Николай Дмитриевич Телешов (1867-1957), известный русский и советский писатель и поэт, происходил из довольно состоятельной купеческой семьи Замоскворечья, дача которого в Малаховке изображена на этой старой почтовой открытке.
Его предки были крепостными крестьянами Владимирской губернии, самостоятельно выкупившимися на волю.
У деда Николая Дмитриевича был магазин в Старом гостином дворе на улице Ильинка.
Впоследствии он стал совладельцем торгового дома «Телешов Дмитрий Егорович», учреждённого его отцом в 1877 году, членом правления торгово-промышленного товарищества «Ярославской Большой мануфактуры», гильдейским старостой купеческой управы Московского купеческого общества (1894-1898).
Улица Ильинка в Москве. Старая почтовая карточка начала двадцатого века
В 1884 году Николай Телешов окончил московскую Практическую коммерческую академию. В этом же году в журнале «Радуга» он публикует своё первое стихотворение «Покинутая». В 1895 году в издательстве Сытина вышла первая книга Телешова «На тройках». Рассказы и очерки писателя быстро завоевали популярность к началу ХХ века.
Телешов Николай Дмитриевич
(1867-1957)
Вообще в историю русской литературы Н.Д.Телешов вошёл в первую очередь как инициатор «Телешовских сред» и автор мемуарной книги «Записки писателя». На «средах» в доме Телешова побывал весь цвет литературной Москвы начала XX века: Л.Н.Андреев, К.Д.Бальмонт, В.Я.Брюсов, И.А.Бунин, А.С.
Серафимович, В.В.Вересаев, А.М.Горький, А.И.Куприн, Б.К.Зайцев и многие другие. Горький впервые прочитал здесь свою пьесу «На дне». С.Рахманинов играл на рояле, а Ф.
Шаляпин призывал своих друзей послушать его именно тут: «Здесь меня послушайте, а не в Большом театре – там я за деньги пою!»
Н. Д. Телешов и И. А. Бунин, 1910 год
Книга этих «записок» неоднократно переиздавалась в советское время и была интересна тем, что иллюстрировалась фотопортретами русских писателей. Дело было в том, что эти портреты содержали личный дарственный автограф Телешову.
Поскольку коллекционирование этих портретов было страстью Телешова, ему удалось получить дарственные надписи на портретах у Льва Толстого, Чехова, Короленко, Горького, Куприна, Бунина, Серафимовича, Вересаева, Белоусова, Скитальца, Леонида Андреева, Мамина-Сибиряка, Златовратского, Спиридона Дрожжина, Шаляпина и многих других.
В издании «Записок писателя» 1948 года среди прочих портретов была помещена иллюстрация, воспроизводившая известный групповой портрет 1902 года писателей «Среды». Её отличие от оригинального портрета состояло в том, что изображение русского писателя и драматурга Е.Н.Чирикова за спиной И.А.Бунина было тщательно заретушировано.
Литературный кружок «Среда» существовал в Москве с 1899 до 1916 года и собирался по средам у писателя Николая Телешова на Чистопрудном бульваре, а после и в доме на Покровском бульваре.
В 1899 году Телешов женился на Е.А.Карзинкиной, представительнице богатой купеческой семьи, в приданое которой были отданы земли Малаховки.
Елена Андреевна, жена писателя, окончила Московское училище живописи, ваяния и зодчества, была ученицей В. Д. Поленова и имела широкий круг знакомств среди художников.
Благодаря ей на «Средах» бывали художники А. Я.Головин, К.К.Первухин, А.М.Васнецов, И.И.Левитан.
Станция Малаховка. Старая почтовая карточка начала двадцатого века
После открытия железнодорожной платформы Малаховка в 1880 году началось дачное строительство, и к концу века это был уже фешенебельный дачный поселок из более чем 300 дач, одной из которых стала большая деревянная дача Телешовых, изображенная на этой старой почтовой карточке.
Телешовы жили в Малаховке более 20 лет – с 1899 до 1921 года. Порой они приезжали ещё ранней весной, а уезжали лишь поздней осенью, так как с 1913 по 1915 год в имении был построен зимний каменный дом.
К супругам Телешовым часто приезжали в гости родственники и друзья, а нередко на этой даче собирался и кружок «Среда». Сохранились фотографии Телешова с гостями в комнате, на веранде, на крыльце дачи. Часто приезжали И. А. Бунин и Л. Н. Андреев. Однажды малаховскую дачу Телешова посетил А. М.
Горький. В 1924 году он писал Телешову: «Ваши «Среды» имели очень большое значение для всех нас, литераторов той эпохи».
Группа участников литературного московского кружка «Среда». Старая почтовая карточка начала двадцатого века
На даче Телешова побывали видные и известные в то время литераторы: А.П.Чехов, А.И.Куприн, В.В.Вересаев, поэт и переводчик Т.Г.Шевченко, видный литературовед А.Е Грузинский, драматург С.А.Найденов, автор известной пьесы «Дети Ванюшина», врач и искусствовед С. С. Голоушев (Сергей Глаголь), активно участвовавший в литературной жизни Москвы, и другие деятели русской культуры.
Ф.И. Шаляпин в Малаховке с Лужским и Телешовым. Фото 1918 года
Нравилось отдыхать в Малаховке и Ф.И. Шаляпину, часто приезжавшему с семьёй к Телешову в гости. Не раз посещали имение «Озеро», получившее свое название от запруды на реке Македонке, и многие деятели русского театра такие, как: А.И Южин-Сумбатов, директор Малого театра, и В.И.Немирович-Данченко.
Гимназия в Малаховке. Старая почтовая карточка начала двадцатого века
Телешовы активно участвовали в жизни посёлка. Благодаря исключительной энергии Николая Дмитриевича удалось открыть в Малаховке «первую в России деревенскую гимназию» — ныне школа № 48, «над оврагом». Также Супруги Телешовы на свои средства организовали госпиталь в Малаховке (1915) и выстроили сельскую лечебницу (1916).
Но в 1921 году имение Телешовых было национализировано, и семья перебралась на Покровский бульвар в дом Карзинкиных. Это была московская квартира Телешовых с 1913 года, куда им предложил переехать Александр Андреевич Карзинкин, брат жены писателя.
Дом Карзинкиных на Покровском бульваре, № 18/15, где жил Н.Д.Телешов
Деревянный дом в Малаховке был снесен, и до наших дней дожили только главный дом и флигель, построенные перед революцией 1917 года.
После изгнания хозяев, в здании разместилась школа, а затем физкультурный институт, ныне преобразованный в Московскую государственную академию физической культуры.
В 2014 году флигель, который являлся историческим памятником, без разрешительной документации, по мнению градозащитников, был незаконно снесен.
После революции Николай Дмитриевич участвовал в организации музея Московского Художественного театра. В 1938 году Н.Д.Телешов получил звание Заслуженного деятеля искусств РСФСР за организацию Музея МХТ в Камергерском переулке, директором которого был с 1923 года. В 1943 году вышло первое издание книги мемуаров Телешова под названием «Записки писателя», посвященное жене.
Здание МХТ. Старая почтовая открытка начала ХХ века
Нельзя не отметить, что в 1911 году состав кружка “Среда” расширился, и некоторое время кружок назывался “Молодая Среда” под председательством Ю.А.Бунина, старшего брата Ивана Алексееевича, а членами были: А. Н. Толстой, И. С. Шмелёв, В. Г. Лидин, Б. А. Пильняк и др.
В сентябре 1913 года “Среда” из частного кружка превратилась в официально зарегистрированное объединение — Комиссию литературных собеседований Московского общества помощи литераторам и журналистам (100 членов). В 1918 году “Среда”, отделившись от объединения, стала самостоятельной организацией. Встречи вновь проходили на квартире Телешова на Покровском бул.
,18: постоянные — до 1922 года, а эпизодические — вплоть до смерти хозяина в 1957 году.
Источник: https://www.archivistus.ru/teleshovskie-sredyi-zdes-menya-poslushayte/
Телешов Николай Дмитриевич читать онлайн
Белая цапля
Жанр: Прочая детская литература
Николай Дмитриевич Телешов IДалеко на севере, среди студеного моря, на одиноком острове раскинулось королевство, погруженное чуть не круглый год в холодные сумерки и
Крупеничка
Жанр: Прочая детская литература
Николай Дмитриевич Телешов Так рассказывают старые люди. У воеводы Всеслава была единственная дочь, по имени Крупеничка Шел год за годом, и из русой девочки с голубыми глазами обратилась Круп
Елка Митрича
Жанр: Русская классическая проза
Николай Дмитриевич Телешов Из цикла » Переселенцы». IБыл канун рождества Сторож переселенческого барака, отставной солдат, с серою, как мышиная шерсть, бородою, по имени Семен Дмитриевич, или п
Сухая беда
Жанр: Русская классическая проза
Николай Дмитриевич Телешов Из цикла » По Сибири». IВ студеную зимнюю ночь, когда вокруг все было черно и беззвучно, чуваш Максимка безмятежно спал на своей койке, накрывшись тулупом Вдруг ему п
Домой
Жанр: Русская классическая проза
Н Д Телешов (Из жизни сибирских переселенцев) I. Была ясная летняя ночь Луна светила весело и спокойно; она заливала своим серебром поляны и дороги, пронизывала лучами леса, золотила реки… В эту самую ночь из дверей пере
Крамола
Жанр: Русская классическая проза
Николай Дмитриевич Телешов Из цикла «1905 год». IС весны 1905 года, неизвестно зачем и откуда, в Москве стал появляться в так называемом «городе» прилично одетый господин лет сорока, с пушистыми баке
Зоренька
Жанр: Прочая детская литература
Николай Дмитриевич Телешов IВозвращался с охоты царь Косарь Охота была удачная, и Косарь развеселился Бросил поводья, едет да поглядывает по сторонам, поглядывает да
На тройках
Жанр: Русская классическая проза
Николай Дмитриевич Телешов Из цикла » По Сибири» IВ суровые январские морозы 188* года приближался к Нижнему Новгороду поезд, с которым ехали преимущественно торговые лица; они направлялись в Ирб
Живой камень
Жанр: Русская классическая проза
Николай Дмитриевич Телешов Зимою среди белоснежной пустыни, а в летнее время среди зелени и веселых полевых цветков возвышается над тихой речкой утес Живой Камень. Н
Рассказы. Повести. Легенды
Жанр: Русская классическая проза
Творчество Николая Дмитриевича Телешова (18671957) известно широкому читателю прежде всего по замечательной книге литературных мемуаров – » Записки писателя» Между тем лучшие рассказы и повести Н Телешова, такие, как » На тройках», » Сухая беда», » Елка
Жулик
Жанр: Русская классическая проза
Николай Дмитриевич Телешов Однажды сторож Антон, лохматый деревенский мужик лет сорока пяти, здоровый и сильный, ходивший осенним вечером в тяжелом длинном армяке, в
Самоходы
Жанр: Русская классическая проза
Николай Дмитриевич Телешов Из цикла » Переселенцы». IЗакат еще не померк, над городом еще тянулись яркие цветные полосы вечерней зари, а над степью уже всходила луна; она еще не светила, не золоти
Меж двух берегов
Жанр: Русская классическая проза
Николай Дмитриевич Телешов IОдиноко кричит гдето пароход Голос его разносится далеко окрест по пустым берегам, по широкому лону реки Непонятно, для чего он кричит, когда вокруг не видно ни
Самое лучшее
Жанр: Русская классическая проза
Николай Дмитриевич Телешов Бродил однажды пастух Демьян по лужайке с длинным кнутом на плече Делать ему было нечего, а день стоял жаркий, и решил Демьян искупаться в речке. Разделся и только в
Тень счастья
Жанр: Русская классическая проза
Николай Дмитриевич Телешов IМолодой человек лет двадцати двух, бледнолицый и скромный, Виктор Васильевич Рыбаков, сидел на высоком табурете за желтой длинноногой конторкой и писал в разграфл
О трех юношах
Жанр: Русская классическая проза
Николай Дмитриевич Телешов Из цикла » Легенды» Творчество Николая Дмитриевича Телешова (1867 1957) известно широкому читателю прежде всего по замечательной книга литературных мемуаров » Записки п
Источник: https://dom-knig.com/author/4199
Телешов Николай Дмитриевич
Телешов Николай Дмитриевич(29.10/10.11.1867-14.03.1957), русский прозаик. Из купеческой семьи. Организатор знаменитого московского литературного кружка “Среда” (1899-1916). Ранние очерки и рассказы написаны под влиянием А. П. Чехова. Особую литературную ценность представляет цикл “Легенды и сказки”: прежде всего навеянные народными поэтическими преданиями “Крупеничка” (1919) и “Зоренька” (1921). После революции работал в Наркомпросе, занимаясь детской литературой. В эти годы его наиболее значительным художественным произведением стала повесть о революции 1905 “Начало конца” (1933). Наибольшую историко-литературную ценность представляют мемуары Телешова “Записки писателя” (1925-55).
+ + +
Телешов Николай Дмитриевич (29.10[10.11].1867—14.03. 1957), писатель. Родился в Москве в купеческой семье. Окончил Московскую Практическую коммерческую академию (1884). В 1888 познакомился с А. П. Чеховым. В том же году организовал литературный кружок «Среда». В печати выступил в 1884 со стихами. В рассказах Телешова 80-х — н. 90-х XIX в.
господствует чеховская тема: изображение косного и затхлого мещанского быта, обличение пошлости, мелочности интересов, собственнической морали и психологии обывателя («Петух», «Мещанская драма» «Дуэль», «Именины», «Счастливый день», «Чужой человек» и др.).
С 1925 по 1943 Телешов работал над художественными мемуарами «Записки писателя», воскрешающими атмосферу литературной жизни России к. XIX — н. ХХ в.
Телешов был преимущественно новеллистом. Его реалистические рассказы отличаются обыденностью сюжетов (без резких поворотов и замысловатых ходов в развитии фабулы), сдержанной, внешне бесстрастной манерой повествования. В новеллах-легендах Телешов щедро использует фантастику, символику, иносказание, гиперболизм образов и др. художественные условности.
Ф. К.
Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа — https://www.rusinst.ru
Телешов Николай Дмитриевич [29.10(10.11).1867, Москва — 14.3.1957, Москва] — прозаик.
Родился в купеческой семье. Предки его — бывшие крепостные крестьяне Владимирской губ., сумевшие выкупиться.
«Может быть, именно от предков и жива во мне уверенность, что без свободы нет настоящего счастья ни для человека, ни для человечества»,— писал Телешов в автобиографии (Цит. по: Пантелеева К. Николай Дмитриевич Телешов. С.3).
Родители воспитывали мальчика в любви к литературе. Подростком Телешов познакомился с книгоиздателем Сытиным, в типографии которого не раз наблюдал за «рождением» книги.
В 1884 Телешов окончил Московскую Практическую коммерческую академию. Первые стихи Телешова, появившиеся в этом же году в небольших периодических изданиях, носили подражательный характер.
Некоторые поэтические пробы Телешова вошли в сборник начинающих поэтов «Искреннее слово» (1886), в подготовке и издании которого он принимал активное участие.
Сборник успеха не имел, но помог Телешову войти в литературные круги.
Именно потребностью в творческом общении было обусловлено создание «Среды» — московского литературного кружка, который просуществовал с 1899 по 1916.
Заседания кружка, проходившие на квартире Телешова, собирали в разное время таких писателей, как И.А.Бунин, М.Горький, А.Серафимович, В.Вересаев, А.Куприн, Л.Андреев и др. М.Горьким здесь впервые была прочитана пьеса «На дне».
Из произведений участников «Среды» были составлены циклы сборников «Знание» и «Слово».
В 1886 вышел сборник Телешов «Фантастические наброски», куда вошли прозаические этюды (в форме притч), излагающие философские рассуждения Телешова о смысле человеческой жизни («Коридор», «Судьба»), о предназначении художника («Цветы»), о пошлости и затхлости обывательской жизни («В траве»).
Поэтической образности «Фантастических набросков» сопутствовала «заземленность» печатавшихся одновременно небольших рассказов в духе раннего Чехова, в которых молодой автор обличал захолустность быта и заурядность сознания своих персонажей («Перемена»).
В 1893 в журнале «Русское обозрение» опубликованы очерки Телешова «На тройках». В основу положены воспоминания одного из купцов, побывавшего за Уралом на ярмарке. Художник ярко обрисовал «особую страну» с ее загадочными просторами и не менее загадочным будущим.
Стиль произведения подчинен жанру «путешествий» — действие развивается динамично; бегло, но четко, с характерными деталями, обрисовываются фигуры людей и картины сибирской жизни.
После журнальных публикаций рассказы и очерки этого цикла были изданы в сборнике «На тройках» (1895) и «Повести и рассказы» (1896).
Последовав совету А.П.Чехова «перешагнуть границу Европы», Телешов предпринял поездку за Урал, полностью оправдав надежды своего творческого наставника — «сколько всего узнаете, сколько рассказов привезете!» (Цит. по: Пантелеева К. Николай Дмитриевич Телешов. С.7).
Результатом поездки стали очерки «За Урал» (1897), восторженно встреченные русской общественностью и открывшие Телешову путь в большую литературу. Предпосланный книге подзаголовок «Дорожные впечатления, слухи и встречи» точно отражает тематическое содержание сборника.
Социальная направленность книги вписывалась в общий контекст эстетических установок «Среды»: правдоподобно отражать различные стороны российской жизни рубежа веков.
Однако в полной мере социальная острота бытописания и демократический гуманизм Телешова проявились в цикле «Переселенцы», включающем в себя 7 рассказов, написанных в разные годы: «Самоходы» (1894), «Елка Митрича» (1897), «Домой» (1898), «Нужда» (1898), «Хлеб-соль» (1900), «Лишний рот» (1919), «На ходу» (ок. 1927). В отличие от очерков, обращенных к общим проблемам, рассказы отмечены вниманием к отдельно взятой личности русского крестьянина, вынужденного испытывать на себе все «неурядицы жизни», как объективные, так и искусственно созданные (например, насильственное переселение в Сибирь). Мягкий лиризм сквозит в портретной обрисовке представителей этого «всевыносящего русского племени». В своем обличительном пафосе политики переселенчества Телешов пошел дальше всех, касавшихся этой темы писателей (Бунина, Успенского и др.).
Одновременно с бытописательством Телешов продолжает развивать романтическую линию, заявленную в своей первой книге.
Включающий в себя девять произведений и протянувшийся во времени почти на два десятилетия цикл «Легенды и сказки», откликаясь на острые вопросы современности, уводит читателя в мир фантастических абстракций и иносказаний, переводя насущные проблемы в вечные категории добра и зла.
Так, в поэтической легенде «Белая цапля» (1899), написанной по следам англо-бурской войны, рассказ о прекрасных экзотических птицах перерастает в раздумья о страданиях, которые приносит неволя.
Пути преодоления зла в мире еще очень расплывчаты, по-книжному абстрактны, как и в «Песне о трех юношах» (1901), которую сравнивают с горьковским «Данко». О неразрывном единстве поэта и народа говорится в рассказе «Менестрель» (1903), посвященном судьбе поэта, пережившего свою славу.
Образ Менестреля лишен романтической однозначности и односторонности — здесь заметны следы аналитичности в построении образа. Продекларированное в «Менестреле» творческое кредо о необходимости близости художника с народом реализуется в эволюции самого Телешова. Так, даже в пределах названного цикла он проходит путь от книжной легенды о цапле до овеянных народными поэтическими преданиями сказок о «Крупеничке» (1919) и «Зореньке» (1921).
Философская подоплека произведений Телешова конца 1890-х близка взглядам раннего Горького — их герои одинаково не «вписываются» в социальный контекст своего времени. Но если герои Горького активны в отрицании современного миропорядка, то персонажи Телешов смиренны, они скорее констатируют свои страдания, чем стремятся от них избавиться.
Героев сборника Телешова «Повести и рассказы» (1899) можно обозначить по заглавию одного из рассказов — «жертвы жизни». Им присуща вера в мистическую злую силу, царящую в жизни и требующую все новых жертв. По мнению Столяревского, героя рассказа «Жертвы жизни», само общество приготовляет преступления и выделяет из своей среды их исполнителей.
Философия безнадежности и призрачности человеческого счастья («Счастливец», «Дуэль», «Призраки») выводит писателя к проблемам «жертвенности». Героиня повести «Мещанское счастье» Ксения выходит замуж за нелюбимого, но богатого старика, принося себя в жертву во имя своей разоренной семьи.
Но близкие Ксении страдают еще больше, ее жертва не приносит спасения.
Под влиянием «Среды», и особенно М.Горького, Телешов выходит на путь социального протеста. Уже в рассказе «Между двух берегов» (1903) прозвучало его: «Проснитесь! Проснитесь же, русские люди!» Жажда «бури», желание перемен сквозят в рассказе «Черной ночью» (1905).
По живым впечатлениям событий революции 1905 были созданы рассказы «Петля» и «Крамола». Показав священника, взбунтовавшегося против самодержавия и околоточного надзирателя, повесившегося от невыносимости своего положения, Телешов вызвал восторг в демократических кругах.
«Валяйте! — восклицал М.Горький.— Дуйте их в хвост и в гриву!» (Цит. по: Пантелеева К. — С.14). Демократические деятели воздавали должное Телешову за вскрытие механизма черносотенного движения (критик Е.А.Грузинский, корреспондент газеты «Одесские новости» Н.Геккер и др.).
После поражения революции 1905 Телешов возвращается к жанру сказки («Цветок папоротника», 1907), пейзажно-психологи-ческого этюда («Косцы», 1907, «Золотая осень», 1909 и др.).
В годы империалистической войны Телешов пишет о ее бессмысленности и дешевизне человеческой жизни (рассказы «Мина», «Во тьме», «Дни за днями»).
После Октябрьской революции 1917 Телешов работал в Народном комиссариате просвещения, занимался организацией издания сб. для детей. В 1919 обрел окончательную редакцию текст повести «Дети» («Маленький роман»), работу над которым Телешов начал еще в 1896.
В 1921 Телешов создает рассказ «Тень счастья», который после нескольких редакций был опубликован лишь в 1945 в книге «Избранное».
Сочетающий элементы бытописания с мистификацией, обернувшейся для главного героя злой шуткой со стороны сослуживцев, рассказ соединил в себе многие ранние образы и идеи с трезвыми взглядами последних лет, что придало произведению фарсовость.
Наиболее значительным художественным произведением Телешов послереволюционного периода стала повесть «Начало конца» (1933); как бы заново раскрывая новому читателю события революции 1905-1907, Телешов еще раз вглядывается в переломный этап его собственного сознания, оценивая его как пробуждение.
С 1925 Телешов работал над «Записками писателя», уникальными по временному охвату мемуарами: книга открывается описанием открытия памятника Пушкину в Москве в 1880, а заканчивается воспоминаниями о праздновании 85-летия Бунина в 1955. Эта книга является летописью литературно-общественной жизни Москвы. Отдельные очерки посвящены М.Горькому, А.Чехову, Л.Андрееву.
В конце своей последней, шестидесятой, книги Телешова написал: «Оглядываясь на далекое мое прошлое, на долгий пройденный путь, я вижу, как много значительного дала мне литература, с которой неразрывно связана вся моя жизнь быть русским писателем — есть великое счастье в жизни» (Избранные соч.: в 3 т. Т.3. С.387).
Е.И. Колесникова
Использованы материалы кн.: Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 3. П — Я. с. 484-486.
Далее читайте:
Русские писатели и поэты (биографический справочник).
Сочинения:
Избранные соч.: в 3 т. М., 1956;
Избранное. М., 1945;
Повести и рассказы. М., 1899;
Повести и рассказы. М., 1951;
Избранные произведения. М., 1985;
Рассказы. Повести. Легенды. М., 1983.
[Рассказы]. Т. 1—4. М., 1915—18;
Все проходит. М., 1927;
Избранное / Вступ. ст. С. Дурылина. М., 1948;
Избр. соч. / Вступ. ст. В. Борисовой. Т. 1—3. М., 1956;
Записки писателя. Воспоминания и рассказы о прошлом / Послесл. К. Пантелеевой. М., 1966.
Литература:
Шемелова М.И. Творчество Н.Д.Телешова // Вестник Ленинградского университета. 1957. №14. (Серия истории, языка и лит. Вып.3);
Полякова Е. Николай Дмитриевич Телешов (К 100-летию со дня рождения) // Театр. 1968. №4;
Пантелеева К. Н.Д.Телешов (к проблематике творчества): автореферат диссертации. М., 1971;
Грегубов А.Л. Жизнь и творчество Н.Д.Телешова // Рассказы. Повести. Легенды. М., 1983;
Пантелеева К. Николай Дмитриевич Телешов // Н.Д.Телешов Избранные произведения. М., 1985.
Источник: https://www.hrono.info/biograf/bio_t/teleshov_nd.php
Телешов, Николай Дмитриевич — это… Что такое Телешов, Николай Дмитриевич?
Никола́й Дми́триевич Телешо́в (29 октября (10 ноября) 1867(18671110) — 14 марта 1957) — русский писатель, поэт, организатор известного кружка московских писателей «Среда» (1899—1916), потомственный почетный гражданин Москвы, заслуженный деятель искусств РСФСР (1938).
Детство
Русский писатель Николай Дмитриевич Телешов родился в московской купеческой семье в 1867 году. Его предки были крепостными крестьянами Владимирской губернии, самостоятельно выкупившиеся на волю. Николай рано приобщился к чтению и литературе.
Ещё двенадцатилетним подростком в 1880 году он стал свидетелем грандиозных Пушкинских торжеств в Москве: торжественного открытия памятника поэту, выступлений Достоевского, Тургенева и др. Чуть раньше, в десять лет, в типографии И. Д.
Сытина Николай познакомился с процессом возникновения книги. Со временем возникла потребность самому приобщиться к литературному процессу. Деловые связи и дружба с Сытиным будут сопровождать Николая всю жизнь.
Позднее он получил неплохое образование в московской Практической коммерческой академии, которую окончил в 1884 году.
Вхождение в литературу
В. А. Михалёв, портрет Н. Д. Телешова, 1956 г.
В этом же году в журнале «Радуга» он публикует своё первое стихотворение «Покинутая». В 1886 году Телешов принимает активное участие в подготовке сборника молодых поэтов «Искреннее слово». Первые его стихи носили на себе следы влияния Надсона, Фета, Никитина, Плещеева. Сборник этот не обратил на себя никакого внимания, но был первым опытом вхождения в литературную среду. Глубокая заинтересованность в литературном и творческом общении поможет Телешову впоследствии создать литературное объединение «Среда», а пока он публикуется в безвестных журналах «Семья», «Россия», в «Гражданине», князя Мещерского, «Детском чтении», Д. И. Тихомирова. Основная тема ранних рассказов — купеческий и мещанский быт («Петух», «Мещанская драма» «Дуэль», «Именины»). Ранние рассказы составили первый сборник «На тройках» (1895). Современники находили некоторое подражание Чехову в проблематике ранних произведений Телешова, закономерным было знакомство Телешова с Чеховым в 1888 году. Название сборнику дал очерк, опубликованный в 1893 году в консервативном журнале «Русское обозрение». Очерк был посвящён Ирбитской ярмарке и написан по впечатлениям своего родственника М. А. Корнилова. Интерес к окраинам России пробуждали в Телешове произведения Короленко и Мамина-Сибиряка. По совету Чехова в 1894 году Телешов предпринимает собственное длительное путешествие в Сибирь, результатом которого становится серия рассказов, посвящённых быту переселенцев (циклы «За Урал» (1897), «По Сибири» и «Переселенцы», рассказы «Нужда», «На ходу», «Самоходы», «Домой» и др.). Рассказы его отличали будничность сюжета, лишённого неожиданных поворотов в повествовании, внешне бесстрастная («чеховская») манера письма. Однако в своих рассказах-легендах писатель не скупится применять и фантастику, и иносказание, и символику образов.
На рубеже веков
Период с 1898 по 1903 год в биографии писателя был непростым: писалось трудно, не хотелось публиковать «пустяковину» и «тусклятину», выражаясь его собственными словами. К концу 90-х годов прекращается сотрудничество Телешова с консервативной прессой.
Свои новые произведения он помещает в либеральных журналах «Мир Божий», «Русская мысль», «Журнал для всех», многочисленных сборниках и альманахах. К кругу знакомств писателя кроме Чехова, В. А. Гиляровского, И. А. Белоусова присоединяются братья Юлий и Иван Бунины, Н. Н. Златовратский, К. М. Станюкович, Д. Н.
Мамин-Сибиряк, редакторы и сотрудники московских журналов. В 1899 году происходит знакомство в Нижнем Новгороде Телешова и Максима Горького. Горький заинтересовывается писательским кружком Телешова и рекомендует туда Леонида Андреева, Скитальца.
К ним присоединяется Чириков, Вересаев, Куприн, Серафимович и некоторые другие литераторы. Поскольку собрания писателей устраивались на квартире у Телешова по средам, решено было назвать новое литературное объединение «Средами» Телешова. «Среды» продолжались с 1899 по 1916 год.
Горький впервые прочитал здесь свою свою пьесу «На дне». Из произведений писателей кружка впоследствии были составлены сборники «Знание», «Слово» и «Нижегородский сборник».
Е. А. Телешова, жена писателя
Женой писателя становится Елена Андреевна Карзинкина (1869—1943), представительница известной купеческой династии. Благодаря ей на «Средах» бывают художники А. Я. Головин, К. К. Первухин, А. М. Васнецов, И. И.
Левитан — Елена Андреевна окончила Московскую школу живописи, ваяния и зодчества, была ученицей Поленова, имела широкий круг знакомств среди художников. Впоследствии она стала иллюстратором произведений своего мужа. Ей писатель посвятил свои «Записки писателя».
Частыми гостями бывают Шаляпин и С. В. Рахманинов.
Между двух революций
Сборник «1914 год». Обложка Вас. Денисова
Около 1905 года Телешов претерпел характерную для его поколения эволюцию влево. В его произведениях появляются ноты социального протеста: «Крамола», «Петля», «Между двух берегов», «Чёрной ночью». Он впервые в России организовал в Подмосковье сельскую гимназию для рабочих, железнодорожных служащих и крестьян. Десять лет в ней бесплатно (или за сниженную плату) учились по принципу совместного обучения дети самых бедных крестьян и рабочих. Средства на содержание гимназии давала чета Телешовых. Помимо этого Телешов являлся одним из главных организаторов литературной, художественной, театральной и артистической жизни Москвы. Он длительное время возглавлял кассу взаимопомощи литераторов и ученых, был инициатором издания различных сборников («Друкарь», «1914 год», «В помощь пленным русским воинам») и постановок любительских спектаклей писателей, являлся присяжным суда чести при обществе печати и литературы. Телешов с энтузиазмом воспринял первую русскую революцию 1905 года, и когда волна революционного подъёма прошла, его творчество не претерпело упаднических изменений, утверждая по-прежнему человеческую веру в гуманистические ценности («Верный друг», «Косцы», «Иная душа»). Неприятие империалистической войны нашло отражение в рассказах «Во тьме», «Мина» — сборник «1914 год», «Дни за днями» — сборник «В помощь пленным русским воинам» (1916). Супруги Телешовы на свои средства организовали госпиталь в Малаховке (1915 г.), выстроили сельскую лечебницу (1916 г.).
Послеоктябрьский период
«Записки писателя», 1948
После Октябрьской революции Телешов принимал участие в работе Народного комиссариата просвещения. Он участвовал в организации [Музея Московского художественного театра (Камергерский переулок, 3а), директором которого был с 1923 года. В эти годы он занимается детской литературой, задумывает цикл «Легенды и сказки»: «Крупеничка» (1919), «Зоренька» (1921). Начинает художественные мемуары «Записки писателя», (1925-1943 годы), повествующие о событиях литературной жизни Москвы XIX—XX в. На его квартирах происходят заседания членов городской комиссии «История московских улиц» Общества охраны памятников истории и культуры Москвы. Книга «Начало конца» (1933) представляет собой повести и рассказы о событиях революции 1905—1907 гг.
Умер писатель в 1957 году и похоронен на Новодевичьем кладбище.
Библиографический курьёз
Группа участников «Сред» Телешова. Подпись поясняет, что Е. Н. Чирикова действительно нет.
В историю русской литературы Н. Д. Телешов вошёл в первую очередь как инициатор «Телешовских сред» и автор мемуарной книги «Записки писателя». «Записки» Телешова неоднократно переиздавались в советское время и при авторских переизданиях дополнялись и исправлялись писателем. Мемуары иллюстрированы фотопортретами русских писателей. Портреты были примечательны тем, что каждый из них содержал личный дарственный автограф Телешову. Поскольку коллекционирование этих портретов было страстью Телешова, ему удалось получить дарственные надписи на портретах у Льва Толстого, Чехова, Короленко, Горького, Куприна, Бунина, Серафимовича, Вересаева, Белоусова, Скитальца, Леонида Андреева, Мамина-Сибиряка, Златовратского, Спиридона Дрожжина, Шаляпина и многих других. В издании «Записок писателя» 1948 года среди прочих портретов была помещена иллюстрация, воспроизводившая известный групповой портрет 1902 года писателей «Среды». Её отличие от оригинального портрета состояло в том, что изображение Е. Н. Чирикова за спиной И. А. Бунина было тщательно заретушировано.
По неизвестной причине исчезло лишь изображение Чирикова, хотя на том же самом снимке присутствовали другие эмигранты: Бунин и Шаляпин. Конечно известность и значительность двух последних не шла ни в какое сравнение с известностью Евгения Чирикова. Им обоим посвящено немало страниц «Записок».
К тому же советское правительство в первые годы после войны при посредничестве Н. Д. Телешова какое-то время рассчитывало вернуть Нобелевского лауреата по литературе обратно в Советский Союз. Шаляпин к этому времени давно умер.
Чирикова тоже не существовало уже 16 лет, и хотя в «Записках» имя Чирикова вскользь упоминается несколько раз, но даже в этом случае его лик омрачал советскую литературу.
Адреса в Москве
- 1904—1913 гг. — Чистопрудный бульвар, 21;
- 1913—1957 гг. — Покровский бульвар, 18/15. Здесь проходили «Телешовские среды», участниками которых выступил весь цвет литературной Москвы начала XX века: Л. Н. Андреев, К. Д. Бальмонт, В. Я. Брюсов, И. А. Бунин, А. С. Серафимович, В. В. Вересаев, А. М. Горький, А. И. Куприн и другие. На доме установлена мемориальная доска.
Мемориальная доска Н.Д. Телешову на доме N 18/15 на Покровском бульваре в Москве.
Могила Н.Д. Телешова на Новодевичьем кладбище
Библиография
- На тройках. Очерки и рассказы, изд. Сытина, М., 1895;
- За Урал (Из скитаний по Западной Сибири). Очерки, М., 1897;
- Маленький роман (Дети), изд. Клюкина и Ефимова, М., 1898;
- Повести и рассказы, изд. Сытина, М., 1899;
- Рассказы, 2 тт., изд. т-ва «Знание», 1903—1908;
- Между двух берегов, изд. «Освобождение», СПБ, 1909;
- Рассказы и сказки для юных читателей, изд. т-ва «Просвещение», СПБ, 1911;
- Рассказы, изд. Кн-ва писателей в Москве, М., 1913—1917 (кн. 1. Сухая беда; кн. 2. Чёрной ночью; кн. 3. Золотая осень; кн. 4. Крамола);
- Верный друг и др. рассказы, изд. Кн-ва писателей в Москве, М., 1915;
- Елка Митрича, ГИЗ, М., 1919;
- То же, ГИЗ, М. — П., 1923;
- Рассказы, изд. Гржебина, Берлин, 1922;
- Все проходит. М., 1927;
- Автобиография: «Писатели», под ред. В. Лидина, изд. 2-е, М., 1928;
- Переселенцы. Рассказы, изд. «Федерация», М., 1929;
- Литературные воспоминания, изд. Московск. т-ва писателей, М., 1931;
- Избранные рассказы, Гослитиздат, М., 1935.
- Избранное. — М., 1945;
- Записки писателя. — М., 1948;
- Избранное / Вступ. ст. С. Дурылина. М., 1948;
- Повести и рассказы. — М., 1951;
- Телешов Н. Д. Записки писателя: Рассказы о прошлом и воспоминания. — М.: Советский писатель, 1952. — 360, [14] с. — 30 000 экз. (в пер.);
- Избранные сочинения [Вступ. ст. В. Борисовой], т. 1—3, М., 1956;
- Телешов Н. Д. Записки писателя: Воспоминания и рассказы о прошлом / Послесловие К. Пантелеевой. — М.: Московский рабочий, 1958. — 384, [16] с. — (Библиотека для юношества). — 85 000 экз.;
- Записки писателя. Воспоминания и рассказы о прошлом. [Послесл. К. Пантелеевой], М., 1966.
- Рассказы. Повести. Легенды. — М., 1983;
- Избранные произведения. — М., 1985;
Тексты
Тексты художественных произведений Н. Д. Телешова на сайте «Публичная библиотека»
- Легенды. О трех юношах. (1901)
- Переселенцы. Самоходы. Рассказ.
- Переселенцы. Елка Митрича. (1897) Рассказ.
- По Сибири. На тройках. (1892) Повесть.
- По Сибири. Против обычая. (1894) Рассказ.
- По Сибири. Сухая беда. (1897)
- 1905 год. Крамола. (1906) Повесть.
- 1905 год. Начало конца. (1933) Повесть.
- Петух. (1888) Рассказ.
- Между двух берегов. (1903) Рассказ.
- Живой камень. (1919) Рассказ.
- Самое лучшее. (1919) Рассказ.
- Жулик. Рассказ.
- Тень счастья. (1921)
Источники
Примечания
- ↑ Масанов И. Ф, «Словарь псевдонимов русских писателей, учёных и общественных деятелей». В 4-х томах. — М., Всесоюзная книжная палата, 1956—1960 гг.
- Коган П. С., Из жизни и литературы, «Образование», 1899, № 7—8;
- Протопопов М., Простые таланты, «Русская мысль», 1903, № 3;
- Луначарский А. В., О чести, «Правда», 1905, № 9—10 (перепеч. в сб. автора: Критические этюды, М., 1925);
- Соболев Ю., Н. Телешов, «Журналист», 1925, № 3.
- Ф. И. Кулешов, История русской литературы конца XIX — начала XX века. Библиографический указатель, М.— Л., 1963.
Статья основана на материалах Литературной энциклопедии 1929—1939.
Источник: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1577761
Николай Телешов — Записки писателя
- Николай Телешов
- Записки писателя
- Воспоминания и рассказы о прошлом
Посвящено памяти Елены Андреевны Телешовой, верного друга всей долгой жизни моей
Н. Телешов. 28 февраля 1943 года.
Когда я был еще подростком, мне посчастливилось быть свидетелем небывалого до того времени события и торжества. В центре Москвы, во главе Тверского бульвара, перед широкой Страстной, ныне Пушкинской, площадью, в 1880 году 6 июня открывался памятник Пушкину — первый памятник писателю.
Обычно памятники воздвигались на улицах Москвы только царям. И это отметил присутствовавший на торжестве Островский. Возглашая тост за русскую литературу, он метко сказал:
— Сегодня на нашей улице — праздник!
Хорошо помню красивую голову маститого писателя Тургенева с пышными седыми волосами, стоявшего у подножия монумента, с которого торжественно только что сдернули серое покрывало.
Помню восторг всей громадной толпы народа, в гуще которого находился и я, тринадцатилетний юнец, восторженный поклонник поэта. Помню бывших тут же на празднике писателей — Майкова, Полонского, Писемского, Островского.
Помню и сухощавую, сутулившуюся фигуру Достоевского и необычайное впечатление от произнесенной им речи, о которой на другой день говорила вся Москва.
- Речь эта была сказана не здесь, на площади, у памятника, а в Колонном зале нынешнего Дома союзов. Возглашая тост за русскую литературу, он говорил:
- — Пушкин раскрыл нам русское сердце и показал нам, что оно неудержимо стремится к всемирности и всечеловечности… Ой первый дал нам прозреть наше значение в семье европейских народов…
- Вечером в торжественном концерте, состоявшемся при участии огромного оркестра и знаменитых артистов, Достоевский, выйдя на эстраду, сутулясь и ставши как-то немножко боком к публике, прочитал пушкинского «Пророка» резко и страстно:
— Восстань, пророк!..
И закончил с необычайно высоким нервным подъемом:
— Глаголом жги сердца людей!..
Полагаю, что никто и никогда не читал этих вдохновенных строк так, как произнес их не актер, не профессиональный чтец, а писатель, проникнутый искренним и восторженным отношением к памяти величайшего русского поэта.
Создатель памятника, одного из лучших по простоте, красоте и выразительности, Александр Михайлович Опекушин был выходцем из простого народа, из крепостной крестьянской семьи, сперва — самоучка, затем признанный художник и, наконец, академик.
Вспоминаются мне также и увлекательные разговоры и рассказы о многолюдном банкете в связи с торжествами, где я тогда в качестве постороннего юнца присутствовать, конечно, не мог, где Катков, когда-то близкий Белинскому, но потом резко изменивший свои политические взгляды, протянул было к Тургеневу свой бокал, чтобы чокнуться. Но тот отвернулся.
- Тургенев на этом торжестве говорил:
- — Будем надеяться, что всякий наш потомок, с любовью остановившийся перед изваянием Пушкина и понимающий значение этой любви, тем самым докажет, что он, подобно Пушкину, стал более русским и более образованным, более свободным человеком.
- На гранитном пьедестале памятника помещены были в крупном барельефе слова Пушкина, искаженные цензурой. Насколько помнится, было написано так:
И долго буду тем народу я любезен,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что прелестью стихов я был полезен…
И только теперь, в советское время, эту надпись заменили подлинными словами поэта:
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал.
- Разница в надписи весьма существенная.
- Не знаю, остался ли кто-нибудь в живых из свидетелей этого великого торжества и праздника литературы, этого первого чествования памяти русского писателя, который «в свой жестокий век восславил свободу» и верил, что «Россия вспрянет ото сна и на обломках самовластья» напишет имена тех, кто боролся и погиб за будущее счастье народа.
- Эти дни открытия памятника Пушкину остаются для меня одними из самых радостных и светлых, хотя все это и было семьдесят пять лет тому назад.
Первые шаги и знакомства. — Тихомировский кружок и «Детское чтение». — Литературно-художественный кружок. — Н. В. Давыдов.
I
Мне не было еще и семнадцати лет, когда в журнале «Радуга» в 1884 году было напАртистическая и литературнаяечатано мое первое стихотворение. За первым последовало второе и третье, затем в той же «Радуге» и других небольших журналах начали появляться прозаические мои очерки.
Я тогда был далек от литературного мира и никогда еще не встречался лично ни с одним писателем. Рукописи свои я посылал в редакции по почте; за напечатание их мне денег не платили, — да я и не спрашивал.
Первый, кто пожелал меня видеть, был Скрипицын, редактор журнала «Россия», где был напечатан мой рассказ.
«Что же вы не приходите получить гонорар?» — писал он мне в открытке, назначая для свидания ближайший день и час.
В редакции я нашел единственного человека, угрюмо сидевшего за пустым столом, — высокого, костлявого, обросшего волосами.
— Дела нашего издания очень печальны, — сказал мне Скрипицын, подавая руку. — Получите гонорар за ваш рассказ, пока еще не поздно. Надеюсь, вы будете продолжать писать, и я надеюсь встречать ваше имя в печати. Нужно только работать над собой. А пока вот вам деньги. Не взыщите, что мало. Больше не могу.
- Он передал мне пятнадцать рублей, взял с меня расписку в получении и пожелал успехов.
- — Вам сколько платят в иных местах?
- Я признался, что никто и нигде мне ничего не платил.
— Значит, это первый гонорар? Очень рад, коли так. Когда будете получать много, вспомните, что первый гонорар, грошовый, вам заплатил Скрипицын.
Он снова подал мне руку на прощание и добавил:
— А мы дня через два закрываемся… Навсегда.
Первый гонорар — это нечто особое и значительное в жизни писателя, особенно если этому писателю всего семнадцать — восемнадцать лет.
Первый гонорар — это до некоторой степени признание, это уже какая-то оценка, как бы незначительна она ни была. Получение гонорара было для меня сущим праздником.
Возвращаясь домой, я на радостях купил матери цветок, отцу туфли, брату папирос. Первый гонорар исчез, но я все-таки был очень счастлив.
Источник: https://libking.ru/books/nonf-/nonf-biography/598759-nikolay-teleshov-zapiski-pisatelya.html