Илья Муромец и Святогор. И. Я. Билибин. 1900 г.
Святогор — богатырь-великан, один из основных персонажей русского былинного эпоса. Упоминается в некоторых произведениях отдельно от новгородского и киевского циклов. Отдаленную взаимосвязь с последним можно уловить во встрече могучего воина с Ильёй Муромцем.
Былины рисуют нам Святогора огромным великаном, способным спрятать в своем кармане даже Илью Муромца с конем. «Выше леса стоячего, ниже облака ходячего» — так описывают этого богатыря предания.
Когда едет он, сотрясается Мать Сыра Земля, выливаются реки из берегов, колышутся кроны деревьев. Живет Святогор на Святых горах, отсюда походит и имя его.
На Русь святую не ездит, потому что тяжести его Земля не выносит.
По одной из версий, Святогор — сын самого общеславянского бога Рода, вездесущего и изначального. Сотворен богатырь для того, чтобы охранять границу между Светом и Тьмой. Возможно, поэтому и рост Святогора огромен.
Былины о нем неожиданно пространны. Если в сказаниях об иных героях практически всегда богатыри куда-то и зачем-то отправляются, Святогор просто разъезжает по Святым горам.
Скорее всего, так он выполняет свой долг дозорного.
Прототип былинного Святогора достоверно неизвестен. И. Н. Жданов считает, что им мог быть библейский Самсон.
Смерть героя
Одно из главных отличий былин о Святогоре — они завершаются гибелью богатыря. Подобные трагичные истории всего фольклорного эпоса Древней Руси можно пересчитать по пальцам. Большинство богатырей процветают и здравствуют, а Илья Муромец вообще получает предсказание о том, что не погибнет ни в одном бою.
Выходит, в Святогоре воплощен уникальный образ обреченного на смерть героя, как будто по некоему велению судьбы. О причинах возникновения подобной идеи можно только догадываться.
Некоторые исследователи считают, что Святогор противопоставляется богатырям Руси. Его сила стихийна, огромна, но бездеятельна.
Иные же русские герои берегут свою землю, спасают ее от врага, совершают ратные подвиги.
Мы не можем точно сказать, является ли гибель Святогора наглядной победой активной деятельности над бездействием. Возможно, таким образом просто означалась смена старого эпоса более новым.
В эпосе других народов есть похожие сюжеты. Мотив подымания сумы имеет параллели с северным сказанием о споре бога Тора с великаном. Кстати, у фильма «Тор», вышедшего в 2011 г., можно обнаружить мифологические корни.
Былинные сюжеты
Святогор и «тягость земная». Путешествуя по Святым горам, богатырь обретает суму. В ней заключена «тягость земная». Пытаясь поднять находку, богатырь погружается в землю. Согласно одной из сюжетных версий, затем погибает.
По другой — узнает секрет сумы от Микулы Селяниновича. Второй вариант, очевидно, является более поздним и создан для прославления образа самого Микулы.
Есть и такие версии, в которых Святогор находит суму брошенной на дороге или видит ее у старичка, прохожего или доброго молодца.
Святогор и каменный гроб. Путешествуя с Ильёй Муромцем, Святогор находит каменный гроб с надписью «Кому суждено в гробу лежать, тот в него и ляжет». Илье ложе оказывается велико.
Зато оно приходится впору могучему Святогору, который закрывает крышку и уже не может ее поднять. С каждым ударом меча, которым Муромец пытается разрубить гроб, проявляются лишь новые железные полосы. Они все надежнее оковывают скорбное ложе.
Святогор через свое дыхание делится со спутником частью силы и погибает.
Святогор и его жена. По предсказанию вещего кузнеца, Святогор должен был жениться на девушке-змее. Богатырь огорчается, но решает отыскать суженую — а вдруг она не так уж и страшна?
Скульптура Святогора. Парк каменных фигур, Дружковка (Украина)
Молодец отправился в Поморское царство. Когда Святогор увидел суженую, то испугался, по лоснул ее мечом. После он кинул золотой алтын, чтобы искупить содеянное, и, заливаясь горючими слезами, уехал. Девушка не погибла — сильный удар лишь разрубил чешую, под которой скрывалась дивная красавица.
Прознав о том, что объявилась писаная прелестница, Святогор приехал свататься и женился на ней. Увидев после свадьбы шрам на груди супруги, молодец обо всем догадался и понял, что судьбы не миновать.
Поделиться ссылкой
Источник: https://SiteKid.ru/istoriya/bogatyri/svyatogor.html
04. Святогор-богатырь
ысоки на Руси Святые горы, глубоки их ущелья, страшны пропасти. Не растет там ни березка, ни дуб, ни сосна, ни зеленая трава. Там и волк не пробежит, орел не пролетит,- муравью и тому поживиться на голых скалах нечем. Только богатырь Святогор разъезжает между утесов на своем могучем коне. Через пропасти конь перескакивает, через ущелья перепрыгивает, с горы на гору переступает.
Ездит старый по Святым горам. Тут колеблется мать-сыра земля, Тут шатаются темны лесушки, Выливаются быстры реченьки.
Ростом богатырь Святогор выше темного леса, головой облака подпирает, едет по горам — горы под ним шатаются, в реку заедет — вся вода из реки вы плеснется. Ездит он сутки, другие, третьи, остановится, раскинет шатер — ляжет, выспится, и снова по горам его конь бредет.
Скучно Святогору-богатырю, тоскливо старому: в горах не с кем слова перемолвить, не с кем силой по мериться.
Поехать бы ему на Русь, погулять бы с другими богатырями, побиться с врагами, растрясти бы силу, да вот беда: не держит его земля, только каменные утесы святогорские под его тяжестью не рушатся, не падают, только их хребты не трещат под копытами его коня богатырского.
Тяжко Святогору от своей силы, носит он ее как трудное бремя, рад бы половину силы отдать, да некому. Рад бы самый тяжкий труд справить, да труда по плечу не находится. За что рукой ни возьмется — все в крошки рассыпется, в блин расплющится.
Стал бы он леса корчевать, да для него леса — что луговая трава. Стал бы он горы ворочать — да это никому не надобно…
— Эх, найти бы мне земную тягу, я бы в небо кольцо вбил, привязал к кольцу цепь железную, притянул бы небо к земле, повернул бы землю краем вверх, небо с землей смешал — поистратил бы немного силушки! Да где ее — тягу — найти!
- Едет раз Святогор по долине между утесов, и вдруг — впереди живой человек идет!
- Идет невзрачный мужичок, лаптями притоптывает, на плече несет переметную суму.
- Обрадовался Святогор: будет с кем словом перемолвиться, — стал мужичка догонять.
Тот идет себе, не спешит, а Святогоров конь во всю силу скачет, да догнать мужичка не может. Идет мужичок, не торопится, сумочку с плеча на плечо перебрасывает. Скачет Святогор во всю прыть — все прохожий впереди! Едет шагом — все не догнать! Закричал ему Святогор:
— Эй, прохожий молодец, подожди меня! Остановился мужичок, сложил свою сумочку наземь.
- Подскакал Святогор, поздоровался и спрашивает:
- — Что это у тебя за ноша в этой сумочке?
- — А ты возьми мою сумочку, перекинь через плечо да и пробеги с ней по полю.
Рассмеялся Святогор так, что горы затряслись; хотел сумочку плеткой поддеть, а сумочка не сдвинулась, стал копьем толкать — не шелохнется, пробовал пальцем поднять — не подымается…
Слез Святогор с коня, взял правой рукой сумочку — на волос не сдвинул. Ухватил богатырь сумочку двумя руками, рванул изо всей силы — только до колен поднял. Глядь — а сам по колено в землю ушел, по лицу не пот, а кровь течет, сердце замерло…
Бросил Святогор сумочку, на землю упал — по горам-долам гул пошел.
Еле отдышался богатырь:
— Ты скажи мне, что у тебя в сумочку положено? Скажи, научи, я о таком чуде не слыхал. Сила у меня непомерная, а я такой песчинки поднять не могу!
— Почему не сказать — скажу: в моей маленькой сумочке вся тяга земная лежит.
Опустил Святогор голову:
— Вот что значит тяга земная. А как зовут тебя, прохожий человек?
— Зовут меня Микула Селянинович.
— Вижу я — не простой ты человек; может, ты мне про судьбу мою расскажешь; тяжко мне одному по горам скакать, не могу я больше так на свете жить.
— Поезжай, богатырь, до Северных гор. У тех гор стоит железная кузница. В той кузне кузнец всем судьбу кует, у него и про свою судьбу узнаешь.
Вскинул Микула Селянинович сумочку на плечо и зашагал прочь.
А Святогор на коня вскочил и поскакал к Северным горам.
Ехал-ехал Святогор три дня, три ночи, трое суток спать не ложился — доехал до Северных гор. Тут утесы еще голей, пропасти еще черней, реки глубокие бурливее…
Под самым облаком, на голой скале увидал Святогор железную кузницу. В кузнице яркий огонь горит, из кузницы черный дым валит, звон-стук по всей округе идет.
Зашел Святогор в кузницу и видит: стоит у наковальни седой старичок, одной рукой меха раздувает, другой молотом по наковальне бьет, а на наковальне-то не видно ничего…
— Кузнец, кузнец, что ты, батюшка, куешь?
— Подойди поближе, наклонись пониже! Нагнулся Святогор, поглядел и удивился: кует кузнец два тонких волоса.
- — Что это у тебя, кузнец?
- — Вот два волоса скую, волос с волосом совью — два человека и женятся.
- — А на ком мне жениться судьба велит?
- -Твоя невеста на краю гор в ветхой избушке живет.
Поехал Святогор на край гор, нашел ветхую избушку. Вошел в нее богатырь, положил на стол сумку с золотом. Огляделся Святогор и видит: лежит недвижно на лавке девушка, вся корой и струпьями покрыта, глаз не открывает.
Жаль ее стало Святогору. Что так лежит и мучается? И смерть не идет, и жизни нету.
Выхватил Святогор свой острый меч, отвернулся и ударил девушку мечом в грудь. Не шевельнулась она, не охнула…
- Святогор выскочил из избушки, на коня сел и поехал к Святым горам.
- А девушка тем временем глаза открыла и видит: лежит на полу богатырский меч, на столе мешок золота, а с нее вся кора свалилась, и тело у нее чистое, и силы у нее прибыли.
- Встала она, прошлась по горенке, вышла за порог, нагнулась над озерком и ахнула: смотрит на нее из озера девица-красавица — и статна, и бела, и румяна, и очи ясные, и косы русые!
- Взяла она золото, что на столе лежало, построила корабли, нагрузила товарами и пустилась по синему морю торговать, счастье искать.
Куда бы ни приехала — весь народ бежит товары покупать, на красавицу любоваться. Слава о ней по всей Руси идет.
Вот доехала она до Святых гор, слух о ней и до Святогора дошел. Захотелось ему тоже на красавицу поглядеть.
- Взглянул он на нее, и полюбилась ему девушка.
- — Вот это невеста по мне, за эту я посватаюсь!
- Полюбился и Святогор девушке.
- Поженились они, и стала жена Святогору про свою прежнюю жизнь рассказывать, как она тридцать лет лежала, корой покрытая, как вылечилась, как деньги на столе нашла.
- Удивился Святогор, да ничего жене не сказал.
- Бросила девушка торговать, по морям плавать, стала жить со Святогором на Святых горах.
Источник: https://lukoshko.net/story/svyatogor-bogatyr.htm
Святогор (богатырь-великан)
Один из самых загадочных и до конца не изученных образов русской былины – богатырь Святогор представляет собой нечто среднее между мифическим существом и героем в человеческом обличье. Святогор – потомок древних русских былин, богатырь-великан, которого не способна выдержать матушка-земля, поэтому он вынужден всю жизнь быть на Святых горах, в честь которых и получил он свое имя.
Какова судьба героя
Святогор упоминается во многих былинах, сюжет которых дошел до нас только во фрагментах. Неизвестна до конца причина его кончины, сказители четко определяют его в качестве переходного звена между новыми богатырями и старыми.
Огромный рост Святогора, его непомерная сила в новом веке, когда нужно обороняться от захватчиков татаро-монгольского ига, оказываются бесполезными.
Его не способна выдержать земля и на всю жизнь ему только и остается, что в одиночестве доживать свой век.
Интересен и вид трагической гибели, который выбрали для него сказители. По одной из легенд Святогор становится жертвой собственной же силы. Однажды, проезжая на коне, он видит суму.
Решает ее поднять, но ничего не выходит, тогда Святогор слезает с коня, пытается вновь поднять загадочную суму и погрязает в земле, так и не достав находку. По все той же легенде, в сумме была сокрыта вся мощь русской земли, вся ее сила.
Богатырь хотел переместить ее, поднять, а нужно было лишь облагородить и обработать.
Вторая легенда рассказывает о предначертанной гибели Святогора и о крышке гроба, которую ему не удалось поднять над собой. Последним, кто видел богатыря перед смертью, был Илья Муромец.
Он, по задумке великана, должен был получить силу богатыря себе.
Однако Илья Муромец отказался от всей силы, тем самым окончательно разорвал связь между древними природными (языческими) силами и православными русскими.
Что означает символ Святогора
Многие исследователи отмечают схожесть образа Святогора с самой русской землей. Сильный, крепкий, такой, что даже силами ему не с кем помериться – настоящий прототип крепкого народа, который всех побеждает. В Святогоре сказители заключили одновременно и силу, и отчаяние.
Это великан, наследник древности, обречен на вечное одиночество. Даже любимая по одним преданиями становится падшей женщиной, пытающейся соблазнить Илью Муромца, по другим – умирает от язв и струпней, поэтому Святогор вынужден ее убить и в первом, и во втором случае.
Всю жизнь великан носит тело любимой в хрустальном гробу на спине у коня.
Почему же тогда Святогора так любит русский народ? Сам великан ни разу не вступался за свободу Руси и уж тем более не защищал ее от набегов татаро-монгол. Все очень просто — Святогора считают хранителем русской силы, получеловеком-полувеликаном, который смог взрастить в себе такую мощь и частично передать другим богатырям.
Источник: https://schci.ru/Svytogor.html
Краткое содержание: Святогор-богатырь
Эта былина была включена в «Первую русскую книгу для чтения», составленную великим русским писателем Львом Толстым для детей, обучавшихся в яснополянской школе. Первые строки повествуют нам о славном русском богатыре Святогоре, давно известном своими ратными подвигами и небывалой физической силой.
- Выезжал ли Святогор гулять в чисто поле, Никого-то, Святогор, он не нахаживал,
- С кем бы силой богатырскою померяться;
- А сам чует в себе силу он великую,
- Чует — живчиком по жилкам разливается.
- Богатырю трудно ощущать в себе свою мощь, ему не терпится истратить накопившуюся в нем силу.
- Грузно с силы Святогору, как от бремени.
- И промолвил Святогор-свет похваляючись:
- «По моей ли да по силе богатырской
- Каб державу мне найти, всю землю поднял бы».
- То есть богатырь не находит достойного применения своей огромной силе. И вдруг, произнеся эти хвастливые слова, Святогор видит вдалеке идущего пешком путника:
- С тех слов увидел Святогор прохожего —
- Сдалека в степи идет прохожий с сумочкой, —
- И поехал Святогор к тому прохожему,
- Едет рысью, все прохожий идет передом, —
- Во всю прыть не может он догнать прохожего. Закричал тут Святогор да громким голосом:
«Гой, прохожий человек, пожди немножечко. Не могу догнать тебя я на добром коне».
Прохожий, заслышав зов богатыря, останавливается, поджидая всадника.
Становился, с плеч на землю бросал сумочку. Наезжает Святогор на эту сумочку.
- Своей плеточкой он сумочку пощупывал, — Как урослая, та сумочка не тронется.
- Святогор пытается сдвинуть с места ношу, которую сбросил на землю незнакомый прохожий, однако она словно вросла в землю.
- Святогор с коня перстом ее потрогивал, —
- Не сворохнется та сумка, не шевельнется.
- Богатырь пытается поднять сумку рукой, но снова его старания безуспешны.
- Святогор с коня хватал рукой, потягивал, — Как урослая, та сумка не поднимется.
- Не выдержав, богатырь спешивается и хватается за «сумочку» обеими руками, собрав все свои силы:
- Слез с коня тут Святогор, взялся за сумочку,
- Он приладился, взялся руками обеими,
- Во всю силу богатырску принатужился, —
- От натуги по белу лицу ала кровь пошла,
- А поднял суму от земли только на волос.
- Хотя богатырю и удается приподнять ношу путника над землей, но это стоит таких неимоверных усилий, что сам Святогор «в мать сыру землю угряз». Потрясенный богатырь, только что похвалявшийся своей силой, по которой, как ему казалось, нет равных, обращается к путнику с вопросом:
- Ты скажи мне, прохожий, правду истину,
- А и что, скажи ты, в сумочке накладено?
- Незнакомец отвечает Святогору:
- Тяга в сумочке от матери сырой земли.
- Святогор спрашивает путника:
- А ты сам кто есть, как звать тебя по имени?
- И прохожий отвечает:
- Я Микула есмь: мужик я, Селянинович,
- Я Микула, — меня любит мать сыра земля.
- ***
В этой былине бахвальству Святогора противопоставляется скромность Микулы Селяниновича, имя которого остается неизвестным вплоть до последних строчек произведения.
Мы видим, что прохожий, молча идущий своей дорогой, оказывается гораздо сильнее богатыря, который на весь свет похваляется своим небывалым могуществом.
В этой былине еще не понятно, что именно представляет собой никому не известный землепашец Микула, но мы понимаем, что он настолько любим «матерью сырой землей», что любая ноша станет для него легкой.
На этой странице искали :
- краткое содержание былины святогор
- святогор богатырь
- краткое содержание былины вольга и микула селянинович
- святогор богатырь описание
- былина святогор краткое содержание
Сохрани к себе на стену!
Источник: https://vsesochineniya.ru/kratkoe-soderzhanie-svyatogor-bogatyr.html
Святогор-богатырь – кратко — Русская историческая библиотека
Святогор, наряду с Вольгой Святославичем и Микулой Селяниновичем, относится к трём старшим богатырям русских былин.
«Старшими» эти богатыри были названы самим народом: калики перехожие, отправляя на ратные подвиги Илью Муромца, запретили ему биться со «старшими богатырями», которые в другой былине называются «силой нездешней».
И действительно, они совсем не связаны никакими земными интересами, – они не служат ни князю Владимиру, ни русской земле, – живут особняком, вдали от всех прочих русских богатырей.
Это – туманные существа, перегруженные силой, более приближающиеся к образам сказочным, чем былинным, в которых историк, хотя и с великим трудом, все-таки вскрывает зерна исторической действительности. Но называя этих богатырей «старшими», народ не определил этим словом ни времени их жизни, ни власти их над младшими богатырями.
Святогор-богатырь
Святогор не совершает в былинах никаких подвигов. Он так велик, что «мать сыра земля его через силу на себе носит». Имя Святогора свидетельствует о какой-то святости – может быть, поэтому и не может грешная земля его на себе нести.
Вот, что рассказывает одна былина. Скакал раз по чистому полю Илья Муромец, самый сильный и могучий из киевских богатырей, и «наехал» на незнакомого ему огромного богатыря, который, сидя на коне, дремал. Илья догнал незнакомца и ударил его со всей силы по спине своей палицей, «весом в девяносто пуд».
Однако незнакомец даже не проснулся. Три раза Илья разгонял своего коня и наносил незнакомцу страшные удары. На третьем ударе неведомый богатырь очнулся, оглянулся, увидал Илью, взял его вместе с конем, положил к себе в карман и поехал дальше. Три дня и три ночи ехал Святогор (это был он) с Ильей в кармане.
На третий день стал конь под Святогором «спотыкатися».
«Что ты спотыкаешься, волчья сыть, травяной мешок?» – спросил Святогор коня. – «Трудно мне три дня и три ночи возить на себе двух богатырей, да еще коня богатырского», – отвечал конь. Тогда Святогор вынул из кармана Илью Муромца и, узнав, что он тоже могучий богатырь, «побратался» с ним: обменялся с Ильей крестами.
Дальше они двинулись вместе и вскоре приехали на высокую гору, увидав на ней огромный гроб. Даже для Ильи Муромца этот гроб был слишком велик. Попробовал лечь в него Святогор, и оказалось, что гроб, как раз подходит к его росту. Святогор попросил Илью закрыть его крышкой. Илья исполнил просьбу, но снять крышку с гроба уже не мог.
Святогор дохнул на Илью из щели гроба духом богатырской мощи. От этого сила Ильи возросла. Он сумел теперь поднять огромный меч Святогора и стал рубить крышку гроба, но от всякого удара появлялись на гробе железные обручи и ещё крепче сковывали его.
Святогор предложил прибавить Илье еще силы, но тот отказался.
Тогда сказал Святогор, что Илья, отказавшись, поступил правильно, – если бы на этот раз он наклонился к щели, дохнул бы на него Святогор «мертвым духом», и умер бы Илья у гроба.
«Видно, тут на роду смерть мне написана», – произнёс Святогор из гроба. Он так и умер в этом огромном гробу на неведомой горе, перед смертью завещав Илье свой богатырский меч.
Другая былина рассказывает о встрече Святогора с Микулой Селяниновичем, богатырем-крестьянином. Святогор на своем богатырском коне и долго не мог догнать Микулу, шедшего пешком с небольшой сумочкой переметной за плечами. Насилу нагнал его Святогор и стал спрашивать, что он несет в суме? Бросил Микула сумку на землю и предложил Святогору ее поднять.
Святогор слез с коня, ухватился за суму, но не мог оторвать её от земли. Все силы напряг Святогор, так что он напряжения погряз в землю по пояс, но небольшой сумочки не сдвинул с места. Тогда нагнулся Микула Селянинович, поднял свою сумку одной рукой и закинул себе на спину.
Оказалось, что нес он в суме всю «тягу земную» – как бы всю тяжесть земледельческого труда, которая под силу была лишь ему, богатырю-крестьянину.
Источник: https://rushist.com/index.php/mifologiya/5336-svyatogor-bogatyr-kratko
Л.Н. Толстой. Святогор-богатырь. Л.А. Ефросинина Литературное чтение. 4 класс. Рабочая тетрадь. Ответы
Дополните модель обложки.
2. Эрудит
Почему крестьянина Микулу Селяниновича называют богатырём русским? Отметьте ответ.
Х обладал силой богатырской
3. Проталинки
Перечитайте эпизод. Как Святогор пытался поднять сумочку? Впишите пропущенные слова.
- Наезжает Святогор на эту сумочку,
- Своей плеточкой он сумочку пощупывал, —
- Как урослая, та сумочка не тронется.
- Святогор с коня перстом ее потрагивал, —
- Не сворохнется та сумка, не шевельнется.
- Святогор с коня хватал рукой, потягивал, —
- Как урослая, та сумка не поднимется.
- Слез с коня тут Святогор, взялся за сумочку,
- Он приладился, взялся руками обеими,
- Во всю силу богатырску принатужился, —
- От натуги по белу лицу ала кровь пошла,
- А поднял суму от земля только на волос,
- По колена ж сам он в мать сыру землю угряз.
4*. Эрудит
Что такое былина? Какие бывают былины? Допишите предложения.
Былина (или старины) это произведения русского фольклора о богатырях, защитниках Древней Руси и их героических подвигах.
Былины бывают 1) героические или богатырские былины повествуют о боях и сражениях, подвигах богатырей, победах над врагами земли русской, 2) Социально-бытовые былины повествуют о ссорах и о соперничестве богатырей между собой, об их спорах, 3) Сказочные былины повествуют о волшебных событиях и приключениях богатырей.
5. Точное слово
Восстановите диалог героев былины. Подчеркните устаревшие слова.
- Взговорит ли Святогор тут громким голосом:
- «Ты скажи же мне, прохожий, правду истинну,
- А и что, скажи ты, в сумочке накладено?»
- Взговорит ему прохожий дана те слова:
- «Тяга в сумочке от матери сырой земли.»
- Взговорит тут Святогор да ко прохожему:
- «А ты сам кто есть, как звать тебя по имени?»
- Взговорит ему прохожий ли на те слова:
- «Я Микула есмь; мужик я Селянинович,
- Я Микула, — меня любит мать сыра земля».
- Назад к содержанию
Похожее
Источник: https://pushkinsdelal.ru/l-n-tolstoy-svyatogor-bogatyr-l-a-efro/