Пятеро из одного стручка — краткое содержание сказки андерсена

Пятеро из одного стручка - краткое содержание сказки Андерсена

В стручке сидело пять горошин; сами они были зеленые, стручок тоже зеленый, ну, они и думали, что и весь мир зеленый; так и должно было быть! Стручок рос, росли и горошины; они приноравливались к помещению и сидели все в ряд. Солнышко освещало и пригревало стручок, дождик поливал его, и он делался все чище, прозрачнее; горошинам было хорошо и уютно, светло днем и темно ночью, как и следует. Они все росли да росли и все больше и больше думали, сидя в стручке, — что-нибудь да надо же было делать!

— Век, что ли, сидеть нам тут? — говорили они. — Как бы нам не зачерстветь от такого сидения!.. А сдается нам, есть что-то и за нашим стручком! Уж такое у нас предчувствие!

Прошло несколько недель; горошины пожелтели, стручок тоже пожелтел.

— Весь мир желтеет! — сказали они, и кто ж бы им помешал говорить так?

Вдруг они почувствовали сильный толчок: стручок был сорван человеческой рукой и сунут в карман, к другим стручкам.

— Ну, вот теперь скоро нас выпустят на волю! — сказали горошины и стали ждать.

— А хотелось бы мне знать, кто из нас пойдет дальше всех! — сказала самая маленькая. — Впрочем, скоро увидим!

— Будь что будет! — сказала самая большая.

— Крак! — стручок лопнул, и все пять горошин выкатились на яркое солнце. Они лежали на детской ладони; маленький мальчик разглядывал их и говорил, что они как раз пригодятся ему для стрельбы из бузинной трубочки. И вот одна горошина уже очутилась в трубочке, мальчик дунул, и она вылетела.

— Лечу, лечу, куда хочу! Лови, кто может! — закричала она, и след ее простыл.

— А я полечу прямо на солнце; вот настоящий-то стручок! Как раз по мне! — сказала другая. Простыл и ее след.

— А мы куда придем, там и заснем! — сказали две следующие. — Но мы таки до чего-нибудь докатимся! — Они и правда прокатились по полу, прежде чем попасть в бузинную трубочку, но все-таки попали в нее. — Мы дальше всех пойдем!

— Будь что будет! — сказала последняя, взлетела кверху, попала на старую деревянную крышу и закатилась в щель как раз под окошком чердачной каморки.

В щели был мох и рыхлая земля, мох укрыл горошину; так она и осталась там, скрытая, но не забытая господом богом.

— Будь что будет! — говорила она.

А в каморке жила бедная женщина. Она ходила на поденную работу: чистила печи, пилила дрова, словом исполняла всякую тяжелую работу; сил у нее было довольно, охоты работать тоже не занимать стать, но из нужды она все-таки не выбивалась! Дома оставалась у нее ее единственная дочка, подросток. Она была такая худенькая, тщедушная; целый год уж лежала в постели: не жила и не умирала.

— Она уйдет к сестренке, — говорила мать. — У меня ведь их две было. Тяжеленько было мне кормить двоих; ну, вот господь бог и поделил со мною заботу, взял одну к себе! Другую-то мне хотелось бы сохранить, да он, видно, не хочет разлучать сестер!

Но больная девочка все не умирала; терпеливо, смирно лежала она день-деньской в постели, пока мать была на работе.

Дело было весною, рано утром, перед самым уходом матери на работу. Солнышко светило через маленькое окошечко прямо на пол, и больная девочка посмотрела в оконце.

— Что это там зеленеет за окном? Так и колышется от ветра!

Мать подошла к окну и приотворила его.

— Ишь ты! — сказала она. — Да это горошинка пустила ростки! И как она пошла сюда в щель? Ну, вот у тебя теперь будет свой садик!

Придвинув кроватку поближе к окну, чтобы девочка могла полюбоваться зеленым ростком, мать ушла на работу.

— Мама, я думаю, что поправлюсь! — сказала девочка вечером. — Солнышко сегодня так пригрело меня. Горошинка, видишь, как славно растет на солнышке? Я тоже поправлюсь, начну вставать и выйду на солнышко.

— Дай-то бог! — сказала мать, но не верила, что это сбудется.

Однако она подперла зеленый росток, подбодривший девочку, небольшою палочкой, чтобы он не сломался от ветра; потом взяла тоненькую веревочку и один конец ее прикрепила к крыше, а другой привязала к верхнему краю оконной рамы. За эту веревочку побеги горошины могли цепляться, когда станут подрастать. Так и вышло: побеги заметно росли и ползли вверх по веревочке.

— Смотри-ка, да она скоро зацветет! — сказала женщина однажды утром и с этой минуты тоже стала надеяться и верить, что больная девочка ее поправится.

Ей припомнилось, что девочка в последнее время говорила как будто живее, по утрам сама приподнималась на постели и долго сидела, любуясь своим садиком, где росла одна-единственная горошина, а как блестели при этом ее глазки! Через неделю больная в первый раз встала с постели на целый час. Как счастлива она была посидеть на солнышке! Окошко было отворено, а за окном покачивался распустившийся бело-розовый цветок. Девочка высунулась в окошко и нежно поцеловала тонкие лепестки. День этот был для нее настоящим праздником.

— Господь сам посадил и взрастил цветочек, чтобы ободрить и порадовать тебя, милое дитятко, да и меня тоже! — сказала счастливая мать и улыбнулась цветочку, как ангелу небесному.

Ну, а другие-то горошины? Та, что летела, куда хотела, — лови, дескать, кто может, — попала в водосточный желоб, а оттуда в голубиный зоб и лежала там, как Иона во чреве кита.

Две ленивицы ушли не дальше — их тоже проглотили голуби, значит и они принесли немалую пользу.

А четвертая, что собиралась залететь на солнце, упала в канаву и пролежала несколько недель в затхлой воде, пока не разбухла.

— Как я славно раздобрела! — говорила горошина. — Право, я скоро лопну, а уж большего, я думаю, не сумела достичь ни одна горошина. Я самая замечательная из всех пяти!

Канава была с нею вполне согласна.

А у окна, выходившего на крышу, стояла девочка с сияющими глазами, румяная и здоровая; она сложила руки и благодарила бога за цветочек гороха.

— А я все-таки стою за мою горошину! — сказала канава.

Источник: https://www.sites.google.com/site/andersenaskazki/menu/read/patero-iz-odnogo-strucka

Отзыв о сказке Г. Пятеро из одного стручка читать

Андерсен Г-Х сказка «Пятеро из одного стручка»

Главные герои сказки «Пятеро из одного стручка»

  1. Четыре горошины. Попадают в самые разные места, но никому от них никакой пользы
  2. Пятая горошина, прорастает у чердачного окна и радует своим видом больную девочку.
  3. Бедная женщина, у которой умерла одна дочь и сильно болеет вторая.
  4. Девочка, не вставала с постели, пока не увидела росток гороха, она решила, что это растение ей послал бог, чтобы она вылечилась.
  5. Канава, в которой разбухла последняя горошина и которая считала свою толстую горошину лучше всех.

План пересказа сказки «Пятеро из одного стручка»

  1. Пять горошин
  2. Пожелтевший мир
  3. Бузинная трубочка
  4. Куда улетели четыре горошины
  5. Чердак бедной женщины
  6. Росток гороха
  7. Выздоровление девочки

Кратчайшее содержание сказки «Пятеро из одного стручка» для читательского дневника в 6 предложений

  1. Горошины растут в стручке и мечтают выйти на волю
  2. Горошины собирает мальчик и стреляет ими из трубочки
  3. Одна горошина попадает на водосток и прорастает там
  4. Девочка следит как растет горошина и ей становится лучше
  5. Горошина расцветает и девочка выздоравливает
  6. Остальные горошины пропали и не принесли пользы.

Главная мысль сказки «Пятеро из одного стручка»

Жизнь надо прожить так, чтобы хоть кому-то принести пользу.

Чему учит сказка «Пятеро из одного стручка»

Сказка «Пятеро из одного стручка» учит нас стремится к исполнению своей мечты, учит приносить пользу и делать добро. Эта сказка учит нас, что главное в жизни оказаться кому-то полезным.

Отзыв на сказку «Пятеро из одного стручка»

Сказка Андерсена «Пятеро из одного стручка» необычна тем, что ее главными героями оказываются горошины.

Автор на примере судьбы горошин из одного стручка, показывает какая между ними разница в зависимости от того, куда они попали. Только одна горошина принесла настоящую пользу, она помогла выздороветь больной девочке.

Остальные горошины сгинули просто так и никто о них не вспомнит. Мне понравилась эта сказка и тот глубокий смысл, который в ней заложен.

Пословицы к сказке «Пятеро из одного стручка»

Жизнь дана на добрые дела.
Было бы здоровье, остальное будет.

Без добрых дел нет доброго имени.

Краткое содержание, краткий пересказ сказки «Пятеро из одного стручка»

В гороховом стручке жили пять горошин. Они были зелеными и росли вместе со стручком.
Однажды стручок пожелтел и горошины решили,что пожелтел весь мир.
Горошины мечтали покинуть стручок и вот однажды стручок сорвали.

Потом стручок лопнул и горошины оказались на руке мальчика, который хотел стрелять ими из бузинной трубочки.
Горошины обрадовались. Одна хотела попасть на солнышко, две другие были ленивыми и не хотели никуда катиться, четвертая собиралась куда-нибудь улететь, а пятая залетела на водосток и упала в мох.
На чердаке жила бедная женщина, у которой сильно болела дочь.

Мать работала, но девочка никак не поправлялась и женщина решила, что бог заберет ее к сестренке, которая уже умерла.
Однажды весной девочка увидела как на водостоке что-то проросло. Это была горошина. Мать поставила палочку, чтобы росток не сломало ветром и натянула веревочку, чтобы горох мог цепляться за нее.
Девочка следила как растет горошина и ей становилось лучше.

Потом горошина зацвела и девочка смогла встать с постели. Она поцеловала нежные лепестки.

А остальные горошины пропали. Две съели голуби, одна попала в водосток и лежала в темноте, четвертая разбухла в канаве и собиралась лопнуть.

Иллюстрации и рисунки к сказке «Пятеро из одного стручка»

Сказки Андерсена

Сказка Андерсена «Пятеро из одного стручка» — замечательная сказка про судьбу пятерых горошин, которые выросли в одном стручке, но потом маленький мальчик разъединил их, запустив ими из бузинной трубочки.

Одна из пяти горошин попала на крышу дома, где лежала больная девочка. Пригретая лучами солнца и укрытая мхом, она проросла и начала цвести, радуя глаз больной девочки.

Так, благодаря одной маленькой горошине девочка вылечилась.

d09bf41544a3365a46c9077ebb5e35c30″>

d09bf41544a3365a46c9077ebb5e35c3

В стручке сидело пять горошин; сами они были зеленые, стручок тоже зеленый, ну, они и думали, что и весь мир зеленый; так и должно было быть! Стручок рос, росли и горошины; они приноравливались к помещению и сидели все в ряд.

Солнышко освещало и пригревало стручок, дождик поливал его, и он делался все чище, прозрачнее; горошинам было хорошо и уютно, светло днем и темно ночью, как и следует.

Они все росли да росли и все больше и больше думали, сидя в стручке, — что-нибудь да надо же было делать!

Век, что ли, сидеть нам тут? — говорили они. — Как бы нам не зачерстветь от такого сидения!.. А сдается нам, есть что-то и за нашим стручком! Уж такое у нас предчувствие!

Прошло несколько недель; горошины пожелтели, стручок тоже пожелтел.

Весь мир желтеет! — сказали они, и кто ж бы им помешал говорить так?

Вдруг они почувствовали сильный толчок: стручок был сорван человеческой рукой и сунут в карман, к другим стручкам.

Ну, вот теперь скоро нас выпустят на волю! — сказали горошины и стали ждать.

А хотелось бы мне знать, кто из нас пойдет дальше всех! — сказала самая маленькая. — Впрочем, скоро увидим!

Будь что будет! — сказала самая большая.

Крак! — стручок лопнул, и все пять горошин выкатились на яркое солнце. Они лежали на детской ладони; маленький мальчик разглядывал их и говорил, что они как раз пригодятся ему для стрельбы из бузинной трубочки. И вот одна горошина уже очутилась в трубочке, мальчик дунул, и она вылетела.

Лечу, лечу, куда хочу! Лови, кто может! — закричала она, и след ее простыл.

А я полечу прямо на солнце; вот настоящий-то стручок! Как раз по мне! — сказала другая. Простыл и ее след.

А мы куда придем, там и заснем! — сказали две следующие. — Но мы таки до чего-нибудь докатимся! — Они и правда прокатились по полу, прежде чем попасть в бузинную трубочку, но все-таки попали в нее. — Мы дальше всех пойдем!

Будь что будет! — сказала последняя, взлетела кверху, попала на старую деревянную крышу и закатилась в щель как раз под окошком чердачной каморки.

В щели был мох и рыхлая земля, мох укрыл горошину; так она и осталась там, скрытая, но не забытая господом богом.

Будь что будет! — говорила она.

А в каморке жила бедная женщина. Она ходила на поденную работу: чистила печи, пилила дрова, словом исполняла всякую тяжелую работу; сил у нее было довольно, охоты работать тоже не занимать стать, но из нужды она все-таки не выбивалась! Дома оставалась у нее ее единственная дочка, подросток. Она была такая худенькая, тщедушная; целый год уж лежала в постели: не жила и не умирала.

Она уйдет к сестренке, — говорила мать. — У меня ведь их две было. Тяжеленько было мне кормить двоих; ну, вот господь бог и поделил со мною заботу, взял одну к себе! Другую-то мне хотелось бы сохранить, да он, видно, не хочет разлучать сестер!

Но больная девочка все не умирала; терпеливо, смирно лежала она день-деньской в постели, пока мать была на работе.

Дело было весною, рано утром, перед самым уходом матери на работу. Солнышко светило через маленькое окошечко прямо на пол, и больная девочка посмотрела в оконце.

Что это там зеленеет за окном? Так и колышется от ветра!

Мать подошла к окну и приотворила его.

Ишь ты! — сказала она. — Да это горошинка пустила ростки! И как она пошла сюда в щель? Ну, вот у тебя теперь будет свой садик!

Придвинув кроватку поближе к окну, чтобы девочка могла полюбоваться зеленым ростком, мать ушла на работу.

Мама, я думаю, что поправлюсь! — сказала девочка вечером. — Солнышко сегодня так пригрело меня. Горошинка, видишь, как славно растет на солнышке? Я тоже поправлюсь, начну вставать и выйду на солнышко.

Читайте также:  Анализ стихотворения суриков детство

Дай-то бог! — сказала мать, но не верила, что это сбудется.

Однако она подперла зеленый росток, подбодривший девочку, небольшою палочкой, чтобы он не сломался от ветра; потом взяла тоненькую веревочку и один конец ее прикрепила к крыше, а другой привязала к верхнему краю оконной рамы. За эту веревочку побеги горошины могли цепляться, когда станут подрастать. Так и вышло: побеги заметно росли и ползли вверх по веревочке.

Смотри-ка, да она скоро зацветет! — сказала женщина однажды утром и с этой минуты тоже стала надеяться и верить, что больная девочка ее поправится.

Ей припомнилось, что девочка в последнее время говорила как будто живее, по утрам сама приподнималась на постели и долго сидела, любуясь своим садиком, где росла одна-единственная горошина, а как блестели при этом ее глазки! Через неделю больная в первый раз встала с постели на целый час. Как счастлива она была посидеть на солнышке! Окошко было отворено, а за окном покачивался распустившийся бело-розовый цветок. Девочка высунулась в окошко и нежно поцеловала тонкие лепестки. День этот был для нее настоящим праздником.

Господь сам посадил и взрастил цветочек, чтобы ободрить и порадовать тебя, милое дитятко, да и меня тоже! — сказала счастливая мать и улыбнулась цветочку, как ангелу небесному.

Ну, а другие-то горошины? Та, что летела, куда хотела, — лови, дескать, кто может, — попала в водосточный желоб, а оттуда в голубиный зоб и лежала там, как Иона во чреве кита.

Две ленивицы ушли не дальше — их тоже проглотили голуби, значит и они принесли немалую пользу.

А четвертая, что собиралась залететь на солнце, упала в канаву и пролежала несколько недель в затхлой воде, пока не разбухла.

Как я славно раздобрела! — говорила горошина. — Право, я скоро лопну, а уж большего, я думаю, не сумела достичь ни одна горошина. Я самая замечательная из всех пяти!

Канава была с нею вполне согласна.

А у окна, выходившего на крышу, стояла девочка с сияющими глазами, румяная и здоровая; она сложила руки и благодарила бога за цветочек гороха.

А я все-таки стою за мою горошину! — сказала канава.

В гороховом стручке сидело пять горошин. Они были зеленые, и думали, что весь мир такой же зеленый. Они мечтали вырваться на волю и повидать свет. Наконец, их желания исполнились. Стручок созрел, и его сорвала человеческая рука. Это был маленький мальчик, он решил пострелять из бузиновой трубки, а горошинки послужили бы ему пульками.

Пять горошин поняли, что именно сейчас сбудется мечта, и они повидают мир. Первая заряженная пуля попала в щель под окном, одной старой каморки. Там проживала бедная женщина с больной дочкой.

Она все время была на работе, чтобы хоть как-то обеспечить существование семьи. Девочка же, постоянно лежала в постели, и тихо угасала.

Ее сестра тоже болела и умерла, а эта девочка как бы застыла между жизнью и смертью.

Упавшая горошина вскоре дала ростки, и больную девочку, это очень заинтересовало. Она сказала матери, что обязательно выздоровеет. Девочка будет стараться, как маленький росточек гороха. Женщина очень обрадовалась такому известию. Она подвязала горошек, и ее дочь теперь могла частенько любоваться маленьким садом.

И в правду, состояние девочки, с появлением растения улучшилось. Скоро, она сама начала вставать с постели, а потом и вообще выходить на солнышко. Мать радовалась.

Что же касается остальных четырех горошин, три съели голуби, а последняя, попала в канаву с затхлой водой. Там она разбухла и считала, что ей повезло больше всех.

Больная девочка поправилась. Маленькая горошинка, превратившаяся в росток, подарила девочке веру в себя, и помогла избавиться от болезни.

Порой, чтобы чего-то добиться, нужно просто оглянуться вокруг, ведь даже самые обычные вещи, дают нам надежду на лучшее.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Андерсен. Все произведения

  • Гадкий утенок
  • Пятеро из одного стручка
  • Чайник

Пятеро из одного стручка. Картинка к рассказу

Сейчас читают

  • Краткое содержание Толстой Крейцерова соната
    Повесть начинается с того, что в вагоне поезда идет беседа о любви, женщинах и браке. У каждого участвующего в споре свое мнение и одна дама говорит, что любовь придает браку смысл.
  • Краткое содержание Князь Михайло Репнин Толстого
    В стихотворной мини-поэме Алексея Толстого события развиваются по ходу шумного застолья, на котором пируют сам Иван Грозный и его опричники. Автор как бы улыбается над своими главными героями
  • Краткое содержание Завтра была война Васильева
    Главная героиня произведения – Полякова Искра, такая она ученица девятого класса – пылкая максималистка. Имя для неё выбрал погибший отец, который по мнению её жесткой мамы был недостойным
  • Краткое содержание Лермонтов Морская царевна
    Однажды Царевич купал в море своего коня вместе с товарищами. Вдруг он услышал, как зовет его царевна, просит на нее взглянуть. Конь тем временем плывет дальше, только фыркает да упрямится. Царевна продолжает речи свои и говорит
  • Паустовский
    Творчество Константина Георгиевича Паустовского примечательно тем, что оно вбирает в себя большое количество жизненного опыта, который писатель старательно накапливал годами, путешествуя и охватывая различные сферы деятельности.

Пятеро из одного стручка - краткое содержание сказки Андерсена

В разделе на вопрос Помгите написать сочинение отзыв! На сказку Г.Х.Андерсена Пятеро из одного стручка! заданный автором шеврон
лучший ответ это Получай:В сказке Г. К. Андерсена о пяти горошинах поведана история о разной судьбе сестёр из одного стручка. Горошины были зелёные, и стручок был зелёный.

Вот они и решили, что весь мир зелёный. Когда же стручок стал желтеть, пожелтели и горошины. И тогда они решили: «Весь мир желтеет! » Андерсен с иронией говорит об этих маленьких существах, высмеивая в них людские пороки.

Неважная доля выпала той горошине, которая мечтала подняться выше всех и взлететь к солнцу, и двум тем, которые мечтали о сладком сне, и той, которой всё было безразлично. Пятая же горошина, угодившая на подоконник бедной каморки, превратилась в прекрасный светло-розовый цветок.

Он радовал своей красотой больную девочку и тем помог ей выздороветь.Главная мысль этой сказки — счастье в том, чтобы дарить людям радость и надежду.Вот такое сочинение-отзыв.

Источник: https://kollege.ru/semya/otzyv-o-skazke-g-pyatero-iz-odnogo-struchka-chitat.html

Пятеро из одного стручка

В стручке сидело пять горошин; сами они были зелёные, стручок тоже зелёный, ну, они и думали, что и весь мир зелёный; так и должно было быть! Стручок рос, росли и горошины; они приноравливались к помещению и сидели все в ряд.

Солнышко освещало и пригревало стручок, дождик поливал его, и он делался все чище, прозрачнее; горошинам было хорошо и уютно, светло днём и темно ночью, как и следует.

Они всё росли да росли и всё больше думали, сидя в стручке, что пора им что-то предпринять.

— Век, что ли, сидеть нам тут? — говорили они. — Как бы нам не засохнуть от такого сидения!.. Сдаётся нам, есть что-то и вне нашего стручка! Уж такое у нас предчувствие!

Прошло несколько недель; горошины пожелтели, стручок тоже пожелтел.

— Весь мир желтеет! — сказали они, и кто бы им помешал говорить так?

Вдруг они почувствовали сильный толчок; стручок сорвала человеческая рука и сунула в карман, к другим стручкам.

— Ну, вот теперь скоро нас выпустят на волю! — сказали горошины и стали ждать.

— А хотелось бы мне знать, кто из нас сойдет дальше всех! — сказала самая маленькая. — Впрочем, скоро увидим!

— Будь что будет — сказала самая большая.

— Крак! — стручок лопнул, и все пять горошин выкатились на яркое солнце. Они лежали на детской ладони; маленький мальчик разглядывал их и говорил, что они как раз пригодятся ему для стрельбы из бузинной трубочки. И вот одна горошина уже очутилась в трубочке, мальчик дунул, и она вылетела.

— Лечу, лечу, куда хочу! Лови, кто может! — закричала она, и след её простыл.

— А я полечу прямо на солнце; вот настоящий-то стручок! Как раз по мне! — сказала другая. Простыл и её след.

— А мы куда придем, там и заснём! — сказали две следующие. — Но мы все же до чего-нибудь докатимся! — Они и правда покатились по полу, прежде чем попасть в бузинную трубочку, но всё-таки попали в нее. — Мы дальше всех пойдем!

— Будь что будет! — сказала последняя, взлетела кверху, попала на старую деревянную крышу и закатилась в щель как раз под окошком чердачной каморки. В щели был мох и рыхлая земля, мох укрыл горошину; так она и осталась там, скрытая, но не забытая господом богом.

— Будь что будет! — говорила она.

А в каморке жила бедная женщина. Она ходила на поденную работу: чистила печи, пилила дрова, словом, бралась за всё, что подвернется; сил у неё было довольно, охоты работать тоже не занимать стать, но из нужды она всё-таки не выбивалась! Дома оставалась у неё единственная дочка, подросток. Она была такая худенькая, тщедушная; целый год уж лежала в постели: не жила и не умирала.

— Она уйдет к сестренке! — говорила мать. — У меня ведь их две было. Тяжело было мне кормить двоих; ну, вот господь бог и поделил со мною заботу, взял одну к себе! Другую-то мне хотелось бы сохранить, да он, видно, не хочет разлучать сестёр! Заберёт и эту!

Но больная девочка всё не умирала; терпеливо, смирно лежала она день-деньской в постели, пока мать была на работе.

Дело было весною, рано утром, перед самым уходом матери на работу. Солнышко светило через маленькое окошечко прямо на пол. Больная девочка долго не отводила глаз от окна.

— Что это там зеленеет за окном? Так и колышется от ветра! Мать подошла к окну и приотворила его.

— Ишь ты! — сказала она. — Да это горошинка пустила ростки! И как она попала сюда в щель? Ну, вот у тебя теперь будет свой садик!

Придвинув кроватку поближе к окну, чтобы девочка могла полюбоваться зелёным ростком, мать ушла на работу.

— Мама, я думаю, что поправлюсь! — сказала девочка вечером. — Солнышко сегодня так пригрело меня. Горошинка, видишь, как славно растёт на солнышке? Я тоже поправлюсь, начну вставать и выйду на солнышко.

— Дай-то бог! — сказала мать, но не верила, что это сбудется.

Однако она подперла зелёный росток, подбодривший девочку, небольшою палочкой, чтобы не сломался от ветра; потом взяла тоненькую верёвочку и один конец её прикрепила к крыше, а другой привязала к верхнему краю оконной рамы. За эту верёвочку побеги горошины смогут цепляться, когда станут подрастать. Так и вышло: побеги заметно росли и ползли вверх по верёвочке.

— Смотри-ка, да она скоро зацветёт! — сказала женщина однажды утром и с этой минуты тоже стала надеяться и верить, что больная дочка её поправится.

Ей припомнилось, что девочка в последнее время говорила как будто живее, по утрам сама приподнималась на постели и долго сидела, любуясь своим садиком, где росла одна-единственная горошина.

А как блестели при этом её глазки! Через неделю больная в первый раз встала с постели на целый час. Как счастлива она была посидеть на солнышке! Окошко было отворено, а за окном покачивался распустившийся бело-розовый цветок.

Девочка высунулась в окошко и нежно поцеловала тонкие лепестки. День этот был для неё настоящим праздником.

— Господь сам посадил и взрастил цветочек, чтобы ободрить и порадовать тебя, милое дитя, да и меня тоже! — сказала счастливая мать и улыбнулась цветочку, как ангелу небесному.

Ну, а другие-то горошины? Та, что летела, куда хотела, — лови, дескать, кто может, — попала в водосточный жёлоб, а оттуда в голубиный зоб и лежала там, как Иона во чреве кита.

Две ленивицы ушли не дальше — их тоже проглотили голуби, значит, и они принесли немалую пользу.

А четвёртая, что собиралась залететь на солнце, упала в канаву и пролежала несколько недель в затхлой воде, пока не разбухла.

— Как я славно раздобрела! — говорила горошина. — Право, я скоро лопну, а уж большего, я думаю, не сумела достичь ни одна горошина. Я самая замечательная из всех пяти!

Канава была с нею вполне согласна.

А у окна, выходившего на крышу, стояла девочка с сияющими глазами, румяная и здоровая; она сложила руки и благодарила бога за цветочек гороха.

— А я всё-таки стою за мою горошину! — сказала канава.

Источник: https://skazkufentazu.ru/skazki-andersena/pyatero-iz-odnogo-struchka.html

Опыт работы "воспитание сказкой" по произведению г.х.андерсена "пятеро из одного стручка" презентация к уроку по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа) на тему

Слайд 1 — Воспитание сказкой.  Эпиграфом к своей презентации я взяла слова Ирины Токмаковой:»У кого в детстве не бывает сказки, тот вырастает сухим и колючим человеком, и люди об него ушибаются, как о лежащий на дороге камень,  и укалываются как о лист осота». На мой взгляд эти слова особенно ярко демонстрируют роль сказки в питании чувств ребёнка.

Слайд 2 — Каждому из нас имя величайшего сказочника Г.Х.Андерсена известно с самого детства. Но не каждый успел прочитать все сказки этого автора. Так вот со сказкой «Пятеро из одного стручка» лично я познакомилась только сейчас, прочитав её с интересом.

Когда же возник вопрос о выборе сказки, я ориентируясь в своей жизни на православные ценности, решила что данное произведение возможно обсуждать не только дома наедине с ребёнком, со всей семьёй, не только в храме на занятии в воскресной школе, а и детском саду, где дети проводят большую часть своего времени. Посему

Слайд 3 — возник перечень причин обращения именно к этой, а не к любой другой сказке Г.Х.Андерсена. Это

  • ·        относительная доступность для детей старшего дошкольного возраста,
  • ·        извлечение нравственного урока,
  • ·        воспитание добрых чувств,
  • ·        развитие моторики,
  • ·        развитие речи,
  • ·        развитие мышления и воображения
  • Слайд 4 — Осмысление данной сказки строилось на основе размышлений самого автора. И в этом произведении они таковы:
  • ·        Для чего каждый из нас живёт?
  • ·        Кого радует и кого спасает?
  • ·        К каким целям стремится?
  • ·        А главное почему и для чего?

Слайд 5 — О чём же эта сказка? Всем ли знакомо её содержание?…Если нет, то я могу кратко рассказать о чём она.

Читайте также:  Максим максимыч - краткое содержание глава из героя нашего времени лермонтова

Краткое содержание сказки:  В одном стручке сидело 5 горошин, они постепенно росли и очень хотели увидеть мир за пределами своего зеленого дома. Когда они пожелтели, стручок сорвал мальчик и стал стрелять горошинами из бузинной трубочки.

Горошины обрадовались и разлетелись в разные стороны, мечтая попасть в очень интересные места. Одна горошина застряла в щели под окном чердачной каморки. Там жила бедная женщина, которая бралась за самую тяжелую работу, ведь у нее была больная дочь, которую нужно было лечить.

Ее сестра умерла раньше, а эта лежала целый год в постели, и мать считала, что Господь заберет и вторую дочь к себе. Но вот больная девочка увидела, как горошина проросла и пустила зеленый росток. Ее это очень заинтересовало, и она решила, что вслед за растущей горошиной начнет поправляться и выходить на солнышко.

Мать сначала не верила в такое чудо, но, увидев, что горошина зацвела, тоже стала надеяться на выздоровление дочери. Девочка стала вставать, ее глаза стали блестящими и счастливыми, она все время любовалась на растущую горошину.

Судьба остальных из одного стручка сложилась так: трое были проглочены голубями, четвертая упала в канаву с водой, разбухла и очень этим гордилась, считая, что стала главной. Но мы-то с вами знаем, что нет ничего важнее, чем спасение больной девочки.

  1. Если же знакома, я продолжу свою презентацию дальше. Сказка «Пятеро из одного стручка»
  2. ·        о том, что каждый в этот мир приходит со своим определённым предназначением,
  3. ·        о том, что не только добрые дела, а и простые, на первый взгляд помыслы, способны приносить пользу людям,
  4. ·        но самое главное, чтобы помыслы эти были  чистыми, светлыми и добрыми.
  5. Слайд 6 — Что же может включать в себя работа со сказкой?
  6. ·        Слушание сказки, просмотр видео варианта.
  7. ·        Беседа по содержанию сказки.
  8. ·        Рассказывание сказки по «цепочке»
  9. ·        Обсуждение героев сказки.
  10. ·        Совместный выбор воплощения сказки ( изобразительная деятельность иди театрализация).
  11. ·        Сочинение новой сказки («дописывание»)
  12. Слайд 7 —  В связи с этим закономерно возникают виды лексико-грамматической работы со сказкой:
  13. ·        называние героев сказки,
  14. ·        подбор слов предметов, действий, признаков и качеств к сказочному герою,
  15. ·        придумывание нового названия сказки,
  16. ·        исправление определённых грамматических нелепиц в словах, словосочетаниях, предложениях.
  17. Слайд 8 — Далее следуют виды работы по развитию уже связной речи:
  18. ·        составление предложений по опорным картинкам из сказки,
  19. ·        составление предложений с определённым словом, несколькими словами, по нескольким предметным картинкам,
  20. ·        распространение предложений,
  21. ·        составление предложений по демонстрации действий сказочных персонажей,
  22. ·        пересказ сказки «по цепочке» или «по кругу»,
  23. ·        составление продолжения имеющейся сказки,
  24. ·        составление новой сказки с введением новых героев из других сказок.
  25. Слайд 9 — В заключении со словами благодарности за внимание я могу лишь добавить, что данная работа довольно интересна, познавательна и содержательна в работе с детьми дошкольного возраста.

Источник: https://nsportal.ru/detskii-sad/korrektsionnaya-pedagogika/2016/05/19/opyt-raboty-vospitanie-skazkoy-po-proizvedeniyu-g

Анализ сказки Г.Х. Андерсена «Пятеро из одного стручка»

«В зеленом стручке сидело пять горошин. Солнышко освещало и пригревало его, а дождик поливал. Стручок рос, росли и горошины, и все больше думали о том, что же с ними будет дальше…»

Сказка «Пятеро из одного стручка» — произведение Андерсена написанное в 1852 году.

На момент написания сказки Гансу Христиану Андерсену было 47 лет и это был не юный мечтатель, а человек уже «повидавший жизнь». Л. Н.

Толстой, прочтя сказку «Пятеро из одного стручка», отозвался о ней так: «Какая озорная и мудрая сказка. Одной такой хватит, чтобы остаться в истории литературы».

В сказке «Пятеро из одного стручка» высмеяны люди, которые видят мир лишь со своей узкой обыва­тельской точки зрения.

Не случайно, вероятно, лукавая ирония этой сказки восхитила Л. Н.

Толстого, который записал в дневнике: «Прекрасная сказка Андерсена о го­рошинах, которые видели весь мир зеленым, пока стручок был зеленым, а потом мир стал желтым».

Андерсен в этой сказке поднял проблему истинных и ложных целей людей. Ведь он сам когда — то был человеком мечтавшим покорить театр, но в итоге его мечта так и осталась неосуществленной.

В какой — то степени можно говорить о том, что сказка «Пятеро из одного стручка» автобиографичная, так как Г. Х.

Андерсен не имел мечту «Быть сказочником и приносить счастье и радость детям», но, тем не менее, он как та пятая горошина породил прекрасный цветок в зарубежной литературе.

В сказке Андерсена зачастую высмеиваются людские пороки и глупость. Ведь часто представления о счастье бывают иллюзорными, когда человек мечтает о богатстве, славе и знаменитости он теряет способность радоваться красоте обычной жизни, не замечает и не ценит её.

Введением в сказку персонажей растительного мира объясняется характер авторской фантастики: естественное и реальное видится волшебным, а волшебное – реальным. Так, совершенно естественным и органичным кажется способность горошин говорить и мыслить, переживать и чувствовать.

Также естественность волшебного создается при помощи «узнаваемости», очеловеченности отношений между героями: в стручке живет «семейство горошин», а стручок это их родной дом; и в жизни каждого наступает такой момент, когда приходится покидать родной дом и строить собственную жизнь.

На таком фоне естественности и реальности образа горошины Андерсен передает глубокую внутреннюю жизнь своей героини. Горошина размышляет о своих целях и желаниях и в какой — то степени задается философским вопросом «Что есть счастье?».

Можно сказать, что сказка «Пятеро из одного стручка» намного больше литературная, чем фольклорная, так как она полностью пропитана индивидуальностью автора. Но оттенки фольклора все, же присутствуют: горошины покидают свой дом в связи с недостачей; недостача проявляется в потребности быть выше всех или быть ближе к солнцу или просто куда — нибудь укатиться.

Язык сказки, по словам Л. Брауде, «живой и эмоциональный». Нередко встречаются звукоподражания («Крак!»), разговорные интонации и лексика («Как счастлива она была посидеть на солнышке! Окошко было отворено, а за окном покачивался распустившийся бело — розовый цветок»).

Стиль сказки целиком ориентирован на динамику: преобладание глаголов внешнего действия создает наглядность сказки и сближает ее с театром («Она ходила на поденную работу: чистила печи, пилила дрова, словом, бралась за всё, что подвернется; сил у неё было довольно, охоты работать тоже не занимать стать, но из нужды она всё — таки не выбивалась!»).

Образ рассказчика создается с помощью различных приемов: Использования риторических вопросов («Ну, а другие — то горошины?»), восклицаний («Как счастлива она была посидеть на солнышке!»), оценочных характеристик («худенькая, тщедушная»), постоянных эпитетов («больная девочка»).

В этой простой, на первый взгляд сказке, писатель сумел выразить целый комплекс идей: глупость и недалекость («…сами они были зелёные, стручок тоже зелёный, ну, они и думали, что и весь мир зелёный; так и должно было быть!»), совершенство высшего и божественного («Господь сам посадил и взрастил цветочек, чтобы ободрить и порадовать тебя, милое дитя, да и меня тоже!»; «она сложила руки и благодарила бога за цветочек гороха»). Но самая главная идея, выраженная в словах рассказчика и поэта, цитированных выше, состоит в мысли о том, что истинные непреходящие ценности живут внутри, в душе, в сердце и в уме каждого из нас.

 Таким образом, на основе произведенного анализа можно выделить следующие индивидуальные особенности сказки Г. Х. Андерсена:

  • в структуру сказки вводятся персонажи, необычные для фольклора. Особую группу здесь составляют герои растительного мира, как символы человеческих качеств;
  • особый характер приобретает авторская фантастика: необычное реально, реальное – необычно;
  • для создания особого языка сказки используется образный, эмоциональный стиль, близкий к разговорному;
  • ярко выражен образ рассказчика как посредника между писателем и читателем и основного выразителя авторских идей;
  • сказка приобретает двойной адресат благодаря глубине идейного содержания.

Источник: https://videouroki.net/razrabotki/analiz-skazki-gkh-andersena-pyatero-iz-odnogo-struchka.html

Урок литературного чтения в 3 классе "Пятеро из одного стручка"

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА  Г.Х.Андерсен «Пятеро из одного стручка»

Цель урока: познакомить с произведением из раздела « Жизнь дана на добрые дела» Г.Х.Андерсена « Пятеро из одного стручка».

Формирование УУД :

1) предметные (знакомство с жизнью и творчеством сказочника Г.Х.Андерсена, знакомство со сказкой «Пятеро из одного стручка»)

  • 2)метапредметные (понимание главной идеи сказки, умение выражать своё отношение к поступкам героев, упражнение в выразительном чтении)
  • 3) личностные( воспитание у детей интереса к художественной литературе , формирование доброй жизнеактивной личности)
  • Тип урока : изложение нового материала
  • Формы работы учащихся : фронтальные, коллективные, индивидуальные, групповые.
  • Необходимое техническое оборудование: работа на нетбуках.
  • Ход урока

1. Самоопределение к деятельности (орг. момент)

  1. Литература – прекрасный урок,
  2. Много полезного в каждой из строк.
  3. Сказка это или рассказ,
  4. Вы учите их – они учат вас.
  5. – Какую цель вы ставите перед собой на уроке литературного чтения?
  6. (Научиться беседовать с книгой
  7. -Улучшать технику чтения
  8. -Учиться высказывать своё отношение к прочитанному.
  9. -Понимать позицию автора.
  10. -Описывать героев произведений и давать им характеристику
  11. -Учиться отвечать на вопросы правильно и грамотно
  12. Учиться работать с учебником и словарями.)
  13. -Каким вы хотите видеть наш урок? (Интересным, игривым, сказочным, весёлым, удивительным)

-Хочу пожелать. Пусть этот урок принесёт нам радость общения и наполнит наши души прекрасными чувствами.

2. Актуализация знаний.

  • В мире много сказок грустных и смешных
  • И прожить на свете нам нельзя без них
  • Пусть герои сказок
  • Дарят нам тепло
  • Пусть добро на веки
  • Побеждает зло
  • -Как вы думаете, о чем пойдёт речь на уроке? ( — О сказке )

-Что мы называем сказкой? (Сказка – художественное произведение, в котором есть вымысел, элементы чудесного, фантастического. Сказка обязательно чему-то учит.)

-Какие мудрые советы может дать человеку сказка? (Сказка помогает ответить на важнейшие вопросы, учит человека быть добрым, верить в свои силы)

– Кто же зовет нас в новую сказку? Отгадайте кто автор этих строк?

  1. В цветущей Дании, где свет увидел я Берёт мой род своё начало. На датском языке мать песни мне певала,
  2. Шептала сказки мне родимая моя.
  3. – Кому принадлежат эти строки?
  4. Попробуйте сформулировать тему нашего урока.

– Правильно, тема урока – «Х.К.Андерсен »

Какие его произведения вам знакомы? Что вы о нём знаете?

– О Хансе Кристиане Андерсене мы говорили в прошлом году. Более подробно вы узнаете о нём в четвёртом классе. А сейчас мы вспомним только несколько фактов из его жизни.

— У вас на столе лежат листочки, на них есть задания к уроку. И первое задание: найти и подчеркнуть ответы на мои вопросы.

1.В какой стране родился сказочник Г.Х. Андерсен? (Дания)

2.На каком острове? (Фюн)

3.В каком городе? (Оденсе)

4. В какой школе учился? (в школе для бедных)

5. Что сейчас находится в его доме? (Музей)

6.Какую сказку писатель написал про себя, она считается центральной?(Гадкий утёнок)

Самопроверка. Один ученик озвучивает. (получает оценку)

ТЕКСТ

Г.Х. Андерсен (1805-1875)- родился в маленькой, но знаменитой всему миру стране – Дании на острове Фюн в городе Оденсе. Остался рано без отца; ещё мальчиком пошел работать на фабрику, помогал матери. А вечерами учился в школе для бедных. Трудно приходилось мальчику, но он упорно учился, много читал. В конце концов, Андерсен добился своего: он стал писателем.

Признали его не сразу. Многие смеялись над героями сказок Андерсена, над простонародными выражениями в сказках писателя. Часто писатель чувствовал себя “гадким утенком” на “птичьем дворе” среди надменных и заносчивых “кур”, “петухов” и “индеек”. Но прошло время, и все увидели в гадком утенке прекрасного лебедяСейчас в его доме располагается музей писателя.

-Сейчас предлагаю посмотреть фильм «Андерсен и его персонажи». Задание второе: Кто больше запомнит сказочных персонажей. Запишите названия сказок в рабочий лист.

3. Совместное открытие знаний.

  • Работа с текстом до чтения.

Сегодня на уроке мы будем читать сказку которую вы еще не назвали. А как называется сказка, которую мы будем читать, вы узнаете когда отгадаете загадку.

Дом зелёный тесноват: Узкий, длинный, гладкий. В доме рядышком сидят Круглые ребятки. Осенью пришла беда –  Треснул домик гладкий, Поскакали кто куда

  • Круглые ребятки.
  • (картинка)
  • Работа с текстом до чтения.
  • Откройте учебник на стр.
  • · Работа с заголовком.

– Прочитайте название. Можно по нему определить, кто будут герои нашей сказки?

  • Работа с текстом сказки во время чтения.

Послушайте чтение этого произведения в исполнении профессиональной актрисы. Проверим наши предположения. Обратите внимание, как актриса своим голосом создаёт образы главных героев сказки, передаёт характер персонажа. Третье задание: при прослушивании сказки вам встретятся непонятные слова, запишите их на обратной стороне листка.

Ребята, вам встретились слова, которые были непонятны. (Ответы детей) Работаем в парах. Вы должны объяснить значение слов. Переверните листок, найдите задание 3. Давайте найдем к ним определения, проведем стрелочки. При проверке в последней колонке отмечаем + — правильно, — неправильно.

  1. Предчувствие
  2. чувство ожидания чего — нибудь неизвестного
  3. Бузина
  4. непостоянная работа за определённую плату
  5. Каморка
  6. кустарник с чёрными или красными ягодами
  7. Подённая работа
  8. маленькая комната
  9. Тщедушная
  10. поправиться, располнеть
  11. Голубиный зоб
  12. окошко на чердаке
  13. Раздобреть
  14. нижняя часть пищевого горла голубя
  15. Затхлая вода
  16. слабая здоровьем, без сил, очень худая
  17. Чердачное окошко
  18. застоявшаяся, с неприятным запахом
  19. Предчувствие – чувство ожидания чего — нибудь неизвестного.
  20. Бузина – кустарник с чёрными или красными ягодами
  21. Каморка – маленькая комната
  22. Подённая работа – непостоянная работа за определённую плату.
  23. Тщедушная – слабая здоровьем, без сил, очень худая.
  24. Голубиный зоб – нижняя часть пищевого горла голубя
  25. Раздобреть – поправиться, располнеть.
  26. Затхлая вода – застоявшаяся, с неприятным запахом.
  27. Чердачное окошко – окошко на чердаке
  28. — Понравилась ли вам сказка?
  29. -Поделитесь своим мнением о произведении

6.Физкультминутка — Перед вами иллюстрации книг – сказок. Некоторые вы читали, а другие можно прочесть. Пусть каждый подойдет и выберет себе понравившуюся иллюстрацию к сказке, позднее может найти саму сказку в библиотеке и прочитать.

  • Проводится работа по вопросам и заданиям учебника.
  • Открываем учебники на стр.
  • Читаем первый вопрос.

Ответом на первый вопрос будет выборочное чтение детьми следующего фрагмента: «Она была такая худенькая, тщедушная; целый год уже лежала в постели: не жила и не умирала…»

Читаем второй вопрос.

Для ответа на второй вопрос дети зачитывают фразы: «под окошком чердачной каморки», «маленькое окошечко», «у окна, выходившего на крышу», «в каморке жила бедная женщина»… На основании этих фраз третьеклассники коллективно словесно рисуют жилище, не случайно названное «каморкой».

Читаем четвертый вопрос.

Отвечая на четвёртый вопрос учебника, дети отыскивают и зачитывают слова, вселяющие надежду на выздоровление девочки. (С. 145 – «Мама! Я думаю, что поправлюсь! – сказала девочка вечером. – Солнышко сегодня так пригрело меня.

Горошинка, видишь, как славно растёт на солнышке? Я тоже поправлюсь, начну вставать и выйду на солнышко»; «Смотри-ка, да она скоро зацветёт! – сказала женщина однажды утром и с этой минуты тоже стала надеяться и верить, что больная дочка её поправится»; с.

146 – «А у окна, выходившего на крышу, стояла девочка с сияющими глазами, румяная и здоровая».)

Читайте также:  Сказание о белгородском киселе - краткое содержание

Читаем пятый и шестой вопрос.

На пятый и шестой вопросы учащиеся отвечают своими словами.

При ответе детей на пятый вопрос учитель подводит их к выводу о том, что росток помог девочке справиться с болезнью. Росточек тянулся к солнцу, становился крепким, потом зацвёл.

Девочка смотрела на него, радовалась, и её болезнь отступила. Учитель может предложить учащимся найти в тексте предложения, подтверждающие их ответ на этот вопрос («…

Девочка могла полюбоваться зелёным ростком»; «Горошинка, видишь, как славно растёт на солнышке? Я тоже

поправлюсь…»; девочка «по утрам сама приподнималась на постели и долго сидела, любуясь своим садиком…» и др.).

Задание № 7 учебника может выполняться детьми как индивидуально, так и в парах или в группах. При фронтальной проверке правильности выполнения этого задания проводится работа над главной мыслью сказки. Для этого задаются вопросы:

– Что говорили об окружающем мире горошины, когда они ещё сидели вместе в стручке? (Все горошины воспринимали окружающий мир одинаково: то он зелёный, то жёлтый.)

– Что говорили горошины, когда мальчик стрелял ими? Можно ли сказать, что среди горошин были хвастливые и ленивые?

– Как сложилась судьба каждой из горошин? Что случилось с той, которая хотела улететь на солнце? Почему, сидя в канаве, она продолжала утверждать: «Я самая замечательная из всех пяти!»? (Горошина была глупой и хвастливой.)

– Какая горошина на самом деле оказалась самой замечательной? Почему?

– Каков смысл прочитанной сказки? (Если иметь в виду людей, а не горошины, то из этой истории можно сделать вывод: настоящий человек – это тот, кто помогает другим людям, доставляет им радость, спасает их.

7.Этап рефлексии.

  1. Давайте, ребята, выскажем своё мнение о нашей работе.
  2. Какое настроение у вас сейчас
  3. Заполним квадрат настроения
  4. —зелёный цвет — хорошее настроение;
  5. — жёлтый цвет — нейтральное настроение;
  6. — синий цвет – плохое настроение.
  7. (после построения квадрата настроения учитель подводит итог: какой цвет преобладает – такое и общее настроение.)
  8. — Я думаю, что вы были очень эмоциональны, выразительны, смогли представить в своём воображении то, что Андерсен рассказал в своей сказке.

8.Подведение итогов урока.

Чему учит сказка? (приносить людям пользу)

Почему именно эта сказка помещена в раздел «Жизнь дана на добрые дела»?

Домашнее задание перечитать сказку, рассказать сказку от лица пятой, последней, горошины. Подготовить чтение разговора матери и дочери по ролям (с.104-105).

Источник: https://multiurok.ru/index.php/files/urok-literaturnogo-chteniia-v-3-klasse-piatero-iz.html

Пословицы к сказке «Пятеро из одного стручка»

***

«Пятеро из одного стручка» — история о желаниях и надежде, свободе выбора и поиске собственного предназначения в жизни. Как обычно, бесконечно восхищает и вызывает уважение талант Великого Сказочника, его способность маленькой сказкой с миниатюрными главными героями побудить читателя к размышлению над сложными философскими вопросами.

Сказка начитается совершенно «по-андерсеновски» — просто и не волшебно, но с первой же фразы от неё уже невозможно оторваться! В молодом зелёном стручке сидели пять таких же зелёных горошин.

Несмотря на то, что в стручке было очень уютно, горошин постепенно начало томить однообразие их бытия — они предчувствовали, что есть что-то ещё, помимо тесного домика.

Когда горох начал желтеть, горошины стали думать, что мир, бывший до этого зелёный, также желтеет вместе с ними.

Но вот однажды стручок сорвали —маленькому мальчику понадобился горох для стрельбы из бузинной трубки. Сёстры обрадовались, что, наконец-то, они увидят мир. Каждой было любопытно, где они, в конце концов, окажутся.

Вот вылетела первая горошина —«лечу, куда хочу», затем вторая, она стремилась попасть на солнце, вслед за ней полетели ещё две горошины. Они особенно никуда не стремились —«куда придем, там и заснем».

Самая последняя со словами «будь, что будет» очутилась в щели под окошком на деревянной крыше.

Там в каморке жила бедная женщина с больной (пословицы о болезни) дочерью. Девочка была очень слаба, и уже почти не вставала с кровати. Как-то ранней весною она заметила маленький росточек у окна. Мать, увидев, что это проросла горошина, пододвинула кровать дочери поближе к окошку.

Побеги становились длиннее, и уже начали виться по верёвке, которую женщина привязала к крыше. Крепчали ростки, а вместе с ними возвращались силы в больное тело девочки, что несказанно радовало и удивляло бедную женщину, потерявшую всякую надежду на выздоровление дочки.

День, когда в «садике» расцвёл первый цветочек, стал для маленькой семьи настоящим праздником.

Сказка оканчивается описанием, до чего же докатилась каждая из горошин. Та, что улетела первой, попала в водосточный желоб, где её заметил голубь. В голубином зобу оказались и две другие горошины-«ленивицы». Мечтавшая взлететь на солнце, угодила в канаву с затхлой водой, где лежала теперь разбухшая, но чрезвычайно довольная собой.

Произведение было написано в 1852 году. Язык сказки очень живой и выразительный, читатель как будто слушает рассказчика. Какую же мысль Ганс Христиан хотел донести детям и взрослым «озорной и мудрой сказкой», и какие подойдут к ней пословицы?

В определённый момент жизни, наступает такой период, когда человеку становится тесно в родном гнезде. Молодые люди, как сёстры-горошины, стремятся оставить свои «уютные стручки».

Кому-то, как и первой горошинке, просто хочется вырваться из-под родительской опёки и ощутить свободу, при этом чёткого видения своего будущего у них нет. Кто-то покидает отчий дом только потому, что пришло время.

Такие люди невероятно похожи на лентяек из сказки — наивно полагают, что «пойдут дальше всех», не приложив к этому никаких усилий, но, как известно, «Под лежачий камень вода не течёт».

Андерсен довольно часто вплетал автобиографические нити в сюжеты своих произведений.

Так, в горошине, вознамерившейся взлететь на солнце, осведомлённый читатель может уловить грустную авторскую иронию над своими юношескими честолюбивыми мечтами покорить театральные подмостки.

Но писатель высмеивает скорее не склонность к амбициям, а пустопорожнее чванство и глупую напыщенность. Тщеславную героиню повествования метко характеризуют следующие русские пословицы: «Не хвались отъездом, а хвались приездом» и «Гроша не стоит, а рублём глядит».

Андерсен — это не только «кусты его любимых белых роз», принцессы и принцы, сверкающие рождественские ёлки.

В необыкновенном мире сказочника живут и размышляют о сути бытия также совершенно прозаические вещи — уличные фонари, репейник, штопальные иглы… Писатель каждым своим произведением ласково объясняет и детям, и взрослым — чудеса не обязательно должны быть присыпаны золотой пылью и совершаться под сладкие звуки волшебных свирелей. Так, в слабом росточке обыкновенного гороха читатель видит настоящее чудо, очень трогательное и светлое. Символично, что подарив веру другому, последняя горошина — единственная из всех пятерых — не только сумела пустить росток, но и зацвести, пусть скромным, но столь долгожданным цветком. Таким образом, главную мысль истории можно выразить удмуртской пословицей —«Только жизнь, прожитая с пользой, длинна».

Долговязый, нескладный мужчина в чёрном, слишком ранимый и не всегда счастливый, тем не менее, именно этому человеку была дарована непостижимая способность открывать двери в сказку, просто прикасаясь к чему-нибудь. Изумительно красивые, забавные, а порой мучительно грустные истории Андерсена — это разноцветные детские и взрослые билеты в добрый мир волшебства.

***     Внимание!  Авторский материал — копирование запрещено

На этой странице:  пословицы и поговорки к сказке Г.Х. Андерсена «Пятеро из одного стручка»; краткое содержание сказки «Пятеро из одного стручка».

Источник: https://www.poslovitza.ru/poslovizy-k-skazke-pyatero-iz-odnogo-struchka.html

Сказка: пятеро из одного стручка

В стручке сидело пять горошинок; они были зеленые, и стручок зеленый, — вот они и решили, что весь мир тоже зеленый, и решили правильно. Стручок рос, росли и горошинки; все они сидели в один ряд — такая уж у них была квартира! Снаружи стручок освещало и согревало солнце, а дождик обмывал его; внутри стручка было тепло и уютно, днем светло, а ночью темно, как это и полагается. Горошинки все росли да росли и все больше и больше размышляли, сидя в стручке: чем-нибудь ведь надо было заняться!

«Неужели я всегда так и буду сидеть здесь? — думала каждая. — От долгого сиденья ведь и затвердеть можно! Я чувствую что там, за стеной, что-то есть!»

Прошло несколько недель, горошинки пожелтели пожелтел и стручок.

— Весь мир желтеет! — говорили горошинки; и были правь. Но вдруг они услышали треск: кто-то сорвал стручок и суну его в карман своей куртки, уже набитый стручками.

— Ну, сейчас нас выпустят на волю! — вскричали горошинк и стали ждать.

— Хотела бы я знать, кому из нас пятерых повезет боль всего? — проговорила самая маленькая горошинка. Ну, да ско это выяснится.

— Будь что будет! — сказала самая крупная. Крак! — стручок лопнул, и все пять горошинок выкатились на яркий солнечный свет. Маленький мальчик держал их на раскрытой ладони и говорил, что они годятся для его ружьеца. Он тотчас же зарядил ружье горошинкой и выстрелил.

— Я лечу в широкий мир! Поймай-ка теперь меня, есл сможешь! — пискнула горошинка и скрылась из глаз.

— А я, — сказала вторая, — полечу прямо на солнце; солнце это как раз такой стручок, какой мне нужен! — и тут же исчезла. Две другие горошинки проговорили:

— Где бы мы ни очутились, будем там спать; куда-нибудь да попадем!

И хотя они скатились на землю, но ружья все-таки не миновали.

— Ну, мы улетаем дальше всех! — крикнули они.

— Будь что будет! — сказала последняя горошинка, улетая. Ружье выстрелило, горошинка взлетела вверх, потом упала на старый дощатый подоконник под чердачным окошком и угодила прямо в щель, где в мягкой земле рос мох. Горошинка укрылась во мху, да так и лежала там — спрятавшись, но не забытая судьбой.

— Будь что будет! — повторила она.

В маленькой чердачной комнатке жила бедная женщина, которая днем уходила топить печи в чужих домах, пилить дрова и вообще делать всякую черную работу. Женщина была и сильная и прилежная, а все-таки жила в бедности. Дома, в тесной каморке, лежала ее единственная дочка-подросток, тоненькая и тщедушная, которая болела вот уже целый год; она и жить была не в силах и умереть не могла.

— Отправится вслед за сестренкой! — говорила ее мать. — Родились у меня две дочки; нелегко, конечно, было прокормить обоих, — вот господь и поделил их: одну взял к себе… Лишь бы мне эту не потерять, что со мной осталась. Но бог, пожалуй, не захочет, чтобы она жила в разлуке с сестричкой, и возьмет ее к себе.

Однако больная девочка осталась жить; она весь день терпеливо и тихо лежала в кровати, пока мать ходила на заработки.

Настала весна. Однажды ранним утром, когда мать собиралась на работу, а солнце ярко играло на полу, пробиваясь сквозь крошечное окошко, больная девочка посмотрела на него и воскликнула:

— Что это такое зеленое виднеется за стеклом? Оно колышется на ветру.

Мать подошла к окошку и, приоткрыв его, сказала:

— Э, да здесь какое-то растеньице выросло; это горох выпустил свои зеленые листочки. И как он попал сюда в щель? Вот тебе и садик, любуйся на него.

Кровать переставили ближе к окну, чтобы больная девочка могла лучше видеть гороховый росточек, а мать ушла на работу. И вот вечером девочка сказала:

— Мама, мне кажется, я выздоравливаю… Сегодня солнце светило мне так ласково. Смотри, как хорошо прижился горошек. Мне тоже будет хорошо на солнышке, и я поправлюсь.

— Лишь бы тебе стало лучше! — отозвалась мать, хоть сама и не верила в это. Она подставила палочку к зеленому ростку, чтобы его не сломал ветер, — ведь это горошек приободрил ее девочку.

Крепко привязав бечевку к подоконнику, она другой конец прикрепила к самому верху оконной рамы, чтобы стебелек гороха мог держаться и, подрастая, виться вокруг бечевки. И горошек вился и с каждым днем рос все заметнее.

— Гляди-ка, да он скоро зацветет! — сказала однажды утром мать и сама уже стала надеяться и верить, что ее больная девочка поправится.

Женщине показалось, что за последнее время дочка ее повеселела; она нередко сама приподнималась на постели утром и сидела, глядя сияющими глазами на свой маленький садик, в котором рос один-единственный стебелек гороха.

Неделю спустя больная впервые встала с постели на целый час. Она блаженствовала, греясь на солнышке. Окно было раскрыто, а за окном пышно распустился светлорозовый цветок горошка. Девочка наклонилась и очень осторожно поцеловала тонкие лепестки.

Этот день был для нее настоящим праздником.

— Видно, сам господь посадил горошек и взрастил его, чтобы послать надежды и радость тебе, мое драгоценное дитя, да и мне тоже! — сказала счастливая мать, глядя на цветок, и улыбнулась ему так, словно он был ангелом-хранителем.

Ну, а что же сталось с другими горошинами? Та, что полетела в шиоокий мио и кричала: «Поймай меня, если сможешь!», очутилась сначала в кровельном желобе, а потом попала в голубиный зоб, где и лежала, словно пророк Иона в чреве кита. Обе горошины-сони залетели туда же и были съедены голубями, а значит — все-таки принесли немалую пользу,

А четвертая, которая хотела полететь на солнце, упала в желоб и не одну неделю провалялась там в затхлой воде, отчего вся распухла.

— Ну и раздобрела же я! — сказала горошина. — Скоро лопну, чего, мне кажется, еще ни одна горошина не сумела и не сумеет добиться. Я самая замечательная из всех пяти горошинок в нашем стручке!

  • И она встретила полную поддержку у желоба.
  • Возле чердачного окошка стояла юная девушка, и ее глаза сияли, а на щеках горел здоровый румянец. Она сложила свои тонкие руки перед цветком горошка и благодарила бога за него,
  • А желоб сказал:
  • — И все-таки самая замечательная из горошинок — моя горошинка!

Источник: https://www.itup.ru/skazki-andersen/1090-skazka-pyatero-iz-odnogo-struchka.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]