Анализ рассказ лес и степь тургенева

Анализ рассказ Лес и степь ТургеневаАнализ рассказ Лес и степь Тургенева
Анализ рассказ Лес и степь Тургенева

Жанр произведения

Все рассказы цикла «Записки охотника» имеют четкую сюжетную линию и персонажей, которые взаимодействуют между собой. Рассказ «Лес и степь» является исключением. Произведение стало эпилогом к сборнику «Записки охотника».

Оно построено в виде зарисовок, описывающих величие природы средней полосы, и представляет собой монолог главного героя — Петра Петровича Каратаева, бывалого охотника и ценителя русской природы.

Именно поэтому многие критики считают произведение не рассказом, а очерком.

Краткое содержание

Это произведение раскрывает Тургенева как мастера пейзажа, рисующего красоту русской природы, которая необыкновенна во всех состояниях и в любое время года. Его картины природы живописны и совершенны.

Автор раскрывает ее красоту как художник. Каждый небольшой фрагмент позволяет рассмотреть цвет, движения и свет, почувствовать запахи и услышать звуки.

Анализ рассказ Лес и степь Тургенева

Очерк состоит из необыкновенно красивых описаний лесных и степных пейзажей в утреннее время, днем и при закате солнца. Автора восхищают все времена года. Такой литературный прием позволяет показать очарование окружающего мира и создать настрой для восприятия рассказа Тургенева «Лес и степь».

Краткое содержание рисует очарование русской природы, которое, по мнению классика, способны рассмотреть только охотники, обладающие зорким взглядом. Произведение начинается с описания сборов и выезда на охоту, когда в доме все спят. Писатель подробно описывает ранее весеннее утро, покрытую ковром телегу и сложенные в нее ящик и самовар.

Дует легкий предрассветный ветер. На небе еще светятся и мерцают звезды. Вдалеке багровеет рассвет, медленно поднимается солнце. В такое время дышится легко. Ранним утром можно увидеть, как просыпается природа. Небо становится светлее и выше. С песнями взмывают ввысь жаворонки, и человек чувствует себя свободнее в предвкушении наступающего дня.

Вечером, когда садится солнце, воздух становится прозрачным. На небе полыхает пожар зари, а на землю опускается легкий туман. На небосклоне появляется первая звезда, и вскоре опускается ночная мгла. В такое время приятно вернуться домой и расположиться за накрытым столом.

Пейзаж Тургенева ярок, эмоционален, красочен. Размышления охотника во время прогулок по лесу дополнены красочными описаниями:

  • реки, протекающей через зеленые луга;
  • холмов, виднеющихся вдали;
  • небольшой горы;
  • птичек, порхающих над поверхностью воды.

Особое восхищение вызывает у писателя степь, где природа оказывается другой. Она прекрасна зимой, укрытая толщей снега, и весной, когда под первыми лучами солнца появляются проталины. Чтобы добраться до нее, нужно проделать долгий путь. Дорога лежит мимо полей, холмов и оврагов, деревенских домишек и постоялых дворов.

Степь для Тургенева является олицетворением другого мира.

Времена года в рассказе

Краткое содержание «Леса и степи» воспроизводит состояние природы в разные времена года. Необычайно яркое и чувственное описание позволяет увидеть сверкание снега под лучами солнца, появление первых проталинок, осенний листопад и яркий багровый рассвет.

Анализ рассказ Лес и степь Тургенева

С особым трепетом и волнением Тургенев описывает летнее утро, красоту которого может оценить только человек, оказавшийся в лесу с первыми лучами солнца.

Писатель дает возможность вдохнуть прохладный лесной воздух, полный горьковатых ароматов полыни, сладости меда и гречихи. Солнце начинает припекать и все сильнее прогревает воздух.

День приносит колючий зной, от которого хочется укрыться в тени около ручья с прозрачной холодной водой.

Внезапно на небе появляется свинцовая туча, слышны раскаты грома, сверкает молния. Начинается ливень, от которого охотник укрывается в сарае. После проливного дождя воздух напоен ароматами свежей зелени, грибов и лесных ягод.

Новые ощущения в прогулках по лесу находят свое отражение в наблюдениях и ярких красках. Особый трепет вызывает описание леса осенью во время охоты на вальдшнепа. Это время года не вызывает у писателя грусти.

Он живо описывает мягкий воздух, безветренную погоду, воды небольшой реки, рощу с облетевшей листвой. Осенняя прогулка по лесу навевает воспоминания. В памяти всплывают давно позабытые картины и лица дорогих людей.

Писатель мастерски описывает звуки и запахи:

  • колючий морозный воздух зимой;
  • свежее дыхание весны;
  • ароматы цветов и ягод летом.

Это позволяет читателю представить картинку природы и прочувствовать ее неповторимую красоту. После ознакомления с кратким содержанием рассказ нужно читать полностью, чтобы сделать пересказ живым и красочным.

Главная мысль

Анализ рассказ Лес и степь Тургенева

В рассказе не происходит никакого действия, но он заставляет пережить особое эмоциональное состояние. Русская природа достойна поклонения, ведь она является частичкой жизни человека и пробуждает в нем лучшие чувства.

Произведение еще раз подчеркивает многогранный талант писателя. Благодаря правильно подобранным метафорам и сравнениям, использованным для описания природы, композиция становится цельной и яркой.

Источник: https://nauka.club/literatura/kratkie-soderzhaniya/les-i-step.html

Лес и степь Тургенев

Анализ рассказ Лес и степь Тургенева

Содержание рассказа «Лес и степь»

Анализ рассказ Лес и степь ТургеневаРассказ «Лес и степь» выразительно описывает красоту природы в любое время года. Начало произведения открывает события, связанные со сборами и дальнейшим выездом на охоту ранним утром весной. Иван Тургенев детально описывает, как телега покрыта ковров, а в ногах можно увидеть ящик, самовар. Все жители дома еще спят… Слышится храп сторожа. Телега начинает ехать, а кучер тем временем посвистывает. Дорога, по которой едет телега, пролегает вдоль течения реки, холмов. Через четыре версты начинает светлеть… Слышится пение птиц. Именно эти признаки свидетельствуют о наступлении утра.В избах зажигаются лучины и слышатся сонные голоса только проснувшихся людей. Тем временем над просторами восходит багровое солнце.Об активной жизни свидетельствует следующее описание: кони идут крупной рысью, а навстречу им движется стадо из деревни. События дополняются красивым описанием: небольшая гора;

  • река, которая протекает среди зеленых лугов;
  • пологие холмы, виднеющиеся вдали;
  • чибисы, вьющиеся над болотом.
  • каждый человек чувствует, насколько легко, вольно дышится.

Следующая часть посвящена описанию летнего утра… В это время охотник прогуливается по лесу и кустам, стараясь найти дичь. На росистой траве удается увидеть его следы. Воздух наполняется травянистыми запахами. В это время подъезжает косарь на телеге, оставляя лошадку в тени. Солнце начинает припекать, прогревая воздух все сильнее. Косарь подсказывает охотнику, где в овраге можно найти источник с холодной водой и близлежащим тенечком. Однако… Внезапно надвигается туча и начинает сверкать молния. От грозы удается укрыться в сарае, потому советы о роднике, который изначально освежил ассоциативный ряд произведения, оказываются ненужными. Ливень вскоре заканчивается, оставляя напоминания о себе в ароматах земляники, грибов. Анализ рассказ Лес и степь ТургеневаСтоль же прекрасно и следующее описание, посвященное беговым дорожкам и возможности поехать в лес на охоту рябчиков. В это время можно насладиться тенью, тишиной. Мошки вьются высоким столбом, и слышится прекрасный голосок малиновки. Но тут! Выскакивает беляк, за которым бежит лающая собака. Описание позволяет понять, как быстро прекрасные мгновения могут смениться жутчайшими обстоятельствами.Осенний лес также оказывается прекрасным, ведь именно в это время удается поохотиться на вальдшнепов. Кое-где удается заметить золотые листья… Несмотря на живописную природу осени, чувствуется тревога в сердце. Неожиданно начнется черед воспоминаний, стремительно сменяющихся друг друга и показывая быстротечность уходящей жизни. Охотники не пылают любовью к летнему туману, но Иван Тургенев уверен в прелести таких моментов. Почему? Ничто не может шевелиться в беловатой мгле, но затем туман остается в прошлом и наступивший день подчеркивает яркость жизни.Безупречный рассказ «Лес и степь» также посвящен описанию степи, где природа оказывается совсем другой. Туда можно доехать только мимо постоялых дворов и через протяженные поля. По дороге удается увидеть женщин с граблями, карету помещика, усталого прохожего с котомкой, небольшие домики, овраги и холмы… И только после этого открывается степь, являющаяся олицетворением другого мира. В рассказе «Лес и степь» можно встретить описания зимней природы, где бывают высокие сугробы и очаровательные зайчики. Зиму сменяют мартовские проталинки, но именно с весной легче всего расставаться…

Анализ рассказа «Лес и степь»

Иван Тургенев в середине XIX столетия в отечественном журнале «Современник» напечатал ряд рассказов, которые впоследствии были включены в цикл «Записки охотника» и вышли отдельной книгой. Большинство рассказов обладает определенным сюжетом, в котором участвуют персонажи. Природа зачастую дополняет интересные диалоги персонажей.

Исключением является рассказ «Лес и степь», литературная форма которого до сих пор не определена. Одни критики уверены в том, что рассказ является очерком, а другие – рассказом. Анализ рассказ Лес и степь Тургенева«Лес и степь» может считаться необычным эпилогом к сборнику «Записки охотника» и удивительным гимном и даже одой русской природе, ведь рассказ олицетворяет красоту пейзажа. Основной текст раскрывается после представления эпиграфа, что оказывается «изюминкой» произведения. Тургенев практически не использовал эпиграфы для своих рассказов.«Лес и степь» — это произведение, которое подчеркивает ценный факт того, что Тургенев является мастером пейзажа. Каждое описание природы, представленной в рассказе или очерке, оказывается совершенным, ведь слова удивительным образом подобраны друг к другу. Иван Тургенев в небольшом отрывке может передать многочисленные нюансы восприятия природы: цвет;

  1. свет;
  2. запах;
  3. звук;
  4. движение;
  5. тактильные ощущения.

Все это способствует тому, чтобы каждый читатель сумел представить определенную картину природы, понимая ее удивительную красоту. Красота пейзажей средней полосы России предусматривает использование многочисленных литературных приемов и ассоциаций: приемы литературы, раскрывающие писательский талант Тургенева;

богатая палитра цветов и их оттенков, переданная в словесной форме;

богатство и разнообразие языковых средств: наречия, глаголы, прилагательные.

Например, Тургенев подобрал сразу три определения для неба: бледно-голубое;

смутно-ясное;

бледнеет.

Такие определения позволяют представить, как все сменяется и как природа открывает свои различные грани…
Иван Тургенев проявляет мастерство в утонченном владении словом, поэтому он отражает описание природы с особенной эмоциональностью и пониманием русского мира.

Стихия природы озаряет внутренний мир обычного человека и определяет его эмоциональное состояние.

Важно отметить, что у Ивана Тургенева осенний пейзаж не вызывает даже капли грусти: речные воды радостно, стремительно мчатся;

роще легко стоять голой, так как она улавливает нотки веселья.

Тургенев старается олицетворять природу: осины могут лепетать;

дуб напоминает могучего бойца;

липа удивляет красотой.

Более того, Иван Тургенев успешно использует ароматы, с помощью которых почти каждый читатель еще больше погружается в эмоциональные рассказы: весна обладает свежим дыханием;

лето наполняет воздух гречишным медом и горечью полыни;

зимой удается прочувствовать острый морозный воздух.

Даже звуки находят место в литературном произведении: слабый шум деревьев глубокой ночью;

  • лязганье косы;
  • скрип проезжающей телеги;
  • золотой голосок птички-малиновки;
  • тишина утреннего леса.

Многочисленные описания и правильно подобранные слова способствуют созданию глубокого произведения «Лес и степь», яркой и целостной композиции.

Роль природы в творчестве Тургенева

Анализ рассказ Лес и степь ТургеневаИван Тургенев – это, прежде всего, писатель-пейзажист. Почти в каждом произведении природе отводится большая роль. Цикл «Записки охотника» раскрывают удивительные грани пейзажа, каждая из которых способствует созданию подробной и верной композиции. Иван Тургенев проявляет мнение, выражает чувства знающего и понимающего человека. Рассказ «Лес и степь» доказывает, что Тургенев обладает глубоким и задушевным контактом с природой родного края.

Каждое произведение Ивана Тургенева оказывается психологичным, глубоким, верным, близким для каждого человека. Но рассказ «Лес и степь» — особый шедевр, где писатель фактически объяснился в любви родному краю, родной земле. Это настоящий гимн русской природе.

Источник: https://gfom.ru/les_i_step_turgenev.php

И. С. Тургенев. Лес и степь

И. С. Тургенев.

Записки охотника

Читателю, может быть, уже наскучили мои записки; спешу успокоить его обещанием ограничиться напечатанными отрывками; но, расставаясь с ним, не могу не сказать несколько слов об охоте.

Охота с ружьем и собакой прекрасна сама по себе, für sich, как говаривали в старину; но, положим, вы не родились охотником: вы всё-таки любите природу; вы, следовательно, не можете не завидовать нашему брату… Слушайте.

Знаете ли вы, например, какое наслаждение выехать весной до зари? Вы выходите на крыльцо… На темно-сером небе кое-где мигают звезды; влажный ветерок изредка набегает легкой волной; слышится сдержанный, неясный шёпот ночи; деревья слабо шумят, облитые тенью.

Вот кладут ковер на телегу, ставят в ноги ящик с самоваром. Пристяжные ежатся, фыркают и щеголевато переступают ногами; пара только что проснувшихся белых гусей молча и медленно перебирается через дорогу.

За плетнем, в саду, мирно похрапывает сторож; каждый звук словно стоит в застывшем воздухе, стоит и не проходит.

Вот вы сели; лошади разом тронулись, громко застучала телега… Вы едете — едете мимо церкви, с горы направо, через плотину… Пруд едва начинает дымиться. Вам холодно немножко, вы закрываете лицо воротником шипели; вам дремлется. Лошади звучно шлепают ногами по лужам; кучер посвистывает.

Но вот вы отъехали версты четыре… Край неба алеет; в березах просыпаются, неловко перелетывают галки; воробьи чирикают около темных скирд. Светлеет воздух, видней дорога, яснеет небо, белеют тучки, зеленеют поля. В избах красным огнем горят лучины, за воротами слышны заспанные голоса.

Читайте также:  Краткое содержание произведений гранина

А между тем заря разгорается; вот уже золотые полосы протянулись по небу, в оврагах клубятся пары; жаворонки звонко поют, предрассветный ветер подул — и тихо всплывает багровое солнце.

Свет так и хлынет потоком; сердце в вас встрепенется, как птица. Свежо, весело, любо! Далеко видно кругом.

Вон за рощей деревня; вон подальше другая с белой церковью, вон березовый лесок на горе; за ним болото, куда вы едете…

Живее, кони, живее! Крупной рысью вперед!.. Версты три осталось, не больше. Солнце быстро поднимается; небо чисто… Погода будет славная. Стадо потянулось из деревни к вам навстречу. Вы взобрались на гору…

Какой вид! Река вьется верст на десять, тускло синея сквозь туман; за ней водянисто-зеленые луга; за лугами пологие холмы; вдали чибисы с криком вьются над болотом; сквозь влажный блеск, разлитый в воздухе, ясно выступает даль… не то, что летом.

Как вольно дышит грудь, как бодро движутся члены, как крепнет весь человек, охваченный свежим дыханьем весны!..

Анализ рассказ Лес и степь Тургенева

А летнее, июльское утро! Кто, кроме охотника, испытал, как отрадно бродить на заре по кустам? Зеленой чертой ложится след ваших ног по росистой, побелевшей траве.

Вы раздвинете мокрый куст — вас так и обдаст накопившимся теплым запахом ночи; воздух весь напоен свежей горечью полыни, медом гречихи и «кашки»; вдали стеной стоит дубовый лес и блестит и алеет на солнце; еще свежо, но уже чувствуется близость жары. Голова томно кружится от избытка благоуханий. Кустарнику нет конца…

Кое-где разве вдали желтеет поспевающая рожь, узкими полосками краснеет гречиха. Вот заскрипела телега; шагом пробирается мужик, ставит заранее лошадь в тень… Вы поздоровались с ним, отошли — звучный лязг косы раздается за вами. Солнце всё выше и выше. Быстро сохнет трава. Вот уже жарко стало. Проходит час, другой… Небо темнеет по краям; колючим зноем пышет неподвижный воздух.

— Где бы, брат, тут напиться? — спрашиваете вы у косаря. — А вон, в овраге, колодезь.

Сквозь густые кусты орешника, перепутанные цепкой травой, спускаетесь вы на дно оврага.

Точно: под самым обрывом таится источник; дубовый куст жадно раскинул над водою свои лапчатые сучья; большие серебристые пузыри, колыхаясь, поднимаются со дна, покрытого мелким, бархатным мхом.

Вы бросаетесь на землю, вы напились, но вам лень пошевельнуться. Вы в тени, вы дышите пахучей сыростью; вам хорошо, а против вас кусты раскаляются и словно желтеют на солнце.

Но что это? Ветер внезапно налетел и промчался; воздух дрогнул кругом: уж не гром ли? Вы выходите из оврага… что за свинцовая полоса на небосклоне? Зной ли густеет? туча ли надвигается?.. Но вот слабо сверкнула молния…

Э, да это гроза! Кругом еще ярко светит солнце: охотиться еще можно. Но туча растет: передний ее край вытягивается рукавом, наклоняется сводом. Трава, кусты, всё вдруг потемнело… Скорей! вон, кажется, виднеется сенной сарай… скорее!..Вы добежали, вошли…

Каков дождик? каковы молнии? Кое-где сквозь соломенную крышу закапала вода на душистое сено…

Но вот солнце опять заиграло. Гроза прошла; вы выходите. Боже мой, как весело сверкает всё кругом, как воздух свеж и жидок, как пахнет земляникой и грибами!..

Но вот наступает вечер. Заря запылала пожаром и обхватила полнеба. Солнце садится. Воздух вблизи как-то особенно прозрачен, словно стеклянный; вдали ложится мягкий пар, теплый на вид; вместе с росой падает алый блеск на поляны, еще недавно облитые потоками жидкого золота; от деревьев, от кустов, от высоких стогов сена побежали длинные тени…

Солнце село; звезда зажглась и дрожит в огнистом море заката… Вот оно бледнеет; синеет небо; отдельные тени исчезают, воздух наливается мглою. Пора домой, в деревню, в избу, где вы ночуете.

Закинув ружье за плечи, быстро идете вы, несмотря на усталость… А между тем наступает ночь; за двадцать шагов уже не видно; собаки едва белеют во мраке. Вон над черными кустами край неба смутно яснеет… Что это? пожар?.. Нет, это восходит луна.

А вон внизу, направо, уже мелькают огоньки деревни…

Вот наконец и ваша изба. Сквозь окошко видите вы стол, покрытый белой скатертью, горящую свечу, ужин…

А то велишь заложить беговые дрожки и поедешь в лес на рябчиков. Весело пробираться по узкой дорожке, между двумя стенами высокой ржи. Колосья тихо бьют вас по лицу, васильки цепляются за ноги, перепела кричат кругом, лошадь бежит ленивой рысью. Вот и лес. Тень и тишина.

Статные осины высоко лепечут над вами; длинные, висячие ветки берез едва шевелятся; могучий дуб стоит, как боец, подле красивой липы. Вы едете по зеленой, испещренной тенями дорожке; большие желтые мухи неподвижно висят в золотистом воздухе и вдруг отлетают; мошки вьются столбом, светлея в тени, темнея на солнце; птицы мирно поют.

Золотой голосок малиновки звучит невинной, болтливой радостью: он идет к запаху ландышей.

Далее, далее, глубже в лес… Лес глохнет… Неизъяснимая тишина западает в душу; да и кругом так дремотно и тихо. Но вот ветер набежал, и зашумели верхушки, словно падающие волны. Сквозь прошлогоднюю бурую листву кое-где растут высокие травы; грибы стоят отдельно под своими шляпками. Беляк вдруг выскочит, собака с звонким лаем помчится вслед…

И как этот же самый лес хорош поздней осенью, когда прилетают вальдшнепы! Они не держатся в самой глуши: их надобно искать вдоль опушки.

Ветра нет, и нет ни солнца, ни света, ни тени, ни движенья, ни шума; в мягком воздухе разлит осенний запах, подобный запаху вина; тонкий туман стоит вдали над желтыми полями.

Сквозь обнаженные, бурые сучья деревьев мирно белеет неподвижное небо; кое-где на липах висят последние золотые листья. Сырая земля упруга под ногами; высокие сухие былинки не шевелятся; длинные нити блестят на побледневшей траве.

Спокойно дышит грудь, а на душу находит странная тревога.

Идешь вдоль опушки, глядишь за собакой, а между тем любимые образы, любимые лица, мертвые и живые, приходят на память, давным-давно заснувшие впечатления неожиданно просыпаются; воображенье реет и носится, как птица, и всё так ясно движется и стоит перед глазами.

Сердце то вдруг задрожит и забьется, страстно бросится вперед, то безвозвратно потонет в воспоминаниях. Вся жизнь развертывается легко и быстро, как свиток; всем своим прошедшим, всеми чувствами, силами, всею своею душою владеет человек. И ничего кругом ему не мешает — ни солнца нет, ни ветра, ни шуму…

А осенний, ясный, немножко холодный, утром морозный день, когда береза, словно сказочное дерево, вся золотая, красиво рисуется на бледно-голубом небе, когда низкое солнце уж не греет, но блестит ярче летнего, небольшая осиновая роща вся сверкает насквозь, словно ей весело и легко стоять голой, изморозь еще белеет на дне долин, а свежий ветер тихонько шевелит и гонит упавшие покоробленные листья, — когда по реке радостно мчатся синие волны, мерно вздымая рассеянных гусей и уток; вдали мельница стучит, полузакрытая вербами, и, пестрея в светлом воздухе, голуби быстро кружатся над ней…

Хороши также летние туманные дни, хотя охотники их и не любят. В такие дни нельзя стрелять: птица, выпорхнув у вас из-под ног, тотчас же исчезает в беловатой мгле неподвижного тумана. Но как тихо, как невыразимо тихо всё кругом! Всё проснулось, и всё молчит. Вы проходите мимо дерева — оно не шелохнется: оно нежится.

Сквозь тонкий пар, ровно разлитый в воздухе, чернеется перед вами длинная полоса. Вы принимаете ее за близкий лес; вы подходите — лес превращается в высокую грядку полыни на меже. Над вами, кругом вас — всюду туман…

Но вот ветер слегка шевельнется — клочок бледно-голубого неба смутно выступит сквозь редеющий, словно задымившийся пар, золотисто-желтый луч ворвется вдруг, заструится длинным потоком, ударит по полям, упрется в рощу — и вот опять всё заволоклось.

Долго продолжается эта борьба; по как несказанно великолепен и ясен становится день, когда свет наконец восторжествует и последние волны согретого тумана то скатываются и расстилаются скатертями, то взвиваются и исчезают в глубокой, нежно сияющей вышине…

Но вот вы собрались в отъезжее поле, в степь. Верст десять пробирались вы по проселочным дорогам — вот, наконец, большая.

Мимо бесконечных обозов, мимо постоялых двориков с шипящим самоваром под навесом, раскрытыми настежь воротами и колодезем, от одного села до другого, через необозримые поля, вдоль зеленых конопляников, долго, долго едете вы.

Сороки перелетают с ракиты на ракиту; бабы, с длинными граблями в руках, бредут в поле; прохожий человек в поношенном нанковом кафтане, с котомкой за плечами, плетется усталым шагом; грузная помещичья карета, запряженная шестериком рослых и разбитых лошадей, плывет вам навстречу.

Из окна торчит угол подушки, а на запятках, на кульке, придерживаясь за веревочку, сидит боком лакей в шинели, забрызганный до самых бровей. Вот уездный городок с деревянными кривыми домишками, бесконечными заборами, купеческими необитаемыми каменными строениями, старинным мостом над глубоким оврагом… Далее, далее!..

Пошли степные места.

Глянешь с горы — какой вид! Круглые, низкие холмы, распаханные и засеянные доверху, разбегаются широкими волнами; заросшие кустами овраги вьются между ними; продолговатыми островами разбросаны небольшие рощи; от деревни до деревни бегут узкие дорожки; церкви белеют; между лозниками сверкает речка, в четырех местах перехваченная плотинами; далеко в поле гуськом торчат драхвы; старенький господский дом со своими службами, фруктовым садом и гумном приютился к небольшому пруду. Но далее, далее едете вы. Холмы всё мельче и мельче, дерева почти не видать.

Вот она наконец — безграничная, необозримая степь! А в зимний день ходить по высоким сугробам за зайцами, дышать морозным, острым воздухом, невольно щуриться от ослепительного мелкого сверканья мягкого снега, любоваться зеленым цветом неба над красноватым лесом!..

А первые весенние дни, когда кругом все блестит и обрушается, сквозь тяжелый пар талого снега уже пахнет согретой землей, на проталинках, под косым лучом солнца, доверчиво поют жаворонки, и, с веселым шумом и ревом, из оврага в овраг клубятся потоки… Однако пора кончить.

Кстати заговорил я о весне: весной легко расставаться, весной и счастливых тянет вдаль… Прощайте, читатель; желаю вам постоянного благополучия.

Источник: https://lavanda.life/raznoe/471-i-s-turgenev-les-i-step.html

«Лес и степь», анализ произведения Ивана Тургенева

В середине XIX века в журнале «Современник» были напечатаны рассказы Ивана Тургенева из цикла «Записки охотника». В 1852 году они вышли отдельным изданием. Практически все рассказы сборника имеют сюжет и диалоги.

Исключение составляет лишь произведение «Лес и степь». Критики, кстати, так и не смогли «договориться» о его литературной форме.

Одни считают «Лес и степь» очерком, другие настаивают на том, что это – рассказ.

В произведении нет прямой речи, все повествование представляет собой монолог заядлого охотника Петра Петровича Каратаева. Он – главный герой сборника, человек наблюдательный, с прогрессивными взглядами, горячо любящий родную природу. В значительной степени охотник высказывает мысли и чувства самого писателя.

«Лес и степь» является своеобразным эпилогом к «Запискам охотника», а также поэтическим гимном русской природе. Основному тексту предшествует эпиграф, что весьма необычно для сочинений Тургенева. Это – отрывок из его собственной неизданной поэмы.

Тургенев – непревзойденный мастер пейзажа, о чем восторженно писал Белинский: «Он любит природу не как дилетант, а как артист». Сложно найти писателя, чьи пейзажи были бы столь совершенны.

«Ветра нет, и нет ни солнца, ни света, ни тени, ни движения, ни шума; в мягком воздухе разлит осенний запах, подобный запаху вина; тонкий туман стоит вдали над желтыми полями. Сырая земля упруга под ногами».

В этом небольшом отрывке из произведения «Лес и степь» автор передал практически все нюансы восприятия природы: цвет, движение, запах, звук, свет, а также тактильные ощущения (упругая земля). И перед читателем явственно возникает картина поздней осени.

Для изображения красоты средней полосы России Иван Сергеевич пользуется разнообразными приемами, широчайшей палитрой цветов и оттенков, всем богатством языковых средств: наречий, простых и сложных прилагательных, глаголов.

К примеру, небо у Тургенева «бледно-голубое», «смутно-ясное», затем оно «бледнеет».

Прилагательные выступают не только эпитетами, но и метафорами: «огнистое море заката», «свинцовая полоса на небосклоне», «золотые полосы».

Но мастерство Тургенева проявляется не только в филигранном владении словом. Описание природы всегда охвачено чувством, непосредственно связано с переживаниями героев. Стихия озаряет внутренний мир человека, влияет на его настроение.

Летом «весело пробираться по узкой дорожке», сердце трепещет весенним утром, осенью вас охватывают светлые воспоминания.

Показательно, что осенний пейзаж не вызывает у автора грусти: воды реки радостно мчатся, а роще легко и весело стоять голой.

Читайте также:  Собака на сене - краткое содержание пьесы вега

Тургенев постоянно олицетворяет природу. Осины у него лепечут, а могучий дуб похож на крепкого бойца, который демонстрирует свою мощь красивой липе.

Мастерски использует писатель и запахи, упоминание о которых делает пейзаж ярче, красочней, эмоциональней. Мы чувствуем свежее дыхание весны или летний воздух, напоенный медом гречихи и горечью полыни так, что голова кружится от благоухания.

После грозы пахнет грибами и земляникой, зимой приятно вдыхать острый морозный воздух.

А как разнообразны и «вкусны» звуки! Здесь – слабый шум ночных деревьев, лязганье косы, скрип телеги, золотой голосок малиновки и тишина леса. Фыркают лошади, храпит сторож, стучит мельница, звонко лает собака, поют жаворонки.

Произведение соткано из описаний лесных, луговых и степных пейзажей ранним утром, в полдень, на закате дня и при восходе луны. Тургенев восторгается охотой во все времена года.

Такой прием позволяет автору показать ежеминутную красоту русского пейзажа, композиционно завершить произведение «Лес и степь», а также весь сборник. Получился мощный и жизнеутверждающий аккорд охотничьего цикла.

Коротко его можно выразить словами самого автора: «Свежо, весело, любо!»

  • «Лес и степь», краткое содержание рассказа Тургенева
  • «Отцы и дети», краткое содержание по главам романа Тургенева
  • «Отцы и дети», анализ романа Ивана Сергеевича Тургенева
  • «Первая любовь», краткое содержание по главам повести Тургенева
  • «Бежин луг», анализ рассказа Ивана Сергеевича Тургенева
  • «Первая любовь», анализ повести Тургенева
  • «Рудин», краткое содержание по главам романа Тургенева
  • «Бежин луг», краткое содержание рассказа Тургенева
  • «Муму», анализ рассказа Ивана Сергеевича Тургенева
  • «Дворянское гнездо», анализ романа Ивана Сергеевича Тургенева
  • «Рудин», анализ романа Ивана Сергеевича Тургенева
  • «Певцы», анализ рассказа Ивана Сергеевича Тургенева
  • «Дворянское гнездо», краткое содержание по главам романа Тургенева
  • «Накануне», анализ романа Ивана Сергеевича Тургенева
  • «Русский язык», анализ стихотворения в прозе Тургенева
  • По произведению: «Лес и степь»
  • По писателю: Тургенев Иван Сергеевич

Источник: https://goldlit.ru/turgenev/727-les-i-step-analiz

Сенсорные пространства в рассказе тургенева «лес и степь»

Тургенев известен как автор многочисленных пейзажных описаний. Русская природа на страницах его книг оживает перед мысленным взором читателя.

Тургенев пишет: «…в самой природе нет ничего ухищренного и мудреного, она никогда ничем не щеголяет, не кокетничает; в самых своих прихотях она добродушна». Истоки любви писателя к природе ведут свое происхождение из места, где родился писатель.

Его родовое гнездо в Орловской области – Спасское-Лутовиново. Пейзажные описания в «Записках охотника» покоряют многие поколения читателей.

Сенсорное пространство — это пространство ощущений. «Существуют … пять вложенных друг в друга сенсорных пространств: зрительное, звуковое, обонятельное, тактильное и вкусовое» [1, 149].

В соответствии с этим можно выделить сенсорные миры, непосред­ственно связанные с переживанием жизненных ситуаций.

«В рамках каждого сенсорного пространства накапливается определенный фонд артефактов и стереотипов, — фонд, который позволяет владеть тем или иным сенсорным пространством. Полнота бытия необходимо включает сенсорную полноту» [1, 149].

Анализ сенсорных пространств в рассказе Тургенева «Лес и степь» из цикла «Записки охотника» позволяет почувствовать слияние природы с душой человека. Персонаж И.С. Тургенева проживает каждое мгно­вение своего пребывания на природе всеми доступными ему чувствами, и здесь мы полностью согласны с исследователем К.С.

 Пигровым, который писал: «Непосредственное переживание полноты бытия дается не только и не столько рационально, сколько эмоционально… Эмоцио­нальное — это само содержание жизни» [1, 149]. Поскольку «полнота бытия необходимо включает бытовую полноту» [1, 149], И.С.

 Тургенев, задавшись целью передать счастье и полноту жизни, не мог проиг­норировать ни одно из ощущений, доступных человеку, и попытался отразить все, что испытывает человек наедине с природой.

Произведение начинается с пейзажного лирического стихотворения. Музыкальность лирики позволяет нам погрузиться в звуковое сенсорное пространство природы. Известна музыкальность прозы И.С. Тургенева. Недаром в его романах звучат классические произведения.

Не одной инструментальной музыкой наполнены его произведения; музыкальность присуща и его малой прозе, и заключается в самой природе.

Читатель погружается в звуковое сенсорное пространство, ведь оно значит ничуть не меньше, чем зрительное описание пейзажа, и мастер слова это понимает.

Как много звуков природы, и крайне мало здесь человека, разве что храп сторожа или разговор. Мы слышим шелест деревьев от ветра, звуки грозы, дождя, пение и чириканье птиц, фырканье лошадей…

Как великолепна природа в рассказе Тургенева, и сколь малой частицей здесь представлен человек! Все меньше и меньше таких великолепных пейзажей осталось в наше время.

И рассказ Тургенева погружает нас в забытую, но откуда-то знакомую с детства картину.

Больше всего автору нравится лесная тишина и отдельные, возникающие на ее фоне звуки: «Но вот ветер набежал, и зашумели верхушки, словно падающие волны»; «Беляк вдруг выскочит, собака с звонким лаем помчится вслед…». Эти звуки отражаются, возникает эхо: «Каждый звук словно стоит в застывшем воздухе, стоит и не проходит». Так писатель передает величие и простор русского национального пейзажа.

Русской природе, как и любой другой, свойственны определенные зрительные образы. Это растения, которые перечисляет автор: липа, ландыши, ракиты над водой, дуб, крапива, рожь, и весь этот пейзаж освещается солнечными лучами. Такой пейзаж присущ только русской природе и является важной составляющей национальной картины мира.

Основой зрительного пространства рассказа выступают цветовая палитра и свет. Писатель мастерски использует различные оттенки, освещение, затененность, вечернее и ночное освещение. Советский писатель И.А. Новиков называл эту организацию зрительного простран­ства «тургеневской светотенью».

Потрясающая гармонию света и тени передана И.С. Тургеневым: «деревья слабо шумят, облитые тенью»; «свет так и хлынет потоком»; «небо темнеет по краям; воздух вблизи как-то особенно прозрачен отдельные тени исчезают, воздух наливается мглою».

Цветовая палитра также очень богата оттенками, благодаря чему возможна чрезвычайная широта и универсальность цветовых ассоциаций.

Ощущения и эмоции, вызываемые каким-либо цветом, традиционно вызываются предметом или явлением, постоянно окрашенным в данный цвет. Такие ассоциации могут быть архетипическими, врожденными.

Например, светлые цвета априори воспринимаются человеком как легкие, а темные — как тяжелые.

Преобладающими цветами в рассказе И.С.

 Тургенева являются красный, белый, синий, желтый и зеленый, а также их многочис­ленные оттенки: алый, багровый, красноватый, огнистый; водянисто-зеленый; свинцовый, бледно-голубой, васильковый, бурый, серебристый; золотисто-желтый, золотой, золотистый.

Палитра рассказа приближена к цветовым традициям русской иконописи. Желтый, или золотой цвет в русской иконографии – это символ Божественного присутствия, небесного света. Белый цвет символизирует невинную чистоту, святость, сияние Божественной славы.

Красный цвет может символизировать мученичество и человеческую природу Христа. Синий и голубой цвета символизируют вечность, тайну, мудрость, глубину. Зеленый – цвет гармонии и вечной жизни. Преобладают светлые тона, в рассказе практически отсутствуют мрачные, «тяжелые» цвета.

Таким образом, особенность тургеневской палитры заключается в воздушности, «акварельности», легкости красок. Писатель — мастер полутонов, тончайших оттенков, переливов цвета. Он не использует резких, определенных красок, четких, грубых линий.

Если найти эквиваленты зрительных и слуховых образов просто, то пространство запаха, пространство осязания — это совершенно иные миры. Сложно найти формы, способные зафиксировать эти ощущения.

«Осязание во всем своем экзистенциально значимом много­образии, насколько мне известно, вообще никак до сих пор не каталоги­зировано…Артефакты во всех этих контактных (или промежуточных, как обоняние) сенсорных пространствах проблематичны» [1, 152].

Многие писатели и поэты пытаются художественно осмыслить и пере­дать мир запахов, однако не у всех это получается. Но И.С. Тургенев с легкостью справляется с этой задачей.

Пейзажи Тургенева живы и реалистичны, ощутимо конкретны. Это создается благодаря осязательной и обонятельной «насыщенности» картин природы.

Художник слова мастерски передает ощущаемый персонажем летний утренний зной и ночную свежесть, весенний ветер и зимний морозный воздух.

Все осязательные, тактильные и эмоцио­нальные ощущения мы условно разделили на 4 группы: температурные, эмоциональные, характеризующие психическое и физическое состояние.

Температурные ощущения: «вам холодно немножко», «чувству­ется близость жары», «уже жарко стало», «колючим зноем пышет неподвижный воздух», «зной густеет», «как воздух свеж и жидок»; «мягкий пар, теплый на вид», «морозным, острым воздухом».

Эмоциональные ощущения: «сердце в вас встрепенется, как птица»; «свежо, весело, любо!»; «какое наслаждение выехать весной до зари».

Физическое состояние и физические ощущения: «Как вольно дышит грудь, как бодро движутся члены, как крепнет весь человек, охваченный свежим дыханьем весны!..»; «Спокойно дышит грудь».

Психическое состояние: «вам дремлется», «лень пошевельнуться», «на душу находит странная тревога».

Наиболее обширно представлена группа температурных ощущений. Тургенев описывает мельчайшие погодные изменения, будь то зной, пар или воздух.

Рассказ проникнут чувством восхищения красотой русской природы.

Она порождает в человеке не только чувство красоты, но и философские размышления о грандиозности мироздания: «идешь вдоль опушки, глядишь за собакой, а между тем любимые образы, любимые лица, мертвые и живые, приходят на память, давным-давно заснувшие впечатления неожиданно просыпаются… Вся жизнь развертывается легко и быстро, как свиток; всем своим прошедшим, всеми чувствами, силами, всею своею душою владеет человек» [3].

Мы полностью согласны с Л.А. Крыловой, которая замечает: «Все земное и живое во множестве своих проявлений, раздробленные на отдельные запахи, звуки, краски – самостоятельный предмет изобра­жения у писателя, наводящий на мысли не только о неразрывном единстве человека и природы, но и о памяти культуры прошлого» [2].

Не каждый современный человек может испытать слияние с природой. И мы можем констатировать, что большая часть человечества находится в состоянии сенсорного голода, то есть голода эмоцио­нального.

Отсюда – острое неудовлетворение жизнью, фатальное исчезновение чувства полноты бытия. Погружаясь в созданный писателем мир, «видишь не только пейзаж души русского человека, но сенсорное включение бытия природы в мир человека» [2].

Русский пейзаж в состоянии понять человек, духовно связанный с культурой, традицией.

Список литературы:

  1. Пигров К.С. Философия в сенсорных пространствах // Звучащая философия. Сборник материалов конференции. – СПБ, 2006. С.147-158.
  2. Крылова Л.А. Сенсорные пространства русской усадьбы в рассказе И.А. Бунина «Антоновские яблоки». // Филологические науки / 1. Методика преподавания языка и литературы.
  3. Тургенев И.С. Полное собрание сочинений и писем в тридцати томах. Т. 3. М.: «Наука», 1979.

Источник: https://sibac.info/conf/philology/ix/101924

Краткое содержание Лес и степь, Тургенев

Работа Тургенева Лес и степь — это один из рассказов, что входит в Записки охотника. Когда знакомишься с рассказом Тургенева Лес и Степь, где автор в основном описывает красоту природы, понимаешь, что данная глава скорее всего небольшой очерк, который дает возможность читателям увидеть красоту природы в разное время года.

Тургенев Лес и степь

Рассказ Тургенева Лес и степь начинается тем, что автор говорит нам, насколько хорошо быть охотником, ведь они одни из тех, кто может увидеть природу со всех ее ракурсов.

Так выехав на охоту до зари весной, можно увидеть, как мигают все еще звезды в небе, можно даже услышать ночной шепот, ощутить ветерок. Все еще спят, а вы уже в телеге, где стоит самовар. Вы едете вдоль реки, по дороге и видите, как небо начинает светлеть, как все начинает просыпаться.

Вот солнце встает, стадо идет, а посмотришь с горы и видишь красивейший вид. Как же вольно дышится в полную грудь.

А летний день июля, который также прекрасен. Как хорошо побродить ни свет ни заря по кустам. Столько вокруг благоуханья, ароматов. Слышна полынь и ее горечь, аромат гречихи, кашки. Кустарникам нет конца, а вдали стоит лес. Хоть у рано еще, но уже ощущается подступающая жара.

Вот вы услышали, как подъезжает телега с мужиком, который приехал косить, а солнце то выше и выше. Становится жарко и хочется холодной воды. И тут приходит на помощь источник, который на дне оврага. попив воды, никуда не хочется уходить. Хочется быть в тени и дышать сыростью.

Но вот неожиданно поднялся ветер и вы слышите раскаты грома. Охотиться еще можно, но туча разрастается и вот пошел дождь. Вы спрячетесь в сарае и будете наблюдать за ливнем, за молниями. Но, все прошло, и выйдя из сарая, невозможно налюбоваться окружающей действительностью.

Все сверкает и блестит на солнце, а воздух какой он прекрасный после дождя.

Опустился вечер. И он тоже прекрасен. Интересно наблюдать, как опускаются тени, а когда садится солнце, зажигаются звезды, тени исчезают, воздух наливается мглою. Значит пора домой, где ждет ужин на столе и теплая кровать.

А можно отправиться в лес, где вы будете охотиться на рябчиков. Но при этом не забудьте рассмотреть красоту леса, его тишину и тени. Вот птицы запели, а там стоит дуб среди лип. Вы едите по тропинке, а вокруг вас мухи, мошки, где-то виднеется гриб, вы слышите ароматы ландышей.

А как же прекрасен лес осенью с его осенними запахами и красками.

Хороши и туманные дни, которые чаще всего бывают летом, правда, такие дни охотники не очень приветствуют, ведь охотиться не получится, но как все вокруг красиво, все завораживает.

Читайте также:  Группа битлз - сообщение доклад (кратко самое главное)

А вот вы решили поехать в степь, через поля, от одной деревни к другой. Сороки летают, женщины идут в поля, а вокруг разворачиваются разнообразные картины природы. Да и в зимний день прекрасно подышать морозным воздухом и поохотиться на зайцев. Снег слепит своим сверканьем и не можешь налюбоваться сводами неба.

А как прекрасны первые дни весны, когда еще лежит снег, но местами появляются проталины, начинают петь жаворонки.

Лес и степь Тургенев главные герои

Определиться в произведении Лес и степь Тургенева с главными героями тяжело, ведь их, по сути, здесь нет. Ну разве сам рассказчик, который делится своими эмоциями, своей любовью к природе, да и героями в рассказе являются непосредственно лес и степь, которые предстают перед нами в разные времена года, в разное время суток.

Лес и степь Тургенев основная мысль

Работа Тургенева состоит из описания полей, степи, леса, из описания различных пейзажей, которыми автор любуется, наверное это и является в рассказе Лес и степь Тургенева основной мыслью. Автор хочет показать нам природу, что окружает нас и хочет, дабы мы также научились видеть красоту русской природы и любили ее в разное время года.

Источник: https://sochinyshka.ru/kratkoe-soderzhanie-les-i-step-turgenev.html

«Лес и степь», анализ произведения Ивана Тургенева. Лес и степь тургенев

В рассказе «Лес и степь» Тургенев очень выразительно показывает красоту русской природы в любое время года. Начинается произведение с описания сборов и выезда на охоту ранним весенним утром. Телега покрыта ковром, а в ногах стоит ящик с самоваром. Все еще спят, громко раздается храп сторожа.

Телега трогается, кучер посвистывает. Дорога пролегает вдоль реки, тянется среди холмов. Через четыре версты небо начинает светлеть, просыпаются птицы. В избах зажигают лучины, слышны сонные голоса.

Медленно восходит багровое солнце. Кони идут крупной рысью. Навстречу движется стадо из деревни.

С горы открывается великолепный вид: вьется река среди зеленых лугов, вдали поднимаются пологие холмы, над болотом с криком вьются чибисы. Дышится вольно.

Затем следует чудесное описание летнего утра, когда охотник бродит по кустам в поисках дичи. На росистой траве остаются его следы, воздух наполнен запахами трав. Подъезжает косарь на телеге и ставит лошадь в тень.

Солнце поднимается высоко и все сильнее начинает припекать. Косарь подсказывает охотнику, что в овраге есть источник. Так приятно напиться прохладной воды и полежать в тени! Но тут надвигается туча, сверкает молния. От грозы можно укрыться в сарае.

Ливень быстро заканчивается, пахнет земляникой и грибами.

Вечером половина неба охвачена пожаром зари. Вспыхивают звезды, быстро темнеет, «собаки едва белеют во мраке». Всходит луна. Пора на ночлег. Сквозь окошко виден в избе стол, накрытый к ужину.

Если заложить беговые дрожки и поехать в лес на рябчиков, то легко попасть в тень и тишину. Мошки вьются столбом, звучит «золотой голосок малиновки». Вдруг выскакивает беляк, за ним с лаем бросается собака.

Прекрасен лес и поздней осенью, когда идет охота на вальдшнепов. Кое-где висят последние золотые листья, а в сердце закрадывается неясная тревога. Неожиданно нахлынут воспоминания, и «вся жизнь развертывается легко и быстро, как свиток».

Охотники не любят летние туманные дни, но Тургенев считает, что они по-своему хороши. Ничто не шевелится в беловатой мгле. Когда туман отступает, день становится ярче.

В степи картина совсем другая. Туда нужно ехать мимо постоялых дворов, через необозримые поля, от села к селу. Встречаются по дороге бабы с длинными граблями, помещичья карета, усталый прохожий с котомкой за плечами. Мелькают кривые домики уездного городка, холмы, овраги. А затем открывается безграничный степной простор.

Хорошо также ходить зимой по высоким сугробам за зайцами, а в марте любоваться первыми проталинками. Расставаться легче всего весной.

  • «Лес и степь», анализ произведения Ивана Тургенева
  • «Отцы и дети», краткое содержание по главам романа Тургенева
  • «Отцы и дети», анализ романа Ивана Сергеевича Тургенева
  • «Бежин луг», анализ рассказа Ивана Сергеевича Тургенева
  • «Бежин луг», краткое содержание рассказа Тургенева

Охота с ружьем и собакой сама по себе прекрасна, но даже если вы не охотник, а просто любите природу, вы не можете не завидовать нашему брату.

Какое наслаждение выехать весной из дому до зари! На темно-сером небе мигают звезды, влажный ветерок набегает легкой волной, слышится неясный шепот ночи. Но вот край неба алеет, просыпаются птицы, светлеет воздух.

Вот уже золотые полосы протянулись по небу, подул предрассветный ветер – и тихо всплывает багровое солнце. Погода будет славная. Как вольно дышит грудь, как крепнет человек, охваченный дыханием весны!

А кто, кроме охотника, испытал, как отрадно бродить летним июльским утром по кустам. Вы раздвигаете мокрый от росы куст, и вас обдает теплым запахом ночи. Еще свежо, но уже чувствуется близость жары. Солнце все выше. Вот уже стало жарко.

Сквозь густые кусты орешника вы спускаетесь в овраг, где под самым обрывом таится источник. Вы напились и остаетесь в тени, дышите пахучей сыростью. Внезапно налетает ветер. Кругом еще светит солнце, но на горизонте уже слабо сверкает молния.

Туча накрывает свод темным рукавом, и вы прячетесь в сенном сарае. Как после грозы свеж воздух, как пахнет грибами и земляникой!

Но вот заря охватила пожаром полнеба, солнце садится. Вместе с росой на поляны падает алый блеск, от деревьев и кустов побежали длинные тени. Солнце село, синеет небо, воздух наливается мглою. Пора домой.

А то заложишь беговые дрожки и поедешь в лес на рябчиков. Весело пробираться по узкой дорожке, между двумя стенками высокой ржи. Лес встречает тенью и тишиной. Вы едете по зеленой дорожке все дальше.

Лес глохнет, кругом дремотно и тихо. И как же этот лес хорош поздней осенью, когда в мягком воздухе разлит осенний запах.

Вся жизнь развертывается перед человеком, как свиток, и ничего ему не мешает – ни солнца нет, ни ветра, ни шуму.

А осенний, ясный, утром морозный день, когда солнце уже не греет, небольшая осиновая роща вся сверкает, а береза стоит вся золотая, как сказочное дерево. Хороши также летние туманные дни, когда вокруг невыразимо тихо.

А в зимний день ходить по сугробам, дышать морозным острым воздухом и щуриться от ослепительного сверкания мягкого снега.

А первые весенние дни, когда вокруг все блестит и тает, сквозь тяжелый пар талого снега уже пахнет согретой землей и на проталинках поют жаворонки.

  • Однако – пора кончать. Весной легко расставаться, весной и счастливых тянет вдаль…
  • (No Ratings Yet)
  • Краткое содержание рассказа Тургенева “Лес и степь”

Другие сочинения по теме:

  1. Вечером мы с Ермолаем отправились охотиться на вальдшнепов. Ермолай – охотник, человек лет 45, высокий, худой, с длинным носом, узким…
  2. Однажды осенью, в середине сентября, я сидел в березовой роще и любовался погожим днем. Незаметно для себя я заснул. Проснувшись,…

  3. Недалеко от моего имения живет молодой помещик, офицер в отставке, Аркадий Павлович Пеночкин. Человек он рассудительный и воспитанный, о подданных…
  4. Дело было в десятых числах июля. Я прилег отдохнуть после удачной охоты на тетеревов, когда ко мне вошел Ермолай и…

  5. Поразительна разница между внешностью и бытом мужиков Орловской и Калужской губерний. Орловский мужик мал ростом, сутуловат, угрюм, живет в осиновых…
  6. В одно прекрасное июльское утро заехал я к моему молодому соседу Ардалиону Михайловичу с предложением поохотиться на тетеревов. Он согласился…

  7. Я ехал с охоты вечером один, на беговых дрожках. В дороге меня застала сильная гроза. Кое-как схоронился я под широким…
  8. Осенью я бродил с ружьем по полям. Мелкий и холодный дождь заставил меня искать какое-нибудь убежище. У древнего старика, сторожившего…

  9. Лет пять тому назад я попал в Лебедянь в самый разгар ярмарки. Я остановился в гостинице, переоделся и отправился на…
  10. Позвольте мне познакомить вас с двумя помещиками, у которых я часто охотился. Первый из них – отставной генерал-майор Вячеслав Илларионович…

  11. Однажды Ермолай предложил мне поехать в Льгов – поохотиться на уток. Льгов – большое село на болотистой речке Росоте. Верст…
  12. Небольшое село Колотовка лежит на скате голого холма, рассеченного глубоким оврагом, который вьется по самой середине улицы. В нескольких шагах…

  13. В 80-х годах Чехов искал спасения от своего пессимизма в толстовщине (позже, к 1894г Чехов, не найдя с помощью толстовщины…
  14. Года два спустя на Пантелея Еремеича Чертопханова обрушились всевозможные бедствия. Первое из них было для него самое чувствительное: от него…

Иван Сергеевич Тургенев

Охота с ружьём и собакой сама по себе прекрасна, но даже если вы не охотник, а просто любите природу, вы не можете не завидовать нашему брату.

Какое наслаждение выехать весной из дому до зари! На тёмно-сером небе мигают звёзды, влажный ветерок набегает лёгкой волной, слышится неясный шёпот ночи. Но вот край неба алеет, просыпаются птицы, светлеет воздух.

Вот уже золотые полосы протянулись по небу, подул предрассветный ветер — и тихо всплывает багровое солнце. Погода будет славная. Как вольно дышит грудь, как крепнет человек, охваченный дыханием весны!

А кто, кроме охотника, испытал, как отрадно бродить летним июльским утром по кустам. Вы раздвигаете мокрый от росы куст, и вас обдаёт тёплым запахом ночи. Ещё свежо, но уже чувствуется близость жары. Солнце всё выше. Вот уже стало жарко.

Сквозь густые кусты орешника вы спускаетесь в овраг, где под самым обрывом таиться источник. Вы напились и остаётесь в тени, дышите пахучей сыростью. Внезапно налетает ветер. Кругом ещё светит солнце, но на горизонте уже слабо сверкает молния.

Туча накрывает свод тёмным рукавом, и вы прячетесь в сенном сарае. Как после грозы свеж воздух, как пахнет грибами и земляникой!

Но вот заря охватила пожаром полнеба, солнце садится. Вместе с росой на поляны падает алый блеск, от деревьев и кустов побежали длинные тени. Солнце село, синеет небо, воздух наливается мглою. Пора домой.

А то заложишь беговые дрожки и поедешь в лес на рябчиков. Весело пробираться по узкой дорожке, между двумя стенками высокой ржи. Лес встречает тенью и тишиной. Вы едете по зелёной дорожке всё дальше.

Лес глохнет, кругом дремотно и тихо. И как же этот лес хорош поздней осенью, когда в мягком воздухе разлит осенний запах.

Вся жизнь развёртывается перед человеком, как свиток, и ничего ему не мешает — ни солнца нет, ни ветра, ни шуму.

А осенний, ясный, утром морозный день, когда солнце уже не греет, небольшая осиновая роща вся сверкает, а берёза стоит вся золотая, как сказочное дерево. Хороши также летние туманные дни, когда вокруг невыразимо тихо.

А в зимний день ходить по сугробам, дышать морозным острым воздухом и щуриться от ослепительного сверкания мягкого снега.

А первые весенние дни, когда вокруг всё блестит и тает, сквозь тяжёлый пар талого снега уже пахнет согретой землёй и на проталинках поют жаворонки.

Однако — пора кончать. Весной легко расставаться, весной и счастливых тянет вдаль… Пересказала
Юлия Песковая

Даже если вам не довелось родиться охотником, но вам мила свобода и окружающая природа, вы сможете понять нас, охотников. И не сможете удержаться от зависти к нашему брату.

Можете ли вы представить, какое это наслаждение – выехать по весне рано-рано, до зари?

Лошади с шумным звуком ступают по лужам, немного зябко и приходится лицо прятать за воротником шинели, дремлется.

Вокруг же тихо просыпается природа: начинает отдавать алым небесный край, зачирикали подле темных скирд воробьи, светлее воздух становится. Золотые полосы раскрасили небо, зашумел тихо ветер, предвещающий рассвет.

Вот оно проснулось и взошло – солнце! Славная, похоже, будет погода. Дышится легко, как будто становится крепче человек, почувствовавший дыхание весны.

Разве кто-то, помимо охотника, способен почувствовать всю прелесть июльского утра, когда бродите по кустам, раздвигая ветки? А в ответ до вас доносится оставшийся теплым с ночи запах? Воздух наполнен медом и горечью степных трав. В жару спуститесь в прохладный овраг к самому роднику, спрятавшемуся под обрывом.

Напившись, отдыхая в тени, чувствуете полнейшую негу, когда и шевелиться вам не хочется. Но вдруг все вокруг темнеет: это свинцовая туча грозит вдалеке яркой молнией.

Вы успеваете спрятаться в сенном сарае поблизости и полной грудью вдыхаете воздух, наполненный после прошумевшего внезапно дождя запахами земляники и грибов.

Уже и вечереет: заря заполыхала на полнеба. Бегут все удлиняющиеся тени и мгла наполняет воздух. Пора торопиться в избу, на ночлег.

Источник: https://sro34.ru/different/les-i-step-analiz-proizvedeniya-ivana-turgeneva-les-i-step.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]