Анализ стихотворения на дне моей жизни твардовского

«На дне моей жизни…» – образец сплетения личных и философских мотивов в одном произведении. Стихотворение изучают в 6 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «На дне моей жизни…» по плану.

Анализ стихотворения На дне моей жизни Твардовского

История создания – Стихотворение было написано в 1967 г., когда поэту было 57 лет.

Тема стихотворения – закат человеческой жизни; мечты о тихой жизни вдали от суеты.

Композиция – Анализируемое произведение – монолог лирического героя. По содержанию текст делится на две части: рассказ мужчины о своей мечте, выводы о прожитых днях.

  • Жанр – элегия.
  • Стихотворный размер – четырехстопный амфибрахий, рифмовка перекрестная АВАВ.
  • Метафоры – «на дне моей жизни, на самом донышке», «чтобы листва красовалась палая», «я думу свою без помехи подслушаю», «черту подведу стариковскою палочкой», «я здесь побывал и отметился галочкой».
  • Эпитеты – «наклонные лучи», «недалекий вечер», «морока немалая».

Анализируемое стихотворение А. Твардовский написал в 1967 г. За 57 лет жизни поэт увидел ужасы военных событий, побывал под надзором властей, ведь долгое время занимал должность главного редактора журнала «Новый мир». Кроме того, Александр Трифонович был членом коммунистической партии, поэтому активно участвовал в политической жизни.

Прожив больше половины века поэт, поэт начал все чаще задумываться над тем, что скоро покинет этот мир. У него появилось желание провести последние годы спокойно, наедине со своими мыслями. Это желание отобразилось в произведении «На дне моей жизни». Спустя 4 года после его появления поэт умер.

Проблемы жизни и смерти всегда были актуальны в литературе. Стихотворение А. Твардовского – раздумья над темой заката человеческой жизни. Свои мысли поэт облачил в форму монолога лирического героя. Под его образом скрывается зрелый мужчина, который повидал многое на своем веку и знает, что его жизнь почти закончена.

В первых стихах лирический герой признается, что хочет посидеть на самом донышке своей жизни. Метафорический образ дна можно толковать по-разному: как последние годы человеческой жизни и попытку сбежать от мирской суеты. В любом случает донышко жизни в восприятии мужчины – светлое место, которое дарит наслаждение.

Последние годы лирический герой хочет провести в лоне природе. Он представляет, как в вечернюю пору будет любоваться опалыми листьями. Осенний вечер символизирует зрелый возраст человека.

В третьем катрене герой признается, что хочет побыть в одиночестве, чтобы никто не помешал ему послушать свою думу и сделать выводы: «черту подведу стариковскою палочкой».

Последние строки выражают главную мысль произведения: «ничего, что по случаю я здесь побывал и отметился галочкой». Эти слова показывают, что А.

Твардовский воспринимал жизнь, как случайный подарок, считая, что нельзя сожалеть о сделанном.

Организация стихотворения простая. Это монолог зрелого мужчины. Раздумья можно разделить на две части: рассказ мужчины о своей мечте, выводы о прожитых днях. Формально текст состоит из трех строф с разным количеством строк.

Жанр произведения – элегия, так как в монологе преобладают философские мотивы. Стихотворный размер – четырехстопный амфибрахий. А. Твардовский использовал перекрестную АВАВ рифмовку.

Инструментом для раскрытия темы и передачи внутреннего состояния лирического героя являются средства выразительности.

Преобладают в тексте метафоры: «на дне моей жизни, на самом донышке», «чтобы листва красовалась палая», «я думу свою без помехи подслушаю», «черту подведу стариковскою палочкой», «я здесь побывал и отметился галочкой». Эпитеты придают мыслям завершенности: «наклонные лучи», «недалекий вечер», «морока немалая».

Средняя оценка: 4.2. Всего получено оценок: 15.

Источник: https://obrazovaka.ru/analiz-stihotvoreniya/tvardovskiy/na-dne-moey-zhizni.html

Анализ стихотворения На дне моей жизни Твардовского

Довольно часто встречается такой факт, когда человек внутренне предчувствует свою смерть и мысленно готовится к ней.

У поэтов предчувствие своей гибели особенно остро развито, ведь вся их жизнь переплетена с духовными аспектами, философствованием, поэтому практически у всех их есть стихотворение-размышление на эту очень грустную тематику.

В своих стихотворениях все поэты выплескивают свои внутренние помыслы, переживания, о чем-то недоделанном и недосказанном, а также подводят полный анализ своего бытия.

У Александра Твардовского тоже есть на эту тематику элегия — «На дне моей жизни», которое было им написано за четыре года до гибели, ему тогда было 57 лет.

В своей элегии поэт затрагивает темы жизни и смерти, закат жизни, а также и саму сущность человеческого существования, но при этом он не делает никаких попыток, чтобы дать ответы на них. Поэт был четко убежден, что у каждого человека есть своя миссия, посланная ему свыше, именно для которой он и рождается, а при ее выполнении продолжение жизни не имеет смысла.

В стихотворении повествуется монолог-размышление старца, которому за всю его жизнь довелось многое пережить и увидеть. Он сознает, что жизнь его приближается к завершению и находится — “на самом донышке”, но это его ничуть не пугает, он относится к этому этапу, как к чему-то очень светлому, дарящее духовное наслаждение, как встреча со старинной подругой.

Это время герой стихотворения мечтает провести на природе, чтобы любоваться красотой опавшей листвы, при этом в полном одиночестве, чтобы слушать в тишине свою думу-исповедь.

Раздумья старца можно подразделить на несколько частей: повествование о своей мечте – «захочется мне посидеть на солнышке, на теплом пенушке», и подведение итогов своего пребывания и о своей жизни целиком – «чертой подведу стариковскою палочкой».

Поэт для выразительного и полного раскрытия передачи внутреннего мира своего героя использует различные метафоры и эпитеты, которые придают его размышлениям завершенность. Что позволяет читателю понять о том, что герой элегии очень простой, душевный, совестливый и честный человек.

При прочтении последней строфы стихотворения чувствуется, что его темп ускоряется, герой, словно заклинание повторяет слова отрицания – «нет», а также и сомнения – «все-таки нет», а затем он приходит к мысли, что жизнь не зря он прожил – «я здесь побывал и отметился галочкой»

Анализ стихотворения На дне моей жизни по плану

Анализ стихотворения На дне моей жизни Твардовского

Источник: http://sochinite.ru/analiz-stihotvoreniya/tvardovskij/stih-na-dne-moej-zhizni

На дне моей жизни на самом донышке. Анализ стихотворения Твардовского «На дне моей жизни…

Главная » Печная труба » На дне моей жизни на самом донышке. Анализ стихотворения Твардовского «На дне моей жизни…

На дне моей жизни,
на самом донышке
Захочется мне
посидеть на солнышке,

На теплом пенушке.

  • И чтобы листва
    красовалась палая
    В наклонных лучах
    недалекого вечера.
    И пусть оно так,
    что морока немалая —
    Твой век целиком,
  • да об этом уж нечего.
  • Я думу свою
    без помехи подслушаю,
    Черту подведу
    стариковскою палочкой:
    Нет, все-таки нет,
    ничего, что по случаю
    Я здесь побывал
  • и отметился галочкой.

Анализ стихотворения «На дне моей жизни» Твардовского

Тема смерти в мировой поэзии далеко не нова, ведь творческие люди острее ощущают скорый конец, могут ярче и полнее описать овладевающие ими при этом чувства. Не стал исключением и А. Твардовский. В 1967 году он написал стихотворение «На дне моей жизни». Жить ему на тот момент оставалось ещё целых четыре года, но свой уход он предвидел уже тогда.

Автор примеряет на себя роль старика и считает, что в пожилом возрасте есть свои преимущества. По его мнению, в этом возрасте приходит время спокойно в тишине, без спешки осмыслить прожитые годы, дать оценку собственным поступкам.

Поэт отмечает, что наступает спокойствие, и смерть уже не кажется чем-то страшным, как в молодости.

Разумеется, неизвестность, которая стоит за смертью тревожит Твардовского, но он уверен, что после нее жизнь не кончается, что там за последней чертой человека ждет что-то ещё.

Твардовский прожил богатую, полную ярких событий жизнь, участвовал в самых важных событиях в жизни страны, снискал всесоюзную славу как поэт. Однако сам он отмечает, что не совершил ничего выдающегося, но также не делал ничего такого, за что ему должно быть стыдно. Он не сожалеет о прошлом, о прожитом.

Он считает, что пришел в этот мир случайно. «Ничего, что по случаю я здесь побывал и отметился галочкой». Метафорическое «дно жизни» может быть как концом земного пути, так и попыткой сбежать от ежедневной мирской суеты.

В любом случае, это «дно жизни» для него является синонимом покоя, это некое приятное место, которое дарит наслаждение. В первой части стихотворения он рассказывает о том, как хотел бы побыть наедине с собой, осмыслить прошлое. Предчувствуя смерть, автор переосмысливает саму суть жизни.

Поэт не пробует дать какую-то оценку своему творчеству, это право Твардовский оставляет другим. Осознание близкого конца жизненного пути дарит автору не тревогу и страх, а спокойствие и умиротворение.

Стихотворение имеет простую композицию и представляет собой монолог зрелого, даже пожилого мужчины. Так как в тексте преобладают философские мотивы, то это произведение относится к жанру элегии.

В тексте преобладают метафоры: «на дне моей жизни, на самом донышке», «черту подведу стариковской палочкой». По тематической структуре стихотворение делится на две части: в первой автор рассказывает о своей мечте, а во второй делает выводы о прожитой жизни.

Читайте также:  Анализ стихотворения ассаргадон брюсова

Написано оно четырехстопным амфибрахием, рифмовка перекрестная.

«На дне моей жизни…» — образец сплетения личных и философских мотивов в одном произведении. Стихотворение изучают в 6 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «На дне моей жизни…» по плану.

Краткий анализ

История создания
– Стихотворение было написано в 1967 г., когда поэту было 57 лет.

Тема стихотворения
– закат человеческой жизни; мечты о тихой жизни вдали от суеты.

Композиция
– Анализируемое произведение — монолог лирического героя. По содержанию текст делится на две части: рассказ мужчины о своей мечте, выводы о прожитых днях.

  1. Жанр
    – элегия.
  2. Стихотворный размер
    – четырехстопный амфибрахий, рифмовка перекрестная АВАВ.
  3. Метафоры
    «на дне моей жизни, на самом донышке»,
    «чтобы листва красовалась палая», «я думу свою без помехи подслушаю», «черту подведу стариковскою палочкой», «я здесь побывал и отметился галочкой».
  4. Эпитеты
    «наклонные лучи», «недалекий вечер», «морока немалая».

История создания

Анализируемое стихотворение А. Твардовский написал в 1967 г. За 57 лет жизни поэт увидел ужасы военных событий, побывал под надзором властей, ведь долгое время занимал должность главного редактора журнала «Новый мир». Кроме того, Александр Трифонович был членом коммунистической партии, поэтому активно участвовал в политической жизни.

Прожив больше половины века поэт, поэт начал все чаще задумываться над тем, что скоро покинет этот мир. У него появилось желание провести последние годы спокойно, наедине со своими мыслями. Это желание отобразилось в произведении «На дне моей жизни». Спустя 4 года после его появления поэт умер.

Тема

Проблемы жизни и смерти всегда были актуальны в литературе. Стихотворение А. Твардовского — раздумья над темой заката человеческой жизни. Свои мысли поэт облачил в форму монолога лирического героя. Под его образом скрывается зрелый мужчина, который повидал многое на своем веку и знает, что его жизнь почти закончена.

В первых стихах лирический герой признается, что хочет посидеть на самом донышке своей жизни. Метафорический образ дна можно толковать по-разному: как последние годы человеческой жизни и попытку сбежать от мирской суеты. В любом случает донышко жизни в восприятии мужчины — светлое место, которое дарит наслаждение.

Последние годы лирический герой хочет провести в лоне природе. Он представляет, как в вечернюю пору будет любоваться опалыми листьями. Осенний вечер символизирует зрелый возраст человека.

В третьем катрене герой признается, что хочет побыть в одиночестве, чтобы никто не помешал ему послушать свою думу и сделать выводы: «черту подведу стариковскою палочкой» .

Последние строки выражают главную мысль произведения: « ничего, что по случаю я здесь побывал и отметился галочкой» . Эти слова показывают, что А.

Твардовский воспринимал жизнь, как случайный подарок, считая, что нельзя сожалеть о сделанном.

Композиция

Организация стихотворения простая. Это монолог зрелого мужчины. Раздумья можно разделить на две части: рассказ мужчины о своей мечте, выводы о прожитых днях. Формально текст состоит из трех строф с разным количеством строк.

Жанр

Жанр произведения — элегия, так как в монологе преобладают философские мотивы. Стихотворный размер — четырехстопный амфибрахий. А. Твардовский использовал перекрестную АВАВ рифмовку.

Средства выразительности

Инструментом для раскрытия темы и передачи внутреннего состояния лирического героя являются средства выразительности.

Преобладают в тексте метафоры
: «на дне моей жизни, на самом донышке», « чтобы листва красовалась палая», «я думу свою без помехи подслушаю», «черту подведу стариковскою палочкой», «я здесь побывал и отметился галочкой» .

Эпитеты
придают мыслям завершенности: «наклонные лучи», «недалекий вечер», «морока немалая».

  • Александр Твардовский «На дне моей жизни…»
  • На дне моей жизни,
  • На самом донышке
  • Захочется мне
  • Посидеть на солнышке,
  • На теплом пенушке.
  • И чтобы листва
  • Красовалась палая
  • В наклонных лучах
  • Недалекого вечера.
  • И пусть оно так,
  • Что морока немалая —
  • Твой век целиком,
  • Да об этом уж нечего.
  • Я думу свою
  • Без помехи подслушаю,
  • Черту подведу
  • Стариковскою палочкой:
  • Нет, все-таки нет,
  • Ничего, что по случаю
  • Я здесь побывал
  • И отметился галочкой.

Стихотворение А. Твардовского «На дне моей жизни…» написано незадолго до его смерти, в тяжёлое время гонений на некогда обласканного властью, любимого народом поэта, автора поэмы «Василий Тёркин» и пронзительных стихов о войне. Между тем Твардовский тогда был вовсе не стар, полон творческих замыслов.

Но, видимо, подошло время подводить итоги своей жизни. Необычайно требовательный к себе и другим, Твардовский терзался чувством вины, что кому-то не помог, в ком-то не заметил искры таланта и не напечатал в журнале «Новый мир», редактором которого он был, где-то лукавил, соглашался с властью.

А ведь именно он открыл страшную правду о сталинских лагерях, поместив в своём журнале рассказ А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича», в «Новом мире» публиковались первые поэты хрущёвской оттепели. А. Т.

Твардовский много сделал для отечественной литературы, для культуры в целом, для пробуждения у людей совести и памяти, гражданской ответственности. А в стихотворении поэт скромно подводит итог: «Я здесь побывал и отметился галочкой».

Первое впечатление при чтении стихотворения, что так может рассуждать любой человек в возрасте, при этом простой, честный, совестливый. Ничего Твардовский не написал о своей творческой деятельности, она осталась за скобками. Видимо, ему важнее человеческая, нравственная составляющая, да и об этом тоже не сказано.

Очень скупо, крайне лаконично пишет о своих думах. Стихотворение написано с обычным для Твардовского «незаметным мастерством», не ощущается «сделанность», нет пафоса. Оно очень простое по форме. Как-то тихо, словно про себя, но при этом искренне и исповедально говорится о прожитой жизни.

Поэт словно спрашивает себя: для чего жил? Достойно ли? И итоги прожитому он подводит не сейчас, а только собирается сделать это в будущем. Не случайно глаголы употреблены в будущем времени: «захочется мне посидеть на солнышке», «я думу свою без помехи подслушаю, черту подведу стариковскою палочкой».

Но читатель понимает, что Твардовский, возможно, чувствует, что его дни сочтены, поэтому спешит сказать важное для себя и других. При этом не чувствуется страха смерти, интонация внешне спокойная, но в каждой строке сквозит затаённая печаль. Поэт словно прощается со всем, что ему дорого.

Возможно, поэтому так ласково, по-домашнему, Твардовский называет привычные вещи, используя уменьшительно-ласкательные суффиксы: «на самом донышке», «посидеть на солнышке, на тёплом пёнушке». А ведь как горьки слова «на дне моей жизни, на самом донышке»! Больно осознавать, что твоё пребывание на земле ограничивается такой малостью.

И всё-таки ощущаются умиротворённость и спокойствие, оправданные всей своей честной жизнью, верой в то, что не напрасно «здесь побывал».

Не случайно поэт, проживая свою осень, так светло пишет об этом времени года. Он мечтает, «чтобы листва красовалась палая в наклонных лучах недалёкого вечера». Так мало и так много! «Недалёкий вечер» — это метафора, относящаяся и к закату жизни человека. Наверное, было много тяжёлого и горького, груз обид, сомнений и разочарований давит на плечи:

  1. И пусть оно так,
  2. Что морока немалая —
  3. Твой век целиком,
  4. Да об этом уж нечего.

Твардовский мудро перебивает грустное течение мыслей, ведь свою жизнь не перечеркнёшь, тогда она станет постылой и бессмысленной, — «да об этом уж нечего».

Поэтому и темп стихотворения в последней строфе словно сбивается, убыстряется, поэт, как заклинание, повторяя слова отрицания и сомнения: «нет, всё-таки нет, ничего», окончательно приходит к мысли — жизнь прожита не зря.

И в последних строчках поэт остаётся верным себе, своей честности и скромности, — сделав так много для русской литературы, он подводит итог: «Здесь побывал и отметился галочкой». Всего лишь галочкой в списке ушедших в вечность людей. Но для нас, читателей, это не так, не случайно мы снова и снова перечитываем строки:

  • И у мёртвых, безгласных,
  • есть отрада одна:
  • мы за родину пали, но она – спасена.
  • ________
  • Без нас отлично подведут итоги
  • И, может, меньше нашего наврут.
  • _________
  • И не таю ещё признанья:
  • Мне нужно, дорого до слёз
  • В итоге – твёрдое сознанье,
  • Что честно я тянул свой воз.
  • И в этом весь Твардовский – великий в своей простоте, человечный, искренний, истинный гражданин своей России.

Каждый творческий человек имеет тонкую структуру своей души, поэтому, особенно ощущает изменения, происходящие вокруг. Поэты и писатели не являются исключением.

Они довольно часто ощущают связь с потусторонним миром, присутствие различных мистических существ в человеческой среде.

Нередко, поэты предчувствуют свою смерть и этому событию посвящают мрачные, однако, весьма пророческие литературные работы.

А. Твардовский не был исключением. За несколько лет до своей смерти, он создает стихотворение «На дне моей жизни…». На тот момент поэту исполнилось 57 лет, и он еще не считал себя стариком. Однако в какой-то момент Твардовский осознал, что его жизненный путь подходит к завершению.

Читайте также:  Анализ стихотворения заболоцкого гроза

Пытаясь представить себя в роли старика, Твардовский понимает, что в этом есть свои преимущества. Когда вокруг уже нет никакой спешки, когда можно спокойно поразмыслить о своей былой жизни, понимаешь, в чем прелесть той самой старости. Наступает период умиротворения и тишины. И в этот момент смерть перестает казаться страшной и пугающей.

Конечно, на душе автора все-таки ощущается легкое волнение от неизвестности, которая ожидает его впереди. Однако, это вполне обоснованные эмоции. Твардовский относится к тем людям, которые верят в жизнь после смерти, поэтому уверен, что после кончины, человек перемещается в иную, неизведанную плоскость.

Предчувствуя свою смерть, А. Твардовский переосмысливает суть жизни. Он не пытается оценить свое творчество и то литературное наследие, которое останется после него. По мнению поэта, этим должны заниматься другие люди – критики и поклонники. Понимание того, что жизнь скоро завершится, награждает А. Твардовского душевным равновесием и спокойствием, уважительным отношением к смерти.

В книге «Честно я тянул мой воз», названной по строчке Александра Твардовского и составленной его преданным биографом Андреем Турковым, – среди фрагментов из воспоминаний современников, писем, стихов и дневниковых записей самого поэта, – встретился мне один вроде бы неприметный отрывок.

«…Первое легкоморозное весеннее утро, прогулка к Дмитриевскому, петухи на селе, церквушка на крутом берегу Истры, сосняк по отвесному обрыву, тишь, легкая чистая свежесть и бодрость, снежная пойма реки в дымке по горизонту, простор, тихая радость, хоть молиться там впору».

Александр Твардовский, запись в Рабочей тетради от 24 марта 1955 года.

Эта запись и стала для меня еще одной личной встречей с Александром Трифоновичем, которого, я, конечно, никогда в жизни не видел, но о котором думаю с тех пор, как один близкий мне человек прочитал на память стихотворение «На дне моей жизни»:

На дне моей жизни,
на самом донышке
Захочется мне
посидеть на солнышке,
На тёплом пёнушке.

И чтобы листва
красовалась палая
В наклонных лучах
недалёкого вечера.
И пусть оно так,
что морока немалая –
Твой век целиком,
да об этом уж нечего.

Я думу свою
без помехи подслушаю,
Черту подведу
стариковскою палочкой:
Нет, все-таки нет,
ничего, что по случаю
Я здесь побывал
и отметился галочкой.

Александр Твардовский, 1967 год

…Услышав эти стихи, я помню, ахнул: неужели это смиренное, тихое и мудрое слово вырвалось у проваренного во всех водах советского писателя, автора «Василия Теркина» и несгибаемого борца за журнальный островок свободы под названием «Новый мир»?
В последние годы, благодаря публикациям его дневников, пытливому читателю начала приоткрываться в своей полноте не только драматическая судьба этого великого человека, но и его душа: героическая, страдающая. По отношению к самому себе он был предельно честен, по крайней мере, на пространстве стиха.

Не много надобно труда,
Уменья и отваги,
Чтоб строчки в рифму, хоть куда,
Составить на бумаге.

То в виде ёлочки густой,
Хотя и однобокой,
То в виде лесенки крутой,
Хотя и невысокой.

Но бьёшься, бьёшься, так и сяк –
Им не сойти с бумаги.
Как говорит старик Маршак:
Голубчик, мало тяги…

Дрова как будто и сухи,
Да не играет печка.
Стихи как будто и стихи,
Да правды ни словечка.

Пеняешь ты на неуспех,
На козни в этом мире:
Чем не стихи? Не хуже тех
Стихов, что в «Новом мире».

Но совесть, та исподтишка
Тебе подскажет вскоре:
Не хуже – честь невелика,
Не лучше – вот что горе.

Покамест молод, малый спрос:
Играй. Но Бог избави,
Чтоб до седых дожить волос
Служа пустой забаве.

Он не был религиозен, но был всегда, как бы высоко его не возносила житейская «линия жизни», – живой частью души народа, подспудно сохраняющего в себе тоску по Вечности. Он знал, что это такое: ценить дарованную нам судьбу и радоваться каждому прожитому дню. Мудрость его лирики задевает думающее сердце читателя.

Источник: https://iammangageek.ru/pechnaya-truba/na-dne-moei-zhizni-na-samom-donyshke-analiz-stihotvoreniya-tvardovskogo-na-dne/

«На дне моей жизни…» А. Твардовский

«На дне моей жизни…» Александр Твардовский

На дне моей жизни,
на самом донышке
Захочется мне
посидеть на солнышке,
На теплом пенушке.

И чтобы листва
красовалась палая
В наклонных лучах
недалекого вечера.
И пусть оно так,
что морока немалая —
Твой век целиком,
да об этом уж нечего.

Я думу свою
без помехи подслушаю,
Черту подведу
стариковскою палочкой:
Нет, все-таки нет,
ничего, что по случаю
Я здесь побывал
и отметился галочкой.

Говорят, что каждый человек в той или иной мере предчувствует свою смерть и внутренне готовится к переходу в иной мир.

Кому-то для этого достаточно одного мгновения, у других же уходят годы на осознание собственных ошибок и их исправление.

Поэты чувствуют приближение смерти особенно остро, так как духовность является важнейшее составляющей их жизни и творчества. Поэтому неудивительно, что практически у каждого автора есть стихи, которые затрагивают эту мрачную тему.

Александр Твардовский в этом отношении – не исключение, так как в 1967 году, за 4 года до кончины, он написал стихотворение «На дне моей жизни…».

Поэт, отметивший свое 57-летие и по всем земным меркам считающийся отнюдь не старым человеком, всё же ощущает себя подошедшим к той заветной черте, после которой жизнь в физическом ее понимании завершается.

И именно на этом этапе Твардовский признается, что ему хочется «посидеть на солнышке, на теплом пенушке».

Примеряя к себе роль старика, поэт видит в ней определенные преимущества. Ведь именно в этот период жизни у каждого есть возможность переосмыслить собственные поступки без помех, без спешки и без лишних эмоций.

«Черту подведу стариковской палочкой», — отмечает поэт, и в этих строках кроется такое удивительное умиротворение, что смерть уже перестает казаться какой-то катастрофой и не вызывает страха. Конечно, неизвестность все же вызывает у поэта некоторое беспокойство, ведь о том, что будет потом, он может лишь догадываться.

Тем не менее, Твардовский убежден, что после смерти жизнь не заканчивается, а лишь переходит в иную плоскость. Неслучайно ведь мудрые люди утверждают, что на земле они – всего лишь гости, а впереди их ждет вечность

Поэт не пытается дать ответ на вопрос о том, зачем человек приходит в этот мир. Видимо, у каждого из нас есть определенная миссия, после выполнения которой смысл в продолжении жизни теряется.

Сам же Твардовский убежден, что он не сделал ничего выдающегося, но и не совершил поступки, за которые не сможет получить прощения. «Ничего, что по случаю я здесь побывал и отметился галочкой», — именно так поэт характеризует собственную жизнь.

Он не стремится к оценке собственного творчества, оставляя эту привилегию другим. Ведь в вечности нет титулов и наград, почестей и званий.

По-видимому, эта истина незадолго до смерти приоткрывается поэту, который начинает воспринимать смерть со спокойным любопытством и даже некоторым равнодушием, словно готовится ко встрече со старой подругой.

Источник: https://pishi-stihi.ru/na-dne-moej-zhizni-tvardovskij.html

Лирика Твардовского

Лирика Твардовского — это по преимуществу выражение самых простых, доступных любому труженику, но вместе с тем наиболее глубоких и общечеловеческих чувств. Она открывает душе такие основы человеческой жизни, как труд, родина, любовь, земля.

Значительный интерес представляют стихи Твардовского воен­ных лет, вошедшие в сборники «Возмездие» и «Фронтовая хроника» (1945).

Беззаветная любовь к родине, беспощадная ненависть к фашистским захватчикам, боль за поруганную советскую землю, за народ, перенесший во время войны неисчислимые бедствия, — вот мотивы военных стихов Твардовского.

Чеканной формой, напоми­нающей торжественную панихиду по «павшим в той битве миро­вой», отличается стихотворение «В тот день, когда окончилась вой­на…» (1948).

Страстный монолог солдата, навсегда бесследно исчезнувшего, но как бы слившегося со всем миром, представляет стихотворение «Я убит подо Ржевом» (1945-1946), относящееся к числу лучших стихотворений Твардовского о войне. Написано оно было после войны, в конце 1945 и в самом начале 1946 года.

По воспоминаниям поэта, «в основе его была уже неблизкая память поездки подо Ржев осенью 1942 года на участок фронта, где сража­лась дивизия полковника Кириллова Иосифа Константиновича. То, что довелось увидеть Твардовскому на фронте, глубоко вреза­лось в его сердце. «Впечатления этой поездки были за всю войну одни из самых удручающих и горьких до физической боли в сердце. Бои шли тяжелые, потери были очень большие, боеприпасов было в обрез — их подвозили вьючными лошадьми», — вспоминал поэт. Стихотворение написано от первого лица — от имени погибшего солдата:

  • Я убит подо Ржевом,
  • В безымянном болоте,
  • В пятой роте,
  • Налево,
  • При жестоком налете.
Читайте также:  Вальс - сообщение доклад

Но и в той беспредельной дали, где обрела покой его душа, его продолжает волновать вопрос: «Наш ли Ржев наконец?» Одна отра­да и утешение, что смерть его не была напрасной. Он пожертвовал своей жизнью ради спасения Родины:

  1. И у мертвых, безгласных,
  2. Есть отрада одна:
  3. Мы за родину пали Но она — спасена.
  4. Обращаясь к живым, солдат заклинает помнить тех, кто не вер­нулся с полей сражений, «кто зарыт без могилы»:
  5. Что недаром боролись Мы за родину-мать.
  6. Пусть не слышен наш голос, —
  7. Вы должны его знать.
  8. Как завещание звучит последняя часть стихотворения. В ней наказ живущим — беречь Родину, «с честью служить дальше роди­мой отчизне»:
  9. И беречь ее свято,
  10. Братья, счастье свое —
  11. В память воина-брата,
  12. Что погиб за нее.

«Созданный Твардовским монолог павшего воина «Я убит подо Ржевом» — это накаленное страстным поэтическим пафосом слово от имени «мертвых, безгласных», — свидетельство огромного богат­ства лирического «я» поэта, его душевной широты, человечности, присущей ему способности быть выразителем его переживаний и дум» (Л.K. Шевцова).

Тема памяти всегда волновала поэта. «Позднейшая лирика А. Твардовского — в основном лирика памяти… наиболее интен­сивно, постоянно и многообразно тема памяти связывается у него с войной. А. Твардовский никогда не «реконструирует» военного прошлого, у него нет стихов-воспоминаний о военных годах.

Па­мять о войне просто живет в его стихах, даже если об этом прямо не говорится, но иногда выходит наружу с огромной, пронзительной силой боли, страдания и даже какой-то собственной вины перед те­ми, кто навсегда остался на далеком берегу смерти…» (А.И. Павловский).

Твардовский видел свое жизненное назначение в том, чтобы сохранить память и сказать людям правду о каждом погибшем солдате и обо всей долгой и страшной войне. Чувство от­ветственности не ослабевало с годами. Вновь и вновь поэт возвра­щается мыслями к тем, кто не дожил до победы.

О них — шесть ла­коничных строк стихотворения «Я знаю, никакой моей вины…» (1966). Сам поэт так определял главную мысль этого стихотворе­ния: «Навечное обязательство живых перед павшими за общее де­ло, невозможность забвения, неизбывное ощущение как бы себя в них, а их в себе, — так приблизительно можно определить эту мысль и чувство.

Они составляют, как говорится, пафос и написан­ного после «Я убит подо Ржевом» стихотворения «В тот день, когда окончилась война» и многих других, вплоть до совсем недавних строчек «Из записной книжки»:

Я знаю, никакой моей вины В том, что другие не пришли с войны…»

Завершающая стихотворение строчка заканчивается многоточи­ем («Речь не о том, но все же, все же, все же…»). Это редчайший в произведениях Твардовского знак препинания, выражающий осо­бую недосказанность мысли, за которой стоят слезы, перехваты­вающие дыхание.

В лирике последних лет Твардовский отошел от типичной для ранних стихотворений формы сюжетной новеллы, все чаще прибе­гая к выразительному фрагменту. Характерны сами названия, ко­торые Твардовский любил давать свои стихам и даже целой книге — «Из записной книжки».

Пейзажные зарисовки в стихах Твардовско­го соотносятся то с внутренней жизнью автора («Признание»), где за сменяющими друг друга временами года проступает мысль о крат­кости человеческой жизни, а то и с ходом самой истории («День прошел, и в неполном покое…», «Береза» и др.).

Стремление в краткой, лаконичной форме поведать миру то, что волнует и тре­вожит, звучит в таких стихотворениях, как «Всему свой ряд, и лад, и срок…».

Излюбленным жанром поэта становится теперь лириче­ская миниатюра, в емкой форме выражающая широкую, зрелую мысль («О сущем», «О прописке»).

«Памяти матери» — это четыре стихотворения, представляющие единый непосредственный отклик на смерть матери поэта в 1965 году.

Первое стихотворение этого лирического цикла — «Прощаем­ся мы с матерями…» — проникнуто чувством бесконечной утраты от непоправимости случившегося.

Прощание с матерью выливается в горькие раздумья о краткости человеческой жизни, о невозможно­сти загладить вину за отсутствие душевной чуткости, внимания и заботы к матери:

  • Прощаемся мы с матерями Задолго до крайнего срока —
  • Еще в нашей юности ранней,
  • Еще у родного порога…

Долгие годы разлуки порой оборачиваются телеграммой, когда хочется сказать матери все теплые, ласковые слова, которые она не услышала при жизни. Второе стихотворение цикла — «В краю, ку­да их вывезли гуртом…» лежат подлинные факты, связанные с на­сильственным переселением семьи Твардовских в годы коллекти­визации.

В третьем стихотворении «Как не спеша садовники орудуют…» вновь звучит тема первого стихотворения: горе сына, потерявшего мать. В последнем стихотворении цикла — «Ты откуда эту песню…» — возникает символический образ перевозчика на лодке через речку.

Это как бы перевоз с одного берега жизни на другой, перевоз из жизни в смерть, и опять к истокам жизни.

Философское раздумье над жизнью, над своим предназначением звучит в стихотворении А. Твардовского «Вся суть в одном — единст­венном завете…» (1958). Слово «завет» употребляется в значении — обет, обещание. Суть единственного завета состоит в том, чтобы ска­зать свое слово в поэзии, в литературе так, как никто не сможет это сделать, будь он даже Лев Толстой:

А я лишь смертный. За свое в ответе, Я об одном при жизни хлопочу:

О том, что знаю лучше всех на свете, Сказать хочу, и так, как я хочу.

На этой странице искали :

  • твардовский лирика
  • особенности лирики твардовского
  • лирика твардовского кратко
  • анализ стихотворения твардовского на дне моей жизни
  • лирика твордовского

Сохрани к себе на стену!

Источник: http://vsesochineniya.ru/lirika-tvardovskogo.html

Анализ стихотворения Твардовского «На дне моей жизни» — Сочинения, рефераты, доклады на все темы

В конце 1920-х годов Пастернак встретил женщину, ставшую его второй большой любовью, – Зинаиду Николаевну Нейгауз. Она была замужем за известным советским пианистом.

Чувства к Борису Леонидовичу у нее возникли не сразу, но когда любовь захватила ее, брак не стал преградой. Окончательно отношения с супругом Зинаида Николаевна разорвала в 1931 году, отправившись с поэтом в путешествие по Грузии.

Пастернак посвятил Нейгауз немало удивительных по своей силе стихотворений.

Подробнее…

Анализ стихотворения Цветаевой «Август – астры»

Знакомство Марины Цветаевой с Осипом Мандельштамом сыграло в жизни и творчестве двух ярких поэтом 20 века немаловажную роль.

Они черпали друг в друге вдохновение и наряду с обычными письмами долгое время обменивались стихотворными посланиями, которые являлись ответом на ранее написанные произведения.

Так, в 1915 году Осип Мандельштам написал стихотворение «С веселым ржанием пасутся табуны», в котором обыграл значение мужского имени Август в контексте последнего летнего месяца.

Подробнее…

Анализ стихотворения Мандельштама “Silentium”

Это стихотворение написано Осипом Мандельштамом в 1910 году. Называется оно ” SILENTIUM”, что переводится как “Молчание”. Название, конечно же, отражает основную мысль стихотворения, которую можно сформулировать так: “Слово – серебро, молчание – золото”.

Автор говорит о том, что изначально было не Слово, а Тишина. Это мы видим из строк “да обретут мои уста первоначальную немоту”. Она – ненарушаемая связь всего живого, именно из нее возникли и музыка, и слово.

Подробнее…

Анализ стихотворения Брюсова «Поэту»

Стихотворение “Поэту” – своего рода декларация поэтического творчества, обращение к поэту как к живописателю людских страстей.Ты должен быть гордым, как знамя;Ты должен быть острым, как меч;Как Данту, подземное пламяДолжно тебе щеки обжечь.

Поэт должен подмечать все хладнокровно и беспристрастно, не боясь пожертвовать собой во имя добра и правды:Всего будь холодный свидетель,На все устремляя свой взор.Да будет твоя добродетель –Готовность взойти на костер.Все, что есть в жизни, должно стать средством выражения поэтических мыслей и образов.

Поэту всегда необходимо искать “сочетания слов”:Быть может, все в жизни лишь средствоДля ярко-певучих стихов,

И ты с беспечального детства

Подробнее…

Анализ стихотворения Мережковского «Родное»

У каждого человека есть такое место на планете, которое он считает своей родиной.

Для Дмитрия Мережковского таким местом является Елагин остров недалеко от Санкт – Петербурга, где у большой и дружной семьи будущего поэта была собственная дача.

Здесь Дмитрий Мережковский появился на свет, и именно сюда он любил сбегать от городской суеты, чтобы предаться философским размышлениям и честолюбивым творческим мечтам.

Подробнее…

Анализ стихотворения Заболоцкого «Завещание»

Анализ стихотворения Н. А. Заболоцкого ЗАВЕЩАНИЕ Стихотворение было написано в 1947 году.

Как раз после возвращения из ссылки, в те времена существовал сталинский режим. Заболоцкий показывает человека, борящегося с несправедливостью, но силы иссякли и продолжение своего дела он завещает потомкам, и что будет отовсюду наблюдать за происходящим Человек жил, но сейчас он при смерти и завещает людям сделать то, что он не успел при собстсвенной жизни.

Подробнее…

Источник: https://express5top.ru/index.php/analiz-stikhotvorenij/6401-analiz-stikhotvoreniya-tvardovskogo-na-dne-moej-zhizni.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector