Сочинение семьи в романе толстого анна каренина

  • «Мысль семейная» в романе в романе Л. Толстого «Анна Каренина»
  • реферат
  • План
  • I. Творческий замысел романа
  • 1. История создания
  • 2. Предшественники работы
  • II. «Мысль семейная» в романе
  • 1. Взгляды Толстого на семью
  • 2. Развитие темы в романе
  • III. Значение романа
  • I. Творческий замысел
  • 1. История создания
  • Счастлив тот, кто счастлив у себя дома

Л.Н.

Толстой

«Анна Каренина» занимала творческую мысль писателя в течение более четырех лет. В процессе художественного воплощения ее первоначальный замысел претерпел коренные изменения. Из романа о «неверной жене», носившего вначале названия «Два брака», «Две четы», «Анна Каренина» превратилась в крупнейший социальный роман, в ярких типичных образах отразивший целую эпоху в жизни России.

Еще в начале 1870 года в творческом сознании Толстого наметился сюжет о замужней женщине «из высшего общества, но потерявшей себя», причем она должна была выглядеть «только жалкой и не виноватой».

Многочисленные замыслы и планы, занимавшие тогда писателя, все время отвлекали его от этого сюжета, Лишь после написания «Кавказского пленника», издания «Азбуки» и окончательного решения отказаться продолжать «петровский роман» Толстой вернулся к возникшему три с лишним года назад семейному сюжету.

Из писем явствует, что самому Толстому его новое произведение представлялось начерно оконченным уже весною 1873 года. На деле, однако, работа над романом оказалась куда более длительной. Вводились новые герои, новые эпизоды, события, темы и мотивы.

Подвергся переработке и переосмыслению образ заглавной героини, были углублены индивидуальные характеристики других действующих лиц и смещены акценты в авторской их оценке. Это значительно усложнило сюжет и композицию, привело к видоизменению жанровой природы романа. В результате работа растянулась на целое четырехлетие — до середины 1877 года.

За это время образовалось двенадцать редакций романа. С января 1875 года было начато печатание «Анны Карениной» в журнале «Русский вестник», а в 1878 году роман вышел отдельным изданием.

Первоначально произведение мыслилось как семейно-бытовой роман. В письме Н. Страхову Толстой говорит, что это — первый его роман такого рода. Утверждение не точно: первым опытом Толстого в жанре семейного романа, как известно, было «Семейное счастье». Главной, основной мыслью, которую Толстой любил и стремился художественно воплотить в своем новом романе, была «мысль семейная».

Она возникла и сложилась на ранней стадии создания «Анны Карениной». Этой мыслью определялись тема и содержание романа, взаимоотношения между героями и суть романного конфликта, драматическая напряженность действия, основная линия сюжета и жанровая форма произведения. Окружавшая героев обстановка носила интимно-камерный характер.

Предельно узким выглядело социальное пространство романа.

Толстой скоро почувствовал, что в рамках семейного сюжета ему тесно. И, продолжая разработку той же сюжетной ситуации — о «потерявшей себя женщине», Толстой придал повествованию об интимных переживаниях героев глубокий социально-философский смысл, важное злободневно-общественное звучание.

На требования современности Толстой всегда откликался с необычайной чуткостью. В предыдущем романе-эпопее было лишь «тайное присутствие современности»; роман «Анна Каренина» жгуче современен по материалу, проблематике и всей художественной концепции.

По мере того как с возрастающей напряженностью развертывается романный сюжет, Толстой «захватывает» и вводит в повествование множество вопросов, которые тревожили и самого автора, и его современников. Это уже не только семейные отношения, но и социальные, и экономические, и гражданские, и вообще человеческие.

Все важнейшие стороны и явления современности в их реальной сложности, запутанности и взаимном сцеплении полно и живо отразились в «Анне Карениной».

Каждая из тех семей, что изображены в романе, естественно и органично включена в жизнь общества, в движение эпохи: частная жизнь людей выступает в тесной связи с исторической действительностью и в причинной обусловленности ею.

В окончательном виде «Анна Каренина» стала социально-психологическим романом, сохраняющим, однако, все качества и жанровые признаки семейного романа.

Будучи произведением многопроблемным, роман «Анна Каренина» приобрел черты современной эпопеи — всеобъемлющего повествования о судьбе народа в целом, о состоянии русского общества в трудный для него, переломный период существования, о будущности страны, нации, России.

Время действия в «Анне Карениной» синхронно времени создания романа. Это — пореформенная эпоха, еще точнее: 70-е годы XIX века с экскурсом в предшествующее десятилетие. Это период сильно поколебленной и «перевернувшейся» русской социальной действительности, когда настал конец патриархальной неподвижности России.

Сущность происшедших и происходивших коренных перемен Толстой выразительно и метко определил словами Константина Левина: «…у нас теперь, когда все это переворотилось и только укладывается, вопрос о том, как уложатся эти условия, есть только один важный вопрос в России…».

Толстовские герои живут и действуют в самом начале этого периода, когда жизнь выдвинула перед ними «все самые сложные и неразрешимые вопросы». Какой ответ будет дан на них, не было сколько-нибудь отчетливого представления ни у самого писателя, ни у его двойника Левина, ни у других героев «Анны Карениной». Тут было много неясного, непонятного и потому тревожного.

Виделось зримо одно: все сдвинулось с места, и все находится в движении, в дороге, в пути. И не раз появляющийся в романе образ поезда как бы символизирует историческое движение эпохи. В беге и грохоте поезда — шум, грохот и стремительный бег времени, эпохи. И никто не знал, правильно ли определено направление этого движения, верно ли выбрана станция назначения.

Кризисная, переломная пореформенная эпоха предстает в романе Толстого не только как исторический и социальный фон, на котором выступают графически четко «вычерченные» и богатые реалистическими красками действующие лица, бегут кадры драматического повествования и совершается трагическая развязка основного конфликта, по это — та живая, объективно данная реальность, в которую постоянно погружены герои и которая всюду и везде окружает их. И поскольку все они дышат воздухом своей эпохи и ощущают ее «подземные толчки», на каждом заметен характерный отпечаток «пошатнувшегося» времени — тревога и беспокойство, неуверенность в себе и недоверие к людям, предчувствие возможной катастрофы.

Эпоха отразилась больше в эмоциях героев романа, чем в их сознании.

Толстой во всей сложности, полноте и художественной правде воссоздал насыщенную грозовыми зарядами общественную, нравственную и семейно-бытовую атмосферу, которая, то явно и прямо, то чаще всего опосредованно и скрыто, сказывается на душевном состоянии его героев, их субъективном мире, психике и складе мыслей, на общем моральном облике людей. Отсюда интенсивность переживаний и напряженность человеческих страстей, которыми живут наиболее значительные герои «Анны Карениной», их острая реакция — положительная или отрицательная — на происходящее в жизни, запутанность их отношений.

2. Предшественники работы

Литературная деятельность Толстого после «Войны и мира» характеризуется в основном двумя тенденциями: расширением социальности и углублением психологизма. Социальный охват явлений значительно раздвинулся и стал более разнообразным, а психологический анализ человеческой природы углубился. Этот процесс был взаимообусловленным.

Дописывая последние страницы романа-эпопеи, Толстой, несмотря на то, что в продолжение шести с лишним лет работал до изнеможения, ощутил потребность в обращении к новым темам и образам.

Уже осенью 1869 года, когда в рукописи «Война и мир» еще не была поставлена последняя точка и шло печатание глав эпилога, у Толстого явилась мысль написать «народный роман».

Творческому воображению писателя этот роман в общих очертаниях представлялся как эпическое повествование, основанное на материале, мотивах и образах устного народного творчества, в частности на былинах.

Действующими лицами романа Толстой собирался сделать былинных русских богатырей, среди которых в качестве главного героя виделся Илья Муромец, только значительно обновленный и мысленно перенесенный в современность: это — русский интеллигентный человек середины века, широко образованный, хорошо знающий современные философские системы, течения и школы и в то же время тесно связанный с народными истоками жизни.

Однако замысел «народного романа» вскоре был вытеснен другим — историческим романом из Петровской эпохи. К писанию романа о Петре Iи людях его времени Толстой приступил в

самом начале 1870 года и, порой ненадолго отрываясь для новых неотложных литературных и общественных дел, продолжал работу в течение почти трех лет. Но и этот роман пришлось отложить. Причину этого сам писатель объяснял так: «…я нашел, что мне трудно проникнуть в души тогдашних людей, до того они не похожи на нас». Была, по-видимому, и еще одна немаловажная причина: чем глубже Толстой проникал в личность Петра I, постигал своеобразие его нравственного облика и суть его практических дел, тем большую антипатию он испытывал к царю как к человеку и государственному деятелю. Его отталкивали в Петре жестокость и шутовство. Позднее Толстой недвусмысленно скажет: «Царь Петр был от меня очень далек». Как бы там ни было, роман о Петре остался ненаписанным; сохранились многочисленные наброски отдельных глав, в том числе свыше тридцати вариантов начала романа.

Читайте также:  Анализ стихотворения о, я хочу безумно жить блок

Источник: https://mirznanii.com/a/134880/mysl-semeynaya-v-romane-v-romane-l-tolstogo-anna-karenina

Сочинения на Getsoch.ru

Сочинение на тему: «Мысль семейная» (по роману «Анна Каренина»)

Подписывайтесь на нашу группу ВК

       Тема семьи присутствует во многих произведениях русской литературы. Но, на мой взгляд, все тонкости семейного устоя сумел прочувствовать и талантливо донести Л.Н.Толстой, для которого семья важней всего.

Изучая творчество великого писателя, мной было отмечено, что истоки общества берут свое начало с семьи. На мой взгляд, именно семья способствует развитию качеств человека и формулирует его личность.

Раз само общество зависимо от семейного института, то и сам человек, как индивидуум, должен чтить свои корни.

       Именно семейная мысль Толстого и привлекла мое внимание в романе «Анна Каренина». На первый взгляд сюжет прост и банален. Замужняя женщина влюбилась в офицера. Но читая роман дальше, мне открылись новые картины восприятия мира глазами этой бедной женщины, что действительно впечатлило.

Ее жизнь не такая, о которой она мечтала, поэтому она стремится к переменам. Она тянется к любви. Любовь ломает ее семью и приводит к страданиям на первый взгляд безразличного мужа. Он решает также причинить ей боль. Каренин увозит их сына, в котором Анна души не чает. Тем самым он подталкивает ее к возвращению в семью. Анна в смятении.

Она пытается найти новые смыслы и разобраться в себе. Любовь к сыну и желание его вернуть, страсть к Вронскому, осуждения со стороны общества – все это не дает ей понять, чего же она хочет на самом деле. Вронский не оказывает ей необходимой поддержки, требуя от нее все больше внимания.

Она погружается в себя, так и не найдя выхода из сложившейся ситуации, что толкает ее к самоубийству.

       Сомнений Анны между семьей и любовью вызывают ряд противоречий и эмоций, которые возникали у меня на протяжении всего прочтения романа. Мне также понравилось мастерское изображение автором всех социальных слоев населения, с указанием их проблем и переживаний.

Толстой показывает, насколько противоречивыми бывают постулаты общества. Для массы людей важны лишь нормы и правила, в которых они видят мнимое счастье, и их нарушение приводит к осуждению, и все те, кто выходит за эти рамки, считаются изгоями. Таким изгоем и стала Анна.

       Кстати говоря, мне также очень понравилось противопоставление в романе между семьей Облонских и Карениных. В семье Карениных нет понимания и поддержки, здесь не живут чувства и забота, только лишь обоюдное безразличие, которое убивает своей черствостью душу. Конфликты и непринятие нового увлечения Анны, давление на нее со всех сторон, несомненно, повлияли на ее психическое состояние.

       Отношение и поведение людей, их осуждение и стали причиной решения Анны на совершение самоубийства. Анна любила жизнь и просто хотела счастья.

Как по мне, Толстой не принимал, а скорее даже осуждал бездумные действия толпы и это четко просматривается в романе «Анна Каренина».

Еще во многих произведениях Толстой будет поднимать тему общества и семьи, тем самым открыв в своем творчестве новую страницу и идеологию, подчеркивая значимость ценностей, морали и принципов, которые играют роль на жизнь человека.

Источник: https://getsoch.ru/po-literature/literatura-xix-veka/322-sochinenie-na-temu-mysl-semejnaya-po-romanu-anna-karenina.html

Проблема семьи в романе Л. Толстого «Анна Каренина»

Я много слышала о романе Л. Толстого «Анна Каренина», смотрела одноименный фильм. Но когда я прочитала само произведение, то была просто поражена той правдивостью и трагизмом, с которым автор изображает все, о чем идет речь.

Прежде всего, роман «Анна Каренина» заставил меня задуматься над отношениями в семье. В самом начале произведения было понятно, что роман будет о родственных отношениях.

мне всегда казалось, что семья – это самое главное в жизни человека и никакие неурядицы не должны разрушить ее. но в каждой семье свои проблемы: «Все семьи несчастны по-своему» – как говорил Л. Толстой, и есть определенная доля правды в его словах.

Хотя я, все же, с ними согласна лишь частично. Семьи, действительно, разные, и, я думаю, они по-своему счастливы.

Для счастья нужно немного: любить и уважать друг друга, понимать и уметь слушать. мне нравятся рассуждения Левина, для которого семья – это самое главное сокровище жизни, как и для меня. Он мало обращает внимания на общественное мнение, делает то, что считает нужным. Всем известно, что Левин – образ автобиографический, поэтому я согласна с задумкой Л.

Толстого. Мне вообще нравится его философия в отношении семейной жизни. в романе автор представил несколько семей, которые являются совершенно разными. И, как на меня, довел свое мнение относительно того, что все семьи несчастны по-своему.

В романе только Левин нашел счастье в семейной жизни, все остальные были несчастны и, видимо, просто не хотели менять свою жизнь.

Бывает так, что люди не сходятся характерами, как, например, Каренины. Но в нашем обществе есть и такие случаи, когда люди женятся по необходимости, материальную выгоду, а не через взаимную любовь. И, как мне кажется, именно в браке по любви вероятнее найти счастье.

Семья – это не только двое людей, которые любят или же не любят друг друга. Это еще и дети, которых они родили. В романе автор поднимает проблему, которая была очень актуальной для изображенных им времен: дети женщины, которая опозорила себя и свою семью, оставались с мужем.

Анна чрезвычайно горько и тяжело переживала потерю сына, но сделать ничего не могла. Зато к дочери, которую она родила от Вронского, и которую также воспитывал Каренин как настоящий отец, она не чувствовала таких сильных материнских чувств.

Почему? Возможно, потому что этот ребенок ассоциировалась у нее с проблемами, которые возникли в ее жизни с появлением ребенка. В этой ситуации мы видим двух мужчин, которые по-разному относились к семье.

Вронского, например, мало волновала даже судьба собственного ребенка, тогда как Каренин воспитывал чужого ребенка как своего.

Мы не имеем права осуждать Анну за ее поступок. Недаром говорят, что чужая семья – темный лес. И, по моему мнению, семья – это самое ценное и ее надо беречь. Если уж Анна вышла замуж за Алексея Каренина и у них родился сын, то ее обязанность как женщины и матери быть верной своей семье и заботиться о ней.

Источник: https://sochineniya-na5.ru/problema-semi-v-romane-l-tolstogo-anna-karenina/

Кризис семьи в романе “Анна Каренина” – сочинение по “Анна Каренина” Толстой Л. Н

«Анна Каренина» есть совершенство… и такое, с которым ничто подобное из европейских литератур в настоящую эпоху не может сравниться. Ф.

Достоевский После окончания работы над «Войной и миром» Толстой приступил к созданию произведения о Петровской эпохе: собрал большой материал, сделал несколько черновых набросков. Однако процесс писания подвигался очень медленно.

Толстой все больше и больше ощущал историческую отдаленность лиц, событий и связанную с этим трудность проникновения в души тогдашних людей.

Не желая писать о том, что противоречило собственному замыслу, он отказался от его осуществления.

Толстой, как и многие его современники, мучительно искал в эти годы ответ на вопрос: что несет России капитализм, как отразится новый жизненный уклад на положении различных общественных классов, в особенности крестьянства? Все больше склонялся он к тому, чтобы написать «роман из современной жизни», который бы «взял за душу» и в котором философские, эстетические и моральноэтические проблемы выражены были бы через отношения людей в семье. «Сюжет романа — неверная жена и вся драма, происшедшая от этого». Роман «Анна Каренина» вначале был задуман как большое эпическое произведение на тему семейной жизни.

Читайте также:  Сочинение жерков в романе война и мир: образ и характеристика

Об этом говорит хотя бы его начало: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива посвоему»; расстановка фигур: Анна и Вронский, Левин и Кити, Стива и Дора Облонские и т. д. Но постепенно, по мере вхождения героев в рамки описываемой эпохи, роман стал наполняться широким социальным содержанием.

В результате Толстой не только показал кризис старой семьи, покоившейся на лживой общественной морали, но и, противопоставив искусственной жизни в семье естественные отношения между супругами, попытался наметить пути выхода из этого кризиса.

Они, по мнению Толстого, в пробуждении чувства личности, в интенсивном росте самосознания под влиянием социальных перемен эпохи.

Анна Каренина сознательно идет на разрыв с узаконенными в дворянскобуржуазном обществе нормами морали.

В трагедии, развернувшейся между личностью и обществом, она отстаивает свое право на жизнь, на счастье, на любо вь, не скованную условностями высшего света. Гибель Анны знаменует финал, достойный «Гамлета» и «Короля Лира».

Другой путь выхода из тупика — путь Левина. Женитьба на Кити сделала Левина счастливым семьянином, но не сгладила трагизма его общественного положения.

Воспринимая капитализм как всеобщее бедствие, Левин всячески противится его наступлению. Успешно осуществляет он перестройку своего хозяйства. Удобряет землю, выращивает хорошие урожаи — и все это умело, с любовью и со знанием дела.

Но ощущение того, что вопрос об изменении общественноэкономического устройства всей страны не может быть решен таким образом, ставит Левина перед лицом неразрешимых противоречий. И он глубоко задумывается.

Сопоставляя свою личную жизнь с жизнью людей из народа, Левин приходит к выводу: возможность преодоления трагизма положения правящих классов — в сближении с народом. Левин приходит к выводу: возможность преодоления трагизма положения правящих классов — в сближении с народом.

Важно чувствовать свою невиновность перед народом, ибо правда на стороне последнего.

Общее благо как результат нравственного совершенствования каждой отдельной личности, по мнению Левина, наступит само собой, независимо от воли и усилий со стороны. Духовные искания Левина вобрали в себя мучительный путь размышлений и раздумий о смысле жизни самого Толстого за целое десятилетие после «Войны и мира».

В какойто степени эти искания продолжают линию Оленина («Казаки»), Андрея Болконского и Пьера Безухова («Война и мир»), с той только разницей, что Левин в отличие от своих предшественников ищет причины собственных неудач не в отсутствии полезной деятельности, а в экономической структуре общества. «Устами К. Левина в „Анне Карениной“ Л.

Толстой чрезвычайно ярко выразил, в чем состоял перевал русской истории…

У нас теперь все это переворотилось и только укладывается… „Анна Каренина“ — новый крупный шаг Толстого к вершинам реализма, новое крупное явление его писательского мастерства, взволновавшее широкие круги общественности в России и за рубежом», — писал Достоевский в «Дневнике писателя».

Источник: https://www.uznaem-kak.ru/krizis-semi-v-romane-anna-karenina-sochinenie-po-anna-karenina-tolstoj-l-n/

Кризис семьи в романе “Анна Каренина

  • “Анна Каренина” есть совершенство…
  • и такое, с которым ничто подобное
  • из европейских литератур в настоящую
  • эпоху не может сравниться.
  • Ф. Достоевский

После окончания работы над “Войной и миром” Толстой приступил к созданию произведения о Петровской эпохе: собрал большой материал, сделал несколько черновых набросков. Однако процесс писания подвигался очень медленно.

Толстой все больше и больше ощущал историческую отдаленность лиц, событий и связанную с этим трудность проникновения в души тогдашних людей.

Не желая писать о том, что противоречило собственному замыслу, он отказался от его осуществления.

Толстой, как и многие его современники, мучительно искал в эти годы ответ на вопрос: что несет России капитализм, как отразится новый жизненный уклад на положении различных общественных классов, в особенности крестьянства? Все больше склонялся он к тому, чтобы написать “роман из современной жизни”, который бы “взял за душу” и в котором философские, эстетические и морально-этические проблемы выражены были бы через отношения людей в семье. “Сюжет романа – неверная жена и вся драма, происшедшая от этого”.

Роман “Анна Каренина” вначале был задуман как большое эпическое произведение на тему семейной жизни.

Об этом говорит хотя бы его начало: “Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему”; расстановка фигур: Анна и Вронский, Левин и Кити, Стива и Дора Облонские и т. д.

Но постепенно, по мере вхождения героев в рамки описываемой эпохи, роман стал наполняться широким социальным содержанием.

В результате Толстой не только показал кризис старой семьи, покоившейся на лживой общественной морали, но и, противопоставив искусственной жизни в семье естественные отношения между супругами, попытался наметить пути выхода из этого кризиса. Они, по мнению Толстого, в пробуждении чувства личности, в интенсивном росте самосознания под влиянием социальных перемен эпохи. Анна Каренина сознательно идет на разрыв с узаконенными в дворянско-буржуазном обществе нормами морали.

В трагедии, развернувшейся между личностью и обществом, она отстаивает свое право на жизнь, на счастье, на любовь, не скованную условностями высшего света. Гибель Анны знаменует финал, достойный “Гамлета” и “Короля Лира”.

Другой путь выхода из тупика – путь Левина. Женитьба на Кити сделала Левина счастливым семьянином, но не сгладила трагизма его общественного положения. Воспринимая капитализм как всеобщее бедствие, Левин всячески противится его наступлению.

Успешно осуществляет он перестройку своего хозяйства. Удобряет землю, выращивает хорошие урожаи – и все это умело, с любовью и со знанием дела.

Но ощущение того, что вопрос об изменении общественно-экономического устройства всей страны не может быть решен таким образом, ставит Левина перед лицом неразрешимых противоречий. И он глубоко задумывается.

Сопоставляя свою личную жизнь с жизнью людей из народа, Левин приходит к выводу: возможность преодоления трагизма положения правящих классов – в сближении с народом.

Важно чувствовать свою невиновность перед народом, ибо правда на стороне последнего. Общее благо как результат нравственного совершенствования каждой отдельной личности, по мнению Левина, наступит само собой, независимо от воли и усилий со стороны.

Духовные искания Левина вобрали в себя мучительный путь размышлений и раздумий о смысле жизни самого Толстого за целое десятилетие после “Войны и мира”.

В какой-то степени эти искания продолжают линию Оленина , Андрея Болконского и Пьера Безухова , с той только разницей, что Левин в отличие от своих предшественников ищет причины собственных неудач не в отсутствии полезной деятельности, а в экономической структуре общества.

“Устами К. Левина в “Анне Карениной” Л.

Толстой чрезвычайно ярко выразил, в чем состоял перевал русской истории… У нас теперь все это переворотилось и только укладывается… “Анна Каренина” – новый крупный шаг Толстого к вершинам реализма, новое крупное явление его писательского мастерства, взволновавшее широкие круги общественности в России и за рубежом”, — писал Достоевский в “Дневнике писателя”.

(1 votes, average: 5.00

Источник: https://goldsoch.info/krizis-semi-v-romane-anna-karenina/

Готовые школьные сочинения

июня
20 2011

Кризис семьи в романе “Анна Каренина”

После окончания работы над “Войной и миром” Толстой приступил к созданию произведения о Петровской эпохе: собрал большой материал, сделал несколько черновых набросков. Однако процесс писания подвигался очень медленно.

Толстой все больше и больше ощущал историческую отдаленность лиц, событий и связанную с этим трудность проникновения в души тогдашних людей.

Не желая писать о том, что противоречило собственному замыслу, он отказался от его осуществления.

Толстой, как и многие его современники, мучительно искал в эти годы ответ на вопрос: что несет России капитализм, как отразится новый жизненный уклад на положении различных общественных классов, в особенности крестьянства? Все больше склонялся он к тому, чтобы написать “роман из современной жизни”, который бы “взял за душу” и в котором философские, эстетические и морально-этические проблемы выражены были бы через отношения людей в семье. “Сюжет романа — неверная жена и вся драма, происшедшая от этого”.

Читайте также:  Хронологическая таблица моцарта (жизнь и творчество)

Роман “Анна Каренина” вначале был задуман как большое эпическое произведение на тему семейной жизни. Об этом говорит хотя бы его начало: “Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему”; расстановка фигур: Анна и Вронский, Левин и Кити, Стива и Дора Облонские и т. д.

Но постепенно, по мере вхождения героев в рамки описываемой эпохи, роман стал наполняться широким социальным содержанием.

В результате Толстой не только показал кризис старой семьи, покоившейся на лживой общественной морали, но и, противопоставив искусственной жизни в семье естественные отношения между супругами, попытался наметить пути выхода из этого кризиса.

Они, по мнению Толстого, в пробуждении чувства личности, в интенсивном росте самосознания под влиянием социальных перемен эпохи. Анна Каренина сознательно идет на разрыв с узаконенными в дворянско-буржуазном обществе нормами морали. В трагедии, развернувшейся между личностью и обществом, она отстаивает свое право на жизнь, на счастье, на любо

вь, не скованную условностями высшего света. Гибель Анны знаменует финал, достойный “Гамлета” и “Короля Лира”. Другой путь выхода из тупика — путь Левина. Женитьба на Кити сделала Левина счастливым семьянином, но не сгладила трагизма его общественного положения. Воспринимая капитализм как всеобщее бедствие, Левин всячески противится его наступлению. Успешно осуществляет он перестройку своего хозяйства. Удобряет землю, выращивает хорошие урожаи — и все это умело, с любовью и со знанием дела. Но ощущение того, что вопрос об изменении общественно-экономического устройства всей страны не может быть решен таким образом, ставит Левина перед лицом неразрешимых противоречий. И он глубоко задумывается. Сопоставляя свою личную жизнь с жизнью людей из народа, Левин приходит к выводу: возможность преодоления трагизма положения правящих классов — в сближении с народом. Важно чувствовать свою невиновность перед народом, ибо правда на стороне последнего. Общее благо как результат нравственного совершенствования каждой отдельной личности, по мнению Левина, наступит само собой, независимо от воли и усилий со стороны.

Духовные искания Левина вобрали в себя мучительный путь размышлений и раздумий о смысле жизни самого Толстого за целое десятилетие после “Войны и мира”.

В какой-то степени эти искания продолжают линию Оленина (”Казаки”), Андрея Болконского и Пьера Безухова (”Война и мир”), с той только разницей, что Левин в отличие от своих предшественников ищет причины собственных неудач не в отсутствии полезной деятельности, а в экономической структуре общества.

“Устами К. Левина в “Анне Карениной” Л. Толстой чрезвычайно ярко выразил, в чем состоял перевал русской истории… У нас теперь все это переворотилось и только укладывается… “Анна Каренина” — новый крупный шаг Толстого к вершинам реализма, новое крупное явление его писательского мастерства, взволновавшее широкие круги общественности в России и за рубежом”, —- писал Достоевский в “Дневнике писателя”. После окончания “Войны и мира” Толстой усиленно изучал материалы об эпохе Петра Первого, решив посвятить ей свое новое произведение. Однако современность вскоре настолько захватила писателя, что он приступил к созданию произведения, в котором широко и разносторонне показал пореформенную русскую жизнь. Так возник роман “Анна Каренина”, который произвел необыкновенно сильное впечатление на современников.

Реакционных критиков напугала в романе суровая правда, с которой писатель показывал русскую жизнь той поры со всеми ее острыми противоречиями.

Их напугало резкое осуждение той “нечестной действительности”, в которой живут, страдают, борются, мучаются и гибнут такие прекрасные люди, как героиня романа Анна Каренина.

Их напугал беспощадно яркий свет, направленный художником на ту сторону жизни буржуазно-дворянского общества, о которой сами они предпочитали умалчивать, — о семейной теме романа.

“Анна Каренина” начинается словами: “Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему”. И дальше: “Все смешалось в доме Облонских”. Потом мы видим еще более несчастливую семью — Карениных.

На наших глазах создается и рождается третья такая же, лишенная покоя и счастья, семья — Анны и Вронского. И только семья Константина Левина и Кити показана счастливой.

Но сколько волнений и горя пережили Левин и Кити, прежде чем они создали свою семью!

И счастье Левина не было безмятежным. Он полон беспокойства и тревоги за будущее — и своей семьи, и своей округи, и всей России. Левин — человек глубоко чувствующий и думающий. В то же время он че-’ ловек дела, действия.

Родовитый дворянин, помещик, он видит, что все его старания сохранить и наладить свое хозяйство обречены на неудачу, что дворянскому землевладению скоро придет конец, что наступает новая эпоха, выдвигающая на арену общественной борьбы новые силы.

Левин хорошо знает народ и по-своему его любит. Он не сомневается в том, что интересы крестьян “самые справедливые”. Однако он еще не решается порвать с дворянством и перейти на сторону народа. Он так и не нашел ответа на вопросы: как жить, как хозяйствовать, какие установить взаимоотношения с крестьянами? Толстой пишет, что Левиным владело “чувство внутренней тревоги и ожидания близкого разрешения” — разрешения всех конфликтов и противоречий, с какими он сталкивался в действительности. В уста Левина писатель вложил красноречивую характеристику пореформенной русской жизни с происходившими в ней крушением старых порядков и поисками новых путей. “У нас… все это переворотилось и только укладывается”, — говорит Левин. В романе показано, как в этот период жило русское общество, как ломались “старые устои”, утвердившиеся за долгие годы крепостничества. Константин Левин большую часть своей жизни проводит в деревне. Описывая его дела и дни,- Толстой широко показывает деревенскую Россию — Россию помещика и крестьянина. Вся жизнь Анны Карениной прошла в городе. Анна чаще всего появляется в тех главах романа, где изображено петербургское и московское аристократическое общество. Жизнь этого общества показана писателем как искусственная, далекая от настоящих человеческих интересов и целей, полная лицемерия и фальши. Однако эти неприглядные черты прикрыты внешним блеском и лоском, и не так-то легко их разглядеть. И даже Анна Каренина, такой чуткий и тонкий человек, не сразу поняла, что за люди ее окружали. Судьба героини романа глубоко печальна. Когда Анна была юной девушкой, тетка выдала ее замуж за Каренина — сухого, черствого человека, видного чиновника, делавшего служебную карьеру. Бездушный, холодный эгоист, он даже с сыном говорил языком канцелярских приказов. “Это не человек, а машина, и злая машина”, — говорит о нем Анна. Читая главы романа, посвященные Анне, мы ясно видим, что причины ее гибели кроются не только в ее страстном и гордом характере, но и в тех общественных путах, которыми связана женщина в буржуазно-дворянском обществе. “Законы” этого общества лишают женщину всякой самостоятельности, отдают ее в полное подчинение мужу. Судьба героини романа трагична. Полон тревоги за будущее Константин Левин. И все же роман не вызывает у читателя чувства безысходности. Есть в “Анне Карениной” замечательная сцена, где рассказывается, как во время охоты Левин, идя по лесу, заметил шевелящиеся старые, сухие листья. Это их снизу пробивали острые, как иглы, ростки молодой травки. “Каково! Слышно и видно, как трава растет”, — сказал себе Левин. Рисуя весеннее обновление природы, Толстой вселяет в сердца своих читателей веру в то, что силы жизни неодолимы. Он утверждает красоту живой жизни, ее победу над силами зла и мрака. Нужна шпаргалка? Тогда сохрани — » Кризис семьи в романе “Анна Каренина” . Литературные сочинения!

Источник: https://www.testsoch.net/krizis-semi-v-romane-anna-karenina/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]