячую маленькую руку.
Я осторожно беру ее руку, пожимаю и отпускаю. Я бормочу при этом свое имя. Кажется, я не сразу даже сообразил, что нужно назвать свое имя. Рука, которую я только что отпустил, нежно белеет в темноте. «Какая необыкновенная, нежная рука!» — с восторгом думаю я.
Мы стоим на дне глубокого двора. Как много окон в этом квадратном темном дворе: есть окна голубые, и зеленые, и розовые, и просто белые. Из голубого окна на втором этаже слышна музыка. Там включили приемник и я слышу джаз.
Я очень люблю джаз, нет, не танцевать — танцевать я не умею, — я люблю слушать хороший джаз. Некоторые не любят, но я люблю. Не знаю, может быть, это плохо. Я стою и слушаю джазовую музыку со второго этажа, из голубого окна.
Видимо, там прекрасный приемник.
После того как она назвала свое имя, наступает долгое молчание. Я знаю, что она ждет от меня чего-то. Может быть, она думает, что я заговорю, скажу что-нибудь веселое, может, она ждет первого моего слова, вопроса какого-нибудь, чтобы заговорить самой. Но я молчу, я весь во власти необыкновенного ритма и серебряного звука трубы. Как хорошо, что играет музыка и я могу молчать!
Наконец мы трогаемся. Мы выходим на светлую улицу. Нас четверо: мой приятель с девушкой, Лиля и я. Мы идем в кино. В первый раз я иду в кино с девушкой, в первый раз меня познакомили с ней, и она подала мне руку и сказала свое имя.
Чудесное имя, произнесенное грудным голосом! И вот мы идем рядом, совсем чужие друг другу и в то же время странно знакомые. Музыки больше нет, и мне не за что спрятаться. Мой приятель отстает со своей девушкой. В страхе я замедляю шаги, но те идут еще медленней. Я знаю, он делает это нарочно.
Это очень плохо с его стороны — оставить нас наедине. Никогда не ожидал от него такого предательства!
Что бы такое сказать ей? Что она любит? Осторожно, сбоку смотрю на нее: блестящие глаза, в которых отражаются огни, темные, наверное, очень жесткие волосы, сдвинутые густые брови, придающие ей самый решительный вид… Но щеки у нее почему-то напряжены, как будто она сдерживает смех. Что бы ей все-таки сказать?
— Вы любите Москву? — вдруг спрашивает она и смотрит на меня очень строго. Я вздрагиваю от ее глубокого голоса. Есть ли еще у кого-нибудь такой голос!
Некоторое время я молчу, переводя дух. Наконец собираюсь с силами. Да, конечно, я люблю Москву. Особенно я люблю арбатские переулки и бульвары. Но и другие улицы я тоже люблю… Потом я снова умолкаю.
Мы выходим на Арбатскую площадь. Я принимаюсь насвистывать и сую руки в карманы. Пусть думает, что знакомство с ней мне не так уж интересно. Подумаешь! В конце концов, я могу уйти домой, я тут рядом живу, и вовсе не обязательно мне идти в кино и мучиться, видя, как дрожат ее щеки.
Но мы все-таки приходим в кино. До начала сеанса еще минут пятнадцать. Мы стоим посреди фойе и слушаем певицу, но ее плохо слышно: возле нас много народу, и все потихоньку разговаривают. Я давно заметил, что те, кто стоит в фойе, плохо слушают оркестр.
Слушают и аплодируют только передние, а сзади едят мороженое и конфеты и тихо переговариваются. Решив, что певицу все равно не услышишь как следует, я принимаюсь разглядывать картины. Я никогда раньше не обращал внимания на них, но теперь я очень заинтересован. Я думаю о художниках, которые их нарисовали.
Видимо, не зря повесили эти картины в фойе. Очень хорошо, что они висят тут.
Лиля смотрит на меня блестящими серыми глазами. Какая она красивая! Впрочем, она вовсе не красивая, просто у нее блестящие глаза и розовые крепкие щеки. Когда она улыбается, на щеках появляются ямочки, а брови расходятся и не кажутся уже такими строгими. У нее высокий чистый лоб. Только иногда на нем появляется морщинка. Наверное, она думает в это время.
Нет, я больше не могу стоять с ней! Почему она так меня рассматривает?
— Пойду покурю, — говорю я отрывисто и небрежно и ухожу в курительную. Там я сажусь и вздыхаю с облегчением. Странно, но когда в комнате много дыма, когда воздух совсем темный от дыма, почему-то не хочется курить. Я осматриваюсь: стоят и сидят много людей.
Некоторые спокойно разговаривают, другие молча торопливо курят, жадно затягиваются, бросают недокуренные папиросы и быстро выходят. Куда они торопятся? Интересно, если жадно курить, папироса делается кислой и горькой. Лучше всего курить не спеша, понемножку. Я смотрю на часы: до сеанса еще пять минут. Нет, я, наверное, все-таки глуп.
Другие так легко знакомятся, разговаривают, смеются. Другие ужасно остроумны, говорят о футболе и о чем угодно. Спорят о кибернетике. Я бы ни за что не заговорил с девушкой о кибернетике. А Лиля жестокая, решаю я, у нее жесткие волосы. У меня волосы мягкие. Наверное, поэтому я сижу и курю, хотя мне совсем не хочется курить. Но я все-таки посижу еще.
Что мне делать в фойе? Опять смотреть на картины? Но ведь это плохие картины, и неизвестно, для чего их повесили. Очень хорошо, что я их раньше никогда не замечал.
Наконец звонок. Я очень медленно выхожу из курительной, разыскиваю в толпе Лилю. Не глядя друг на друга, мы идем в зрительный зал и садимся. Потом гаснет свет и начинается кинокартина.
Когда мы выходим из кино, приятель мой совсем исчезает. Это так действует на меня, что я перестаю вообще о чем-либо думать. Просто иду и молчу. На улицах нет почти никого. Быстро проносятся автомашины. Наши шаги гулко отдаются от стен и далеко слышны.
Так мы доходим до ее дома. Останавливаемся опять во дворе. Поздно, уже не все окна горят, и во дворе темнее, чем было два часа назад. Много белых и розовых окон погасло, но зеленые еще горят. Светится и голубое окно на втором этаже, только музыки больше не слышно оттуда.
Некоторое время мы стоим совершенно молча. Лиля странно ведет себя: поднимает лицо, смотрит на окна, будто считает их; она почти отворачивается от меня, потом начинает поправлять волосы… Наконец я очень небрежно, как бы между прочим говорю, что нам нужно еще встретиться завтра.
Я очень рад, что во дворе темно и она не видит моих пылающих ушей.
Она согласна встретиться. Я могу прийти к ней, ее окна выходят на улицу. У нее каникулы, родные уехали на дачу, и ей немного скучно. Она с удовольствием погуляет.
Я размышляю, прилично ли будет пожать ей руку на прощанье. Она сама протягивает мне узкую руку, белеющую в темноте, и я снова чувствую ее теплоту и доверчивость.
2
На другой день я прихожу к ней засветло. Во дворе на этот раз много ребят. Двое из них с велосипедами: они собираются куда-то ехать; но, может быть, они уже приехали? Остальные стоят просто так. Мне кажется, все они смотрят на меня и отлично знают, зачем я пришел. И я никак не могу пройти двором, я подхожу к ее окнам на улицу. Я заглядываю в окно и откашливаюсь.
— Лиля, вы дома? — громко спрашиваю я. Я спрашиваю очень громко, и голос мой не дрожит. Это прямо замечательно, что у меня не прервался голос.
Да, она дома. У нее подруга. Они спорят о чем-то интересном, и я должен разрешить этот спор.
— Идите скорей! — зовет меня Лиля.
Но мне невыносимо идти двором, я никак не могу идти двором…
— Я к вам влезу через окно! — решительно говорю я и вспрыгиваю на окно. Я очень легко и красиво вспрыгиваю на окно, перебрасываю одну ногу через подоконник и тут только замечаю насмешливое удивление подруги и замешательство Лили. Я сразу догадываюсь, что сделал какую-то неловкость, и застываю верхом на окне: одна нога на улице, другая в комнате. Я сижу и смотрю на Лилю.
— Ну, лезьте же! — нетерпеливо говорит Лиля. Брови ее сходятся и щеки все больше краснеют.
— Не люблю летом торчать в комнатах… — бормочу я, делая высокомерное лицо. — Лучше я подожду вас на улице.
Источник: https://www.litmir.me/br/?b=104752&p=1
Краткое содержание рассказа Казакова «Голубое и зеленое»
Повествование ведется от первого лица, рассказчик — юноша Алеша.
«Лиля, — говорит она глубоким грудным голосом». Алеша знакомится с девушкой. Они стоят на улице: «Как много окон в этом квадратном дворе: есть окна голубые, и зеленые, и розовые, и просто белые». Из голубого окна льется джазовая музыка.
С друзьями они идут в кино. Но Алеша не знает о чем говорить с девушкой и очень смущается. «Лиля смотрит на меня блестящими серыми глазами. Какая она красивая! Впрочем, она вовсе не красивая, просто у нее блестящие глаза и розовые крепкие щеки. Когда она улыбается, на щеках появляются ямочки…» После кино он провожает Лилю домой и предлагает встретиться завтра.
«На другой день я прихожу к ней засветло». У Лили в гостях подруга. Они идут гулять втроем, но подруга вскоре прощается и оставляет их. На Тверском бульваре они видят много влюбленных. Лиля и Алеша гуляют до рассвета. «Теперь мы идем почти рядом. Ее рука иногда касается моей». Алеша вновь провожает Лилю. Дома он читает книгу «Замок Броуди», которую дала ему девушка, и думает о ней.
На месяц Алеша уезжает на Север. Он гуляет по совершенно диким лесам, охотится. Когда он возвращается в Москву, прямо с вокзала идет к Лиле. Он отвык от столицы: она оглушает его шумом, огнями, запахом, многолюдством. Лиля зовет Алешу гулять и впервые говорит ему «ты». Они попадают под дождь, и Алеша по просьбе Лили поет в подъезде ей романсы и арии своим басом.
«Молодым быть очень плохо. Жизнь проходит быстро, тебе уже семнадцать или восемнадцать лет, а ты еще ничего не сделал… Что сделать, чтобы жизнь не прошла даром, чтобы каждый день был днем борьбы и побед!»
«Мы давно уже занимаемся в школе: она в девятом, я — в десятом. Я решил заняться плаванием и стать чемпионом СССР, а потом и мира». «Все свободное время я провожу с Лилей. Я люблю ее еще больше».
Декабрьским воскресным утром Алеше нужно съездить к тетке за шалью в деревню, но он идет с Лилей на каток, а потом в Третьяковку. Начинает темнеть, и Алеша вспоминает о платке. Они вместе едут к тетке. Уже ночью через поле Алеша и Лиля идут на станцию, чтобы вернуться в Москву. На платформе они впервые целуются: «весь мир начинает бесшумно кружиться».
Весной Алеша чувствует что-то новое. Он думает о том, что девушка для него — единственная: «только ее голос трогает тебя до слез, только ее руки ты боишься даже поцеловать… Но вот ты с ужасом замечаешь, что глаза ее равнодушны, …вся она ушла от тебя в такую дальнюю даль, где тебе ее уже не достать…»
На майские праздники Алеше подарили сто рублей, и он приглашает Лилю гулять. Первого числа она не может — говорит, дядя болеет. Второго приходит на свидание с красивым парнем под руку. «…Я только на второй месяц осмелился взять ее под руку» — думает Алеша. Он провожает их до Большого театра. Уходя, Лиля не оглядывается.
«Прошел год. Мир не разрушился, жизнь не остановилась». Алеша старался не думать о Лиле. Он получает письмо от «старой, старой знакомой». Она уезжает с мужем на Север и просить проводить ее. Алеша приходит на вокзал. Из ее прекрасного лица ушло что-то, он стало чужим. «С ней родные и муж — тот самый парень». Она прощается с Алешей.
«Ну что ж, я рад за нее..! Только почему-то очень болит сердце».
Алеша заканчивает институт. Теперь он взрослый человек. Скоро поедет на Север. «Лилю я совсем позабыл, ведь столько лет прошло! Было бы очень трудно жить, если бы ничто не забывалось». Теперь он влюбляется в других девушек, а они в него.
«Но иногда мне снится Лиля… будто мне по-прежнему семнадцать лет и я люблю впервые в жизни… Непрошеные сны!… Ах, господи, как я не хочу снов!»
Краткое содержание рассказа Казакова «Голубое и зеленое»
- Краткое содержание рассказа Брэдбери «Зеленое утро» Тридцатиоднолетний Бенджамин Дрисколл мечтает увидеть Марс зеленым и наполнить кислородом марсианскую атмосферу. Для осуществления своей мечты Бенджамин работает не покладая…
- Краткое содержание рассказа Казакова «Во сне ты горько плакал» Был один из летних теплых дней… Мы с товарищем стояли и разговаривали возле нашего дома. Ты же прохаживался возле нас,…
- Краткое содержание рассказа Казакова «Адам и Ева» Художник Агеев жил в гостинице, в северном городе, приехал сюда писать рыбаков. Стояла осень. Над городом, над сизо-бурыми, заволоченными изморосью…
- Краткое содержание рассказа Казакова «Двое в декабре» Он долго ждал ее на вокзале. Был морозный солнечный день, и ему нравилось обилие лыжников, скрип свежего снега и предстоящие…
- Краткое содержание рассказа Казакова «Тихое утро» Ящка просыпается затемно — мать еще не доила корову, и пастух не выгонял стадо в луга. Глаза слипаются, но Яшка…
- Краткое содержание «Оленьих Рогов» Казакова Ы Шестнадцатилетняя девочка уже давно живет в доме отдыха на Балтийском берегу, у Риги. Она болеет и начинает выходить из…
- Краткое содержание рассказа Бунина «Ворон» Отец рассказчика занимает очень важную должность в губернском городе. Человек он тяжелый, угрюмый, молчаливый и жестокий. Невысокий, плотный, сутуловатый, темный…
- Краткое содержание рассказа Чехова «Дама с собачкой» Дмитрий Дмитриевич Гуров, моложе сорока лет, москвич, по образованию филолог, но работающий в банке, отдыхает в Ялте. В Москве остались…
- Краткое содержание рассказа Астафьева «Жизнь Трезора» Ы Трезор, «пестрый кобель с крупными лапами и сонной мордой», целый день лежит на крыльце, мечтая прорваться в дом и…
- Краткое содержание рассказа Паустовского «Рождение рассказа» Ы Писатель Муравьев сочинял для одного из московских журналов рассказ о труде, но у него ничего не выходило. Муравьеву казалось,…
- Краткое содержание рассказа Бунина «Грамматика любви» Начало июня. Ивлев едет в дальний край своего уезда. Сначала ехать приятно: теплый, тусклый день, хорошо накатанная дорога. Затем небо…
- Краткое содержание романа Фриша «Назову себя Гантенбайн» Сюжет распадается на отдельные истории, и каждая из них имеет несколько вариантов. Так, например, образ повествователя раздваивается на два различных…
- Краткое содержание рассказа Петрушевской «Свой круг» Дружеская компания много лет собиралась по пятницам у Мариши и Сержа. Хозяин дома, Серж, талант и общая гордость, вычислил принцип…
- Краткое содержание рассказа Куприна «Анафема» В воскресенье утром протодьякон устраивает голос: смазывает горло, полощет его борной кислотой, дышит паром. Жена подносит ему стакан водки. Мужчина…
- Краткое содержание рассказа Астафьева «Родные березы» Ы Рассказчик заболевает. Ему дают путевку в южный санаторий. Какое-то время он бродит по набережной «с радостью первооткрывателя», и его…
- Краткое содержание рассказа Чехова «Смерть чиновника» Экзекутор Иван Дмитриевич Червяков смотрит в театре спектакль «Корневильские колокола». Во время представления Червяков чихает и обрызгивает старичка, в котором…
- Краткое содержание рассказа Токаревой «День без вранья» Двадцатипятилетний Валентин, учитель средней школы, однажды утром просыпается с ощущением счастья, потому что ему приснилась радуга. Валентин опаздывает на работу…
- Краткое содержание рассказа Астафьева «Мальчик в белой рубахе» Ы 1933 год. Стоит засушливое лето. Все население дальневосточного села переезжает на заимки убирать уцелевшую рожь и пшеницу. В селе…
- Краткое содержание рассказа Тургенева «Бурмистр» Недалеко от моего имения живет молодой помещик, офицер в отставке, Аркадий Павлович Пеночкин. Человек он рассудительный и воспитанный, о подданных…
- Краткое содержание рассказа Чехова «Душечка» Ольга Семеновна Племянникова, дочь отставного коллежского асессора, пользуется всеобщей симпатией: окружающих привлекают добродушие и наивность, излучаемые тихой розовощекой барышней. Многие…
Источник: https://ege-russian.ru/kratkoe-soderzhanie-rasskaza-kazakova-goluboe-i-zelenoe/
Юрий Казаков. "Голубое и зелёное"
Сегодня мы поговорим о творчестве действительно немодного писателя. Его рассказы, как и книги Паустовского, Пришвина, в литературной критике было принято называть «негромкой прозой».
Они действительно некрикливо, негромко развивали у читателей вкус к хорошей литературе и правильному, выразительному русскому языку. Именно поэтому его новеллы включены в школьную программу, а по рассказу «Тихое утро» даже рекомендовано писать сочинение.
Но происходит это, как правило, в конце учебного года, когда уже всем некогда, и учителя очень просто решают проблему цейтнота: предлагают школьникам познакомиться с творчеством писателя самостоятельно. Признаемся честно: мало кто это делает. Поэтому имя Юрия Казакова ни о чём не говорит сегодняшним читателям.
Его девяностолетний юбилей, который отмечался в этом году 8 августа, тоже прошёл негромко. Ведь блестящего русского новеллиста, лауреата Дантовской премии в Италии, нет среди нас уже тридцать пять лет.
Его начали забывать ещё при жизни. Неизвестно, по какой причине перестали печатать, издавать. Хотя причину можно найти всегда. Того, кто идёт против течения, просто вытаскивают на берег и забывают.
Юрий Казаков никогда не плыл в общем русле, его упрекали в идеализации прошлого, за преклонение перед эмигрантом Буниным, за интерес к К. Гамсуну и Э. Хемингуэю. Потом просто постарались не заметить осознанно выбранное писателем одиночество на даче в подмосковном Абрамцеве.
Как сказал Юрий Нагибин, Казакова «будто нарочно выдерживали в абрамцевской запойной тьме».
Он был мастеровым среди писателей-шестидесятников, больше походил на рабочего-вахтовика с Севера, на лесничего или егеря. Все эти профессии он испытал на себе. А начинал он как джазовый музыкант. В Музыкальное училище имени Гнесиных на класс контрабаса он поступил после строительного техникума.
Каждой специальностью Казаков овладевал профессионально, без любительщины. Когда понял, что музыка – это не его призвание, окончил Литературный институт им. М. Горького. Но прежде искал свою колею в литературе: занимался подённым трудом журналиста в районной прессе, колесил по Русскому Северу.
Контрабас и джаз не случайны: начало его творческого пути связано с эпохой джаза, с хрущёвской оттепелью.
«Мы стоим на дне глубокого двора. Как много окон в этом квадратном темном дворе: есть окна голубые, и зеленые, и розовые, и просто белые. Из голубого окна на втором этаже слышна музыка. Там включили приемник, и я слышу джаз.
Я очень люблю джаз, нет, не танцевать – танцевать я не умею, – я люблю слушать хороший джаз. Некоторые не любят, но я люблю. Не знаю, может быть, это плохо. Я стою и слушаю джазовую музыку со второго этажа, из голубого окна.
Видимо, там прекрасный приемник.»
Так начинается его рассказ «Голубое и зелёное». Школьникам обычно объясняют, что рассказ так назван, потому что зелёное – это земля, а голубое – небо. Героиня очень земная, практичная, твёрдо стоит на земле, а герой –романтик, он устремлён в голубую высь небес.
Сюжет очень прост, даже банален: они встретились, полюбили друг друга, потом она полюбила другого, вышла замуж и уехала, а он не может её забыть. Лирический герой Алёша – это сам автор, от его имени ведётся повествование: первая любовь, первое свидание, робкое касание пальцев, поездка на электричке за город вдвоём, первый поцелуй на перроне.
Лилю мы видим его глазами. У неё тёмные жесткие волосы, блестящие глаза, розовые щёки, она очень похожа на девочку с персиками – мы помним этого упитанного подростка с картины Серова, – образ весьма неромантичный.
Но Алёша влюблён, наверное, поэтому режиссёр Юрий Гресь в 1970 году, когда снял одноимённый фильм по новелле Казакова, сделал Лилю нежной и хрупкой – иначе непонятно, как Алёша её полюбил. Всё же голубое и зелёное – это не только земля и небо.
Это яркий прозрачно- акварельный, наполненный светом и цветом мир вокруг нас: таким он становится, когда мы влюблены. Это необыкновенное ощущение свободы начала 60-х: музыка из разноцветных окон, концерт перед сеансом в кинотеатре на Арбате, каток, Третьяковка и мечты молодёжи уехать непременно на Север.
Неожиданно с последней страницы новеллы исчезает это ощущение цвета. Будто яркий цветной кадр фильма без всякого перехода сменяется чёрно-белым изображением. Позже этот приём использовал Андрон Кончаловский в1974 году в своём фильме «Романс о влюблённых».
Но ведь Казаков создал это ощущение не визуально, а при помощи своего неповторимого стиля. Уходит юность, начинается обыденная жизнь: «Теперь я кончаю институт. Кончилась моя юность, отошла далеко-далеко, навсегда. И это хорошо: я взрослый человек и все могу, и мне не ерошат волосы, как ребенку. Скоро я поеду на Север.
Не знаю, почему-то меня все тянет на Север. Наверное, потому, что я там охотился когда-то и был счастлив. Лилю я совсем забыл, ведь столько лет прошло! Было бы очень трудно жить, если бы ничто не забывалось. Но, к счастью, многое забывается. Конечно, она так и не написала мне с Севера. Где она – я не знаю, да и не хочу знать.
Я о ней совсем не думаю. Жизнь у меня хороша. Правда, не стал я ни поэтом, ни музыкантом… Ну что ж, не всем быть поэтами! Спортивные соревнования, конференции, практика, экзамены – все это очень занимает меня, ни одной минуты нет свободной.
Кроме того, я научился танцевать, познакомился со многими красивыми и умными девушками, встречаюсь с ними, в некоторых влюбляюсь, и они влюбляются в меня…»
Эту новеллу стоит прочитать, чтобы ощутить красоту голубого и зелёного мира, познакомиться с неповторимым стилем «негромкого» писателя Юрия Казакова.
Ольга Кузьмина. 30 октября 2017 года
Нравится
Источник: https://book-hall.ru/nemodnoe-chtenie/yurii-kazakov-goluboe-i-zelenoe
Казаков голубое и зелёное — Дайте краткое содержание рассказа Казакова «Голубое и зелёное». — 3 ответа
Автор Пахан! задал вопрос в разделе Прочее образование
Дайте краткое содержание рассказа Казакова «Голубое и зелёное». и получил лучший ответ
Ответ от Ўля Михайлова[активный]Ранние рассказы Казакова оставались в кругу дозволенной сердечности. В высшей степени показателен рассказ “Голубое и зелёное” (1956). Казаков говорил, что писал его “от имени того арбатского мальчика”, каким он сам был в те годы.
Книжные описания книжных страстей московского десятиклассника, к которому пришла первая любовь. Но эти книжные страсти поражали подробнейшей фиксацией буквально каждого миллиметра сближения Алёши и Лили: “Первый раз я иду в кино с девушкой”; “Мы идём примерно в метре друг от друга”; “Её рука иногда касается моей.
Это совсем незаметные прикосновения, но я их чувствую”. От первого Лилиного обращения на “ты” “мне очень хочется сесть или прислониться к чему-нибудь – так вдруг ослабли мои ноги”.
Первый поцелуй – “и весь мир начинает бесшумно кружиться”…Здесь точно запечатлён психологический облик советских мальчиков и девочек, целомудренных и выдержанных, воспитанных в пуританских правилах своего времени.
Во взволнованной рефлексии влюблённого мальчика на мельчайшие знаки интереса девочки к себе было что-то смешное и наивное и в то же время светлое и свежее. Столь тщательная разработка этой темы не совпадала с господствующим духом времени, с общепризнанной иерархией ценностей. Хотя сам герой-рассказчик пытается ей следовать.
Например, свои мечты он излагает на том помпезно-романтическом языке, который был принят в официальной словесности: “Хочется большой, напряжённой жизни! <…> Что сделать, чтобы жизнь не прошла даром, чтобы каждый день был днём борьбы и побед? ” Однако здесь-то уже заметен небольшой зазор между сознанием героя и позицией автора.
Ибо когда Лиля полюбила другого, как ни пытается Алексей заговорить всякими обезличенно-патетическими словами свою утрату, как ни настойчиво повторяет он утешительные трюизмы типа “а жизнь не останавливается”, “так прекрасно устроен мир”, всё равно “непрошеные сны”, как память о потере чего-то очень дорогого, может быть, самого главного на свете, не дают ему покоя.
Чем могли привлекать читателя-современника эти тщательные описания мельчайших подробностей внутренней жизни героя рассказа “Голубое и зелёное”? Да тем, что в них проступает живое, естественное, природное, то, что прячется глубоко в душе, – влечение, зарождающаяся страсть, любовь, томления сердца. Пробивается сквозь книжность, чопорность сознания и поведения юноши.
Ответ от Marat Kozel[новичек]Ранние рассказы Казакова оставались в кругу дозволенной сердечности. В высшей степени показателен рассказ “Голубое и зелёное” (1956). Казаков говорил, что писал его “от имени того арбатского мальчика”, каким он сам был в те годы. Книжные описания книжных страстей московского десятиклассника, к которому пришла первая любовь.
Но эти книжные страсти поражали подробнейшей фиксацией буквально каждого миллиметра сближения Алёши и Лили: “Первый раз я иду в кино с девушкой”; “Мы идём примерно в метре друг от друга”; “Её рука иногда касается моей.
Это совсем незаметные прикосновения, но я их чувствую”. От первого Лилиного обращения на “ты” “мне очень хочется сесть или прислониться к чему-нибудь – так вдруг ослабли мои ноги”.
Первый поцелуй – “и весь мир начинает бесшумно кружиться”…Здесь точно запечатлён психологический облик советских мальчиков и девочек, целомудренных и выдержанных, воспитанных в пуританских правилах своего времени.
Во взволнованной рефлексии влюблённого мальчика на мельчайшие знаки интереса девочки к себе было что-то смешное и наивное и в то же время светлое и свежее. Столь тщательная разработка этой темы не совпадала с господствующим духом времени, с общепризнанной иерархией ценностей. Хотя сам герой-рассказчик пытается ей следовать.
Например, свои мечты он излагает на том помпезно-романтическом языке, который был принят в официальной словесности: “Хочется большой, напряжённой жизни! <…> Что сделать, чтобы жизнь не прошла даром, чтобы каждый день был днём борьбы и побед? ” Однако здесь-то уже заметен небольшой зазор между сознанием героя и позицией автора.
Ибо когда Лиля полюбила другого, как ни пытается Алексей заговорить всякими обезличенно-патетическими словами свою утрату, как ни настойчиво повторяет он утешительные трюизмы типа “а жизнь не останавливается”, “так прекрасно устроен мир”, всё равно “непрошеные сны”, как память о потере чего-то очень дорогого, может быть, самого главного на свете, не дают ему покоя.
Чем могли привлекать читателя-современника эти тщательные описания мельчайших подробностей внутренней жизни героя рассказа “Голубое и зелёное”? Да тем, что в них проступает живое, естественное, природное, то, что прячется глубоко в душе, – влечение, зарождающаяся страсть, любовь, томления сердца. Пробивается сквозь книжность, чопорность сознания и поведения юноши.
Ответ от 3 ответа[гуру]
Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: Дайте краткое содержание рассказа Казакова «Голубое и зелёное».Ответ от 3 ответа[гуру] Привет! Вот еще темы с похожими вопросами:
Источник: https://3otveta.ru/kazakov-goluboe-i-zelyenoe/
Мои книжные мысли о… рассказе Ю.П.Казакова «Голубое и зеленое»
Когда мне было лет 17, я выписала в свой маленький цветной блокнот такие слова:
«Молодым быть очень плохо. Жизнь проходит быстро. Тебе уж семнадцать или восемнадцать лет, а ты ещё ничего не сделал. Неизвестно даже, есть ли у тебя какие-нибудь таланты. А хочется большой, бурной жизни! Хочется писать стихи, чтобы вся страна знала их наизусть. Или сочинить героическую симфонию и выйти потом к оркестру — бледному, во фраке с волосами падающими на лоб… «.
Это был отрывок из рассказа Ю.П.Казакова «Голубое и зеленое». Помню в школе тогда мы читали рассказы Казакова — «Осень в дубовых лесах», «Во сне ты горько плакал». Казалось иногда, что автор просто выворачивает свою душу наизнанку, такие вот слишком личные истории.
Немногие знают ,что Ю.П. Казаков с детства мечтал стать музыкантом, играл в джазовых оркестрах, а затем поменял свою жизнь полностью — начал писать рассказы. Но, музыкальный талант, особый слух, по мне, выделял его рассказы среди остальных.
Мои книжные мысли сегодня касаются прекрасного, грустного рассказа «Голубое и зеленое». Казаков обожал русский Север, дикую природу, что и описывал в историях.
«Голубое и зеленое» — рассказ о первой любви, юношеских мечтах. Рассказ необычен мелкими деталями, описанием городских пейзажей, внешности.
«Мы стоим на дне глубокого двора. Как много окон в этом квадратном темном дворе: есть окна голубые, и зеленые, и розовые, и просто белые. Из голубого окна на втором этаже слышна музыка. Там включили приемник и я слышу джаз. Я очень люблю джаз, нет, не танцевать — танцевать я не умею, — я люблю слушать хороший джаз. Некоторые не любят, но я люблю. — пишет автор.
Главный герой смотрит на мир иными влюбленными глазами. Отсюда и необычное название рассказа.
Мне очень близок главный герой Алеша. Потому что автору удалось уловить тонкую атмосферу семнадцатилетия. Когда мечтание — это самое любимое занятие. Рассказ не богат событиями, но даже в обычной прогулке Ю.П.Казаков смог в точности описать эмоциональное состояние героев.
«Голубое и зеленое» — история о взрослении, о сложностях любовных отношений и о жизни — такой непредсказуемой и интересной.
«Ничто не вечно в этом мире, даже горе. А жизнь не останавливается. Нет, никогда не останавливается жизнь, властно входит в твою душу, и все твои печали развеиваются, как дым, маленькие человеческие печали, совсем маленькие по сравнению с жизнью. Так прекрасно устроен мир» — пишет автор в конце.
И пусть мне уже не 17 лет, но Ю.П. Казаков останется для меня одним из самых интересных прозаиков, который смог изменить мое представление о написании рассказа и сделал обычную историю первой любви самой неповторимой.
Источник: https://yvision.kz/post/420285