Смысл названия романа война и мир толстого

Это эпический роман в прямом смысле слова. Растянувшись на несколько десятилетий, он мастерски описывает историю России с конца 18 века и до первой трети 1800-х годов.

На более чем 1600 страницах это, безусловно, один из самых длинных романов, но, в отличие от многих, гораздо более коротких книг, его объем вполне оправдан.

Хотя Толстой очень скрупулезен, его письмо легко читается, а страницы просто летают от перелистывания.

Известно, что сначала автор хотел озаглавить работу фразеологизмом: «Все хорошо, что хорошо кончается». Имелся в виду положительный исход войны, а также жизни героев после всех событий, трудностей, перипетий.

Но позже писателю это название показалось слишком поверхностным, не отражающим всю глубину романа. К тому же, оно ограничивало автора в развитии сюжета.

Фраза предполагает идеально хороший конец для всех, а такого не могло быть в принципе.

Были также и другие варианты: «1805 год» и «Декабрист», но и они оказались слишком узкими, чтобы отобразить все грани романа такого масштаба.

Какой смысл несет название?

Л. Н. Толстой дает своему самому фундаментальному произведению двойственное название, создающее контраст. Имя романа глубоко и многогранно. Война здесь не только напоминает о боевых действиях, происходивших в описанный исторический период. Это раскол общества 19 века.

Это духовный путь героев, поиск гармонии, внутренние противоборства, переживания, метания. Это сложности в отношениях людей, внутрисемейные, любовные конфликты. Это неоднозначность, противоречивость самих образов.

А также столкновения взглядов, мнений по важным социальным вопросам, правильного ответа, на которые, не знал даже автор.

Общество на войне

В свою очередь, мир, как противоположное понятие – это гармония, обретение личного счастья, принятие, понимание себя и окружающих. А не только отсутствие вражды. С другой стороны, события 1805-1807 и 1812 годов изменили героев, перевернули их мировоззрение, воспитали новые личностные качества, помогли познать себя, товарищей, осознать жизненные истины.

В романе слова «мир» и «общество» являются синонимами. Произведение можно было переименовать в «Общество и Война». Большое внимание уделено человеку, личности во время боевых действий. Андрея Болконского сильно меняет битва под Аустерлицем. Автор ставит своего героя на тонкую грань между жизнью и смертью.

Сильные эмоции, стресс, экзистенциальные переживания, тяжелое ранение становятся проверкой истинности его убеждений, нравственности идеалов, прочности моральных принципов, но Андрея ломает это суровое испытание, лишает внутренней гармонии.

А Пьер сравнивает свой опыт в обществе с событиями, пережитыми на войне, для формирования философских взглядов, своего нового мировоззрения, взращивания внутреннего стержня.

Мир – это жизнь, поэтому слово в названии несет и витальный смысл.

Темы романа-эпопеи

Смысл названия романа Война и мир Толстого

Кадр из фильма

Книги посвящены двум основным темам. Одна из них – русско-французские войны 1805 и 1812 годов. Толстой описывает войны, в частности, битвы при Аустерлице (1805) и Бородино (1812) в ярких деталях, по-видимому, очень точно с исторической точки зрения.

Персонажи Наполеона и Кутузова (предводителя русской армии) принимают активное участие в повествовании, причем меньшие лидеры (Багратион, де Толли, Даву) также получают достаточно внимания, чтобы построить полную, интересную историю.

Конкретные события войны освещаются с участием главных героев книги, таких, как Андрей Болконский, Николай Ростов, Пьер Безухов.

Другая – высшее российское общество того времени.

Книга дает очень интересный, глубокий взгляд на этот необычный социум, по сегодняшним меркам, несколько смоделированное, таким образом, похожее на другие европейские общества (французское, британское и т. д.).

Толстой также немного представляет жизнь в сельской России, взаимоотношения между дворянами и крепостными, хотя тратит на эту тему не так много усилий, как в Анне Карениной.

Герои книги разнообразны и представляют различные идеи, которые Лев Николаевич пытается влить в свое повествование. Все они, без исключения, крайне правдоподобны, хорошо проработаны, живые. Я не могу вспомнить других авторов, которые знают, как представить, развить своих героев, как Толстой.

Противопоставление

Роман построен на антитезе, которое становится здесь главным приемом художественной выразительности текста. Диалог контрастов продолжается на протяжении всего сюжета. Название носит глубокий философский смысл. Гораздо более широкий, чем может показаться человеку, впервые открывшему эту книгу.

Мир – это не просто покой, антипод сражениям, битвам. Это жизнь, люди, общество, взгляды, идеалы. А также внутренняя гармония, к которой герои стремятся на протяжении всего сюжета, и получают через внутреннюю борьбу, страдания. А война – это и есть эти противоборства.

Название невидимыми нитями связывает все события, отдельные личности, целые семьи, создавая единую канву повествования.

В русской фольклоре звучит истина: «Нет худа без добра». А у Л.Н. Толстого: «Нет мира без войны».

Источник: https://spadilo.ru/smysl-nazvaniya-vojna-i-mir/

В чем смысл названия толстого "война и мир"?

Elena Мудрец (10107) 11 лет назад «Смысл названия романа Л. Н. Толстого «Война и мир». Сочинение.»Роман «Война и мир» был задуман как роман о декабристе, возвратившемся из ссылки, пересмотревшем свои взгляды, осудившем прошлое и ставшем проповедником нравственного самосовершенствования.

На создание романа-эпопеи повлияли неудача России в Крымской войне, отмена крепостного права и ее последствия. Тематику произведения образуют три круга вопросов: проблемы народа, дворянской общественности и личной жизни человека, определяемой этическими нормами. Главным художественным приемом, которым пользуется писатель, является антитеза.

Этот прием является стержнем всего романа: противопоставлены в романе и две войны (1805-1807 гг. и 1812 гола) , и два сражения (Аустерлиц и Бородино) , и военачальники (Кутузов и Наполеон) , и города (Петербург и Москва) , и действующие лица. Но на самом деле это противопоставление начинается уже с самого названия романа: «Война и мир».

Это название отражает глубокий философский смысл. Дело в том, что в слове «мир» до революции было другое буквенное обозначение звука [и] — I — десятеричное, и слово писалось «мiръ». Такое написание слова говорило о том, что оно многозначно. Действительно, слово «мир» в заглавии не является простым обозначением понятия покоя, состояния, противоположного войне.

В романе это слово несет массу значений, освещает важные стороны народной жизни, взгляды, идеалы, быт и нравы различных слоев общества. Эпическое начало в романе «Война и мир» невидимыми нитями связывает в единое картины войны и мира.

Точно так же, как «война означает не одни военные действия враждующих армий, но и воинственную враждебность людей, в мирной жизни, разделенной социальными и нравственными барьерами, понятие «мир» фигурирует и раскрывается в эпопее в своих разнообразных значениях. Мир — это жизнь народа, не находящегося в состоянии войны.

Мир — это крестьянский сход, затеявший бунт в Богучарове. Мир — это будничные интересы, которые, в отличие от бранной жизни, так мешают Николаю Ростову быть «прекрасным человеком» и так досаждают ему, когда он приезжает в отпуск и ничего не понимает в этом «дурацком мире».

Мир — это ближайшее окружение человека, которое всегда рядом с ним, где бы он не находился: на войне или в мирной жизни. Но Мир — это и весь свет, вселенная. О нем говорит Пьер, доказывая князю Андрею существование «царства правды». Мир — это братство людей независимо от национальных и классовых различий, здравицу которому провозглашает Н.

Ростов при встрече с австрийцами. Мир — это жизнь. Мир — это и мировоззрение, круг идей героев. Мир и война идут рядом, переплетаются, взаимопроникают и обусловливают друг друга. В общей концепции романа мир отрицает войну, потому что содержание и потребность мира — труд и счастье, свободное и естественное и потому радостное проявление личности.

А содержание и потребность войны — разобщение, отчуждение и изолированность людей. Ненависть и враждебность людей, отстаивающих свои корыстные отдельные интересы, это самоутверждение своего эгоистического «я», несущее другим разрушение, горе, смерть.

Ужас смерти сотен людей на плотине, во время отступления русской армии после Аустерлица, потрясает тем более, что Толстой сравнивает весь этот ужас с видом той же плотины в другое время, когда здесь «столько сиживал старичок-мельник с удочками в то время как его внук, засучив рукава рубашки, перебирал в лейке серебряную трепещущую рыбу».

Страшный итог Бородинского сражения рисуется в следующей картине: «Несколько десятков тысяч человек лежали мертвыми в разных положения на полях и лугах…, на которых сотни лет одновременно убирали урожай и пасли скот крестьяне деревень Бородина, Горок, Ковардина и Сеченевского». Здесь ужас убийства на войне становится ясен Н. Ростову, когда он видит «комнатное лицо врага с дырочкой на подбородке и голубыми глазами». Рассказать правду о войне, заключает Толстой, очень трудно…. » (продолжение в коментариях)

Комментарий удален

Наталья Бессмертная Мастер (1782) 11 лет назад Название двоякое. С одной стороны, однозначно, война как противоречащее человеческому уму и сердцу страшное, бесчеловечное событие с чудовищной силой уничтожения и разрушения. И установившийся мир (имеется в виду Отечественная война 1812 года) , который был добыт, завоёван простым русским солдатом ценой неимоверных усилий и потерь. С другой стороны, мир — это люди, их образ жизни, нравственные понятия. Если взять светскую среду, то мир её основан на постоянной вражде, войне по добыванию денег, положения, подрыву чьих-то устоев. (Вспомните борьбу за кожаный портфель умирающего Кирилла Безухова, салон Анны Шерер и т. д. ) Если взять героев (Пьера Безухова, Андрея Болконского) , то это борьба с самим собой, сплошные противоречия, поиск самого себя.

Так что смысл заглавия глобальный.

Комментарий удален

Комментарий удален

Анна Каковкина Профи (583) 2 года назад Название двоякое. С одной стороны, однозначно, война как противоречащее человеческому уму и сердцу страшное, бесчеловечное событие с чудовищной силой уничтожения и разрушения. И установившийся мир (имеется в виду Отечественная война 1812 года) , который был добыт, завоёван простым русским солдатом ценой неимоверных усилий и потерь. С другой стороны, мир — это люди, их образ жизни, нравственные понятия. Если взять светскую среду, то мир её основан на постоянной вражде, войне по добыванию денег, положения, подрыву чьих-то устоев. (Вспомните борьбу за кожаный портфель умирающего Кирилла Безухова, салон Анны Шерер и т. д. ) Если взять героев (Пьера Безухова, Андрея Болконского) , то это борьба с самим собой, сплошные противоречия, поиск самого себя.

Так что смысл заглавия глобальный

Ольга Дмитрюк Ученик (191) 2 года назад азвание двоякое. С одной стороны, однозначно, война как противоречащее человеческому уму и сердцу страшное, бесчеловечное событие с чудовищной силой уничтожения и разрушения. И установившийся мир (имеется в виду Отечественная война 1812 года) , который был добыт, завоёван простым русским солдатом ценой неимоверных усилий и потерь.С другой стороны, мир — это люди, их образ жизни, нравственные понятия. Если взять светскую среду, то мир её основан на постоянной вражде, войне по добыванию денег, положения, подрыву чьих-то устоев. (Вспомните борьбу за кожаный портфель умирающего Кирилла Безухова, салон Анны Шерер и т. д. )

Если взять героев (Пьера Безухова, Андрея Болконского) , то это борьба с самим собой, сплошные противоречия, поиск самого себя.

Denis Kotelnikov Знаток (276) 1 год назад азвание двоякое. С одной стороны, однозначно, война как противоречащее человеческому уму и сердцу страшное, бесчеловечное событие с чудовищной силой уничтожения и разрушения. И установившийся мир (имеется в виду Отечественная война 1812 года) , который был добыт, завоёван простым русским солдатом ценой неимоверных усилий и потерь.С другой стороны, мир — это люди, их образ жизни, нравственные понятия. Если взять светскую среду, то мир её основан на постоянной вражде, войне по добыванию денег, положения, подрыву чьих-то устоев. (Вспомните борьбу за кожаный портфель умирающего Кирилла Безухова, салон Анны Шерер и т. д. )

Читайте также:  Анализ стихотворения русские девушки державина

Если взять героев (Пьера Безухова, Андрея Болконского) , то это борьба с самим собой, сплошные противоречия, поиск самого себя.

Источник: https://otvet.mail.ru/question/14393489

Смысл названия «Война и мир» Толстого

Работе над романом Война и мир Л.Н. Толстой посвятил целых семь лет. За период с 1863 по 1869 годы писателю удалось создать настоящий шедевр, который популярен у читателей и по сей день. В название своего произведения автор заложил особенный смысл. Давайте попытаемся понять и объяснить, какой смысл названия у романа Война и мир, в чем он заключается.

Война и мир: смысл названия

В романе Война и мир перед читателем предстает картина эпохи наполеоновских войн и жизнь людей в это непростое время.

Произведение охватывает длительный промежуток военного и мирного времени, и мы понимаем, что наилучшим и логическим его названием будет Война и мир.

Несмотря на казалось бы простой смысл названия романа, автор закладывает в него некий философский смысл, намекая на его многогранность и двойственность.

Раскрывая кратко тему смысла названия романа, отметим, что писатель описывает военные действия, периода 1805-1807 г., и войны 1812 года. Между военными баталиями герои романа живут мирной жизнью. Вот и видит читатель, как мирное время меняет война с Наполеоном, и вновь заканчивается мирным временем.

Поэтому смысл слова мир — его прямое значение, то есть мирное небо, а название романа указывает на смену эпизодов мирной и военной жизни. Но в прошлом, слово мир часто употребляли как синоним современному человеческому обществу. Поэтому смысл названия Война и мир может быть «война и общество людей, которые в нее вовлечены».

И мы видим образы разных героев, описание их будней, жизнь страны и народа в выбранный автором исторический период.

А можно растолковать смысл названия романа Война и мир более узко. Не последнее место в романе занимает описание дворянских семей, их жизнь, и накал страстей, кипевших между персонажами.

Так может быть Война и мир — это противопоставление интриг и размеренной жизни? Разве не проявляется образ войны в лицемерии, карьеризме, самовлюбленности героев, в дезорганизованности и расколе общества? Автору противны порядки царской России, поэтому он и посылает обществу испытание в виде вторжения наполеоновских войск. И народ воссоединяется, следует единой цели в защите своей Родины. И в этом проявляется образ мира.

Получается, что Л.Н. Толстой вложил в название своего романа некий философский смысл. Ведь в нем отображается не только мирная жизнь и сражения героев. В нем отражается русское общество, его жизнь, поведение в нетипичных и экстремальных ситуациях, внутренняя борьба, и наконец, сплоченность ради самосохранения.

Источник: https://sochinyshka.ru/smysl-nazvaniya-vojna-i-mir-tolstogo.html

Смысл названия романа “Война и мир”

На первый взгляд может показаться, что роман “Война и мир” назван именно так потому, что в нем отражаются две эпохи жизни русского общества начала XIX века: период войн против Наполеона 1805-1814 годов и мирный период до и после военного времени. Однако данные литературоведческого и лингвистического анализа позволяют сделать некоторые существенные уточнения.

Дело в том, что в отличие от современного русского языка, в котором слово “мир” представляет собой омонимичную пару и обозначает, во-первых, состояние общества, противоположное войне, и, во-вторых – человеческое общество вообще, в русском языке XIX века существовало два написания слова “мир”: “мир” – состояние отсутствия войны и “мiр” – человеческое общество, община. В название романа в старом написании входила именно форма “мiр”. Из этого можно было бы сделать вывод, что роман посвящен прежде всего проблеме, которая формулируется следующим образом: “Война и русское общество”. Однако, как было установлено исследователями творчества Толстого, в печать название романа попало не с написанного самим Толстым текста.

Впрочем, тот факт, что Толстой не исправил не согласованное с ним написание, говорит о том, что оба варианта названия писателя устраивали.

В самом деле, если сводить объяснение названия к тому, что в романе имеет место чередование частей, посвященных войне, с частями, посвященными изображению мирной жизни, то возникает много дополнительных вопросов.

Например, можно ли считать изображение жизни в тылу врага непосредственным изображением состояния мира? Или не будет ли правильным называть войной бесконечные раздоры, сопутствующие ходу жизни дворянского общества?

Однако пренебрегать подобным объяснением все же нельзя. Толстой действительно связывает название романа со словом “мир” в значении “отсутствие войны, раздоров и вражды между людьми”. Свидетельством тому являются эпизоды, в которых звучит тема осуждения войны, выражается мечта о мирной жизни людей, такие, например, как сцена убийства Пети Ростова.

С другой стороны, слово “мир” в произведении явно имеет значение “общество”. На примере нескольких семей в романе показана жизнь всей России в тот трудный для нее период. Кроме того, Толстой подробно описывает жизнь самых различных слоев русского общества: крестьян, солдат, патриархального дворянства , родовитых русских аристократов и многих других.

Круг проблем романа очень широк.

В нем раскрыты причины неудач русской армии в походах 1805-1807 годов; на примере Кутузова и Наполеона показана роль отдельных личностей в военных событиях и в историческом процессе вообще; раскрыта великая роль русского народа, решившего исход Отечественной войны 1812 года, и т. д. Это тоже, безусловно, позволяет говорить об “общественном” значении названия романа.

Не стоит забывать и о том, что слово “мир” в XIX веке использовалось и для обозначения патриархально-крестьянского общества. Вероятно, Толстой учитывал и это значение.

И наконец, мир для Толстого – синоним слова “вселенная”, и не случайно роман содержит большое количество рассуждений общего философского плана.

Таким образом, понятия “мир” и “мiр” в романе сливаются воедино. Вот почему слово “мир” в романе приобретает почти символическое значение.

(1 votes, average: 5.00

Источник: https://goldsoch.info/smysl-nazvaniya-romana-vojna-i-mir/

Роман “Война и мир” быль задуман как роман о декабристе, возвратившемся из ссылки, пересмотревшем свои взгляды, осудившем прошлое и ставшем проповедником нравственного самоусовершенствования. На создание романа-эпопеи повлияли события того времени (60-е годы XIX века) — неудача России в Крымской войне, отмена крепостного права и ее последствия.

    Тематику произведения образуют три круга вопросов: проблемы народа, дворянской общественности и личной жизни человека, определяемой этическими нормами.    Главным художественным приемом, которым пользуется писатель, является антитеза.

Этот прием составляет стержень всего романа: противопоставлены в романе и две войны (1805—1807 годов и 1812 года), и два сражения (Аустерлицкое и Бородинское), и военачальники (Кутузов и Наполеон), и города (Петербург и Москва), и действующие лица. Впрочем, это противопоставление начинается уже с самого названия романа: “Война и мир”.    Это заглавие отражает глубокий философский смысл.

Дело в том, что в слове “мир” до революции было другое буквенное обозначение звука [и] — i десятеричное, и слово писалось как “м1ръ”. Это свидетельствовало о том, что оно многозначно. Действительно, слово “мир” в заглавии означает окружающий нас свет. В романе оно имеет массу значений, освещает важные стороны народной жизни, взгляды, идеалы, быт и нравы различных слоев общества.

    Эпическое начало в романе невидимыми нитями связывает в единое целое картины войны и мира. Точно так же, как “война”, означает не одни военные действия враждующих армий, но и воинственную враждебность людей в мирной жизни, разделенной социальными и нравственными барьерами, понятие “мир” фигурирует и раскрывается в эпопее в своих разнообразных значениях.

Мир — это жизнь народа, не находящегося в состоянии войны. Мир — это крестьянский сход, затеявший бунт в Богучарове. Мир — это будничные интересы, которые, в отличие от бранной жизни, так мешают Николаю Ростову быть “прекрасным человеком” и так досаждают ему, когда он приезжает в отпуск и ничего не понимает в этом “дурацком мире”.

Мир — это ближайшее окружение человека, которое всегда рядом с ним, где бы он ни находился: на войне или в мирной жизни. Но мир — это и весь свет, Вселенная. О нем говорит Пьер, доказывая князю Андрею существование “царства правды”. Мир — это братство людей, независимо от национальных и классовых различий, здравицу которому провозглашает Н. Ростов при встрече с австрийцами. Мир — это жизнь.

Мир — это и мировоззрение, круг идей героев. Мир и война идут рядом, переплетаются, взаимопроникают и обуславливают друг друга.    В общей концепции романа мир отрицает войну, потому что содержание и потребность мира — труд и счастье, свободное и естественное, и потому радостное, проявление личности. А содержание и потребность войны — разобщение, отчуждение и изолированность людей.

Ненависть и враждебность людей, отстаивающих корыстные интересы, — это самоутверждение своего эгоистического “я”, несущее другим разрушение, горе, смерть.

    Ужас смерти сотен людей на плотине во время отступления русской армии после Аустерлица потрясает тем более, что Толстой сравнивает весь этот ужас с видом той же плотины в другое время, когда здесь “столько сиживал старичок-мельник с удочками, в то время как его внук, засучив рукава рубашки, перебирал в лейке серебряную трепещущую рыбу”.

    Страшный итог Бородинского сражения рисуется в следующей картине: “Несколько десятков тысяч человек лежали мертвыми в разных положениях на полях и лугах… на которых сотни лет одновременно убирали урожай и пасли скот крестьяне деревень Бородина, Горок, Ковардина и Сеченевского”. Здесь ужас убийства на войне становится ясен Н.

Ростову, когда он видит “комнатное лицо” врага с дырочкой на подбородке и голубыми глазами.    Рассказать правду о войне, заключает Толстой в романе, очень трудно.

Его новаторство связано не только с тем, что он показал человека на войне, но главным образом с тем, что, развенчав ложную, он первым открыл подлинную героику войны, представив войну как будничное дело и одновременно как испытание всех душевных сил человека. И неизбежно случилось так, что носителями подлинного героизма явились простые, скромные люди, такие, как капитан Тушин или Тимохин, забытые историей; “грешница” Наташа, добившаяся выделения транспорта для русских раненых; генерал Дохтуров и никогда не говоривший о своих подвигах Кутузов. Именно они, забывающие о себе и спасающие Россию.    Само словосочетание “война и мир” уже употреблялось в русской литературе, в частности в трагедии А. С. Пушкина “Борис Годунов”:     Описывай, не мудрствуя лукаво,    Все то, чему свидетель в жизни будешь:     Войну и мир, управу государей,    Угодников святые чудеса.    Толстой так же, как и Пушкин, использует выражение “война и мир” как универсальную категорию.

Смысл названия романа Толстого «Война и мир» (2 вариант)

На первый взгляд может показаться, что роман “Война и мир” назван именно так потому, что в нем отражаются две эпохи жизни русского общества начала XIX века: период войн против Наполеона 1805—1814 годов и мирный период до и после военного времени. Однако данные литературоведческого и лингвистического анализа позволяют сделать некоторые существенные уточнения.

Читайте также:  Хорошее отношение к лошадям - краткое содержание стиха маяковского

    Дело в том, что в отличие от современного русского языка, в котором слово “мир” представляет собой омонимичную пару и обозначает, во-первых, состояние общества, противоположное войне, и, во-вторых — человеческое общество вообще, в русском языке XIX века существовало два написания слова “мир”: “мир” — состояние отсутствия войны и “мiр” — человеческое общество, община. В название романа в старом написании входила именно форма “мiр”. Из этого можно было бы сделать вывод, что роман посвящен прежде всего проблеме, которая формулируется следующим образом: “Война и русское общество”. Однако, как было установлено исследователями творчества Толстого, в печать название романа попало не с написанного самим Толстым текста. Впрочем, тот факт, что Толстой не исправил не согласованное с ним написание, говорит о том, что оба варианта названия писателя устраивали.    В самом деле, если сводить объяснение названия к тому, что в романе имеет место чередование частей, посвященных войне, с частями, посвященными изображению мирной жизни, то возникает много дополнительных вопросов. Например, можно ли считать изображение жизни в тылу врага непосредственным изображением состояния мира? Или не будет ли правильным называть войной бесконечные раздоры, сопутствующие ходу жизни дворянского общества?    Однако пренебрегать подобным объяснением все же нельзя. Толстой действительно связывает название романа со словом “мир” в значении “отсутствие войны, раздоров и вражды между людьми”. Свидетельством тому являются эпизоды, в которых звучит тема осуждения войны, выражается мечта о мирной жизни людей, такие, например, как сцена убийства Пети Ростова.    С другой стороны, слово “мир” в произведении явно имеет значение “общество”. На примере нескольких семей в романе показана жизнь всей России в тот трудный для нее период. Кроме того, Толстой подробно описывает жизнь самых различных слоев русского общества: крестьян, солдат, патриархального дворянства (семью Ростовых), родовитых русских аристократов (семья Болконских) и многих других.    Круг проблем романа очень широк. В нем раскрыты причины неудач русской армии в походах 1805—1807 годов; на примере Кутузова и Наполеона показана роль отдельных личностей в военных событиях и в историческом процессе вообще; раскрыта великая роль русского народа, решившего исход Отечественной войны 1812 года, и т. д. Это тоже, безусловно, позволяет говорить об “общественном” значении названия романа.    Не стоит забывать и о том, что слово “мир” в XIX веке использовалось и для обозначения патриархально-крестьянского общества. Вероятно, Толстой учитывал и это значение.    И наконец, мир для Толстого — синоним слова “вселенная”, и не случайно роман содержит большое количество рассуждений общего философского плана.    Таким образом, понятия “мир” и “мiр” в романе сливаются воедино. Вот почему слово “мир” в романе приобретает почти символическое значение.

Смысл названия романа Толстого «Война и мир» (3 вариант)

В процессе написания художественного произведения неизбежно возникает вопрос о его заглавии.

Обычно оно выступает в роли сжатой до нескольких слов основной проблемы или коллизии — » Горе от ума», «Отцы и дети», «Преступление и наказание», а также метафоры — «Мертвые души», обозначения изображенного характера — «Обломов», «Герой нашего времени» или отображаемой общественно-исторической ситуации — «Обрыв», «Гроза». Иногда автор отказывается от первоначального названия.

Так, например, роман И. А. Гончарова «Обломов» сначала назывался «Обломовщина». Изменение названия чаще всего связано с углублением первоначального замысла и помогает лучше понять окончательную концепцию произведения.На одном из этапов работы Л. Н.

Толстого над романом-эпопеей произведение называлось «Все хорошо, что хорошо кончается» (это известная английская поговорка и, кроме того, заглавие одной из пьес В. Шекспира). В том варианте князь Андрей Болконский и Петя Ростов оставались живы.

Но в ходе работы содержание менялось: от первоначального замысла написать роман о декабристе, возвратившемся из Сибири в новую Россию, Толстой пришел к мысли отразить полувековую историю русского народа.Как видим, и это намерение не было осуществлено, исторические рамки романа сужались, но его содержание становилось все глубже и глубже.

И произведение, которое стало результатом непрерывного и напряженного шестилетнего творческого труда (1863—1869), «безумного авторского усилия», по словам самого Толстого, лишь на последнем этапе работы получило название «Война и мир». Попытаемся разобраться, какой именно смысл вложил писатель в название своего произведения в окончательном варианте.

Каждое из заглавных слов имеет несколько значений. «Война» — первое слово в названии — вовсе не тождественно тому, что французы называют «la guerre», немцы «Krieg», а англичане «war», как и понятие «мир» не тождественно французскому.»la paix», немецкому «Frieden» и английскому «реасе». «Война» у Толстого включает в себя более глубокий смысл, чем просто отсутствие мира.

Но чтобы понять, что именно она означает, нужно сначала выяснить значение слова «мир».Известно, что до Октябрьской революции 1917 года в русской орфографии это слово имело два написания, которые отражали разные значения.Написание «миръ» означало «отсутствие войны», а «мiръ» — «космос, весь свет, все человечество».

Ознакомившись с произведением Толстого, можно смело утверждать, что слово «мир» у него употреблено и в первом, и во втором его значении, а точнее, во множестве смыслов, рожденных взаимодействием этих понятий.

«Мир» у Толстого следует понимать не только как отсутствие военного противоборства, при котором льется кровь, люди стреляют и убивают друг друга, но и как отсутствие вражды и жестокой борьбы между людьми вообще. «Мир» — это согласие и взаимопонимание между людьми, это любовь и дружественность, а «война» — отсутствие всего перечисленного.

В этом смысле герои Толстого четко делятся на «людей мира» и «людей войны». Так, например, князь Андрей Болконский, капитан Тушин и Тимохин, Платон Каратаев и Петя Ростов — «люди мира». Они стремятся к согласию.

Василий Курагин, его дети Анатоль, Ипполит и Элен, граф Ростопчин и Анна Михайловна Друбецкая, ее сын Борис — напротив, «люди войны», хотя в так называемых батальных событиях никто из них, кроме Анатоля и Бориса, не участвует.Чем больше стремление человека к добру, взаимопониманию в самом широком смысле, гармонии, тем ближе он к идеалу Толстого.

Поэтому князь Андрей понимает облака, волны, дуб, березу и в самой физической смерти видит способ слияния с Божеством и космосом. А Кутузов у Толстого — полководец народной войны, воплощение народной мудрости и патриотического чувства — понимает всех.

«Источник этой необычайной силы прозрения, — говорит о нем писатель, — лежал в том народном чувстве, которое он носил в себе во всей полноте и силе его».»Война и мир» у Толстого — это также «единение и разъединение», «понимание и непонимание».

Ведь и русское слово «мир» восходит к имени древнего индоиранского божества Митра, символизировавшего объединение и согласие, а значит, все то, что противостоит согласию, симпатии, объединению и разрушает их — «война».Второе значение слова «мир» («міръ») — все человечество — в романе Толстого также играет огромную роль.

Писатель мечтал о дружелюбии, единении, взаимной любви людей в пределах всего человеческого сообщества. Самое большое значение он придавал чувству любви в широком смысле. «Всякое влечение одного человека к другому я называю любовью», — писал он в черновиках повести «Отрочество».

Но, к сожалению, взаимному влечению и притяжению людей в человеческом мире противостоят враждебные им стремления отдельных личностей или социальных групп (сословий, классов) к господству, подчинению себе других людей или даже народов и превосходству над ними.

Толстой считал, что такие стремления прививало людям сословно-иерархическое государство, основанное не на согласии, а на насилии, и представлявшее собой «заговор не только для эксплуатации, но, главное, для развращения граждан…». Не случайно поэтому на страницах романа так контрастны два мира — два полюса.

С одной стороны — народная масса (крестьяне, солдаты, партизаны, трудовое население городов), с другой — аристократические круги (высший свет — сановники, придворные, военные, сословная знать).Идею межнационального насилия и превосходства в «Войне и мире» олицетворяет прежде всего вторгшаяся в Россию наполеоновская армия «грабителей, мародеров и убийц» во главе со своим предводителем.

Наполеон — «жалкое орудие истории», человек «с помраченной совестью», способный спокойно обозревать усеянное тысячами трупов поле Аустерлицкого сражения, а затем, при вторжении в Россию, равнодушно взирать на гибнущих в бурном Немане польских улан. Он лишен у Толстого какого бы то ни было человеческого величия, так как в нем нет «добра и правды».

Это самовлюбленный властолюбец, превративший военное насилие и разбой в средство своего господства над людьми.Та же идея достижения воинской славы и своего личного торжества заботит, в изображении Толстого, и главу русского государства — императора Александра I.

Не довольствуясь тем, что французская армия принуждена бежать из России, он требует от Кутузова, не считаясь с жертвами, окружать, разбивать, пленять ее. Но Кутузова волнует не умножение престижа русского оружия, не личная слава военачальников или самого царя, а спасение своего народа и страны от порабощения и сохранение жизней соотечественников, одетых в солдатские шинели.

Не забывает Кутузов напомнить собратьям по оружию и о милосердии к побежденным.Наполеоновская армия, по Толстому, несла в себе «химические условия разложения», а защитники Русской земли, возглавляемые истинно народным полководцем, и в самый период ожесточенного военного противоборства с захватчиками продолжали служить человеческому единению и единству. Преодолев перед лицом общенациональной опасности разделяющие их различия » званий и сословий «, русские люди, по мысли Толстого, не только «всем миром» отстояли независимость своей родины, но и создали собственно человеческое общежитие — подобный дружной патриархальной семье «мир» 1812 года. Основой этого «мира» стали не «искусственные» индивидуалистические интересы властолюбия, честолюбия, тщеславия, богатства и господства, а свойственные прежде всего простому народу и близким ему героям «естественные» ценности человека и человечества: потребность в сохранении и продолжении рода, в сердечных семейных связях, в труде и дружбе, глубокой и чистой любви.Именно такие начала «живой жизни», взаимное сочувствие и помощь в горе, радость и наслаждение, которые дарят взаимопонимание и бескорыстное общение, по мысли Толстого, могут и должны навсегда возобладать над «искусственными» побуждениями человека, как это и произошло в период освободительной войны. И когда это случится, мир как жизнь-согласие, жизнь-единение, победив не просто войну, но жизнь-вражду, установится на всей Земле, для всего человечества.

Таким образом, значение заглавных слов «Война и мир», пожалуй, не менее богато, чем содержание самого произведения, и поэтому может служить ключом к нему, но, конечно, и само проясняется текстом всей книги. В названии романа-эпопеи заключено широкое обобщение. Это не просто противопоставление добра и зла, мирного существования военному. Это противопоставление истинного патриотизма, подлинной человечности, «отсутствия всего личного», естественности, безыскусности, героизма, простодушия, бескорыстия, братства, единения ложному патриотизму, эгоизму, своекорыстию, духовной пустоте, тщеславию, притворству, фальши, высокомерию, расчетливости, карьеризму, неприкрытой вражде, соперничеству и лживости.

Источник: https://tvory.info/sochineniya-po-russkomu/index.php/sochinenie-po-proizvedeniyu/vojna-i-mir-tolstoj-l-n/6396-smysl-nazvaniya-romana-tolstogo-vojna-i-mir

Смысл названия романа “Война и мир”

Что означает название романа ” Война и мир ” Контрасты романа Заключение

Читайте также:  Похититель собак - краткое содержание рассказа драгунского

Что означает название романа “Война и мир”

Роман “Война и мир” поначалу задумывался Толстым как повесть о декабристах. Автор хотел рассказать об этих замечательных людях и их семьях.

Но не просто рассказать о том, что произошло в декабре 1825 года в России, а показать, как участники этих событий пришли к ним, что подтолкнуло декабристов к восстанию против царя. Результатом изучения Толстым этих исторических событий стал роман “Война

и мир”, в котором рассказывается о зарождении декабристского движения на фоне войны 1812 года.

В чем же смысл “Войны и мира” Толстого? Только ли в том, чтобы донести до читателя настроения и чаяния людей, для которых была важна судьба России после войны против Наполеона? Или в том, чтобы еще раз показать, что “война…противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие”? А может быть Толстой хотел подчеркнуть, что наша жизнь состоит из контрастов между войной и миром, подлостью и честью, злом и добром.

О том, почему автор так назвал свое произведение, в чем смысл названия “Война и

мир”, сейчас уже можно только гадать. Но, читая и перечитывая произведение, еще раз убеждаешься в том, что все повествование в нем выстроено на борьбе противоположностей.

Контрасты романа

В произведении читатель постоянно сталкивается с противопоставлением различных понятий, характеров, судеб.

Что такое война? И всегда ли она сопровождается гибелью сотен и тысяч людей? Ведь бывают войны бескровные, тихие, не видимые для многих, но не менее значимые для одного конкретного человека. Иногда даже бывает, что этот человек и не осознает, о том, что вокруг него, ведутся военные действия.

Например, пока Пьер пытался сообразить, как себя правильно вести с умирающим отцом, в том же доме шла война между князем Василием и Друбецкой Анной Михайловной. Анна Михайловна “воевала” на стороне Пьера только потому, что это было выгодно ей самой, но и все-таки во многом благодаря ей Пьер стал графом Петром Кирилловичем Безуховым.

В этой “битве” за портфель с завещанием решалось – будет Пьер неизвестным, никому не нужным, выброшенным за борт жизненного корабля бастардом, или станет богатым наследником, графом и завидным женихом.

По сути, именно здесь и решалось, сможет ли Пьер Безухов в результате стать тем, кем он стал в конце романа? Возможно, если бы ему пришлось перебиваться с хлеба на воду, то и жизненные приоритеты у него были бы совершенно другими.

Читая эти строки, явственно ощущаешь, как презрительно относится Толстой к “военным действиям” князя Василия и Анны Михайловны. И в то же время чувствуется добродушная ирония по отношению к абсолютно неприспособленному к жизни Пьеру. Что это, как не контраст “войны” подлости и “мира” добродушной наивности?

Что же такое “мир” в романе Толстого? Мир – это романтическая вселенная юной Наташи Ростовой, добродушие Пьера, религиозность и доброта княжны Марьи. Даже старый князь Болконский с его полувоенным обустройством быта и придирками к сыну и дочери, находится на стороне “мира” автора.

Ведь в его “мире” царит порядочность, честность, достоинство, естественность – все те качества, которыми Толстой наделяет своих любимых героев.

Это Болконские и Ростовы, и Пьер Безухов, и Марья Дмитриевна, и даже Кутузов с Багратионом.

Несмотря на то, что читатели встречаются с Кутузовым только на полях сражений, он однозначно является представителем “мира” добра и милосердия, мудрости и чести.

Что защищают солдаты на войне, когда бьются против захватчиков? Почему происходят порой абсолютно нелогичные ситуации, когда “один батальон иногда сильнее дивизии”, как говорил князь Андрей? Потому что, защищая свою страну, солдаты защищают не просто “пространство”.

И Кутузов, и Болконский, и Долохов, и Денисов, и все солдаты, ополченцы, партизаны, все они борются за тот мир, в котором живут их родные и близкие, где растут их дети, где остались жены и родители, за свою страну.

Именно это и вызывает ту “теплоту патриотизма, которая была во всех… людях… и которая объясняла…, зачем все эти люди спокойно и как будто легкомысленно готовились к смерти”.

Контрастность, подчеркиваемая смыслом заглавия романа “Война и мир”, проявляется во всем. Войны: чужая и ненужная русскому народу война 1805 года и Отечественная народная война 1812 года.

Резко проявляется противостояние между честными и порядочными людьми – Ростовыми, Болконскими, Пьером Безуховым – и “трутнями”, как их называл Толстой – Друбецкими, Курагиными, Бергом, Жерковым.

Даже внутри каждого круга есть свои контрасты: Ростовым противопоставлены Болконским. Знатная, дружная, хоть и разорившаяся семья Ростовых – богатому, но при этом одинокому и бездомному, Пьеру.

Очень яркое противопоставление Кутузова, спокойного, мудрого, естественного в своей усталости от жизни, старого вояки и самовлюбленного, декоративно-напыщенного Наполеона.

Именно контрасты, на основе которых выстроен сюжет романа, захватывают и ведут читателя на протяжении всего повествования.

Заключение

В своем сочинении “Смысл названия романа “Война и мир” мне хотелось порассуждать об этих контрастных понятиях.

О поразительном понимании человеческой психологии Толстого, умении логично выстроить историю развития многих личностей на протяжении такого длительного повествования.

Лев Николаевич рассказывает историю Российского государства не просто как историк-ученый, читатель словно проживает жизнь вместе с персонажами. И постепенно находит для себя ответы на вечные вопросы о любви и истине.

Источник: https://ege-essay.ru/smysl-nazvaniya-romana-vojna-i-mir/

Смысл названия романа Л. Н. Толстого «Война и мир»

«Цель художника… в том. чтобы заставить любить жизнь в бесчисленных… её проявле­ниях».

Л. Н. Толстой

«Война и мир». Это название великой эпопеи Толстого кажет­ся нам, читателям, единственно возможным. А ведь первоначаль­но произведение было названо иначе: «Всё хорошо, что хорошо кон­чается». И на первый взгляд, такое заглавие удачно подчёркивает ход войны 1812 года — великую победу русского народа в борьбе с наполеоновским нашествием.

Почему же писателя не удовлетворило это название? Наверное, потому, что его замысел был намного шире и глубже, чем просто повествование об Отечественной войне 1812 года. Толстой хотел представить во всём многообразии, в противоречиях и борьбе жизнь целой эпохи и гениально выполнил эту задачу.

Новое название романа-эпопеи так же масштабно и многознач­но, как само это произведение, как вся жизнь человеческая.

Действительно, о чём великое творение Толстого? Самый про­стой ответ: о жизни России в первой четверти XIX века, о войнах 1805—1807 и 1812 годов, о мирной жизни страны между этими войнами и о том, как жили люди (и вымышленные, и истори­ческие персонажи) после них.

Но этот в общем правильный ответ не отражает глубины мысли Толстого. В самом деле, что такое война? В привычном понима­нии это военные действия с целью решения каких-то межгосудар­ственных конфликтов; по мысли Толстого, «противное человечес­кому разуму и всей человеческой природе событие». Мир — это отсутствие таких действий.

Но ведь «война» — это и внутригосударственные противоречия между народом и властью, между разными классами, между раз­личными группами людей и отдельными людьми внутри одного класса, даже в одной семье.

Более того, «война», то есть внутрен­няя борьба, идёт в каждом отдельном человеке. Об этом как о не­пременном условии честной жизни Л. Н.

Толстой писал в своём «Дневнике»: «Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие — душевная подлость».

Ещё более многозначно понятие «мир». Это не только отсутствие войны, но и гармония, согласие и единство сословий, согласие («мир») человека с самим собой и с другими людьми.

«Мир» — это и кресть­янская община Понятие «мир» включает в себя и «настоящую жизнь», как её понимал великий писатель: «Жизнь между тем, настоящая жизнь людей с своими существенными интересами здоровья, болезни, труда, отдыха, с своими интересами мысли, науки, поэзии, музыки, любви, дружбы, ненависти, страстей шла, как и всегда, независимо и вне политической близости или вражды с Наполеоном Бонапарте и вне всех возможных преобразований».

Итак, «Война и мир» — это книга о добре и зле, о рождении и смерти, о любви и ненависти, о радости и горе, о счастье и стра­даниях, о юности и старости, о чести, благородстве и бесчестии, о надеждах и разочарованиях, о потерях и поисках. Эта книга ох­ватывает всё, чем живёт человек, от самых незначительных личных событий до беспримерного единения людей в час общей беды, об­щей борьбы народа.

Жизнь, которую рисует Толстой, очень насыщенна. Эпизоды, относятся ли они к «войне» или «миру», самые разные, но в каж­дом выражен глубинный, внутренний смысл жизни, борьба в ней противоположных начал.         ,

Внутренние противоречия — обязательное условие движения жизни отдельного человека и человечества в целом.

При этом «война» и «мир» не существуют отдельно, автоном­но, независимо друг от друга (Толстой сам опровергает своё опре­деление «настоящей жизни», показывая, как война разрушает при­вычные отношения, связи, интересы и становится основой бытия). Одно событие связано с другим: оно вытекает из другого и в свою очередь влечёт за собой следующее.

Вот один пример. Князь Андрей Болконский идёт на войну, по­тому что жизнь в высшем свете не по нему. Князь, человек чести, достойно ведёт себя в бою, не ищет тёплого местечка.

Мечтая о славе, «любви людской», он совершает подвиг, но осознаёт, что слава не может, не должна быть смыслом жизни настоящего человека. Внут­ренний конфликт приводит к глубочайшему духовному кризису.

Закончилась война 1805—1807 гг., но нет мира в его душе.

Удивительно, как соответствует одной сюжетной линии, «по­искам мысли» одного героя название всей эпопеи.

А каких усилий потребовало обретение «мира» от Пьера Безу- хова, Наташи Ростовой — любимых героев Толстого, которых он проводит через очищающее горнило войны 1812 года.

С поразительной силой глубина названия романа «Война и мир» раскрывается в III томе, посвященном Отечественной войне 1812 года, когда весь «мир» (народ) осознал невозможность сдать­ся на милость захватчиков.

Защитники Москвы «всем народом на­валиться хотят, один конец сделать хотят». Единомыслие Кутузо­ва, князя Андрея, Пьера, Тимохина и всей русской армии, всего…

«мира» определило исход войны, потому что было создано нацио­нальное единство, мир двенадцатого года….

Название «Война и мир» гениально ещё и потому, что в нём заключён контраст, который стал основным принципом построения эпопеи: Кутузов — Наполеон; Ростовы, Болконские — Курагины и в то же время Ростовы — Болконские; Н. Ростова — княжна Ма­рья, поле Бородина до и после боя, Пьер до и после событий 1812 г….

В эпилоге романа принцип контраста как основного компози­ционного приёма «Войны и мира» подчёркивается эпизодом спо­ра Пьера Безухова, будущего декабриста, и нерассуждающего, «за­конопослушного» Н. Ростова. В этом важнейшем эпизоде «люди порочные» прямо противопоставлены «людям честным».

Война и мир — понятия вечные, даже если военных действий нет. Вот почему роман Толстого «подымается до высочайших вер­шин человеческих мыслей и чувств, до вершин, обыкновенно не­доступных людям» (Н. Н. Страхов).

Таких книг больше нет и таких гениальных названий — тоже.

Источник: https://www.referat.hhos.ru/39868533-12/1886-ii8uuy77ujju8.html

Ссылка на основную публикацию