Вениамин Александрович Каверин – русский советский писатель, драматург и сценарист. Член литературной группы «Серапионовы братья» и лауреат Сталинской премии. Автор культовой книги для многих поколений молодежи – романа «Два капитана», которым зачитывались миллионы.
Писатель Вениамин Каверин
Вениамин Зильбер – так звучит настоящее имя прозаика – взял творческий псевдоним Каверин. А вместе с ним унаследовал от прототипа – гусара и дуэлянта Петра Каверина, приятеля юного Александра Пушкина, выведенного им под своей фамилией в «Евгении Онегине» – прямоту и нежелание идти на компромиссы.
Детство и юность
Автор «Двух капитанов» родился в 1902 году в Пскове, куда с женой Анной и тремя детьми из Выборга перебрался капельмейстер Омского пехотного полка Александр Зильбер.
В Пскове и без того не маленькое семейство ждало прибавление: к двум дочерям и сыну прибавилось еще три мальчика, младшим из которых и был будущий прозаик. Позже писатель назовет свою семью сложной, недружной, но по-своему замечательной и заметной в провинциальном городке.
Вениамин Каверин
Глава семейства был человеком талантливым, музыкально одаренным. В казарме, где Зильбер-старший репетировал с оркестром армейские марши, проходило две трети суток. Так что с домашним хозяйством и шестью отпрысками, как могла, управлялась Анна Григорьевна, мама.
Как и муж, Анна была музыкально-одаренной и образованной женщиной. Выпускница московской консерватории виртуозно играла на рояле и спасала чахлый семейный бюджет платными уроками музыки.
Вениамин Каверин в детстве
Энергичная, интеллигентная Анна Зильбер-Дессан организовывала в провинции концерты известных артистов. Благодаря ей в Пскове побывали Вера Комиссаржевская и Федор Шаляпин. Все дети умели играть на разных инструментах, много читали и с любопытством внимали дискуссиям взрослых, обсуждавших культурные события в городе или стране.
Младший и весьма любознательный Вениамин прислушивался к разговорам братьев и их друзей – будущих литераторов и ученых Юрия Тынянова, Августа Летавета и Мирона Гаркави.
Вениамин Каверин в молодости
В 1912 году Каверин поступил в местную гимназию. Поступление далось мальчику непросто: с рождения гуманитарий, он дважды провалил экзамен по арифметике. Проведенные в стенах гимназии 6 лет запомнились яркими событиями.
Детство закончилось зимой 1918-го, когда в Псков вошли немцы. Уходить от суровой действительности помогали книги.
Молодежь – реалисты, семинаристы, студенты – спорили о творчестве Максима Горького, Леонида Андреева и Александра Куприна. Авторитетом для юного Каверина был Юрий Тынянов, взявший в жены сестру Елену.
Тынянов раскритиковал полудетские стихи 13-летнего Вени, хотя и отметил хороший слог. Он первым посоветовал Каверину писать прозу.
Литература
В 1919-м будущий литератор отправился с братом в Москву, где вскоре стал студентом университета. По рекомендации Тынянова в 1920-м перевелся в университет Северной столицы и в том же году поступил в Институт восточных языков.
Вениамин Каверин знакомился с поэтами, рифмовал сам, посещал семинары, лекции и, наконец, решился продемонстрировать таланты: на конкурс, объявленный Домом литераторов, подал рассказ «Одиннадцатая аксиома», за который получил премию. Рассказ начинающего писателя отметил Горький.
Содружество «Серапионовы братья» (крайний справа — Каверин)
Виктор Шкловский ввел молодого автора в литературное содружество «Серапионовы братья», куда входили Всеволод Иванов, Михаил Зощенко, Константин Федин.
«Брата Алхимика», как именовали Каверина, критиковали за пристрастие к сюжету и чрезмерное увлечение стилем. Бичевал мэтров и Вениамин: Ивана Тургенева называл «главным литературным врагом» и саркастично заявлял, что «из русских писателей» больше всего любит Эрнста Гофмана и Роберта Льюиса Стивенсона.
Вениамин Каверин
В 1923-м в творческой биографии молодого прозаика случилось знаковое событие: Вениамин Каверин издал первую книгу рассказов, назвав ее «Мастера и подмастерья». Следивший за творчеством молодого дарования Горький назвал коллегу «оригинальнейшим писателем».
Вениамин Каверин, как лучший из выпуска, остался в университетской аспирантуре: филолога привлекали малоизвестные русские авторы начала XIX века.
В 1929 году с блеском защитился в Институте истории искусств. В начале 1930-х литератор сочинил пьесы, которые взяли в репертуар именитые режиссеры.
Всеволод Мейерхольд предлагал Каверину сотрудничество, но тот отказался, сосредоточив силы на повестях и романах.
Книги Вениамина Каверина
Первый трехтомник Каверина вышел, когда автор отметил 28-летие. Но в 1930-е талантливого прозаика объявили писателем-«попутчиком» и обвинили в «жажде буржуазной реставрации».
На подобные обвинения в те годы следовало реагировать, чтобы не попасть в жернова репрессий. Вениамин Каверин смирил гордыню и написал роман «Исполнение желаний».
Книгой зачитывались, но автор назвал сочинение «инвентарем назидательности».
Этот роман и последовавший за ним «Два капитана» спасли Каверина от горькой судьбы брата Льва Зильбера, академика, трижды побывавшего в лагерях. По слухам, роман похвалил Иосиф Сталин. Каверину вручили премию имени вождя. При этом автор умудрился ни разу не вспомнить в романе партию, комсомол и самого правителя. Книга стала самым известным произведением прозаика.
Роман Вениамина Каверина «Два капитана»
В годы Великой Отечественной войны писатель побывал на Ленинградском фронте и Северном флоте как корреспондент «Известий». Пережитое нашло отражение в книгах, вышло продолжение «Двух капитанов».
В 1946 году вышло постановление партии о журналах «Звезда» и «Ленинград», в котором Андрей Жданов назвал Михаила Зощенко и Анну Ахматову «подонком» и «блудницей».
Прежние друзья, встретив опальных литераторов, спешили перейти на другую сторону улицы. Но не изменилось отношение к старому другу у Каверина, называвшего Зощенко одним из лучших писателей современности.
Вениамин Каверин выручал опального коллегу, помогая деньгами.
Вениамин Каверин на фронте (слева)
В 1947-м писатель покинул Ленинград и перебрался в столицу. Жил в Переделкино и трудился над трилогией «Открытая книга». Роман о становлении микробиологии вышел в 1948 году и понравился читателям. Но критики и коллеги-литераторы встретили книгу разгромной критикой. Авторы 14 рецензий и статей объявили роман враждебным социалистическому строю.
В 1954 году, на 2 писательском съезде, Вениамин Каверин призвал уважать свободу творчества и дать справедливую оценку наследию Михаила Булгакова и Юрия Тынянова. В 1956-м в альманахе «Литературная Москва» вышел 2 том «Открытой книги». Времена изменились, продолжение романа встретили спокойно.
Вениамин Каверин за работой
В 1960-е Вениамин Каверин в «Новом мире», возглавляемом Александром Твардовским, опубликовал статьи, в которых пытался реабилитировать Зощенко. В 1970-е выступил в защиту Александра Солженицына.
В 1972 году прозаик подарил читателям поразительно искренний роман «Перед зеркалом», а в 1976-м – повесть «Освещенные окна». Творческое наследие Вениамина Каверина – это и замечательные сказки «Верлиока», «Немухинские музыканты», «Песочные часы».
Вениамин Каверин
Писатель не был диссидентом, хотя не раз мужественно защищал коллег, попавших в опалу. Предельно откровенную оценку строю и прогнувшимся под него литераторам дал в книге мемуаров «Эпилог», которую написал «в стол» в 1970-е. Жесткой критике подверглись Алексей Толстой, Валентин Катаев, Константин Симонов.
О публикации «Эпилога» в стране не могло быть и речи, но печатать мемуары за границей Каверин не хотел. Он передал рукопись на сохранение изгнанному из СССР Владимиру Войновичу. Книга вышла в 1989 году на родине. Каверин дождался сигнального экземпляра.
Личная жизнь
В 1922-м молодой писатель женился на Лидии Тыняновой, сестре друга Юрия Тынянова. В счастливом и продолжительном браке у пары родились двое детей – Николай и Наталья.
Вениамин Каверин с женой
Дети не пошли по стопам родителей (Лидия Николаевна писала для детей) и выбрали медицину. Сын и дочь стали профессорами, защитили докторские степени.
Смерть
Вениамин Каверин писал до последних дней жизни, но осуществить все замыслы не успел. Последняя, прощальная, книга – о Тынянове, дружбу с которым Вениамин Александрович пронес через всю жизнь.
Могила Вениамина Каверина
Писатель умер весной 1989-го, прожив 87 лет. Похоронили автора «Двух капитанов» на Ваганьковском кладбище.
Библиография
- 1923 – «Мастера и подмастерья»
- 1925 – «Девять десятых судьбы»
- 1925 – «Конец Хазы»
- 1928 – «Скандалист, или Вечера на Васильевском острове»
- 1929 – «О. И. Сенковский (Барон Брамбеус)»
- 1931 – «Художник неизвестен»
- 1934-1936 – «Исполнение желаний»
- 1938-1944 – «Два капитана»
- 1949-1956 – «Открытая книга»
- 1957-1959 – «Неизвестный друг»
- 1960 – «Кусок стекла»
- 1962 – «Семь пар нечистых»
- 1962 – «Косой дождь»
- 1963-1964 – «Двойной портрет»
- 1972 – «Перед зеркалом»
- 1978 – «Двухчасовая прогулка»
- 1983 – «Наука расставания»
Память
- В честь В. А. Каверина назван астероид Вениакаверин (2458 Veniakaverin)
- Памятник литературным героям романа «Два Капитана» — Татаринову и Григорьеву – расположен в городе Пскове, в сквере перед Псковской областной детской библиотекой имени В. А. Каверина
- Площадь «Двух капитанов» (г. Полярный Мурманской области) названа в честь одноименного романа В. А. Каверина
Источник: https://24smi.org/celebrity/14000-veniamin-kaverin.html
Вениамина Каверин биография
«Бороться и искать, найти и не сдаваться!» Этот девиз героев известного романа стал, наверное, визитной карточкой и самого писателя Вениамина Каверина, автора «Двух капитанов».
История, начавшаяся в 1930-е годы, оказалась удивительно современной и сегодня, для тех мальчишек и девчонок XXI века, что мечтают не об офисной карьере менеджера или бухгалтера, а о морях и небе, дальних странствиях и приключениях.
Уроженец древнего Пскова Вениамин Каверин (1902-1989) написал немало рассказов, повестей, романов, таких как «Открытая книга», «Перед зеркалом», «Наука расставания», трилогия «Освещенные окна». Но главной книгой его жизни стали «Два капитана». Во многих своих произведениях Вениамин Александрович не раз вспоминал Псков — город далекого детства.
Дружеские узы
С детства писателя окружала музыка: он родился в семье капельмейстера пехотного полка, а его мать, получившая блестящее образование и владевшая сетью музыкальных магазинов, не раз устраивала в городе выступления таких звезд, как Федор Шаляпин. Супругом сестры Вениамина Елены был известный писатель Юрий Тынянов. Именно он посоветовал Вениамину после окончания гимназии отправиться на учебу в Ленинград. Там в университете Каверин занимался на философском факультете университета и арабском отделении Института живых восточных языков.
Тынянов был не только старшим товарищем Вениамина, но и наставником в вопросах литературы.
Именно он стал первым слушателем и объективным критиком первых сочинений Каверина, убедил его всерьез заняться прозой, а тот в лице Юрия обрел истинную дружбу — чувство, воспетое им на многих страницах будущих книг. Комиссию по литературному наследию Тынянова Каверин потом возглавлял до последних дней своей жизни.
Псевдоним он тоже выбрал под впечатлением дружбы. Настоящая фамилия писателя была Зильбер. Кавериным же он стал, «имея в виду друга Пушкина, лихого гусара. Мне импонировало его мужество и смелость».
С 1984 года большая дружба связала уже зрелого писателя с областной детской библиотекой родного Пскова.
Ее работники и друзья, поклонники творчества Каверина, стали инициаторами создания в городе литературного музея автора «Двух капитанов». С 1990 года и сама библиотека называется в честь писателя.
Он посетил ее и лично передал очередные памятные вещи в 1986 году, приехав на 200-летие школы № 1 — бывшей мужской гимназии, в которой когда-то учился.
В июне 1995 года у здания библиотеки открылся памятник «Два капитана» с фигурами Сани Григорьева и капитана Татаринова. Работу питерских скульпторов Андрея Ананьева и Михаила Белова в свое время одобрил сам Каверин: «Этот проект прекрасно передает содержание и нравственную цель моего романа “Два капитана”».
Творчество Каверина нашло немало отражений в современном искусстве. Многие его произведения экранизированы, по роману «Два капитана» написаны опера и известный мюзикл Георгия Васильева и Алексея Иващенко «Норд-Ост».
Судьба этой постановки связана с драматическими событиями в Москве, где в 2002 году в Театральном центре на Дубровке прямо в ходе сценического действия состоялся захват заложников вооруженными террористами, повлекший в итоге многочисленные жертвы.
Каверинский Псков
Еще в 1920-е годы писатель обратился к давним впечатлениям о родном городе, создавая черновой вариант книги «Конец хазы».
Ее персонажи исполняют известную воровскую песню «Мы со Пскова два громилы!», которую Каверин явно слышал еще в детстве.
Город в 1-й части трилогии «Открытая книга» — «Юность Тани» именуется Аопахиным с весьма узнаваемыми псковскими историческими местами, включая известный Ольгинский мост, названный в честь первой христианской правительницы Киевской Руси.
В автобиографических «Освещенных окнах» фигурирует и сам Псков, и старинные названия его улиц. Реки города Энска, Тихая и Песчинка, из «Двух капитанов» соответствуют Пскове и Великой.
В 1980-е годы Вениамин Александрович написал два рассказа «Загадка» и «Разгадка» о тихом городке под названием Бартенев.
Его монашеская обитель и часовня Негасимой лампады весьма напоминают даже названиями часовню Негасимой свечи и Мирожский монастырь в Пскове.
Впечатлениями детства пронизаны многие страницы творчества Каверина, придавая им удивительную реальность и узнаваемость в описаниях различных мест и уголков природы.
Оценивая же пройденный творческий путь, страницы своей жизни, впоследствии писатель признавался: «Самое интересное в ней все-таки мое детство и юность.
Уверен: если бы не было такого детства и такой юности, я не написал бы всех своих книг…»
Источник: https://posmotrim.by/article/veniamina-kaverin-biografiya.html
Вениамин Каверин. Подробная биография
Вениамин Александрович Каверин родился 6 апреля (19 н.с.) 1902 года в семье военного музыканта, капельмейстера полка. Уже в отроческие годы большое влияние на Каверин оказал Ю.Н. Тынянов, также живший и учившийся в Пскове и женившийся на старшей сестре Каверина. В свою очередь Каверин женился на младшей сестре Тынянова.
Каверин учился в псковской гимназии, в 1919 уехал в Москву, окончил там среднюю школу и поступил в университет на историко-филологический факультет, пробовал в это время свои силы как поэт.
В 1920 Каверин переехал в Петроград, поселившись первоначально у Тынянова. Он учится на филологическом отделении университета и параллельно на арабском отделении Института живых восточных языков.
Став одним из победителей конкурса Дома литераторов на лучший рассказ, Каверин увлекся прозой и вскоре вступил в организовавшуюся в это время литературную группу «Серапионовы братья» (И. Груздев, М. Зощенко, Вс. Иванов, Л. Лунц, Н. Никитин, Е.
Полонская, М. Слонимский, Н. Тихонов, К. Федин).
В 1923 Каверин окончил Институт восточных языков, в 1924 — университет, оставшись в нем в аспирантуре. Одновременно Каверин преподавал в Институте истории искусств. Главным итогом филологической работы Каверин явилось исследование о русском писателе, журналисте и востоковеде XIX в. О.И. Сенковском «Барон Брамбеус: История Осипа Сенковского» (Л., 1929).
В рядах «Серапионовых братьев» Каверин занял вместе с Лунцем самый левый, «западный» фланг, отстаивая принципы динамичной, изящно построенной «сюжетной» прозы. На другом фланге были «орнаменталисты», занятые «местным колоритом» и «плетением словес».
Споры носили преимущественно теоретический характер. Речь у «серапионов» шла об общем деле создания новой культуры. Сообща они сделали мало, но литературная судьба каждого отдельного «серапиона» состоялась.
Дьяволы и прочая романтическая нечисть, населявшие раннюю прозу Каверина, много говорят о его литературных мечтаниях, но реальная задача перед ним встала иная: «поиски героя», как определил ее для себя и для всех «серапионов» Тихонов.
От романтического самопогружения к реалистическому самопознанию — такова оказалась писательская эволюция Каверина.
Для прозаика профессиональную литературную жизнь Каверин начал удивительно рано — в 21 год он уже выпустил сборник рассказов «Мастера и подмастерья» (1923). Не одному Шкловскому казалось, что Каверин «научился слишком легко», и не один Юрий Олеша ему говорил: «Зачем вам писать? Ведь вы уже научились».
Однако сам Каверин достаточно быстро понял, что учиться нужно гораздо более существенным вещам, чем «сумма приемов»: нужно было пройти ту школу «…самоизучения, которую создал для себя Толстой, прежде чем была написана первая строка «Детства»»,— размышлял писатель в поздние годы.
Такой «школой самоизучения» стали для Каверина первые же его крупные вещи — романы «Скандалист» (1928) и особенно «Исполнение желаний» (1935-1936). В главных персонажах обоих романов — студентах Нагине и Трубачевском — без труда распознается авторское лицо.
Наибольший читательский успех Каверина, связанный с созданием «Двух капитанов» (1939-1944), определился как раз удачной разработкой образа главного героя романа — Сани Григорьева, разыскивающего затерявшиеся следы русской арктической экспедиции.
В этом романе свой внутренний опыт прозаику удалось воплотить в образ нужного эпохе романтика действия, а не одной лишь мечты
Тема Каверина — это тема исполнения долга, предначертанного человеку с младенческих лет, тема борьбы людей доброй воли против несправедливых условий человеческого существования, против тех, кто при любых условиях извлекает для себя корыстную выгоду.
Не только в художественной, но и в мемуарной прозе, занимающей очень существенное место в его работе 1960-80-х («В старом доме», «Петроградский студент», «Освещенные окна», «Вечерний день», «Письменный стол» и др.
), Каверин делает героями лишь тех людей, кто, по его мнению, был рыцарски предан своим идеалам и бескорыстно им служил. Эта благородная черта априорно объединяет в глазах писателя таких разных художников, как Тынянов и К.Г. Паустовский, Зощенко и Н.А.
Заболоцкий, А.П. Гайдар и Е.Л. Шварц.
В «Эпилоге» (1989), в частности, рассказано, почему Каверин вынужден был покинуть Ленинград вскоре после начала войны, во время уже начавшейся блокады.
Хотя он работал военным корреспондентом ТАСС, это не избавило его от настойчивых домогательств со стороны Управления ленинградским НКВД. По счастливому стечению обстоятельств Каверин удалось перевестись в Москву и быть командированным на Северный флот.
Впечатления от этого периода жизни легли в основу романа «Наука расставания» (1985).
В 1947 Каверин окончательно переезжает в Москву, продолжая, по его собственным словам, «считать себя ленинградцем». В поздние годы он жил в основном в писательском пос. Переделкино под Москвой, давая о себе знать не только своими произведениями, но и выступлениями в защиту культурных свобод и гонимых художников.
Общественный резонанс вызвала его речь на Втором съезде СП (1954), в которой он «реабилитировал» историческую прозу Тынянова и драматургию М.А. Булгакова. Каверин принял активное участие в создании и издании сборнике «Литературная Москва» (1956), ставших заметным явлением культурной «оттепели». Известны его выступления в защиту А.И. Солженицына, А.Д.
Синявского и Ю.М. Даниэля, а также доклад «Насущные вопросы литературы» (1967), предназначенный для IV съезда СП (произнести его не удалось, а напечатан он был лишь в 1971 за границей — в ФРГ).
В последние 2 года жизни Каверин помогал созданию и изданию альманаха молодых писателей «Весть» (1989), в котором, в частности, была напечатана ставшая знаменитой «поэма» Венедикта Ерофеева «Москва-Петушки».
Художественное слово, по Каверину, противостоит злу и отвергает его. Изнутри оно оборачивает к борьбе душу самого писателя.
На эту тему Каверин начал размышлять еще в романе «Художник неизвестен» (1931) — наиболее интересном с эстетической точки зрения произведении довоенного периода.
Профессия писателя не только «накладывает отпечаток» на его личную жизнь — она изменяет и направляет ее течение, с неумолимой последовательностью раскрывает его человеческую биографию, его судьбу.
- Вениамин Александрович Каверин умер 2 мая 1989 года.
- Биография
- Произведения
- Два капитана
- Перед зеркалом
- Песочные часы
Критика
Ключевые слова: Вениамин Каверин,биография Вениамина Каверина,скачать подробную биографию,скачать бесплатно,русская литература 20 в.,русские писатели 20 в.,жизнь и творчество Вениамина Каверина
Источник: https://md-eksperiment.org/post/20170211-biografiya-veniamina-kaverina
Каверин Вениамин Александрович
(настоящая фамилия — Зильбер) (1902-1989)
русский писатель, драматург, мемуарист
В сознании массового читателя Каверин Вениамин Александрович является автором одного произведения: обычно вспоминают его роман «Два капитана», который выдержал 42 издания за 25 лет.
О других произведениях говорят гораздо реже.
В то же время Каверин — яркое явление в истории отечественной культуры, но значение его личности в развитии литературы и искусства осознано еще в недостаточной степени.
Сама его семья может стать предметом для особого разговора. Вениамин родился в Пскове и был младшим, шестым ребенком в семье военного музыканта, капельмейстера полка.
Мать закончила Московскую консерваторию, ее брат был известным пианистом. Хотя она не работала по специальности, но очень много сделала в плане музыкального просветительства.
Она организовала в Пскове музыкальный магазин и приглашала в город знаменитостей.
Естественно, что всех детей учили музыке. Поэтому брат Александр стал композитором, а сестра Елена — музыковедом. Особое влияние на Вениамина оказал его старший брат Лев и круг его друзей, среди которых был будущий знаменитый писатель и ученый Юрий Тынянов.
Сам Лев Зильбер тоже многого добился в жизни. Он стал одним из создателей вирусной теории рака, открыл и описал возбудителя дальневосточного клещевого энцефалита и тем самым предотвратил эпидемию. За свои заслуги Л. Зильбер был удостоен звания академика.
Прежде чем стать писателем, Вениамин, закончив школу, продолжил учебу сразу в двух институтах — на этнолого-лингвистическом отделении филологического факультета Петроградского университета, который закончил в 1924 году, и на арабском факультете Института живых восточных языков. Его он закончил годом раньше. Вениамин Каверин практически не участвовал в революционных событиях, не воевал во время гражданской войны, друзья даже называли его «книжным мальчиком».
Но зато этот человек сразу же попал в благоприятную литературную среду. Его сестра вышла замуж за Ю. Тынянова, сам он женился на сестре Тынянова. В доме бывали крупнейшие деятели культуры той поры — Е.
Поливанов, В. Шкловский, Б. Эйхенбаум. Каверин учился не только у них, но и у своих друзей — Михаил Зощенко, Н. Тихонова, К.
Федина, которые впоследствии образуют литературную группу под названием «Серапионовы братья».
Свою литературную деятельность Вениамин Каверин начинает со стихов, и пишет их прилежно, установив для себя определенную ежедневную литературную норму. Однако вскоре по совету Ю. Тынянова переходит на прозу и к стихам больше не возвращается.
Уже первые литературные опыты Вениамина Александровича Каверина обратили на себя внимание и были отмечены положительно. В 1920 году он получил третью премию Дома литераторов за рассказ «Одиннадцатая аксиома».
Как и многие другие начинающие писатели, Каверин решил показать свои произведения Горькому, который отметил, что у молодого человека «есть все для того, чтобы стать оригинальным писателем».
Уже в первых рассказах проявились и основные особенности прозы Вениамина Каверина: он всегда избирал острый, динамичный сюжет, тяготел к фантастическим и просто необычным коллизиям, особое внимание уделял нравственным проблемам.
После окончания института, Каверин в течение шести лет занимался научной работой. В 1929 году он написал диссертацию под названием «Барон Брамбеус», посвященную О.И. Сенковскому, которую в том же году опубликовал в виде книги.
В дальнейшем Вениамин Каверин постоянно выступал с научными и критическими статьями по актуальным проблемам современной литературы.
Пушкинское творчество и современные нравственные проблемы соединились под пером писателя в романе «Исполнение желаний» (1934—1936).
В тридцатые годы Вениамин Александрович Каверин начал писать произведения и для детей. Он одновременно сочиняет сказки и пишет роман «Два капитана». Правда, из-за начавшейся войны работа затянулась. Вторую книгу Каверин завершает только в 1944 году, а в 1945 году публикует уже весь роман.
В этом произведении многое было непривычным и новым. История Сани Григорьева, его становление как личности и профессионального летчика наслаивается на историю предпринятого им поиска пропавшей экспедиции.
Вениамин Каверин строит свой роман не только на сочетании нескольких сюжетных линий, но и как сложное, многостилевое повествование, в котором переплетаются черты разных литературных жанров. Почти детективная история давнего предательства построена по канонам приключенческого романа тайн.
В то же время автор соединяет стилистику романа воспитания с элементами производственного романа, отражая духовное становление главного героя.
Динамику действия усиливают мастерская проработка сюжета, постоянное переплетение судеб героев, смена рассказчиков и формы повествования, которое ведется то от первого, то от третьего лица.
Предложенная Кавериным новая схема сюжетного построения традиционного романа воспитания и разнообразие стилевых решений вызвали неоднозначные отзывы о романе в критике. Критики обрушились на него с рядом негативных рецензий, даже упрекая Вениамина Каверина в чрезмерной развлекательности.
Однако Вениамин Александрович Каверин всегда считал себя писателем сюжетным.
Хотя основная его жизнь протекала в стенах кабинета и, кроме чтения, увлечением была только музыка, он вовлекал своих героев в самые замысловатые приключения.
Так, в романе «Открытая книга» (1956) вместе с героиней Татьяной Власенковой, прототипом которой была академик АМН СССР З.В. Ермольева, мы открываем пенициллин.
В романе «Перед зеркалом» знакомимся с удивительной историей художника. Автор создает ее на основе переписки, которая расшифровывается буквально на глазах читателя. Каверин повсюду лиричен и в то же время исторически конкретен.
Его герои переживают сложные душевные драмы, характерные для человека XX века, когда люди часто оказывались перед необходимостью сделать нравственный выбор. Перед таким же выбором стоял и сам писатель. Вениамин Каверин предпочел отправиться на фронт военным корреспондентом.
И прошел войну до конца, хотя на его руках оказались две семьи — его собственная и Ю. Тынянова, который был неизлечимо болен.
Особое место в творчестве Каверина заняли его «школьные повести» — «Загадка» (1984) и «Разгадка» (1985). Сам писатель называл их рассказами, однако по стилю и сюжетной организации они гораздо ближе к повестям. В центре — проблема самоопределения молодого человека в окружающем его мире. Каверин отстаивает право героя на собственное мировосприятие, формирование своего отношения к жизни.
Поскольку писатель был в центре многих интересных событий своего времени, он не мог не обратиться к жанру воспоминаний и писал их на протяжении почти двух десятилетий, создав около десяти книг.
Особое место в творчестве Вениамина Каверина занимают сказки. Они стали естественным продолжением его интереса к фантастике, зародившегося еще в 20-е гг. Писатель не просто работал в этом жанре более сорока лет, но и постоянно искал новые жанровые формы для отражения восприятия сказочного мира как реального.
Он проложил своеобразную ниточку от сказок Андерсена и скандинавских писателей к современной литературной форме. Сказки Каверина «Ночной сторож, или семь занимательных историй, рассказанных в городе Немухине в тысяча девятьсот неизвестном году» (1981) окрашивает присущий всему его творчеству оттенок иронии.
Только здесь он соединяется со сказочными мотивами и образами, как бы предупреждая читателя: «сказка ложь, да в ней намек». Сказки Вениамина Каверина отличает максимальное приближение к реалиям повседневной жизни. Сказочные черты героев всегда соответствуют их человеческим качествам.
Для их характеристики автор использует разнообразные стилевые приемы: различные виды деталей, тонкую игру эпитетов, символику цвета и звука, оригинальные метафоры.
Параллельно с работой над сказками Каверин пишет повесть «Верлиока» (1982), также основанную на фольклорном материале. В ней писатель вновь прибегает к синтезу жанров, соединяя элементы мифа и притчи. Правда, теперь он использует лишь фольклорную символику, отталкиваясь от которой создает оригинальное повествование, где реальность соединена с вымыслом, а ирония — с гротеском.
Каверин Вениамин Александрович дожил до глубокой старости, продолжая работать до конца своих дней.
Источник: https://biografiivsem.ru/kaverin-veniamin-aleksandrovich
Каверин, Вениамин Александрович — это… Что такое Каверин, Вениамин Александрович?
Вениами́н Алекса́ндрович Каве́рин (настоящая фамилия — Зи́льбер, 1902—1989) — русский советский писатель.
Лауреат Сталинской премии второй степени (1946). Широкую известность получил приключенческий роман «Два капитана».
Биография
Родился 6 (19) апреля 1902 года в семье капельмейстера 96-го пехотного Омского полка Абеля Абрамовича Зильбера и его жены — урождённой Ханы Гиршевны (Анны Григорьевны) Дессон, владелицы музыкальных магазинов. Старшая сестра Каверина — Лея Абелевна Зильбер (в замужестве Елена Александровна Тынянова, 1892—1944) — вышла замуж за Ю. Н.
Тынянова, одноклассником которого был старший брат Каверина Лев Зильбер, впоследствии — крупный советский вирусолог. Кроме того, в семье росли ещё трое старших детей — Мирьям (в замужестве Мира Александровна Руммель, 1890 — после 1988, жена первого директора Народного дома им. А. С.
Пушкина Исаака Михайловича Руммеля),[5][6] Давид, впоследствии военный врач, и Александр (1899—1970), композитор, взявший псевдоним Ручьёв.
14 августа 1912 года, по результатам приёмных испытаний, Вениамин был зачислен в приготовительный класс Псковской губернской гимназии. В «Освещённых окнах» он писал: «Нельзя сказать, что я был ленив — учился на тройки, четвёрки.
Кроме математики, мне легко давались почти все предметы». Тем не менее, по протоколу педагогического совета от 11 мая 1916 года из сорока учеников третьего «б» класса только четыре гимназиста получили награду второй степени, в том числе и Вениамин Зильбер.
Учился в Псковской губернской гимназии Вениамин Зильбер 6 лет.
Затем, он окончил Ленинградский институт живых восточных языков по отделению арабистики (1923) и историко-филологический факультет Ленинградского государственного университета (1924). Был близок к младоформалистам. В 1929 году защитил диссертацию «Барон Брамбеус. История Осипа Сенковского».
Псевдоним «Каверин» взят в честь гусара, приятеля молодого Пушкина (выведенного им под собственной фамилией в «Евгении Онегине»).
Уж тёмно: в санки он садится.
«Пади, пади!» — раздался крик;
Морозной пылью серебрится
Его бобровый воротник.
К Talon помчался: он уверен,
- Что там уж ждет его Каверин.
- И ананасом золотым.
Вошел: и пробка в потолок,
Вина кометы брызнул ток,
Пред ним roast-beef окровавленный,
И трюфли, роскошь юных лет,
Французской кухни лучший цвет,
И Стразбурга пирог нетленный
Меж сыром Лимбургским живым
Первый рассказ «Хроника города Лейпцига за 18… год» опубликовал в 1922. В начале 1920-х годов входил в литературную группу «Серапионовы братья». Ранние рассказы написаны на фантастические сюжеты. Обращение к реальной жизни отразилось в романе «Девять десятых судьбы» (1926) и др. В 1927 году принял участие в коллективном романе «Большие пожары», публиковавшемся в журнале «Огонёк».
Роман «Исполнение желаний» (2 кн., 1935—1936) и роман-трилогия «Открытая книга» (1953—1956) посвящены изображению творческого труда, научным поискам советской интеллигенции.
Наибольшую известность приобрел приключенческий роман «Два капитана» (2 кн., 1940—1945, Сталинская премия, 1946), в котором показаны овеянные романтикой путешествий духовные искания советской молодёжи военного поколения.
Романы «Открытая книга» и «Два капитана» были неоднократно экранизированы.
В 1958 был едва ли не единственным крупным писателем старшего поколения, кто отказался участвовать в травле Бориса Пастернака в связи с публикацией на Западе его романа «Доктор Живаго» и присуждением ему Нобелевской премии.
Подписал обращение в защиту Ю. Даниэля и А. Синявского. Подготовил для Четвёртого съезда СП СССР (1967) речь «Насущные вопросы литературы», которую ему запретили зачитывать. В 1968 он в «Открытом письме» объявил о разрыве с К. Фединым, когда тот не допустил до читателя «Раковый корпус» Солженицына.
Каверин один из значительных русских писателей. Романы Каверина отличаются насыщенностью действия, подчас — детективной увлекательностью и искусным построением.
— Вольфганг Казак
Каверин умер 2 мая 1989 года. Похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище.
Семья
- Жена — детская писательница Л. Н. Тынянова (1902—1984), младшая сестра Ю. Н. Тынянова.
- Дочь — фармаколог Наталья Вениаминовна Каверина (род. 1924), старший научный сотрудник НИИ фармакологии РАН, автор монографий «Фармакология коронарного кровообращения» (1963), «Фармакология моноаминергических процессов» (1971), «Современные аспекты фармакологии антиангинальных средств» (1980).
- Сын — Николай Вениаминович Каверин (род. 1933, Ленинград), доктор медицинских наук, профессор, академик РАМН, заведующий лабораторией физиологии вирусов Института вирусологии имени Д. И. Ивановского РАМН. Его жена (с 1962 года) — Наталья Николаевна Заболоцкая (род. 1937), дочь поэта Николая Заболоцкого.[7]
Адреса в Ленинграде
1930—1946 — дом Придворного конюшенного ведомства — набережная канала Грибоедова, 9.
Произведения
Романы, повести
- «Мастера и подмастерья», сборник (1923)
- «Девять десятых судьбы», роман (1925)
- «Конец Хазы», роман (1925)
- «Скандалист, или Вечера на Васильевском острове» роман (1928).
- «Художник неизвестен», роман (1931) — один из последних формальных экспериментов в ранней советской литературе
- «Исполнение желаний» роман (книги 1—2, 1934—1936; новая редакция 1973).
- «Два капитана» роман (книги 1—2, 1938—1944)
- «Открытая книга» роман (1949—1956).
- «Неизвестный друг» повесть, (1957—1959)
- «Кусок стекла» повесть, (1960)
- «Семь пар нечистых» повесть (1962)
- «Косой дождь» повесть (1962)
- «Двойной портрет», роман (1963—1964) — рассказывает об уволенном с работы учёном, который по доносу попадает в лагерь
- «О. И. Сенковский (Барон Брамбеус)» (1929—1964), (1964 — новая редакция)
- «Перед зеркалом», роман (1972) — раскрывает судьбу одной русской художницы, особенно останавливаясь на периоде эмиграции, бережно включая в художественное повествование подлинные документы
- «Наука расставания», роман (1983)
Рассказы
- «Пятый странник», фантастический рассказ. (октябрь-декабрь 1921)
- «Большая игра», фантастический рассказ, (1923)
- «Бочка», фантастический рассказ, (1923)
- «Пролог», путевые рассказы (1930):
|
|
|
|
Драматические произведения
- «Укрощение мистера Робинзона» (комедия в шести картинах), (1933)
- «Утро дней» (пьеса) (первоначальное название «Тревожная юность»), (1954)
Сказки
- «Ночной сторож, или Семь занимательных историй, рассказанных в городе Немухине в тысяча девятьсот неизвестном году»:
- «Городок Немухин»,
- «Сын стекольщика»,
- «Немухинские музыканты»,
- «Лёгкие шаги», (1962),
- «Сильвант»,
- «Много хороших людей и один завистник», (1960),
- «Песочные часы», (1943),
- «Летающий мальчик»
- «Снегурочка»
- «О Мите и Маше, о Весёлом трубочисте и Мастере золотые руки»
- «Верлиока» (2 июня 1981)
Воспоминания, эссеистика
- «Здравствуй, брат. Писать очень трудно…». Портреты, письма о лит-ре, воспоминания (1965)
- «Собеседник». Статьи (1973)
- «Освещенные окна», (1970-1973-1975)
- «Вечерний день». Письма, воспоминания, портреты (1980)
- «Письменный стол». Воспоминания, письма, эссе (1984)
- «Эпилог», (20 июля 1979), послесловие, (1981), предисловие (15.03.1988), второе послесловие, приложения (25.03.1988)
- «Счастье таланта» (1989)
Статьи
- «Александр Фадеев», (1957)
- «Заболоцкий», (1958)
- «Маяковский», (1958)
- «Аркадий Гайдар», (1962)
- «Юрий Тынянов», (1964)
- «Всеволод Иванов», (1965)
- «Булгаков», (1965)
- «Бессрочный договор» (речь на Втором всесоюзном съезде советских писателей), (1954)
- «Горький и молодые», (1954—1960)
- «Волшебная палочка», (1960)
- «Неоткрытые дороги», (1964)
- «Читая Хэмингуэя», (1964)
- «Диккенс и театр», (1963)
- «Евгению Шварцу», (1965)
Награды и премии
Издания
(для книг, переиздававшихся неоднократно, указаны только первые издания)
- Мастера и подмастерья. Рассказы. М.-Пб. Круг. 1923.
- Рассказы. М. Круг. 1925.
- Конец хазы. Повести. Л. Жизнь искусства. 1926.
- Девять десятых судьбы. Роман. М.-Л. Госиздат. 1926.
- Ночь на 26 октября. Рассказ. Л. Прибой. 1926. 63 с.
- Осада дворца. Повесть для юношества. М.-Л. Госиздат. 1926.
- Пролог. Путевые рассказы. М.-Л. 1931.
- Скандалист, или вечера на Васильевском острове. Л. Издательство писателей в Ленинграде 1931 г. 214 с.
- Художник неизвестен. Л. 1931.
- Черновик человека. Рассказы. Л. 1931.
- Исполнение желаний. Роман. Л. Гослитиздат. 1937.
- Сказка о Митьке и Маше о веселом трубочисте и мастере золотые руки. М.-Л. Детиздат. 1939.
- Два капитана. Роман. Л. Гослитиздат. 1941.
- Домик на холме. Рассказы. М.-Л. Детгиз. 1941.
- Наши защитники. Рассказы. Л.-М. Искусство. 1941. 28 с.
- Салют. М. Военмориздат. 1941. 8 с.
- Трое. Рассказ. М. Военмориздат. 1941. 8 с.
- Ленинград. Август 1941. Фронтовые рассказы. Молотов. 1942.
- Дом на холме. Пьеса в 4-х действ. М.-Л. Искусство. 1942. 72 с.
- Орлиный залет и др. рассказы. М.-Л. Детгиз. 1942. 48 с.
- Рассказы. М. Военмориздат. 1942. 48 с.
- Мы стали другими. Рассказы. М. Советский писатель. 1943.
- Школа мужества. Рассказы. Воронеж. 1950.
- Открытая книга. Роман. М. Молодая гвардия. 1953.
- Неизвестный друг. Повесть. М. Советский писатель. 1960.
- Три сказки. М. Детгиз. 1960.
- Из разных книг. М. Молодая гвардия. 1961. 240 с.
- Очерк работы. М. Советская Россия. 1964.
- Двойной портрет. Роман. М. Молодая гвардия. 1967. 224 с.
- Перед зеркалом. Роман в письмах. М. Советский писатель. 1972.
- Петроградский студент. Роман. М. Советский писатель. 1976.
- Освещенные окна. М. Современник 1976 г. 380 с.
- Вечерний день. Письма. Встречи. Портреты. М. Советский писатель. 1980. 505 с.
- Письменный стол. Воспоминания и размышления. М. Советский писатель. 272 с.
- Ночной Сторож, или Семь Занимательных историй, рассказанных в городе Немухине в тысяча девятьсот неизвестном году. Рассказы. М. Детская литература. 1982.
- Верлиока. Сказочная повесть. М. Современник. 1983. 215 с.
- Летящий почерк. М. Художественная литература. 1986. 415 с.
- Сказки. Баку. Гянджлик. 1986.
- Двухчасовая прогулка. Роман и повести. М. Современник. 1989.
- Эпилог. Мемуары. М. Московский рабочий. 1989. 544 с.
- Собрание сочинений в 2-х томах. М. АСТ-Пресс. 1994. 560 с, 592 с.
- Собрание сочинений в восьми томах. М. Художественная литература. 1980—1983.
- Собрание сочинений в шести томах. М. ГИХЛ. 1963—1966.
Источник: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/71463
Каверин Вениамин Александрович
Вениами́н Алекса́ндрович Каве́рин (настоящая фамилия — Зи́льбер, 1902—1989) — русский советский писатель.
Лауреат Сталинской премии второй степени (1946). Широкую известность получил приключенческий роман «Два капитана».
Родился 6 (19) апреля 1902 года в семье капельмейстера 96-го пехотного Омского полка Абеля Абрамовича Зильбера и его жены — урождённой Ханы Гиршевны (Анны Григорьевны) Дессон, владелицы музыкальных магазинов.
Старшая сестра Каверина — Лея Абелевна Зильбер (в замужестве Елена Александровна Тынянова, 1892—1944) — вышла замуж за Ю. Н. Тынянова, одноклассником которого был старший брат Каверина Лев Зильбер, впоследствии — крупный советский вирусолог.
Кроме того, в семье росли ещё трое старших детей — Мирьям (в замужестве Мира Александровна Руммель, 1890 — после 1988, жена первого директора Народного дома им. А. С. Пушкина Исаака Михайловича Руммеля),[5][6] Давид, впоследствии военный врач, и Александр (1899—1970), композитор, взявший псевдоним Ручьёв.
14 августа 1912 года, по результатам приёмных испытаний, Вениамин был зачислен в приготовительный класс Псковской губернской гимназии. В «Освещённых окнах» он писал: «Нельзя сказать, что я был ленив — учился на тройки, четвёрки.
Кроме математики, мне легко давались почти все предметы». Тем не менее, по протоколу педагогического совета от 11 мая 1916 года из сорока учеников третьего «б» класса только четыре гимназиста получили награду второй степени, в том числе и Вениамин Зильбер.
Учился в Псковской губернской гимназии Вениамин Зильбер 6 лет.
Затем, он окончил Ленинградский институт живых восточных языков по отделению арабистики (1923) и историко-филологический факультет Ленинградского государственного университета (1924). Был близок к младоформалистам. В 1929 году защитил диссертацию «Барон Брамбеус. История Осипа Сенковского».
Псевдоним «Каверин» взят в честь гусара, приятеля молодого Пушкина (выведенного им под собственной фамилией в «Евгении Онегине»).
Уж тёмно: в санки он садится.
«Пади, пади!» — раздался крик;
Морозной пылью серебрится
Его бобровый воротник.
К Talon помчался: он уверен,
Что там уж ждет его Каверин.
Вошел: и пробка в потолок,
Вина кометы брызнул ток,
Пред ним roast-beef окровавленный,
И трюфли, роскошь юных лет,
Французской кухни лучший цвет,
И Стразбурга пирог нетленный
Меж сыром Лимбургским живым
И ананасом золотым.
Первый рассказ «Хроника города Лейпцига за 18… год» опубликовал в 1922. В начале 1920-х годов входил в литературную группу «Серапионовы братья». Ранние рассказы написаны на фантастические сюжеты. Обращение к реальной жизни отразилось в романе «Девять десятых судьбы» (1926) и др. В 1927 году принял участие в коллективном романе «Большие пожары», публиковавшемся в журнале «Огонёк».
Роман «Исполнение желаний» (2 кн., 1935—1936) и роман-трилогия «Открытая книга» (1953—1956) посвящены изображению творческого труда, научным поискам советской интеллигенции.
Наибольшую известность приобрел приключенческий роман «Два капитана» (2 кн.,1940—1945, Сталинская премия, 1946), в котором показаны овеянные романтикой путешествий духовные искания советской молодёжи военного поколения.
Романы «Открытая книга» и «Два капитана» были неоднократно экранизированы.
В 1958 был едва ли не единственным крупным писателем старшего поколения, кто отказался участвовать в травле Бориса Пастернака в связи с публикацией на Западе его романа «Доктор Живаго» и присуждением ему Нобелевской премии.
Подписал обращение в защиту Ю. Даниэля и А. Синявского. Подготовил для Четвёртого съезда СП СССР (1967) речь «Насущные вопросы литературы», которую ему запретили зачитывать. В 1968 он в «Открытом письме» объявил о разрыве с К. Фединым, когда тот не допустил до читателя «Раковый корпус» Солженицына.
Каверин один из значительных русских писателей. Романы Каверина отличаются насыщенностью действия, подчас — детективной увлекательностью и искусным построением.
— Вольфганг Казак
Каверин умер 2 мая 1989 года. Похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище.
[править]Семья
-
Жена — детская писательница Л. Н. Тынянова (1902—1984), младшая сестра Ю. Н. Тынянова.
- Дочь — фармаколог Наталья Вениаминовна Каверина (род. 1924), старший научный сотрудник НИИ фармакологии РАН, автор монографий «Фармакология коронарного кровообращения» (1963), «Фармакология моноаминергических процессов» (1971), «Современные аспекты фармакологии антиангинальных средств» (1980).
- Сын — Николай Вениаминович Каверин (род. 1933, Ленинград), доктор медицинских наук, профессор, академик РАМН, заведующий лабораторией физиологии вирусов Института вирусологии имени Д. И. Ивановского РАМН. Его жена (с 1962 года) — Наталья Николаевна Заболоцкая (род. 1937), дочь поэта Николая Заболоцкого.[7]
Источник: https://www.litmir.me/a/?id=1040
Вениамин Каверин
Вениамин Александрович Каверин (настоящая фамилия —Зи́льбер, 1902—1989) — русский советский писатель и сценарист, член группы «Серапионовы братья». Наиболее известное произведение — приключенческий роман «Два капитана».
Биография
Родился 6 (19) апреля 1902 года в семье капельмейстера 96-го пехотного Омского полка Абеля Абрамовича Зильбера и его жены — урождённой Ханы Гиршевны (Анны Григорьевны) Дессон, владелицы музыкальных магазинов.
Старшая сестра Каверина — Лея Абелевна Зильбер (в замужестве Елена Александровна Тынянова, 1892—1944) — вышла замуж за Ю. Н. Тынянова, одноклассником которого был старший брат Каверина Лев Зильбер, впоследствии — крупный советский вирусолог.
Кроме того, в семье росли ещё трое старших детей — Мирьям (в замужестве Мира Александровна Руммель, 1890 — после 1988, жена первого директора Народного дома им. А. С. Пушкина Исаака Михайловича Руммеля), Давид, впоследствии военный врач, и Александр (1899—1970), композитор, взявший псевдоним Ручьёв.
14 августа 1912 года, по результатам приёмных испытаний, Вениамин был зачислен в приготовительный класс Псковской губернской гимназии. В «Освещённых окнах» он писал: «Нельзя сказать, что я был ленив — учился на тройки, четвёрки.
Кроме математики, мне легко давались почти все предметы». Тем не менее, по протоколу педагогического совета от 11 мая 1916 года из сорока учеников третьего «б» класса только четыре гимназиста получили награду второй степени, в том числе и Вениамин Зильбер.
Учился в Псковской губернской гимназии Вениамин Зильбер 6 лет.
Затем он окончил Ленинградский институт живых восточных языков по отделению арабистики (1923) и историко-филологический факультет Ленинградского государственного университета (1924). Был близок кмладоформалистам. В 1929 году защитил диссертацию «Барон Брамбеус. История Осипа Сенковского».
Псевдоним «Каверин» был взят им в честь гусара П. П. Каверина, приятеля молодого Пушкина, выведенного им под собственной фамилией в первой главе «Евгения Онегина».
Серапионовы братья.
: К. А. Федин,М. Л. Слонимский, Н. С. Тихонов,Е. Г. Полонская, М. М. Зощенко,Н. Н. Никитин, И. А. Груздев, В. А. Каверин
Первый рассказ Каверина — «Хроника города Лейпцига за 18… год» — был опубликован в 1922 году.
В начале 1920-х годов входил в литературную группу «Серапионовы братья». Ранние рассказы были написаны на фантастические сюжеты.
Обращение к реальной жизни отразилось в романе «Девять десятых судьбы» (1926) и др. В 1927 году принял участие в коллективном романе «Большие пожары», публиковавшемся в журнале «Огонёк».
Роман «Исполнение желаний» (2 кн., 1935—1936) и роман-трилогия «Открытая книга» (1953—1956) посвящены изображению творческого труда, научным поискам советской интеллигенции.
Наибольшую известность приобрел приключенческий роман «Два капитана» (2 кн., 1940—1945), в котором показаны овеянные романтикой путешествий духовные искания советской молодёжи военного поколения. Романы «Открытая книга» и «Два капитана» были неоднократно экранизированы.
В годы Великой Отечественной войны, Вениамин Каверин работал на Северном флоте. Собирая материал для второй книги «Два капитана», посещал основные соединения флота, наблюдал и изучал боевую работу личного состава.
Во время посещения кораблей и частей, беседовал с матросами и офицерами по вопросам советской литературы, оказывал помощь работникам военных газет. Результатом поездки стало опубликование ряда статей и очерков в местных и центральных газетах.
За это Каверин был награжден в 1945 году орденом Красной звезды.
В 1958 году был едва ли не единственным в СССР крупным писателем старшего поколения, кто отказался участвовать в травле Бориса Пастернака в связи с публикацией на Западе его романа «Доктор Живаго» и присуждением ему Нобелевской премии[8].
Подписал обращение в защиту Ю. М. Даниэля и А. Д. Синявского.
Подготовил для Четвёртого съезда СП СССР (1967) речь «Насущные вопросы литературы», которую ему запретили зачитывать.
В 1968 году он в «Открытом письме» объявил о разрыве с К. А. Фединым, когда тот не допустил до читателя «Раковый корпус» Солженицына.
Весьма лестную оценку творчества писателя дал немецкий славист В. Казак:
Каверин — один из значительных русских писателей. Романы Каверина отличаются насыщенностью действия, подчас — детективной увлекательностью и искусным построением.
— Вольфганг Казак
Каверин умер 2 мая 1989 года. Похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище.
Семья
Жена — детская писательница Л. Н. Тынянова (1902—1984), младшая сестра Ю. Н. Тынянова.
Дети:
- дочь — фармаколог Наталия Вениаминовна Каверина (род. 20.12.1924), старший научный сотрудник НИИ фармакологии РАН, автор монографий «Фармакология коронарного кровообращения» (1963), «Фармакология моноаминергических процессов» (1971), «Современные аспекты фармакологии антиангинальных средств» (1980).
- сын — Николай Вениаминович Каверин (1933—2014), доктор медицинских наук, профессор, академик РАМН, заведующий лабораторией физиологии вирусов Института вирусологии имени Д. И. Ивановского РАМН. Его жена (с 1962 года) — Наталья Николаевна Заболоцкая (род. 1937), дочь поэта Николая Заболоцкого.
В 1935-49 гг. Каверины жили в бывшем доме Придворного конюшенного ведомства (набережная канала Грибоедова, 9).
Произведения
Романы, повести
- «Мастера и подмастерья», сборник (1923)
- «Девять десятых судьбы», роман (1925)
- «Конец Хазы», роман (1925)
- «Скандалист, или Вечера на Васильевском острове» роман (1928)
- «Художник неизвестен», роман (1931) — один из последних формальных экспериментов в ранней советской литературе
- «Исполнение желаний» роман (книги 1—2, 1934—1936; новая редакция 1973)
- «Два капитана» роман (книги 1—2, 1938—1944)
- «Открытая книга» роман (1949—1956)
- «Неизвестный друг» повесть, (1957—1959)
- «Кусок стекла» повесть, (1960)
- «Семь пар нечистых» повесть (1962)
- «Косой дождь» повесть (1962)
- «Двойной портрет», роман (1963—1964) — рассказывает об уволенном с работы учёном, который по доносу попадает в лагерь
- «О. И. Сенковский (Барон Брамбеус)» (1929; 1964 — новая редакция)
- «Перед зеркалом», роман (1972) — раскрывает судьбу одной русской художницы, особенно останавливаясь на периоде эмиграции, бережно включая в художественное повествование подлинные документы
- «Двухчасовая прогулка», роман (1978) — о жизни советских учёных
- «Наука расставания», роман (1983)
Рассказы
- «Пятый странник», фантастический рассказ (октябрь-декабрь 1921)
- «Большая игра», фантастический рассказ (1923)
- «Бочка», фантастический рассказ (1923)
- «Пролог», путевые рассказы (1930):
- «Степь»,
- «Грязь»,
- «Бой-Страх»,
- «Чечевица»,
- «Страус Фома»,
- «Табор»,
- «Суховей»,
- «Дорога»,
- «Нигрол»,
- «Последняя ночь»,
- «Возвращение»
Драматические произведения
- «Укрощение мистера Робинзона» (комедия в шести картинах, 1933)
- «Утро дней» (пьеса) (первоначальное название «Тревожная юность», 1954)
Сказки
- «Ночной сторож, или Семь занимательных историй, рассказанных в городе Немухине в тысяча девятьсот неизвестном году»:
- «Городок Немухин»,
- «Сын стекольщика»,
- «Немухинские музыканты»,
- «Лёгкие шаги» (1962)
- «Сильвант»,
- «Много хороших людей и один завистник» (1960)
- «Песочные часы» (1943)
- «Летающий мальчик»
- «Снегурочка»
- «О Мите и Маше, о Весёлом трубочисте и Мастере золотые руки»
- «Верлиока» (2 июня 1981)
Воспоминания, эссеистика
- «Здравствуй, брат. Писать очень трудно…». Портреты, письма о лит-ре, воспоминания (1965)
- «Собеседник». Статьи (1973)
- «Освещенные окна» (1970—1973—1975)
- «Вечерний день». Письма, воспоминания, портреты (1980)
- «Письменный стол». Воспоминания, письма, эссе (1984)
- «Эпилог» (20 июля 1979), послесловие (1981), предисловие (15.03.1988), второе послесловие, приложения (25.03.1988)
- «Счастье таланта» (1989)
Статьи
- «Александр Фадеев» (1957)
- «Заболоцкий» (1958)
- «Маяковский» (1958)
- «Аркадий Гайдар» (1962)
- «Юрий Тынянов» (1964)
- «Всеволод Иванов» (1965)
- «Булгаков» (1965)
- «Бессрочный договор» (речь на Втором всесоюзном съезде советских писателей, 1954)
- «Горький и молодые» (1954—1960)
- «Волшебная палочка» (1960)
- «Неоткрытые дороги» (1964)
- «Читая Хэмингуэя» (1964)
- «Диккенс и театр» (1963)
- «Евгению Шварцу» (1965)
Награды и премии
- орден Ленина (16.11.1984)
- орден Отечественной войны 2-й степени (11.03.1985)
- 2 ордена Трудового Красного Знамени (19.04.1962; 25.04.1972)
- орден Дружбы народов (16.04.1982)
- орден Красной Звезды (2.12.1945)
- медали
- Сталинская премия второй степени (1946) — за роман «Два капитана»
Издания
(для книг, переиздававшихся неоднократно, указаны только первые издания)
- Мастера и подмастерья. Рассказы. М.-Пб. Круг. 1923.
- Рассказы. М. Круг. 1925.
- Конец хазы. Повести. Л. Жизнь искусства. 1926.
- Девять десятых судьбы. Роман. М.-Л. Госиздат. 1926.
- Ночь на 26 октября. Рассказ. Л. Прибой. 1926. 63 с.
- Осада дворца. Повесть для юношества. М.-Л. Госиздат. 1926.
- Пролог. Путевые рассказы. М.-Л. 1931.
- Скандалист, или вечера на Васильевском острове. Л. Издательство писателей в Ленинграде 1931 г. 214 с.
- Художник неизвестен. Л. 1931.
- Черновик человека. Рассказы. Л. 1931.
- Исполнение желаний. Роман. Л. Гослитиздат. 1937.
- Сказка о Митьке и Маше о веселом трубочисте и мастере золотые руки. М.-Л. Детиздат. 1939.
- Два капитана. Роман. Л. Гослитиздат. 1941.
- Домик на холме. Рассказы. М.-Л. Детгиз. 1941.
- Наши защитники. Рассказы. Л.-М. Искусство. 1941. 28 с.
- Салют. М. Военмориздат. 1941. 8 с.
- Трое. Рассказ. М. Военмориздат. 1941. 8 с.
- Ленинград. Август 1941. Фронтовые рассказы. Молотов. 1942.
- Дом на холме. Пьеса в 4-х действ. М.-Л. Искусство. 1942. 72 с.
- Орлиный залет и др. рассказы. М.-Л. Детгиз. 1942. 48 с.
- Рассказы. М. Военмориздат. 1942. 48 с.
- Мы стали другими. Рассказы. М. Советский писатель. 1943.
- Школа мужества. Рассказы. Воронеж. 1950.
- Открытая книга. Роман. М. Молодая гвардия. 1953.
- Неизвестный друг. Повесть. М. Советский писатель. 1960.
- Три сказки. М. Детгиз. 1960.
- Из разных книг. М. Молодая гвардия. 1961. 240 с.
- Очерк работы. М. Советская Россия. 1964.
- Двойной портрет. Роман. М. Молодая гвардия. 1967. 224 с.
- Перед зеркалом. Роман в письмах. М. Советский писатель. 1972.
- Освещенные окна. М. Советский писатель 1974 г. 288 с.
- Петроградский студент. Роман. М. Советский писатель. 1976.
- Вечерний день. Письма. Встречи. Портреты. М. Советский писатель. 1980. 505 с.
- Письменный стол. Воспоминания и размышления. М. Советский писатель. 272 с.
- Ночной Сторож, или Семь Занимательных историй, рассказанных в городе Немухине в тысяча девятьсот неизвестном году. Рассказы. М. Детская литература. 1982.
- Верлиока. Сказочная повесть. М. Современник. 1983. 215 с.
- Летящий почерк. М. Художественная литература. 1986. 415 с.
- Сказки. Баку. Гянджлик. 1986.
- Двухчасовая прогулка. Роман и повести. М. Современник. 1989.
- Эпилог. Мемуары. М. Московский рабочий. 1989. 544 с.
- Собрание сочинений в 2-х томах. М. АСТ-Пресс. 1994. 560 с, 592 с.
- Собрание сочинений в восьми томах. М. Художественная литература. 1980—1983.
- Собрание сочинений в шести томах. М. ГИХЛ. 1963—1966.
Источник: https://timenote.info/ru/Veniamin-Kaverin