Писатель александр дюма. жизнь и творчество

Ни для кого не секрет, что деятели искусств во все времена пытались одухотворить мертвую материю.

Скульпторы высекали из мрамора пышущие жизнью статуи, истолченная смесь минералов под кистью художников превращалась в живописные картины, а литераторы, опережая труды ученых и философов, не только описывали в своих произведениях мир будущего, но и помогали простым обывателям взглянуть на события давно минувших лет «другими глазами».

Писатель Александр Дюма. Жизнь и творчествоПортрет Александра Дюма

Работы одного из самых читаемых французских авторов – Александра Дюма – и по сей день переворачивают мировосприятие людей с ног на голову.

Детство и юность

24 июля 1802 года у «черного дьявола» наполеоновской армии Тома Дюма и его жены Мари-Луизы Лабурэ родился сын, которого назвали Александром. Привилегированное семейство проживало в коммуне на севере Франции – Виллер-Котре.

Отец будущего романиста состоял на службе у Бонапарта и считался близким другом императора. Их тандем распался в момент, когда полководец, беспрекословно выполняющий любые поручения амбициозного правителя Франции, не поддержал его решение по поводу ввода войск в Египет.

Писатель Александр Дюма. Жизнь и творчествоАлександр Дюма в юности

Не терпевший критики Наполеон отомстил товарищу в свойственной ему манере. В 1801 году, когда генерал попал в плен, его высокопоставленный приятель не сделал ничего, чтобы освободить товарища из заключения. Только через два года пыток и истязаний Тома обменяли на австрийского генерала Мака.

Домой мужчина вернулся изможденным и больным. К раку желудка добавилась глухота и слепота на один глаз. Его звезда угасла так же стремительно, как и зажглась. Дюма старший умер в 1806 году, а семейство, впавшее в немилость императора, осталось без средств к существованию.

По этой причине детство будущего всемирно известного писателя прошло в атмосфере разрухи и нищеты. Его мать, тщетно пытавшаяся выбить у государства стипендию на обучение в лицее, познакомила горячо любимое чадо с основами грамматики и чтения, а сестра привила любовь к танцу.

Писатель Александр Дюма. Жизнь и творчествоАлександр Дюма в молодости

Судьба смилостивилась над юным гением, и в итоге Александру все же удалось поступить в колледж аббата Грегуара, где парень освоил латынь и выработал каллиграфический почерк.

Первым местом работы Дюма стала контора нотариуса, в которой юноша примерил на себя амплуа клерка.

Несмотря на стабильный заработок, молодому человеку в скором времени опостылели однотипные поручения и неустанно растущий ворох бумаг. Юноша собрал вещи и уехал в столицу Франции.

Там по протекции бывшего соратника отца он устроился писцом в секретариат герцога Орлеанского (будущего короля Луи Филиппа).

Писатель Александр Дюма. Жизнь и творчествоПисатель Александр Дюма

В это же время Александр знакомится с местными литераторами и начинает создавать свои первые художественные произведения. В 1829 году в свет выходит пьеса «Генрих III и его двор», после постановки которой к писателю пришла слава. Уже через три года в театре «Порт-Сен-Мартен» на премьере «Нельской башни» был аншлаг. За неполных 16 месяцев на сцене было поставлено семь спектаклей.

Биография именитого журналиста сложилась таким образом, что Дюма принимал всяческое участие в жизни общества.

Помимо того, что писатель руководил раскопками города Помпеи, он также был участником Великой июльской революции (1830 год), в ходе которой творца даже успели «похоронить». После очередного бунта среди населения в прессе появилось ложное сообщение о том, что писателя расстреляли.

На самом деле создатель трилогии о «Трех мушкетерах» по совету друзей тогда покинул Париж и уехал в Швейцарию, где подготавливал к изданию очерк «Галлия и Франция».

Литература

С театром у Дюма все происходило как с женщинами: пылкая страсть вначале и безразличие потом. Когда сцена была покорена, Александр с головой ушел в литературу.

Писатель Александр Дюма. Жизнь и творчествоПисатель Александр Дюма

В 1838 году Дюма дебютировал как писатель. Роман-фельетон «Шевалье д'Арманталь» был опубликован в газете, которой требовалась увлекательная интрига, стремительность действия, сильные страсти, а главное – такое расположение глав, при котором напечатанный в каждом номере отрывок обещал бы еще более увлекательное продолжение в следующем номере.

Мало кто знает, но автором «Шевалье д'Арманталя» был молодой литератор Маке, но доработанное Александром произведение приобрело литературный блеск и издавалось под фамилией одного Дюма отнюдь не по его желанию, а по обязательному требованию заказчика, который считал, что настоящий успех роману обеспечит только знаменитое имя.

Писатель Александр Дюма. Жизнь и творчествоАлександр Дюма и Огюст Маке

За четыре года Дюма на пару с «коллегой» выпустил в свет девять культовых произведений: «Три мушкетера», «Граф Монте-Кристо», «Виконт де Бражелон», «Королева Марго», «Двадцать лет спустя», «Кавалеpa де ла Мэзон Руж», «Графиня де Монсоро», «Жозеф Бальзам», «Две Дианы» и «Сорок пять».

Историк много путешествовал по Европе и мечтал попасть в Россию. В 1840 году вышел его роман «Учитель фехтования», главным героем которого стал декабрист Анненков. Несмотря на то, что на территории Российской империи произведение не прошло цензуру, скандальный шедевр втайне от мужа, прочла даже безропотная императрица Александра Федоровна.

Писатель Александр Дюма. Жизнь и творчествоИллюстрация к роману Александра Дюма «Три мушкетера»

Когда умер Николай Первый, драматургу разрешили въезд в империю.

Оказавшись на родине Александра Сергеевича Пушкина, писатель был приятно удивлен тем, что местная аудитория не понаслышке знает, что такое французская литература и имеет представление о его творчестве.

Странствуя, знаменитый литератор побывал и в Москве, и в Санкт- Петербурге, и в Калмыкии, и в Астрахани, и даже на Кавказе. На родине романиста Путевые заметки имели большой успех.

Писатель Александр Дюма. Жизнь и творчествоКнига Александра Дюма

Публицист был еще и кулинаром. Во многих своих произведениях он подробно описывает приготовление тех или иных блюд.

В 1870 году он передал в печать рукопись, содержащую 800 новелл на кулинарную тему. «Большой кулинарный словарь» увидел свет в 1873 году, после смерти писателя. Позже вышла его сокращенная копия – «Малый кулинарный словарь». Дюма не был, ни гурманом ни чревоугодником. Мужчина просто придерживался здорового образа жизни, не употребляя алкоголь, табак и кофе.

Личная жизнь

Вопреки расхожему мнению, самой большой страстью именитого писателя была не охота, не фехтование и даже не архитектура. Наибольшую любовь публицист испытывал к женскому полу. О амурных похождениях темпераментного драматурга в литературных салонах того времени слагали легенды.

Среди превеликого множества историй, связанных с любовницами и женами деятеля искусств, одна выделялась особенно.

Писатель Александр Дюма. Жизнь и творчествоАлександр Дюма с Идой Феррье

Дюма в то время жил на улице Риволи с Идой Феррье – актрисой, славившейся своим легкомысленным нравом. Молодые люди были соседями: девушка занимала квартиру на втором этаже, а начинающий писатель – три комнаты на пятом.

Однажды вечером драматург отправился на бал в Тюильри. По пути на увеселительное мероприятие мужчина поскользнулся и упал в лужу. Через час раздосадованный публицист вернулся домой весь в грязи, прошел в квартиру жены и с ругательствами ворвался в спальню Иды. Дабы забыть неприятный случай, Александр с головой ушел в работу.

Писатель Александр Дюма. Жизнь и творчествоАлександр Дюма с дочерью Мари-Александрин

Не прошло и получаса как дверь, ведущая в туалетную комнату распахнулась, и изумленный писатель увидел на пороге голого Роже де Бовуара, который сказал: «С меня хватит, я совершенно продрог!».

Дюма, вскочив, с яростной бранью обрушился на любовника супруги.

В оконцове именитый журналист сменил гнев на милость, заявив, что воспитание не позволяет ему выставить на улицу пусть и нежданного, но гостя.

В ту ночь супружеское ложе Дюма разделил с новым знакомым. Когда наступило утро, и все трое уже проснулись, Александр взял руку горе-кавалера, положил ее на интимное место супруги и торжественно провозгласил: 

«Роже, примиримся, как древние римляне на публичном месте». Александр Дюма и Лор Лабе

Первой привязанностью историка была портниха Лор Лабе, которая жила в одном с ним доме на площади Итальянцев. Женщина была старше Александра на 8 лет. Обольстителю не составило труда покорить сердце Мари, и уже 27 июля 1824 года она подарила ему сына Александра, который известен многим по роману «Дама с камелиями». Дюма-отец признал ребенка через семь лет с момента его рождения.

26 мая 1864 года бывшие возлюбленные встретились в мэрии на бракосочетании их сына с княгиней Надеждой Нарышкиной. У Дюма-сына возникла мысль поженить престарелых родителей, но желание его не вызвало у них никакого отклика.

Александр Дюма-отец и Александр Дюма-сын

По подсчетам биографов, у творца было порядка 500 любовниц. Сам Дюма неоднократно говорил, что женщин он менял как перчатки исключительно из человеколюбия, ведь если бы пришлось ограничиваться одной барышней, бедняжка умерла бы через неделю.

Смерть

Знаменитый писатель умер 5 декабря 1870 года. Тело было предано земле в Невиль-де-Полле. После войны сын классика мировой литературы совершил перезахоронение останков отца в Виллер-Котре рядом с его родителями.

После смерти публициста биографы выдвинули сенсационную гипотезу о том, что француз Дюма и русский «пророк» Александр Сергеевич Пушкин – это один и тот же человек.

Александр Дюма и Александр Пушкин

Исследователи в своих трудах приводят ряд фактов, которые заставляются усомниться в подлинности кончины гения мировой литературы.

Несмотря на внешнее сходство и огромное количество «белых пятен» в биографии как одного творца, так и второго, официального заявления на этот счет никогда не было.

Память

Бестселлеры Дюма переиздаются и по сей день. Так в 2016 году издательство «Азбука» ограниченным тиражом выпустило в свет шедевр мировой литературы «Три мушкетера», а в 2017-ом «Графа Монте-Кристо».

Памятник Александра Дюма

Именем публициста названа одна из улиц города Ломоносова Петродворцового района Санкт-Петербурга.

Величественная гранитная глыба, на вершине которой восседает улыбающийся бронзовый Дюма, находится на площади Мальзерба в Париже.

Библиография

  • «Королева Марго» (1845 год)
  • «Графиня де Монсоро» (1846 год)
  • «Сорок пять» (1847 год);
  • «Ожерелье королевы» (1849-1850 год);
  • «Анж Питу» (1853 год);
  • «Графиня де Шарни» (1853-1855 год);
  • «Шевалье де Мезон-Руж» (1845 год);
  • «Асканио» (1843 год);
  • «Две Дианы» (1846 год);
  • «Паж герцога Савойского» (1852 год);
  • «Предсказание» (1858 год);
  • «Белые и синие» (1867 год);
  • «Соратники Иегу» (1857 год);
  • «Волонтер девяносто второго года» (1862 год);
  • «Волчицы из Машкуля» (1858 год).

Источник: https://24smi.org/celebrity/4046-aleksandr-diuma.html

Биография и личная жизнь Александра Дюма, произведения и экранизации, интересные факты

Биография Александра Дюма

Alexandre Dumas — так по-французски, то есть в оригинале, пишется имя выдающегося француза, прославившегося при жизни благодаря таланту и поражающей многих продуктивности.

Великий мастер художественного слова написал огромное количество произведений, которые еще при жизни писателя приобрели небывалую популярность и принесли своему создателю славу, огромные деньги, любовь и почитание поклонников.

Даже после смерти романиста и драматурга его творения не забыли. Книги Александра Дюма издаются снова и снова вот уже на протяжении 200 лет. Писатель родился, жил, прославился и умер в родной для него Франции. Эта страна, ее история, люди дарили идеи для написания шедевров, вдохновляли и окрыляли мастера.

Писатель Александр Дюма. Жизнь и творчество

Всем сердцем любя Францию, великий литератор сумел создать такие произведения, которые нашли отклики в сердцах его соотечественников, людей одной с ним эпохи, а также стали интересными многим поколениям французов. Писатель заставил полюбить Францию, ее жизнь и историю весь мир.

Книгами великого француза зачитывались русские, украинцы, англичане, немцы, испанцы. Любой интеллигентный человек, где бы он ни жил, просто обязан был знать с десяток произведений Дюма-старшего. Каждая его книга — это романтика, авантюра, приключение, драма. Его произведения читаются взахлеб, часто за 1-2 дня.

Писатель оставил огромное творческое наследие, да и шедевры свои он создавал всего за несколько дней. Муза не покидала великого француза ни на секунду, казалось, что Александру Дюма удалось оседлать самого Пегаса, уносящего его в мир вдохновения и фантасмагории.

Семья

Родился великий француз в 1802 году в Вилле-Котре, что во Франции, в семье французского генерала и героя наполеоновской армии Тома-Александра Дюма. Мама знаменитого на весь мир писателя, Мария-Луиза Лабуре, была дочкой хозяина гостиницы. Многие историки сравнивают происхождение Александра Дюма с родословной Александра Пушкина.

Писатель Александр Дюма. Жизнь и творчество

Оба эти человека считались гениями своей эпохи, а еще у них в роду были африканские корни. Оказывается, бабушка французского писателя была темнокожей рабыней маркиза Дави де ля Пайетри, родного деда Александра. Французский дворянин признал сына, а позже Тома-Александр пошел служить в наполеоновскую армию, где удивлял сослуживцев своей необычайной силой, изобретательностью и смелостью.

Детство писателя

Александр с детского возраста попадал в непростые ситуации, но всегда находил из них выход. Будущий писатель даже родился с обвитой вокруг шеи пуповиной, но чудом выжил. Его детские годы прошли в фамильной усадьбе городка Вилле-Котре. Мальчик рос любознательным, живым, обладал хорошим аппетитом и отличным здоровьем.

Александр очень рано потерял отца, и, будучи несмышленым малышом, взял ружье, чтобы взобраться по лестнице на небо и убить Всевышнего. Просто мама сказала сыну, что отца забрал Господь.

Со смертью главного кормилица в дом Дюма пожаловала бедность. Правда, Александр даже в подростковом возрасте мог самостоятельно себя прокормить. В 11 лет он выглядел на 14.

Физически сильный юноша мог несколько дней подряд охотиться в лесу и питаться застреленной дичью.

Юность и образование

После смерти отца воспитанием Александра занималась его мать. Бедная женщина научила сына основам грамматики, а позднее отправила учиться в колледж аббата Грегуара, чтобы он смог стать богословом.

Правда, религиозные науки мало привлекали юношу. Ему нравилось читать модную литературу, сочинять что-то свое. У Александра был на удивление красивый каллиграфический почерк.

Юноше всегда хотелось свободы, он любил лес, охоту, мог днями напролет выслеживать дичь.

Писатель Александр Дюма. Жизнь и творчество

Повзрослев, благодаря своему другу, Адольфу де Левену, будущему драматургу и режиссеру, Дюма увлекся литературой. В двадцать лет, имея всего два луидора за душой, Александр отправился в Париж, покорять столицу Франции. Устроиться в большом городе будущему писателю помог друг отца – генерал Фуа.

Юноша не обладал никакими способностями, но имел каллиграфический и аккуратный почерк. Благодаря этому таланту Александру удалось попасть в канцелярию герцога Орлеанского, будущего короля Луи-Филиппа. Парню пришлось зарабатывать на хлеб тем, что он писал адреса на письмах герцога.

Читайте также:  Доклад про амурского тигра (из красной книги)

Живя в Париже, Александр стал посещать библиотеки, много читал, изучал мемуары и исторические справки. Юноша часто бывал в театре, смотрел постановки, знакомился с работой драматурга. Прошла всего пара лет после приезда Дюма в Париж, а он уже стал сочинять пьесы и продавать их театру.

Творческая деятельность и произведения автора

В самом начале творческой карьеры Александр Дюма писал пьесы для театра. В 1821-1839 годах драматург сочинил около 20 пьес и театральных постановок. Первые произведения автора («Стратсбургский майор», «Охота и Любовь», «Свадьба и похороны», «Кристина») стали визитной карточкой подающего большие надежды драматурга.

Наиболее успешной и даже принятой театром была пьеса «Генрих III и его двор». Мастерство начинающего автора высоко оценили Гюго, Стендаль, Гете, Андре Моруа. За эту пьесу писатель получил гонорар в размере 3 тысяч франков, еще 6 тысяч ему пообещали за право издать произведение.

Писатель Александр Дюма. Жизнь и творчество

Александр Дюма понял, что его веселые, легкие, красочно и восторженно описанные истории могут принести ему солидный капитал. Драматург бросил работу в конторе, нашел себе приличное жилье, а еще снял квартиру, в которую перевез любовницу – Катрину Лабе, родившую ему сына Александра.

В 1831 появился еще один шедевр — пьеса «Антони». Писатель сочинял свои произведения, познакомился с известными литераторами Парижа, стал посещать модные салоны и встречаться с единомышленниками. В 1830, во время Июльской революции Александр присоединился к повстанцам и, вместе с революционерами, привел на трон герцога Орлеанского, который впоследствии стал королем Луи-Филиппом.

В 30-х годах 19 столетия Александр начинает писать романы, причем исторические. Первые его работы: «Изабелла Баварская», «Графиня Салисбюри», «Эдуард III». Настоящий расцвет творчества наступил в 40-е годы 19 века.

В этот период появились самые известные романы писателя: «Три мушкетера», «Двадцать лет спустя», «Королева Марго», «Графиня де Монсоро», «Шевалье д’Арманталь», «Ожерелья королевы», «Две Дианы», «Граф Монте-Кристо».

Выдающийся француз ввел в литературу романтизм, писал на исторические темы, хотя многие критики его упрекали, что он плохо знает прошлое своей страны.

Сам Дюма отвечал, что история, по его мнению, это гвоздик, на который он вешает свои картины.

В 50-60-х годах 19 столетия автор создал еще ряд великих произведений: «Соратники Иегу», «Капитан Ришар», «Паж герцога Савойского», «Робин Гуд — Король разбойников», «Адская бездна», «Волонтер девяносто второго года» и другие.

За свои романы Дюма получал колоссальные гонорары. Великий француз жил на широкую ногу, у него было много любовниц, он устраивал банкеты, тратил деньги на творцов-приживал, попросту транжирил полученные за произведения средства. Известно, что у Дюма было несколько литературных поденщиков, в соавторстве с которыми он писал свои бессмертные шедевры.

За сорок лет творческой деятельности писатель сочинил около 70 романов, более 50 пьес и комедий, почти три десятка сказок, около 200 различных рассказов, повестей, очерков.

Современники писателя удивлялись его трудоспособности. Всего за неделю великий француз мог написать целый роман.

Дюма был самым богатым писателем своего времени, сумевшим потратить огромное состояние и остаться на старость без гроша.

Личная жизнь

Александр Дюма был настоящим французом, любившим сразу нескольких женщин. Никто из историков толком не знает, сколько у писателей было любовниц. Женился романист только раз. Его законной супругой стала актриса Ида Ферье. Супруги вместе жили всего 4 года, потом расстались, но развод официально не оформляли. Александр и Ида изменяли друг другу с самого момента их бракосочетания.

Писатель Александр Дюма. Жизнь и творчество

Ходили слухи, что у писателя было около 350 любовниц. Дюма был ненасытным в сексе, а все благодаря своим африканским корням. Многие женщины родили от него детей.

Первый сын у писателя родился еще в 1824 году, когда он только приехал покорять Париж. Матерью его ребенка стала простая белошвейка Катрина Лабе. Мальчика назвали тоже Александром.

Впоследствии он пошел по стопам отца и стал знаменитым писателем, которого звали Александр Дюма-сын.

Данные о смерти

У великого француза была яркая, насыщенная событиями жизнь. От творил, любил, кутил во Франции, часто срывался и отправлялся в путешествия по Европе, Африке, был даже в России. До конца своих дней он оставался писателем. Его последней работой была «Большая кулинарная энциклопедия».

Писатель сильно переживал по поводу франко-прусской войны 70-х годов 19 столетия. Однажды у него случился инсульт, немного оправившись от удара, парализованный старик без гроша в кармане приехал к сыну Александру. Великому романисту захотелось умереть в доме своего старшего отпрыска.

Умер писатель в возрасте 68 лет в 1870 году. Его похоронили в Невиль-де-Полле, потом перезахоронили в Вилле-Котре, а в 2002 прах величайшего писателя Франции перенесли в Пантеон Латинского квартала.

Экранизации

При жизни Александра Дюма поклонники его творчества могли наслаждаться только его печатными романами и поставленными в театрах пьесами. С появлением кинематографа на творчество великого француза стали обращать внимание многие режиссеры в разных странах мира.

Писатель Александр Дюма. Жизнь и творчество

Первый фильм по произведению Дюма – «Граф Монте-Кристо», был снят еще в 1922 году режиссером Флинном. Картина была немой. Этот роман писателя не оставил равнодушным многих режиссеров. Картину «Граф Монте-Кристо» снимали в Италии, Мексике, Франции, России и в других странах.

В СССР самой популярной была экранизация романа «Три мушкетера». Картина «Д’Артаньян и три мушкетера» появилась на экранах в 1979 году. В ролях снимались звезды советского кино: Боярский, Терехова, Табаков, Фрейндлих. Всего по произведениям Дюма было снято около 150 фильмов в разных странах.

Популярные цитаты

Александра Дюма считают самым читаемым французом на земном шаре. Цитаты из его романов разлетелись по миру и стали часто повторяемыми афоризмами.

Именно великий Дюма является автором таких изречений: «Женщина священна», «Привидения являются тем, кто должен их видеть», «Трусостью не является подчинение силе, стоящей над вами», «Мир — гостиная, из которой надо уйти прилично, заплатив карточные долги», «Один за всех и все за одного», «Судьба как куртизанка, сегодня благосклонна, а завтра может повернуться спиной».

Интересные факты из жизни

О великом французе написано немало книг, в которых историки соревнуются своими познаниями из жизни писателя. Больше всего споров вызывает писательская деятельность Дюма, ведь многие свои произведения он творил в соавторстве с другими литераторами.

Писатель Александр Дюма. Жизнь и творчество

Целых 18 романов Дюма написал вместе с мало кому известным романистом Огюстом Маке. Два писателя встретились в 1838 году. Дюма к этому времени был известным всему Парижу, успешным литератором. Книги Маке не пользовались популярностью. Когда же Дюма переделал несколько пылившихся на полке пьес Огюста, произведения были приняты театрами для постановки.

Между ними завязалась дружба, вылившаяся в многолетнее сотрудничество.

Два автора работали над такими романами: «Шевалье д’Арманталь», «Сильвандир», «Три мушкетера», «Граф Монте-Кристо», «Черный тюльпан», «Королева Марго» и другими. Правда, все их совместные произведения печаталась под именем Дюма.

О Маке никто даже не знал, пока французский писатель Эжен де Мерикур не раскритиковал Александра, эксплуатировавшего Огюста в качестве литературного негра.

Маке сначала отказался от соавторства, но потом через суд требовал восстановить свои права на 18 созданных совместно романов. Все процессы он проиграл, так как представил свои работы, которые по мастерству уступали перу великого Дюма. Между писателями никогда не было денежных разногласий. Если Дюма и использовал труд Маке, то всегда ему платил за его работу.

Источник: https://allya.ru/biografiya/aleksandr-dyuma

Александр Дюма. История жизни и творчества великого французского писателя

         Александр Дюма родился 24 июля 1802 года в небольшом городке Вилле-Котре, расположенном к северу от Парижа.

Его отец — Тома-Александр Дюма Дави де ля Пайетри — был сыном маркиза с древней дворянской родословной и чернокожей рабыни Сессеты с острова Сан-Доминго. Неизвестно, был ли этот брак узаконен. Внук маркиза — писатель Дюма-сын — уверял, что был.

Через десять лет после рождения Тома-Александра Сессета умерла, а еще через восемь маркиз вернулся с островов в Париж вместе с восемнадцатилетним сыном — могучим красавцем-мулатом.

        Несмотря на экзотическую внешность, Тома-Александр как отпрыск маркиза был принят в свете, пользовался необычайным успехом у женщин и поражал окружающих своей силой.

На склоне лет маркиз сделался болезненно скуп, к тому же на восьмидесятом году женился, и Тома-Александр, доведенный безденежьем до крайности, решил завербоваться в гвардию простым солдатом. Старый маркиз взволновался, что его имя будут трепать среди «всякого армейского сброда».

Оставив от пышной отцовской фамилии лишь начало — Дюма, Тома-Александр под этим именем поступил рядовым в драгунский полк королевы.

        На постое в Вилле-Котре необычного солдата заприметила Мари-Луиза Лабуре, дочь хозяина гостиницы, в прошлом — дворецкого его королевского высочества герцога Орлеанского и по этой причине весьма уважаемого в городе господина. Через несколько лет, в 1792 году, молодые люди поженились.

К тому времени Тома-Александр уже был произведен в подполковники. Стремительному служебному взлету помогла Французская революция (1789–1794), с которой Дюма связал свою судьбу, а также его беспримерная храбрость. Еще через год двадцатипятилетний Тома-Александр стал дивизионным генералом.

Писатель Александр Дюма. Жизнь и творчество

После революции, во времена Директории, бесстрашного генерала (его называли Черным дьяволом) приблизил к себе Наполеон Бонапарт, возглавивший французскую армию во время Итальянского похода, а в Египетском походе он поручил генералу Дюма командование кавалерией. В 1801 году генерал был пленен в Неаполе и заключен в тюрьму, где его пытались отравить; он выжил, но остался инвалидом. Вскоре, по случаю перемирия, Дюма обменяли на знаменитого австрийского генерала Мака.

1 мая 1801 года генерал Дюма, полупарализованный и ослепший на один глаз, вернулся к жене и дочери, а спустя год с небольшим у них родился сын Александр. Мальчик был белокож и голубоглаз, лишь мелко вьющиеся волосы напоминали, что он на четверть африканец. Когда ему было четыре года, отец ушел из жизни.

После реставрации королевской власти Мари-Луиза предлагала сыну принять фамилию маркиза — Дави де ля Пайетри, на которую он имел право; это могло открыть ему многие двери. «Меня зовут Дюма, — гордо ответил молодой Александр.

 — …Да и что сказал бы мой отец, если б я отрекся от него и стал носить фамилию деда, которого я не знал?» Отец остался для него кумиром навсегда, его судьбе посвящено немало страниц в «Воспоминаниях» писателя.

От отца Александр унаследовал высокий рост, могучее телосложение, горячую кровь, а также великодушие, храбрость, честолюбие, богатое воображение, склонность к авантюре. В жизни Александра Дюма было не меньше приключений, чем в его романах.

Андре Моруа, перу которого принадлежит замечательная книга «Три Дюма», так описал его в юности: «Он был подобен стихийной силе, потому что в нем бурлила африканская кровь… вдобавок он был наделен талантом сказителя, присущим африканцам.

Стихийность его натуры проявлялась в отказе подчиняться какой-либо дисциплине, и так как в доме не было мужчины, которой мог бы его обуздать, он свободно бродяжничал по лесам. Школа не оказала никакого влияния на его характер, она не сформировала и не деформировала его. Любое притеснение было для него несносно.

Женщины? Он их любил всех сразу; он с самого начала убедился, что завоевать их расположение нетрудно, но не мог понять, к чему клясться в верности одной из них. При этом он вовсе не был аморален… В юности он был страстным охотником, краснобаем, влюблялся во всех девушек, готовых слушать его россказни, и был жаден до удовольствий.

В восемнадцать лет его привлекает все, и особенно недосягаемое: „Разве во мне нет, — думает Дюма, — того магнетизма, благодаря которому я выйду победителем там, где любой другой потерпит неудачу?“ Он твердо верил в свою звезду».

В школе дальше таблицы умножения Александр не продвинулся, единственным приобретением оказался красивый почерк, который поможет ему на первых порах в Париже. После смерти генерала Дюма семья осталась без средств — все деньги съела его болезнь.

Когда Александру было десять лет, один из родственников, аббат Консей, умирая, завещал ему стипендию в семинарии, если он примет духовный сан. Бедная мать ухватилась за эту возможность и упросила сына хотя бы попробовать там поучиться. Получив от нее деньги на учебные принадлежности, Александр купил хлеба, колбасы и на три дня сбежал в лес.

С надеждой на духовный сан Мари-Луизе пришлось расстаться. Она пристроила сына младшим клерком в контору к нотариусу.

Впервые Александр услышал о том, что поэзия может стать путем к славе, от парижского гостя своих соседей некоего Лафаржа, и эта идея запала ему в душу, а первого живого стихотворца встретил в семье своего опекуна Коллара.

Им оказался Адольф де Левен, который наезжал в Вилле-Котре из Парижа. Он водил знакомство со столичными литераторами, драматургами и актрисами и разжигал воображение своего провинциального приятеля рассказами об этой необыкновенной жизни.

Окончательно же Александр определился в своем призвании, когда в городок приехала театральная труппа с «Гамлетом», и семнадцатилетний юноша открыл для себя Шекспира. «Вообразите слепца, — писал он, — которому вернули зрение, вообразите Адама, пробуждающегося после сотворения».

Александр решил стать драматургом и вместе со своими сверстниками обустроил на чердаке некое подобие театральной студии, где был и драматургом, и актером, и режиссером.

Источник: http://penzacitylibblog.ru/index.php/dlya-molodezhi/item/483-aleksandr-dyuma-istoriya-zhizni-i-tvorchestva-velikogo-frantsuzskogo-pisatelya

Александр Дюма. Биография и обзор творчества — Литературные статьи — Литература — Каталог статей — Блог Ильи Винштейна

Александр Дюма. Биография и обзор творчества

Писатель Александр Дюма. Жизнь и творчество

Один из самых популярных во всем мире французских писателей, писавших в духе романтизма, первооткрыватель жанра авантюрного романа, выдающийся драматург и известный журналист, Александр Дюма родился 24 июля 1802 г. в Вилле-Корте.

Читайте также:  Анализ стихотворения державина властителям и судиям 7, 9 класс

В большинстве случаев, при упоминании его имени используют приставку «-отец», так как его не менее популярный сын также носил имя Александр и был выдающимся писателем своего времени.

Отец Дюма-старшего был генералом, а мать — дочерью хозяина местной гостиницы.

Все свое детство и юность писатель провел в семейном имении. А их соседом был Адольф де Лёвен, который в будущем стал популярным драматургом, а в юности писал красивые стихи о любви.

Под впечатлением от таланта и карьеры своего друга детства, Александр решил во что бы то ни стало стать драматургом, и, не имея ни денег, ни знакомств в театральных и литературных кругах, он решает отправиться в Париж.

Молодому Дюма, не имевшему никакого образования, удалось получить должность в канцелярии герцога Орлеанского, после чего он занялся самообразованием. Один знакомый составил для него список,книг, обязательных к прочтению каждым уважающим себя человеком. Для ознакомления со спецификой работы драматурга Александр посещал массу спектаклей.

Вместе с другом детства Лёвеном Дюма сочиняет водевиль «Охота и любовь», который поставили в театре Амбигю. Александру необходимо было содержать свою мать и сына Александра, рожденного вне брака, поэтому он довольно быстро написал драму «Генрих III и его двор», после прочтения которой актеры театра попросили поставить ее вне очереди.

Премьера состоялась 10 февраля 1829 г.

Несмотря на то, что произведения Дюма были литературно и художественно далеки от совершенства (видимо сказывалось отсутствие образования или опыта), он обладал уникальным умением — удерживать внимание зрителей с первой до последней сцены.

Дюма принимал непосредственное участие в Июльской революции. Позже в своем дневнике он писал: «Я видел тех, которые совершали революцию 1830 г., и они видели меня в своих рядах… Люди, совершившие революцию 1830 г., олицетворяли собой пылкую юность героического пролетариата; они не только разжигали пожар, но и тушили пламя своей кровью».

В 1840 г. Дюма женился на известной актрисе Иде Ферьер, однако он не прекращал свои связи с многочисленными женщинами, и его семья распалась в 1844 г., хотя официального развода так и не было.

Постепенно Александр стал очень богат, он издавал свой собственный журнал и открыл свой театр, однако оба этих проекта не увенчались успехом. С 1858 по 1859 гг.

Дюма путешествовал по России, о чем написал книгу «Путевые впечатления в России».

Ударом для писателя стало известие о первом поражении французов в франко-прусской войне. Частично парализованный, он с трудом добрался до дома своего сына, где и скончался 5 декабря 1870 г.

Яркие и интересные образы, описанные Дюма в его произведениях, и по сей день увлекают читателей, несмотря на их возраст, положение в обществе, профессию. Автор достиг этого благодаря достоверному воссозданию далеких эпох, исторических событий Франции.

Некоторые критики называют Дюма не очень хорошим историком, говорят, что он порхает по историческим фактам, не копая глубоко, однако главным в его произведениях является не достоверное изложение исторических фактов, а наличие замечательного художественного воображения, с помощью которого автор дорисовывает недостающие детали. Сам Дюма говорил: «История — это гвоздь, на который я вешаю свои картины». В защиту писателя нужно отметить, что при написании своих произведений он использовал реальные документы, воспоминания современников, истории, передаваемые из уст в уста. Дюма — мастер изображения психологии людей прошлого, их характеров, что в полной мере передает атмосферу эпохи.

«Три мушкетера»

«Три мушкетера» — наиболее популярный роман Александра Дюма из всех его исторических произведений. Этот роман, написанный в 1844 г., содержит в себе все, что может захотеть душа даже самого предвзятого читателя: интриги, бурный сюжет, любовь, политика, исторические картины, красивые, смелые мужчины и коварные женщины.

Дюма писал свой роман так, чтобы от него невозможно было оторваться: в конце каждой главы — завязка интриги следующей главы.

Таким приемом достигается впечатление непрерывного течения сюжета, которое уносит читателей за собой.

Произведение рассчитано на широкую аудиторию, потому оно содержит в себе и приключения, и интриги, и заговоры, поединки, погони, и многое другое, что придает роману дополнительную напряженность повествования.

Главные герои романа — смелые и предприимчивые мушкетеры, будучи людьми благородного дворянского происхождения, отважно бросаются в пучину исторических событий, честно служат королю и защищают интересы своей страны. Несмотря на то, что за свою службу они получают жалованье и содержание, автор постарался придать своим героям некую рыцарственность, тягу к подвигам и бескорыстным благородным делам.

Поступки мушкетеров не всегда благородны с точки зрения современного читател??, однако Дюма объясняет многие их поступки особенностями той исторической эпохи, которая и оказала большое влияние на формирование морального облика героев.

«5 те времена, — замечает Дюма, — понятия о гордости, распространенные в наши дни, не были еще в моде. Дворянин получал деньги из рук короля и нисколько не чувствовал себя униженным.

Д’Артаньян поэтому без стеснения опустил полученные им сорок пистолей в карман и даже рассыпался в изъявлениях благодарности его величеству*.

В своем произведении Дюма показывает, как судьбы сильных мира сего подчас зависят от смелых и сообразительных, но незнатных людей. Поэтому в наиболее напряженные моменты романа на помощь приходит Д’Артаньян, спасая своих друзей, честь королевы илй Францию.

Автор даже герцога Бэкингема приводит в умиление от подвигов простого гасконца: «Слушая Д’Артаньяна, рассказавшего все это с величайшей простотой, герцог время от времени поглядывал на молодого человека, словно не веря, что такая предусмотрительность, такое мужество и преданность могут сочетаться с обликом юноши, которому едва ли исполнилось двйдцать лет*.

Центральные фигуры романа — отважные мушкетеры, всегда стараются действовать вместе* как бы черпая силы и отвагу в взаимной поддержке и дружбе. Даже вознаграждения они делят поровну. Изображение такого подлинного бескорыстия служило своеобразным упреком реальной Франции, какой она стала после Июльской революции, — корыстной, жадной до денег, не знающей пощады.

Апогеем бескорыстия является момент, когда автор показывает нам сцену возмездия, неминуемо постигшего Миледи, чьи преступления чуть не погубили и страну и мушкетеров. Дюма показывает нам, как человек, согласившийся отрубить голову Миледи, бросает мешок с золотом в реку, со словами, что ему не нужна награда, он сделает это ради справедливости.

Сполна порадовав своих читателей приключениями мушкетеров и проследив их судьбы параллельно с судьбой франции от 1625 г. до войны с Голландией, Дюма заканчивает свое произведение сценой масштабного сражения французских и голландских войск. В этом сражении и погибает славный Д’Артаньян, который за мгновения до смерти получает высокое звание маршала Франции.

А.

Дюма в романе «Три мушкетера» наделил своих героев прекрасными качествами: настоящая дружба, искренняя любовь, честь, отвага, верность своей стране и своему королю несмотря ни на что — все это и сегодня остается ценнейшими качествами. Именно благодаря этому роман до сих пор остается наиболее читаемым во всех странах мира. Кроме того, автор прекрасно передал настроение целой эпохи, с ее вечными интригами, закулисными играми и страстями.

Дюма обладал замечательным даром — он пленял своих читателей и коллег.

Вот как писал о нем его современник Виктор Гюго: «Александр Дюма — один из тех людей, которых можно назвать сеятелями цивилизации; он оздоровляет и облагораживает умы, вселяя в них необъяснимый свет, яркий и сильный; он оплодотворяет душу и разум человека.

Он возбуждает жажду чтения, он взрыхляет человеческое сердце и бросает в него семена. Он сеет французские идеи. Французские идеи содержат в себе столько гуманности, что всюду, куда они проникают, они вызывают к жизни прогресс. В этом — источник огромной популярности таких людей, как Александр Дюма.

Источник: http://www.winstein.org/publ/25-1-0-1002

А. Дюма, его жизнь и творчество

Дюма – человек бурных излияний. Его политические убеждения, так же как его дружба и как его ненависть (когда он ее чувствует), не обходятся у него без топотни и крика. Нет ничего забавнее, как читать в его «Мемуарах» страницы, посвященные июльским дням (30 г.). «Произвели революцию те, которых я видел в деле и которые видели меня на баррикадах».

Дюма на всех перекрестках: при захвате артиллерийского музея, в атаке Лувра – везде его узнают по его султану! Здесь уже чувствуются доспехи Франциска I и аркебуз Карла IX, потому что его романтизм прошедшего нашел свою среду. Вперед! Лицом к пулям, к митральезам.

«Пушечный выстрел – прямо в меня!» Сколько веселья, пыла, чванства, какое игривое смешение вызова и гасконады! Мишле, говоря об императрице Марии-Терезе, вскричал: «У нее утроба полна тиранами!» Как же в словах и жестах этого великолепного Дюма, этого разрушителя баррикад, не заметить д'Артаньяна, де Коллона и Портоса, которыми он полон.

И заметьте хорошенько, что это не только дон Родриго, но также и Гаргантюа и Грангузье. Та же эпопея, та же лира.

«Я умирал от голода и особенно от жажды. Мне отыскали бутылку бордоского вина, которую я опустошил почти одним глотком. Мне принесли огромную миску шоколаду, и я его проглотил».

Таков Дюма, смотрящий, как и большинство романтиков, на жизнь через призму театра. Сейчас мы увидим его едущим в Италию к Красным Рубашкам завоевывать Неаполь и играющим около Гарибальди роль мухи на кибитке.

Знаменитый кондотьер, прибыв в Неаполь, назначил Дюма сюринтендантом изящных искусств и устроил его на средства муниципалитета в Киатамоне, в прелестном palazzeto на берегу моря. Однако согласная гармония скоро распалась. Дюма становился слишком неудобным.

Он вызывал публичные манифестации. Он врывался в двери военного совета, чтобы выразить Гарибальди народную волю. «Народ волнуется!» – кричал он, просовывая в полуоткрытую дверь свое большое, доброе, взволнованное лицо.

На что командир тысячи отвечал резко: «Пусть волнуется!», иными словами: «Идите к дьяволу!»

Впрочем, – размышляет Блэз де Бюри, – разве в настоящее время не все романтические писатели лезут в общественные дела и, надо признаться, без особенного блеска…

…Кто-то назвал его человеком шестнадцатого столетия. В этом определении есть своеобразная меткость. Александр Дюма совсем не укладывается в созданные ему обычные рамки. Он скорее был сродни просвещенным кондотьерам времени Возрождения.

Дюма писал много и очень скоро. Первую книжку романа «Кавалер красного замка» он написал на пари в пятьсот восемь часов, включая сюда еду, питье и отдых, в общем около трех печатных листов.

Пьеса «Наполеон Бонапарт» в восьми действиях и двадцати четырех картинах, содержащая в общей сложности девятьсот строк, была им, по настоянию директора театра «Одеон» г. Арели, написана всего за восемь дней. Часто, увлеченный работою, он целый день не выходил из кабинета.

Тогда завтрак и обед ему накрывали на маленьком передвижном столике, возле письменного стола, но нередко уносили их нетронутыми. Писал он без помарок, строгими линиями, чистым, ясным и красивым почерком.

Слог его быстр, легок, изворотлив и подвижен. Повсюду Дюма отдает предпочтение живому диалогу с короткими вопросами и ответами. Побочным обстоятельствам и второстепенным сведениям о своих героях он не дает много места, предпочитая выяснить их двумя-тремя в разговоре.

У него есть промахи, вроде грубостей, повторений, тусклых мест, сделанных без подъема, неловких переходов и т. д.

Но всматриваться тщательно в его стиль так же бесполезно и ненужно, как разглядывать вблизи театральные декорации, которые кажутся крикливой мазней на расстоянии аршина и образуют волшебную картину с другого конца зрительного зала.

Он писал свободным тоном, без затруднений, не углубляясь, довольствуясь беглым чтением, в путешествии одним впечатлением, что не мешает, когда он не спешит, знать и тонкость своего ремесла, и говорить о стиле других авторов с глубоким пониманием…

Строгий Брандес так говорит о Дюма: «Он наполнял сцену, газеты и книжные лавки своими произведениями. Печатные машины кряхтели и стонали, чтобы только угнаться за его быстрым пером. Следует только жалеть о том, что мальчишеское легкомыслие помешало ему пройти хорошую школу».

  • А Пелисье важно замечает:
  • «Если бы Дюма не разбрасывал так щедро своих богатых сил, он достиг бы звания одного из величайших писателей своего века».
  • Но мы скромно думаем, что если бы какая-нибудь школа и сумела наложить узду на буйное творчество Дюма, то она только изуродовала бы его прекрасный талант.

Что же касается до глубокомысленного мнения Пелисье, то мы хотели бы спросить: где же наконец в писательской иерархии эти пограничные мысли, отделяющие великолепного от великого, великого от талантливого и талантливого писателя от того, которого просто приятно почитать на ночь? Кто берет на себя смелость учреждать эту шкалу ненужного местничества? И кто посмеет упрекнуть человека, если он чистосердечно признается, что Эдгар По, Киплинг и Мопассан ему ближе и понятнее, чем Гомер, Гете и Данте?

Дюма иногда говорил: «Я насилую историю». И правда, ему случалось бесцеремонно обращаться с историческими фактами, пригоняя их к развивающемуся плану романа. Но он никогда не искажал духа истории и не отступал от правды в изображении исторических лиц.

Его Карл IX, Генрих III, Людовик XIII, Людовик XIV, Людовик XV, Людовик XVI, Катерина Медичи, Анна Австрийская, Мария-Антуанетта, Ришелье и Мазарини не только верны истории, но каким-то чудом, истинно гениальным проникновением их образы угаданы и закреплены еще глубже, еще живее и человечнее, чем доступно сухой науке, и никакой учебник не запечатлеет их так резко в памяти, как его романы. Дамы шестнадцатого столетия действительно имели жестокое и противное для нас обыкновение сохранять головы и сердца своих возлюбленных, погибших за них на дуэли или на эшафоте; кавалер де ля Молль действительно умер на плахе, частью из любви к Марголине Валца, частью жертвой придворной интриги; Шарль де Бюсси действительно оборонялся против двенадцати наемных убийц, выбросился из окна, повис телом на остриях садовой решетки и был действительно пристрелен из аркебуза по приказанию завистливого и ревнивого Франсуа Анжуйского. Но когда вы читаете скупую историческую хронику, преображенную в пылком воображении Дюма, когда вы видите давно ушедших людей…

Читайте также:  Животные арктики - сообщение доклад (4 класс. окружающий мир)

…А сознаться в этом запретном грехе они до сих пор не решились.

И потому-то очень жалко, что в русской литературе до сих пор не появилось настоящей, умной, смелой и справедливой книги об этом щедром, веселом, героическом и великом Дюма.

Источник: https://iknigi.net/avtor-aleksandr-kuprin/50123-a-dyuma-ego-zhizn-i-tvorchestvo-aleksandr-kuprin/read/page-1.html

Александр Дюма: обзор творчества писателя

Александр Дюма-отец (1802—1870) был сыном республиканского генерала, служил клерком у нотариуса, писцом у герцога Орлеанского, впоследствии короля Луи Филиппа, принимал участие в революции 1830 г. В литературу он пришел как драматург, автор романтических драм на исторические сюжеты. Сблизившись с кругом писателей-романтиков, группировавшихся вокруг В.

Гюго, Александр Дюма основал свой театр, писал исторические пьесы и труды по истории. Богатое воображение и театральное мышление позволили ему изобретательно выражать драматизм конфликтов и событий, колорит быта и нравов, живописность костюмов. В случайных стечениях обстоятельств он умело находил интригующие столкновения интересов, человеческих характеров, судеб.

Обращался к истории Александр Дюма и в художественной прозе. Он не стремился к строгой документальности или постижению смысла событий. Его захватывали их зрелищная сторона, яркое проявление характеров и поведение людей в запутанных ситуациях.

Увлекательность он видел в конфликте честности с подлостью, мужества с хитростью, чистоты со злодейством, открытости с интриганством. С утверждением нравственного начала связаны жизнерадостность, активность его персонажей, смело, изобретательно преодолевающих всевозможные препятствия. Среди ценителей Дюма были К. Маркс, Л. Н.

Толстой, Д. И. Менделеев, М. Горький, А. В. Луначарский и многие поколения молодежи XIX и XX вв.

Первый исторический роман «Изабелла Баварская» (1835) представлял собой романтический эпизод из Столетней войны с кровопролитными распрями французской знати в конце XIV — начале XV в. Для романа «Асканио» (1843) материалом послужила автобиографическая книга прославленного скульптора и ювелира эпохи Возрождения Бенвенуто Челлини.

Александр Дюма воссоздал период пребывания Челлини во Франции на службе у короля Франциска I. Сложные дворцовые интриги, в которые вовлечены Челлини и его ученик Асканио, влюбленный в юную прекрасную Коломбу и ставший объектом притязаний коварной дамы д’Эстамп, составляют динамически развивающуюся фабулу.

Роман, как и первоисточник, прославляет энергию, находчивость, творческий порыв, жизнерадостность.

«Шевалье д’Арманталь» (1843) — роман о заговоре после смерти Людовика XIV против регента Филиппа Орлеанского.

В политическую борьбу вовлекается молодой дворянин Рауль д’Арманталь, в поисках счастья прибывший в Париж.

Светская жизнь, дуэли и маскарады не давали вроде бы основания предполагать, что он вскоре станет тайной силой в государстве, что от его мужества и осторожности будет зависеть судьба королевства.

Роман «Сильвандир» (1844) посвящен событиям во Франции первой половины XVIII в. и приключениям главного героя — бедного дворянина Роже, прибывшего в столицу, чтобы получить наследство родственника.

Широкое признание Дюма-романиста пришло в связи с выходом историко-авантюрной трилогии, связанной общими героями-мушкетерами и изобилующей множеством увлекательных событий, приключений, поединков, интриг.

Действие романа «Три мушкетера» (1844) происходит в первой половине XVII в.

Отважные и предприимчивые, благородные и великодушные мушкетеры д’Артаньян и его три верных друга Атос, Портос и Арамис готовы на самопожертвование ради отечества, товарища, своих нравственных идеалов.

Они совершают подвиги, рискуя жизнью, чтобы спасти честь французской королевы, и предотвращают военные конфликты, угрозу которых порождает политика кардинала Ришелье и герцога Бекингэма.

Действие романа «Двадцать лет спустя» (1845) развивается во Франции середины XVII в. при кардинале Мазарини. Как и прежде, находчивость, ловкость, ум и бесстрашие мушкетеров помогают им в достижении целей, какими бы сложными ни были ситуации, в которых они то и дело оказывались.

«Виконт де Бражелон, или Десять лет спустя» (1850) завершает трилогию. Это печальная история сына Атоса — Рауля де Бражелона, полюбившего подругу юности Луизу Лавальер, которая стала фавориткой Людовика XIV. Здесь же повествуется о том, как закончили свою славную жизнь отважные друзья-мушкетеры, на долю которых продолжало выпадать немало волнующих приключений.

Другую трилогию об эпохе Генриха III и Генриха IV Наваррского составляют романы «Королева Марго» (1845), «Графиня де Монсоро» (1846) и «Сорок пять» (1848). В романе «Королева Марго» события приходятся на эпоху кровавых религиозных войн между католиками и гугенотами.

Александр Дюма описывает интриги французской королевы Екатерины Медичи против Генриха IV Наваррского и его жены королевы Марго и жестокую расправу Карла IX и Екатерины Медичи над гугенотами в Варфоломеевскую ночь.

В романе ярко изображена придворная жизнь, заполненная заговорами и убийствами, к которым имеет отношение и судьба королевы Марго.

Действие романа «Графиня де Монсоро» происходит при дворе короля Генриха III. В его основе — история любви графа де Бюсси к молодой красавице Диане, волею обстоятельств ставшей женой королевского ловчего де Монсоро и преследуемой герцогом Анжуйским, политическим противником короля.

В романе «Сорок пять» изображены нравы французского королевского двора XVI в., где шла жестокая борьба между Генрихом III и двумя претендентами на престол — Генрихом де Гизом и Генрихом Наваррским.

Сквозь изображаемые события проступает картина вырождения и обреченности династии Валуа.

Жалкое впечатление производит фигура Генриха III, которого уже не могут спасти ни жестокие казни, ни сорок пять его всадников-телохранителей.

Выпадает из цикла исторических повествований роман «Граф Монте-Кристо» (1846), приближающийся к детективному жанру — только без сыщиков и полицейских. Жертвой преступления и преследователем преступников здесь выступает одно лицо.

Это центральный герой романа — отважный моряк Эдмон Дантес, подло оклеветанный и посаженный в неприступную крепость Иф в Средиземном море. Бежав из пожизненного заключения благодаря исключительной силе воли и помощи аббата Фариа, друга по заточению, Дантес находит в тайнике сокровища.

Под именем графа Монте-Кристо он объявляется во Франции, одаривает несправедливо обиженных людей и сводит счеты со своими врагами, по чьей злой воле попал в тюрьму, — банкиром Дангларом, графом де Морсером и др.

Историческим фоном событий, описанных в романе «Черный тюльпан» (1850), служат бурные политические конфликты в Голландии 1672 г. Герой романа — молодой врач, страстный цветовод Корнелиус ван Берле, вырастивший новый сорт тюльпана.

В повести «Женщина с бархоткой на шее» (1851) Александр Дюма отдал дань увлеченности поэтикой немецкого писателя-романтика Э. Т. А. Гофмана, избрав с этой целью сюжет из истории революционной Франции 1793 г.

В середине 50-х гг. он создает роман из времен Колумба «Сальтеадор», где говорится о похождениях разбойника Сальтеадора в Испании XVI в. и о прекрасной цыганке, чьи судьбы причудливо переплетаются с судьбами людей, близких к королевскому двору.

В этот же период Александр Дюма вновь возвращается к теме революции в романе «Соратники Иегу», где действие происходит во Франции 1799 г. в эпоху Директории. В романтическую интригу вовлечены люди различных социальных слоев, исторические лица.

На основе мемуарно-документальных источников воссоздан образ Наполеона. То же время описано и в романе «Луиза Сан-Феличе» (1863). Это история возникновения и гибели Неаполитанской республики в 1799 г.

В основу сюжета писатель положил трагическую судьбу женщины, невольно оказавшейся участницей политической борьбы между республиканцами и монархистами.

Интересно обращение Александра Дюма к страницам русской истории.

В романе «Учитель фехтования» (1867) он с большой долей вымысла описал судьбу декабриста Анненкова и француженки Полины Гебль, которая последовала за ним в ссылку и стала его женой.

Повествование ведется от лица учителя фехтования, приехавшего в Россию из Франции незадолго до восстания 1825 г. Декабристам писатель посвятил также очерк «Мученики».

Литературное наследие Александра Дюма обширно.

Оно включает пьесы, исторические труды, путевые очерки, множество романов, из которых еще можно отметить роман «Две Дианы» (1846), входящий в юношеское чтение, а также новеллы «Кучер кабриолета», «Маскарад», «Правая рука кавалера де Жиака», «Паскаль Бруно», «Воды Экса» и др.

Источник: Горбунов А.М. Панорама веков: Зарубежная художественная проза от возникновения до XX века — М.: Кн. палата, 1991

Источник: https://classlit.ru/publ/zarubezhnaja_literatura/drugie_avtori/aleksandr_djuma_obzor_tvorchestva_pisatelja/62-1-0-2602

Жизнь и творчество Александра Дюма

Александр Дюма

24 июля 1802 года — 5 декабря 1870 года

Биография

Французский писатель-романист, драматург. Александр Дюма родился 24 июля 1802 в небольшом городке Виллер-Котре, департамент Эн, в семье республиканского генерала Тома-Александра Дюма. Среди предков по линии матери, Марии-Луизы Лабурэ, были представители негритянской крови. Детство, отрочество и юность Александр провел в родном городке. Отец умер в 1806.

Мать могла дать сыну весьма скудное образование. Получив образование, Дюма служил сначала нотариальным клерком, затем, благодаря друзьям отца, получил место в канцелярии герцога Орлеанского в Париже. 28 июля 1824, в Париже, у Александра Дюма родился сын Александр.

Разорвав связь с непритязательной гризеткой Jenny, Дюма узаконил своего сына и дал ему хорошее воспитание.

Литературную деятельность начал в 1825. Успех пришел в 1829, после постановки на сцене театра Французской Комедии пьесы «Генрих III и его двор», являвшейся одной из первых французских романтических драм. В июле 1830 во Франции произошла революция, свергнувшая Карла X. Под именем Луи Филиппа на престол вступил герцог Орлеанский.

Александр Дюма был среди инсургентов, штурмовавших королевский дворец в Тюильри. С первых дней революции Дюма принял деятельное участие в общественной жизни, выполнив несколько важных поручений генерала Лафайета, возглавившего национальную гвардию. 5 июня 1832 Париж хоронил генерала Ламарка.

По просьбе родственников Ламарка, Дюма, лично знавший генерала, возглавил колонну артиллеристов, следовавшую за траурным катафалком. Вскоре полиция стала разгонять толпу. Через несколько дней одна из роялистских газет напечатала ложное сообщение о том, что Александр Дюма с оружием в руках был схвачен полицейскими и в ту же ночь расстрелян.

В действительности Дюма угрожал арест, и по совету друзей он отправился в Швейцарию, где прожил несколько месяцев. В 1833 был написан его первый историко-публицистический очерк («Галлия и Франция»).

В 30-х годах у Дюма возник замысел воспроизвести в цикле романов историю Франции XV — XIX веков. Его первым историческим романом стал роман «Изабелла Баварская», опубликованный в 1835. Первая глава «Графа Монте-Кристо» в печати появилась 28 августа 1844 (вся публикация заняла 136 газетных номеров и завершилась 15 января 1846).

По утверждению Александра Дюма, он не мог создать роман или драму, не побывав в местах, где происходит действие.

Он бывал в Блуа, осматривал Булонь, Бетюн, начиная с 1834, часто посещал Марсель, был на острове Иф, в 1842 совершил путешествие в Италию, затем направился к острову Эльба, где увидел величественный утес «Монте-Кристо» («Гора Христа»), имя которого дал будущему роману.

В 1847 Дюма стал директором «Theatre Historique», на сцене которого были поставлены многие из его пьес. В 1848 во Франции произошла буржуазно-демократическая революция, встреченная писателем, отрицательно относившимся к монархии Луи Филиппа, с восторгом. В марте 1848 он начинает издавать журнал, публикуя в нем статьи в защиту Республики.

Позднее решил заняться политикой, но его кандидатура в депутаты не имела успеха. В декабре 1851 президент Французской республики Луи Наполеон совершил государственный переворот, а через год была провозглашена империя во главе с императором Наполеоном III. В декабре Дюма уехал в Брюссель. Возвратившись в 1853 в Париж, основал журнал «Мушкетер» (Le Mousquetaire), позднее переименованный в «Монте-Кристо» (Monte-Christo).

В сентябре 1860 Дюма направился в Неаполь. Был знаком с Гарибальди, мемуары которого перевел на французский язык. Борьбу итальянцев за возрождение единого государства поддержал своим личным участием, пожертвовав 50 000 франков для покупки оружия.

В Неаполе Дюма получил от Гарибальди назначение на должность директора национальных музеев. После того, как Гарибальди пригласил короля Виктора-Эммануила для установления своего правления на завоеванных гарибальдийцами землях, писатель решил покинуть Неаполь и в апреле 1864 возвратился во Францию.

В 1866 Александр Дюма направился в воевавшие между собой Пруссию и Австрию, откуда направлял в парижские газеты обзоры военных действий. Весной 1870 писатель уехал на юг Франции. Началась франко-прусская война.

По одной из версий, причиной резкого ухудшения его здоровья стало известие о жестоком поражении Французской армии под Седаном. Умер Александр Дюма 5 декабря (по другим сведениям — 6 декабря) 1870 в Пюи, департамент Нижняя Сена.

Автор около 1200 романов и драм. Существует мнение, что многие из его произведений принадлежат перу его сотрудников (О. Макэ, Метису, Мальфилю и др.

), трудами которых он, якобы, пользовался очень широко, о чем свидетельствовали процессы с «обиженными авторами» и слова самого Дюма, любившего говорить, что в течение его литературной жизни у него было столько же сотрудников, сколько было генералов у Наполеона.

Несколько процессов, возбужденных против Дюма, обнаружили, что он выставлял свое имя на обложке книг, которых он даже не читал, а в процессе 1847 года было доказано, что за один год Дюма напечатал под своим именем больше, чем самый проворный переписчик мог бы переписать в течение целого года, если бы работал без перерыва днем и ночью.

Однако, по утверждению защитников Александра Дюма, он пользовался только чужими набросками сюжетов. Писатель прожил бурную жизнь. Наслаждался и работал, жил на широкую ногу и трудился не покладая рук. Натуры заурядные вынуждены выбирать, чем довольствоваться. Он же брал от жизни все.

Источник: https://mirznanii.com/a/357435/zhizn-i-tvorchestvo-aleksandra-dyuma

Ссылка на основную публикацию