Крестоносцы — краткое содержание рассказа сенкевича

Произведение «Крестоносцы», созданное писателем Генрихом Сенкевичем, повествует о реальных событиях, происходивших в Польше.

Збышко влюбился в красавицу Дануську. Юноша узнал, что родственники девушки были замучены крестоносцами и решил отомстить обидчикам своей любимой.

Встретив крестоносца, юноша вступил с ним в бой. Но это оказался посол Ордена и Збышко посадили в темницу за неучтивое поведение с дипломатическим лицом. Юноше грозила смерть. Когда его повели на место казни, Дануська набросила на Збышко платок. В те времена этот поступок означал, что женщина спасла смертника. Но в знак благодарности он теперь обязан обвенчаться с ней.

Вместо свадьбы Збышко вместе с раненым Мацько пришлось отправиться в родовое имение. Мацько было необходимо убить медведя и съесть его жир. Это помогло бы залечить его рану. Но во время схватки с хищником юноша чуть не погиб. Его спасла Ягенка. Затем Мацько выпил растопленный медвежий жир и поправился.

Родственники хотели поженить Збышко и Ягенку. Но молодой человек любил Дануську и хотел жениться только на ней. После выздоровления Збышко и Мацько отправились на поиски крестоносцев.

Путь их лежал около замка, где находилась Дануська. Естественно, что влюблённый заехал в жилище своей любимой. Во время охоты Збышко спас свою любимую от нападения свирепого дикого быка.

После этого случая молодые люди обвенчались.

Но их счастье было недолгим, крестоносцы похитили новобрачную. Девушка погибла в плену. Неутешный вдовец дал обет мстить обидчикам до конца своей жизни.

В эти трудные минуты отчаяния Ягенка помогла Збышко пережить смерть жены. Молодой мужчина понял, что любит девушку. Вскоре влюблённые обвенчались. Новобрачные приехали в родовое имение, разоренное крестоносцами. И предприняли всё возможное, чтобы восстановить былое величие замка.

Но вскоре начались военные действия с крестоносцами. Пришлось Мацько и Збышко снова отправиться на войну.

В произведении Генрих Сенкевич – патриот своей родины – выступил с протестом против колонизации Польши германцами. Он хотел показать, что только вооружённая борьба приведёт к победе над захватчиками.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Сенкевич — Крестоносцы. Картинка к рассказу

Крестоносцы - краткое содержание рассказа Сенкевича

Сейчас читают

Источник: https://2minutki.ru/kratkie-soderzhaniya/avtory/senkevich-krestonoscy-pereskaz

Генрик Сенкевич — Крестоносцы

  • — Нет ничего удивительного, что они едут ночью, — заговорил Мацько, — днем такая жара, но чего это они заехали в корчму, ведь монастырь под боком?
  • Затем он обратился к Збышку:
  • — Родная сестра прекрасной Рынгаллы, понял?
  • А Збышко ответил:
  • — И мазовецких панночек с нею, верно, без счета!

Но тут в корчму вошла княгиня, женщина средних лет, с улыбающимся лицом; она была одета в красный плащ и узкое зеленое платье с позолоченным поясом, который спускался вдоль бедер и внизу был застегнут большой пряжкой. За княгиней шли придворные панны, одни постарше, другие совсем ещё девочки, все в веночках из лилий и роз, многие с лютнями в руках. Некоторые несли целые букеты свежих цветов, нарванных, видно, по дороге. За паннами показались придворные и пажи, и в корчме стало шумно. Все вошли оживленные и веселые, громко разговаривая и напевая, словно в упоении от ясной ночи и яркого сияния луны. Среди придворных были два песенника, один с лютней, другой с гуслями у пояса. Одна из девушек, совсем ещё молоденькая, лет двенадцати, тоже несла за княгиней маленькую лютню, набитую медными гвоздиками.

— Слава Иисусу Христу! — сказала княгиня, остановившись посреди корчмы.

— Во веки веков, аминь! — с низким поклоном ответили присутствующие.

  1. — А где хозяин?
  2. Услышав, что его зовут, немец выступил вперед и, по немецкому обычаю, преклонил одно колено.
  3. — Мы остановимся у тебя отдохнуть и подкрепиться, — сказала княгиня.
  4. — Поторопись, а то мы голодны.
  5. Горожане успели уже выйти из корчмы, а оба местных шляхтича, Мацько из Богданца и молодой Збышко, поклонились ещё раз и хотели было тоже выйти, чтобы не мешать княгине и её свите, однако Анна Данута остановила их:

— Вы шляхтичи и нам не помешаете! Познакомьтесь с придворными. Откуда Бог несет?

Те стали называть свои имена, гербы, кличи и деревни, из которых они были родом. Услыхав от Мацька, откуда он с племянником возвращается, княгиня всплеснула руками.

— Ах, как кстати! — воскликнула она. — Расскажите нам про Вильно, про моего брата и сестру. Приедет ли князь Витовт на родины и крестины?

— Князь хочет приехать, да не знает, сможет ли; потому он и послал с ксендзами и боярами серебряную колыбель в дар королеве. С этой колыбелью приехали и мы с племянником, мы её охраняли в пути.

— Так колыбель уже здесь? Хотелось бы мне её посмотреть. Она вся из чистого серебра?

— Вся из чистого серебра, но её здесь уже нет. Ее повезли в Краков.

— А что же вы делаете в Тынце?

— Мы завернули сюда в монастырь к аббату, нашему родичу, хотим отдать на сохранение святым отцам всю нашу военную добычу и дары князя.

— Это вам Бог послал. Велика ли добыча? Но, скажите, почему брат не уверен, что сможет приехать?

  • — Он готовит поход на татар.[16]
  • — Я это знаю; одно меня смущает, королева не пророчила счастливого конца этого похода, а все её пророчества всегда сбываются.
  • Мацько улыбнулся.
  • — Эх, благочестива государыня наша, ничего не скажешь, но ведь с князем Витовтом пойдет множество наших рыцарей, отменных храбрецов, против которых никто не устоит.
  • — А вы не пойдете?

— Ведь меня послали с другими колыбель охранять, да и пять уж лет, как я не снимал доспехов, — ответил Мацько, показывая на отпечатки панциря на своем лосином кафтане. — Но дайте только отдохнуть, и я опять пойду, а нет, так племянника Збышка отдам пану Спытку из Мельштына, который поведет в поход всех наших рыцарей.

Княгиня Данута бросила взгляд на рослую фигуру Збышка, но тут разговор оборвался, так как в корчму вошел монах и, поздоровавшись с княгиней, стал смиренно укорять её за то, что она не прислала в монастырь гонца с вестью о своем прибытии и остановилась не у них, а в простой корчме, что не приличествует её сану. Разве мало домов в монастыре, где находит приют даже простой человек, что же говорить о таком почетном госте, как супруга князя, предки и родственники которого оказали монастырю столько благодеяний!

Но княгиня весело ему возразила:

— Мы сюда заехали только размяться, утром нам надо ехать в Краков. Мы выспались днем и ехали ночью по прохладе, петухи уж пели, и я не хотела будить благочестивую братию, да ещё с таким народом, который больше думает не об отдыхе, а о песнях да плясках.

Но монах продолжал настаивать на своем.

— Нет. Мы уж здесь останемся. Послушаем светских песен, время и пролетит незаметно, а к утрене приедем в костёл, чтобы день начать с Богом.

  1. — Служба будет о здравии милостивейшего князя и милостивейшей княгини, — сказал монах.
  2. — Князь, супруг мой, приедет только через четыре-пять дней.
  3. — Господь Бог и издалека ниспошлет ему благоденствие, а пока позвольте нам, смиренным, хоть вина принести вам из монастыря.
  4. — Благодарствуем, — ответила княгиня.
  5. Когда монах вышел, она тотчас крикнула:

— Эй, Дануся! Дануся! Встань-ка на лавку да потешь нашу душеньку той песней, которую ты пела в Заторе.

Придворные мигом поставили лавку посреди корчмы. Песенники сели по краям, а между ними стала та самая девочка, которая несла за княгиней лютню, набитую медными гвоздиками.

Косы у неё были распущены по плечам, на голове веночек, платье голубое, башмачки красные с длинными носками. Стоя на лавке, девочка казалась маленьким чудным ребенком, словно фигуркой из костёла или рождественского вертепа.

Видно, не впервые приходилось ей стоять вот так и петь перед княгиней, потому что она не обнаруживала ни тени смущения.

— Ну же, Дануся, ну же! — кричали придворные панны.

Взяв лютню, девочка подняла голову, как пташка, когда хочет запеть, и, полузакрыв глаза, затянула серебряным голоском:

Ах, когда б я пташкой
Да летать умела,
Я бы в Силезию
К Ясю улетела!

Песенники тотчас стали вторить ей, один на гусельцах, другой на большой лютне; княгиня, которая ничего так не любила, как светские песни, стала покачивать в такт головой, а девочка снова затянула тоненьким детским голоском, свежим, как у пташки, когда весной она поет в лесу свою песенку:

Сиротинкой бедной
На плетень бы села:
«Глянь же, мой соколик,
Люба прилетела».

И снова завторили ей оба песенника. Молодой Збышко из Богданца, который с детских лет привык к войне и ужасным её картинам, в жизни ничего подобного не видывал; коснувшись плеча стоявшего рядом мазура, он спросил:

— Кто это такая?

— Панночка из свиты княгини. Немало песенников увеселяют наш двор, но эта маленькая певунья всех милей княгине, и ничьих песен она не слушает так жадно, как её.

Конец ознакомительного отрывка Крестоносцы - краткое содержание рассказа Сенкевича Вы можете купить книгу и

Прочитать полностью

Хотите узнать цену? ДА, ХОЧУ

Источник: https://libking.ru/books/adv-/adv-history/508353-4-genrik-senkevich-krestonostsy.html

Крестоносцы

События, к которым обратился Сенкевич в романе «Крестоносцы», имели огромное значение как для истории Польши, так и для соседних с нею славянских и балтийских народов, ставших объектом немецкой феодальной агрессии. Это решающий этап борьбы против Тевтонского ордена, когда произошла знаменитая Грюнвальдская битва 1410 года, сломлено было могущество и приостановлена экспансия разбойничьего государства.

Тевтонский орден, или Орден крестоносцев, был немецким католическим духовно-рыцарским орденом. Возник он в XII веке, в эпоху Крестовых походов, в Палестине. Папа Иннокентий III утвердил его в 1198 году (тогда рыцари и стали носить белые плащи с черным крестом).

Оставшись в Палестине не у дел, Орден сперва попытался обосноваться (но безуспешно) в Трансильвании (Семиградье), а затем ему удалось в XIII веке создать на чужих землях феодальное военно-колонизационное государство.

Началось с того, что князь Конрад I Мазовецкий (1187 или 1188–1247), стремясь с помощью рыцарей отразить набеги соседей, балтийского племени пруссов, отдал Ордену в 1226 году свои владения в Хелминской земле (на правом берегу Вислы в нижнем ее течении). Отсюда крестоносцы начали покорение пруссов.

К 1283 году вся Пруссия оказалась под гнётом рыцарей, которые в самом начале колонизаторского похода добились от императора, а вскоре и от папы буллы, согласно которой захваченные земли становились собственностью Ордена. Папа принял Орденское государство под своё покровительство.

Продолжение после рекламы:

Дальнейшее его расширение шло как за счёт земель, где имелось некрещёное население (Литва), так и за счёт давно уже (в Х в.) принявшей католичество Польши, шло методами насильственного захвата и посредством интриг, подкупа, обмана, дипломатических ухищрений.

В Восточной Прибалтике Орден имел свой филиал: созданный в 1237 году из остатков Ордена меченосцев Ливонский орден, подчинявший папско-епископской власти земли латышей и эстонцев, пытавшийся продвинуться и дальше, но разбитый Александром Невским в Ледовом побоище 1242 года.

К концу XIV — началу XV века владения Тевтонского ордена (с ливонскими землями) простирались от Лебы до Нарвы и занимали территорию в 200 000 кв. км.

В корчму «Свирепый тур», в которой находятся Збышко и Мацько, прибывает княгиня со слугами. Збышко, увидев находящуюся среди них Дануську, очарован ее красотой и, узнав, что мать ее замучили крестоносцы, даёт ей обет положить к ее ногам несколько павлиньих султанов (павлиньи перья, украшающие шлемы крестоносцев) становясь таким образом ее рыцарем.

Брифли существует благодаря рекламе:

В аббатстве в Тынце Збышко молится Богу, чтобы тот скорее послал ему крестоносца, с которым он мог бы сразиться. По дороге в Краков Збышко видит крестоносца и, думая что этот враг послан ему самим Богом, бросается на него.

Но вдруг кто-то ломает его копье и останавливает лошадь. Это — Повала из Тачева. Он сообщает Збышко, что крестоносец — Куно Лиштенштейн, посол Ордена. Повала советует Збышку молить Куно о пощаде, но Збышко отказывается.

В Кракове Збышко сажают в тюрьму за оскорбление посла, ему грозит смертная казнь.

Когда его ведут на эшафот, где уже ждёт палач, Дануська набрасывает на него покрывало (это значит, что она спасает его от смерти, но спасённый должен на ней жениться).

Мацько, который отправился в Мальборг, твердыню крестоносцев, чтобы попросить у великого магистра милости для Збышка, был подстрелен в бору на границе разбойниками, но потом спасён Юрандом.

Збышек, выйдя на свободу, встречается с Юрандом и просит разрешить ему жениться на Дануське. Юранд, по непонятным причинам, отказывает.

Продолжение после рекламы:

Збышек и Мацько отправляются в своё родовое имение Богданец. Во время предыдущих набегов он был разорён и спален почти дотла.

У Мацько застрял наконечник стрелы; чтобы его вытащить, надо напиться медвежьего жира (народный способ, наконечник выйдет из тела). Збышко отправляется на охоту. Он почти убивает медведя, но в самый ответственный момент поскальзывается.

Но тут ему на помощь приходит Ягенка. Медведь убит. Мацько пьёт жир. Однажды ночью наконечник выходит из него, Мацько спасён.

Уезжая на войну, Мацько заложил свои земли аббату, своему родственнику. Сейчас их надо выкупить. Хитрый Мацько устраивает все так, что аббат не берет денег, а отдаёт обратно землю бесплатно.

Мацько и аббат хотят всеми силами поженить Збышко и Ягенку. У них ничего не получается. Ягенка любит молодого рыцаря всеми силами души, а он, хоть ему и нравится Ягенка, верен своей Дануське.

Збышко, которого в Богданце удерживал только больной дядя, когда Мацько выздоровел, стал торопиться на границу, исполнять обет, бить крестоносцев. Он уезжает из Богданца. Ягенка, волнуясь за любимого, отправляет во след Збышко чеха Главу, чтобы тот стал его оруженосцем. По пути они знакомятся с рыцарем де Лоршем, который находится в гостях у крестоносцев.

Брифли существует благодаря рекламе:

Путь Збышко лежит в замок Цеханов, где находится свита княгини и Дануська.

Охота на тура: облава на огромное количество зверей. Под конец — туры. Збышко, видя, что один зверь несётся к княгине и Дануське, бросается ему наперерез. Збышко ранен, де Лорш бросается ему на помощь. Зверя приканчивает чех Глава. Раненый Збышко обвенчан с Дануськой.

Крестоносцы добиваются у князя выдачи им Юранда из Спыхова (отряд крестоносцев напал на земли Юранда и послал ему вызов на поединок; Юранд согласился при условии, что они уйдут с его земель и отошлют свои войска — тогда он будет с ними биться; но крестоносцы этого не сделали, а посему Юранд напал на них, побил, отогнал.). Князь отказывает им. Крестоносцы в бешенстве. Они решают похитить Дануську, так как знают, что отец безумно ее любит. Что они и осуществляют.

Читайте также:  Золотой гусь - краткое содержание сказки братьев гримм

Ротгер, один из 4 злодеев, осуществивших этот коварный план, бросает вызов рыцарям князя (он доказывает, что крестоносцы непричастны к похищению Дануськи — Божий суд). Збышко принимает вызов. Они бьются, Збышко убивает Ротгера (почти отрубив ему руку), чех Глава убивает оруженосца Ротгера.

В это время Юранд приходит под стены Мальбурга (твердыни крестоносцев), чтобы просить рыцарей Ордена отпустить его дочь. Несколько ночей его не пускают в замок, он ночует у стен и однажды слышит голос своей дочери, которая поёт (так он уверяется, что Дануська в Мальбурге).

Наконец, его впускают; всячески измываются над ним и под конец выводят ему девчонку. Это не его дочь, а какая-то сумасшедшая девушка. Юранд их уверяет, что это не Дануська. Они опять измываются над ним. Наконец Данфельд на мольбы Юранда говорит ему, что если он и выпустит из замка Дануську, то «только с моим ублюдком!».

Юранд звереет, хватает Данфельда, поднимает его в воздух и бросает об пол. Мозги Данфельда на окружающих крестоносцах. Юранд хватает меч со стены и начинает крошить рыцарей, не замечая своих ран и не щадя врагов.

Он зарубает и Готфрида, а кроме него ещё кучу народа, пока с ним наконец не справляются и не засаживают в подземелье.

В это время в Мальбурге привозят тело Ротгера, убитого Збышком. Зигфриду Ротгер приходится сыном. Зигфрид в ярости вызывает палача, идёт в подземелье и приказывает отрезать Юранду язык, выжечь смолой глаза и отрубить кисть руки (последнее — как бы заместо отрубленной руки Ротгера). После чего он выставляет беспомощного Юранда из замка.

Збышко не находит себе места, он отправляется в земли крестоносцев, искать свою Дануську.

В то же время, Мацько решает увезти Ягенку поближе к Збышко, думая, что парень одумается и не будет гоняться за своей, возможно, уже мёртвой женой.

Они едут в Спыхов (Ягенка, переодетая мужчиной, Мацько, Глава, слуги). По дороге они натыкаются на слепого и немого старца. Ягенка узнает Юранда из Спыхова. Отряд отвозит Юранда в Спыхов.

Крестоносцы нападают на мазовские земли. Збышко присоединяется к отряду сопротивления. Сопротивление, в которое входит ополчение и немного рыцаре, с переменным успехом обороняют свою землю. Збышко неустанно разыскивает даже малейшие следы Дануськи. Прибывают Мацько и Глава, которые сообщают Збышко об участи Юранда.

Во время битвы с отрядом крестоносцев, Збышко захватывает в плен предводителя отряда, которым оказывается де Лорш. Молодые люди ещё больше подружились.

Наконец, появляется след: Зигфрид с рыцарями и Дануськой. Збышко их нагоняет и отбивает девочку. Дануська сошла с ума.

Глава везёт Зигфрида в Спыхов, Збышко везёт Дануську туда же, но с отставанием. Отряд крестоносцев берет в плен Мацько.

Юранд отпускает Зигфрида, не хочет мстить. Зигфрид вешается на дереве.

Дануська умирает на руках Збышко рядом со Спыховом. Позже он исполняет обет и приносит на могилу Дануськи пучок павлиньих перьев.

Збышко выкупает дядю из плена. Они вместе возвращаются в Богданец. Глава остаётся управителем в Спыхове, он женится на служанке Ягенки, Анульке.

Ягенка и Збышко наконец-то объясняются друг с другом. Женятся. Мацько отстраивает Богданец и строит родовой замок.

Старый магистр Ордена крестоносцев, Конрад, не хочет войны с поляками, т. к. верит предсказанию святой Бригитты, что крестоносцы проиграют войну. Но война неизбежна, и, как только Конрад умирает и избирают нового магистра Ульриха фон Юнгингена, начинается война.

К моменту объявления войны Збышко с Ягенкой уже вселяются в замок, построенный Мацько; у них 4 ребёнка.

Мацько и Збышко отправляются на войну. Центральное место книги — Грюнвальдская битва (описание до и во время придётся посмотреть).

Мацько вызывает на поединок Куно Лиштенштейна; он дал обет Богу сразиться с ним ещё когда по вине Куно Збышко сидел в тюрьме ожидая смертной казни. Мацько побеждает, безжалостно добивая врага.

Орден уничтожен: «Пришло время, и выбиты зубы их и отсечена правая рука!!» (пророчество святой Бригитты оправдывается!).

«Мацько и Збышко вернулись в Богданец. Старый рыцарь жил ещё долгие годы, а Збышко в расцвете сил и здоровья дождался той счастливой минуты, когда в одни ворота выезжал из Мальборга со слезами на глазах магистр крестоносцев, а в другие во главе войска въезжал польский воевода, дабы именем короля и королевства принять под свою руку город и весь край до седых волн Балтики»

Источник: https://briefly.ru/senkevich/krestonostsy/

Краткое содержание Крестоносцы Сенкевич для читательского дневника

Роман Генриха Сенкевича «Крестоносцы» был опубликован в 1897 году. Историческое произведение охватывает события целого десятилетия. Сенкевич описывает период с момента смерти королевы Ядвиги (1399 год) до Грюнвальдской битвы (1410 год). Действие развивается на территории Польши, подвергавшейся набегам рыцарей Тевтонского ордена – крестоносцев. Роман создан на основе реальных событий.

Описание исторический событий плавно переплетается с историей любви.  Молодой шляхтич Збышек влюбился в юную красавицу Данусю. Узнав, что родственники девушки были зверски замучены крестоносцами, Збышек поклялся отомстить за их смерть. Крестоносец, с которым герой романа вступил в бой, оказался послом Тевтонского ордена.

За дерзкое и неучтивое поведение с дипломатическим представителем юноше грозила смертная казнь. Его посадили в тюрьму. В тот момент, когда Збышека повели на казнь, его избранница накинула на него свой платок. Таким образом Дануська спасла жизнь возлюбленному.

В знак благодарности возлюбленный должен был обвенчаться со спасительницей.

Молодые обвенчались. Но счастье влюблённых было непродолжительным. Данусю выкрали крестоносцы и долго держали в плену. Все попытки освободить девушку не увенчались успехом.

В итоге девушка умирает, а Збышек клянётся до конца жизни мстить проклятым завоевателям. Отчаявшегося молодого человека поддерживает Ягненка. Она помогает ему пережить боль потери. Постепенно сочувствие и милосердие переходят в любовь.

Збышек и Ягненка обвенчались. Они возвратились в родовое имение, разрушенное до основания рыцарями Ордена.

Родовой замок восстановлен. У Ягненки и Збышека родилось четверо детей.  Но мирное счастье разрушено началом войны. Збышек со своим дядей Мацько отправляются воевать против поработителей Польши. Сражаются они на поле Грюнвальдской битвы самоотверженно. Безжалостно уничтожают ненавистных захватчиков.

Апофеозом романа является момент победы польского народа. Тот самый момент, через одни ворота Мальборга город покидают крестоносцы во главе со своим магистром. А с противоположной стороны, в другие ворота, в город въехал воевода войска польского. Таким образом город перешёл во власть польского короля.

Отныне отсюда и до самого Балтийского моря должна простираться влияние польского королевства.

Наряду с вымышленными героями, в произведении Сенкевича нашли своё место подлинные герои Грюнвальдского сражения.  Упоминание исторических личностей занимает второй план в романе. Но именно они придают достоверность всему повествованию. Несмотря на название романа, в центре сюжета польская шляхта и её яркие представители.

Создавая образы  Збышека, Мацько, Юранда, автор наделяет их неповторимыми характерными чертами. Они воплощают в себе образ польского рыцарства, Всех их объединяет безмерная любовь к Родине. Вера в Бога, честь и верность данной присяге – вот стержень этих людей.

Любовь к родной земле вкладывает в их руки меч для борьбы с завоевателями.

Источник: http://chitatelskij-dnevnik.ru/kratkoe-soderzhanie/5-6-predlzhenij/krestonoscy-senkevich

“Крестоносцы” Сенкевича в кратком содержании

События, к которым обратился Сенкевич в романе “Крестоносцы”, имели огромное значение как для истории Польши, так и для соседних с нею славянских и балтийских народов, ставших объектом немецкой феодальной агрессии. Это решающий этап борьбы против Тевтонского ордена, когда произошла знаменитая Грюнвальдская битва 1410 года, сломлено было могущество и приостановлена экспансия разбойничьего государства.

Тевтонский орден, или Орден крестоносцев, был немецким католическим духовно-рыцарским орденом. Возник он в XII веке, в эпоху Крестовых

походов, в Палестине. Папа Иннокентий III утвердил его в 1198 году. Оставшись в Палестине не у дел, Орден сперва попытался обосноваться в Трансильвании, а затем ему удалось в XIII веке создать на чужих землях феодальное военно-колонизационное государство.

Началось с того, что князь Конрад I Мазовецкий, стремясь с помощью рыцарей отразить набеги соседей, балтийского племени пруссов, отдал Ордену в 1226 году свои владения в Хелминской земле.

Отсюда крестоносцы начали покорение пруссов.

К 1283 году вся Пруссия оказалась под гнетом рыцарей, которые в самом начале колонизаторского похода добились от императора, а вскоре и от папы буллы, согласно которой захваченные земли становились собственностью Ордена.

Папа принял Орденское государство под свое покровительство.

Дальнейшее его расширение шло как за счет земель, где имелось некрещеное население, так и за счет давно уже принявшей католичество Польши, шло методами насильственного захвата и посредством интриг, подкупа, обмана, дипломатических ухищрений.

В Восточной Прибалтике Орден имел свой филиал: созданный в 1237 году из остатков Ордена меченосцев Ливонский орден, подчинявший папско-епископской власти земли латышей и эстонцев, пытавшийся продвинуться и дальше, но разбитый Александром Невским в Ледовом побоище 1242 года.

К концу XIV – началу XV века владения Тевтонского ордена простирались от Лебы до Нарвы и занимали территорию в 200 000 кв. км.

В корчму “Свирепый тур”, в которой находятся Збышко и Мацько, прибывает княгиня со слугами. Збышко, увидев находящуюся среди них Дануську, очарован ее красотой и, узнав, что мать ее замучили крестоносцы, дает ей обет положить к ее ногам несколько павлиньих султанов становясь таким образом ее рыцарем.

В аббатстве в Тынце Збышко молится Богу, чтобы тот скорее послал ему крестоносца, с которым он мог бы сразиться. По дороге в Краков Збышко видит крестоносца и, думая что этот враг послан ему самим Богом, бросается на него. Но вдруг кто-то ломает его копье и останавливает лошадь. Это – Повала из Тачева.

Он сообщает Збышко, что крестоносец – Куно Лиштенштейн, посол Ордена. Повала советует Збышку молить Куно о пощаде, но Збышко отказывается.

В Кракове Збышко сажают в тюрьму за оскорбление посла, ему грозит смертная казнь. Когда его ведут на эшафот, где уже ждет палач, Дануська набрасывает на него покрывало. Мацько, который отправился в Мальборг, твердыню крестоносцев, чтобы попросить у великого магистра милости для Збышка, был подстрелен в бору на границе разбойниками, но потом спасен Юрандом.

Збышек, выйдя на свободу, встречается с Юрандом и просит разрешить ему жениться на Дануське. Юранд, по непонятным причинам, отказывает.

Збышек и Мацько отправляются в свое родовое имение Богданец. Во время предыдущих набегов он был разорен и спален почти дотла. У Мацько застрял наконечник стрелы; чтобы его вытащить, надо напиться медвежьего жира. Збышко отправляется на охоту.

Он почти убивает медведя, но в самый ответственный момент поскальзывается. Но тут ему на помощь приходит Ягенка. Медведь убит.

Мацько пьет жир. Однажды ночью наконечник выходит из него, Мацько спасен.

Уезжая на войну, Мацько заложил свои земли аббату, своему родственнику. Сейчас их надо выкупить. Хитрый Мацько устраивает все так, что аббат не берет денег, а отдает обратно землю бесплатно.

Мацько и аббат хотят всеми силами поженить Збышко и Ягенку. У них ничего не получается. Ягенка любит молодого рыцаря всеми силами души, а он, хоть ему и нравится Ягенка, верен своей Дануське.

Збышко, которого в Богданце удерживал только больной дядя, когда Мацько выздоровел, стал торопиться на границу, исполнять обет, бить крестоносцев. Он уезжает из Богданца. Ягенка, волнуясь за любимого, отправляет во след Збышко чеха Главу, чтобы тот стал его оруженосцем.

По пути они знакомятся с рыцарем де Лоршем, который находится в гостях у крестоносцев.

Путь Збышко лежит в замок Цеханов, где находится свита княгини и Дануська.

Охота на тура: облава на огромное количество зверей. Под конец – туры. Збышко, видя, что один зверь несется к княгине и Дануське, бросается ему наперерез.

Збышко ранен, де Лорш бросается ему на помощь. Зверя приканчивает чех Глава. Раненый Збышко обвенчан с Дануськой.

Крестоносцы добиваются у князя выдачи им Юранда из Спыхова. Князь отказывает им. Крестоносцы в бешенстве.

Они решают похитить Дануську, так как знают, что отец безумно ее любит. Что они и осуществляют.

Ротгер, один из 4 злодеев, осуществивших этот коварный план, бросает вызов рыцарям князя. Збышко принимает вызов. Они бьются, Збышко убивает Ротгера, чех Глава убивает оруженосца Ротгера.

В это время Юранд приходит под стены Мальбурга, чтобы просить рыцарей Ордена отпустить его дочь. Несколько ночей его не пускают в замок, он ночует у стен и однажды слышит голос своей дочери, которая поет.

Наконец, его впускают; всячески измываются над ним и под конец выводят ему девчонку. Это не его дочь, а какая-то сумасшедшая девушка. Юранд их уверяет, что это не Дануська. Они опять измываются над ним.

Наконец Данфельд на мольбы Юранда говорит ему, что если он и выпустит из замка Дануську, то “только с моим ублюдком!”. Юранд звереет, хватает Данфельда, поднимает его в воздух и бросает об пол. Мозги Данфельда на окружающих крестоносцах.

Юранд хватает меч со стены и начинает крошить рыцарей, не замечая своих ран и не щадя врагов. Он зарубает и Готфрида, а кроме него еще кучу народа, пока с ним наконец не справляются и не засаживают в подземелье.

В это время в Мальбурге привозят тело Ротгера, убитого Збышком. Зигфриду Ротгер приходится сыном. Зигфрид в ярости вызывает палача, идет в подземелье и приказывает отрезать Юранду язык, выжечь смолой глаза и отрубить кисть руки.

После чего он выставляет беспомощного Юранда из замка.

Збышко не находит себе места, он отправляется в земли крестоносцев, искать свою Дануську. В то же время, Мацько решает увезти Ягенку поближе к Збышко, думая, что парень одумается и не будет гоняться за своей, возможно, уже мертвой женой. Они едут в Спыхов. По дороге они натыкаются на слепого и немого старца.

Читайте также:  Автомобиль - краткое содержание рассказа носова

Ягенка узнает Юранда из Спыхова. Отряд отвозит Юранда в Спыхов.

Крестоносцы нападают на мазовские земли. Збышко присоединяется к отряду сопротивления. Сопротивление, в которое входит ополчение и немного рыцаре, с переменным успехом обороняют свою землю.

Збышко неустанно разыскивает даже малейшие следы Дануськи. Прибывают Мацько и Глава, которые сообщают Збышко об участи Юранда.

Во время битвы с отрядом крестоносцев, Збышко захватывает в плен предводителя отряда, которым оказывается де Лорш. Молодые люди еще больше подружились.

Наконец, появляется след: Зигфрид с рыцарями и Дануськой. Збышко их нагоняет и отбивает девочку. Дануська сошла с ума.

Глава везет Зигфрида в Спыхов, Збышко везет Дануську туда же, но с отставанием. Отряд крестоносцев берет в плен Мацько.

Юранд отпускает Зигфрида, не хочет мстить. Зигфрид вешается на дереве.

Дануська умирает на руках Збышко рядом со Спыховом. Позже он исполняет обет и приносит на могилу Дануськи пучок павлиньих перьев.

Збышко выкупает дядю из плена. Они вместе возвращаются в Богданец. Глава остается управителем в Спыхове, он женится на служанке Ягенки, Анульке.

Ягенка и Збышко наконец-то объясняются друг с другом. Женятся. Мацько отстраивает Богданец и строит родовой замок.

Старый магистр Ордена крестоносцев, Конрад, не хочет войны с поляками, т. к. верит предсказанию святой Бригитты, что крестоносцы проиграют войну. Но война неизбежна, и, как только Конрад умирает и избирают нового магистра Ульриха фон Юнгингена, начинается война.

К моменту объявления войны Збышко с Ягенкой уже вселяются в замок, построенный Мацько; у них 4 ребенка.

Мацько и Збышко отправляются на войну. Центральное место книги – Грюнвальдская битва.

Мацько вызывает на поединок Куно Лиштенштейна; он дал обет Богу сразиться с ним еще когда по вине Куно Збышко сидел в тюрьме ожидая смертной казни. Мацько побеждает, безжалостно добивая врага.

Орден уничтожен: “Пришло время, и выбиты зубы их и отсечена правая рука!!” .

“Мацько и Збышко вернулись в Богданец. Старый рыцарь жил еще долгие годы, а Збышко в расцвете сил и здоровья дождался той счастливой минуты, когда в одни ворота выезжал из Мальборга со слезами на глазах магистр крестоносцев, а в другие во главе войска въезжал польский воевода, дабы именем короля и королевства принять под свою руку город и весь край до седых волн Балтики”

Источник: https://lit.ukrtvory.ru/krestonoscy-senkevicha-v-kratkom-soderzhanii/

Генрик Сенкевич — Крестоносцы

События, к которым обратился Сенкевич в романе «Крестоносцы», имели огромное значение как для истории Польши, так и для соседних с нею славянских и балтийских народов, ставших объектом немецкой феодальной агрессии. Это решающий этап борьбы против Тевтонского ордена, когда произошла знаменитая Грюнвальдская битва 1410 года, сломлено было могущество и приостановлена экспансия разбойничьего государства.

Генрик Сенкевич

Крестоносцы

В Тынце, в корчме «Свирепый тур», принадлежавшей аббатству[1], сидела за столом кучка народу и слушала бывалого рыцаря, который вернулся из дальних стран и рассказывал теперь о том, в каких переделках довелось ему побывать на войне и в дороге.

Бородатый, плечистый, богатырского роста, в полном расцвете сил, рыцарь, однако, был очень худ; волосы у него были убраны под шитую бисером сетку; на кожаном кафтане отпечатались кольца панциря; за наборным поясом, сплошь из медных блях, торчал нож в роговых ножнах, на боку висел короткий дорожный меч.

Рядом с рыцарем сидел за столом длинноволосый юноша с веселым взглядом, видно товарищ его или оруженосец, потому что и он был одет по-дорожному, в точно такой же помятый панцирем кожаный кафтан. Кроме них, за столом сидело двое шляхтичей из окрестностей Кракова да трое горожан в алых остроконечных шапках, языки которых свешивались набок до самых локтей.

Хозяин корчмы, немец, в светло-желтом колпаке с зубчиками по нижнему краю, наливал гостям из жбана в глиняные кружки сыченое пиво и с любопытством прислушивался к рассказу о военных подвигах.

С ещё большим любопытством слушали рыцаря горожане. В те времена ненависть, которая при Локотке разделяла горожан и рыцарство[2], стала уже угасать, и горожанин не гнул так спину перед паном, как в позднейшие века.

Пан ещё ценил его готовность ad concessionem pecuniarum[3], и в корчмах нередко случалось видеть, как купцы запросто бражничали с шляхтой. На них взирали даже с некоторой благосклонностью, потому что денег у них всегда было побольше и они обычно платили за своих благородных сотрапезников.

Итак, сидели в корчме горожане с шляхтичами и вели беседу с рыцарем, время от времени подмигивая хозяину, чтобы тот наполнил кружки.

— Сколько свету видали вы, благородный рыцарь! — воскликнул один из купцов.

— Да, немногим из тех, что съезжаются сейчас отовсюду в Краков, привелось столько увидеть, — ответил приезжий рыцарь.

— И пропасть же народу туда съедется! — продолжал горожанин. — Великое торжество и великое ликование в королевстве. Толкуют, и, верно, не зря, будто король всю опочивальню королевы повелел покрыть парчой, шитой жемчугами, и ложе убрать таким же балдахином. Игрища и ристалища будут, каких доселе не видывали.

— Кум Гамрот, не перебивайте рыцаря, — заметил другой купец.

— Да я, кум Айертретер[4], не перебиваю, я только думаю, рыцарю тоже любопытно узнать, что народ толкует, ведь и он, наверно, едет в Краков. Мы нынче все равно не поспеем вернуться в город, потому что ворота запрут, а ночью вошь спать не дает, так что успеем наговориться.

— Вам слово, а вы десять. Стареете, кум Гамрот!

— Ну, штуку мокрого сукна я ещё одной рукой подниму.

— Эва! Такого, что, как сито, насквозь светится.

  • Однако дальнейшие споры прервал странствующий рыцарь.
  • — Это верно, — сказал он, — что я останусь в Кракове, слыхал я про ристалища и охотно попытаю на них свою силу, да и племянник мой тоже, хоть и юн годами и безус, а не одного панцирника поверг уже на землю.
  • Гости бросили взгляд на юношу, который весело улыбнулся и, заложив за уши длинные волосы, поднес к губам кружку пива.
  • — Да и захотели бы мы вернуться, — прибавил старый рыцарь, — все равно некуда.

— Это как же так? — спросил один из шляхтичей. — Откуда же вы родом и как вас зовут?

— Меня зовут Мацько из Богданца, а это сын моего родного брата, зовут его Збышко. Герб наш Тупая Подкова, а клич «Грады»!

— Где же он, ваш Богданец?

— Эх, сударь, спросите лучше, где он был, потому что нет уж его. Еще во время войны Гжималитов с Наленчами сожгли дотла наш Богданец, так что один только старый дом остался; все, что было, забрали, а слуги наши разбежались.

Одна голая земля осталась, мужики, которые жили по соседству, и те ушли дальше в леса. Отстроились мы с братом, отцом этого хлопца, да на другой год вода все снесла. Потом брат умер, и остался я после его смерти один с сиротою.

Подумал я тогда: нет, не усидеть мне здесь! А в ту пору народ толковал про войну, шла молва, будто Ясько из Олесницы, которого король Владислав после Миколая из Москожова[5] послал в Вильно, спешно набирает по всей Польше рыцарей.

Отдал я землю в залог достойному аббату, нашему родичу, Янеку из Тульчи, купил на деньги доспехи, коней, снарядился, как положено, в военный поход, посадил на меринка парнишку, которому было в ту пору двенадцать лет, и айда к Яську из Олесницы!

— С подростком?

— Да он в ту пору и подростком-то не был, но крепкий был парнишка. Бывало, в двенадцать лет упрет самострел в землю, прижмет животом да так натянет тетиву рукоятью, что и англичанин — мы их под Вильно видали — лучше не справится.

  1. — Такой был сильный?
  2. — Шлем за мною носил, а как стукнуло ему тринадцать, так и щит стал носить.
  3. — Немало довелось повоевать вам.

— Все из-за Витовта. Сидел князь у крестоносцев, и каждый год делали они набеги на Литву под Вильно. Разный народ шел с ними: немцы, французы, англичане — они самые меткие лучники, — чехи, швейцарцы, бургундцы.

Рубили они леса, замки по дороге строили, да всю Литву огнем пожгли, мечом посекли, так что весь народ, который живет там, хотел покинуть родную землю и искать другой, хоть на краю света, хоть среди детей Велиала, только бы подальше от немцев.

— Да и мы тут слыхали, будто все литвины хотели уйти с детьми и женами, но только не верили этому.

— А я сам все это видел. Эх, эх! Не будь Миколая из Москожова, Яська из Олесницы да, не в похвальбу сказать, нас вот с ним, не было бы уже и Вильно.

— Это мы знаем. Вы замка не сдали.

— Да, не сдали. Вы вот послушайте хорошенько, что я вам скажу, человек я служилый и в войне искушенный. Еще старики говаривали: «неукротимая Литва», — оно и верно! Ловко литвины дерутся, но не с рыцарями им в поле силами меряться. Вот когда кони немцев в трясине увязнут или лес дремучий кругом, ну, тогда дело другое.

— Немцы добрые рыцари! — воскликнули горожане.

— Они стеной стоят, плечом к плечу, и так собачьи дети закованы в железную броню, что сквозь забрало одни глаза только и видно. И лавой валят.

Ударят, бывало, на них литвины и рассыплются кто куда как песок, а нет, так немцы сомнут их и растопчут. Не одни у крестоносцев немцы, — сколько есть народов на земле, все у них служат.

Ну и храбрецы! Пригнется это рыцарь к луке, наставит копье и перед битвой один ринется на целое войско, как ястреб на стадо.

Источник: https://mybrary.ru/books/prikljuchenija/istoricheskie-prikljuchenija/7456-genrik-senkevich-krestonoscy.html

Генрик Сенкевич «Крестоносцы»

Роман охватывает события между 1399 и 1410 годами — завершающий период борьбы Польши и Литвы против Тевтонского ордена.

Автор разворачивает повествование об истории жизни, любви и приключений молодого шляхтича Збышко из Богданца на фоне исторических событий того периода, завершившихся Грюнвальдской битвой.

Сочетая историческую достоверность с романтизмом, автору удалось создать настоящий шедевр мировой литературы, который стал классикой исторического романа.

Экранизации:

— «Крестоносцы» / «Krzyżacy» 1960, Польша, реж: Александр Форд

 1898 г. 1959 г. 1980 г. 1983 г. 1985 г. 1985 г. 1985 г. 1988 г. 1988 г. 1989 г. 1992 г. 1992 г. 1993 г. 1993 г. 1993 г. 1998 г. 2007 г. 2009 г. 2009 г. 2011 г. 2011 г. 2016 г. 2016 г. 2018 г. 2018 г. 1993 г.

Доступность в электронном виде:

Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке

iskender-leon, 24 мая 2013 г.

Книга, которая подарит вам абсолютное, полное погружение в атмосферу средневековья. Я, например, очень люблю романы «Айвенго» и «Квентин Дорвард» Вальтера Скотта и другие, похожие на них книги, но ни одна из них не подарила такого полного эффекта присутствия посреди событий произведения.

Это роман историко-рыцарский, приключенческий, социальный, даже этнографический. По-видимому Сенкевич при подготовке к работе над романом проработал просто прорву источников и материалов, подолгу корпея над историческими документами, летописями и прочим.

В результате такого подхода роман, который является масштабным историческим полотном, оброс многочисленными, но достоверными подробностями. В тексте романа вы найдёте подробные описания придворных церемоний, народных обычаев, княжеской охоты, отношений между сословиями.

Книга расскажет о феодальном хозяйстве, о турнирах и рыцарском кодексе, о представлениях тогдашних людей о разных сторонах окружающего их мира.

Конец 14-го и начало 15-го века. В Азии хромой Тамерлан ведёт свои многочисленные завоевания. В славной Флоренции приходит к власти фамилия Медичи. Пока ещё тихо дремлют Византия и Китай.

В восточной Европе два союзника — не так давно христианизированная Польша и последнее языческое государство в Европе — Литва отчаянно сражаются за право существования с организацией, которая под маской религиозных фанатиков прячет алчных охотников до чужих территорий — рыцарей-крестоносцев.

Я начал описывать достоинства романа с более важного для меня лично, хотя конечно «Крестоносцы» это прежде всего эпос о борьбе польского и литовского народов против Тевтонского ордена, рассказ о том, как решаются судьбы наций. «Благодаря согласию растут малые государства, из-за раздора гибнут великие державы». Этот афоризм принадлежит перу самого Сенкевича.

В истории Польши куда чаще можно было наблюдать раздоры чем единение, но в романе описан тот исторический период, когда Польша, крепко став на ноги и оперевшись на союзную Литву, сжав наконец пальцы в закованной в броню перчатке, крепко врезала по зубам ненавистным и заносчивым крестоносцам.

Сенкевич большой патриот своей страны и в многих его романах герои-поляки чрезмерно идеализированы. В данном случае это не так, образы двух главных персонажей — Мацька и Збышка, старого и молодого рыцарей из Богданца вышли на редкость достоверными, запоминающимися и колоритными.

Особенно привлекательным вышел старый Мацько — этакий кряжистый дуб, который и не всякая молния способна расщепить.

Хитрый, но щедрый, суровый, но любящий, этот воин, которому пошёл седьмой десяток не только выходит биться на поле боя, но и совсем не против ущипнуть пониже спины зардевшуюся панночку на пиру.

Читайте также:  Краткое содержание вечера на хуторе близ диканьки николая гоголя

Сам Збышко, номинально главный герой, которому посвящено ощутимо большая часть повествования, в целом наследуя своему дяде и будучи похожим на него, всё же несколько теряется на его фоне. Просто не успел он ещё нажить той лисиной хитрости, житейской мудрости и проницательности.

Интересны и очень многочисленные второстепенные герои. На страницах книги вам встретятся странствующий торговец индульгенциями, воин и аббат в одном лице, рыцарь, похожий на Дон Кихота и рыцарь, похожий на прислужника Сатаны, девушка, способная в одиночку подойти к медвежьему логову, многочисленные реальные исторические лица.

Этот роман Секевича принято считать вторым по значимости среди творческого наследия автора, но в самой Польше он, безусловно, номер один. Сенкевича часто спрашивали почему он перестал писать о событиях, происходящих в его время.

Сам же писатель свой уход в историческую тематику объяснял так: «Не лучше ли, не здоровее ли — вместо того, чтобы рисовать нынешнее состояние умов, нынешних людей, их бедность, несогласие с самими собою, тщетные потуги и бессилие, показать обществу, что были времена еще худшие, более страшные и отчаянные, но, несмотря на это, наступило возрождение и спасение. Первое может окончательно расхолодить и привести в отчаяние, второе — прибавляет сил, питает надежду, будит желание жить». Мог ли он знать что спустя всего сорок лет чудовищные преступления нацистов, духовных преемников Тевтонского ордена, затмят чёрные дела крестоносцев?

Ashenwail, 24 мая 2018 г.

Лебединая песнь польского рыцарского национализма.

Добротно написанный, но устаревший рыцарский роман.

Про что этот роман: про любовный треугольник в восточно-европейском антураже. Или — мелодрама в восточно-рыцарском антураже.

О чём этот роман: о том, как путём правильных любовных похождений богатое приданное получить.

В отличие от современного фентези, где «рыцарское» — прежде всего боевое поведение, здесь рыцарское — прежде всего галантное поведение. Однако есть и специфика.

Збышек — типичный молодой герой романов 18-19 веков: в чём-то наивный, простоватый, в чём-то недалёкий.

Увидел немецкого рыцаря и тут же, без реверансов, без объяснений напал на него. Типичный раубреттер, только польский! Ему слово — он тут же на поединок вызывает. Питух.

Реально Збышко надо было назвать «Буратино»: удачи на него так и сыпятся. Одна женщина — Дануся — спасла его от плахи, вторая — Ягенка — от смертельно раненного медведя. Потом он (точнее его слуга) зарубил тура, напавшего на женщин и лежал с переломанным ребром, а его за это опоясали рыцарским поясом со шпорами!

Нет, это центральный момент, принципиальный я бы сказал:

1. Збышко постоянно, по-идиотски нарывается на драку. Разумеется, ты рассчитываешь, что он действительно каким-то чудом добудет 3 павлиньих пера, сообразно своему обету и вообще совершит подвиг, ну что-то героическое.

2. Ему дают рыцарский пояс и венчают с Данусей после того, как ему на охоте тур сломал ребро. Напомню: тура зарубил его слуга. А слуге? Ну, просто похвалу…..

3. WTF?!!!!

Где-то к середине романа Збышко, которым так упивается Сенкевич — точнее, поступки Збышка — стали реально раздражать, да и просто бесить.

С другой стороны, мир был намного добрее: в романе женщин спасают от диких зверей, а не от людей. Алсо, сцены охоты — конечно must have классического рыцарского романа.

О романе: роман очень нетороплив. Тут его сравнивали с Айвенго. Да нет, В. Скотт намного более динамичен. Скорее я бы сравнил Крестоносцев с творениями Патрика нашего Ротфусса — там тоже вместо экшена сопли любят пожевать. Автору + 5 за быт и нравы, но — 5 за экшен: читать скучновато, надо, что называется, «осилить». Туда поехали, сюда поехали друг с другом лясы трут и постоянно охают.

Ещё у Сенкевича француз благороден, а немцы злы и грубы. Готовился, одним словом, к мировой войне пан Сенкевич: формировал общественное мнение о бедных поляках и злых немцах. Но надо видеть, с каким подлинно польским гонором описывает все эти вещи Сенкевич!

А теперь то, от чего я офигел:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть) почти половину романа все близкие люди Збышка постоянно приговаривают, что Дануси или уже нет в живых, или хоть бы не было в живых. Но при этом никто не смущается, что папа Дануси завещал все свои земли Збышку если Дануся умрёт. Одновременно вокруг Збышка ошивается Ягенка, которую не смущает, что рыцарь её мечты уже обручён с другой (с Данусей).

Ну, и под конец романа и Дануся и её папа умирают (разумеется, по вине крестоносцев). И Збышек — нет, богатенький Буратино — получает в наследство все земли, и, после небольшого фырканья ещё и Ягенку (ну за Ягенку там немного дали — бедный у неё папанька, но, как говориться, с паршивой панночки хоть клок земли).

Прекрасный польский роман: женился дважды по любви, а денежки — они сами приплыли.

Разочаровало и описание Грюнвальдской битвы: такое знаковое событие для всей Восточной Европы в описании Сенкевича прошло в разговорах и молитвах. Битва слабенько, а мелодрама в романе нормальная.

Алексей_Ше, 14 октября 2014 г.

Довольно увлекательный роман. Сенкевичу мастерски удаётся на историческом полотне изображать как вымышленных персонажей так и вполне реальных. Язык повествования сочный и ёмкий. Очень захватывающе и интересно описана эпоха средневековья. Конечно, Сенкевича можно упрекнуть в излишней “националистичности”.

Так же как и в романе “Огнём и мечом” силы добра олицетворяют только поляки (даже их союзники – литовцы показаны таким себе “морально неустойчивым звеном ”, достаточно вспомнить описание Сенкевичем Грюнвальдской битвы). Ну и, конечно, польские рыцари – самые ловкие, сильные, благородные. В общем непобедимые.

Крестоносцы ? Да чем они хуже то были ? Ну да, главный злодей был их представителем. НО. По сути, что поляки, что орден вели одну и туже РАЗБОЙНИЧЬЮ ВОЙНУ. Те же поляки и татар с турками пощипать были не прочь, и набеги на земли Тевтонского ордена учиняли. И, если посмотреть со стороны простого люда, то “хрен редьки не слаще”.

Какая разница барин немец или поляк ?

Отдельно я бы ещё остановился на теме рыцарства. И как-то не могу сказать я, что рыцарь это защитник. Как раз у меня сложилось иное мнение. Что это самый настоящий грабитель. Да, и Збышко, и Мацько это представители деструктивного и бесполезного класса общества. Хорошо на эту тему, тему рыцарства в средневековье, высказался Марк Твен в одном из своих романов.

Сенкевич уделил много внимания рыцарскому кодексу. Описанию всех “штатных и нештатных ситуаций”. Безусловно, что вызывает уважение – это отсутствие у рыцарей страха. Да, так задумаешься – не каждый способен поставить на кон свою жизнь, как это делали рыцари средневековья.

Вот так запросто, не оценивая ТТХ соперника, его умение владеть тем или иным оружием, взять и выйти на поединок – как в омут с головой. В настоящем времени чем-то тех средневековых рыцарей напоминают хоккейные тафгаи. То же “без страха и упрёка”. Только вот “дамами сердца” для них служат их партнёры по команде – более умелые и мастеровитые в хоккейном, а не кулачном плане.

И, наверное, не плохими рыцарями средневековья могли бы стать Тони Твист, Тай Доми или Майк Пелузо с Бобом Пробертом.

В итоге, несмотря на некоторые нюансы (как то – излишний национализм) роман, безусловно, заслуживает прочтения. Если сказать одной строкой, то “Крестоносцы” — это приключения странствующих рыцарей на фоне исторических событий.

strannik102, 2 января 2020 г.

Jeszcze Polska nie zginęła

В этой книге на примере нескольких сюжетных трагедийно-драматических, лирико-романтических и историко-героических линий Сенкевич сумел дать читателю максимально насыщенную картину условий жизни самых разных населенческих слоёв Польши и Литвы в условиях тесного недобрососедства с Тевтонским орденом на рубеже XIV—XV веков.

При этом сначала кажется, что на первом месте у автора находится как раз линия любовно-романтическая: молодой польский шляхтич-рыцарь Сбышко, совсем юная придворная девочка-дева Дануся, молодая красавица панночка Ягенка и пара её ухажёров доставят читателю немало волнительных страниц, в особенности, конечно, читательницам — Генрик Сенкевич развернул нешуточные петлемёбиусные выкрутасы с приключениями этих молодых влюблённых друг в друга героев и героинь.

Однако по мере следования за извивами любовно-романтического сюжета всё больше открываешь для себя второе (хотя на самом деле конечно же первое) смысловое значение и содержание романа: подробно и детально изложенные картины жизни людей в условиях такого вот соседства — постоянные набеги тевтонских рыцарей и кнехтов на пограничные земли, захваты ими заложников и угон в полон простого польско-литовского люда, постоянная экспансия ордена на восток под предлогом христианизации некрещёных районов Литвы (и с конечной целью прямого территориального захвата этих земель), просто многочисленные случаи унижения как именитых шляхтичей, так и более простых поляков и литвинов.

И, конечно же, ответное патриотическое сопротивленческое движение как в народных массах, так и среди шляхты и польско-литовского рыцарства — и ответные набеги на территорию Ордена, и дуэльные поединки с крестоносными рыцарями, и попытки добиться правды у великого магистра, и организация ополчения и объединённого польско-литовского войска (усиленного полками и других народов) для конечной битвы при Грюнвальде, битвы, ставшей началом краха всего Тевтонского ордена.

Естественно, что автор в своём сочинении приводит много исторических фактов, причём как имеющих серьёзное и значимое историческое значение, так и просто так или иначе упомянутых в каких-то письменных источниках того времени (о чём автор информирует своего читателя в сносках).

И потому вот это казавшееся изначально историко-приключенческим и романтико-лирическим повествование вдруг превращается в самый настоящий эпический исторический труд — недаром автор не стал томить читателя неизвестностями о личных судьбах своих героев, а чётко и недвусмысленно закончил все лирические линии до того, как перейти к последним главам романа, которые стали повествованием о Грюнвальдской битве.

В результате мы имеем весьма впечатляющее широкомасштабное историко-приключенческое произведение, способное потрафить вкусам самых взыскательных читателей и даже читательниц.

trabelsi, 12 ноября 2018 г.

Это произведение читал почти сразу после прочтения «Камо грядещи». Возможно в чем-то и уступает истории Легии, но это чисто субъективно.

Как всегда очень лихой сюжет, очень много можно почерпнуть по истории Польши, её борьбе за самостоятельность, после чего можно лучше понять нашего «соседа», по крайней мере я взглянул на них уже немного иначе.

Произведение пропитано духом патриотизма и любви к родине. Читал в переводе Егоровой, хотя дома есть перевод Ходасевича, но как-то он в начал труден был для восприятия.

Планирую и дальше знакомиться с произведениями Г. Сенкевича.

А Крестоносцев рекомендую всем тут и война и приключения и любовь и некоторые интересные мысли ну и исторические факты!)

realin523, 12 сентября 2019 г.

Практически все, что мне хотелось бы сказать о «Крестоносцах», уже написано другими комментаторами. Так что добавить стоит только несколько фраз.

Во-первых, мне кажется важным уточнить: «Крестоносцы» — не приключенческий исторический роман, а скорее историческая драма, в отличие от, скажем, «Черной стрелы» Стивенсона или «Квентина Дорварда» Скотта. Обратите внимание, как поверхностно в романе поданы приключенческие элементы сюжета и как мало они занимают места в тексте. Это не минус и не плюс, просто уточнение жанровой принадлежности.

Во-вторых, хочу поделиться впечатлениями: было интересно погрузиться в исторический фон; Сенкевич создал ощущение полного погружения и рассказал много интересных подробностей.

В-третьих, плюс — он же и минус: ради погружения в исторический фон Сенкевич использовал приемы, которые затрудняют чтение и иногда навевают скуку.

В общем, роман стоит читать, если вас интересует исторический фон средневековой Европы и не пугают зубодробильный текст и жанр исторической драмы (в хорошем смысле этого слова). Если же вы искали головокружительные приключения или какое-либо легкое развлекательное чтиво, то эта книга не подойдет.

…По поводу польской экранизации. Фильм снят красиво, на ролях второго плана — выразительные актеры с подходящими типажами. Крестоносцы — каждый со своим ярко выраженным характером; Юранд — супер! Но драма не получилась — совершенно не было жалко Данусю, а Збышко казался деревянным истуканом.

iluha29, 12 апреля 2016 г.

Замечательный исторический роман. Сюжет развивается не спешно, но интересно. Впечатления нельзя сказать, что хорошие. Не потому, что роман плохой, а потому, что события происходят очень тяжелые. Глубоко переживал за старого рыцаря Юранда. Как по мне, так самый яркий и запоминающий момент именно с ним.

Конечно, не стоит говорить об объективности автора. Безусловно Сенкевич восхваляет свой народ. Но нельзя сказать, что пафос в этом романе не уместен.

Написать отзыв:

Подписаться на отзывы о произведении

Источник: https://fantlab.ru/work265297

Ссылка на основную публикацию