Анализ произведения тургенева бирюк

Как сказал В. Белинский: «Тургенев зашел к русскому мужику с такой стороны, с какой еще никто не заходил». И это действительно так. Автор настолько умело раскрыл русскую душу крепостного крестьянина, пораженного бедностью, но несломленного и неподкупного, что невозможно однозначно сказать, какова основная тема рассказа «Бирюк».

Калейдоскоп

Ответ, какова основная тема рассказа «Бирюк», к читателю придет не сразу. В этом произведении есть все: и тяжелая жизнь крепостных крестьян, и преданность, и сила духа, и принципиальность, и сострадание. Это настоящий калейдоскоп событий, в ходе которых раскрывается характер главных героев.

Анализ произведения Тургенева Бирюк

Какими мы их встречаем? Хмурыми, бедными, настороженными. Какими мы их видим в конце? Сострадательными, отзывчивыми, умеющими прощать.

Рассказ «Бирюк» словно соткан из многоликого разнообразия человеческого характера, который не всегда соответствует внешности, статусу и социальному мнению.

Чтобы понять, какова основная тема рассказа «Бирюк» сначала нужно ознакомиться с кратким содержанием и рассмотреть конкретные эпизоды, где показаны основные тематические направления произведения.

О чем рассказ?

Главный герой рассказа — Фома Кузьмич, которого все зовут Бирюком, что значит угрюмый и одинокий человек. Он — простой крепостной крестьянин, охраняющий господский лес. Согласно сюжету, Кузьмич вступает в прямой конфликт с другим невольником, что от бедности и безысходности хочет наворовать в лесу дров.

Охотник, который оказался в доме лесника из-за непогоды, становится свидетелем этого происшествия. Его удивляет, что даже во время грозы Фома Кузьмич идет в лес, чтобы поймать правонарушителя с поличным.

Если смотреть на ситуацию только с этой стороны, то можно сказать, что автор поднимает в рассказе тему преданности своему делу.

Но это только вершина айсберга, которая никак не может быть ответом на вопрос — какова тема рассказа «Бирюк».

Бедность

Фома Кузьмич — бедный, покинутый и несчастный человек. Раньше у него была вполне счастливая семья: жена, двое детей, дом и работа лесника, которую он ответственно выполнял. Со временем обстоятельства изменились – от Бирюка ушла жена, оставив его одного с двумя детьми.

Анализ произведения Тургенева Бирюк

В избе Бирюка нет полатей, только одна печь, поэтому все домочадцы спят на полу. Его дочь босая и неопрятная, о пресловутом счастливом детстве ей остается только мечтать, так как приходится присматривать за ребенком (младшим братом, который еще в люльке лежит).

В доме темно и грязно, а дети едят такой хлеб, что не каждый и есть станет. И несмотря на все это, для Фомы Кузьмича воровство – это последнее дело. Он беспощаден к нарушителям и готов наказывать каждого по справедливости.

Поэтому поймав в лесу такого же бедняка, как и он, Бирюк превращается в беспощадного судью.

Исходя из этого, можно предположить, что стремление к справедливости, вопреки всему, — основная тема рассказа «Бирюк». Какова в таком случае может быть справедливость, если «бедность прет со всех щелей»?

Жалость

Определенно здесь речь идет не о справедливости, поэтому нужно копать глубже. Пойманный с поличным мужик начинает оправдываться, что он вынужден воровать «с голодухи».

Бирюк молча слушает его сетования и оправдывается тем, что он — человек подневольный и с него «взыщут». В душе главного героя начинает происходить внутренняя борьба.

Фома Кузьмич готов проникнуться сочувствием к бедному мужику, которого жизнь заставила воровать лес во время грозы, но все же сохраняет «лицо», оставляя нарушителя взаперти.

Анализ произведения Тургенева Бирюк

Итак, какова основная тема рассказа «Бирюк»? В 6 классе, изучив этот эпизод, юные читатели могут говорить об исполнительности и ответственности. Старшеклассники наверняка скажут, что здесь речь идет о верности своему долгу. А люди старшего возраста отметят, что рассказчик показывает, как работа пагубно влияет на людей, когда совесть, жалость и сострадание замолкают перед лицом обязанностей.

Неожиданная развязка

Только в конце истории можно понять, какова основная тема рассказа «Бирюк» И. Тургенева. Вконец отчаявшийся мужик начинает называть Кузьмича душегубцем и зверем. Крестьянин доведен до отчаяния и вымещает свой гнев на Фоме. Он готов принять наказание, даже смерть, но не может смириться с непониманием человека, который находится в ситуации не лучше чем его.

Если сравнивать мужика и Бирюка по физической силе, то мужик определенно уступает. Но если говорить о моральных и нравственных качествах, то они равны. Да, Фома неразговорчивый и скрытный человек, ему тяжело проявлять свою искренность, но как бы сложно ни приходилось он никогда не пойдет вопреки закону.

Мужик, воровавший лес, его прямая противоположность. Устав от полуголодной жизни, он решается на преступление. Крестьянин уверен, что тот, кто находится в похожей ситуации, обязательно его поймет, ведь только в бедности проявляется человечность.

Но когда не находит понимания, впадает в отчаяние и срывает все свое негодование на лесничем.

Анализ произведения Тургенева Бирюк

Это дает весьма неожиданный эффект – Бирюк отпускает мужика. «Одним поворотом он сдернул с локтей мужика кушак», потом взял за шиворот и вытолкал в открытую дверь.

Сочувствие и понимание чужого горя взяли верх над жестокостью, навязанною долгом службы, — вот какова основная тема рассказа «Бирюк». Краткий ответ на этот вопрос таков: несмотря на людскую молву и свой устрашающий внешний вид, Бирюк оказался сострадательным к другим и честным человеком.

Протест и предыстория

Рассказ «Бирюк» входит в сборник произведений «Записки охотника», изданных в 1852 году. В этой истории затрагивается вопрос крестьянского протеста. Но так как из-за цензурных ограничений, нельзя было писать что либо против крепостного права, гнев отчаявшегося крестьянина выливается не на помещика, которому служит, а на его слугу, что охраняет хозяйское добро.

Анализ произведения Тургенева Бирюк

Правда, от этого гнев не теряет ни силы, ни смысла. Олицетворением крепостной власти в рассказе является сам Бирюк, которого помещик наделил правом охранять лес.

Суровый, ответственный, временами жестокий лесничий, который представлен вначале истории, в кульминационной сцене является читателю в образе трагического героя. В его душе кипит борьба между эмоциями и принципами.

При всей своей правоте, он чувствует и правоту мужика. Бирюк видит отчаяние крестьянина и отпускает из-за простого человеческого сочувствия.

Автор с любовью и состраданием описывает героя и его жилище, видно, что он сочувствует нищему мужику. Не только в этом рассказе, но и во всех «Записках охотника» Тургенев выражает свою боль за русского человека, врагом которого стало крепостное право. Убивающее непосильным трудом, губящее болезнями и невежеством оно ломает души и судьбы людей.

Источник: https://www.syl.ru/article/370111/i-turgenev-biryuk-kakova-osnovnaya-tema-rasskaza

«Бирюк» — анализ рассказа Тургенева

Рассказ «Бирюк», анализ которого мы сейчас проведем, входит в цикл Тургенева «Записки охотника». Многие произведения создавались под впечатлением реальных событий и наблюдений автора. Так произошло и в данном случае. В имени матери писателя был лесник, которого убили крестьяне за притеснения.

Анализ образа главного героя в рассказе «Бирюк»

Анализ произведения Тургенева Бирюк

Слово «бирюк» в орловских диалектах означает «волк», а в некоторых местах так называют злого, нелюдимого, угрюмого человека. Именно таким предстаёт лесник. В первую минуту знакомства с рассказчиком Бирюк появляется на фоне грозы, он разговаривает отрывисто и отвечает на вопросы неохотно и кратко. Портрет героя создаёт представление не только об одиноком и мрачном, но и о сильном человеке. Его внешность напоминает богатырскую: высок ростом, плечист, «могучие мышцы», «суровое и мужественное лицо», смелый взгляд.

Автор описывает избу лесника, что немаловажно учесть, если вы делаете анализ рассказа «Бирюк». В ней всё бедно, уныло, сразу понятно отсутствие хозяйки. В дальнейшем мы узнаём, что жена бросила его и детей, сбежав из дома с другим. Бирюк один пытается прокормить детей. Так читатель понимает, что герой силён как внешне, так и внутренне.

Все окрестные крестьяне боятся его «как огня» и даже собирались «сжить со свету», потому что он крепко следит за господским лесом, не позволяя мужикам воровать.

Бирюк, настоящее имя которого Фома Кузьмич, считает, что должен «справно» выполнять свои обязанности. Он ответственно подходит к делу, и даже в ужасную погоду никому не удаётся незаметно своровать. Именно в тот момент, когда лесник обнаруживает мужика, пытающегося украсть срубленное дерево, завязывается основной конфликт. Поговорим об этом ниже, продолжив анализ рассказа «Бирюк».

Конфликт в рассказе «Бирюк» Тургенева

Автор показывает противостояние двух героев – Бирюка и бедного мужика. Крестьянин оправдывается, что пытался украсть «с голодухи». «Разорены…» — повторял он. Очевидно, что решиться на преступление ему пришлось оттого, что нечем кормить семью, а другого выхода он не нашёл.

Долго пытался несостоявшийся вор уговорить угрюмого лесника отпустить его, рассказывал о бедности и нужде. Автор показывает, как происходит борьба внутри главного героя. С одной стороны, ему жалко несчастного мужика.

С другой стороны, Фома Кузьмич считает, что воровать всё равно нехорошо, а главное – долг требует от него беречь хозяйский лес и строго наказывать тех, кто захочет украсть что-то. Писатель показывает, как нелегко даётся леснику решение.

Ведь он сам такой же крестьянин, так же бедно живёт, и кормить детей ему нечем, «окромя хлеба». Но он не нарушает закон.

Даже краткий анализ рассказа «Бирюк» помогает понять, что кульминацией конфликта становится момент, когда оборванный, грязный крестьянин, увидев, что уговоры ни к чему не ведут, обвиняет Бирюка в жестокости, обзывает его («кровопивец», «душегуб»).

Несчастный мужик настолько отчаялся, что готов поплатиться за свои слова и принять наказание. Но неожиданно лесник хватает его за плечи и выталкивает из избы. Когда рассказчик хочет похвалить Фому за доброту и называет «славным малым», тот перебивает его «с досадой».

Не для похвалы он это сделал, а потому что ему стало жалко крестьянина, тяжело смотреть надо, до чего беда довела человека.

Последняя фраза лесника в рассказе («Вишь, поплёлся, — пробормотал он, — да я его!..») говорит о том, что в душе герой понимает справедливость своего поступка. Пусть он не наказал вора, но он и не загубил окончательно жизнь человека, которому и так приходится нелегко.

Мы представили вам краткий анализ рассказа «Бирюк», который написал Иван Тургенев. Надеемся, эта статья оказалась полезной для вас. Перейдите в раздел нашего сайта — Блог, чтобы найти еще больше материалов по этой и другим темам.

Также вам может быть интересно:

  • Краткое содержание рассказа «Бирюк»
  • Биография Ивана Тургенева

Источник: https://reedcafe.ru/blogs/biryuk-analiz-rasskaza-turgeneva

"Бирюк": анализ рассказа, основные особенности. Образ Бирюка

Рассказ «Бирюк», анализ которого мы проведем, начинается с описания грозы, которая застала охотника вечером в лесу. Уточняющие место и время действия детали создают тревожную атмосферу.

Пока она только едва ощущается. Но мрачные краски («лиловая туча», «серые облака») и начавшееся в природе движение («гроза надвигалась», «деревья забушевали», «капли …

застучали», «сверкнула молния») усиливают её.

Человек появляется «при блеске молнии». Его «фигура словно выросла из земли». И это не просто расхожее выражение — оно говорит о слитности данного человека с природой.

С появлением человека тревога не уходит. Более того, она ещё и подпитывается, но уже не природой, а самим человеком. Мы воспринимаем людей, события и природу глазами охотника-рассказчика, то есть отстраненно.

Образ Бирюка в рассказе

Охотник из произведения «Бирюк» Тургенева увидел и самого лесника, и его дом. Это «небольшая избушка», в которой «тускло светил огонёк».

В «закоптелой» избе не было ни одного светлого пятна — «изорваный тулуп», «груда тряпок» и лучина, не способная рассеять мрак.

Кажется, что здесь остались только следы прошлой жизни, а сама она куда-то ушла. Даже присутствие детей это ощущение не снимает.

Появление в избе хозяина на какое-то время просветляет атмосферу. Рассказчик увидел человека «высокого роста», у которого «могучие мышцы», «мужественное лицо», «смело глядели небольшие карие глаза». Вполне узнаваемый образ.

Откуда он? В рассказе «Бирюк» Тургенева есть подсказка: «Редко мне случалось видеть такого молодца». «Молодец» — это былинно-сказочный богатырь. Но тогда почему же он здесь, в этой убогой избе с несчастными детьми? Явное несоответствие между внешним обликом героя и образом его жизни.

Оно вызвало у рассказчика не только удивление, но и интерес: «Я… спросил его имя».

Сведения о леснике мы узнаём постепенно. Сначала о нем говорят люди. Об их мнении известно от самого лесника: «Меня зовут Фомой … а по прозвищу Бирюк». Рассказчик тоже кое-что слышал о Бирюке от людей. Его «боялись как огня», считали неподкупным и уже не один раз «сжить со свету собирались».

Читайте также:  Пёстрая лента - краткое содержание романа дойла

Справедлива ли эта характеристика Бирюка? Рассказчику предстоит проверить ее. И что же? Из скупого разговора он понял, что видит человека правильного, честно исполняющего свой долг. «Должность свою справляю», — говорит о себе Бирюк.

А еще он одинок — жена «сбежала с прохожим мещанином», оставив на него детей. В характеристике героя его одинокость — очень существенный компонент. Одинокий — значит, лишённый поддержки родных и близких людей и, скорее всего, несчастный человек.

Обычная история, но не совсем обычен сам Бирюк, что вскоре и подтвердится.

Бирюк и мужик

Поздно вечером в лесу объявился вор. Прямая обязанность лесника поймать его, что он и делает.

Мужик мокрый, «в лохмотьях», у него «испитое, морщинистое лицо… беспокойные глаза». Его портрет прямая — противоположность портрету Бирюка. Лесник вызывает восхищение, им хочется любоваться, а мужик — только жалость.

В образах Бирюка и мужика столкнулись не только физические сила и немощь, но и две противоположные жизненные позиции. Бирюк «исполняет долг», чтит закон, а мужик, воруя, закон нарушает.

И это не всё — он ещё и оправдывает свои действия — «с голодухи», «разорены», «дети…» У него виноваты и приказчик, и Бирюк, который «зверь», «кровопийца». Только сам он ни в чём не виноват.

А то, что пьёт, так — «не на твои ли деньги, душегубец…»

Положение Бирюка не лучше: он «тоже человек подневольный» у него тоже дети, а из еды «окромя хлеба…» ничего нет, даже чая он не пьёт, но и не ворует.

Итак, конфликт раскрыл внутреннюю сущность двух мужиков. Будучи социально равными, они в нравственном отношении абсолютные антиподы. Следовательно, не стоит и рассчитывать на объективность той оценки, что получил Бирюк от односельчан вора.

Развязывается ситуация неожиданно — Бирюк, вопреки собственным убеждениям и профессиональному долгу, отпускает вора, ещё раз подтверждая неоднозначность своей личности.

Но исчерпан ли конфликт его решением отпустить вора? Конечно, нет. Этот мужик не единственный, кто нарушает закон. «Знаю я вас… вор на воре», — говорит Бирюк.

Поэтому и его столкновения с ними неизбежны: «До тебя, погоди, доберёмся», — грозит вор.

Ненастье человеческих отношений

Весь рассказ идёт на фоне дождя. С него он начинается — даже с грозы, и им заканчивается. «Дождика-то вам, не переждать…», — говорит Бирюк охотнику и провожает в дорогу.

Дождь то усиливающийся, то затихающий, создает в рассказе настроение какой-то неизъяснимой печали, которая пронизывает всю историю Бирюка. Но слова «дождь», «гроза» употребляются в рассказе не только в буквальном, но ещё и в символическом смысле. Непрерывный дождь — это ненастье в людских отношениях. Из них надолго, если не навсегда, ушло солнце.

Рассказ называется по прозвищу главного героя. Оно точно указывает на его характер и место среди людей. Но оказывается, что места-то у Бирюка и нет. Он везде один. «Свои» мужики называют его «зверем» и обещают расправиться. У барина он «подневольный».

Одиночество Бирюка подчёркивается деталями: его изба одна среди леса, да и в избе он один (без жены) с детьми. Драма Бирюка в том, что, будучи сильным и красивым, мужественным и честным, будучи правильным, он должен был бы жить хорошо, как того заслуживает, а он живёт плохо.

И никакого просвета в его жизни не предвидится.

Основные особенности рассказа «Бирюк»:

  • жанр — рассказ;
  • повествование от лица рассказчика;
  • главный герой: крепостной лесник;
  • сюжет: один эпизод из жизни героя;
  • образ природы;
  • отражение жизни русского подневольного человека.

​​Источник: Пивнюк Н.А., Гребницкая Н.М. Литература: Учебник для 8 класса. — К.: Грамота, 2008​

Источник: https://classlit.ru/publ/literatura_19_veka/turgenev_i_s/birjuk_analiz_rasskaza_osnovnye_osobennosti_obraz_birjuka/41-1-0-1081

«Бирюк», анализ рассказа Ивана Сергеевича Тургенева

Основу литературного произведения составляет сюжет — последовательность событий, в ходе развития которых проявляется характер героев. Сами же основные события автор подбирает, исходя из личных представлений о взаимоотношениях людей и опираясь на логику жизни, которую и стремится раскрыть читателям.

Когда в ходе развития действия сталкиваются интересы героев, их чувства, жизненные принципы, характеры, в литературоведении это столкновение называется конфликтом.

Очень часто при этом герои не вступают в открытый поединок, но разница в их восприятии действительности, противоположные чувства или состояния тоже могут составлять основу конфликта.

Подобную картину можно увидеть в рассказе Ивана Сергеевича Тургенева «Бирюк», написанном в 1848 году и напечатанном тогда же в журнале «Современник».

Этот рассказ входит в знаменитый цикл писателя «Записки охотника», посвященный описанию несправедливости крепостного права.

Однако данный рассказ позволяет читателю остановить свое внимание не на ужасах крепостнической системы, а на чувствах героев, происходящих из одной крестьянской среды.

Согласно сюжету, в прямой конфликт вступают Фома Кузьмич, по прозвищу Бирюк (так называют в Орловской губернии одинокого и угрюмого человека), лесник, честно выполняющий свои обязанности по охране леса, и бедный крестьянин, которого нужда заставила воровать дрова. Рассказчик-охотник, оказавшийся в доме лесника из-за начавшейся непогоды, становится свидетелем этого инцидента. Он наблюдает за тем, как даже во время разбушевавшейся грозы Бирюк едет в лес, чтобы поймать с поличным воришку.

Сам Бирюк тоже беден, тем более вынужден один воспитывать детей, потому что жена его бросила — убежала с «проезжим мещанином». Но для него воровство — последнее дело, поэтому он беспощадно выявляет нарушителей и готов наказывать их по справедливости.

Только где она, эта справедливость? Все в избе лесника указывает на нищету, отчего у рассказчика даже «сердце … заныло». Дети голодают, едят такой хлеб, что барин есть и не станет. Сам Бирюк недоверчив, угрюм и немногословен, искренность трудно ему дается.

И хотя охотник получает приют, а Бирюк даже готов проводить его до дома, так как «в лесу шалят», обнаружив нарушителя, такого же, как он, бедолагу, лесник становится беспощадным судьей.

Не зря автор в его характеристике использует такие сравнения: «окрестные мужики боялись как огня», «нагрянет, как снег на голову».

Слушая жалобные объяснения мужика о том, что он вынужден был воровать «с голодухи» и ему «круто приходится», Бирюк молчит, потом оправдывается тем, что и он подневольный, с него «взыщут». Тургенев мастерски показывает, как в душе героя происходит внутренняя борьба.

Он готов посочувствовать бедному мужику, вынужденному в непогоду воровать лес у барина, чтобы истопить печь и приготовить еду для голодной семьи, но «держит лицо» — оставляет нарушителя взаперти.

И только когда вконец отчаявшийся мужик называет лесника «зверем» и «душегубцем окаянным», Бирюк изменяет свое отношение.

Бедняк готов принять наказание, даже смерть, но обвинив лесника в бесчеловечности, он добивается неожиданного эффекта — Бирюк его отпустил: «одним поворотом сдернул с локтей мужика кушак», а потом схватил за шиворот, нахлобучил шапку прямо на глаза и вытолкал его в открытую дверь. Так неожиданно для всех разрешился внутренний конфликт героя: жестокость, навязанная долгом службы, уступила место сочувствию и пониманию чужой беды.

Дополнительным средством характеристики главного героя становится пейзаж. На протяжении всего развития действия бушует гроза, как будто проводя параллель с грозой в душе Бирюка. Да и сам лесник — гроза для местных крепостных крестьян.

Но совершив человеческий поступок, Бирюк испытывает освобождение от тяжести давившего его чувства долга. По закону, лесник, не поймавший вора, должен возместить стоимость срубленных деревьев. Если он не мог этого сделать, то его могли судить и даже сослать в Сибирь.

Но обвинение в бесчеловечности от своего же брата мужика становится для него тяжелее страха наказания, поэтому он отпускает вора и отдает ему лошадь.

  • «Бирюк», краткое содержание рассказа Тургенева
  • «Отцы и дети», краткое содержание по главам романа Тургенева
  • «Отцы и дети», анализ романа Ивана Сергеевича Тургенева
  • «Первая любовь», краткое содержание по главам повести Тургенева
  • «Бежин луг», анализ рассказа Ивана Сергеевича Тургенева
  • «Первая любовь», анализ повести Тургенева
  • «Рудин», краткое содержание по главам романа Тургенева
  • «Бежин луг», краткое содержание рассказа Тургенева
  • «Муму», анализ рассказа Ивана Сергеевича Тургенева
  • «Дворянское гнездо», анализ романа Ивана Сергеевича Тургенева
  • «Рудин», анализ романа Ивана Сергеевича Тургенева
  • «Певцы», анализ рассказа Ивана Сергеевича Тургенева
  • «Дворянское гнездо», краткое содержание по главам романа Тургенева
  • «Накануне», анализ романа Ивана Сергеевича Тургенева
  • «Русский язык», анализ стихотворения в прозе Тургенева
  • По произведению: «Бирюк»
  • По писателю: Тургенев Иван Сергеевич

Источник: https://goldlit.ru/turgenev/707-biriuk-analiz

Анализ рассказа "Бирюк" Тургенева | Инфошкола

«Записки охотника» появились в печати отдельными рассказами и очерками на рубеже 40-50-х годов XIX века. Толчком для начала работы над циклом была обращённая Тургеневу осенью 1846 года просьба дать материал для первого номера обновлённого журнала «Современник».

Так появился первый очерк «Хорь и Калиныч». Практически все последующие рассказы и очерки «Записок охотника» И.С.Тургенев написал за границей: он уехал в 1847 году и пробыл там три с половиной года.

  • Давайте вспомним, что такое рассказ.
  • Рассказ — это небольшое по объёму эпическое произведение, повествующее об одном или нескольких событиях из жизни человека.
  • Докажите, что «Бирюк» — рассказ.

Это произведение небольшого объёма. Здесь говорится о Бирюке, о его жизни, встрече с мужиком. В произведении мало действующих лиц…

Рассказ «Бирюк» создавался в 1847 году, а напечатан был в 1848 году.

Создавая это произведение, как и весь цикл «Записки охотника», Тургенев опирался на собственные впечатления от жизни крестьян в Орловской губернии. Один из бывших крепостных И.С.Тургенева, а впоследствии сельский учитель А.И.

Замятин вспоминал: «Бабушка и мать говорили мне, что почти все лица, упомянутые в «Записках охотника», не выдуманные, а списанные с живых людей, даже имена их настоящие: был Ермолай … был Бирюк, которого в лесу убили свои же крестьяне … »

В 1852 году рассказы были объединены автором в одну книгу и составили первое большое произведение И.С.Тургенева «Записки охотника», изданных в 1852 году.

— Ребята, а сколько рассказов включил писатель в цикл «Записки охотника»? (Дети вспоминают, что их 25.)

— «Записки охотника» — это своеобразная летопись русской крепостной деревни. Рассказы близки по тематике и идейному содержанию. Они разоблачают уродливые явления крепостничества.

Создавая картину русской действительности, Тургенев в «Записках охотника» применил своеобразный приём: ввёл в действие рассказчика-охотника. А как вы думаете, зачем?

Читатель благодаря этому может вместе с охотником, наблюдательным, умным и знающим человеком, пройти по родным полям писателя, посетить с ним деревни и сёла. Он ценит красоту и правду.

Его присутствие никого не стесняет и часто остаётся даже незамеченным. Образ охотника помогает нам глубже понять действительность, разобраться в происходящем, оценить увиденное им, понять душу народа.

Картины природы подготавливают знакомство читателя с главным героем рассказа — Бирюком.

Бирюк появляется неожиданно, автор сразу отмечает его высокую фигуру и звучный голос. Несмотря на то что первое появление Бирюка сопровождает некий романтический ореол (белая молния озарила лесника с головы до ног», «я поднял голову и при свете молнии увидел небольшую избушку…»). В жизни героя, о которой мы узнаём, нет ничего
романтического, напротив, она обыденна и даже трагична.

Найдите описание избы лесника.

«Изба лесника состояла из одной комнаты, закоптелой, низкой и пустой, без полатей и перегородок. Изорванный тулуп висел на стене. На лавке лежало одноствольное ружьё, в углу валялась груда тряпок; два больших горшка стояли возле печки.

Лучина горела на столе, печально вспыхивая и погасая. На самой середине избы висела люлька, привязанная к концу длинного шеста. Девочка погасила фонарь, присела на крошечную скамейку и начала правой рукой качать люльку, левой поправлять лучину.

Я посмотрел кругом — сердце во мне заныло: не весело войти ночью в мужицкую избу».

— О чём говорит вам это описание? (Описание обстановки избы, «закоптелой, низкой и пустой» говорит о бедности. Но среди этого бедности теплится жизнь маленьких детей героя. Безрадостная картина вызывает у читателей искреннее сочувствие Бирюку.)

— А как выглядит Бирюк? Что подчёркивает писатель в его портрете? (Высокий рост, могучие мышцы, чёрную курчавую бороду, суровое мужественное лицо, широкие брови и небольшие карие глаза.)

— Обратимся к портрету Бирюка. «Я посмотрел на него. Редко мне случалось видеть такого молодца. Он был высокого роста, плечист и сложён на славу. Из-под мокрой замашной рубашки выпукло выставлялись его могучие мышцы. Чёрная курчавая борода закрывала до половины его суровое и мужественное лицо; из-под сросшихся широких бровей смело глядели небольшие карие глаза … »

Читайте также:  Сообщение о емельяне пугачеве (доклад)

Как в этом портрете выразилось отношение рассказчика к Бирюку? (Видно, что ему нравится Бирюк своим сложением, силой, красивым, мужественным лицом, смелым взглядом, твёрдым характером, о чём говорят сросшиеся брови. Он называет его молодцом.)

— А как о нём говорят мужики? Дети приводят примеры из текста: «вязанки хворосту не даст утащить», « … нагрянет как снег на голову», -силён.. и ловок как бес … И ничем его взять нельзя: ни вином, ни деньгами; ни на какую приманку не идет».

— Почему героя зовут Бирюком? Почему он так себя ведёт с мужиками? Его зовут Бирюком, потому что он одинокий и угрюмый.
— Тургенев подчёркивает, что лесник грозный и непреклонный не потому, что чужой своему брату — мужику, он человек долга и считает себя обязанным беречь доверенное ему хозяйство: «Должность свою справляю … даром господский хлеб есть не приходится».

— Ему доверили охрану леса, и он охраняет лес хозяина, как солдат на посту.

Найдите и прочитайте описание столкновения Бирюка с мужиком. В чём причина конфликта мужика с Бирюком? На фоне какого пейзажа разворачиваются события? Как меняются крестьянин и Бирюк в кульминационной сцене? Какие чувства вызывают у автора и у нас, читателей, лесник?

Картина грозы подготавливает центральный эпизод рассказа: столкновение между Бирюком и пойманным им мужиком-вором. Читаем описание столкновения Бирюка с мужиками и выясняем причины конфликта мужика с Бирюком.

— Между какими героями происходит конфликт? Между Бирюком и мужиком, воровавшим лес.

Дети должны понять, что сцена борьбы- сначала физической, потом моральной – не только выявляет взгляды, чувства, стремления героев, но и углубляет их образы. Автор
подчёркивает, что физически мужик явно проигрывает Бирюку во время их схватки в лесу, но в дальнейшем по силе характера, внутреннему достоинству они становятся

равными друг другу. Тургенев, создавая образ мужика, запечатлел черты обнищавшего крестьянина, измождённого полуголодным существованием.

  1. Зачитаем описание мужика: «При свете фонаря я мог разглядеть его испитое, морщинистое лицо, нависшие жёлтые брови, беспокойные глаза … » Но именно такой мужик от мольбы переходит к угрозам.
  2. Чтение по ролям разговора мужика с Бирюком.

— Как Тургенев показывает, что внешний облик и внутреннее состояние крестьянина меняется? Вновь обращаемся к тексту.

Сначала мужик молчит, затем «голосом глухим и разбитым», обращаясь к леснику по имени-отчеству — Фома Кузьмич, просит отпустить, но, когда чаша его терпения переполнена, «мужик внезапно выпрямился. Глаза у него загорелись, и на лице выступила краска».

Голос мужика стал «свирепым».

Речь стала иной: вместо обрывистых фраз: «Отпусти … приказчик … разорены, во как … отпусти!» — зазвучали ясные и грозные слова: «А мне что? Всё едино — пропадать; куда я без лошади пойду? Пришиби — один конец; что с голоду, что так — всё едино. Пропадай всё».

Рассказ «Бирюк» является одним из немногих рассказов «Записок охотника», в котором затронут вопрос о крестьянском протесте. Но из-за цензурных ограничений Тургенев не мог прямо изобразить протест крестьян против крепостного права.

Поэтому гнев доведённого до отчаяния крестьянина обращён не на помещика, на которого он работает, а на его слугу-крепостного, охраняющего добро хозяина. Однако гнев этот, ставший выражением протеста, не теряет от этого силы и смысла.

Олицетворением власти крепостничества является для мужика не помещик, а Бирюк, наделённый помещиком правом охранять лес от грабежа.

Образ Бирюка в кульминационной сцене психологически углубляется, он выступает перед нами как образ трагический: в душе его идёт борьба между чувствами и принципами.

Честный человек, он при всей своей правоте чувствует и правоту крестьянина, которого в барский лес привела нищета: «Ей-богу, с голодухи … детки пищат, сам знаешь. Круто, во как приходится».

— Почему Бирюк отпускает мужика? Отпускает не из-за страха перед его угрозами: «Да, постой, недолго тебе царствовать! затянут тебе глотку, постой!», а из-за сочувствия. Бирюк видит отчаяние, которое охватывает мужика при мысли о дальнейшей судьбе.

— Сцена эта эмоциональная, напряжённая, проходит как бы под аккомпанемент дождя. Найдите в тексте подтверждения.

«Дождик начал опять накрапывать и скоро полил ручьями. С трудом добрались мы до
избы»; «дождик стучал по крыше и скользил по окнам; мы все молчали»; «бедняк потупился …Дождик всё не переставал. Я ждал, что будет».

— В конце рассказа, когда Бирюк обращается к охотнику, вновь говорится о непогоде. «Да уж я лучше вас провожу, — прибавил он, — знать, дождика-то вам не переждать… »

Какое настроение вносит в рассказ мотив непрекращающегося дождя?

— Настроение безысходности, печали.

— Согласитесь, что и картины природы углубляют смысл рассказа, показывая, что непогода — ненастье — и в душе героев рассказа, и в душе всего крепостного народа …
— Что даёт нам право говорить о сочувствии писателя народу?
— Он с любовью и состраданием описывает портрет и жилище Бирюка, видно его сочувствие и нищему мужику.
— В описании Бирюка чувствуется и уважение к нему.

— В «Записках охотника» выразилась боль писателя за русского человека, страшный враг которого — крепостное право — убивает непосильным трудом, голодом, губит болезнями, невежеством, ломает души и судьбы людей.

Источник: https://info-shkola.ru/analiz-rasskaza-biryuk-turgeneva/

Ответы Mail.ru: анализ "Бирюк" Тургенева

Я решила проанализировать произведение Ивана Сергеевича Тургенева « Бирюк ». Оно состоит из нескольких связанных между собой эпизодов, включающих описание природы и крестьянского быта. Портретные характеристики и речь героев, составляют большую развернутую картину, которая дает возможность представить нищенское существование зависимых от господ крепостных.

Создаётся вся эта атмосфера с помощью эпитетов: «огромная лиловая туча», «длинные серые облака», «по пыльной дороге», «душный жар». И олицетворений: «туча поднималась», «облака неслись», «ракиты тревожно шевелились».

Сочетания слов, рисующих быстрое наступление ненастья, также важны, так как унылые картины природы подчеркивают драматизм положения крестьян: «гроза надвигалась», «туча медленно поднималась», «неслись облака».

Своеобразие данного сюжета связано и с жанром произведения — очерком, в котором описание и повествование складываются из наблюдений рассказчика, а если вспомнить, то очерком является краткое описание жизненных событий. Говоря о композиции, можно сказать, что она линейна. Экспозиция весьма мала, практически отсутствует.

Завязка же появляется, в то время как начинает портиться погода, как бы предзнаменуя автору о лесничем, с его незавидным жизненным положением. Кульминация наступает внезапно, после окончания ливня (что вводит в заблуждение, поскольку после дождя наоборот обычно всё налаживается) — бирюк слышит глухой стук топора.

И, наконец, развязка происходит, когда Фома кричит мужику: «Убирайся к чорту с своею лошадью!» . Весьма неожиданный поворот, ведь атмосфера накалилась до предела, и чувствовалось, что без хорошей драки не обойдётся. Ан, нет. Вот он простой крепостной крестьянин – добрый малый.

Оба основных персонажа, лесник — Фома Кузьмич и пойманный им мужик, находятся в равных социальных и житейских условиях. Однако у двух людей разные жизненные позиции.

Но как бы ни поступил Бирюк, он в любом случае нарушает закон либо в отношении неприкосновенности частной собственности, либо в отношении человечности. Это социальный тупик, в котором любая правда оборачивается неправдой. Поэтому, нужна не жалостливость доброго барина, а нужно уничтожить правовое беззаконие, имя которому — крепостное право. Вот тема и проблема этого рассказа.

Оно состоит из нескольких связанных между собой эпизодов, включающих описание природы и крестьянского быта. Портретные характеристики и речь героев, составляют большую развернутую картину, которая дает возможность представить нищенское существование зависимых от господ крепостных.

Создаётся вся эта атмосфера с помощью эпитетов: «огромная лиловая туча», «длинные серые облака», «по пыльной дороге», «душный жар». И олицетворений: «туча поднималась», «облака неслись», «ракиты тревожно шевелились».

Сочетания слов, рисующих быстрое наступление ненастья, также важны, так как унылые картины природы подчеркивают драматизм положения крестьян: «гроза надвигалась», «туча медленно поднималась», «неслись облака».

Оба основных персонажа, лесник — Фома Кузьмич и пойманный им мужик, находятся в равных социальных и житейских условиях. Однако у двух людей разные жизненные позиции.

Но как бы ни поступил Бирюк, он в любом случае нарушает закон либо в отношении неприкосновенности частной собственности, либо в отношении человечности. Это социальный тупик, в котором любая правда оборачивается неправдой. Поэтому, нужна не жалостливость доброго барина, а нужно уничтожить правовое беззаконие, имя которому — крепостное право. Вот тема и проблема этого рассказа.

Оно состоит из нескольких связанных между собой эпизодов, включающих описание природы и крестьянского быта. Портретные характеристики и речь героев, составляют большую развернутую картину, которая дает возможность представить нищенское существование зависимых от господ крепостных.

Создаётся вся эта атмосфера с помощью эпитетов: «огромная лиловая туча», «длинные серые облака», «по пыльной дороге», «душный жар». И олицетворений: «туча поднималась», «облака неслись», «ракиты тревожно шевелились».

Сочетания слов, рисующих быстрое наступление ненастья, также важны, так как унылые картины природы подчеркивают драматизм положения крестьян: «гроза надвигалась», «туча медленно поднималась», «неслись облака».

Оба основных персонажа, лесник — Фома Кузьмич и пойманный им мужик, находятся в равных социальных и житейских условиях. Однако у двух людей разные жизненные позиции.

Но как бы ни поступил Бирюк, он в любом случае нарушает закон либо в отношении неприкосновенности частной собственности, либо в отношении человечности. Это социальный тупик, в котором любая правда оборачивается неправдой. Поэтому, нужна не жалостливость доброго барина, а нужно уничтожить правовое беззаконие, имя которому — крепостное право. Вот тема и проблема этого рассказа.

Вы просто напросто у каждого скопировали и вставили это!

Я решила проанализировать произведение Ивана Сергеевича Тургенева « Бирюк ». Оно состоит из нескольких связанных между собой эпизодов, включающих описание природы и крестьянского быта. Портретные характеристики и речь героев, составляют большую развернутую картину, которая дает возможность представить нищенское существование зависимых от господ крепостных.

Создаётся вся эта атмосфера с помощью эпитетов: «огромная лиловая туча», «длинные серые облака», «по пыльной дороге», «душный жар». И олицетворений: «туча поднималась», «облака неслись», «ракиты тревожно шевелились».

Сочетания слов, рисующих быстрое наступление ненастья, также важны, так как унылые картины природы подчеркивают драматизм положения крестьян: «гроза надвигалась», «туча медленно поднималась», «неслись облака».

Своеобразие данного сюжета связано и с жанром произведения — очерком, в котором описание и повествование складываются из наблюдений рассказчика, а если вспомнить, то очерком является краткое описание жизненных событий. Говоря о композиции, можно сказать, что она линейна. Экспозиция весьма мала, практически отсутствует.

Завязка же появляется, в то время как начинает портиться погода, как бы предзнаменуя автору о лесничем, с его незавидным жизненным положением. Кульминация наступает внезапно, после окончания ливня (что вводит в заблуждение, поскольку после дождя наоборот обычно всё налаживается) — бирюк слышит глухой стук топора.

И, наконец, развязка происходит, когда Фома кричит мужику: «Убирайся к чорту с своею лошадью!» . Весьма неожиданный поворот, ведь атмосфера накалилась до предела, и чувствовалось, что без хорошей драки не обойдётся. Ан, нет. Вот он простой крепостной крестьянин – добрый малый.

Оба основных персонажа, лесник — Фома Кузьмич и пойманный им мужик, находятся в равных социальных и житейских условиях. Однако у двух людей разные жизненные позиции.

Но как бы ни поступил Бирюк, он в любом случае нарушает закон либо в отношении неприкосновенности частной собственности, либо в отношении человечности. Это социальный тупик, в котором любая правда оборачивается неправдой. Поэтому, нужна не жалостливость доброго барина, а нужно уничтожить правовое беззаконие, имя которому — крепостное право. Вот тема и проблема этого рассказа.

Я решила проанализировать произведение Ивана Сергеевича Тургенева « Бирюк ». Оно состоит из нескольких связанных между собой эпизодов, включающих описание природы и крестьянского быта. Портретные характеристики и речь героев, составляют большую развернутую картину, которая дает возможность представить нищенское существование зависимых от господ крепостных.

Читайте также:  Творчество василия перова

Создаётся вся эта атмосфера с помощью эпитетов: «огромная лиловая туча», «длинные серые облака», «по пыльной дороге», «душный жар». И олицетворений: «туча поднималась», «облака неслись», «ракиты тревожно шевелились».

Сочетания слов, рисующих быстрое наступление ненастья, также важны, так как унылые картины природы подчеркивают драматизм положения крестьян: «гроза надвигалась», «туча медленно поднималась», «неслись облака».

Своеобразие данного сюжета связано и с жанром произведения — очерком, в котором описание и повествование складываются из наблюдений рассказчика, а если вспомнить, то очерком является краткое описание жизненных событий. Говоря о композиции, можно сказать, что она линейна. Экспозиция весьма мала, практически отсутствует.

Завязка же появляется, в то время как начинает портиться погода, как бы предзнаменуя автору о лесничем, с его незавидным жизненным положением. Кульминация наступает внезапно, после окончания ливня (что вводит в заблуждение, поскольку после дождя наоборот обычно всё налаживается) — бирюк слышит глухой стук топора.

И, наконец, развязка происходит, когда Фома кричит мужику: «Убирайся к чорту с своею лошадью!» . Весьма неожиданный поворот, ведь атмосфера накалилась до предела, и чувствовалось, что без хорошей драки не обойдётся. Ан, нет. Вот он простой крепостной крестьянин – добрый малый.

Оба основных персонажа, лесник — Фома Кузьмич и пойманный им мужик, находятся в равных социальных и житейских условиях. Однако у двух людей разные жизненные позиции.

Но как бы ни поступил Бирюк, он в любом случае нарушает закон либо в отношении неприкосновенности частной собственности, либо в отношении человечности. Это социальный тупик, в котором любая правда оборачивается неправдой. Поэтому, нужна не жалостливость доброго барина, а нужно уничтожить правовое беззаконие, имя которому — крепостное право. Вот тема и проблема этого рассказа.

копировать не красиво));;

Источник: https://touch.otvet.mail.ru/question/67351004

Смысл рассказа Тургенева — Бирюк

Рассказ «Бирюк» — один из многих очерков крестьянской и помещичьей жизни, так живо описанной Тургеневым в его «Охотничьих записках». Этот сборник понаделал шума в свое время, стал настоящим открытием, потрясением в России.

Главный пафос всех «Охотничьих записок» — открытие многообразия человеческих типов русской деревни. До Тургенева все воспринимали крепостных как единую, безликую человеческую массу, почти лишенную чувств и характеров.

Русский крестьянин был мертв не только для закона империи, но и для ее литературы, упивавшейся аристократической сложностью и утонченностью дворянских характеров.

И вдруг появляется писатель, для которого русский мужик так же велик, сложен, полон духовного величия, как и просвещенный городской житель. Более того, иной раз он гораздо сложнее и тоньше, чем те, кто владеет им как собственностью, как вещью, как животным и орудием труда.

Это великое произведение литературы написано не просто с огромным состраданием к народной долей, но со жгучим стыдом за дикость российской жизни – стыдом перед Европой, перед всем человечеством, перед самим собой и перед Богом, наконец.

Именно с этой мыслью создан и один из сильнейших рассказов сборника – «Бирюк».

Смысл названия Бирюк

Бирюком называли нелюдимого, хмурого человека, сторонящегося общества, жившего на отшибе, мрачного характером и вечно насупленного. Именно эту кличку дали герою рассказа, крестьянину-леснику, местные крестьяне.

Рассказчик встречается с лесником Фомой Кузьмичом, случайно заплутав в лесу. Лесник, охраняющий барские угодья, приводит барина к себе в избу – ехать на ночь глядя не стоит.

Именно здесь, в крестьянской избе начинает свои горькие размышления рассказчик.

Сюжет рассказа Бирюк

В доме царит такая нищета, что сердце ноет: «невесело войти ночью в мужицкую избу», освещенную одной лучиной. Но даже при свете убогой лучины видит охотник, что сам Бирюк – человек силы и стати необыкновенной: высокий, могучий, с живыми карими глазами и черной бородой в пол-лица. В нем чувствуется внутренняя сила, и не только физическая.

Далее охотник вникает и в прочие скорбные обстоятельства жизни Фомы-Бирюка… Жена сбежала из этой бедности с проезжим мещанином, бросив не только мужа, но и двоих малых детей – девочку лет 12-и и сына-младенца. Семья живет впроголодь, нет даже чая, чтобы барина угостить.

При этом Бирюк надзирает за огромными лесными богатствами и при желании мог бы брать мзду с браконьеров.

Но перед нами глубоко порядочный человек, словно рожденный для того, чтобы блюсти закон, не позволяя нарушать его всем прочим.

Недаром окрестные крестьяне хоть и с уважением, но злобно судачат о Фоме, его тяжелом характере, о том, что и сам не живет, и другим спуску не дает, ни одного деревца срубить не позволит. Чужая собственность, не полагается!

Что ж, разве плохо человеку блюсти закон? О том, каково это, рассказывает следующий эпизод. Натренированный слух Бирюка слышит дальний звук топора. Лесник мгновенно определяет, что где-то рубят дерево и немедленно туда отправляется – ловить браконьера.

Охотник увязывается следом. Действительно, в чаще Бирюк повязывает деревенского мужичка, пришедшего в мрачную и ветреную ночь срубить дерево. Берет его вместе с лошадью и тащит к себе в избу, чтобы утром сдать куда следует – за нарушение законов и правил.

Смысл рассказа Бирюк

Охотник все это время просит лесника отпустить мужичка, обещая заплатить. Но принцип есть принцип, а закон для всех один. Лесник неумолим.

Мужичок, понимая, сколь незавидна его участь, молит Бирюка о пощаде, жалуясь на тяжелую жизнь. И по жалкому виду крестьянина мы понимаем, что он не преувеличивает своих бедствий. Вот только лесник прощать его не намерен.

И тогда несчастный мужичок, которому нечего терять, разражается проклятиями.

Он и смерти не боится – ведь теперь у него, браконьера, отнимут единственную лошадь, на которой он приехал в барский лес. А без лошади и без того нищему семейству – смерть. И баба, и детки – все по миру пойдут.

Грозный Бирюк тоже понимает это. Нелегко ему приходится: врожденное чувство порядка вступает в жестокое противоречие с человечностью, которой полон этот суровый, неразговорчивый человек.

Да и сам он, разве не так же нищ, как этот жалкий браконьер поневоле?

Смысл финала

Тут всякий – и рассказчик, и Бирюк, и браконьер, и читатель – понимает, что законы человеческие в этой ужасной, нищей и подневольной жизни вступают в противоречие с законами божескими, христианскими.

Что как бы ни был виноват крестьянин, а другого выхода у него не было, кроме как украсть. Разве есть у него собственные лесные угодья или хоть копеечка денег, чтобы добыть дров семье? Ничего у него нет.

И вот Бирюк так же мрачно, молча отпускает мужика вместе с его лошадью.

Вот о чем этот рассказ… Он о том, что истинное преступление – не воровство чужого леса, но сам порядок вещей, при котором люди обречены на столь жалкую судьбу, на нищету и голод. Главное преступление – это закон крепостного права, противный человеческой совести, уму и сердцу.

Источник: https://kakoy-smysl.ru/meaning-book/smysl-rasskaza-turgeneva-biryuk/

1) Сборник И.С. Тургенева «Записки охотника» как цикл. Сборник И.С. Тургенева «Записки охотника» состоит из два­дцати пяти небольших прозаических произведений. По своей форме это очерки, рассказы и новеллы.

Очерки («Хорь и Кали- ныч», «Однодворец Овсяников», «Малиновая вода», «Лебедянь», «Лес и степь»), как правило, не имеют разработанного сюжета, содержат в себе портрет, параллельную характеристику не­скольких героев, картинки быта, пейзаж, зарисовки русской природы.

Рассказы («Бежин луг», «Контора», «Гамлет Щигров- ского уезда» и др.) построены на определённом, иногда очень сложном сюжете. Наконец, в манере обострённой по действию новеллы выдержаны «Ермолай и мельничиха», «Бирюк» и осо­бенно «Стучит!».

В этих произведениях сюжет основан на ост­рых и неожиданных происшествиях. Весь цикл рассказан охот­ником, который повествует о своих наблюдениях, встречах и приключениях.

Гуманность рассказчика накладывает на пове­ствование «Записок охотника» характерный для этого писателя мягкий оттенок.

«Записки охотника» — эта своеобразная «энциклопедия на­родной жизни».

В них была и тема мести угнетателям, насколько мог её коснуться писатель при Николае I, в них был и апофеоз великого жизнелюбия и талантливости русского народа, была в них и правда о недопустимо бедственном положении, с чем нельзя было больше смиряться. Эту-то правду писатель и считал «главным героем» своих «Записок охотника».

Кажется, здесь все герои порождены самой природой, её не­рушимыми законами, а не порочным обществом.

«Записки охот­ника» начинаются с «физиологической» констатации разницы между типами мужиков соседних уездов, заканчивается же цикл своего рода типами русской природы, гимном во славу её, сим­волическим рассказом «Лес и степь».

Для Тургенева природа — главная стихия, она подчиняет себе человека и формирует его внутренний мир.

Русский лес, в котором «лепечут статные оси­ны», «могучий дуб стоит, как боец, подле красивой липы», да не­обозримая степь — это главные стихии, определяющие в «Запис­ках охотника» национальные черты русского человека. Это совершенно соответствует общей тональности цикла. Подлин­ным спасением для людей оказывается природа. Если в первом очерке-прологе повествователь просил обратить внимание на мужиков, то заключительный рассказ является лирическим при­знанием автора в любви к природе.

—         Какую цель преследовал И.С. Тургенев, создавая «Записки охот­ника»? (показать незаурядность, одарённость крестьянина)

—         Что объединяет все рассказы сборника? (образ рассказчика, общая цель)

—         Кто является главным действующим лицом «Записок охотни­ка»? (люди из народной среды, не утратившие чувства собст­венного достоинства)

2)   Особенности жанра произведения И.С. Тургенева «Бирюк». Произведение «Бирюк» относится к жанру рассказа, малой фор­ме повествовательной литературы.

Рассказ — небольшое художе­ственное произведение, изображающее отдельное событие в жизни человека.

Основными признаками рассказа являются: ма­ленький объём; описание одного эпизода; характеристика одно­го события в жизни героя.

3)   Характеристика героев рассказа «Бирюк». И.С. Тургенев нашёл новый подход к мужику: писатель нашёл в жизни наро­да значительность, общенациональный смысл.

В «Записках охотника» сталкиваются и спорят друг с другом две России: официальная, крепостническая, мертвящая жизнь, с одной стороны, и народно-крестьянская, живая и поэтическая — с другой. И все герои, эту книгу населяющие, так или иначе тя­готеют к этим двум полюсам — «мёртвому» или «живому».

Изо­бражая народных героев, Тургенев тоже выходит за пределы «частных» индивидуальностей к общенациональным силам и стихиям жизни.

Тургенев умел видеть красоту души мужика, и именно эта красота была главным аргументом писателя против безобразия крепостничества.

Можно сказать, что «Записки охотника» от­крыли перед русским читателем новый мир — мир крестьян­ский.

Иван Сергеевич с большой теплотой описывает крестьян, придерживаясь своего главного принципа — достоверности изображения. Он часто рисовал с натуры, его образы имели ре­альные прототипы.

—        Назовите главных героев рассказа И.С. Тургенева «Бирюк», (рассказчик, Бирюк, мужик) Охарактеризуйте каждого из них.

—        Как живёт Бирюк? (очень бедно)

—        Как люди относились к Бирюку? (враждебно) Почему его так называли? (за нелюдимый характер)

—        Чем вызван нелюдимый характер главного героя рассказа? (образом жизни, занимаемым положением)

—        Чем вызвана озлобленность, ненависть мужика по отноше­нию к Бирюку? (отчаянием)

—        Объясните смысл финала рассказа. Как вы думаете, почему Бирюк отпустил мужика? (Бирюк пожалел мужика.)

—        Кто из героев, на ваш взгляд, стоит на более высокой нравст­венной позиции? Почему? (На более высокой нравственной позиции стоит Бирюю несмотря на то что он так же беден, как и мужик, он не может пойти против своих принципов: воровать, брать взятки и т.д.)

4) Роль пейзажа в рассказе. Пейзаж является не только фоном для развития действия произведения, но и помогает раскрыть образ жизни, характер, настроение главных героев рассказа. Жи­вой, целостный образ народной России увенчивает в книге Тур­генева природа.

Лучшие герои «Записок охотника» не просто изображаются «на фоне» природы, а выступают как продолжение её стихий: из грозовой ненастной мглы, раздираемой фосфори­ческим светом молний, появляется загадочная фигура Бирюка.

Тургенев изображает в «Записках охотника» скрытую от многих взаимную связь всего в природе: человека и реки, человека и ле­са, человека и степи. Живая Россия в «Записках охотника» дви­жется, дышит, развивается и растёт.

В тургеневском сборнике по­этизируется готовность к самопожертвованию, бескорыстной помощи человеку, попавшему в беду.

Источник: https://moitvoru.ru/index.php/home/russkaya-literatura/6049-analiz-rasskaza-i-s-turgeneva-biryuk

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]