Творчество василия перова

Впервые тема охоты появилась в искусстве Перова в 1867 году в рисунке «Мальчик-птицелов»; в 1870 году была написана известная картина «Птицелов», за которую он был удостоен профессорского звания, а в 1874 году – «Голубятник».

Не случайно на 1-й Передвижной выставке, по существу программной, он рядом с портретами, в том числе Н. Островского (кстати, страстного рыболова), показал картину «Охотники на привале» (1871 г.).

В 1877 году Василий Григорьевич исполнил полотно «На тяге», а в 1879 – «Охоту на медведя зимою». Повторение «Охотников на привале» было закончено в 1877 году. К 1879 году относятся эскизы: «Рыбная ловля с острогой» и «Рыбаки».

В разное время Перов выполнил также несколько работ с охотничьими сюжетами: «Травля на медведя» (1869 г.), «Охотники на лыжах» (1875 г.), «Охота на медведя в овсах» (1879 г.).  

Творчество Василия ПероваОхотники на привалеТворчество Василия ПероваСуд ПугачеваТворчество Василия ПероваРыболовТворчество Василия ПероваСватовство чиновника к дочери портного. 1862 ГТГТворчество Василия ПероваПроводы покойникаТворчество Василия ПероваТройка. Ученики мастеровые везут воду. 1866 Холст,…Творчество Василия ПероваПлач Ярославны. 1881Творчество Василия ПероваЧаепитие в Мытищах, близ Москвы. Творчество Василия ПероваПортрет писателя Федора Михайловича Достоевского. …Творчество Василия ПероваПриезд институтки к слепому отцу. 1870 Х. , м. 60…Дети-сироты на кладбище. 1864 Х. , м. 48х34. 8 ГРМ…Проповедь в селеДворник, отдающий квартиру барыне. 1878 ЯрославльПриезд станового на следствие. 1857 Х. , м. 38х43 …Сельский крестный ход на Пасхе. 1861 Х. , м. 71. 5…Перед постригом. Б. на к. , м. 34, 8х19, 7 ГТГДедушка и внучек. 1871 Х. , м. 78х62 ТашкентМальчик, готовящийся к дракеСтранница в поле. 1879 Х. , м. 63х94 Н. НовгородХристос в Гефсиманском саду. 1878 Холст, масло. 15…Дилетант. 1862 Х. , м. 33, 8х28 ГТГДевушка.Приезд гувернантки в купеческий дом. 1866 Х. , м. …Спящие дети. 1870 Х. , м. 53х61 ГТГСпор о вере. 1881. Холст, масло. 336. 5×512 ГТГБлаженный. 1879 Х. , м 153х103 ГТГПутешествие квартального с семейством на богомолье…Старики – родители на могиле сына. 1874 Х. , м. 42…Возвращение крестьян с похорон зимою. Нач. 1880-х …Птицелов. 1870. Холст, масло. 83х126 ГТГТающая Снегурочка. Эскиз. Тушь, перо, б. на к. 21.…ТрапезаУтопленница. 1867 Х. , м. 68х106 ГТГОтпетый. 1873 Х. , м. 87, 5х113 ГИМОхота на кабана. Х. , м. 93. 5×142Портрет писателя Владимира Ивановича ДаляПортрет писателя Ивана Сергеевича Тургенева. 1872 …Снятие с креста. Холст, масло. 150. 5×242 ГТГБотаник. 1874 Х. , м. 65. 5х79 ГТГОчередные у бассейна. 1865 Х. , м. 49, 5х61 МинскПервый чин. Сын дьячка, произведенный в коллежские…Первые христиане в Киеве. 1880 156х243 ГРМНа железной дороге. 1868 Х. , м. 52х66 ГТГПоследний кабак у заставы. 1868 Х. , м. 51, 1х65, …Автопортрет. 1851 Х. , м. 77х59, 5 КМРИПортрет А. А, Борисовского. 1869 Х. , м. 89х71 ГРМПортрет Сергеевой Анны Ивановны, урожд. Шеиной. 18…Сельский крестный ход на Пасхе. 1862 Ит. к. , акв.…Христос и Богоматерь у житейского моря. 1867 Х. , …Вечер в Великую Субботу. 1873 Б. на к. , м. 20, 2х…Парижские тряпичники. 1864 Х. , м. 72х55 ГТГУтопленница. 1867 Х. , м. 23, 7х37, 5 ГТГРазговор студентов с монахом. 1871 Х. , м. 53, 5х7…Рыбаки. . 1879 Х. , м. 104х179. 5 Н. НовгородСуд Пугачева. 1875 Х. , м. 150х238 ГИМ, М.Тающая Снегурочка. Б. , на к. , м. 21, 2х33 ГТГЭтюд лежащего мальчика к картине Суд Пугачева. Нач…Парижская шарманщица. 1864 Х. , м. 76, 2х56 ГТГПарижское гулянье. Эскиз. 1863-64 Х. , м. 54. 8×80…Разговор за круглым столом. 1866 Доска, масло. 18.…Голубятник. 1874 Х. , м. 107х80. 7 ГТГГитарист-бобыль. 1865 Д. , м. 31, 2х22 ГРММальчик – мастеровой. 1865Накануне девичника. Проводы невесты из бани. 1870 …Ночью в избе. Эскиз для Спящие дети. Б. на к. , м.…Прием странника. 1874. Холст, масло. 93×78Рыбная ловляСцена на могиле. 1859 Х. , м. 58х69 ГТГХристос в Гефсиманском саду. Х. , м. 30, 5х53, 5 У…Автопортрет. 1870 Х. , м. 59, 7х46 ГТГДворник, отдающий квартиру барыне. 1865 Х. , м. 39…Дворник – самоучка. 1868 Х. , м. 30, 4-25, 1 ГТГПаломница. Х. , м. ТашкентПластуны под Севастополем. 1874 К. на х. , 130х196…Приезд сельской учительницы. Холст, масло 44, 5х35…Продавец песенников. 1863-64 Х. , м. 76, 5х102, 5…Продавец песенников. Эскиз. 1863 Х. , м. 21х16 Каз…Сплетница. 1875 ГРМУчитель рисования. Эск. 1863 Х. , м. 25. 5х18 Иван…Фомушка-сыч. 1868 Д. , м. 44, 8х36, 8 ГТГЧаепитие в Мытищах, близ Москвы. 1862 Х. , м. 43,…Голова Киргиза – каторжника. 1873 Х. , м. 64, 5х58…Малый лет семнадцати . Этюд. 1869 Х. , м. 58х48, 5…Портрет А. Н. Островского, 1871 Х. , м. 103, 5х80,…Портрет художника А. К. Саврасова. Х. , м. 71х57 Г…Суд Пугачева. Эск. картины 1875 г. из ГИМ. Х. , м.…Трудовое семейство. Эскиз. Х. , м. 16. 2х21. 1 ГТГУчитель рисования. 1867 Д. , м. 25×20 ГТГЧистый понедельник. 1866 Д. , м. 22, 8х17, 5 ГТГШарманщик. 1863 Д. , м 30, 5х25 ГТГКрестьянин в поле. 1876 Х. , м. 62. 5х50 РигаДевушка с кувшином. 1869 Х. , м. 72х53 ГРМСтранник. 1859 СаратовВозвращение жниц с поля в Рязанской губернии. 1874…Девушка, бросающаяся в воду. Эскиз. 1879 Х. , м. 5…Савояр. 1863-64 Х. , м. 40, 5х32, 2 ГТГОхотники на привале. 1877. Авторск. повторение. Хо…Праздник в окрестностях Парижа . 1863-64 Х. , м. …Склоненная женская фигура. Б. на к. , м. 26, 5х18,…Старик на скамейке. 1880-е. Х. , м. 36х29 Ростов-н…Казак. 1873 Х. , м. 57, 5х30 ГТГПластуны под Севастополем. Эск. картины 1874 г. из…Странник. 1869 Х. , м. 48×40 ЛуганскГолова киргиза. Этюд для Суд Пугачева. Х. , м. 35.…Портрет писателя Сергея Тимофеевича Аксакова. 1872…Слепой музыкант. Ок. 1864 . Х. , м. 55, 5х48 ГТГПортрет А. Н. Майкова. 1872 Х. , м. 103, 5х80, 8 Г…Портрет В. В. Безсонова. 1869 Х. , м. 74х62, 5 ГТГПортрет историка Михаила Петровича Погодина. 1872 …Старушка. Фрагм. варианта к. Старики – родители на…Странник. 1870 Х. , м. 88х54 ГТГГолова киргиза. Этюд. 1870-е ИркутскГолова киргиза. Этюд. Х. на к. , м. 32. 5х22. 6 ГТ…К Троице-Сергию. 1870 Д. , м. 25х19, 7 ГТГМужской портрет. Х. , м. ПсковПортрет А. И. Криденер, рожд. Ивановой, матери худ…Портрет Авдотьи Кузнецовой. 1870 Х. , м. 61, 5х54 …Портрет писателя А. Ф. Писемского. 1869Портрет скульптора В. С. Бровского. Х. , м. 61х48 …Портрет Ф. И. Резановой. 1868 Х. , м. 63х53 Челяби…Старичок. Фрагм. варианта к. Старики – родители на…Портрет Антона Григорьевича Рубинштейна. 1870 Х. ,…Портрет Е. Э. Перовой. Ок. 1860 Х. , м. 57х46 Минс…Портрет И. М. Прянишникова. Около 1862 Х. , м. 41.…Портрет Ивана Камынина. 1872 Х. , м. 104х84, 3 ГТГПортрет Н. Ф. Резанова. 1868 Х. , м. 63х53 Челябин…Портрет неизвестного. 1870 Х. , м. 75х61 ГТГПортрет Николая Григорьевича Рубинштейна. 1870 Х. …Портрет Петра Ивановича Николаева, председателя Вл…Портрет Ф. Ф. Резанова. 1868 Х. , м. 91х71, 5 ГТГСлепой. 1878 Х. , м. 75х57 РязаньПортрет композитора П. С. Кампиони. 1872 г. Астрах…Портрет купца С. Т. Кузнецова. 1873Портрет Н. П. Ланина. 1869 Х. , м. 83, 5х68, 8 Риг…Портрет неизвестного. 1860-е КазаньПортрет старухи. КраснодарПортрет Н. А. Касаткина. 1876 Х. , м. 40. 5×31 ГТГПортрет Н. Г. Криденера, брата художника. 1856 Х. …

Графика, наброски, эскизы

Утопленница. Эскиз картины того же названия. Рисун…Делёж наследства в монастыре . Рисунок карандашом.…Мать с больным ребенком. 1878 Рис. 29, 9х22, 6 ГТГГенерал, требующий лошадей. Эскиз картины Сцена на…Гитарист-бобыль. . Рис. карандашом. ГТГПохороны в бедном квартале Парижа. 1863 Б. , к. 22…Мальчик с поднятыми руками, обращающийся к публике…Дворник – самоучка.

Рисунок карандашом и сангиной.…Голова Пугачева. Этюд. Рис. 19, 1х17, 9 ГТГКазненные пугачевцы. Рис. карандашом и пером. 1878…Наушница. Перед грозой. ЛитографияПриезд гувернантки в купеческий дом. 1866 Б. , к. …Пугачевцы конвоируют пленных. 1873-75 Рис. 25, 2х2…Юродивая, окруженная странницами. 1872 Рис. 15. 8х…В ссудной кассе. 1867 Х. , м. 43, 2х37, 6 ГТГПутник. 1873. Б.

, гр. к. 15. 4х13. 5. ГТГСовременная идиллия. 1880 Рис. 26х19 ГТГСпор о вере . Рис. пером и к. 1880 24х33. 5 ГТГGogol wird von den Gestalten seiner Werke zu Grabe…Кража со взломом в Пасхальную ночь. 1861 Рис. 33х4…На тяге. Рисунок карандашом. 1879Очередные у бассейна. Эскиз. 1865 Б. , гр. к. 10. …Праздник в окрестностях Парижа. Эскиз. 1864 Рис. 3…Трапеза. 1865 Рис.

15, 3х27, 2 ГТГТройка. Бумага, 15, 7х31. 1865. ГТГПаломники. На богомолье. 1867 Рис. 31, 6х47, 3 ГРМПарижская шарманщица. Эскиз. 1863 Б. , гр. к. 27х2…Парижское гулянье. 1863 Б. на к. , акв. 15, 2х23, …Печальный отец. 1873-74 Рис. 21, 8х16, 8 ГРМПроповедь в селе. 1861 Рис. 49х39, 4 ГТГРадостный отец. 1874 Рис. 21, 8х16, 8 ГРМСмущенная девушка. Эт. к к.

Дворник, отдающий квар…Суд Пугачева. Эск. -вариант. Рис. 25. 5х40. 5 ГТГСуд пугачева. Эскиз картины 1875 г. из ГИМ. Х. , м…Уличные музыканты в Париже. 1863 Б. , гр. к. , акв…Федот и Арина. 1873 Рис. 14х12 ГТГХлыстовское радение. Эскиз. 1979 Рис. 15. х22. 4 Г…Шарманщики. Б. , к.С вокзала. 1879 Рис. 28х16. 5 ГТГСельский крестный ход на Пасхе. Эскиз картины.

186…Суд Пугачева.Толкучий рынок в Москве. 1868 Рис. 29, 8х48, 7 ГТГТрапеза. Эскиз картины того же названия, находящей…Ходоки – просители. 1880 Рис. карандашом и пером. …Чаепитие в Мытищах, близ Москвы. 1862 Рис.

31х37, …

Впервые тема охоты появилась в искусстве Перова в 1867 году в рисунке «Мальчик-птицелов»; в 1870 году была написана известная картина «Птицелов», за которую он был удостоен профессорского звания, а в 1874 году – «Голубятник».

Не случайно на 1-й Передвижной выставке, по существу программной, он рядом с портретами, в том числе Н. Островского (кстати, страстного рыболова), показал картину «Охотники на привале» (1871 г.).

В 1877 году Василий Григорьевич исполнил полотно «На тяге», а в 1879 – «Охоту на медведя зимою». Повторение «Охотников на привале» было закончено в 1877 году. К 1879 году относятся эскизы: «Рыбная ловля с острогой» и «Рыбаки».

В разное время Перов выполнил также несколько работ с охотничьими сюжетами: «Травля на медведя» (1869 г.), «Охотники на лыжах» (1875 г.), «Охота на медведя в овсах» (1879 г.).

Став охотником, В. Г. Перов, правда, не посвятил себя всецело охотничьим сюжетам. Но этому не стоит удивляться. Сколько художников-охотников было в России, которые предпочитали писать обыкновенные пейзажи, портреты или натюрморты (даже без дичи).

Василий Григорьевич одной картиной «Охотники на привале» с лихвой окупил своё «спокойное» отношение к охотничьему жанру.

Вера в красоту, живущую в сердце человека, побудила его написать эту картину, хотя, может быть, она и не столь поэтична, как, скажем, «Птицелов».

Страстный охотник и ученик Перова К. Коровин в своих мемуарах без колебаний называет «Охотников на привале» и «Птицелова» лучшими из всех картин Василия Григорьевича. В одном из своих писем М. П.

Мусоргский в числе произведений, поразивших его совершенством, называл три из «мира Перова»: «Крёстный ход в деревне», «Птицелов» и «Охотники на привале».

«Они живут, так живут, что познакомишься и покажется – вас-то мне и хотелось видеть», – восхищался гениальный композитор.

В творчестве Перова середины 1860-х годов всё сильнее и сильнее стали звучать ноты суровой трагедии. Так, в образе «Гитариста-бобыля» (1865) он передал драму одинокого человека.

Бобыль — то ли письмоводитель, то ли конторщик какого-либо купеческого заведения, приниженный и придавленный «маленький человек» – изображён художником с большой теплотой.

В сгорбленной спине, в упавшей голове, в чертах преждевременно состарившегося лица, во всём облике ушедшего в тяжёлую думу и безрадостные воспоминания бобыля мы читаем его жизнь, полную горя и унижений.

Этот незлобивый, забитый старичок бренчит на гитаре, утешаясь в углу бедного трактира бутылкой вина. Замечательный мастер психологического анализа, Перов свою повесть об этом человеке передал в маленьком полотне, обрисовал его всего двумя-тремя меткими штрихами.

В картине «Учитель рисования» (1867) художник поведал нам о неудачливой, тяжёлой жизни своего собрата по искусству. Рухнули мечты этого человека о художнической творческой работе. Надо искать заработок обучением рисованию глаз и носов, давать частные уроки избалованным барским детям в каком-нибудь богатом доме.

В горестном раздумье, приниженный своим зависимым положением, скромный, добрый, преданный искусству учитель рисования ожидает своего богатого ученика. Жалкая судьба! Её не избежали сотни и тысячи одарённых художественных натур, не нашедших себе места в бесчувственном мире.

Читайте также:  Мцыри - краткое содержание поэмы лермонтова

Самому Василию Григорьевичу Перову грозила эта участь.

Картина «Утопленница» (1867) раскрывает язвы циничного города с другой стороны.

Тело утопленницы лежит на берегу Москвы-реки, освещённое рассветными лучами туманного утра. Вокруг никого нет. Только квартальный с тупым равнодушием посматривает на мокрый труп. Красивая стройная женщина распласталась на земле, точно убитая птица. Затерялась и погибла в сетях безжалостного общества поруганная и обманутая молодая жизнь.

В своих картинах, рисунках и набросках Перов затронул ещё ряд тем, посвящённых раскрытию социальных отношений и порождённых ими пороков.

В наброске «Делёж наследства в монастыре» изображается страшная сцена грабежа имущества монахами, ворвавшимися в келью своего умирающего «брата»; один взламывает сундук, другой срывает покрывало с полумёртвого тела, третий выпивает оставшееся в бутылке вино.

Значительным произведением 60-х годов была картина «Последний кабак у заставы» (1868). Картина эта особенно поэтична. Уже надвинулись вечерние сумерки, догорает оранжево-лимонный закат.

Две подводы с кутающейся женской фигурой в одной из них ждут не дождутся хозяина, забежавшего в последний кабачок «Расставание». Загорелись тусклые огоньки в окнах. Ветер свищет всё сильнее. Дорога манит в даль, за ворота заставы, домой.

Когда же? Это щемящее чувство ожидания передано с огромной впечатляющей силой.

Перов обнаружил себя здесь тонким мастером психологического пейзажа. Он уже давно научился подчинять пейзаж задаче выражения идейного смысла картины.

Как мастерски он использован в «Проводах покойника» и как самостоятельно он зазвучал в этой работе. Уже неясен силуэт ожидающих в полумраке лошадей.

Белый с отсветами заката снег и глушь темноты создают тревожный контраст, трагическое ощущение. Тишина.

Картина полна глубокой грусти. Она вызывает тягостные размышления о человеческой жизни под этими обелисками с царскими двуглавыми орлами.

Графика, наброски, эскизы

Передвижники

Источник: https://gallerix.ru/album/Perov

Василий Григорьевич Перов. Его творчество — обличение порядков Российской империи или тонкая лирика?

Художника не занимала благополучная жизнь детей высших классов. Он изобразил поистине ужасные условия, в которых протекало начало жизни простого русского человека. Картина — наиболее известное творение мастера. Сходные по социальному звучанию картины «Утопленница» и «Последний кабак у заставы», написанные спустя один-два года, также полны ощущения несправедливости и безысходности.

Раннее творчество Перова — это тоже, по сути, глубокая социальная сатира, а то и мрачный пессимизм работ, направленных на обличение существовавших порядков в России. Таковы картины «Проповедь в селе», «Сельский крестный ход на Пасхе» (1861 г.) и «Чаепитие в Мытищах, близ Москвы» (1862 г.).

Творчество Василия ПероваВ. Г. Перов, «Чаепитие в Мытищах, близ Москвы», 1862 г. gallerix.ru

В последнем случае сюжет картины делится на две части. С одной стороны мы видим сытого и толстого попа, а с другой — нищих мальчика и старика. Орден героя Крымской войны на груди старика усиливает общее впечатление социальной несправедливости.

Особенно интересна картина с острым социальным содержанием «Приезд гувернантки в купеческий дом», написанная мастером чуть позже, в 1865 году.

Скромная молодая девушка, одетая в темно-коричневое платье, в руках у нее ридикюль, из которого она вынимает аттестат на звание домашней учительницы, и приземистые фигуры купеческого семейства, на лицах которых видны подозрительная недоброжелательность с цинично-самодовольной улыбкой, разительно контрастируют в произведении.

Наверное, совсем не просто придется в этом семействе интеллигентной и образованной девушке, и она, скорее всего, промаявшись какое-то время с купеческими детьми, сбежит от них как можно дальше.

Творчество Василия ПероваВ. Г. Перов, «Приезд гувернантки», 1866 г. ru.wikipedia.org

Но данная статья — это не труд на искусствоведческую тему, не подробный разбор картин знаменитого художника, а попытка разобраться с интересной коллизией, или даже трагедией, произошедшей в семье Перова.

В 1870 году у живописца умерли жена и двое детей. В живых остался один младший сын. Боль утраты резко подорвала здоровье художника, и писать картины-протесты он больше не мог.

И здесь возникает интересный вопрос. Мы все живы как личности, пока в нас есть сострадание к убогим и сирым, неравнодушие к человеческой беде и помощь другим людям.

Но где та хрупкая грань, за которой страдание может просто разрушить нашу жизнь и наше простое человеческое счастье? Поэты, художники, писатели и философы ХIХ века, вдоволь насладившись в своих произведениях темами несчастья и страдания, предвосхитили торжество и победу позитивной философии и психологии в ХХ и ХХI веке. «Думай позитивно и будет тебе счастье и достаток». Но это уже другая крайность, достойная порицания.

Творчество Василия ПероваВ. Г. Перов, «Голубятник», 1874 г. ru.wikipedia.org

Во всяком случае Перов после перенесенных страданий и утрат обратился к теме повседневной жизни маленького человека, к его простым заботам и радостям.

Особенно в этом плане выделяется его картина «Голубятник» 1874 года. Это очень светлая и оптимистичная картина, в которой ощущается и летнее тепло, и радость жизни, и озорство юности, и, конечно, любовь.

Как не похожа она на предшествующие периоды творчества живописца!

Творчество Василия ПероваВ. Г. Перов, «Ботаник», 1874 г. ru.wikipedia.org

А были еще картины «Птицелов», «Спящие дети», «Охотники на привале», «Рыболов», «Ботаник», где художник раскрывает тонкий психологический мир своих героев, подчеркивая неповторимость индивидуального мира каждого персонажа картины. Можно обвинить мастера в отходе от признанного канона, от своей путеводной звезды, однако не стоит забывать, что Перов в этих картинах открыл новый мир своей живописи, лиризм и гениальную одухотворенность образов.

Творчество Василия ПероваВ. Г. Перов, «Охотники на привале», 1871 г. ru.wikipedia.org ru.wikipedia.org

В последние годы жизни в творчестве Перова происходят кардинальные перемены. Он написал ряд картин на исторические и религиозно-мифологические темы. Здесь можно выделить картину «Первые христиане в Киеве», 1880 г. В мрачной пещере первые христиане читают молитвы. Картина носит ярко выраженный мистический характер.

Творчество Василия ПероваВ. Г. Перов, «Первые христиане в Киеве», 1880 г. ru.wikipedia.org

И в заключение статьи хотелось привести любопытный факт из жизни Перова.

Маленький Василий рано научился читать и писать. Местный дьячок, у которого обучался будущий мастер, за успехи в чистописании и прозвал его Перовым. Впоследствии это прозвище было принято художником в качестве фамилии, а родился он в Тобольске 23 декабря 1833 года.

Василий Григорьевич Перов умер в возрасте 49 лет 29 мая 1882 года от туберкулеза и похоронен на Даниловском кладбище в Москве.

Что еще почитать по теме?

Почему художник Перов не мог носить фамилию отца?Василий Верещагин: как художник боролся против войны?Художник И. Айвазовский — баловень судьбы?

Источник: https://ShkolaZhizni.ru/culture/articles/93062/

Перов Василий Григорьевич

Живописец передвижник, жанрист-сатирик.

Художник был незаконным сыном барона Г.К. Криденера. Фамилия Перов возникла случайно, так прозвал Василия учитель грамоты.

С 1846 по 1849 год Василий Перов учился в Арзамасской школе живописи, затем с 1853 по 1861 – в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Наставниками юного художника были М. Скотин, А. Мокрицкий и С.К. Зарянко.

Большое влияние на творчество Перова оказала жанровая живопись П.А. Федотова. Его даже называли прямым наследником Федотова.

Он так же увлекался французской журнальной сатирической графикой, отчего первые работы художника представляли собой живописные карикатуры.

Много наград Василий Перов получил от Академии художеств. Малую серебряную медаль за этюд головы мальчика. Большую серебряную медаль за картину «Приезд станового на следствие» (1858).

Малую золотую медаль за картины «Сцена на могиле» и «Сын дьячка, произведённый в первый чин» (1860). И большую золотую медаль за «Проповедь в селе».

Все эти произведения произвели неизгладимое впечатления на зрителя, когда выставлялись в Москве и Петербурге.

Благодаря своему успеху Перов получил право на заграничную поездку в Париж, за счёт Академии художеств. В Париже он был в 1862 году, где провёл чуть больше года, в это же время он посетил главные художественные центры в Германии. Парижская жизнь была не понятна русскому художнику ,и он решает до окончания срока пенсионерства вернуться в Россию.

В более поздний период творчества Перова сатира и анекдот сменяются драматической экспрессией. В картинах художника читается Достоевская проза. Большой вклад русский художник внёс в искусство портрета. Им были запечатлены образы известных культурных деятелей А.

Н. Островского и В.И. Даля, М.П. Погодина, Ф.М. Достоевского. Были попытки художника создать грандиозные образы русской истории, но они не увенчались большим успехом. К таким картинам относятся «Суд Пугачёва» (1875), «Никита Пустосвят. Спор о вере» (1880-1881).

В 1871-1882 годах Перов преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Его учениками были — Н. А. Касаткин, С. А. Коровин, М. В. Нестеров и другие художники, ставшие известными.

Известные произведения Перова Василия Григорьевича

Картина «Сельский крестный ход на Пасхе», исполнена в 1861 году, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве.

Картина представляет собой реалистический сюжет, в котором художник критикует российское общество во время реформ и преобразований, отмены крепостного права.

Религия в этой картине соседствует с прозой повседневного быта, что вызвало много споров. Картина отвергалась обществом и осталась в музее только благодаря П. Третьякову.

Здесь зритель видит нелицеприятную сцену после празднования Воскрешения Христова. Захмелевший священник с раскрасневшимся лицом и небрежно наброшенной накидкой, спускается по ступеням избы, едва держась на ногах.

На переднем плане крестьянка и старик с иконой, повернутой не в ту сторону. Такая смешная хмельная процессия направилась в церковь. Однако, картина «Сельский крестный ход на Пасхе» не насмешка над религией.

В ней тонко подмечается отношение к вере духовенства и народа.

Картина «Проводы покойника» написана в 1865 году, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве.

Во второй половине 1860-х годов Василий Перов создал несколько грустных произведений, одним из которых была картина «Проводы покойника». Лирическая новелла, повествующая о несчастной судьбе бедных людей.

Глубокое сочувствие русского художника к униженным и оскорблённым не оставляет равнодушным никого.

Всякий день происходит на тысячу концов России, только никакой прежний живописец этого не видел и не останавливался на этом

В.В. Стасов

Картина проникнута горем крестьянской семьи, потерявшей кормильца и опору. Природа зимнего дня мрачна. Сгустились тучи, они тяжелы. Зима пустынна и холодна. Лишь несколько несчастных, одиноких людей.

Картина «Тройка» написана в 1866 году, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. В русской живописи она одна из самых драматичных. Первое её название – «Ученики мастеровые везут воду». Художник  повествует о нелёгком труде детей из бедных семей. Дети испытывали в те времена голод и холод.

Во многих семьях дети трудились наравне со взрослыми. Удачей было для крестьянской семьи отдать ребёнка в город в подмастерье к ремесленнику. Тогда ребёнок получал жильё, еду и овладевал профессией, которая в будущем должна была его прокормить.

Но в жизни всё было гораздо страшнее, многие мастеровые так нагружали детей, что они болели и умирали.

Морозным зимним утром, чуть свет, в городе, покрытом густым серым туманом, трое измождённых детей тянут на санях бочку с водой. Одежда, не защищающая от холода. Вода, выплёскиваясь, тут же замерзает.

Дети тянут сани в гору, и прохожий чуть подтолкнул повозку. Мальчик с левой стороны уже почти падает. Серый мрачный колорит не может скрасить и бегущая рядом собака. Василий Перов показал безысходность, обречённость.

Картина «Тройка» — суровое свидетельство истории, правдиво рассказывающее о жизни русского народа.

Картина «Охотники на привале» выполнена в 1871 году, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Произведение глубокой жизненной философии и психологии.

На первый взгляд здесь рассказывается об обычной жизни охотников. Экспрессивные лица охотников, их жестикуляция делают отмосферу живой и яркой. Охотники обсуждают происшедшие с ними события и результаты охоты.

Однако, их результат – не большой зверь, а только заяц, утка и куропатка. Фигуры троих охотников изображены на фоне затянутого облаками неба и бескрайнего болота.

Читайте также:  Ранний восход - краткое содержание рассказа кассиля

Сцена настолько живая, что по лицам и жестам можно читать каждого из охотников и участвовать в происходящем.

Творчество Василия Перова

  • Сельский крестный ход на Пасху

Творчество Василия ПероваТворчество Василия Перова

Источник: https://rus-artist.ru/perov-vg.html

Василий Григорьевич Перов, биография и картины

   Печать «незаконнорожденного» преследовала Перова от рождения до той поры, когда великий художник перестал быть чьим-то сыном, а стал самим собой — яркой и неординарной личностью. Его фамилия — результат «остроумного» прозвища, которое он получил от своего первого учителя дьячка-запивашки, данное за изящное владение пером.

Немного о родителях

   Отцом художника был барон Криденер, служивший прокурором в далекой сибирской губернии. Герб Криденеров изобилует королевскими лилиями, единорогами и розами, что свидетельствует о древности и знатности.

Из Криденеров вышло много блестящих дипломатов, служивших Российской империи в Новом и Старом Свете.

   Мать героя — Акулина Иванова, была Тобольской мещанкой. Известно, что именно она учила будущего профессора и академика читать.

А больше ничего не известно.

   Несмотря на то, что вскоре после рождения Василия барон Криденер и Акулина Иванова обвенчались, ни фамилию свою, ни титул отец своему первенцу не смог передать. Василий был приписан к арзамасским мещанам с фамилией Перов.

Детство

   С самого рождения Василия семья Криденера постоянно куда-то переезжала.

Поначалу это было связано со службой отца, затем, после скандала в Архангельске (барон Криденер был человеком образованным и воспитанным, но вот на язык весьма несдержанным) из-за сатирических стихов, описывающих всех фигурантов губернской администрации, службу пришлось оставить.

Теперь скитания семьи были связаны с поисками новой службы. Петербург, Ливонские губернии, Самара, Арзамас — везде жить приходилось у многочисленных родственников, что не делало атмосферу в семье полностью счастливой.

   Наконец, когда барон потерял всякую веру, к нему поступило предложение поступить на службу управляющим большим имением. Видя увлечение сына рисованием, отец решает отдать его в частную школу Ступина в Арзамасе. Два раза в неделю мальчик посещал занятия в школе.

Через три месяца учение закончилось (однокурсники взяли с собой 13-летнего Перова на именины некой прелестницы, после чего в родной дом извозчик привез совершенно пьяного подростка и мама сказала: «Нет!»). После того, как место управляющего барон потерял (ну не мог сдержаться Криденер от колкостей), семья снова переезжает в Арзамас и размещается на квартире как раз напротив школы Ступина. На этот раз мама из вида сына не выпускала и учеба возобновилась.

Юность

   В 1853 году 20-летний Перов поступает в Московскую школу живописи и ваяния. Обучение он начинает под руководством опытного педагога Васильева, который быстро разглядел недюжинный талант в новом студенте и всячески ему помогал. Уже во время учебы Перов получает малую серебряную медаль за скромный эскиз. Потом их будет много — медалей.

Но эту, первую, художник всегда вспоминал с особой теплотой. Последней ученической работой становится картина «Первый чин», которая принесла молодому художнику малую золотую медаль.Творчество Василия Перова
   По окончании училища, Перов своими работами сильно будоражит общество: «Сельский крестный ход на Пасхе», «Проповедь в селе», «Чаепитие в Мытищах» — каждая работа — обличение, каждая — как выстрел в лицемерие, ханжество, малодушие. Над головой Перова начинают сгущаться тучи, Священный синод раздражен и раздосадован. Только большая золотая медаль академии, получение стипендии и отъезд в Европу утихомирили страсти. Юность закончилась.

Зрелость

   Перову за границей было скучно, несмотря на несколько замечательных работ, привезенных оттуда. Он даже обращается к Академии с просьбой о разрешении вернуться досрочно. Россия была ему необходима для вдохновения, для воплощения идей, для жизни.

   На родине художник работает весьма плодотворно.

Скоро о новом таланте заговорила критика и прогрессивная общественность. Каждая картина вызывает бурю восторгов среди литераторов и молодежи, а также бурю негодования у консерваторов. Сюжеты картин «Тройка», «Деревенские похороны», «Утопленница», «Последний кабак у заставы» обличают, вопиют, призывают.

В каждой работе читается отношение самого автора к происходящему, его гражданская позиция, его боль.

   Одновременно Перов создает целый ряд блестящих работ рассказывающих о быте и радостях простых людей. Картины «Спящие дети», «Охотники на привале», «Рыболов», «Голубятник» радуют зрителя своей прозрачной радостью, атмосферой любви и веселья.

   Отдельно стоит сказать о плеяде гениальных портретов, написанных художников в период расцвета. Достоевский, Рубинштейн, Островский, Майков, Даль — Перов оставил потомкам глубокие психологические портреты талантливейших людей своей эпохи. Тех, кем гордится Россия.

   Перов не только великий художник, но и не менее великий педагог. Под его руководством в московском училище живописи и ваяния вырос не один десяток художников, составляющих гордость русского искусства.

   Неполные полвека отпустил Господь Перову на земную жизнь. Чахотка, болезнь в то время неизлечимая, прервала творческий путь великого мастера. Маленькая больница в деревне Кузьминки под Москвой стала последним пристанищем живописца. Прах его ныне покоится на кладбище Донского монастыря.

Источник: https://muzei-mira.com/biografia_hudojnikov/1557-vasiliy-grigorevich-perov-biografiya-i-kartiny.html

Василий Перов: жизнь и творчество художника

Василий Григорьевич Перов (1833/1834—1882) — русский живописец, один из членов-учредителей Товарищества передвижных художественных выставок.

Содержание

  • Биография Василия Перова
  • Творчество Перова
  • Работы художника
  • Картины Василия Перова
  • Библиография

Василий Перов родился 23 декабря 1833 в городе Тобольске.

Василий Григорьевич Перов был незаконнорождённым сыном губернского прокурора барона Георгия (Григория) Карловича Криденера и уроженки Тобольска А. И. Ивановой.

Несмотря на то, что вскоре после рождения мальчика его родители обвенчались, Василий не имел прав на фамилию и титул отца.

В 1846 году поступает в арзамасскую школу живописи А.В. Ступина, которую успешно заканчивает в 1849 году. Во время своей учёбы будущий художник не только копирует оригиналы, но и учится выстраиванию композиции, осваивает живопись с натуры. В это же время была нарисована картина «Распятие».

Дальнейшее своё образование В.Г. Перов продолжает в московском училище живописи, в котором учится с 1853 по 1861 год.

Творчество Перова

Во время учёбы в училище им были получены такие награды, как малая серебряная медаль, большая серебряная, малая золотая и большая золотая медаль.

Отмеченные этими медалями картины (Приезд станового на следствие», «Сцена на могиле» и «Сын дьячка, произведенный в первый чин», «Проповедь в селе».

), а также произведения, написанные в скором времени, «Сцена на могиле» и «Чаепитие в Мытищах» были впервые выставлены на зрительский суд в Москве и Петербурге. Эти работы оказали большое впечатление.

Эти выставки открыли публике В.Г.Перова, как талантливого жанриста-сатирика, способного подметить самые тонкие, чуть заметные штрихи русской жизни, показать её самые непривлекательные стороны. За свои заслуги художник получает возможность за казённый счёт выехать заграницу.

В 1862 году В.Г.Перов едет в Германию, где посещает все самые важные художественные центры.

Следующим местом пребывания художника становится Париж. Под впечатлением от увиденного В.Г.Перов пишет несколько картин по мотивам увиденного. Местный колорит, сцены уличной жизни Парижа – всё это нашли своё отражение в картинах «Продавец статуэток», «Савояр», «Шарманщик», «Нищие на бульваре, «Музыканты и зеваки», «Тряпичники» и др.

В итоге художник понимает, что истинное вдохновение приносит только родные пейзажи, знакомая и в тоже время такая мало познанная русская жизнь, с её мерным укладом и неприхотливым бытом. Поэтому в 1864 году В.Г.Перов возвращается в Москву.

Обосновавшись в Москве, художник продолжает творить в своей излюбленной манере и за время с 1865 по 1871 года пишет картины, которым суждено завоевать публику и вознести своего творца на художественный олимп.

Этими картинами стали: «Тройка», «Проводы покойника», «Монастырская трапеза», «Очередная у фонтана», «Приезд гувернантки в купеческий дом», «Учитель рисования», «Чистый понедельник», «Сцена у железной дороги», «Птицелов», «Последний кабак у заставы», «Рыболов», «Охотники на привале».

В 1870году Перов становится профессором.

Со временем художника начинает привлекать портретная живопись. Он начинает писать портреты на заказ.

Созданные Перовым портреты отличаются утончённостью лепки, выразительностью, отображением характерных черт личности. Среди написанных им портретов особенным колоритом отличаются: портрет А.Н. Островского, В.И.

Даля, М.П. Погодина. Но дальнейшие картины художника уже не выявили так ярко его индивидуального своеобразия.

Работы художника

Жанровая живопись

  • Чаепитие в Мытищах, близ Москвы (1862), ГТГ
  • Приезд гувернантки в купеческий дом (1866), ГТГ
  • «Тройка. Ученики мастеровые везут воду» (1866), ГТГ
  • На железной дороге (1868), ГТГ
  • Охотники на привале (1871), ГТГ
  • Отпетый (1873), ГИМ
  • Проводы покойника(1865)

Портретная живопись

  • Портрет Ф. М. Достоевского (1872), ГТГ
  • Портрет В. И. Даля
  • Портрет И. С. Тургенева

Историческая живопись

  • Суд Пугачёва (1879)
  • Первые христиане в Киеве (1880)
  • Спор о вере (Никита Пустосвят)(1880)
  • Ярославна (1881)

Религиозная живопись

  • Христос и Богоматерь у житейского моря (1876)

Библиография

  • Петров Вл. А. Творческий путь В. Г. Перова / Каталог выставки произведений к 150-летию со дня рождения. В. Перов — М.: «Советский художник», 1988. — С. 5—67
  • Собко Н. П. Перов, Василий Григорьевич // Словарь русских художников, ваятелей, живописцев… Т. 1—3. СПб.: тип. М.М. Стасюлевича, 1893—1899. — 3 том: „П“. — 1899. — 508 стб. — Стб. 73—173.

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: art-win.ru, ru.wikipedia.org

Если вы нашли неточности или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес admin@allpainters.ru, мы и наши читатели будем вам очень благодарны.

Василий Перов: картины художника

Василий Перов — все картины Творчество. Свобода. Живопись.

Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!

Василий Перов: жизнь и творчество художника

4.5 (90%) 2 голос(ов)

Источник: https://allpainters.ru/perov-vasilij.html

Василий Григорьевич Перов: фото картин с названиями, биография художника

Василий Григорьевич Перов (приблизительно с 21-23 декабря 1833 г. по 2-4 января 1834 г., Тобольск – 29 мая 1882 г., с. Кузьминки) – русский художник, жанровый живописец.

Особенности творчества: работая в историческом и портретном жанре, Перов выбирал для своих картин сюжеты из жизни простого народа.

Его полотна обличают знать, погрязшую в роскоши и невежестве, в то время как крестьяне и рабочие с утра до ночи тяжело трудятся, чтобы прокормить свою семью.

Если присмотреться к фото картин Василия Перова, размещенных на этой странице, можно увидеть, что он использует вполне понятные и доступные для обывателя приемы, с точностью воспроизводя не только окружающую среду, но и те чувства, которые испытывают его персонажи.

Известные картины: «Дворник», «Тройка», «Приезд гувернантки», «Птицелов», автопортрет, портрет Ф.М.Достоевского, «Охотники на привале», «Старики-родители», «Чаепитие в Мытищах…».

От ученика до мастера

Будущий художник Василий Перов обучался живописи в училище г.Арзамаса. Отец, заметив успехи юноши, принял решение о продолжении художественного образования и определил юношу в школу, которой руководил А.В.Ступин. Учитель разрешил ему одному из первых использовать масляные краски, будучи уверенным в том, что из Василия получится настоящий мастер.

В период обучения в школе появляются первые картины с подписью Василия Перова, их названия — «Распятие», «Деревенская тройка», «Нищий, просящий милостыню…».Дальнейшее обучение Перова происходило в художественном училище Москвы, которое готовило живописцев, скульпторов и архитекторов. В 1856 году живописец был удостоен малой серебряной медали за написанный им портрет брата.

В этой работе еще прослеживалось влияние школы Ступина, однако уже спустя год на полотнах Василия проступает собственный стиль.

Академия художеств Петербурга оценила талант художника Василия Перова: в 1860 году он получил малую золотую медаль за картину под названием «Первый чин». Это открыло перед живописцем дорогу в Академию.

Через год он вновь поражает всех своим талантом, получив большую золотую медаль — в этот раз за полотно «Проповедь в селе». Приятным бонусом к награде стало разрешение на заграничные поездки: художник мог выезжать как пансионер. В 1862 году состоялось бракосочетание между Перовым и Еленой Шейнс, после которого молодые отправились в поездку по городам Германии, закончившуюся в Париже.

В столице Франции художник пробыл с 1863 по 1864 год, запечатлевая на своих холстах разнообразные уличные сценки.

Вернувшись в Москву, в период с 1865 по 1870 год Перов работал над реализацией своего давнего замысла — рисовал картины, демонстрирующие тяжелое положение простых людей: крестьян, гувернеров, рабочих. «Приезд гувернантки…», а также «Тройка» принесли художнику, помимо известности, звание академика. Известный коллекционер П.Третьяков купил «Тройку» для своей коллекции живописи.

Читайте также:  Призрак оперы - краткое содержание книги гастона леру

В 1867 году несколько картин Василия Перова (их названия: «Дилетант», «Первый чин», «Тройка», «Гитарист-бобыль», «Проводы покойника») экспонировались на Всемирной выставке, проходившей в Париже. Спустя два года вместе с Г.Г.

Мясоедовым Перов организовывает общество передвижников. Дальнейший творческий путь художника принес ему широкую известность среди публики, о нем говорили критики и посетители художественных выставок, а П.

Третьяков сделал Перову большой заказ на написание портретов Достоевского, Даля, Погодина, Майкова, Островского, Тургенева.

Картины Василия Перова — горькая правда жизни

Потрясенный угнетенным положением простых людей, Перов стремился передать на полотне весь ужас их ежедневной борьбы за жизнь. Его излюбленным приемом было такое расположение персонажей, при котором они словно смотрят на зрителя с немым укором.

Это позволяло добиться нужного эффекта, каждая работа живописца обличала чванливое, лицемерное и ханжеское общество в его равнодушии к трагедиям «маленьких» людей. Таковы полотна «Тройка», «Приезд гувернантки…», «Деревенские похороны», «Мальчик-мастеровой» и пр.

Сегодня картины Василия Григорьевича Перова являются всемирным достоянием и украшают собой художественные музеи, галереи и частные коллекции.

  • 96 пользователям
  • Работы в 1 коллекции и 145 подборках

Источник: https://artchive.ru/vasilyperov

Живописец Перов: история его самых известных картин

Великий русский живописец всю жизнь носил не свою фамилию

Каждый раз, когда оказываешься в Третьяковской галерее и стоишь перед знакомым с детства полотном, возникает такое чувство, что в эту самую минуту всемирно известный шедевр принадлежит исключительно тебе. Ничто не мешает зависнуть перед ним, рассматривая каждый мазок и каждый штрих.

Полотна Василия Перова из тех, от которых уходить не хочется. «Тройка», «Рыболов», «Охотники на привале»… — картинка в твоем букваре и классика, которой люди восхищаются много лет.

21 декабря исполняется 185 лет со дня рождения художника. Мы выбрали пять его самых узнаваемых работ – у каждой из них своя история.

Нажмите на фото для увеличения

  • Холст, масло, 51,5 x 65,8 см
  • Государственная Третьяковская галерея, Москва

Картина, на которую без слез не взглянешь. Второе ее название – «Ученики-мастеровые везут воду». В центре Перов изобразил девятилетнего сына странницы – «тетушки Марьи». Мать долго не соглашалась, чтобы «барин» писал ее Васю, боясь, что после этого он зачахнет.

И как чувствовала беду. Через четыре года мальчик сгорел от оспы. Марья, встретив художника, попросила разрешения взглянуть на полотно с Васенькой – тот привел ее в Третьяковку.

«Приблизившись к картине, она остановилась, посмотрела на нее и, всплеснув руками, как-то неестественно вскрикнула: «Батюшка ты мой! Родной ты мой, вот и зубик-то твой выбитый!» — и с этими словами, как трава, подрезанная взмахом косца, повалилась на пол», — вспоминал живописец. Он оставил убитую горе мать одну, и она целый час молилась, стоя на коленях перед изображением сына.

2. Самая страшная

Нажмите на фото для увеличения

«Утопленница» (1867)

  • Холст, масло, 68х106 см
  • Государственная Третьяковская галерея, Москва

Выловленное из вод Невы безжизненное тело – как иллюстрация к криминальной хронике. Добиться полной достоверности художнику помогло посещение морга, где он нашел труп молодой девушки.

Мертвая лежала на дощатом полу, под которым был лед, чтобы тела дольше не разлагались. Провожатый Перова бесцеремонно сдергивал с покойников простыни, приговаривая: «Эво! Сколько у нас красавиц-то! Выбирайте, ваше благородие, которая вам более подходяща». Художник выбрал.

Провожатый, взвалив труп на плечо, как мешок с овсом, пошел из ледника в комнату мастера. Там он бросил со всего размаха ношу на пол. И художник, вглядевшись в заострившиеся черты, обомлел: то была знакомая ему проститутка Фанни – он писал с нее богородицу.

Почему с проститутки? Да другой натурщицы не нашлось. Девушек для позирования поставляли бордели, потому что «порядочных» барышень надо было еще уговорить раздеться за гроши. Перов вспомнил, как в самый разгар работы Фанни случайно узнала, кем желает ее изобразить художник. А узнав, застыдилась.

Кое-как натянув чулки, она в слезах сбежала из мастерской, считая себя недостойной такого воплощения.

В действительности Фанни не утопилась, а умерла от оспы. К тому времени она даже вышла замуж – на руке было дешевое обручальное колечко. Но судя по картине, складывается полное впечатление, что именно «пониженная социальная ответственность» довела несчастную девушку до самоубийства.

3. Самая недооцененная

Нажмите на фото для увеличения

«Приезд гувернантки в купеческий дом» (1866)

  • Холст, масло 44 x 53,3 см
  • Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Картину часто ругали за сухость колорита.

Искусствовед Алексей Федоров-Давыдов, заведующий Отделом нового русского искусства Третьяковской галереи, отмечал: «Одна из острейших по тематике, впечатляющих картин В. Перова, эта последняя, неприятна в живописном отношении…

Тона этой картины неприятно режут глаза». А собрат Василия Григорьевича по цеху, художник Иван Крамской, и вовсе решил, что на картине чересчур многолюдно.

«Сама гувернантка прелестна, в ней есть конфуз, торопливость какая-то и что-то такое, что сразу заставляет зрителя понять личность и даже момент, хозяин тоже недурен, хотя не нов: у Островского взят. Остальные лица лишние и только дело портят», — писал он.

Интересно, что, высмеивая нравы московского купечества, Перов тесно общался с Павлом Михайловичем Третьяковым — главным меценатом Товарищества передвижных художественных выставок, который тоже вышел из купеческой семьи.

4. Самая скандальная

Нажмите на фото для увеличения

«Сельский крестный ход на Пасхе» (1861)

  • Холост, масло, 71,5 x 89 см
  • Государственная Третьяковская галерея, Москва

За это творение художника чуть не отправили на Соловки – так хлестко священников и их паству еще не изображали. Пьяная процессия с иконами и хоругвями не видит, куда бредет.

Крестьяне с полузакрытыми глазами, одуревший от хмеля священник, раздавивший ногой пасхальное яйцо. Дьячок, метнувшийся спасти символ Пасхи. Рядом баба с иконой, у которой утрачен лик. Тут же нищий, несущий икону вверх ногами.

Хозяйка дома выплескивает из кувшина воду на лежащего под крыльцом мужика, которому, видно, уже все равно.

Живописец запечатлел момент «славления» на Святой неделе. Священники, не получавшие плату за свою службу, обходили крестьянские дворы, где исполняли церковные песнопения и молитвы, за что получали нехитрое подношение. Со съестным у бедняков было туго — чаще батюшке предлагали выпить. После таких «пожертвований» священники едва стояли на ногах.

Представленную на выставке Общества поощрения художников в Санкт-Петербурге картину удалили как «бездуховную», запретили воспроизводить в печати, а купившему полотно Павлу Третьякову рекомендовали не показывать ее посетителям.

5. Самая недостоверная

Нажмите на фото для увеличения

«Охотники на привале» (1871)

  • Холст, масло. 119 x 183
  • Государственная Третьяковская галерея

Увлеченных охотничьими байками персонажей художник писал со своих знакомых. Рассказчик — врач Дмитрий Кувшинников послужил прототип доктора Дымова в «Попрыгунье» Чехова.

Жена Кувшинникова Софья Петровна была хозяйкой литературно-художественного салона, в котором бывали Перов, Левитан, Репин, Чехов и другие художники и писатели. В какой-то момент между Софьей Петровной и Исааком Левитаном, который был младше ее на десять лет, разгорелся роман. Парочка уединялась на этюдах.

А досталось за это Чехову, попрыгунья которого получилась уж очень похожей на Софочку. Левитан вызвал писателя на дуэль, но по счастью друзьям удалось ее расстроить.

В образе иронично усмехающегося охотника Перов изобразил врача и художника-любителя Василия Бессонова. Молодой охотник, увлеченный рассказами старших товарищей, — 26-летний Николай Нагорнов — будущий член московской городской управы.

Знатоки охоты, отдавая должное познаниям Перова в области этого дела – он сотрудничал в журнале «Охота и природа», находили неточности в изображении.

Тушка зайца-русака, например, странным образом не повреждена — по правилам псовой охоты, убитого зверька нужно было ткнуть ножом между лопаток, отрезать ему передние лапы и вставить в седло. Не понятно, как героям удалось разом порешить лесную птицу и зайца – обитателя полей.

Случайным выглядит рожок на картине — его использовали на псовой охоте, чтобы собирать в стаю гончих, но стаи гончих здесь не наблюдается. А брошенное на землю ружье – и вовсе ни в какие ворота. Опытный охотник никогда не положит его дульной частью на землю, дабы не засорить канал ствола.

Напился до чертиков в 13 лет

«Говорящая» фамилия у будущего художника появилась случайно.

Вообще-то он Васильев, но и это не по рождению – внебрачного сына губернского прокурора, барона Георгия (Григория) Карловича Криденера записали на крестившего его дьячка.

Мать, Акулина Ивановна, сошлась с Криденером, похоронив первого мужа. Некоторое время родители Василия жили не венчанными и хотя позже скрепили союз в церкви, их сыну не достались ни фамилия, ни знатный титул.

И быть бы ему Васей Васильевым, если бы не способности к рисованию. Отец отдал сына в частную школу в Арзамасе – тот выписывал пером буквы так искусно, что заслужил соответствующее прозвище, которое со временем и стало фамилией.

Однажды вместе с однокурсниками 13-летний Василий был зван на именины одной из барышень. Оторвались так, что домой юношу доставил извозчик в совершенно пьяном виде.

Перов чудом не был отчислен, а матушка, Акулина Ивановна, взяла отпрыска под особый контроль.

О личной жизни художника известно не много. В 1862-м он женился на племяннице профессора Ленинградской консерватории Петра Рязанова Елене Шейнс. Но всего через пять лет супруга, а следом за ней двое старших детей умерли.

В живых остался только младший сын Владимир – он тоже стал художником. Через пять лет после смерти первой супруги живописец женился снова.

Детей в браке не было, но он они появлялись на его полотнах – и было понятно, что автор всем сердцем любит и жалеет своих героев.

Штрихи к его портрету

  • 21 декабря 1833 г. (3 января 1834 г.) Родился в Тобольске.
  • 1842-1846 гг. Жил с родителями в имении Саблуково Нижегородской губернии Арзамасского уезда. Самостоятельно занимался рисованием.
  • 1846-1849 Учился в арзамасской школе живописи Александра Ступина.
  • 1852 Переехал с матерью в Москву.
  • 1853-1862 Обучался в Московском училище живописи и ваяния.
  • 1861 Получил большую золотую медаль Академии художеств за картину «Проповедь в селе» с предоставлением содержания для совершенствования за границей.
  • 1863-1864 Набивал руку в Берлине, Дрездене, затем в Париже.
  • 1864 В августе получил разрешение на досрочное возвращение в Россию. Осенью, посетив Италию, приехал в Москву.
  • 1866 За картины «Тройка» и «Гитарист-бобыль» получил звание академика.
  • 1867 Участвовал во Всемирной выставке в Париже, где были представлены картины «Первый чин» («Сын дьячка, произведенный в коллежские регистраторы»), «Дилетант», «Гитарист-бобыль», «Проводы покойника», «Тройка», «Утопленница».
  • 1870 Стал одним из членов-учредителей Товарищества передвижных художественных выставок, избран членом правления Товарищества и кассиром московского отделения. Получил звание профессора за картины «Птицелов» и «Странник».
  • 1871 Преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.
  • 1872 Вступил в брак с Елизаветой Егоровной Другановой. Написал портрет Достоевского.
  • 1873 На Всемирной выставке в Вене представил полотна «Охотники на привале» и «Рыболов».
  • 1874 Начал работать над картиной о восстании Пугачева.
  • 1878 Вышел из Товарищества передвижных художественных выставок. Принял участие во Всемирной выставке в Париже («Портрет Достоевского», «Птицелов», «Странник»).
  • 1881 Работал над картиной «Никита Пустосвят».
  • 29 мая (10 июня) 1882 г. Скончался от тифа и воспаления легких в Кузьминках. Похоронен в Даниловом монастыре в Москве.

Источник: https://www.eg.ru/culture/683596-jivopisec-perov-samye-izvestnye-kartiny-055962/

Ссылка на основную публикацию