Сын артиллериста — краткое содержание стихотворения симонова

Искренне благодарен камраду Дед Сергеич за то, что рассказал мне о герое нынешней публикации. Спасибо!

  • Прототип героя стихотворения «Сын артиллериста» из поэмы Симонова служил на Тихоокеанском флоте.
  • РИА PrimaMedia представляет очерк о герое Великой Отечественной Войны Иване Лоскутове, вызвавшем огонь артиллерии на себя, но вернувшемся после этого живым в расположение своего артиллерийского полка.
  • Поэма Константина Симонова «Сын артиллериста» сегодня не так популярна, как тридцать — сорок лет назад.
  • В советские времена едва ли можно было найти мальчишку или девчонку, которые не знали бы знаменитых строк: «Ничто нас в жизни не может вышибить из седла» и не помнили бы историю Лёньки Петрова.

Не побоявшись смерти от снарядов артиллерии, он во время атаки немцев вызвал огонь на себя, чем положил множество фашистов и позволил отстоять границу на своём участке в 1941 году. Но мало кому известно, что прототипом главного героя поэмы был участник Великой Отечественной войны Иван Лоскутов, служивший после её окончания на Тихоокеанском флоте и живший во Владивостоке.

РИА PrimaMedia продолжает серию очерков о приморцах-героях Войны, и предлагает читателям рассказ, созданный по материалам, сохранившимся в Приморском государственном музее им. Арсеньева.

  1. Иван Алексеевич Лоскутов 
  2. родился 2 января 1918 года в деревне Мироновке Пермской губернии в семье красного командира-артиллериста.
  3. После окончания школы он подал заявление в военкомат с просьбой направить его на учёбу в артиллерийское училище.
  4. Он считал, что его может подвести маленький рост, поэтому решил воздействовать на профессионализм участвовавших в комиссии артиллерийских офицеров.

Сын артиллериста - краткое содержание стихотворения Симонова

  • Иван Лоскутов, фото: из архива музея им. Аресеньева
  • Его неожиданные познания из теории баллистики, тактики, топографии заинтересовали офицеров.
  • Так практика помогла поступить в училище, по окончании которого лейтенант Лоскутов был направлен в запасной артиллерийский полк под Ленинградом, а затем переведён в 104-й пушечный артиллерийский полк.

Полк дислоцировался на побережье Баренцева моря. Командиром 104-го артполка был майор Ефим Рыклис.

После знакомства с прибывшим лейтенантом он спросил, не сын ли тот его боевого друга Алексея Лоскутова. В ответ Иван протянул командиру фотографию своего отца, и Ефим Рыклис узнал на ней старого друга.

Сын артиллериста - краткое содержание стихотворения Симонова

Иван Лоскутов с сыном, фото: из архива музея им. Аресеньева

23 июня 1941 года Иван Лоскутов направился к месту службы в посёлок Озерко. А 29 июня в Заполярье начались боевые действия.

3 июля 1941 года шли упорные бои за полуострова Средний и Рыбачий. Гитлеровцы понимали: кто владеет Рыбачьим и Средним, тот держит в руках Кольский залив и все Мурманское направление.

После артобстрела фашисты перешли в наступление, но натолкнулись на сопротивление Красной Армии и понесли огромные потери.

После многочисленных безуспешных атак фашисты решили усилить артиллерийскую группировку. Огневые позиции врага были тщательно замаскированы, и советским войскам не удавалось их обнаружить.

  1. Для обнаружения огневых точек противника командир артполка решил направить в расположение противника разведчиков.
  2. Как писал впоследствии сам Лоскутов в письмах Константину Симонову, отвечая на вопросы читателей о судьбе его героя Лёньки Петрова, в июле 1941 года на этом участке фронта создалось особенно тяжёлое положение.
  3. «Немцы ожесточённо рвались вперёд, и поэтому от нашего полка требовался наиболее интенсивный и точный огонь.
  4. Вот тогда командованием полка было принято решение выслать корректировочный пункт на одну из высот.
  5. Дело в том, что эта высота во время наступления немцев оказалась практически в ближнем их тылу и на ней осталось наше боевое охранение, что-то порядка двадцати человек.
  6. Вот эта высота и была выбрана местом для корректировочного пункта», — писал Лоскутов.
  7. 3 июля разведгруппа, в составе которой были Макаров и Мехоношин, под его командованием отправилась на передний край обороны, чтобы оттуда перебраться на безымянную сопку.
  8. «Получив задание, я с радиостанцией и двумя разведчиками отправился на передний край нашей обороны.

Пехотинцы дали нам проводника, и под покровом тумана мы вышли к месту назначения. Идти нужно было около трёх километров.

Прошли мы примерно с километр, как туман рассеялся, и немцы открыли по нашей группе пулемётный и миномётный огонь. Проводник наш был ранен, и я его отправил обратно», — повествует в своем письме герой.

Оставшееся расстояние группа Лоскутова ползла около трёх часов. А попытки вытянуться во весь рост прерывались огнем немецких пулемётов и миномётов. Но как бы то ни было — цель была достигнута.

Сын артиллериста - краткое содержание стихотворения Симонова

Иван Лоскутов, фото: из архива музея им. Аресеньева

Добравшись до высоты, наблюдатели составили схему целей и определили координаты каждой из них. Первые данные разведки тут же были переданы в полк.

Когда на востоке проглянуло солнце, сводная батарея под командованием старшего лейтенанта Скробова открыла огонь. Миномётная батарея врага была разбита, уничтожено множество гитлеровцев, подавлено несколько пулемётных точек.

  • «Немцы, очевидно, поняли (а может, засекли работу радиостанции), что огонь корректируется именно с этой высоты, и открыли по ней артиллерийский и миномётный огонь.
  • Одна из миномётных батарей была нами засечена и по нашим командам огнём батарей подавлена.
  • Видя, что огневой налёт по высоте эффекта не дал и не смог прекратить точный огонь наших батарей, немцы бросили в наступление на высоту большую группу пехоты», — вспоминает лейтенант Лоскутов.

На третьи сутки на скалистые горы опустился густой туман. Разведчики усилили наблюдение, но фашистам удалось подойти к боевому охранению.

Группа Лоскутова оказалась в тылу врага. Лейтенант принял решение вызвать огонь на себя.

  1. «Нам ничего не оставалось делать, как вызвать огонь непосредственно по высоте.
  2. Мы передали такую команду, но командир полка посчитал, что это ошибка, и переспросил, и только после вторичной нашей команды на высоту обрушился шквал нашего артогня», — описывает ситуацию Иван Лоскутов.
  3. Наступавшие немцы либо были уничтожены, либо бежали.

В период обстрела советские бойцы постарались укрыться и потому остались живы. Вот только радиостанция была разбита, и дальнейшее пребывание на высоте без связи с полком было бессмысленно.

  • Лейтенант принял решение возвратиться в полк.
  • Уйти удалось только на следующий день, когда спустился туман, ибо малейшее движение на высоте вызывало огонь немецких пулемётов.
  • Какова же была радость однополчан, когда к полудню измученные, оборванные Лоскутов, Макаров и Мехоношин прибыли в расположение части, где их уже считали погибшими!

Эту историю в том же году услышал писатель Константин Симонов. Как повествует в своей статье действительный член Русского Географического Общества Владислав Трошин, 17 октября 1941 года Симонов с коллегами прибыл на полуостров Рыбачий, чтобы написать серию очерков о самой северной точке фронта.

  1. «В последний день их пребывания в ноябре 1941 года Рыклис и Ерёмин рассказывали о наиболее запомнившихся событиях боёв за Муста – Тунтури.
  2. Особенно писателей потрясла история о том, как 31 июля командир полка послал на корректировку артиллерийского огня сына своего давнего армейского друга Алексея Лоскутова – лейтенанта Ивана Лоскутова», — пишет Трошин.
  3. Выслушав рассказ, Константин Симонов, по воспоминаниям коллег, заметно оживился, попросил повторить некоторые детали.

Потом долго ходил по землянке, что-то сосредоточенно нашёптывая про себя. Все легли спать, а Симонов зажёг фитилёк гильзы и всю ночь просидел за столом.

Утром он прочитал полковому комиссару Ерёмину и командиру Рыклису свою поэму «Сын артиллериста».

Успех был потрясающий. Произведение поэта отпечатали на штабной пишущей машинке и переписывали от руки. Оно быстро разошлось среди солдат и во флотских экипажах. Вскоре поэму уже читали наизусть.

Перепечатали поэму многие газеты и вставляли текст в боевые листки, расходившиеся по окопам фронтов.

Сын артиллериста - краткое содержание стихотворения Симонова

Константин Симонов во Владивостоке на Приморском телевидении на встречах в мае 1967 года, фото: из фондов музея им. А.К. Арсеньева

  • Алексей Лоскутов же всю войну прослужил в 104-м пушечном полку, участвовал в войне с Японией, освобождал город Сейсин.
  • За этот период награждён орденами Отечественной войны l и ll степени, двумя орденами Красной Звезды и девятью медалями.
  • После окончания Второй мировой войны служил на Тихоокеанском флоте, закончил карьеру в 1978 году в звании полковника.

Будучи в отставке, занимался общественной деятельностью. Часто выступал перед молодёжью с рассказами о войне, вёл многочисленную переписку со школьниками всего Союза.

Несмотря на свою относительную известность, из жизни Иван Алексеевич ушёл почти незаметно.

8 ноября 1994 года Лоскутова не стало. Его похоронили на Лесном кладбище Владивостока.

Сегодня в его честь нет памятников, мемориальных досок, ни одна улица не названа в его честь. Но не значит же это, что у нас есть моральное право забывать его и таких же, как он — тихих героев Великой Войны.

РИА PrimaMedia благодарит за помощь в подготовке материала сотрудников Приморского государственного музея им. В.К. Арсеньева.

Восстановление справедливости.

13 мая 2016 года память об Иване Алексеевиче Лоскутове – прототипе героя одного из известнейших произведений Константина Симонова – увековечили во Владивостоке.

«В этом доме жил Иван Алексеевич Лоскутов (1918 – 1994 г.г.), участник Великой Отечественной войны, прототип героя поэмы Константина Симонова «Сын артиллериста» – Лёньки Петрова», –  гласит теперь надпись на мемориальной доске, установленной на доме № 24 на улице Гамарника.

Источник: https://AfterShock.news/?q=node/819590&full

Как создавалась поэма К.Симонова "Сын артиллериста"

Сын артиллериста - краткое содержание стихотворения Симонова
В октябре 1941 года военный корреспондент Константин Симонов оказался  на полуострове Рыбачьем в Мурманской области — на самой северной точке фронта. В последний день его пребывания майор Ефим Самсонович Рыклис, командир 104-го армейского пушечного артиллерийского полка, рассказал ему историю о том, как он в июле 1941 года был вынужден послать на корректировку артиллерийского огня на одну из высот на полуострове Средний сына своего старого армейского друга — лейтенанта Ивана Лоскутова.

Сын артиллериста - краткое содержание стихотворения Симонова 31 июля 1941 года вместе с двумя радистами лейтенант Лоскутов взобрался на высоту и оттуда в течение шести суток по рации корректировал огонь артиллерии. По данным, передаваемым Лоскутовым, огнём была уничтожена миномётная батарея, большая группа пехоты, несколько пулемётных точек. Однако вражеские войска определили местонахождение корректировочной группы и после миномётного и артиллерийского обстрела высоты пошли в атаку. Иван Лоскутов вспоминал:

«Нам ничего не оставалось делать, как вызвать огонь по высоте. Мы передали такую команду, но командир полка посчитал, что это ошибка, и переспросил, и только после вторичной нашей команды на высоту обрушился шквал нашего артогня.

Наступавшие немцы частично были уничтожены, а остальные обратились в бегство. В период обстрела мы постарались укрыться и остались живы, правда, состояние было ужасное. Радиостанция была разбита, и дальнейшее наше пребывание на высоте без связи с полком было бессмысленно, и я принял решение возвратиться в полк».

Сын артиллериста - краткое содержание стихотворения Симонова
Первое издание поэмы

По впечатлениям от рассказанной истории К. М. Симонов написал поэму «Сын артиллериста», прототипом лейтенанта Петрова в которой послужил Иван Лоскутов, прототипом майора Деева — Е. С. Рыклис.

По признанию поэта, стихи писались легко, «ещё не была дописана одна строфа, а уже другая просилась на бумагу».

В реальности имелись (исключая фамилии) два отличия от поэмы. В поэме Лёнька отправился на корректировку один, в реальности — с двумя радистами (рядовые Георгий Макаров и Григорий Мехоношин) и проводником, который, будучи раненым, вернулся. Также отец Лёньки, и по поэме, и в действительности воевавший на южном участке фронта, не погиб, а получил тяжёлое ранение, но остался в живых.

Константин Симонов вспоминал потом: «После войны поэму включили в круг чтения школьников пятого класса. И они стали писать мне со всех концов страны, спрашивая о судьбе Леньки, сына артиллериста. И мне приходилось отвечать им, что я не знаю его судьбы, но мне хочется надеяться, что Ленька, пройдя всю войну до конца, остался жив и здоров».

Читайте также:  Эйнштейн вклад в науку. что открыл эйнштейн?

Таких писем было много. И тогда Константин Михайлович решил объявить по радио всесоюзный розыск тех защитников Заполярья, которые знают о судьбе прототипов поэмы «Сын артиллериста». Поиск героев продолжался около двух лет, а завершился он встречей К.Симонова, И.Лоскутова и Е.Рыклиса.  Оказалось,«сын артиллериста» жив и здоров и по-прежнему служит в артиллерии. И. А. Лоскутов закончил войну на Тихом океане, продолжил службу на Тихоокеанском флоте и закончил карьеру в звании полковника. ***
Поэму Константина Симонова «Сын артиллериста» читают курсанты судоводительского отделения ММРК имени И.И. Месяцева Том Антипов и Евгений Рындин и преподаватель ММРК Елена Валентиновна Звонкович.

Использованы слайды диафильма «Сын артиллериста».

Источник: https://murmansk-nordika.blogspot.com/2015/11/blog-post_30.html

Сын артиллериста: "Вызываю огонь на себя!" Реальная история стихотворения Константина Симонова — Олег — КОНТ

Сын артиллериста - краткое содержание стихотворения Симонова

Иван Алексеевич Лоскутов (2 ноября 1918 — 8 ноября 1994) — во время Великой Отечественной войны лейтенант, командир взвода управления артиллерийской батареи (июнь — сентябрь 1941), командир батареи (сентябрь 1941 — январь 1943) 104-го армейского пушечного артиллерийского полка, начальник штаба (январь 1943 — февраль 1944), командир (с февраля 1944) 283-го артиллерийского дивизиона .

Тем, кто вырос еще в СССР, наверняка хорошо знакомо стихотворение К. Симонова «Сын артиллериста» про двух друзей-военных и героический подвиг сына одного из них – Леньки Петрова. 

Но далеко не все знают, что это произведение написано по реальным событиям, которые имели место быть в июле 1941 года на полуострове Среднем – одной из крайних северных точек советско-германского фронта. А участником тех событий был молодой командир взвода артбатареи – лейтенант Иван Алексеевич Лоскутов.

Согласно планам немецкого командования, в ходе операций «Реннтир», «Платинфукс» и «Поларфукс» части стрелкового корпуса «Норвегия» должны были захватить плацдарм в районе поселка Петсамо (ныне Печенга) и повести наступление в направлении Мурманска. 

Немцы очень стремились захватить базы Северного флота, блокировать Мурманск, выйти к Белому морю и оттуда вести наступление на Архангельск. А части сформированного в Заполярье советского Северного фронта предпринимали все попытки не допустить прорыва.

В октябре 1941 года наступление немцев в Заполярье фактически выдохлось.

Дорогу на Мурманск открывал контроль над двумя небольшими полуостровами – Северным и Рыбачьим. Удерживая их в своих руках, советские войска удерживали Кольский залив. Прорыв обороны на этом участке фронта обозначал не только котел для сражающихся там частей РККА, но и фактически потерю (или блокаду) Мурманска.

Полуострова Северный и Рыбачий стали тем рубежом, где к осени 1941 года удалось остановить немецкое наступление и стабилизировать фронт.

В начале июля с ходу взять полуострова гитлеровцам не удалось. Повторные попытки также не дали результата: отчаянное сопротивление советских войск вынудило немцев отступить с большими потерями. 

  • Фашистами в район были стянуты артиллерийские подкрепления с более «успешных» участков фронта, началась массированная артподготовка.
  • Подвиг лейтенанта Лоскутова
  • Нашими войсками велась активная контрбатарейная борьба, но немцы превосходили возможности советских артиллеристов и по количеству орудий, и по запасу боеприпасов. 
  • Чтобы стрельба была максимально точной, командир артполка майор Ефим Самсонович Рыклис решил выслать на господствующую высоту корректировщика огня. 
  • Им был выбран сын его боевого товарища – лейтенант Иван Лоскутов, который вместе с двумя радистами отправился на задание.
  • К тому времени высота, с которой планировалось осуществлять наблюдение и корректировку огня, находилась уже за линией фронта, но на ней держали оборону около 20 советских солдат.

 Под прикрытием тумана разведгруппе Лоскутова удалось добраться до высоты. Сразу же были вычислены координаты немецких батарей и первые данные поступили в штаб артиллерийского полка. 

Благодаря координации Лоскутова, были уничтожены несколько групп вражеской пехоты, ряд укрепленных пулеметных точек и минометная батарея. 

Только спустя трое суток, немцы догадались, что координирование артогня осуществляется с высоты, и ее решено было взять штурмом.

Константин Симонов в октябре 1941 года был на Северном фронте, где и услышал историю от непосредственного участника тех событий – майора Е. С. Рыклиса.

Несмотря на поддержку советской артиллерии, гитлеровцам удалось приблизиться к высоте и завязать бой с группой охранения. Окружив высоту со всех сторон, немецкие солдаты начали подниматься наверх.

И тогда Лоскутов принял решение вызвать огонь на себя.

Как вспоминал И. А. Лоскутов:

«Нам ничего не оставалось делать, как вызвать огонь непосредственно по высоте. Мы передали такую команду, но командир полка посчитал, что я дал ошибочные координаты и переспросил, и только после вторичной нашей команды на высоту обрушился шквал нашего артогня.

Наступавшие немцы частично были уничтожены, а остальные обратились в бегство. В период обстрела мы постарались укрыться и остались живы, правда, состояние было ужасное. Радиостанция была разбита, и дальнейшее наше пребывание на высоте без связи с полком было бессмысленно, и я принял решение возвратиться в полк.  Это удалось сделать на следующий день – под прикрытием тумана.»

 За свой подвиг И. А. Лоскутов был награжден медалью «За отвагу».

  1. Иван Лоскутов прошел всю войну вместе с 104 артиллерийским полком, воевал с Японией, а после служил на Тихоокеанском флоте и вышел на пенсию в 1978 году в звании полковника.
  2. За время войны награждён орденами «Отечественной войны» I и II степени, двумя орденами «Красной Звезды» и медалью «За Отвагу»
  3. Роман Кузнецов.

Сын артиллериста - краткое содержание стихотворения Симонова

На фото слева направо: подполковник артиллерии Иван Алексеевич Лоскутов (прототип Лёньки из поэмы Константина Симонова «Сын артиллериста»), корреспондент газеты «Красная Звезда» Черномыс А. С. и Вера Порфирьевна Коротина-Гипп (“Снайпер Вера”).

Город Заполярный, Мурманской обл., октябрь, 1968 года.

Источник: https://cont.ws/post/1303106

Краткое содержание «Сын артиллериста» Симонова

Сын Артиллериста Симонова — это его знаменитая работа, которая основана на реальных фактах. О событиях, описанных в поэме, писатель узнал когда работал военным корреспондентом в годы Великой Отечественной войны. Так и родилось одно из его произведений, чей анализ которого теперь делают школьники на уроках.

Сын артиллериста Симонов

Написано стихотворение Сын артиллериста Симоновым в 1941-ом году. Побудил к написанию работы рассказ майора Рыклиса. Тот поведал писателю, о сыне товарища, которого пришлось отправить на боевое и опасное задание, в разведку.

Данная операция чуть не забрала жизнь лейтенанта и его друзей, но им удалось выжить. Именно этот подвиг и был изображен в поэме Сын артиллериста. Ее краткое содержание мы предлагаем для быстрого знакомства с сюжетом работы Симонова.

Краткое содержание

Стихотворение Симонова Сын артиллериста по жанру является поэмой, которая вначале нас знакомит с двумя боевыми товарищами. Это были майоры Петров и Деев. Знакомы офицеры были еще с гражданки, а дальше вместе служили в артиллерии. У Петрова имелся сын Ленька.

Он относился к Дееву, как ко второму отцу, рос и воспитывался без матери и жил в казарме. Когда Петрову нужно было уехать, роль отца для мальчика исполнял Деев.

Он учил держаться в седле, брать барьеры, приговаривая что нужно держаться за жизнь, ведь два раза не умирать.

И вот наступает время, когда военное ремесло разъединило товарищей. Деев часто вспоминает пацана. Так пролетело десять лет. На страну обрушилась война. Деев воюет на севере, то и дело читая газеты в поисках имен своих друзей. И вот однажды он увидел имя своего давнего приятеля. Обрадовался, что тот жив. Однако почта была запоздалой. На самом деле Петров уже был убит во время боя в Крыму.

В это время к Дееву на службу поступает лейтенант Петров, в котором майор узнает того самого мальчика Леньку. Ленька окончил военную школу и теперь им приходится воевать вместе. И вот очередной жестокий и важный бой. Необходимо кем-то рискнуть и отправить его в тыл к врагу, чтобы докладывать о каждом его шаге.

Майор принимает решение отправить туда своего названого сына. Он рассказал, куда именно и как добраться, после чего крепко обнял парня, сказав, насколько тяжело ему туда отправлять молодого лейтенанта. Но выхода нет.

Ленька ушел, а майор стал считать минуты и часы, мысленно представляя, в каком месте и куда уже мог добраться лейтенант.

Всю ночь не спит майор, переживает за парня и вот утром раздался сигнал, сообщающий о том, что Петров на месте. Лейтенант стал диктовать координаты и давать наводки майору, тот рассчитывал расстояния и давал приказ стрелять.

Вот Ленька дал очередные координаты, подсчитав их, майор Деев понимает, что это место, где находится его названый сын. Но, не подав виду, позабыв что он отец парню, приказал стрелять. Позже он слушал радио, но оно долго молчало и вот долгожданный голос прозвучал. Лейтенанта просто оглушило и он не мог говорить.

Петров сказал, чтобы те не переставали стрелять, своя пуля его не сможет ранить, немцы же начинают отступать.

Не выдержав, Деев прокричал в рацию свою поговорку, где призывал держаться на свете, ведь два раза не приходится умирать, с седла же никто вышибить нас не сможет.

В бой вступает пехота и скалистую высоту освободили от фашистов. Позже был найден и раненый лейтенант Петров, такой же на вид молодой, но полностью поседевший.

А поговорка о том, что никто не сможет вышибить нас из седла, стала любимой и у Леньки.

Именно такую историю услышал Симонов о событиях, что происходили на полуострове Среднем, их он запечатлел на листе бумаги в своей поэме Сын артиллериста. А в это время война продолжается и как пишет автор, грохочут взрывы где-то, и такой же парень как Ленька, идет в тыл врага.

Герои стихотворения

В стихе Симонова Сын артиллериста героями являются два товарища Петров и Деев, а также Ленька — сын Петрова. Два друга, два майора были верными друзьями, отважными и с честью несли свою службу, исполняя долг перед Отечеством. Судьбой была уготована смерть майору Петрову во время войны, а Деев продолжал командовать солдатами.

Еще один герой — Ленька, тот самый сын Петрова и названый сын Деева. Вначале мы видим в образе Леньки озорного мальчугана, который стал отважным солдатом, готовый пожертвовать собой ради страны, ради спасения боевых товарищей, ради светлого будущего.

Главная мысль

Тема поэмы посвящена военным событиям 1941 года, когда нашим бойцам приходилось защищать страну от фашистских захватчиков.

Главная мысль произведения заключается в том, что во время боев, во имя победы, ради светлого будущего приходилось закрывать глаза и идти наперекор своему сердцу жертвуя самим дорогим.

Такой народ невозможно победить, поэтому поговорка, что используется в работе Симоновым была более чем актуальной. Поэтому никто нас и не смог вышибить из седла.

Послушать стихотворение

Источник: https://sochinyshka.ru/kratkoe-soderzhanie-syn-artillerista-simonova.html

Сын артиллериста читательский дневник: краткое содержание, главные герои, главная мысль, чему учит, отзыв

Это стихотворение было написано Константином Михайловичем Симоновым в 1941 году. Автор, защищавший родную землю от фашистов, донёс до нас истории о героических подвигах светских солдат.

Краткое содержание для читательского дневника

  1. Два артиллериста, Петров и Деев, сдружились во время войны.
  2. В ходе страшных боёв погибает Петров, у которого остаётся сын, выросший без матери.
  3. Тяжело перенёс Деев потерю верного товарища, но однажды к нему на службу поступил юный лейтенант, сын того самого Петрова.

  4. Артиллерист воспринял его как близкого человека и настолько привязался, что считал себя отцом полностью осиротевшего юнца.
  5. Через некоторое время на подразделение главных героев выпадает сложная задача: проникнуть в тыл к немцам и скоординировать обстрел врага.

  6. На такое сложное задание Деев отправляет своего названого сына, и тот храбро справляется со своими обязанностями, не теряя силы духа даже при серьёзном ранении.
Читайте также:  Анализ рассказа тургенева бурмистр

Главные герои

  1. Петров (отец) — герой, отдавший жизнь за освобождение родной земли от фашистов. В одиночку растил сына.
  2. Деев — храбрый майор. Он умеет ценить дружбу, но готов пожертвовать всем ради Родины.
  3. Петров (сын) — молодой человек, наделённый смелостью, ответственностью и неунывающим характером.

Главная мысль

Тысячи людей отдали свои жизни за освобождение Родины от фашистских захватчиков. Они совершали невероятные подвиги, не ожидая никакой награды. Каждый из них — образец самопожертвования и безупречной храбрости.

Чему учит

История учит нас любить свою родную землю. Ценить то, что сделали наши предки в годы Великой Отечественной войны. Образы героев созданы для нас как пример самоотверженности, ответственности и подлинного патриотизма.

Отзыв

Читать стихотворение настоящего фронтовика, прошедшего все ужасы войны — приобщаться к великой части нашей истории. Я восхищён поступками всех героев. Но самое главное — трудом воина-поэта, который написал историю о подвиге людей, находившихся вокруг него. И писал он его для нас, для потомков, чтобы помнили и знали, гордились и учились быть настоящими защитниками Отечества.

Здесь можно посмотреть полный список произведений для читательского дневника для 2 класса, а здесь для 3 класса и для 4 класса тут, там представлены краткие содержания, главные герои, главная мысль и др.

Источник: https://portalonline.ru/literatura/6165-syn-artillerista-chitatelskij-dnevnik-kratkoe-soderzhanie-glavnye-geroi-glavnaya-mysl-chemu-uchit-otzyv.html

Краткое содержание: Сын артиллериста (Симонов)

Поэма начинается с рассказа о двух боевых товарищах — майоре Дееве и майоре Петрове, которые дружили еще с двадцатых годов, со вре­мен Гражданской войны. Вместе сражались с бе­лыми в рядах Красной армии, потом вместе слу­жили в артиллерийском полку.

  • Был у майора Деева
  • Товарищ — майор Петров,
  • Дружили еще с гражданской,
  • Еще с двадцатых годов.
  • Вместе рубали белых Шашками на скаку,
  • Вместе потом служили В артиллерийском полку.
  • У майора Петрова был сын — Ленька, кото­рый рос сиротой, без матери «при казарме».
  • А у майора Петрова Был Ленька, любимый сын,
  • Без матери, при казарме,
  • Рос мальчишка один.
  • И когда служба вынуждала отца уезжать, по­кидая сына, за отца ему оставался майор Деев.
  • И если Петров в отъезде, —
  • Бывало, вместо отца Друг его оставался Для этого сорванца.
  • Тот брал его с собой на конные прогулки, учил верховой езде, считая, что:
  • Сыну артиллериста Пора к коню привыкать!

Он учил его держаться на лошади и брать барьеры. Маленький Ленька, случалось, пасо­вал, падал с коня и даже плакал.

  1. Бывало, Ленька спасует,
  2. Взять не сможет барьер,
  3. Свалится и захнычет.

—   Понятно, еще малец!..

  • Но Деев терпеливо поднимал его, успокаивал, снова сажал на лошадь и учил не бояться жиз­ненных трудностей и преград и добиваться своей цели.
  • Деев его поднимет,
  • Словно второй отец,
  • Посадит снова на лошадь:
  • —   Учись, брат, барьеры брать!
  • Держись, мой мальчик: на свете Два раза не умирать.
  • Ничто нас в жизни не может Вышибить из седла! —
  • Такая уж поговорка У майора была.

Прошло несколько лет, и служба разбросала друзей в разные стороны. Деев оказался на Севе­ре.

  1. Уехал Деев на Север И даже адрес забыл.
  2. Увидеться — это б здорово!
  3. А писем он не любил.
  4. Но даже вдалеке он часто вспоминал Леньку, ставшего ему родным.
  5. Но оттого, должно быть,
  6. Что сам уж детей не ждал,
  7. О Леньке с какой-то грустью Часто он вспоминал.

Прошло десять лет. И мирная жизнь была на­рушена жестокой войной. Пришла пора суровых испытаний.

  • Громом загрохотала Над Родиною война.
  • Деев сражался на Севере —
  • В полярной глуши своей Иногда по газетам Искал имена друзей.
  • И однажды он нашел там Петрова и обрадо­вался —
  • «Значит, жив и здоров!»
  • В газете его хвалили,
  • На Юге дрался Петров.

Но военное счастье изменчиво. Вскоре кто-то из приехавших с Юга сообщает ему о гибели то­варища.

  1. Потом, приехавши с Юга,
  2. Кто-то сказал ему,
  3. Что Петров, Николай Егорыч,
  4. Геройски погиб в Крыму.
  5. Не желая верить в смерть друга, он достал га­зету.
  6. Спросил: «Какого числа?» —
  7. И с грустью понял, что почта Сюда слишком долго шла.

Но вскоре в полк под начало к Дееву был на­значен молодой офицер — лейтенант Петров. Де­ев сидел, склонившись над картой. Изучал ее при слабом свете двух чадящих свечей, когда

  • Вошел высокий военный Косая сажень в плечах.
  • Поначалу майор не узнал в этом взрослом юноше прежнего Леньку.
  • В первые две минуты Майор его не узнал,
  • Лишь басок лейтенанта О чем-то напоминал.
  • Он просит вошедшего повернуться к свету, подносит к нему свечку и видит:
  • Все те же детские губы,
  • Тот же курносый нос.

А что усы — так ведь это Сбрить! — и весь разговор.

  1. И тут происходит узнавание:
  2. —   Ленька? — Так точно, Ленька,
  3. Он самый, товарищ майор!
  4. Оба рады неожиданной встрече и тому, что до­велось воевать вместе. Майору горько лишь от того, что
  5. …до такого счастья Отцу не пришлось дожить.
  6. Воспоминание об отце отзывается болью и в душе Леньки.
  7. У Леньки в глазах блеснула Непрошеная слеза.
  8. Он, скрипнув зубами, молча Отер рукавом глаза.
  9. И снова, как в детстве, майор утешает его лю­бимой поговоркой.
  10. —    Держись, мой мальчик: на свете Два раза не умирать.
  11. Ничто нас в жизни не может Вышибить из седла! —
  12. Такая уж поговорка У майора была.

А через две недели наступает горячая пора. Идет трудный затяжной бой. И майор вызывает к себе Леньку.

  • Майор к себе вызвал Леньку,
  • Взглянул на него в упор.
  • —   По вашему приказанью Явился, товарищ майор.
  • Кратко и четко он отдает приказ.
  • Оставь документы мне.
  • Пойдешь один, без радиста,
  • Радия на спине.
  • И через фронт, по скалам,
  • Ночью в немецкий тыл Пойдешь по такой тропинке,
  • Где никто не ходил.
  • Будешь оттуда по радио Вести огонь батарей.

Ясно? — Так точно, ясно.

—   Ну, так иди скорей.

Но майору нелегко отпустить Леньку на зада­ние, с которого у того почти нет шансов вернуть­ся. Как в детстве он прижимает его к себе.

  1. Как командир, тебя я Туда посылать не рад.
  2. Но как отец… Ответь мне:
  3. Отец я тебе иль нет?
  4. —   Отец, — сказал ему Ленька И обнял его в ответ.

Но именно поэтому Деев считает себя не в пра­ве прятать Леньку от опасности в решительный час. И уверен, что только ему он может доверить исход сражения и судьбу полка в этой битве не на жизнь, а на смерть. В этом он видит свой от­цовский долг.

  • —   Так вот, как отец, раз вышло На жизнь и смерть воевать,
  • Отцовский мой долг и право Сыном своим рисковать;
  • Раньше других я должен

сына вперед послать. Держись, мой мальчик: на свете Два раза не умирать.

Свое напутствие он заканчивает любимой по­говоркой.

Ленька уходит. А майор остается в землянке, слушая разрывы снарядов и изнывая от беспо­койства за того, кого давно привык считать сво­им сыном.

  1. В сто раз ему было б легче,
  2. Если бы шел он сам.
  3. Следя за стрелкой часов, он мысленно пред­ставляет себе весь Ленькин путь.
  4. Двенадцать… Сейчас, наверно,
  5. Прошел он через посты.
  6. Час… Сейчас он добрался К подножию высоты.
  7. Два… Он теперь, должно быть,
  8. Ползет на самый хребет.
  9. Три… Поскорей бы, чтобы Его не застал рассвет.

Всю ночь Деев не смыкает глаз и шагает по комнате, как маятник. Он выходит на воздух и ругает луну, за яркий свет, который осложня­ет задачу его Леньке.

  • Деев вышел на воздух —
  • Как ярко светит луна.
  • Не могла подождать до завтра,
  • Проклята будь она!

Деев не допускает даже мысли, что Ленька не дойдет. Но самое сложное будет позже.

И вот наконец утром донесся первый сигнал. Ленька сообщил, что с ним все в порядке. Он до­брался до места. Назвал координаты расположе­ния немцев и просил скорее начать обстрел.

  1. —  Все в порядке, добрался.
  2. Немцы левей меня,
  3. Координаты три, десять.

Скорей давайте огня!..

  • Майор сам произвел расчеты, и орудия удари­ли по указанным точкам.
  • Орудия зарядили.
  • Майор рассчитал все сам,
  • И с ревом первые залпы Ударили по горам.
  • Ленька снова подал сигнал:
  • —   Немцы правей меня,
  • Координаты пять, десять.
  • Скорее еще огня!

Под прицельным огнем вздымалась земля, и рушились скалы, и столбом поднимался дым. Казалось, там не может уцелеть ничего живого.

  1. Летели земля и скалы,
  2. Столбом поднимался дым,
  3. Казалось, теперь оттуда Никто не уйдет живым.
  4. И снова раздался сигнал по радио:
  5. —   Немцы вокруг меня,
  6. Бейте четыре, десять.
  7. Не жалейте огня!

Выслушав сообщение, майор побледнел. Это были координаты того самого места, где в дан­ный момент находился Ленька.

  • Но, не подавши виду,
  • Забыв, что он был отцом,
  • Майор продолжал командовать Со спокойным лицом.
  • Он четко отдавал приказы и туда, где был сей­час Ленька, било шесть батарей.

«Огонь!» — летели снаряды.

«Огонь!» — заряжай скорей!

По квадрату четыре, десять Било шесть батарей.

Радио замолчало. Но через час голос Леньки донесся снова. Он сообщил, что его оглушило взрывом. Сказал, что немцы бегут, и велел про­должать огонь по тем же координатам. Он верил, что свои снаряды его не тронут.

  1. Я верю, свои снаряды Не могут тронуть меня.
  2. Немцы бегут, нажмите,
  3. Дайте море огня!
  4. И майор, не выдержав, закричал ему, в оглох­шее радио, те самые слова, которые говорил в са­мые трудные минуты:
  5. —  Ты слышишь меня? Я верю:
  6. Смертью таких не взять.
  7. Держись, мой мальчик: на свете Два раза не умирать.
  8. Ничто нас в жизни не может Вышибить из седла! —
  9. Такая уж поговорка У майора была.

Следом за артиллерией поднялась в атаку пе­хота. И к полудню высота была очищена от нем­цев. Там же нашли раненого Леньку.

  • Всюду валялись трупы,
  • Раненый, но живой
  • Был найден в ущелье Ленька
  • С обвязанной головой.
  • Но когда сняли наспех сделанную повязку, майор вдруг не узнал своего Леньку.
  • Был он как будто прежний,
  • Спокойный и молодой,
  • Все те же глаза мальчишки,
  • Но только… совсем седой.
  • И теперь уже Ленька утешает своего второго отца его же словами.
  • Он обнял майора, прежде Чем в госпиталь уезжать:
  • —    Держись, отец: на свете Два раза не умирать.
  • Ничто нас в жизни не может Вышибить из седла! —
  • Такая уж поговорка Теперь у Леньки была…

Вот такую историю о славных делах рассказа­ли автору на полуострове Среднем. Но война еще продолжается, и кто-то снова отправляется в тыл на боевое задание.

  1. А вверху, над горами,
  2. Все так же плыла луна,
  3. Близко грохали взрывы,
  4. Продолжалась война.
  5. Трещал телефон, и, волнуясь,
  6. Командир по землянке ходил,
  7. И кто-то так же, как Ленька,
  8. Шел к немцам сегодня в тыл.

Поэма «Сын артиллериста» была написана Константином Симоновым в начале Великой Оте­чественной войны в ноябре 1941 года. Написал он ее в Архангельске, возвращаясь из Мурман­ска в Москву. В один присест, за одни сутки.

Читайте также:  Сочинение примеры силы характера из жизни

В основу поэмы была положена история, кото­рую автору рассказал на Рыбачьем полуострове командир сто четвертого артиллерийского полка майор Е. С. Рыклис.

Это поэма о мужестве и героизме, о стойкости и твердости духа, которые оказываются сильнее смерти.

Главный герой поэмы, молодой лейтенант Ленька, без колебаний отправляется на опасное задание, понимая, что может не вернуться на­зад.

Он понимает, каково майору посылать его почти на верную смерть. Но он знает, что коман­дир, который по праву считает его своим сыном, не может поступить иначе.

И он готов оправдать доверие командира и отца и выполнить свой долг перед Родиной честно, не щадя своей жиз­ни. Именно этому учил его когда-то в детстве майор Деев.

И именно так, исполняя свой долг, геройски погиб и его родной отец — майор Пет­ров. Оба они стали для юноши достойным приме­ром.

Эта поэма о подвиге молодого лейтенанта по­любилась множеству юных читателей. И автора часто спрашивали о дальнейшей судьбе Леньки. Автор ничего не знал ни о Леньке, ни о его вто­ром отце. Запомнив его историю, он даже не за­писал фамилии героя. И лишь через много лет в 1964 году от одного из товарищей-поэтов он случайно узнал о дальнейшей судьбе «сына ар­тиллериста».

Тот рассказал ему, что герой жив и здоров. По-прежнему служит в артиллерии. И поэт встретился с подполковником Иваном Алексее­вичем Лоскутовым, который и послужил прото­типом «сына артиллериста» — бесстрашного юного героя Леньки.

На этой странице искали :

  • сын артиллериста краткое содержание
  • симонов сын артиллериста краткое содержание
  • краткое содержание сын артиллериста
  • сын полка краткое содержание
  • краткое содержание сын полка

Сохрани к себе на стену!

Источник: https://vsesochineniya.ru/kratkoe-soderzhanie-syn-artillerista-simonov.html

Открытый урок по чтению в 7 классе «К.М. Симонов «Сын артиллериста»», ФГОС

  • ГБОУ РМ «Саранская общеобразовательная школа для детей с ОВЗ»
  • Открытый урок по чтению
  • в 7 классе

«К.М. Симонов «Сын артиллериста»

  1. Подготовила:
  2. учитель русского языка
  3. Осипова Людмила Александровна
  4. Саранск, 2017

Тема: К.М. Симонов. «Сын артиллериста».

  • Цель: познакомить учащихся со 2 частью стихотворения.
  • Задачи:
  • Образовательные: развитие выразительности чтения; раскрыть нравственные проблемы, стоящие в произведении; на примере мужественного поступка майора Деева и подвига лейтенанта Петрова показать духовную красоту русских людей; помочь учащимся осознать, что война – это ужасная трагедия, которую нельзя забывать; расширение словарного запаса.
  • Коррекционно-развивающие:
  • — развитие мыслительных и творческих способностей учащихся;
  • — развитие связной устной речи учащихся;
  • — развитие чувства уверенности в себе;
  • — развитие мышления и воображения;
  • — развитие устной речи учащихся посредством полных ответов на вопросы;
  • — развитие гибкости мыслительных процессов путем использования различных заданий;
  • — развитие зрительного и слухового восприятия.
  • Воспитательные:
  • — воспитывать и развивать интерес к чтению;
  • — воспитание у учащихся чувства патриотизма, уважения к защитникам Отечества.
  • Оздоровительные.

Оборудование: учебники, портрет К.М. Симонова, цветные иллюстрации о войне, запись песен «Священная война», «День победы», запись чтения стихотворения «Сын полка» автором, презентация.

  1. Ход урока
  2. Эпиграф:
  3. Что такое война? Это – мы, одинокие парни,
  4. Каждый сам по себе, среди тысяч таких же мужчин,
  5. Ты решаешь судьбу батальонов, дивизий и армий,
  6. Оставаясь, как равный, со смертью один на один.
  7. Ничто нас в жизни не может
  8. Вышибить из седла!

I. Орг. Момент.

— Звучит песня А. Александрова на слова Лебедева-Кумача «Священная война».

— Ребята, какое чувство и какие мысли рождает у вас эта музыка? (тревоги, грусти, тожественности; призыв к защите Родины и т.д.).

— Наша страна приближается к знаменательной дате. К какой? (70-летию Победы в ВОВ над фашистской Германией).

  • — Что вы знаете об этой войне?
  • — Кто с кем воевал?
  • — Какая эта была война для нашего народа? (освободительная)
  • — Кто победил в этой войне?

— Что несет с собою война? (война – это кровь, это чудовищно, это противоестественное состояние, сироты, вдовы, бесконечная скорбь матерей, потерявших своих сыновей и т.д.).

II. Коммуникативный этап.

Тема войны всегда была и будет актуальной и в музыке, и в литературе, и в живописи, т.к. в дни смертельной опасности, нависшей над нашей страной, советские люди на фронтах и в тылу совершали чудеса героизма.

«Из благодарной памяти человечества никогда не изгладится великий подвиг советского народа во второй мировой войне, подвиг миллионов известных и безымянных героев, сломавших хребет фашизму и принесших свободу».

О войне писал свои стихи и К.М. Симонов.

  1. Послушайте его стихи в исполнении учащихся:
  2. Суринов Саша: «Жди меня и я вернусь».
  3. Суринов Костя: «ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины».

И сегодня мы продолжим читать стихотворение К.М.Симонова «Сын артиллериста», его 2 часть.

Запишите число и тему урока.

III. Повторение.

— Ребята, вспомните биографию К.М. Симонова. (Ученик кратко рассказывает биографию К.М. Симонова).

— Главной темой творчества К.М. Симонова была война. И это не случайно. Когда в июне 1941 года началась война, Симонов, как и многие другие советские писатели и поэты, ушел на фронт.

За 4 года войны его можно было видеть на самых опасных участках фронта.

Как военный корреспондент он побывал на всех фронтах, прошел по землям Румынии, Болгарии, Югославии, Польши и Германии, был свидетелем последних боев за Берлин.

В основу многих произведений, написанных Симоновым во время войны, легли действительные факты и события. Героями его произведений часто становились реальные люди, с которыми поэт бок о бок сражался с врагом. Так было и с героями стихотворения «Сын артиллериста».

Это случилось недалеко от Мурманска. Там шли тяжелые бои. Лейтенант Лоскутов с радиопередатчиком проник в тыл врага и оттуда трое суток направлял огонь своих батарей. Нередко лейтенанту приходилось указывать место обстрела недалеко от укрытия, где он находился, а иногда наводить огонь прямо на себя.

Подвиг лейтенанта Лоскутова и многих других, выполнявших такое же задание, прославил К.М. Симонов в стихотворении «Сын артиллериста».

  • — Послушайте стихотворение «Сын артиллериста» в исполнении автора.
  • — Какое настроение создало стихотворение?
  • — Какое впечатление оно произвело на вас?
  • — Какова тема этого стихотворения?
  • — Кто главный герой стихотворения?

— Прочитайте строки, рассказывающие о детстве Леньки (с. 215).

  1. Был Ленька, любимый сын,
  2. Без матери, при казарме,
  3. _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

— Выразительно прочитайте поговорку майора (с. 216).

  • — С какой целью майор ее произносит?
  • Держись, мой мальчик: на свете
  • Два раза не умирать.
  • Ничто нас в жизни не может
  • Вышибить из седла! –
  • Такая уж поговорка
  • У майора была.
  • — Объясните поговорку.
  • — Как звучит эта поговорка?

(Как наставление мудрого и опытного воина. Майор стремиться поддержать мальчика и вселить в него веру в свои силы. Он хочет сказать, что все начинается с малого, что на пути у Леньки встретится еще немало барьеров (препятствий) и что нужно учиться их преодолевать).

— На сколько лет жизнь разлучила Леньку с Деевым? (на 10 лет)

— Что обусловило их встречу? (война)

— Как произошла эта встреча? (с. 216)

  1. — Зачитайте.
  2. Деев сидел над картой
  3. При двух чадящих свечах…
  4. — Какова реакция Леньки на слова майора:
  5. «Жаль до такого счастья
  6. Отцу не пришлось дожить»

— Прочитайте поговорку майора (с. 217).

— Как она звучит в этой ситуации? (Поговорка звучит как призыв мужаться, не поддаваться горю. Быть верным воинским традициям отца. Она звучит как призыв отомстить врагам).

IV. Основная часть.

— Сегодня мы познакомимся со 2 частью поэмы К.М. Симонова «Сын артиллериста».

  • — Словарная работа.
  • — Чтение 2 главы учителем.
  • Физминутка

V. Закрепление.

— Чтение стихотворения «по цепочке».

— Почему лейтенант Петров должен был отправиться в тыл врага? (На том участке сложилась трудная обстановка).

«Шел в скалах тяжелый бой».

— Почему майор Деев поручил опасное задание именно приемному сыну? (Майор знал Леньку как самого себя, и поэтому уж, если он сам не мог пойти, то пойдет Ленька – самый близкий и дорогой ему человек).

  1. «Отцовский мой долг и право
  2. Сыном своим рисковать;
  3. Раньше других я должен

Сына вперед послать» (с. 219).

— А почему Деев не мог пойти сам? (Дееву легче было бы пойти самому. Но он не имел права. Ведь он командир и его место на командном пункте. Деев мог, конечно, послать кого-нибудь другого, ведь не один Ленька был такой храбрый. Но в данном случае Деев должен был послать именно его).

  • — Как вы считаете, майор Деев понимал, что Ленька может погибнуть? (Да)
  • И все-таки посылает его.
  • — Как это характеризует Деева?
  • — О чем говорит такой поступок?

(По существу Деев тоже совершает подвиг, жертвуя во имя общего дела, во имя спасения сотен людей самым дорогим, что у него есть – сыном. Посылая Леньку на такое ответственное и опасное задание, Деев вкладывает в свою поговорку такую силу убеждения, что сама смерть должна отступить).

— Прочитайте поговорку (с. 219).

  1. Что переживал Деев, посылая сына в тыл врага?
  2. «Всю ночь, шагая, как маятник,
  3. Глаз майор не смыкал,
  4. _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ (с. 219)

— А почему майор Деев так уверен в Леньке? (Деев сам воспитывал в Леньке мужество, отвагу, смелость, учил его не пасовать перед опасностями, не хныкать, когда приходится трудно).

— Скажите, страшно было Леньке? (Да)

— Какой же подвиг совершил Ленька Петров? (Вызвал огонь на себя, чтобы начисто разбить фашистов).

— Какими качествами должен обладать такой человек? (Мужеством, силой воли и твердостью духа).

— Почему Ленька, вернувшись с боевого задания, имел право повторить пословицу майора Деева? (Он совершил подвиг).

— Что помогло Леньке стать человеком, способным совершить подвиг? (Леньку с детства учили преодолевать трудности. Его учили быть смелым, мужественным, отважным, учили не теряться в минуты опасности. К тому же, Леньке было с кого брать пример. Его отец и майор Деев – люди мужественные. Они сделали все, чтобы Ленька вырос отважным воином).

— Сотни тысяч советских людей также смело боролись с ненавистным врагом, с такой же решительностью готовы были выполнить свой воинский долг.

— Ребята, прочитайте пословицы.

1. Друг за друга стой и выиграешь бой.

2. За родной край и жизнь отдай.

3. Кто за правое дело стоит, тот всегда победит.

— О чем эти пословицы? (О Родине, о героизме, о патриотизме).

  • — Какие еще пословицы на эти темы вы знаете?
  • — Подходят эти пословицы к стихотворению «Сын артиллериста»?
  • — Запишите одну из пословиц себе в тетрадь.

VI. Домашнее задание.Стр. 218-222.

VII. Итог урока.

  1. — Как называется стихотворение, которое изучали сегодня на уроке?
  2. — Кто автор этого стихотворения?
  3. — Какова главная мысль этого произведения? (Героизм народа во время ВОВ)
  4. — Как вы думаете, в наше время есть место подвигу?
  5. — Стихотворение читает учитель:
  6. Победой кончилась война,
  7. Те годы позади.
  8. Горят медали, ордена
  9. У многих на груди.
  10. Кто носит орден боевой
  11. За подвиги в бою, а кто за подвиг трудовой
  12. В своем родном краю.
  13. — Почтим память героев, не вернувшихся с войны, минутой молчания.
  14. — Звучит песня «День победы».
  15. — Награждение участников.

Источник: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/km_simonov_sin_artillerista_173413.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]