История одного города — краткое содержание романа салтыков-щедрин

История одного города - краткое содержание романа Салтыков-Щедрин
Город Глупов.
Художники Кукрыниксы

«История одного города» — выдающееся произведения великого русского писателя Салтыкова-Щедрина. В этой статье представлен краткий пересказ романа «История одного города» по главам (краткое содержание): изложение основных фактов и событий из каждой главы произведения. Роман состоит из 15 глав. В самом тексте главы не пронумерованы, но в данном пересказе мы пронумеровали их для удобства.
Смотрите: 
Краткое содержание романа (более сжатое)
Все материалы по «Истории одного города»
В этой главе издатель поясняет читателю, что «История одного города» — это летопись небольшого провинциального городка Глупов. Данная летопись создавалась 4 летописцами, жившими в Глупове в разное время. Описанные в летописи события охватывают период с 1731 г. по 1825 г.

2. Обращение к читателю от последнего архивариуса-летописца

В этой главе к читателям обращается последний из 4-х летописцев, Павлуша Маслобойников. Летописец поясняет, что в книге пойдет речь о 22 градоначальника города Глупова, а также о 7 днях, которые город провел без начальника. 

3. О корени происхождения глуповцев
В этой главе речь идет о происхождении глуповцев и истории основания города Глупова. В древние времена на Руси жил глупый народ — головотяпы. Они враждовали с соседними народами, а также между собой. Устав от беспорядков, головотяпы решили найти себе начальника, который бы навел порядок в племени. Целых 3 года они искали и наконец нашли очень глупого князя, который согласился править ими. Князь дал головотяпам название «глуповцы» и основал город Глупов.    4. Опись градоначальникам, в разное время в город Глупов от вышнего начальства поставленным (1731–1826)
В этой главе представлен список 21 градоначальника города Глупова с их кратким описанием (судя по всему, 22-ым градоначальником является сам «глупый князь», основатель города Глупов). В следующих главах приводится подробный рассказ о некоторых из градоначальников.

5. Органчик

В этой главе речь идет о градоначальнике Брудастом. Угрюмый, молчаливый и суровый Брудастый усердно работает и все время говорит одну фразу: «Не потерплю!». Вскоре глуповцы обнаруживают, что у Брудастого вместо головы орган (музыкальный инструмент). В городе начинается переполох, появляется двойник Брудастого. В конце концов обоих самозванцев снимают с должности.

6. Сказание о шести градоначальницах. Картина Глуповского междоусобия

После Брудастого в Глупове начинается анархия, которая длится 7 дней. В этот период за место градоначальницы борются 6 самозванок, простых жительниц Глупова. Они строят козни друг против друга и т.д., но ни одна из них не добивается успеха. Наконец в Глупов присылают Двоекурова, который наводит порядок.

7. Известие о Двоекурове

Двоекуров оказывается деятельным градоначальником. Он заставляет глуповцев выращивать и есть горчицу, лавровый лист. Двоекуров пытается основать в Глупове академию, но безуспешно. Он заводит в городе медоварение и пивоварение. Двоекуров усердно сечет жителей розгами, чтобы усмирять их. Умирает Двоекуров своей смертью в 1770 году.

8. Голодный город

В 1772 году (после правления маркиза де Санглота) к власти приходит Фердыщенко. Под его начальством город Глупов 6 лет живет хорошо. На 7-ом году правления Фердыщенко влюбляется в замужнюю женщину Аленку. Он делает ее своей сожительницей, а ее мужа ссылает в Сибирь. Вскоре в городе начинается засуха и голод. Жители винят в этом Аленку, которую считают ведьмой. Они сбрасывают ее с колокольни, и та погибает. По просьбе Фердыщенко начальство присылает в Глупов войска и те усмиряют граждан.

9. Соломенный город

Город приходит в себя. Фердыщенко влюбляется в стрельчиху Домашку и поселяет ее у себя. Внезапно в городе начинаются пожары и глуповцы винят в этих бедах Домашку. Тогда Фердыщенко возвращает девушку в ее дом. По просьбе Фердышенко в город снова приезжают войска и усмиряют бунтующих глуповцев.
10. Фантастический пушетественник
Однажды Фердыщенко отправляется в путешествие по окрестностям Глупова. Путешествие проходит скучно. Фердыщенко общается с местными жителями, угощается их обедами. Во время одного из застольев Фердыщенко внезапно умирает.

11. Войны за просвещение

К власти приходит градоначальник Бородавкин. Он ведет в Глупове войны за просвещение, насаждая производство горчицы, персидской ромашки и т.д. Вскоре город производят так много ромашки и горчицы, что это вызывает экономический кризис. Жители бедствуют. В это время во Франции разгорается революция. Бородавкин опасается, что в Глупове тоже вспыхнет революция. Поэтому Бородавкин начинает войны против просвещения. Он сжигает и разоряет часть домов и собирается сжечь весь город, но внезапно умирает.
12. Эпоха увольнения от войн
После этого Глуповым 4 года правит градоначальник Негодяев. При Негодяеве город разоряется, а население дичает и обрастает шерстью.

Следом к власти приходит князь Микаладзе, кроткий и незаметный градоначальник. При нем город приходит в себя, жители веселеют. Главной слабостью Микаладзе являются женщины. Микаладзе умирает от истощения сил.

Далее к власти приходит Беневоленский. Его страстью является составление законов. По должности он не имеет права создавать законы, но он не в силах сдерживать эту страсть. Он пишет законы и тайно распространяет их в Глухове. В 1811 году он вступает в переписку с Наполеоном. Власти узнают обо всех его проделках и арестовывают его.
На смену Беневоленскому приходит офицер Прыщ. Он дает глуповцам полную свободу и совсем не занимается службой. Вместо этого он устраивает балы и ездит на охоту. При Прыще глуповцы богатеют в 4 раза. В конце концов оказывается, что у Прыща фаршированная голова. Он погибает от рук предводителя дворянства.

13. Поклонение Мамоне и покаяние

После Прыща городом правит Иванов. Иванов не пользуется своими мозгами, и при нем глуповцы по-прежнему живут хорошо. По первой версии, Иванов умирает от испуга, когда получает большой указ сверху. По второй версии, Иванова увольняют за то, что у него усыхает голова, потому что он ей не пользуется.

Далее городом правит виконт Дю-Шарио, глупый и веселый человек. При нем глуповцы живут настолько весело и как будто сходят с ума. Они поклоняются языческим богам, носят странную одежду, изобретают свой язык и перестают работать на полях. В конце концов виконт Дю-Шарио оказывается женщиной и его прогоняют.

Затем градоначальником становится Грустилов. Он застает город в разврате. Вместе с жителями он сам пускается в разврат и не занимается делами.

Когда случается неурожай, Грустилов берется за ум и возвращает глуповцев к вере. Однако глуповцы, вернувшись к вере, по-прежнему не хотят работать.

Тем временем Грустилов и элита города собираются на тайных собраниях, читая статьи Страхова и развлекаясь. Начальство арестовывает их.

14. Подтверждение покаяния. Заключение

После Грустилова городом правит Угрюм-Бурчеев, угрюмый прохвост и идиот. При нем глуповцы живут как в армии: носят униформу, работают по расписанию и т.д. Угрюм-Бурчеев разрушает Глупов и основывает новый город — Непреклонск. Глуповцы устают от жестокости начальника и готовят бунт. Внезапно на город находит смерчь с ливнем и Угрюм-Бурчеев бесследно исчезает.

15. Оправдательные документы
Эта глава представляет собой приложение к роману. В приложении собраны 3 сочинения, написанные градоначальниками Бородавкиным, Миналадзе и Беневоленским.  

Конец.

Источник: https://www.literaturus.ru/2016/11/kratkoe-soderzhanie-istorija-odnogo-goroda-po-glavam.html

Краткое содержание романа «История одного города» (М.Е. Салтыков-Щедрин) | Литрекон

«История одного города» – сатирический роман, вызвавший в свое время шквал эмоций и мнений. Многие считали, что роман ложно показывает общество, власть и уклад жизни. Но либерально настроенная публика одобряла творчество автора. Например, И.С. Тургенев писал, что роман замечательный и отражает действительность благодаря сатире.

Салтыков-Щедрин обращается к фольклору и показывает с помощью иронии, гротеска всю нелепость, абсурд и  трагизм государства и народа. Анализ произведения Многомудрый Литрекон оставил здесь, а список героев с их характеристикой — тут.

Данная страница посвящена краткому пересказу «Истории одного города»: Литрекон описал основные события в сокращении и передал сюжет максимально кратко.

Обращение к читателю от последнего Архиевариуса-летописца

Обращение – это пародия на летописное сказание, в котором летописец обращается к христианам. Летопись слагали четыре архивариуса.

Объясняет «смиренный городовой архивариус», что будет рассказывать о главах государства города Глупова, сменяющих друг друга.

По его мнению, города и веси не могут быть без начальства: везде будет тот, кто превосходит всех остальных, но летописец почему-то называет только негативные качества.

Глупов имеет три реки, на семи горах построен как великий Рим. Все его градоначальники были присланы из Российской империи. Они делятся на бурных и кротких: первые принесли с собой разрушительные реформы, вторые тихо проживали свой век. Тем не менее, летописец считает, что должен перечислить правителей в назидание потомкам, не рассуждая и не оценивая их поступки.

О корени происхождения глуповцев

В первой главе повествуется о древнем времени, когда головотяпы (такое название произошло от привычки народа «тяпать» головами обо все, что им встречается на пути) одержали победу над соседними племенами.

  Война разорила их угодья, уничтожила всех «жен и дев», и тогда люди решили, что им нужно привести в порядок общество, поэтому им требуется правитель.

Головотяпы искали себе князя, но все им отказывали, отчаявшись, они обратились к вору-новотору, который сумел найти князя, но князь не хотел править сам и приказал вору-новотору быть своим наместником. Тогда и переименовали головотяпов в глуповцев, а город назвали Глупов.

Глуповцы отличались начальстволюбием и смирением, что не понравилось вору-новотору, он жаждал бунта, упрека и мятежа. Так он хотел возвыситься в глазах князя.

Чтобы добиться милости князя и собрать барыши у бунтовщиков, Вор-новотор решился донять их всеми правдами-неправдами, и народ взбунтовался. Он подавил бунт.

Но Вор-новотор до того проворовался, что князь об этом узнал и решил посадить его на петлю, вор-новотор решил не дожидаться и «зарезался огурцом».

Князь послал им одоевца, но он тоже решил, что без бунта никак, и начал донимать народ. Князь, опять услыхав пальбу, терпел-терпел и не вытерпел «вырвал у одоевца ноздрю и послал его править на Вятку». Послал князь орловца, потом калязинца, но все оказались ворами, тогда князь сам пришел в Глупов со словами: «Запорю!». Так начались исторические времена.

Опись градоначальникам (1731-1826)

В этой главе перечисляются поименно градоначальники Глупова и кратко упоминаются их «достижения». Говорится о двадцати двух правителях. Так, например, об одном из градоправителей в документе записано так: «22 Перехват-Залихватский, Архистратиг Стратилатович, майор. О сем умолчу. Въехал в Глупов на белом коне, сжег гимназию и упразднил науки».

Каждый градоначальник имеет говорящую фамилию и особое место в истории России, ведь является сатирической копией реального человека или события. Подробнее о значении имен и дел, закрепленных за ними, Литрекон написал здесь.

Органчик

1762 год — появился новый глава — Дементий Варламович Брудастый. Жители сначала ликовали, надеялись на развитие науки и искусства, а потом испугались, так как Брудастый говорил лишь две фразы: «не потерплю» и «разорю».

Глуповцы любили улыбчивых и приветливых господ, наперебой им угождали, поэтому расстроились, видя на лице правителя суровое выражение, несмотря на все уловки. Все жители думали, что ему мало податей, которые они платят, и недоумевали, как узнать, сколько нужно платить.

Люди приуныли и начали распускать слухи о том, что новый начальник — оборотень.

Оказалось, что голова у Дементия совершенно пустая, это увидел письмоводитель. Они вспомнили Байбакова — мастера органных дел, он рассказал, что внутри у градоначальника органчик. Мастер пытался починить сам, но у него не получилось, заказали новою голову, а она все не идет. Дело в том, что действующая голова отсырела в дороге.

Народ начал бунтовать, была смута. Помощник начальника сообщил обо всем в Россию, но получил лишь увольнение за нелепое донесение. Оттуда голову выслали, но в дороге она укусила почтальона, и он сбежал, испугавшись. Ее раздавили на дороге и использовали в качестве удобрения. Недовольство жителей переросло в бунт. Смута и безвластие окутали город.

Люди пришли в администрацию и потребовали показать им руководителя. Но тут вместе с офицером приехал градоначальник с той самой головой, которая была раздавлена на дороге. Народ успокоился, но вдруг приехал второй градоначальник с головой, которую починили в Глупове. Они «смерили друг друга глазами», народ разошелся.

Читайте также:  Приключения чиполлино - краткое содержание сказки родари

Градоначальников забрали, и началась анархия длиной в неделю.

Сказание о шести градоначальницах

Анархия началась с того, что глуповцы сбросили с раската Степку да Ивашку, утопили двух граждан: Порфишку да другого Ивашку, а потом разошлись по домам. Теперь анархическими элементами явились женщины, которые решили захватить власть в городе.

Первая – Ираида Палеологова, опоила трех солдат, вторглась в казначейство и обокрала казну. Это была жестокая женщина в возрасте, которая била своих крепостных девок и отдавала деньги в рост.

Чтобы спасти народ от нее, штаб-офицер решил «выбить клин-клином». Ираида боролась с Клемантинкой де Бурбон — дочерью градоначальника, который был уволен за игру в карты. Она любила напиваться и ездила на коне по-мужски.

Проиграв сражение с конкуренткой, Ираида взорвала себя, своих сподручных и все награбленные деньги.

Появилась третья претендентка Амалия Карловна Штокфиш-помпадурша. Она жила у какого-то градоначальника, поэтому имела право стать правительницей. Она арестовала Клементину с помощью атаманцев, которым дала пенного. Но в Глупов приехали поляки, у которых была своя кандидатура — Анеля Алоизиевна Лядоховская, которая тоже когда-то приходила к градоначальнику.

Анархия продолжалась, правителей не было. Клементина была в клетке на площади, все над ней потешались, а Амалия обложила людей налогами. Но ее сместили поляки вместе со своей кандидаткой. Однако в стрелецкой слободе вспыхнул бунт.

Как только народ стал приходить в себя, объявилась еще две претендентки — Дунька Толстопятая и Матренка Ноздря. Глуповцы обезумели от ужаса, началась резня, ведь две дамы были жестоки и ненасытны: пытали и ели людей. Люди начали нападать друг на друга, уцелели немногие.

После того, как Дуньку съели клопы, оставшиеся в живых образумились и решили ждать настоящего начальника.

Назначили нового градоначальника — Двоекурова. Водворился мир.

Известие о Двоекурове

Семен Константинович правил 8 лет, знаменовался как либерал, сподвижник, хотел установить академии, занимался медо и пивоварением, приказывал есть горчицу и лавровый лист, но был не решительным. Поэтому многие его начинания не принесли успеха.

Голодный город

6 лет город не горел, не голодал во времена правления бригадира Петра Фердыщенко. Он был прост и естественен, глуп, и все процветало. Секрет был в том, что он ничего не делал, а значит, не мешал людям работать и наживать деньги.

Но на седьмой год градоправитель влюбился в Алену Осипову, жену ямщика Митьки. Он стал настойчивым, требовательным, прежнее бездействие сменилось активностью, и она уже была только во вред людям.

Однако Аленка чувств Петра Петровича не разделила, они с мужем упорно оборонялись и оскорбляли начальника за его домогательства. Фердыщенко предпринимал всевозможные действия, чтобы заставить Аленку полюбить его, даже отправил Митьку в Сибирь.

После этого Аленка стала благосклонной к ухаживаниям градоначальника. После этого бригадир начал воровать все товары из лавок, как и его Алена.

В Глупове началась засуха, а вслед за ней начались голод и людские смерти. Глуповцы потеряли терпение и отправили к Фердыщенко посланца, однако ходок не вернулся. Градоначальник его заковал и мер не принял.

  Тогда сочинили жители бумагу с жалобами, которую разослали во все концы империи. Поданное прошение также не нашло ответа. Тогда жители взбунтовались и сбросили Аленку с колокольни.

В город пришла рота солдат для подавления бунта.

Соломенный город

Новое легкомыслие осенило бригадира, ее звали Домашка – стрельчиха. Это решительная, мужественная и пьющая женщина, которая жила у стрельцов. Они не хотели ее отдавать бригадиру, да и она была против. Но два раза стегал ее бригадир, а на третий Домашка не выдержала. Отбил он ее у «опчетсва». Они вместе пили до беспамятства.

Новое бедствие настигло город – пожары. Сгорела Пушкарская слобода, затем Болотная и Негодница. Глуповцы обвинили Фердыщенко в новой напасти и заставили его выдать им Домашку и вернуть ее на место.

Начальник повинился, поплакал и выполнил их требования. Но на самом деле он не смирился с этим и решил написать начальству в Россию. Оттуда пришла армия на подавление бунта. Так он отомстил горожанам.

Фантастический путешественник

Фердыщенко вздумал путешествовать. Он думал, что от его приезда все вокруг зацветет и даже появятся новые реки. Экономка отговаривала, но он никого не слушал.

Но так как путешествие было недалеким, а бригадир со времен Домашки начал запивать, то и тут напился до безобразия. Слава о путешествии бригадира разошлась, начали праздновать.

Бригадир давал людям смешные советы и собирал подати. Фердыщенко на радостях умер от ожирения. 

Испугались глуповцы, но тут прислали другого градоначальника – Василиска Семеновича Бородавкина. При нем начался золотой век.

Войны за просвещение

Бородавкин был очень бдительным и усердным, поэтому спал с открытым глазом и постоянно кричал на всех. Он был очень амбициозным начальником и мечтал покорить другие земли силой оружия. Но поводов для войн он не нашел, поэтому ограничился внедрением цивилизации.

Решил Бородавкин ровняться на Двоекурова, продолжать сеять горчицу, а то запустили культуру. Но глуповцы не соглашались, чтобы потом не заставляли их есть еще какую-нибудь мерзость. Тогда начальник ввел обязательное употребление прованского масла, и люди опять его не приняли.

Правитель решил подавить бунт походом, но поход не увенчался успехом, потому что все убегали и прятались от солдат. Потом были сражения, но и они не были триумфальными, так как начальник искал слободу там, где ее не было, и завел войско в болото, где увязли пушки. Он бродил несколько дней, хотя слобода была рядом.

В итоге жители приняли горчицу.

Было четыре таких войны за просвещение. Первая – за горчицу, вторая — за каменный фундамент в домах, третья — за выращивание персидской ромашки, четвертая — за академии. Во все времена начальник искал бунт там, где его не было. Посредством прокламаций он диктовал свою волю, но люди его не понимали, потому что читали с трудом. 

Из-за его реформ и просвещения горожане голодали, так как засадили все горчицей и ромашкой. Он захотел собрать подати, но денег уже ни у кого не было. Бородавкин разозлился и решил, что народ опять бунтует. Он пошел на людей и разорил несколько деревень.

Бородавкина не стало, когда он в который раз решил сжечь город.

Эпоха увольнения от войн

В 1802 году пал Негодяев. Пал за несогласие насчет конституций. Но вещественным фактом считалось, что он был истопником в Гатчине, а значит, выступал за гатчинское демократическое начало. Глупов изнурили войны, и народу захотелось освободиться от них. Поэтому после Негодяева правление взял Микеладзе, его назначили сверху.

При нем увеличилось потомство, так как он любил женщин. Микеладзе «не вмешивался» в дела граждан и был далек от политики. При Негодяеве народ совсем одичал, а Микаладзе привел его к цивилизации, заставив одеваться и вести нормальный образ жизни. Он добился этого, перестав издавать законы и наказывать людей.

Он умер от истощения сил и любовных утех.

После Микеладзе взял бразды правления Беневоленский Феофилакт. Он был преемником Сперанского, поэтому страсть к законадательству была и у него. Но он не имел права издавать законы, а издавать он очень любил, ему приходилось ночью раскидывать их по городу.

Он сам сочинял проповеди и демонстрировал их людям, а также учил попов произносить их. Уволили за связи с Напоелоном, которые он установил по просьбе своей любовницы — купчихи Распоповой. Она хотела взглянуть на императора.

Тогда начальника арестовали и отправили в ссылку.

Подполковник Прыщ —  следующий градоначальник. Он был простым и рже глуповатым, нажил много денег, а теперь хотел просто отдохнуть на службе, поэтому войне не устраивал и законы не издавал.

Город во времена его правления ни в чем не нуждался, хотя сам правитель не делал ничего. Он охотился и жил роскошно, так как все вокруг преуспевали.

Глуповцы заподозрили что то неладное, искали причину в чертовщине, но оказалось, что голова у начальника – фаршированная трюфелями, и голову съели.

Поклонение Мамоне и покаяние

Новый градоначальник —  статский советник Иванов. Но тот быстро умер, так как «оказался столь малого роста, что не мог вмещать ничего пространного». Он погиб от страха, ведь не смог понять длинный сенатский указ.

Назначили веселого и прожорливого Виконта де Шарио. Любил маскарады, питал страсть к веселью, поддерживал неистовство глуповцев, которые забыли, как нормально креститься, и в итоге совсем отбились от рук.

Они начали бросать хлеб на пол от неслыханного изобилия. После вера отцов уступила место идолопоклонничеству: люди слушали проповедников из народа вместо попов. Укоренилось язычество, появились жертвы. Нравы вконец испортились.

Но Виконт оказался женщиной, его выслали за границу.

Еще один статский советник начал править в Глупове – Эраст Грустилов. Глуповцы погрязли в пороках, обленились и перестали верить в Бога. Грустилову это было безразлично. Люди ничего не сеют, все лишь тратят, предаются разврату.

Он сам был таким: его возвеличила связь с важной дамой, а после ее падения он написал книгу, где намекал на ее беспутство. В Глупове герой искал молоденьких любовниц и обольщал девиц.

Пока он правил, народ только и думал, что о любовных утехах, но говорил о них сентиментально и высокопарно. В то же время он ловко воровал казенные деньги.

Но случилась неожиданная перемена: жена аптекаря Пфейера направила Грустилова на путь добра, он стал помогать людям, которые верили в Бога. Она убедила его в том, что он живет грешно. В то же время люди стали ощущать голод: пока они танцевали, никто ничего не сеял. Лавки пустели.

Аптекарша состояла в переписке с мистиками и химиками, интересовалась вопросами души и просветления. Она втянула городничего в секту, заставляла нюхать нечистоты и изнурять тело.

Его окружили блаженные, которые заняли все главные посты в городе, угрожая начальнику пламенем ада за его грехи. Под их влиянием глуповцы перестали развратничать, но делать ничего не стали: поля опустели, как и лавки. Ни один из богов им не помог.

Градоправителя сместили по доносу штабс-капитана. В город приехал Угрюм-Бурчеев.

Подтверждение покаяния. Заключение

Заключительный правитель – Угрюм-Бурчеев — «чистейший тип идиота». Его идеей было сделать из Глупова город Непреклонск по образу Святослава Игоревича.

Он хотел видеть город идеально прямым: дороги, дома, реки должны были идти прямо и сводиться к главной площади. Все вокруг должно было стать казармами.

Собираясь сделать идеальный город, он разрушил старый, глуповцы плакали, страдали, но выполняли все обязанности. Начальство одобрило его план.

Градоначальник считал, что все равны перед шпицрутеном — наказанием. Он считал разумы злейшим врагом человека, поэтому никогда не рассуждал. Герой отличался упрямством, узколобостью и железной волей. Люди ненавидели его, потому что он разрушал все, что не было прямым. При нем можно было только маршировать.

Его идеалом была голая пустыня, в которой было лишь одно здание — острог. Начальник вел аскетический образ жизни: спал на земле, ел лошадиное мясо с жилами, курил самую вонючую махорку. Жену и детей он морил голодом в подвале: когда их выпустили, они объелись и погибли.

Чтобы доказать ему свою преданность, нужно было отрубить себе палец.

Все выполнялось, пока не помешала река. Ничего не помогало идти против этой реки.  Она не желала идти прямо, даже когда ее решили забросать мусором и навозом — ничего не помогло, она лишь разлилась шире. Потом соорудили плотину, но и ее река прорвала.

Читайте также:  Нигилизм базарова в романе отцы и дети тургенева сочинение с цитатами

Угрюм-Бурчеев сдался, весь народ был в трауре, так как градоначальник сошел с ума и только маршировал в кабинете. Тогда решил создать город в другом месте, но что ему еще помешало — неизвестно, записи не остались. Пришло ОНО.

Что-тонеобьяснимое, Угрюм-Бурчеев растворился в воздухе, история прекратилась.

Аида Убиева

Источник: https://litrekon.ru/kratkie-soderzhaniya/istoriya-odnogo-goroda-m-e-saltykov-shhedrin/

История одного города — краткое содержание

«История одного города» — это «реальные» документы, оформленные в художественный текст: издатель обнаруживает их в городском архиве. Это своеобразная летопись города Глупова, «Глуповский Летописец».

Автор настаивает на истинности событий и всех персоналий (история Глупова развивается на фоне реальной российской истории), а также объясняет структуру летописи: в основном это биографии градоначальников.

Летопись охватывает события с 1731 по 1825 год, и автор замечает, что содержание летописи По преимуществу фантастическое и по местам даже почти невероятное в наше просвещенное время.

Обращение к читателю от последнего архивариуса-летописца

Стиль обращения отсылает к стилю «Повести временных лет» — древнерусскому летописному тексту. Архивариус рассказывает, что к написанию летописи его подтолкнуло желание изобразить преемственно градоначальников, в город Глупов от российского правительства в разное время поставленных, и он решает занять описательную позицию – не критиковать, не выносить суждений.

О корени происхождения глуповцев

В этой части иносказательно передана история о призвании варяг, описанная в Повести временных лет. В доисторическое время жили на месте Глупова множество племен, самое могущественное из которых звалось головотяпы.

Головотяпы побеждают своих соседей – лукоедов, гущеедов, моржеедов, лягушечников и остальных, но кроме как воевать, они ничего не умеют, действия их бессмысленны: щуку с яиц согнали, Волгу толокном замесили. Головотяпы решают пригласить князя «со стороны».

Никто не хочет править ими: слишком глупы, и всякий князь отказывается от приглашения, предварительно поучив жезлом гостей.

Отчаявшись, они обращаются к вору-новотору: тот находит князя, который соглашается стать над головотяпами, но не самолично – вместо него служит наместником вор-новотор. С этих пор и появляется город Глупов, а головотяпы отныне именуются глуповцами.

Характер у головотяпов-глуповцев смирный, перед властью они раболепствуют, поэтому вор-новотор легко устанавливает удобные ему порядки, но покорность ему претит: он жаждет бунта, чтобы, усмиряя их, проявлять свою власть. Вскоре вор-новотор проворовывается, и князь приговаривает его к казни: посылает ему петлю. Вор-новотор опережает казнь, сам зарезывается огурцом.

Доисторическая эпоха в Глупове заканчивается, когда однажды все же прибывает князь: последующие наместники воровали все больше. Он является с криком: «Запорю!». Этот возглас и служит меткой отсчета времени.

Опись градоначальникам

в разное время в город Глупов от вышнего начальства поставленным (1731 – 1826)

Эта глава – поименный перечень всех градоначальников Глупова. Кому-то летописец посвящает пару фраз, чьи-то достижения расписаны подробнее. Отдельного внимания заслуживают их именования: Салтыков-Щедрин использует прием «говорящих фамилий».

Большинство градоначальников отличаются самодурством и глупостью, многие персоналии связаны с реальными историческими фигурами.

Так, градоначальник Грустилов – друг Карамзина, Угрюм-Бурчеев списан с Аракчеева, Фердыщенко прежде был денщиком князя Потемкина.

Органчик

В 1762 г. к власти приходит странноватый Дементий Варламович Брудастый.

Глуповцы ожидают, что при новом правителе процветет торговля, и что под наблюдением квартальных надзирателей, возникнут науки и искусства, но Брудастый оказывается молчалив и угрюм, из фраз он произносит только две: «Не потерплю!» и «Разорю!», и добродушно-веселый Глупов разочарован. Ходят толки, и некоторые утверждают даже, что градоначальник – &оборотень.

Однажды письмоводитель, проходя мимо дома градоначальника, видит, как тело Брудастого сидит за столом, а голова лежит рядом на столе, совершенно пустая. Перепуганный, он разносит весть о диковинке.

Глуповцы в растерянности идут к часовых и органных дел мастеру Байбакову: он был с визитом у градоначальника. Оказывается, в голове у Брудастого (который с этих пор получает прозвище «Органчик») помещен музыкальный органчик, издающий две пьески – «Не потерплю!» и «Разорю!».

Механизм от влаги повредился, и Байбаков получил задание наладить его работу, но починить органчик он не смог и выписал из Петербурга новую голову, а поскольку заказ запаздывал, письмоводитель и стал свидетелем неприятной сцены.

Не всех смущает такая новость: помощник градоначальника сообразил, что ежели однажды допущено, чтобы в Глупове был городничий, имеющий вместо головы простую укладку, то, стало быть, это так и следует

Присылают новую говорящую голову, но мальчик-посыльный так ее пугается, что выбрасывает. В Глупове наступает безвластие (пародия на смуту), и объявляются два градоначальника-самозванца, которые сами не могут решить, кто из них настоящий. Из губернии приезжает рассыльный, забирает самозванцев, и в Глупове неделю царит анархия, безначалие.

Сказание о шести градоначальницах

Картина глуповского междоусобия

Эта глава – пародия на эпоху Дворцовых Переворотов, когда в России правили императрицы. В Глупове также шесть градоначальниц сменяли одна другую: боролись за власть Ираида Лукинична Палеологова, Клемантинка де Бурбон, Амалия Карловна Штокфиш. Глуповцы не желали легко признавать градоначальниц и требовали доказательств.

Палеологова считала, что имеет право на власть, поскольку она – жена бывшего градоначальника, де Бурбон заверяла, что править как дочь градоначальника, должна она, а Штокфиш, в свою очередь, была какое-то время помпадуршей градоначальнической. Каждая градоначальница стремилась расположить к себе атаманов: так она получала военную поддержку.

Лучше всех это удается немке Штокфиш.

Среди иных претенденток, впрочем, не имеющих оснований на правление, были Нелька Лядоховская, Дунька Толстопятая и Матренка-Ноздря. В Глупове царила анархия, граждане то и дело бунтовали, доходило дело и до боев.

Наиболее примечательна из последних градоначальниц Дунька, которая укрепилась на большом клоповном заводе, натравливала на осаждающих клопов, а затем сама же была ими изъедена.

Смута заканчивается, когда приходит к власти Двоекуров.

Известие о Двоекурове

Двоекуров был глуповским градоначальником 8 лет. Он был, пожалуй, одним из немногих правителей, кто оказал положительное влияние на жизнь в Глупове. Он вводит ряд новых правил: например, положено варить мед и пиво, обязательно использовать горчицу и лавровый лист. Также Двоекуров собирался учредить в Глупове первую Академию.

Голодный город

После, в 1776 г. приходит к власти Петр Петрович Фердыщенко. Шесть лет его правления были весьма благотворны, и Глупов процветал.

На седьмой год Фердыщенко смутил бес и он влюбляется в жену ямщика Митьки, Аленку Осипову. Замужняя Аленка противится чувствам градоначальника.

Чтобы расположить ее к себе Фердыщенко даже отправляет Митьку в Сибирь, и тогда она успокаивается и отзывается на его внимание.

Счастье Фердыщенко и Аленки длится недолго: в городе начинается засуха, приходит неурожай, голод, город обезлюдел. Горожане отправляют гонца к градоначальнику, но тот не возвращается. Вспыхивает бунт, глуповцы, решив, что Аленка всему злу заводчица, сбрасывают ее с колокольни. Из губернии посылают роту солдат для усмирения бунта. Глуповцы принимают их за посланников с хлебом.

Соломенный город

После Аленки у Фердыщенко новая страсть: его прельстила стрельчиха Домашка, мужественная и решительная. Он вновь не следит за городом, и 7 июля Глупов загорается. Первыми весть несут юродивые: они собираются на площади.

Через день загорается Пушкарская слобода, люди в ужасе, колокола срываются с колоколен, гремит гром. Вспыхивают слободы Болотная и Негодница.

Глуповцы требуют ответа у бригадира, который с Домашкой в градоначальническом доме заперся, но ответа не получают.

Фантастический путешественник

После пожара Фердыщенко задумал путешествовать, вдохновленный опытами князя Потемкина.

Путешествия его, впрочем, довольно недалеки: он странствует по выгону для скота, требует от сограждан подношений и поздравлений, интересуется богатством недр и расспрашивает о достопримечательностях, общается с пастухом.

Путешествие оказывается роковым: через три дня странствий по выгону, не выдержав «даров» глуповцев, Фердыщенко умирает от обжорства.

Войны за просвещение

Пришедший вслед за Фердыщенко Василиск Семенович Бородавкин изучает историю Глупова и выбирает в качестве примера для себя реформатора-Двоекурова. В его деятельности Бородавкин углядел смысл: тот не только мостил мостовые и взимал недоимки, но и сеял горчицу! Градоначальник пытается вновь навязать ее употребление, но глуповцы сопротивляются.

Вспыхивает бунт, и Бородавкин организует поход на Стрелецкую слободу, развивается нечто похожее на гражданскую войну: свои воюют со своими. Поход дается непросто: Стрелецкая слобода окружена болотами, подводы с провизией не доставить, пушки тонут в болоте.

Как-то утром Бородавкин замечает измену подлог: большинство солдат исчезли, а вместо них по некоей резолюции поставлены…оловянные солдатики. Он организует из оловянного войска резерв и идет на Стрелецкую слободу, но обнаруживает, что она – пустая, словно вымерла. Оживают оловянные солдатики и подсказывают Бородавкину избы ломать.

Он разбирает дома по бревнам, и жители слободы все-таки сдаются. В наказание зачинщикам бунта велено писать Бородавкину стихи.

«История города Глупова представляет собой мир чудес, отвергать который можно лишь тогда, когда отвергается существование чудес вообще»

Издатель

В правление Бородавкина проходят еще три войны, и все они возникают в ответ на нововведения градоначальника: жители отказываются строить дома на каменных фундаментах, выращивать персидскую ромашку. Третья война оказалась действительно «за просвещение» — глуповцы выступают против учреждения Академии, причем длилась она целых два дня, в то время как остальные – по нескольку часов.

Глупов обнищал: многочисленные войны и походы истощили казну. Бородавкин планирует снова сжечь непокорный Глупов, но умирает.

Эпоха увольнения от войн

После Бородавкина приходит к власти Негодяев, его быстро увольняют: он выступает против навязывания конституции, но летописец поясняет, что истинная причина была иной. Становится известно, что Негодяев какое-то время служил истопником, а это расценивается как близость демократам.

После Негодяева у власти находится Микеладзе, изнеженный и деликатный: новый градоначальник поставил себе задачею привлекать сердца исключительно посредством изящных манер. Жизнь города его не заботит совершенно, поскольку в первую очередь он охоч до дамского пола.

Однако и он замечает, в каком страшном состоянии пребывает Глупов после Бородавкина:

«Так и живем, что настоящей жизни не имеем»

Глуповцы

Микеладзе решает просвещение прекратить и не издавать законов. В своей охоте до прекрасного полу он доходит до крайности и умирает в 1806 г. от истощения сил.

Феофилакт Иринархович Беневоленский, товарищ Сперанского по семинарии, приходит вслед за Микеладзе. Он оставил множество личных дневников и записок.

Уже с юношества обнаруживший интерес к составлению законов, он и в Глупове решает установить новые правила, но оказывается «как простой градоначальник, не имеет даже права издавать собственные законы». Пока он думает, что с этим делать, Глупов живет вольготно и сытно: горожане «тучнеют».

Беневоленский находит способ «издать» законы: ночью он разбрасывает листовки. Он успел донести до глуповцев только два закона:Всякий человек да опасно ходит, откупщик же да принесет дары и Устав о добропорядочном пирогов печении.

Также по итогам его правления сохранился Устав о свойственном градоначальнику добросердечию. В 1811 году Беневоленский начинает тайное общение с Наполеоном, что становится известно властям. Также узнают они о распространении листовок. Беневоленского отстраняют.

Подполковник Прыщ, сменивший его, также не интересуется управлением. Он прост и приветлив в общении, и что самое удивительное – при нем город живет в довольстве, годы один за другим идут урожайные.

Глуповцы, удивленные изобилию, подозревают посредничество какой-то неведомой силы, чертовщины. Замечают, что когда градоначальник спит, он обкладывается мышеловками, а предводитель дворянства приходит в странное возбуждение в его присутствии.

Горожане оказываются правы: у Прыща – фаршированная голова, которая источает запах трюфелей. Предводитель дворянства съедает его голову.

Поклонение мамоне и покаяние

После Прыща к власти приходит малого роста статский советник Иванов, но он быстро умирает и проходит почти незамеченным. Викон де Шарио, француз, который был после Иванова, чрезвычайно любил увеселения и впоследствии вообще оказался женщиной.

При нем происходит бесстыжее глуповское неистовство, как называет эти события летописец, или же скоропреходящее глуповское баловство. Город обращается в язычество.

Начинается все с нелепых суеверий и ритуалов, затем глуповцы приступают к строительству башни, с таким расчетом, чтобы верхний ее конец непременно упирался в небеса, затем начинают поклоняться идолам. Дю Шарио всячески потворствует новым верованиям и ритуалам глуповцев.

Читайте также:  Щука - доклад сообщение (1, 2, 3, 4, 9 класс)

Когда к власти приходит Эраст Андреевич Грустилов, чувствительный друг Карамзина, жители города уже сделались совершенными идолопоклонниками.

Теперь их гораздо более заботят вещи духовные и «культурные», нежели материальные, что очень приятно меланхоличному Грустилову. Однако предаваясь «разврату», жители перестают работать.

Грустилов, в свою очередь, больше интересуется балами, чем жизнью глуповцев, поэтому не замечает, как в город приходит голод.

На одном из балов к нему приходит юродивая из Гамбурга, Пфейфферша. Грустилов влюбляется в нее, и теперь в городе главными людьми становятся убогие и юродивые, которые прежде были забыты. Пфейфферша общается с мистиками, пишет романы и обладает невероятным влиянием на градоначальника.

Под воздействием Пфейфферши жители предаются покаянию, но продолжают лениться. По ночам бомонд Глупова собирается на чтение критических статей Н. Страхова, но некий штабс-офицер, шпион, доносит это до начальства, и Грустилова отправляют в отставку. Наступает новая эпоха:

«У самого главного выхода стоял Угрюм-Бурчеев и вперял в толпу цепеняющий взор… Но что это был за взор!..»

Летописец

Подтверждение покаяния. Заключение

Угрюм-Бурчеев становится последним градоначальником Глупова, о котором сохранились сведения. Он с изумительной ограниченностью соединял непреклонность, почти граничившую с идиотством. Градоначальник не кричит, не шумит, но все глуповцы боятся его взгляда.

Издатель, вслед за летописцем, регулярно именует его идиотом, подчеркивая при этом, что в нем присутствует что-то сатанинское. Даже летописец признается, что Угрюм-Бурчеев пугает его. Портрет нового градоначальника, сохранившийся в канцелярии, также обнаруживает полный его идиотизм.

Все, что его интересует, это правильность построений, прямая линия, отсутствие пестроты, простота, доведенная до наготы. В голове Угрюм-Бурчеева есть план: воплотить в реальность систематический бред, который он носит в своей голове еще до прибытия в Глупов.

Градоначальник хочет упорядочить жизнь горожан: контролировать, сколько человек живет в домах и какого возраста, приставить к каждому дому шпиона, все делать в согласии с распорядком и назвать этот правильный, обновленный город Непреклонском.

«В этом фантастическом мире нет ни страстей, ни увлечений, все живут каждую минуту вместе, и всякий чувствует себя одиноким»

Издатель

Идеи Угрюм-Бурчеева нравятся начальству, и он приступает к их воплощению. Градоначальник начинает ломку города, самостоятельно выбегая из дому с топором, и разрушая все на своем пути.

Город перестраивают, но встречают препятствие: реку, которая не поддается никаким воздействиям человека. Дамбы из останков былого Глупова она размывает, русло ее изменить также не удается.

Тогда Угрюм-Бурчеев решает выбрать новое место для Непреклонска, но его планам не дано сбыться… Что помешало ему – неизвестно, поскольку именно на этом месте и обрывается глуповская летопись.

Оправдательные документы

В конце книги Издатель приводит «Оправдательные документы»: «Мысли о градоначальническом единомыслии, а также о градоначальническом единовластии и о прочем» под авторством Бородавкина, уставы и личную переписку законотворца-Беневоленского и заметки Микеладзе.

Источник: https://nukadeti.ru/kratkoe-soderzhanie/istoriya-odnogo-goroda

Краткое содержание «История одного города»

Данная повесть — «подлинная» летопись города Глупова, «Глуповский Летописец», обнимающая период времени с 1731 по 1825 г., которую «преемственно слагали» четыре глуповских архивариуса.

В главе «От издателя» автор особенно настаивает на подлинности «Летописца» и предлагает читателю «уловить физиономию города и уследить, как в его истории отражались разнообразные перемены, одновременно происходившие в высших сферах».

«Летописец» открывается «Обращением к читателю от последнего архивариуса-летописца». Архивариус видит задачу летописца в том, чтобы «быть изобразителем» «трогательного соответствия» — власти, «в меру дерзающей», и народа, «в меру благодарящего». История, таким образом, представляет собой историю правления различных градоначальников.

Сначала приводится глава доисторическая «О корени происхождения глуповцев», где повествуется о том, как древний народ головотяпов победил соседние племена моржеедов, лукоедов, кособрюхих и т. д. Но, не зная, что делать, чтобы был порядок, головотяпы пошли искать себе князя.

Не к одному князю обращались они, но даже самые глупые князья не хотели «володеть глупыми» и, поучив жезлом, отпускали их с честию. Тогда призвали головотяпы вора-новотора, который помог им найти князя. Князь «володеть» ими согласился, но жить к ним не пошел, послав вместо себя вора-новотора.

Самих же головотяпов назвал князь «глуповцами», отсюда и пошло название города.

Глуповцы были народом покорным, но новотору нужны были бунты, чтобы их усмирять. Но вскоре он до того проворовался, что князь «послал неверному рабу петлю». Но новотор «и тут увернулся: […] не выждав петли, зарезался огурцом».

Присылал князь и ещё правителей — одоевца, орловца, калязинца, — но все они оказались сущие воры. Тогда князь «…прибых собственною персоною в Глупов и возопи: „Запорю!“. С этими словами начались исторические времена».

Далее следует «Опись градоначальникам в разное время в город Глупов от вышнего начальства поставленным», после чего подробно приводятся биографии «замечательнейших градоначальников».

В 1762 г. в Глупов прибыл Дементий Варламович Брудастый. Он сразу поразил глуповцев угрюмостью и немногословием. Его единственными словами были «Не потерплю!» и «Разорю!».

Город терялся в догадках, пока однажды письмоводитель, войдя с докладом, не увидел странное зрелище: тело градоначальника, как обычно, сидело за столом, голова же лежала на столе совершенно пустая. Глупов был потрясен.

Но тут вспомнили про часовых и органных дел мастера Байбакова, секретно посещавшего градоначальника, и, призвав его, все выяснили. В голове градоначальника, в одном углу, помещался органчик, могущий исполнять две музыкальные пьесы: «Разорю!» и «Не потерплю!».

Но в дороге голова отсырела и нуждалась в починке. Сам Байбаков справиться не смог и обратился за помощью в Санкт-Петербург, откуда обещали выслать новую голову, но голова почему-то задерживалась.

Настало безначалие, окончившееся появлением сразу двух одинаковых градоначальников. «Самозванцы встретили и смерили друг друга глазами. Толпа медленно и в молчании разошлась». Из губернии тут же прибыл рассыльный и забрал обоих самозванцев. А глуповцы, оставшись без градоначальника, немедленно впали в анархию.

Анархия продолжалась всю следующую неделю, в течение которой в городе сменилось шесть градоначальниц. Обыватели метались от Ираиды Лукиничны Палеологовой к Клемантинке де Бурбон, а от нее к Амалии Карловне Штокфиш.

Притязания первой основывались на кратковременной градоначальнической деятельности её мужа, второй — отца, а третья — и сама была градоначальнической помпадуршей. Притязания Нельки Лядоховской, а затем Дуньки-толстопятой и Матренки-ноздри были ещё менее обоснованны.

В перерывах между военными действиями глуповцы сбрасывали с колокольни одних граждан и топили других. Но и они устали от анархии. Наконец в город прибыл новый градоначальник — Семен Константинович Двоекуров. Его деятельность в Глупове была благотворна.

«Он ввел медоварение и пивоварение и сделал обязательным употребление горчицы и лаврового листа», а также хотел учредить в Глупове академию.

При следующем правителе, Петре Петровиче Фердыщенке, город процветал шесть лет. Но на седьмой год «Фердыщенку смутил бес». Градоправитель воспылал любовью к ямщиковой жене Аленке. Но Аленка ответила ему отказом. Тогда при помощи ряда последовательных мер мужа Аленки, Митьку, заклеймили и отправили в Сибирь, а Аленка образумилась.

На Глупов же через градоначальниковы грехи обрушилась засуха, а за ней пришел и голод. Люди начали умирать. Пришел тогда конец и глуповскому терпению. Сначала послали к Фердыщенке ходока, но ходок не вернулся. Потом отправили прошение, но и это не помогло. Тогда добрались-таки до Аленки, сбросили и её с колокольни. Но и Фердыщенко не дремал, а писал рапорты начальству.

Хлеба ему не прислали, но команда солдат прибыла.

Через следующее увлечение Фердыщенки, стрельчиху Домашку, в город пришли пожары. Горела Пушкарская слобода, за ней слободы Болотная и Негодница. Фердыщенко опять стушевался, вернул Домашку «опчеству» и вызвал команду.

Закончилось правление Фердыщенки путешествием. Градоправитель отправился на городской выгон. В разных местах его приветствовали горожане и ждал обед. На третий день путешествия Фердыщенко умер от объедания.

Преемник Фердыщенки, Василиск Семенович Бородавкин, к должности приступил решительно. Изучив историю Глупова, он нашел только один образец для подражания — Двоекурова. Но его достижения были уже забыты, и глуповцы даже перестали сеять горчицу.

Бородавкин повелел исправить эту ошибку, а в наказание прибавил прованское масло. Но глуповцы не поддавались. Тогда Бородавкин отправился в военный поход на Стрелецкую слободу. Не все в девятидневном походе было удачно. В темноте свои бились со своими.

Многих настоящих солдат уволили и заменили оловянными солдатиками. Но Бородавкин выстоял. Дойдя до слободы и никого не застав, он стал растаскивать дома на бревна. И тогда слобода, а за ней и весь город сдались. Впоследствии было ещё несколько войн за просвещение.

В целом же правление привело к оскудению города, окончательно завершившемуся при следующем правителе, Негодяеве. В таком состоянии Глупов и застал черкешенин Микеладзе.

В это правление не проводилось никаких мероприятий. Микеладзе отстранился от административных мер и занимался только женским полом, до которого был большой охотник. Город отдыхал. «Видимых фактов было мало, но следствия бесчисленны».

Сменил черкешенина Феофилакт Иринархович Беневоленский, друг и товарищ Сперанского по семинарии. Его отличала страсть к законодательству. Но поскольку градоначальник не имел права издавать свои законы, Беневоленский издавал законы тайно, в доме купчихи Распоповой, и ночью разбрасывал их по городу. Однако вскоре был уволен за сношения с Наполеоном.

Следующим был подполковник Прыщ. Делами он совсем не занимался, но город расцвел. Урожаи были огромны. Глуповцы насторожились. И тайна Прыща была раскрыта предводителем дворянства. Большой любитель фарша, предводитель почуял, что от головы градоначальника пахнет трюфелями и, не выдержав, напал и съел фаршированную голову.

После того в город прибыл статский советник Иванов, но «оказался столь малого роста, что не мог вмещать ничего пространного», и умер. Его преемник, эмигрант виконт де Шарио, постоянно веселился и был по распоряжению начальства выслан за границу. По рассмотрении оказался девицею.

Наконец в Глупов явился статский советник Эраст Андреевич Грустилов. К этому времени глуповцы забыли истинного Бога и прилепились к идолам. При нем же город окончательно погряз в разврате и лени. Понадеявшись на свое счастье, перестали сеять, и в город пришел голод. Грустилов же был занят ежедневными балами.

Но все вдруг переменилось, когда ему явилась о н а. Жена аптекаря Пфейфера указала Грустилову путь добра. Юродивые и убогие, переживавшие тяжелые дни во время поклонения идолам, стали главными людьми в городе. Глуповцы покаялись, но поля так и стояли пустые. Глуповский бомонд собирался по ночам для чтения г.

Страхова и «восхищения», о чем вскоре узнало начальство, и Грустилова сместили.

Последний глуповский градоначальник — Угрюм-Бурчеев — был идиот. Он поставил цель — превратить Глупов в «вечно-достойныя памяти великого князя Святослава Игоревича город Непреклонск» с прямыми одинаковыми улицами, «ротами», одинаковыми домами для одинаковых семей и т. д. Угрюм-Бурчеев в деталях продумал план и приступил к исполнению.

Город был разрушен до основания, и можно было приступать к строительству, но мешала река. Она не укладывалась в планы Угрюм-Бурчеева. Неутомимый градоначальник повел на нее наступление. В дело был пущен весь мусор, все, что осталось от города, но река размывала все плотины. И тогда Угрюм-Бурчеев развернулся и зашагал от реки, уводя с собой глуповцев.

Для города была выбрана совершенно ровная низина, и строительство началось. Но что-то изменилось. Однако тетрадки с подробностями этой истории утратились, и издатель приводит только развязку: «…земля затряслась, солнце померкло […] Оно пришло». Не объясняя, что именно, автор лишь сообщает, что «прохвост моментально исчез, словно растворился в воздухе.

История прекратила течение свое».

Повесть замыкают «оправдательные документы», т. е. сочинения различных градоначальников, как то: Бородавкина, Микеладзе и Беневоленского, писанные в назидание прочим градоначальникам.

Источник: https://all-the-books.ru/briefly/saltykov-mihail-istoriya-odnogo-goroda/

Ссылка на основную публикацию