Стихотворение «Весенние строчки» незамысловатое произведение, написанное незатейливыми фразами, простыми словами, не избитыми, понятными каждому. Это своеобразная живопись словом. В нём автор рисует обыкновенное весеннее утро.
Автор рассказывает о том, что видит каждый день, но в этом ежедневном ритуале солнца для него есть что-то величественное. Он сравнивает с ветвями орешника солнечные лучи: «Солнце, как тонкий орешник».
Солнечные лучики дают силу и энергию всему живому на земле: скворечник, уже наполненный обитателями, заговорил. Твардовский подметил изменения в природе, которые происходят с приходом весны. Всё вокруг согрето солнцем.
Природа меняется, всё оживает.
Поэт наделяет человеческими качествами неживые предметы: «стадо проталин проснулось, живет…» Хутор оживает, оттаивает и оставляет на окнах слёзы: «хутор окна прослезил». Юный автор примечает, как быстро весна накрывает всё вокруг.
Ещё утром всё было скованно морозом, а к полудню солнышко разбудило природу: «к полудню— полем солнце тянет/Большую теплую весну». И конечно же, явный признак весны это возвращение журавлей из тёплых стран. Это означает, что зима отступила, а вместе с ней ушли и холода.
Смена времён произошла, и теперь начинается новый виток в жизни природы.
1925 год. Александру Твардовскому всего 15 лет. Он ещё не знает, что ждёт его семью впереди. Что через 6 лет его отца (сельского кузнеца), мать, братьев и сестёр раскулачат и вышлют из родного хутора Загорье на Урал.
Он ещё не знает, что родной хутор с неплодовитой, но таким тяжким трудом заработанной землёй будет сожжён односельчанами дотла.
Александр Твардовский беззаботно, по-детски счастлив, учится в сельской школе, но уже работает в смоленских газетах сельским корреспондентом, где публикует свои первые небольшие очерки, статьи и стихотворения.
В одной из таких газет было напечатано его лирическое стихотворение «Весенние строчки». Непривычно это слышать, но именно лирическое. Ранний Твардовский лирик, пишущий просто, ясно, образно о природе, родном доме, о деревне. Это потом будут стихи на заказ о скотнике, о плотнике, о хлеборобе, потом будет замечательная военная поэзия.
А сейчас стихи, посвящённые малой родине, родному хутору. Именно в этом месте он постиг все тяготы крестьянского труда и красоту родной природы. Именно в этом месте прошли самые беззаботные, самые романтичные годы поэта. Именно в этом месте была привита отцом бесконечная любовь к Пушкину, Лермонтову, Фету, Некрасову.
Именно здесь будущий поэт упивался любовью к самому дорогому в своей жизни человеку, маме.
Вариант 2
Это стихотворение по размеру (шесть строф по четыре строки) среднее, но по своему содержанию обширное. Оно показывает приход весны просто со всех сторон, рисует картину, создаёт ощущение. Очень радостное, оптимистичное произведение. Название его очень полно отражает содержание.
Здесь много простых почти разговорных слов: утренник, скворешня, угретый… Есть и слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, которые передают нежное отношение автора к родной природе, например, «журавушки». По интонации всё ровно, описательно, без троеточий и восклицаний или вопросов. Нет тут явного образа рассказчика. Чаще всего здесь повторяется слово «радость» и производные от него.
Начинается всё с утренней дороги, как символа пути весны. Солнце (тут одушевленное) не торопится, но встаёт над возвышением – бугром.
Во второй строфе развивается образ солнца. Оно уже выросло над землёй, как будто молодой орешник. Цвет его тёплый, почти драгоценный – медный. И от весенней радости скворечник, который автор логично сравнивает с домиком, заговорил. Имеется в виду, конечно, что птицы стали в нём весело чирикать.
Далее проталины желтые сбились, будто животные, в стаю. И они тоже проснулись к жизни, как из спячки вышли… Тут есть единоначалие с глагола «радуются».
Хутор опять же очеловечен, теперь он оттаял, счастлив, у него даже прослезились на солнце глаза – окна, которые были покрыты морозными узорами, оттаяли. И опять дорога прокладывает по грязи (через трудности) путь весне. Процесс прихода весны показан в энергичном развитии утра.
Теперь о звуках. Птички чирикают, как мы знаем, но в остальном – тишина. Автор подчеркивает, что лишь сани образно прорезают тишь. И днём немного шумно, но это просто приближается большая настоящая весна. Точней, её тянет само солнце через поле.
И вот возвращаются журавли. Они из далёкой синевы именно чужого края летят к тишине, царящей на родных болотах. (Понятно, что за долгую зиму жизнь там замерла.) Птицы перекликаются, спешат.
Вот, собственно, и приход весны! Все ждут её, немного суетятся, сбрасывают сонность, радуются. Ощущение, что сам автор рад. Думаю, так и было!
Анализ стихотворения Весенние строчки по плану
Источник: https://sochinite.ru/analiz-stihotvoreniya/tvardovskij/stih-vesennie-strochki
Анализ стихотворения Твардовского «Весенние строчки» — Сочинения, рефераты, доклады на все темы
Стихотворение написано в 1858 году; обращено, предположительно, ко второй жене Тютчева Эрнестине Федоровне. После первого же прочтения чувствуется грустное настроение, пронизывающее произведение. Как и во всей любовной лирике Тютчева, любовь здесь предстает не как поверхностное увлечение, а как глубокое чувство, способное как подарить человеку величайшее счастье, так и погубить его.
В первой строфе мы видим перед собой женщину. Она молча сидит на полу, но ей и не нужно говорить.
Подробнее…
Анализ стихотворения Есенина «Пороша»
Пейзажная лирика Сергея Есенина является одним из ключевых моментов в творчестве поэта. Стихи этого автора, посвященные красоте родной природы, наполнены неподдельной нежностью, любовью и восхищением.
И это неудивительно, ведь Есенин как никто другой умел не только подметить каждую мелочь в облике обычной лесной опушки, но и при помощи образных и ярких метафор вдохнуть в свой поэтический пейзаж новую жизнь, наполненную собственными ощущениями и переживаниями.
Подробнее…
Анализ стихотворения Фета “Зреет рожь над жаркой нивой”
Творчество Афанасия Афанасьевича Фета по праву занимает видное место в сокровищнице мировой поэзии о природе. Его творчество знаменует новый этап в развитии русской романтической поэзии.
Именно на этом этапе, как отмечают критики, поэтическая возвышенность сочетается с неким прагматизмом, что является, как ни странно, проявлением романтической свободы.
Вообще, фетовская так называемая натурфилософия, выражающая зримые и незримые связи человека и природы, помогла ему создать целую серию циклов стихов о природе: “Весна”, “Лето”, “Осень”, “Снега” и других.
Подробнее…
Анализ стихотворения Ахматовой “Читая Гамлета”
Анна Ахматова часто любила повторять, что некоторые эпизоды ее жизни в свое время были описаны в мировой литературе. Действительно, ничто не ново под луной, особенно, когда речь идет о взаимоотношениях двух людей.
Во всяком случае, поэтесса смогла провести параллель между шекспировским “Гамлетом” и собственным романом с Николаем Гумилевым.
найдя очень много схожего в том, как развиваются взаимоотношения вымышленных персонажей и реальных людей, что она и отразила в своем произведении “Читая Гамлета” .
Подробнее…
Анализ стихотворения Светлова «Генада»
Во времена коммунистического режима каждое воскресенье по радиоприемнику можно было прослушать: «Концерт по заявкам радиослушателей». В этих концертах звучали лучшие музыкальные произведения советских композиторов середины двадцатого века.
Но особым успехом пользовалась песня “Гренада” на стихи М. Светлова. Труд композитора весьма достоин похвалы. А вот к поэту Михаилу Светлову, написавшему текст этой песни, возникло множество вопросов.
Подробнее…
Анализ стихотворения Лермонтова «Монолог»
В “Монологе” выражены мысли юного Лермонтова о своем поколении. Но и почти спустя десятилетие с тех пор, когда была написана “Дума”, духовный облик поколения 30-х годов не изменяется.
Значит, даже в раннем произведении Лермонтов сумел увидеть его характерные черты и причины, их породившие. Говоря о жизни молодых дворян, своих ровесников, поэт отмечает ее однообразие, бесцельность, безрадостность, подчеркивая это выразительными сравнениями с образами из мира природы: северным растеньем, тусклым зимним солнцем, пустыми бурями:
Подробнее…
Источник: https://express5top.ru/index.php/analiz-stikhotvorenij/6391-analiz-stikhotvoreniya-tvardovskogo-vesennie-strochki.html
«Весенние строчки» А. Твардовский
- «Весенние строчки» Александр Твардовский
- Утренник лег на дорогу
Ровным сухим полотном.
Не торопясь, понемногу - Солнце встает над бугром.
- Солнце, как тонкий орешник,
Выросло медным кустом.
Заговорила скворешня — - Маленький радостный дом.
- Желтое стадо проталин
В поле проснулось, живет…
Радость угретых завалин, - Радость открытых ворот.
У многих любителей поэзии творчество Александра Твардовского ассоциируется с событиями Великой Отечественной войны.
Действительно, этот поэт ушел на фронт военным корреспондентов в 1938 году и принимал участие сперва в финской компании, потом в освобождении западной Белоруссии. Затем были фронтовые дороги Великой Отечественной войны, которую поэт встретил в Воронеже.
Однако мало кто знает о том, что в душе Твардовский до самой смерти оставался тонко чувствующим лириком, кумирами которого были Пушкин и Лермонтов, Фет и Некрасов. Трудно сказать, как бы сложился творческий путь этого человека, если бы не война. Но бесспорно одно: лирические произведения Твардовского не менее интересны, чем военная поэзия.
Примером тому может служит стихотворение «Весенние строчки», написанное в 1925 году и посвященное родному хутору Загорье. Именно здесь прошли самые безмятежные и романтичные годы жизни юного поэта, который научился простыми словами передавать красоту окружающего мира.
Обычное весеннее утро поэт воспринимает, как дар небес, отмечая: «Не торопясь, понемногу, солнце встает за бугром». Его лучи поэт сравнивает с тонким орешником, ветви которого гнутся под легким весенним ветерком.
С первыми солнечными лучами оживает природа, ведь утром у каждого есть свои заботы и обязанности.
«Заговорила скворешня – маленький радостный дом», — отмечает автор, восхищаясь не только трудолюбивыми птичками, но и тем, как просыпается окружающий его мир. Вот уже солнце нагрело первые проталины, и о приходе весны говорят не только деревья и ранние полевые цветы, но и открытые настежь ворота сельских усадьб, прогретые солнцем завалинки возле домов.
Как и многие русские поэты, Твардовский наделяет качествами живых людей неодушевленные предметы, что придает его произведениям удивительную образность. «оттаял перемерзший хутор, на солнце окна прослезил», — отмечает поэт. Он также не устает удивляться тому, как быстро преображается природа.
Еще утром по заснеженной опушке леса мчались сани, «а к полудню – полем солнце тянет большую теплую весну».
Однако самым точным и верным предсказателем смены времен года являются журавли, которые, «перекликаясь, свершают новый перелет» и возвращаются на родину из теплых южных стран. Их прилет означает, что холода уже не вернутся, и весна действительно вступила в свои права. Новая страница жизни открыта, и удивительный автор, именуемый природой, уже начинает свою очередную летопись времен года.
Источник: https://pishi-stihi.ru/vesennie-strochki-tvardovskij.html
Анализ стихотворения Твардовского “Весенние строчки”
У многих любителей поэзии творчество Александра Твардовского ассоциируется с событиями Великой Отечественной войны.
Действительно, этот поэт ушел на фронт военным корреспондентов в 1938 году и принимал участие сперва в финской компании, потом в освобождении западной Белоруссии. Затем были фронтовые дороги Великой Отечественной войны, которую поэт встретил в Воронеже.
Однако мало кто знает о том, что в душе Твардовский до самой смерти оставался тонко чувствующим лириком, кумирами которого были Пушкин и Лермонтов, Фет и Некрасов.
Трудно
сказать, как бы сложился творческий путь этого человека, если бы не война. Но бесспорно одно: лирические произведения Твардовского не менее интересны, чем военная поэзия.
Примером тому может служит стихотворение “Весенние строчки”, написанное в 1925 году и посвященное родному хутору Загорье. Именно здесь прошли самые безмятежные и романтичные годы жизни юного поэта, который научился простыми словами передавать красоту окружающего мира. Обычное весеннее утро поэт воспринимает, как дар небес, отмечая: “Не торопясь, понемногу, солнце встает за бугром”.
Его лучи поэт сравнивает с тонким орешником, ветви которого гнутся под легким весенним ветерком. С первыми солнечными лучами оживает природа, ведь утром у каждого есть свои заботы и обязанности.
“Заговорила скворешня – маленький радостный дом”, – отмечает автор, восхищаясь не только трудолюбивыми птичками, но и тем, как просыпается окружающий его мир. Вот уже солнце нагрело первые проталины, и о приходе весны говорят не только деревья и ранние полевые цветы, но и открытые настежь ворота сельских усадьб, прогретые солнцем завалинки возле домов.
Как и многие русские поэты, Твардовский наделяет качествами живых людей неодушевленные предметы, что придает его произведениям удивительную образность. “оттаял перемерзший хутор, на солнце окна прослезил”, – отмечает поэт. Он также не устает удивляться тому, как быстро преображается природа.
Еще утром по заснеженной опушке леса мчались сани, “а к полудню – полем солнце тянет большую теплую весну”.
Однако самым точным и верным предсказателем смены времен года являются журавли, которые, “перекликаясь, свершают новый перелет” и возвращаются на родину из теплых южных стран. Их прилет означает, что холода уже не вернутся, и весна действительно вступила в свои права. Новая страница жизни открыта, и удивительный автор, именуемый природой, уже начинает свою очередную летопись времен года.
(No Ratings Yet) Loading… Анализ стихотворения Твардовского “Весенние строчки”« Анализ стихотворения Цветаевой “Вы, идущие мимо меня…”Вопросы и ответы к жизни и творчеству И. С. Тургенева »
Источник: https://lit.ukrtvory.ru/analiz-stixotvoreniya-tvardovskogo-vesennie-strochki/
Твардовский : Т. Твардовский. Слово о поэте. «Урожай», «Весенние строчки», «Я убит подо Ржевом…». Стихотворения о родине и о природе. Интонация и стиль стихотворений
Учитель: Мухаметзянова А.Г., учитель русского языка и литературы
- МБОУ «Алабайтальская ООШ» Беляевского района Оренбургской области
- Предмет: литература
- Класс: 9
УМК: Литература. В.Я.Коровина, В.П. Журавлев и др., 2008 г.
Уровень обучения: базовый
Тема урока: Т. Твардовский. Слово о поэте. «Урожай», «Весенние строчки», «Я убит подо Ржевом…». Стихотворения о родине и о природе. Интонация и стиль стихотворений.
- Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1
- Место урока в системе уроков по теме: 1-й урок
- Тип урока: анализ тематики лирического произведения.
- Цели урока:
-
познакомить со стихами А. Т. Твардовского;
-
развивать умение производить тематический анализ стихотворения;
-
воспитывать чувство любви к Родине.
Методы:рассказ учителя, беседа по вопросам, элементы анализа лирического произведения, выразительное чтение.
Ход уроков
Нельзя понять и оценить поэзию Твардовского, не почувствовав, в какой мере вся она, до самых своих глубин, лирична. И вместе с тем она широко, настежь открыта окружающему миру и всему, чем этот мир богат, – чувствам, мыслям, природе, быту, политике.
С. Я. Маршак. Ради жизни на земле. 1961
Твардовский, как человек и художник, никогда не забывал о своих согражданах… никогда не являлся поэтом только «для себя» и «про себя», всегда чувствовал свою задолженность перед ними; он и за перо брался только в том случае, если верил, что он может сказать о жизни самое главное, то, что он знает лучше, подробней и достоверней всех.
В. Дементьев. Александр Твардовский. 1976
- А я лишь смертный. За свое в ответе,
- Я об одном при жизни хлопочу:
- О том, что знаю лучше всех на свете,
Сказать хочу. И так, как я хочу.
А. Т. Твардовский
I. Биографические истоки творчества Твардовского.
Быть читателем поэзии – дело достаточно тонкое и эстетически деликатное: прямой смысл поэтического высказывания не лежит на поверхности, он складывается чаще всего из совокупности составляющих его художественных элементов: слова, образных ассоциаций, музыкального звучания.
В стихах Твардовского отражено то, что определяло содержание его духовной жизни, «меру личности», как сказал сам поэт. Его лирика требует сосредоточенности, раздумий, эмоционального отклика на поэтические чувства, выраженные в стихотворении.
– Что вы знаете о жизни и творчестве Александра Твардовского?
II. Основные темы и идеи лирики Твардовского.
1. Прослушав лекцию, запишите её в виде плана, перечислив основные темы и идеи лирики поэта.
Среди поэтов ХХ века особенное место занимает А. Т. Твардовский. Его лирика привлекает не только образной точностью, мастерством слова, но и широтой тематики, важностью и непреходящей актуальностью поднимаемых вопросов.
Большое место в лирике, особенно в ранней, занимает «малая родина», родная Смоленская земля. По Твардовскому, наличие «малой, отдельной и личной родины имеет огромное значение». С родным Загорьем «связано все лучшее, что есть во мне. Более того – это я сам как личность. Эта связь всегда дорога для меня и даже томительна».
В произведениях поэта часто возникают воспоминания детства и юности: лесная смоленская сторона, хуторок и деревня Загорье, беседы крестьян у отцовской кузницы.
Отсюда пошли поэтические представления о России, здесь с отцовского чтения заучивались наизусть строки Пушкина, Лермонтова, Толстого. Стал сам сочинять. Пленили его «песни и сказки, что слышал от деда». В начале поэтического пути помощь оказал М.
Исаковский, работавший в областной газете «Рабочий путь», – публиковал, советовал.
Ранние стихи «Урожай», «Сенокос», «Весенние строчки» и первые сборники – «Дорога» (1938), «Сельская хроника» (1939), «Загорье» (1941) связаны с жизнью села. Стихи богаты приметами времени, щедро наполнены конкретными зарисовками жизни и быта крестьян. Ранние стихи полны молодого задора, радости жизни.
- Столбы, селенья, перекрестки,
- Хлеба, ольховые кусты,
- Посадки нынешней березки,
- Крутые новые мосты.
- Поля бегут широким кругом,
- Поют протяжно провода,
- А ветер прет в стекло с натугой,
- Густой и сильный, как вода.
Тема войны – одна из центральных в творчестве Твардовского.
Погибшие на войне сделали все для освобождения родины («Все отдав, не оставили / Ничего при себе»), поэтому и дано им «горькое», «грозное право» завещать оставшимся беречь в памяти прошедшее, завершить в Берлине долгий путь и никогда не забыть, какой ценой долгожданная победа была завоевана, сколько было отдано жизней, сколько разрушено судеб.
А. Т. Твардовский пишет о великом солдатском братстве, рожденном в годы испытаний.
III. Практическая работа.
Из истории создания.
«Стихотворение «Я убит подо Ржевом…» написано после войны, в конце 1945-го и в самом начале 1946 года. В основе его была уже неблизкая память поездки под Ржев осенью 1942 года на участок фронта… »
Теоретический материал.
Запишем определение в тетрадь.
ТЕМА — (от греч. thema — то, что положено в основу) — предмет изображения в художественном произведении: круг жизненных явлений и событий, о которых пишет автор. Словарь литературоведческих терминов С.П. Белокурова, 2005.
3. Лексическая работа.
Родина — Место рождения, происхождения кого-чего-нибудь, возникновения чего-нибудь (Толковый словарь Ожегова).
Какие синонимы этого слова вы знаете?
4. Составление таблицы.
- — Что для вас Родина?
- Заполните таблицу, опираясь на текст стихотворения, распределяя слова по тематическим группам.
- Можем ли мы сказать, что эти группы будут относиться к Родине?
- Какие города России упоминаются?
- Почему лирический герой называет именно эти города?
- Какое значение имеет упоминание Ржева, Москвы, Берлина?
- Сколько раз в стихотворении упоминается слово Родина?
Какой синоним этому слову использует поэт? (отчизна).
Отчизна (высок.). — Отечество, родина.
Какое значение для раскрытия темы Родины имеет сравнение «Фронт горел, не стихая, / Как на теле рубец»?
«Стихи эти, – заметил Твардовский в названной выше статье, – продиктованы мыслью и чувством, которые на протяжении всей войны и в послевоенные годы более всего заполняли душу.
Навечное обязательство живых перед павшими за общее дело, невозможность забвенья, неизбывное ощущение как бы себя в них, а их в себе, – так приблизительно можно определить эту мысль и чувство» Что имеет непреходящую общую ценность и для живых и павших в боях?
- Еще раз прочитайте заключительные строки стихотворения.
- Завещаю в той жизни
- Вам счастливыми быть
- И родимой отчизне
- С честью дальше служить.
- Горевать — горделиво,
- Не клонясь головой,
- Ликовать — не хвастливо
- В час победы самой.
- И беречь ее свято,
- Братья, счастье свое —
- В память воина-брата,
- Что погиб за нее.
- О чем просит солдат своих живых
- Анализ стихотворения «Я убит подо Ржевом».
- Карточки с заданиями
1. «Тот, кто провел на фронте несколько лет и уцелел физически и морально, хранит в душе не только память об опасностях, горьких утратах и невзгодах, которые несет с собой война. Он помнит и другое: напряженное ощущение ясно осознанной цели, фронтовую дружбу, товарищеское единство, ту слитность чувств, которых потом, в мирной жизни, ему на первых порах даже как-то не хватало».
С. Я. Маршак. «Ради жизни на земле». 1961
– Как в стихотворении «Я убит подо Ржевом» отразились «горькие утраты и невзгоды» войны, «товарищеское единство», «слитность чувств», которые хранил в душе поэт, познавший «глубину всенародно-исторического бедствия и всенародно-исторического подвига»?
2. Уже в записях «С Карельского перешейка» обозначаются мотивы, определившие неповторимое своеобразие поэтических произведений Твардовского о Великой Отечественной войне: «Сжималось сердце при виде своих убитых.
Причем особенно грустно и больно, когда лежит боец в одиночку под своей шинелькой, лежит под каким-то кустом, на снегу. Где-то еще идут ему письма на полевой почте, а он лежит. Далеко уже ушла его часть, а он лежит.
Есть уже другие герои, другие погибшие, и они лежат, и он лежит, но о нем уже реже вспоминают».
Сопоставьте страницу фронтовой прозы поэта со стихотворением «Я убит подо Ржевом». Что объединяет давнюю дневниковую запись и поэтическое произведение?
3. «Созданный Твардовским монолог павшего воина «Я убит подо Ржевом» – это накаленное страстным поэтическим пафосом слово от имени «мертвых, безгласных», – свидетельство огромного богатства лирического «я» поэта, его душевной широты, человечности, присущей ему способности быть «чувствилищем своего народа» (Горький), выразителем его переживаний и дум».
Л. К. Швецова. «А. Т. Твардовский». 1971
В подлинно художественном произведении форма и содержание взаимообусловлены. Как бы подчеркивая эту мысль, А. Твардовский пишет: «Форма первого лица в «Я убит подо Ржевом» показалась мне наиболее соответственной идее единства живых и павших «ради жизни на земле». (О стихотворении «Я убит подо Ржевом», 1969.)
– Почему в монологе павшего воина «я» органично переплетается с «мы» «мертвых, безгласных»? Проследите по тексту, какие обращения используют «мертвые, павшие», взывая к живым. Выпишите эти обращения. О чем говорит изменение характера обращений от начала к концу стихотворения?
4. Своеобразие языка стихотворения «Я убит подо Ржевом» – «в обычном для Твардовского непринужденном сочетании… прозаизмов, конкретных примет реального, хотя несколько обобщенного солдатского языка… и высоких поэтизмов».
А. В. Македонов. «Творческий путь Твардовского». 1981
Подтвердите эту мысль критика примерами из художественного текста.
IV. Итог уроков.
- – Как бы вы теперь ответили на вопрос: «В чем своеобразие лирики Твардовского»?
- Пусть это стихотворение станет для вас завещанием поэта:
- К обидам горьким собственной персоны
- Не призывать участье добрых душ.
- Жить, как живешь, своей страдой бессонной, –
- Взялся за гуж – не говори: не дюж.
- С тропы своей ни в чем не соступая,
- Не отступая – быть самим собой.
- Так со своей управиться судьбой,
- Чтоб в ней себя нашла судьба любая
- И чью-то душу отпустила боль.
- Домашнее задание.
Продолжите самостоятельное знакомство с лирикой А. Т. Твардовского. Подготовьте презентацию понравившихся стихов:
Источник: https://multiurok.ru/files/tvardovskii-t-tvardovskii-slovo-o-poete-urozhai-ve.html
Читать
Александр Трифонович Твардовский
Стихотворения и поэмы
© Твардовский А. Т., наследники, 1964
© Турков А. М., составление, вступительная статья, 1998
© Верейский О. Г., иллюстрации, наследники, 1946
© Оформление серии. «Издательство «Детская литература», 2001
* * *
«Я прошел такую даль…»
- Нет, жизнь меня не обделила,
- Добром своим не обошла.
- Всего с лихвой дано мне было
- В дорогу – света и тепла.
- …
- И ранней горечи и боли,
- И детской мстительной мечты…
- …
- Чтоб жил и был всегда с народом,
- Чтоб ведал все, что станет с ним,
- Не обошла тридцатым годом.
- И сорок первым.
- И иным…
- Из поэмы «За далью – даль»
Александр Трифонович Твардовский родился в 1910 году и провел свои ранние годы на Смоленщине. «Простецкое», как он однажды выразился, деревенское детство поэта пришлось на время, когда, по его словам, крестьянство было охвачено жизнедеятельным порывом.
Одни, как отец Твардовского, Трифон Гордеевич, стремились к большему достатку; другие, в особенности молодежь, тянулись к газетам, книгам, участвовали в самодеятельных спектаклях и других разнообразных культурных и общественных начинаниях.
Еще подростком Твардовский стал селькором – сельским корреспондентом смоленских газет, где появились и его первые стихи.
Трифон Гордеевич сам прививал детям интерес к чтению, однако никак не предполагал, что у одного из сыновей тяга к литературе достигнет такой огромной силы и помешает отцовским расчетам сделать и его своим подручным, как это уже произошло со старшим – Константином.
В пылу споров с отцом, приведших юношу к форменному побегу из дома и началу самостоятельного трудного, полуголодного существования, Твардовский даже видел в Трифоне Гордеевиче противника всей новой, изменяющейся жизни. «Отцу-богатею» – запальчиво и несправедливо озаглавлено одно из ранних стихотворений молодого поэта, а в поэме «Вступление» даже фигурирует кулак Гордеич, занимающийся, как и отец автора, кузнечным ремеслом.
В дальнейшем, в пору коллективизации, уход из семьи избавил Твардовского от обрушившихся на нее, как и на другие мнимые «кулацкие гнезда», репрессий, однако случившееся не только надолго разлучило его с высланными родными, но и позволило завистникам и недоброжелателям обрушиться на него как на «кулацкого подголоска» и «классового врага».
Поэт оказался в трагической ситуации.
Почти тридцать лет спустя, в 1957 году, набрасывая план пьесы о раскулачивании, он припомнил слова, сказанные в ту давнюю пору секретарем Смоленского обкома партии: «Бывают такие времена, когда нужно выбирать между папой-мамой и революцией».
В тех же набросках запечатлена и дилемма, вставшая перед «младшим братом», в котором легко угадывается сам автор: «Он должен порвать с семьей, отказаться от нее, проклясть ее – тогда, может быть, он еще останется „на этом берегу “…»
Происшедшее оставило в душе Твардовского тяжелейшую, незаживающую рану и в то же время положило начало долгому, мучительному, противоречивому процессу отрезвления от прежних наивных иллюзий.
Это сказалось уже в поэме «Страна Муравия» (1934–1936), которая по тону заметно отличалась от тогдашней литературы с ее упрощенной и приукрашенной трактовкой «великого перелома» – коллективизации.
В описании скитаний Никиты Моргунка, который «бросил… семью и дом», не желая вступать в колхоз (так поступил и отец поэта), в его тревожных раздумьях и разнообразных дорожных встречах прорываются явственные отголоски трагических событий.
Выразительна, например, услышанная Моргунком сказка про деда и бабу, которые «жили век в своей избе», покуда «небывало высокая» вешняя вода не «подняла… избушку» и «как кораблик, понесла» совсем на другое место: «так и стой». Сам автор впоследствии ценил в своей поэме именно драматизм, в черновых вариантах достигавший особой силы:
- Дома гниют, дворы гниют,
- По трубам галки гнезда вьют,
- Зарос хозяйский след.
- Кто сам сбежал, кого свезли,
- Как говорят, на край земли,
- Где и земли-то нет.
Тем не менее поэма, в финале которой герой приходил к мысли о необходимости вступить в колхоз, была воспринята критикой как прославление коллективизации.
Награждение орденом в числе известных писателей, прием в коммунистическую партию, невзирая на «кулацкое» происхождение, наконец, присуждение за «Страну Муравию» Сталинской премии – все, казалось, сулило Твардовскому карьеру литератора, приближенного к власти.
Сборники стихов «Дорога», «Сельская хроника» и «Загорье», где внимание автора было сосредоточено исключительно на светлых сторонах жизни, утвердили его репутацию как «певца колхозной нови».
Однако уже в высказываниях поэта на рубеже 1930–1940-х годов о литературном труде ощутимы явная неудовлетворенность сделанным и стремление к большей самостоятельности.
В письме к начинающему литератору Твардовский, в сущности, излагает требования, которые предъявляет и к самому себе: «…нужно выработать в себе прямо-таки отвращение к „легкости“, „занятности“, ко всему тому, что упрощает и „закругляет“ сложнейшие явления жизни… будь смелей, исходи не из соображения о том, что будто бы требуется, а из своего самовнутреннего убеждения, что это, о чем пишешь, так, а не иначе, что ты это твердо знаешь, что ты так хочешь».
В важности этих слов для самого поэта легко убедиться, если вспомнить одно из стихотворений наиболее зрелой его поры:
- Вся суть в одном-единственном завете:
- То, что скажу, до времени тая,
- Я это знаю лучше всех на свете —
- Живых и мертвых, – знаю только я.
- …О том, что знаю лучше всех на свете,
Сказать хочу. И так, как я хочу.
И хотя для Твардовского, как и для множества его современников, Сталин еще долго оставался высочайшим авторитетом, но логика развития личности и таланта поэта все дальше уводила его от послушного следования мнениям и указаниям «непогрешимого» вождя.
В этом смысле чрезвычайно характерна уже «Книга про бойца» – «Василий Тёркин» (1941–1945).
Ее необычайная популярность в годы Великой Отечественной войны нашла и официальное выражение в присуждении Сталинской премии первой степени.
Однако было бы совершенно неверно на этом основании рассматривать «Василия Тёркина» как произведение, хоть в малейшей степени служившее упрочению пресловутого «культа личности».
Мало того что в книге нигде даже не упомянуто имя, которым тогда буквально пестрели страницы, и на это даже стремились обратить внимание властей некоторые ревнивые коллеги автора.
Но главным героем книги – и, как из нее явствовало, всей войны – был не генералиссимус, а самый что ни на есть рядовой солдат «в просоленной гимнастерке», служивший олицетворением всего народа, о чем в свойственном Тёркину шутливом духе было сказано на первых же страницах:
- И не раз в пути привычном,
- У дорог, в пыли колонн,
- Был рассеян я частично,
- А частично истреблен…
Много лет спустя поэт как об одной из важнейших черт этой своей книги писал о «скрытости более глубокого под более поверхностным, видимым на первый взгляд».
То, что Сталину понравилась картина художника Непринцева, где Тёркин запечатлен на привале с гармонью в руках, в кругу смеющихся его шуткам бойцов, весьма примечательно: вождь видел в Тёркине лишь простоватого балагура и идеального солдата, безотказный «винтик», если воспользоваться его известным выражением, армейского, если не всего государственного, механизма.
Источник: https://litmir.me/br/?b=588364&p=8
Анализ стихотвония Твордовского "Весенние строчки"
5-9 класс
Александр Трифонович Твардовский, прошедший дорогами войны, не раз обращался к ней в своем творчестве, создавгероическую эпопею «Василий Теркин» и лирические циклы: «Фронтовая хроника», «Послевоенные стихи».
Но крошечноестихотворение «Я знаю, никакой моей вины…
» занимает в его лирике особое место, оно как бы подводит итог пройденному пути и относится к тому незабываемому «времени счастья», когда осозналось, что долгожданная победа наступила, и ты, живой, будешь строителем нового мира.
Ответить
Zazaza1 / 23 февр. 2014 г., 9:23:45
ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА СДЕЛАЙТЕ АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ АНЧАР ПО ЭТИМ РАЗДЕЛАМ : 1) Чем вызвано это стихотворение
2) Взгляды, убеждения 3) Состояние автора , который писал этот стих или героя этого стиха СДЕЛАЙТЕ ПОЖАЛУЙСТА СРОЧНО НАДО !!! СРОЧНО ПОЖАЛУЙСТА ПОМОГИТЕ АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ » АНЧАР » ПО ПЛАНУ , ПЛАН ВО ВЛОЖЕНИЯХ !!! ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА СРОЧНО НАДО , А Я ЧИСТО ФИЗИЧЕСКИ НЕ УСПЕВАЮ !!! ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА И , ЧТОБЫ БЫЛИ ПРИВЕДЕНЫ К КАЖДОМУ РАЗДЕЛУ СТРОЧКИ ИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ !!! ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА !!! В пустыне чахлой и скупой, На почве, зноем раскаленной, Анчар, как грозный часовой, Стоит — один во всей вселенной. Природа жаждущих степей Его в день гнева породила, И зелень мертвую ветвей И корни ядом напоила. Яд каплет сквозь его кору, К полудню растопясь от зною, И застывает ввечеру Густой прозрачною смолою. К нему и птица не летит, И тигр нейдет: лишь вихорь черный На древо смерти набежит — И мчится прочь, уже тлетворный. И если туча оросит, Блуждая, лист его дремучий, С его ветвей, уж ядовит, Стекает дождь в песок горючий. Но человека человек Послал к анчару властным взглядом, И тот послушно в путь потек И к утру возвратился с ядом. Принес он смертную смолу Да ветвь с увядшими листами, И пот по бледному челу Струился хладными ручьями; Принес — и ослабел и лег Под сводом шалаша на лыки, И умер бедный раб у ног Непобедимого владыки. А царь тем ядом напитал Свои послушливые стрелы И с ними гибель разослал К соседям в чуждые пределы.
Вы находитесь на странице вопроса «Анализ стихотвония Твордовского «Весенние строчки»«, категории «литература«. Данный вопрос относится к разделу «5-9» классов.
Здесь вы сможете получить ответ, а также обсудить вопрос с посетителями сайта. Автоматический умный поиск поможет найти похожие вопросы в категории «литература«.
Если ваш вопрос отличается или ответы не подходят, вы можете задать новый вопрос, воспользовавшись кнопкой в верхней части сайта.
Источник: https://literatura.neznaka.ru/answer/3409355_analiz-stihotvonia-tvordovskogo-vesennie-strocki/