Нигилизм в романе отцы и дети тургенева

Оглавление:

В России впервые термин «нигилизм» употребил Н. И.
Надеждин в заметке «Сонмище нигилистов» в 1829 году. Несколько позже, в 1858
году была выпущена книга, которую написал казанский профессор В, В. Берви – в
ней писатель употребил термин «нигилизм» в качестве синонима слову
«скептицизм». 

Однако настоящую популярность это слово приобрело, когда
И. С. Тургенев в 1862 году написал свой известный роман «Отцы и дети».

В
произведении нигилистом был назван Базаров, который категорически отрицал
взгляды «отцов». Этот роман произвёл большое впечатление на читателей, в
результате чего термин «нигилист» стал крылатым словом.

Сегодня нигилизм и
нигилисты довольно часто встречаются как в жизни, так и в литературе.

Что понимает под нигилизмом Тургенев?

Тургенев, один из лучших писателей классиков русской литературы, вспоминает, что, после его возвращения в Петербург, когда только
вышел в свет его роман, он обнаружил, что этот термин уже подхватили многие
жители города. В то время, в 1862 году, в Петербурге разразились пожары, и
первое, что услышал писатель, приехав в Питер, это употребление в адрес
поджигателей термина «нигилисты».

Нигилизм в романе Отцы и дети ТургеневаЧто понимает под нигилизмом Тургенев? Писать роман он
начал в то время, когда еще не было отменено крепостное право, когда в обществе
нарастало революционное настроение, и на этом фоне четко вырисовывались идеи
отрицания и разрушения старого порядка, старых авторитетов и принципов. В
романе ясно просматриваются идеи демократического движения, формирующегося и
развивающегося под знаком отрицания порядков дворянско-крепостнического
общества, дворянской культуры, старого мира.

Нигилизм, с точки зрения писателя — это отрицание старых
принципов и устоев.

В своём произведении писатель освещает моральные,
философские и политические проблемы и поднимает вечный вопрос взаимоотношения
отцов с детьми. Подчеркивает значимость любви, дружбы, становления личности, а
также важность для каждого человека выбора своего жизненного пути и
самоопределения.

Образ Базарова в произведении наделён яркими чертами нигилиста,
герой открыто противостоит всем старым принципам, что и становится причиной
возникновения как внутреннего конфликта Базарова, так и враждебное непонимание
его окружающими.

В романе Тургенев продемонстрировал, что нигилистическая
философия является нежизнеспособной.

Ним сознательно были обрисованы картины
нищих российских крепостных деревень, чтобы показать существующее в стране
социальное неравенство, несправедливое управление государством господствующего
класса.

Но вместе с тем нигилизм Базарова в романе «Отцы и дети» вместе с его
героем остаётся в одиночестве, поскольку его идеи и мировоззрение не были
приняты даже самыми близкими сторонниками — Кукшиным, Ситниковым и Аркадием,
которые предали его идеалы.

Базаров, отрицавший существование любви, в итоге сам
подвергся её испытаниям, которых не выдержал и сломался.

Герой-нигилист,
который утверждал, что загадочный женский взгляд является ничем иным, как
художественной чепухой, влюбляется в Анну Одинцову и с ужасом обнаруживает
присутствие романтики в самом себе.

Вся трагичность ситуации заключается в том,
что любовь Базарова оказалась невзаимной, обреченной.

Видео о нигилизме базарова в романе «Отцы и дети»

Роман завершается гибелью Базарова, который заразился
тифом, вскрывая труп крестьянина. Перед смертью герой проявляет все свои лучшие
качества: поэтическую любовь к Анне, нежные, добрые чувства по отношению к
родителям, которые до этого были скрыты под внешней суровостью, мужество,
сильный дух, жажду жизни.

Таким финалом Тургенев показывает читателю личность
Базарова, как сильного духом человека, способного оказывать влияние на
окружающих. Однако, поскольку общество оказалось еще неготовым принять его
мировоззрение, этот герой оказался «лишним» — его время еще не пришло.

Таким образом, Тургенев довольно ярко раскрыл понятие
«нигилизм» в романе «Отцы и дети» на примере своего героя Базарова. Героя всех
времён и народов, который рождается в том месте, где отсутствует социальная
справедливость и благополучие.

Что такое нигилизм в современном понимании?

Со времён Тургенева понятие «нигилизм» постепенно
приобрело более расширенный смысл. Так, сегодня этот термин употребляется и в
философии, и в политике, и в повседневной жизни.

Однако на вопрос «Что такое
нигилизм?» существует однозначное определение: это мировоззрение, позиция,
которая не только ставит под сомнение, но и категорически отрицает общепринятые
ценности: идеалы, моральные нормы, формы общественной жизни, общепринятые
понятия нравственности. Существует несколько разновидностей нигилизма:

  • Моральный нигилизм.
  • Правовой нигилизм.
  • Мереологический нигилизм.
  • Эпистемологический.
  • Метафизический.
  • Философско-мировоззренческий нигилизм.

Нигилист — это человек, который не признаёт никаких
авторитетов, не принимает какие-либо принципы на веру, критикует любую точку
зрения, какой бы она ни была.

Моральные нигилисты имеют позицию отрицания как
моральных, так и аморальных устоев.

Правовой нигилизм — отрицательное отношение к праву,
которое может выражаться в различных степенях интенсивности. Так, выделяют
пассивную и активную формы правового нигилизма.

  • Пассивная форма характеризуется неверием в правовые
    возможности. Правовые нигилисты не признают позитивную роль права в обществе.
  • Активная форма выражается во враждебном отношении к
    законам, пропаганде личного мировоззрения среди окружающих людей. Таких граждан
    можно также назвать анархистами.

Видео о правовом нигилизме

Правовой нигилизм может быть присущ как обществу в целом,
так и социальной группе или отдельному гражданину, но никакая из перечисленных
категорий сознательно не нарушает правовые нормы. То есть, правовые нигилисты
лишь не признают право и не верят в его социальную ценность.

Истоками такого отношения к общеустановленным правовым
нормам является недоверие к власти, рассмотрение законов как указаний со стороны
правительства.

Также причиной развития подобных гражданских позиций может
послужить пример безнаказанности должностного лица, расхождение в предписаниях
законов с действительностью, порочных действиях правосудия и т. п.

Как правило,
общественный правовой нигилизм возникает при несовершенном и противоречивом
законодательстве, неспособности власти бороться с преступностью, обеспечить
гражданам их права и защиту от произвола.

Эпистемологические нигилисты характеризуются своим
отрицательным отношением к знаниям.

Нигилизм в России

Нигилизм существует только в России и постсоветских
странах. Жителям же западноевропейских стран такое явление не присуще.
Формироваться подобные умонастроения начали в 50-60 годах 19 века. Их главные
идеологи — Писарев, Добролюбов, Чернышевский. Также некоторые нигилистические
черты были присущи и Ленину, хотя жил он в другую эпоху.

Несмотря на то что под русским нигилизмом подразумевалось
отрицание Бога, духа, души, норм и высших ценностей, это явления всё же
считается религиозным феноменом, поскольку возникло оно на духовной
православной почве. Основа чистого русского нигилизма — православное отрицание
мира, ощущение мира, пребывающего во зле, отношение к богатству, роскоши,
творческому избытку в искусстве и мыслях, как к грехам.

Нигилизм Ницше

Нигилизм Ницше, немецкого философа и филолога,
подразумевает обесценивание высоких ценностей. То есть, он связывал ценности и
природу человека, который их обесценивает и в то же время всё равно пытается за
них держаться.

Ницше утверждал, что если человек падает, то не стоит
подставлять ему своё плечо. Если человека ударили по правой щеке, то не стоит
подставлять и левую.

Читайте также:  Любовь к жизни - краткое содержание рассказа лондона

Также он считал, что сострадание является губительным
качеством для человека, а потому отрицал сострадание к ближним.

Нигилизм в романе Отцы и дети ТургеневаНигилизм в философии Ницше — это идея сверхчеловека,
воплощения христианского идеала, свободного во всех отношениях. Он учил
отвечать на силу силой, быть мужественными, дерзкими, надеяться только на самих
себя. Добрых людей он считал лицемерами, поскольку те никогда не говорят правду
в лицо. Поэтому, как он утверждал, правильный человек — это злой, не щадящий
своих близких человек.

Последствия нигилизма

Сегодня многие спорят, является ли нигилизм болезнью или
же лекарством от болезней. Философия нигилистов отрицает такие ценности, как
нравственные принципы и духовная жизнь — любовь, природа, искусство. Но ведь
человеческая нравственность основана именно на этих фундаментальных
понятиях. 

Каждый здравомыслящий человек должен понимать, что в мире
существуют такие ценности, отрицать которые невозможно: любовь к жизни, любовь
к людям, стремление к счастью и наслаждение красотой.

Как Вы относитесь к нигилистам? Считаете ли Вы Базарова в романе Тургенева настоящим нигилистом? Поделитесь своим мнением в х.

Источник: https://rutvet.ru/in-nigilizm-i-nigilisty-v-zhizni-i-literature-v-romane-otcy-i-deti-8328.html

Кто такой нигилист в романе «Отцы и дети»? — База ответов на любые вопросы

Ключевым действующим лицом романа великого русского писателя И.С. Тургенева «Отцы и дети» является молодой разночинец Евгений Базаров.

Он придерживается модного в то время мировоззренческого направления – нигилизма, противопоставляя его традиционным ценностям и устремлениям российского общества.

Кто такой нигилист?

Слово «нигилизм» образовано от латинского «nihil», означающего «ничто». Это философско-экзистенциальная позиция, заключающаяся в отрицании в человеке любого духовного начала. Нигилист утверждает, что люди суть не более чем биологические организмы, снабженные мыслительной функцией.

История возникновения и развития этого течения уходит корнями в десятый-одиннадцатый век, но тогда нигилистами называли еретиков католического христианства, отрицавших существование у Христа человеческой природы. Как видим, нигилистическое мировоззрение за тысячу лет из одной крайности перетекло в другую, противоположную первой.

Евгений Базаров и его взгляды

Главный герой романа «Отцы и дети», Евгений Базаров, показан автором как человек, придерживающийся исключительно материалистических взглядов на мир и свое собственное в нем место. Базаров подчеркнуто прагматичен, его можно даже назвать циником, о чем он не стесняется заявлять в лицо хозяину усадьбы, в которой находится в гостях.

Он отрицает христианство, как, впрочем, и любую другую религию. Литературу, живопись и прочие виды искусства он считает бесполезным занятием, которое, кроме глупого романтизма, не дает деятельному человеку ничего.

Столкновение нигилизма и романтизма

В романе «Отцы и дети» Базаров представляет, разумеется, «детей» — своеобразное «поколение next» девятнадцатого века. В роли «отцов» выведен хозяин усадьбы, помещик Павел Кирсанов – человек традиционных взглядов, неглупый, добрый и порядочный. В диалогах Базарова и Кирсанова отчетливо проявляется сущность нигилистического мировоззрения.

Вначале оно, безусловно, выглядит привлекательно, во многом благодаря внутренней энергии Базарова, который полон желания устроить мир более разумно и удобно. Однако с развитием сюжета книги все более явственно проявляется нежизнеспособность нигилизма, его ущербность и калечащий душу примитивизм.

В образе Базарова И.С. Тургенев продемонстрировал истинную сущность нигилистического мировоззрения – его антигуманность, примитивизм и искусственность. Нелепая смерть героя от заражения крови поставила жирную точку в споре отцов и детей, аннигилировав нигилиста.

Источник: https://www.mnogo-otvetov.ru/literature/kto-takoj-nigilist-v-romane-otcy-i-deti/

Нигилизм в литературе и современной жизни по роману И.С.Тургенева Отцы и дети

Нигилизм в литературе и современной жизни (по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети»)

  • Выполнил: студент группы То-12
  • Братковский Станислав
  • Руководитель: преподаватель дисциплины

«Русский язык и литература» Козлова О.В.

Минусинск, 2017

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………………………………….3 1. Определение и история нигилизма…………………………………. ……………………..4 2. Нигилизм в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети».

………………………………………………………………………………………………………….5 3. Нигилизм современных молодежных субкультур………………………………….. .7 4. Результаты анкетирования………………………………………….

…………………… …..9 Заключение……………………………………………………………………………………………….10 Список литературы…………………………………………………………………………………..

11 Приложение

Введение

В современном мире среди значительной части населения преобладают нигилистические (критикующие) настроения, негативное отношение к происходящему, ко многим фактам и явлениям действительности.

Подрываются духовные и моральные основы общества, вместо них утверждаются меркантилизм, потребительство, культ денег, наживы; идеальное вытесняется материальным. Соответственно изменились критерии престижа личности, ее социальной роли, признания.

Этому способствует охвативший Россию глубокий системный кризис – экономический, финансовый, политический, духовный, моральный, правовой.

Правовой и моральный нигилизм приводит к образованию протестных движений и молодежных субкультур, целью которых является привлечение внимания общественности к определенным идеям и социальным проблемам. Самое страшное, что нигилизм может дойти до крайней степени и перерасти в экстремизм — способ радикального возражения против законодательных правил и общественных норм.

Актуальность темы исследования обусловлена обесцениванием социальных и нравственных норм, а также необходимостью противодействия экстремизму, одним из источников которого является моральный и правовой нигилизм

Мы выдвинули следующую гипотезу — есть ли сходство между нигилизмом героя романа И.С.Тургенева «Отцы и дети» Базарова и протестными настроениями современных молодежных субкультур.

  1. Поэтомуцелью нашей работы стало: выяснить, являются ли представители современных молодежных субкультур продолжателями идей Базарова.
  2. Для реализации цели были поставлены следующиезадачи:
  3. 1. собрать и обобщить материал о нигилизме,

2. проанализировать нигилистические идеи героя романа И.С.Тургенева «Отцы и дети» Базарова,

3. сравнить убеждения Базарова с принципами жизни представителей современных молодежных субкультур,

Объектом исследования стал роман И.С.Тургенева «Отцы и дети» и современные субкультуры.

Предмет исследования — нигилистические идеи героя романа И.С.Тургенева «Отцы и дети» Базарова и представителей современных молодежных субкультур.

Для проверки выдвинутой гипотезы и решения поставленных задач использовались различные методы исследования: анализ художественной и научной литературы, опрос, анкетирование.

Практическая значимость нашей работы заключается в том, что материал, собранный нами о нигилизме героя романа И.С.Тургенева «Отцы и дети» Базарова и представителей современных молодежных субкультур, можно использовать на занятиях по литературе и классных часах.

  • 1. Определение и история нигилизма
  • С точки зрения этимологии слово «нигилизм» пришло к нам из латыни, где означало «ничто». Современные толковые словари называют нигилистами людей, которые:
  • • отрицают смысл человеческого существования;
  • • свергают с пьедесталов общепризнанные авторитеты, в том числе и Бога;
  • • отвергают прописные истины и общепризнанные духовные ценности.

В Средние века существовало учение нигилизм, преданное анафеме папой Александром III в 1179 г. Учение нигилизма, ложно приписанное схоластику Петру Ломбардскому, отвергало человеческое естество Христа.

В западной философской мысли термин «Нигилизм» ввёл немецкий писатель и философ Ф. Г. Якоби. Это понятие использовали многие философы.  С. Кьеркегор источником нигилизма считал кризис христианства и распространение «эстетического» мироощущения. Ф.

Ницше понимал под нигилизмом осознание иллюзорности и несостоятельности как христианской идеи надмирного Бога («Бог умер»), так и идеи прогресса, которую считал версией религиозной веры. О.

Шпенглер нигилизмом называл черту современной европейской культуры, переживающей период «заката» и «старческих форм сознания», который в культурах других народов якобы неизбежно следовал за состоянием высшего расцвета. Нигилисты в России В русской литературе слово «нигилизм» впервые было употреблено Н. И.

 Надеждиным в статье «Сонмище нигилистов» (журнал «Вестник Европы», 1829 год). В 1858 г. вышла книга казанского профессора В. В. Берви «Психологический сравнительный взгляд на начало и конец жизни». В ней тоже употребляется слово «нигилизм» как синоним скептицизма.

Читайте также:  Божья коровка - сообщение доклад (1, 2, 3 класс)

Критик и публицист Н. А. Добролюбов, осмеяв книжку Берви, подхватил это слово, но оно не стало популярным до тех пор, пока И. С.

 Тургенев в романе «Отцы и дети» (1862) не назвал «нигилистом» Базарова, отрицавшего взгляды «отцов». Огромное впечатление, произведённое «Отцами и детьми», сделало крылатым и термин «нигилист».

В романе Тургенева «Отцы и дети» под нигилизмом понималось мировоззрение, отрицавшее старые принципы и устои

Таким образом, во второй половине XIX века нигилистами в Российской империи стали называть молодых людей, которые хотели изменить существовавший в стране государственный и общественный строй, отрицали религию, проповедовали материализм и атеизм, а также не признавали господствовавшие нормы морали. В частности, так называли революционеров-народников. Слово имело явную негативную коннотацию. Нигилисты изображались как лохматые, нечёсаные, грязные мужчины и утратившие всякую женственность женщины.

К концу 1860-х и началу 1870-х гг. слово «нигилист» почти исчезло из русской полемической литературы, но стало употребляться в западноевропейской литературе как обозначение русского революционного движения; его приняли и некоторые русские эмигранты, писавшие на иностранных языках о русском революционном движении. В 1884 году была издана повесть Софьи Ковалевской «Нигилистка».

2. Нигилизм в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети»

Евгений Базаров — главный герой романа «Отцы и дети». Он нигилист, разночинец — демократ, убеждённый противник дворянско-крепостнического строя, материалист, прошедший школу труда и лишений, самостоятельно мыслящий и независимый.

Базарова отличает активное отношение к жизни, он стремится переделать самого себя, свое время и современное ему общество: “Исправьте общество, болезни не будет”. А мысли Базарова о человеке и его воспитании оказываются актуальными на все времена: “Всякий человек себя воспитать должен…”.

Жизненное кредо Базарова построено на отрицании: «В теперешнее время полезнее всего отрицание – мы отрицаем».

Не раз он высказывает свои идеи: «порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта», «природа пустяки…Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник», «Рафаэль гроша медного не стоит», он отрицает даже любовь.

Он отрицает и принципы либералов, и английский аристократизм, и логику истории, и авторитеты, и парламентаризм, и искусство, и общину с круговой порукой – одним словом, всё то, во что верили либералы – «отцы».

Он смеётся над «таинственными отношениями между мужчиной и женщиной», ставит в один ряд слова: романтизм, художество, чепуха, гниль. Однако было бы неверным утверждать, что Базаров рубит сплеча, начисто отвергая всё. Отрицая абстрактную науку, Базаров выступает за конкретные, прикладные науки; отрицая авторитеты ради авторитетов, он считается с мнением «дельных» людей. 

Именно в столкновении с различными персонажами, противопоставленными ему, раскрываются замечательные черты Базарова: в спорах с Павлом Петровичем — зрелость ума, глубина суждений и непримиримая ненависть к барству и рабству; во взаимоотношениях с Аркадием — способность привлекать на свою сторону молодежь, быть учителем, воспитателем, честность и непримиримость в дружбе; в отношении с Одинцовой — умение глубоко и по-настоящему любить, цельность натуры, сила воли и чувство собственного достоинства. 

Роман завершается гибелью Базарова, который заразился тифом, вскрывая труп крестьянина.

Перед смертью герой проявляет все свои лучшие качества: поэтическую любовь к Анне, нежные, добрые чувства по отношению к родителям, которые до этого были скрыты под внешней суровостью, мужество, сильный дух, жажду жизни.

Таким финалом Тургенев показывает читателю личность Базарова, как сильного духом человека, способного оказывать влияние на окружающих. Однако, поскольку общество оказалось еще неготовым принять его мировоззрение, этот герой оказался «лишним» — его время еще не пришло.

Таким образом, Тургенев довольно ярко раскрыл понятие «нигилизм» в романе «Отцы и дети» на примере своего героя Базарова. Героя всех времён и народов, который рождается в том месте, где отсутствует социальная справедливость и благополучие.

3. Нигилизм современных молодежных субкультур

Со времён Тургенева понятие «нигилизм» постепенно приобрело более расширенный смысл. Так, сегодня этот термин употребляется и в философии, и в политике, и в повседневной жизни.

В современном мире продолжают существовать различные формы нигилизма. Как и у тургеневского нигилиста Базарова они являются отрицанием правовых, моральных или социальных норм.

  1. Различают нигилизм в зависимости от сферы его проявления:
  2. — религиозный нигилизм -отвлечение от каких-либо известных мировых религиозных систем (без попыток создать собственную), непринятие и активное отторжение мысли о наличии религиозной идеологии вообще;
  3. — нравственный нигилизм -отречение от пользования общепринятыми нравственными нормами, вандалистское отношение к нравственным идеалам;
  4. — социальный нигилизм-отторжение социальным норм, нежелание находиться в малых и крупных группах, отрицание социальных ценностей;

-правовой нигилизм – разновидность социального нигилизма как родового понятия. Сущность его – в общем негативно-отрицательном, неуважительном отношении к праву, законам, нормативному порядку, а с точки зрения корней, причин – в юридическом невежестве, косности, отсталости, правовой невоспитанности основной массы населения.

Выделяют пассивную и активную формы правового нигилизма. Пассивная форма характеризуется неверием в правовые возможности. Правовые нигилисты не признают позитивную роль права в обществе. Активная форма выражается во враждебном отношении к законам, пропаганде личного мировоззрения среди окружающих людей. Таких граждан можно также назвать анархистами.

Правовой нигилизм может быть присущ как обществу в целом, так и социальной группе или отдельному гражданину, но никакая из перечисленных категорий сознательно не нарушает правовые нормы. То есть, правовые нигилисты лишь не признают право и не верят в его социальную ценность.

Истоками такого отношения к общеустановленным правовым нормам является недоверие к власти, рассмотрение законов как указаний со стороны правительства. Также причиной развития подобных гражданских позиций может послужить пример безнаказанности должностного лица, расхождение в предписаниях законов с действительностью, порочных действиях правосудия и т. п.

Как правило, общественный правовой нигилизм возникает при несовершенном и противоречивом законодательстве, неспособности власти бороться с преступностью, обеспечить гражданам их права и защиту от произвола

-эстетический нигилизм- это равнодушие ко всему прекрасному.

Нигилизм в большинстве своем характерен для молодежи. В XXв. появились  такие молодежные субкультуры, как панки, металлисты, скинхеды, хиппи, футбольные фанаты, сатанисты, гопники, готы, эмо, фрики.

У них, как и у Базарова можно обнаружить правовой, социальный, нравственный и эстетический нигилизм. Многие субкультуры – это протест против всего: против родителей, общества, политики, обычаев (хиппи, панки, готы, фрики).

Это выражается в подчеркнуто вызывающем внешнем виде (лохмотья, или черная одежда, «клоунская», с точки зрения взрослых, косметика или аксессуары (пирсинг).

Им присуще, как правило, «девиантное» (отклоняющееся от условной нормы) поведение: употребление алкоголя, нарочитая агрессивность (гопники).

3. Результаты анкетирования.

Помимо анализа научной литературы и романа И.С.Тургенева «Отцы и дети» мы провели анкетирование среди студентов 1-го курса Минусинского сельскохозяйственного колледжа. Анкетирование показало следующие результаты. Все 100 опрошенных студентов имеют представление о нигилистах, благодаря изучению романа И.С.Тургенева «Отцы и дети» на занятиях по литературе.

  • На вопрос, представителей каких молодежных субкультур можно назвать нигилистами, 20% затруднились ответить, 43% назвали скинхедов, 26% — гопников, 11% — фриков.
  • На вопрос, как относитесь к молодежным субкультурам, 27% ответили, что не разделяют их идеи, 13% -не понимают их вызывающего поведения, 21%-смотрят как на чудаков, 34%- равнодушно, 6%-хотели бы примкнуть к какому-нибудь движению.
  • Заключение
Читайте также:  Сочинение на тему 8 марта

Проведя исследовательскую работу, мы подтвердили нашу гипотезу, что между нигилизмом героя романа Тургенева «Отцы и дети» Базарова и протестными настроениями современных молодежных субкультур есть внешнее сходство.

К сожалению, нигилизм современной молодежи не так самоотвержен и патриотичен, как у Базарова. Он готов ради развития страны пожертвовать собой.

Наша молодежь в большинстве своем зациклена на своих переживаниях, прихотях и развлечениях.

Появление  Базаровых, отрицавших религию, искусство, самодержавно-крепостнический строй, было связано с тем, они что видели косность (отсталость), лживость проявления этих понятий в настоящей жизни, ханжество(лицемерие) морали, ветхость и загнивание вообще всей государственной системы. Этот нигилизм незрел, наивен, даже агрессивен и упрям, но все равно он полезен как средство, заставляющее общество очнуться, заглянуть вперед и подумать, куда же оно идет.Анализируя проявления нигилизма в современном мире и состояние современной молодежной субкультуры, можно сделать вывод о том, что причины их возникновения связываются также с кризисом общества, с кризисом ценностного сознания, а также неспособностью современной техногенной цивилизации и массовой культуры удовлетворять все потребности подрастающего и постоянно эволюционирующего поколения.

С одной стороны, субкультура как средство самовыражения играет важную роль в становлении личности и, молодежные движения представляют собой модель общения между людьми, учит жить и подготавливает к взрослой жизни.

С другой стороны, философия нигилистов отрицает такие ценности, как нравственные принципы и духовная жизнь — любовь, природа, искусство.

Но ведь человеческая нравственность основана именно на этих фундаментальных понятиях.

  Каждый здравомыслящий человек должен понимать, что в мире существуют такие ценности, отрицать которые невозможно: любовь к жизни, любовь к людям, стремление к счастью и наслаждение красотой.

Список литературы

Лебедев Ю.В. Русская литература XIX в. Учебник. Ч.1, 2, 10 кл. М.: Просвещение, 2002.

Левикова С. И. Молодёжная субкультура: Учебное пособие. — М.: ФАИР-ПРЕСС.2004.

Кравченко А. И. Культурология: Учебное пособие для вузов. — 3-е. — Москва: Академический проект, 2001.

Олейникова Н. С. «Русские писатели-классики: анализ произведений школьной программы». Издательство «Интерпрессервис», «Экоперспектива», 2002год.

Пустовойт П. Г. Роман И. С.Тургенева «Отцы и дети» Комментарий. Издательство «Просвещение», 1983г.

Субкультура // Энциклопедия социологии / Сост. А. А. Грицанов, В. Л. Абушенко, Г. М. Евелькин, Г. Н. Соколова, О. В. Терещенко.. — Минск: Книжный Дом, 2003. — 1312 с.

Хорошин С. В. Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети» в русской критике – СПб., «Мысль»,1993 год

Якушин Н. И. Жизнь и творчество И. С.Тургенева Издательство «Детская литература», 1988г.

Приложение

Анкета

1. Знаете ли вы, кто такие нигилисты?

2. Представителей каких молодежных субкультур можно назвать нигилистами?

3. Как относитесь к молодежным субкультурам?

Источник: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/316075-nigilizm-v-literature-i-sovremennoj-zhizni-po

нигилизма в романе "Отцы и дети" Тургенева

Роман «Отцы и дети» был написан в 1862 году. В данном произведении автор затронул политические, философские и эстетические проблемы, ярко отобразил настоящие жизненные конфликты, раскрыл сущность идейной борьбы между основными общественными силами в России начала 60-х годов 19 века. Центральной фигурой романа является разночинец Евгений Базаров. 

При первой встрече Базарова с остальными героями, автор представляет нам внешний вид молодого человека.

Одежда, манеры и поведение героя говорят о его принадлежности к простому народу, и о том, что он гордится этим, и он не намерен соблюдать правил этикета аристократического дворянства. Это человек твёрдых и бескомпромиссных убеждений, человек дела. Базаров — нигилист.

Он экспериментатор, который увлечен наукой и медициной, работает не покладая рук. Базаров пренебрежительно относится к искусству и чувствам человека:» Рафаэль гроша ломанного не стоит». не признает красоты природы:» Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник».

Герой не верит в любовь, отрицает её существование, утверждает, что это всё «романтизм» или «вздор». Он считает, что любви нет, а есть только физиология или «потребности организма». 

До встречи с Одинцовой, Базаров — человек трезвого и глубокого ума, уверенный в своих силах, гордый и целеустремленный. Он отстаивает идеи нигилизма, спорил с Павлом Петровичем, признаваясь, что главная задача нигилистов — сломать всё старое, чтобы «место расчистить», а уж строить — это не их дело.

обладая способностью влиять на других людей, он подавляет их своими знаниями, логикой и волей. Как только начинают развиваться отношения Базарова с Одинцовой, автор показывает, как меняется герой.

Сначала Одинцова привлекала Базарова только внешне, как он выражается «физиологически»:» Это что за фигура? на остальных баб не похожа», «у нее такие плечи, каких я не видывал давно». Но по мере их близкого общения, Базаров уже не может сохранять свою обычную выдержку и самообладание, и полностью погружается в мысли об Анне Сергеевне.

Одинцова старалась выбирать темы для бесед, интересные Базарову, и поддерживала их, что не могло не влиять на взаимоотношения героев.

Автор говорит о переменах, произошедших в герое так: «В Базарове, которому Анна Сергеевна очевидно благоволила, хотя редко с ним соглашалась, стала проявляться небывалая прежде тревога: он легко раздражался, говорил нехотя, глядел сердито, и не мог усидеть на месте, словно его что-то подмывало».

Для самого Базарова любовь к Одинцовой стала серьёзным испытанием на его верность нигилистическим идеалам. Он глубочайшим образом переживал то, что сам же отвергал:» в разговорах с Анной Сергеевной он всё больше прежнего высказывал своё равнодушное презрение ко всему романтическому, а оставшись наедине, он с негодованием сознавал романтика в самом себе».

Вызвав Базарова на откровенность, Одинцова отвергла его любовь. Он ей нравился: «Он поразил воображение Одинцовой: он занимал её, она много о нём думала». Но ей был дороже привычный уклад жизни и комфорт, чем мимолетное увлечение Евгением Базаровым. Несчастная любовь приводит Базарова к тяжелому душевному кризису.

Убеждения нигилизма вступают в противоречия с его человеческой сущностью. В этот момент герой больше не видит цели, смысла жить. Он уезжает к родителями из-за безделья, и для того, чтобы отвлечься, начинает помогать отцу в его медицинской практике. Случайное заражение тифом привело к смерти его тела, но не души, душа в нем давно уже умерла, не сумев пройти испытание любовью. Тургенев показал несостоятельность позиции Базарова. В своем романе он развенчивает теорию нигилизма. Человеческая природа предназначена для того, чтобы любить, восхищаться, чувствовать, жить полной жизнью. Отрицая всё это, человек сам себя обрекает на смерть. Мы видим это на примере судьбы Евгения Базарова. 

Так писатель развенчивает популярную в его время нигилистическую теорию и утверждает приоритет незыблемых культурных и этических принципов.

Источник: https://referatwork.ru/sochinenie_different/nigilizm_sochinenie.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]