Обман — краткое содержание рассказа лиханова

Инфоурок › Русский язык ›Презентации›Презентация по повести «Обман» А.А.Лиханова (готовимся к ЕГЭ)

Обман - краткое содержание рассказа Лиханова

Обман - краткое содержание рассказа Лиханова

Обман - краткое содержание рассказа Лиханова

Обман - краткое содержание рассказа Лиханова

Обман - краткое содержание рассказа Лиханова

Обман - краткое содержание рассказа Лиханова

Обман - краткое содержание рассказа Лиханова

Обман - краткое содержание рассказа Лиханова

Обман - краткое содержание рассказа Лиханова

Обман - краткое содержание рассказа Лиханова

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

Повесть «Обман» А.А.Лиханова Готовимся к сочинению ЕГЭ по русскому языку

2 слайд Описание слайда:

Познакомимся с биографией А.А.Лиханова

3 слайд Описание слайда:

Альберт Анатольевич Лиханов  (р. 13 сентября 1935) — советский, затем российский детский и юношеский писатель, общественный деятель. Президент Международной ассоциации детских фондов, председатель Российского детского фонда, директор Научно-исследовательского института детства.

4 слайд Описание слайда:

Академик Российской академии образования (2001), академик Российской академии естественных наук (1993), почётный профессор Вятского государственного педагогического университета (1995) (ныне Вятский государственный гуманитарный университет), почётный профессор Белгородского государственного университета (2001), почётный доктор Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов (2007), почётный доктор Тюменского государственного университета (2006), почётный доктор Японского университета «Сока», Токио (2008), почётный профессор Московского государственного педагогического института (2008), почётный доктор Уральского государственного университета (2009), почётный доктор Санкт-Петербургского Государственного педагогического университета имени А.И. Герцена (2015), почётный профессор Московского гуманитарного университета (2015).

5 слайд Описание слайда:

Альберт Лиханов родился в Кирове, там окончил школу, уехал в Свердловск, где в 1958 году окончил отделение журналистики Уральского государственного университета. Вернувшись в Киров, начал работать литсотрудником газеты «Кировская правда».

Главный редактор газеты «Комсомольское племя» в Кирове (1961—1964).

На два года уехал в Западную Сибирь, где работал собственным корреспондентом газеты «Комсомольская правда» в Новосибирске (1964—1966), что в дальнейшем нашло отражение в повести «Паводок».

6 слайд Описание слайда:

Ещё в Кирове он пробует себя в литературе, первый рассказ «Шагреневая кожа» (1962) был опубликован в журнале «Юность». Почти одновременно он становится участником IV Всесоюзного совещания молодых писателей в семинаре классика детской литературы Льва Кассиля.

Позже Альберта Лиханова приглашают на работу в Москву. Потом он становится многолетним сотрудником популярного молодёжного журнала «Смена» — сначала ответственным секретарём, а затем, тринадцать с лишним лет — главным редактором. В эти годы к нему приходит литературная известность.

Одну за другой «Юность» печатает его повести.

7 слайд Описание слайда:

Кто же главный герой повести «Обман»? Главный герой повести – тринадцатилетний Серёжа Воробьев. Он живет вместе со своей мамой Анной Петровной, которая работает диктором на радио. Серёжа увлекается конструированием моделей самолетов и мечтает стать летчиком. Отец Серёжи, по рассказам мамы, был летчиком-испытателем. Он трагически погиб.

8 слайд Описание слайда:

Какие проблемы затрагивает А.Лиханов в данной повести?

9 слайд Описание слайда:

1.Проблема становления подростка, его взаимоотношений со взрослыми. 2.Проблема допустимости обмана в человеческих отношениях. 3.Проблема выбора нравственных ориентиров на жизненном пути. 4.Проблема ответственности за близких людей. 5.Проблема одиночества ребенка, оставшегося без мамы.

10 слайд Описание слайда:

На какие вопросы попытаемся ответить вместе с автором? 1.Могут ли взрослые понять внутренний мир подростка, помочь ему разобраться в себе? 2.

Допустим ли обман в отношениях между людьми? Может ли быть обман «благородным»? Оправдывают ли его какие-либо обстоятельства? 3.Какие нравственные принципы должны лечь в основу жизненной позиции подростка? Можно ли жить, обманывая себя и других? 4.

Должны ли мы нести отвественность за близких нам людей? 5.Как ребенку (подростку) справиться с потерей близкого человека, как перенести эту боль?

11 слайд Описание слайда:

Сережа очень любит маму, между ними царит взаимопонимание. Мальчик справляется со своей детской обидой, когда узнает о решении мамы выйти замуж.

Он желает маме счастья и понимает, что не имеет права принимать решение за нее. Сережа прислушивается к мудрым советам своей одноклассницы: «Зачем маме замуж? Для счастья. Разве не ясно? У нее должен быть муж.

Защита и опора. Ты, конечно, защита, но не опора. Вырастешь. Будешь и опорой».

12 слайд Описание слайда:

После смерти мамы Сережа узнает об ее тайне: его отец не был летчиком, он не погиб, он просто оставил маму с Сережей. Мальчик поначалу не может понять мамин обман. Однако встреча с родным отцом, присылаемые им деньги не радуют Серёжу. Он очень переживает из-за этого. Смерть мамы – огромная потеря для Сережи. Его сыновняя любовь пересиливает все обиды, и мамин обман Сережа начинает понимать.

13 слайд Описание слайда:

Каким же должен быть характер взаимоотношений между взрослыми и детьми? «Мысли у Сережи совсем не мальчишечьи. И разве их передашь? Если бы взрослые лучше детей видели! Внимательнее на них смотрели! Не просто, как взрослые на детей, а как взрослые на маленьких взрослых. Как равные на равных, как мужчины на будущих мужчин и как женщины на будущих женщин…»

14 слайд Описание слайда:

Обман в жизни мальчика 1.Серёжа столкнулся с маминым обманом, который он попытался понять, но не принял его. 2.Серёжу обманул отчим Никодим, который после смерти жены отказался от усыновления Сережи и разменял с ним общую жилплощадь. 3.Сережа сам встал на путь обмана, когда украл деньги.

15 слайд Описание слайда:

«Что ж, думает Сережа, пусть так и остается? Этот мамин обман? Пусть отец его считается погибшим летчиком? Но где его могила? Где его фотографии? Так и жить, представляя вместо отца то Гагарина, то Чкалова, то неизвестных летчиков в высотных костюмах? Нет, это невозможно. Нельзя всю жизнь врать – себе, своим товарищам, потом, когда станет взрослым, детям своим».

16 слайд Описание слайда:

Почему Сережа украл деньги из кассы буфета? Что подтолкнуло его к этому? Пораженный подлостью, мелочностью, слабостью Никодима, Сережа решил вернуть отчиму деньги, которые тот «доплатил» за комнату, которую после размена новой двухкомнатной квартиры (ее дали маме Сережи незадолго до ее смерти) получил подросток. Сережа искал 300 рублей, чтобы отдать их отчиму сразу и прекратить с ним все отношения. Из кассы буфета Сережа украл 29 рублей 60 копеек, больше там ничего не оказалось. Что чувствовал Сережа после кражи? Как переживал это?

17 слайд Описание слайда:

«Украл! — шепчет он. И повторяет с ужасом: — Украл! То, что встряхнуло его, наполняет тело холодом, обрывает сердце, швыряет вниз, в бездонную глубину. Низость! Мерзость! Подлость! Он вор! Только в кино гангстеры хладнокровны и великолепны, в самом же деле это мерзко, гадко… Сережа думает о маме. Боже! Ведь он это делал, помня о ней. Как бы мстя за нее».

18 слайд Описание слайда:

«Про маму ему думать всегда хорошо. Только вот… Зачем она обманула? Разве можно обмануть для пользы дела? Для справедливости? Вот он лжет сейчас, весь изоврался, обманывает, так ведь это для того, чтобы скрыть подлое…Благородного обмана не бывает».

19 слайд Описание слайда:

Нравственные ориентиры Сережи «Его обман другой. Его нельзя таить. Этот обман не может существовать всегда. Потому что, обманув раз, можно обмануть и два. Можно сделать всю жизнь сплошным обманом. Врать про отца, выдуманного героя. Врать про себя, про свою порядочность и честность».

20 слайд Описание слайда:

Рядом с героем есть понимающие его люди «Ты вот зря скис! Зря на такой шаг пошел, озлобясь! Я понимаю, ненависть тебя захлестнула, но ты не маленький, должен знать: не все люди добрые. Да и не должны быть все! Добро ведь только рядом со злом разглядеть можно.

И отчаиваться нельзя. Тебе жить да жить…Привыкай к тому, что встретишься с дрянью не раз. От дряни не киснуть надо, не отчаиваться — воевать с ней!» Сережу понимает летчик Доронин, который протягивает ему руку помощи даже после того, как Сережу осудили условно.

Читайте также:  Сочинение доброта и жестокость

21 слайд Описание слайда:

«Раз меня осудили условно, это значит поставили условия. Словно в задаче, — задумчиво размышляет Сережа, — даны условия, надо найти ответ. Вот я и не хочу, — он оглядывает всех внимательно, — не хочу, чтобы этот нашли вы. Хочу сам…»

22 слайд Описание слайда:

Сформулируйте авторскую позицию по затронутым проблемам.

Скрыть

Важно! Узнайте, чем закончилась проверка учебного центра «Инфоурок»?

Общая информация

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Источник: https://infourok.ru/prezentaciya-po-povesti-obman-aalihanova-gotovimsya-k-ege-1063552.html

Рецензии на книгу «Обман» Альберт Лиханов

У меня, кажется, серьезно сместился центр внимания при чтении этой повести. И по названию, и по аннотации выходит, что главное в произведении ¬– совершенный Сережей обман, вышедший за рамки морально-этических норм и расценивающийся уже как преступление.

Но тот ли обман имел в виду автор, назвав так повесть? Может, речь шла об изначальном обмане про героя-летчика? Про почти обретенного законного отца? Про найденного таинственного отправителя переводов? Про «справедливый» и «гуманный» раздел квартиры? Про двойные критерии Литературы, которая должна вроде бы учить детей доброму и вечному, но за стенами школы превращается в мать, для которой счастье и покой любимого великовозрастного сыночка становится единственным критерием справедливости? Про тот обман, который, поучается, опутывал своими сетями Сережу всегда и везде, потому что на каждой странице практически была ложь, сплошная ложь. Но Сережа еще только начинает жить, и потому для него не было очевидно, как для меня, что некоторые основополагающие принципы жизни окажутся мифами, которые взрослые люди придумывают для себя и для окружающих, чтобы проще было жить. Чтобы вообще МОЖНО было как-то жить (это я и про Сережину маму, и про балагура дядю Ваню, и про осветителя Андрона…).

Я не уверена, что так уж Сергей был виноват в своем проступке – по моему убеждению, за поступки ребенка во многом отвечают родители и окружающие его взрослые.

Хотя, конечно, Сергея не оправдываю – если ты гордый такой, так ЧЕСТНО реши свою проблему… Но это все так, сопутствующие мысли, попытка понять, почему все-таки «Обман»… Сильнее всего меня потрясло то несчастье, которое обрушилось на Сергея.

И то, что никто не смог помочь ему это как-то пережить (хотя и пытались, по-своему).

Мне кажется именно это самым страшным: ребенок, переживший такое горе, оказывается еще и беззащитным в этом жестоком «правильном» мире взрослых, вынужден зарабатывать на жизнь вместо того, чтобы учиться (в советское-то время?!?), беззастенчиво обирается каким-то левым дядькой и учительницей, г-н Авдеев по закону чист и не обременен никакими обязательствами…

судить людей нетрудно, важно их понять…

Я честно пытаюсь понять. У них у всех свои обстоятельства жизни – не всем же, в самом деле, быть безупречными героями. Но как-то вот не могу принять, что Сергей расплачивается уже с детства за грехи взрослых… Страшно, гадко, грязно это все… И концовка для меня не сделала мир этой книги светлее – я не верю в возможность такого поворота событий.

Опять вечная сказка про героических летчиков (поясню на всякий случай – я не против летчиков, а против вот это сказки, с которой все началось и которой все заканчивается)… Чем другие-то профессии хуже (вот всегда меня это бесило, но это уже другая история). И почему эта книга для детей? Ее можно и нужно читать взрослым.

Может, тогда хоть одной детской слезой станет меньше, хоть одной не замаранной ложью, СБЫВШЕЙСЯ детской мечтой больше.

…Свалили все свои неразрешенные взрослые проблемы на мальчишку – ты уже, типа, взрослый, давай, парень, крепись, лампочки меня, портвейном боль утоляй… А жить ему как и когда??? Одна из самый тяжелых и страшных книг, что мне читать доводилось… Но, наверное, и одна из самых нужных…

Пусть была бы она несчастливая, только жила! Жила, а не умирала!

Наверное, и «она» (о ком эти строки) согласилась бы. Мне хочется верить, что согласилась бы, если бы у нее был выбор…

Источник: https://topliba.com/books/570572/reviews

Читать онлайн "Обман" автора Лиханов Альберт — RuLit — Страница 1

Часть первая

Оранжевый самолет

Оркестр заиграл туш, духовики из музыкального кружка весело раздували розовые щеки. Кто-то ткнул Сережку в бок, кто-то шлепнул по плечу – он покрылся испариной, только кончик носа почему-то мерз, – вскочил, отбросил со лба светлую челку и побежал к сцене.

Сережка бежал вдоль рядов, и на него все смотрели. И от музыки, играющей в честь его, и от аплодисментов, и от яркого сияния многоярусной люстры он как бы потерял себя, не чувствуя ни рук, ни ног, ни тела. Он словно летел туда, к сцене, и полет этот был бесконечным, медленным, тягучим…

Потом он оказался в слепящем свете рамп. Растерянно топтался на виду у всех. Со страхом, как в пропасть, смотрел в зал, шевелящийся и возбужденный. Оборачивался на президиум, в котором о чем-то шептались.

– Главный приз, – наконец сказал конопатый судья, – вручается Сергею Воробьеву, установившему абсолютный рекорд. Его модель самолета с бензиновым моторчиком, подхваченная воздушными потоками, пролетела сто девятнадцать километров! Приз и ценный подарок – именные часы вручает Герой Советского Союза, пилот первого класса Юрий Петрович Доронин.

  • Аплодисменты загрохотали, как канонада, высокий, толстоносый Доронин протянул Сереже широкую и грубую ладонь, сказал в шуме: «Поздравляю» – и начал давать ему одну за одной кучу грамот – за первое место среди юношей, среди взрослых, от комсомола, за абсолютный рекорд и еще, еще какие-то, и с каждой грамотой в зале нарастал добродушный смешок, а когда Герой положил прямо в блестящий кубок коробочку с часами, потому что руки у Сережи уже были заняты многими наградами, зал захохотал.
  • Доронин поднял руку, и стало тихо.
  • Так тихо, что Сережа слышал тоненький звон висюлек в многоярусной, похожей на пирожное люстре.

– Ребята! – сказал летчик. – Это знаменитый самолет! – Он поднял вверх оранжевую модель с перебитым крылом, Сережину победу, абсолютный рекорд. – Его нашли колхозники в лесу за много километров от старта. – Он повернулся к Сереже.

 – Мне сказали, что Сергей Воробьев мечтает стать летчиком. Я уверен, он станет им, потому что во всяком стремлении должны быть вера и воля. Сегодня мы празднуем первую Сережину победу. Придет время, и у него и у вас будут победы поважнее.

Стремитесь же к ним!

Сережа бежал обратно, и снова грохали аплодисменты, отмечая самый радостный день в его жизни.

Голова немножко кружилась.

Слава! Фу ты, он ее и не ждал. И не готовился вовсе – она обрушилась, как шквал, как ураган, как ливень.

Читайте также:  Горящий светильник - краткое содержание романа о. генри

Впрочем, какая это слава? Случайность! Выигрыш по лотерее! Ведь любую модель могли подхватить эти невидимые, стремительные восходящие потоки, прилепить потом, как марку к открытке, к густому, кудреватому облаку с золотистыми краями! И привет горячий! Не страшно, что кончится горючее, что остановится мотор… В общем, просто выигрыш – слава бывает не такой, слава – это же когда ты сам, сам что-то делаешь… Вот если бы быть там, в модели, если бы управлять ею хотя бы с земли, по радио, тогда другой разговор. А тут… Крутанули колесо, развернули билетик – вам, гражданин, часы, и кубок, и стопка грамот.

– По-моему, ты уже зазнался, – говорит Галка Васина, Васька попросту, – уже рисуешься!

Она идет в метре от Сережи – он ее всю разглядеть может; черная коса на плече лежит, а когда Васька поворачивается, глаза ее – два черных выстрела.

– Слово самурая! – смеется Сережа. – Знаешь, на каждую модель мы наклеиваем табличку: при нахождении просим вернуть туда-то и туда-то, но, клянусь, никто не думает, что наклейка пригодится.

– А все-таки приклеиваете? – не верит она.

– По правилам так положено! – говорит Сережа.

Он разглядывает удивленно свой оранжевый самолет, отмочивший такой номер, и сам себе не верит.

Когда модель ушла под облако, как водится, стартовал спортивный самолет. Он должен был преследовать ее и преследовал, пока, делая какой-то маневр, не потерял из виду. Сережа жутко расстроился – ведь он выбыл из соревнований, но через неделю оранжевую модель привез шофер грузовушки. Он сказал, что модель ему дали в сельсовете, и назвал село. Сто девятнадцать километров!

И вот теперь Сережа нес свою птицу с переломанным крылом, разглядывал ее удивленно.

– Вот Доронин! – говорит Сережа восхищенно. – Это да! Человек! Вражеский самолет таранил.

– И все-таки у твоего Доронина, – спорит Васька, – славы меньше, чем у той же Дорониной, у артистки. – Она улыбается. – Ты прямо смешной! Времена другие!

Другие, соглашается про себя Сережа. Ведь этот герой Доронин теперь на «кукурузнике» летает, на четырехкрыл ой этажерке. А когда-то немцев таранил! Но с Васькой он спорит:

– Допустим! Все, допустим, относительно! Но тогда нельзя так спорить! Ведь в ответ я скажу, что твою Доронину не сравнить с Гагариным.

  1. – К старости, – Галины глаза рассматривают Сережу, – ты, наверное, станешь жутким сухарем, – она машет ладонью, – и уж, конечно, будешь технарем!
  2. – Буду, – смеется Сережа, – для авиации гуманитарного образования маловато.
  3. Он кивает Ваське и бежит к дому.

Сережа вшагивает в комнату, и его сразу оглушает самодельная музыка:

– Труу-ру-ру-ру-ру! Ру-ру-ру-ру! Труу-руу-у-у-у!

Мама трубит в свернутый журнал. Олег Андреевич играет на расческе, тетя Нина стучит ложками по блюду.

  • Сережу слепит крахмальная скатерть, золотистая пробка на толстой бутыли.
  • – Итак, – говорит Олег Андреевич, – торжественный банкет считаю открытым!
  • Он в милицейском мундире, на погонах – майорские звезды.
  • Сережа кладет на пол свою замечательную модель, гости разглядывают грамоты, часы, кубок.

– За удачу, – говорит Олег Андреевич. – За чемпиона!

Пробка жахает в потолок, шампанское гибкой струей выливается из горлышка.

Сереже наливают тоже – самую капельку на дне. Сережа смакует сладкую шипящую водицу, похожую на компот, крутит завод у первых своих часов, надевает на руку, сверяет время у Олега Андреевича, радио включает – пора.

Источник: https://www.rulit.me/books/obman-read-134858-1.html

Новая книга Альберта Лиханова расскажет историю любви в концлагере

Альберт Лиханов. Непрощенная. — М.: Издательский, образовательный и культурный центр «Детство. Отрочество. Юность», 2013.

У Альберта Лиханова много почетных званий.

Он Академик Российской академии образования, академик Российской академии естественных наук, почетный доктор Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов, почетный доктор Японского университета «Сока» в Токио, почетный профессор Московского государственного педагогического института и т. д. Кроме того, он является президентом Международной ассоциации детских фондов и председателем Российского детского фонда.

За всеми этими громкими титулами порой как-то забывается, что Альберт Лиханов — прежде всего писатель, книги которого о детях и подростках (я хорошо это помню) в свое время вызывали живейший читательский интерес и были очень популярны.

Из последних самых удачных его маленьких романов стоит, наверное, назвать «Мальчик, которому не больно» и «Девочка, которой все равно» (2009). Еще один маленький роман под названием «Непрощенная» вышел уже в этом году и своеобразно продолжает цикл романов о разных судьбах и разных характерах русских подростков.

Роман «Непрощенная» — самый трагический в этом цикле. Тем более что он основан на реальной истории Алёны Сергеевны Никишиной, памяти которой и посвящен роман.

Судьба красивой деревенской девочки, проведшей, в общем-то, счастливое детство в деревне, но затем втянутой в круговорот войны, кому-то может показаться слишком экзотической, поскольку в ней описана любовь русской 16-летней девушки и немца Вилли, погибающего на фронте.

На самом деле мы даже не представляем себе, сколько таких если не «любовей», то связей было во время войны! Война войной, патриотизм патриотизмом, но и здесь мужчины остаются мужчинами, а женщины женщинами, и природа сильнее нас, тем более сильнее любой идеологии, советской или нацистской Юной девушкой Алёна попадает в концлагерь, где теряет мать и становится полной сиротой.

В нее совершенно искренне влюбляется немец Вилли, который предлагает ей не просто случайную связь (на что у него есть все права завоевателя), но, как говорили в старину, руку и сердце. Он хочет именно жениться на ней, будучи сам парнем из деревни, из фермерской семьи.

С одной стороны, у Алёны нет выбора (иначе — смерть), с другой (и это довольно дерзкий поворот в истории со стороны автора) в самой Алёне вспыхивает любовь, особенно после того, как она понимает, что она беременна.

Любовь Алёны и Вилли описана Альбертом Лихановым без нажима, так сказать, «акварельно», как «акварельно» написан и весь роман, из которого другой автор, возможно, стал бы «выжимать» для читателя более сильные и острые эмоции.

Но такова лихановская манера: он не стремится к непрерывному «катарсису» и не пытается задушить своего читателя слезами. Он рассказывает правдивую историю ровным и спокойным тоном. Но за этим тоном не скрывает своего отношения к героям. Понятно, что Алёна с ее несчастной судьбой ему симпатична.

Но ему симпатичен и Вилли, с его нежностью, с его пониманием, что он сам заложник этой войны.

Если Алёну считают предательницей и «немецкой подстилкой» ее соотечественники в лагере, то над Вилли уже смеются его немецкие товарищи: слюнтяй, влюбился в русскую и еще и хочет на ней официально жениться! Для обоих героев любовь становится душевным испытанием, которое оба проходят с честью.

Вилли погиб. Алёна после войны прошла фильтрационный лагерь и вернулась в родную деревню, где ее поначалу встречают не слишком приветливо.

Тем не менее роман имеет если не счастливый, то светлый конец. Живая жизнь побеждает весь мусор социальных и национальных предрассудков. И это тоже в манере Альберта Лиханова.

Читайте также:  Анализ стихотворения работа брюсова

Источник: https://rg.ru/2013/10/11/kniga.html

Сочинение по повести А. Лиханова “Чистые камушки”

И я просто уверен, что книги Альберта Лиханова помогли многим людям. Именно людям  – и детям, и взрослым. Конечно большинство его произведений напечатано и вышло давно, и дети, которые читали тогда его книги, сейчас уже взрослые.

А нравственные уроки, извлеченные ими из книг, некоторым, возможно пригодились в их взрослой жизни. несомненно, эти книги помогают одинаково и взрослым, и детям, но некоторые не понимают или не хотят их принимать, и это плохо скажется на их жизни.

Ведь, как говорится: “Дурак учится на своих ошибках, а умный на ошибках дурака”

В наше время книги А.А. Лиханова также актуальны и представляют собой эдакие “лайфпаки” для нынешних детей всех возрастов. Когда дети повзрослеют, они вспомнят, как им помогла книга Лиханова в той или иной жизненной ситуации и посоветуют своим детям прочесть своим детям, а те своим…

Поэтому книги Альберта Лиханова сейчас крайне важны, ведь именно сейчас дети под влиянием обстоятельств и интернета очень рано взрослеют, но не понимают, а чем же настоящая ценность жизни, для чего мы живем. Мне кажется, что вникая в содержание повестей Лиханова, можно ответить себе на этот вопрос.

Из всех произведений Лиханова, прочитанных мною, самое сильное влияние на меня оказала повесть “Чистые камушки” В ней поднимаются вопросы добра и зла, чести и благополучия, “честных и “нечестных” денег.

Сюжет повести разворачивается в послевоенные годы. Сначала в жизни Михаськи наступает светлая полоса: война кончилась, отец живым вернулся с войны, все уважают его отца, и мальчик безмерно горд этим. Отец устраивается на работу и подрабатывает на дому.

Но вот жизнь начинает меняться. Началось это со встречи с инвалидом войны на улице, знакомым его отца, с которым он решил не пересекаться. И тут у Михаськи появились первые подозрения в правоте отца. Дальше больше: отец хотел жить “по-человечески”. Он хотел свой иметь свой дом, но не простой домик, а большой и просторный дом.

Вроде, нормальное желание, но для этого нужно было брать деньги за пайку старого таза с бабушки Ивановны, воспитывающей внучек-сирот, отец которых погиб на фронте. Семья Ивановны жила бедно, и Михаська, как никто иной, знал это, знал, как тяжело живется бабушке Ивановне и ее внучкам Кате и Лизе после гибели отца и смерти матери.

То, что отец взял с них деньги, больно ударило по совести мальчика, а отец не захотел его понять. Потом стало еще хуже. Отец устроил мать работать продавщицей в коммерческий магазин. Когда сын пришел покупать конфеты, она отнеслась к нему как к обычному покупателю.

Это Михаську не только сильно расстроило, но и заставило задуматься.

Через некоторое время вообще произошло страшное: ему пришлось подраться с лучшим другом Сашкой из-за того, что тот сказал: мать Михаськи-спекулянтка и торгует конфетами на базаре. Когда сын спросил, правда ли это, мама ответила:”Нет!”

Вскоре семья Михаськи стала жить хорошо. Каждый день на столе была хорошая еда. Отец по-прежнему копил на дом, но неспокойно было на душе у Михаськи. Его лучший друг Сашка по-прежнему с ним не разговаривал и стал у  злого Савватия “шестеркой” за кусок хлеба.

Однажды, Савватей пришел со своей стаей в школу за Сашкой. Спичкой он испортил у Михаськи новую куртку с начёсом. Михаська камнем прогнал их. Однако Сашка всё равно ушёл за Шакалом.

Не испугавшись, Михаська отправился отбивать Сашку у Савватея. Это был смелый поступок: ведь даже взрослые не решались связываться с Савватеем и его бандой.

Единственным, кто пошёл против Савватея был учитель математики и физкультуры Иван Алексеевич.

Михаська догнал Савватея и потребовал, чтобы тот отпустил Сашку. В ответ Савватей предложил Сашку выкупить, но не деньгами, а храбростью. А если струсит Михаська, то и сам станет «шестеркой» у  Савватея.

Проверка храбрости заключалась в том, что нужно было пройти мимо двух немецких овчарок. Михаська исхитрился выполнить это, хотя и был покусан.

Тем не менее, Сашку он отбил! Расплатой стали ежедневные уколы от бешенства.

Затем отец вернулся, привезя с собой много денег, которые он, будьто бы, выручил от продажи картошки.

Однако впоследствии Михаська узнал, что отец затребовал пятьсот рублей с хозяйки овчарок, покусавших сына. В противном случае отец угрожал судом.

Это сильно огорчило Михаську, и он вскрыв комод, забрал эти деньги. Вместе с Катькой, Лизой и Сашкой они купили на них тридцать пять порций мороженого и съели их.

У Михаськи появилась мысль уйти из дома. Отец был напуган арестом Зальцера. А утром пришла Ивановна и сообщила, что на базаре попалась Катька. Оказалось, что мать уговорила Катьку торговать на базаре конфетами вместо нее, так самой ей было стыдно перед Михаськой. Несмотря на просьбы Ивановны отец трусливо отказался заступиться за Катьку. Теперь Михаська точно решил уйти и убежал из дома.

Убежав, Михаська решил инсценировать свою смерть. Для этого он оставил на берегу свою одежду, чтобы думали, будь-то он утонул, а сам, переодевшись в другую, пошел прочь. Когда начало смеркаться, Михаське стало страшно, но он запрещал себе думать о доме. Однако, поразмыслив, он вспомнил о маме, подумал, как плохо ей будет. Это заставило его повернуть обратно.

Он долго бежал и уже под вечер оказался в знакомых местах. Взглянув на берег, он сначала увидел отца, затем мать. Она же увидев Михаську, сразу побежала к нему, затем долго и крепко его обнимала. Он даже слышал, как  стучит её сердце.

Затем он подошёл к отцу. Он испытывал к нему одну жалость. Жалел этого взрослого и глупого, как ему казалось, человека. Михаська шёл и радовался. Радовался, потому что понял, что он повзрослел.

Взрослость позволила снять «розовые очки» и взглянуть на мир по-другому. По-взрослому.

Именно об этом шла речь в повести. О самом главном — о взрослении. Она показывает, что ребенок может повзрослеть в любой момент. А чтобы это произошло по-настоящему, судьба подкидывает испытания. И проходить эти испытания не обязательно по-тихому или с боем. Их нужно просто-напросто понять. Ведь человек взрослеет, когда начинает понимать мир, в котором живет.

Михаська же прошёл испытания судьобы и понял их суть. Это и помогло ему в конце повести осознать, что он уже взрослый. Осознал, когда по-новому взглянул на мир, на родителей, на друзей. Он смог простить отца. Порадовался своему взрослению.

Читая книгу, ребенок может понять, что в его жизни не всё так плохо, как он мог себе нафантазировать. Бывают и более серьёзные проблемы. А если маленький человек слишком рано решил, что уже повзрослел, книга поможет ему доказать обратное и встать на путь истинного взросления.

Вот так повесть «Чистые камушки» и учит любого, читающего её, ребенка правильно взрослеть…

Источник: https://NauchnieStati.ru/bank/primery/sochinenie-po-povesti-a-lihanova-chistye-kamushki/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]