Фома гордеев — раткое содержание романа горького

Действие повести происходит в городе на Волге, в конце XIX — начале XX веков.

Лет шестьдесят тому назад на одной из барж богача купца Заева служил водоливом Игнат Гордеев. Сильный, красивый и неглупый, он был из тех людей, которые не задумываются над выбором средств и не знают иного закона, кроме своего желания. В сорок лет Игнат Гордеев сам был собственником трёх пароходов и десятка барж.

На Волге его уважали, как богача, но дали ему прозвище «Шалый», потому что жизнь его не текла по прямому руслу, а то и дело мятежно вскипала, бросаясь вон из колеи. В теле Игната словно жили три души. Одна из них, самая мощная, была жадна, и когда Игнат подчинялся ей, он становился человеком, охваченным неукротимой страстью к работе.

Но, отдавая много сил погоне за рублём, он не был мелочен, и иногда обнаруживал искреннее равнодушие к своему имуществу. Время от времени, обычно весной, в нём просыпалась вторая душа — буйная и похотливая душа раздражённого голодом зверя. В нём словно вскипал вулкан грязи, он пил, развратничал, спаивал других и жил так неделями.

Потом вдруг являлся домой смирный и тупой, как овца, выслушивал упрёки жены и по нескольку часов кряду выстаивал на коленях перед образами — это брала над ним власть третья душа. Но во всех трёх полосах жизни Игната не покидало одно страстное желание — иметь сына.

Его жена, толстая, раскормленная женщина, родила ему за девять лет супружества четырёх дочерей, но все они умерли в младенчестве. После каждых родов Игнат с наслаждением бил жену за то, что она не родила ему сына.

Однажды, находясь по делам в Самаре, он получил известие о смерти жены. Хоронить её Игнат поручил куму Маякину, потом отслужил в церкви панихиду и решил поскорее жениться. В то время ему было сорок лет. Во всей его мощной фигуре было много здоровой и грубой красоты. Не прошло и полгода, как Игнат женился на Наталье Фоминишне, дочери уральского казака-старообрядца.

Он любил свою высокую, стройную красавицу-жену и гордился ей, но вскоре стал осторожно к ней присматриваться. Наталья была задумчива и безучастна ко всему, ничто не интересовало эту странную женщину. Она всегда была задумчива и далека, словно искала в своей жизни какой-то смысл, но никак не могла найти.

Лишь кум Маякин, умница и балагур, иногда вызывал у неё бледную улыбку.

Когда Наталья объявила о своей беременности, Игнат начал ходить за женой, как за малым ребёнком. Наталью же беременность сделала ещё более сосредоточенной и молчаливой. Она не вынесла трудных родов и умерла, родив Игнату долгожданного сына.

Игнат окрестил сына Фомой и отдал его в семью крёстного отца Маякина, у которого жена тоже недавно родила. Маякин жил в огромном двухэтажном доме, окна которого затеняли могучие старые липы, отчего в комнатах всегда царил строгий полумрак.

Семья была благочестива — запах воска и ладана наполнял дом, в душной атмосфере носились покаянные вздохи и молитвенные слова, по комнатам бесшумно двигались женские фигуры в тёмных платьях.

Семья Якова Тарасовича Маякина состояла из него самого, его жены Антонины Ивановны, дочери и пяти родственниц, самой младшей из которых было тридцать четыре года.

Был у Маякина и сын Тарас, но имя его не упоминалось в семье — Яков отрёкся от сына после того, как он уехал в Москву и женился там против воли отца. Яков Маякин — худой, юркий, с огненно-рыжей бородкой — был владельцем канатного завода и имел в городе лавочку. Среди купечества он пользовался уважением, славой «мозгового» человека и очень любил напоминать о древности своего рода.

В этой семье Фома Гордеев прожил шесть лет. Большеголовый, широкогрудый мальчик казался старше своих шести лет и по росту, и по серьёзному взгляду миндалевидных тёмных глаз. Фома по целым дням возился с игрушками вместе с дочерью Маякина — Любой. С девочкой Фома жил дружно, а ссоры и драки ещё больше скрепляли дружбу детей.

Жизнь Фомы была однообразной, единственным развлечением было чтение библии по вечерам. До шести лет мальчик не слышал ни одной сказки. Вскоре Игнат вызвал к себе свою сестру Анфису, и мальчика забрали в дом отца.

Анфиса, смешная, высокая старуха с длинным крючковатым носом и большим ртом без зубов, сначала не понравилась мальчику, но потом он увидел нежность и ласку в её чёрных глазах. Эта старуха ввела Фому в новый, до сих пор неизвестный ему мир.

Каждую ночь он засыпал под бархатные звуки голоса Анфисы, рассказывающей сказку, запас которых был у неё неисчерпаем. Отца Фома боялся, но любил. Из-за громадного роста и трубного голоса Фома считал отца сказочным разбойником и очень гордился этим.

Когда Фоме пошёл восьмой год, Игнат поручил сестре учить его грамоте. Азбуку мальчик освоил очень легко, и вскоре уже читал Псалтирь. Жизнь Фомы легко катилась вперёд. Будучи его учителем, тётка была и товарищем его игр.

Солнце ласково и радостно светило ветхому, изношенному телу, сохранившему в себе юную душу, старой жизни, украшавшей, по мере сил и умения, жизненный путь детям. Иногда Игнат являлся домой в дым пьяный, но Фома не боялся его.

А если Фоме не здоровилось, отец его бросал все дела и оставался дома, надоедая сестре глупыми вопросами.

Пришла весна — и, исполняя своё обещание, Игнат взял сына с собой на пароход. Перед Фомой развернулась новая жизнь. Целые дни он проводил на капитанском мостике рядом с отцом, смотрел на бесконечную панораму берегов, и ему казалось, что он едет по серебряной тропе в те сказочные царства, где живут чародеи и богатыри. Но чудесные царства не появлялись.

Мимо проплывали города, совершенно такие же, как и тот, в котором жил Фома. Перед ним открывалась настоящая жизнь, и Фома был немного разочарован ею. Он стал реже, не так упорно смотреть в даль вопрошающим взглядом чёрных глаз. Команда парохода любила мальчика, и он любил этих славных ребят, которые возились с ним, когда Игнат уходил в город по делам.

Однажды в Астрахани, когда на пароход грузили топливо, Фома услыхал, как машинист ругал Игната за жадность. Вечером Фома спросил отца, на самом ли деле он жаден, и передал ему слова машиниста.

Утром мальчик узнал, что на пароходе новый машинист. После этого Фома чувствовал, что всем мешает, матросы смотрят на него неласково.

Случай с машинистом разбудило в мальчике стремление понять, какие нити и пружины управляют действиями людей.

— Ежели видишь — сильный, способный к делу человек, — пожалей, помоги ему. А ежели который слабый, к делу не склонен — плюнь на него, пройди мимо, — говорил сыну Игнат, а потом рассказывал о своей молодости, о людях и страшной их силе и слабости.

Осенью Фому отдали в школу. В первый же день школьной жизни Фома выделил из среды мальчиков двух, которые показались ему интересней других.

Толстый, рыжий Африкан Смолин был сыном кожевенного заводчика, а маленький, юркий и умный Николай Ежов — сын сторожа из казённой палаты, бедняк.

Ежов был первым учеником в классе, он давал Фоме и Смолину списывать домашнее задание в обмен на еду. Игнат большой пользы в учении не видел.

Источник: https://xn—-8sbhepth3ca.xn--p1ai/blog/gorkij_foma_gordeev/2015-03-29-288

Роман Фома Гордеев

Скрытая полемика с христианскими идеями Достоевского (и не только Достоевского) содержится и в истории жизни и гибели Якова Филимонова.

Образ этот также свидетельствует о силе Горького как художника, чуткого к различным идейно-нравственным исканиям народной массы. Яков — возвышенная натура, он привлекает своей одухотворенностью. Но искания его окрашены в христианские тона покорности. Неудивительно, что жизнь сломила Якова. Его трагедия — как бы демонстрация несостоятельности христианской философии и этики.

Горький наблюдал и другой социально-психологический тип — тип человека, идущего «сверху» на «дно»,— наблюдал и остро интересовался им. Ибо и этот тип был выражением определенных процессов, происходящих в буржуазном обществе.

Иногда такое выпадение из социальной колеи было связано просто с деградацией буржуазной личности, иногда было результатом своеобразного недовольства, бунтарства, мятежа тех, кого Горький впоследствии назовет «блудными детьми» буржуазии.

Таким «блудным сыном» своего класса является Фома Гордеев. Это один из наиболее колоритных образов, созданных молодым Горьким. Писатель дал герою романа имя апостола, который прославился своим скептически недоверчивым умом. Сознательно ли это сделал Горький — трудно сказать.

Как бы то ни было, нежелание ничего принимать на веру — даже от наиболее почитаемых авторитетов, готовность бестрепетно вложить персты в любые язвы образуют главную черту Фомы Гордеева. В его сердце живет дух обличения.

И весь роман построен на столкновении этого человека с миром «лавочников».

Правда, Фому трудно считать положительным героем, ибо, резко и гневно нападая на окружающих, он снял с себя нравственную ответственность за устройство собственной жизни.

Его анархические дебоши, совершаемые в компании всякого рода авантюристов и представителей богемы, влекут за собой страдания и гибель ни в чем не повинных людей. «Баржу № 9-й разбили.

Человеку спину перешибли,— а одного совсем нет, так что, пожалуй, утоп…» — докладывает о подвигах Фомы его крестному отцу Маякину капитан одного из гордеевских пароходов.

Однако есть в этом неприкаянном, лишнем человеке и какое-то здоровое нравственное начало, заставляющее его с презрением отворачиваться от той морали и жизненной программы, которые навязывает ему философ купеческого мира Маякин.

В конце романа Фома духовно сломлен, царство маякиных превратило его в юродивого.

Но в стихийном мятеже этой личности, сохранившей в себе, при всех своих слабостях, какой-то элемент народного представления об истине и справедливости, было своего рода предупреждение — суровое предупреждение! — господствующим классам.

Новым молодым героем своего времени является пролетарий Павел Грачев («Трое»).

Этот замечательный и до сих пор не вполне оцененный образ, в сущности, гораздо более значителен, нежели образ Нила из пьесы «Мещане». Павел многогранней, одухотворенней, более вдумчив, внимательней к людям; он — талантлив.

В этом образе воссозданы весьма существенные, яркие черты молодого рабочего, постепенно, в результате мучительных испытаний, наблюдений и размышлений приходящего к пониманию механики общества, к пониманию необходимости борьбы.

Романы «Фома Гордеев» и «Трое» интересны не только тем, что в них запечатлено разнообразие путей, открывавшихся в конце XIX века перед вступающими в жизнь молодыми людьми, но и широкими картинами социальной действительности, разнообразными типами хозяев.

Из этих типов наиболее значителен Маякин, показанный смело, тонко и правдиво, во всем своем «блеске» — Маякин умен, деятелен, красноречив — и во всей своей духовной нищете: весь его «блеск» служит, в конце концов, звериной проповеди пожирания слабых сильными.

Два первых романа Горького с их новаторским, революционным духом, с их глубоко аналитическим подходом к действительности были не только выдающимися образцами критического реализма, но уже содержали в себе отчетливые признаки социалистического реализма.

Источник: https://www.litra5.ru/gorkij/roman-foma-gordeev/

Фома Гордеев Горький М

На рубеже веков, в 1899 году, Горький публикует свой роман «Фома Гардеев» . Это широкая, содержательная картина современности, в повествуется о набирающей силы русской буржуазии. Писатель широко и выпукло рисует представителей предпринимательского вида. Он знакомит нас с купцами патриархального типа, крупными воротилами, такими, как Ананий Щуров.

Когда-то этот «хитрый, старый черт» был фальшивомонетчиком и убийцей, теперь он стал торговцем леса и пароходчиком, скопивший на грабежах и обманах солидные капиталы, и чувствует себя владыкой.

Он не принимает ничего нового, распространение машин, ненавидит всяческие свободы.

По словам Маякина, он похож на хитрую и коварную лису: «…Возведет очи в небеса, а лапу тебе за пазуху запустит да кошель то и вытащит… » Рядом с ним умный волевой Игнат Гардеев, в прошлом водолив, а теперь владелец трех пароходов и десятка барж.

Он одержим страстью к наживе, отличается огромной жизненной энергией, с которой мечется по торговым делам, улавливая золото, но Игнат знал тяжелый бурлакский труд, он выходец из народа, у него жажда деятельности. Есть у него неудержимая тяга к жизни.

А главное – его душа мятежно вскипает и бргосает порой в сторону от наживы. И тогда он начинает пить и распутничать, раскидывать свои богатства, будь то пароход, баржа или деньги. Яркой является фигура Якова Маякина, который считает, что ценность всякого человека определяется наличными капиталами.

Читайте также:  Мафин печет пирог - краткое содержание сказки энн хогарт

Маякин считает купцов первой силой в государстве, он очень умен, расчетлив и циничен.

Он делит людей на хозяев и на бессловесную массу – простые кирпичи, строительный материал в руках хозяев. Показано в романе и молодое поколение купечества. К нему ALLSoch.ru 2005 принадлежат Тарас и Любовь Маякины и Африкан Смолин.

Они должны унаследовать дело и идеи Якова на новом этапе. Но они лишь внешне отличаются от отцов образованностью, европейской культурой. Но Тарас Маякин распрощался с мечтами юности и является владельцем судового производства в Сибири.

И от Африкана Смолина, «жулика первой степени» , ничего передового ждать нельзя. Но Горький поставил задачу показать человека, ищущего дело по силам и широкого простора для свободной и честной жизни. Такой личностью является Фома Гардеев.

Он унаследовал многое от молчаливой замкнутой матери, которая остро чувствовала фальш. Буйство и безудержность он перенял от отца.

Нянька ввела мальчика в мир чудесных сказок и легенд. Сказалось на нем и общение с матросами. И вот окружающие начинают замечать в Фоме что-то не свое «ведь ты ужасно не похож на купца» , — замечает Люба. «Есть в вас что-то особенное» , — говорит Софья.

Это что-то страшно пугает Игната. Но действительность сделала свое дело. Яков Маякин внушал ему: «…или всех грызи или лежи в грязи» . Глядя на Фому, капитан «Прилежного» заметил: «…хорошей породы щенок, с первой же охоты – добрый пес» .

Но Фома испытывает недовольство собой, склонность к разгулу.

Жизнь, построенная на обмане, жадность ввергают его в отчаяние, он не видит выхода из тупика. Уничтожены мысли о чистой любви, когда он разуверился в Софье Медынской. Восторг он переживает только во время подъема затонувшей баржи. «Душно мне, — восклицает Фома. — Ведь разве это жизнь? Разве так живут? Душа у меня болит! И оттого болит, что – не мирится! »

Фома становится блудным сыном в своей среде. Оказавшись на пароходе Илья Муромец в окружении именитых купцов, он чувствует безмерность претензий и начинает бунтовать, он бросает слова отвращения: «Не жизнь вы сделали – тюрьму… » он терпит поражение, связи с купечеством прерваны.

Фома связан и объявлен сумасшедшим. Но чувствуется его торжество в словах: « Правду не свяжешь, врешь! » трагедия Фомы Гардеева в том, что он не хотел жить по волчьим законам, он верил, что радостный, честный труд. А по убеждению Ежова, «будущее принадлежит людям честного труда».

Источник: https://avosya.ru/kratkoe-soderzhanie/foma-gordeev-gorkij-m/

Краткое содержание «Фома Гордеев» Горького

Игнат Гордеев всю свою жизнь мечтал о сыне, но жена, с завидной регулярностью, рожала ему дочерей. К сожалению, не одна малышка не дожила и до трех лет. Вскоре, вслед за детьми, на тот свет отправилась и супруга Игната. Мужчина не стал долго горевать и женился вновь. Второй брак продлился недолго.

Жена Гордеева умерла при родах, подарив ему долгожданного сына. Ребенка Игнат назвал Фомой и сразу после рождения отдал на воспитание в семью своего кума Якова Маякина. Там Фому не обижали, однако жизнь его протекала скучно и однообразно. Единственным развлечением были игры с дочерью Якова Любой.

Когда мальчику исполнилось шесть лет отец забрал его домой.

Фома любил отца и уважал. Воспитывать ребенка Игнату помогала его сестра Анфиса. Мальчик души не чаял в старухе, ведь, она открыла ему, неведомый ранее, мир сказок. В восемь лет Фома уже умел читать и писать.

В тот же год Игнат взял сына с собой на пароход. С тех пор для мальчика началась новая жизнь, он очень многому научился. Пришла осень, а вместе с ней и время идти в школу.

Острый ум и природная смекалка позволяли Фоме преуспевать в учебе, но он не видел в этом никакой пользы. Школьная жизнь принесла новые знакомства и новых друзей.

Отучившись пять лет в уездном училище Фома начал потихоньку вникать в курс торговых дел отца. Игнат терпеливо передавал сыну свои знания и секреты ремесла.

Жизнь текла своим чередом. Фома превратился в статного красивого юношу, а Игнат все чаще болел — старость подкралась к нему незаметно. Вскоре парню пришло печальное извести о кончине отца. Это стало сильным ударом для Фомы. Боль и тоска поглотили юношу. Процессом похорон занимался кум Маякин.

После смерти отца Фома совсем утратил интерес к жизни, он не видел цели перед собой. Крестный отец объявил о своем желании выдать дочь Любу за Фому. Однако, юноше эта новость не понравилась. Люба раздражала его, и жениться на ней парню не хотелось.

В итоге девушка вышла замуж за школьного приятеля Фомы Африкана Смолина и зажила спокойной семейной жизнью.

Фома все чаще пил и прожигал деньги. Где-то в глубине души ему хотелось изменить свою жизнь, но он не знал, как. Мысли о женитьбе посещали юношу, но не видел Фома рядом с собой подходящую девушку.

Вскоре в город вернулся сын Маякина Тарас. Молодой человек много чего пережил в своей жизни: тюрьму, Сибирь, женитьбу на богатой дочери владельца золотых приисков, вдовство и смерть собственных детей.

Воссоединение семьи Маякиных больно задело Фому. Он ощутил всю ничтожность своей жизни. Неспособность, что ли бы изменить он топил в вине. Крестный подумывал об опеке над Фомой. Решаю роль в этом вопросе стала скандальная выходка юноши на торжественном обеде у купца.

Три года спустя, Яков Маякин предстал перед всевышним. Его состояние унаследовали дочь, сын и зять. О Фоме не было долго ничего слышно. Люди поговаривали, что он живет за Уралом.

Через некоторое время Фома появился в городе. Состояние его было плачевное — на лице бродила безумная улыбка, периодически сменяющаяся угрюмостью, а постоянный запах алкоголя говорил сам за себя.

Источник: https://schoolessay.ru/kratkoe-soderzhanie-foma-gordeev-gorkogo/

О романе "фома гордеев" максима горького

nikitakoval

В этом году я решил описывать впечатления, которые у меня возникают от прочитанных книг. Так сложилось, что сегодня у меня не было возможности нормально поготовиться к экзамену и к контрольной по синтаксису, а также поработать над рецензией на «Анну Каренину, зато была возможность читать (спасибо электронной книге), и я прочитал 3 пьесы из списка по зарубежке. Пьесы следующие: С.Мрожек «Эмигранты», Т.Уильямс «Трамвай «Желание» и Э.Ионеско «Лысая певица». Только вот свои впечатления я начну описывать не с пьес, а с романа Максима Горького, который я прочёл за два дня (3-4 января). Роман короткий (920 стр. в электронной книге, что примерно равно 230 стр в бумажном варианте). Это первый роман Горького, и называется он «Фома Гордеев». Речь в нём идёт о молодом человеке, пребывающем на протяжении всего сюжета в процессе становления собственной личности. То есть, перед нами типичный, что называется, роман воспитания (непременное его условие, по Бахтину, в том, что образ героя — величина переменная). Фома Гордеев — сын зажиточного купца, который volens nolens становится наследником огромного состояния и должен теперь продолжать дело своего отца. Начиная с момента рождения и далее он в своей жизни будет взаимодействовать с людьми, которые, так или иначе должны повлиять на становление его личности. С одной стороны, Фому воспитывают отец и крёстный, учащие его, так сказать, премудростям купеческого дела и прагматической философии жизни, смысл которой, если рассматривать очень утрированно, в том, чтобы быть хозяином и преумножать капитал. С другой стороны, перед Фомой постоянно маячит дочка его крёстного Люба, эту самую философию презирающая (накопление капитала она считает делом бессмысленным). К этому двойному влиянию привносится вещь, унаследованная Горьким от европейского натурализма: влияние на героя не только среды, но и наследственности. Так сложилось, что у Фомы, помимо сильного, волевого отца, была совершенно другого характера мать, которая, казалось бы, проявила пассивность и полное безразличие к жизни. Поэтому Фома в общем-то отлично справляется с обязанностями купца, у него достаточно крутой норов, он может дать подзатыльник, прикрикнуть, забыть, что перед ним живой человек. Но есть в нём и нечто другое — то, что подмечает отец, который говорит «нет, есть в тебе что-то не от моей крови». И эта раздвоенность в личности Фомы приводит его, ясное дело, к конфликту — как внешнему (конфликт со средой, с существующим порядком жизни человека), так и внутреннему (вопрос самоопределения: кто я такой, для чего я родился, для чего я пришёл в этот мир?).

Вопрос самоопределения мучает героя постоянно. И именно с ним связаны ключевые темы (проблемы, мотивы) романа.

Это и неприятие автором существующего социального строя, порождающего такого вот лишнего человека как Фома — человека, не находящего смысла в жизни, — и критика купеческой среды, купечества как класса якобы лучшего, высшего, господствующего, класса, который поведёт Россию вперёд.

Горький работает как реалист, он стремится точно отобразить действительность. Смысловой пласт романа достаточно большой, и с этой точки зрения он мне понравился. Произведение действительно достаточно мощное. Горький сполна проехался по купечеству и по современному (для Горького) укладу жизни.

Надо сказать, достоинство романа и в том, что Горький не ограничился купечеством, а вывел роман на общечеловеческий уровень. Проблему самоопределения, проблему ненахождения своего места в жизни испытывает также и Ежов — человек, совершенно отличающийся от Фомы.

Судьбы их в общем-то схожи, одинаково трагичны, и они — в чём-то братья по мироощущению (это подтверждает, мне кажется, сцена с попойкой у костра, когда Ежов напивается, и Фома единственный, кто не оставляет друга в этом ужасном состоянии, а провожает его до дома).

Но всё же книга оставила у меня двойственные ощущения. Несмотря на хорошо проработанный смысловой план, на достаточно глубокий психологизм, интересные суждения о жизни, есть в этом романе совершенно нелепые вещи, по крайней мере, с точки зрения времени (не забываем, что на дворе начало XX века).

Главные герои ведут себя как герои классицистического произведения, а, если говорить человеческим языком, то как пятнадцатилетние подростки. Представьте, как это выглядит, если учесть, что образ Фомы немало унаследовал от романтизма (конфликт он переживает романтического типа).

Что Фома, что Ежов — они только и делают, что высказывают напрямую свои мысли и пытаются сражаться с обществом на словах, поскольку по иному не могут, а примирение невозможно. Другие персонажи не отстают и развивают спор, но в общем-то ведут себя более реалистично.

Бунт Фомы — бунт ребёнка, наивно уверовавшего, что, изобличив общество, он сможет добиться победы. В этом и заключается причина его поражения, поскольку само устройство жизни (для Горького всё же виноватым остаётся, я думаю, социальный строй) являет невозможность такой победы.

Эта постоянная декларация, как мне кажется, есть художественный промах Горького, однако в художественном плане роман всё же неплох. Здесь есть и символический план, выраженный в потрясающим сравнении заблудившегося в жизни человека со слепой совой, которую мальчишки заставили летать днём.

Да, Горький в финале — видимо, для особо непонятливых читателей — это сравнение ещё и подчёркивает в речи Фомы, который, вспоминая эпизод из детства сам себя с этой совой сравнивает (хорошая, однако, память, хотя, чёрт возьми, дело не столько в ней, сколько в том, что выглядит несколько притянуто и портит впечатление). Но без этого неуместного подчёркивания символический план сделан очень классно

Вообще, как я уже писал выше, книга оставила двойственные ощущения. Чувствуется, что Горький — мастер. Но, как прозаик, он мне не импонирует.

Конечно, все художественные «недостатки», которые я тут упомянул, можно объяснить, скорее, эстетикой Горького, нежели огрехами и местами проявленным непрофессионализмом, но я всё же пишу здесь о своих собственных впечатлениях и ощущениях, пускай они и получаются сделанными в слишком уж филологическом ключе

Засим всё. Глубокая ночь. Вставать достаточно рано. Немало дел ещё предстоит сделать. Так что пора ложиться.  

Источник: https://nikitakoval.livejournal.com/11859.html

Краткое содержание «Фома Гордеев» Максима Горького

События в этом произведении Максима Горького происходят на рубеже 19 и 20-го столетий в одном из российских городов на Волге.

Водолив Игнат Гордеев, работавший у купца Заева, к сорока годам разбогател. Стал он владельцем трех пароходов и нескольких барж.

Окружающие относились к нему с почтением, но побаивались, поскольку нрав у Игната был непредсказуемый, недаром мужчина получил прозвище Шалый. Мог и разбуяниться, и впоследствии вести себя смиренно.

Игнат мечтал обзавестись наследником, но жена за девять лет совместной жизни родила ему четырех дочерей, которые умерли в младенческом возрасте. Когда глава семейства был в отъезде, до него дошло сообщение о том, что супруга скончалась. Сильно не переживая мужчина через полгода женился сызнова. Повторный брак был недолгим: женщина умерла при родах, но зато оставила Игнату сына.

Папаша нарек мальчика Фомой и отдал малыша в семейство кума Якова Маякина, у которого в семье также произошло пополнение – родилась дочь. Маякины жили благочестиво, соблюдали церковные обряды, крестника не обижали. Мальчику жизнь в чужой семье казалась однообразной, если бы не детские игры с Любой Маякиной.

Как только ребенок достиг возраста шести лет, Игнат забрал его к себе. Малыш отца обожал и перешел в родовое гнездо с радостью. Воспитывать дитя взялась родная сестра Игната – Анфиса. Женщина рассказывала племяннику сказки, а позже научила грамоте.

Как-то восьмилетнего Фому Игнат взял с собой на пароход. Юная душа соприкоснулась с настоящей простой жизнью, мальчишка поначалу подружился со всей командой.

Однако когда он передал отцу, как о нем за глаза отзываются некоторые его работники, обвиняют в жадности, тот их выгнал с судна, а отношение остальных рабочих к сынку хозяина резко изменилось. Кто-то перестал с ним любезничать, некоторые принялись заискивать пуще прежнего.

Отец внушал сыну, что жалости достойны только сильные люди, а слабых жалеть нечего, от них нет никакого проку, приучал к мысли, что он будущий господин, перед которым должны трепетать все те, кто ниже рангом.

Осенью Фому отправили учиться в школу, где он подружился с двумя мальчиками – толстым и рыжим Африканом Смолиным – сыном заводчика, и пронырливым и сообразительным Колей Ежовым – отпрыском сторожа. Ежов хорошо учился и помогал выполнять задания Гордееву-младшему, а тот, как и его отец, не видел прока в обучении.

Троица не раз собиралась на дворе Смолиных, гоняла голубей, и как водится у ребят в этом возрасте, проказничала, например, лазала за яблоками по чужим садам. В этих набегах Фома был особенно активен, никого не боялся. Когда парнишка однажды попался на краже, и его отпустили только на основании того, что он сын Гордеева.

Спустя пять лет Гордеев-младший окончил уездное училище, превратился в видного парня, чурающегося любых компаний, даже давних знакомых – Коли Ежова и Любы Маякиной. Ему было неуютно находиться среди тех, кто интеллектуально был более развит.

Фома вырос мечтательным и сентиментальным, полюбившим уединяться и предаваться несбыточным грезам.

Видя это, и чувствуя, что в сыне все сильнее проявляется степенный материнский характер, Игнат задумал приобщить того к своему делу: старался брать юношу на биржу, делиться впечатлениями о своих компаньонах.

Вскоре Гордеев-старший решает отправить девятнадцатилетнего сынка в самостоятельное плавание с двумя баржами с хлебом. Пароходом командовал капитан Ефим Ильич.

Именно он напутствовал юношу, как себя вести с окружающими, а особенно с особами женского пола. Благодаря Ефиму Фома впервые познал женщину вдвое старше себя.

На неопытного паренька черноглазая работница произвела такое впечатление, что он всерьез собирался жениться на ней.

Эти планы нарушились с приходом телеграммы от крестного, вызвавшего Фому срочно явиться домой. По приезду оказалось, что Маякин беспокоится о душевном здоровье Игната. Тот под влиянием жены городского архитектора Софьи Медынской не пожалел пожертвовать на благотворительность 75 тысяч. Фома познакомился с Софьей Павловной и покорился ее обаянию, хотя чувственного влечения к ней не испытывал.

После внезапной кончины отца Гордеев-младший принялся повсюду следовать за Медынской. Дама была довольна его вниманием, но не позволяла переходить определенные границы.

Под ее воздействием Фому избирают в комитет по надзору за строительством ночлежки, начатого на средства Гордеева-старшего.

Будучи в гостях у Медынской, молодой человек познакомился с некоторыми господами, в частности, с Ухтищевым, секретарем попечительного совета. Однако Фома не чувствовал со всеми ними единения.

Маякин не скрывал, что хотел бы видеть Фому своим зятем, и приумножить личные капиталы. Он очень был недоволен дружбой крестника с Медынской и отзывался о ней, как о доступной женщине. Но Фоме не нравилась начитанность Любы Маякиной, а та откровенно посмеивалась над молочным братом.

Вскоре Медынская дала понять Гордееву, что между ними ничего не может быть общего. Когда же один из высокопоставленных чинов нелицеприятно отозвался о Софье Павловне, Фома изрядно потрепал его.

Мимо молодого торговца проходила вереница разных людей: кто-то пытался поучать его, как крестный Маякин или купец Щуров. Других Фома открыто презирал, как знакомого купеческого сынка Званцева.

Ухтищев познакомил Фому с девушкой Александрой, ввел в свою компанию, и Гордеев прокутил с ними немало денег, а вдобавок в пьяном угаре разбил баржу. После этого он прибыл в дом Маякина и стал просить того забрать у него все деньги и отпустить на волю. Крестный заподозрил неладное и заявил, что определит зарвавшегося молодчика в «желтый дом».

Ссора с Маякиным так повлияла на Фому, что он принялся гулять с диким остервенением. Вино и женщины захватили его в свои сети. Саша решает покинуть гуляку, а Яков действительно распространил слух о сумасшествии Фомы, и высказал готовность взять над ним опеку.

Крестный помирился со своим сыном Тарасом, выдал дочь Любу за Африкана Смолина, вернувшегося из-за границы в Россию.

Случайно Фоме встретился друг детства Ежов. Тот получил университетское образование, но в большие люди не выбился. Работал в местной газете, сочинял фельетоны. В жизненных неудачах Коля обвинял не себя, а плохое окружение.

Однажды Маякина и Гордеева пригласили на обед, устроенный на пароходе купца Кононова. На нем Якова попросили сказать речь, и он принялся расхваливать купечество, называть его хранителем традиций и надежным оплотом русского народа.

Фома не выдержал и дал отповедь, злобно называя жизнь, устроенную купцами тюрьмой, и удивляясь долготерпению простого люда. Далее вошедший в раж Гордеев продолжил обвинять присутствующих в различных преступлениях и грехах.

Долго терпеть эту выходку не стали, а потому оратора окружили, скрутили, связали руки и ноги.

По прошествии трех лет Яков Маякин преставился. Его немалые доходы разделили между собой дочь и сын, и на эти средства создали торговое предприятие «Тарас Маякин и Африкан Смолин». О Фоме стали забывать. Поговаривали, будто он был отправлен к родственникам по материнской линии.

А затем Фома сызнова объявился в городе – вечно хмельной, с жалобной гримасой на лице. Его приютили Смолины во флигельке при своем дворе. С людьми он предпочитал не разговаривать, потому что обычно ему задавали как пророку один и тот же вопрос: когда наступит конец света?

Источник: https://school-essay.ru/kratkoe-soderzhanie-foma-gordeev-maksima-gorkogo.html

История создания повести фома гордеев. В чем трагедия Фомы Гордеева по М

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на https://www.allbest.ru/

В чем трагедия Фомы Гордеева по М. Горькому

Произведение М. Горького «Фома Гордеев» был напечатан в 1899 году в журнале «Жизнь» с подзаголовком «повесть». В 1900 году повесть была издана отдельным тиражом.

Творческий замысел А.М.Горький раскрыл в письме к С. Дороватовскому в феврале 1899 г.:

«Эта повесть доставляет мне немало хороших минут и очень много страха и сомнений, — она должна быть широкой, содержательной картиной современности, и в то же время на фоне её должен бешено биться энергичный здоровый человек, ищущий дела по силам, ищущий простора своей энергии. Ему тесно. Жизнь давит его, он видит, что героям в ней нет места, их сваливают с ног мелочи, как Геркулеса, побеждавшего гидр, свалила бы с ног туча комаров» .

«…параллельно с работой над Фомой составляю план другой повести «Карьера Мишки Вягина».

Это тоже история о купце, но о купце уже типическом, о мелком, умном, энергичном жулике, который из посудников на пароходе достигает до поста городского головы.

Фома — не типичен как купец, как представитель класса, он только здоровый человек, который хочет свободной жизни, которому тесно в рамках современности. Необходимо рядом с ним поставить другую фигуру, чтобы не нарушать правды жизни» .

Будучи участником народнических кружков 80-х гг., Горький критически отнесся к учению народников, но отзвуки его воздействия все же можно найти в ранних произведениях писателя; таковы, например, мотивы жертвенности в легенде о Данко и в «Песне о Соколе».

Идеология народничества основывалась на системе взглядов об особом, «самобытном», пути развития России к социализму, минуя капитализм.

В то время, когда Горкий работал над «Фомой Гордеевым», одной из основных идей народничества являлась идея о том, что задача интеллигенции — помощь крестьянству в преодолении трудностей рыночной экономики.

«Фома Гордеев» свидетельствовал о том, что Горький к этом времени отошел от движения народничества. Это крупнейшее антинародническое произведение. После появления «Фомы Гордеева» читатели и критики стали говорить о нем как о писателе-марксисте.

«Фому Гордеева» Горький построил как хронику, что позволи ло ему показывать не только развитие жизни человека во времени, как это делал в своих хрониках Н.

Лесков, но и движение самого времени как исторической категории. Герои оказывались соотнесенными с исторической поступью России.

Одни из них становились активными деятелями, другие убеждали в том, что человек и «его время» — не всегда совпадающие величины.

Главный герой, Фома Гордеев, унаследовал от отца, Игната Гордеева, солидное состояние и семейное дело.

Он пытается достойно продолжить коммерческую деятельность и приумножить нажитый отцом капитал, но мир дельцов чужд ему.

Его горячая мечтательная натура подсказывает, что счастье не измеряется количеством денег. Он пытается найти свое место в жизни, но это оказывается непросто. Фома начинает пить.

«Фома замолчал. Все, что он сделал, — ни к чему не повело, его речи не пошатнули купцов. Вот они окружают его плотной толпой, и ему не видно ничего из-за них. Они спокойны, тверды, относятся к нему как к буяну и что-то замышляют против него.

Он чувствовал себя раздавленным этой темной массой крепких духом, умных людей… Сам себе он казался теперь чужим и не понимающим того, что он сделал этим людям и зачем сделал. Он даже чувствовал обидное что-то, похожее на стыд за себя пред собой.

У него першило в горле, и в груди точно какая-то пыль осыпала сердце его, и оно билось тяжело, неровно» . горький гордеев буржуазный

Наибольшее внимание уделено двум фигурам: охранителю и утвердителю буржуазного сознания — Якову Маякину и собственно Фоме Гордееву — отщепенцу своего класса, становящемуся «боком» к нему. В 90-е гг. капитализм занял прочные позиции в стране.

Образ «чумазого», столь выразительно запечатленный в творчестве Щедрина, Успенского и Островского, уходил в прошлое, уступая место денежным воротилам и фабрикантам. Предшественники Горького в создании образа наступательного буржуа (П. Боборыкин — «Василий Теркин», Вас. Немирович-Данченко — «Волчья сыть» и др.

) отметили появление нового типа купца, который начинает сознавать свою силу, но не создали типической фигуры его.

Яков Маякин — социальный тип, воплотивший потенциальную силу буржуазии конца века. Классовое, хозяйское сознание пронизывает всю жизнедеятельность преуспевающего купца, все его нравственные устои. Это купец, думающий не только о себе, но и о судьбе своего сословия.

Капитализм начал проникать во все области общественной и экономической деятельности, и оказалось, что Маякину уже мало господства только в области экономики. Он рвется к власти в более широком масштабе.

Примечателен отзыв волжского миллионера Бугрова, который сказал Горькому, что не встречал на своем пути Маякиных, но чувствует: «таков человек должен быть!».

Автор «Фомы Гордеева» учился у классиков всеобъемлющему постижению людских характеров и детерминированности их родною средою и обществом в целом. Но, все глубже проникая как художник в классовую структуру общества, он вносил нечто новое в свое изучение человека.

В его произведениях была усилена социальная доминанта мировосприятия героев, а в связи с этим более ощутимой становилась классовая окраска их внутреннего мира.

Органическая слитность классового со своеобычным позволила Горькому создать большую галерею родственных, но тем не менее таких непохожих друг на друга героев.

Современная критика уловила характерную особенность Горького-психолога. Критик Л.

Оболенский писал, имея в виду Якова Маякина, что Горький «схватывает» наряду с индивидуальными чертами героя также черты семейные, наследственные, сложившиеся под влиянием профессии (класса), и усиливает эти последние до такой яркости, что перед нами встает уже не обыденная фигура, которую в жизни мы бы и не заметили, а полуреальное, полуидеальное, почти символическое изваяние, монумент целого сословия в его типичных чертах.

Наряду с купцом, ведущим свою родословную с XVIII в., в «Фоме Гордееве» показан также один из первых накопителей капитала в пореформенную эпоху. При всей ограниченности реформы 1861 г. она дала возможность проявиться дремлющей энергии и смекалке народа.

Читайте также:  Обман - краткое содержание рассказа лиханова

Отсюда огромный интерес Горького к капиталистам, вышедшим из народной среды и еще не до конца порвавшим связи с нею.

Игнат Гордеев — это богач, наделенный не только стремлением к деньгам, но и своеобразной дерзостью сердца, которая мешает ему слиться полностью с миром хозяев.

«Фома Гордеев» говорил о развитии капитализма в России и вместе с тем о неустойчивости нового уклада жизни. Свидетельства тому — зарождение протеста в рабочей среде, а также появление не согласных с буржуазной практикой и моралью в рядах самой буржуазии.

Вначале Горький хотел создать произведение о блудном сыне капитализма. Разрыв со своею средою, выламывание из нее становилось все более примечательным жизненным явлением, привлекавшим внимание и других литераторов. На пороге такого выламывания стоит герой чеховской повести «Три года».

Однако в процессе творческой работы Горький пришел к выводу, что Фома не типичен как купец, как представитель класса и, чтобы не нарушить правду жизни, надо поставить рядом с ним другую, более типичную фигуру. Так возник равновеликий образ второго центрального героя. Это персонажи, взаимно обусловившие друг друга.

Опасаясь, что типический образ купца, рвущегося не только к экономической, но и к политической власти, вызовет запрет цензуры, и стремясь сохранить эту новую в русской литературе фигуру, Горький загородил ее фигурой Фомы.

Но Фома оставался дорог автору, как свидетельство нарушения монолитности буржуазии, как, в свою очередь, типичное явление, хотя и не ставшее массовым.

Маякин и Фома — противоборствующие герои. У одного из них все подчинено стремлению богатеть и властвовать. В основе его идеала лежит экономический принцип.

Ему он подчиняет все, в том числе и жизнь близких ему людей. У другого отношение к жизни связано с социально-нравственным познанием ее.

Хозяйское начало не раз проявится в поведении и сознании Фомы (он сын своей среды), но не оно главенствует в его внутреннем мире.

И если блудный сын буржуазии Тарас Маякин, быстро забыв свою былую оппозиционность, возвращается в отчий дом с целью приумножить добытое отцом, то Фома, наделенный чистым нравственным чувством и совестью, выступает как обличитель хозяев жизни, — возврат в отчий дом для него невозможен.

«Фома Гордеев» пронизан мыслью о необходимости пробудить сознание народа. Мысль эта, проявленная в обрисовке характера ведущего героя, в спорах персонажей, в авторских раздумьях о судьбе родины, скрепляет воедино разнородный жизненный материал. В «Фоме Гордееве» даны столь же впечатляющие картины волжской природы, напоминающие о величии и тягостной дремоте русского народа.

«На всем вокруг лежит отпечаток медлительности; все — и природа, и люди — живет неуклюже, лениво, — но кажется, что за ленью притаилась огромная сила, — сила необоримая, но еще лишенная сознания, не создавшая себе ясных желаний и целей… И отсутствие сознания в этой полусонной жизни кладет на весь красивый простор ее тени грусти» .

Отсутствие ясного сознания характерно и для молодого Гордеева. Фома обладает горячим сердцем. Он не приемлет житейских заповедей Маякина, его волнует унижение и нищета одних и неправое могущество других.

Но он не понимает причин социального неравенства. Он социально слеп, и это делает его гнев мало действенным.

Радикально настроенный журналист Ежов, который наблюдает за нарастанием стихийного возмущения Гордеева против имущих власть, говорит ему:

«Брось! Ничего ты не можешь! Таких, как ты, — не надо… Ваша пора, — пора сильных, но неумных, прошла, брат! Опоздал ты…» .

Стихийное бунтарство Фомы окрашено в романтические тона, и это дало повод ряду литературоведов утверждать, что Горький создал романтический образ. Но Горький ставил перед собой задачу не утвердить, а развенчать романтика подобного типа. Он уже был анахронизмом.

Фома выше своей среды в мире нравственных ценностей, но интеллект его невысок, а мечты хаотичны. Сердце молодого Гордеева жаждет ниспровергнуть социальное зло, но он неспособен на социальные обобщения.

Разоблачительная речь на пароходе — высшее выражение гневного мятежа блудного сына буржуазии и вместе с тем свидетельство архаичности его бунта.

Свободолюбивый по натуре герой терпит поражение не только потому, что против него ополчились разоблачаемые, но прежде всего потому, что он сам еще не созрел для действенного социального протеста.

Фома Гордеев — не революционер, ему неведомы другие пути, кроме тех, по которым шли его отцы и деды, по которым идет идеолог купечества и выразитель его требований к «власть имущим» Яков Маякин или же представитель патриархального купечества Ананий Щуров. Духовно здоровый и честный человек, Фома не может подчиниться законам капитализма, воспринять и сделать своим девизом маякинский афоризм:

«Подходя к человеку, держи в левой руке мед, а в правой — нож. Когда верх возьмешь, тогда и хорошо» .

Протест Фомы Гордеева столь же анархичен, сколь и бунтарство горьковских босяков. Однако в этой повести процесс «выламывания» человека из своего класса, из оков классовой морали Горький показал полнее и глубже.

Босяки Горького — это люди, уже выброшенные за борт той среды, к которой они ранее принадлежали, а Фома, в начале повести полноправный представитель купеческого класса, показан в процессе разрыва со своей социальной средой.

Такова уже была сила революционного брожения в народе, что она проникала сквозь наслоения сословной морали и сословных предрассудков и вызывала в духовно чистых людях ненависть к собственной среде, сталкивала их с этой средой.

В зависимости от социальных и исторических условий времени, а также ряда внутренних и семейных обстоятельств отщепенцы своего класса опускались на «дно жизни», гибли или же примыкали к освободительному движению народа.

Следовательно, в протесте Фомы Гордеева Горький показывал не просто характерные черты распада буржуазно-классового сознания, а разложение собственнической морали в обстановке созревания революционных идей и проникновения их в народные массы. Фома тяготеет к этим массам, к рабочей среде, он с глубоким вниманием слушает разночинца Ежова, в котором нет еще твердости и закалки тех пролетарских революционеров, образы которых вскоре создаст Горький, но который выражает некоторые их мысли.

«Будущее принадежит людям честного труда,— говорит Ежов.— Великая работа предстоит вам… Это вы должны создать новую культуру» .

Признание бесплодности стихийного бунтарства сочетается у Горького с поисками носителей действенного социального протеста. Он находит их в пролетарской среде.

Рабочие, изображенные в романе «Фома Гордеев», не вступили еще на путь революционной борьбы, но спор журналиста Ежова с рабочим Краснощековым о «стихийном» и «сознательном» начале в рабочем движении свидетельствовал о тяге рабочих к такой борьбе.

Основная трагедия бунтаря Фомы Гордеева была вызвана непониманием путей борьбы с социальным злом. Неспособность смириться со злом и невозможность бороться с ним приводит к тому, что единственной надеждой для Фомы Гордеева становится стремление остаться человеком в любых обстоятельствах, даже тогда, когда это практически невозможно:

«Что вы сделали? Не жизнь вы сделали — тюрьму… Не порядок вы устроили — цепи на человека выковали… Душно, тесно, повернуться негде живой душе… Погибает человек!.. Душегубы вы… Понимаете ли, что только терпением человеческим вы живы?»

Важно отметить, что такое трагическое противостояние отдельной личности существующему миропорядку вообще характерно как для русской ментальности в целом, так и для русской литературы, как выразителя этой ментальности.

Библиография

1. Горький М. Фома Гордеев. / М. Горький. — М.: Дрофа, 2008

2. Груздев И. Горький. / И. Груздев. — М.: Молодая гвардия, 1960

3. Луков Л.Д. Русская литература: А.М. Горький. / Л.Д. Луков. — М.: АСТ, 2008

4. Шер Н.И. Алексей Максимович Горький. / Н.И. Шер // Рассказы о русских писателях. — Москва: Министерство просвящения РСФСР, 1960 г.

5. М. Горький в воспоминаниях современников. — М.: Государственное издательство художественной литературы, 1955

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Описание судьбы Игната Гордеева, анализ его личности. Игнат Гордеев — одаренный и умный человек из народа, жадный до жизни, “охваченный неукротимой страстью к работе”, в прошлом водолив, а теперь богач — владелец трех пароходов и десятка барж.сочинение , добавлен 24.04.2003 Хронология жизни и творчества писателя. Публикация его первого рассказа «Макар Чудра». Первая повесть «Фома Гордеев». Премьера пьесы «На дне». Секрет исключительного успеха молодого Горького. Создание страстного и возвышенного гимна во славу человека.

Источник: https://www.fashioon.ru/fashion/istoriya-sozdaniya-povesti-foma-gordeev-v-chem-tragediya-fomy.html

Краткое содержание “Фома Гордеев краткое содержание” Горький

Описание жизни и внешности Игната Гордеева. Человек он был красивый, неглупый и удачливый. Он один из тех, кто сколотил себе миллионное состояние на Волге. К сорока годам он уже являлся собственником трех пароходов и десятка барж.

Почитался как богатый и умный человек, но в то же время имел прозвище – “Шалый”, так как жизнь его текла не спокойно и размеренно, а постоянно взрывалась какими-то потрясениями. Игнат мечтает о сыне. Сына ему рожает вторая жена, но при родах, к сожалению, умирает. Устроив пышные похороны жены и окрестив сына

Фомой, он, скрепя сердцем, отдал его на воспитание в семью крестного отца Маякина. По словам автора, “смерть жены посеяла в его бороде много седин, но в блеске его глаз появилось нечто новое – мягкое и ласковое”.

Глава II Описание дома Якова Маякина. Жил он в огромном двухэтажном доме, который окружали старые липы. Семья Якова Маякина состояла, естественно, из его самого, его жены и дочери, и пяти родственниц.

Был еще у него сын Тарас, но Яков от него отрекся, так как тот поступил против воли отца женившись на ком-то в Москве. Яков был купец, владел канатным заводом и лавочкой у пристани. В семья Якова Фома прожил

шесть лет, и жизнь его в доме купца была очень недурна, как Вы сами можете догадаться. В свои годы Фома выглядел старше – и внешне и “по взгляду миндалевидных глаз”.

Но вот однажды Игнат решил забрать сына с себе домой . Яков, привязавшийся к Фоме, просил оставить его, но Игнат возразил “что не для него сына родил”.

В доме Игната за Фомой приехала присматривать сестра – Анфиса. С тех пор стал Фома каждый день засыпать под “бархатные звуки голоса старухи”.

Фоме шел восьмой год, когда Игнат сказал ему, что пора уже начинать учиться, а проучится зиму, возьмет с весны его в плавание.

Обещание отец сдержал, и весной взял сына с собой в плавание на “Ермаке”. Игнат напоминает Фоме, что они здесь хозяева, а матросы – их слуги. Фома слышит недовольные перешептывания по поводу отца. В конце главы происходит случай с утопленником – матросы толкают от бортов мертвеца, чтобы тот не забился в колесо.

Фома пугается, но Игнат объясняет, что так надо, утопцу ведь все равно, а параходу лишние проблемы с властями не нужны. Глава III Фома поступает в училище, где знакомится со Смолиным – сыном богатого заводчика и Ежовым – обычным бедным пареньком. Вместе с ними Фома занимается обычным ребячеством – ворует по садам яблоки и гоняет голубей.

Когда Фоме исполняется 19 лет он отправляется в первое самостоятельное плавание. Капитаном ведущего судна был Ефим, опытный матрос и хороший знакомый Фомы. Он просвещает Фому “по бабьим делам”, знакомит его с Пелагеей.

Игнат в это время, со скуки начинает сильно выпивать. Когда Фома возвращается из плавания домой отец уже плох и вскоре умирает… Глава IV Фома переживает по поводу смерти отца. Игната хоронят и устраивают поминальный обед. На закладке ночлежного дома Фома встречается с Софьей Медынской, которая приглашает его на обед.

Общество на обеде было Фоме не по душе. Фома разговаривает с Любой о жизни и кажется хорошо понимает ее. Маякин учит Фому философии. Глава V У Фомы складывается двоякое впечатление о Маякине. Бывший воспитатель всячески помогает Фоме в делах, в то же время он считает, что Маякин намеревается женить его на Любе.

Узнав, что Фома часто бывает в обществе Софьи Медынской предостерегает его. Фома признается Софье, что влюблен в нее. Опубликовал Frankinstion

(1

Источник: https://ege-essay.ru/kratkoe-soderzhanie-foma-gordeev-kratkoe-soderzhanie-gorkij/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]