Сочинение жерков в романе война и мир: образ и характеристика

Главная страницаВойна и мир

Сочинение Жерков в романе Война и мир: образ и характеристика
Жерков.
Фильм «Война и мир» 1965 г.

Гусарский корнет Жерков в романе «Война и мир» Толстого является второстепенным персонажем. 

Впервые Жерков упоминается в томе 1 части 2 главе II в романе «Война и мир». 

Ниже представлены образ и характеристика Жерков в романе «Война и мир», описание поведения и трусости Жеркова в Шенграбенском сражении.

Смотрите: Все материалы по роману «Война и мир»

Жерков — офицер, гусарский корнет:
«…Гусарский корнет из свиты Кутузова…»

Жерков — молодой человек:

«…вы можете при этом шутить. Это простительно ничтожному мальчишке, как вот этот господин, которого вы сделали себе другом, но не вам, не вам. Мальчишкам только можно так забавляться, – прибавил князь Андрей по-русски, выговаривая это слово с французским акцентом, заметив, что Жерков мог еще слышать его…»

  • Внешность Жеркова:
  • Сначала Жерков служит в Павлоградском полку:
  • Затем Жерков служит в штабе в свите Кутузова:
  • Затем Жерков служит ординарцем (помощником) Багратиона:

«…черноватым гусарским офицером…»
«…с высоко поднятыми плечами, фигура Жеркова…»
«…Знакомая павлоградцам фигура Жеркова (он недавно выбыл из их полка)..»

«…Гусарский корнет из свиты Кутузова…»
«…Ты как в штаб затесался?..»

«…За князем Багратионом ехали личный адъютант князя Жерков,..»
«…Жерков умел пристроиться ординарцем к князю Багратиону…»

Жерков — старый знакомый Долохова:

«…Гусарский корнет Жерков одно время в Петербурге принадлежал к тому буйному обществу, которым руководил Долохов. За границей Жерков встретил Долохова солдатом, но не счел нужным узнать его. Теперь, после разговора Кутузова с разжалованным, он с радостью старого друга обратился к нему…»

  1. Жерков любит передразнивать окружающих:
  2. Жерков может строить любые гримасы:
  3. Жерков — шутник. Он вечно смеется и шутит:
  4. Жерков ведет себя как шут:
  5. По Жеркову нельзя понять, серьезен он или нет:
  6. Жерков хочет делать меньше и получать больше наград:

  7. Жерков — лживый человек:

«…от смеха, возбуждаемого черноватым гусарским офицером, шедшим подле него. Гусарский офицер, не улыбаясь, не изменяя выражения остановившихся глаз, с серьезным лицом смотрел на спину полкового командира и передразнивал каждое его движение. Каждый раз, как полковой командир вздрагивал и нагибался вперед, точно так же, точь-в-точь так же, вздрагивал и нагибался вперед гусарский офицер…»

«…офицер мог управлять своим лицом, как хотел: в ту минуту, как Кутузов обернулся, офицер успел сделать гримасу, а вслед за тем принять самое серьезное, почтительное и невинное выражение…»

«…Он сошелся в коридоре с своим сожителем Несвицким и шутником Жерковым; они, как всегда, чему-то смеялись…»
«…На лице шутника Жеркова выразилась вдруг глупая улыбка радости, которой он как будто не мог удержать…»
«…На слова Жеркова некоторые улыбнулись, как и всегда ожидая от него шутки…»

«…Болконский, еще более побледнев, с злобным выражением в лице, оттолкнул его и обратился к Жеркову на неуместную шутку Жеркова.
– Если вы, милостивый государь, – заговорил он пронзительно, с легким дрожанием нижней челюсти, – хотите быть шутом, то я вам в этом не могу воспрепятствовать; но объявляю вам, что если вы осмелитесь другой раз скоморошничать в моем присутствии, то я вас научу, как вести себя…»

«…Жерков, не спуская глаз с гусар, но все с своею наивною манерой, из-за которой нельзя было догадаться, серьезно ли, что он говорит, или нет…»

«…Жерков говоря, что он не дурак во фронте лямку тянуть, когда он при штабе, ничего не делая, получит наград больше…»
«…Здесь-то я видел, ваше сиятельство, атаку павлоградцев, – беспокойно оглядываясь, вмешался Жерков, который вовсе не видал в этот день гусар, а только слышал о них от пехотного офицера…»
«…многие очень хорошо знали, что то, что говорил Жерков, была ложь, ни на чем не основанная…»
В романе «Война и мир» Толстой описывает поведение Жеркова в Шенграбенском сражении. Трусость Жеркова приводит к печальным последствиям.

В Шенграбенском сражении корнет Жерков служит адъютантом Багратиона. Князь Багратион отправляет Жеркова на левый фланг с очень важным приказом — отступать как можно скорее:

«…было слишком далеко от левого фланга, чтоб успеть самому приехать вовремя, князь Багратион послал туда Жеркова сказать старшему генералу чтоб он отступил сколь можно поспешнее за овраг…» (том 1 часть 2 глава XVIII)«…Багратион послал Жеркова к генералу левого фланга с приказанием немедленно отступать…» (том 1 часть 2 глава XIX)Жерков направляется с приказом на левый фланг. Однако в пути он трусит. Он не передает этот важный приказ:
«…едва только он отъехал от Багратиона, как силы изменили ему. На него нашел непреодолимый страх, и он не мог ехать туда, где было опасно.Подъехав к войскам левого фланга, он поехал не вперед, где была стрельба, а стал отыскивать генерала и начальников там, где их не могло быть, и потому не передал приказания…» (том 1 часть 2 глава XIX)Судя по всему, Жеркова посылают не один раз, а целых два раза. И оба раза Жерков трусит и не передает приказ:
«…Жерков, два раза посланный и ни разу не доехавший до батареи Тушина…»В это время левый фланг атакуется французами. Русские полки расстроены. В составе левого фланга находятся Азовский и Подольский пехотные полки и Павлоградский гусарский полк. В Павлоградском полку служит Николай Ростов и его друг Василий Денисов:
«…Но левый фланг, который единовременно был атакован и обходим превосходными силами французов под начальством Ланна и который состоял из Азовского и Подольского пехотных и Павлоградского гусарского полков, был расстроен…»В результате из-за трусости Жеркова начальство на левом фланге не знает, что делать. Пехота убегает в лес. Гусары идут в атаку. Среди гусар — Николай Ростов, который получает ранение. По вине Жеркова в Шенграбенском сражении страдает множество людей.

Во-первых, под огонь попадает батарея Тушина. Из-за Жеркова батарея Тушина не знает, что нужно отступать. Поэтому Тушин храбро бьется до последнего. Здесь же геройски сражается рота Тимохина.

Таким образом, трусость Жеркова приводит к печальным последствия. Спасая «свою шкуру», Жерков подставляет под огонь своих сослуживцев.

Это был цитатный образ и характеристика Жерков в романе «Война и мир» Толстого, а также описание поведения и трусости Жеркова в Шенграбенском сражении.

Смотрите: Все материалы по роману «Война и мир»

Источник: https://www.literaturus.ru/2016/02/Zherkov-Vojna-i-mir-obraz-harakteristika-trusost.html

Роль портретной характеристики героев в романе Л. Н. Толстого "Война и мир"

Роль портретной характеристики героев в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»

Читайте также:  Как вы понимаете устойчивое словосочетание «голубая мечта»? итоговое сочинение

Примерный текст сочинения

Каждый художественный образ, созданный писателем или поэтом, включает в себя портретную характеристику героя. Она может быть подробной и детальной, как у Тургенева и Гоголя, или краткой, лаконичной, как у Л. Н. Толстого.

Знакомство с героями «Войны и мира» начинается с описания их внешности, в которой писатель акцентирует внимание на основных чертах их характера.

Интересно, что в портретах Андрея Болконского и Пьера Безухова Толстой очень бегло говорит об их внешнем облике и подробно останавливается на описании выражения лиц героев, подробно комментируя их. Он вскользь замечает, что князь Андрей был «весьма красивый молодой человек с определенными и сухими чертами».

Но на его лице было выражение скуки и недовольства, которое резко контрастировало с оживленностью его маленькой жены. Не ограничиваясь этим, писатель размышляет о том, что, по всей вероятности, все бывшие в гостиной ему были не только знакомы, «но уже надоели ему так, что и смотреть на них и слушать их ему было очень скучно».

Такое авторское пояснение невольно заставляет читателя задуматься о том, что этого молодого человека с красивой аристократической внешностью тяготит и раздражает та жизнь, которую он ведет в роскошных великосветских гостиных.

Во всем его облике чувствуется стремление к какому-то высшему идеалу, презрение к мелочной, ничтожной суете. Под внешней сухостью и сдержанностью героя скрывается богатый мир чувств. К такому выводу нас приводит автор замечанием, что, увидев Пьера Безухова, Андрей «улыбнулся неожиданно доброю и приятною улыбкою», потому что Пьер был единственным живым, естественным, умным и искренним человеком в гостиной.

Значит, портретная характеристика Толстого не только оттеняет особенности характера героя, но и помогает понять его отношение к окружающим людям. Эта неприязнь к пустым, высокомерным посетителям салона А. П. Шерер и симпатия к другу дополняются голосом, интонацией Болконского.

«Сухо-неприятно» обратившись к Ипполиту, мешавшему ему пройти, князь Андрей ласково и нежно попрощался с Пьером. Внешний облик Болконского меняется в зависимости от обстановки.

Присутствие рядом неприятных и неинтересных людей заставляет князя Андрея натягивать на лицо бесстрастную непроницаемую маску, чтобы скрыть от недоброжелательных и завистливых лиц свои истинные мысли и чувства.

Внешняя характеристика героев у Толстого всегда тесно связана с их внутренним состоянием. Так, автор отмечает, что Андрей Болконский, погрузившись в кипучую деятельность штаба главнокомандующего, совершенно меняется. Особенно эта перемена сказывается на выражении лица, походке. В нем теперь не было заметно прежнего притворства, усталости и лени.

Он производил впечатление человека, нашедшего свое место в жизни, занятого интересным и полезным делом. После совершенного подвига, тяжелого ранения и смерти жены князь Андрей впадает в состояние тяжелейшей депрессии. И Пьера, приехавшего навестить его, поразила происшедшая в нем перемена, его мертвый, потухший взгляд, «сосредоточенность и убитость».

Портретная характеристика Андрея Болконского подчеркивает его сдержанность в проявлении чувств. Но всепоглощающая любовь к Наташе Ростовой преображает его внешний облик, делает взгляд, обращенный к невесте, «бережно-нежным», а лицо — «сияющим, восторженным и обновленным». Наташа и Пьер в отличие от Андрея выражают свои чувства открыто и искренне.

Роль портрета в характеристике Пьера очень велика. Внутренние перемены героя всегда отражаются на его внешности. В начале романа Пьер Безухов — «массивный, толстый молодой человек с стриженою головой», с «умным и вместе робким», наблюдательным взглядом, отличавшим его от всех в этой гостиной.

Незаконный сын графа Безухова, обучавшийся за границей, впервые оказывается в кругу великосветской петербургской элиты, испытывая робость и смущение перед этими важными и значительными людьми.

Но после женитьбы на Элен Курагиной мы видим совсем другого Пьера, который уже не боится пропустить умные разговоры, а, наоборот, глубоко презирает этих пустых и надменных людей. Лицо Пьера «уныло и мрачно», ибо наступило прозрение, сознание своей непоправимой ошибки.

Только общение с простыми русскими людьми во время Бородинского сражения и в плену возвращает Пьеру душевное спокойствие, которое снова меняет его внешность. Толстой пишет о том, что взгляд Пьера никогда не имел прежде такого твердого, спокойного и оживленного выражения.

«Прежняя его распущенность, выражавшаяся и во взгляде, заменилась теперь энергичною, готовою на деятельность и отпор подобранностью». Значит, портретная характеристика Пьера служит раскрытию его внутреннего мира, свидетельствует о становлении его характера, в котором появляются несвойственные ему прежде решительность и воля.

Портретные характеристики положительных героев Толстой дает в постоянном движении, эволюции. Динамика развития характера Наташи раскрывается в описании ее внешности, в которой автор подчеркивает живость, стремительность, эмоциональность и одаренность.

«Черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка», вбежавшая в гостиную, полна внешнего и внутреннего движения.

По мере того, как развивается героиня, меняется и ее портрет, но при каждом новом описании автор акцентирует внимание на выражении ее лица, стремительности движений, полноте кипучей жизни. Эти качества по-прежнему живы в Наташе, ставшей зрелой женщиной, матерью семейства.

С той же страстью, с какой прежде отдавалась пению, танцам, любви, Наташа погружается в мир семейных радостей, находя в заботе о муже и детях свое вечное женское призвание.

В портретной характеристике другой положительной героини Толстого, Марье Волконской, автор часто упоминает о «лучистых глазах», которые в минуты сильного душевного подъема делают некрасивое лицо княжны прекрасным.

Таким образом, в романе Толстого «Война и мир» роль портретной характеристики героев велика и многообразна. Она помогает раскрытию их характеров, подчеркивая определяющие черты их натуры, позволяет проследить эволюцию их внутреннего мира. Точность и лаконизм толстовских портретных характеристик делает его героев яркими и запоминающимися, они остаются в памяти читателей на всю жизнь.

Источник: https://mirznanii.com/a/354136/rol-portretnoy-kharakteristiki-geroev-v-romane-l-n-tolstogo-voyna-i-mir

Образы и описание штабных офицеров в романе «Война и мир» – сочинение по “Война и мир” Толстой Л. Н

Среди героев романа Толстого «Война и мир» немалое место занимают штабные офицеры русской армии. Что связано с понятием штаба? Это мозг, сердце, руководящий центр армии! Штабные офицеры должны быть людьми умными, храбрыми, дальновидными, бескорыстно преданными родине, умеющими принимать быстрые и правильные решения, вести армию к победе и в то же время сохранять ее силы.

Читайте также:  Жизнь и творчество агаты кристи

Как образец такого штабного офицера блестяще показан Толстым Андрей Болконский. Его очень высоко ценил Кутузов. В своем письме старому князю Болконскому полководец писал о неординарности личности Андрея, его недюжинных способностях и о своем счастье иметь такого подчиненного. Но фигура Болконского нетипична для штабных офицеров.

Это явление одиночное. Недаром он разочаровывается в своих товарищах по штабу и в 1812 году участвует в войне уже боевым офицером. Противопоставляя князя Андрея штабным карьеристам, писатель заставляет читателя задуматься, в чьи руки была вверена судьба армии. Какими же видит Толстой большинство штабных? В его понимании типичные штабные офицеры — это Несвицкий и Жерков.

За внешней холеностью и знатным происхождением скрывается душа убогих людей, неумных, недалеких. Они думают прежде всего о своей карьере, наградах, о том, как выслужиться перед начальством.

Для подтверждения сказанного обратимся непосредственно к страницам романа. Впечатляюще описана сцена встречи штабных офицеров с австрийским генералом Маком, потерпевшим поражение под Ульмом.

Болконскому ясна страшная правда: проиграна половина кампании.

Но как отнеслись к этому несчастью Несвицкий и Жерков? Они не нашли ничего лучшего, как только глупо посмеяться над поражением своих же союзников.

И здесь Толстой вкладывает свои мысли, полные достоинства и гнева, в уста князя Андрея: «Да ты пойми, что мы — или офицеры, которые служим царю и отечеству и радуемся общему успеху и печалимся об общей неудаче, или мы лакеи, которым дела нет до господского дела.

Сорок тысяч человек погибло, и союзная нам армия уничтожена, а вы можете при этом шутить». Но, может быть, более выгодно показывают себя Несвицкий и Жерков в боевой обстановке?

Обратимся к сцене у моста через реку Энс. Чтобы отрезать неприятеля от русских войск, требовалось взорвать мост. Эту операцию необходимо было осуществить как можно быстрее, чтобы избежать больших потерь. Князь Багратион поручил Несвицкому передать распоряжение о подрыве моста, но тот по своему легкомыслию не сумел толково объяснить, кто должен это сделать. Было потеряно много времени.

В результате гибель грозила целому эскадрону. Малейшее промедление — и французы форсируют реку. И вот эскадрон Денисова, рискуя жизнью, проводит опасную операцию подрыва. Войска с замиранием сердца ждут: смогут ли русские опередить французов. А что думают и как ведут себя люди, по вине которых рискует целый эскадрон храбрецов?

Несвицкий комментирует: «Тут бы двух молодцев послать, все равно бы». На что Жерков отвечает: «Двух человек послать, а намто кто же Владимира с бантом даст? А такто хоть и поколотят, да можно эскадрон представить и самому бантик получить». Кто хоть и поколотят, да можно эскадрон представить и самому бантик получить».

Кто перед нами? Карьеристы чистейшей воды! Если князь Андрей даже в пылу отступления проявляет благородство по отношению к женщине (жене лекаря) и спасает ее, то ни Жеркова, ни Несвицкого вовсе не интересует такая «мелочь», как человеческая жизнь.

Не забывает этих героев Толстой и перед Шенграбенским сражением. Если Болконский просит позволения Кутузова остаться в отряде Багратиона, чтобы участвовать в самом горячем бою, то Несвицкий готовится к отступлению в тыл.

И, сияя от удовольствия, сообщает, что уже успел навьючить всем необходимым двух лошадей и готов «хоть через Богемские горы удирать».

Этот художественный прием противопоставления героев используется писателем постоянно. Какими разными мы видим князя Андрея и Жеркова в бою под Шенграбеном! Багратион посылает Жеркова с приказом об отступлении на левый фланг, то есть туда, где сейчас опаснее всего.

Но Жерков отчаянно трусит и поэтому скачет не туда, где стрельба, а ищет начальников в более безопасном месте, где их быть не могло. Таким образом, жизненно важный приказ этим адъютантом не передан. Но его передает другой офицер — князь Болконский.

Ему тоже страшно, ядра пролетают прямо над ним, но он запрещает себе малодушничать. До батареи Жерков струсил доехать, а на офицерском ужине смело и беззастенчиво смеялся над удивительным героем, но смешным и робким человеком — капитаном Тушиным.

Не зная, как мужественно действовала батарея, Багратион ругал капитана за то, что тот оставил орудие. Никто из офицеров не нашел в себе смелости сказать, что батарея Тушина была без прикрытия.

И только князь Андрей возмутился этими беспорядками в русской армии и неумением ценить истинных героев и не только оправдал капитана, но назвал его и его солдат истинными героями дня, которымто и обязаны войска успехом.

Толстой отмечает, что такие умнейшие полководцы, как Кутузов и Багратион, отлично знали цену штабным офицерам. Багратион называет их «франтиками», что ждут лишь получения «крестиков». Проницательный Кутузов сразу выделяет среди этих «франтиков» князя Андрея Болконского. Почему же ни Кутузов, ни Багратион не хотят изменить состав штаба? Это, очевидно, не в их власти.

Очень часто люди выдвигаются не по уму и заслугам, а по протекции влиятельных лиц. Толстой же в своем романе ясно показал, кто истинный герой, а кто карьерист, наблюдающий за боем издалека.

Однако непримиримость, связанная с прямой самозащитой, не противоречит милосердию, которое необходимо оказывать поверженному противнику, когда в нем проснется человек, молящий о пощаде.

Толстой не раз отметит гуманность в конкретном поведении русских людей, свидетельствующую об истинном патриотизме, ничего общего не имеющим с ожесточением и злобой.

Так, Толстой противопоставляет Растопчина, умышленно провоцирующего жестокость толпы, которая расправляется с невинным поваромфранцузом перед сдачей Москвы, и Кутузова, призывающего к милости к побежденному врагу в конце освободительной войны. Освободительной войны.

Также отношение Николая Ростова к испуганному голубоглазому французу, Пети и партизан Денисова к пленному мальчикубарабанщику, отношение самого Денисова к взятым в плен французам в противоположность Долохову, проявляющему бессмысленную жестокость, отказываясь брать пленных, – все это истинный моральный настрой людей, действительно любящих свое отечество не напоказ. Также неприятен князь Андрей Болконский, высказывающий накануне Бородинского сражения Пьеру Безухову мысль о том, что пленных брать незачем. Но его ожесточение можно объяснить пережитой им болью, связанной с утратой отца и разорением родового гнезда.

Истинный патриотизм часто проявляется в скрытой форме, а не в героическом деянии, заметном всем. Так, Николай Ростов с чувством стыда слушает напыщенный рассказ о подвиге генерала Раевского, который вывел двух своих сыновей во время сражения у Салтановской плотины.

Читайте также:  Большие надежды - краткое содержание романа диккенса

Опытному офицеру известно, что подобные рассказы не отражают реальность сражения, но он не перечил, потому что знал, что этот рассказ служит для славы русского оружия.

Полк князя Андрея, не участвовавший в активных действиях во время Бородинского сражения, проявил не меньший героизм в том, что просто стоял, не дрогнув, под непрерывным обстрелом артиллерии.

И, наконец, истинное чувство патриотизма несовместимо с соображениями корысти и карьеризма. Борис Друбецкой накануне Бородинского сражения не был заинтересован в победе русских, которыми командовал Кутузов, так как он служил при штабе Бенигсена, интриговавшем против главнокомандующего.

Для продвижения по служебной лестнице он был готов пожертвовать удачным исходом сражения. Однако он ловко манипулирует патриотическими чувствами для того, чтобы оказаться в выгодном положении в глазах начальства.

Так, он вовремя делает нужное замечание об ополченцах, которые надели чистые рубахи перед сражением, приготовившись к смерти.

Игра в патриотизм свойственна и петербургской аристократии, поспешно нанимавшей учителей русского языка и отказывавшейся ездить во французский театр, чтобы продемонстрировать любовь к Отечеству.

Также вызывают недоверие барыни, щипавшие в гостиных корпию, которая не доходила до раненых. Поневоле хочется сравнить их с Тихоном Щербатым, который был одним из самых незаменимых людей в партии Долохова.

Он был способен сделать любую «грязную» или опасную работу: разжечь костер во время дождя, ободрать мертвую лошадь, выследить «языка».

Таким образом, перед лицом смертельной опасности, угрожавшей России, большинство русских людей проявляло чудеса истинного героизма и патриотизма, оставив всякие соображения личной выгоды, корысти, жертвуя своим имуществом и жизнью, они совершали героические деяния, надолго оставшиеся в памяти потомков.

Кризисные шестидесятые годы, в которые писался роман «Война и мир», дают возможность поновому оценить ту сплоченность и единство, которое достигла нация, перед лицом общего врага, единство, принесшее победу всем.

Источник: https://www.uznaem-kak.ru/obrazy-i-opisanie-shtabnyx-oficerov-v-romane-vojna-i-mir-sochinenie-po-vojna-i-mir-tolstoj-l-n/

Средства раскрытия характеров в романе «Война и мир»

Принцип изображения характеров героев сам Л.Н.Толстой называл «диалектикой души».
Личная позиция писателя по отношению к героям заключается в том, что

  • любимые герои Толстого изменяются, совершенствуются, стремятся к недостижимому идеалу,
  • нелюбимые герои — статичны.

В качестве средств раскрытия характеров героев романа «Война и мир» писатель, кроме выраженной авторской позиции,также использует ряд художественных приемов.

Художественные средства раскрытия характеров  в романе

  • Портреты героев романа
  • В портрете своих героев Толстой подчеркивает одну повторяющуюся деталь: толщину Пьера, мраморность плеч Элен, лучистые глаза княжны Марьи, дрожание ляжки Наполеона, дряхлость Кутузова…
  • Толстой не боится показать некрасивость своих героев. Наташа может

«распустить свой большой рот, сделавшись совершенно дурною»,

некрасивость княжны Марьи постоянно оттеняют ее лучистые глаза. В минуты сильных потрясений с героями может произойти преображение. Описывая встречу Наташи и Андрея в Мытищах, Толстой пишет, что лицо его для Ростовой было страшно, но при этом самые прекрасные чувства объединяют героев. Когда княжна Марья полюбила Николая Ростова,

«в первый раз вся та чистая духовная внутренняя работа, которою она жила до сих пор, выступила наружу»:

облик героини становится прекрасным: появляются грудные женские нотки, в движениях проявляется женственность и грация.

Характеристики персонажей

Характеристику того или иного персонажа может дать другой герой. Так, Пьер думает об Элен:

«Елена Васильевна, никогда ничего не любившая, кроме своего тела, и одна из самых глупых женщин в мире, представляется людям верхом совершенства, и перед ней поклоняются».

Выделить доминанту характера может и сам автор.

«Сущность ее жизни — любовь — еще жива в ней, «

  1. — говорит Толстой о Наташе.
  2. Толстой, объясняя ошибки своих героев (Пьера, Наташи), каждый раз говорит об интуитивном чувстве чего-то нехорошего, повторяет слова синонимы: «гадкое», «запрещенное», «противуестественное», «нечестное», «что-то неприличное», «неприличный умысел».
  3. Контраст как художественное средство в романе «Война и мир»
  4. Один из любимых приемов Толстого для раскрытия характеров своих героев — это контраст.

Так на приеме контраста идет описание первого бала Наташи Ростовой, когда ее живая, чистая красота сравнивается с мраморной красотой Элен и противопоставляется ей, как истинная — ложной. Как антагонисты выступают в романе образы Кутузова и Наполеона (см.: Историческая тема).

  • Природа в раскрытии характеров
  • Характер героя определяется и его способностью чувствовать красоту природы.
  • Этой способностью обладают:
  • князь Андрей (небо Аустерлица, дуб по дороге в Отрадное),
  • Пьер (звездное небо ),
  • Наташа (ночь в Отрадном)

— все любимые герои писателя. На контрасте построен диалог Наташи и Сони ночью в Отрадном. Соне чужда прелесть летней ночи.

Речи героев как характеристика

Речь самого персонажа может также служить его характеристикой. Наказ старого князя Болконского сыну перед отъездом в армию говорит о высоких нравственных требованиях к дворянской чести и служению Родине, о скрываемой любви к сыну, о тревоге за его судьбу:

«Помни одно, князь Андрей: коли тебя убьют, мне, старику, больно будет… а коли узнаю, что ты повел себя не как сын Николая Болконского, мне будет… стыдно!»

Сравнение как средство

Часто для характеристики героя или его состояния писатель использует сравнения:

«говорил всегда лениво, как актер говорит роль старой пьесы»

(о князе Василии Курагине),

вечер у Анны Павловны Шерер сравнивается с прядильной мастерской, в которой

«веретена с разных сторон равномерно и не умолкая шумели»,

о состоянии Пьера:

«Как будто в голове его свернулся тот главный винт, на котором держалась вся его жизнь».

Описание как прием раскрытия характеров «Войны и мира»

Важные события жизни героя могут комментироваться через описание эпизода. О князе Андрее:

«Новое, отрадное и успокоительное чувство охватило его, когда он, глядя на этих девочек, понял существование других, совершенно чуждых ему и столь же законных человеческих интересов, как и те, которые занимали его».

  1. При описании характера героя, его поступков возможно проявление авторской иронии, как, например, при описании поведения князя Василия при назначении Кутузова главнокомандующим.
  2. Показывая диалектику души своих героев, Толстой позволяет нам проникнуть в стремления, переживания, суть поступков людей, жизнь которых отделена от нашей почти двумястами столетиями.
  3. Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость — поделитесь

Источник: https://velikayakultura.ru/gotovye-sochineniya/l-n-tolstoy-sredstva-raskryitiya-harakterov-v-romane-voyna-i-mir

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]