Княгиня ольга — сообщение доклад

Княгиня Ольга – жена великого русского князя Игоря Рюриковича, мать Святослава Игоревича, правила Русью с 945 по 960 годы. При рождении девушке дали имя Хельга, муж назвал ее собственным именем, но женской версией, а при крещении стала называться Елена. Ольга известна тем, что первой из правителей Древнерусского государства добровольно приняла христианство.

Княгиня Ольга - сообщение докладПортрет княгини Ольги

Про княгиню Ольгу сняты десятки фильмов, сериалов. Ее портреты есть в российских художественных галереях, по старинным летописям и найденным мощам ученые постарались воссоздать фотопортрет женщины. В родном Пскове есть мост, набережная и часовня имени Ольги и два её памятника.

Детство и юность

Точная дата рождения Ольги не сохранилась, но в Степенной книге XVII века говорится, что умерла княгиня в восемьдесят лет, а значит, родилась она в конце IX века.

Если верить «Архангелогородскому летописцу», то девушка вышла замуж, когда ей было десять лет. Историки до сих пор спорят по поводу года рождения княгини – начиная от 893 и заканчивая 928 годом.

Официальной версией признан 920-й, но это примерный год рождения.

Княгиня Ольга - сообщение докладКнягиня Ольга в молодости

Древнейшая летопись «Повесть временных лет», описывая биографию княгини Ольги, указывает, что она родилась в деревне Выбуты, Псков. Имена родителей не известны, т.к. они были крестьянами, а не особами знатных кровей.

Повесть конца XV века гласит, что Ольга была дочерью Вещего Олега, который правил Русью, пока не подрастет Игорь, сына Рюрика. Он же, согласно легендам, и поженил Игоря и Ольгу. Но эта версия происхождения княгини не подтверждена.

Правление

В момент, когда древляне убили мужа Ольги, Игоря, их сыну Святославу было всего три года. Женщина была вынуждена взять власть в свои руки, пока сын не вырастет. Первое, что сделала княгиня – отомстила древлянам.

Они сразу после убийства Игоря прислали к Ольге сватов, которые уговаривали ее выйти замуж за их князя – Мала. Так древляне хотели объединить земли и стать самым большим и могущественным государством того времени.

Княгиня Ольга - сообщение докладКнягиня Ольга встречает тело князя Игоря

Первых сватов Ольга закопала живьем вместе с ладьей, убедившись, что они понимают, что их смерть страшнее смерти Игоря. Малу же княгиня отправила сообщение, что достойна лучших сватов из сильнейших мужей страны. Князь согласился, и этих сватов женщина закрыла в бане и сожгла живьем, пока они мылись для встречи с ней.

Позже княгиня приехала с малочисленной дружиной к древлянам, чтобы по традиции справить тризну на могиле супруга. Во время тризны Ольга опоила древлян и велела солдатам рубить их. В летописях указывается, что древляне тогда потеряли пять тысяч бойцов.

В 946 году княгиня Ольга пошла в открытый бой на землю древлян. Она захватила их столицу и после долгой осады, применив хитрость (с помощью птиц, к лапам которых были привязаны зажигательные смеси), сожгла весь город. Часть древлян погибла в сражении, остальные покорились и согласились платить дань Руси.

Княгиня Ольга - сообщение доклад«Мщение Ольги против идолов древлянских», художник Ф.А. Бруни, 1839 год

Так как выросший сын Ольги большинство времени проводил в военных походах, власть над страной была в руках княгини. Она провела много реформ, включая создание центров торговли и обмена, которые позволили проще собирать подать.

Благодаря княгине на Руси зародилось каменное строительство. Посмотрев на то, как легко горят деревянные крепости древлян, свои дома она решила построить из камня. Первыми каменными зданиями в стране стали городской дворец и загородный дом правительницы.

Ольга установила точный размер налогов с каждого княжества, дату их выплаты и периодичность. Назывались они тогда «полюдья». Все подвластные Киеву земли были обязаны его платить, и в каждой административной единице государства был назначен княжеский администратор — тиун.

Княгиня Ольга - сообщение докладКнягиня Ольга

В 955 году княгиня решила принять христианство и крестилась. Согласно одним источникам, она крестилась в Константинополе, где ее лично крестил император Константин VII. Во время крещения женщина приняла имя Елена, но в истории по-прежнему больше известна как княгиня Ольга.

Она вернулась в Киев с иконами и церковными книгами. Первым делом мать захотела крестить своего единственного сына Святослава, но тот лишь насмехался над теми, кто принимал христианство, но никому не запрещал.

За время правления Ольга построила десятки храмов, включая монастырь в родном Пскове. Княгиня лично отправилась на север страны, чтобы крестить всех желающих. Там она уничтожала все языческие символы и ставила христианские.

Княгиня Ольга - сообщение докладСвятая княгиня Ольга

Дружинники с опаской и неприязнью отнеслись к новой религии. Они всячески подчеркивали свою языческую веру, старались убедить князя Святослава в том, что христианство ослабит государство и его необходимо запретить, но он не хотел перечить матери.

Ольга так и не смогла сделать христианство основной религией. Дружинники победили, и княгине пришлось прекратить свои походы, закрывшись в Киеве. Она воспитывала сыновей Святослава в христианской вере, но не решилась крестить, опасаясь гнева сына и возможного убийства внуков. Она тайно держала при себе священника, чтобы не давать повода для новых гонений людей христианской веры.

Княгиня Ольга - сообщение докладХрам княгини Ольги в Киеве

В истории нет точной даты, когда княгиня передала бразды правления государством своему сыну Святославу. Он часто был в военных походах, поэтому, несмотря на официальный титул, страной правила Ольга. Позже княгиня отдала сыну власть на севере страны. А, предположительно, к 960 году он стал правящим князем всей Руси.

Влияние Ольги будет ощущаться во время правления ее внуков Ярополка Святославича и Владимира Святославича. Они оба были воспитаны бабушкой, с младенчества привыкли к христианской вере и продолжили становление Руси на путь христианства.

Личная жизнь

Согласно «Повести временных лет» Вещий Олег женил Ольгу и Игоря, когда те были ещё детьми. Также в повести говорится, что свадьба была в 903 году, но, согласно другим источникам, Ольга ещё даже не родилась тогда, поэтому точной даты свадьбы нет.

Княгиня Ольга - сообщение докладКнягиня Ольга и Игорь Рюрикович

Существует легенда, что пара познакомилась на переправе под Псковом, когда девушка была перевозчиком на лодке (она переоделась в мужскую одежду – это была работа только для мужчин). Игорь заметил молодую красавицу и тут же стал приставать, на что получил отпор. Когда пришло время жениться – он вспомнил ту своенравную девушку и приказал разыскать её.

Если верить летописям, описывающим события тех времен, то князь Игорь погиб в 945 году от рук древлян. Ольга пришла к власти, пока подрастет ее сын. Больше замуж она не выходила, о связях с другими мужчинами в летописях не упоминается.

Смерть

Ольга умерла от болезней и старости, а не была убита, как многие правители того времени. В летописях значится, что княгиня умерла в 969 году. В 968-ом печенеги впервые совершили набег на русские земли, и Святослав отправился на войну. Княгиня Ольга с внуками заперлась в Киеве. Когда сын вернулся с войны, он снял осаду и захотел сразу же уехать из города.

Княгиня Ольга - сообщение докладПамятник княгине Ольге в Киеве

Мать остановила его, предупредив, что сильно больна и чувствует приближение собственной смерти. Она оказалась права, спустя 3 дня после этих слов княгиня Ольга умерла. Ее похоронили по христианским обычаям, в земле.

В 1007 году внук княгини — Владимир I Святославич — перенес мощи всех святых, включая останки Ольги, в основанную им церковь Святой Богородицы в Киеве. Официальная канонизация княгини состоялась в середине XIII века, хотя чудеса ее мощам приписывали задолго до этого, почитали как святую и звали равноапостольной.

Память

  • Ольгинская улица в Киеве
  • Свято-Ольгинский собор в Киеве

Кино

  • 1981 – балет «Ольга»
  • 1983 – фильм «Легенда о княгине Ольге»
  • 1994 – мультфильм «Страницы Российской истории. Земля предков»
  • 2005 – фильм «Сага древних булгар. Сказание Ольги Святой»
  • 2005 – фильм «Сага древних булгар. Лествица Владимира Красное Солнышко»
  • 2006 – «Князь Владимир»

Литература

  • 2000 – «Аз Бога ведаю!» Алексеев С. Т.
  • 2002 – «Ольга, королева русов». Борис Васильев
  • 2009 — «Княгиня Ольга». Алексей Карпов
  • 2015 — «Ольга, лесная княгиня». Елизавета Дворецкая
  • 2016 — «Властью единые». Олег Панус

Источник: https://24smi.org/celebrity/46760-kniaginia-olga.html

Святая княгиня Ольга. Моменты истории — Православный журнал "Фома"

Великая княгиня Ольга стала первым правителем Киевской Руси, принявшим христианскую веру. Однако после ее крещения княжеская дружина и весь народ оставались еще язычниками. Даже сын будущей святой, великий князь Киевский Святослав Игоревич, не был христианином.

Согласно «Повести временных лет», Ольга крестилась в 957 году в столице Византии — Константинополе. Она отправилась туда, поручив Киев сыну Святославу, который к тому времени подрос и мог управлять государством.

В Царьграде император Константин VII Багрянородный и патриарх Константинопольский Феофилакт крестили русскую княгиню лично: «И было наречено ей в крещении имя Елена, как и древней царице-матери императора Константина I».

На христианском Востоке было принято крестить в честь какого-либо святого, а имя Ольга было в то время еще языческим, поэтому ее крестили в честь матери императора Константина Великого Елены. Правда, теперь, имея святую с именем Ольга, христиане могут называть в честь нее своих детей.

Патриарх напутствовал Ольгу словами: «Благословенна ты в женах русских, ибо оставила тьму и возлюбила Свет. Благословят тебя русские люди во всех грядущих поколениях, от внуков и правнуков до отдаленнейших потомков твоих».

***

Как известно, княгиня Ольга славилась разумом и красотой. К моменту крещения она была вдовой. Согласно  летописной легенде, византийскому императору Константину русская княгиня так понравилась, что он захотел взять ее в жены.

Но Ольге это пришлось не по сердцу, она отвергла притязания императора, сославшись на то, что она язычница, а он христианин, и такому браку совершаться не подобает.

Когда же Ольгу окрестили (император Константин стал ее крестным отцом), он у нее спросил: «Ну, теперь ты христианка, теперь ты пойдешь за меня?» На что она ответила: «Нет, теперь я твоя крестная дочь, и в брак мы с тобой вступить не можем». Константин похвалил ее за разумность, богато одарил и отпустил домой.

Жизнь княгини

Будущая святая и великая княгиня родилась примерно в 890 году. Имя ее — Ольга – было русским вариантом скандинавского имени Хельга, что переводится, как «светлая», «священная». Она была простой, ничем не знаменитой девушкой, хотя и происходила из забытого рода Изборских князей.

Мужем княгини Ольги был Киевский князь Игорь, с которым она случайно познакомилась на берегу реки в Псковской земле. На киевский престол княгиня Ольга вступила после того, как князя Игоря убили древляне. Правила она семнадцать лет — с 945 по 962 годы. У Ольги был сын — великий князь Святослав Игоревич.

В начале своего княжения Ольга прославилась как жесткая, даже жестокая правительница. Первым ее деянием была месть древлянам, убившим ее супруга. Войска Ольги безжалостно жгли, рубили древлян, и даже закапывали их живьем.

После этого никто уже не посмел поднять на Ольгу руку, и она по причине малолетства сына Святослава стала единоличной правительницей Новгородских, Псковских и Киевских земель. Впрочем, даже когда Святослав вырос, власть практически оставалась в ее руках, поскольку страстью сына была война, а государством управляла его мать.

Ольга провела мощную административную реформу, выработала схему налогообложения, начала активное каменное строительство, бывшее дотоле на Руси делом неслыханным. И все-таки в народной памяти княгиня осталась не жесткой правительницей, а именно христианкой – первой среди Рюриковичей.

После крещения Ольга прожила чуть больше десяти лет. Она умерла в 969 году и была похоронена по христианскому обряду. Внук великой княгини — святой равноапостольный Владимир, Креститель Руси, перенес ее мощи в знаменитую Десятинную церковь Успения Пресвятой Богородицы, первый каменный храм Древнерусского государства.

Тогда же, в период правления святого равноапостольного князя Владимира, Ольгу стали почитать как святую. День памяти святой Ольги (в крещении Елены) отмечали 11 июля (24 июля по новому стилю). В 1547 году великую княгиню причислили к лику равноапостольных святых.

***

По «Повести временных лет» свадьба князя Игоря и Ольги произошла в 903 году, когда Ольге уже исполнилось 12 лет.

Однако эта дата неоднократно оспаривалась историками в связи с тем, что своего сына Святослава она родила только в 942 году, то есть в 51 год, что выглядит, очевидно, крайне странно.

Читайте также:  Краткое содержание привидения ибсена

По мнению исследователей, наиболее вероятно, что дата — 903 год — возникла уже позже, когда изначальные древнерусские летописи пытались привести в относительно стройный хронологический порядок.

***

Первый раз, когда к Ольге прибыли послы древлян, просить о милости за убийство мужа, она приказала вырыть глубокую яму и закопать их там живьем, причем вместе с кораблем. Когда прибыли другие древлянские послы, она приказала затопить им баню, где они и были сожжены живьем.

Потом княгиня приехала в земли древлян справить тризну на могиле мужа, во время которой древлян напоили и, по некоторым летописным сведениям, перебили пять тысяч человек. После этого древляне прислали Ольге в виде дани птиц, а она велела привязать к их лапам горящие тряпки и отпустить домой. Птицы вернулись на свои насиженные места и, тем самым, сожгли город древлян.

В этой истории нужно понимать два момента. Во-первых, совершая эти поступки, Ольга была еще язычницей, а не христианкой. То есть, она еще не изменилась внутренне. Во-вторых, поведение княгини, по языческим меркам, было вполне закономерным.

***

В 1007 году, после постройки Десятинной церкви в Киеве, тело княгини Ольги было перенесено в этот храм. По легенде, в каменном склепе было проделано окошечко, и было видно, что останки этой великой женщины нетленны.

 Значение в русской истории

Великая княгиня Ольга вошла в историю как одна из создательниц русской государственности. Она объезжала русские земли, подавляла бунты мелких поместных князей, централизовала государственное управление с помощью системы «погостов».

Погосты — финансово-административные и судебные центры — стали крепкой опорой княжеской власти в удаленных от Киева землях.

Благодаря великой княгине значительно выросла оборонная мощь Руси. При ней вокруг городов вырастали крепкие стены. Ко времени ее правления историки относят установление первых государственных границ России — на западе, с Польшей.

Киев времен великой княгини был центром притяжения для иноземных купцов; рос за счет каменных строений, порой очень искусных, как, например, городской дворец Ольги. Его фундамент и остатки стен археологи нашли в 70-е годы XX века.

Приняв христианство, Ольга всеми средствами поддерживала немногочисленных христиан Киева: уничтожала языческих идолов, строила храмы, поощряла проповедь Евангелия.

***

Иконография святой княгини Ольги — традиционная для всех равноапостольных святых. Равноапостольные — те святые, которые служили Господу, просвещая людей светом Христовым. Святую Ольгу традиционно изображают на иконах стоящей.

В правой руке у нее — крест, символ проповеди Христовой, которую вели все равноапостольные святые. В левой руке — символическое изображение храма. Еще один традиционный образ княгини — вместе с равноапостольным князем Владимиром.

Княгиня Ольга - сообщение доклад

***

Памятников святой княгине Ольге существует несколько. Один из самых известных — в Киеве, на старинной Михайловской площади. Это целая скульптурная композиция. В центре — княгиня Ольга, по правую сторону от нее — апостол Андрей Первозванный, по левую — святые Кирилл и Мефодий. Открыли памятник больше ста лет назад — в 1911 году.

Скульптурная композиция была элементом большого проекта «Исторический путь» — по всей Украине возводили монументы в честь первых русских князей. По задумке авторов, памятники должны были сформировать своеобразную аллею от Софийской до Михайловской площади.

Николай II дал добро на создание этой аллеи и выделил на строительство 10 000 рублей.

В советские годы памятник святой Ольге постигла печальная участь. В 1919-ом статую сбросили с пьедестала и разломали на две части. Боковые скульптуры заколотили досками. Вместо княгини Ольги установили бюст писателя Тараса Шевченко. В 1920-х годах скульптурную композиция и вовсе демонтировали, а на ее месте разбили сквер.

В 1996 году в сквере провели раскопки — археологи нашли некоторые части разбитой фигуры великой княгини Ольги. Куски старого монумента скрепили и поставили в парке скульптур Ивана Кавалеридзе на Андреевском спуске. А композицию на Михайловской площади бережно воссоздали. Работали над воссозданием ученики первого автора памятника — Ивана Кавалеридзе.

***

В Русской Церкви есть женский орден святой равноапостольной княгини Ольги. В 1988 году его учредил патриарх Пимен и Священный Синод — в честь 1000-летия крещения Руси.

По времени учреждения, этот орден — третий в Русской Церкви.

Орденом святой равноапостольной княгини Ольги награждают игумений монастырей и светских женщин, которые, так или иначе, служат Церкви и делу христианского просвещения.

На заставке: Н. А. Бруни. Святая великая княгиня Ольга. 1901 г. Фрагмент картины. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург 

Источник: https://foma.ru/svyataya-knyaginya-olga-momentyi-istorii.html

Княгиня Ольга краткая биография самое главное

Приблизительной датой рождения Ольги считается 894 год. Различные летописи не дают однозначного ответа о ее происхождении. Одни источники говорят о том, что Ольга (Хельга) происходит из семьи скандинавских князей, другие о том, что Ольга – это дочь Вещего Олега. Летописец Нестор, написавший «Повесть временных лет» считает, что Ольга родилась в простой деревенской семье под Псковом.

По некоторым источникам, князь Игорь, будущий супруг Ольги, познакомился с ней во время похода, она помогала ему переплывать реку. Игорь увидел всю красоту и мудрость будущей княгини и привез ее в Киев. Позже Игорь взял в жены девушку. Летописи отмечают, что на момент замужества Ольге только-только исполнилось 12 лет.

Ольга проявила себя не только как заботливая жена, но и как прекрасный правитель. В отсутствие Игоря, пока тот был в походах, Ольга решала политические вопросы государства Киевского.

В 945 году Игорь был убит, а княгиня Ольга стала регентом для их малолетнего сына Святослава.  Чтобы урегулировать конфликт и захватить Киевскую Русь древляне послали к Ольге 20 мужей, с предложением выйти замуж за князя Мала. По летописи все они были живьем погребены.

Позже Ольга сама обратилась к древлянам с просьбой послать к ней 20 мужей, чтобы ее встретили с честью на древлянской земле. Однако прибывших мужей закрыли в бане и сожгли. Это была вторая месть Ольги древлянам за смерть супруга.

Военный поход княгини на древлян не увенчался успехом. Несмотря на то, что многие города были захвачены, город Коростень осадить не удалось. Однако потребовав дань с каждого двора по тройке голубей и воробьев, привязала к их лапам трут и  город охватил пожар.

После мести Ольга занялась внутренней политикой государства. При ней была преобразована налоговая реформа, заключающаяся в том, что теперь «погосты» (области) должны были платить «уроки» (фиксированную дань).

Внешняя политика Ольги также показывала ее мудрость. Дела с другими государствами велись не посредствам военных походов, а при помощи дипломатии. Были заключены дружеские отношения с Византией и Германией.

Отношения с другими государствами, в частности с Византией показали Ольге, что есть другая истинная религия, в отличие от язычества – христианство. В 957 году Ольга приняла христианство и получила имя Елена.  Очарованный красотой Ольги император Византии хотел взять ее в жены, но княгине Киевской удалось отказать, не задев чувства императора.

Ольга пыталась обратить своего сына в православие, но ее попытки были напрасны, Святослав оставался язычником. По мнению историков, Святослав опасался негодования своей дружины и именно поэтому отказывался принимать христианство.

Несмотря на это, крещение Ольги произвело неизгладимое впечатление на ее внука Владимира, который в 988 году не только сам окрестился, но и крестил всю Киевскую Русь.

Однако Ольга не дожила до этого события, она скончалась, в 969 году. И только в середине XVI века княгиня Ольга Киевская была признана святой.

3, 4, 6 класс для детей и школьников с интерешными фактами

Интересные факты и даты из жизни

Другие:

← Магеллан Фернан↑ БиографииТесла Никола →

Княгиня Ольга - сообщение доклад

Источник: https://uchim-klass.ru/biografiya/knyaginya-olga

Биография Княгини Ольги кратко

Великая княгиня Ольга, причисленная к Лику Святых, правила Киевской Русью в период с 945-960гг., в статусе регентши, при несовершеннолетнем сыне Святославе. Согласно «Повести временных лет» Ольга, родилась в нескольких километрах от Пскова, в деревне Выбуты. О точной дате ее рождения не известно. Хотя принято считать, что родилась она около 920г.

Девочку назвали традиционным для скандинавов именем Хельга. Существует множество версий ее происхождения. Кто-то предполагает, что Ольга, на самом деле, дочь Вещего Олега. Кто-то говорит о ее скандинавских корнях. Другие утверждают о ее знатном болгарском происхождении. О родителях девушки тоже ничего не известно. В Житие написано, что они были не из знатного рода.

Подвергается сомнению и дата, когда Вещий Олег выдал замуж Ольгу за Игоря Рюриковича. Согласно «Повести временных лет», датой женитьбы считается 903г. В то время, юной княгине было около 10-12 лет.

Вскоре после рождения первенца, княгиня овдовела. Она вынуждена была стать регентом при малолетнем Святославе и править великой Киевской Русью. Произошло это в 945 г.

Первым действием княгини Ольги стала месть убийцам мужа. Она беспощадно расправилась с древлянами, решившими расширить свои земли, сосватав ее своему князю Малу. Она покорила этот народ.

В период правления Великая княгиня Ольга создала централизованные места сбора дани, торговли и обмена — «погосты». Началось каменное градостроительство на Руси. Были установлены фиксированные размеры податей, сроки и период их выплат. Поделены земли Киева на административные единицы.

Одним из самых заметных свершений княгини было ее обращение в новую веру (955 г., Константинополь). Там она получила новое имя — Елена. После чего началось постепенное крещение всей Руси. Правящий, в то время, Святослав был не слишком рад этому, но и не противоречил матери, которая фактически руководила страной.

К сожалению, полностью искоренить языческую веру княгине не удалось. Ей яростно противоречила дружина Святослава. Пришлось отступить. Ольга осела в Киеве, где занялась воспитанием внуков.

Умерла Великая княгиня, предположительно в 969 г. от старости, сопровождавшейся непродолжительной болезнью. Похоронили ее по христианским обычаям, в земле.

Биография 2

Было известно, что родилась великая княгиня Ольга в 890 году, в маленькой деревне под Псковом. Дата ее рождения остается неизвестной, так и многие интересные факты связанные с ее личной жизнью. Окрещена была под именем Елена.

В 903 году стала женой князя Игоря. А только в 942 году у них рождается первенец. Назвали его Святославом. У Игоря кроме Ольги было еще несколько жен.

Прожила с мужем после рождения ребенка не долго. Так как его в 945 году убили древляне.

На трон правления должен был вступить сын, но на тот момент он был совсем маленький. И все упало на хрупкие женские плечи Ольги не только воспитание сына, но и правление государством.

Принимала участия во многих успешных битвах. Походы осуществляла вместе со Святославом.

Была умной и рассудительной правительницей. И смогла отомстить древлянам за смерть своего супруга. Некоторых сожгла жестоким образом в бане, а других закапала живьем. Так как они даже не раскаивались о содеянном. И хотели, чтобы Ольга вышла замуж еще раз их князя.

К решению проблем подходила с дипломатической стороны. Одним из важных решений стало принятие христианства в Константинополе. Благодаря этому действию удалось укрепить дружеский союз с Германией и Византийской Империей. Ей удалось поднять Киевскую Русь на арену в качестве сильного и непобедимого игрока.

Путешествовала по странам строила дороги и мосты.

Летописцев затронул рассказ о поездке Ольги в Константинополь. Продолжительность ее визита составила два года. За это время ей удалось посрамить хитроумных византийцев.

И смогла всем доказать, что не хуже императора. Удалось составить и обновить торговые договора и приняла христианство. Но сведения запутаны.

Так как многие летописцы утверждают, что была крещена и приняла веру, за долго до поездки.

В 968 году произошло осаждение Ольги в Киеве печенегами. На тот момент она находилась с тремя внуками. У нее не оставалась другого решения как попросить о помощи сына, который в тот момент находился в походе на Болгарию. Сына не отпускала до самой смерти от себя. Предсмертным указом наказала ему не совершать языческой тризны.

Умерла великая княгиня Ольга в 969 году, а только 1547 году ее канонизировали как святую в православной церкви.

Княгине Ольге правление давалось легко. Она была мудрой и рассудительной женщиной. Одерживала победы не в одном походе. Умела восстанавливать торгово-партнерские отношения и заключать договора. Успешно обменивалась посольствами. Годы жизни прошли в постоянных путешествиях и разъездах. Многие данные остались неизвестны и не сохранились по сегодняшний день, о ее правлении и личной жизни.

Читайте также:  Каучук доклад сообщение по химии

Биография по датам и интересные факты. Самое главное.

  • Роджер Бэкон
    Средневековый английский философ Роджер Бэкон настаивал на важности так называемой науки об опыте. В этом отношении его часто считают предшественником современной науки.
  • Краткая биография Николай 2 самое главное для детей (4 класс, Окружающий мир)
    Николай II являлся последним Российским императором. Был рожден 18 мая в 1868 году в Царском селе. Николай начал обучение с 8 лет. Помимо стандартных школьных предметов, он также обучался рисованию, музыке и фехтованию
  • Андреас Везалий
    Андреас Везалий (1514 — 1564) — основоположник современной медицинской науки — анатомии. Придворный врач императора Священной Римской империи Карла V, современник известного швейцарского учёного Парацельса, представитель лекарской династии Витингов.
  • Рылеев Кондратий Фёдорович
    Кондратий Фёдорович Рылеев – поэт, декабрист. Появился на свет 18 сентября 1795 года, в местечке под названием Батово. Рос в небогатой дворянской семье
  • Гоголь Николай Васильевич
    Родился будущий писатель 20 марта 1809 года в Полтавской губернии, в небольшом месте под названием Великие Сорочинцы. Семья его была не богатая. Отца его звали Василий Афанасьевич, а мать Мария Ивановна.

Источник: http://chitatelskij-dnevnik.ru/kratkie-biografii/knyaginya-olga

Княгиня Ольга

Княгиня Ольга – одна из немногочисленных правителей женщин в истории России.  Её роль в укрепление мощи древнерусского государства недооценить невозможно. Княгиня Ольга – это образ русской героини, мудрой, умной и в тоже время хитрой женщины, которая как настоящая воительница смогла отомстить за смерть своего мужа Игоря Старого.   

 Об Ольге, как и 
о других правителей древнерусского государства, немного фактов, в истории её личности есть спорные моменты, на счет которых историки дискутируют, и по сей день. Много споров о её происхождении, одни считают, что Ольга была крестьянкой из Пскова, другие считают княгиню родом из знатного новгородского рода, а третьи вообще считают, что она из варягов.   

 Ольга была достойной 
женой киевского князя, имел 
в своем владении Вышгород, что 
под Киевом, села Будутино, Ольжичи и другие русские земли. Пока Игорь Старый был в походах, Ольга занималась внутренней политикой русского государства. У Ольги была даже своя дружина, и свой посол, который был третьим в списке лиц, участвовавших в переговорах с Византией, после удачного похода Игоря.   

 В 945 году от рук 
древлян погибает муж Ольги 
Игорь Старый. Их сын Святославбыл еще мал, и поэтому вся тяжесть управления государством ложится на плечи княгини. Первым делом Ольга отомстила древлянам за смерть мужа. Месть – эта почти мифическая, но рассказ о ней по истине впечатляет. Именно это время ярче всего проявилась мудрость княгини Ольги, и её хитрость.   

 Древляне хотели, что 
бы Ольга вышла замуж, за 
их князя Мала. Древляне прислали 
свое посольство в ладье. Они 
говорили: «Ни едем на конях, 
ни пешие не идем, но понесите нас в ладье». Ольга согласилась. Она приказала выкопать большую яму и послать людей за древлянами.

Понесли Киевляне их в ладье, и скину в большую  яму, и заживо закопали. Потом княгиня Ольга отправила древлянам гонца с послание – «Если и вправду меня просите, то пришлите лучших мужей, чтобы с великой честью пойти за вашего князя, иначе не пустят меня киевсеи люди». Древляне, услышав это, отправили к Ольге лучших мужей.

Княгиня приказала растопить им баню, и пока те мылись, им заперли двери и подожгли баню. После этого Ольга опять отправляет гонца к древлянам – «Вот уже иду к Вам, приготовьте меды многие у того города, где убили мужа моего, да поплачусь на могиле его и устрою ему тризну».

Ольга взяла с собой небольшую дружину и двинулась на легке в древлянские земли. Оплакав мужа на его могиле, Ольга приказала насыпать великую могилу и начать тризну. Затем начался пир. Древляне подвыпили. Ольга отошла в сторону и велела рубить древлян, и полегло их пять тысяч.

Ольга вернулась в Киев и стала готовиться к взятию древлянской столицы – Искоростень. Долго длилась осада Искоростени. Тут Ольга опять проявила хитрость. Поняв, что город еще долго может обороняться, Ольга отправила послов в город, и те заключили мир, обязали древлян заплатить дань в размере… трех голубей и воробье со двора.

  Древляне обрадовались, собрали дань и выдали Ольге. Княгиня обещала уйти уже на следующий день. Когда стемнело, княгиня Ольга приказала своим дружинникам  привязать к каждому голубю и воробью  трут (тлеющий материал) и отпустить птиц. Птицы полетели в свои гнезда, которые находились в сараях, и на сеновалах. Город Искоростень запылал.

Люди побежали из города. Дружина хватала защитников и простых мирных. Людей обращали в рабство, убивали, а кого-то оставили в живых, и заставили платить большую дань. Вот так изящно и коварно отомстила Ольга за смерть своего мужа Игоря Старого.   

 После расправы с 
древлянами Ольга начинает активно 
заниматься внутренней политикой древнерусского государства. Вместо полюдья Ольга установила четкие размеры дани для земель, находившихся под властью Киева. Ольга установила «уставы и уроки»,  «становища и ловища», «погосты». Погосты – место сбора дани, как бы становились небольшими центрами княжеской власти.

Смысл реформ княгини Ольги заключался в нормировании повинностей, централизации власти, ослаблении племенной власти. Долгое время Ольга приводила в действия эту реформу, оттачивая её механизмы. Эта работа не принесла ей славы, не обросла легендами, зато имела большое значение в становлении русского государства.

Теперь русское хозяйство имело административно – хозяйственную систему.    

Во внешней 
политике, во время правления Ольги было затишье. Не было крупных походов, нигде не лилась русская кровь. Завершив внутригосударственные дела, Ольга решила позаботиться и о престиже Руси на мировой арене.

И, если Ольгины предшественники Рюрик, Олег, и Игорь завоевывали авторитет для Руси с помощью силы, военных походов, то Ольга предпочитала пользоваться дипломатией. И, тут особое значение приобрело крещение Ольги в православие.

«Ольга с малых лет искала мудростью, что есть самое лучшее на свете этом, и нашла многоценный жемчуг – Христа». Княгиня приняла православие и стала первой правительницей – христианкой на Руси.

Историки спорят, где же приняла Ольга веру православную, в Киеве или в Константинополе? Скорее всего, в Киеве Ольга только ознакомилась с христианством, а непосредственное крещение приняла уже в Византии, куда её сопровождал киевский священник Григорий.

Сам Византийский Император стал крестным отцом русской княгини. Такое положение дел резко повышало престиж Киева и возвышало княгиню среди прочих представителей других государств. Получить в крестники Византийского Императора дорогого стоит. Крещение Ольги не повлекло за собой введения христианства на Руси, но её внук, Владимир Святославович продолжит дело княгини.   

 Ольга первая русская 
святая. Именно с неё на Руси пошло православие. Имя Ольги навсегда войдет в историю нашей страны, как имя женщины героини, искренне любившей своего мужа, свою Родину и свой народ.

Ольга (в крещении — Елена) (ум. 11.07.969 г.) — киевская княгиня, жена киевского 
князя Игоря, православная святая.

О происхождении Ольги 
в летописях сохранились лишь смутные предания. Одни летописцы 
считали, что она родом из Пскова, другие выводили ее из Изборска.

В одних 
источниках сообщается, что родители ее были люди простые, а сама она 
в юности работала перевозчицей через 
реку, где с ней и познакомился охотившийся в тех местах князь 
Игорь. Красивая легенда, сохранившаяся 
в поздних летописях, рассказывает нам о встрече Игоря и Ольги.

Однажды юному Игорю пришлось охотиться возле Пскова. Оказавшись на берегу реки, он никак не мог переправиться 
на другую сторону, потому что у него не было лодки. И вдруг князь увидел на реке лодку, управляемую неким 
юношей. Игорь подозвал этого юношу 
и повелел перевезти себя на другой берег.

Оказавшись в лодке, князь 
вдруг понял, что его перевозчиком был вовсе не юноша, а прекрасная девушка, одетая в мужскую одежду – это была Ольга. И начал князь 
говорить ей нескромные речи.

Но девушка 
твердо ответила князю: «Зачем смущаешь меня, княже, нескромными словами? Пусть я молода и незнатна, и одна здесь, но знай: лучше для меня броситься в реку, чем стерпеть поругание!» Устыдившийся Игорь прекратил свои речи. Когда Игорь вернулся в Киев, вскоре пришла ему пора жениться. Вот тогда и вспомнил князь красоту и благоразумие псковской девушки, и взял ее в жены.

В других источниках, напротив, можно прочесть, что Ольга происходила 
из знатного северного рода и была внучкой легендарного славянского 
князя Гостомысла. Встречается в 
источниках и сообщение о том, что до замужества она носила имя 
Прекраса, а Ольгой княгиня была названа в честь киевского князя Олега, воспитавшего мужа Ольги Игоря и устроившего их брак. 

Согласно «Повести временных 
лет» в 903 г. Ольгу выдали замуж за князя Игоря. Брак был заключен, скорее всего, по расчету и версия о знатном 
северном происхождении Ольги является наиболее правдоподобной. От этого 
союза появился сын Святослав 
– князь, ставший впоследствии знаменитый своими военными походами.

Как складывались дальнейшие отношения супругов сказать трудно. В ряде летописей сообщается, что 
кроме Ольги у Игоря были и 
другие жены. Известно, что к 40-м гг. X в. Ольга и Игорь жили раздельно – Ольга являлась княгиней Вышгорода, а Игорь оставался киевским князем.

В 945 г. князь Игорь погиб 
от рук соседних древлян. Убив Игоря, древляне решили, что теперь они 
свободны от обязательств перед киевской династией.

Более того, древляне стали 
претендовать на киевский стол — они 
потребовали, чтобы княгиня Ольга 
вышла замуж за древлянского князя Мала.

Но характерно, что конфликт с русами древляне, в соответствии со славянскими традициями, попытались разрешить мирным путем — послали к Ольге своих послов.

Дальнейшее хорошо известно по «Повести временных лет». Ольга 
хитростью заманила два посольства древлян в ловушки и жестоко 
расправилась с ними — одних послов закопала живьем в землю, других сожгла в бане.

Затем она явилась в 
Древлянскую землю и устроила тризну на могиле мужа, на которую пригласила и древлян.

По приказу Ольги ее дружинники сначала напоили древлян допьяна, а затем иссекли их мечами («Повесть временных лет» называет цифру убитых — 5000 человек).

А в следующем, 946, году, Ольга 
вместе с малолетним Святославом 
отправилась в поход на древлян. Осадив главный город древлян 
Искоростень, Ольга потребовала, чтобы жители города дали ей по три голубя и по три воробья от каждого двора, обещая в случае выполнения ее требования уйти. Обрадованные древляне собрали птиц и отдали хитрой киевской княгине.

Ольга приказала своим воинам привязать каждому голубю и воробью к лапке тлеющий трут и отпустить. Голуби и воробьи полетели в свои гнезда – в Искоростень – и город загорелся. Среди осажденных началась паника, они бросились бежать из города.

Город был разрушен, а Ольга опять жестоко расправилась с его жителями — одних убили, других Ольга отдала в рабство своим дружинникам, а третьих обложила «тяжкой данью».

Столь жесткое поведение 
княгини Ольги показывает нам 
методы разрешения конфликтов, характерные 
для русов, — они придерживались правила «кровной мести», причем киевская княгиня четырежды мстит древлянам за смерть своего мужа, мстит быстро и жестоко, в корне подавляя любое возможное сопротивление. Даже эти разные способы разрешения конфликтов у славян и «рода русского» свидетельствуют, что у русов и славян сохранялись различные традиции, имеющие истоком разное этническое происхождение и разные формы организации общества.

Правление княгини Ольги 
при малолетнем Святославе было более 
успешным, нежели ее мужа Игоря. Став правительницей Киева, Ольга во внутренней политике проводила курс на еще большее 
подчинение славянских племен власти Киева. В 947 г. вместо полюдья она 
установила твердые размеры дани для древлян и новгородцев, организовав 
пункты сбора дани – погосты (места, где останавливались сборщики).

Ольга способствовала распространению 
на Руси христианства. В середине 50-х 
годов X века Ольга с большим посольством 
отправилась в Византию. Там она 
крестилась в христианскую веру, получив 
в крещении имя Елены. «Повесть временных 
лет» описывает крещение княгини 
Ольги следующим образом. Византийский император, сраженный красотой и 
мудростью Ольги, захотел жениться на ней.

«Я язычница, — ответила русская 
княгиня. — Если хочешь крестить меня, то крести меня сам, — иначе не крещусь». Император исполнил желание Ольги, а затем снова предложил стать 
своей женой. Ольга же ответила: «Как ты хочешь взять меня, когда сам 
крестил меня и назвал дочерью. А 
у христиан не разрешается это, — 
ты сам знаешь». И ответил император: «Перехитрила ты меня, Ольга».

Если Ольга стала христианкой, то ее сын Святослав оставался 
язычником. Много раз княгиня 
Ольга пыталась научить сына христианской вере, говоря: «Я познала Бога, сын 
мой, и радуюсь, если и ты познаешь – будешь радоваться».

Святослав 
же не слушался мать и отговаривался: «Как мне одному принять новую 
веру, если дружина моя станет надо мною смеяться?» Но Ольга любила своего сына и говорила: «Да будет 
воля Божия. Если захочет помиловать Бог род мой и народ русский, то вложит им в сердце то же желание 
обратиться к Богу, что даровал 
и мне».

И так говоря, молилась она за сына и за всех русских 
людей каждую ночь и каждый день, воспитывая сына до его возмужания и совершеннолетия.

Во внешней политике Ольга 
проводила курс на сближение с 
Византией. Вспомогательные отряды русов участвовали практически во всех войнах Византии того времени. Однако княгиня Ольга стремилась соблюдать независимость своего государства от Византийской империи. Так, будучи сама крещена в Византии, в 959 г.

Ольга обратилась с просьбой прислать на Русь миссионеров для проповеди христианства к императору Священной Римской империи Оттону I, противнику Византии. В 962 г.

римские проповедники во главе с епископом Адальбертом прибыли на Русь, но они встретили холодный, даже враждебный прием и вынуждены были возвратиться восвояси ни с чем.

Современные исследователи полагают, что изгнания римских посланников потребовала христианская община русов, недавно переселившаяся в Киев из Моравии, откуда они были изгнаны римскими епископами. Эта давняя вражда между русами-христианами и римским престолом во многом и объясняла изначальное неприятие в Киеве римско-католической церкви.

В 968 г., когда князь Святослав 
воевал в Болгарии, на Киев напали кочевники-печенеги. Они окружили Киев великой силой, и нельзя было выйти из города. А 
в Киеве не осталось сильной дружины, ибо все воины ушли со Святославом. Княгиня Ольга, вместе с внуками Ярополком, Олегом и Владимиром, и со всеми киевлянами заперлась в городе. Вскоре киевляне стали изнемогать от голода и жажды.

Тогда один киевский отрок вызвался пройти через печенежские станы за подмогой. Он умел говорить на печенежском языке и потому, взяв уздечку от коня, пробрался через их лагерь спрашивая: «Не видел ли кто-нибудь коня?» Печенеги приняли его за своего, и лишь когда отрок бросился в Днепр и поплыл, поняли свою ошибку.

Печенеги начали стрелять из луков, но юный киевлянин сумел перебраться на другой берег.

Здесь стоял небольшой 
отряд под водительством воеводы 
Претича. И сказал им отрок: «Если не пойдете завтра к городу, то люди сдадутся печенегам». Тогда, на следующий день отряд Претича сел в лодки и, громко трубя, направился к Киеву. Печенеги решили, что это идет сам Святослав и разбежались в страхе. Однако далеко от города не ушли.

И послали киевляне гонца 
к Святославу со словами: «Ты князь, ищешь чужой земли и о ней 
заботишься, а свою землю покинул. А нас чуть было не взяли печенеги, и мать твою, и детей твоих. Если не придешь и не защитишь нас, то захватят нас. Неужели не жаль тебе своей отчины, старой матери и детей 
своих?». Получив это известие, Святослав 
с дружиной быстро вернулся в Киев и прогнал печенегов.

Читайте также:  Былины - сообщение доклад (4, 7 класс литература)

Ольга была первой русской 
правительницей-христианкой. Став христианкой, Ольга сильно изменилась. Нрав ее стал добрее, забыла языческую жестокость, но стремилась жить по закону христианской любви. Княгиня Ольга умерла в 969 году, но потомки хранили о ней 
самую добрую память. И недаром 
древний летописец назвал ее «провозвестницей христианской земли».

Ее внук, князь Владимир Святославич, в 1000 году повелел перенести останки княгини в Десятинную церковь и положить в каменный саркофаг. Рассказывали о чудесах, которые происходили возле останков княгини Ольги. На верху саркофага было устроено оконце.

Когда кто-нибудь приходил к гробнице княгини с твердой верой, оконце само открывалось, и было видно нетленное тело, светящееся, словно солнце. И многие люди исцелялись возле гробницы от разных болезней.

А кто приходил без веры, тому оконце не отворялось и чудес не случалось.

Уже в XI в. в разных древнерусских источниках прослеживается желание прославить княгиню Ольгу, как православную святую. Однако сам факт канонизации княгини Ольги произошел позднее, когда – неизвестно. День памяти — 11 (24) июля.

Источник: https://www.referat911.ru/Istoricheskie-lichnosti/knyaginya-olga/46742-1420088-place1.html

Доклад: Княгиня Ольга

Перевезенцев С. В.

Ольга (в крещении — Елена) (ум. 11.07.969 г.) — киевская княгиня, жена киевского князя Игоря, православная святая.

О происхождении Ольги в летописях сохранились лишь смутные предания. Одни летописцы считали, что она родом из Пскова, другие выводили ее из Изборска.

В одних источниках сообщается, что родители ее были люди простые, а сама она в юности работала перевозчицей через реку, где с ней и познакомился охотившийся в тех местах князь Игорь. Красивая легенда, сохранившаяся в поздних летописях, рассказывает нам о встрече Игоря и Ольги.

Однажды юному Игорю пришлось охотиться возле Пскова. Оказавшись на берегу реки, он никак не мог переправиться на другую сторону, потому что у него не было лодки. И вдруг князь увидел на реке лодку, управляемую неким юношей. Игорь подозвал этого юношу и повелел перевезти себя на другой берег.

Оказавшись в лодке, князь вдруг понял, что его перевозчиком был вовсе не юноша, а прекрасная девушка, одетая в мужскую одежду – это была Ольга. И начал князь говорить ей нескромные речи.

Но девушка твердо ответила князю: «Зачем смущаешь меня, княже, нескромными словами? Пусть я молода и незнатна, и одна здесь, но знай: лучше для меня броситься в реку, чем стерпеть поругание!» Устыдившийся Игорь прекратил свои речи. Когда Игорь вернулся в Киев, вскоре пришла ему пора жениться. Вот тогда и вспомнил князь красоту и благоразумие псковской девушки, и взял ее в жены.

В других источниках, напротив, можно прочесть, что Ольга происходила из знатного северного рода и была внучкой легендарного славянского князя Гостомысла. Встречается в источниках и сообщение о том, что до замужества она носила имя Прекраса, а Ольгой княгиня была названа в честь киевского князя Олега, воспитавшего мужа Ольги Игоря и устроившего их брак.

Согласно «Повести временных лет» в 903 г. Ольгу выдали замуж за князя Игоря. Брак был заключен, скорее всего, по расчету и версия о знатном северном происхождении Ольги является наиболее правдоподобной. От этого союза появился сын Святослав – князь, ставший впоследствии знаменитый своими военными походами.

Как складывались дальнейшие отношения супругов сказать трудно. В ряде летописей сообщается, что кроме Ольги у Игоря были и другие жены. Известно, что к 40-м гг. X в. Ольга и Игорь жили раздельно – Ольга являлась княгиней Вышгорода, а Игорь оставался киевским князем.

В 945 г. князь Игорь погиб от рук соседних древлян. Убив Игоря, древляне решили, что теперь они свободны от обязательств перед киевской династией.

Более того, древляне стали претендовать на киевский стол — они потребовали, чтобы княгиня Ольга вышла замуж за древлянского князя Мала.

Но характерно, что конфликт с русами древляне, в соответствии со славянскими традициями, попытались разрешить мирным путем — послали к Ольге своих послов.

Дальнейшее хорошо известно по «Повести временных лет». Ольга хитростью заманила два посольства древлян в ловушки и жестоко расправилась с ними — одних послов закопала живьем в землю, других сожгла в бане.

Затем она явилась в Древлянскую землю и устроила тризну на могиле мужа, на которую пригласила и древлян.

По приказу Ольги ее дружинники сначала напоили древлян допьяна, а затем иссекли их мечами («Повесть временных лет» называет цифру убитых — 5000 человек).

А в следующем, 946, году, Ольга вместе с малолетним Святославом отправилась в поход на древлян. Осадив главный город древлян Искоростень, Ольга потребовала, чтобы жители города дали ей по три голубя и по три воробья от каждого двора, обещая в случае выполнения ее требования уйти. Обрадованные древляне собрали птиц и отдали хитрой киевской княгине.

Ольга приказала своим воинам привязать каждому голубю и воробью к лапке тлеющий трут и отпустить. Голуби и воробьи полетели в свои гнезда – в Искоростень – и город загорелся. Среди осажденных началась паника, они бросились бежать из города.

Город был разрушен, а Ольга опять жестоко расправилась с его жителями — одних убили, других Ольга отдала в рабство своим дружинникам, а третьих обложила «тяжкой данью».

Столь жесткое поведение княгини Ольги показывает нам методы разрешения конфликтов, характерные для русов, — они придерживались правила «кровной мести», причем киевская княгиня четырежды мстит древлянам за смерть своего мужа, мстит быстро и жестоко, в корне подавляя любое возможное сопротивление. Даже эти разные способы разрешения конфликтов у славян и «рода русского» свидетельствуют, что у русов и славян сохранялись различные традиции, имеющие истоком разное этническое происхождение и разные формы организации общества.

Правление княгини Ольги при малолетнем Святославе было более успешным, нежели ее мужа Игоря. Став правительницей Киева, Ольга во внутренней политике проводила курс на еще большее подчинение славянских племен власти Киева. В 947 г. вместо полюдья она установила твердые размеры дани для древлян и новгородцев, организовав пункты сбора дани – погосты (места, где останавливались сборщики).

Ольга способствовала распространению на Руси христианства. В середине 50-х годов X века Ольга с большим посольством отправилась в Византию. Там она крестилась в христианскую веру, получив в крещении имя Елены. «Повесть временных лет» описывает крещение княгини Ольги следующим образом. Византийский император, сраженный красотой и мудростью Ольги, захотел жениться на ней.

«Я язычница, — ответила русская княгиня. — Если хочешь крестить меня, то крести меня сам, — иначе не крещусь». Император исполнил желание Ольги, а затем снова предложил стать своей женой. Ольга же ответила: «Как ты хочешь взять меня, когда сам крестил меня и назвал дочерью. А у христиан не разрешается это, — ты сам знаешь». И ответил император: «Перехитрила ты меня, Ольга».

Если Ольга стала христианкой, то ее сын Святослав оставался язычником. Много раз княгиня Ольга пыталась научить сына христианской вере, говоря: «Я познала Бога, сын мой, и радуюсь, если и ты познаешь – будешь радоваться».

Святослав же не слушался мать и отговаривался: «Как мне одному принять новую веру, если дружина моя станет надо мною смеяться?» Но Ольга любила своего сына и говорила: «Да будет воля Божия. Если захочет помиловать Бог род мой и народ русский, то вложит им в сердце то же желание обратиться к Богу, что даровал и мне».

И так говоря, молилась она за сына и за всех русских людей каждую ночь и каждый день, воспитывая сына до его возмужания и совершеннолетия.

Во внешней политике Ольга проводила курс на сближение с Византией. Вспомогательные отряды русов участвовали практически во всех войнах Византии того времени. Однако княгиня Ольга стремилась соблюдать независимость своего государства от Византийской империи. Так, будучи сама крещена в Византии, в 959 г.

Ольга обратилась с просьбой прислать на Русь миссионеров для проповеди христианства к императору Священной Римской империи Оттону I, противнику Византии. В 962 г.

римские проповедники во главе с епископом Адальбертом прибыли на Русь, но они встретили холодный, даже враждебный прием и вынуждены были возвратиться восвояси ни с чем.

Современные исследователи полагают, что изгнания римских посланников потребовала христианская община русов, недавно переселившаяся в Киев из Моравии, откуда они были изгнаны римскими епископами. Эта давняя вражда между русами-христианами и римским престолом во многом и объясняла изначальное неприятие в Киеве римско-католической церкви.

В 968 г., когда князь Святослав воевал в Болгарии, на Киев напали кочевники-печенеги. Они окружили Киев великой силой, и нельзя было выйти из города. А в Киеве не осталось сильной дружины, ибо все воины ушли со Святославом. Княгиня Ольга, вместе с внуками Ярополком, Олегом и Владимиром, и со всеми киевлянами заперлась в городе. Вскоре киевляне стали изнемогать от голода и жажды.

Тогда один киевский отрок вызвался пройти через печенежские станы за подмогой. Он умел говорить на печенежском языке и потому, взяв уздечку от коня, пробрался через их лагерь спрашивая: «Не видел ли кто-нибудь коня?» Печенеги приняли его за своего, и лишь когда отрок бросился в Днепр и поплыл, поняли свою ошибку.

Печенеги начали стрелять из луков, но юный киевлянин сумел перебраться на другой берег.

Здесь стоял небольшой отряд под водительством воеводы Претича. И сказал им отрок: «Если не пойдете завтра к городу, то люди сдадутся печенегам». Тогда, на следующий день отряд Претича сел в лодки и, громко трубя, направился к Киеву. Печенеги решили, что это идет сам Святослав и разбежались в страхе. Однако далеко от города не ушли.

И послали киевляне гонца к Святославу со словами: «Ты князь, ищешь чужой земли и о ней заботишься, а свою землю покинул. А нас чуть было не взяли печенеги, и мать твою, и детей твоих. Если не придешь и не защитишь нас, то захватят нас. Неужели не жаль тебе своей отчины, старой матери и детей своих?». Получив это известие, Святослав с дружиной быстро вернулся в Киев и прогнал печенегов.

Ольга была первой русской правительницей-христианкой. Став христианкой, Ольга сильно изменилась. Нрав ее стал добрее, забыла языческую жестокость, но стремилась жить по закону христианской любви. Княгиня Ольга умерла в 969 году, но потомки хранили о ней самую добрую память. И недаром древний летописец назвал ее «провозвестницей христианской земли».

Ее внук, князь Владимир Святославич, в 1000 году повелел перенести останки княгини в Десятинную церковь и положить в каменный саркофаг. Рассказывали о чудесах, которые происходили возле останков княгини Ольги. На верху саркофага было устроено оконце.

Когда кто-нибудь приходил к гробнице княгини с твердой верой, оконце само открывалось, и было видно нетленное тело, светящееся, словно солнце. И многие люди исцелялись возле гробницы от разных болезней.

А кто приходил без веры, тому оконце не отворялось и чудес не случалось.

Уже в XI в. в разных древнерусских источниках прослеживается желание прославить княгиню Ольгу, как православную святую. Однако сам факт канонизации княгини Ольги произошел позднее, когда – неизвестно. День памяти — 11 (24) июля.

Источник: https://cwetochki.ru/ref-doklad-kniaginia-olga.html

Ссылка на основную публикацию