Второстепенный образ из повести Льва Толстого «Детство». Старый учитель, немец, работает в семье Иртеньевых, учит детей немецкому языку и истории. Карл Иванович появляется в первой же главе повести «Детство».
История создания
Писатель Лев Толстой
Повесть «Детство» — одно из первых произведений Льва Толстого, написанное автором в 24 года. В то время Лев вместе с братом Николаем, артиллерийским офицером, отправился служить на Кавказ и написал «Детство» во время пребывания там. На работу над текстом у автора ушло больше года, и Толстой четыре раза основательно переделывал повесть.
Текст опубликовали в литературном журнале «Современник» за 1852 год. Эта публикация стала для Толстого первой. Повесть «Детство» носит автобиографический характер и составляет трилогию вместе с «Отрочеством» и «Юностью», материалом для которых тоже послужила биография Толстого.
Повесть «Детство»
Карл Иванович
Полное имя персонажа — Карл Иванович Мауэр. По национальности герой немец и происходит из Саксонии. В семье Иртеньевых Карл Иванович состоит домашним учителем. Внешность Карла описывается автором как «немецкая» — длинная фигура в халате и красной шапочке с кисточкой, под которой скрывается лысина. У персонажа редкие седые волосы, орлиный нос, на котором сидят очки, голубые глаза.
Для торжественных случаев у Карла Ивановича есть синий фрак со сборками на плечах и галстук, который герой повязывает бантом. Старика часто видят в очках и с книгой в руках.
У героя добрый голос и мягкий характер, Карл любит детей, с которыми занимается, утешает тех и проявляет участие, если дети огорчены и плачут. При этом как учитель герой строг и требователен, и в классной комнате преображается в сурового наставника. Временами Карл Иванович сердится на Николеньку Иртеньева и наказывает того — ставит в угол на колени, требует извинений за проступки.
Николенька Иртеньев
Сам Карл Иванович – не слишком счастливый человек. Это одинокий бедный старик, который рос сиротой, жизнь героя сложилась непросто. С возрастом Карл оглох на одно ухо, на одной руке героя недостает пальца.
Когда герой не занят образованием детей, то коротает время за чтением. Из-за увлечения книгами мужчина даже испортил зрение. Карлу Ивановичу свойственна педантичность, герой любит порядок и следит за тем, чтобы вещи лежали на собственных местах аккуратно.
В семье Иртеньевых герой работает и живет уже двенадцать лет, и за это время он привязался к господским детям, как к собственным. Карл Иванович даже ухаживает за детьми, когда те болеют, хотя это и не входит в обязанности учителя. Дети настолько привыкли к Карлу Ивановичу, что старика берут с собой, когда едут куда-то с детьми.
Карл Иванович и ученики
Сам герой прикипел душой к детям и не представляет, что станет делать без них. Карл согласен даже работать у Иртеньевых без жалованья, чтобы не расставаться с воспитанниками. Николенька, главный герой повести, с равной любовью и уважением относится к Карлу Ивановичу и собственному отцу.
У Иртеньевых Карл Иванович получает семь сотен рублей жалованья в год, что немного. До этого герой работал в семье некоего генерала, где, по убеждению самого героя, его ценили больше. Детей Иртеньевых герой учит истории, немецкому языку и прочим предметам.
Карл Иванович горд и привык говорить людям правду. Герой не льстит и не потакает окружающим. Помимо прочего, он любит поэзию и даже пишет стихи сам. Почерк у Карла Ивановича округлый и красивый.
Главные герои повести «Детство»
Через двенадцать лет самоотверженной службы Карла Ивановича попросили оставить пост домашнего учителя, потому что дети уже выросли, должны теперь «учиться серьезно» и в услугах героя больше не нуждаются. Старик затаил большую обиду и по-своему отомстил на уроке, когда несколько раз прочел детям с выражением фразу:
«Из всех пороков самый тяжкий есть неблагодарность».
Цитаты
«Карл Иваныч, с очками на носу и книгой в руке, сидел на своем обычном месте, между дверью и окошком. Налево от двери были две полочки: одна — наша, детская, другая — Карла Иваныча, собственная. На нашей были всех сортов книги — учебные и неучебные: одни стояли, другие лежали».«Бывало, как досыта набегаешься внизу по зале, на цыпочках прокрадешься на верх, в классную, смотришь — Карл Иваныч сидит себе один на своем кресле и с спокойно-величавым выражением читает какую-нибудь из своих любимых книг. Иногда я заставал его и в такие минуты, когда он не читал: очки спускались ниже на большом орлином носу, голубые полузакрытые глаза смотрели с каким-то особенным выражением, а губы грустно улыбались».«Бедный, бедный старик! Нас много, мы играем, нам весело, а он — один-одинешенек, и никто-то его не приласкает. Правду он говорит, что он сирота. И история его жизни какая ужасная! Я помню, как он рассказывал её Николаю — ужасно быть в его положении!»«Карл Иваныч был очень не в духе. Это было заметно по его сдвинутым бровям и по тому, как он швырнул свой сюртук в комод, и как сердито подпоясался, и как сильно черкнул ногтем по книге диалогов, чтобы означить то место, до которого мы должны были вытвердить».
Источник: https://24smi.org/person/6015-karl-ivanovich-povest-detstvo.html
Л.Н. Толстой. Повесть "Детство". Анализ избранных глав. Видеоурок. Литература 7 Класс
Тема: Из литературы XIX века
Урок: Л. Н. Толстой. Повесть «Детство». Анализ избранных глав
Рис. 1. Обложка книги (Источник)
Чтение и анализ главы «Классы».
Главную роль в этой главе играет учитель Карл Иванович, с ним мы уже познакомились в главе «Maman». Но, безусловно, особенностью произведения является то, как маленький мальчик Николенька Иртеньев, которому 10 лет, воспринимает жизнь, взрослых и своего учителя Карла Ивановича. Глава начинается так:
«Карл Иваныч был очень не в духе».
Давайте понаблюдаем за реакцией взрослых в этой главе, за реакцией ребенка, за его мыслями, за его пониманием жизни.
«Это было заметно по его сдвинутым бровям и по тому, как он швырнул свой сюртук в комод, и как сердито подпоясался, и как сильно черкнул ногтем по книге диалогов, чтобы означить то место, до которого мы должны были вытвердить. Володя учился порядочно; я же так был расстроен, что решительно ничего не мог делать».
Рис. 2. Иллюстрация к повести Л. Н. Толстого «Детство» (Источник)
Как мы знаем, Николенька был расстроен от известия о том, что их теперь увозят в Москву, и учитель Карл Иванович учить больше не будет.
«Долго бессмысленно смотрел я в книгу диалогов, но от слез, набиравшихся мне в глаза при мысли о предстоящей разлуке, не мог читать…» «Когда дошло дело до чистописания, я от слез, падавших на бумагу, наделал таких клякс, как будто писал водой на оберточной бумаге».
Насколько остро чувствует мальчик отношение к себе?
«Карл Иваныч рассердился, поставил меня на колени, твердил, что это упрямство, кукольная комедия (это было любимое его слово), угрожал линейкой и требовал, чтобы я просил прощенья, тогда как я от слез не мог слова вымолвить; наконец, должно быть, чувствуя свою несправедливость, он ушел в комнату Николая и хлопнул дверью».
Несмотря на то, что Николенька еще ребенок, он прекрасно видит и понимает поступки взрослых. Николенька слышит разговор в комнате Николая, где Карл Иванович жалуется на несправедливость хозяина, который увозит детей учиться и лишает его работы.
«- Я двенадцать лет живу в этом доме и могу сказать перед Богом, Николай, — продолжал Карл Иваныч, поднимая глаза и табакерку к потолку, — что я их любил и занимался ими больше, чем ежели бы это были мои собственные дети.
Ты помнишь, Николай, когда у Володеньки была горячка, помнишь, как я девять дней, не смыкая глаз, сидел у его постели.
Да! тогда я был добрый, милый Карл Иваныч, тогда я был нужен; а теперь, — прибавил он, иронически улыбаясь, — теперь дети большие стали: им надо серьезно учиться. Точно они здесь не учатся, Николай?»
- И, конечно, Николенька сочувствовал тому горю, которые испытывал Карл Иванович. Вот, как об этом пишет Толстой:
- «Я сочувствовал его горю, и мне больно было, что отец и Карл Иваныч, которых я почти одинаково любил, не поняли друг друга; я опять отправился в угол, сел на пятки и рассуждал о том, как бы восстановить между ними согласие».
- Таковыми были чувства ребенка, но посмотрим, как проявляется обида Карла Ивановича во время урока.
«Несколько раз, с различными интонациями и с выражением величайшего удовольствия, прочел он это изречение, выражавшее его задушевную мысль». А изречение было такое: «Из всех пороков самый тяжкий есть Неблагодарность».
- Как же воспринимает Николенька поведение своего учителя?
- «Лицо его не было угрюмо, как прежде; оно выражало довольство человека, достойно отмстившего за нанесенную ему обиду».
- Николенька понимает поведение Карла Ивановича и воспринимает его как человека, чуть-чуть не уследившего за своими чувствами.
«Было без четверти час; но Карл Иваныч, казалось, и не думал о том, чтобы отпустить нас: он то и дело задавал новые уроки. Скука и аппетит увеличивались в одинаковой мере. Я с сильным нетерпением следил за всеми признаками, доказывавшими близость обеда. Вот дворовая женщина с мочалкой идет мыть тарелки, вот слышно, как шумят посудой в буфете…»
Но Карл Иванович был неумолим. Так заканчивается глава «Карл Иванович».
Чтение и анализ главы «Наталья Савишна».
Рис. 3. Иллюстрация к повести Л. Н. Толстого «Детство» (Источник)
«В половине прошлого столетия по дворам села Хабаровки бегала в затрапезном платье босоногая, но веселая, толстая и краснощекая девка Наташка. По заслугам и просьбе отца ее, кларнетиста Саввы, дед мой взял ее вверх — находиться в числе женской прислуги бабушки.
Горничная Наташка отличалась в этой должности кротостью нрава и усердием. Когда родилась матушка и понадобилась няня, эту обязанность возложили на Наташку. И на этом новом поприще она заслужила похвалы и награды за свою деятельность, верность и привязанность к молодой госпоже.
Но напудренная голова и чулки с пряжками молодого бойкого официанта Фоки, имевшего по службе частые сношения с Натальей, пленили ее грубое, но любящее сердце. Она даже сама решилась идти к дедушке просить позволенья выйти за Фоку замуж.
Дедушка принял ее желание за неблагодарность, прогневался и сослал бедную Наталью за наказание на скотный двор в степную деревню. Через шесть месяцев, однако, так как никто не мог заменить Наталью, она была возвращена в двор и в прежнюю должность.
Возвратившись в затрапезке из изгнания, она явилась к дедушке, упала ему в ноги и просила возвратить ей милость, ласку и забыть ту дурь, которая на нее нашла было и которая, она клялась, уже больше не возвратится. И действительно, она сдержала свое слово.
С тех пор Наташка сделалась Натальей Савишной и надела чепец: весь запас любви, который в ней хранился, она перенесла на барышню свою».
«Когда maman вышла замуж, желая чем-нибудь отблагодарить Наталью Савишну за ее двадцатилетние труды и привязанность, она позвала ее к себе и, выразив в самых лестных словах всю свою к ней признательность и любовь, вручила ей лист гербовой бумаги, на котором была написана вольная Наталье Савишне, и сказала, что, несмотря на то, будет ли она или нет продолжать служить в нашем доме, она всегда будет получать ежегодную пенсию в триста рублей. Наталья Савишна молча выслушала все это, потом, взяв в руки документ, злобно взглянула на него, пробормотала что-то сквозь зубы и выбежала из комнаты, хлопнув дверью. Не понимая причины такого странного поступка, maman немного погодя вошла в комнату Натальи Савишны. Она сидела с заплаканными глазами на сундуке, перебирая пальцами носовой платок, и пристально смотрела на валявшиеся на полу перед ней клочки изорванной вольной».
«С тех пор как я себя помню, помню я и Наталью Савишну, ее любовь и ласки; но теперь только умею ценить их…»
И опять-таки это тот взгляд взрослого человека на то, что с ним было в детстве, взгляд с позиции времени, с позиции мудрости.
«…тогда же мне и в голову не приходило, какое редкое, чудесное создание была эта старушка. Она не только никогда не говорила, но и не думала, кажется, о себе: вся жизнь ее была любовь и самопожертвование.
Я так привык к ее бескорыстной, нежной любви к нам, что и не воображал, чтобы это могло быть иначе, нисколько не был благодарен ей и никогда не задавал себе вопросов: а что, счастлива ли она? довольна ли?»
И интересный случай встречается нам в главе «Наталья Савишна».
Подумайте, как в этой сцене проявится человеческий характер и характер главного героя.
«Вот как это было. За обедом, наливая себе квасу, я уронил графин и облил скатерть.
— Позовите-ка Наталью Савишну, чтобы она порадовалась на своего любимчика, — сказала maman.
Наталья Савишна вошла и, увидав лужу, которую я сделал, покачала головой; потом maman сказала ей что-то на ухо, и она, погрозившись на меня, вышла.
После обеда я, в самом веселом расположении духа, припрыгивая, отправился в залу, как вдруг из-за двери выскочила Наталья Савишна с скатертью в руке, поймала меня и, несмотря на отчаянное сопротивление с моей стороны, начала тереть меня мокрым по лицу, приговаривая: «Не пачкай скатертей, не пачкай скатертей!» Меня так это обидело, что я разревелся от злости».
Первое чувство, которое возникает у героя, это чувство обиды и чувство злости.
«»Как! — говорил я сам себе, прохаживаясь по зале и захлебываясь от слез. — Наталья Савишна, просто Наталья, говорит мне ты, и еще бьет меня по лицу мокрой скатертью, как дворового мальчишку. Нет, это ужасно!»»
- Вот в этой сцене Николенька воспринимает все те традиции, которые были характерны для дворянских семей, тот уровень понимания, что они с Натальей находятся не на одинаковых уровнях социальной лестницы, он уже понятен Николеньке.
- Однако, это чувство злости, чувство обиды уступает другим более нравственным категориям.
- «Когда Наталья Савишна увидала, что я распустил слюни, она тотчас же убежала, а я, продолжая прохаживаться, рассуждал о том, как бы отплатить дерзкой Наталье за нанесенное мне оскорбление».
- Посмотрите, как развиваются чувства: обида, злость и затаенная злость.
- «Через несколько минут Наталья Савишна вернулась, робко подошла ко мне и начала увещевать:
— Полноте, мой батюшка, не плачьте… простите меня, дуру… я виновата… уж вы меня простите, мой голубчик… вот вам.
Она вынула из-под платка корнет, сделанный из красной бумаги, в котором были две карамельки и одна винная ягода, и дрожащей рукой подала его мне. У меня недоставало сил взглянуть в лицо доброй старушке: я, отвернувшись, принял подарок, и слезы потекли еще обильнее, но уже не от злости, а от любви и стыда».
Чтение и анализ главы «Детство»
Рис. 4. Иллюстрация к повести Л. Н. Толстого «Детство» (Источник)
Глава «Детство» начинается замечательными словами, которые могли бы стать эпиграфом ко всей повести:
«Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства! Как не любить, не лелеять воспоминаний о ней? Воспоминания эти освежают, возвышают мою душу и служат для меня источником лучших наслаждений».
Обратите внимание на лексику, использованную в главе. Сколько хороших, теплых слов! Постарайтесь увидеть самые главные из них, ключевые слова.
«…Сидишь и слушаешь. И как не слушать? Maman говорит с кем-нибудь, и звуки голоса ее так сладки, так приветливы. Одни звуки эти так много говорят моему сердцу!».
«Ничьи равнодушные взоры не стесняют ее: она не боится излить на меня всю свою нежность и любовь. Я не шевелюсь, но еще крепче целую ее руку».
«Слезы любви и восторга».
«…Любовь к ней и любовь к Богу как-то странно сливались в одно чувство.
После молитвы завернешься, бывало, в одеяльце; на душе легко, светло и отрадно; одни мечты гонят другие, — но о чем они? Они неуловимы, но исполнены чистой любовью и надеждами на светлое счастие».
Сколько теплых слов мы увидели: сердце, нежность, любовь. Слово «любовь» повторяется в течение главы несколько раз. Любовь, любовью, люблю, слезы любви и восторга, светлое счастье, любовь и надежда, на душе легко, светло, отрадно — вот те ощущения детства, которые пронес Николенька.
«Вернутся ли когда-нибудь та свежесть, беззаботность, потребность любви и сила веры, которыми обладаешь в детстве? Какое время может быть лучше того, когда две лучшие добродетели — невинная веселость и беспредельная потребность любви — были единственными побуждениями в жизни?» «Неужели остались одни воспоминания?»
Вот таким вопросом заканчивается глава «Детство». И Толстой ставит этот вопрос перед читателем, вернуться ли когда-нибудь та свежесть и беззаботность? Какое время может быть лучше того, чем время детства? Наверное, нужно любить, ценить свое детство, с любовью относиться и к маме, и к папе.
Вывод.
Особенностью героя повести «Детство» является то, что он постоянно проявляет свои чувства и часто бывает беспощадным по отношению к себе, часто корит себя за какие-то поступки, за которые самому становится потом стыдно.
Николенька вспоминает счастливое время, проведенное в деревне. Он вспоминает людей, которые были беззаветно преданы их семейству, он вспоминает свое детство.
Большое место в повести занимает описание чувства любви к людям, способность любить самому. Это те чувства, которые восхищают самого Толстого. Но в то же время, Толстой показывает, как очень часто мир взрослых людей может разрушить детское понимание жизни.
Повесть «Детство» заканчивается смертью матери. И наступает другая, совсем иная пора, которую никогда уже Николенька не назовет счастливой, невозвратимой порой детства.
Список литературы
- Коровина В.Я. Дидактические материалы по литературе. 7 класс. — 2008.
- Тищенко О.А. Домашняя работа по литературе за 7 класс (к учебнику В.Я. Коровиной). — 2012.
- Кутейникова Н.Е. Уроки литературы в 7 классе. — 2009.
- Коровина В.Я. Учебник по литературе. 7 класс. Часть 1. — 2012.
- Коровина В.Я. Учебник по литературе. 7 класс. Часть 2. — 2009.
- Ладыгин М.Б., Зайцева О.Н. Учебник-хрестоматия по литературе. 7 класс. — 2012.
- Курдюмова Т.Ф. Учебник-хрестоматия по литературе. 7 класс. Часть 1. — 2011.
Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет
- ФЭБ: Словарь литературных терминов (Источник).
- Словари. Литературные термины и понятия (Источник).
- Толковый словарь русского языка (Источник).
- Л.Н. Толстой. Биография. Произведения (Источник).
- Л.Н. Толстой «Детство» (Источник).
- Л.Н. Толстой «Детство». Аудиокнига (Источник).
- Кинофильм по трилогии Толстого «Детство. Отрочество. Юность» (1973 г.) (Источник).
- Видео энциклопедия. Биография и творчество Л. Н. Толстого (Источник).
Домашнее задание
- Какой эпизод повести произвел на вас самое сильное впечатление? Почему?
- Чему учит повесть Толстого «Детство»? О чем заставляет задуматься?
- Как вы думаете, полезно эту повесть читать не только детям, но и взрослым? Почему?
- Вспомните яркий эпизод своего детства. Попробуйте рассказать о нем или описать в толстовской манере. Попытайтесь не только изложить ход события, но и передать чувства, переживания, мысли по поводу людей и событий.
Источник: https://interneturok.ru/lesson/literatura/7-klass/russkaya-literatura-19-veka/l-n-tolstoy-povest-detstvo-analiz-izbrannyh-glav
Образ и характеристика Карла Ивановича в повести "Детство": описание внешности и характера, портрет учителя (Карл Иваныч)
Главная страницаПовесть «Детство» Л. Н. Толстого
Карл Иванович. Повесть «Детство». Художник К. Клементьева |
Старый учитель Карл Иванович (Иваныч) является ярким второстепенным персонажем повести «Детство» Толстого. В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Карла Ивановича в повести «Детство»: описание внешности и характера учителя, его портрет в цитатах.
Смотрите:
— Краткое содержание повести
— Все материалы по повести «Детство»
Карл Иванович — домашний учитель в семье Николеньки:
«…послышался из классной голос Карла Иваныча…»
- Полное имя героя — Карл Иванович Мауер:
- Карл Иванович — немец. Он родом из Саксонии:
- Внешность Карла Ивановича:
- Карл Иванович носит шапочку, чтобы не простудиться:
- Карл Иванович — добрый человек. Он любит Николеньку и других детей:
- У Карла Ивановича добрый голос. Но на уроках его голос становится строгим:
- Карл Иванович — заботливый, небезразличный человек:
- Карл Иванович — одинокий старик с непростой судьбой:
- Карл Иванович глух на одно ухо:
- У Карла Ивановича больная рука:
- Карл Иванович — строгий, требовательный учитель:
- Карл Иванович иногда наказывает Николеньку и ставит его в угол:
- Карл Иванович любит читать книги:
- Карл Иванович любит порядок и аккуратность:
- Карл Иванович 12 лет служит учителем в семье Николеньки. Он любит детей как родных:
- Карл Иванович привык к Николеньке и другим детям:
- Николенька любит Карла Ивановича почти как родного отца:
«…взглянул на надпись. Было написано: «Карлу Ивановичу Мауеру»..»
«…Карл Мауер…»
«…говорил о Саксонии…»
«…выпишу родных Карла Иваныча из Саксонии…»
«…Его доброе немецкое лицо…» «…вижу я перед собой длинную фигуру в ваточном халате и в красной шапочке, из-под которой виднеются редкие седые волосы…»
«…очки спускались ниже на большом орлином носу, голубые полузакрытые глаза смотрели с каким-то особенным выражением, а губы грустно улыбались…»
«…Он же, в пестром ваточном халате, подпоясанном поясом из той же материи, в красной вязаной ермолке с кисточкой и в мягких козловых сапогах…» (домашний наряд)
«…его халат, шапочку и кисточку…» «…Карл Иваныч снял халат, надел синий фрак с возвышениями и сборками на плечах, оправил перед зеркалом свой галстук и повел нас вниз…»
«…Карл Иваныч, с очками на носу и книгой в руке…»
«…поцеловала его в морщинистый висок…» «…прикрыл лысину красной шапочкой…» «…очень знакомый скрип сапогов в официантской…»
«…через час времени меня разбудил тот же скрип сапогов…» «…держался обеими руками за пышный бант своего галстука и пробовал, свободно ли входит в него и обратно его гладко выбритый подбородок…»
«…Карл Иваныч, чтобы не простудить своей голой головы, никогда не снимал красной шапочки, но всякий раз, входя в гостиную, спрашивал на это позволения…»
«…Какой он добрый и как нас любит, а я мог так дурно о нем думать!..»
«…Его доброе немецкое лицо…»
«…знаю его доброе сердце…»
«…наш добрый Карл Иваныч…»
«…крикнул он добрым немецким голосом, потом подошел ко мне…» «…Голос его был строг и не имел уже того выражения доброты, которое тронуло меня до слез…»
«…участие, с которым он старался угадать причину моих слез…»
«…Карл Иваныч, тронутый моим рассказом, стал утешать и успокаивать меня…»
«…Бедный, бедный старик! Нас много, мы играем, нам весело, а он — один-одинешенек, и никто-то его не приласкает. Правду он говорит, что он сирота. И история его жизни какая ужасная! ужасно быть в его положении!..»
«…не обижать бедного Карла Иваныча. Он и так очень несчастлив!..»
«…о Карле Иваныче и его горькой участи — единственном человеке, которого я знал несчастливым…»
«…Карл Иваныч был глух на одно ухо, а теперь от шума за роялем вовсе ничего не слыхал…»
«…лайковую перчатку на ней недоставало среднего пальца, отрезанного, должно быть, еще очень давно, Карлом Иванычем для больной руки…»
«…Голос его был строг и не имел уже того выражения доброты, которое тронуло меня до слез. В классной Карл Иваныч был совсем другой человек: он был наставник…»
«…Карл Иваныч рассердился, поставил меня на колени, твердил, что это упрямство, кукольная комедия (это было любимое его слово), угрожал линейкой и требовал, чтобы я просил прощенья…»
«…Карл Иваныч большую часть своего времени проводил за чтением, даже испортил им свое зрение; но, кроме этих книг и «Северной пчелы», он ничего не читал…»
«…с спокойно-величавым выражением читает какую-нибудь из своих любимых книг…»
«…подле него лежат часы с нарисованным егерем на циферблате, клетчатый платок, черная круглая табакерка, зеленый футляр для очков, щипцы на лоточке. Все это так чинно, аккуратно лежит на своем месте…»
«…Я двенадцать лет живу в этом доме и могу сказать перед богом, что я их любил и занимался ими больше, чем ежели бы это были мои собственные дети…»
«…когда у Володеньки была горячка, помнишь, как я девять дней, не смыкая глаз, сидел у его постели…»
«…Я беру Карла Иваныча с детьми. Место в бричке есть. Они к нему привыкли, и он к ним, кажется, точно привязан…»
«…я так привык к детям, что не знаю, что буду делать без них. Лучше я без жалованья буду служить вам, — прибавил он…»
«…мне больно было, что отец и Карл Иваныч, которых я почти одинаково любил, не поняли друг друга…»
«…с теми любовью и уважением, которые я к нему чувствовал?..»
Карл Иванович получает 700 рублей в год:
«…а семьсот рублей в год никакого счета не делают…»
Раньше Карл Иванович работал в семье генерала:
«…говорил о том, как лучше умели ценить его заслуги у какого-то генерала, где он прежде жил…»
Карл Иванович преподает детям немецкий язык, историю и другие предметы:
«…Карл Иваныч велел мне встать и приготовить тетрадь для писания под диктовку начал диктовать следующее: «Von al-len Lei-den-schaf-ten die grau-samste ist..»
«…потом задал нам урок из истории и сел у окна…»
Карл Иванович — славный человек:
«…он славный малый…»
«…он славный старик…»
- Карл Иванович не любит льстить и всегда говорит правду:
- Карл Иванович любит стихи и даже сам сочиняет их:
- У Карла Ивановича красивый круглый почерк:
«…я не льщу и не потакаю во всем, как иные люди. Я привык всегда и перед всеми говорить правду, — сказал он гордо…»
«…Зная, что Карл Иваныч любил списывать стишки, я стал потихоньку рыться в его бумагах и в числе немецких стихотворений нашел одно русское, принадлежащее, должно быть, собственно его перу…»
«…Стихотворение это, написанное красивым круглым почерком на тонком почтовом листе…»
Это был цитатный образ и характеристика Карла Ивановича в повести «Детство» Л. Н. Толстого: описание внешности и характера учителя, его портрет в цитатах.
Смотрите: Все материалы по повести «Детство»
Источник: https://www.literaturus.ru/2016/03/karl-ivanovich-detstvo-obraz-harakteristika.html
Толстой «Детство» главные герои
В рассказе Толстой описывает своё детство через призму прошедших лет. Главные герои у Льва Николаевича очень колоритные, запоминающиеся. Главный герой Толстого “Детство” – Николенька – тонко чувствующий, ранимый, талантливый мальчик.
Через его внутренний мир мы знакомимся с семьёй автора книги, с лучшими годами детства. В повести Толстого “Детство” герои – представители дворянства и простые люди очень ярко характеризуют эпоху и личный “мирок” будущего писателя.
Характеристика героев повести поможет при изучении и анализе произведения, для читательского дневника или написания творческих работ.
Главный герой, мальчик 10 лет. Очень тонкая натура, добрый, наивный мальчик. В повести показывается его становление, начало знакомства со взрослым миром. Он очень привязан к женской половине дома, так как самый младший в семье. Очень привязан к матери, она его ангел-хранитель. После отъезда в город к бабушке он узнаёт своего отца с другой стороны. Знакомится с детьми знакомых семьи, влюбляется в Сонечку. Ещё совсем ранимому мальчику не хватает маминой поддержки. Коля понимает, что отец считает его некрасивым ребёнком и очень страдает от этого. Смерть матери заставляет героя повзрослеть. |
Петр Александрович, дворянин. Умный, уверенный в себе, деловой, любит азартные игры, ценитель женщин. Он не так мягок, как мать, и не так близок с сыном. Холодно относится к супруге, не ценит её. Умеет найти связи, подход, нравится людям. Супруга доверяет ему, чем он пользуется. В обществе его считают порядочным человеком. Пётр Александрович любит и ценит музыку, талант. Его нельзя назвать красивым, однако его манеры и внешность привлекательны. Он обаятельный человек. Семья и дети в его жизни не на первом месте. |
Добрая, мягкая женщина. Она очень трепетно относится к Коле, целует и ласкает его, он очень привязан к матери. Умна, образована. Живёт спокойно и мудро, очень привязана к экономке Наталье Савишне. Однажды, будучи в Москве, отец сообщает, что нужно вернуться в деревню. Дома они застают заболевшую мать, она умирает. Во время похорон Коля пугается лица матери, плачет и убегает. |
Старшие дети относятся к младшему Коленьке без особой нежности. Они вместе проводят время, играют, но детские впечатления о них не ярки. Володя дразнит и упрекает колю за его “нежности”, склонность к чувствительности. Как мальчик, он тянется к брату, делится с ним секретами, но брат его не понимает. |
Экономка в доме Иртеньевых. Ей около 80 лет. Она искренне любит всех членов семьи, обожает детей, проводит с ними много времени, терпеливо и с любовью. Вся её жизнь – служение другим людям, она трудолюбивая, умная, душевная женщина. Она не заводит своей семьи, даже получая вольную, остаётся работать у прежних хозяев. Искренняя любовь связывает её с матерью Николеньки, женщины очень близки, переносят все трудности вместе. |
Учитель немецкого языка, истории. Он ухаживает за детьми, воспитывает их, ведёт занятия. Очень привязан к семье. Обижается, когда узнаёт, что его увольняют. Николенька переживает, что придётся расстаться с любимым учителем. Просится ехать в Москву и бесплатно смотреть за детьми. Николенька тоже очень привязан к Карлу Иванычу, даже больше, чем к собственному отцу. Учителя берут с собой, но в силу возраста, его обязанности меняются. |
У бабушки в гостях Николай знакомится с девочкой – Валахиной Соней. Она очень нравится герою, дети танцуют и проводят вместе время. Николай настолько эмоционален и тронут событиями этого вечера, что признаётся брату в любви к Соне. |
Пожилой человек со “странностями”, его приглашают в дом, чтобы накормить. Дети с удивлением наблюдают за этим человеком. Позже они прячутся, и подслушивают молитвы Гриши, они искренни и просты. Это событие осталось ярким пятном в памяти мальчика Коли. |
Посмотрите, что у нас есть еще:
Будь в числе первых на доске почета
Источник: https://obrazovaka.ru/sochinenie/detstvo-tolstoy/glavnye-geroi-harakteristika.html
«Детство» Л. Н. Толстой Кратко
Повесть «Детство» открывают автобиографическую литературную трилогию Льва Николаевича Толстого. Главная проблематика произведения — влияние семейной атмосферы на формирование привычек и характера человека в детском возрасте.
Краткий пересказ повести «Детство»
Главный персонаж повести — Николенька. Мальчишке 10 лет, у него есть сестра Люба и брат Владимир. Родители обеспечили детям домашнее обучение и в свободное от занятий время они имеют возможность много играть и гулять.
Приходит день, когда детям сообщают, что для дальнейшего обучения, им придётся выехать в Москву. Николенька опечален перспективой скорого расставания с отчим домом, с мамой и другими близкими людьми. Не помогла даже настоящая охота, на которую его взял отец, чтобы немного взбодрить. Маленький герой упустил зайца и очень переживал по этому поводу.
На следующее утро все домочадцы собрались в одной комнате, чтобы проститься с детьми. Николенька трудно расставался с матерью, он опасался перемен и жизни в большом городе.
Прошёл месяц. Маленький герой попробовал себя в стихосложении. Его первые стихи в честь бабушки, у которой именины. Вечером прибыло много гостей, среди них Николенька повстречал девочку Соню. Они танцевали и договорились перейти на «ты». Перед сном герой признался брату, что впервые влюблён.
Ещё спустя полгода, не смотря на то, что занятия были в самом разгаре, отец срочно увёз мальчишек домой. Оказалось мама Николеньки очень серьёзно заболела.
К несчастью, дети не успели застать матушку в сознании, её не стало в день их приезда, не приходя в себя и не успев проститься. Сердце Николеньки переполнилось болью. Дом осиротел.
Отец увёз детей в Москву. Так закончилось детство Николеньки.
Список героев повести Толстого «Детство»
Наиболее значимые персонажи:
- Николенька Иртеньев, 10 лет — главный герой повествования и он же, спустя годы, рассказчик.
- Наталья Николаевна Иртеньева — матушка Николеньки.
- Пётр Александрович Иртеньев — отец Николеньки.
- Карл Иванович — любимый домашний учитель Николеньки.
- Наталья Савишна — прислуга в доме Иртеньевых, сначала крепостная, потом экономка по найму.
Другие персонажи:
- Володя и Люба Иртемьевы — брат и сестра главного героя.
- Бабушка — в её доме жили дети во время московского обучения.
- Мими — прислуга в семье Иртемьевых.
- Катенька — дочь Мими.
- Григорий — юродивый бродяга.
Краткое содержание повести Толстого «Детство» по главам
Чтобы бегло ознакомиться с тем, о чём говорится в повести, понять её сюжетную линию и общую задумку достаточно прочесть её краткое содержание по главам.
Глава 1. Учитель Карл Иванович
Главному герою Николеньке всего 10 лет. Он растёт в семье дворян, вместе с ним ещё двое детей — брат Володя и сестра Люба. Каждое утро мальчишек будет учитель-немец. Он обучает их на дому, очень к ним привязан, но спрашивает выданные знания по всей строгости.
Глава 2. Maman
Николенька спустился к завтраку, где его ждёт его мама. Она добрая и ласковая. Матушка справляется о его делах, затем целует. Дети идут в кабинет отца, чтобы поприветствовать и его.
Глава 3. Папа
Отец сообщает сыновьям, что им нужно срочно переехать в Москву для продолжения обучения. Николенька жалеет старого учителя, понимая, что его уволят.
Глава 4. Классы
А пока продолжаются занятия с Карлом Ивановичем. Старик расстроен, что после 12-ти лет верной работы его увольняют. Николенька грустит по этому же поводу, учитель ему как второй отец.
Глава 5. Юродивый
Матушка стремится помогать бродягам и странникам. В этот день с семьёй, но за отдельным столом, обедает юродивый Гришка. Зимой и летом он носит лохмотья и ходит босой.
Глава 6. Приготовления к охоте
Обед закончен. Прислуга готовит всё к выезду на охоту.
Глава 7. Охота
Все выехали охотиться. Николенька увидел зайца, но упустил добычу. Очень расстроился.
Глава 8. Игры
Охота закончилась. Дети играют и едят вкусности на природе.
Глава 9. Что-то вроде первой любви
В процессе детских игр Николеньку захлёстывает приступ нежности к Катеньке, дочке Мими.
Глава 10. Что за человек был мой отец?
Глава-описание характера отца Николеньки. Он был человеком общительным, со связями. Любил женщин и карточные игры.
Глава 11. Занятия в кабинете и гостиной
Дети рисуют, мать играет на рояле. Старый учитель просит оставить его на работе, он готов отказаться от жалования лишь бы не расставаться с детьми. Папа Николеньки решает взять Карла Ивановича с собой в Москву.
Глава 12. Гриша
Дети подглядывают за юродивым, когда он молится.
Глава 13. Наталья Савишна
Глава, посвящается пожилой прислуге в доме — экономке Наталье Савишне, которую Николенька любит всем сердцем за доброту и заботу об его семье.
Глава 14. Разлука
Братья собираются к отъезду. Все прощаются. Мама плачет.
Глава 15. Детство
Воспоминания о детстве героя, о маме.
Глава 16. Стихи
Спустя месяц. Москва. Дом бабушки. У бабушки именины. Николенька сочиняет в качестве подарка ей стихи. Ему они не нравятся, но бабушка остаётся довольна презентом.
Глава 17. Княгиня Корнакова
В честь именин бабушки состоялся приём. Приезжает княгиня, Николенька целует ей ручку.
Глава 18. Князь Иван Иваныч
Ещё один гость на банкете. Николенька подслушал разговор бабушки и князя. Именинница жаловалась на поведение отца главного героя. Она считала, что он не хранит жене верность и в Москве развлекается на всю катушку.
Глава 19. Ивины
Среди гостей — семья Ивиных с тремя сыновьями. Дети играют и обижают тихого мальчика Иленьку. Мальчишка плачет, Николеньке становится стыдно за то, что он принимал участие в унижении Иленьки.
Глава 20. Собираются гости
Вечером гостей становится больше, начинаются танцы. Николенька замечает 12-летнюю девочку. Её зовут Соня и она очень нравится герою.
Глава 21. До мазурки
Вечер в самом разгаре. Николенька танцует кадриль с Соней.
Глава 22. Мазурка
Мазурку герой танцует с молодой княжной. Сбивается и останавливается в процессе. Отец зол, а Николеньке стыдно и грустно, что рядом нет мамы, которая его бы утешила.
Глава 23. После мазурки
Все ужинают. Начинается танец гросфатер. Пара Николеньки вновь Соня. Дети договариваются говорить друг другу «ты». Николенька счастлив.
Глава 24. В постели
Николенька признаётся брату, что влюблён, а тот высмеивает его.
Глава 25. Письмо
Прошло полгода. Срочное письмо из дома потрясает отца мальчишек. Он не говорит им почему, но срочно собирает к отъезду домой. А дома смертельно больна мама.
Глава 26. Что ожидало нас в деревне
Дети возвращаются домой и застают мать очень плохой. Она умирает в муках.
Глава 27. Горе
День похорон. Николенька пугается вида лица мёртвой матери.
Глава 28. Последние грустные воспоминания
Через три дня семья Иртеньевых перебирается в Москву. Бабушка от горя на неделю впадает в беспамятство. Старая Наталья Савишна остаётся в деревенском доме совсем одна, вскоре и её не стало. Её похоронили рядом с матушкой Николеньки.
Краткая характеристика героев повести Толстого «Детство»
В повести «Детство» Толстого есть основные персонажи и эпизодические. Так или иначе, каждый из них имеет некоторый вес в повествовании и помогает понять чувства главного героя. С некоторыми персонажами полезно познакомиться поближе, чтобы лучше разобраться в сюжете повести и задумке, которую стремился донести до своего читателя автор.
Краткая характеристика Николеньки Иртеньева из повести «Детство»
Главный герой — 10-летний дворянин Николенька. Мальчик вырос в деревне, рядом с любящими людьми. Очень смекалистый, но ленивый. Добрый и совестливый по отношению к окружающим. Характер ещё гибкий и податливый, но ранняя рассудительность помогает герою понять, где он поступил хорошо, а где нет.
Краткая характеристика Карла Ивановича из повести «Детство»
Карл Иванович домашний учитель Николеньки и его брата. Он преподаёт детям немецкий язык, историю, грамматику. Он добрый и любящий наставник, искренне привязанный к своим воспитанникам. При всей любви во время занятий педагог с детьми строг.
Краткая характеристика мамы Николеньки из повести «Детство»
Наталья Николаевна Иртеньева — мама Николеньки. Ласковая, заботливая и добрая женщина. Писатель уделил этой героини немного места в тексте, но по тому каким получился отзывчивым и совестливым её сын Николай, становится ясно, что материнская ласка не осталась без результата. Героиня рано умерла от тяжелой болезни.
Краткая характеристика отца Николеньки из повести «Детство»
Пётр Александрович Иртеньев — папа Николая. Мальчик любит отца, но несколько иначе, чем мать. Отец для него авторитет, хотя идеальным его сложно назвать. У него много недостатков: он любит гулянки, не верен супруге, играет в карточные игры. Но хотя Пётр Александрович человек строгий, детей своих он очень любит и желает им только добра.
Краткая характеристика Натальи Савишны из повести «Детство»
Пожилая женщина, крепостная крестьянка, бывшая няня при матери Николеньки. На момент повествования экономка в доме. В юности была полная и энергичная женщина, в старости — осунулась, стала болезненной.
Самая главная черта характера — самоотверженность. Даже когда дед Николая запретил Наталье Савишне стать супругой любимого человека, она не озлобилась. Всю себя эта добрая женщина отдала во имя заботы о семье господ.
Старушка умерла вскоре за матушкой Николеньки и была похоронена рядом с ней.
Кратко об истории создания повести «Детство» Льва Николаевича Толстого
Повесть «Детство» — первый литературный перл великого русского писателя 19-го века. Толстой написал это произведение в 24 года на Кавказе, куда вместе с братом отправился на военную службу. Повесть «Детство» стала первой в автобиографической трилогии: «Детство. Отрочество. Юность». Первая публикация состоялась в 1852 году на страницах популярного в те времена журнала «Современник».
Источник: https://book-briefly.ru/vse-proizvedeniya/tolstoj/detstvo
Главные герои и их характеристика в повести «Детство» (Л. Толстой) | Литерагуру
Повесть «Детство» стала первым произведением 24-летнего Льва Николаевича Толстого и сразу же открыла ему дорогу не только в русскую, но и в мировую литературу.
Молодой писатель отправил ее главному редактору самого известного в ту пору литературного журнала «Современник», Николаю Алексеевичу Некрасову, вместе с деньгами на случай возврата рукописи, но поэт не мог не увидеть, что ему в руки попало творение настоящего таланта.
Хотя последующие книги Толстого принесли ему еще большую славу, «Детство» нисколько не померкло в сравнении с ними. В произведении была и глубина, и нравственная чистота, и мудрость.
Николенька
Главным героем произведения является 10-летний Николенька Иртеньев. Мальчик растет в дворянской семье в деревенском поместье, его окружают самые близкие и любимые люди: учитель, брат, сестра, родители, нянька.
Читатели знакомятся с миром Николая через его рассказ, причем многие поступки анализируются уже выросшим молодым человеком, но для которого воспоминания детства настолько ярки, что он пронес их через много лет. А ведь они и формируют личность. Уже на ранних этапах взросления становится вполне ясно, что ты будешь собой представлять.
Что же можно сказать про Николеньку? Он умен, но ленив, поэтому обучение не всегда проходит гладко. Однако совестливость и доброта мальчика сполна компенсируют недостаток прилежания. Он очень привязан к близким людям, тонко чувствует их настроение.
Особенно трогательная его нежность к матери. Кроме того, он склонен к рассудительности и рефлексии: любит копаться в себе, разбирать по полочкам мысли и чувства.
Но в нем еще не выработался твердый характер: например, он идет на поводу у друга и совершает низкий поступок.
В маленьком Николае было все самое лучшее, что позже сформировало взрослую личность. Но он сокрушается, куда делись чистота и чувствительность, которые были в избытке в детстве, и которых он не находит сегодня в себе? Неужели они исчезли бесследно? Нет, просто в мире, где эмоции принято сдерживать, искренние порывы были заперты глубоко в душе.
Карл Иванович
Первую главу повести Толстой посвящает учителю, Карлу Ивановичу, которого маленький Николай очень любит, хотя по-детски иногда и сердится на него.
Мальчик видит доброе сердце наставника, чувствует его огромную привязанность, он описывает его как человека с чистой совестью и спокойной душой.
Воспитанник жалеет своего дорогого педагога и искренне желает ему счастья. Его сердце откликается в ответ на чувства старика.
Но Коля вовсе не идеальный, бывает, что он злится, бранит про себя своего учителя или няньку, не хочет учиться, много думает о себе и ставит свое «я» выше других, участвует в издевательствах вместе с другими над Иленькой Грапом.
Но кто в детстве не делал того же? Читатель во многом узнает себя: как хочется поскорее повзрослеть и перестать делать уроки, как мечтается стать красавцем, ведь это тогда очень важно, как и любая оплошность воспринимается трагедией.
Поэтому учителю были присущи терпение и сдержанность, а также чувство юмора и искренняя привязанность к мальчику.
Мама
Николай — очень чувствительный ребенок, он сильно любил свою мать, но помнит только ее добрые глаза, ласку и любовь.
Просто находиться с ней рядом, чувствовать прикосновение ее рук, млеть от ее нежности было для него настоящим счастьем. Она рано умерла, именно тогда и закончилось его детство.
Повзрослевший герой думает, что если бы он мог видеть улыбку maman в самые трудные моменты своей жизни, то никогда бы не узнал горя.
У десятилетнего мальчика очень богатая внутренняя жизнь, в нем часто борются эгоизм и любовь к близким, добро и зло, и все-таки уже заложенная нравственность помогает сделать правильный человеческий выбор уже в подсознании. В нем много совести и стыда.
Он очень глубоко анализирует свои чувства, любые их внешние проявления часто подкреплены внутренним противоречием. Николай замечает, что его слезы приносят ему удовольствие, что, потеряв мать, он горюет как будто напоказ.
Его молитвы всегда за здоровье и благополучие близких, за маменьку и папеньку, за бедного Карла Ивановича, он просит, чтобы Бог дал счастья всем. Именно в этом сострадательном порыве проявляется влияние матери, которой писатель уделяет не так уж много внимания.
Он показывает ее через сына, добрая душа не канула в лету, когда умерло тело, она осталась на земле в ребенке, который перенял ее отзывчивость и нежность.
Папа
Отца Николенька тоже очень любит, но это чувство отличается от нежности к маме. Папа – несомненный авторитет, хотя мы видим перед собой человека со множеством недостатков: он игрок, мот, бабник.
Но обо всем этом герой рассказывает без всякого осуждения, он гордится своим отцом, считая его рыцарем. Хотя папа, несомненно, строже, жестче мамы, но у него такое же доброе сердце и безграничная любовь к детям.
Наталья Савишна
Это женщина преклонного возраста, находящаяся на службе в семье Николая (была няней его матери). Она — крепостная крестьянка, как и другие слуги. Наталья Савишна добра и скромна, ее взгляд выражал «спокойную печаль».
В молодые годы она была полной и здоровой девушкой, а в старости сгорбилась и осунулась. Отличительная ее черта — самоотверженность. Она все силы посвящала заботам о господской семье.
Николай часто говорит о ее трудолюбии, усердии, добронравии.
Главный герой доверял старушке свои переживания, ведь ее искренность и честность были несомненны. Она гордится лишь тем, что никогда не воровала у господ, поэтому они поручают ей самые ответственные дела. Любовь героини ко всей семье была тем более удивительной, ведь дед Николеньки запретил ей выходить замуж за любимого человека. Однако обиды она не затаила.
Соня, Катя и Сережа
Коля находится еще в том возрасте, когда игра в Робинзона, где можно плыть по воображаемой реке, ходить охотиться в лес с палкой-ружьем, приносит удовольствие, без такого ребячества ему сложно представить свою жизнь.
Герой описывает не очень большой период своего детства, но успевает влюбиться три раза: в Катеньку, Сережу и Соню. Это совершенно разные чувства, но они по-детски чистые и наивные. Любовь к Сереже заставляла подражать ему и приклоняться перед ним, и это привело к очень жестокому поступку.
Николай не заступился за Иленьку Грапа, которого они несправедливо обидели, хотя мог сострадать даже раненой птичке. Будучи взрослым, он считает это самым неприятным воспоминанием светлого счастливого детства. Ему очень стыдно за свою черствость и грубость.
Любовь к Кате была очень нежным чувством, он два раза поцеловал ее руку и расплакался от переполняемых эмоций. Она была для него чем-то очень милым и родным.
Чувство к Соне было очень ярким, сделало его другим: уверенным, красивым и очень обаятельным. Оно мгновенно переполнило его всего, все, что было до нее, стало незначительным.
Детство Николая окунает каждого читателя в свои светлые воспоминания и дает надежду, что не может совсем уйти доброта, любовь, чистота, которая была там. Она живет в нас, стоит просто не забывать то счастливое время.
Юлия Курганова
Интересно? Сохрани у себя на стенке!
Источник: https://LiteraGuru.ru/glavnye-geroi-i-ih-harakteristika-v-povesti-detstvo-l-tolstoj/
Сочинение: Образ Николеньки в повести «Детство» (Л.Н. Толстой) | Литрекон
(444 слова) Первая часть будущей трилогии, повесть «Детство» была впервые опубликована в 1852 году. Во многом это автобиографическое произведение. В нём читатель узнаёт о главном герое – Николеньке Иртеньеве. От его лица и ведётся повествование.
Николенька – мальчик десяти лет, он, как и его старший брат Володя, воспитан по всем традициям дворянства. С первых строк Николенька предстаёт перед нами очень чувствительным и добрым мальчиком. Повествование начинается с того, как детей будит их учитель – Карл Иванович. Николенька обидчив, но его чувства быстро меняются, и от обиды он переходит к самой искренней, преданной любви.
«Мне было совестно, и я не понимал, как за минуту перед тем я мог не любить Карла Иваныча…»
Николенька не только чувствителен, но и совестлив, он часто переживает о своих поступках, пытается понять их причину. В образе Николеньки как бы зашифрованы будущие персонажи Толстого, в частности, Нехлюдов из «Воскресения», и, конечно, Левин из «Анны Карениной».
В этом ребёнке разум часто борется с обуревающим и необузданным чувством. Эта вечная борьба происходила и в сердце самого Толстого. Николенька привязан к матери, очень любит её, и она отвечает ему тем же.
Однако она признаёт, что он – некрасив, и это сильно отражается на самооценке Николеньки. Он часто сердится на себя за свою несовершенную внешность, и всё готов отдать за красивое, миловидное лицо.
Особенно огорчают его торчащие вихры, которые ничем не удаётся усмирить. В точности, как и внутренний пыл самого Николеньки.
Николенка легко усваивает ценности, принятые обществом его круга, часто настолько сильно, что это мешает ему, о чём читатель узнает в следующих частях. Мальчик влюбчив и склонен привязываться к другим.
Так, сначала он влюбляется в Катеньку – дочь гувернантки Мими, затем в Сонечку, чувства к которой будут часто возникать в его душе и впоследствии. Помимо этого, Николенька склонен выбирать себе образ для подражания и преданной любви.
Мальчик искренне привязывается к Серёже Ивину. Серёжа обладает незаурядными, на взгляд Николеньки, способностями: он силён, ловок и, что очень важно, красив. Серёжа является живым воплощением тех качеств и умений, которыми бы хотелось обладать самому Иртеньеву.
По прошествии времени он разочаруется в Серёже и свергнет его с пьедестала, на который когда-то возвёл.
Характерной для раскрытия образа Николеньки становится сцена его прощания с матерью. Он воспринимает известие о смерти матери тяжело. Но после столь трудной ночи, на панихиде внимание его рассеивается, и он отвлекается на посторонние предметы.
Чужие люди ему неприятны. Увидев, как пожилая добрая Наталья Савишна восприняла смерть его мамы, Николенька вновь чувствует укол совести.
Ему кажется, что любовь Натальи Савишны – истинна, идёт от самого сердца, и ему тут же становится стыдно за своё поведение.
Порывистость, склонность к рефлексии над своими поступками, богатая фантазия, влюбчивость и совестливость – вот важные черты, которые мы наблюдаем в Николеньке Иртеньеве. Именно они составляют основу его личности, и определят поведение Николеньки-отрока и Николеньки-юноши.
Таисия Ишниазова
Источник: https://litrekon.ru/sochineniya/po-literature/obraz-nikolenki-v-povesti-detstvo-l-n-tolstoj/
Сравнение произведениий Л. Толстого и М. Горького «Детство»
В этой четверти мы прочитали два
произведения с одинаковым названием – «Детство», но с разным описанием этой
поры жизни.
Обе
повести автобиографичны – в них писатели Л.Толстой и М.Горький рассказывают о
своем детстве, окружавших их людях, тех условиях, в которых они воспитывались.
Думаю, оба писателя считали эту пору одной из самых важных этапов в жизни
человека, когда он познает окружающий мир, учится любить и ненавидеть, решает,
что лучше – добро или зло.
О счастливом детстве рассказывает нам в своей повести Л.Толстой. Мы видим, что главного героя Николеньку Иртеньева окружают любящие его люди – маменька, гувернер, няня, отец, братья и сестры, бабушка. Конечно, в жизни мальчика случаются огорчения, неудачи, разочарования.
Толстой без прикрас показывает все хорошее, что есть в его герое, и все отрицательные черты характера, которые ему присущи.
Николенька совестлив, стыдится своих нехороших поступков и мыслей, например, в случае с испачканной скатертью или, проявляя недовольство Карлом Ивановичем, когда тот будит Николеньку. Вместе с тем мальчик склонен к сочувствию и сопереживанию.
Раздумывая над судьбой своего наставника, он искренне жалеет его. Я заметил, что маленький герой Л.Толстого побеждает раздражение к миру своей любовью к окружающим его людям. А эти люди своей ответной любовью к Николеньке помогают ему преодолеть тяжёлые моменты в жизни.
С совершенно иным детством мы сталкиваемся в повести Горького. Герою произведения Алёше не так повезло, как Николеньке. После смерти отца Алеша попал в семью деда, где царили суровые нравы. Здесь никто не заботился о детях, не дарил им любовь и ласку, как в семье Николеньки.
Каждый из Кашириных жил сам по себе, считая врагами даже членов своей семьи. Поэтому в доме деда часто случались скандалы, ссоры, драки. Конечно, такая обстановка угнетала маленького героя. Жить в доме деда ему было бы совсем невыносимо, если бы не бабушка.
Только она дарила внуку так необходимую ему любовь, ласку, заботу. Без них, я думаю, Алеша превратился бы в озлобленного человека, как многие вокруг него. А этот герой нашел в себе силы остаться добрым, справедливым, милосердным.
И в этом он похож на Николеньку Иртеньева, который тоже всегда стремился к добру и справедливости.
Таким
образом, повести «Детство», написанные Л.Толстым и М.Горьким раскрывают
внутренний мир ребенка, ярко передают его переживания, показывают, что влияет
на формирование характера маленького человека. Великие русские писатели представляют
нам, какой он этот мир детства, чем живёт ребёнок, о чем мечтает, что
чувствует, каким видит мир и людей вокруг себя.
Источник: https://vselementarno.ru/sochinenie-sravnenie-detstvo/